Анатоль Курагин – характеристика князя в романе Война и мир

Анатоль Курагин

Анатоль Курагин в романе “Война и мир” – тот персонаж, который является противоположностью Андрея Болконского и Пьера Безухова. Его жизнь легкая и яркая, похожая на непрекращающийся праздник: женщины, игры, развлечения, кутёж. За бесцельное прожигание жизни и сломанные судьбы автор “наказывает” героя справедливо и ужасно – ему ампутируют ногу после Бородинского сражения, позже он умирает.

Семья и воспитание Анатоля Курагина

Отец Анатоля – князь Василий, хитрый и расчётливый человек. Его моральное “наследство” передаётся всем троим детям. Удивительно красивый молодой юноша имеет пустую, безнравственную натуру. Он глупый и поверхностный человек, не имеет целей, ни к чему не стремится, не уважает чувств других людей. Отсутствие настоящей человеческой теплоты, поддержки и любви в семье привело к тому, что Анатоль не умеет любить, он не привязывается к женщинам, они служат средством для развлечения. За ним числится множество разбитых сердец и судеб. Молодой человек воспитывался за границей, в том числе в Париже. Однако аристократическое воспитание и образование не помогло бестолковому сыну князя Василия – он постоянно попадает в неприятности, из которых отец вытаскивает чадо, оплачивает его долги, спасает репутацию.

Анатоль и Элен, его сестра, абсолютно одинаковы в плане нравственных принципов: они добиваются своих целей любыми средствами. Такие люди не созданы для семьи, у них нет детей, автор не даёт продолжения их жизням в потомках.

Характеристика героя

Анатоль отличается безупречной внешностью и фигурой, он удивительно красив. Не смотря на то, что герой не отличается особым умом, он в совершенстве владеет наукой соблазнения. Важно отметить тот факт, что автор многократно упоминает в различных эпизодах особенную красоту молодого человека. Как известно любимые персонажи у Л. Н. Толстого имеют непривлекательную внешность, их красота – в душевных качествах, в моральной позиции. Привлекательная внешность Анатоля ни что иное как контраст с его внутренним миром, пустым и чёрствым. Любовь – чувство, которое Анатоль никогда не испытывал, в этом смысле он нравственный инвалид.

Для героя флирт и ухаживания за девушками такая же игра, как и карты – результат может быть разным, Анатоль увлечён самим процессом. Молодые неопытные девушки влюбляются в него с первого взгляда, в их число попала и наивная Наташа Ростова. К счастью, Марья Дмитриевна узнаёт о том, что Наташа решила сбежать с Анатолем (который, как выясняется, скрывает то, что он женат на полячке) и спасает девушку от позора. Анатоль вынужден уехать из Москвы, расставание с Наташей он переносит легко.

Лучший друг Анатоля Курагина – Долохов, он всегда поддерживает товарища в кутежах, пьянках и драках. Анатоль, по замечанию автора, не просто “дурень”, а буйный, “беспокойный” дурак. Будучи в подпитии, он стремится к разрушению – ломает вещи, бьёт стёкла, лезет в драку. Характеристика героя такова: “Он не пропускал ни одного кутежа у Долохова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света…”. В Петербурге Анатоль славился теми же “подвигами” и имеет репутацию прославленного повесы и кутилы. Природа не наградила его умением вести красноречивые разговоры, петь, танцевать, ему чуждо искусство. Анатоль влюблён в собственную персону, самодовольство и самолюбование особенно свойственны его натуре.

Жизненные принципы и судьба Анатоля Курагина

Твёрдых жизненных принципов у героя нет: он наслаждается жизнью, сплошным весельем, отсутствием ответственности перед кем бы то ни было. Именно это служит причиной того, что Анатоль доволен жизнью, он не печалится о прошлом и не беспокоится о будущем… Герой абсолютно уверен, что он хороший, добрый человек: “в душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и с спокойной совестью высоко носит голову…”. Ему не свойственно стремление к самопознанию, раскаяние или самобичевание. Он просто живёт подобно любому эгоисту, переступая через чувства окружающих.

Анатоль Курагин

Анатоль Курагин. Актер В. Лановой. Х/ф «Война и Мир». 1967

Анатоль Курагин – персонаж второго плана романа «Война и Мир», офицер, красавец и ловелас. Это яркий и показательный образ, на фоне которого раскрываются характеры других героев, связанных с ним сюжетной линией. Основные черты Анатоля – глупость, распущенность, полное отсутствие нравственности. Его прототипом стал Анатолий Львович Шостак, который безмерно раздражал писателя своими ухаживаниями за сестрой его жены, Татьяной Берс.

Описание героя

Внешность Анатоля Курагина

У Льва Николаевича Толстого есть одна особенность – всех красивых персонажей он описывает очень кратко, не вдаваясь в подробности. И, наоборот, чем некрасивее герой – тем детальнее его описание. Возможно, это связано с тем, что красивые люди имеют более-менее схожие черты лица, которые можно назвать классическими. Так или иначе, при знакомстве с красавцем Анатолем Курагиным читатель узнает лишь то, что он «мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом», у него «прекрасные большие глаза». То, что он действительно красив, становится понятно по реакции, которую он вызывает у других персонажей. При встрече с ним обычно слышится восклицание «Как хорош!».

Биография

Отец Анатоля – крупный министерский чиновник, князь Василий Курагин. Кроме Анатоля, у него есть еще двое детей – Ипполит и Элен. В свое время, решив, что «тамошнее воспитание гораздо лучше нашего», Анатоль получил образование во Франции, и до сих пор в его речи вместо русских преобладают французские слова.

В биографии Анатоля был момент, который вызывал множество перетолков, но о котором старались не говорить вслух. Дело касалось его отношений с родной сестрой Элен. «Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя». Узнав об этом, князь Василий немедленно отдалил Анатоля от семьи.

Читайте также:
Лексический повтор - определение, виды приема, примеры

Как и большинство молодых мужчин-аристократов того времени, Курагин состоял на военной службе. Как-то раз, во время пребывания со своим полком в Польше, он соблазнил одну местную девушку, и ее отец «заставил Анатоля жениться на своей дочери. Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека».

Насколько бы тщательно Анатоль не сохранял эту тайну, она все-таки просочилась в общество. Это известие едва не закончилось трагедией для Наташи Ростовой. Узнав, что Анатоль женат, она поняла, что он всего лишь обманывал ее, и решилась на самоубийство. К счастью, девушку удалось спасти, но эта история еще раз напоминает о безответственной и лживой натуре Анатоля.

Анатоль был участником войны 1812 года и, получив тяжелое ранение, лишился ноги. О дальнейшей его судьбе ничего не известно, предположительно, его не стало в том же 1812 году.

Это был краткий экскурс в биографию Анатоля Курагина. Чтобы лучше понять этого героя, необходимо подробнее рассмотреть его личность.

Черты личности и характер

Создавая образ Анатоля, Толстому приходилось выражать свое отношение к нему, используя такие экспрессивно окрашенные слова, как «болван», «дурень» и т.п. Иначе он никак не мог объяснить ни себе, ни читателям те поступки, которые совершал этот герой. Ни блестящее образование, ни окружение не наделило Анатоля ни одним качеством, которое бы говорило о его уме и рассудительности. Если можно назвать целью прожигание жизни, то это как раз то, чем занимался Анатоль. «Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка».

Кутежи и женщины были повседневной бытностью Курагина. Без него не обходилось ни одно увеселительное мероприятие Москвы. «На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение». В отношениях с женщинами он придерживался принципа: «чем меньше женщину мы любим…», и эта позиция вызывала у них настоящую одержимость. После выпитого алкоголя Анатоль становился крайне агрессивным: «Ему хотелось сломать что-нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло».

Привычка жить на широкую ногу требовала регулярных финансовых вливаний, поэтому Курагин постоянно одалживал деньги, но не любил их возвращать. «Он проживал более двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которых кредиторы требовали у отца». «Этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год, – однажды признался отец, не в силах скрывать свое разочарование сыном. В конце концов, князь Василий наотрез отказался выплачивать бесконечные долги Анатоля, предоставив ему самому решать свои проблемы.

Курагин никогда не задумывался ни о смысле жизни, ни о своем будущем. Ему представлялось, что он до конца своих дней будет пребывать на этом празднике кутежа и разврата. Однако сам о себе Анатоль был куда лучшего мнения. «В душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и со спокойной совестью высоко носил голову». Курагин был начисто лишен каких-либо талантов или способностей. Он не был музыкально развит, плохо танцевал, не умел поддержать разговор ввиду скудости своей речи. Даже письмо Наташе о плане побега за него написала сестра Элен, потому что он совсем не умел на бумаге излагать свои мысли. Единственной относительно положительной чертой Анатоля была щедрость. Но она, скорее, также являлась больше пороком, чем добродетелью – все его деньги уходили на организацию очередных пьянок и развлечений.

Военная служба Анатоля Курагина

На военной службе Анатоль сначала оказался в гвардии, потом стал служащим армии. Он не стремился сделать военную карьеру, этим занимался его отец, князь Василий. Именно он, благодаря своим связям, добился того, чтобы Анатолю дали должность адъютанта главнокомандующего. Толстой опустил подробное описание его службы. По-видимому, этим он хотел показать полное безразличие Анатоля к этой теме.

Анатоль и княжна Марья Болконская

Когда князь Василий заговорил о том, что неплохо бы женить Анатоля на княжне Марье Болконской, герой подумал: «А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает». Именно эта его позиция и привела их с отцом в имение Лысые Горы.

Княжна Марья, лишенная женской привлекательности, уже почти принадлежала к категории старых дев. Однако, она вела себя достойно, несмотря на волнение. Нужно признать, что Анатоль ей очень нравился: «Красота его поразила ее. Анатоль заложил большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира, с выгнутой вперед грудью, а назад – спиною, покачивая одной отставленной ногой и слегка склонив голову молча, весело глядел на княжну, видимо совершенно о ней не думая». Действительно, Анатоль не думал о княжне, он думал о том, насколько она уродлива.

Все мысли Курагина в тот момент занимала компаньонка Марьи, француженка Бурьен. Глядя на нее, Анатоль все больше начинал испытывать «страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам». Это было незаметно неопытной Марье, но ее проницательный отец, князь Болконский, был поражен таким поведением «будущего зятя». Случайно увиденная сцена объятий Анатоля с Бурьен поставила крест на этой помолвке. Получив отказ, Курагины покинули поместье Болконских.

Наталья Ростова и Анатоль Курагин

На момент встречи с Анатолем Наташа Ростова была официальной невестой Андрея Болконского. Курагин, увидев девушку в опере, решил, что непременно добьется ее. Его ухаживания и почти открытое плотское желание порождали в ней новые, неизвестные чувства, которые ее и возбуждали, и волновали одновременно. Наташа «чувствовала себя страшно близкой к этому человеку». Юная, неопытная Наташа страстно влюбилась в Курагина, и написала Андрею письмо о разрыве помолвки. Анатоль скрыл, что женат на польской девушке. Возбужденный интригой и азартом, он предложил Наташе побег .

Читайте также:
Зима недаром злится - анализ, размер стиха, жанр, основная тема

План Курагина был раскрыт, и побег был сорван. В то время как Наташа, рыдая, объявляла, что жизнь ее кончена, Анатоль, почти забыв об этом инциденте, беспечно прогуливался по Москве. «Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы». В этом и был весь Курагин – безнравственный, лживый и циничный.

Анатоль и князь Андрей

Для оскорбленного предательством Наташи князя Андрея, жизненной целью стала месть Курагину. Ему уже не было важно, что девушка осознала свою ошибку, главным для него было – восстановление собственной чести. «Князь Андрей уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить». Андрей принял решение вызвать Курагина на дуэль.

Встреча соперников произошла в военном госпитале, куда Андрея привезли после ранения. В одном из больных он увидел знакомый силуэт. «В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина». Если Анатоля терзала физическая боль, то Андрей изнывал от боли душевной. Этот контраст очень ярко характеризует обоих героев. Если Анатоль был уже почти мертв, как человек, то Андрей, наоборот, возродился в своей духовности. Но ни тому, ни другому, уже не было никакого дела до сведения счетов. Андрей осознал это и простил Курагина.

Роль героя в произведении

Образ Курагина в романе является абсолютно отрицательным. У героя нет практически ни одного положительного свойства характера. Он не наделен ни талантами, ни способностями, ни смекалкой. Он, подобно упавшему в воду бревну, просто течет по течению, попутно привнося негатив и страдания в жизни тех, кому не повезло соприкоснуться с этим героем.

Анатоль Курагин получился у Толстого человеком в красивой обертке, под которой ничего нет, кроме пустоты. Тем не менее, его роль в романе состоит в том, что те герои, которые связаны с ним по сюжету, приобретают правильный жизненный опыт, который выводит их на верный путь. Этим персонажем Толстой проиллюстрировал духовное падение некоторых представителей высшего света. Он показал, что любовь и безнравственность – вещи несовместимые по отношению к непреходящим и вечным жизненным ценностям.

  1. Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
  2. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
  3. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – Л.: Детская литература, 1978.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  6. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М Достоевского. – М., 1988.

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Автор: Guru · 01.10.2018

Нередко человек с чутким сердцем и доброй душой становится жестоким по отношению к окружающим и даже к самому себе — это проявляется в агрессивной направленности его действий, которые, однако, имеют под собой веские основания. Но могут ли они оправдать жестокость? Способен ли человек победить ее? Может ли доброта окружения помочь ему в этой борьбе? Л. Н. Толстой в своём романе «Война и мир» раскрыл ответы на эти вопросы.

  1. (Доброта – это слабость или сила?) Княжна Марья Болконская — образец чуткости, кротости и милосердия, которое проявляются едва ли не в каждом её поступке: от бескорыстной и деятельной любви ко всей семье до желания помочь нуждающимся крестьянам. В отличие от дочери, князь Николай Болконский — человек жесткий, угрюмый и требовательный. Жесткость для него — стержень характера, а доброта — слабость. Поэтому он не уважает свою дочь и все время бранит ее по каждому мелкому бытовому поводу. Но причина его недовольства сложнее: видя доброту Марьи, князь инстинктивно пытается противостоять ей, отстаивая свое право вести себя иначе. Проявляя категоричность, грубость и агрессию, он объявляет войну старческой немощи, которую он видит в такте, обходительности и мягкосердечии. Однако жизнь все расставила по своим местам: герой понял свою ошибку, когда силы действительно покинули его. Марья осталась без защиты с маленьким племянником на руках и бунтующими крестьянами, когда на их земли надвигался враг. Но доброта девушки стала ее оружием, а слабостью. Молодая женщина не бросила отца, несмотря на опасность, не оставила и племянника. Она доблестно сражалась со страхом и приняла на себя всю ответственность за семью, пока старый князь со своей жестокостью ничего не мог поделать. Крестьяне боялись, но не любили его, поэтому, когда он слег, они отбились от рук. Только добродетель помогла в трудную минуту: хорошей женщине помог Николай Ростов. Таким образом, именно доброта является настоящей силой характера, а вот жестокость – это всего лишь проявление слабости и неуверенности в себе.
  2. (Как не ожесточиться от жизненных испытаний?) Петр Безухов — персонаж с нелегкой судьбой, но он не потерял своё добродушие после всех пройденных испытаний: смерти отца, предательства жены и друга, войны и плена. Он сохранил прекрасные свойства своего характера, пронес их через пепелища сражений и личные обиды. Герой так и остался добрым, слегка наивным и способным на милосердие и сочувствие. Как же он смог это сделать? Причина проста: Пьер не помнил зла, он умел прощать и отпускать негативные эмоции. Мужчина даже смог помириться с супругой после ее многочисленных измен, сумел простить Долохова, который соблазнил Элен. Он не таил зла на Курагина, который едва не лишил его наследства и титула. Более того, Безухов пытался научить этому своих друзей, щедро одаривая их добротой своей души. К примеру, он советовал Андрею простить Наташу за неудавшийся побег с Анатолем, но Болконский не смог. Князь пожалел об этом на смертном одре, когда все-таки сбросил груз с души и отпустил эту обиду восвояси. Таким образом, умение прощать – основа жизни в обществе и необходимое условие добродетели, ведь без него человек ожесточается и теряет положительные свойства характера.
  3. (Как научить человека доброте?) В семье Ростовых царит атмосфера взаимопонимания и любви — именно поэтому Наташа Ростова не может быть жестокой и бессердечной девушкой, как Элен Курагина, например. Несмотря на собственные лишения, она отдаёт «последнее» людям, потерявшим на войне абсолютно все, всячески помогая им наладить жизнь. Только по-настоящему добрый человек может ограничить себя ради благосостояния других. Откуда же у Наташи такое качество? В дворянской среде встретить его непросто, ведь знатные господа относились к войне равнодушно, их патриотизм и любовь к ближним – показные чувства. Причина формирования добродетели у героини кроется не в ее социальном статусе, а в семейном воспитании. Ростовы показывали детям хороший пример с рождения. Так, отец пожертвовал едва ли не последними деньгами, чтобы заплатить карточный долг сына и спасти его честь. Кроме того, супружеская чета Ростовых содержала бедную родственницу Соню, хотя семья была бедна. Видя такое поведение отца и матери, Наташа стала вести себя точно также. Значит, научить ребенка вести себя хорошо можно, только если его родители показывают достойный пример для подражания.
  4. (Доброта на войне, добро побеждает зло) Война — место столкновения не только военной техники, но и интересов враждующих сторон. Именно на поле боя раскрывается истинный характер человека, его доброта или жестокость. Платон Каратаев — солдат, захваченный в плен, страдает только от недостатка материальных благ, тогда как его душа наполнена милосердием, состраданием и добродушием: он делится куском последней картошки, чтобы Пьер Безухов почувствовал «вкус жизни», которого граф так и не познал ни в масонской ложе, ни на приемах и балах. Для Каратаева жестокость — ненужная вещь, из-за которой и случаются кровопролитные конфликты, в мире, по его мнению, правит только добро, и все бойцы добрые, только далеко на каждый открывает в себе это качество. Удивительно, но даже в плену этот простой человек сохранил любовь к людям и животным. Его поддержка спасла Безухову жизнь. Посреди буйства смерти и крови Платон противостоял этому хаосу и победил его, ведь его стараниями Пьер выжил, завел семью и всегда помнил о милосердии и мудрости простого солдата. Только доброта может остановить войну и залечить раны, нанесенные ею.
  5. (Жестокость – слабость души). Анатоль Курагин всегда был равнодушен и жесток по отношению к окружающим людям. Он растрачивал огромные суммы на кутежи и развлечения, вел позорный образ жизни, компрометируя семью и ставя отца в сложное финансовое положение. Герой не задумывался о последствиях своих поступков, не думал об ответственности за свои деяния. Анатоль согласен был участвовать в гнусных интригах отца, искал выгодную партию, но даже это дело он не смог завершить до конца. Он увлекся Наташей Ростовой и решил похитить ее, опозорив девушку. Жениться он не мог, так как был уже женат, но героиня не знала об этом. К счастью, похищение предотвратила Соня, рассказав о нем родителям Наташи. Но молодой человек даже не раскаялся в содеянном зле, он просто покинул город, чтобы не отвечать за свою подлость. Его жестокость – это настоящее проявление слабости, ведь он все делает тайком, боясь огласки и наказания, как будто он маленький мальчик, который всю жизнь прячет осколки любимой маминой вазы. Анатоль стесняется себя, скрывает биографию, лишь бы спрятаться от неминуемых трагических последствий. Его пример доказывает нам, что жестокость – удел трусов.
Читайте также:
Письмо к женщине - анализ, основная тема и мысль, жанр

Тема добра и зла в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Сила или порок?

Доброта в романе представлена в любимых автором и читателем персонажах: Пьер Безухов, Наташа Ростова и вся ее семья, княжна Марья. Очевидная жестокость представлена в таких персонажах как Князь Николай, Анатоль и Элен Курагины и вся чета Курагиных. Через разницу в поведении положительных и отрицательных персонажей Толстой показывает, что доброта приводит к положительным результатам, в то время как жесткость – это деструкция личности, выражение трусости и слабости.

Один из ярких примеров контраста доброты и жестокости читатель может наблюдать в семье Болконских. Князь Николай не допускает проявлений доброты. Для него это выражение слабости. Все время он унижает свою дочь Марью, обвиняет ее во всем. Княжна Марья в свою очередь человек добрый и отзывчивый. Для нее доброта – это образ жизни. Даже оказавшись лицом к лицу с опасностью, с маленьким ребенком на руках, она остается доброй, не бросает своего отца, который не давал ей спокойно жить. А вот князь со своим полным неприятием доброты оказывается слаб перед лицом опасности

Добро

  1. Наташа Ростова.
    Наташа – самый явный образ доброты в романе «Война и мир». И именно доброта этой героини отличает её от других женских образов. Наташа привлекает своей искренностью, желанием жить. В её поступках нет зла и агрессии, есть лишь страх быть непонятой, отвергнутой. Ростова искренне ищет любви, верит в лживые слова Анатоля Курагина. Доброе сердце наполнено любовью, поэтому девушка так тяжело переживает утрату веры в мужчин. Любовь Наташи к Болконскому также не лишена искренности и доброты. Во всех эпизодах, начиная с первого бала, Ростова очень добра и человечна по отношению к молодому человеку. Смерть любимого человека поразила героиню, но не лишила главной черты её характера. В конце романа Наташа – жена Пьера и любящая, заботливая мать. Она нашла своё счастье и теперь всю свою доброту отдаёт семье.
  2. Марья Болконская
    . Марья – спокойная, тихая девушка. Она верующая и очень добрая. Героиня не умеет обманывать людей, ей чужды расчётливость и кокетство. Свою доброту она проявляет, прежде всего, по отношению к членам своей семьи. Несмотря на то, что старый граф Болконский очень строг с ней, девушка всё равно любит отца, поэтому терпит все его замечания и даже грубость. Марья с большой заботой и любовью относится к своему брату. С Андреем у неё довольно тёплые отношения, он – один из немногих людей, с которыми героиня может поделиться своими чувствами. После смерти брата Марья берёт на воспитание его сына и посвящает ему все свое время. А в конце романа у девушки появляются свои дети, которых она окружает заботой и добротой. Также Марья хорошо влияет на мужа – Николая Ростова – она учит его хорошо поступать с крепостными, ведь в её понятии грубость и жестокость – низкие чувства.
  3. Пьер Безухов.
    В течение всего романа Пьер ищет себя, его образ терпит большие изменения, но неизменным остаётся его желание творить добро. «Это самый смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце», — так сказал о нём Андрей Болконский. Пьер и правда неловок, прост и неуклюж, но эти недостатки делают его обаятельным, потому что они – обратная сторона его доброты. Этот герой не может оставаться равнодушным к чужому несчастью: он спасает женщину во время пожара, раздаёт деньги неимущим. Желание творить добро приводит Безухова в масонство. Пьер единственный смог понять причины измены Наташи Ростовой и посочувствовать ей. В конце романа герой счастлив – у него есть семья: любимые дети и жена.
  4. Николай Ростов
    . Этот герой похож на ребёнка: он вспыльчив, слишком честен и добр. Николай не умеет лгать и лукавить, он порядочен и благороден. Он всегда думает о других, руководствуется моральными принципами в своих поступках. На одном из сражений раненый Ростов видит бегущих к нему французов и из смелого гусара превращается в «зайца, убегающего от собак». Страх смерти заставил героя задуматься о жизни и о своих поступках. «И зачем я пошёл сюда!» — восклицает Николай. Он слишком добрый, слишком честный для жестоких военных действий. Герой не говорит о патриотизме, но своим поведением, отношением к службе и товарищам он проявляет себя как истинный патриот. На бесчеловечной войне Ростов остаётся человеком.
  5. Соня Ростова
    . Толстой описывает эту героиню исключительно как добрую и кроткую девушку. Он утверждает, что Соня была идеальна – настолько, что её нельзя было упрекнуть ни в чём. Девушка обладает спокойным характером, она терпеливая и тихая. Любовь Сони к троюродному брату – Николаю – стала для неё трагедией в жизни. Сначала Николай проявлял к девушке симпатию, что развило её надежду на отношения. Но потом чувства Николая угасли, а Соня всё ещё продолжала верно любить юношу. Новость о том, что Ростов женится на Марье Болконской, девушка восприняла крайней болезненно. Но, в силу своего доброго и смирного характера, Соня не могла удерживать Николая, поэтому отпустила его.
Читайте также:
Стихи про зайку короткие четверостишия про зайчика для детей, красивые стихотворения известных поэтов про зайца

Доброта – черта характера

В положительных персонажах произведения доброта заложена в характере, она принимается как должное и не подвергается сомнению. Например, Пьер Безухов имеет нелегкую судьбу, но это не делает его жестоким и озлобленным. Ему приходится через многое пройти, но все удары судьбы он принимают через призму позитивного мышления, доброта помогает ему справиться со всеми жизненными неурядицами. В то же время его жена Элен жестока по своей природе. Она не склонна к раскаянию, делает все только ради своей выгоды. Даже когда Пьер простил ее за измену, дал возможность исправится, она все равно делала все как удобно только ей.

Еще один пример врожденной, воспитанной доброты, которая не подвергается сомнению – Наташа Ростова. Она росла в семье, где царило понимание и уважение друг к другу. Доброта заложена в ней с пеленок, она не только черта природного характера, но качество, воспитанное поведением и примером родителей.

Даже на войне есть место доброте. Жестокости всего положения противопоставляются людские характеры, для которых убийство является тяжелым испытанием. Один из примеров добрых людей на войне – Платон Каратаев. Он уверен, что миром правит добро, и даже в плену сохраняет любовь ко всему миру.

Как не стать жестоким от испытаний

Пьер Безухов является персонажем, которому пришлось пережить сложную судьбу, но он не остался равнодушным и продолжал быть добрым человеком, даже несмотря на все те испытания, которые уготовила ему жизнь:

  1. Он потерял отца.
  2. Его предали жена и друг.
  3. Он попал на войну и в плен.

Тем не менее лучшие черты характера он пронес через всю свою жизнь и через все свои обиды. Он продолжал оставаться добрым, немного наивным и способным сочувствовать и быть милосердным. Он не понимал зла, которое совершили по отношению к нему другие люди. Он легко всех прощал и отпускал негатив, который скапливался вокруг него.

Даже несмотря на то, что его жена ему изменяла, и не раз, он смог наладить с ней отношения. Пьер смог простить Долохова за то, что тот был соблазнителем Элен. Он не держал обиды на Курагина, из-за которого чуть не остался без титула и наследства. Кроме того, что Пьер сам являлся таким человеком, он пытался научить своих друзей быть такими же, искренне желал им счастья и благополучия.

Читайте также:
Понтий Пилат - характеристика прокуратора Иудеи в романе Булгакова

Например, он объяснял Андрею, что тот должен простить Наташу за побег с Анатолем, который у них не удался, но Андрей так и не смог этого сделать. Когда князь уже был на смертном одре, он пожалел об этом, но было поздно.

Перед своим уходом из жизни он всё же простил Наташу и умер без груза в душе. Умение прощать всегда было и будет необходимым условием добродетели, так как без этого умения человек остается без положительных черт характера, они просто теряют свою ценность.

Жестокость – удел слабых

Жесткие люди, как правило, проявляют такую черту характера, чтобы не показаться слабыми. Но парадокс заключается в том, что именно слабость и проявляется через жестокое поведение. Такие люди бегут от себя. Они слишком слабы для доброты и великодушия, для того, чтобы признать эти качества сильной чертой. В унижении, увечиях, физическом превосходстве над другими они видят себя в качестве победителей. Но это совсем не так. Анатоль Курагин жестоко поступает с Наташей ради собственной выгоды. Но когда его замысел раскрыт, он трусит принять ответственность и просто бежит из города.

Таким образом, жесткость и доброта показаны в «Войне и мире» как два контрастных явления, которые характеризую личность. Данная статья поможет грамотно написать сочинение «Доброта и жестокость «Война и мир», описать эти качества в персонажах романа.

Что помогает победить на войне? Л.Н. Толстой «Война и мир»

В одиночку выиграть войну невозможно. Только сплоченность народа перед лицом всеобщей беды, подкрепленная храбростью, преодолевающей страх, открывает путь к победе. Читатель с остротой ощущает чувство единства русского народа во время войны.

Борьба за жизнь, свобода объединила самых разных людей. Одержать победу над армией французов и защитить родную землю, русским помог боевой дух, солдатская храбрость, вера в свои силы. Описание сражений под Шенграбеном, Аустерлицем, Бородино, наиболее ярко демонстрирует сплоченность защитников отечества. Победителями в этой войне выходят не те, кто гонится за наградами и чинами, не карьеристы, а простые солдаты, ополченцы, крестьяне, которые совершают подвиги ежеминутно. Перед глазами читателя проходят образы Тушина – скромного командира батареи, Тихона Щербатого, Платона Каратаева, купца Ферапонтова, юного Пети Ростова. В них объединились основные черты характера русского народа, которые помогли противостоять врагу. Все эти люди сражались по собственной воле. Им не нужен был приказ – они встали на защиту собственного дома, земли, родных и близких. И победили.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Война и мир»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Война и мир»
  • для самых компанейских — Главные герои «Война и мир»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Война и мир»
  • для самых любопытных — Анализ «Война и мир» Толстой

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 31

Как война раскрывает характер человека? Л.Н. Толстой «Война и мир»

Война заставляет человека проявить свои внутренние черты, то есть показать себя трусом или храбрецом. Примеры можно найти в романе. Например, Шенграбенское сражение открывает характер офицера Жеркова, из-за трусости которого погибает множество солдат и офицеров. Багратион поручает ему доставить приказ об отступлении на левый фланг войска. Жерков трусит, он не готов рисковать жизнью ради победы.

Именно в это время французы атакуют левый фланг, приводя защитников в смятение. Командиры не знают что делать. Приказа отступать нет, а вперед идти невозможно. Начинается неразбериха: пехота бежит в лес, гусары решают атаковать врага. Из-за малодушия Жеркова огромное количество русских солдат гибнет.

Совсем по-другому проявляет себя юный Николенька Ростов, который вместе с гусарами отважно бросается в атаку. И, несмотря на полученное ранение, продолжает сражаться. За проявленное мужество его производят в офицеры.

Читатель в этом эпизоде видит последствия страха на войне, который одних парализует, а других толкает на подвиги. Гарантировать спасение жизни не может ни бегство от реальности, ни яростная борьба. Но отвага помогает сохранить честь, увеличивает силы в бою, а это повышает шансы на выживание.

Уроки войны. Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе на примере прозрения одного из главных героев, автор показывает уроки войны. А.Болконский, отправился на войну с восторженным настроением, с предвкушением, что его ждет блестящее будущее кадрового военного. Он готовился к ратным подвигам – карьере офицера. Для осуществления задуманного, он покинул семью, друзей, близких и пошел на войну за славой.

Но на деле все оказалось по-другому. Его охватила горечь и разочарование в тот момент, когда он понял, что его личная битва проиграна.

Все его эпические представления о блеске батальных сцен, окрашенных героическим сиянием, в реальности оказались жуткой кровавой бойней, лишенной привлекательности, наполненной человеческими страданиями, болью. Увидев все это, герой прозрел, понимая, насколько война страшна и неприглядна. В ней нет ничего стоящего, кроме боли. Осознав и приняв личное поражение, Болконский переоценил свою жизнь, отдав приоритет семье, дружбе, любви, отодвинув на второй план признание и славу.

Читайте также:
Реакция помещиков на предложение о покупке мертвых душ, анализ

Тема добра и зла в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Положительные герои в романе

Положительные герои в войне и мире показаны глобально. Друг от друга их отличает восприятие мира, характер и поведение. К «добру» эпопеи можно отнести:

  • Наталья Ростова — молодая графиня 16 лет.
  • Княжна Марья Болконская — девушка верующая, тихая и спокойная, ее глаза извергают тепло и свет.
  • Граф Николай Ростов — муж Марии Болконской и брат Наташи Ростовой.
  • Кутузов Михаил Илларионович — полководец и главнокомандующий русской армии.

Наталья Болконская (Ростова)

Доброта Наташи Ростовой отличает ее от многих действующих лиц произведения, которых много в романе. С самого первого взгляда в глаза бросается ее детская простота, невинность, порядочность и хорошее воспитание. Девушка притягивает взгляд читателя своей честностью, открытостью, желанием жить ради других, своими добрыми поступками: помогает отдавать подводы раненым в бою. Она так же демонстрирует нам неподдельную любовь, несмотря на последующую измену.

Сердце Наташи наполнено любовью, чистыми и искренними чувствами, именно поэтому героиня так тяжело переносит утрату любимого мужчины. Смерть возлюбленного пагубно влияет на девушку, но не лишает человечности и милосердия. В эпилоге романа, писатель показывает нам замужество героини. Именно в браке и семейной жизни барышня находит свое истинное счастье. Она носит, рожает, кормит и воспитывает трёх дочерей и сыночка. С этого момента Наталья становится идеалом любящей жены и матери. Смыслом своей жизни теперь графиня видит свою семью: мужа и детей.

Марья Болконская

Душа героини многозначительно разнится с внешним обликом. В первую очередь свое милосердие девушка проявляет по отношению к своей семье: полностью отдает себя отцу и брату. Невзирая на строгость графа Болконского, главы семейства, она любит его, относится с большим трепетом и уважением. Героине несвойственны такие качества, как: жестокость, расчётливость, девушка не умеет обманывать. Замужество с Николаем Ростовым даёт Марье надежду на личное счастье. Брак позволил девушке совершенствоваться морально и духовно. Марья не просто является эталоном доброты, она также учит порядочности, добродушию окружающих.

Николай Ростов

Молодой человек очень добр и честен, вспыльчив, отчасти ведёт себя как ребенок. Проявление этого происходит не только во внешности парня, но и в поведении. Он никогда не лукавит, искренне любит своих родных и близких.

Николай так же пользуется уважением среди общества за свои удивительные таланты в музыке и танцах. Окружающие удивлялись его грации в танцах, просили исполнить что-нибудь с Натальей. Марью Болконскую граф полюбил за красивый внутренний мир, что говорит о его искренних намерениях к пассии. Бесспорно, парень также допускал ошибки, совершал глупые поступки, но он вовремя осознавал это и исправлял.

Кутузов Михаил Илларионович

Взору является человек добрый, внимательный, и главное — спокойный, неторопливый. Внешность деятеля прекрасно демонстрирует это, одет как обычный солдат, на военных советах и в бою остаётся самим собой.

В аргумент доброты на войне можно привести способность Кутузова к состраданию. Именно это качество роднит полководца с другими участникам и войны.

Доброта — слабость это или сила

В произведении образцом чуткости является княжна Марья Болконская. Она кроткая, деятельная и очень милосердная девушка, что проявляется в каждом ее действии. Она бескорыстно любит всю свою семью и всегда горит желанием помогать бедным крестьянам, которые в этом нуждаются.

Ее отец, князь Николай Болконский, сильно отличается от своей дочери в этом плане:

  • он очень жесток, всегда угрюм и многого требует;
  • жестокость для князя является стержнем его характера, а доброта — его слабость;
  • он проявляет грубость, агрессию и категоричность, воюя со старческой немощностью, которая, как он считает, заключается в такте, милосердии, обходительности;
  • князь без уважения относится к своей дочери и постоянно ее ругает, даже по мелочам.

Однако истинная причина его постоянного недовольства кроется в том, что он не желает мириться с добротой Марьи и пытается ей противостоять. Он отстаивает свой выбор быть другим по отношению к окружающим, и его раздражает, что в этом его дочь на него отнюдь не похожа.

Но жизнь все разложила по полочкам: герой осознал, как сильно он ошибался, когда действительно стал тем самым нуждающимся в помощи и поддержке человеком, превратился в немощного старика.

У Марьи совсем не осталось защиты, она вынуждена была сама заботиться и о племяннике, и об отце, а также решать вопросы с крестьянами, которые постоянно бунтовали. Она мужественно преодолевала все свои страхи, взяв полную ответственность на свои хрупкие женские плечи, в то время как престарелый князь ничего не мог изменить своей жестокостью.

Крестьяне боялись князя и не любили его, они стали вести себя ужасно, когда поняли, что князь больше не будет кричать на них, когда он слег. Николай Ростов помог бедной женщине в трудную минуту справиться с ее задачами — таким образом в романе проявляется добродетель.

Именно доброта и осуществляет истинную силу характера, а жестокость является проявлением слабости.

Отрицательные герои в эпопее

Вопреки всему хорошему, среди пятисот действующих лиц произведения. Больше половины из них являются отрицательными:

  • Княгиня Элен Курагина — образ притворной особы.
  • Анатоль Курагин — брат Элен.
  • Наполеон Бонапарт — генерал французской армии.

Элен Курагина

Героиня предстает полным антиподом Наташи Ростовой. Несмотря на то что изначально молодая особа появляется перед читателями мудрой, образованной, таковой она не является. Толстой упоминает ее однообразную улыбку и античную красоту тела. Она напоминает очерствелую статую, безумно красивую внешне, но абсолютно пустую внутри.

Читайте также:
Стихи про прививку читать онлайн без регистрации на нашем сайте

Элен эгоистична, самолюбива, вступает в отношения с Пьером Безуховым из корыстных побуждений. Она никогда никого не любила и не полюбит, сердце девушки мертво. На примере Курагиной Толстой желает показать, насколько обманчива бывает внешность. Вопреки безупречной внешности, внутри она особо уродлива. Бессердечная, меркантильная и эгоистичная Элен не заслуживает уважения и заботы, в конце произведения это её убивает.

Анатоль Курагин

Для описания героя автор употребляет такие слова как «дурень» и «болван». Поступки Анатоля оправдывают эти слова: большую часть своего времени он проводит на кутежах и пьянках. Твердых принципов жизни у молодого князя нет, он не заботится о своем прошлом и ничего не делает для будущего, живя исключительно настоящим. Даже будучи женатым на польке, Курагин вступает в новые близкие отношения с девушками, выбирая себе богатую спутницу. Это доказывает, что он оказывается таким же меркантильным, как сестра Элен.

Анатоль и Элен абсолютно одинаковы в своих жизненных принципах, где отсутствуют нравственные ценности. Они не созданы для семьи, у них нет и не будет детей. Невзирая на все плохие черты характера, парень чист совестью, считает себя хорошим, искренним и безукоризненным человеком. Ему не присуще сострадание и самоанализ, Анатолий готов идти к своей цели по головам, переступая через чувства окружающих.

Наполеон Бонапарт

Главная проблема полководца — самовлюблённость. Она проявляется в том, что Бонапарт считает себя выше и лучше других участников войны, потому относится к ним с пренебрежением. Исходя из этого, можно сказать, что Наполеон — человек бездушный, эгоистичный и неспособный на эмпатию и помощь.

Главнокомандующий никогда не пожертвует своим комфортом ради другого человека, даже если раненым окажется солдат своей армии.

Негативные персонажи-девушки

В «Войне и мире» встречается несколько ярких героинь-злодеек. В сочинении можно привести примеры следующих женщин:

  1. Элен Курагина. Меркантильная и эгоистичная барышня. Девушка очень красива, но ее внутренний мир не соответствует внешней оболочке. Элен лишена добра и сострадания. Она тщеславна, имеет корыстные мотивы и надевает на себя маску притворной доброты, стремясь казаться лучше, чем она есть на самом деле. Барышне совершенно все равно, кто станет ее супругом, главное, чтобы он был богат и влиятелен, ведь это значит, что она сможет занять видное положение в обществе. Элен становится супругой Пьера Безухова и делает его жизнь безрадостной. Мужчина мечтал о настоящей семье, но Элен не любила его, ее интересовали только балы и развлечения, кроме того, она изменяла мужу. Героиня не боится переборщить в своем поведении, поскольку точно знает, что Безухов ее не бросит. Она нагло пользуется добротой мужа. В конце книги девушка умирает.
  2. Жюли Курагина. Девушка, которая явно не блещет умом и является крайне самовлюбленной. Жюли мечтает как можно скорее выйти замуж, поэтому она приезжает на все светские мероприятия в надежде познакомиться с каким-нибудь мужчиной. Ей симпатичен Николай Ростов, но он не разделяет ее чувств, а жениться из меркантильного интереса юноша не может. Семья Курагиных стремится производить на других благоприятное впечатление, чтобы обрести одобрение общества. Жюли описана как женщина, которая готова стать супругой кого угодно, только бы не остаться «старой девой». В конечном счете девушка так и не смогла стать счастливой. Героиня не совершает зла напрямую, но проявляет фальшь, равнодушие и лицемерие. Она была богатой наследницей и помещицей, в ее руках находились судьбы множества крестьян. Жюли безрассудно тратила деньги родственников и совершенно не заботилась о своих подчиненных. Ей не было никакого дела до народа и его проблем.

Толстой дал понять, что красота женщины вовсе не является залогом счастья, она может вообще никак не помогать в жизни. Гораздо важнее иметь богатый внутренний мир, человеческие качества, доброту и милосердие.

Итоговый анализ сочинения

Подводя итоги, можно сказать, что добро и зло в войне и мире присутствует в совершенно разном соотношении. Злость, эгоизм и равнодушие куда превосходят милосердие, доброту и честность. Так происходит и в современном мире.

Автор уверен, что в наше время люди стали забывать про уважение, эмпатию и заботу. Нередко, из-за плохого окружения человек с чутким сердцем и чистой душой становится жестоким по отношению к другим и даже к самому себе. Каждому человеку на этой земле необходимо начать с себя: изменить свое поведение, характер и взгляды на жизнь. Если каждый из нас сумеет изменить себя: руководствуясь только идеалами доброты, на планете полностью иссякнут войны, во вселенной воцарит согласие, безмятежность и добро.

Эпопея «Война и мир», несомненно, является лучшим примером противопоставления добра и зла. Автор показывает нам два состояния человеческой души, «война» — это злость, гнев, безразличие к окружающим, самолюбие, «мир» — это доброта души, искусство уважения и понимания, любовь, способность на самопожертвование.

В произведении сталкиваются два типа людей, для которых совершать злые поступки вполне естественно и те, кто готовы сделать все, чтобы творить добрые деяния.

Сочинение на тему: Добро и зло в романе «Война и мир»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Добро и зло в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Если поставить вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Льва Толстого, то, видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Таковы две стороны единой и постоянной мысли писателя. В эпопее ока-
зались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России — народный и антинародный.
В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям тысяча восемьсот двенадцатого года, главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Преуспевают лишь ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел свое место в жизни, в героическом общенародном действии. Князь Андрей — этот рыцарь без страха и упрека — в итоге мучительных духовных исканий присоединяется к народу, потому что он отказался от прежних своих мечтаний о командной наполеоновской роли по отношению к народу. Он пришел к пониманию того, что история делается тут, на поле боя. Он говорит Пьеру: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду». Эпоха 1812 года разрушила преграды между князем Андреем и людьми. Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости. Автор пишет о герое: «Он был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили». Подобно этому, Пьера солдаты назовут «наш барин». Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в настоящем, большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем в себе «мое» и «общее». И он пришел к пониманию того, что возможность такого действия — только в единении с народом. Участие князя Андрея в народной войне сломало его аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему.
У Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородинских главах возникает особенно острое сознание того, что они — солдаты, ополченцы, народ, — только они и являются истинными выразителями действия. Пьер восхищается их величием и самопожертвованием. «Солдатом быть, просто солдатом!» — думал Пьер, засыпая».
В «Войне и мире» речь идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами непосредственно отвечающие за развитие действия, творящие ее (эпоху), становятся из «маленьких» людей большими людьми. Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского сражения. Обо всех людях можно будет — после народной победы — сказать то, что Наташа говорит о Пьере: все они, вся Россия «из моральной бани» вышла! Пьер — главный герой «Войны и мира», это доказывается и всем его положением в романе. Именно над Пьером восходит звезда 1812 года, предвещая и необычайные беды, и необычайное счастье. Его счастье, его торжество неотрывно от торжества народного. С образом этой звезды сливается и образ Наташи Ростовой.
По мнению Толстого, Наташа — сама жизнь. Натура Наташи не терпит остановки, пустоты, незаполненности жизни. Она всегда чувствует в себе — всех.
Пьер говорит княжне Марье о своей любви к Наташе: «Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю жизнь и люблю так, что без нее не могу представить жизнь».
Толстой подчеркивает душевное родство Наташи и Пьера, их общие качества: жадность к жизни, страстность, любовь к красивому, простодушную доверчивость. Роль образа Наташи в «Войне и мире» велика. Она — сама душа радостного человеческого общения, в ней сочетается жажда настоящей, полной жизни для себя с желанием такой же жизни для всех; душа ее открыта для всего мира.
Я написала лишь о трех характерах, которые, несомненно, выражают главную мысль Толстого. Путь Пьера и князя Андрея — это путь ошибок, заблуждений, но все же путь обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь — путь утрат, когда он не смог отстоять в эпизоде с Телегиным свою правоту, когда Телегин украл кошелек у Ростова, «у своего брата украл», но это не только не мешает, но как бы помогает ему делать карьеру. Эти эпизоды задевают душу Николая Ростова.
Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он лжет и что среди павлоградцев нет воров, то у Николая были слезы на глазах и он говорил: «Я виноват». Хотя Ростов был прав. Потом тильзитские главы, торжество переговоров между императорами — все это странно воспринимает Николай Ростов.
В душе Николая Ростова поднимается бунт, возникают «странные мысли». Но этот бунт заканчивается полной его человеческой капитуляцией, когда он кричит на офицеров, осуждающих этот союз: «Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать». Этими словами завершается духовная эволюция Николая Ростова. И этот герой отрезал себе путь к Бородино, будет из него верный аракчеевский рубака, «коль прикажут».

Читайте также:
Загадки про весну - для дошкольников, школьников 2, 3, 4 класса

Добро и зло в романе Война и мир – проблема раскрытия темы

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Роман-эпопея «Война и мир»

Уроки литературы в 10 классе[1]

УРОК 81
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».
НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
ДОБРА И ЗЛА, ЧЕСТИ И БЕСЧЕСТИЯ,
ВЕЛИЧИЯ И НИЗОСТИ ЧЕЛОВЕКА,
ДОЛГА, ДРУЖБЫ, ТОВАРИЩЕСТВА

Цель:
раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Л. Н. Толстого; совершенствовать умение обобщать прочитанное; способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности.

Оборудование:
учебник, текст романа, опорный конспект, иллюстрации к роману.

Тип урока: комбинированный; урок-устный журнал с элементами беседы.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся характеризуют героев, выражая собственное отношение к ним; раскрывают сущность нравственной красоты человека в понимании Л. Н. Толстого; комментируют фрагменты текста, содержащие портретные характеристики, внутренние монологи, определяют их роль в раскрытии образов персонажей и художественного замысла Л. Н. Толстого; делают обобщающие выводы об идейном содержании романа и его художественных достоинствах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Что такое роман-эпопея? Каковы особенности этой жанровой разновидности?

• Что такое толстовские «мысль семейная» и «мысль народная»? На чём сходятся эти мысли?

2. «Под сенью дружных муз…»:
работа с репродукциями картин Р. Волкова «Портрет М. И. Кутузова» и Ж. Л. Давида «Бонапарт на перевале Сен-Бернар»

• Рассмотрите репродукции картин Р. Волкова «Портрет М. И. Кутузова» и Ж. Л. Давида «Бонапарт на перевале Сен-Бернар».
Какие качества полководца Кутузова подчёркивает Р. Волков?

• Сопоставьте портреты Кутузова и Наполеона. Какое сходство и какие различия в подходе художников к изображению своих героев вы можете назвать? Аргументируйте свою точку зрения.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

— Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать «энциклопедией человека и жизни». Писатель показал на страницах книги всё, с чем сталкивается человек: с добром и злом, любовью и ненавистью, мудростью и глупостью, жизнью и смертью, войной и миром. Писатель наделил своих «любимых» героев прекрасной душой и смог показать это с огромной силой и убедительностью…

Читайте также:
Семья Курагиных в романе Толстого "Война и Мир - история семейства

«Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлечённее её интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно использует предписанные ему законы»,— считал Л. Н. Толстой.

«Война и мир» — это итог нравственных и философских исканий Толстого, его стремлений найти правду и смысл жизни. Каждое произведение Толстого — это он сам: «Весь я — в моих писаниях».

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя (с элементами аналитической беседы)
(Учащиеся составляют тезисы, участвуют в беседе.)

— Два пути есть в жизни — путь погони за внешними благами (богатство, чины, власть, возможность жить, развлекаясь и ничего не делая, ничего не давая жизни) и путь поиска ценностей духовных — стремление внести в жизнь что-то хорошее, доброе, быть нужным, полезным. На обеих дорогах — свои трудности, горести и свои радости. Истинная и ложная красота человека заключена в оценке исторических событий, характеров людей.

Уже само название книги указывает на контраст. Писатель постоянно прибегает к методу противопоставления между действиями, образами героев произведения. Характеризуя действующих лиц, оценивая их поступки, он сравнивает Наташу Ростову и Элен Безухову, княжну Марью и Жюли Карагину, Николая Ростова и Бориса Друбецкого и др.

• Каковы радости главных, любимых героев Толстого, недоступны князю Василию, Анатолю, Элен, Бергу, завсегдатаям салона Шерер?

• Чем похожи семейные ситуации Бориса Друбецкого и Фёдора Долохова? Каковы характеры этих двух персонажей?

• Каким образом каждый из них выходит из «ситуации кризиса»?

С первых же страниц романа в облике, манерах, движениях каждого из героев обнаруживается и затаённая суть этих людей, и авторское отношение к ним. Многое в их будущей судьбе нам ещё неизвестно, многое даже окажется непредвиденным. Но контраст фальшивого, показного и человечески подлинного возникает с самого начала. Знакомя нас с блистательным салоном Анны Павловны Шерер, Толстой противопоставляет растлённую жизнь петербургской аристократии естественной жизни людей, близких народу. Это и Наташа Ростова, и её брат Николай, и Пьер, и княжна Марья.

• Почему сам Толстой считал центральным узлом эпопеи, в котором сходятся все её сюжетные линии, эпизоды увлечения Наташи Ростовой Анатолем Курагиным и её раскаяния в этом своём увлечении?

Жизнь, настоящая жизнь состоит в искании истины, а истина — в единении людей. Весь роман «Война и мир» — это гимн человеческому единению. К осознанию этого любимых героев Толстого приблизила война 1812 г. Она перевернула все их представления о жизни, она была великим испытанием для всей нации.

Название эпопеи многозначно: «Война и мир» — два состояния общественной жизни — тесно связаны между собой. В мирное время человек формируется, частично раскрывается; а в военное время, время великого испытания, окончательно определяется его суть. Истинный герой Толстого гармоничен. Автор «Войны и мира» верил в то, что нравственное усовершенствование человека — единственный путь к справедливости и правде. Сам мыслитель делает лучших своих героев не только глубоко чувствующими, но и мыслящими людьми.

Философскому, историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» присущи также и черты романа психологического. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности или изменяемости.

• В чём же, по мнению Толстого, человек может найти утешение?

Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые — статичны.

Психологический рисунок статичных предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Для психологического анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали, и много раз появляются перед читателем, вызывая раздражение: плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнажённые плечи Элен.

В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они способны к самоусовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчёркнуто всё негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх,— герои. Хвастливый и самоуверенный Жерков только кажется героем.

Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей — в государственной службе. Важным для раскрытия психологии героев является для Толстого их отношение к другим людям, способность отречься от себя, по-каратаевски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней, а также отношение людей к вечным человеческим ценностям: любви, природе, искусству, семье.

Читайте также:
Бог солнца в Египте - Амон Ра, миф и описание древнеегипетского бога

• Какие ценности Толстой считает незыблемой и вечной мерой измерения хорошего и дурного, отвергающей всякие претензии великой личности на неизмеримость её дел и поступков?

Итак, герои Толстого, в конце концов, утрачивают свои иллюзии: князь Андрей понимает, как ничтожна слава, ничтожно счастье одного, построенное на несчастье многих, Николай Ростов не находит мира там, где его искал, у Пьера Безухова раскрываются глаза на окружающее общество. Утрата иллюзий потрясла внутренний мир этих людей. Но каждый из них по-своему, в соответствии со складом своего характера, с особенностями своего интеллекта начал искать выход, формировать своё жизнеощущение, жизнепонимание.

2. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

• Обсудите в группах и дайте аргументированные ответы на вопросы.

1-я группа.
В 60-е гг. XIX в. в русской литературе герой из дворянской среды изображался преимущественно как «лишний» человек, как личность, неспособная на активное действие в жизни общества. Центральные герои романа «Война и мир» — Пьер Безухов и Андрей Болконский — дворяне. Можно ли их считать «лишними» людьми? Почему Толстой изобразил героя из дворянской среды ищущим своё место в жизни?

2-я группа.
Л. Н. Толстой долго работал над началом романа «Война и мир» и остановился только на 15-м варианте. Он стремился, чтобы уже в самом начале повествования проявились, заявили о себе главные темы произведения. Докажите, что писатель решил эту задачу.

3-я группа.
Объясните, как вы понимаете главный принцип поэтики Л. Н. Толстого: «диалектика души». Обоснуйте свой ответ примерами из прочитанных вами произведений писателя, в которых этот принцип проявился с наибольшей силой.

3. «Умники и умницы»:
постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах)

• Какие принципы порядочности, чести важны для автора «Войны и мира» при оценке им человека? Можно ли сказать, что эти принципы являются той разграничительной линией, по отношению к которой все персонажи его эпопеи строго располагаются по ту либо по эту сторону, то есть чётко делятся на положительных и отрицательных? Если да, назовите положительных и отрицательных героев эпопеи. Если нет, приведите примеры так называемых промежуточных персонажей.

4. «В творческой лаборатории режиссёра»:
работа с иллюстрациями-кадрами из фильма С. Бондарчука «Война и мир»
(размещены на доске или в виде раздаточного материала)


Наташа Ростова (актриса Людмила Савельева)


Князь Болконский (Вячеслав Тихонов)
и Наполеон Бонапарт (Владислав Стржельчик)

• Совпадает ли ваше представление о героях с тем, которое предложил зрителям режиссёр?

• Если бы режиссёром фильма были вы, каких актёров предложили бы на роли Пьера, князя Андрея, Наташи? Аргументируйте свою точку зрения.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

• Что в романе-эпопее Л. Н. Толстого особенно волнует нас, читателей XXI в.?

• Какие традиции Л. Н. Толстого как автора «Войны и мира» вы считаете самыми жизнеспособными и плодотворными?

• В каких произведениях современных писателей вы больше всего ощущаете воздействие Л. Н. Толстого и в чём именно?

2. Заключительное слово учителя

— По Л. Н. Толстому, нарушение вечных общечеловеческих законов нравственности как в жизни отдельного человека, так и в жизни народов — наказывается. Умирает в полном одиночестве Элен; с потерей ноги кончена жизнь Анатоля Курагина, так как духовной, внутренней жизни он не знает; терпит поражение Наполеон.

А человечество в целом? Разве по правде, по совести оно живёт? Разве не устраивает войн из-за корысти, из-за честолюбия? Расплата — все ужасы войны. В том числе — гибель лучших людей, таких, как князь Андрей и Петя Ростов.

Проблемы, поднятые Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», имеют общечеловеческое значение. Его роман, по словам М. Горького,— «документальное изложение всех исканий, которые предприняла в XIX в. личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело…»

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание (по выбору учащихся)
а) Составить устное сочинение на одну из тем: «Мой любимый герой романа» или «Что я открыл для себя в романе…».
б) Составить краткие тезисы концепции мировосприятия одного из героев романа.

2. Опережающее задание (3 учащихся)
Выучить наизусть отрывки из романа «Князь Андрей в весеннем лесу…»; «Описание елей в лесу» (т. 2, ч. 3, гл. 1); «Описание дуба» (т. 2, ч. 3, гл. 3).

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: