Рафаэль Санти биография, личная жизнь, факты, картины

Рафаэль Санти биография, личная жизнь, особенности творчества, интересные факты, знаменитые картины итальянского художника, скульптуры архитектора

Трудно найти человека, который бы не слышал имени знаменитого итальянского художника эпохи Возрождения, графика и архитектора, представителя умбрийской школы Рафаэля Санти.

Биография живописца — это классический образец жизни и творчества мастеров того времени.

Его картины отражают идеалы Ренессанса, а полотна его кисти с изображением мадонн делают мир добрее и чище.

Детство и юность

Рафаэль Санти родился в итальянском городе Урбино предположительно 6 апреля 1483 года. Точный день его рождения неизвестен. Его отец был живописцем и работал во дворце герцога Федерико да Монтефельтро. Заметив у маленького сына интерес к художественному творчеству, он часто брал его с собой в герцогский замок. Там мальчик познакомился с такими мастерами, как Паоло Уччелло и Пьеро делла Франческа, что оказало большое влияние на его дальнейшее творчество.

Рафаэль рано остался без родителей. В возрасте 12 лет попечители отправили его на обучение в знаменитую школу живописи в Перуджу. Там он учился у Пьетро Ваннуччи, которого называли Перуджино. Юный Рафаэль около 4 лет постигал основы художественного мастерства.

Трудолюбивый и талантливый мальчик с интересом учился, перенимая приемы и навыки живописи у своих преподавателей. Очень скоро он освоил технику Перуджино, и его картины стало практически невозможно отличить от полотен учителя.

Первыми работами Рафаэли стали:

  • «Распятие Монд» (или «Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами»);
  • «Хоругвь с изображением Святой Троицы»;
  • «Обручение Девы Марии»;
  • «Три грации»;
  • «Мадонна Конестабиле»;
  • «Сон рыцаря».

Эти картины были написаны под влиянием Перуджино. Свой собственный стиль у молодого художника появился намного позже.

В 1504 году вместе с учителем юноша переезжает во Флоренцию. Там он знакомится с выдающимися художниками и архитекторами Микеланджело и Баччо д`Аньоло, со знаменитым скульптором Андреа Сансовино и многими другими мастерами. У них он узнал многие приемы портретной живописи и скульптуры.

Огромное влияние на творчество молодого художника оказала дружба с Леонардо да Винчи. Именно Рафаэль сделал известную копию картины да Винчи «Леда и лебедь», оригинал который не сохранился. В то же время он написал два художественных полотна «Битва святого Георгия с драконом» — картины большую и маленькую.

Во время проживания во Флоренции Рафаэль создает своих знаменитых мадонн — около 20 полотен. Сюжеты картин не отличаются разнообразием: Мария держит на руках младенца Христа, либо он играет с Иоанном Крестителем. Но все полотна индивидуальны и пронизаны материнской нежностью. Исследователи считают, что в них художник отразил тоску по рано утраченной матери.

Самыми знаменитыми считаются следующие картины:

  • «Мадонна Грандука»;
  • «Мадонна в шатре»;
  • «Мадонна со щегленком»;
  • «Мадонна в зелени»;

Тогда же была написана «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», которая позже была вывезена с родины живописца и выставлена в Лувре.

Зрелое творчество

В 1508 году Рафаэль переезжает в Рим, где проживет до самой смерти.

При содействии друзей-художников он становится официальным живописцем папского двора. Ему поручают работу над фресками в парадных покоях (станцах) в Ватикане.

Маэстро расписывает 4 зала по 4 стены. В своих произведениях он отражает виды человеческой деятельности: богословию, юриспруденцию, поэзию и философию.

Исследователи приводят следующие изображенные в станцах картины Рафаэля Санти с названиями и описаниями:

  • На фреске «Парнас» изображен Аполлон с Музами и знаменитыми древнегреческими и итальянскими поэтами.
  • «Афинская школа» — это композиция из 50 фигур, где представлены известные философы древности. Во многих из них можно узнать черты современников художника. Так, в облике Платона виден Леонардо да Винчи, в Гераклите — Микеланджело, Птолемей похож на самого Рафаэля.
  • «Диспута» — беседа на земле и небе о таинстве Причастия.
  • «Мудрость, Умеренность и Сила» — аллегорическое изображение добродетелей в виде прекрасных женщин.

    Папа Юлий II высоко оценил работы мастера. По его поручению художник расписывает еще 3 станцы. К наиболее известным из изображенных там фресок относится «Освобождение апостола Петра из темницы».

    Сменивший Юлия II папа Лев X также восхищался творчеством Рафаэля. Он предложил ему продолжить роспись ватиканского дворца. Тогда же по заказу папы художник создает картины для шпалер, предназначенных для оформления Сикстинской Капеллы. В 1515 году по решению главы церкви Рафаэль был назначен главным архитектором строящегося Собора Святого Павла.

    Одновременно художник продолжил создание изображений мадонн, число которых возросло до 42. Среди них самое известное произведение эпохи Ренессанса — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, написанная для монастыря Святого Сикста. Это картина стала самым совершенным творением художника. Она и сегодня поражает зрителей внутренним ритмом и гармонией.

    Алтарная живопись, портреты и архитектура

    Хотя художник отдает все силы работе над оформлением папского дворца, он одновременно выполняет заказы на изготовление алтарных образов для церквей. Рафаэль рисует картины «Святая Цецилия», «Несение креста» и многие другие. Последнее его произведение — это «Преображение» («Уход»), величественное полотно, в котором проглядывают черты барокко. Рано ушедший мастер не успел завершить этот шедевр, и его дописывал его ученик Джулио Романо по эскизам учителя.

    Огромную известность маэстро завоевал не только картинами на религиозные темы. Значительное место в его творчестве занимают портреты. В 1506 году был написан широко известный автопортрет Рафаэля, который выставлен в флорентийской галерее Уффици.

    В 1512 году художник нарисовал портрет папы Юлия II, отличающийся невероятной живостью изображения. Также он создал портрет своего друга, художника и дипломата Бальдассаре Кастильоне и великолепный портрет молодого банкира Биндо Альтовити, одно из лучших творений эпохи Возрождения. В последние годы жизни маэстро написал свой «Автопортрет с другом». Кто именно изображен рядом с ним, неизвестно.

    Читайте также:
    Плещеев биография, факты из жизни, фото, сообщение для детей

    В настоящее время насчитывается более 400 рисунков Рафаэля: как самостоятельных произведений, так и набросков картин. По многим из них были созданы гравюры, благодаря чему до нашего времени дошли некоторые из утраченных произведений мастера. На свой рисунок, по обычаю художников того времени, Рафаэль помещал сочиненный им краткий стих.

    Маэстро был не только великолепным художником, но и выдающимся архитектором. Он достроил ватиканский дворец с лоджиями. По его проекту была возведена капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо, палаццо Видони-Каффарелли и многие другие великолепные здания. Крипта капеллы Киджи описана в книге «Ангелы и демоны» американского писателя Дэна Брауна.

    Особенность архитектурных произведений Рафаэля Санти — это индивидуальность, благородство и сдержанность форм, сочетающиеся с нарядным оформлением. Все здания органично связаны с окружающими строениями и ландшафтом.

    Особенности личной жизни художника

    По свидетельству современников (это подтверждают автопортреты), Рафаэль был изящным, хорошо воспитанным человеком. Он писал стихи, пел и музицировал. У маэстро были приятные манеры, он прекрасно чувствовал себя в светском обществе и всегда был окружен друзьями и поклонниками.

    Труд художника хорошо оплачивался, он жил в особняке, построенном по собственному проекту. Многие богатые и знатные люди страны хотели выдать за него своих дочерей. Кардинал Баббиена пытался добиться его помолвки со своей племянницей, но в последний момент художник отказался.

    В жизнеописании Рафаэля приводится интересный факт. Тридцатилетнего маэстро покорила дочь пекаря Маргарита Лути, которую он прозвал Форнарина (Булочка). Юную красавицу художник выкупил у ее отца, и в течение 6 лет она служила моделью для его картин. Девушка позировала для «Сикстинской мадонны», полотен «Дама с вуалью», «Женский портрет» и многих других.

    Знаменитый художник ушел из жизни рано, в возрасте 37 лет. Точная причина смерти его неизвестна. В биографии, которую кратко составил его современник писатель Вазаре, говорится, что он умер от распутства. Вернувшись домой после бурной ночи, маэстро почувствовал себя плохо. Его лечили известные врачи, но ему становилось все хуже. Великий художник умер 6 апреля 1520 года. Могила Рафаэля находится в римском Пантеоне.

    По мнению современных исследователей, причиной смерти художника была простуда, полученная при раскопках древнеримских похоронных сооружений. Главным методом лечения средневековых врачей в то время было кровопускание, но оно лишь ухудшило состояние больного. Возможно, что маэстро просто не выдержал подобных процедур.

    После смерти Рафаэля Форнарина получила в наследство дом и содержание. Но она отказалась от всего и ушла в монастырь. В монастырских записях она числится как вдова художника. Некоторые исследователи считают, что Рафаэль тайно обвенчался со своей возлюбленной.

    Великий мастер эпохи Возрождения оказал огромное влияние на развитие итальянской и европейской живописи.

    Его картины признаны образцом художественного совершенства. На протяжении столетий они служат непререкаемым авторитетом для зрителей и художников.

    Рафаэль

    Рафаэль Санти (1483-1520) – итальянский живописец, график и архитектор умбрийской, а затем римской, школы. Один из самых выдающихся представителей эпохи Высокого Возрождения, или римского классицизма начала 16-го столетия.

    За свою недолгую биографию Рафаэль стал одним из самых знаменитых и богатых художников Италии. Наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи составляет традиционную троицу великих мастеров того периода. Его картина «Сикстинская Мадонна» относится к числу наиболее узнаваемых в истории.

    В биографии Рафаэля есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

    Итак, перед вами краткая биография Рафаэля Санти.

    Биография Рафаэля

    Рафаэль появился на свет 26 или 28 марта, или 6 апреля 1483 г. в итальянском городе Урбино. Его отцом был Джованни Санти – придворный художник и поэт герцога Урбинского, а мать – Марджи Чарла.

    Еще в детские годы у Рафаэля начал проявляться талант к рисованию. Когда это заметил отец, он стал брать сына в мастерскую, в которой тот смог сделать первые шаги в искусстве.

    Рафаэль рано лишился родителей и к 11-летнему возрасту уже был круглым сиротой. Любопытно, что к тому моменту биографии он уже смог зарекомендовать себя как подающего высокие надежды художника. В результате, он начал оттачивать свое мастерство у живописца Пьетро Перуджино.

    Живопись

    Рафаэль Санти быстро прогрессировал, что позволило ему не только обойти всех учеников Перуджино, но и превзойти своего наставника. В 1502 г. он написал свою первую мадонну – «Мадонну Солли». Стоит заметить, что изображать на холсте мадонн художник будет до конца творческой биографии.

    С каждым годом манера исполнения работ Рафаэля становилась все более совершенной, вследствие чего у него выработался собственный стиль. В 1504 г. он представил свои первые крупные картины – «Обручение Девы Марии» и «Коронование Марии».

    Тогда же Рафаэль обосновался во Флоренции, где ему посчастливилось познакомится с такими мастерами, как Леонардо да Винчи и Микеланджело. Он был потрясен творчеством этих живописцев, поэтому начал скрупулезно изучать их технику и художественные приемы.

    «Афинская школа»

    За годы биографии, проведенные во Флоренции, Рафаэль написал порядка 20 мадонн, а также получал массу заказов на библейские сюжеты. Примечательно, что каждая из рафаэлевских мадонн отличалась индивидуальностью и некоей материнской прелестью.

    Читайте также:
    Васко де Гама биография, факты об открытии морского пути в Индию

    По мнению искусствоведов, это могло быть связано с ранней кончиной матери художника. В скором времени, Рафаэль приобретает признание в стране, получая еще больше заказов на мадонн. В этот период он создал такие шедевры, как «Мадонна Террануова», «Мадонна со щеглом», «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» и др.

    В 1508 г. по приглашению папы Юлия II Рафаэль переезжает в Рим, в котором проживет до конца своих дней. По просьбе папы Санти предстояло расписать фресками некоторые залы (Станцы) Ватиканского дворца. Ознакомившись с эскизами мастера лидер Ватикана был настолько впечатлен увиденным, что предоставил ему поверхности ряда других помещений.

    Станцы Рафаэля представляют собой 4 зала величиной 6×9 м, в каждом из которых по 4 фресковых композиции. Объем работ был настолько велик, что живописец решил прибегнуть к помощи учеников. К слову, четвертая Станца Константина – полностью расписана его учениками.

    Отдельного внимания заслуживает фреска «Афинская школа» (500 × 770 см), на которой Рафаэль изобразил 50 философов, в облике которых узнаются черты лиц итальянских живописцев и мудрецов: Платон написан с да Винчи, Гераклит имеет сходство с Микеланджело, тогда как Апеллес похож на самого Рафаэля.

    Данная фреска является одной из лучших произведений эпохи Возрождения. Занявший место усопшего Юлия II папа Лев X в 1513 г. также восхищался талантом художника. В связи с этим, он сделал его главным архитектором и хранителем ценностей.

    «Сикстинская мадонна»

    Позднее Рафаэль руководил постройкой собора Святого Петра, а также произвел перепись древнеримских памятников. Одновременно с этим, он продолжает создавать новых мадонн, количество которых перевалило за 4 десятка. Самой известной из них является «Сикстинская Мадонна».

    Образ девы Марии, держащей в руках маленького Иисуса, Рафаэль писал с 17-летней Маргариты Лути. Женская фигура находится в центре композиции, а по обеим ее бокам располагаются папа Сикст II и Св. Варвара. В нижней части полотна находятся 2 маленьких ангела с задумчивыми взглядами.

    Стоит заметить, что Рафаэль достиг больших высот и в области портретного искусства. Помимо этого, сохранилось порядка 400 его рисунков. Интересен факт, что в конце 2012 г. на аукционе с молотка ушел рисунок мастера – «Голова молодого апостола» (к полотну «Преображение»). Цена превысила 29,7 млн фунтов стерлингов, что стало абсолютным рекордом для графических работ.

    Личная жизнь

    Добившись большой славы и богатства, Рафаэль стал завидным женихом. Многие высокопоставленные религиозные и политические деятели мечтали выдать за него своих дочерей. Кардинал Биббиена добился того, чтобы его племянница обручилась с живописцем, но тот в последний момент отверг девушку.

    В возрасте 30 лет у Рафаэля появилась возлюбленная и натурщица, которая была дочерью булочника. Маэстро прозвал ее «Форнариной» (булочка, пышка). С Маргаритой Лути, которой едва исполнилось 17 лет, он познакомился во время работы в саду.

    Мужчина заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь стала его натурщицей. Он настолько сильно увлекся юной девушкой, что выкупил ее у отца за 3 000 монет. На протяжении 6 лет Форнарина была музой Рафаэля. После его смерти она, получив в наследство роскошный особняк и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь.

    Смерть

    Причина смерти мастера доподлинно неизвестна. По словам Вазари, современника Рафаэля, художник скончался по причине крайне распутного поведения. Со другой версии, смерть могла настать вследствие респираторного заболевания.

    Врачи пытались сбить температуру посредством кровопускания, что является довольно опасным делом при заболеваниях такого типа. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет. Его тело было похоронено в Пантеоне.

    10 интересных фактов о Рафаэле Санти – гениальном художнике и архитекторе

    Итальянский художник Рафаэль де Санти (1483-1520) является одним из величайших мастеров эпохи Возрождения. Прожив совсем недолгую жизнь (он умер в 37 лет), художник оставил после себя множество непревзойденных портретов, известных фресок и т. д. Основным в его творчестве является образ Богоматери.

    Помимо занятий художественной деятельностью, Рафаэль Санти был выдающимся архитектором, графиком и поэтом. Некоторые свои рисунки он сопровождал сонетами. В его искусстве сочетались: мягкая грациозность и утонченная живопись Перуджино, творческая мысль Микеланджело и таинственность портретов да Винчи.

    Безусловно, про итальянского живописца можно многое рассказать, что мы сейчас и сделаем. Мы постарались собрать наиболее интересные факты о Рафаэле Санти.

    10. Первая работа Рафаэля – «Мадонна с младенцем»

    Главный образ в картинах художника – это Мадонна. Санти написал свою знаменитую «Мадонну с младенцем» совсем юным – на тот момент ему было 17 лет. В этой картине еще не чувствуется дух мастерского исполнения и блеска, но они свойственны более поздним работам Рафаэля Санти.

    Но в «Мадонне с младенцем» есть другие особенности, которые хочется выделить: это тонкая лирика, пропитывающая все полотно, природа за спиной Мадонны с распускающимися почками говорит о новой жизни. На картине Богородица занята чтением – оно также увлекло и младенца.

    9. Обучался живописи у художника Пьетро Перуджино

    С основами живописи итальянского художника познакомил его отец – Джованни Санти (1435-1494), позже он обучался у живописца Пьетро Перуджино (1446-1524) в Перудже, став впоследствии величайшим художником того времени.

    В Перудже Санти написал свою первую главную работу «Обручение Марии» (1504 г.) Изначально художник копировал стиль своего учителя, а чуть позже выработал собственную манеру написания картин. Она стала неповторимой, потому что полотна Санти – чисты красками, фигуры на них обладают правильными формами, они легки.

    Читайте также:
    Франклин Рузвельт биография, внутренняя и внешняя политика

    8. Родился в семье придворного художника

    Будучи еще подростком, Санти унаследовал имущество своего отца – Джованни Санти, который служил художником при дворе Урбино Федерико да Монтефельтро. Джованно Санти обучал его сына – герцога Гвидобальдо искусству.

    Рафаэль появился на свет, когда его отцу было 50 лет, и Джованни разглядел в нем наследственный талант и даже смог пристроить своего сына в ученики к маэстро Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи.

    Рафаэль стал любимым живописцем власть имущих – он легко и уютно чувствовал себя в светском обществе, несмотря на свое невысокое происхождение. Его отец умер, когда мальчику было 11 лет, он остался полным сиротой.

    7. Был главным архитектором собора Святого Петра

    Рафаэль Санти был не только художником, но и архитектором. Некоторое время он являлся главным архитектором Святого Петра в Риме. На этот важный и ответственный пост он был назначен в 1514 году – тогда собор еще строился, и было необходимо сменить умершего Донато Броманте, для которого без всякого преувеличения, Собор Святого Петра был самым главным делом в жизни.

    Воплотить до конца свою архитектурную идею Рафаэлю Санти помешала смерть. Что интересно – каждый из архитекторов, работающих над созданием храма, вносил что-то свое, может быть, именно поэтому здание получилось таким уникальным.

    6. Рисунок «Голова молодого апостола» продан на аукционе за 29 721 250 фунтов стерлингов

    На торгах по случаю старых мастеров Sotheby’s рисунок Рафаэля Санти «Голова молодого апостола» был продан за 29 721 250 фунтов стерлингов. После напряженного 17-минутного спора круг претендентов замкнулся, когда раздался телефонный звонок. Рисунок приобрел анонимный покупатель, а зал устроил бурную овацию его обладателю.

    «Голова молодого апостола» – самая дорогая графика в мире и самое дорогое произведение великого Санти. Работа уступает только «Избиению младенцев» Рубенса – картине, которая была продана на открытом аукционе.

    5. Был влюблен в Маргариту Лути

    Когда Рафаэль Санти познакомился с Маргаритой Лути – девушка была на тот момент обычной булочницей. Однако, красивая жизнь, которой окружил ее художник, превратила Маргариту в порочную девушку. Без стеснения, она заводила романы на стороне, а вскоре стала известной куртизанкой.

    Санти повстречал Маргариту, когда работал у Агостино Киджи, украшая его виллу фресками. Для одной из своих фресок он никак не мог найти натурщицу, и однажды, гуляя на территории виллы, Рафаэль повстречал прекрасную девушку – 17-летнюю дочь булочника.

    Ее отец согласился, чтобы Маргарита позировала для художника, проводя с ней много времени, Рафаэль понял, что влюбился в нее, но девушка была уже помолвлена с пастухом. Художник, предложивший ее отцу 3 тысячи золотых, смог исправить эту ситуацию… Он стал «купать» свою возлюбленную в роскоши, однако это сгубило девушку из простой семьи.

    Многие считают, что распущенность Маргариты и ее неподобающее поведение нарушило здоровье Рафаэля – он ушел из жизни, когда ему было 37 лет, завещая все свое состояние возлюбленной.

    4. Получил приглашение от папы Юлия II

    В 1508 году папа Юлий II пригласил Рафаэля в Рим, чтобы тот украсил помещение фресками. В этом ему помогали ученики. В каждой комнате 4 фресковые композиции – каждая из них занимает одну стену.

    Росписи отличаются глубиной замысла, образной насыщенностью и композиционной ясностью. Сюжет росписи: 4 сферы духовной человеческой деятельности: Философия, Теология, Юриспруденция и, конечно, Поэзия. Пространство покрыто аллегорическими фигурами.

    3. За свою жизнь написал более 40 Мадонн

    За свою недолгую, но плодотворную жизнь Рафаэль Санти написал 42 картины с образом, который стал главным в его творчестве – образом Мадонны.

    Первую Богородицу художник нарисовал в 1502 году, являясь еще учеником Перуджино. После этого периода он стал писать их всю жизнь.

    «Сикстинская Мадонна» – самое известное из всех изображений Богоматери, принадлежащее к шедеврам Эпохи Возрождения. В глазах Мадонны отражены глубокая мудрость и нежная печаль. Работа Рафаэля Санти вдохновляла писателей и поэтов 19 века.

    2. На фреске «Афинская школа» Рафаэль изобразил Леонардо да Винчи и Микеланджело

    «Афинская школа» представляет собой одну из четырех фресок – Философию. В облике греческих философов Рафаэль изобразил своих современников: Леонардо да Винчи, Микеланджело.

    Рафаэль Санти пытался изобразить их востребованность и великую значимость. На фреске, погруженный в глубокую задумчивость, изображен Гераклит Эфесский – философ, сокрушающийся о человеческой безрассудности. На самом же деле этот человек – Микеланджело. Потрясенный его талантом Санти таким образом воздал ему хвалу.

    1. Именем Рафаэля назван кратер на Меркурии

    Кратеры на планете Меркурий называют в честь выдающихся деятелей искусства: писателей, скульпторов, художников и т.д. Так было решено Международным астрономическим союзом.

    В честь великого художника Рафаэля Санти был назван 350 км. кратер, примечательно, что другие крупнейшие кратеры получили названия таких выдающихся личностей, как Толстой, Вьяс, Мистраль, Бетховен, Достоевский, Шекспир и т. д.

    Рафаэль Санти

    Биография

    Итальянский художник эпохи Ренессанса, гениальный график и мастер архитектурных решений, Рафаэль Санти впитал опыт умбрийской школы живописи. В его полотнах, как в зеркале, отразились идеалы Возрождения. Мир стал добрее и чище, когда на него посмотрели глаза рафаэлевских мадонн – Сикстинской, Конестабиле, Пасадинской, Орлеанской.

    Детство и юность

    Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.

    Читайте также:
    Маршак С.Я. (1887-1964) биография 📚 краткая для детей начальной школы, творчество, интересные факты, детство, семья, самые известные произведения писателя

    Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев, известные каждому итальянцу. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.

    Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. В 12 художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительное мастерство, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти как губка впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.

    Живопись

    В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой живописец переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Флорентийский период художника подарил миру 20 рафаэлевских мадонн с младенцами, в которых Санти вложил всю тоску о матери.

    Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи, изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль.

    С 1508 года живописец живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Станцы Рафаэля – это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.

    Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли.

    В Риме Рафаэль Санти продолжил галерею мадонн, доведя количество полотен до 42. Они так же трогательны, и прелесть материнства просвечивает в глазах, руках, каждой линии одежд. Но в римской галерее мадонн с младенцами уже виден авторский почерк живописца, индивидуальность. Лики женщин чувственны, в глазах тревога за ребенка. Усложняются пейзажные композиции на втором плане, внося смысловые оттенки в картину.

    La Dama col liocorno è un dipinto a olio su tavola (65×51 cm) di Raffaello Sanzio, databile al 1505-1506 circa e conservato nella Galleria Borghese a Roma.

    Искусствоведы указывают на превалирующий в ранних изображениях мадонн стиль кватроченто: фигуры фронтальны и скованны, лица торжественно-отвлеченные, взгляд спокоен. Кватроченто размывается чувственностью во флорентийский период, а римские мадонны написаны в зарождающемся стиле барокко.

    В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца, изобразившего жену с маленьким сыном. На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. Работа датируется 1498 годом. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.

    По рентгеновскому снимку полотна ученые определили, что верхний слой нанесен спустя столетие после того, как Рафаэль Санти написал картину. Искусствоведы сходятся во мнении, что художник Карло Дольчи, владелец полотна, нанес темный фон, так как считал его соответствующим религиозным обрядам. «Мадонна Грандука» находится в галерее Флоренции.

    Raffaello Santi 1483-1520. La Fornarina (detail) 1518-19 Oil on wood Galleria Nazionale d’Arte Antica, Rome.

    «Мадонна Конестабиле» – ранняя работа 20-летнего художника, написанная в Умбрии в 1502-04 годах. Это неоконченная миниатюра, завершить которую Рафаэль не успел из-за переезда во Флоренцию. Ее второе название – «Мадонна с книгой». Богоматерь с грустью смотрит на улыбающегося младенца, взявшегося рукой за книгу (предположительно Священное Писание).

    Читайте также:
    Андреев - биография, интересные факты, список произведений

    В 1871 году царь Александр II купил миниатюру для жены. Спустя 10 лет картину перевели с дерева на холст, качество изображения пострадало. Зато под верхним слоем обнаружили, что первоначально в руке мадонны была не книга, а гранат – символ пролитой крови Христа. Огромную ценность представляет рама: она одного возраста с картиной и предположительно сделана по эскизу самого Рафаэля Санти.

    «Мадонна с щеглом» – еще один шедевр Рафаэля, созданный в ранний, флорентийский период. Она написана Санти по заказу друга-купца как свадебный подарок. Деревянное полотно сильно пострадало при обрушении купеческого дома: на рентгеновском снимке видно 17 элементов, из которых она собрана.

    Woman with a Veil-La Velata, ca.1512-1515, Raphael Santi. Raffaello Sanzio da Urbino, known as Raphael, was an Italian.

    Знаменитая «Сикстинская Мадонна» (Дрезденская галерея) нарисована в Риме. Образ Богоматери Рафаэль Санти рисовал с 17-летней натурщицы Маргариты Лути. На полотне Мария спускается с облаков с младенцем, чей взгляд не по-детски серьезен. Встречают Богоматерь с Иисусом папа Сикст II и Святая Варвара. Внизу полотна два ангела возле гробовой крышки.

    Еще одна Богоматерь с младенцем – «Мадонна Альба», нарисованная Рафаэлем в Риме, на пике творческого расцвета. До 1931 года картина была собственностью Эрмитажа, но в 30-х ее приобрела Национальная галерея искусств США. В России полотно оказалось в 1836 году: Николай I купил «Мадонну Альба» за 14000 фунтов.

    Рафаэль Санти писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист. Знаменитая работа – «Портрет папы Юлия II». Взгляд и лицо священника настолько живые, что, глядя на полотно, создается впечатление, что смотришь на живого человека.

    Полотна «Дама с вуалью, или Донна Велата» и «Портрет молодой женщины, или Форнарина» мастер создал в Риме. Натурщицей была возлюбленная Рафаэля – Mаргарита Лути. Исследователи обнаружили на руке «Форнарины» кольцо с рубином, которое назвали обручальным. О замужнем статусе натурщицы свидетельствуют украшения в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты». «Портрет дамы с единорогом» датируется 1506 годом и хранится в галерее Боргезе. Натурщицей была Джулия Фарнезе, которую называли любовницей папы Александра VI.

    Портрет интересен тем, что он многослоен и не раз дорабатывался. В первоначальном замысле на полотне изображалась собака, потом появился единорог. Сейчас интерес к творчеству Рафаэля Санти так же высок, а его творения бесценны. Рисунок «Голова молодого апостола» датируется 1519-20 годами, последними в жизни Рафаэля. Это эскиз-фрагмент последнего полотна Рафаэля «Преображение». В 2012 году рисунок продан на «Сотбис» за цену, дважды превысившую стартовую, – 29 721 250 фунтов стерлингов. Для графических рисунков это рекорд.

    В 2016 году в России впервые прошла выставка работ Рафаэля Санти. Москвичи и гости столицы увидели 8 картин и 3 рисунка в Государственном музее имени А. С. Пушкина.

    Личная жизнь

    Талант художника оценили при жизни: покровители, не желая, чтобы мастера переманили французы, оплачивали его труд щедро. У Рафаэля был особняк в античном стиле, построенный по авторскому проекту. Выдать дочь замуж за именитого живописца мечтали купцы и герцоги, но тонкий ценитель женской красоты держался стойко. Кардинал Биббиена, желавший породниться с Санти, добился помолвки Рафаэля с племянницей, но маэстро отказался в последний момент.

    Женщиной, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал «Форнарина» (булочка, пышка). 17-летнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль Санти заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся юной красавицей, что выкупил у отца за 3 тысячи монет.

    Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры. После смерти Рафаэля «Форнарина», получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.

    Смерть

    Причина смерти художника неизвестна. По версии современника Рафаэля, живописца и писателя Вазари, смерть 37-летнего маэстро стала следствием распутства. После бурной ночи Санти вернулся домой и пожаловался на недомогание. Врач сделал кровопускание, которое ухудшило состояние больного, и он скончался. Вторая версия гласит о простуде, которую Рафаэль подхватил в погребальных галереях, где участвовал в раскопках.

    Умер художник 6 апреля 1520 года. Местом последнего приюта стала гробница в римском Пантеоне. На плите, укрывшей останки, выгравирована эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

    535 лет со дня рождения Рафаэля Санти: о жизни, творчестве и смерти великого художника

    6 апреля 1483 года в итальянском городе Урбино появился на свет Рафаэль Санти — великий живописец, график и архитектор эпохи Возрождения. В честь юбилея мастера представляю вашему вниманию подборку интересных фактов о жизни, творчестве, смерти и культурном наследии Рафаэля.

    «Автопортрет», 1506

    7 интересных фактов о художнике

    1. Рафаэлю словно суждено было прославиться на поприще искусства: его отец, Джованни Санти, был придворным поэтом и художником герцога Урбинского. Так что первые уроки живописи мальчик получил именно от отца, однако, осиротев в двенадцать лет, был вынужден продолжить образование в Перудже.

    Читайте также:
    Аристотель - биография, жизнь, философские взгляды и труды, вклад

    2. Свой величайших шедевр — «Сикстинскую мадонну», — Рафаэль создал в возрасте 29 лет (работа продолжалась в течение года с 1512 по 1513 г.г.). Примечательно, что картина была написана мастером единолично, без помощи учеников и подмастерьев, как это часто практиковалось в то время.

    3. Всего кисти Рафаэля принадлежит сорок два живописных изображения Мадонны. Во многих из них читаются черты возлюбленной художника Маргариты Лути, более известной как Форнарина. Биограф художника, писатель XVI века Джорджио Вазари, даже предположил, что именно Форнарина послужила причиной раннего ухода мастера из жизни — то ли от невыразимой душевной муки вследствии многочисленных измен красавицы, то ли от переизбытка любовных утех.

    «Рафаэль и Форнарина», Jean Auguste Dominique Ingres, 1814

    4. К слову о смерти: Рафаэль скончался в свой же день рождения в возрасте тридцати семи лет — 6 апреля 1520 года. По одной из версий, ослабленный организм творца не выдержал регулярных ночных приключений и последовавшего за упадком сил лечебного кровопускания.

    «Последние мгновения жизни Рафаэля», Henry Nelson O’Neil, 1866

    5. Картина «Форнарина», изображающая любимую женщину художника в полуобнаженном виде, стала объектом неутихающих споров… современных медиков! Многие из них утверждают, что голубоватое пятно на груди натурщицы — не что иное, как следствие рака.

    6. Слава страстолюбца и секс-символа эпохи нашла интересное воплощение в живописи XX века: Пабло Пикассо является создателем серии порнографических гравюр, на которых Рафаэль и Форнарина предаются любовным утехам, в то время как проказник Микеланджело прячется под кроватью.

    7. Талантливый человек талантлив во всем! Рафаэль не только создавал великолепные картины, но и писал стихи. Ниже — сонет его авторства в переводе А. Махова:

    3 самые дорогие и загадочные картины Рафаэля

    1. Картина мастера «Портрет молодого человека» возглавляет список самых дорогих утерянных живописных произведений. Известно, что до 1939 года полотно принадлежало польским аристократам Чарторыйским, затем было захвачено нацистами, а после окончания Второй Мировой войны исчезло окончательно. Стоимость картины оценивается в сто миллионов долларов.

    2. Рисунок «Голова молодого апостола» к картине «Преображение» установил рекорд аукционной стоимости для графических работ: 5 декабря 2012 года на аукционе Sotheby’s рисунок был продан за 29 721 250 фунтов стерлингов — сумма вдвое превысила стартовую цену произведения.

    3. Картина «Мадонна Грандука» является самой таинственной работой Рафаэля. Набросок полотна четко обозначает присутствие пейзажа на заднем плане, однако современные исследования показывают, что изначально фон был другим. Рентгеновский снимок и анализ краски подтвердили, что верхний слой был нанесен спустя сто лет после завершения картины в 1505 году. Предположительно, автором «переделки» был художник Карло Дольчи, владелец картины, предпочитавший темные фоны религиозных полотен.

    Пусть жизнь творца была короткой — несомненно, Рафаэль Санти оставил яркий след в истории мирового искусства, а его творчество до сих пор будоражит умы специалистов из самых разных областей.


    «Автопортрет с другом», 1519

    Чем прославился Рафаэль Санти: биография и интересные факты

    Кто такой Рафаэль Санти и чем он прославился? Сегодня расскажу вам о великом художнике эпохи Возрождения — где он родился, как жил, чем занимался и что написал Рафаэль Санти. Все самые интересные факты из его биографии читайте в новой статье!

    Знаменитый на весь мир художник, в отличие от других своих коллег по живописи, прожил не так много – всего 37 лет. Но даже за это время, Рафаэль Санти успел прославиться, успел сделать так много для мира искусства, что его имя вошло в историю.

    Творчество Рафаэля многогранно, его работы можно анализировать годами, также, как и изучать подробности его биографии. Великий живописец, даже после стольких веков продолжает будоражить новые поколения художников, влюблять нас в свою живопись.

    В этой статье я хочу рассказать вам о жизненном пути великого гения, а также, показать вам некоторые из его самых известных работ, и рассказать, почему же они стали такими известными, а сам художник – великим и вечным.

    1. Биография Рафаэля Санти
    2. Где родился художник и в какой семье вырос
    3. В каких школах учился Рафаэль Санти
    4. Где жил Рафаэль Санти
    5. Живопись Рафаэля Санти
    6. Личная жизнь художника
    7. Причина смерти Рафаэля Санти
    8. Чем прославился Рафаэль Санти
    9. Заключение

    Биография Рафаэля Санти

    Где родился художник и в какой семье вырос

    Как вы, наверное, уже успели догадаться, Рафаэль Санти, как и многие известные мастера и художники эпохи Возрождения, родился в 1483 году, в солнечной Италии, стране по истине богатой на творческих и одаренных людей. Конечно, место, где родился Рафаэль Санти, безусловно, сыграло значимую роль в его судьбе.

    Художник родился в восточной части Италии, в небольшом городке Урбино. Надо отметить, что его семья была не такой уж бедной, и ему в детстве не приходилось иметь лишения. Его отец, Джованни Санти, был придворным художником герцога Урбинского, который считался покровителем искусства.

    Находясь рядом с отцом, который в прочем не имел репутацию выдающегося художника, но был умен и образован, Рафаэль с ранних лет постигал культуру и искусство, а также приобщался к нравам высокого света и дворцовым правилам.

    Это, несомненно, сыграло большую роль для него в будущем, когда он сталкивался с богатыми и знаменитыми заказчиками. Ведь помимо таланта художника, тогда, как в прочем и сейчас, нужно было иметь хорошие способности к дипломатии и вести светскую жизнь. Рафаэль Санти благодаря своему опыту отлично с этим справлялся.

    К сожалению, его детство с родителями было омрачено их ранней смертью. Сначала не стало матери. Маджиа Чарлы умерла в 1491 году. Через три года после этого, умер его отец, Джованни Санти, оставив Рафаэля на попечение дяде Бартоломео.

    Читайте также:
    Исаак Ньютон биография и его открытия, факты, идеи и изобретения

    Так, в 11 лет будущий художник переехал жить к дяде-священнику. Вскоре дядя, увидев, как мальчик тянется к живописи и какой талант в нем кроется, отдал его в ученики к Пьетро Ваннуччи, по прозвищу Перуджино. Так для Рафаэля Санти началась новая глава в его жизни – творческая и более интересная.

    В каких школах учился Рафаэль Санти

    Первый учитель Рафаэля – Пьетро Ваннуччи, или Перуджино, как его называли в обществе, был выдающимся мастером и художником эпохи Возрождения. Стоит отметить, что он участвовал в декорировании Сикстинской капеллы, по приглашению самого папы римского.

    Некоторые историки полагают, что Рафаэль познакомился с Перуджино уже в более сознательном возрасте, когда работал самостоятельно над своими произведениями. Мнения во многом расходятся, но то что художники были знакомы и даже работали вместе – это неоспоримый факт.

    А то, что Перуджино был старше Рафаэля и на тот момент имел большой вес в мире искусства, говорит о том, что, скорее всего, Рафаэль многому у него научился.

    После нескольких лет, проведенных в Перудже рядом с известным художником, Рафаэль, в 1504 году переезжает во Флоренцию. На тот момент ему был 21 год, и он познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело, а также другими известными художниками Италии.

    Вид на современную Флоренцию

    Так, в карьере художника Рафаэля Санти, начинается новый период – флорентийский.

    Здесь он начинает изучать техники известных мастеров, чтобы научиться писать еще лучше, чем он может сейчас. Именно во Флоренции ему поступают первые заказы. Один из таких – портреты Аньоло Дони и его супруги. Портрет жены был написан под влиянием известной нам всем «Джоконды» да Винчи.

    Помимо портретов Рафаэлю поступают заказы на образы святых, так, например, в этот период он написал «Мадонну с безбородым Иосифом» и «Святую Екатерину Александрийскую».

    «Мадонна с безбородым Иосифом», 1505-1507 года; «Святая Екатерина Александрийская», около 1507-1508 годов

    Флорентийская школа помогла раскрыть талант живописца в Рафаэле, а также показать нам его, как истинного мастера, который писал Мадонн. В тот период художник написал около 20 Мадонн.

    Этот образ был очень близок Рафаэлю возможно еще и потому, что его матери не стало, когда он был еще ребенком. Обычно он изображал Мадонну с младенцем на руках, либо ребенок был рядом с ней. Несмотря на схожесть основного сюжета, каждая картина получалась непохожей на другую и имела свои особенности.

    Флорентийские Мадонны: «Мадонна Грандука», около 1504 г.; «Мадонна Бриджуотера», около 1507 г.; «Мадонна с гвоздиками», 1506-1507 гг.

    Где жил Рафаэль Санти

    Пройдя флорентийскую школу живописи, Рафаэль отправляется жить в Рим, который станет его домом до самой смерти.

    Не имея собственного дома во Флоренции, Рафаэль с радостью принимает приглашение папы римского и переезжает работать в Рим в начале 1509 года. Ранее он познакомился с Донато Браманте, который был известным и одним из крупнейших архитекторов эпохи Возрождения.

    Рафаэлю было уже 26 лет, он был довольно известным и узнаваемым художником, но все еще не до конца раскрывшим свой талант и гений. Работа в Ватика и заказы от самого папы Юлия II, помогли ему прославиться и по-настоящему войти в историю мировой живописи, подобно тем художникам, у которых он учился во Флоренции.

    В этот период Рафаэль расписывает фресками Станцу делла Сеньятура. По замыслу он должен был изобразить виды интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, философию и поэзию. До этого Рафаэль не работал с фресками, но за эту работу взялся с энтузиазмом, понимая, что такой шанс выпадает не каждому художнику и им надо воспользоваться.

    В итоге он создает четыре фрески: «Диспут», 1508-1509; «Мудрость, Умеренность и Сила», 1511; «Парнас», 1509-1510; «Афинская школа», 1510-1511.

    • «Афинская школа»
    • «Диспут»
    • «Парнас»

    Закончив с фресками Рафаэль, опять же, по заказу папы, приступает к реконструкции собора Святого Петра. В этой работе раскрывается его талант архитектора. Кроме работы над собором, художник создает проекты церкви и Палаццо, по которым их строят.

    Несмотря на свою довольно короткую жизнь, Рафаэль очень много сделал для Рима, как для города.

    Живопись Рафаэля Санти

    Теперь, когда вы знаете как начинал свой творческий путь художник, давайте подробнее остановимся на его живописи и картинах, чтобы понять, чем же он все-таки прославился среди своих современников.

    Что сделал Рафаэль Санти за 37 лет своей жизни и какике картины написал? Во-первых, его работы были в духе своего времени, своей эпохи – эпохи Возрождения. Но, несмотря на хорактерные черты этого времени, в картинах сложно не заметить авторскую манеру и стиль художника.

    Эмоции на лицах изображенных им людей и святых, динамичность, мягкие формы и свет, рассеянный по фигурам – все это характеризует творчество Рафаэля Санти, отличает его от других живописцев того же периода. Его стиль очень хорошо узнаваем. Поэтому, если вы когда-нибудь окажетесь в музее, где есть его работы, то, наверняка, сразу поймете, картина чьей кисти перед вами.

    Также, на живопись Рафаэля оказали значительное влияние люди, у которых он учился, за работами которых наблюдал в разные годы жизни. Так, у своего первого учителя Перуджино, он научился композиционным особенностям. Многому он научился и у Леонардо да Винчи, беря за основу его методы рисования. К ним можно отнести анатомию, динамику персонажей, а также ритмичность композиции, которая не дает зрителю так быстро отвести взгляд, заставляя рассматривать произведение часами.

    Читайте также:
    Максим Горький - биография, список произведений, факты

    Кроме картин, как вы помните из краткой биографии Рафаэля выше, художник также работал и над фресками, которые помогли ему стать самым известным художником Рима. Он создавал фрески для католической церкви, но интересны они будут прежде всего совей художественной особенностью и сюжетом не только католикоам, но и вообще всем, кто интеерсуется историей искусств.

    Так, например, фреска «Адам и Ева», выполненная по библейским мотивам, соседствовала с другой фреской художника – «Победой Аполлона над Марсием». Раньше это было бы невозможно, так как в Средние века нельзя было смешивать Библию и языческих богов, но в эпоху Возрождения это стало возможным и Рафаэль блестяще совместил и то, и другое.

    Рафаэль Санти был яркой и значимой фигурой не только для Рима и всей Италии, но и для всего мира в будущем. Он оставил значительный след в истории искусства, и даже смог своим творчеством раделить саму эпоху Возрожжения на «прерафаэлитовскую» и «пострафаэлитовскую».

    Личная жизнь художника

    Как мы уже знаем, Рафаэль рано лишился своих родителей, а своей семьи у него так и не появилось. Как вы могли заметить, почти все свое время он посвящал работе, иначе учпел бы он столько всего сделать за 30 с небольшим лет?

    Но одна страсть, помимо рисования, у него все-таки была. И эта страсть – женщины. По одним данным, дошедшим до нас, Рафаэль все-таки хотел жениться на дочери кардинала, но что-то пошло не так и художник так и остался холостым.

    Была еще одна женщина, связь с которой приписывают Рафаэлю. Это куртизанка Форнарина, портрет которой написал художник. Некоторые также сомневаются в реальности ее существования, считая, что это просто собирательный образ всех женщин, с которым у Санти были отношения.

    Портреты модели и возлюбленной художника, Форнарины

    Причина смерти Рафаэля Санти

    Во многом, причина смерти знаменитого художника кроется в том, что в его время были врачи, которые не знали, как лечить и ставили ложные диагнозы.

    Беспорядочные половые связи погубно сказывались на здоровье молодого художника, доведя его до лихорадки. Врачи не смогли толком разобраться, что с ним происходило, и вместо того, чтобы дать лекарство, просто применили кровопускание. Так, в 1520 году, художник скончался и его похоронили в Риме.

    Чем прославился Рафаэль Санти

    В какой интересной и богатой на таланты стране жил художник Рафаэль Санти! Годы жизни Рафаэля, пусть и не такие долгие, отмечены богатым периодом его творчества.

    Основные его идеи заключались в том, что существует прекрасный и совершенный человек, который живет в гармонии с собой и с внешним миром.

    Набравшись опыта у мировых мастеров живописи, он старался проявлять и воплощать в жизнь свои идеи через портреты и религиозную живопись, а также фрески, рисунки, архитектурные сооружения, и даже стихи!

    К его достижениям можно отнести создание знаменитого цикла картин – флорентийских Мадонн, как их позже прозвали, работу над фресками в Ватикане, а также реконструкции собора Святого Петра.

    • Рафаэль Санти, автопортрет, 1504-1506 года
    • Сикстинская мадонна, 1513-1514 года, одна из наиболее известных картин художника

    Картина «Сикстинская мадонна» была написана для алтаря церкви по заказу папы римского Юлия II. Интересный факт об этой картине: художник использовал для работы над ней холст, а не доску, как это было положено. Возможно это было сделано потому, что картину хотели в дальнейшем использовать как хоругвь, а возможно и из-за достаточно большого объема полотна – 265х196 см. также эта картина служила заменой недостающему окну в церкви.

    Вообще, эта картина была малоизвестна вплоть до XVIII века. Ее выкупили германские агенты и увезли в Дрезден, где она находится и по сей день в Галерее старых мастеров. В России эта картина прославилась благодаря тому, что русские путешественники начинали свой путь именно с этого места и видели работу Рафаэля самой первой, воспевая ей восторженные отзывы.

    Заключение

    Теперь вы знаете, кто такой Рафаэль Санти, чем он жил, как творил, и как прославился благодаря своим работам. Надеюсь, по фото, приведенным в статье, вы сможете проследить его основные идеи и характерные черты, присущие его живописи. А если будете в Петербурге, обязательно посмотрите на его картину в Эрмитаже!

    В следующей статье я постараюсь наиболее подробно рассказать вам о его работах, а пока, вы можете написать в комментариях, какие у вас любимые работы у этого художника. Нравится ли вам вообще творчество Рафаэля Санти и эпоха Возрождения, или вам ближе какой-то другой период и художники?

    Биография Рафаэля Санти

    Жена – нет
    Дети – нет

    Рафаэль Санти (1483-1520) – величайший итальянский художник, архитектор и график.

    Читайте также:
    Пушкин биография, произведения и творчество, семья, личная жизнь

    Детские и юношеские годы

    Рафаэль появился на свет 14 марта 1483 года. Произошло это на востоке Италии в небольшом городке Урбино в ночь наступившей страстной пятницы. Отец ребёнка Джованни деи Санти занимался поэзией и живописью, художником он был одарённым, но невыдающимся, работал при дворе герцога Монтефельтро.

    Очень рано умерла у мальчика мама Марджи Чарла. Рафаэлю тогда было всего 8 лет. Не прошло и трёх лет, как в 1494 году ушёл из жизни отец. Но Джованни успел направить детей в нужное русло, в его мастерской свой первый художественный опыт получил и Рафаэль.

    Мальчик был ещё совсем маленьким, когда отец обнаружил в нём художественное дарование и склонность к искусству, начал упражнять сына в живописном мастерстве. И уже совсем скоро получил помощника в лице юного Рафаэля, ребёнку не было и десяти лет, когда он вместе с отцом рисовал картины по заказу Урбинского государства. Самой первой работой Рафаэля считается фреска «Мадонна с младенцем», которую он сделал вместе с отцом.

    Первыми самостоятельными работами Рафаэля были картины, выполненные по заказу для церкви:

    • «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (полотно написано в 1499-1500 годы);
    • «Коронование св. Николы из Толентино» (над этим алтарным образом Санти работал в 1500-1501 годы).

    Обучение в Перудже

    В 1501 году Санти поступил для дальнейшего обучения живописи в Перудж к художнику Пьетро Перуджино, занимавшему в то время ведущую позицию среди итальянских мастеров. Юный ученик досконально изучил манеру своего учителя, стал настолько решительно и точно подражать ей, что в скором времени копии Рафаэля нельзя было отличить от оригинальных картин знаменитого Перуджино.

    С предельным умением Санти выполнил работу для госпожи Магдалины дельи Одди (не красками на полотне, а маслом по дереву). Сейчас это творение находится в церкви Сан Франческо в Перудже, на ней изображена Матерь Божья, Иисус Христос и двенадцать апостолов вокруг гробницы, которые созерцают небесное видение.

    К ранним работам Рафаэля того периода относятся также картины:

    • «Три грации»;
    • «Архангел Михаил, поражающий сатану»;
    • «Сон рыцаря»;
    • «Проповедь Святого Иоанна Крестителя».

    Обучаясь в Перудже, Рафаэль часто приезжал домой в урбинский городок Читта де Кастелла, где вместе с итальянским художником Пинтуриккьо делал заказные работы.

    В 1502 году Санти написал свою самую первую «Мадонну Солли», потом он рисовал их до конца жизни.

    К 1504 году у художника уже выработался определённый стиль, появились его первые значительные работы:

    • «Обручение Девы Марии Иосифу»;
    • «Портрет Пьетро Бембо»;
    • «Мадонна Конестабиле»;
    • «Святой Георгий, поражающий дракона»;
    • «Коронование Марии».

    Флорентийский период жизни

    В 1504 году Рафаэль уехал из Перуджа. Он направился во Флоренцию, этот переезд сыграл в творческом развитии художника огромную роль. Здесь он принялся тщательно изучать работы Бартоломео делла Порта, Микеланджело, Леонардо да Винчи и других флорентийских живописцев. Санти досконально занялся изучением механики и анатомии движений человека, сложных ракурсов и поз, много работал с натурой.

    В его картинах флорентийского периода уже просматриваются сложные формулы взволнованных и драматических человеческих движений, которые ранее были разработаны Микеланджело.

    В 1507 году Санти написал очередной шедевр «Положение во гроб».

    Популярность Рафаэля стала расти, ему поступало множество заказов на портреты и образы святых.

    Но главной темой в его флорентийских полотнах стали Мадонна и младенец, он написал около 20 картин. Несмотря на стандартные сюжеты, младенец у Мадонны на руках либо играет рядом с ней с Иоанном Крестителем, все образы абсолютно индивидуальны. В этих работах просматривается особенная материнская нежность. Скорее всего сказывалось то, что у Рафаэля очень рано умерла мама, такая потеря отразилась в душе художника глубоким следом, он недополучил всей ласки и доброты от женщины, подарившей ему жизнь.

    Мадонны, изображённые на его картинах, привели к успеху и славе Рафаэля. Он получал огромное количество заказов на подобную тематику, в этот период Санти написал лучшие свои произведения:

    • «Мадонна Грандука»;
    • «Мадонна под балдахином»;
    • «Прекрасная садовница» (или «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»);
    • «Мадонна Террануова»;
    • «Мадонна с гвоздиками»;
    • «Мадонна с щеглёнком».

    Санти провёл во Флоренции четыре года, за это время он достиг уникальной техники в живописи и индивидуальности в стиле. Многие его работы этого периода считаются самыми красивыми и идеальными в истории мировой живописи, он писал безупречные фигуры и лица.

    Во Флоренции Санти познакомился и подружился с Донато Браманте, который потом сыграл в жизни художника немалую роль.

    Ватикан

    В 1508 году Санти уехал из Флоренции, он отправился в Рим, где прожил все свои оставшиеся годы.

    Здесь ему посодействовал друг Браманте, Рафаэля взяли на работу в папский двор в качестве официального художника. Он начал заниматься росписью фресками, блестяще разрисовал Станцу делла Сеньятуру многофигурными композициями. Его работой остался доволен Папа Юлий II. Санти ещё не до конца завершил одну станцу, как Папа Римский доверил ему роспись ещё трёх; причём живописцев, которые уже приступили их расписывать (Перуджино и Синьорелли), отстранили от работы.

    Заказов было очень много, и Санти взял себе в помощь учеников. Он сам составлял эскизы, а ученики помогали ему в росписи.

    В 1513 году на смену Юлию II пришёл Лев Х, он также по достоинству оценил способности Рафаэля и доверил ему изготовить картоны для Сикстинской капеллы, где будут изображены Библейские сюжеты. Также Лев Х заказал художнику лоджии, которые выходят во внутренний двор Ватикана. В течение 5 лет по задумкам Санти возводились эти лоджии из 13 аркад. Затем художник сделал эскизы на Библейские сюжеты, а его ученики оформили роспись лоджии 52 фресками.

    Читайте также:
    Горбачев биография президента СССР, реформы, итоги правления

    В 1514 году скончался друг и наставник Рафаэля Донато Браманте. В это время в Риме как раз начали строить собор Святого Петра, Санти был назначен на должность главного архитектора. А спустя год, в 1515, его утвердили в качестве главного хранителя древностей. Именно Рафаэль, сменивший умершего Браманте, достроил знаменитый двор Ватикана с лоджиями.

    В Ватикане загруженность работой была сумасшедшая, но при этом Санти умудрялся ещё трудиться по заказам церквей над алтарными образами. Самой величественной и шедевральной считается его картина «Преображение».

    Не забывал Санти и про свою любимую тему – Мадонну. За время, прожитое в Риме, он сотворил порядка 10 образов:

    • «Мадонна в кресле»;
    • «Мадонна с рыбой»;
    • «Мадонна Альба»;
    • «Мадонна Фолиньо».

    Здесь же он создал вершину своего творчества – «Сикстинскую Мадонну».

    Это полотно считается феноменальным, никто и никогда уже не сумеет разгадать тайну великого художника, как ему удалось таким образом соединить в единое целое все оттенки, формы и линии, что при взгляде на эту картину есть только одно непреодолимое желание – беспрерывно смотреть в печальные глаза Марии.

    Большинство картин Рафаэля были написаны на религиозные темы. Но в его творчестве присутствовали и портретные работы. Особенно шикарно были созданы:

    • «Портрет Папы Юлия II»;
    • «Портрет Бальдассара Кастильоне»;
    • «Портрет Биндо Альтовити»;
    • «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси»;
    • «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе».

    Себя самого Рафаэль последний раз запечатлел в картине «Автопортрет с другом».

    Большой любитель живописи, владелец банка Агостино Киджи предложил Санти украсить фресками на тему античной мифологии свою резиденцию за городом, выстроенную на берегу Тибра. Работая над этим заказом, художник создал своё лучшее произведение, которое называют прекраснейшим из прекрасного, – «Триумф Галатеи».

    У Рафаэля было очень много учеников, правда, никто из них не стал выдающимся художником. Наибольший талант имел Джулио Романо, но его работы не были оценены современниками. Несколько полотен написал Джованни Нанни. Неплохой художник получился из Перина дель Ваги, работавшего в Генуе и во Флоренции. Отличные задатки были у Франческо Пенни, но он очень рано умер.

    Другие таланты Рафаэля

    Не меньшим профессионалом проявил себя Санти и в архитектуре. Выстроенные по его проекту церкви, капеллы, палаццо отличались изяществом, богатейшей фасадной пластикой, сдержанными благородными формами и интимными интерьерами. Каждый созданный им дворец имел индивидуальный нарядный облик.

    Занимался Санти также гравюрами и рисунками. До нашего времени дошло около 400 его рисунков. Сами гравюры Рафаэль не делал, а создавал эскизы для них. По его рисункам очень много гравюр сделал Маркантонио Раймонди. Одну из графических работ Санти под названием «Голова молодого апостола» продали на аукционе Сотбис в конце 2012 года за рекордную сумму 29 721 250 фунтов стерлингов (эта цифра в два раза превысила стартовую цену).

    Рафаэль очень сильно любил поэзию, даже немного сам писал стихи.

    Личная жизнь

    Возлюбленной великого художника была его натурщица Маргерита Лути, получившая прозвище Форнарина.

    Девушку можно увидеть на двух его картинах «Донна Велата» и «Форнарина», а её фигуру он рисовал при росписи станцев фресками.

    Отец Форнарины был пекарем, проживали они в Риме. Когда сюда приехал молодой Рафаэль, он встретил Форнарину совершенно случайно и сразу влюбился. За 3000 золотых он выкупил девушку у её отца и отвёз на специально арендованную для неё виллу.

    До самой смерти художника Форнарина была его натурщицей и главной любовью всей жизни, почти 12 лет они жили вместе, хотя нельзя сказать, что молодая женщина оставалась верной своему Рафаэлю. Когда Санти расписывал виллу банкиру Агостино Киджи, Форнарина закрутила роман с хозяином. Также она частенько была не прочь поразвлечься с учениками Рафаэля.

    Об этой красивой истории любви написал картину французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр, она так и называется «Рафаэль и Форнарина».

    Точная дальнейшая судьба Форнарины после смерти Рафаэля неизвестна. Существует две версии. По одной, она получила приличное состояние по завещанию, вела распутную жизнь и стала самой знаменитой куртизанкой в Риме. По второй версии, она была пострижена в монахини, где в скором времени умерла.

    Смерть художника

    Доподлинно неизвестно, от чего умер Рафаэль Санти. Одни источники утверждают, что ему стало плохо после бурной ночи в постели с Форнариной. Современными исследователями его жизни выдвинуто предположение, что художник посетил раскопки и заболел там римской лихорадкой, которая и повлекла его смерть.

    Санти умер 6 апреля 1520 года, едва дожив до 37 лет. Его тело захоронено в Пантеоне, гробницу сделали с эпитафией: «Здесь упокоился великий Рафаэль, при его жизни природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

    На планете Меркурий имеется кратер, который назван в честь великого итальянца Рафаэля Санти.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: