Ушинский Константин Дмитриевич биография, вклады в педагогику

Ушинский Константин Дмитриевич биография, вклады в педагогику и основные идеи, труды и проблематика работ в психологии, интересные факты об основоположнике педагогики

Одним из основоположников русской педагогики является Константин Дмитриевич Ушинский. Биография его интересна и многогранна. Годы жизни известного педагога — 1824 — 1870 гг. Его портрет украшает многие современные учебники, так как Ушинский внес огромный вклад в развитие и становление искусства воспитания и педагогики.

Краткая биография Ушинского Константин Дмитриевича

Родители

Будущий русский учитель был рожден в семье офицера в отставке, участника Первой Мировой Войны, дворянина.

Матерью его являлась Любовь Степановна, но она скончалась, когда сыну было всего 12 лет. И конечно смерть матери в таком раннем возрасте наложила большой отпечаток на характер и нрав Ушинского.

Детские годы

Детство он провел в маленьком городке под названием Новгород-Северский. У семьи будущего педагога было не слишком крупное имение, в котором он и проводил большую часть своего времени.

Образование

Константин уже с ранних лет очень тяготел к знаниям по философии, психологии, истории и юриспруденции. Когда юному будущему писателю и педагогу исполнилось 11 лет, он принял решение поступать в гимназию в этом небольшом городке и успешно окончил ее в 1840 г.

После гимназии он принял решение продолжать обучение и поступил в Московский университет, выбрав факультет юриспруденции. Уже в возрасте 20 лет будущий писатель и педагог стал готовиться к получению звания профессора.

В возрасте 22 лет он был назначен на достаточно высокую должность. Улица, на которой в эти годы проживал Константин Дмитриевич, в будущем была названа его именем.

Начало педагогической деятельности

Нравы Ушинского сильно разнились со взглядами вышестоящего руководства университета. В связи с чем на постоянной основе стали возникать серьезные конфликты, которые привели к тому, что педагогу пришлось покинуть это заведение.

После того, как он оставил свою любимую работу, жизнь его стала не такой радостной. Ушинскому пришлось подрабатывать переводами различных текстов и статей с иностранных языков. Все его попытки устроиться в какое-либо учебное заведение были тщетными.

В связи со значительными трудностями педагогу пришлось покинуть город и переехать в Северную столицу, где он сразу же устроился на мелкую административную должность.

Через некоторое время педагог по воле случая и к большой радости поступает на службу в Институт в Гатчине, где проводит большую часть своего времени. Уже тогда он сформулировал свою основную идею и отношение к институтским порядкам.

Первые труды и статьи по педагогике и воспитанию

Примерно в эти же годы Константин Дмитриевич выпустил одну из своих лучших публикаций, которая принесла ему огромный успех. После этого он стал на постоянной основе публиковаться в одном из известных в то время журналов, а далее стал сотрудничать и с некоторыми другими изданиями.

Очень большой профессиональный прогресс получил учитель в Институте Благородных девиц, куда он поступил на должность в 1859 г. Там он занимался наблюдениями и воспитанием классов.

Поскольку Константин Дмитриевич имел достаточно вольные для того времени взгляды, его ждал «хороший» конфликт с начальницей этого института. В связи с этим, в 1862 г. его уволили, и он был отправлен за рубеж на пять лет.

Все эти годы Ушинский путешествовал по Швейцарии, Италии и другим странам. Он делал свои основные заметки и комментарии по педагогике и воспитанию в этих и других странах. Порядки там сильно отличались от современных взглядов на его родине.

Затем Ушинский, воспользовавшись своими наблюдениями и находясь за границей, издал статью, где описал различия между системами образования в России и за рубежом.

Вернувшись на родину, педагог начал писать свой основной и главный труд. Всего он выпустил два полных тома собраний собственных произведений и третий остался незаконченным.

В 1870 г. педагог переезжает в город Симферополь, где пишет множество статей об образовании и искусстве воспитания, а также другие издания.

Последние годы жизни

В 1870 г. случилась трагедия со старшим сыном Константина Дмитриевича. Это событие заставляет его совершить переезд в Киев. Там он покупает дом и со своими сыновьями едет на отдых в Крым.

Дорога в Крым стала последней для великого педагога. В пути он плохо себя почувствовал и отправился лечиться в Одессу, где впоследствии и скончался.

Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

Семья Ушинского

В 1851 г. Константин Дмитриевич женился на Надежде Семеновне Дорошенко, которая родила ему шестерых детей.

Самым старшим ребенком был Павел, который скончался в 1870 г. Далее по возрасту шли Вера, Надежда, Константин, Владимир и Ольга.

Старшие дочери посвятили свою жизнь учительству. Вера, будучи замужем, на свои средства открыла мужское училище в Киеве, а Надежда — начальную школу в селе, в котором находился родной дом Ушинского, на средства, заработанные от продажи книг и работ своего отца.

Вклад в педагогику К. Д. Ушинского

Значение трудов народного учителя нельзя недооценивать. Деятельность великого педагога привнесла много нового в жизни обычных людей, учителей и учеников. Это на самом деле огромный вклад в развитие педагогики в России.

Один из примеров — метод Ушинского под названием «звуковой метод», принёсший огромный прогресс и пользу. Он существенно ускорял и облегчал процесс обучения и развития.

Читайте также:
Леонардо да Винчи - биография, изобретения, факты, философия

Константин Дмитриевич считал, что воспитание, или иначе его искусство, должно опираться на научные данные. Также он считал, что педагогика — это по большей части именно искусство, а не наука.

Педагогические идеи писателя

Основной идеей Константина Дмитриевича было требование народности воспитания. Он считал, что необходимо ввести требование демократизации образования народа.

Все свои идеи, мысли и принципы педагог отразил и обосновал в трудах и книгах, а также во многих научных статьях.

Основные труды и проблематика работ Ушинского

Наиболее популярные издания, передающие основные идеи и мысли педагога, выражены в списке произведений под названиями:

«Детский мир», изданное в 1861 году;

«Родное слово», изданное в 1864 году;

а также основополагающий труд Ушинского «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», в трех томах.

Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) — биография, вклад в педагогику и основные работы

Друзья и знакомые отмечали необыкновенную доброту Ушинского, его умение задавать точные вопросы, благожелательное отношение как к детям, так и к их учителям.

Сказками и рассказами Ушинского для детей до сих пор зачитываются миллионы, их актуальность не умаляется со временем, а их назидательный смысл помогает юношам и девушкам понять как нужно поступать, а как поступать не следует.

Годы жизни 19.02.1823 — 22.12.1870

Жанры, в которых работал: рассказ, сказка, педагогическая литература

Основные произведения: «Родное слово», «Дети в роще», «Жалобы зайки», «Слепая лошадь».

Детские и юные годы

Константин Ушинский родился 19 февраля (3 март) 1823 года в Туле, в семье офицера Дмитрия Григорьевича Ушинского, участника Отечественной войны 1812 года.

Мать мальчика умерла, когда ему исполнилось двенадцать лет, однако она успела дать сыну хорошее домашнее образование и привить любовь к наукам. После ее смерти Константин был зачислен сразу в третий класс гимназии.

В 1840 году Ушинский, закончив гимназию, поступил на юридический факультет Московского университета, где преподавали блестящие преподаватели своего времени. Четыре года спустя Константин Ушинский стал кандидатом юриспруденции, однако решил остаться в университете для подготовки к профессорскому званию. Помимо юриспруденции и философии, юноша интересовался театром и литературой, его искренне волновали проблемы народного образования.

Влияние идей Ушинского

Чаще всего упоминается работа А.О. Черняевского, который составил «Родную речь» (1882) на азербайджанском языке. Первую часть книги инспектор Закавказкой учительской семинарии составил сам, а вторую — вместе со своим воспитанником Велибековым. На азербайджанском языке труд стал называться «Вэтэ дили».

Пособие было предназначено для учащихся 3-4 классов. Оно было разработано по методике, которую когда-то составил Ушинский. Краткая биография не способна полностью раскрыть значимость русского деятеля в отечественной и мировой педагогике. Однако его идеи и методики и сегодня находят своих приверженцев.

Педагогическая карьера

В 1846 году Ушинский приступил к работе в ярославском Демидовском лицее. Однако молодой преподаватель с либеральными взглядами на учебный процесс не смог найти общий язык с руководством лицея, и был вынужден уйти с должности. В течение последующих полутора лет, что Ушинский искал себе новое место, он зарабатывал на жизнь переводами иностранных статей. Вскоре он переехал в Петербург, где устроился мелким чиновником.

В 1854 году Ушинский поступил на службу в Гатчинский Сиротский институт, где преподавал русскую словесность, а спустя время был назначен инспектором классов. Именно в тот период Константин Дмитриевич стал писать статьи на педагогическую тематику. Его первая работа «О пользе педагогической литературы» имела большой успех, и благодаря ей Ушинский стал постоянно сотрудничать с такими изданиями как «Журнал для воспитания», «Библиотека для чтения», «Современник».

Личная жизнь

Женат Ушинский Константин Дмитриевич, биография которого рассматривается, был на представительнице знатного казацкого рода Надежде Семеновне (в девичестве Дорошенко). Познакомились они еще в Новгород-Северском, а поженились в 1851 году.

От брака у них родилось три сына и две дочери:

  • Павел – погиб на охоте.
  • Константин.
  • Владимир.
  • Вера – на свои сбережения открыла мужское Городское Училище (Киев), которое получило имя ее отца.
  • Надя – открыла в селе Богданка начальную школу на средства, которые выручила от продажи труда своего отца.

Конфликт в Смольном институте

В 1859 году Константин Ушинский был приглашен на должность инспектора классов в Смольный институт. Он сразу с большим энтузиазмом принялся заниматься нововведениями: ввел практику проведения педагогических совещаний, создал класс для подготовки будущих воспитательниц, но самое главное – искоренил разделение учениц на мещан и благородных.

Вот только подобное новаторство далеко не всем пришлось по душе. Начальница Смольного института обвинила Ушинского в вольнодумстве, в результате чего он был вынужден покинуть институт и отправиться изучать школьное дело за границу. Константин Дмитриевич побывал во многих странах – Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, и везде записывал свои наблюдения. Собрав приличный материал, он написал книги «Детский мир» и «Родное слово», а также руководство для учителей и родителей.

Вернувшись в Россию после длительного путешествия, Ушинский принялся работать над своей главной книгой – «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Он успел написать два тома, а третий так и остался незаконченным.

Детская хрестоматия

В это же время, в 1861 году, Ушинским была создана хрестоматия «Детский мир» по русскому языку для младших классов в двух частях, куда вместился и материал по естествознанию.

В 1860-1861 гг. он занимается редактированием «Журнала министерства народного просвещения», полностью меняет там малоинтересную и сухую программу и превращает его в научно-педагогический журнал.

Читайте также:
Гумилев биография, факты, хронологическая таблица и творчество

Все свое время посвящает этому делу господин Ушинский Константин Дмитриевич. Краткая биография указывает на то, что его труды принесли много пользы обществу. Он пишет и помещает в журналы достаточно реакционные статьи. За такое своеволие автор не мог не поплатиться. На него началась травля, коллеги обвинили его в политической неблагонадежности и свободомыслии.

Последние годы жизни

В биографии Ушинского было место и общественной деятельности, к которой педагог пристрастился на склоне лет. Он принял участие в учительском съезде в Крыму, побывал в учебных заведениях Симферополя, охотно общался с учителями и учащимися.

Кроме того, Константин Дмитриевич продолжал много писать. Среди его последних работ – статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников.

После трагической гибели старшего сына Ушинский решил переехать жить с семьей в Киев. Но прежде ему необходимо было отправиться на лечение в Крым. По дороге Константин Дмитриевич сильно простудился, и умер 22 декабря 1870 (3 января 1871) года в Одессе.

Ушинский внес огромный вклад в развитие педагогической деятельности в России, и после смерти его именем были названы многие учебные заведения в стране.

Краткая биография Ушинского Константин Дмитриевича

Родители

Будущий русский учитель был рожден в семье офицера в отставке, участника Первой Мировой Войны, дворянина.

Матерью его являлась Любовь Степановна, но она скончалась, когда сыну было всего 12 лет. И конечно смерть матери в таком раннем возрасте наложила большой отпечаток на характер и нрав Ушинского.

Детские годы

Детство он провел в маленьком городке под названием Новгород-Северский. У семьи будущего педагога было не слишком крупное имение, в котором он и проводил большую часть своего времени.

Образование

Константин уже с ранних лет очень тяготел к знаниям по философии, психологии, истории и юриспруденции. Когда юному будущему писателю и педагогу исполнилось 11 лет, он принял решение поступать в гимназию в этом небольшом городке и успешно окончил ее в 1840 г.

После гимназии он принял решение продолжать обучение и поступил в Московский университет, выбрав факультет юриспруденции. Уже в возрасте 20 лет будущий писатель и педагог стал готовиться к получению звания профессора.

В возрасте 22 лет он был назначен на достаточно высокую должность. Улица, на которой в эти годы проживал Константин Дмитриевич, в будущем была названа его именем.

Начало педагогической деятельности

Нравы Ушинского сильно разнились со взглядами вышестоящего руководства университета. В связи с чем на постоянной основе стали возникать серьезные конфликты, которые привели к тому, что педагогу пришлось покинуть это заведение.

После того, как он оставил свою любимую работу, жизнь его стала не такой радостной. Ушинскому пришлось подрабатывать переводами различных текстов и статей с иностранных языков. Все его попытки устроиться в какое-либо учебное заведение были тщетными.

В связи со значительными трудностями педагогу пришлось покинуть город и переехать в Северную столицу, где он сразу же устроился на мелкую административную должность.

Через некоторое время педагог по воле случая и к большой радости поступает на службу в Институт в Гатчине, где проводит большую часть своего времени. Уже тогда он сформулировал свою основную идею и отношение к институтским порядкам.

Первые труды и статьи по педагогике и воспитанию

Примерно в эти же годы Константин Дмитриевич выпустил одну из своих лучших публикаций, которая принесла ему огромный успех. После этого он стал на постоянной основе публиковаться в одном из известных в то время журналов, а далее стал сотрудничать и с некоторыми другими изданиями.

Очень большой профессиональный прогресс получил учитель в Институте Благородных девиц, куда он поступил на должность в 1859 г. Там он занимался наблюдениями и воспитанием классов.

Поскольку Константин Дмитриевич имел достаточно вольные для того времени взгляды, его ждал «хороший» конфликт с начальницей этого института. В связи с этим, в 1862 г. его уволили, и он был отправлен за рубеж на пять лет.

Все эти годы Ушинский путешествовал по Швейцарии, Италии и другим странам. Он делал свои основные заметки и комментарии по педагогике и воспитанию в этих и других странах. Порядки там сильно отличались от современных взглядов на его родине.

Затем Ушинский, воспользовавшись своими наблюдениями и находясь за границей, издал статью, где описал различия между системами образования в России и за рубежом.

Вернувшись на родину, педагог начал писать свой основной и главный труд. Всего он выпустил два полных тома собраний собственных произведений и третий остался незаконченным.

В 1870 г. педагог переезжает в город Симферополь, где пишет множество статей об образовании и искусстве воспитания, а также другие издания.

Последние годы жизни

В 1870 г. случилась трагедия со старшим сыном Константина Дмитриевича. Это событие заставляет его совершить переезд в Киев. Там он покупает дом и со своими сыновьями едет на отдых в Крым.

Дорога в Крым стала последней для великого педагога. В пути он плохо себя почувствовал и отправился лечиться в Одессу, где впоследствии и скончался.

Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

Семья Ушинского

В 1851 г. Константин Дмитриевич женился на Надежде Семеновне Дорошенко, которая родила ему шестерых детей.

Читайте также:
Фет А. - биография, творчество, факты, детство, где учился

Самым старшим ребенком был Павел, который скончался в 1870 г. Далее по возрасту шли Вера, Надежда, Константин, Владимир и Ольга.

Старшие дочери посвятили свою жизнь учительству. Вера, будучи замужем, на свои средства открыла мужское училище в Киеве, а Надежда — начальную школу в селе, в котором находился родной дом Ушинского, на средства, заработанные от продажи книг и работ своего отца.

Труды

Под влиянием развития общественно-педагогического движения в 1857-1858 гг. Ушинский пишет в «Журнале для воспитания» несколько своих статей, которые стали поворотными в его судьбе, к нему сразу пришли авторитет и слава.

В 1859 году он получает должность инспектора Смольного института благородных девиц. В этом известном заведении, тесно связанном с царской семьей, в то время процветала атмосфера заискивания и угодничества. Все обучение проводилось в духе христианкой морали, что в итоге сводилось к привитию светских манер, преклонению перед царизмом и минимуму реальных знаний.

Опыт в Европе

В 1862 году его увольняют из Смольного института. А потом Царское правительство отправляет его за границу в длительную командировку для изучения европейского женского образования. Ушинский воспринимает эту поездку как ссылку.

Однако он принимается за дело, изучает все с большим интересом и посещает ряд европейских стран. В Швейцарии он особенно скрупулезно изучает постановку начального образования. Свои выводы и обобщения Константин Ушинский представляет в учебнике для классного чтения «Родное слово» и методичке к нему. Потом он готовит два тома «Человек как предмет воспитания» и собирает все материалы к третьему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К.Д.Ушинский об уроках и методах обучения

Данная статья посвящена работе К.Д.Ушинского по проблемам развивающего обучения.Рассматриваются разные типы уроков и методы их обучения на основе технологий развивающего обучения….

«Педагогическая деятельность и взгляды К.Д. Ушинского»

В презентации представлен материал, отражающий основные этапы деятельности и взгляды выдающегося отечественного педагога….

К.Д.Ушинский “Дүрт теләк”. Билдәһеҙлек һәм билдәләү алмаштары.

Башҡа халыҡ яҙыусыларының әҫәрҙәрен өйрәнеү, уҡыусыларҙың телмәр күнекмәләрен үҫтереү, билдәһеҙлек һәм билдәләү алмаштары менән таныштырыу, уларҙы телмәрҙә ҡулланырға өйрәнеү….

Константина Дмитриевича Ушинского по праву можно назвать одним из величайших русских педагогов, психологов и писателей. Его влияние на русскую культурную и политическую жизнь середины девятнадцатого века сложно переоценить, а педагогические методики и вообще педагогика, которую разработал Ушинский, до сих пор применяются практически повсеместно.

О жизни и творчестве

  • К. Д. Ушинский : библиографический указатель трудов и литература о жизни и деятельности К. Д. Ушинского (1848-1984) / сост. Е. П. Андреева ; АПН СССР, Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского. — Москва : Б. и., 1985. — 485 с.
  • К. Д. Ушинский и русская школа : беседы о великом педагоге / авт. текста Е. П. Белозерцева, С. Б. Каменецкая, Н. И. Лифинцева ; под общ. ред. Е. П. Белозерцевой. — Москва : Роман-газета, 1994. — 191 с.
  • К. Д. Ушинский о воспитании : для педагогов, родителей и студентов педвузов / сост. Н. М. Матвеева. — Москва : Школьная пресса, 2003. — 190,[1] с. ; 17 см. — (Золотой фонд педагогики).
  • Корф, О. Б. Детям о писателях. XIX век. Аксаков, Гаршин, Гоголь, Даль, Ершов, Жуковский, Кольцов, Крылов и др. : книга для учителей, воспитателей, родителей / О. Б. Корф [Текст]. — Москва : Стрелец, 2006. — 46,[1] с. : портр.
  • Мировая словесность для детей и о детях : [материалы международной научно-практической конференции, прошедшей 27 июня — 2 июля 2012 г.] / Министерство образования и науки Российской Федерации и др. ; [науч. ред. И. Г. Минералова]. — Москва : Литера, 2012. — 236 с.
  • Мудрость великих педагогов / [авт.-сост. Кожевников А. Ю., Линдберг Т. Б.]. — Москва : Олма : Абрис, 2021. — 255 с. : цв. ил. — (Мудрость тысячелетий).
  • Книга иллюстрирована репродукциями картин русских и советских художников.
  • Садовский, Н. В. Лучший воспитатель — семья : так считал великий педагог Ушинский / Николай Владимирович Садовский // Мир библиографии. — 2021. — № 1. — С. 148-154. — (Наследие).
  • Сальников, Ю. В. Убеждение: Ушинский : историческая повесть / Ю. В. Сальников ; худож. В. Бисенгалиев. — Москва : Молодая гвардия, 1977. — 175 с. : ил. — (Пионер — значит первый ; Вып. 56).
  • Семенов Д. Д. Первый год занятий объяснительным чтением и наглядным обучением по книге [К. Д. Ушинского] «Детский мир» / [Соч.] Д. Семенова. — Санкт-Петербург : тип. И. Огризко, 1862. — 36 с.
  • Тубельская, Г. Детские писатели России : сто имен. Ч. 2 : биобиблиографический справочник / Г. Н. Тубельская. — Москва : Школьная библиотека, 2002. —(Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря).
  • Ушинский, К. Д. Воспитание человека / К. Д. Ушинский ; сост., авт. вступ. ст. С. Ф. Егоров. — Москва : Карапуз, 2000. — 256 с. : ил. — (Педагогика детства).
  • Линкова И. (2 марта родился Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871), русский писатель, педагог) Текст : Электронный ресурс / И. Линкова // Библиогид. — Режим доступа: Открытый доступ
  • Ушинский, Константин Дмитриевич Текст : электронный ресурс. — Режим доступа: Открытый доступ

Болезнь и несчастье

В последние свои годы он выступал как общественный деятель. У него вышло много статей о воскресных школах и о школах детей ремесленников, он также был участником педагогического съезда в Крыму. В 1870 году в Симферополе он побывал в нескольких учебных заведениях и с охотой встречался с учителями и их воспитанниками.

Читайте также:
Лермонтов биография, творчество, факты, список произведений

Один из учителей И. П. Деркачев вспоминал, что летом 1870 года Ушинский по возвращению домой из Крыма в хутор Богданка Глуховского уезда (Черниговская область) хотел было заехать к своему другу Н. А. Корфу на Екатеринославщину, но не смог этого сделать. Одной из причин стала его простуда, а потом и трагическая гибель его старшего сына Павла. После этого Ушинский вместе с семьей переехал жить в Киев и купил дом на Тарасовской. И сразу же с сыновьями он отправляется лечиться в Крым. По дороге Ушинский Константин Дмитриевич сильно простывает и останавливается в Одессе для лечения, но скоро умирает, это было в январе 1871 года (по новому стилю). Его похоронили в Киеве в Выдубицком монастыре.

Реформы

Ушинский сразу провел реформирование института: несмотря на сопротивление реакционных педагогов, он ввел новый план обучения. Теперь главным предметом стал русский язык и литература, а также естественные науки. На уроках физики и химии он ввел опыты, так как эти наглядные принципы обучения способствовали лучшему усваиванию и пониманию тем. В это время были приглашены лучшие педагоги – методисты по литературе, географии, истории и т. д., а это Водовозов В. И., Семенов Д. Д., Семевский М. И.

Константин Дмитриевич Ушинский

Фото Все

Видео Все

Константин Ушинский | Изменившие мир

История образования. Константин Ушинский

К.Д.Ушинский. Биографический фильм.

Константин Ушинский — биография

Константин Ушинский – прославленный педагог-демократ, писатель, автор научной педагогики в России. Автор многочисленных научных трудов и произведений для детей – «Два плуга», «Ветер и солнце», «Жалобы зайки», «Лиса и козел», «Плутишка кот».

Константина Ушинского любили учителя, дети и их родители, он был единственным преподавателем в дореволюционной России, сумевшим завоевать такой авторитет. Он полностью изменил отечественную педагогическую практику, основал новую науку, ранее неизвестную в России. Народные школы, только начинающиеся зарождаться в те годы, пользовались его учебниками, простыми и доступными до гениальности. Учителя работали по созданным им руководствам. На протяжении пяти десятков лет, вплоть до Октябрьской революции, несколько поколений детей выросло на книгах Ушинского. Великий педагог считал, что каждая школа, и каждый учитель выполняет одну из двух функций – либо готовит счастье свое родине, либо несчастье.

Детство и юность

Родился Константин Ушинский 19 февраля (3 марта) 1824 года в старинном русском городе Туле. Хотя в некоторых источниках годом рождения великого педагога считают 1823-й, а путаница якобы произошла из-за несвоевременно зарегистрированной метрики. Отца Константина звали Дмитрий Ушинский, он офицер в отставке, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Принадлежал к классу мелкопоместных дворян. Мама – Любовь Ушинская (в девичестве Капнист).

После того, как отец получил назначение на судейскую должность, семья переехала в Новгород-Северский, где и прошли детские и юношеские годы будущего педагога. В двенадцатилетнем возрасте Константин остался без матери, которую любил безмерно. Эту любовь и светлую память о ней Ушинский пронес через всю жизнь. Именно мама дала сыну первые уроки, и когда его отправили в гимназию, то сразу зачислили в третий класс.

Портрет Константина Ушинского в молодости

Много лет спустя Константин будет с благодарностью вспоминать весь педагогический коллектив гимназии, включая и директора. Ушинский говорил, что они были настоящими педагогами, увлеченными своим делом, и самое важное, беззаветно любили детей. Может быть поэтому, уровень знаний выпускников этой школы был намного выше, чем в аналогичных учебных заведениях других городков. Аттестат об окончании гимназии молодой человек получил в 1840 году. Константина увлекали вольнолюбивые мысли просветителей из Европы, и история декабристов, все это оказалось близко его душе.

После этого Ушинский стал студентом юридического факультета Московского университета. В то время преподавателями этого престижного вуза были выдающиеся профессора, привившие студенту любовь к литературе, философии, праву. В 1844 году юноша окончил основной курс, но остался в магистратуре. В тот период он всерьез заинтересовался вопросами просвещения простого народа, в большинстве своем, не владеющем грамотой.

Ушинский успешно сдал экзамен в магистратуре, получил степень кандидата юридических наук, и в 1846 году уехал в Ярославль. Устроился на работу в Демидовскй юридический лицей. Константин пропагандировал прогрессивные взгляды, старался держаться со своими учениками на равных, избегал формальностей во время занятий, и это сильно не нравилось его начальству.

Начальство настороженно относилось к передовым настроениям молодого педагога, поэтому за ним негласно надзирали. Ушинский долго боролся с таким отношением к себе, но он понял, что все попытки что-либо изменить, будут тщетными, и уволился с работы. Чтобы заработать на жизнь, молодой человек начинает заниматься переводами иностранных статей для журналов. Потом он переехал в Петербург, нашел себе место в Министерстве внутренних дел, занял должность простого чиновника.

Педагогика

В 1854-м Константин Ушинский устроился на работу в Гатчинский сиротский приют, закрытое среднеспециальное учреждение, которым опекалась сама императрица. В этом учебном заведении учились будущие чиновники министерств и департаментов. Институт был известен своими строгими порядками, малейшие оплошности безжалостно наказывались, кроме того, учеников вынуждали доносить друг на друга, а это порождало вражду между ними.

Вначале Ушинского приняли на должность преподавателя русской словесности и права, но через шесть месяцев он перешел в инспектора. За все время, что Константин трудился в этом институте, он смог полностью изменить саму суть воспитательного процесса. Больше не было ни воровства, ни кляуз, ни сухого канцеляризма. Ушинский обнаружил архивы, оставленные его предшественником. Это была целая библиотека работ по педагогике, после знакомства с которыми, он как будто оказался в новом мире.

Читайте также:
Марина Цветаева биография, творчество, факты, причина смерти

Журнал в котором Константин Ушинский опубликовал работу «О пользе педагогической литературы»

Эти материалы настолько его вдохновили, что Константин написал статью под названием «О пользе педагогической литературы», ставшую знаковой в его биографии. После публикации этой статьи к молодому педагогу пришла популярность. Теперь он активно сотрудничает со столичными журналами – «Современником», «Журналом для воспитания», «Библиотекой для чтения». Потом полтора года Ушинский занимал пост редактора «Журнала Министерства народного просвещения». За это время под его руководством журнал стал популярным сборником передовых публикаций.

Следующий этап педагогической деятельности Ушинского – Смольный институт благородных девиц. Именно там он начал воплощать в жизнь свои самые смелые идеи. Константин никак не мог смириться с тем, что девушек делили на простых и знатных. Он работал над тем, чтобы ко всем было одинаковое отношение. Педагог ратовал за то, чтобы девиц учили на русском языке, а еще настаивал, чтобы после выпуска они могли рассчитывать на присвоение им квалификации воспитательниц.

Кроме этого, Константин регулярно проводил заседания, на которых присутствовал весь педагогический коллектив. На таких собраниях обсуждали насущные проблемы, передовые идеи в образовательной сфере. Эти вечера любили все, потому что они походили не на сухие заседания, а скорее, на встречу друзей и единомышленников. Педагоги обсуждали реформы, литературу, театральные премьеры. Константина Дмитриевича любили ученики и коллеги, и только начальство видело в нем вольнодумца. Чтобы как-то отстранить неудобного во всех смыслах педагога, было принято решение отправить его за границу, в командировку, продолжительностью пять лет.

Ушинский переехал в Европу, начал изучать передовой опыт в воспитательной и образовательной работе, он побывал в германских, французских и швейцарских учебных заведениях. Много времени уделял литературной деятельности, начатой еще в годы работы в Гатчине.

Первые учебники для детей Константин Ушинский написал в 1864 году. Они получили название «Родное слово» и «Детский мир». В первой книге имелись и методические материалы по предмету «словесность», специально для учителей и родителей. Эти книги стали настоящей сокровищницей литературы в области педагогики, их переиздавали сотни раз.

Среди произведений Ушинского была и художественная проза, представленная детскими рассказами и сказками – «Четыре желания», «Слепая лошадь», «Проказы старухи-зимы». Эти книги пополнили классику русской литературы.

Педагог Константин Ушинский

Итогом всей педагогической деятельности Ушинского стал труд «Человек как предмет воспитания», над которым он работал по возвращении в Россию. К сожалению, он так и не смог завершить работу над книгой. При жизни Константина Дмитриевича издали два тома антропологических исследований, отрывки из которых часто встречаются в виде цитат в научных работах современных авторов.

Личная жизнь

Константин Ушинский обрел счастье, не только занимаясь любимым делом, но и в личной жизни. В 1851 году он женился на своей подруге детства Надежде Дорошенко. В 1852 году супруга подарила педагогу сына Павла, потом семья пополнилась дочерьми Верой и Надеждой, сыновьями Константином и Владимиром. До наших дней дошло фото, где вся семья педагога запечатлена вместе. В 1867 году семья пополнилась шестым ребенком – дочерью Ольгой, которая стала художником.

По мере того, как Константин Ушинский менял место своей службы, семья следовала за ним. Однако как бы там ни было, Ушинские имели свой тихий уголок, пристанище, куда они всегда могли вернуться. Константин приобрел дом на хуторе Богданка недалеко от Чернигова.

Интересно то, что все дочки Ушинского продолжили его дело. Они организовывали народные школы и училища, при этом зачастую тратили не только время, но и личные средства.

Смерть

Ушинский особенно активизировался в последние годы своей жизни. Он вел научную и гражданскую деятельность, посещал профессиональные съезды, печатал свои статьи, продолжал формировать стройную педагогическую систему. Его уважали, как мастера своего дела.

В 1870-м в семью пришла беда. На охоте погиб старший сын – Павел. Это стало большим ударом для всей семьи, и Ушинский решил, что им нужно уехать. Он покупает дом в Киеве, и перевозит туда всю семью.

После этого забирает всех сыновей и едет с ними в Крым с надеждой подлечиться. Но внезапно в дороге педагог простыл. Болезнь вызвала осложнения, и 22 декабря 1870 года 47-летний Ушинский умирает. Это печальное событие случилось в Одессе. Местом вечного упокоения Константина Ушинского стал Киево-Выдубицкий монастырь.

Вклад выдающегося педагога в развитие российской педагогики просто огромный. Он всю свою жизнь стремился к тому, чтобы образование мог получить любой желающий, а не только избранные слои населения. Это его стремление дало свои плоды, следующие воспитательные системы базировались именно на фундаментальных трудах Ушинского. Память о великом педагоге живет в нескольких десятках учебных заведений его имени, улицах российских городов и библиотеках.

Педагогические труды

  • Человек как предмет воспитания
  • Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии»
  • Лекции в Ярославском лицее
  • О народности в общественном воспитании
  • Письма о воспитании наследника русского престола
  • Три элемента школы
  • О средствах распространения образования посредством грамотности
  • Школьные реформы в Северной Америке
  • Внутреннее устройство североамериканских школ
  • «О пользе педагогической литературы» /Статья в журнале «Для воспитания»
  • «Опыт педагогической антропологии»
  • Русская школа
Читайте также:
Чернышевский - биография, родина, факты, произведения
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Вклад Ушинского К.Д. в педагогику: основные идеи, статьи

  • Биография
    • Детство и юность
    • Образование
    • Начало научной деятельности
  • Конфликты в научных кругах
    • Поездка за границу
  • Суть педагогических идей
    • Основа обучения человека
    • Воспитание и преподавание
    • Средства воспитания
  • Труды Ушинского
    • Наиболее известные книги
    • Статьи

В статье представлены основные факты из биографии К.Д.Ушинского, раскрыты главные постулаты его педагогической теории.

Биография

Детство и юность

Город рождения — Тула. Отец — офицер в отставке, мелкопоместный дворянин. До 12 лет воспитывался дома. Большой вклад в его начальное образование внесла мать. Эти первые 11 лет были счастливыми. Семья была весьма обеспеченная. Жили в красивейшей местности с древней историей. Мать воспитывала сына с любовью и терпением, привила ему любовь к чтению.

Образование

В 12 лет лишился матери, но благодаря ее подготовке поступил в Новгород-Северскую гимназию сразу в третий класс.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Дети в классе были намного старше его и не дворянского происхождения, относились недружелюбно. Социально положение «барчука» здесь было скорее невыгодным. Но он смог сдружиться со всеми, часто бывал в гостях у бедных семей своих одноклассников. Впоследствии это повлияло на формирование его педагогических взглядов.

Ушинский очень уважал директора этого учреждения за любовь к науке. Впоследствии он отмечал, что полученное им в гимназии небольшого уездного городка образование было не только не хуже, но даже во многом лучше того, что давали более крупные и уважаемые в то время учреждения.

В 1840 году поступил в Московский университет, учился на юриста. Окончил в 1844 году блестяще в статусе кандидата юридических наук.

Начало научной деятельности

Ушинский остался при университете готовиться к получению звания профессора в своей области.

В 1846 получил назначение профессором в Демидовский лицей на кафедру законоведения, государственного права и науки финансов. Стал преподавать, также работал редактором «Ярославских губернских ведомостей».

Конфликты в научных кругах

Придерживался либеральных взглядов, что привело к конфликтам в лицее. Последовали доносы от начальства в вышестоящие инстанции. Обвинялся в излишнем свободомыслии, которое, якобы, передавал своим студентам.

В 1849 году перестал работать в лицее, полгода занимался переводами статей из иностранных журналов. Затем работал столоначальником в Петербурге. Сотрудничал в «Современнике» и «Библиотеке для чтения».

В 1854 году последовала должность учителя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. Ушинскому не нравилась система преподавания, отношение руководства к процессу, бюрократия. Через год он стал там инспектором классов. Им был найден архив предшественника, представлявший собой ценное собрание педагогической литературы. Прочтение этих книг повлияло на дальнейшие взгляды ученого.

В 1859 год — должность инспектора классов в Смольном институте благородных девиц. Ситуация там сильно улучшилась, были проведены новаторские реформы. Но снова последовал конфликт с начальством. В 1862 году это стало поводом к его отстранению от преподавания в институте.

Все эти конфликты привели Ушинского к высылке из страны.

Поездка за границу

Был отправлен за границу под предлогом поправки здоровья и для изучения школьного дела.

Посетил Италию, Германию, Швейцарию, Бельгию, Францию. Все это были передовые в плане образования страны того времени. Там он побывал во всех возможных учебных заведениях, знакомился с методами преподавания, изучал новации. Все записывал и позже издал большую статью и несколько книг и пособий для родителей и учителей, которые актуальны и сегодня.

Вернулся в Россию в 1860-х.

Суть педагогических идей

Основа обучения человека

  1. Главный принцип — демократизация народного образования и воспитания: убрать разделение на «благородных» и «неблагородных».
  2. Теория педагогики должна разрабатываться с учетом философских, психологических, анатомических и физиологических знаний о человеке.
  3. Не основываться исключительно на собственном опыте.
  4. Теория должна быть подтверждена практикой.

Воспитание и преподавание

  • принимать во внимание особенности каждого народа — традиции, территорию проживания и др.;
  • изучать родной язык и историю, чтобы привить чувство национальной гордости и уважение к другим народам;
  • воспитание — это сознательный, серьезный процесс, «святое дело»;
  • направлять воспитание на гармоничное развитие личности;
  • воспитание нравственности первостепенно, даже важнее получения знаний. Оно приводит к дисциплинированности, гуманности, честности и трудолюбию, развивает чувство собственного достоинства и скромность;
  • любовь и терпение необходимы, но одних их мало. Чтобы воспитать детей правильно, нужно еще разбираться в детской природе.

«Неправильное воспитание — основная причина зла в народе».

Тот, кто занялся воспитанием, не разобравшись в нем, преступник.

Средства воспитания

  • обучать,
  • подавать личный пример,
  • убеждать,
  • придерживаться педагогического такта,
  • предупреждать,
  • поощрять,
  • взыскивать.

Константин Дмитриевич Ушинский

Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.

Биография

Родился в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна (урождённая Капнист) умерла, когда сыну было 12 лет.

Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.

Читайте также:
Ломоносов биография, изобретения и открытия, достижения в литературе

В сентябре 1848 года Ушинский произносит речь «О камеральном образовании». Он предложил собственную систему камерального образования, в основе которой было изучение семьи, общества и народного хозяйства. Идеи Ушинского казались радикальными, излишне демократичными. В 1850 году он был вынужден оставить лицей. Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где устроился на достаточно мелкую чиновничью должность столоначальника Департамента духовных дел и иностранных вероисповеданий. Стал сотрудничать в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855).

В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

Во многом стараниями Ушинского во второй половине 1850-х годов в российском обществе проснулся интерес к педагогике. Ушинский стал активным автором одного из новых изданий — журнала «Воспитание». Программной стала одна из первых статей Ушинского, опубликованных в этом журнале — «О пользе педагогической литературы» (1857 год). В том же году «Воспитание» публикует ещё одну фундаментальную статью Ушинского — «О народности в общественном воспитании».

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К.Д. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей. В качестве преподавателей Ушинским были приглашены видные педагоги-методисты: по литературе – В. И. Водовозов, по географии – Д. Д. Семенов, по истории – М. И. Семевский и другие. Главным достижением педагога за период работы в Смольном было создание круга единомышленников, талантливых учеников, которые и стали ядром молодой русской педагогики 1860-х годов.

В это время Ушинским была также составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию. Издание книги «Детский мир» принесло Константину Дмитриевичу всероссийскую славу. Первый тираж — 3 600 экземпляров — быстро разошёлся по учебным заведениям России. Потребовалось два новых издания.

Одновременно с преподавательской работой Ушинский с 1860 года стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

После конфликта с начальницей института Ушинский вынужден был оставить должность. Императрица Мария Александровна взяла педагога под свою защиту. Ушинский был причислен к IV отделению собственной его величества канцелярии. Для нервного успокоения, по предложению императрицы, Константин Дмитриевич отправился в европейскую командировку. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово». Наряду с «Детскими миром» это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.

В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым.

После возвращения в Россию он прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте около 47 лет. Ушинский за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

Ушинского называют православным мыслителем, и здесь нет преувеличения. Свою школу, свою педагогическую антропологию он не представлял отделённой от Церкви. Педагогика, по его мнению, в своих основах должна иметь религиозное обоснование. Он считал нехристианскую педагогику немыслимой, «предприятием без побуждений позади, без результатов впереди». Христианство, по мнению Ушинского, указывает высокую цель воспитанию, его истины должны быть положены в основу воспитания. К.Д. Ушинский был уверен в необходимости изучения Библии в школе. Он подчеркивал, что в процессе обучения нельзя отделять преподавание Закона Божьего от других предметов и воспитания. Среди огромного количества рекомендаций в статьях Ушинского по поводу религиозного воспитания есть и о необходимости создания и функционирования воскресных школ. Ушинский говорил о религии как об одном из составляющих элементах воспитания, без которого невозможно полноценное формирование личности.

Читайте также:
Солженицын - биография, интересные факты, книги и произведения

Константин Ушинский – биография, новости, личная жизнь

Константин Дмитриевич Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский. Родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле – умер 22 декабря 1870 (3 января 1871) года в Одессе. Русский педагог, писатель. Основоположник научной педагогики в России.

Константин Ушинский родился 19 февраля (2 марта по новому стилю) 1824 года в Туле.

Отец – Дмитрий Григорьевич Ушинский, отставной офицер, участник Отечественной войны 1812 года, мелкопоместный дворянин.

Мать – Любовь Степановна (урождённая Капнист).

После назначения отца судьёй в небольшой уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, семья Ушинских переехала туда. Всё его детство и отрочество прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны.

В 11 лет Константин Ушинский поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

В возрасте 12 лет потерял мать.

После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких известных преподавателей, как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин.

После окончания университетского курса в 1844 году кандидатом юриспруденции, Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к профессорскому званию. В круг интересов юного Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

В 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее.

С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости».

Поселился Ушинский на Стрелецкой улице (ныне – ул. Ушинского), в одном из флигелей усадьбы Вахромеева. Либеральные взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея. Всё это привело к тому, что в 1849 году Ушинский оставил лицей.

Некоторое время он зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.

После безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где устроился на достаточно мелкую чиновничью должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание – за дверьми здания». Уже через год службы в Гатчинском сиротском институте он был повышен по службе и назначен инспектором классов.

В стенах этого учебного заведения Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института – Е. О. Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха этой публикации, Ушинский стал постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он помещал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России.

Также он сотрудничал с журналами «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855).

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц.

Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Одновременно с преподавательской работой Ушинский с 1860 года стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

После конфликта с начальницей института М. П. Леонтьевой, которая обвинила Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода, его под благовидным предлогом в 1862 году удалили из института – он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения – женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

Читайте также:
Маршак С.Я. (1887-1964) биография 📚 краткая для детей начальной школы, творчество, интересные факты, детство, семья, самые известные произведения писателя

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» – «Руководство к преподаванию по “Родному слову” для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.

В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым. В этой работе Ушинский дал ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного – чувствование прекрасного – осознание. Он обосновал предмет педагогики, её основных закономерностей и принципов. Основа его педагогической системы – требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.

«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока», – говорил Ушинский.

«Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека», – считал Ушинский.

В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в Симферополь, Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище. Охотно встречался и с учителями, и с учащимися.

При казённой мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного обучения. Будучи одним из основателей этого способа, Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П. Деркачев. В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский. Предложение было принято, выработанная на съезде «азбука» в том же 1870 году издана в Симферополе.

Летом 1870 года Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка Глуховского уезда Черниговской губернии), он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по ряду причин не смог это сделать. В это же время дома в результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел.

После этого Ушинский решает переехать жить с семьёй в Киев, для чего он купил в Киеве по ул. Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 (3 января 1871) года.

Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

Многие учебные заведения носят (носили) имя К. Д. Ушинского: Южноукраинский национальный педагогический университет в Одессе, Ярославский государственный педагогический университет, Петропавловский педагогический институт (до перестройки), Гимназия № 1 в Симферополе, Педагогический колледж в Гатчине, Педагогический колледж № 1 в Москве (закрыт), Педагогический колледж в Нижнем Новгороде (объединен с экономико-правовым колледжем и стал НГК), Гимназия в Гатчине, Специализированная школа № 187 в Киеве, Школа № 6 в Туле, Новгородский детский дом-интернат в посёлке Шимск, Институт среднего профессионального образования в Москве, Педагогическое училище (колледж) в Тамбове, Черниговский областной институт последипломного образования, Одесский государственный педагогический институт.

Личная жизнь Константина Ушинского:

Жена – Надежда Семёновна Дорошенко. Познакомились в молодости в Новгород-Северском. Поженились в 1851 году.

В браке родились дети:

Павел (1852-1870);
Вера (1855-1922), в замужестве Пото, на свои средства открыла в Киеве мужское Городское училище им. К. Д. Ушинского;
Надежда (1856-1944), в селе Богданка, где находился дом, принадлежащий Ушинскому, на средства, вырученные от продажи сочинений своего отца, открыла начальную школу;
Константин (1859-1919);
Владимир (1861-1918);
Ольга (1867-1960), художница, была замужем за камергером М. А. Суковкиным.

Константин Ушинский с семьей

Надежда Дорошенко – жена Константина Ушинского

Библиография Константина Ушинского:

1847 – Лекции в Ярославском лицее
1856 – О народности в общественном воспитании
1857 – Три элемента школы
1858 – О средствах распространения образования посредством грамотности
1858 – Школьные реформы в Северной Америке
1858 – Внутреннее устройство североамериканских школ
1859 – Письма о воспитании наследника русского престола
1867 – Человек как предмет воспитания. Том I
1869 – Человек как предмет воспитания. Том II
1870 – Материалы к третьему тому “Педагогической антропологии”

Читайте также:
Михалков биография, семья, факты, произведения и стихи для детей

Вклад Ушинского К.Д. в педагогику: основные идеи, статьи

  • Биография
    • Детство и юность
    • Образование
    • Начало научной деятельности
  • Конфликты в научных кругах
    • Поездка за границу
  • Суть педагогических идей
    • Основа обучения человека
    • Воспитание и преподавание
    • Средства воспитания
  • Труды Ушинского
    • Наиболее известные книги
    • Статьи

В статье представлены основные факты из биографии К.Д.Ушинского, раскрыты главные постулаты его педагогической теории.

Биография

Детство и юность

Город рождения — Тула. Отец — офицер в отставке, мелкопоместный дворянин. До 12 лет воспитывался дома. Большой вклад в его начальное образование внесла мать. Эти первые 11 лет были счастливыми. Семья была весьма обеспеченная. Жили в красивейшей местности с древней историей. Мать воспитывала сына с любовью и терпением, привила ему любовь к чтению.

Образование

В 12 лет лишился матери, но благодаря ее подготовке поступил в Новгород-Северскую гимназию сразу в третий класс.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Дети в классе были намного старше его и не дворянского происхождения, относились недружелюбно. Социально положение «барчука» здесь было скорее невыгодным. Но он смог сдружиться со всеми, часто бывал в гостях у бедных семей своих одноклассников. Впоследствии это повлияло на формирование его педагогических взглядов.

Ушинский очень уважал директора этого учреждения за любовь к науке. Впоследствии он отмечал, что полученное им в гимназии небольшого уездного городка образование было не только не хуже, но даже во многом лучше того, что давали более крупные и уважаемые в то время учреждения.

В 1840 году поступил в Московский университет, учился на юриста. Окончил в 1844 году блестяще в статусе кандидата юридических наук.

Начало научной деятельности

Ушинский остался при университете готовиться к получению звания профессора в своей области.

В 1846 получил назначение профессором в Демидовский лицей на кафедру законоведения, государственного права и науки финансов. Стал преподавать, также работал редактором «Ярославских губернских ведомостей».

Конфликты в научных кругах

Придерживался либеральных взглядов, что привело к конфликтам в лицее. Последовали доносы от начальства в вышестоящие инстанции. Обвинялся в излишнем свободомыслии, которое, якобы, передавал своим студентам.

В 1849 году перестал работать в лицее, полгода занимался переводами статей из иностранных журналов. Затем работал столоначальником в Петербурге. Сотрудничал в «Современнике» и «Библиотеке для чтения».

В 1854 году последовала должность учителя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. Ушинскому не нравилась система преподавания, отношение руководства к процессу, бюрократия. Через год он стал там инспектором классов. Им был найден архив предшественника, представлявший собой ценное собрание педагогической литературы. Прочтение этих книг повлияло на дальнейшие взгляды ученого.

В 1859 год — должность инспектора классов в Смольном институте благородных девиц. Ситуация там сильно улучшилась, были проведены новаторские реформы. Но снова последовал конфликт с начальством. В 1862 году это стало поводом к его отстранению от преподавания в институте.

Все эти конфликты привели Ушинского к высылке из страны.

Поездка за границу

Был отправлен за границу под предлогом поправки здоровья и для изучения школьного дела.

Посетил Италию, Германию, Швейцарию, Бельгию, Францию. Все это были передовые в плане образования страны того времени. Там он побывал во всех возможных учебных заведениях, знакомился с методами преподавания, изучал новации. Все записывал и позже издал большую статью и несколько книг и пособий для родителей и учителей, которые актуальны и сегодня.

Вернулся в Россию в 1860-х.

Суть педагогических идей

Основа обучения человека

  1. Главный принцип — демократизация народного образования и воспитания: убрать разделение на «благородных» и «неблагородных».
  2. Теория педагогики должна разрабатываться с учетом философских, психологических, анатомических и физиологических знаний о человеке.
  3. Не основываться исключительно на собственном опыте.
  4. Теория должна быть подтверждена практикой.

Воспитание и преподавание

  • принимать во внимание особенности каждого народа — традиции, территорию проживания и др.;
  • изучать родной язык и историю, чтобы привить чувство национальной гордости и уважение к другим народам;
  • воспитание — это сознательный, серьезный процесс, «святое дело»;
  • направлять воспитание на гармоничное развитие личности;
  • воспитание нравственности первостепенно, даже важнее получения знаний. Оно приводит к дисциплинированности, гуманности, честности и трудолюбию, развивает чувство собственного достоинства и скромность;
  • любовь и терпение необходимы, но одних их мало. Чтобы воспитать детей правильно, нужно еще разбираться в детской природе.

«Неправильное воспитание — основная причина зла в народе».

Тот, кто занялся воспитанием, не разобравшись в нем, преступник.

Средства воспитания

  • обучать,
  • подавать личный пример,
  • убеждать,
  • придерживаться педагогического такта,
  • предупреждать,
  • поощрять,
  • взыскивать.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: