“Чудесный доктор” 📚 краткое содержание и анализ произведения А. И. Куприна для читательского дневника, характеристика главных героев, история создания, сюжет, основная мысль

Анализ рассказа «Чудесный доктор» (А.И. Куприн)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 09.05.2020 · Обновлено 09.05.2020

Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ рассказа «Чудесный доктор» по плану. Здесь он изложит смысл, тематику, проблематику и художественные особенности произведения А.И. Куприна. Книга интересна и лаконична, а ее разбор полезен на уроках и во время экзаменов.

История создания

В основе рассказа «Чудесный доктор» лежит достоверная история, которую поведал один из героев произведения автору. Куприн в 1897 году находился в Киеве, где и услышал трогательную повесть от банкира. В том же году 25 декабря в газете «Киевское слово» выходит рассказ. Прототипом чудесного доктора является знаменитый хирург Николай Пирогов.

Банкир сам стал героем своей истории. Более 30 лет назад он оказался за гранью бедности: все несчастья обрушились на его семью в один момент, и они едва сводили концы с концами. Людям не на что было есть и топить печь, они замерзали в холодной, продуваемой всеми ветрами каморке, и уже ни на что не надеялись, ведь все источники помощи уже оскудели. Сам банкир был тогда одним из детей в этом семействе и тяжело переживал болезнь младшей сестры, которая обречена на смерть в таких условиях. Отец бедняжек был доведен до крайности и хотел лишить себя жизни, но в какой-то момент к ним в гости пожаловал благодетель — доктор Пирогов. Он прославился тем, что помогал всем, кто обращался за поддержкой. Его знали и любили все бедняки. Врач не только вылечил девочку бесплатно, но и дал денег отчаявшемуся отцу семейства. Мужчина смог встать на ноги и обеспечить родных только благодаря неравнодушному человеку. Поэтому можно сказать, что история написания рассказа «Чудесный доктор» началась в реальной жизни — тогда, когда один человек протянул другому руку помощи без корысти и расчета.

Жанр, направление

Произведение «Чудесный доктор» создано на основе реальных событий, поэтому относится к реалистическому направлению. Автор также был представителем реализма.

Жанр – рассказ, но многие уточняют, что относится он к святочному или рождественскому. Данный жанр предполагает быструю завязку с определенной проблемой и такую же развязку с применением чуда. Произведение имеет свой чистый и светлый финал: добро побеждает зло, и вера в чудо оправдывается.

Смысл названия

Автор назвал свой рассказ «Чудесный доктор» по двум причинам:

  1. Все действие происходило в канун рождества. Можно сказать, это небесное чудо, которое снизошло на семью.
  2. Единственный человек, который сразу помог незнакомцу в его тяжелой ситуации, был доктором — представителем самого благородного искусства на земле. Без всяких нравоучений и грубого обращения, он протянул руку помощи нуждающимся. В этом и заключается чудо, которое так гармонирует с призванием героя. Но он врачевал не только болезни, но и нравственные изъяны общества, вернув людям веру в добро.

Суть: о чем рассказ?

Действие разворачивается в 60-е годы 19 века в городе Киев. Повествование начинается с двух мальчиков, которые пристально смотрят на витрину с поросенком. Они весело толкают друг друга, улыбаются и смеются. Но не так все радостно, как оказалось. Семья Мерцаловых живет за счет любых найденных копеек. Дом в подземелье, денег нет, главу семьи выгнали с работы, год назад умер ребенок, а теперь еще болеет семилетняя сестра, которой нужны деньги на лечение. Надежд никаких уже не осталось, вся семья готовилась к худшему исходу.

Отец не мог сидеть дома, так как «сидением ничего не поможешь» и отправился просить милостыню. Мысли о самоубийстве начинают посещать его все чаще и выглядят не так трагично и ужасно. Наоборот, ему проще быстро умереть, чем смотреть на голодную и беспомощную семью. Но тут Мерцалов увидел огонек, который то и дело погасал и зажигался. Человек радостно подходит к отцу и делится новостью о подарках. Мерцалов не в силах больше терпеть, он начал яростно кричать о своей нелегкой жизни.

Но судьба повернулась к нему лицом и помогла встретить доктора. Они сразу же едут обратно домой. Врач осматривает Машутку и выписывает лекарство, деньги на которое оставляет подле записки на рецепт. Кроме этого, он оставил несколько крупных купюр. Не называя своего имени, доктор поспешил уйти. И только на самом рецепте было написано, что это знаменитый врач – Пирогов.

Главные герои и их характеристика

Главными действующими лицами являются глава семейства Мерцалов и доктор Александр Пирогов. Главные герои рассказа «Чудесный доктор», по мнению Многомудрого Литрекона, должны занять свое место в таблице.

Пирогов знаменитый врач хирургии. Он знает, как нужно общаться с людьми, что им сказать. Его взгляд и мягкая интонация в голосе сразу же вызывают доверительное отношение. Ему верят и его одобряют люди. Он не стал раздумывать: стоит помогать или нет. Сразу направился к дому Мерцаловых, чтобы сделать все возможное и спасти его дочь. Герой, который поведал эту историю автору, называет доктора святым. Он действительно таким был и будет.
Мерцалов сломленный мужчина, у которого когда-то было все: работа, деньги, здоровая семья. Теперь он потерял это. Но он устал бороться с цинизмом и подлостью людей. Его семья одна против всех, никто не хочет им помогать. Единственный выход для главы семейства – покончить жизнь самоубийством. Мерцалову стыдно и обидно, что он не может помочь своим детям и жене. Доктор спас его от страшной ошибки, которая привела бы всю его семью к погибели.

В своем рассказе «Чудесный доктор» автор поднимает важные темы: милосердие, человечность и доброта. Это и есть тематика произведения:

  1. Отзывчивость. Именно она помогают сделать мир лучше. Когда Мерцалов теряет всю свою жизненную силу, впадает в отчаяние, тут то и появляется чудесный доктор. Своим неравнодушием он проявляет сострадание к незнакомому человеку и помогает ему.
  2. Доброта. Врач оснащен невероятно доброй и искренней душой. Он не ушел от Мерцалова, когда тот начал безнадежно кричать. Наоборот, внимательно начал его слушать и сделал все возможное, чтобы его дочь поправилась. Благодаря таким людям мир становится добрее. Пирогов с открытым сердцем принял участие и спас Машутку. Даже спустя тридцать лет Гриша помнил и действовал его заповедям — помогать нуждающимся.
  3. Семья. В тяжелые времена каждый из нас должен думать не только о себе, но и о семье. Мерцалов едва не погубил их всех, проявив эгоизм и слабость. Но именно эти люди стали для него опорой и мотивацией для преодоления себя. В будущем он снова стал успешным и вернул прежнее благосостояние — все это он сделал ради близких.
  4. Любовь. Это чувство обычно воспринимают как романтическое притяжение влюбленных, но его можно испытывать и к людям вообще. Пирогов смог полюбить человечество и лично помочь многим его представителям.
Читайте также:
«Палата номер 6» анализ и краткое содержание повести А.П. Чехова, характеристика главных героев, основной смысл произведения, проблематика

Проблемы

Автор раскрывает несколько проблем в маленьком рассказе «Чудесный доктор», которые в настоящее время присутствуют в жизни каждого человека.

  1. Отчаяние. Проблема, которая знакома любому, кто хоть раз сталкивался с трудной ситуацией. Решение не приходит, и опускаются руки. Мерцалов приходит к тому, чтобы покончить с этой жесткой жизнью, забывая о своей семье. Отчаяние — синоним эгоизму. У него не получалось справиться с проблемой, ему было стыдно перед детьми и женой. Выход – умереть. Умер бы не только он, но и в последствии вся семья от голода. Безрассудный поступок мог бы произойти, если бы не чудо.
  2. Социальная несправедливость. Проблема затрагивается всего в паре моментов, но уже по ним становится понятно, как жестки люди. Мальчиков выгоняет швейцар, хотя они ничего не сделали плохого. Только из-за их равной одежды, грязного лица, нищеты их прогнали, как бездомных собак. Мерцалова выгнали с работы, когда тот болел тифом. А когда выздоровел, его место занял кто-то другой. Несправедливость находит свое место на каждом шагу. Мерцалов — не исключение. Главное, не падать духом и бороться за равные права.
  3. Человечность. Мерцалов каждый день просит милостыню и получает нравоучения и упреки в свой адрес: «Надо работать, а не клянчить». Всем безразличны чужие проблемы. Никто не знает, какая была ситуация у героя, все видели его оборванное пальто. Никому нет дела до социального неравенства, пока сам не человек не окажется в таких условиях. Люди потеряли свою человечность в погоне за материальными благами.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Чудесный доктор» заключается в одной фразе, произнесенная доктором: «Не падайте никогда духом». Всегда есть выход из ситуации, какая бы она не была. Опускать руки, впадать в уныние и отчаяние – последнее дело. Нужно бороться за жизнь, а не тянуться к веревке с мылом.

Нужно надеяться на чудо, которое обязательно случится. И такое чудо может совершить любой человек, который не останется в стороне. Доброта спасет каждого и поможет не осуществить безрассудные поступки. Всегда нужно быть честным, искренним и добрым по отношению к другим.

Автор говорит о том, что в наше время таких людей стало ничтожно мало. Всякое милосердие воспринимается чудом, а такого не должно быть. В этом и состоит смысл рассказа «Чудесный доктор».

Чему учит?

Произведение «Чудесный доктор» учит тому, чтобы каждый из нас не оставался равнодушным к людям. Проходя мимо бездомных, нищих, старых, больных, мы не замечаем, что им нужна помощь. Люди забывают о сострадании и милосердии. Все могут оказаться в подобной ситуации, как Мерцалов. Важно не пройти мимо и поддержать в любой ситуации. Если не деньгами, то хотя бы словом. Такое действие может изменить непоправимое решение человека.

Помощь одному не изменит в корне весь мир, но хотя бы направит одну жизнь на правильный вектор. Куприн заставляет задуматься об этом читателя. Такова мораль рассказа «Чудесный доктор».

Художественные особенности

А. Куприн прибегает к стилистическому приему, как антитеза. В начале он описывает красочную рождественскую улицу, которая украшена громадной елкой. Резкая смена эпизода, и автор уже рассказывает о жутком подвале, в котором живут герои. Детали еще больше погружают читателя в этот мир: плачущие от сырости стены, запах нищеты, крик ребенка, летнее пальто зимой и так далее.

А также применение эпитетов, которые раскрывают и описывают картину того дня: «ветхий дом», «грязная широкая постель», «душная промозглая комната», «Красных крепких яблок», «Мандаринов, нежно золотившихся», «толстым слоем розового сала».

Критика

Критики о рассказе «Чудесный доктор» высказывались так:

В. Лилин: «В ряде его [Куприна] произведений 1900-х годов видно стремление к показу хорошего, доброго, положительного начала в жизни. Но это стремление не приводит к примирению с окружающей действительностью, к восхвалению сложившихся общественных отношений… И хотя в таких рассказах, как «Чудесный доктор», «Тапер», есть отпечаток «благотворительного, рождественского жанра», но в основе этих рассказов лежит не проповедь мнимого братства имущих и неимущих, а восхваление славных деятелей русской культуры. Благотворителем в рассказе «Чудесный доктор» является великий русский медик Н. И. Пирогов в рассказе «Тапер» — замечательный пианист Антон Рубинштейн.»

Т. Л. Александрова: «…многие его [Куприна] произведения (например, рассказы «Тапер», «Чудесный доктор») свидетельствуют о том, что веры в высшее милосердие и жажды восстанавливающего справедливость чуда Божия Куприн не утратил.»

А. А. Волков: «Напряженные поиски положительного начала, острое внимание к проблескам хорошего, доброго проявились… в ряде… произведений, созданных Куприным во второй половине 90-х годов. Однако эти поиски положительного никогда не приводят его к примирению с действительностью, к утверждению или воспеванию сложившихся общественных отношений… »

“Чудесный доктор” Куприн, читательский дневник как заполнить?

“Чудесный доктор” Куприн, главная мысль

“Чудесный доктор” Куприн, анализ

“Чудесный доктор” Куприн, ваше мнение

Читайте также:
Листья - анализ, история, выразительные средства, сюжет, тема

“Чудесный доктор” Куприн, что запомнилось

“Чудесный доктор” Куприн, характеристики героев

“Чудесный доктор” Куприн, краткий пересказ

Напишем несколько пунктов для читательского дневника по произведению А. И. Куприна “Чудесный доктор”:

  1. Автор – Александр Иванович Куприн.
  2. Жанр – рождественский рассказ.
  3. Главная мысль – нельзя опускать руки, нужно верить в добрых людей.
  4. Анализ – автор сопоставил в рассказе нищету и богатство.
  5. Мое мнение – очень трогательное произведение.
  6. Что запомнилось – очень много запоминающихся моментов, и голодные глаза мальчишек, и плачущий грудной ребенок, и больная девочка, и конечно же врача с огромным сердцем и чистой душой.
  7. Главные герои: Мерцалов – отец семейства, потерявший работу из за болезни; Елизавета Петровна – жена и мать пятерых детей (правда одну девочку они уже потеряли); Гриша – старший сын; Володя – младший; Машутка – больная девочка; доктор Пирогов.
  8. Краткий пересказ.

Семья Мерцаловых оказывается в бедственном положении в связи с потерей отцом семейства работы. У них осталось четверо детей, одна девочка умерла от болезни, и тут заболевает вторая дочь. Отец ищет по всему городу средства для проживания и спасения девочки. Мать отправляет двоих сыновей к бывшему хозяину попросить денег, однако все им отказывают. Отец семейства настолько подавлен, что готов свести счеты с жизнью, но к счастью встречает профессора Пирогова, который лечит девочку и оставляет деньги. В итоге у семьи постепенно все налаживается.

Заполнить читательский дневник “Чудесный доктор” можно так.

Автором произведения “Чудесный доктор” является Александр Куприн.

Жанр данного произведения – рассказ.

Главными героями этого рассказа являются:

  • Отец большого семейства – Мерцалов, который опустил руки из-за сложностей и безденежья.
  • Мама пятерых детей, Елизавета Петровна.
  • Доктор Пирогов, спасший семью и отца от гибели.

Семья Мерцаловых находится а очень сложном финансовом состоянии, дети болеют, на еду и лекарства нет денег. Всё от того, что отец семейства потерял работу. Отец не знает, где найти деньги.

Отец семейства раздумывает о самоубийстве, так как чувствует себя беспомощным. Ему встречается доктор, профессор Пирогов. Доктор вылечивает девочку, помогает семье финансово. Жизнь в семье Мерцаловых налаживается.

Главная мысль рассказа заключается в том, что ни при каких обстоятельствах нельзя опускать руки.

Заполним читательский дневник:

  1. Автор – Куприн.
  2. Жанр – рассказ.
  3. Главные герои: Мерцалов, супруга Мерцалова, доктор Пирогов.
  4. Краткое содержание: В семье Мерцаловых все очень плохо, они живут очень бедно, у отца семейства нет работы. Но самое страшное, что заболела дочка Мерцалова. Он уже готов был свести счеты с жизнью, но к счастью ему встретился доктор Пирогов, он помог семье и их жизнь начала налаживаться.
  5. Главная мысль: не стоит отчаиваться даже в самую трудную минуту, нужно всегда бороться и не сдаваться.
  6. Чему учит: рассказ учит проявлять к людям доброту и внимание.
  7. Отзыв: Этот рассказ мне очень понравился, особенно мне понравился доктор Пирогов, который протянул руку помощи семье Мерцаловых, хорошо что такие люди есть. Советую к прочтению.

Можно читательский дневник заполнить так:

Автор: Александр Иванович Куприн

Главные герои: Емельян Мерцалов, Елизавета Ивановна Мерцалова, Николай Иванович Пирогов.

Краткое содержание: В семье Мерцаловых заболела дочь, до этого дела тоже были плохи, у Емельяна нет работы, живут они достаточно бедно. Но появился доктор Николай Иванович Пирогов, который помог семье. С тех пор у них началась новая жизнь.

Главная мысль: данный рассказ учит нас никогда не сдаваться, верить в лучшее, надеяться на оптимистический расклад.

Отзыв: на этот рассказ очень актуальный, мне он понравился, на него стоит обратить внимание.

Рассказ “Чудесный доктор” был написан великим русским писателем Александром Ивановичем Куприным в 1897 году. Нужно отметить, что в его основу легли реальные события, но несмотря на это произведение чаще всего относят к жанру святочного рассказа.

В центре повествования глава семейства Мерцалов, потерявший работу. Семья живет в подвальном помещении, в ужасных условиях. Не на что купить еды, тяжело больна дочка Маша, а денег на врача и лекарства нет. Мерцалов от безысходности собирается свести счеты с жизнью.

И тут на его пути встречается Человек, который не проходит равнодушно мимо чужой беды, и оказывается врачом.

Доктор Пирогов осматривает девочку, назначает лечение и дает Мерцалову крупную сумму денег. Жизнь семейства Мерцаловых понемногу налаживается.

Рассказ действительно святочный, когда читаешь о чуде, произошедшем с бедной семьей, на глаза наворачиваются слезы и душа наполняется верой в лучшее, ведь живут на земле и такие добрые и небезразличные люди.

Мне кажется, рассказ, в первую очередь учит тому, что никогда нельзя отчаиваться, как бы плохо не было. Даже когда кажется, что выхода нет, нужно бороться или хотя бы переждать, перетерпеть, только не совершать поступков, исправить которые будет уже нельзя.

Запоняем читательский дневник на рассказ Куприна “Чудесный доктор”:

  1. Автор: А.И. Куприн.
  2. Жанр – святочный рассказ.
  3. Главные герои: Мерцалов, Пирогов, Елизавета Петровна, Гриша, Володя
  4. Краткое содержание: После болезни Мерцалов лишился работы. Семья голодала, дети болели, никто не хотел помочь и занять денег на лечение больной девочки Машутки. Мерцалов даже просил милостыню. Он в отчаянии зашел в сад и хотел повеситься. Случайная встреча изменила все. Некий доктор помог, осмотрел Машутку, дал рецепт в аптеку, посоветовал доктора и оставил крупную сумму денег. Мерцалов потом узнал, что доктора звали Пирогов. Жизнь семьи изменилась в лучшую сторону.
  5. Главная мыль: чудеса случаются, надо просто не терять веры и надежды.
  6. Отзыв: очень трогательный рассказ, в котором я просто влюбилась в профессора Пирогова, очень доброго, бескорыстного человека. Прочитала рассказ с большим удовольствием. Если бы все люди поступали так же как Пирогов, и помогали другим, в мире никогда не было бы несчастных людей.

Александр Куприн, “Чудесный доктор” – это интересный и познавательный рассказ, который написан на основе реальных событий, автор так поясняет во вступлении, имена являются вымышленными, а история настоящей.

Читайте также:
Письмо к женщине - анализ, основная тема и мысль, жанр

В читательский дневник сначала напишем, о чем произведение. Это рассказ о том, как чудесный доктор оказал поддержку бедной семье.

Краткий пересказ

История начинается с момента, как мальчики Гриша и Володя стояли перед витриной, где находился поросенок с травой во рту. Еще там были яблоки, мандарины и другие вкусные вещи, в этой гастрономической витрине. Ребята очнулись и побежали, куда направлялись. По пути они видели, как в окнах домов стоят наряженные елки, но им некогда было прильнуть к окну, поэтому продолжали путь, пока добежали до района, где дома были беднее, забежали в один домишко, обогнули, попали в подвал, по коридору достигли своей комнаты. Там их мама баюкала ребенка, а сама следила за больной девочкой и подталкивала поудобнее подушку.

Ребята рассказали, как они бегали с письмом, которое хотели отдать работодателю их отца, который состоял раньше управляющим, помог в долг. Но швейцар прогнал мальчиков, они молча показали маме пустой конверт, стало слышно, как женщина стонет. Она предложила поесть щей, только разогреть было не на чем.

Вернулся домой отец, Мерцалов. Они с матерью мальчиков переглянулись, стало ясно, что ситуация безнадежная. Мерцалов ходил просить в долг, но ничего не нашел. Мужчина вышел из дома и побрел по улице. Он вошел в сад, опустился там на скамейку. Ему было очень горестно, поэтому думал о том, чтобы свести счеты с жизнью. Послышались шаги, подошел мужчина пожилого возраста, попросил присесть. Видно было, что он в настроении, стал рассказывать с интересом, как купил подарки. А Мерцалов повернулся и выпалил, что ему не до праздника, что его дети голодают, а у жены грудной ребенок молока не видел, потому что оно пропало у жены. Незнакомец смотрел в глаза и слушал. Все начиналось с того, что Мерцалов болел тифом. Человек выслушал, попросил разрешения помочь.

Мерцалов привел доктора домой. Так же мягко, как разговаривал с Мерцаловым, внушая доверия, тот заговорил с Елизаветой Ивановной. Уже топили дровами печь, разжигали самовар, больную Машутку обкладывали компрессами.

Доктор оставил рецепт, пожелал удачи и ушел. Мерцалов выбежал в коридор, спросил имя, но незнакомец не ответил. Дома Мерцалов нашел на столе купюры. На рецепте было имя профессора Пирогова.

С тех пор у Мерцаловых дела пошли на лад: девочка поправилась, самого Емельяна взяли на работу, мальчики устроились в гимназию. Эту историю рассказчик слышал от Григория Емельяновича, который стал работником банка. Доктор принес удачу бедной семье – бескорыстный доктор, чудесное исцеление.

Главные герои: Емельян Мерцалов, глава семьи, усталый от забот человек, с обвисшими щеками, Елизавета Ивановна, худая высокая женщина, дети Гриша и Володя, первый старший, привыкли жить в нищете, а хотят праздника, чудесный доктор – Пирогов.

Запомнилось, как мягко вел себя доктор, он действительно необыкновенный человек.

Анализ: это яркое и душевное произведение, в нем рассматривается проблема бедного человека, которому не у кого попросить помощи, а то, что он встретил доктора, было везением. Доктор оказался человеком с великой душой: помог, дал денег, позаботился, не пожалел времени, выслушал.

Одно из запоминающихся произведений Александра Куприна учит быть чутким, внимательным к другим, видеть заботы, не отказывать в помощи.

«Чудесный доктор»: краткое содержание и анализ

Произведение Куприна «Чудесный доктор»: YouTube/Александр Водяной

Мир существует исключительно благодаря состраданию, доброте и человечности. В этом был убежден писатель Александр Иванович Куприн. Его произведение «Чудесный доктор», краткое содержание которого предлагаем читателю, только подтверждает факт прославления гуманизма как наивысшей благости. Маленький подвиг одного человека навсегда оставит большой след в сердце другого. И история Мерцаловых — самое яркое тому подтверждение.

«Чудесный доктор»: краткое содержание

В чем секрет популярности рождественского произведения Александра Ивановича? Рассказ «Чудесный доктор», краткое содержание которого знакомо многим почитателям творчества писателя, вселяет веру в чудо.

Доброта, искренность, гуманизм одного человека способны совершить переворот в жизни семьи, а может, и целого государства. Согласитесь, именно с маленьких действий начинаются большие перемены к лучшему.

8 чудесных семейных фильмов, которые заменят детям мультики

Чтобы проникнуться проблематикой рассказа, познакомимся с сюжетом произведения «Чудесный доктор» кратко:

Экспозиция

Рассказ «Чудесный доктор» начинается с красочного описания шумного предпраздничного Киева. Автор указывает, что действия разворачивались «лет около тридцати тому назад» в столице в самый канун светлого Рождества. Читатель проникается ощущением предпраздничной суеты благодаря созданным писателем красочным картинам:

  • местные торговцы всячески украшают витрины и зазывают покупателей;
  • люди спешат, чтобы успеть всем купить подарки и сделать последние приготовления.

В центре этого вихря праздничного безумия двое братьев-мальчуганов — Володя и Гриша Мерцаловы. Они удивленно осматривают очередную витрину кондитера, а после направляются домой.

Завязка

Автор предпринимает выразительный композиционный ход в рассказе «Чудесный доктор»: мальчики идут домой, и праздничная мишура, яркие огни и веселая кутерьма сменяются темными и унылыми улицами, в которых царит холод и бедность.

«Премудрый пескарь» кратко: содержание и анализ

«Доктор», картина Люка Филдса: YouTube/MyBook

Далее Куприн знакомит читателя со всей семьей Мерцаловых:

  • это была большая семья, прозябающая в нищете и долгах;
  • за последний год на плечи отца семейства Емельяна свалилось множество несчастий: мужчина потерял работу у барина и заболел брюшным тифом;
  • три месяца назад у пары умерла младшая дочь, болели и два старших ребенка;
  • мать семейства искала возможности прокормить семью и средства, чтобы было за что лечить детей;
  • все это время Мерцаловы жили в сыром, неотапливаемом подвале старого дома.

Конечно же, эта картина заставляет читателя соболезновать героям, что только усиливает разительный контраст жизни, который описал Куприн. «Чудесный доктор» — пример психологического мастерства автора, который умело и тонко передал проблему социальной несправедливости на примере судьбы простой семьи.

Читайте также:
"Тихий дон" краткое содержание 📚 романа по главам, характеристика главных героев, анализ сюжета, где происходит действие, жанр

«Человек в футляре»: краткое содержание и анализ

Развитие событий

Произведение «Чудесный доктор», герои которого вызывают у читателей сочувствие, продолжается рассказом об отчаянии главы семейства. Когда старший Мерцалов услышал о том, что детям не удалось раздобыть у барина денег на питание и лечение, его охватил страх, а также дикое желание сбежать от страждущих домочадцев.

Мужчиной овладевают дурные мысли о самоубийстве, в этом состоянии он садится на лавочку в общественном парке и начинает прощаться с жизнью. Спустя некоторое время к Мерцалову подсаживается милый старичок. Автор характеризует его следующим образом:

  • умиротворенное выражение лица;
  • благородная редкая седина;
  • ровная осанка и спокойствие, которое излучал незнакомец.

Старик завел беседу с Мерцаловым и рассказал ему, что наконец купил все подарки перед Рождеством и теперь зашел отдохнуть от суеты в зимний сад. Это еще больше раздосадовало мужчину и вызвало взрыв ярости. Мерцалов начал кричать, что в то время, пока все покупают подарки, его дети умирают от голода и болезней.

Анекдоты про врачей: самые смешные шутки

Вопреки всему старик продолжал сохранять спокойствие. Выслушав тираду Мерцалова, он предложил ему помощь, так как имел медицинское образование.

Кульминация

Доктор пошел с Мерцаловым, чтобы осмотреть больную девочку — дочь нового знакомого. Состояние ее было плохим, в доме пахло сыростью и плесенью. Врач тут же распорядился, чтобы растопили печь и пустили тепло в комнату. Он внимательно осмотрел больную и выписал ей рецепт, после чего быстро удалился.

Мерцалов пытался узнать имя благодетеля, но тот лишь отмахнулся. Незнакомец указал подпись на рецепте — «профессор Пирогов» и оставил деньги на покупку лекарств.

Развязка

Счастливый финал — обязательное условие рождественских условий, о чем не забыл и Куприн. «Чудесный доктор» кратко» раскрывает суть последовавших за визитом доктора событий. Девочка выздоровела, а жизнь семьи улучшилась. Историю эту, как указал автор, ему рассказывал Гришка — один из братьев. Из бедного мальчишки он превратился в статного работника банка.

«Доктор Живаго»: краткое содержание и анализ

Рассказ Куприна «Чудесный доктор» подтверждает, что настоящее рождественское чудо — это проявление доброты, сострадания и милосердия.

«Чудесный доктор»: анализ произведения

Чему учит произведение «Чудесный доктор»? Куприн утверждал, что в любой ситуации важно оставаться человеком, быть неравнодушным к чужому горю, сострадательным и добросердечным.

Сцена из театральной постановки «Чудесный доктор»: YouTube/Фестиваль Короткометражных Фильмов

Лучше понять задумку автора поможет глубокий анализ рассказа:

История создания

Осенью 1897 года Александр Иванович Куприн пребывал в Киеве. От знакомого ему работника столичного банка писатель услышал интересную историю, которая приключилась с мужчиной порядка 30 лет тому назад.

В тот момент семья теперешнего банкира бедствовала, а младшая сестренка болела. Но ход истории изменил случай. Отцу семейства повстречался известный профессор Николай Иванович Пирогов, который не только вылечил малышку, но и помог всей семье обрести веру и укрепить силу духа, которые в дальнейшем помогли выбраться из нищеты.

«Собачье сердце»: краткое содержание и анализ

Этот яркий пример человеколюбия настолько впечатлил Куприна, что он решил использовать эту историю как сюжет рассказа «Чудесный доктор». Произведение было издано в символическую дату — 25 декабря того же года в газете «Киевское слово».

Тема и конфликт

Драматическая жизненная ситуация поднимает важнейшие морально-этические темы:

  • сострадания к ближнему;
  • милосердия и искренности;
  • доброты и отзывчивости.

Всего малая толика заботы, внимание и гуманность способны в корне изменить жизнь другого человека, находящегося в беде. Несмотря на то что рассказ невелик, он поднимает такие глобальные для человечества проблемы, как:

  • любовь к ближнему;
  • бескорыстие и доброта;
  • отчаяние, которое возникает из-за социальной неустроенности людей, экономических проблем;
  • социальное неравенство в обществе;
  • утрата надежды.

«Маленький принц»: краткое содержание и анализ

Важно не проходить мимо страждущего, а сделать первый шаг ему навстречу. Безразличие может убивать так же, как болезни и бедность.

Особенности композиции и жанр

Критики определяют жанр произведения «Чудесный доктор» как святочный или рождественский рассказ, на что указывает ряд признаков:

Современная экранизация произведения «Чудесный доктор»: YouTube/Фестиваль Короткометражных Фильмов

  1. Все события происходят в канун Рождества.
  2. Небольшой круг персонажей. Главные герои оказываются в безвыходном положении, и помочь им может только чудо.
  3. Чудо обязательно случается, и история имеет счастливый конец.

Кроме того, действие рассказа хоть и похоже на сказку, произведение написано на основе реальных событий, поэтому его относят к реализму. Главной особенностью композиции произведения считают прием контраста, который автор применил для организации повествования:

«Гранатовый браслет»: краткое содержание и анализ произведения

  • приятная рождественская суета города сопоставляется с серым и сырым жилищем Мерцаловых;
  • тяжелая, затяжная болезнь младшей дочери Емельяна в конце оборачивается не просто выздоровлением, а воскрешением всей семьи.

Характеристика главных героев

Куприн обладает особенным талантом — он представляет психологический портрет героев, показывает их душевное состояние:

  • Емельян Мерцалов — глава семьи, обедневший мещанин. Он терзается тем, что не может обеспечить семью. Кроткий и застенчивый человек, пытаясь хоть как-то заработать на пропитание и лекарства для детей, даже просит милостыню. Унижения и безысходность выплескиваются в эмоциональном монологе отчаяния. Надежда и доброта Пирогова помогают ему обрести веру в людей.
  • Образ профессора Пирогова списан с реального прототипа. В произведении герой — настоящий гуманист, добрый, милосердный и отзывчивый человек, который бескорыстно помог семье Мерцаловых.

«Доктор Живаго»: краткое содержание

Рассказ «Чудесный доктор» — одно из трогательных произведений Куприна. Оно вселяет веру в гуманизм, веру в человечество. Автор доказывает, что даже маленькое благое дело способно изменить мир к лучшему, пусть даже это будет мир другого человека.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)

Автор: Guru · 05.06.2018

Читайте также:
«Поздний час» 📚 анализ рассказа Ивана Бунина, краткое содержание произведения, основная тема, главный смысл

Война – не место для женщины. Но в порыве защитить свою страну, своё отечество, даже представительницы прекрасной половины человечества готовы сражаться. Борис Львович Васильев в повести «А зори здесь тихие…» смог передать тяжёлую судьбу пятерых девушек–зенитчиц и их командира во время второй войны.

История создания

Сам автор утверждал, что в качестве основы сюжета было выбрано реально произошедшее событие. Семеро солдат, проходивших службу на одном из участков Кировской железной дороги, смогли дать отпор немецко-фашистским захватчикам. Они сразились с диверсионной группой и предотвратили подрыв своего участка. К сожалению, в конце живым остался лишь командир отряда. Ему в последствии выдадут медаль «За боевые заслуги».

Эта история показалась писателю интересной, и он решил воплотить её на бумаге. Однако когда Васильев приступил к написанию книги, он осознал, что в послевоенное время было освещено множество подвигов, и такой поступок является лишь частным случаем. Тогда автор решил изменить пол своих героев, и повесть заиграла новыми красками. Ведь освещать женскую долю на войне решался не каждый.

Смысл названия

Название повести передает эффект неожиданности, который обрушился на героев. Этот разъезд, где происходило действие, был действительно тихим и спокойным местом. Если вдалеке оккупанты бомбили Кировскую дорогу, то «здесь» царила гармония. Те мужчины, которых направляли его охранять, спивались, потому что делать там нечего: ни боев, ни нацистов, ни заданий. Как в тылу. Именно поэтому туда послали девушек, как бы зная, что с ними ничего не случится, участок безопасный. Однако читатель видит, что враг только усыплял бдительность, планируя атаку. После трагических событий, описанных автором, остается только горько посетовать на неудавшееся оправдание этой жуткой случайности: «А зори здесь тихие». Тишина в названии также передает эмоцию траура – минуту молчания. Сама природа скорбит, видя такое надругательство над человеком.

Кроме того, название иллюстрирует мир на земле, которого добивались девушки, отдавая свои молодые жизни. Они достигли своей цели, но какой ценой? Их усилиям, их борьбе, их крику с помощью союза «а» противопоставляется эта кровью омытая тишина.

Жанр и направление

Жанр книги – повесть. Она очень небольшая по объему, читается на одном дыхании. Автор намеренно вынул из военных будней, хорошо знакомых ему, все те бытовые подробности, которые замедляют динамику текста. Он хотел оставить только эмоционально заряженные фрагменты, вызывающие неподдельную реакцию читателя на прочитанное.

Направление – реалистическая военная проза. Б. Васильев повествует о войне, используя реальный жизненный материал для создания сюжета.

Главный герой – Федот Евграфыч Васков, является старшиной 171 железнодорожного уезда. Здесь спокойно, и прибывшие в эту местность солдаты часто начинают выпивать от безделья. Герой пишет на них рапорты, и в конечном итоге ему отправляют девчат-зенитчиц.

Поначалу Васков не понимает, как обращаться с юными девушками, но, когда дело доходит до военных действий, все они становятся единой командой. Одна из них замечает двух немцев, главный герой понимает, что это диверсанты, которые собираются пройти тайно через лес к важным стратегическим объектам.

Федот быстро собирает группу из пяти девушек. Они идут по местной тропе, чтобы опередить немцев. Однако выясняется, что вместо двух человек во вражеском отряде шестнадцать бойцов. Васков знает, что им не справиться, и он отсылает одну из девушек за подмогой. К сожалению, Лиза погибает, утонув в болоте и не успев передать послание.

В это время, стараясь хитростью обмануть немцев, отряд старается отвести их как можно дальше. Они изображают лесорубов, стреляют из-за валунов, находят место отдыха немцев. Но силы не равны, и в ходе неравной битвы погибают остальные девушки.

Герою всё же удаётся захватить оставшихся солдат в плен. Спустя много лет он возвращается сюда, чтобы привезти на могилу мраморную плиту. В эпилоге молодые люди, увидев старика, понимают, что оказывается и тут шли бои. Повесть заканчивается фразой одного из молодых ребят: «А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел».

Главные герои и их характеристика

  1. Федот Васьков – единственный выживший из команды. Впоследствии потерял руку из-за ранения. Храбрый, ответственный и надёжный человек. Считает неприемлемым пьянство на войне, рьяно отстаивает необходимость дисциплины. Несмотря на сложный характер девушек, заботится о них и очень переживает, когда осознает, что не уберег бойцов. В конце произведения читатель видит его с приёмным сыном. Что означает, что Федот сдержал обещание, данное Рите – позаботился о ее сыне, ставшем сиротой.
  1. Елизавета Бричкина – трудолюбивая девушка. Она родилась в простой семье. Её мать больна, а отец работает лесником. До войны Лиза собиралась переехать из деревни в город и учиться в техникуме. Она умирает при выполнении приказа: тонет в болоте, пытаясь привести солдат на подмогу своей команде. Погибая в трясине, она до последнего не верит в то, что смерть не даст ей реализовать честолюбивые мечты.
  2. Софья Гурвич – рядовой боец. Бывшая студентка Московского университета, отличница. Она изучала немецкий язык и могла быть хорошим переводчиком, ей прочили большое будущее. Выросла Соня среди дружной еврейской семьи. Умирает, пытаясь вернуть командиру забытый кисет. Она случайно встречает немцев, которые закалывают её двумя ударами в грудь. Хоть на войне у нее не все получалось, она упорно и терпеливо выполняла свои обязанности и достойно приняла смерть.
  3. Галина Четвертак – самая младшая из группы. Она сирота, выросла в детском доме. На войну идёт ради «романтики», но быстро понимает, что это не место для слабых. Васков берёт её с собой в воспитательных целях, но Галя не выдерживает давления. Она паникует и пытается убежать от немцев, но те убивают девушку. Несмотря на трусость героини, старшина говорит остальным, что она погибла в перестрелке.
  4. Евгения Комелькова – молодая красивая девушка, дочь офицера. Немцы захватывают её деревню, она успевает спрятаться, но всю её семью расстреливают у неё на глазах. На войне проявляет храбрость и героизм, Женя заслоняет собой сослуживцев. Сначала её ранят, а затем расстреливают в упор, ведь она отвела отряд на себя, желая спасти остальных.
  5. Маргарита Осянина – младший сержант и командир отделения зенитчиц. Серьёзная и рассудительная, была замужем и имеет сына. Однако муж погибает в первые дни войны, после чего Рита стала ненавидеть немцев тихо и безжалостно. Во время сражения её смертельно ранят, и она выстреливает себе в висок. Но перед смертью просит Васькова позаботиться о сыне.
  1. Героизм, чувство долга. Вчерашние школьницы, ещё совсем молодые девушки уходят на войну. Но делают они это не из-за нужды. Каждая приходит по своей воле и, как показала история, каждая вложила все свои силы, чтобы противостоять немецко-фашистским захватчикам.
  2. Женщина на войне. В первую очередь в произведении Б. Васильева важен тот факт, что девушки находятся не в тылу. Они наравне с мужчинами воюют за честь своей родины. Каждая из них – это личность, у каждой были планы на жизнь, своя семья. Но жестокая судьба отнимает это всё. В устах главного героя звучит мысль о том, что война страшна тем, что, отнимая жизни женщин, она губит жизнь целого народа.
  3. Подвиг маленького человека. Ни одна из девушек не была профессиональным бойцом. Это были обычные советские люди с разными характерами и судьбой. Но война сплачивает героинь, и они готовы сражаться вместе. Вклад в борьбу каждой из них не был напрасным.
  4. Мужество и смелость. Некоторые героини особенно выделились на фоне остальных, проявив феноменальную отвагу. Например, Женя Комелькова ценой жизни спасла товарищей, обратив преследование врагов на себя. Она не боялась рискнуть, так как была уверена в победе. Даже получив ранение, девушка лишь удивилась, что такое произошло с ней.
  5. Родина. Васков винил себя за то, что случилось с его подопечными. Он представлял, что их сыновья поднимутся и выскажут упрек мужчинам, которые не смогли уберечь женщин. Он не верил, что какой-то Беломорканал стоит этих жертв, ведь его и так охраняли сотни бойцов. Но в разговоре со старшиной Рита пресекла его самобичевание, сказав, что отчество – это не каналы и дороги, которые они защищали от диверсантов. Это вся русская земля, которая требовала защиты здесь и сейчас. Именно так автор представляет родину.
Читайте также:
Старый дед и внучек - анализ, персонажи, основная мысль, тема

Проблемы

Проблематика повести охватывает типичные проблемы из военной прозы: жестокость и человечность, смелость и трусость, историческая память и забытье. Также она передает специфическую новаторскую проблему – судьба женщины на войне. Рассмотрим самые яркие аспекты на примерах.

  1. Проблема войны. Борьба не разбирает, кого убить, а кого оставить в живых, она слепа и равнодушна, подобна разрушительной стихии. Поэтому случайно гибнут слабые и ни в чем не повинные женщины, а единственный мужчина выживает, тоже случайно. Они принимают неравный бой, и вполне естественно, что им никто не успел помочь. Таковы условия военного времени: везде, даже в самом тихом месте, опасно, везде ломаются судьбы.
  2. Проблема памяти. В финале старшина приходит на место страшной расправы с сыном героини и встречает молодых людей, которые удивляются тому, что в этой глуши происходили бои. Таким образом, выживший мужчина увековечивает память о погибших женщинах, устанавливая мемориальную плиту. Теперь потомки будут помнить их подвиг.
  3. Проблема трусости. Галя Четвертак не смогла воспитать в себе необходимую храбрость, и своим неразумным поведением она осложнила проведение операции. Автор не винит ее строго: девушка и так воспитывалась в тяжелейших условиях, ей не у кого было учиться вести себя достойно. Родители бросили ее, побоявшись ответственности, так и сама Галя испугалась в решающий момент. На ее примере Васильев показывает, что война – это не место для романтиков, потому что борьба всегда не красива, она чудовищна, и выдержать ее гнёт дано не каждому.

Смысл

Автор хотел показать, как русские женщины, издавна славящиеся своей силой воли, боролись с оккупацией. Он не зря рассказывает о каждой биографии в отдельности, ведь по ним видно, с какими испытаниями прекрасный пол сталкивался в тылу и на передовой. Пощады не было никому, и в этих условиях девушки принимали на себя удар противника. Каждая из них пошла на жертву добровольно. В этом отчаянном напряжении воли всех народных сил и кроется главная мысль Бориса Васильева. Будущие и настоящие матери пожертвовали естественным долгом – рожать и воспитывать будущие поколения – ради того, чтобы спасти весь мир от тирании нацизма.

Разумеется, главная идея писателя – гуманистический посыл: женщинам не место на войне. Их жизни топчут тяжелые солдатские сапоги, как будто им на пути попадаются не люди, а цветы. Но если враг посягнул на родную землю, если он безжалостно истребляет все, что дорого сердцу, то даже девушка способна бросить ему вызов и победить в неравной борьбе.

Вывод

Каждый читатель, конечно, подводит нравственные итоги повести самостоятельно. Но многие из тех, кто вдумчиво читал книгу, согласятся с тем, что она повествует о необходимости сохранения исторической памяти. Нам необходимо помнить о тех немыслимых жертвах, которые добровольно и осознанно приносили наши предки во имя мира на Земле. Они шли в кровавый бой, чтобы истребить не только оккупантов, но и саму идею нацизма, лживую и несправедливую теорию, которая сделала возможным множество беспрецедентных преступлений против прав человека и его свобод. Эта память нужна, чтобы русский народ и его не менее отважные соседи осознавали свое место в мире и его современной истории.

Все страны, все народы, женщины и мужчины, старики и дети смогли объединиться ради общей цели: возвращения мирного неба над головой. Значит, и сегодня мы «можем повторить» это объединение с тем же великим посылом добра и справедливости.

Читайте также:
"Четвертая высота" краткое содержание книги Елены Ильиной для читательского дневника, основные события, главные герои произведения

Анализ «А зори здесь тихие» Васильев

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 983.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 983.

Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие…” будет полезен учащимся 8 классов при подготовке к урокам литературы. Это удивительно проникновенное трагичное повествование о женщине на войне. Автор затрагивает проблемы исторической памяти, мужества и смелости, героизма и трусости. Судьбы пяти молодых девушек, для которых первый бой стал последним, правдиво и трогательно изобразил писатель, кадровый военный, прошедший всю войну – Борис Львович Васильев.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год.

История создания – Первоначально текст был задуман как рассказ о семи героях, отстоявших железнодорожную станцию ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, автор изменил подход – появились пять зенитчиц и их командир старшина Васков.

Тема – подвиг защитников Родины, женщина и война.

Композиция – В повести 14 глав. Повествование ведётся от лица автора, но взгляд на события во многом дан глазами его героя – старшины Васкова. Воспоминания, картины из прошлого (ретроспектива) – этот приём Б. Васильев использует довольно часто, так он рассказывает нам о прошлом своих героев, у каждого из которых была своя судьба до встречи на войне.

Жанр – повесть.

Направление – реалистическая военная проза.

История создания

Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге семи нестроевых солдат на узловой станции в Кировской области в 1942 году. Они ценой своей жизни остановили неприятеля. Но автор понял, что в этом сюжете нет ничего нового.

И он решил, что в подчинении у старшины будут девушки-зенитчицы, а не мужчины, ведь женщинам на войне приходилось сложнее. В 60-ые годы тема “женщина и война” была новой в нашей литературе. Повествование заиграло другими красками. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.

Секрет прост: сам автор прошёл войну, и свои впечатления перенёс в художественный мир. В какой-то момент писатель обнаружил, что он видит войну совершенно не так, как её описывают другие художники слова, и понял, что обязан поделиться своим особым видением военной жизни. Именно поэтому критика встретила повесть положительно, правдоподобие образов и событий завораживает. Васильева назвали “певцом чрезвычайного века”, что очень точно отражает особенности его творчества.

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

Тема новая для военной прозы: драматизм и трагизм положения женщины, ставшей солдатом на войне. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина Васков с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжает на место гибели девушек, чтобы установить памятник. И фраза, ставшая названием повести, звучит как мысль о том, что жизнь продолжается. Спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь.

Основная мысль, заложенная в названии повести: в природе всё тихо и мирно, но за это спокойствие отдали свои жизни совсем молодые люди, девушки, жизнь которых только начиналась.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное. В изображении автора трагизм переплетается с пронзительной лиричностью, нежностью. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны, наивны, но полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “солдаты” были более опытны и подготовлены. Но война не ждёт готовности, смерть на войне не всегда подвиг, иногда случайность, которая произошла по глупости или неопытности. В этой правде – секрет успеха произведения и признания таланта автора, а проблематика – залог востребованности произведения. Повесть как бы говорит будущим поколениям: война – это страшно, она не различает пола и возраста, и мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее.
Идея всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Композиция

В повести 14 глав и эпилог. Повествование ведётся от лица автора, но взгляд на события старшины Васкова очень важен для писателя. Через его, мужское, восприятие даются образы нежных, трогательных девушек-зенитчиц, раскрываются мотивы, по которым они оказываются на фронте. Повествование чередуется с лирическими отступлениями, отрывками из детства героев, из воспоминаний разных лет, которые всплывают в памяти командира и его бойцов.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа – его детства, начала взрослой жизни. Так мы узнаём о семье героя, характере, событиях, которые сформировали взгляд на жизнь. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «А зори здесь тихие…».

Произведение написано в популярном жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто, пройдя фронтовые дороги младшим офицером, стал писателем, освещая события, пережитые в годы Великой Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода. Война женскими глазами ещё страшнее оттого, что рядом со смертью соседствуют атрибуты мирной жизни женщины – забота о чистоте, о внешности, желание нравиться, мечты о любви. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.

Читайте также:
Краткое содержание Соловей Г. Х. Андерсена - читать бесплатно онлайн

Анализ произведения Бориса Васильева «А зори здесь тихие»

Поле боя — не место для представительниц прекрасного пола. Однако в попытках защитить свою Отчизну даже женщины готовы взять в руки оружие. Борис Васильев смог передать непростую судьбу пяти зенитчиц и командира отряда в период Великой Отечественной войны в произведении «А зори здесь тихие». Анализ повести поможет изучить тему, проблематику и сущность работы автора.

  1. История создания
  2. Название, жанр и направление
  3. Тематика произведения
  4. Суть повести
  5. Главные персонажи
  6. Смысл и проблематика

История создания

Борис Васильев утверждал, что произведение основано на реальных событиях. Несколько солдат, которые несли службу на участке Кировской ж/д, сумели дать отпор немцам.

Они сражались с группой диверсантов и предотвратили подрыв железнодорожного полотна. К большому сожалению, в итоге уцелеть смог только командир отряда. Впоследствии мужчина получил орден «За боевые заслуги».

История очень заинтересовала Васильева, и он решил написать об этом. Когда писатель приступил к созданию книги, он понял, что после войны было описано множество подвигов, а подобный поступок — частный случай. Именно тогда автор принял решение изменить пол персонажей, поэтому произведение заиграло по-новому. Освещать женскую судьбу на войне решался далеко не каждый.

Название, жанр и направление

Произведение называется так, поскольку в названии отображается эффект неожиданности, обрушившийся на персонажей. Разъезд, на котором происходит действие повести, на самом деле был тихим местом. Если вдали немецко-фашистские захватчики бомбили дорогу, то «там» царило спокойствие и умиротворение. Мужчины, которые направлялись на охрану объекта, спивались от скуки: не было ни сражений, ни нацистов, все, как в тылу.

Как раз поэтому на участок отправили девушек, понимая, что он безопасный и тихий. Однако читатель понимает, что враг лишь усыплял бдительность, тщательно разрабатывая наступательный план. После трагедии, которую описал Васильев, остается лишь сетовать на неудачное оправдание этой горькой случайности.

Тишина в названии повести передает траурные эмоции — минуту молчания. Кажется, что даже природа погружается в скорбь, увидев подобное надругательство над женщинами.

Помимо этого, название произведения иллюстрирует мир, которого так добивались отчаянные девушки, отдавая собственные жизни. Они смогли достичь этой цели, однако какой ценой?! Попыткам бороться противопоставляется тишина.

Написана книга «А зори здесь тихие» в жанре повести. Произведение небольшое, прочтение происходит буквально на одном дыхании. Писатель специально убрал из будней военного времени бытовые подробности, замедляющие динамику текста. Он оставил лишь эмоционально заряженные участки, которые вызывают у читателя искреннюю реакцию.

Литературное направление — реалистическая проза о военном времени. Рассказ автора о войне основан на реальных событиях из жизни.

Тематика произведения

При написании произведения «А зори здесь тихие» автор затрагивал различные темы. Некоторые из них:

  1. Женщина на войне. В первую очередь в повести важно то, что героини находятся на линии огня. Они не отсиживаются в тылу, а наравне с мужчинами отстаивают честь родного края. Каждая девушка — отдельная личность, у всех были семьи, жизненные планы и т. д. Однако жестокая судьба отобрала все это. Главный персонаж озвучивает мысль, что военные действия не только отбирают жизни у представительниц прекрасного пола, но и губят целый народ.
  2. Смелость и мужество. Несколько героинь на фоне остальных сильно выделялись, проявляя необъяснимую отвагу. Так, Евгения Комелькова пожертвовала своей жизнью ради спасения товарищей, отвлекая врагов на себя. Девушка не боялась рисковать, ведь она всем сердцем верила в победу. Получив ранение, героиня только удивилась произошедшему.
  3. Чувство долга, невероятный героизм. Девушки, которые еще вчера были школьницами, отправились на войну. Причем делали они это не от нужды, а по собственной воле. Героини максимально выкладывались для противостояния немцам.
  4. Человеческий подвиг. Важно понимать, что никто из девушек не был профессионально подготовлен. Это обычные люди со своими характерами и судьбами. Однако война настолько сплотила персонажей, что они объединились и отправились на борьбу. Вклад каждой не был напрасным.
  5. Родина. Федот Васков чувствовал вину за случившееся с девушками. Он представлял, что их дети будут упрекать мужчин, которые не уберегли хрупких женщин. Он не верил, что Беломорканал стоил подобных жертв, ведь на его охрану и так были брошены сотни бойцов. Однако вскоре Рита пресекла подобное самобичевание, сказав, что Отечество — это не дорога, а вся Русь, требующая защиты сейчас. Так писатель представляет Отчизну.

Суть повести

Главный герой произведения — Федот Васков, старшина ж/д уезда. Там спокойно, приезжие солдаты нередко выпивают от безделья. Мужчина жалуется руководству на них, пишет рапорты, вскоре к нему отправляют девушек-зенитчиц.

Сначала Федот не понимает, как вести себя с новобранцами, но когда дошло до военных действий, все герои сплотились и стали одной командой. Однажды одна из героинь заметила немцев. Васков понял, что это диверсионная группа, планирующая тайно проникнуть через лес к стратегическим объектам.

Мужчина оперативно собрал группу из пяти человек. Они отправились по местной тропинке, чтобы опередить захватчиков. Однако позже выяснилось, что вместо двух немцев в отряде оказалось целых 16 бойцов. Федот понимает, что в одиночку им не справиться, и отправляет Лизу за подмогой. К большому сожалению, девушка не успела позвать на помощь, она утонула в болоте.

В то же время отряд отводит захватчиков все дальше. Герои изображают лесорубов, обнаруживают места отдыха фашистов. Однако силы неравны, вскоре в бою погибают другие девушки.

В итоге Федоту удается взять оставшихся немцев в плен. Через много лет герой вернулся на это место, он привез плиту на могилу. В эпилоге юноши, увидев пожилого мужчину, понимают, что и там были боевые действия.

Главные персонажи

Кроме основного действующего лица, Федота Васкова, в повести были и другие герои — отважные девушки. Характеристика каждой из них кратко:

Читайте также:
Глава Тамань в романе Лермонтова Герой нашего времени

  1. Софья Гурвич — отличница, бывшая студентка института, рядовой боец. Девушке пророчили хорошее будущее переводчика. Она выросла в еврейской семье. Героиня случайно встретила немцев, которые убили ее несколькими ударами ножа в грудь. На войне у нее далеко не все получалось, однако упорство и терпение взяли верх.
  2. Женя Комелькова — офицерская дочь. Фашисты оккупировали деревню, где проживала девушка, всю семью убивали на ее глазах. Героиня отличается храбростью, она закрыла собой сослуживцев. Немцы сначала ранили ее, а после расстреляли в упор. Именно она отвела отряд захватчиков во имя спасения остальных.
  3. Лиза Бричкина — родилась в простой семье, отличается трудолюбием. Мама героини больна, а папа трудится лесником. До войны Елизавета хотела переехать в город и поступить в техникум. Она утонула в болоте, стараясь привести подмогу команде. Девушка до последнего не понимала, что не сможет реализовать все мечты.
  4. Галя Четвертак — самый младший член команды. Девушка выросла в детдоме, на войну отправилась ради «романтики», однако вскоре поняла, что это место не для слабонервных. Федот взял ее с собой для перевоспитания, но давления Галина не выдержала. В панике она убегает от фашистов, но те убивают ее. Несмотря на трусость героини, Васков сказал группе, что она погибла в перестрелке.
  5. Маргарита Осянина — командующий отделением зенитчиц. Рассудительная девушка состояла в браке, у нее был сын. Однако супруг погиб в начале войны, и обозленная Рита отправилась на фронт. Получив смертельное ранение, героиня пускает себе пулю в висок. Перед этим она просит Федота позаботиться о мальчике.

Смысл и проблематика

Борис Васильев в своей повести охватывает характерную проблематику военной прозы: трусость и смелость, память и забытье, человечность и жесткость. Также произведение передает типичную проблему — женщина на войне.

В своем произведении писатель показал борьбу волевых и сильных русских женщин в условиях оккупации. Васильев специально повествует о жизни каждой героини, чтобы показать, с какими испытаниями они сталкиваются на линии фронта и в тылу. В таких условиях девушки мужественно принимали на себя атаку фашистов.

Каждая героиня добровольно жертвовала собой. В этом напряжении и состоит основная мысль автора. Будущие и настоящие мамы пренебрегают своим единственным долгом — заниматься воспитанием потомков для спасения мира от нацизма.

Конечно же, главная идея автора — гуманистический посыл: представительницам прекрасного пола нет места на войне. Тяжелые сапоги немецких солдат растоптали их жизни. Но если враг настиг родную землю, даже хрупкая женщина может одержать победу в неравном бою.

Разумеется, каждый читатель сам делает выводы о произведении с точки зрения нравственности. Однако те, кто внимательно читал повесть, согласны, что она рассказывает о необходимости сохранения памяти. Человек должен помнить о немыслимых жертвах предков во имя мирного неба. Они отправлялись в бой для истребления не только немцев, но и идеи нацизма.

Анализ повести Васильева А зори здесь тихие

Повесть Бориса Львовича описывает очень грустные события, которые пропитаны героизмом русских женщин, воевавших наравне с мужчинами. Произведение было опубликовано в 1969 году. По данной работе уже не первый раз снимаются фильмы, эта история по сей день многие сердца оставляет неравнодушными.

Эта повесть была написана по вдохновению. Автора задела за живое история, когда солдаты огромной ценой смогли отстоять вверенный им пункт. Это была часть железной дороги, которая располагалась в Кирове. Диверсия немцев была предотвращена. То, что описывается в повести произошло на самом деле, только вместо парней у автора фигурируют девушки. Это было очень неожиданно. Отвага и героизм молодых парней уже никого не удивляли в отличие от героизма девушек.

Название произведения подобрано не случайным образом. Оно кажется очень простым, но несет в себе очень глубокий смысл. Звезды названы зорями, здесь идет отсылка к народному творчеству. Тихие зори означают мирное небо над головой, то есть полная противоположность войне. Главные герои страдают, бьются и погибают именно за это. За мир на родной земле.

Повесть рассказывает нам о пятерых девушках, которые героически сражаются за родную землю. Они были командованием сержанта Васкова. Имели важнейшее задание, которое было благополучно выполнено. Это произведение подтверждает тот факт, что и женщины способны противостоять беспощадной машине войны.

Суть повести заключается в том, чтобы читатель смог познать насколько большая цена была уплачена за его свободу и мирное небо. Молодые люди положили свои жизни, чтобы другие имели свободу. Героини сами еще не знают, что такое жизнь. Для них все только начиналось, но несмотря на их доли выпали очень тяжелые испытания. Девушкам в юные годы пришлось принимать очень сложные решения.

Женские образы позволяют понять всю жестокость войны, ее страшный посыл. Примечательный момент, когда сержант размышляет о девушке-зентчитце, которая погибла. Ведь Соня могла бы еще родить много детей, а они в свою очередь внуков и так далее. Однако, теперь перерезана эта нить. Каждого человека можно сравнить с маленькой нитью, которая является частью огромной пряжи всего человечества. Во время войны многие нити беспощадно резались, причем навсегда. Столько поколений было стерто с лица земли. Война не только разрушает отдельно взятую судьбу, но обрывает существование родов.

2 вариант

История написания

1969 год. В популярном на то время журнале «Юность» появляется новое произведение Бориса Васильева, которое вскоре станет очень популярным.

Автор вначале думал рассказать о реальном событии военных лет, в котором семеро бойцов не дают фашистам захватить участок железной дороги и подорвать его. Они все, кроме командира погибают. Но, приступив к написанию повести, Васильев задумался над тем, что таких подвигов на войне было много, и много уже описано в литературе. А вот о подвигах женщин, сражавшихся с немцами наравне с мужчинами, мало кто знал. И он решает описать этот подвиг. 5 женщин с их разными судьбами и характерами стают главными героями. В 1972 году по мотивам повести вышел фильм «А зори здесь тихие»

Читайте также:
Письмо к женщине - анализ, основная тема и мысль, жанр

Жанром произведения Васильев избрал повесть, в которой он, сам прошедший войну, по-особому правдиво воссоздал те страшные годы, и читатели были убеждены в том, что эти девчонки существовали и в самом деле.

Подвиг женщин, их самопожертвование во имя победы, а еще – война женскими глазами и есть основной тематикой произведения.

Сюжет и герои произведения

Интересна и композиция. Повествование идет от лица сержанта, именно его глазами мы видим происходящие события. Лирические отступления, воспоминания из прошлого, еще более сильно в эмоциональном плане подчеркивают всю трагедию войны.

Герои повести – совсем еще молоденькие девчонки-зенитчицы, которые попадают под командование старшины Васкова. Они еще не совсем понимают, что такое война, но готовы дать отпор врагу и их первый бой станет для них последним.

Старшине Васкову направляют в подчинение 5 девушек, еще вчерашних выпускниц. Имея непростой характер, он все-таки относится к ним по-отечески и находит взаимопонимание. Храбрый и смелый, Васков, оставшись после боя один, очень переживает смерть девчонок. Он усыновляет сына Риты, как и обещал ей.

Рита Осянина потеряла мужа на второй день войны. У нее есть сын, но ненависть к врагу зовет ее на фронт, где она была сначала санитаркой, затем оканчивает зенитную школу.

Женю Комелькову, дочь офицера, также встретило горе. Она была свидетелем расстрела своей семьи, а ее укрыла соседка и также имеет ненависть к врагу. На вид очень красивая девятнадцатилетняя, рыжеволосая с зелеными глазами озорная девушка. Но смерть она встречает мужественно, защищая других.

Очень тихой и застенчивой была Лиза Бричкина, которая любила природу. Так же тихо она и утонула в болоте, отправившись за подкреплением.

Соня Гурвич – городская девчонка, которая не успела окончить университет. Она старательна и исполнительна, погибает из-за того, что не могла поступить иначе.

Самой молоденькой была детдомовка Галя Четвертак, которая от войны ожидала романтики, а оказавшись на ней, испугалась и в панике погибла.

Главная мысль

Молоденькие девушки, которым бы жить, рожать детей и быть счастливыми, в минуту ненастья добровольно встают на защиту страны, исполнив свой долг перед Родиной. Они отдали свои жизни за независимость страны. Это и есть главной мыслью повествования автора.

Анализ 3

Перу русского писателя двадцатого века, Борису Васильеву, принадлежит ряд прозаических произведений о Великой Отечественной войне. К таким произведениям относится повесть «А зори здесь тихие…», которое принесло автору известность и достойно считается одним из лучших его творений. Анализ данного произведения представлен в этой статье.

По словам самого автора, в основу сюжета легло событие, что действительно произошло. Семь солдат, которые проходили службу на какой-то территории Кировской железной дороги, одержали победу над группой немецко-фашистских захватчиков. В сражении с представителями диверсионной группы они сумели остановить взрыв на своей территории. Но им пришлось пожертвовать своей собственной жизнью, поэтому никто не выжил, кроме командира. Он был в дальнейшем награжден медалью. Васильев увидел в этой истории нечто интересное, потому решил написать про это повесть. Но потом он подумал, что такого рода идей много заложено в книгах и решил чуток изменить своих героев – место парней заняли девушки. Это понравилось читателю, так как в то время участь женщины на войне была мало освещена.

В названии произведении заложен маневр неожиданность, с которым вынуждены были столкнуться героини. Место, где проходили действия, на самом деле было тихим. Вдали находилась кировская дорога, которая бомбилась, то на этом хуторе все было спокойно. Мужики, что были сюда направлены для охраны, спивались от безделья. Потому отправить сюда девушек – было выгодным решением. Но коварный враг уже в то время готовил наступательную операцию. Спокойствие в названии символизирует траур. Даже природа сочувствует судьбам погибающих людей.

Жанр произведения – это повесть. Не объемная и читается быстро. К направлению реалистической военной прозы произведение относится из-за реальных действий, использованных для фабулы.

В повести подняты такие важные темы, как героизм, положение женского пола на войне, чувство долга незначительного человека, смелость, любовь к Отчизне.

Проблема войны, трусости и памяти также являются необходимыми составляющими произведения.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Васильева А зори здесь тихие

Популярные сегодня темы

Степан Плюшкин — это один из тех помещиков, у которых Чичиков скупал мертвые души. Герой посещает его последним. Образ Плюшкина символизирует максимальное падение человеческой личности, которая уже не может измениться и исправиться.

Каждый человек должен получить не только обычное образование, которое даёт нам школа или университет, но и духовное обучение. Духовное образование основывается на принципах и нравственных убеждениях, которые записаны в Библии

В данном произведении автор показывает живописную картину народных верований, бытовавших в деревне девятнадцатого века через разговор мальчиков, случайным свидетелем которого стал рассказчик.

Любим Торцов – один из персонажей пьесы Островского «Бедность не порок». Он приходится братом Гордею Карпычу Торцову, богатому помещику и самодуру.

Образ Степана Астахова – донского казака – является одним из ключевых в произведении Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Он является соседом главного героя Григория Мелехова и невольным свидетелем всей его жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: