Демократия – признаки, принципы формирования и основные виды

4.5 Демократия, её основные признаки и ценности

Видеоурок :

Понятие и признаки демократии

Слово «демократия» греческого происхождения, означающее «власть народа», стало сегодня самым популярным во всех странах мира.

Демократия – это политический режим, признающий источником власти волю народа.

Признаками демократического режима являются:

  • Народовластие – народ выбирает президента страны и депутатов, формирующих законодательный орган государства (парламент). Избранные органы власти действуют во благо и в интересах народа. Народ обращается в органы государственной власти с предложениями, заявлениями, жалобами; организует митинги, демонстрации и тем самым участвует в управлении государством.
  • Верховенство закона – действия всех граждан и групп основаны на законе и не нарушают его.
  • Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
  • Парламентаризм – разделение полномочий парламента (законодательной власти) и правительства (исполнительной власти) при преимуществе парламента, формирующего правительство из парламентского большинства (членов партий, которые по результатам выборов заняли большее число мест в парламенте).
  • Высокая степень реализации всех прав и свобод граждан, их гарантированность.
  • Многопартийность и плюрализм. Многопартийность означает, что в государстве существуют правящая и оппозиционные партии. Плюрализм – признание множественности мнений, идеологий.
  • Всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании.
  • Правовое государство и гражданское общество.
  • Рыночная экономика, свобода конкуренции и ценообразования.
  • Многообразие форм собственности: частной, муниципальной, государственной и иных форм (например, в РФ к иным формам относятся собственность профсоюзов, собственность религиозных организаций).

Высшими ценностями демократии являются человек, его жизнь, права и свободы, честь и достоинство; равноправие и законность; гласность и открытость; плюрализм.

Формы демократии

Впервые демократия возникла в городах-государствах Древней Греции и Древнего Рима, в которых законодательная, исполнительная и судебная власти принадлежали собранию всех граждан. Политический или иной вопрос решался прямым голосованием (выкрикиванием) граждан. Участвовать на собрании и голосовать не могли женщины, дети, рабы и неграждане (метеки, то есть иностранцы).

На сегодняшний день существуют две формы демократии:

прямая, когда граждане непосредственно инициируют, принимают и исполняют решения. Примеры прямой демократии: сход жителей села или города, референдум, выборы, обращения в органы государственной власти и др.

представительная, когда граждане опосредованно участвуют в решении государственных вопросов, через избранных представителей. Примеры представительной демократии: принятие законов или государственного бюджета парламентом, выдвижение народом своих представителей в кандидаты на должности государственной власти или МСУ, формирование состава правительства парламентом и др.

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто – то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь

Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

4.5 Демократия, ее основные ценности и признаки

Основные понятия: демократия, ценности демократии, условия существования демократии, признаки демократии, достоинства демократии, виды демократии

Термин «демократия» появился в Древней Греции и в переводе означает «власть народа».

Демократия — способ политической организации общества, его политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

Основные ценности демократии

Собственная ценность (социальное назначение)

Личностная ценность (на благо личности)

Условия существования демократии

Признаки демократии

Наименование признаков

Их сущность

Народ — источник власти (суверенитет народа)

Граждане формируют законодательные органы власти страны и субъекта федерации, выбирают главу государства, органы местного самоуправления. По принципиальным вопросам общественной жизни они могут высказать своё мнение, участвуя в референдуме

Граждане сами, без какого-либо давления извне принимают решение на выборах

Наличие независимых средств массовой информации (СМИ)

СМИ доносят до граждан разные политические альтернативы и их вероятные последствия. В пределах разумного каждый индивид информирован по основным вопросам жизни общества и государства

Идеологическое многообразие и плюрализм мнений

Ни одна идеология не должна иметь преимуществ и устанавливаться в качестве государственной или обязательной

В обществе существуют оппозиционные партии, которые выявляют и критикуют недостатки и просчёты в деятельности государственной власти. Оппозиция всячески поддерживается и культивируется

Широкие и гарантированные права и свободы граждан

Гарантии в реализации своих прав и свобод предоставляются всем гражданам. Личность достаточно социально защищена и имеет достойный уровень жизни

Читайте также:
ООН (Органзация Объединенных Наций) - страны участники

Принятие политико-управленческих решений по воле большинства, но с учётом и гарантией прав меньшинства

В основе принятия решений лежит общая воля, вырабатываемая с помощью консенсуса (общего согласия), а если его достичь не удаётся, то принимается компромиссное решение (соглашение на основе взаимных уступок), устраивающее и большинство, и меньшинство

Повышение значимости морали как средства социального регулирования

Люди становятся более гуманными и нравственными, поэтому и значение морали в отношениях между ними возрастает

Достоинства демократии

Таким образом, демократия — это наиболее предпочтительный политический режим по сравнению с другими (тоталитарным, авторитарным).

Виды демократии

Прямая демократия (непосредственная)

Плебисцитная (от лат. plebs — простой народ, scitum — решение, постановление) (плебисцитарная) демократия

Граждане сами непосредственно участвуют в подготовке и принятии решений (используется главным образом на уровне местного самоуправления)

Граждане могут только поддержать или отвергнуть предлагаемое решение, однако сами принять участие в его подготовке и контролировать его выполнение граждане не в силах (референдум, прямое голосование, всенародное обсуждение и др.)

Граждане опосредованно (непрямо) участвуют в принятии решений (выборы своих представителей (депутатов), главы государства и др.)

— Большая территория государства, что создаёт трудности для гражданина самому прибыть для принятия решений

— Большое количество людей, желающих лично участвовать в принятии решений

— Сложность политических решений, требующих высокого профессионализма и компетентности

Избирательная система. Типы, виды, смысл понятия, характеристики, признаки в таблице.

В России давно уже сложилась смешанная избирательная система, хотя в мире существуют и другие её виды и типы. У всех них есть свои особенности, признаки и уникальные характеристики, хотя сам смысл понятия не меняется в зависимости от того, как именно в том или ином государстве работает избирательное право.

Смысл понятия «избирательная система»

Избирательная система – это сложный и комплексный набор правил, расчётов, методов, процессов и правовых норм, которые призваны обеспечить регулярное избрание граждан страны на те или иные государственные должности. Она также оказывает непосредственное влияние на формирование органов государственной власти, которые состоят из избираемых граждан. При этом в зависимости от конкретного типа избирательной системы голосовать могут как непосредственно избиратели (то есть все граждане), так и определённые выборщики, представляющие собой различные политические партии.

В широком смысле понятие избирательной системы включает в себя вообще все аспекты, связанные с процессом голосования, от сроков и условий проведения выборов до системы выдачи, проверки и подсчёта бюллетеней, расходов на избирательную кампанию (здесь могут быть ограничения), разрешённых методов предвыборной кампании, количества кандидатов и т. п. Все эти особенности регулируются законодательством конкретной страны, так что характеристики избирательной системы в разных государствах отличаются друг от друга. Первая в России избирательная система появилась в 1936 году (то есть ещё в СССР, а не в современной России). Понятие избирательного права – это право каждого гражданина, достигшего совершеннолетия и являющегося дееспособным, принимать участие в выборах, то есть избирать и быть избранным.

Материалы по теме:

Таблица «Типы и виды избирательных систем»

Избирательная система Особенности и характеристики
Мажоритарная Голосование ведётся через личное представительство, то есть подсчитываются голоса именно граждан, голосующих за того или иного кандидата.
Пропорциональная Голосование ведётся через партийные представительства. Рядовые граждане голосуют за те или иные партии, и в зависимости от того, сколько голосов партия получила, она располагает определённым количеством мандатов.
Смешанная В различных избирательных округах кандидаты выдвигаются как по мажоритарному, так и по пропорциональному типу избирательной системы.

Территории, где распространены разные виды скотоводства: кочевое, полукочевое, осёдлое

Страны с монархической формой правления в Европе, Африке и Азии

Мажоритарная избирательная система

При мажоритарной системе победителем на выборах является кандидат, набравший абсолютное или заранее установленное число голосов. Существует три вида мажоритарной системы – абсолютного большинства (побеждает кандидат, набравший более 50% голосов), относительного большинства (побеждает кандидат, набравший больше всех голосов) и квалифицированного большинства (для победы набрать заранее установленное число голосов в процентном соотношении, например, 66% или 75%). У мажоритарной избирательной системы есть как плюсы, так и минусы. К плюсам относятся следующие пункты:

  • Депутаты несут прямую ответственность перед избирателями
  • Формируется устойчивое правительство, так как побеждают на выборах те кандидаты, за которых отдаёт свои голоса большинство населения

Минусы, однако, у этой системы тоже есть:

  • Вероятность победы на выборах малочисленных политических партий снижается очень значительно
  • Выборы порой оказываются нерезультативными, и приходится проводить повторное голосование. Условия для этого устанавливаются заранее, и в некоторых случаях выборы проводятся повторно, если, например, несколько кандидатов набрали примерно равное количество голосов, и ни у одного из них нет решающего преимущества.
  • Кандидаты, получившие малое количество голосов, фактически выбывают из избирательного процесса.

Пропорциональная избирательная система

При применении избирательной системы пропорционального типа граждане голосуют за партию, которая получает определённое количество мандатов в парламенте страны пропорционально тому, сколько голосов она набрала. В современном мире пропорциональная система применяется во всех странах Европы. В России она применялась на выборах в Государственную думу в период с 2007 по 2011 год. Плюсы пропорциональной системы:

  • Каждая партия может получить определённое количество голосов
  • Учитывается мнение меньшинства, что делает выборы более справедливыми
  • Снижается вероятность избрания людей, связанных с теневым бизнесом и криминальными структурами

Минусы пропорциональной избирательной системы:

  • Депутаты несут больше ответственности перед своей партией, нежели перед народом
  • Избиратели, голосуя за свою партию, должны отдавать свои голоса за кандидатов, многие из которых им не известны
  • Мелкие партии могут препятствовать принятию важных решений
  • При использовании закрытых партийных списков ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями
  • Система пропорционального распределения голосов сложна, и она может быть непонятна многим избирателям
  • Возможность использовании технологии «паровоза», когда избирательные списки возглавляют популярные и известные люди, которые после избрания отказываются от своих мандатов и проталкивают тем самым в парламент кандидатов из конца списка

Смешанная избирательная система

В России используется именно смешанная избирательная система. Её особенностью является то, что часть мест в правительстве распределяется по мажоритарному типу, а часть – по пропорциональному. К её плюсам можно отнести формирование устойчивого правительства, а к минусам – приоритет в основном крупных партий, а также тот факт, что ни одна политическая партия в таком случае не отражает в полном объёме интересов своих избирателей.

Избирательный процесс кратко

В зависимости от законодательной базы конкретного государства избирательный процесс может проходить по-разному. Однако, некоторые этапы являются обязательными:

  1. Назначение даты проведения выборов
  2. Организация избирательного процесса
  3. Выдвижение и регистрация кандидатов
  4. Предвыборная кампания и представление программ кандидатов
  5. Голосование
  6. Подведение и оглашение итогов голосования
  7. Публикация общедоступного отчёта о финансовых затратах на проведение выборов

Мажоритарная и пропорциональная избирательная система – в чем разница

Выборы – это избрание должностных лиц и депутатов в представительные органы власти при помощи голосования.

Выборы – основной демократический механизм формирования власти. Это важнейшее средство обновления властных структур, которое придает им легитимность и выявляет реальные потребности народа.

Организация выборов в стране зависит от избирательной системы. Существует три основных вида избирательных систем – мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная и пропорциональная система простыми словами

При мажоритарной системе победа в избирательном округе достается кандидату, набравшему большинство голосов. Например, в своем округе Иванов набирает больше голосов, чем Петров. Депутатом становится Иванов, Петров не получает ничего.

При пропорциональной системе места в парламенте делятся между партиями в соответствии с процентом голосов, который они набрали на выборах. Например, партия А набирает 20% голосов, а партия Б – 10%. В результате партия А получает вдвое больше мест в парламенте, чем партия Б.

При смешанной системе часть депутатов избирается по партийным спискам, часть – по округам.

Закон Дюверже – связь избирательной и партийной системы

Избирательная система – не простая формальность, под ее влиянием в обществе складывается определенная партийная система. Три положения об этой взаимосвязи сформулировал французский политолог Морис Дюверже:

Пропорциональная система ведет к многопартийной системе, где партии автономны и имеют жесткую структуру.

Абсолютная мажоритарная система (в округе побеждает кандидат, набравший более 50% голосов) ведет к многопартийной системе, где партии занимают гибкие позиции и стремятся к компромиссу.

Относительная мажоритарная система (в округе побеждает кандидат, набравший больше голосов, чем конкуренты) порождает двухпартийную систему.

Что такое мажоритарная система выборов: признаки, преимущества и недостатки

При мажоритарной системе избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов в своем избирательном округе. Чаще всего это одномандартные округа – от одного округа в парламент проходит лишь один депутат.

Мажоритарная система обычно приводит к формированию двухпартийной системы в стране. Избиратели понимают, что победитель в округе будет только один и не хотят потратить свой голос впустую. Поэтому они голосуют не за ту партию, которая им нравится, а за одного из кандидатов-фаворитов от крупных партий, имеющих реальные шансы на победу.

В зависимости от законодательства, победу при мажоритарной системе обеспечивает абсолютное большинство голосов (более 50%), относительное большинство (больше голосов, чем у любого из соперников) или квалифицированное большинство (⅔, ¾ голосов или иное значение). Возможно проведение второго тура, если первый не выявил победителя.

Пример: мажоритарная система используется в США при выборах членов Конгресса, в Великобритании – при выборах в Палату общин.

Преимущества мажоритарной системы:

Избранный депутат несет прямую ответственность перед избирателями и населением конкретного округа. Граждане знают, какой именно человек представляет их в парламенте.

Выборы в отдельном округе может выиграть независимый кандидат. Популярный, известный своими заслугами человек не нуждается в поддержке какой-либо политической партии.

Лидирующая партия побеждает во множестве округов и формирует в парламенте значительное большинство – это позволяет ей сформировать устойчивое правительство.

Недостатки мажоритарной системы

Наиболее мощные партии выигрывает в большинстве округов и получают в парламенте непропорционально больше мест. Мелкие партии рискуют вовсе не получить представительства в парламенте.

Большинство можно получить при незначительном перевесе голосов, а при незначительном отставании – проиграть выборы.

При необходимости получить абсолютное большинство – частая нерезультативность выборов, их приходится проводить повторно.

Высокое искушение пойти на нарушения в избирательных округах, где борьба идет по принципу «все или ничего». Возможны подкуп избирателей, произвольная нарезка границ избирательных округов властями.

Что такое пропорциональная система выборов: признаки, преимущества и недостатки

При пропорциональной системе каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов, пропорциональное количеству полученных голосов. При этом вся страна либо представляет собой единый избирательный округ, либо делится на многомандатные округа.

Может действовать ограничение по процентному барьеру. Например, партии, набравшие менее 5% голосов, не попадают в парламент, их мандаты достаются другим партиям.

Пропорциональная система обычно приводит к формированию в стране многопартийной системы: в парламент проходит множество партий, ни одна не получает подавляющего большинства и формируется коалиционное правительство из представителей разных партий.

Примеры: выборы в парламенты Бельгии, Финляндии, Швейцарии.

Преимущества пропорциональной системы

Количество депутатов в парламенте отражает процент избирателей, поддержавших конкретную партию. В этом смысле пропорциональная система справедливее мажоритарной.

В парламент проходит больше партий, в том числе мелких и средних. Учитывается мнение меньшинства.

Избиратели могут голосовать за мелкие партии, не опасаясь, что победу в округе «отберут» кандидаты от более крупных партий.

Подтасовать результаты выборов становится сложнее.

Недостатки пропорциональной системы

Избиратель голосует не за конкретного человека, а за партийный список. Гражданин не понимает, кто именно представляет его в парламенте.

Избранный депутат отвечает в первую очередь перед партией, которая включила его в список, а не перед избирателем.

В парламенте появляются мелкие фракции, способных мешать принятию решений. Партиям приходится договариваться о коалиционном правительстве, которое менее устойчиво, чем однопартийное.

Что такое смешанная система выборов

Смешанная система основана на том, что часть мест в парламенте распределяется по мажоритарной системе, часть – по пропорциональной.

Примеры: по смешанной системе проводятся выборы в парламенты Австралии, Германии, Японии. Выборы в российскую Госдуму проходят по смешанной системе с 2016 года.

Смешанная избирательная система сочетает преимущества и недостатки двух других – мажоритарной и пропорциональной. Она стимулирует политическую конкуренцию, позволяет попасть в парламент представителям мелких и средних партий. В то же время она оставляет возможность для использования «паровозов» – популярных кандидатов во главе списков, которые проводят в парламент никому не известных людей; в одномандатных округах по-прежнему побеждают крупные партии.

Избирательная система России: пропорциональная или мажоритарная?

Выборы в Государственную Думу РФ в настоящее время проходят по смешанной системе. 225 депутатов избираются по партийным спискам (пропорциональная система), еще 225 – по одномандатным округам (мажоритарная система). Приходя на думские выборы, гражданин РФ получает два бюллетеня: в одном он ставит галочку за какую-то партию, в другом – за одного из кандидатов по своему округу.

Такая система действовала в России не всегда. С 2007 по 2011 год выборы по одномандатным округам не проводились, всех депутатов Госдумы избирали по пропорциональной системе, только по партийным спискам. А до 2007 года действовала также смешанная система.

Выборы президента РФ проходят по мажоритарной системе. Вся страна представляет собой единый федеральный избирательный округ. Побеждает кандидат, набравший в ходе голосования 50% плюс один голос. Если ни один из кандидатов не брал более половины голосов, проводится второй тур – в нем участвуют два кандидата, которые в первом туре получили наибольший процент.

На местных выборах действуют различные правила. Например, депутаты Московской городской думы избираются по мажоритарной системе – столица разделена на 45 избирательных округов, в каждом из которых побеждает кандидат, набравший относительное большинство голосов.

–>Сайт учителя истории и обществознания МОУ “Лицей г. Вольска Саратовской области” Риттера Владимира Яковлевича –>

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования. Реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем -мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах. Каждая из этих систем имеет свои разновидности, преимущества и недостатки.

Мажоритарная избирательная система ведет свое название от французского слова majorite (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность победителем и, соответственно — обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей.

Мажоритарная избирательная система существует в трех вариантах:

1) мажоритарная система относительного большинства, когда победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников;

2) мажоритарная система абсолютного большинства, при которой для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос);

3) мажоритарная система смешанного или комбинированного типа, при которой для победы в I туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 11-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

Подсчет поданных голосов при мажоритарной системе осуществляется, по одномандатным избирательным округам, от каждого из которых может быть избран только один кандидат. Количество таких одномандатных округов при мажоритарной системе при выборах парламента равно конституционному количеству депутатских мест в парламенте. При выборах президента страны таким одномандатным избирательным округом становится вся страна.

Преимущества мажоритарной системы:

1. Это универсальная система, так как используя ее, можно избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).

2. В силу того, что при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой конкретные лица-кандидаты. Избиратель может принимать во внимание не только его партийную принадлежность (или отсутствие таковой), политическую программу, приверженность той или иной идейной доктрине, но и учитывать личные качества кандидата: его профессиональную пригодность, репутацию, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя, и т.п.

3. В выборах, которые проводятся по мажоритарной системе, могут реально участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политических партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты.

4. Избранные по одномандатным мажоритарным округам представители получают большую степень независимости от политических партий и партийных лидеров, так как они получают мандат непосредственно от избирателей. Это позволяет более корректно соблюдать принцип народовластия, в соответствие с которым источником власти должны выступать избиратели, а не партийные структуры. При мажоритарной системе избранный представитель становится гораздо ближе к своим избирателям, так как они знают, за кого конкретно голосуют.

Разумеется, мажоритарная избирательная система, как и любое другое изобретение человека, не является идеальной. Ее достоинства реализуются не автоматически, а при “прочих равных условиях” и в очень высокой степени зависимости от “среды применения”, в качестве которой выступает политический режим. Так, например, в условиях тоталитарного политического режима практически ни одно из достоинств этой избирательной системы не может быть реализовано в полной мере, так как в этом случае она лишь выполняет функцию механизма реализации воли политической власти, а не избирателей.

К числу объективных недостатков мажоритарной системы, которые как бы изначально ей присущи, обычно выделяют следующие:

1. При мажоритарной избирательной системе “пропадают” и не преобразуются во властные полномочия голоса тех избирателей, которые были отданы за не победивших кандидатов, несмотря на то, что в общей сумме поданных на выборах голосов именно эти “непобедившие” голоса могут составлять весьма значительную часть, а иногда — не намного меньшую, чем голоса, определившие победителя, или даже ее превышающие.

2. Мажоритарную систему справедливо считают более дорогой, финансово затратной из-за возможного второго тура голосования, и из-за того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводится несколько тысяч избирательных кампаний отдельных кандидатов.

3. При мажоритарной системе из-за возможной победы независимых кандидатов, а также кандидатов небольших партий создается гораздо большая вероятность формирования слишком дисперсных, мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого существенно снижается. Этот недостаток особенно характерен для стран с плохо структурированной партийной системой и большим количеством партий.

4. Противники мажоритарной системы утверждают, что она создает благоприятные возможности для возрастания роли финансовых спонсоров вопреки конституционным правам избирателей. Очень часто местные органы власти обвиняются в использовании «админресурса», т.е. в поддержке администрацией тех или иных кандидатов, партий и т.п.

Вторым типом избирательной системы является пропорциональная система. Уже само название в значительной степени способно прояснить ее суть: депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам.

При пропорциональной избирательной системе основными субъектами избирательного процесса являются не отдельные кандидаты, а политические партии, списки кандидатов которых и конкурируют между собой в борьбе за голоса избирателей. При пропорциональной системе голосования проводится только один тур выборов, вводится своеобразный “барьер проходимости”, который обычно составляет 4-5 процентов от количества поданных в общенациональном масштабе голосов избирателей. Более мелкие и хуже организованные партии чаще всего не в состоянии преодолеть этот барьер и поэтому не могут рассчитывать на депутатские места. При этом поданные за эти партии голоса избирателей (а соответственно — стоящие за этими голосами депутатские мандаты) перераспределяются в пользу тех партий, которые сумели набрать проходной балл и могут рассчитывать на депутатские мандаты. Львиная доля этих “перераспределенных” голосов достаются тем партиям, которые сумели получить наибольшую сумму голосов. Именно поэтому в пропорциональной системе голосования заинтересованы прежде всего так называемые “массовые” (они же централизованные и мировоззренческие партии), которые делают упор не на привлекательность ярких личностей, а на массовую поддержку своих членов и сторонников, на готовность своего электората голосовать не по персонифицированным, а по идейно-политическим мотивам.

Избрание по партийным спискам по пропорциональной системе обычно требует значительно меньших расходов, но “зато” в этом случае между народным представителем (депутатом) и самим народом(избирателями) появляется фигура своеобразного политического посредника в лице партийного лидера, с мнением которого “списочный” депутат вынужден считаться в гораздо большей степени, чем депутат от мажоритарного округа.

Существует также еще и смешанная или мажоритарно-пропорциональная систем, которая, однако, не представляет собой отдельный, самостоятельный тип избирательной системы, а характеризуется механическим объединением, параллельным действием двух основных систем. Функционирование такой избирательной системы вызвано, как правило, политическим компромиссом между партиями, которые заинтересованы в основном в мажоритарной системе, и теми партиями, которые предпочитают чисто пропорциональную систему. В этом случае конституционно обозначенное количество парламентских мандатов делится в определенной пропорции (чаще всего 11) между мажоритарной и пропорциональной системой. При таком соотношении количество одномандатных округов в стране равняется половине мандатов в парламенте, а оставшаяся половина мандатов разыгрывается по пропорциональной системе в одном многомандатном округе. Каждый избиратель при этом голосует и за конкретного кандидата по своему одномандатному избирательному округу, и за список одной из политических партий по общенациональному избирательному округу.

Процесс совершенствования избирательных систем постоянен: общество стремится к нахождению модели избирательной системы, которая позволяла бы формировать эффективную власть, действующую в интересах общества, содержала бы в этом смысле больше достоинств и была бы лишена существенных недостатков. Общество накапливает на этом пути огромный опыт, который является основой возникновения все более и более прогрессивных и поистине демократических избирательных систем.

Типы избирательных систем и их характеристика (таблица)

Современную демократию сложно представить себе без такого элемента, как избирательная система. Большинство политологов высказывают поразительное единство, высоко оценивая роль выборов в современном демократическом процессе. Его управляющей структурой можно смело назвать избирательную систему.

Определение избирательной системы

Свод формально определённых правил и приёмов, основное назначение которых состоит в обеспечении участия граждан страны в формировании ряда государственных органов, получил название избирательной системы. Поскольку в современных обществах существуют не только парламентские и президентские, но и выборы в другие органы власти, можно сказать, что избирательные системы вносят значительный вклад в формирование демократических основ общества.

Прежде чем сформировались современные типы избирательных систем, странам, избравшим демократические идеалы, пришлось пройти долгий и тернистый путь борьбы с сословными, расовыми, имущественными и другими ограничениями. ХХ век принёс с собой формирование нового подхода к избирательному процессу, основанному на разработке международной системы норм, в основу которой положен принцип свободы выбора.

В странах, создавших истинные демократические институты, сложились политические системы, предоставляющие доступ к власти и принятию политических решений только на основании результатов свободного всеобщего выбора граждан. Метод, позволяющий получить этот результат, – голосование, а особенности организации этого процесса и подсчёта голосов представляют сложившиеся типы избирательных систем.

Главные критерии

Для уяснения функциональной направленности избирательной системы и отнесения её к тому или иному виду следует иметь представление о том, что представляют собой всенародные выборы. Типы избирательных систем позволяют дополнить понимание выборного процесса, очертить цели и основные задачи, которым они служат. Суть их заключается в том, чтобы перевести решения, принятые избирателями, в определённый конституцией ряд правительственных полномочий и некоторое число мест в парламенте. Различие состоит в том, что именно будет использоваться в качестве критерия отбора: принцип большинства или некая количественная пропорция.

Инструментальные способы, благодаря которым реализуется перевод голосов избирателей в парламентские места и властные полномочия, позволяют наилучшим образом раскрыть понятие и типы избирательных систем.

  • количественный критерий, определяющий результаты – либо это один победивший, который получил большинство, либо несколько, исходя из пропорционального представительства;
  • способ голосования и формы выдвижения кандидатов;
  • способ заполнения и вид избирательного списка;
  • тип избирательного округа — сколько мандатов приходится на округ (один или много).

Выбор в пользу каких-либо способов или методов, в совокупности формирующих своеобразие избирательной системы той или иной страны, происходит под влиянием исторических условий, сложившихся культурно-политических традиций, а иногда на основании специфических задач политического развития. Политическая наука выделяет два основных типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную.

Обобщённая типология

Главными факторами, позволяющими определить типы избирательных систем, являются способ голосования и метод распределения парламентских мандатов и правительственных полномочий. Тут следует заметить, что чистых систем в виде мажоритарной или пропорциональной не существует – обе на практике являют собой конкретные формы или виды. Их можно представить в виде непрерывной совокупности. Современный политический мир предлагает нам многообразие различных вариантов, исходя из такого же разнообразия демократий. Также открытым остаётся вопрос выбора лучшей из систем, поскольку каждая имеет как достоинства, так и недостатки.

Всё сложившееся в мировой практике многообразное сочетание элементов выборных институтов, формирующих демократические основы того или иного общества, отображают основные типы избирательных систем: мажоритарный и пропорциональный.

Мажоритарные и пропорциональные принципы

Название первой системы в переводе с французского означает «большинство». В этом случае победителем, получающим избрание, является кандидат, за которого проголосовала большая часть электората. Основная цель, которую преследует мажоритарный тип избирательной системы, заключается в том, чтобы определить победителя или некое большинство, способное претворять в жизнь политические решения. В техническом плане такая система самая простая из всех. Именно она стала первой, которую реализовали при выборах в представительные учреждения.

Главным её недостатком специалисты считают несоответствие между количеством голосов, отданных за кандидата или список, и числом полученных в парламенте мест. Проблематичным является и то, что избиратели, отдавшие голоса за партию, которая проиграла, не получают представительства в выборном органе. Поэтому уже во второй половине ХІХ столетия получила распространение пропорциональная система.

Особенности пропорциональной системы

В основу этой избирательной системы положен принцип, согласно которому места в выборные органы распределяются пропорционально – в соответствии с полученным партией или списком претендентов количеством голосов. Иными словами, партия или список получит то число мест в парламенте, какое количество голосов было за них отдано. В пропорциональной системе решена проблема предыдущей, поскольку абсолютно проигравших нет. Следовательно, те партии, у которых меньше голосов, не утрачивают своё право на распределение мест в парламенте.

Типы избирательных систем – пропорциональная и мажоритарная справедливо считаются основными, поскольку именно их начала составляют фундамент какой-либо избирательной системы.

Смешанная система — итог развития выборного процесса

Нейтрализовать недостатки и некоторым образом усилить достоинства первых двух был призван следующий, смешанный тип избирательной системы. Здесь может использоваться как мажоритарный, так и пропорциональный принцип. Политологи выделяют такие виды смешения: структурный и линейный. Применение первого возможно только в двухпалатном парламенте: здесь одна палата избирается исходя из мажоритарного начала, а вторая – из пропорционального. Линейный вид предусматривает применение тех же начал, но для части парламента, как правило – по принципу “50 на 50”.

Типы избирательных систем. Их характеристика

Более подробно разобраться с типологией избирательных систем позволит изучение сложившихся в практике различных государств подтипов.

В мажоритарной системе сложились системы абсолютного, или простого, и относительного большинства.

Разновидности мажоритарного выбора: абсолютное большинство

В данном случае для получения мандатов потребуется наличие абсолютного большинства голосов – 50%+1. То есть такое количество, которое хотя бы на один голос превышает половину численности избирателей в том или ином округе. Как правило, за основу берётся количество проголосовавших или число голосов, признанных действительными.

Кому выгодна такая система? В первую очередь крупным и известным партиям, имеющим многочисленный и постоянный электорат. Для маленьких партий она практически не даёт шансов.

Достоинство этого подтипа заключается в технической простоте определения результатов выборов, а также в том, что победитель будет представителем абсолютного большинства выбравших его граждан. Оставшаяся часть голосов не будет представлена в парламенте – это серьёзный недостаток.

Политической практикой ряда стран, использующих мажоритарную избирательную систему, выработаны механизмы, позволяющие нивелировать ее влияние путём применения повторного голосования и перебаллотировки.

Применение первого предусматривает проведение такого количества туров, какое необходимо для того, чтобы появился кандидат, который наберёт абсолютное большинство голосов.

Перебаллотировка позволяет определить победителя, используя двухтуровое голосование. Здесь кандидата могут избрать уже в первом туре. Однако это становится возможным только при условии, что за него проголосует абсолютное большинство избирателей. Если этого не случилось, то проводят второй тур, в котором необходимо набрать всего лишь простое большинство.

Несомненным достоинством данного механизма является то, что победитель будет выявлен в любом случае. Он применяется при президентских выборах и характеризует тип избирательной системы РФ, а также таких стран, как Франция, Украина, Беларусь.

Относительное большинство, или первый у финиша

Здесь основным условием становится получение простого или относительного большинства, иными словами, чтобы голосов было больше, чем у противников. По сути, принимаемое здесь за основу большинство таковым нельзя назвать, поскольку это большее из представленных меньшинств. Перефразируя англичан, можно назвать этот подтип так – «первый, кто достиг финиша».

Если рассматривать относительное большинство с инструментальных позиций, то основной его задачей выступает перевод голосов избирателей определённого округа в одно из мест в парламенте.

Рассмотрение различных способов и инструментальных особенностей позволяет получить более глубокое представление о том, какие существуют типы избирательных систем. Таблица, приведённая ниже, системно представит их, связывая с практикой реализации в том или ином государстве.

Пропорциональный принцип: списки и передача голосов

Основная техническая особенность системы списков заключается в том, что на один округ выделяется более одного мандата, и в качестве основного способа выдвижения кандидатов используются сформированные списки кандидатов от партии. Суть системы сводится к тому, что партия, которая участвует в выборах, может получить столько мест в парламенте, сколько предполагается на основании пропорции, рассчитанной исходя из голосования по всей территории выборов.

Техника распределения мандатов выглядит следующим образом: итоговое количество голосов, отданных за список партии, делят на число мест в парламенте и получают так называемый избирательный метр. Он представляет собой то количество голосов, которое необходимо для получения одного мандата. Количество таких метров, по сути, является числом полученных партией парламентских мест.

Партийное представительство тоже имеет свои разновидности. Политологи выделяют полное и ограниченное. В первом случае страна представляет собой объединённый округ и единый электорат, в котором распределяются сразу все мандаты. Такой приём оправдан для стран с небольшой территорией, для больших же государств он в некотором роде несправедлив из-за тех избирателей, которые не всегда имеют представление о том, за кого отдать свой голос.

Нивелировать недостатки полного призвано ограниченное представительство. Оно предполагает, что выборный процесс и распределение мест происходят в нескольких округах (многомандатных). Однако в этом случае иногда возникают большие несовпадения между количеством голосов, которые получила партия по стране в целом, и числом возможных представителей.

Для того чтобы избежать присутствия крайних партий, раздробленности и разобщённости в парламенте, пропорциональность ограничивается процентным барьером. Такой приём позволяет пройти в парламент лишь тем партиям, которые преодолели этот порог.

Система передачи голосов получила не такое широкое распространение в современном мире, как другие. Её основной целью является сведение к минимуму числа непредставленных в парламенте голосов и дать возможность более адекватного их отображения.

Представленная система реализуется в многомандатных округах с использованием голосования по преференциям. Здесь у избирателя есть дополнительная возможность выбирать между представителями от той партии, которой он отдал свой голос.

Типы избирательных систем таблица, расположенная ниже, представляет системно, в зависимости от практики их реализации в тех или иных странах.

Тип избирательной системы в России

В России становление собственной избирательной системы прошло долгий и трудный путь. Её принципы заложены в основном законе государства – Конституции Российской Федерации, где обозначено, что нормы избирательной системы относятся к современному ведению федерации и её субъектов.

Избирательный процесс в РФ регулируется ещё рядом нормативных актов, которые содержат в себе основные аспекты правового регулирования выборного процесса. Принципы мажоритарной системы нашли применение в российской политической практике:

  • при выборах президента страны;
  • при выборах половины состава депутатов представительных органов государственной власти;
  • при проведении выборов в муниципальные органы.

Мажоритарная система используется при выборах Президента Российской Федерации. Здесь применяется способ перебаллотировки с реализацией двухтурового голосования.

Выборы в российскую Государственную думу с 1993 до 2007 года осуществлялись на основе смешанной системы. При этом половина депутатов парламента выбиралась исходя из мажоритарного принципа по одномандатным округам, а вторая – по единому округу на основе пропорциональных начал.

В период с 2007 по 2011 гг. весь состав Госдумы избирался согласно пропорциональной избирательной системе. Следующие выборы вернут Россию к реализации предыдущей формы выборов.

Необходимо отметить, что для современной России характерна избирательная система демократического типа. Такую её особенность подчёркивают правовые нормы, согласно которым победа возможна только в том случае, если своё волеизъявление реализовала более чем четвёртая часть зарегистрированных избирателей. В другом случае выборы считаются недействительными.

StudArctic forum

электронный научный студенческий журнал

Юриспруденция

Избирательные системы в современном мире

Обыденная Арина Игоревна
ПетрГУ, Институт экономики и права, 2 курс (Ломоносова 65, г. Петрозаводск),
arina.obydennaya@yandex.ru
Ключевые слова:
Избирательные системы: мажоритарная
пропорциональная
смешанная
демократия
выборы
электорат
представительные органы
Аннотация: Сегодня многие страны стоят на пути упрочнения демократии и в связи с этим организация и проведение каждой избирательной кампании на демократической основе продвигают эти страны на шаг вперед к достижению данной цели. Предпочтение конкретной избирательной системы зависит от соотношения политических сил в законодательном органе. Пропорциональная система наиболее демократична, так как более точно отражает предпочтение электората. В то время как мажоритарная система обеспечивает стабильность и устойчивость функционирования представительных органов власти. Смешанная избирательная система призвана смягчить недостатки этих двух основных систем. Таким образом, наиболее предпочтительной для демократии является классическая пропорциональная система.
Рецензент: В. В. Блаткова

Основной текст

Актуальность данной темы определяется тем, что сегодня во многих странах мира проходят или недавно прошли выборы в представительные органы государственной власти, а также выборы главы государства (США, Франция, Россия). Институт выборов всегда связан с понятием «демократия». Большинство демократических государств мира в своих Конституциях закрепляют в качестве особенности государственной власти и органов местного самоуправления демократический порядок их формирования. Демократические выборы и референдум, на которые делают основной упор Конституции демократических государств, являются закреплением форм демократии.

Современные избирательные системы тесно связаны с появлением представительных учреждений парламентского типа, таких как Парламент в Англии и Генеральные штаты во Франции. Развитие систем формирования представительных учреждений тем самым привело к формированию современных избирательных систем, основанным на английском и французском типах представительства. Избирательная система Англии стала основой для мажоритарной избирательной системы, чем объясняется ее распространенность в странах англосаксонской правовой системы. Франция, в свою очередь, дала миру пропорциональную избирательную систему.

Важно понимать, насколько каждая из избирательных систем в разных странах соответствует проявлению демократии, и, не менее важно выяснить, какая из избирательных систем наиболее точно учитывает волеизъявление граждан. Для этого необходимо выделить плюсы и минусы избирательных систем, их отличительные черты, а также предпочтения конкретной избирательной системы в разных государствах мира, учитывая специфику их развития.

В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства, то есть избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Она ориентирована на двухпартийные системы (яркий пример этого: США – республиканцы и демократы, Великобритания – консерваторы и лейбористы), которые образуют фракцию большинства. Это гарантирует стабильность и устойчивость функционирования органов власти, так как в парламенте всегда образуются достаточно крупные фракции, и является положительной стороной такой ориентации.

Мажоритарная система имеет и отрицательные стороны. Во-первых, она не стимулирует развитие многопартийной системы. На практике эта система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие. Во-вторых, мажоритарная система бывает, несправедлива – большинство мандатов может получить партия, за которую проголосовало меньшинство избирателей. Этот недостаток можно проследить на примере США, а именно во время выборов Президента США в 2000 году, когда Американская мажоритарная система обеспечила победу кандидату, за которого проголосовало меньшинство граждан, т.е. Дж. Буш-младшему. В то время как за его конкурента Альберта Гора проголосовало больше избирателей, но все же он проиграл по количеству округов, которые проголосовали за его выборщиков. Аналогичная ситуация была ранее во Франции. В 1958 году, на парламентских выборах, когда Французская коммунистическая партия, собрав в первом туре наибольшее число голосов (18,9 %), получила в конце концов в Национальном собрании всего 10 мест, тогда как Союз за новую республику, собрав в первом туре меньше голосов – 17,6 %, получил 188 мест, то есть в 19 раз больше!

Мажоритарная система имеет разновидности, которые определяются в зависимости от того, каким является установленное большинство голосов: относительным, абсолютным или квалифицированным. Суть мажоритарной системе абсолютного большинства заключается в проведении выборов, при которых для победы кандидату необходимо набрать минимум 50% + 1 голос. Бывают случаи, когда ни один из баллотирующихся кандидатов не получил из-за раскола голосов требуемого большинства, что является явным недостатком этой системы. Нерезультативность голосования можно преодолеть разными способами. Например, проведение второго тура (так называемого повторного голосования), в котором уже будут не все кандидаты, а лишь те, которые набрали наибольшее количество голосов (как правило, выбирают двух кандидатов с наибольшим количеством голосов). Существует и другой способ – альтернативное голосование, который исключает необходимость проведения последующего тура или перебаллотировки.

В мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства победившим считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое устанавливается законом (2/3, 3/4). Эта система не так результативна, поэтому встречается редко. В некоторых случаях система квалифицированного большинства применяется для избрания президента. Согласно Конституции Италии 1947 года, для победы кандидата на пост главы государства достаточно 2/3 голосов присутствующих. Так в 2015 году на смену Джорджо Наполитано был избран Сержо Маттарелла.

Согласно мажоритарной избирательной системы относительного большинства для победы кандидату достаточно перевеса всего в один голос, чем у соперника. Парламентский мандат кандидату обеспечивает даже минимальный перевес голосов. Эту систему применяют в странах англосаксонской семьи права, где действует двухпартийная система, например, Великобритания, США, Канада, Индия.

Классическим примером мажоритарной системы является Великобритания. В парламенте Великобритании Палата общин (нижняя палата) является представительным органом власти и избирается населением. Срок ее полномочий — пять лет, но, как показывает практика, Правительство нередко прибегает к досрочному роспуску этой палаты по разным причинам. При проведении выборов в Палату общин страна делится на одномандатные избирательные округа, сейчас их насчитывается 659. Каждый округ, в свою очередь, избирает одного члена парламента. Следовательно, членов нижней палаты парламента так же 659, как и избирательных округов. Для победы кандидату достаточно получить больше на один голос, чем соперник, то есть простого большинства голосов зарегистрированных избирателей. Результаты выборов проводятся с использованием мажоритарной системы относительного большинства. При этой системе, когда подводятся итоги выборов, не учитываются голоса, поданные за тех кандидатов, которые не получили парламентского мандата. Настоящая демократия должна учитываются как мнение большинства, так и мнение меньшинства, то есть мнения всего народа, а не одной его части. Только при учете мнения каждого гражданина страны выборы можно считать действительно проведенными на демократической основе.

Таким образом, мажоритарная избирательная система не решает тех задач, которые являются основными в вопросе о проведении демократических выборов. Напротив, эта система порождает такие проблемы избирательного права как несправедливость и нерезультативность итогов выборов.

Пропорциональная избирательная система подразумевает, что места в представительном органе распределяются между партиями пропорционально количеству подданных за них голосов. Данная система более точно отражает предпочтение электората. Она создает возможности быть представленными даже мелким партиям, что является проявлением демократии. Но в то же время создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности, когда ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте устойчивого большинства. Еще один минус в том, что пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута и от каждого обычно избираются большое число депутатов. Избиратель может даже не знать и часто не знает многих кандидатов от поддерживаемой им партии, за счет их большого количества.

В Швейцарии парламент состоит из двух палат: Совета кантонов и Национального собрания. Нижняя палата парламента состоит из двухсот членов, избираемых народом. Согласно ст. 76 Конституции Швейцарии, выборы в Национальный совет проводится каждые четыре года по пропорциональной системе. В качестве избирательных округов выступают кантоны. Партии выдвигают своих кандидатов, представляют списки и финансируют предвыборные кампании. На избирательном участке каждый избиратель получает все поданные партиями списки в форме избирательных бюллетеней и один пустой бюллетень. Пустой бюллетень необходим для того, чтобы избиратель составил собственный список кандидатов или опирался на полученные списки, вычеркнув не утраивающих его кандидатов и вписав новых. В случае, если избиратель хочет особо поддержать одного из кандидатов, то он может вписать в бюллетень его фамилию дважды и вычеркнуть остальных, тем самым показать важность его кандидатуры. При подсчете результатов выборов наряду со списками подсчитываются голоса за отдельных кандидатов. Как итог, кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов считаются избранными.

Эта система удобна для тех стран, где есть многопартийная система, действующая при демократическом режиме правления. Каждая партия обладает равными шансами на получение большинства мест в парламенте страны. Пропорциональная избирательная система более сложна в техническом плане, но результаты выборов всегда справедливы.

Смешанная избирательная система смягчает недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. Эта система может быть двух видов. Первый вид, когда в основном применяется мажоритарная система и дополняется пропорциональной. Например, в Мексике, нижняя палата парламента состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных округах, и 100 мандатов распределяется по системе пропорционального представительства, которые проводятся по многомандатным округам. Второй вариант, применяемый в Германии, Грузии, когда половина депутатов парламента избирается по общегосударственным партийным спискам, а вторая половина – по одномандатным избирательным округам, которые охватывают всю страну. Смешанная система применяется также в Японии, Италии, России и других странах, где население живет в разных экономических, социально-культурных и даже географических условиях. Эта система позволяет сформировать парламент, состав которого отражает соотношение политических сил в обществе, так как более объективно учитывается общественное мнение различных групп и слоев населения. Она удобна тем, что может применяться в странах как с двухпартийной, так и с многопартийной системами.

Из всего вышесказанного следует, что наиболее демократичной является пропорциональная избирательная система, но она не обеспечивает стабильность и устойчивость функционирования представительных органов власти. В то время как мажоритарная система это обеспечивает, но выборы по ней не являются в полной мере демократическими. Сегодня многие страны стоят на пути упрочнения демократии и в связи с этим организация и проведение каждой избирательной кампании на демократической основе продвигают эти страны на шаг вперед к достижению этой цели. Таким образом, наиболее предпочтительной для демократии является классическая пропорциональная система. Важным выводом является и то, что предпочтение конкретной избирательной системы зависит от соотношения политических сил в законодательном органе.

Список литературы

1. Выборы: правовые основы, избирательные технологии: научное правовое и практическое пособие / отв. ред. С.А. Альфер, науч. ред М.Ф. Чудаков. – 2-е изд., испр и доп. – Москва : Тессей. — 2000. — 304 с.

2. Иванова Е. Н. Порядок формирования парламента в России и зарубежных странах // Вестник РГГУ. 2010. №4. С. 11-19.

3. Нигметзянов Т. И. Избирательные системы современности: сравнительный анализ // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2015. №3. С. 186-190.

4. Цаплин М.К. Избирательные системы: «плюсы» и «минусы» различных видов. / М. К. Цаплин. // Москва : Лаборатория книги. — 2010. — 45 с.

5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран / В. Е. Чиркин // 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Юристъ. — 2001. — 622 с.

6. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Практикум. / В. Е. Чиркин. // Москва : Юристь. — 1999. — 429 с.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: