Диктанты для 7 класса 4 четверти по русскому языку

Диктанты по русскому языку для 7 класса

Темы диктантов для 7 класса:

Диктант В доме у Никитина А. Чехов (98 слов)

З..ма была вялая бе.. м..роз..в с мокрым снегом под (К, к)р..щен..е.
Автор: Чехов А.П.

Диктант Хозяева озера А. Новиков-Прибой (96 слов)

Спустя некоторое время послышались звуки: шуршание.
Автор: Новиков-Прибой А.

Диктант “Воспоминание о лете” (119 слов) По Б. Пастернаку

Лето после экзаменов я провёл у родителей на даче близ.
Автор: Пастернак Б.

Диктант (+ задания) Дары осени (117 слов)

Что приносит нам это противоречивое время года? Осень.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант (+задания) Первые осенние дни (125 слов)

Несмотря на то, что на улице еще тепло, в наши дома всё.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Алазанская ночь Л. Леонов (62 слова)

Алазанская ночь была на исходе. Праздник теперь.
Автор: Леонов Л.

Диктант В дороге М. Лермонтов (105 слов)

До станц..и ..ст..вал..сь ещ.. с в..рсту. Кругом было тих., так.
Автор: Лермонтов М.

Диктант В зверинце По А. Погорельскому (87 слов)

Сначала министр повел Алёшу в сад. Дорожки усеяны были.
Автор: Погорельский А.

Диктант Викинги А. Крылов (109 слов)

Родина викингов — Норвегия. Суровая природа, скудная почва.
Автор: Крылов А.

Диктант Водное хозяйство В. Дружинин (100 слов)

Собираясь в Голландию, я много читал о замечательном.
Автор: Дружинин В.

Диктант Волшебный сон (159 слов)

Блеснул фонарь, и улица осветилась. За день она покрылась.

Диктант Гонец С. Бородин (81 слово)

Скачет лесом гонец. Скачут лесами гонцы из Москвы во многие.
Автор: Бородин С.

Диктант Греция Е. Тудоровская (85 слов)

Синее б..з..блач..ное небо г..ряч..е со..нце (веч..но) шумящ..е (Э.
Автор: Тудоровская Е.

Диктант Гроза (115 слов)

Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в.

Диктант Гроза по Л. Толстому (128 слов)

До ближайшей деревни оставалось ещё верст десять, а большая.
Автор: Толстой Л.

Диктант Дальний родственник по Ю. Кураеву (164 слова)

В Крыму и на Кавказе у самого моря растут гордые и.
Автор: Кураев Ю.

Диктант Дерево детства по Ф. Искандеру (136 слов)

В предвоенные годы я каждое лето проводил в доме дедушки.
Автор: Искандер Ф.

Диктант Дом для бродяг по О. Куваеву (140 слов)

Плавание вниз по течению реки состоит из мелких отдельных.
Автор: Куваев О.

Диктант Дом по Ф. Абрамову (125 слов)

Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покрашены.
Автор: Абрамов Ф.

Диктант Дом под кронами дубов по А. Грешневикову (132 слова)

Старый пруд затянуло ряской. Спустившись сюда из сада, мы.
Автор: Грешневиков А.

Диктант Жажда жизни И. Гончаров (109 слов)

Между тем наступил вечер. Засветили лампу, которая, как.
Автор: Гончаров И.

Диктант Жаркий день В. Белов (49 слов)

День был жарок с утра. Душный парной ветер сдувал с лугов.
Автор: Белов В.

Диктант Живописная дорога С. Гейченко (111 слов)

Когда вы идёте в Михайловское по дороге, ведущей от окраины.
Автор: Гейченко С.

Диктант Запасливые животные (123 слова)

С приходом осени многие животные начинают запасаться.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Зимняя охота Журнал (164 слова)

Охота зимой разительно отличается от охоты в другое время.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Золотая рыбка Народные русские сказки (101 слово)

На море на океане, на острове на Буяне стояла небольшая.
Автор: Народные русские сказки

Диктант Ива (118 слов)

Зелёную иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих.

Диктант Ильинская церковь А. Кузнецова (77 слов)

Старый дом Кузнецовых, как у всех крестьян Ильинского, с.
Автор: Кузнецова А.

Диктант Как птицы встречают осень? (122 слова)

С приходом осени некоторые птицы, которые остаются на.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Кактусы Г. Матвеев (90 слов)

Два больших окна выходили на юг, но цветы загораживали свет.
Автор: Матвеев Г.

Диктант Крылатая весна (120 слов)

Над лесом, полями и горами размахивала своими роскошными.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Купание в реке по А.П. Чехову (78 слов)

Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце.
Автор: Чехов А.П.

Диктант Ледоход по А. П. Чехову (145 слов)

Лёд трогается аккуратно каждую весну, но ледоход всегда.
Автор: Чехов А.П.

Диктант Леса К. Паустовский (71 слово)

Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и.
Автор: Паустовский К.

Диктант Лесной ручей (127 слов)

Если хочешь душу леса постигнуть, разыщи какой-нибудь.

Диктант Лесные жилища по М. Пришвину (54 слова)

Мы нашли осинку со старым дятловым гнездом. Ещё видели.
Автор: Пришвин М. М.

Диктант Летний дождь А. Рыбаков (74 слова)

Только что прошёл короткий летний дождь. Блестели.
Автор: Рыбаков А.

Диктант Листопад И. Бунин (62 слова)

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой.
Автор: Бунин И.

Диктант Май А. Чехов (65 слов)

В саду было тихо, прохладно, и тёмные покойные тени лежали.
Автор: Чехов А.П.

Диктант Мальчик В. Катаев (85 слов)

В окопчике спал мальчик. Стиснув на груди руки, поджав.
Автор: Катаев В.

Диктант Медведи по В.Л. Дурову (223 слова)

Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только.
Автор: Дуров В.Л.

Диктант Мой дом по К. Паустовскому (159 слов)

Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него.
Автор: Паустовский К.

Диктант Море А Новиков-Прибой (103 слова)

Больше всего меня занимало море. Эх, и размахнулось же оно.
Автор: Новиков-Прибой А.

Диктант Мститель по В. Солоухину (135 слов)

Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике.
Автор: Солоухин В.

Диктант Мшары по К. Паустовскому (131 слово)

Влево от боровых озёр лежат громадные мещёрские болота —.
Автор: Паустовский К.

Диктант На даче по В. Катаеву (124 слова)

Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука и.
Автор: Катаев В.

Диктант На катке Н. Артюхова (91 слово)

Каток обновили в субботу. От бульвара мимо школы улица шла.
Автор: Артюхова Н.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 2 класса 2 четверти

Диктант На террасе М. Булгаков (106 слов)

Свет последней з..ри падал скво..ь сетку плюща з..т..ну..шего.
Автор: Булгаков М.

Диктант Настоящий охотник А. Новиков-Прибой (92 слова)

Два охотника шуршат листвой под ногами. Оба мокрые от пота.
Автор: Новиков-Прибой А.

Диктант Наш дом По Вс. Иванову (96 слов)

Наш тёмный дом с ярко-жёлтым подъездом и двумя серыми.
Автор: Иванов Вс.

Диктант Нестаявший снег А. Перегудов (73 слова)

По суглинок..в..му скату журч..ли мутные руч..и на дне ..врага.
Автор: Перегудов А.

Диктант Новогодняя суета Журнал “Сезоны года” (124 слова)

Приближающиеся праздники согревают сердце новыми.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Ночной страх В. Железников (139 слов)

Серёжка проснулся ночью неизвестно от чего. То ли от ветра.
Автор: Железников В.

Диктант Ночь в весеннем лесу (119 слов)

Поезд летел. Картины менялись, словно декорации в театре.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант О Москве В. Солоухин (84 слова)

Вам, наверное, не раз приходилось видеть иллюстрации разных.
Автор: Солоухин В.

Диктант Обрыв А. Н. Толстой (75 слов)

Наконец песок кончился, пришлось взобраться на небольшой.
Автор: Толстой А. Н.

Диктант Озеро А Субботин (94 слова)

У подножья холма, за зарослями дубняка, расцвеченного.
Автор: Субботин А.

Диктант Осеннее утро Ю. Нагибин (59 слов)

Пр..снулся он рано. За окн..ми з..н..мался сум..р..ч..ный свет (н..).
Автор: Нагибин Ю.

Диктант Пароход А. Н. Толстой (69 слов)

По всему бел..му п..р..ходу играли жи..кие о..св..ты солнца на.
Автор: Толстой А. Н.

Диктант Пейзаж Журнал “Сезоны года” (130 слов)

День выдался замечательный. Безбрежно белая равнина.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Песня воды по М. Пришвину (50 слов)

Весна собирает родственные звуки. Бывает, долго не можешь.
Автор: Пришвин М. М.

Диктант Петя Ростов по Л. И. Толстому (192 слова)

Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных.
Автор: Толстой Л.

Диктант Плач Ярославны И. Козлов (54 слова)

То (н..) кукушка в рощ., тёмной Куку..т рано на з..ре В (П.
Автор: Козлов И.

Диктант по А. Куприну (150 слов)

Выполните морфемный разбор выделенных слов. Какой частью.
Автор: Куприн А. И.

Диктант по А. Платонову (72 слова)

Графически обозначьте орфограммы в прилагательных.
Автор: Платонов А.

Диктант по А. Приставкину (127 слов)

Подчеркните все предлоги. Выполните морфологический.
Автор: Приставкин А.

Диктант по А.С. Пушкину) (145 слов)

Сделайте синтаксический разбор выделенного предложе­ния.
Автор: Пушкин А.

Диктант по В. Быкову (134 слова)

Проведите морфологический разбор двух причастий из текста.
Автор: Быков В.

Диктант по В.Г. Короленко (90 слов)

Надпишите над каждым причастием, действительное оно или.
Автор: Короленко В.

Диктант по Д.В. Григоровичу (127 слов)

Разберите по членам выделенное предложение. Обведите.
Автор: Григорович Д.В.

Диктант по Е.Носову (115 слов)

Я пробирался нетоптаной тропинкой через поле. Несмотря на.
Автор: Носов Е.

Диктант по Е.Носову (129 слов)

После многодневной непрекращающейся осады весна ворвалась.
Автор: Носов Е.

Диктант по И.С. Тургеневу (134 слова)

Докажите, что диктант представляет собой связный.
Автор: Тургенев И.

Диктант по К. Паустовскому (129 слов)

Обозначьте грамматическую основу в выделенном.
Автор: Паустовский К.

Диктант по К. Паустовскому (132 слова)

Сделайте синтаксический разбор второго.
Автор: Паустовский К.

Диктант по К. Паустовскому (135 слов)

Единственное украшение дома композитора — рояль. Он мог.
Автор: Паустовский К.

Диктант по К. Паустовскому (140 слов)

Выпишите из текста: предлог; частицу; сочинительный.
Автор: Паустовский К.

Диктант по К. Паустовскому (143 слова)

Подчеркните все частицы. Выполните морфемный разбор.
Автор: Паустовский К.

Диктант по Л. Андрееву (160 слов)

Сделайте синтаксический разбор первого.
Автор: Андреев Л.

Диктант по Л. Толстому (94 слова)

Надпишите над союзами их разряд. Выполните синтаксический.
Автор: Толстой Л.

Диктант по М. Пришвину (150 слов)

Разберите по членам выделенное предложение и надпиши­те.
Автор: Пришвин М. М.

Диктант по Н. Гоголю (122 слова)

(Подчеркните словосочетания «прилагательное +.
Автор: Гоголь Н.В.

Диктант по Ф. Абрамову (123 слова)

Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая.
Автор: Абрамов Ф.

Диктант по Ч. Айтматову (130 слов)

Графически объясните пунктуацию во 2-м абзаце и в 4-м абзаце.
Автор: Айтматов Ч.

Диктант Поздний рассвет В. Катаев (106 слов)

Тёмный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди.
Автор: Катаев В.

Диктант Поленница по А. Грешневикову (134 слова)

Мне нравится встречать весну в сельской местности. Именно.
Автор: Грешневиков А.

Диктант После битвы М. Рапов (67 слов)

Тёмно(красный) барх..т в..л..к..княж..ского стяга г..рел.
Автор: Рапов М.

Диктант После весеннего ливня (120 слов)

Темная туча раскинулась по всему небосводу. Все притихло.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Почему лето назвали красным (109 слов)

Когда приходит лето, мы радуемся теплу, яркому солнышку и.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Приволье С. Аксаков (80 слов)

Что за угод..е что за пр..вол..е было тогда на этих б..р..гах.
Автор: Аксаков С.

Диктант Просека По В. Иванову (57 слов)

Узкая, несколько расширяющаяся на юг просека. Сгнившие пни.
Автор: Иванов Вс.

Диктант Русь С. Бородин (85 слов)

Как медведица шерстью, Русь густо заросла лесами. Леса.
Автор: Бородин С.

Диктант Рысь по И. Соколову-Микитов (99 слов)

Вечером выходит на лесную поляну осторожная рысь и тащит в.
Автор: Соколов-Микитов И.

Диктант Сбор клюквы по Ю. Лощицу (128 слов)

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его.
Автор: Лощиц Ю.М.

Диктант Светлана и Мурзик Н. Артюхова (74 слова)

Светлана любила с..деть на ск..м..е и см..треть на з..кат. Улица.
Автор: Артюхова Н.

Диктант Серое утро В. Катаев (102 слова)

Утро было серое, холодное. Иней, выпавший на рассвете.
Автор: Катаев В.

Диктант Сильная вода В. Железников (57 слов)

В ту ноч.. лил дождь. Он пр..ш..л с гор. (Н..) ск..л..ко дней до.
Автор: Железников В.

Диктант Скворушки по А. Грешневикову (135 слов)

Скворцы летели так густо, будто их вытряхнули из мешка.
Автор: Грешневиков А.

Читайте также:
Происшествие как пишется правильно и почему - подробный ответ

Диктант Сладкий запах И. Тургенев (82 слова)

Под лип..и было пр..хладн.. и сп..койн.. з..л..та..шив в кру.. её.
Автор: Тургенев И.

Диктант Снежный барс Г. Золотарёв (84 слова)

В предгорных краях самым сильным зверем был снежный барс, и.
Автор: Золотарёв Г.

Диктант Спектр чувств Г. Матвеев (79 слов)

В к..нце учебника физики вкле..но пр..л..жение пять.
Автор: Матвеев Г.

Диктант Старик и солнце по В. Шукшину (150 слов)

Дни горели белым огнём. Земля была горячая, деревья тоже.
Автор: Шукшин В.

Диктант Тихая прогулка В. Дружинин (120 слов)

Времени у меня много — целых сорок минут тихой прогулки.
Автор: Дружинин В.

Диктант Трясина А. Новиков-Прибой (125 слов)

Чёртово Логовище рядом. Теперь у каждого в руках палка.
Автор: Новиков-Прибой А.

Диктант У костра А. Новиков-Прибой. (106 слов)

Кругом ни одного живого звука. Только дует ветер, шумит лес.
Автор: Новиков-Прибой А.

Диктант Февральская метель Журнал “Сезоны года” (133 слова)

Уставшее солнце спускалось за горизонт. Приближался.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Черёмуха колышется по С. Ларину (107 слов)

Мы стоим в лесном овраге, а над нами висит белое, пушистое.
Автор: Ларин С.

Диктант Чернушка По А. Погорельскому (126 слов)

Ночь была месячная, и сквозь ставни, неплотно.
Автор: Погорельский А.

Диктант Яхт-клуб Ю. Клименченко (84 слова)

Сегодня яхт-клуб показался мне совсем другим, чем в первый.
Автор: Клименченко Ю.

Диктант №626 (127 слов)

Озаглавьте текст. Выполните лексический разбор слова.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант №629 (110 слов)

Несмотря на то, что лето длится целых три месяца, оно.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант №630 (115 слов)

Летом, когда вокруг так жарко, очень приятно отдохнуть у.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант №631 (137 слов)

Кто из нас не любит летом окунуться в ласковую морскую.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант №632 (115 слов)

С приходом лета лес словно наполняется новой жизнью. И.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант №634 (112 слов)

Озаглавьте текст. Выполните фонетический разбор слова: 1.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант №691 (110 слов)

Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала.

Диктант №696 (116 слов)

Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по-прежнему.

Диктант №697 (124 слова)

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным.

Диктант №699 (123 слова)

Найти причастия и выделить их суффиксы Выполненное.

Диктант №702 (71 слово)

Обозначьте орфограммы в окончаниях.

Диктант №703 (30 слов)

Обозначьте окончаниями укажите спряжение.

Диктант №704 (20 слов)

Распределите слова на две группы, объясните, по какому.

Диктант №705 (47 слов)

Обозначьте окончания глаголов, укажйте спряжение.

Диктант №743 (97 слов)

Проведите морфологический разбор двух причастий из текста.

Словарный диктант (102 слова)

Словарный диктант (37 слов)

Обозначьте орфограммы в окончаниях.

Словарный диктант (68 слов)

Обозначьте орфограммы в окончаниях прилагательных.

Словарный диктант (68 слов)

Обозначьте орфограммы в окончаниях прилагательных.

Диктанты для 7 класса 4 четверти по русскому языку

Итоговые контрольные диктанты 7 класс

I
Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение целой недели.
Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле.
Первую ночь он провел возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом, под звездами вошел у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.
Он был по-настоящему счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слезы. (122 слова)
(По Ф. Абрамову)

II
Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покрашены масляной краской, а небольшое крылечко сбоку еще пахло сосной. Двери были раскрыты настежь, но хозяев в доме не оказалось. Направо от двери стоял некрашеный стол, слева виднелась массивная печь.
Вскоре с улицы прибежала Наташа, встретившая меня так, как будто мы с ней были старые знакомые. Она радушно предложила мне чаю и ранней малины, но я попросил ее сначала показать мне сад, выращенный чуть ли не под самым Полярным кругом.
Мы вышли из дома. Сад лепетал тополиной листвой. Перешагнув за калитку, я неожиданно увидел яблоньки, малинник, густо усыпанный кое-где уже поспевающей ягодой. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры. Они были иссиня-черные, по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потрепала одно дерево. (125 слов)
(По Ф. Абрамову)

III
Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по-прежнему была прозрачной. Сквозь нее в глубине можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду. Слева она увидела огромный камень, обвешанный водорослями.
Вдоль берега тянулось углубление, заполненное водой. Казалось,5 это была та же ямка, в которой девочка когда-то нашла камень удивительной формы.
Впервые оказавшись здесь, Даша, покачивая ручонками, сначала опустила одну, затем другую ногу и на цыпочках вошла в воду. Не заходя вглубь, нагнувшись над отшлифованными морским прибоем камнями, в течение нескольких секунд в ничем не нарушаемой тишине она наблюдала за хорошо видимой подводной жизнью. Тут-то она и заметила его. Бледно-голубой камень с прожилками, будто искусно нарисованными художником, поразил ее. (116 слов)

IV
Я пробирался нетоптаной тропинкой через поле. Несмотря на ненастье, настроение было легкое. Увидев поблизости копну сена, привалился к обдерганному коровами подножию, наблюдая за вороной, летавшей по серому небу. Отдохнув, зашагал к деревне и вскоре очутился в чужом огороде.
Дождь копошился в опавших тополиных листьях, усеявших грядки. На них еще голубели крепкие студеные кочаны. Свежо пахло поздней капустой и усталой землей, отработавшей свое. На подсолнухе, забытом у межи, по-зимнему тенькала синица. Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решетку.
Я отыскал в плетне калитку и, боясь, что меня облает не маленькая незлобивая собачонка, а цепной пес, протиснулся за скрипучую деревянную калитку. Навстречу мне шла хозяйка с нарубленным хворостом, чтобы растопить еще не топленную печь. (115 слов)
(По Е. Носову)

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 6 класса 1 четверти

V
Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго остановиться здесь. Но в течение короткого времени небо сплошь покрылось облаками. Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку, окруженную со всех сторон березками. Решили заночевать здесь, потому что тут было удобно установить палатки и разложить костер.
Между тем облака, сбившиеся в кучу, медленно превращались в грозовую тучу, застилавшую все небо. Края ее были как будто посеребрены каким-то чудесным светом. Небо затянулось тяжелой пеленой, нахмурилось по-осеннему, и начался не умолкающий ни на минуту ливень. Лишь к утру он прекратился. Заголубело небо, очистившееся от туч, но земля еще хранила следы непогоды. Справа и слева от палаток, переливаясь в лучах солнца, блестели лужицы. (110 слов)

VI
Далеко-далеко жили-были снежинки. Родились они в облаке, пролетавшем высоко-высоко над землей, и каждая из них была по-своему красива.
Одна была похожа на блистающие искорки, другая напоминала серебристо-белый иней, третья сверкала,5 будто драгоценный камень.
Земля нетерпеливо ожидала появления снежинок. Ей тоже хотелось одеться по-праздничному. Но ветер, не давая снежинкам медленно спускаться на землю, закружил их в воздухе, подбрасывая, заставляя плясать под свою неугомонную музыку.
Несмотря на старания ветра, снежинки опускались на землю, покрывая ее сверху белым покрывалом. За снежным потоком не было видно ни поля, ни леса, ни речонки. Одни путешественницы ложились на склоне оврагов, другие располагались на ночлег в лесу. Были и такие, которые неосторожно опускались посреди дороги.
На земле, волшебно преображенной, расстилался белый ковер.(115 слов)
(По М. Ильину, Е. Сегалу)

VII
Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы показались неожиданно. Они начинались отвесной скалой, вздымавшейся ввысь. Ветер, вода в течение минувших веков немало потрудились над ней. Во многих местах были отчетливо заметны пласты разнородного камня, то лежавшие ровно, то немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали искусно сделанную каменную кладку.
Стена, выходившая на север, никогда не освещалась солнцем, поэтому граница вечных снегов здесь спускалась низко. Задолго до нее деревья начинали мельчать и редеть, затем совсем пропадали. Под стеной лежала травянистая пустошь, и по ней тянулась дорога. Она тоже старалась не прижиматься вплотную к стене. Но жизнь ничто не может остановить. Даже по самой стене ползли вверх цепкие кустики, выросшие из семян, занесенных сюда птицами или ветром. (119 слов)
(М. Семенова)

Диктанты по русскому языку для 11 класса

Данный раздел — это сборник диктантов, для учеников 11 классов и абитуриентов, который поможет выработать навыки практической грамотности и подготовиться к письменному экзамену по русскому языку.

Темы диктантов для 11 класса:

Диктант Егор (А. Платонов) 229 слов

Шумели листья на дереве, в них пел ветер, идущий по свету.
Автор: Платонов А.

Диктант Концерт (По К. Федину) 240 слов

Зал был наполнен необычайной для концертов толпой, какую.
Автор: Федин К.

Диктант “В родном городе” (А. Чехов) 245 слов

Это было летом, вскоре после войны. Я поехал на Кавказ и.
Автор: Чехов А.П.

Диктант “Отдых в деревне” (По Куприну) 204 слова

В течение нескольких лет я проводил летние месяцы на даче.
Автор: Куприн А. И.

Диктант “Там, где жил Паустовский” (2 текста: 242 слова, 207 слов, М.Ростовцев)

С Тарусой связаны многие страницы жизни и деятельности.

Диктант Барсук (К. Паустовский) 239 слов

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев.
Автор: Паустовский К.

Диктант Березовая комната по П.Д. Бобрыкину (242 слова)

Пролетка повернула и лихо остановилась у подъезда.
Автор: Бобрыкин П.Д.

Диктант В горах (По С Бородину) 248 слов

Прошло около часа, как мы расстались с нашей компанией, и.
Автор: Бородин С.

Диктант В осеннем лесу по Е. Носову (253 слова)

Я рад предстоящей встрече с осенним лесом. Иду как в.
Автор: Носов Е.

Диктант В родной степи (В. Панова) 240 слов

Станции — это жгучая земля в мазуте, сверкание рельсов и.
Автор: Панова В.

Диктант В Уссурийской тайге 235 слов (По В.Арсеньеву.)

Кто не бывал в тайге Уссурийского края, тот не может себе.
Автор: Арсеньев В.

Диктант Весна (223 слова)

Снег давно сбежал с полей. От края весьма разъезженной.

Диктант Весна в Полесье по А. Куприну (218 слов)

Весна в Полесье наступила в этом году ранняя, дружная.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Во время болезни (По Е. Носову) 239 слов

С того дня как меня привезли из больницы с загипсованной.
Автор: Носов Е.

Диктант Военная Москва (По Б. Полевому) 243 слова

И вот теперь, рассматривая военную Москву, Мересьев искал.
Автор: Полевой Б.

Диктант Воланд и Азазелло (М. Булгаков) 240 слов

На закате солнца высоко над городом, на каменной террасе.
Автор: Булгаков М.

Диктант Ганин (По В. Набокову) 230 слов

Ганин выехал около трех часов дня в открытой рубашке и.
Автор: Набоков В.

Диктант Гроза (Л.Н. Толстой) 239 слов

Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами.
Автор: Толстой Л.

Диктант Грушницкий (М.Лермонтов) 249 слов

Грушницкий довольно остроумен: его эпиграммы часто.
Автор: Лермонтов М.

Диктант Две церкви по В. Тендрякову (246 слов)

На высоком берегу, владычествуя над рекой, обставленные.
Автор: Тендряков В.

Диктант Двое на вокзале (Ю. Казаков) 243 слова

Он ждал ее на вокзале. Она опаздывала, как всегда, и он.
Автор: Казаков Ю.

Диктант Дорога (По В. Солоухину) 248 слов

Во всякое время года приходилось мне ездить на станцию из.
Автор: Солоухин В.

Диктант Закалка (По К. Паустовскому) 244 слова

Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной.
Автор: Паустовский К.

Читайте также:
Как пишется рубль по правилам русского - объяснение с примерами

Диктант Зимний дуб (По Ю. Нагибину) 232 слова

Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в.
Автор: Нагибин Ю.

Диктант Ильинский омут (К. Паустовский) 249 слов

Одно из неизвестных, но действительно великих мест в нашей.
Автор: Паустовский К.

Диктант Катерина Петровна по К. Паустовскому (245 слов)

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Спутанная.
Автор: Паустовский К.

Диктант Княжна Марья (Л.Н. Толстой) 238 слов

После похорон отца княжна Марья заперлась в своей комнате и.
Автор: Толстой Л.

Диктант Князь Андрей по Л.Н. Толстому (249 слов)

Ночь была темная, звездная; дорога чернелась между белевшим.
Автор: Толстой Л.

Диктант Командир отряда (По А. Фадееву) 243 слова

Командир партизанского отряда внимательным взглядом.
Автор: Фадеев А.

Диктант Лед на реке (А.П.Чехов) 240 слов

Свесившись через перила, вы глядите на реку, но какое.
Автор: Чехов А.П.

Диктант Леса в Мещере (К. Паустовский) 241 слово

Леса в Мещере глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем.
Автор: Паустовский К.

Диктант Лесная глушь по Куприну А. И. (246 слов)

Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Лесные приметы (По К. Паустовскому.) 246 слов

Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить.
Автор: Паустовский К.

Диктант Лесными тропами по Куприну А. И. (217 слов)

Солнце заходило. Его закат был яркий и ясный, но спокойный, и.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Летние вечера по Куприну А. И. (205 слов)

Просторная терраса дачи была очень ярко освещена лампой и.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Летний дождь (Л.Н.Толстой) 227 слов

Жара в накаленном в продолжение целого дня солнцем и полном.
Автор: Толстой Л.

Диктант Метелица (А. Фадеев) 250 слов

Через полчаса Метелица был под самым селом. Тропинка.
Автор: Фадеев А.

Диктант На новом месте по В.Я. Брюсову (246 слов)

По своему обыкновению, проснулся я на другой день очень.
Автор: Брюсов В.Я.

Диктант Ночная поездка (По С. Бородину) 241 слово

Мы поехали полем, поросшим бесконечным кустарником, а также.
Автор: Бородин С.

Диктант О рыбной ловле (К. Паустовский) 236 слов

Старый русский писатель дедушка Аксаков был, как известно.
Автор: Паустовский К.

Диктант Осень (В. Песков) 232 слова

Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.
Автор: Песков В.

Диктант Остановитесь! (Л.Н. Толстой) 250 слов

Полковой командир в ту самую минуту, как он услыхал.
Автор: Толстой Л.

Диктант Отчаянный (Н.А. Островский) 251 слово

Павка сполз с сарая и помчался домой. Мать возилась на.
Автор: Островский Н.А.

Диктант Память о Чайковском (К.Паустовский) 237 слов

Скромным обаянием наполнены все места, связанные с нашими.
Автор: Паустовский К.

Диктант Первый зимний день По К.Паустовскому (249 слов)

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Я открыл.
Автор: Паустовский К.

Диктант Перед воздушным боем (По Н.К. Чуковскому) 240 слов

Лунин был один из немногих людей на аэродроме, которых.
Автор: Чуковский Н.К.

Диктант по В. Солоухину (248 слов)

Понятно, что, зайдя в лес, я то и дело натыкался на следы.
Автор: Солоухин В.

Диктант по книге Г. Гецова «Рациональные приемы работы с книгой»

Чтение — это работа, требующая определенного.

Диктант Подарок (К. Паустовский) 248 слов

Каждый раз когда приближалась осень, начинались разговоры.

Диктант Поздняя осень (По Ю.Казакову) 243 слова

Я взял ведро, чтобы набрать в роднике воды. Я был счастлив в.
Автор: Казаков Ю.

Диктант Полесье по И. Тургеневу (203 слова)

Полесье приняло нас в свои недра. С окраины, ближе к лугу.
Автор: Тургенев И.

Диктант Портрет матери (И.Преловская) 248 слов

Я тотчас увидела этот портрет, зайдя в мастерскую.
Автор: Преловская И.

Диктант Правописание предлогов, союзов, частиц (76 слов)

(В) виду болезни, иметь (в) виду, разговоры (на) счет земли.

Диктант Преображенная степь (226 слов)

Прошел холодный ветреный апрель, и, наполняя воздух.

Диктант Пристань Каменка (Д.Н. Мамин-Сибиряк) 251 слово

Мы приехали на пристань Каменку ночью. Утром, когда я.
Автор: Мамин-Сибиряк Д.Н.

Диктант Пробуждение жизни (В.Лидин) 241 слово

Мартовская тишина лежала над притихшим в ожидании прихода.
Автор: Лидин В.

Диктант Ранним утром (Л.Н. Толстой) 233 слова

Ласка весело бежала впереди по тропинке; Левин шел за нею.
Автор: Толстой Л.

Диктант Река (Н.В. Гоголь) 250 слов

Река, верная своим высоким берегам, то давала вместе с ними.
Автор: Гоголь Н.В.

Диктант Родник (К. Паустовский) 243 слова

Как-то осенью я шел со старым лесником Тихоном на глухое.
Автор: Паустовский К.

Диктант Рябина (А. Яшин) 248 слов

Весной, пряча лыжи на чердак, я заметил развешанные по.
Автор: Яшин А.

Диктант Сенокос (По В. Белову) 241 слово

Было знойно и тихо, кусты над водой присмирели от.
Автор: Белов В.

Диктант Скрипач (По А. Платонову) 233 слова

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника.
Автор: Платонов А.

Диктант Смерть дерева (Л.Н. Толстой) 236 слов

Ранним утром, чуть зорька, Серега взял топор и пошел в рощу.
Автор: Толстой Л.

Диктант Снег по В. Мезенцеву (246 слов)

Ну что в нем загадочного, удивится читатель, для которого.
Автор: Мезенцев В.

Диктант Соловьиное царство (К.Паустовский) 248 слов

Первая «встреча» с Левитаном произошла у меня в.
Автор: Паустовский К.

Диктант Сон (По Г. Халилецкому) 248 слов

Листопадова разбудил настойчивый телефонный.
Автор: Халилецкий Г.

Диктант Старый колодец (О. Берггольц) 238 слов

Желание увидеть дневные звезды и весь план показать их.
Автор: Берггольц О.

Диктант Старый сад (Чехов А.П) 237 слов

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший.
Автор: Чехов А.П.

Диктант Темка (По Евг. Пермяку) 250 слов

Прижился кот по имени темка на корабле. Но вскоре заметили.
Автор: Пермяк Е.

Диктант Томик Пушкина (По М. Горькому) 228 слов

Громко рассмеявшись, моя новая знакомая ушла в спальню и.
Автор: Горький М.

Читайте также:
Разряды прилагательных ℹ в русском языке, признаки, правило образования суффиксами притяжательных, качественных и относительных прилагательных, таблица с примерами

Диктант Трофим (М. Шолохов) 232 слова

Просторный, заросший курчавой муравою двор правления был.
Автор: Шолохов М.

Диктант Утро на даче по Куприну А. И. (234 слова)

Несколько лет тому назад я проводил летние месяцы на даче.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Черный бор (По М. Булгакову) 244 слова

В небе то и дело вспыхивали нити, небо лопалось, и комнату.
Автор: Булгаков М.

Диктант Щука (К. Паустовский) 246 слов

Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях.
Автор: Паустовский К.

Диктант Электростанция (По Д Розенталю) 244 слова

Центральная электростанция стоит в неглубоком ущелье, на.
Автор: Розенталь Д.

Диктант Юшка (По А Платонову) 241 слово

Давно, в старинные времена, жил у нас на улице старый на вид.
Автор: Платонов А.

Орфографический диктант (262 слова)

Утро застало нас близ моря. О том, что ночью бушевал (девяти).

Словарный диктант (107 слов) для тренировки по теме Употребление НЕ и НИ

Не думай о секундах свысока; старался не глядеть по.

Словарный диктант (60 слов) для тренировки по теме Употребление не и ни

Ни больше ни меньше, ни брат ни сват, ни взад ни вперед, ни.

Словарный диктант (67 слов) для тренировки по теме ‘Употребление не и ни’

Что ни говори, а он хорош; сколько ни звал, он не оглянулся;.

Словарный диктант (75 слов) на тему Правописание предлогов, союзов, частиц

Узнать (на) счет подписки, (в) силу аттестации, узор (в) роде.

Словарный диктант (83 слова) для тренировки по теме Употребление НЕ и НИ

Не один ты устал; ни один не пришел; не раз я опаздывал;.

Словарный диктант (91 слово) для тренировки по теме Употребление НЕ и НИ

Негде отдохнуть; никогда не забуду; не у кого просить; ни у.

Словарный диктант (92 слова) для тренировки по теме Употребление НЕ и НИ

Никому не сделал добра; некому ухаживать за больным; ни для.

Словарный диктант на тему Правописание предлогов, союзов, частиц (89 слов)

Вследствие сильного снегопада; делать наперекор желанию;.

Сборник диктантов по русскому языку в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Сборник диктантов по русскому языку в 11 классе»

Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке, отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Из – за скалистого холма возвышался другой, пошире; на нем лепился небольшой поселок из пяти – шести дворов. Около изб не было видно ни людей, ни деревьев, ни теней, точно поселок задохнулся в горячем воздухе и высох. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача.

Неожиданно послышалось тихое пение. Где- то не близко пела женщина. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из – под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта странная песня. Потом же, когда он прислушался, ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого – то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха; вины не было, но она все – таки просила у кого – то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя.

Егорушка послушал немного, и ему стало казаться, что от заунывной, тягучей песни воздух сделался душнее, жарче и неподвижнее… (220 слов) (По А.П.Чехову)

Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. Правописание гласных, не проверяемых ударением. Правописание н и нн в прилагательных; окончаний сущ-ных; неопределенных местоимений с – то; наречий; не и ни с разными частями речи; производных предлогов; частицы бы с другими словами.

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях с несколькими придаточными. Знаки препинания при однородных членах предложения (с повторяющимися союзами и с обобщающим словом); при обособленных определениях, выраженных прилагательными и причастными оборотами; при сравнительных оборотах.

письменная контрольная работа

по русскому языку (диктант)

Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке, отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Из – за скалистого холма возвышался другой, пошире; на нем лепился небольшой поселок из пяти – шести дворов. Около изб не было видно ни людей, ни деревьев, ни теней, точно поселок задохнулся в горячем воздухе и высох. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача.

Неожиданно послышалось тихое пение. Где- то не близко пела женщина. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из – под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта странная песня. Потом же, когда он прислушался, ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого – то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха; вины не было, но она все – таки просила у кого – то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя.

Егорушка послушал немного, и ему стало казаться, что от заунывной, тягучей песни воздух сделался душнее, жарче и неподвижнее…(220 слов) (По А.П.Чехову)

Читайте также:
Допустим ударение как правильно нужно ставить в этом слове?

Выполните разбор слов по составу: странная, солнце, послушал

Выполните фонетический разбор слов: Егорушка, пение.

Произведите синтаксический разбор предложения.

От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача.

письменная контрольная работа

по русскому языку (диктант)

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека непрерывно связана с языком.

Ребенок еще не научился как следует говорить, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.

Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно сложная Вселенная. Через слово он впервые узнает о том, что еще не видели его глаза.

Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он приобретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это благодаря языку.

И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов?

Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство.

Выписать ключевые слова текста.

Подобрать синонимы и антонимы к словам:

письменная контрольная работа

по русскому языку (диктант)

Новым в искусстве Возрождения было то, что представления о божестве и небесных силах уже не трактуются как непостижимая тайна и, главное, это искусство проникнуто верой в человека, в силу его разума, творческих возможностей.

Искусство стремилось не только наполнить церкви и дворцы, но и найти себе место на городских площадях, перекрестках улиц, на фасадах домов и в их интерьерах. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. Князья, купцы, ремесленники, духовенство, монахи были нередко людьми, сведущими в искусстве, заказчиками и покровителями художников.

Развитию искусства немало способствовало то, что в больших городах скопились быстро нажитые богатства. Но легкий успех не портил даже самых падких до славы и наживы художников, так как строгие основы цеховой организации художественного труда были еще сильны. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера, поэтому художники так хорошо знали ремесло. Произведения искусства выполнялись бережно и любовно. Даже в тех случаях, когда на них не лежит отпечаток таланта или гения, нас неизменно восхищает прекрасное мастерство.

(Из энциклопедии юного художника ) (168 слов)

Выберите из текста сложноподчиненное предложение и выполните синтаксический разбор.

Выпишите словосочетания с наиболее часто встречающимся в тексте словом.

письменная контрольная работа

по русскому языку (диктант)

Новым в искусстве Возрождения было то, что представления о божестве и небесных силах уже не трактуются как непостижимая тайна и, главное, это искусство проникнуто верой в человека, в силу его разума, творческих возможностей.

Искусство стремилось не только наполнить церкви и дворцы, но и найти себе место на городских площадях, перекрестках улиц, на фасадах домов и в их интерьерах. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. Князья, купцы, ремесленники, духовенство, монахи были нередко людьми, сведущими в искусстве, заказчиками и покровителями художников.

Развитию искусства немало способствовало то, что в больших городах скопились быстро нажитые богатства. Но легкий успех не портил даже самых падких до славы и наживы художников, так как строгие основы цеховой организации художественного труда были еще сильны. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера, поэтому художники так хорошо знали ремесло. Произведения искусства выполнялись бережно и любовно. Даже в тех случаях, когда на них не лежит отпечаток таланта или гения, нас неизменно восхищает прекрасное мастерство.

(Из энциклопедии юного художника ) (168 слов)

Выберите из текста сложноподчиненное предложение и выполните синтаксический разбор.

Выпишите словосочетания с наиболее часто встречающимся в тексте словом.

Первое полугодие

Когда мальчика усадили, он как будто несколько успокоился. Несмотря на странное ощущение, переполнившее все его существо, он все же стал различать отдельные звуки. Темные ласковые волны неслись по – прежнему неудержимо, и ему казалось, что они проникают внутрь его тела. Но теперь они приносили с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест распустившейся березки, то чуть слышные всплески реки. Ласточка свистела легким крылом, описывая невдалеке причудливые круги, звенели мошки.

Но мальчик не мог схватить этих в их целом, не мог соединить их. Они как будто падали, проникая в темную головку, то тихие, неясные, то громкие, яркие, оглушающие. По временам они толпились одновременно, неприятно смешиваясь в непонятную дисгармонию.

А ветер с поля все свистел в уши, и мальчику казалось, что волны бегут быстрее и их рокот застилает все остальные звуки. И по мере того, как звуки тускнели, в грудь мальчика вливалось ощущение какой – то щекочущей истомы. Лицо подергивалось ритмически пробегавшими по нему переливами; глаза то закрывались, то открывались опять, брови тревожно двигались, и во всех чертах пробивался вопрос, тяжелое усилие мысли и воображения. Не окрепшее еще и переполненное новыми ощущениями сознание начинало изнемогать: оно еще боролось с нахлынувшими со всех сторон впечатлениями, стремясь устоять среди них, слить их в одно целое и таким образом овладеть ими, победить их.

Но задача была не по силам темному мозгу ребенка, которому недоставало для этой работы зрительных представлений.

Мальчик тихо застонал и откинулся назад на траву. Мать быстро повернулась к нему и тоже вскрикнула; он лежал на траве в глубоком обмороке. (245 слов) (По В.Г.Короленко)

Правописание предлогов, союзов, частиц.

Правописание гласных и согласных в корне слова; гласной в суффиксах глаголов. Правописание наречий.

Знаки препинания при однородных членах предложения; в предложениях с обособленными членами; в сложноподчиненном и бессоюзном сложном предложениях. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Читайте также:
Как пишется образование - разбор слова и правила орфографии

Уже немало мучительных дорожных неудобств и огорчений было пережито, но нигде не приходилось видеть такой тяжелой дороги, такого непролазного распутья, как между Томском и Красноярском. Здесь вместе с ямщиками без отдыха пришлось воевать с холодом, весенней слякотью, колоссальными разливами рек, грязными ямами. Сколько раз ломалась повозка! Сколько нужно было сидеть на берегу разных рек под дождем, холодом, ветром и тратить дни и ночи на ожидания паромов и лодок. А как было невесело слазить с повозки и в валенках шлепать по ледяным лужам, грязи, ругаться, не спать по двадцать четыре и тридцать часов кряду, питаться одним хлебом и чаем и даже в уездных городах Сибири голодать, ибо в лавках нельзя было добыть ни колбасы, ни сыру, ни мяса и даже селедки.

Недостатка в жизненных наблюдениях у него никогда не было. Впечатления отроческих и юношеских лет не забылись, и он как художник сумел их расширить, тонизировать и благодаря этому, сидя

на Малой Дмитровке в Москве, мог писать по 120 – 130 рассказов в год. А вот в дороге с трудом успевал лишь вести дорожный дневник, посылать короткие письма родным и небольшие корреспонденции Суворину для «Нового времени».

Белесый туман низко полз по земле. Сумрачно было в безмолвствующем океане холодной тайги. Стужа неумолимо донимала, и уже казалось, что лето в Сибири никогда не настанет.

Тоскливо было глядеть на безобразную дорогу, которую будто

какая – то чудовищная черная оспа всю исковыряла, еще тоскливее было думать, что эта убийственная для людей и лошадей дорога – единственная ниточка, по которой тянется из Европы в Сибирь цивилизация. (250 слов)

Диктанты по русскому языку для 11 класса 3 четверти

В сентябре традиционно проводится стартовый контроль по русскому языку. Материалы для его проведения подготовила учитель Валикова Татьяна Вячеславовна.

Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации

(2018 – 2019 учебный год)

6 класс

В лес за чудесами

(1) Вы любите осеннюю природу? (2) Я всегда радуюсь приближению осени, и меня не пугают дождь и грязь.

(3) «Советую тебе, Серёжа, присмотреться к осеннему лесу», – говорил отец. (4) Он купил фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.

(5)Как чудесно в лесу ранним утром! (6) Светит солнце, и деревья горят жёлтыми, оранжевыми, багряными огнями осени. (7)Вот на ветку березки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. (8)Я фотографирую лесного красавца, а он продолжает спокойно сидеть.

(9)Устанешь, сядешь на опушке, отдохнешь и опять в путь. (10)А вечером надо разложить всё, что принёс из похода. (11)Лес подарил мне много счастливых находок.

(100 слов, из журнала «Юный натуралист»)

Задания

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Как чудес…но в лесу ранн… утром!

2) Светит солнце и деревья г…рят ж…лтыми …ранжевыми б…гряными огнями осени.

3) Устан…шь сяд…шь на опушке отдохнеш… и опять в путь.

4) Вот на ветку бере…ки с…дится дят…л он т…хонько к…сается ствола клювом.

2. Из предложения 2 выпишите слово(а), в котором звуков больше, чем букв.

3. Из предложений 4 – 5 выпишите глагол(ы), в составе которого(ых) нет приставки.

4. Из предложений 9 – 11 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется последующим за ней согласным.

5. Из предложений 5 – 8 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В суффиксах прилагательных -ЯН- пишется Н, за исключением слов ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ».

6. Замените авторское слово «ГЛУШЬ» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 2.

8. Среди предложений 5 – 11 найдите сложноподчиненное предложение. Напишите номер этого предложения.

9. Укажите стиль речи, в котором написан текст.

Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации

7 класс

(2018 – 2019 учебный год)

(1)Западная часть неба становилась всё темнее, постепенно покрываясь тучами, не предвещавшими ничего хорошего. (2)Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда быстро выполнила распоряжение.

(3)Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. (4)Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожая перевернуть его. (5)Мачты трещали и сгибались. (6)Самая большая из них была сломана ураганом. (7)Ещё мгновение — и бушующее море поглотило бы судно.

(8)Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывая мачту за борт. (9)Корабль выпрямляется. (10)Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик всё это время. (11)Ещё час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. (12)Все утомлены. (13) Главное — все живы. (По Г. Богдановой, 110 слов.)

Задания

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) К…питан прик…зал убрать паруса и в…тревоженная к…манда быстро выполнила ра…поряжение.

2) Скоро ни…ко нависш… тучи закрыли все небо и через (пол)часа ураган с беше(н,нн)ой силой обрушил на к…рабль ра…ъяре(н,нн)ые волны.

3) (Не)растерявшиеся м…тросы вооружа…тся т…порами и рубят к…наты выбрасывая мачту за борт.

4) Ещё час отважных моряков бор…щихся с ур…ганом носит по волнам.

2. Из предложения 5 – 6 выпишите слово, в котором происходит озвончение согласного.

3. Из предложений 8 – 9 выпишите слово, в составе которого нет окончания.

4. Из предложений 1 – 2 выпишите слово (а), правописание приставки в котор(ых) определяется последующим за ней согласным.

5. Из предложений 4 – 7 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н» .

6.Замените авторское слово «БЕШЕНОЙ» из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 8.

8. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

9. Укажите стиль речи, в котором написан текст.

Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации

Читайте также:
Может запятая ставится в предложениях или нет?

8 класс

(2018 – 2019 учебный год)

(1)Мы выбрали небольшую равнину, прогретую нежарким солнцем. (2)Если посмотришь направо, то увидишь, как кое-где светятся золотые кроны деревьев. (3) Некошеная трава еще зеленая, а меж голубоватых камней блистает вода. (4)В стеклянной синеве тихой заводи вода приобретает темный цвет, медленно кружа опавшую листву, а затем мчит ее по каменистому дну.

(5)Под чистым небом виноград вприкуску с хлебом кажется необыкновенно вкусным. (6)Тут же можно напиться студеной воды. (7)Рядом с нами лежат еще не разобранные удочки.

(8)В одном месте вода бурлит огромными клубами, пытаясь растечься вширь, но потом летит на прибрежные камни. (9)Едва я опустил удочку, как почувствовал, что меня тянет вниз. (10)И вот из потока, извиваясь на крючке, выскочила серебряная рыбка. (11)Искренне обрадовавшись неожиданной удаче, мы тронулись в обратный путь. (12)После рыбалки невольно замечаешь каждую заводь, сочетающую в себе прозрачную волну и яркие блики солнца.

(По В. Солоухину, 133 слова)

Задания

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) (В)низу (не)коше(н,нн)ая трава еще зеленая а меж голуб…ватых к…мней бл…стает вода.

2) Тут(же) можно напит…ся студе(н,нн)ой воды.

3) Рядом с нами лежат пока еще (не)разобра(н,нн)ые удочки.

4) В стекля(ннн)ой син…ве тихой завод… вода пр…обретает темный цвет медле(н,нн)о кружа опавш… листву а затем мчит ее дальше по каменист… дну.

2. Укажите, какой частью речи является слово ПОСЛЕ из предложения 12.

3. Из предложения 9 выпишите самостоятельную(ые)часть(и) речи, не имеющие окончания.

4. Из предложений 3 – 6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

5. Из предложений 5 – 9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

6. Из предложения 10 – 12 выпишите слово, при написании которого следует применить правило «Правописание безударного суффикса причастия зависит от спряжения глагола»? Выпишите это слово.

7.Замените авторское слово «БУРЛИТ» из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

8. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 3.

9. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10. Среди предложений 3 – 7 найдите сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации

9 класс

(2018 – 2019 учебный год)

Иван Ефремов

(1)Первые рассказы неизвестного тогда автора – геолога и палеонтолога Ивана Ефремова – (можно поставить запятые вместо тире) были опубликованы незадолго до окончания войны, в сорок четвёртом.

(2)В жизни Ефремова было многое: странствия, война, работа, впечатления, размышления. (3)К двадцати годам он отрыл кладбище древних земноводных на далёком севере, в тридцать стал доктором биологических наук. (4)Ефремов – создатель тафономии*, или науки о том, где и как искать останки ископаемых животных. (5)Однако известен он как писатель-фантаст.

(6)Фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах. (7)Не каждый способен даже в мечтах увидеть мир по-новому. (8)Ефремов обладал даром заглянуть в далёкое будущее. (9)Ведь фантастика, отзываясь на мечты и надежды, опережает своё время, а Ефремов опережал и фантастику. (10)Роман о космическом будущем человечества, например, он создал до того, как весь мир взбудоражил первый русский спутник.

(11)«Туманность Андромеды» — книга о романтике, о дружественных внеземных цивилизациях, о подробностях жизни через тысячелетия.

(По В. Солоухину, 139 слов)

Задания

1.Укажите стиль речи, к которому принадлежит данный текст.

2. Из предложений 1 – 5 выпишите слово (слова) с орфограммой «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».

3. Из предложений 3 – 5 выпишите слово, правописание суффикса в котором зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное слово.

4. Укажите, какой частью речи является слово ОДНАКО из предложения № 5.

5. Среди предложений 1 – 5 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.

6. Из предложения 5 – 7 выпишите составное глагольное сказуемое.

7. Из предложений 6 – 11 выпишите вводные конструкции.

8. Замените авторское слово «СТРАНСТВИЯ» из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

9. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 10.

10. Среди предложений 1 – 3 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации

10 класс

(2018 – 2019 учебный год)

(1)Громко рассмеявшись, мой новый знакомый дал маленький томик в кожаном переплёте. (2)«Это тебе понравится», – сказал он, подавая мне книгу. (3)В томике были собраны поэмы Пушкина.

(4)Я прочитал их все сразу, охваченный тем неизъяснимым чувством, которое испытываешь, если попадаешь в красивую местность. (5)Бывало, ходишь по кочкам болотистого леса, и вдруг неожиданно развёртывается перед тобой поляна, озарённая солнцем. (6)Минуту смотришь на неё, зачарованный, а потом с жадным любопытством обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к шелковистым травам плодородной земли тихо радует.

(7)Известный пролог к «Руслану и Людмиле» напомнил мне лучшие бабушкины сказки, чудесно сжав их в одну. (8) Полнозвучные строчки стихов запоминались удивительно легко, претворяя во что-то праздничное всё, о чём бы ни говорилось. (9)В моём воображении ясно рисовались таинственные следы невиданных зверей, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капель росы, тяжёлых, как ртуть. (10)Это делало жизнь мою лёгкой и приятной. (11)Какое счастье – быть грамотным!

(12)Великолепные поэмы Пушкина стали мне понятнее. (13)Прочитав несколько раз, я уже знал их на память. (14)От этих книг в душе сложилась стойкая уверенность, что я не один на земле и я не пропаду!

(По М. Горькому, 176 слов)

Задания

1 вариант

2 вариант

1.Из предложений 1 – 6 выпишите слово (а) с чередующейся гласной в корне.

1.Из предложения 7 – 14 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.

2.Из предложений 7 – 14 выпишите слово, правописание суффикса в котором соответствует правилу: «В суффиксах прилагательных ОНН-ЕНН пишется НН, кроме слова ВЕТРЕНЫЙ».

2.Из предложений 1 – 6 выпишите слово(а), правописание суффикса которого(ых) соответствует правилу: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н».

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 4 класса 1 четверти

3. Замените словосочетание КОЖАНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание БАБУШКИНЫ СКАЗКИ (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

4.Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 3.

4.Выпишите грамматическую(ие) основу (ы)предложения 9.

5. Среди предложений 7 – 14 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ями).

5. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами).

6.Укажите количество грамматических основ в предложении 4.

6.Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

7. Среди предложений 1 – 7 найдите СПП с последовательным подчинением придаточных.

7. Среди предложений 8 – 14 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.

Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку по тексту администрации (диктант с тестовым заданием)

(2018 – 2019 учебный год)

11 класс

Косьба

(1)В каждой крестьянской работе должен быть свой талант. (2)Но нигде он так ярко не проявляется, как на косьбе, потому что здесь все становятся в ряд, друг за дружкой, и сразу видно, кто на что способен. (3)Каждая деревня знает своих лучших косцов, и сами они знают, что они лучшие косцы, и втайне гордятся этим.

(4)У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец ли, старший ли брат, и каждый хочет, чтобы именно он, а не кто-нибудь другой шёл впереди и вёл всю растянувшуюся цепочку.

(5)Косцы радовались, увидев нас, спускающихся с холма. (6)Впрочем, никто из них не бросал прокоса на середине, но, дойдя до конца, пучком мокрой травы вытирал косу, а если прокос привёл к реке, то окунал косу в сонную воду. (7)Омоется с косы прилипшая к ней травяная мелочь, и, когда вскинет косец её на плечо, будут стекать с острого носка речные капли.

(8)Положив под себя свежекошеной травы, косцы рассядутся завтракать, но не очень близко друг к другу. (9)С одной стороны, чтобы далеко не идти, а с другой стороны, боязно: вдруг у соседа блины окажутся белее наших! (10)Однако такая рассредоточенность косцов не мешает перекидываться шутками.

(11)Непременно (так уж заведено) каждый косец оставит и блинов, и молочка в пол-литровой бутылке. (12)Отойдя шагов двести-триста, мы рассаживаемся в кружок, и у нас начинается свой завтрак.

(По В. Солоухину, 179 слов)

Задание

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Диктанты по русскому языку

11-й класс

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения А.Г.Битова “Птицы, или Новые сведения о человеке”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения Б.Л.Пастернака “Доктор Живаго”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения В.В.Набокова “Подвиг”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения В.В.Набокова “Подвиг”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения В.В.Набокова “Дар”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Читайте также:
Производные предлоги список ℹ слитное и раздельное правописание, виды, употребление, от каких частей речи образуются, как отличить от непроизводных, примеры

Диктанты по русскому языку для 11 класса 3 четверти

Диктант. 11 класс.

Задание.

  • вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание;
  • вставьте пропущенные пунктограммы, объясните их постановку.

Вспоминая прошлое…

В…поминая прошлое ты (не)вольно подума…шь ты (не) сможешь (не) подумать и о том как много ос…ротевших людей стало на твоей родине после войны. В эту долгую и просторную для горес…ных воспоминаний зимнюю ночь не одна вдова пот..рявшая в войне мужа оставшись наед…не с собой пр…жмет к постаревшему лицу ладони и в ночной темноте обожгут ей пальцы горячие и горькие как полынь слезы.

Не одно детское сердце на всю жизнь ране(н,нн)ое смертью того кто верный воинскому долгу и присяге погиб в бою за родину сожмет?ся перед сном от случайного воспоминания с (не)детской тоской.

А быть может будет и так в маленькой комнатке где грус…ная тишина живет уже годами подойдет старик к своей седой жене-подруге без слез оплакивающ…й погибших сынов взглян…т в тусклые глаза из которых самое горькое на свете материнское страдание выж…ло все слезы скажет глухим дрогнувшим голосом ну полно мать не надо… Ну не надо же прошу тебя! Не у нас одних такое горе… и не дождавшись ответа отойдет к окну покашляет проглотит короткое как всхлип сухое старческое рыдание и долго молча будет смотреть в затуман…(н,нн)ое стекло (не)вид…щими глазами…

Список орфограмм в тексте.

  • Безударные проверяемые гласные в корне.
  • Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов.
  • Непроизносимые согласные в корне слова.
  • Буквы З и С на конце приставок
  • Гласные в приставках пре- и при-
  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
  • -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах
  • Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения
  • НЕ с наречиями, глаголами, прилагательными, причастиями.
  • -Н-, -НН- в причастиях.
  • Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
  • Окончания причастий.
  • Окончания глаголов.

Список пунктограмм в тексте.

  • Запятые при деепричастном обороте.
  • Запятые при причастном обороте.
  • Запятые при однородных членах.
  • Обособление определений.
  • Знаки в СПП.
  • Знаки в ССП.
  • Знаки в БСП.
  • Запятые при вводных словах.
  • Запятые при обращениях.
  • Знаки при прямой речи.

Вспоминая прошлое…

Дееприч. оборот. Вспоминая прошлое, ты невольно (нет случаев раздельного написания) подумаешь (подумать – 1 спр.), БСП ты не сможешь (смочь- 1спр.) не подумать (не глаголами раздельно) и о том, СПП как много осиротевших (сироты- словарное слово) людей стало на твоей родине после войны. В эту долгую и просторную для горестных (горести) воспоминаний зимнюю ночь не одна вдова, прич. оборот после определяемого слова потерявшая (потеря) в войне мужа, дееприч. оборот оставшись наедине (единый) с собой, прижмет («присоединение»)к постаревшему лицу ладони, ССП и в ночной темноте обожгут ей пальцы горячие и горькие, сравнит. оборот как полынь, слезы.

Не одно детское сердце, прич. оборот после определяемого слова на всю жизнь раненное (чем? смертью – зависимое слово) смертью того, СПП кто, обообл. опред. верный воинскому долгу и присяге, погиб в бою за родину конец придаточного , сожмется (что сделает?) перед сном от случайного воспоминания с недетской (синоним -взрослой) тоской.

А вводное слово, после союза а нет запятой) быть может, будет и так: БСП, пояснение в маленькой комнатке, СПП где грустная (грустить) тишина живет уже годами конец придаточного , подойдет старик к своей седой жене-подруге, прич. оборот после определяемого слова без слез оплакивающей (жене-подруге какой?) погибших сынов, конец прич. оборота + однород. сказуемые взглянет (взглянуть – 1 спр.) в тусклые глаза, СПП из которых самое горькое на свете, однор. члены – определения материнское страдание выжало (выжать) все слезы, однород. сказ. скажет глухим, однород. определения дрогнувшим голосом прямая речь : «Ну междометие , полно, обращение мать, не надо… Ну, не надо же, БСП прошу тебя! Не у нас одних такое горе…» — и, дееприч.оборот не дождавшись ответа, отойдет к окну, однород. сказ. покашляет, однород. сказ проглотит короткое, сравнит. оборт как всхлип, сухое старческое рыдание и долго молча будет смотреть в затуманенное стекло невидящими глазами…

ТЕКСТ.

Вспоминая прошлое…

Вспоминая прошлое, ты невольно подумаешь, ты не сможешь не подумать и о том, как много осиротевших людей стало на твоей родине после войны. В эту долгую и просторную для горестных воспоминаний зимнюю ночь не одна вдова, потерявшая в войне мужа, оставшись наедине с собой, прижмет к постаревшему лицу ладони, и в ночной темноте обожгут ей пальцы горячие и горькие, как полынь, слезы.

Не одно детское сердце, на всю жизнь раненное смертью того, кто, верный воинскому долгу и присяге, погиб в бою за родину, сожмется перед сном от случайного воспоминания с недетской тоской.

А быть может, будет и так: в маленькой комнатке, где грустная тишина живет уже годами, подойдет старик к своей седой жене-подруге, без слез оплакивающей погибших сынов, взглянет в тусклые глаза, из которых самое горькое на свете, материнское страдание выжало все слезы, скажет глухим, дрогнувшим голосом: «Ну, полно, мать, не надо… Ну, не надо же, прошу тебя! Не у нас одних такое горе…» — и, не дождавшись ответа, отойдет к окну, покашляет, проглотит короткое, как всхлип, сухое старческое рыдание и долго молча будет смотреть в затуманенное стекло невидящими глазами…

Диктант подготовила:

Мельникова Вера Александровна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: