Диктанты по русскому языку – 10 класс 2 четверть

Диктанты по русскому языку

Тексты диктантов по разным классам (https://urokislv.ru/ )

5 класс

6 класс

7 класс

  • Диктант по русскому языку за 1 четверть в 7 классе.docx (18.52 kB)
  • Диктант по русскому языку за 2 четверть в 7 классе.docx (20.19 kB)

8 класс

9 класс

  • Диктант по русскому языку 9 класс 1 четверть.docx (21.91 kB)
  • Диктант по русскому языку 9 класс 2 четверть.docx (20.31 kB) Диктант по русскому языку 9 класс 3 четверть.docx (20.68 kB) Итоговый диктант за год в 9 классе.docx (20.95 kB)

5 класс

Правописание падежных окончаний имён существительных

м., ж. р. с окончаниями –а, -я

м. р. без окончания, с. р. без окончания

ж. р. без окончания

Рады тишин. ходили от стрелк. к стрелк. в утренней дымк. среди тишин. пыль на тропинк. на опушк. леса, по бокам алле. описание Волг. в школ. в техникум. в институт. начинается учебный год, на праздник. в училищ. на алле. в парк. в тишин. степи, в деревн. на площад. на поверхност. воды, на пристан. в тетрад. выйти к опушк. прибл. жаться к цел. по знакомой местност. идти по карт. на листьях сирен. у края рощ. подниматься по лестниц. спектакль в театр. в юност. увлекаешься, вернуться к ноч. отдыхать в лагер. расположиться на полян. нет настоящей тен. запах полын. в пышной зелен. радостно на сердц. стоять на площад. под. ехать к гости. иц. от ал. е. вправ. жить в Рос. и. служить на границ. уроки географи. служить в арми. идти по ал. е. не встретить Мари. находиться в здани. играть на виолончел. и роял. оборудование аудитори. рисунок на открытк. заботиться о здоровь. отдыхать в санатори. оазис в пустын. в минуты радост. и печал. в живописном ущель. в постоянном движени. вода в графин. купаться в мор. идти вместе по жизн. сообщение о прибыти. поезда, о научном открыти. уроки астрономи. говорить о поэзи. собрали кол. екци. растений, об алюмини.

Идём по улиц. приближаемся к станци. встретимся на остановк. трол. ейбус на перекрёстк. говорили о Натали. к Клавди. Петровн. у Евдоки. Аркадиевны, к Мари. Петровн. о Дарь. Ильиничн. снег лежит на тропинк. алле. на зелёной ел. и пихт. спит в берлог. в своей постел. с ветк. на ветку, бродит по дорог. возле деревн. был в здани. записано в Конституци. на темен. в пламен. огня, подошёл к знамен. расположиться в долин. стоять у знамен. находиться в вестибюл. расти на свобод. нога в стремен. отвечать по истори. постареть от врем. н. участвовать в экспедици. проходить по алле. звать по имен. предупредить об опасност. в пламен. костра, заботиться об урожа. стоять в размышлени. быть во всеоружи. быть в раздумь. слушать лекцию в планетари. по фамили. прочитать в энциклопеди. заниматься в студи. расписаться в получени. отдыхать в санатори. упрекать в равнодуши. читать в хрестомати. не забывать о сострадани. и милосерди. храбрость в сражени. ошибаться в сочинени. запутаться в решени. задач. отвечать на географи. ошибка при умножени. при склонени. существительных, родился на юге Росси. не теряла врем. н. о здоровь. Анны Сергеевн. в выражени. лица, говорил об отц. дяд. жизнь в Петербург. стыдился своей заносчивост. неудач. рас. просить о работ. о здоровь. сказал при прощани. присутствовать при репетици. сообщить о пьес. и её репетици. под. ехать к башн. крепост. найти отр. жение в легенд. в предани. в летопис. побывать в подземель. остановился на распуть. задержаться в укрыти. виднеться в поднебесь. жить в Заполярь. чу. ствовать на рас. тояни.

Правописание О – А на конце наречий

Если есть приставки в-, на-, за-

Примеры: влево, наглухо, затемно

Если есть приставки из-, до-, с-

Примеры: издалека, дотемна, справа

В наречиях, образованных от прилагательных без приставки

Примеры: быстрый – быстро, долгий – долго

7 класс
Поворот слев. направ. уехать надолг. вытереть досух. изредк. переписываться, переработать занов. начать снов. накалить докрасн. друзья издавн. обратиться запрост. выйти засветл. наскор. позавтракать, возвратиться затемн. накормить досыт. глядит испуганн. посмотреть искос. расположиться справ. запереть наглух. вскрикнуть сдавлен. взглянуть влев. доходчив. об. яснить, сначал. выслушать, идти медленн. близк. от дома, сердит. ответить, ещ.

Правописание суффиксов причастий

если причастие образовано от глагола 1 спряжения

быть- будущий, стелить – стелющий

если причастие образовано от глагола 2 спряжения

дышать – дышащий, красить – красящий

перед –вш- пишется та же гласная, что и перед – ть в неопределённой форме глагола

красить – красивший, увидеть – увидевший

перед –ш- пишется та же согласная, что и перед окончанием неопределённой формы глагола

привезти – привёзший, сберечь – сберёгший

если причастие образовано от глагола 1 спряжения

читать – читаемый, заменять – заменяемый

если причастие образовано от глагола 2 спряжения

растворить – растворимый, зависеть – зависимый

перед –нн- пишется та же гласная, что и перед

-ть в неопределённой форме глагола

увидеть – увиденный, расстрелять – расстрелянный

пишется, если причастие образовано от глагола на –ить, -ти, -чь

построить – построенный, унести – унесённый

Чита. щий ученик, вид. мый объект, хорошо слыш. щий, молч. щий человек, запёкш. йся п. рог, брос. вший мяч, чит. ная книга, вид. нный фильм, атаку. щий б. тальон, атаку. мый противник, атакован. ый б. тальон, скошен. ая трава, вид. мые горы, спалён. ая жнива, сверка. щая вершина, нач. вшийся шторм, бушу. щее море, бор. щийся народ, стро. щийся дом, прерыва. мый звонком, хран. мый т. лисман, выг. ревшая трава, се. вший зерно, засе. нное поле, изуч. ный м. териал, выстро. ный посёлок, увлеч. нный человек, подстрел. ный зверь, обстрел. ные окопы, замеш. ный раствор, замеш. ный в пр. ступлении человек, обещ. ная поддержка, разрушен. ая стена, услыш. ная новость, сломле. ное сопротивление, слом. ный в. лосипед, обветрен. ое лицо, утер. ные документы, утрач. ные ил. юзии, прострел. ная нога, подслуш. ный разговор, ч. тавший книгу, г. ряший лес, подн. мавш. ся самолёт, атаку. щий противника, крич. щий ребёнок, о начавш. мся шторме, вез. щий воз, кле. вший обои, засе. ное поле, вынес. ный из огня, вымытый пол, люб. мый бабушкой, прозвуч. вшая тоска

Правописание суффиксов глаголов

в прошедшем времени и в неопределённой форме, если глагол в 1 лице единственного числа настоящего или будущего времени заканчивается на –ую, юю.

Советую – советовал – советовать; танцую – танцевал – танцевать

в прошедшем времени и в неопределённой форме, если глагол в 1 лице единственного числа настоящего или будущего времени заканчивается на – ываю, – иваю.

Рассчитываю – рассчитывал – рассчитывать; осваиваю – осваивал – осваивать

у глаголов несовершенного вида, перед суффиксом –ва- писать ту же гласную, что и перед -ть в неопределённой форме глагола

признавать – признать, отдать – отдавал

у глаголов прошедшего времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределённой форме глагола

построил – построить, увидеть – увидел

Чу. ств. вать усталость, уча. ств. вать в сост. заниях, коч. вать с места на место, в. спитывать брата, вслуш. ваться в разговор, разыгр. вать роль, проектир. вать плотину, потч. вать фруктами, наста. вать на своём, завед. вать отделом, изредк. навед. ваться к пр. ятелям, настойч. во совет. вать, усилен. о рекоменд. вать, проповед. вать научные взгляды, негод. вать от возмущения, электр. фицир. вать посёлок, рас. чит. вать на вн. мание, че. ств. вать победителей, исслед. вать пр. чины, испыт. вать неудобства, ходатайств. вать о финанс. вой помощи, обл. ц. вать стены, красиво танц. вать, созд. вать коми. сию, изд. вать приказ, разв. вать скорость, созр. вать в теплице, над. вать плащ, вып. вать лекарство, застр. вать в пути, посёл. к обезлюдел, уча. ств. вать в диску. сии, проп. гандир. вать научные знания, мотивир. вать свою точку зрения, ше. ств. вать по городу, пр. сутств. вать на м. тинге, ори. нтир. ваться в обст. новке, доклад. вать о результатах эксп. р. мента, обслуж. вать па. сажиров.

РУСТЬЮТОРС

  •  Главная
  •  ЕГЭ по русскому языку 
    • Пробный ЕГЭ
    • Проверка сочинения ЕГЭ
    • Теория ЕГЭ
    • Варианты ЕГЭ
    • Практика ЕГЭ по заданиям
    • Сочинение ЕГЭ
    • Примеры сочинений ЕГЭ
    • Тексты ЕГЭ
  •  Итоговое сочинение 
    • Направления ИС
    • Примеры итоговых сочинений
    • Аргументы для ИС
  •  ОГЭ по русскому языку 
    • Устное собеседование
    • Изложение ОГЭ
    • Теория ОГЭ
    • Варианты ОГЭ
    • Практика ОГЭ по заданиям
    • Сочинение ОГЭ
    • Примеры сочинений ОГЭ
    • Тексты ОГЭ
  •  ВПР по русскому языку 
    • ВПР 4 класс
    • ВПР 5 класс
    • ВПР 6 класс
    • ВПР 7 класс
    • ВПР 8 класс
  •  Диктанты 
    • Входные диктанты
    • Итоговые диктанты
    • Контрольные диктанты
  •  Литература 
    • Теория литературы
    • Краткие содержания
    • Анализ произведений
    • Литературные герои
    • Списки ллитературы
    • Короткие рассказы
  •  Русский язык для всех 
    • Синтаксис
    • Язкознание
    • Стилистика
    • Правила русского языка
  •  Изложения
  •  Платные материалы

Диктанты для 10 класса по русскому языку

Контрольные диктанты по русскому языку для учащихся 10 классов .

Содержание:

  • 1 Диктант “Город” по тексту М.А. Булгакова
  • 2 Диктант “Странное лето” по тексту Ю. Нагибина
  • 3 Диктант “Определено предвечно” по тексту Л.Н. Толстого
  • 4 Диктант “Щемящая лирическая нота” по тексту Ю. Нагибина
  • 5 Диктант “На дне лощины” по тексту В.В. Вересаева
  • 6 Диктант “В первый раз на ярмарке” по тексту Н.В. Гоголя
  • 7 Диктант “К фронту” по тексту В. кондратьева

↑ Диктант “Город” по тексту М.А. Булгакова

Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Целыми днями винтами шёл из бесчисленных труб дым по небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег. И в пять, и в шесть, и в семь этажей громоздились дома. Днём их окна были черны, а ночью горели рядами в тёмно-синей выси. Цепочками, сколько хватало глаз, как драгоценные камни, сияли электрические шары, высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов. Днём с приятным ровным гудением бегали трамваи с жёлтыми соломенными пухлыми сиденьями, по образцу заграничных. Со ската на скат, покрикивая, ехали извозчики, и тёмные воротники – мех серебристый и чёрный – делали женские лица загадочными и красивыми.

Сады стояли безмолвные и спокойные, отягчённые белым, нетронутым снегом. И было садов в Киеве так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, клёнами и липами.

Сады красовались на прекрасных горах, нависших над Днепром, и, уступами поднимаясь, расширяясь, порою пестря миллионами солнечных пятен, порою в нежных сумерках, царствовал вечный Царский сад. Старые, сгнившие чёрные балки парапета не преграждали пути прямо к обрывам на страшной высоте. Отвесные стены, заметённые вьюгою, падали на нижние далёкие террасы, а те расходились всё дальше и шире, переходили в береговые рощи над шоссе, вьющимися по берегу великой реки. И тёмная, скованная лента уходила туда, в дымку, куда даже с городских высот не хватает человеческих глаз, где седые пороги, Запорожская Сечь, и Херсонес, и дальнее море.

Зимою, как ни в одном городе мира, упадал покой на улицах и переулках и верхнего города, на горах, и города нижнего, раскинувшегося в излучине замёрзшего Днепра. И весь машинный гул уходил внутрь каменных зданий, смягчался и ворчал довольно глухо.

Вся энергия города, накопленная за солнечное и грозовое лето, выливалась в свете. Свет с четырёх часов дня начинал загораться в окнах домов в круглых электрических шарах, в газовых фонарях, в фонарях домовых, с огненными номерами, и в стеклянных сплошных окнах электрических станций, наводящих на мысль о страшном и суетном электрическим будущем человечества, в их сплошных окнах, где были видны неустанно мотающие свои отчаянные колёса машины, до корня расшатывающие самое основание земли. Играл светом, и переливался, светился, и танцевал, и мерцал город по ночам до самого утра, а утром угасал, одевался дымом и туманом.

↑ Диктант “Странное лето” по тексту Ю. Нагибина

Странное то было лето, всё в нём перепуталось. В исходе мая листва берёз оставалась по-весеннему слабой и нежной, из- желта-зелёной, как цыплячий пух. Черёмуха расцвела лишь в первых числах июня, а сирень ещё позже. Такого не помнили ивановские старожилы. Впрочем, они и вообще ничего толком не помнили: когда ландышам цвесть, а когда ночным фиалкам, когда пушиться одуванчикам и когда проклюнется первый гриб. Но, может быть, странное лето внесло сумятицу в их старые головы, отбив память об известном порядке?

Сильные грозовые ливни, не положенные в начале июня – им время в августе, когда убраны хлеба и поля бронзовеют щетиной стерни, – усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке. А ведь положено так: сперва запенивается белая, голубая и розовая отечественная сирень, её рослые кусты теснятся меж отдельным флигелем и конюшнями, образуют опушку Старого парка. Через пять-шесть дней залиловеет низенькая персидская сирень с приторно-душистыми свешивающимися соцветиями, образующая живую изгородь меж двором и фруктовым садом. А через неделю забросит в окна господского дома отягощённые кистями ветви венгерская сирень с самыми красивыми блёкло-фиолетовыми цветами. А тут сирени распустились разом, после сильной ночной грозы, переполошившей обитателей усадьбы прямыми, отвесными, опасными молниями. И даже куст никогда не цветшей махровой сирени возле павильона зажёг маленький багряный факел одной-единственной кисти.

↑ Диктант “Определено предвечно” по тексту Л.Н. Толстого

Когда созрело яблоко и падает, отчего оно падает? Оттого ли, что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер трясёт его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его?

Ничто не причина. Всё это только совпадение тех условий при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие. И тот ботаник, который найдёт, что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное, будет так же прав и так же не прав, как и тот ребёнок, стоящий внизу, который скажет, что яблоко упало оттого, что ему хотелось съесть его и что он молился об этом. Так же прав и не прав будет тот, кто скажет, что Наполеон пошёл в Москву потому, что он захотел этого, и оттого погиб, что Александр захотел его погибели; как прав и не прав будет тот, кто скажет, что завалившаяся в миллион пудов подкопанная гора упала оттого, что последний работник ударил под неё последний раз киркою.

В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием. Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно.

↑ Диктант “Щемящая лирическая нота” по тексту Ю. Нагибина

Тредиаковский уступал в поэтическом даровании и просто в умении слагать стихи и Ломоносову, и Сумарокову, но в нём одном из всех его современников звучала щемящая лирическая нота. И эта нота прорывалась сквозь всю нескладицу тяжеловесных виршей, чистая, трудная, задушевная: то в стихах о Париже, то в песенке о кораблике, уходящем в плавание, то в стоне о далёкой родине, то, вовсе неожиданно, в какой-либо заумно-безобразной рифмованной чуши. Этот нелепый поэт не был весь съеден дидактикой, хотя и удивительно быстро излечился на родине от французского легкомыслия и поэтической безответственности. В нём под всеми слоями назидательности, педантизма, ханжества, верноподданнической лести сохранялся живой родничок.

Он подносил к губам флейту, душа его искала выход в элегии, но заглушал сам себя барабанным одическим боем. Он не узнал своей музы и слепо прошёл мимо. А ведь она была возле его сердца, сама поэзия, сама любовь. Ах, бросить бы ему галантный, литературный, театральный, учёный Париж, уже давший ему всё, что мог дать, да и вернуться в Астрахань, припасть к измученной груди Феодосии [жены], хоть последней слезой её омыть, и русская поэзия получила бы первого лирика.

Знать, не судьба была. А своего лирического поэта Россия получила в должный час.

В истории этой нет ни правых, ни виноватых. Каждый остался верен своей правде, своему назначению: Феодосия, обречённая только любить, и Тредиаковский, которому уготовано было дать отечественному стихосложению новую систему и проложить дорогу русскому классицизму. Он принёс в жертву невесть кем поставленной перед ним цели и любовь Феодосии, и собственное самолюбие, достоинство, честь. Его топтали вельможи и дворцовые холуи, язвительный монарший смех выдавал головой на поругание злейшим врагам, но он не отступил. Велико было мужество этого слабого и незащищённого человека. На его раны сыпали соль, и ни одна рука не протянулась утереть чёрный пот вечного труженика.

Поистине, литература – это храм на крови.

↑ Диктант “На дне лощины” по тексту В.В. Вересаева

. Я оделся. Средь той же большой тишины медленно пошёл вверх по дну лощины, вдоль ручейка.

Маленькая бурая лягушка бултыхнулась из осоки в ручей и прижалась ко дну. Я видел её сквозь струисто-прозрачную воду. Она полежала, прижавшись, потом завозилась, ухватилась переднею лапкою за стебель и высунула нос из воды. Я неподвижно стоял. Неподвижна была и лягушка. Выпуклыми шариками глаз над вдавленным черепом она молча и пристально смотрела, всего меня захватывая в свой взгляд. Я смотрел на неё.

Всё тише становилось кругом. И мы всё смотрели. И вдруг из немигающих, вытаращенных глаз зверушки медленно глянула на меня вся жизнь кругом – вся таинственная жизнь притихшей в прохладе лощины. Я оглянулся.

Средь тёмной осоки значительно и одухотворённо чуть шевелилась кудряво-розовая, дрёма. И всё в ней было жизнь. И всюду была жизнь в свежей тишине, пропитанной серьёзным запахом дуба и ароматами трав. Как будто лощинка не заметила, как я вошёл в неё, не успела притвориться безжизненной и – всё равно уж – зажила на моих глазах, не скрываясь. Всем нутром я почуял вдруг эту чуждую, таинственнно молчащую жизнь. Жутко становилось. И что-то радостное дрогнуло внутри и жадно потянулось навстречу. В запахе клевера и зацветающей ржи я пошёл вдоль откоса. Сапоги путались в густой траве. Захотелось ближе быть к этой душистой жизни. Я разулся, засучил брюки выше колен и пошёл. Мягко обнимала и обвивала ноги трепетно-живая, млеющая жизнью трава. За пригорком мелькнул золотисто-огненный хвост лисицы. Цеплялись за дубовые кусты лесные горошки с матовыми, плоскими стеблями.

Разбегались глаза. Хотелось искать путей, чтоб добраться до вскипавшей кругом жизни. Отыскать у неё глаза и смотреть, смотреть в них и безмолвно переговариваться тем могучим и огромным, чему путь только через глаза. Но не было глаз. И слепо смотрела трепетавшая кругом жизнь, неуловимая и вездесущая.

Я прилёг под колебавшуюся рожь. Меж. рыхлых сухих стеблей шевелился цветущий кустик; продолговатые, густо посаженные цветочки, как будто тонко вырезанные из розового коралла, в матово-зелёной дымке кружевных листьев.

И радостно, призывно что-то смеялось в душе.

↑ Диктант “В первый раз на ярмарке” по тексту Н.В. Гоголя

С утра ещё тянулись нескончаемою вереницею чумаки с солью и рыбою. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгромождённого на возу плетня и привлекала умилённые взгляды поклонников роскоши. Много прохожих поглядывало с завистью на высокого гончара, владельца сих драгоценностей, который медленными шагами шёл за своим товаром, заботливо окутывая глиняных своих щёголей и кокеток ненавистным для них сеном.

Одиноко в стороне тащился на истомлённых волах воз, наваленный мешками, пенькбю, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брёл, в чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хозяин. Ленивою рукой обтирал он катившийся градом пот со смуглого лица и даже капавший с длинных усов, напудренных тем неумолимым парикмахером, который без зову является и к красавице, и к уроду и насильно пудрит несколько тысяч уже лет весь род человечевид которой обличал преклонные лета её. Много встречных, и особливо молодых парубков, брались за шапку, поравнявшись с нашим мужиком. Однако ж не седые усы и не важная поступь его заставляли это делать; стоило только поднять глаза немного вверх, чтоб увидеть причину такой почтительности: на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с чёрными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые вместе с длинными косами и пучком полевых цветов богатою короною покоились на её очаровательной головке. Всё, казалось, занимало её, всё было ей чудно, ново; и хорошенькие глазки беспрестанно бегали с одного предмета на другой. Как не рассеяться! В первый раз на ярмарке! Девушка в осьмнадцать лет в первый раз на ярмарке! Но ни один из прохожих и проезжих не знал, чего ей стоило упросить отца взять с собою, который и душою рад бы был это сделать прежде, если бы не злая мачеха, выучившаяся держать его в руках так же ловко, как он вожжи своей старой кобылы, тащившейся теперь на продажу.

↑ Диктант “К фронту” по тексту В. кондратьева

Любая война начинается с дороги. Сперва с железной, по которой катят в теплушках по восьми человек на каждых нарах, с печкой в середине, раскаливаемой докрасна и брызжущей огненными искрами, которые мечутся по всему эшелону, демаскируя его ночью. С короткими остановками, с негустой кормёжкой, выдаваемой почему-то всегда ночью, когда она совсем не в радость, когда с ещё не продранными глазами достаёшь ложку и хлебаешь без вкуса полутёплое варево.

С дороги, по которой навстречу тянутся эшелоны с ранеными, с дороги, на которой их провожают печальными, а порой заплаканными глазами женщины-солдатки, безнадёжно помахивают руками, а некоторые и осеняют крестом; с дороги, на которой валяются искорёженные вагоны, скрученные взрывом рельсы, и представить страшно, что же делается с людьми, с их живыми телами при такой вот силище разрыва; с дороги, на которой с тоской и ненавистью смотришь на ясное небо, потому как оно для тебя злр, потому как при таком-то безоблачном небе и жди самолётов. Но кончается эта железная дорога, и уже жалеешь о ней, потому что было тебе тепло, потому что не топал ты ногами, лежал лежмя на нарах, покуривая, и война была от тебя ещё ох как далеко.

И начинается дорога другая, где на плечах всё твоё нехитрое хозяйство, всё твоё довольно весомое оружие, дорога, по которой переть тебе пёхом, спотыкаясь и скользя на обледенелом просторе, дорога, на которой и покурить-то как следует невозможно, а только таясь, в рукав, а потому и без вкуса. Дорога, где ни одного приветного огонька, ни одной живой деревеньки, ни одного жителя не встречается. Только торчат закопчённые трубы да чёрные деревья с костлявыми, обожжёнными ветвями на тех местах по большаку, где были деревни. Дорога, на которой угрозно бухает где-то впереди фронт, раскатывается глухой гул недалёких боёв и зловеще краснеет небо у горизонта.

Но и этой дороге, как и всякой дороге на земле, приходит конец. Третью ночь тяжело бредёт батальон. Подламываются уже ноги, в головах туман от неспаных ночей, в теле тошнотная слабость от недохвата еды, но люди идут, подстёгиваемые жёсткими командами охрипших командиров.

Диктанты по русскому языку – 10 класс 2 четверть

В сентябре традиционно проводится стартовый контроль по русскому языку. Материалы для его проведения подготовила учитель Валикова Татьяна Вячеславовна.

Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации

(2018 – 2019 учебный год)

6 класс

В лес за чудесами

(1) Вы любите осеннюю природу? (2) Я всегда радуюсь приближению осени, и меня не пугают дождь и грязь.

(3) «Советую тебе, Серёжа, присмотреться к осеннему лесу», – говорил отец. (4) Он купил фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.

(5)Как чудесно в лесу ранним утром! (6) Светит солнце, и деревья горят жёлтыми, оранжевыми, багряными огнями осени. (7)Вот на ветку березки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. (8)Я фотографирую лесного красавца, а он продолжает спокойно сидеть.

(9)Устанешь, сядешь на опушке, отдохнешь и опять в путь. (10)А вечером надо разложить всё, что принёс из похода. (11)Лес подарил мне много счастливых находок.

(100 слов, из журнала «Юный натуралист»)

Задания

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Как чудес…но в лесу ранн… утром!

2) Светит солнце и деревья г…рят ж…лтыми …ранжевыми б…гряными огнями осени.

3) Устан…шь сяд…шь на опушке отдохнеш… и опять в путь.

4) Вот на ветку бере…ки с…дится дят…л он т…хонько к…сается ствола клювом.

2. Из предложения 2 выпишите слово(а), в котором звуков больше, чем букв.

3. Из предложений 4 – 5 выпишите глагол(ы), в составе которого(ых) нет приставки.

4. Из предложений 9 – 11 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется последующим за ней согласным.

5. Из предложений 5 – 8 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В суффиксах прилагательных -ЯН- пишется Н, за исключением слов ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ».

6. Замените авторское слово «ГЛУШЬ» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 2.

8. Среди предложений 5 – 11 найдите сложноподчиненное предложение. Напишите номер этого предложения.

9. Укажите стиль речи, в котором написан текст.

Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации

7 класс

(2018 – 2019 учебный год)

(1)Западная часть неба становилась всё темнее, постепенно покрываясь тучами, не предвещавшими ничего хорошего. (2)Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда быстро выполнила распоряжение.

(3)Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. (4)Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожая перевернуть его. (5)Мачты трещали и сгибались. (6)Самая большая из них была сломана ураганом. (7)Ещё мгновение — и бушующее море поглотило бы судно.

(8)Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывая мачту за борт. (9)Корабль выпрямляется. (10)Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик всё это время. (11)Ещё час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. (12)Все утомлены. (13) Главное — все живы. (По Г. Богдановой, 110 слов.)

Задания

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) К…питан прик…зал убрать паруса и в…тревоженная к…манда быстро выполнила ра…поряжение.

2) Скоро ни…ко нависш… тучи закрыли все небо и через (пол)часа ураган с беше(н,нн)ой силой обрушил на к…рабль ра…ъяре(н,нн)ые волны.

3) (Не)растерявшиеся м…тросы вооружа…тся т…порами и рубят к…наты выбрасывая мачту за борт.

4) Ещё час отважных моряков бор…щихся с ур…ганом носит по волнам.

2. Из предложения 5 – 6 выпишите слово, в котором происходит озвончение согласного.

3. Из предложений 8 – 9 выпишите слово, в составе которого нет окончания.

4. Из предложений 1 – 2 выпишите слово (а), правописание приставки в котор(ых) определяется последующим за ней согласным.

5. Из предложений 4 – 7 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н» .

6.Замените авторское слово «БЕШЕНОЙ» из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 8.

8. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

9. Укажите стиль речи, в котором написан текст.

Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации

8 класс

(2018 – 2019 учебный год)

(1)Мы выбрали небольшую равнину, прогретую нежарким солнцем. (2)Если посмотришь направо, то увидишь, как кое-где светятся золотые кроны деревьев. (3) Некошеная трава еще зеленая, а меж голубоватых камней блистает вода. (4)В стеклянной синеве тихой заводи вода приобретает темный цвет, медленно кружа опавшую листву, а затем мчит ее по каменистому дну.

(5)Под чистым небом виноград вприкуску с хлебом кажется необыкновенно вкусным. (6)Тут же можно напиться студеной воды. (7)Рядом с нами лежат еще не разобранные удочки.

(8)В одном месте вода бурлит огромными клубами, пытаясь растечься вширь, но потом летит на прибрежные камни. (9)Едва я опустил удочку, как почувствовал, что меня тянет вниз. (10)И вот из потока, извиваясь на крючке, выскочила серебряная рыбка. (11)Искренне обрадовавшись неожиданной удаче, мы тронулись в обратный путь. (12)После рыбалки невольно замечаешь каждую заводь, сочетающую в себе прозрачную волну и яркие блики солнца.

(По В. Солоухину, 133 слова)

Задания

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) (В)низу (не)коше(н,нн)ая трава еще зеленая а меж голуб…ватых к…мней бл…стает вода.

2) Тут(же) можно напит…ся студе(н,нн)ой воды.

3) Рядом с нами лежат пока еще (не)разобра(н,нн)ые удочки.

4) В стекля(ннн)ой син…ве тихой завод… вода пр…обретает темный цвет медле(н,нн)о кружа опавш… листву а затем мчит ее дальше по каменист… дну.

2. Укажите, какой частью речи является слово ПОСЛЕ из предложения 12.

3. Из предложения 9 выпишите самостоятельную(ые)часть(и) речи, не имеющие окончания.

4. Из предложений 3 – 6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

5. Из предложений 5 – 9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

6. Из предложения 10 – 12 выпишите слово, при написании которого следует применить правило «Правописание безударного суффикса причастия зависит от спряжения глагола»? Выпишите это слово.

7.Замените авторское слово «БУРЛИТ» из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

8. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 3.

9. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10. Среди предложений 3 – 7 найдите сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации

9 класс

(2018 – 2019 учебный год)

Иван Ефремов

(1)Первые рассказы неизвестного тогда автора – геолога и палеонтолога Ивана Ефремова – (можно поставить запятые вместо тире) были опубликованы незадолго до окончания войны, в сорок четвёртом.

(2)В жизни Ефремова было многое: странствия, война, работа, впечатления, размышления. (3)К двадцати годам он отрыл кладбище древних земноводных на далёком севере, в тридцать стал доктором биологических наук. (4)Ефремов – создатель тафономии*, или науки о том, где и как искать останки ископаемых животных. (5)Однако известен он как писатель-фантаст.

(6)Фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах. (7)Не каждый способен даже в мечтах увидеть мир по-новому. (8)Ефремов обладал даром заглянуть в далёкое будущее. (9)Ведь фантастика, отзываясь на мечты и надежды, опережает своё время, а Ефремов опережал и фантастику. (10)Роман о космическом будущем человечества, например, он создал до того, как весь мир взбудоражил первый русский спутник.

(11)«Туманность Андромеды» — книга о романтике, о дружественных внеземных цивилизациях, о подробностях жизни через тысячелетия.

(По В. Солоухину, 139 слов)

Задания

1.Укажите стиль речи, к которому принадлежит данный текст.

2. Из предложений 1 – 5 выпишите слово (слова) с орфограммой «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».

3. Из предложений 3 – 5 выпишите слово, правописание суффикса в котором зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное слово.

4. Укажите, какой частью речи является слово ОДНАКО из предложения № 5.

5. Среди предложений 1 – 5 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.

6. Из предложения 5 – 7 выпишите составное глагольное сказуемое.

7. Из предложений 6 – 11 выпишите вводные конструкции.

8. Замените авторское слово «СТРАНСТВИЯ» из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

9. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 10.

10. Среди предложений 1 – 3 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации

10 класс

(2018 – 2019 учебный год)

(1)Громко рассмеявшись, мой новый знакомый дал маленький томик в кожаном переплёте. (2)«Это тебе понравится», – сказал он, подавая мне книгу. (3)В томике были собраны поэмы Пушкина.

(4)Я прочитал их все сразу, охваченный тем неизъяснимым чувством, которое испытываешь, если попадаешь в красивую местность. (5)Бывало, ходишь по кочкам болотистого леса, и вдруг неожиданно развёртывается перед тобой поляна, озарённая солнцем. (6)Минуту смотришь на неё, зачарованный, а потом с жадным любопытством обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к шелковистым травам плодородной земли тихо радует.

(7)Известный пролог к «Руслану и Людмиле» напомнил мне лучшие бабушкины сказки, чудесно сжав их в одну. (8) Полнозвучные строчки стихов запоминались удивительно легко, претворяя во что-то праздничное всё, о чём бы ни говорилось. (9)В моём воображении ясно рисовались таинственные следы невиданных зверей, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капель росы, тяжёлых, как ртуть. (10)Это делало жизнь мою лёгкой и приятной. (11)Какое счастье – быть грамотным!

(12)Великолепные поэмы Пушкина стали мне понятнее. (13)Прочитав несколько раз, я уже знал их на память. (14)От этих книг в душе сложилась стойкая уверенность, что я не один на земле и я не пропаду!

(По М. Горькому, 176 слов)

Задания

1 вариант

2 вариант

1.Из предложений 1 – 6 выпишите слово (а) с чередующейся гласной в корне.

1.Из предложения 7 – 14 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.

2.Из предложений 7 – 14 выпишите слово, правописание суффикса в котором соответствует правилу: «В суффиксах прилагательных ОНН-ЕНН пишется НН, кроме слова ВЕТРЕНЫЙ».

2.Из предложений 1 – 6 выпишите слово(а), правописание суффикса которого(ых) соответствует правилу: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н».

3. Замените словосочетание КОЖАНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание БАБУШКИНЫ СКАЗКИ (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

4.Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 3.

4.Выпишите грамматическую(ие) основу (ы)предложения 9.

5. Среди предложений 7 – 14 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ями).

5. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами).

6.Укажите количество грамматических основ в предложении 4.

6.Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

7. Среди предложений 1 – 7 найдите СПП с последовательным подчинением придаточных.

7. Среди предложений 8 – 14 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.

Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку по тексту администрации (диктант с тестовым заданием)

(2018 – 2019 учебный год)

11 класс

Косьба

(1)В каждой крестьянской работе должен быть свой талант. (2)Но нигде он так ярко не проявляется, как на косьбе, потому что здесь все становятся в ряд, друг за дружкой, и сразу видно, кто на что способен. (3)Каждая деревня знает своих лучших косцов, и сами они знают, что они лучшие косцы, и втайне гордятся этим.

(4)У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец ли, старший ли брат, и каждый хочет, чтобы именно он, а не кто-нибудь другой шёл впереди и вёл всю растянувшуюся цепочку.

(5)Косцы радовались, увидев нас, спускающихся с холма. (6)Впрочем, никто из них не бросал прокоса на середине, но, дойдя до конца, пучком мокрой травы вытирал косу, а если прокос привёл к реке, то окунал косу в сонную воду. (7)Омоется с косы прилипшая к ней травяная мелочь, и, когда вскинет косец её на плечо, будут стекать с острого носка речные капли.

(8)Положив под себя свежекошеной травы, косцы рассядутся завтракать, но не очень близко друг к другу. (9)С одной стороны, чтобы далеко не идти, а с другой стороны, боязно: вдруг у соседа блины окажутся белее наших! (10)Однако такая рассредоточенность косцов не мешает перекидываться шутками.

(11)Непременно (так уж заведено) каждый косец оставит и блинов, и молочка в пол-литровой бутылке. (12)Отойдя шагов двести-триста, мы рассаживаемся в кружок, и у нас начинается свой завтрак.

(По В. Солоухину, 179 слов)

Задание

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

–>МБОУ “Калининская школа –>

Эксплуатация, эрудированный, эмансипация, эффективный, юный, юннат, аккуратно,бешеный, будущий, прозрачным соком, где-то очень далеко, приближалось исподволь,
готовясь вдруг высунуться, на похолодевшей за ночь дороге, за невысокой цепочкой гор,
нехоженая дорога, еще не засохшие травы, преисполнено счастьем и красотой, вскоре
завиднелись, еще не ухоженные сады, незнакомыми запахами, за давно не крашенным
забором, приезжий зверинец, с невиданными зверями, ни разу не видел, серо-пепельный
слон, раскачивающий хоботом, насилу покинули город, очутились на той запыленной
дороге, как ни в чем не бывало, неодолимым сном.

словарный диктант №2
Молчаливый, страстный, необозримо широка, в бесконечную даль, долина, равнина, сгорьким шепотом, прокатилась тяжелая слеза, не шевелился, скошенный луг,
заиндевевшая по краям, в мерцании ледяных лучиков, пыльца цветущей полыни, аромат
остывающего спелого жита, далеко внизу, необузданным потоком, изредка где-то позади,
груженые поезда, у пересекавшей дорогу речушки, стелющаяся растительность, в мягком
шорохе, по-сыновьи обнять землю, ничего особенного, за неимением другой дичи, в
начале сентября, бесчисленное множество, вдоль пруда, не были в состоянии.
словарный диктант №3
С неспокойной совестью, с безмолвным раскаянием, не думал с ним уже когда-нибудь
увидеться, непременно хотел помириться, испуганные нашим неожиданным появлением,
всех подстреленных уток, стрелял вовсе не отлично, собирались вернуться, неприятное
происшествие, заряжать ружья, багровыми полосами, не считает сверхъестественным и
необъяснимым, с начала христианства, преемственность двух культур, способствовало
распространению, на заре цивилизации, не без основания предполагают, в течение
короткого времени, ничто не преграждало, наши прародители.

словарный диктант №4
Костный мозг, косный ум, словесный портрет, устный ответ, шествовать по сцене,шефствовать над школой, изысканные яства, явственный звук, слать привет, стлать
постель, ровесник, сверстник, без преувеличения можно сказать, превзошли все ожидания
ученых, небезызвестных раскопках, в продолжение десяти лет, сверхинтересные грамоты
на бересте, беспрецедентное открытие в археологии, оригинальная предыстория, частные письма с забавными прибаутками, коммерческие записи,
распоряжения, завещания, небезынтересные записи, многовековые традиции.

словарный диктант №5
Сузить, сэкономить, сагитировать, предъюбилейный, добьемся, шампиньон, необъятный,трехъязычный, адъютант, бульон, двухъярусный, пьеса, как будто усиливалось, ветреный
день, с подветренной стороны, непрестанно гудит в какую-то скважину снизу, что-нибудь
сверху, обветренное лицо, с обындевевшими ресницами, что-то кричал, не разобрать было
ничего, приободрить меня, рассчитывал на скорое окончание путешествия, расчеты его не
оправдались, претерпевал эти неудобства, не покидало ощущение, предпринятая поездка
вовсе не безопасна, не тянул свою безыскусную песню, ничего не видно.

словарный диктант №6
Цивилизация, иллюстрация, иллюминация, демонстрация, экспедиция, преградить,претерпеть, преобладать, преодолеть, призадуматься, привлечь, непроницаемый мрак,
ветряная мельница, серебряные колокольчики, на пол-аршина, непрерывно въезжать,
насилу дождался, потчевали чаем, ожег себе язык, нисколько не мешало, разговаривать
по-дружески, непреодолимая дрема, навеянная теплом, валяные сапоги, ничего не
слышал, ни пререканий ямщиков, ни перешептывания хозяев, наутро накормили незваных
гостей, вяленая оленина, стреляные зайцы, печенной в золе картошкой.

словарный диктант №7
Необыкновенно хороша, как будто я потерял их навсегда, кто-то яростно кричал,
недалекий лес, с непрерывной угрозой, полуразвалившийся дом, под чьими-то тяжелыми
и бесшумными шагами, внезапно разъярившись, бешено мчится, обгоревшим сверху
абажуром, в течение долгого здешнего лета, свежо и по-домашнему деловито,
непрошеных гостей, расстилаются рыбачьи сети, на полированных булыжниках, по
разостланным сетям, как будто серо-черные пауки, разорванную пелену, капитаны
рыболовецких баркасов, беспрерывной серебряной струйкой.

словарный диктант №8
Сельскохозяйственный, западноевропейский, дальневосточный, южноафриканский,
карело-финский, литературно-художественный, агитационно-массовая, словарно-
техническая, песчаный берег, брошенная мелиораторами труба, масляная краска,
каменные ступени, мощеные и асфальтированные улицы, в мире гигантских сооружений и
нескончаемых реклам, контуры современных катакомб, неповторимый ландшафт,
продвигаться в глубь территории, в непромокаемых курточках, веснушчатый мальчуган,
диковинный рогатый жук-олень, по прибытии в город.

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Диктанты по русскому языку

10-й класс

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 10 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения А.П.Чехова “Дом с мезонином”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 10 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения Л.Н.Толстого “Анна Каренина”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 10 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения Л.Н.Толстого “Анна Каренина”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 10 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 10 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 10 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 10 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Контрольные диктанты по русскому языку для 2 класса
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Контрольные диктанты по русскому языку для 2 класса

Скачать:

Вложение Размер
on9.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные диктанты по русскому языку для 2 класса

1 четверть. Входной контроль

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: оформление предложений на письме, правописание имён собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.

Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под елкой серые ежики.

1 четверть. Текущий контроль

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: оформление предложений на письме, правописание имён собственных, слов с парными согласными, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.

Стоит хороший день. Теперь осень полна тепла. Но часто идёт дождь. Вот Рома с папой идут в лес через широкие поля. Скоро ударит мороз. Всё покроет снег.

Отец и мать Серёжи Чарушина купили ему лыжи. Мороз утих. Серёжа с папой будут гулять два часа по лесной тропе. Снег летит из-под лыж. Трещит наст.

1 четверть. Итоговый

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание имён собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.

Красив зимний наряд леса. На лапках елей лежит снег. На тонких ветках берез снежный пух. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал мороз.

Хороши наши рощи. Красивы там берёзы. Сколько в рощах птиц! Стучат пёстрые дятлы. Кричат грачи. А как свищут синицы! Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц.

2 четверть. Текущий

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание имён собственных, слов парными согласными; умение переносить слова.

Коля пришел в лес. Кто это? Это бежит ежик. Коля любит зверей. Вот стоит пень. Около пня большой гриб. Из гриба будут варить суп. Коля кладет находку в сумку и спешит домой.

Около домов много машин. Вот гараж. У его стены и дверей большой сугроб. По двору едет машина. Шофёр крутит руль. Машина должна выехать на улицу Антонова.

2 четверть. Итоговый

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, разделительного мягкого знака, умение переносить слова.

Наступила зима. Ночью был сильный мороз. Ветер кружил хлопья снега. Кругом лежит белый ковер. Реки и озера покрылись льдом. Ребята побежали на каток. Легко скользят острые коньки по гладкому льду. Там шум и веселье. Хорошо зимой!

На крыльце сидит кошка Сильва и мяукает. Я налью ей в блюдечко молочка и дам несколько кусочков мяса и колбаски. Довольная Сильва пьёт и ест. Теперь у киски вся мордочка в еде. Сытая кошка умывается.

3 четверть. Текущий

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание имён собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.

Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Кутузовский проспект, Садовое кольцо. Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом м кошкой Муркой.

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют на все лады птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в лукошко.

3 четверть. Итоговый

Вот и весна. Солнышко рушит снежные горы. Шумит быстрый ручей. С крыш звонко падает капель. Лопнули душистые клейкие почки. Алёша и Юра ждут прилёта птиц. Они смастерили для птиц скворечники. Мальчики идут в парк.

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Подчеркнуть слова, начинающиеся с гласного звука.

На улице холодно. Идёт весь день колючий снег. А у нас на окне целый сад. На ветках тополя и берёзки распустились серёжки.

На ветках липы показались зелёные листочки. С окна повеяло весною. На вишнёвых ветках уже есть цветочки.

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Подчеркнуть орфограммы в словах берёзки, листочки.

4 четверть. Текущий

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, мягкого знака, слов с сочетаниями жи-шия, ча-ща, чу-щу, правописание имён собственных, умение переносить слова.

Наступила весна. Солнышко шлёт на землю свет и тепло. Звонко звучит капель. Журчат весёлые ручьи. Уже зазеленела травка. На лугу пасут коров и коз.

Федя и Борис идут в рощу. Роща шумит зелёной листвой. Мальчики увидели ландыши. Как хорошо пахнут белые ландыши! ( 43 слова )

Слова для справок: увидели, ландыш.

Наступил тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает частая капель. На клёне надулись почки. На буграх зацвела мать-и-мачеха. Пушистые сугробы снега исчезли. Весело бежит звонкий ручей. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.( 43 слова )

Слова для справок: мать-и-мачеха, исчезли, мчит.

Грамматические задания к диктантам:

1. Подчеркнуть главные члены предложения.

2. Надписать над словами части речи.

3. Разделить для переноса слова.

4 четверть. Итоговый

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, мягкого знака, слов с сочетаниями жи-шия, ча-ща, чу-щу умение переносить слова.

Теплые лучи солнца согрели пруд. Тихо качались камыши. Выплыла утка с утятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плот. В кустах спрятался уж. Пруд ожил. На лугу у пруда растут пестрые цветы. Мы любим играть у пруда.

1. Найти и выписать из текста три слова с орфограммой «Проверяемые парные по звонкости – глухости согласные в конце слова».

2. Найти и подчеркнуть в последнем предложении слово, в котором все согласные звуки мягкие.

Вот березовая роща. На траве играют золотые лучи солнца. Дует теплый ветерок. Под березами спрятался подберезовик. Ножка тоненькая, шляпка широкая. У ручья шумят редкие осинки. Под осинками – подосиновики. Веселые ребята в белых майках и красных беретах. На лесных полянах звучат птичьи голоса. Как хорошо летом в роще.

1. Найти в тексте и выписать формы слова осинка.

2. Подчеркнуть то предложение, в котором есть слово, однокоренное со словом береза.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работаза I полугодие 2012-2013 учебного годаРусский язык4 класс (1-4) Диктант. Цель работы- проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных.

Этот контрольный диктант поможет выявить уровень обученности и качество знаний у учеников 3 класса. Грамматические задания носят разноуровневый характер.

Контрольная работа (диктант) для учащихся коррекционной школы 2 класс VIII вид за 2014-2015 учебный год.Данная работа разработана для обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении и предназначена .

ВЕСНА. Наступил апрель. Снега уже нет. Ярко светит солнышко. У крыльца звонко журчат ручейки. Алёша и Миша пускают бумажные кораблики. (19 слов).

Все задания итоговой контрольной работы соответствуют требованиям программы.

Контрольные диктанты по русскому языку 4 класс.

Анализ контрольного диктанта по русскому языку 2 класс за II четверть.

Проверочные диктанты с грамматическим заданием 2 класс II четверть

Проверочные диктанты для 2 класса с грамматическим заданием по ФГОС за 2 четверть.

Данные диктанты подходят для проверки знаний по пройденным темам любой программы начальной школы.

Проверочные диктанты с грамматическим заданием 2 класс

Проверочные диктанты по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме буквами»

Зимний лес

Лес оделся в зимний наряд. Снег покрыл лапы елей и сосен. Лёгкий пух украсил ветви берёз. Дуб надел пушистый шарф. В нём не страшен мороз. Лес зимой так красив!

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с парными звонкими или глухими согласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

2. Спишите ряды букв, заполните пропуски.

3. К словам тяжёлый, жёсткий подберите противоположные по значению слова (антонимы) и запишите их.

На море

Дедушка привёз внуков на море. Морской берег близко. На берегу большой пляж. Яков и Олег сняли одежду и обувь. Скорее в море! Море было тёплым.

Грамматическое задание

1. Выпишите слова с парными звонкими и глухими согласными звуками написание которых нужно проверять. Рядом запишите проверочные слова.

Дом, друг, вода, суп.

2. Измените слова так, чтобы написание парного согласного нужно было проверять.

Молодой -…, низок – …, луга – …, прутик – … .

3. Запишите имя мальчика с парным согласным звуком, написание которого нужно проверять.

Прорубь

Олег и Стае шли из школы. Падал мокрый снег. У школы пруд. Олег ступил на тонкий лёд. Лёд треснул. Мальчик упал в прорубь. Стае вытащил товарища. Ребята поспешили домой.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с парными согласными на конце. Рядом запишите проверочные слова.

2. Спишите, вставьте пропущенные буквы так, чтобы слова каждой пары различались согласным на конце.

Моло.. – моло.. – лу.. – лу.. – пру.. – пру.. – .

3. К слову товарищ подберите близкое по значению слово (синоним). Составьте с этим словом восклицательное предложение, которым можно закончить этот текст, и запишите его.

На службе у людей*

Люди придумали умные машины. Вот кран тянет груз ввысь. Машины делают обувь, пищу, технику для быта. Трактор тащит плуг, убирает хлеб. Газ и нефть тоже дают нам машины. Зуб лечит бормашина. Город и село не могут без машин.

Грамматическое задание

1. Разделите для переноса слова умные, убирает.

2. Измените в словах одну букву так, чтобы слова каждой пары звучали одинаково, но различались написанием.

Плот — пло. молот — моло. прут — пру.

3. Составьте и запишите предложения со словами стог, сток.

Проверочные диктанты по теме «Ударение. Ударные и безударные гласные»

Галка

У брата с сестрой ручная галка. Один раз сестра умывалась Она сняла колечко. Смыла мыло с лица, глядит – а колечка нет. Брат полез на крышу и нашёл колечко. Это галка всё утащила. По Б. Житкову

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

2. Составьте и запишите вопросительное предложение, которое могло бы стать началом данного текста.

3. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова.

Стена — . мячи — . глаза — .

Ласточка

Мальчик осенью нашёл под крышей гнездо. Он не трогал его. Прошла зима. Весной прилетели ласточки. Они носили в гнёздышко пух и глину. Скоро запищали птенцы. Ласточки ловили своим деткам мошек. По К. Ушинскому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста два однокоренных слова. Первым запишите слово, которое является проверочным, поставьте ударение. В слове, написание которого нужно проверять, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

2. Подчеркните в тексте предложение, состоящее только из главных членов (нераспространённое).

3. Найдите «лишнюю» букву и запишите остальные буквы. А, И, О, Е, У, Я.

Гроза

Мальчик ходил в лес за грибами. Вдруг стало темно. Закапал дождь. Загремел гром. Мальчик сел под дуб. Блеснула молний раздался треск. Большой дуб сломался. Было страшно. Дождь кончился. Бегом домой! По Л. Толстому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по одному слову с безударными гласными И, Е. Рядом запишите проверочные слова.

2. Разделите буквы на две группы. Запишите в каждую группу по одному слову.

3. К слову темно подберите противоположное по значению слово (антоним). Составьте и запишите предложение с этим словом.

Ёлка*

В школу привезли ёлку. Лесная красавица была стройной и пушистой. Школьники делали для ёлки игрушки. Девочки слепили снегурок и зверушек. А мальчики смастерили машинки. Дворник дедушка Тема закрепил на верхушке звезду.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по одному слову с безударными гласными А, О. Рядом запишите проверочные слова.

2. Запишите цифрами, сколько звуков и букв в каждом слове.

Мальчики – . зв. б.

3. Составьте и запишите восклицательное предложение, которым можно закончить данный текст.

Проверочные диктанты по теме «Разделительный мягкий знак (Ь)»

Прилёт птиц

Весна. С юга летят птицы. Они устраивают себе жильё. Грачи строят гнёзда из сучьев на деревьях. Многие птицы вьют гнёзда в дуплах. Жилище соловья на земле. Скоро в птичьих домиках запищат птенцы.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста слова с разделительным мягким знаком и подчеркните его.

2. Запишите слова в два столбика: 1) с разделительным мягким знаком; 2) с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного звука. В каждый столбик допишите ещё по одному слову.

Пальчик, ручьи, коньки, братья.

3. Составьте из слов предложение и запишите его. Вставьте пропущенные буквы.

Дерев…ях, жил..ё, строят, птицы, на.

Птицы осенью

На дворе осень. Льёт дождь. Не слышно птичьих песен. Соловьи и стрижи уже улетели. Скоро собьют клинья утки, гуси и журавли. Они готовят крылья к перелету. Воробьи и сороки ищут пищу у жилья людей.

Грамматическое задание

1. Найдите в тексте слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните те из них, которые нельзя переносить по слогам.

2. К данным словам подберите однокоренные слова с разделительным мягким знаком. Запишите по образцу.

Образец: птица – птичья.

Заяц, лиса, медведь, волк.

3. Спишите, вставьте мягкий знак там, где его необходимо. Составьте и запишите два предложения с любыми из этих словосочетаний.

Сем..я подсолнуха, дружная сем..я, умный Кол..я, вбить кол..я, сол…ю воду, сол..ю суп.

Лисья охота

Охотник идёт по лисьим следам. Вот лиса покружила у деревьев. Это она напала на заячьи следы. Обошла медвежью берлогу. Лисьи петли всё ближе к жилью людей. Ищет хищница птичьи

Грамматическое задание

1. Найдите в тексте слова с разделительным мягким знаком, выделите в них корень, подчеркните разделительный мягкий знак.

2. Составьте из слов словосочетания и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.

Заяч..я, лис…я, капуста, медвеж…я, нора, берлога.

3. Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих слов. Вставьте пропущенные буквы.

Друз, .я, варен..е, печен..е, п..ют.

Вьюга*

Ненастье застало путника в лесу. Закружили хлопья снега. Завыла вьюга. Под елью путник вырыл нору. Ночью слышны были волчьи песни. Утром метель утихла. Человек увидел собачьи следы. По ним он вышел к жилью людей.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с разделительным мягким знаком, разделите их для переноса.

2. Запишите слова, данные в транскрипции.

3. Прочитайте стихотворение. Запишите три-четыре слова, которыми его можно продолжить.

Перед Е, Ё, И, Ю, Я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи.

Проверочные диктанты по теме «Удвоенные согласные в словах»

Наши хобби

Ребята нашего класса не скучают. Кирилл и Алла играют в теннис. Жанна и Римма ходят в бассейн. Римма собирает коллекцию марок. Инна рисует иллюстрации для стенной газеты-А Эмма любит искусство.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста имена детей, в которых есть удвоенные согласные. Подчеркните в них заглавную букву и удвоенные согласные.

2. Спишите, вставьте С или СС.

Ма..а, ли..а, Ро..ия, ро..а.

3. Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих слов. Вставьте пропущенные буквы.

Програ.л, ка..а, кла. иску..тво.

Урок

У нас урок русского языка. Анна и Кирилл думают. Как написать слова: группа, сумма, тонна? А Анна пишет рассказ. В субботу учитель раздаст тетради. Класс узнает оценки.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с удвоенными согласными и подчеркните их.

2. Спишите, вставьте Н или НН.

То..а, дли..а, те..ис, картн.а.

3. Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих слов. Вставьте пропущенные буквы.

Хо..ей, ка..а, тро..ейбус.

Юннаты

Настала суббота. Наша группа на прогулке в парке. Мы – юннаты. Анна и Савва убирают аллеи от мусора. Инна и Васса кормят белок. Пора в класс. Мы вышли на шоссе. Вот и наш троллейбус.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с удвоенными согласными, разделите их для переноса.

2. Спишите, вставьте М или ММ.

Су..а, зи..а, килогра. ра..а.

3. Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих слов. Вставьте пропущенные буквы.

Су..ота, кла. ба..ейн.

К папе*

У мамы телеграмма. Мы едем к папе. Мой папа – профессор. Он исследует кристаллы. Дорога к папе длинная. Мы сели в пассажирский поезд. За окнами Одесса. Скоро мы будем в России.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста названия страны и города, разделите их для переноса.

2. Спишите, вставьте Л или ЛЛ.

А..ея, футбо. мета. те..визор.

3. Замените словосочетания одним словом. Подчеркните в словах удвоенные согласные.

Выходной день, электрический транспорт, результат сложения, порядок выступления артистов.

Читайте также:
Допустим ударение как правильно нужно ставить в этом слове?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: