Диктанты по русскому языку для 4 класса 1 четверти

Диктанты по русскому языку для 4 класса

Темы диктантов для 4 класса:

Диктант Жаркое лето (84 слова)

Вот и наступило жаркое лето. Долгие солнечные дни сменяют.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант “Новогодняя ночь” (95 слов)

Зима – пора волшебства. Только зимой можно увидеть, как.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант В вечные льды из энциклопедии «Что есть что» (155 слов)

С давних пор Север считали непроходимым и опасным для.

Диктант В лес пришла весна (97 слов)

Наступила самая мягкая и светлая пора. Весна. Особенно.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант В осеннем лесу (67 слов)

Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались.

Диктант В старом лесу по И. Тургеневу (145 слов)

Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар. На.
Автор: Тургенев И.

Диктант Весенний первоцвет (86 слов)

Еще в полях лежит снег, а на склонах холмов, сквозь снежные.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Весенняя капель (107 слов)

Весенняя капель – это первые звуки весны. Еще снежные.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Весной (75 слов)

Стоят жаркие весенние дни. На деревьях уже набухают почки.

Диктант Дыхание весны (63 слова)

Весна – самое чарующее время года. Зима еще пытается.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант За грибами (61 слово)

Кто не любит бродить по лесу осенью? Это настоящая грибная.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Запятая внутри сложных предложений (116 слов)

Расставьте запятые Умей жить и тогда__когда жизнь.

Диктант Зима (102 слова)

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел.

Диктант Зима в городе (87 слов)

Незаметно подкралась зима. Еще вчера осенние грозы.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Зима в лесу (82 слова)

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света.

Диктант Зимние игры (124 слова)

Зима – самое холодное время года. Мороз неустанно.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Зимние краски (90 слов)

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Зимние краски (90 слов)

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома.

Диктант Зимний день (102 слова)

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Зимний день (59 слов)

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё.

Диктант Золотая пора (71 слово)

Осень по праву можно назвать золотой порой. Природа словно.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Как мужик убрал камень (103 слова)

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал.

Диктант Конец осени (62 слова)

Пока ещё стоят тёплые осенние деньки. Деревья готовятся к.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Краски лета (88 слов)

Лето – самое разноцветное время года. В лесу – настоящее.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Ласточки (72 слова)

Прошли ненастные и хмурые дни. Деревья и кусты освободились.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Лесное чудо (88 слов)

Живёт где-то на свете маленькая фея. Не с кем ей играть, вот.

Диктант Лесной голосок (112 слов)

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали.

Диктант Летний отдых (78 слов)

Наступило долгожданное лето. Начались самые.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Летняя гроза (87 слов)

Потемнело, нахмурилось небо. Побежали мрачные грозовые.

Диктант Летняя рыбалка (90 слов)

Этим летом мы с дедушкой отправились на рыбалку. Идти нужно.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Лето в деревне (69 слов)

Наша семья проводит лето в деревне у бабушки. Мама и папа.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Лето на море (99 слов)

Летом мы отдыхали на Черном море. Интересно, почему его.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Могучий дуб (68 слов)

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе.

Диктант Осень хозяйка (80 слов)

Осень разукрасила природу самыми яркими красками. Клёны и.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Природа поздней осенью (61 слово)

Заканчиваются осенние деньки. Совсем не весело природе.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Прогулка (83 слова)

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту.

Диктант Прозвища зимы (112 слов)

Как только не называют зиму русские поэты и писатели. А. С.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Сирень (91 слово)

Под моим окном расцвел куст сирени. Теплый майский ветер.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Совесть (91 слово)

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а.

Диктант Трусиха (84 слова)

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не.

Диктант Умей владеть собой (82 слова)

Человек должен подавлять в себе злость, скверное.

Диктант Цветущая липа По А. Трофимову (87 слов)

Я шел по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки.
Автор: Трофимов А.

Диктант Чудесная пора осени (62 слова)

Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал.

Диктант Щедрая осень (70 слов)

Как быстро пролетело весёлое лето. Наступила красивая и.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант №343 (67 слов)

Выпишите первое слово из пятого предложения и сделайте его.

Диктант №344 (65 слов)

Выпишите три последних слова из второго предложения и.

Диктант №345 (79 слов)

Выпишите из текста слово с разделительным мягким знаком и.

Диктант №346 (66 слов)

Напишите транскрипции двух первых слов седьмого.

Диктант №347 (63 слова)

Напишите транскрипции трёх последних слов последнего.

Диктант №349 (73 слова)

Найдите в тексте название частей света и сделайте.

Диктант №350 (68 слов)

На востоке появилась бледная узкая полоска. Постепенно в.

Диктант №351 (70 слов)

Сделайте фонетический разбор двух последних слов из.

Диктант №352 (69 слов)

Сделайте фонетический разбор двух первых слов из.

Диктант №353 (68 слов)

Сделайте фонетический разбор предпоследнего слова из.

Диктант №354 (65 слов)

Сделайте фонетический разбор третьего и четвёртого слов.

Диктант №355 (70 слов)

Подчеркните в первом предложении буквы, обозначающие.

Диктант №356 (65 слов)

Сделайте фонетический резбор первого слова первого.

Поиск ответа

Всего найдено: 31

Читайте также:
Морфологический разбор существительного - порядок и схема
Вопрос № 307123

Здравствуйте. Решали тренировочный вариант ЕГЭ. В задании №6 необходимо исправить лексическую ошибку и исключить лишнее слово (избежать плеоназма) и попалось следующее предложение: “Человек двадцать партизан лежали вокруг костра, разведенного посреди пустого, очень огромного, как поле, двора”. Кто-то исключил слово “человек”, кто-то – слово “очень”. Подумали, что верен и тот и другой вариант. Когда сверились с ответами, то там значился только один вариант – слово “очень”. Мы с этим ответом согласны и понимаем, почему оно лишнее. Но никак не можем понять, почему словосочетание “человек двадцать партизан” – не плеоназм? Мы сравнили это с плеоназмом “май месяц”. Это неверно составленный вариант или мы не так рассуждаем?

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание человек двадцать партизан не ошибочно, это устойчивая модель. Ср.: Мы взяли человек пять солдат и уехали рано утром (М. Ю. Лермонтов); Человек тридцать немцев вышли из леса и двинулись к реке (Э. Г. Казакевич); Человек восемь пленных с оборванными погонами дожидались своей очереди (В. Быков).

Вопрос № 306074

Добрый день. В Яндекс-репетиторе в задании на отыскание слов с чередующимися безударными гласными в корне слово “понимать” не относят к чередованию, а относят к проверяемому слову. Мне думается, что этот корень с чередованием (а, я – им, он понимать – понять). Это задание здесь (4-я строчка) yandex.ru/tutor/subject/problem/?problem_id=T735

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы, в глаголе понимать и в производном от него существительном понимание (именно это существительное входит в задание) корень с чередованием. См. соответствующую словарную статью в информационно-поисковой системе «Орфографическое комментирование русского словаря».

Вопрос № 305733

Здравствуйте! В диагностической работе №2 по русскому языку 11 класс (13.03.2020) вариант № РУ 1910401 задание №2 был вопрос: “Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска”. Великой Отечественной войны “Кукрыниксы” вели напряженную работу над созданием агитационных плакатов и листовок, сатирических “Окон ТАСС”, бесчисленных карикатур для газет и журналов. Я написал ответ – “В ГОДЫ”, а учительница говорит, что “В ТЕЧЕНИЕ”. Прошу рассудить и пояснить. Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В задании сказано вставить предлог (а не предлог с существительным), поэтому вариант в годы не подходит под это условие. А в течение подходит.

Вопрос № 301960

Здравствуйте! Готовлюсь к сдаче ОГЭ по русскому языку и встретила затруднение в задании , где нужно было найти фразеологизм. Ключи к сборнику утверждают, что в предложении: ” Стёкла пенсне чуть подрагивали, в них отсвечивало солнце, будто то и дело вспыхивали огоньки.” содержится фразеологизм. Я не могу понять, какое из сочетаний слов в данном примере является фразеологизмом? Помогите, пожалуйста, разобраться.

Ответ справочной службы русского языка

Мы также не видим фразеологизма в этом предложении.

Вопрос № 294470

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, определяется ли род у существительного во множественном числе если оно прописывается в связке с прилагательным. Например, золотые руки, осенний лист, кованые мысли, деревянные стулья. В задании указано определите род и число существительного.

Ответ справочной службы русского языка

Конечно. Нужно такое существительное поставить в начальную форму для определения рода. Число определяется в “связке” с прилагательным.

Вопрос № 293975

Добрый день. Скажите, пожалуйста, есть ли зафиксированное правильное написание HDR. Написала в задании на повышение квалификации “HDR режим” – отметили ошибку орфографии, но не уточнили.

Ответ справочной службы русского языка

Неизменяемые приложения, стоящие перед определяемым словом, присоединяются дефисом.

Вопрос № 293774

Добрый день! В 1999 году слово “зоревать” убрали из исключений и зафиксировали в словарях как “заревать”, почему же в школьных учебниках русского языка до сих пор его дают как исключение “зоревать”, например, в учебнике 6-го класса под редакцией Рыбченковой 2014 года издания, на котором, кстати, стоит маркировка ФГОС? Как учить детей? Ведь им сдавать ЕГЭ, и, возможно, кому-то попадется такое слово в задании , где нужно вставить пропущенные гласные в корне.

Ответ справочной службы русского языка

Вы затронули очень серьезную проблему. Сейчас после большого перерыва возобновляется взаимодействие ученых, занимающихся кодификацией русской орфографии, и методистов. Но происходит это, к сожалению, не так быстро, как хотелось бы. Кодификаторы ведут постоянную работу – пополняют орфографический словарь новыми словами, ищут новые, более точные, непротиворечивые формулировки правил, изучают области письма, неудовлетворительно описанные в существующих справочниках, уточняют списки исключений, разрабатывают электронные орфографические ресурсы. В очень редких случаях, только когда вынуждает к этому орфографическая система русского языка, они меняют рекомендации. Новые сведения в школу проникают с большой задержкой. Иногда, приходится признать, это происходит из-за неосведомленности школы и методистов об орфографической работе, которая ведется учеными.

Теперь обратимся к слову заревать. В середине ХХ в., когда формировался орфографический минимум для школы, это слово не было включено в правила и учебники, адресованные детям и учителям. Вероятнее всего, причина в том, что это слово крайне редкое. В основном подкорпусе «Национального корпуса русского языка» сейчас находится лишь три документа с вариантом заревать , и восемь с вариантом зоревать . В большинстве толковых словарей, в том числе в « Большом академическом словаре русского языка » , который начал издаваться в 2004 г., ни в одном из вариантов написания глагол не фиксируется.

Учить писать в школе нужно в соответствии с современной нормой. При расхождении рекомендаций в учебнике и современном академическом орфографическом словаре стоит объяснять, что языковые нормы, в том числе орфографические, в живом языке могут меняться. Не подвержены никаким изменениям только мертвые языки. Вариант зоревать является устаревшим.

Специалисты, составляющие задания для ЕГЭ, осведомлены о многих проблемах современной орфографии и стараются проблемные слова типа заревать в материалы не включать.

Вопрос № 291300

Добрый день. Сообщите, пожалуйста, как правильно написать: “Состав работ приведён в задании , являющЕмся приложением к договору” или “Состав работ приведён в задании , являющИмся приложением к договору”. Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Являющемся – форма предложного падежа, являющимся – творительного. Правильно: Состав работ приведён в задании , являющемся приложением к договору. Ср.: Руководствоваться заданием, являющимся приложением к договору.

Вопрос № 289715

Допустимо ли, составляя линейную схему сложноподчиненного предложения, не разграничивать в ней, от чего зависит придаточная — от всей главной (стрелка ставится от квадратных скобок к круглым) или от слова в главной (крестик над главным словом, стрелка от него к круглым скобкам)? Можно ли во всех случаях просто ставить стрелку от квадратных скобок к круглым?

Ответ справочной службы русского языка

Это зависит исключительно от того, что требуется в задании .

Вопрос № 287640

В задании у ребёнка предложение: “Василий, запускай бумажный змей.” Разве не “бумажного змея”? Объясните, пожалуйста, почему. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В предложении ошибка. Правильно: запускай бумажного змея. Змей – одушевленное существительное (в т. ч. об игрушке). См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. – 5-е изд., испр. – М., 2008.

Вопрос № 286693

В пробном тесте ЕГЭ по русскому языку такой вопрос: Укажите многозначное слово: А) погода Б) взгляд В) лук Г) ключ Д) мир Правильный ответ только один из пяти, но разве здесь только одно слово многозначное.

Ответ справочной службы русского языка

К этому ряду слов более подошло бы задание «Укажите однозначное слово». Все слова, кроме лук (в значении ‘оружие’), многозначны. Это можно проверить по толковому словарю на нашем портале . Можно предположить, что в задании ошибка (ошибки такого рода иногда встречаются). Однако даже в этом случае задание некорректно, потому что существует два омонимичных слова лук, одно из которых имеет два значения (см. словарь).

Вопрос № 281971

Уважаемые господа, возник спор на просторах интернета: http://www.yaplakal.com/forum3/topic1085177.html
И спор вот в чем: по условиям данной задачи однозначно понятно, что речь идет о периметре квадрата и периметре треугольника или по этим же условиям задачи можно искать ответ, сравнивая сторону треугольника и периметр квадрата?

Ответ справочной службы русского языка

Некоторая недосказанность в задании есть. Однозначной трактовки нет, задание можно понять двояко: такой же периметр, как периметр треугольника (т. е. 72 см) и такой же периметр, как сторона треугольника (т. е. 24 см).

Логика подсказывает, что имеется в виду всё-таки первый вариант (и правильный ответ будет 18), иначе зачем надо было писать про равносторонний треугольник и рисовать его, можно было написать просто: найди сторону квадрата, который имеет периметр 24 см. Очевидно, авторы хотели, чтобы дети сделали два шага: сначала нашли периметр квадрата (равный периметру треугольника), потом разделили на 4. Но задание следовало сформулировать точнее.

Читайте также:
Фетиш ударение в слове на какой слог падает и как это запомнить?
Вопрос № 281794

Добрый день! Мой сын участвовал во Всероссийском марафоне знаний по русскому языку для школьников 1-2 классов ФГОС, который был опубликован (в форме олимпиады) на портале 45 минут (http://www.45minut.ru). Один из вопросов звучал так: “Коля, Аня и Миша прочитали в учебнике такое задание: «Измени окончание слова СТОЛ так, чтобы это слово можно было перенести двумя способами». Коля написал СТОЛОВАЯ, Аня – СТОЛОВ, Миша – СТОЛИКИ. Кто из них справился с заданием?” Сын ответил никто. Однако администрация портала засчитала этот ответ как неправильный, так как правильным они посчитали ответ “Коля и Миша”. Справедливо ли решение портала? Ведь слова СТОЛОВАЯ и СТОЛИКИ получились путем изменения не только окончаний, но и прибавления суффиксов. То есть вопрос заведомо содержал неверную формулировку? Обоснуйте, пожалуйста, свое мнение, приведя ссылку на соответствующее правило в русском языке. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Стол, столики, столовая – три разных слова. В задании требовалось изменить окончание слова стол , а не образовать новые слова. Изменила окончание только Аня (стол – столов), но и она не справилась с заданием, т. к. слово столов можно перенести только одним способом: сто-лов. Таким образом, Ваш сын ответил правильно: никто из ребят не справился с заданием.

Вопрос № 281180

Можно ли считать, что “в словосочетании “дом из камня” оба слова мужского рода”? Вопрос задан по следам олимпиады по русскому языку для 1 класса от Меташколы, где спрашивалось: “В скольких словосочетаниях оба слова мужского рода?” и наряду с “нос корабля” были приведены варианты “цветок сирени”, “огонь в камине”, “тарелка супа” и упомянутый выше (всего пять). Организаторы олимпиады предполагали, что правильный ответ – “три”. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Да, конечно. Дом и камень – слова мужского рода. Ошибки в задании нет.

Вопрос № 280838

В задании ОГЭ вопрос: “Выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется правилом (является исключением”. Ответ: “сделать” из предложения: “Что я должен сделать?” Это ошибка? Разве есть какие-то исключения в случае с приставкой “с”?

Ответ справочной службы русского языка

В школе правило формулируется примерно так: в приставках на з и с перед звонким согласным пишется буква з , а перед глухим согласным – с . В этом случае приставка с- (у которой нет пары з- ) оказывается исключением: бездомный, беспредельный, но сделать, списать.

Диктанты 9 класс

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • Итоговый диктант
9 класс 1 четверть

Тучу передернуло синим пламенем. Медленно загремел гром. Он то усиливался, то почти затихал. И дождь, подчиняясь грому, начал временами идти сильнее и широко шуметь по листве, потом останавливался. Вскоре сквозь тучи пробилось солнце. Старый пушкинский парк в Михайловском и крутые берега Сороти запылали рыжей глиной и мокрой травой. Стройная радуга зажглась нал пасмурной далью. Она сверкала и дымилась, окруженная космами пепельных туч. Радуга была похожа на арку, воздвигнутую на границе заповедной земли. С особенной силой здесь, в пушкинских местах, возникали мысли о русском языке. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой, со спутанными осенним ветром холодными волосами, слушал влажный гул сосновых вершин, смотрел, прищурившись, откуда несутся осенние тучи, толкался по ярмаркам. Здесь чудесные слова переполняли его, стесняли его душу и, наконец, слагались по огрызком гусиного пера в звенящие строфы.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст;
  2. Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения;
  3. Выполните синтаксический разбор предложения:
    1 вариант – 2 предложение 3 абзаца;
    2 вариант – 3 предложение 3 абзаца.
9 класс 2 четверть

Когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали высятся, громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа боится шевельнуться. Ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит и манит к себе, а от ласки его кружится голова. Едешь по степи. Попадается на пути молчаливый курган, бесшумно пролетит над землей ночная птица, на память приходят степные легенды, рассказы встречных и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Определите стиль и тип речи данного текста;
  2. Выпишите из текста 1СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы.
  3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия.
9 класс 3 четверть

Приближение грозы Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки. Невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который относил бы ее. Все мое внимание было устремлено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, которые собирались в одну большую, мрачную тучу. Изредка погромыхивал дальний гром. Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча быстро двигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и седые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Определите стиль и тип речи данного текста
  2. Выпишите из текста 1 СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы
  3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия .
Итоговые диктанты за 9 класс

Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, как ни оригинальна его форма, но почему – то ни греческая, ни римская мифология не создали о нем никакого сказания. И это тем более странно, что тюльпаны в диком состоянии в обилии растут в Греции, где их не могли не заметить как сами жители, так и все те, которые были творцами мифологии. Первые сведения об этом прелестном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный, в виде фонаря или кубка, цветок не мог пройти незамеченным и носил название «турецкая чалма». Он воспет многими персидскими поэтами, которые утверждали, что с красотой этого растения не могут сравниться ни кипарис, ни даже сама роза. Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный, волшебный праздник тюльпанов. В Европу тюльпан попал лишь в шестнадцатом веке.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст;
  2. Выполните графический разбор 3 предложения 2 абзаца, составьте схему. Определите вид подчинения придаточных.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Читайте также:
Изъявительное наклонение глагола - образование, вопросы

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку. 9 класс

Здесь представлены диктанты по основным тема 9 класса. Тексты диктантов могут быть использованы для работы по развитию речи, для комплексного анализа текста.

Содержимое разработки

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку. 9 класс.

1. Вводный диктант. Повторение изученного в 5 -8 классах.
По реке.

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.
Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке.
Мы плыла медленно по течению реки, почти не работая веслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(174 слова)
Грамматическое задание (по вариантам)

1. Синтаксический разбор предложений (1-й абзац):

1) В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке.

2) Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
2. Определить тип предложений:

1) найти односоставное предложение (^ Сначала было жутко ехать незнакомой рекой. — безличное.)

2) найти неполное предложение (Где-то защелкал соловей, за ним другой.)

2. Диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочинённое предложение»
Орлиное гнездо.

Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов. 4

С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.

Читайте также:
Создал ударение - объяснение правила орфоэпии

Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него. 4 (163 слова.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

3. Диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчинённое предложение»
В степи.
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. 1) Теснись и выглядывая друг за другом эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали. 2) Едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло сзади из-за горизонта и тихо, без хлопот принялось за свою работу. 3) Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы. 4) Что-то теплое коснулось Егорушкиной спины: полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
5) Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести.

(157 слов.) (А. П. Чехов)
II. Задание
Сделать схемы всех сложных предложений, определить вид придаточных, дать характеристику предложений (сложные предложения подчеркнуты и отмечены цифрами).

1. […, …], (которая…). Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным; главное предложение осложнено деепричастным оборотом и однородными членами; придаточное — однородными членами.

2. [ ], где ( ) и где ( ). Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными с однородным подчинением. Главное предложение осложнено однородными членами.

3. […, где ( ), …, (которая…, . )…]. Сложноподчиненное предложение с параллельной связью между придаточными, расположенными внутри главного предложения, Первое придаточное места, второе — определительное. Главное предложение осложнено однородными членами, второе придаточное — причастным оборотом.

4. [ ]; [. ], и [ ]. Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью со значением перечисления. Второе предложение осложнено деепричастным оборотом и двумя рядами однородных членов; третье предложение осложнено однородными членами.

5. [. …], чтобы ( ). Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Главное предложение осложнено однородными членами с обобщающим словом и обособленными однородными членами.

За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. С левой стороны таинственно поблескивала чёрная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.

Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.

Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчёт стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.

Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько лёгкая, что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Тёмно-зелёные дубы и липы, которыми заросли озёрные берега, четко отражались в неподвижной воде. 4 Редкие и ясные, словно звёзды, покоились на воде цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озёрного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести-триста метров. 4 (По В.Солоухину.)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

2. Найдите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте схему этого предложения.

3. Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

4. Диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Деревня была где-то за лесом. Если идти в неё по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. Толстые корни обхватили извилистую тропу. Лес шумит, успокаивает. В стылом воздухе кружатся жухлые листья. Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.

Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.

Осенний день как свеча: тлеет – тлеет тусклым огнём и угаснет. На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти.

Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.

Мокрый снег напоил влагой пальто. Холодно, и ноют обмороженные ноги. Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. Деревня, оказывается, была совсем рядом.

(168 слов) (По Л. Фролову)

Грамматические задания

1. Озаглавить текст диктанта.

2. Найти в тексте БСП и определить смысловые отношения между частями БСП.

3. Выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:

в 1, 2 абзацах – 1-й вариант в остальном тексте – 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. 1- вариант

Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. – 2- вариант

5. Итоговый диктант с грамматическим заданием .

Утро в степи.

Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами

Читайте также:
Степени сравнения наречий - как образуются плюс исключения

Грамматическое задание:

Выполните синтаксический разбор предложения:

I вариант – «В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы».

II вариант – «Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени».

Словообразовательный разбор слов:

I вариант – высоко, бледнея.

II вариант – радостно, переливаясь.

Определение типа связи слов в словосочетании:

I вариант – выписать словосочетание со связью согласование.

II вариант – выписать словосочетание со связью управление.

Диктанты по русскому языку для 9 класса 4 четверти

9-й класс
Тема: «Повторение изученного в 5–8-х классах»

Кролик не успел закончить рассказ. Вдруг он вскинул голову, навострил уши, и ноздри его затрепетали. Через несколько секунд беглецы совсем рядом услышали тяжелую поступь. Неожиданно листья кустарника на другой стороне тропинки разошлись, и оттуда высунулась вытянутая голова с черно-белыми полосками. Морда опущена, зубы скалятся, нос почти касается земли. Потом друзья разглядели крупные мощные ноги и черное туловище. Глаза, злые и умные, уставились прямо на них. Еще кролики увидели зубы, сверкавшие белизной. Какое-то время все неподвижно смотрели на это чудовище. Потом Шишак, стоявший к нему ближе других, повернулся и двинулся прочь. «Пошли отсюда, – шепнул он на ходу. – С ним лучше не связываться».
Друзья побежали за ним и вскоре выскочили на небольшой обрыв. Увидев реку, они замерли и вытаращили глаза. Разумеется, после тяжелой ночи переплыть через нее будет трудно.

(По Р.Адамсу)
(127 слов)

Тема: «Сложносочиненное предложение»

Дремавший рогач приподнял голову, и лохматые уши описали два медленных полукруга, вбирая в себя шорохи и голоса. Что его разбудило? Не то принесенный ветром подозрительный шум, не то просто нюх на опасность.
Но наяву лес не рассказал ему ни о чем тревожном. Старый тур по привычке лизнул голое пятно на черном плече и вновь опустил голову, продолжая прерванный отдых.
Но вдруг он стремительно вскочил на ноги. Жадно раздувшиеся ноздри быка втянули воздух, и глубоко в груди родился грозный рокот. Глаза тура начали наливаться кровью. В воздухе витал ненавистный человеческий дух. Он страшно фыркнул и шагнул вперед, но угроза не помогла. Запах продолжал расти, и тогда бык повел коров прочь.
За убегающим туром летела свора собак и скакали во весь опор охотники. Он легко перелетал поваленные стволы, с треском крушил грудью подлесок. Ярость и унижение толчками бились в сердце быка.

(По М.Семеновой)
(139 слов)

Итоговый диктант

ПОЕЗДКА НА КАВКАЗ

Однажды мама торжественно объявила, что на днях мы на все лето уезжаем на Черное море, в маленький городок Геленджик. Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городком без всякой растительности. Только колючие кусты и чахлая акация с желтыми сухими цветочками росли в палисадниках.
Но бухта была очень хороша. В теплой воде плавали, как розовые и голубые цветы, большие медузы. Прибой выбрасывал на берег водоросли, гнилые поплавки от рыбачьих сетей и обкатанные волнами куски темно-зеленых бутылок.
Однажды отец нанял линейку, и мы поехали на Михайловский перевал. На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, облака из серой сухой ваты. Кое-где из зелени торчали утесы, а вдали я увидел вершину, горевшую льдом и снегом.
Линейка начала спускаться. Мы въехали в такую чащу, что пришлось остановить лошадей, слезть с линейки и идти дальше пешком. Мы вышли на поляну в зеленом ущелье. Под густыми буками мы увидели старый сарай, стоявший на берегу горной речонки. Мы хотели сразу идти по реке, но мама расстелила скатерть, достала провизию и велела нам перекусить.

(По К.Паустовскому)
(168 слов)

Тема: «Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и изъяснительными»

ВСТРЕЧА С ОРАНГОМ

Сначала это ужасное существо показалось Генри человеком. Но уже в следующий момент мальчик сообразил, что перед ним обезьяна. При виде лохматого чудовища он не мог подавить испуг за сестру, которая была совсем рядом с животным. Первым побуждением Генри было броситься к обезьяне и выстрелить ей в морду. Но в тот самый момент, когда он уже собирался это сделать, Нелли спряталась за дерево. Увидев, что обезьяна не собирается преследовать его сестру, Генри остался на месте.
Очевидно, обезьяна хотела добраться до зарослей водяных лилий у берега. Генри знал, что оранги питаются фруктами. Если фруктов почему-либо не оказывается, то они едят сочные листья и стебли растений.
Мальчик вскочил и быстро побежал к дереву, за которым спряталась Нелли. Там он крепко обнял сестру и попытался успокоить ее, потрясенную встречей с огромной обезьяной. Брат и сестра сообразили, что лучше всего остаться на месте и привлечь к себе осторожнее взрослых.

(По М.Риду)
(145 слов)

Составьте схемы выделенных предложений:

I вариант – курсивом;

II вариант – полужирным шрифтом.

Итоговый диктант

(I полугодие»; повышенной степени сложности)

В лесу, залитом бледным лунным светом, стояла удивительная тишина. Внезапно глухой треск, донесшийся откуда-то издалека, нарушил ночное безмолвие. Охотник Роб Уапп поднял голову и прищурился, пытаясь что-то рассмотреть в той стороне, откуда послышался звук. Старый лесоруб, сидевший вместе с Робом у затухающего костра, продолжал задумчиво курить трубку. Роб вопросительно посмотрел на товарища, и он, заметив это, пробормотал: «Старое дерево свалилось».
Роб ничего не ответил, но тень сомнения скользнула по его открытому, мужественному лицу. В лесу снова наступила тишина, которая казалась даже более торжественной из-за едва слышного журчания ручейка и шипения догорающих поленьев. Охотник и лесоруб сидели молча, думая каждый о своем.
Лесоруб любил и уважал Роба, который был не по годам искусным охотником, прекрасно знавшим нравы лесных зверей. Сам он тоже был хорошим охотником, но, в отличие от Роба, ничем, кроме дичи, в лесу не интересовался. Сейчас он обходил леса, отмечая лучшие ели и сосны, чтобы срубить их зимой. Поэтому мысли его были заняты только деревьями, годными для рубки.

Читайте также:
Слово ответ ударение - на какой слог падает, как узнать, что верно поставили

(По Ч.Робертсу)
(159 слов)


Итоговый диктант

(I полугодие; средней степени сложности)

Вслед за внезапным исчезновением бобров у пруда произошла та неожиданная встреча, которая обычно путает самые точные расчеты, разрушает самые верные планы. Приведенный в ярость исчезновением добычи медведь бросился вперед. В это же время обе рыси подскочили в воздух и распластались в полете гигантского прыжка. С яростным визгом и фырканьем они опустились на землю в нескольких шагах от медведя, плотно прижав к головам уши. Короткие рысьи хвосты вздрагивали от злости.
Медведь быстро повернулся к противникам. Он был готов как к атаке, так и к защите. Для него было ясно, что эти рыси спугнули бобров и тем самым испортили ему охоту. Подобного вмешательства не потерпит ни одно из хищных животных.
Но и рысям было очевидно, что в их неудаче виновен медведь. Поэтому рыси чувствовали слепую ярость, которая могла заставить их броситься на любого врага и вцепиться в него зубами и когтями. Но медведь был владыкой леса, и серые хищницы хорошо знали, что и вдвоем им едва ли удастся справиться с ним.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

ГОРНОСТАЙ

Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, которая проходила поперёк плавней. Меня сопровождал местный двенадцатилетний мальчик Степа — заядлый охотник и рыболов, который до тонкости знал звериное население этих мест. Степа часто уверял меня, что видел здесь горностаев.

Мы расположились недалеко от норы выдры и, притаившись, ждали, когда она выйдет. 4 Нас облепили комары, которые, к моему удивлению, облюбовали нос моего товарища. 4 Но он терпеливо и молча переносил их укусы, не шевеля даже пальцами. Невдалеке была затоптанная небольшая площадка, на которой выдры по утрам грелись на солнце.

Через некоторое время послышался лёгкий прерывистый шорох и мы заметили маленького зверька с большой чёрной головкой. Минуту спустя мы поняли, что это горностай держит в зубах водяную полёвку.

Впоследствии я установил, что горностай обитает в норе, вырытой в дамбе. Мне стало ясно, по каким тропинкам бродит зверёк, куда он уходит и чем промышляет.

Грамматическое задание

1. Обозначьте в тексте виды придаточных частей: определительные (1 вариант), изъяснительные (2 вариант).

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Мы расположились недалеко от норы выдры и, притаившись, ждали, когда она выйдет. (1 вариант);
Нас облепили комары, которые, к моему удивлению, облюбовали нос моего товарища. (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ПЕРЕПОЛОХ

Кто-то ночью явился к жилью и съел у хозяйки хороший новый веник, который она забыла на крыльце. 4 Шарик не мог съесть веник, не нужен берёзовый веник и коту. Когда взошла луна, я увидела на снегу серенькую тень. Это заяц незаметно проскользнул в огород, обследовал сарай и неслышно забрался на то крыльцо, где вчера лежал новый веник. Теперь я узнала, кто наведывался в деревню прошлой ночью.

Смотрела я в окно и вдруг увидела, как к деревне подбирается лиса. 4 Сначала я подумала, что лиса пришла проверить курятник. Но мне показалось, что она просто подошла к пустому сараю в стороне от деревни и исчезла в нём.

Когда я отважилась заглянуть в окно сарая, то увидела, как, свернувшись клубочком, лиса сладко спала. Разве может быть такое, чтобы лиса приходила в деревню не охотиться, а спать? Удивлённая, отправилась я спать под крышу старого дома.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Кто-то ночью явился к жилью и съел у хозяйки хороший новый веник, который она забыла на крыльце. (1 вариант); Смотрела я в окно и вдруг увидела, как к деревне подбирается лиса. (2 вариант)

2. Обозначьте в тексте виды придаточных частей: в 1 абзаце (1 вариант), во 2-3 абзацах (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ПОДАРКИ ЗИМЫ

Зиме хотелось до Нового года не только прибрать, но и принарядить лес. Она прикидывала, кому что подарить. «Ёлки — мерзлячки», — решила зима и надела на них длинные-предлинные шубы. Стройные светлые берёзки наградила она лёгкими кружевными платьицами, в которых эти длинноногие красавицы стали хрустальными. 4 Всем пням она примерила такие удобные шапки, что хмурые и суровые пни даже повеселели.

Только одно маленькое пятнышко среди белого великолепия портило всё. Это была проталинка! Первая, совсем не ко времени. Было непонятно, откуда она взялась в декабрьском лесу. 4 И с ней бы зима справилась, чтобы весной эта непослушница растаяла последней.

Сколько уже дней бросала зима снег на это пятно, а ему всё нипочём! Здесь бил родник, от которого поднимался пар. Заваленный ветками, прошлогодней листвой, он вился тоненьким ручейком, а зимой спокойно спал под большим мягким сугробом.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Стройные светлые берёзки наградила она лёгкими кружевными платьицами, в которых эти длинноногие красавицы стали хрустальными. (1 вариант);
Было непонятно, откуда она взялась в декабрьском лесу. (2 вариант)

2. Обозначьте в тексте виды придаточных частей в СПП.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ПИНГВИНЫ

Увальней-пингвинов не назовешь скороходами, но они умудряются преодолевать большие расстояния. 4 Если им куда-то надо срочно попасть, они ложатся на брюхо и, быстро перебирая крыльями и лапами, скользят по льду. Устав, снова встают на ноги и топают дальше, время от времени поглядывая на солнце — оно им служит ориентиром.

Когда пингвины слышат песню, то гурьбой спешат к людям. Правда, им нравится не любая музыка. Когда заводили классическую музыку, пингвины кучками стояли вокруг магнитофона, с удовольствием прислушиваясь к звукам. Но стоило мелодии стать более бойкой, как слушатели начинали проявлять беспокойство. Какое-то мгновение пингвины стояли в смущении, а потом они вдруг отворачивались и решительно удалялись прочь. 4

Читайте также:
Фетиш ударение в слове на какой слог падает и как это запомнить?

Пингвины еще не совсем познакомились с человеком, но они уже друзья с ним. Поэтому не случайно на станциях, расположенных вблизи колоний этих смешных толстяков, человек уже вывесил таблички: «Берегите наших больших друзей — пингвинов!»

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Увальней-пингвинов не назовёшь скороходами, но они умудряются преодолевать большие расстояния. (1 вариант);
Какое-то мгновение пингвины стояли в смущении, а потом они вдруг отворачивались и решительно удалялись прочь. (2 вариант)

2. Обозначьте в тексте виды придаточных частей в СПП.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ЗИМНИЙ ЛЕС

Не услышишь сейчас задорных птичьих песен, не донесётся знойное жужжание насекомых, не зашепчутся вдруг от лёгкого ветерка листья, а воет подчас, словно голодный волк, ветер, шуршит метель, скручиваясь в спираль, трещат от мороза деревья, словно кто-то пытается расщепить их стволы.* (1 вариант)

Холодное зимнее солнце лишь на несколько часов, запутавшись в ветках деревьев, подарит лесу короткий сверкающий день, и снова опустится долгая морозная ночь. 4 Невиданные кусты, деревья и травы растут в зимнем лесу. Снег превратил их в пышные тропические растения, но он не дал им сочных красок, запахов и, самое главное, жизни. 4 И расцвечивает солнце снег, и сверкает он самоцветами.

Но если бы не был красив зимний лес, никто, наверное, не вспомнил бы его весной. Ведь стоит только зацвести черёмухе, как сравнивают её белоснежные заросли со снежными сугробами, в снежные куртинки превращаются заросли звездчатки, и словно снежная лавина в долине реки цветущая таволга.* (2 вариант)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Холодное зимнее солнце лишь на несколько часов, запутавшись в ветках деревьев, подарит лесу короткий сверкающий день, и снова опустится долгая морозная ночь. (1 вариант);
Снег превратил их в пышные тропические растения, но он не дал им сочных красок, запахов и, самое главное, жизни. (2 вариант)

2. Постройте схему* указанного в тексте предложения.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ

Стояли сильные морозы. На балконе всё чаще появлялись шустрые синички, которые с наступлением холодов стали жаться к жилью человека. Мы смастерили подвесные кормушки и положили в них семечки, сливочное масло и несолёное сало.

С раннего утра синички слетались на наш балкон, на котором расположилась птичья столовая. Весёлые, лёгкие и бесшумные, они никогда не ссорились. Поражала их какая-то необыкновенная деликатность, потому что ни одна из синичек не пыталась отнять зёрнышко у другой. Если около коробочки с салом находилась уже птичка, другая пристраивалась так, чтобы не мешать ей, или ждала, когда та кончит есть.

Удивительное дружелюбие птичек, доверие к человеку особенно располагали к ним. Поймать синичку не стоило никакого труда, так как она доверчиво идёт в любую кормушку-ловушку, но делать это просто нечестно. Кроме того, синицы очень тяжело переносят неволю, долго не могут привыкнуть к клетке, разбиваются в кровь, пытаясь вырваться из неё.

На кормушки для синиц, конечно же, обратили внимание и воробьи. Но мы специально сделали кормушки подвесными, качающимися: считается, что такая кормушка, не отпугивая синиц и некоторых других птиц, пугает воробьёв.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

ЗАПАХ СЕНА

Больше всего я люблю встречать зимой возы с сеном. Возы издали похожи на копны сена, плывущие по полноводной реке. Я выбегаю навстречу отцовскому возу и, держась за длинное кнутовище, изо всех сил стараюсь взобраться на телегу. Ноги мои скользят по сену, и я никак не могу взобраться.

И вот я на возу и вижу весь наш край — от мельницы, над которой зависла мучная пыльца, до пекарни. Вижу, как вслед за нами остаётся на дороге тонкая зеленовато-желтая дорожка рассыпанного тряской сена. На возу высоко — благодать! И укачивает, как на пароме. Меня издали видят все мальчишки, и им, конечно, завидно.

Нет, кажется, на земле тоньше и пряней запаха сена, присыпанного слегка снежным морозцем, — запах нежный, клеверный, вьюжный. И в этот настой свежего, сухого запаха прошлогодней травы подмешаны влажно-терпкий дух полыни, благородный, сладостный запах вики, перебиваемый морозно-свежим запахом ещё не слежавшегося снега.

Так пахнет только сельская зима возле скирд, возле забытых в лотках стогов. А ещё так пахнет дорога, усыпанная кучками упавшего с возов сена. Это запах вечного, нескончаемого детства, запах одновременно зимы и лета.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

По утрам выпадают вязкие холода, днем они отмякают над затвердевшим снегом, кое-где, особенно возле воды, снег покрыт тонкой блестящей корочкой, и, когда с дальней опушки заснежит позёмка, снежинки, как перекати-поле, катятся по этой корочке. И кажется, что вот так же движется время, скользя, не останавливаясь движется по декабрьским снегам время.

Вот уже отвьюжило в сумеречных январских снегах. В редкую полуденную оттепель, которая в этот год почему-то пришлась на январь, видишь верхние ветки берёзы, покрытые синеватым налётом.

Мне дороже всего картина, когда деревья усыпаны густым снежным инеем. Мне всегда хотелось подойти к ним и потрясти их. Иголки инея на кончиках веток сначала понемногу, а потом крупными хлопьями сыплются на тебя, на лицо, на воротник, на плечи. И столько этого инея, что становится на мгновение так бело, что кажется, будто зажжено новое ослепительное солнце.

И вспоминаешь, что вот так летели по июню нежная цветочная пыльца и летучий пух одуванчиков. Я подставляю ладони, и на них падают колкие кристаллики инея, только захочу сдунуть их, как когда-то сдувал одуванчиковые пушинки, а их уже нет на ладони.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

ДУША СНЕГА

В застывшей, обледенелой, занесённой снегами тишине — только долго-долго вслушайся — услышишь грузный шелест намокшей листвы, сухое потрескивание дрозда, жужжание стрекоз, всплеск волны на перекате, хозяйственный шаг человека. Вот почему зимняя тишина никогда не напоминает об одиночестве, всё, что жило, радовалось, двигалось, летело, текло, запечатлелось в ней на года.

Читайте также:
Суффиксы ℹ виды, признаки, правописание морфем разных частей речи в русском языке, значения, исключения из правил, примеры разбора слов

Я глухо понимаю внутреннюю родственность явлений — падают падучие ночные звёзды точно так, как падают обледеневшие декабрьские снежинки. Вот почему мне когда-то казалось, что где-то должны быть насыпи упавших звёзд — белые, иглистые, светящиеся морозно и чисто.

Кажется, вечно падает снег на поле. Который это снег по счёёту? Десятый? Или сороковой? Вот он улёгся хрусткими ломтиками на ясене и затрепетал нежно и окрылённо, задышал, чуть-чуть тепловатый.

А мне думается: «Какая же у снега душа?» Душа снега лёгкая, чистая, трепетная. И слушают эту прозрачную душу все поля зимней России.

Необычное чувство охватывает тебя где-нибудь возле лесного никогда не замерзающего ключа, словно ничего и не изменилось, словно где-то рядом должны быть водоросли, тонкая, ещё не окрепшая травка, просторный запах влажного лиственного тлена.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

НЕУКЛЮЖИЕ ПИНГВИНЫ

Увидев пингвина, стоящего в стороне от стаи, вы тут же представите себе пожилого человека во фраке, погружённого в глубокое раздумье. Когда же он сдвинется с места и, неуклюже переваливаясь с боку на бок, заковыляет к проруби, вы вспомните циркового клоуна с его уморительной походкой. Но вот пингвин приковылял к проруби, походил вокруг да около и тяжело плюхнулся в воду. И тут же этот неуклюжий толстяк превратился в живую торпеду.

Как же пингвины выбираются на сушу? Берег крутой, а высота торосов и скал редко бывает меньше полутора метров. Вы думаете, бескрылая птица не способна взять такую высоту? Может, какая другая, но только не пингвин. Сначала он подплывает к берегу и на глаз прикидывает высоту. Потом отплывает в море, разгоняется под водой, пулей вылетает на воздух и плюхается на лёд.

Бывает, пингвин просчитается и ударится о ледяную стенку. Так недолго и кости переломать. Конечно, но у пингвина есть великолепные амортизаторы. Перья у птицы короткие и частые. Они стоят дыбом, а на концах немного загнуты. Вместе с подкожным слоем жира они смягчают любой удар.

Контрольные диктанты по русскому языку с грамматическим заданием для учащихся 6-9 классов.

6 класс. 2 четверть.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становиться похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходит на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

« Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди.

  1. Выделите грамматические основы предложений в первом абзаце.
  2. Морфологический разбор существительных из 3 предложения 1 абзаца.

6 класс. 3 четверть.

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие–то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.

1.Синтаксический разбор предложения « Их маленькие берлоги…»

2.Морфологический разбор местоимений из предложения « Их маленькие берлоги…».

6 класс. 4 четверть.

Административный срез по русскому языку в 6 классе

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.

Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помощь.

Вдруг кто-то толкнул дверь. Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой.

Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке.

Каштанка осталась у артиста. (116 слов)

  1. Произведите синтаксический разбор предложения 5 абзац, последнее предложение.
  2. Морфологический разбор слова ЗНАМЕНИТЫМ.
  3. Морфемный разбор слов ПРИЖАЛАСЬ, КТО-ТО, СТОЯЛА.

7 класс. 2 четверть.

Туман совершенно рассеялся, воздух стал прозрачнее и несколько мягче. На севере из-за гребня холмов, покрытых черною массой лесов, слабо мерцая, поднимались какие-то белесоватые облака, быстро бегающие по небу. Казалось, кто-то тихо вздыхал среди глубокой холодной ночи и клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу от края и затем тихо угасали в глубокой синеве. Это играло слабое северное сияние.

Поддавшись какому-то грустному обаянию, я стал на крыше, задумчиво следя за слабыми переливами сполоха. Ночь развернулась во всей своей холодной и унылой красе. На небе мигали звезды, внизу снега уходили вдаль ровной пеленой, чернела гребнем тайга, синели дальние горы. И ото всей этой молчаливой, объятой холодом картины веяло в душу снисходительною грустью. ( В. Короленко).

1 вариант. 1) Выписать предложение с обособленным причастным оборотом, графически обосновать знаки препинания. 2) Выписать все наречия из первого абзаца, одно наречие разобрать морфологически.

2 вариант. 1) Выписать предложение с деепричастным оборотом, графически обосновать знаки препинания. 2) Выписать все наречия из второго абзаца, одно разобрать морфологически.

Читайте также:
Морфологический разбор существительного - порядок и схема

7 класс. 3 четверть.

Перед вечером небо как-то неожиданно стало быстро расчищаться. Тучи, которые доселе лежали неподвижно ровной пеленой, разорвались. Облака имели разлохмаченный вид, двигались вразброд, навстречу друг другу, и вслед за тем налетел такой шквал, столетние деревья закачались, как слабые тростинки. В воздухе закружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. Какая-то птица попыталась было бороться с разбушевавшейся стихией, но скоро выбилась из сил. Её понесло куда-то вниз, и она скорее упала, чем опустилась на землю. Внезапно один кедр наклонился и начал медленно падать. Со страшным грохотом рухнул он на землю, увлекая за собой соседний молодняк. В продолжение часа свирепствовал вихрь и затем пал также неожиданно, как начался. В лесу по-прежнему стало тихо.

  1. Синтаксический разбор предложения « Со страшным грохотом…».
  2. Выписать предложение с причастным оборотом.

7 класс. 4 четверть.

В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья – чёрная лисица. Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.

Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. Как ни старались все охотники поймать её, у них ничего не вышло.

А чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. Так они и не могли её поймать. Но один молодой зверолов понял эту её хитрость. Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, снегом их запорошил, чтобы ниоткуда не видно было. Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провёл.

Он ходил, и чёрная лисица от него не отстаёт. Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. Стрела попала ему под колено. Эту зиму он больше не охотился. А чёрная лисица так и исчезла.

  1. Разберите слова по составу: охотиться, лисица, перешагивает.
  2. Подчеркните грамматические основы в предложениях

8 класс. 1 четверть.

Рябина – красавица наших северных лесов. Пламенея гроздьями ягод в золотой палитре осеннего леса, она навевает тихую грусть расставания с погожей порой бабьего лета. В народе существует доброе поверье: рябина приносит счастье. Не потому ли перед окнами русских домов стоит рябина? В самых задушевных песнях воспета она.

В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах.

Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. Листья у неё похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда. Из плодов этой рябины можно сварить повидло, сделать квас и пастилу. Употребляются они и как лекарственное средство.

  1. Разберите слова по составу: гроздьями, навевает, удивительная.
  2. Произведите синтаксический разбор предложения: «Созревая в октябре…».

8 класс. 2 четверть.

Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщевая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу. А молодые берёзки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз и вспоминается много-много русских имён, таких же светлых и чистых…

Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство – и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

  1. Сделайте фонетический разбор слова: дерево.
  2. Выделите грамматические основы в предложениях всего текста.

8 класс. 3 четверть.

Каждый раз встречала на пристани пароход Людмила Васильевна, жена капитана. Когда–то её муж, капитан парохода Сибирин, привёз ей щенка Руслана. Щенок превратился в великолепного сильного пса, беззаветно преданного хозяйке. Началась война, и из очередного рейса судно не вернулось. Людмила Васильевна, оставшаяся совсем одна, как-то ослабела, превратилась в старушку, одинокую и беспомощную. Руслан, огромный пес, поражавший своим умом, сам ходил на рынок, относил записки соседям. У жены капитана, обожаемой хозяйки Руслана, не оставалось уже ничего: ни продуктов, ни вещей, ни денег. Соседи, хорошие люди, приносили ей кое-что из еды, но собака голодала. Однажды Руслан не вернулся домой. Он прибежал в порт долго смотрел на моряков, работавших на погрузке, потом схватил пакет и понёс его в трюм, затем второй, третий. Прекратившие работу матросы наблюдали за этим. Целый день работал Руслан и получил котелок густого борща с сахарными косточками. Верный друг, Руслан медленно, стараясь не расплескать, понес котелок домой и поставил его перед хозяйкой, дремавшей в кресле. Моряки, отправившиеся вслед за собакой, рассказали ей всё. Каждый день Руслан прибегал в порт, а матросы приносили в дом старой женщине, вдове капитана, два котелка: один – для неё, другой – для Руслана.

  1. Обозначьте морфемы в словах: беспомощную, приносили, прибежал.
  2. Произведите синтаксический разбор предложения «Он прибежал в порт…»

8 класс. 4 четверть.

Иван Фёдоров – гордость мировой культуры.

Нет, недаром памятник этот стоит в Москве на одном из центральных проспектов. Памятник человеку, создавшему великое чудо – первую русскую печатную книгу. Мы чтим его подвижнический труд.

Книгопечатание – особо значимый рубеж в истории мировой культуры. Просвещение, наука, сокровища мысли с этим обретали особую силу, выходили на тот простор, который был немыслим, пока книга оставалась рукописной. Великие были заслуги тружеников – рукописцев, высочайшие образцы искусства книги оставили они нам в наследство.

Читайте также:
Украинский ударение на какой слог падает - объяснение с примерами

Книгопечатание открыло иные горизонты, иные возможности, иные перспективы.

Уже четыре столетия назад имя Ивана Фёдорова было по праву прославлено как имя русского первопечатника. Целью своей жизни он считал « сеять семена духовные». Эти семена дали прекрасные всходы. Их плоды пожинаем и мы, благодарно помнящие зачинателя великого дела.

  1. Произведите синтаксический разбор предложения « Их плоды…».
  2. Разберите по составу слова: первопечатник, прекрасные, книгопечатание.

9 класс. 1 четверть.

Малиновые горы – один из лучших уголков Северного Урала. Особенной высотой они не отличаются, но это не мешает им составлять центр громадного горного узла. Старинное башкирское название этих гор как-то потерялось, а нынешние они получили благодаря тому, что по увалам растёт в изобилии малина. И такая малина – сравнить нельзя с лесной, но вызревая на солнце, эта горная малина приобретает особенный вкус.

С Малиновой горы открывается единственный в своем роде вид. Одних горных озер можно досчитать только до сотни, и это придаёт картине совершенно особенный характер, точно горами прикрыто какое-то подземное море. Эти озёра уходят далеко в благоверную башкирскую степь. Они отличаются глубиной, красиво разорванной береговой линией, массой островов, прозрачной водой и тем, наконец, что все они соединены между собой протоками, составляя один громадный резервуар, из которого берут воду уходящие в степь реки.

Вообще цепь горных озёр составляет главную красоту восточного склона Урала, являясь в то же время неистощимым запасом живой силы.

  1. Найдите сложносочинённое предложение, произведите его синтаксический разбор, составьте схему.
  2. Обозначьте морфемы в словах: рассказывают, разорванной,

9 класс. 2 четверть.

Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето тянуло жаром.

Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом. Растрёпанные, высохшие они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.

Единственное, что раздражало композитор-скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица. Это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивали инструменты. То на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей кто-то трогал струны. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.

Но когда-нибудь всё это он воплотит в своей музыке.

  1. Разберите слова по составу: проиграть, пробирался, постучавшего.
  2. Подчеркните придаточные в СПП: в первых трёх абзацах.

9 класс. 3 четверть.

Если вас когда-нибудь осчастливит судьба, и вы в летнюю пору спуститесь к болоту, а потом по узенькому мостку перейдете заросшую осокою и кувшинками речушку с нежным именем Конопляночка, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание.

Оно всегда разное: на утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более кроткие, чем солнечным жарким днем, когда вода разбавленная небесной голубизной, становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. Проносится ветер над лесом – ручеек затихает, затаивается. А когда водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она красива в осеннюю непогодь. Когда деревья роняют на воду золото листвы, в журчание слышатся и грустные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.

Журчит на радость всем ручеёк. И, может быть, поэтому него такое красивое имя – Журчеёк.

  1. Обозначьте морфемы в словах: услышите, неповторимом, затихает.
  2. Составьте схему сложного предложения « Когда деревья роняют…».
  3. Выделите грамматические основы в 1 предложении.

9 класс. 4 четверть.

Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

  1. Обозначьте морфемы в словах: предрассветные, разноцветными, неугомонные.
  2. Подчеркните грамматические основы в 3-х предложениях (по выбору).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диктанты для 6 -9 классов по четвертям

Диктанты для 6 класса-итоговые по четвертям.

Тексты контрольных диктантов для 6-9 классов

Тексты диктантов для 6-9 классов с дополнительными заданиями.

Тексты для контрольных диктантов в 5-8 классах

материал содеоржит тексты для проведения итогового контроля в 5-8 классах, к каждому тексту разработаны задания.

Список классных часов для 6-9-го класса

Представленный список классных часов составлен на 2011-2012учебный год. В него включены классные часы по ПБ (пожарной безопасности) и ПДД (правилам дорожного движения), а также тематические и организа.

Тексты контрольных диктантов для обучающихся по адаптированной программе.

Примеры текстов контрольных работ (диктантов).

Рабочая программа по обществознанию для 6-9-х классов

Рабочая программа включает в себя все основные разделы: пояснительную записку, обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тем.

Контрольные диктанты для учащихся 5 классов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: