Доклад на тему – Современные концепции воспитания – авторы, цели

Современные концепции воспитания

Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея. Исходя из такого понимания термина «концепция», можно дать определение концепции воспитания как системы взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности. Поэтому при представлении и разъяснении положений концепций воспитания на ми используется следующая схема их изложен мя.

Название концепции, данные о ее авторе(ах), наименование публикации, в которой изложены основные ее положения.

Определение понятия «воспитание».

Цель и принципы воспитания.

Содержание воспитательного процесса.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

Такой порядок изложения позволяет более кратко и целостно представить концептуальные взгляды того или иного автора на процесс воспитания, а следовательно, избавляет читателя от необходимости концентрировать свое внимание на каких-то частных деталях, изобилие которых затрудняет целостное восприятие концепции ученого и не способствует формированию у него самого системного видения процесса воспитания.

1.1. Системное построение процесса воспитания

Проект этой концепции был разработан в 1991 голу учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза. В дальнейшем в этот документ вносились уточнения и коррективы. Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей в учебном заведении изложены.в книге «Воспитание? Воспитание. Вос-питание!». Ее авторами являются известные ученые Владимир Абрамович Караковский. Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова.

Понятие «воспитание». В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Основные понятия:

в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни;

развитие личности не загнано в «ложе социального заказа», а предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека;

самого индивида мыслят не ведомым, управляемым, а творцом самого себя, своих обстоятельств.

Цель и принципы воспитания. Разработчики концепции обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины исков, — пишет В.А. Караковский, — дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверх цели». Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.

В настоящее время, по мнению авторов концепции, усилия педагогов целесообразно сосредоточить на решении пяти вспомогательных задач. Во-первых, это формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. Дети многое узнают об окружающем их мире в семье, детском саду, в школе, на улице, из теле- и радио передач, кинофильмов. В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы и ее педагогов – дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На решение этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа. Вторая, не менее важная задача – формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины. Третья задача – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения. Четвертая – развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности. И пятая – формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации. Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа.

Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена в концепции роль принципов воспитательного процесса. К ним относятся следующие:

1) личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к. мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

3) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

4) дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

5) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как:

Читайте также:
Педагогические идеи Яна Коменского - общая система

— определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;

— опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;

преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;

изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;

построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;

обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;

6) культуросообразность воспитания, т.е, опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

Современные концепции воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования раскрыть пути реализации современных концепций воспитания.
Исходя из предмета, объекта и цели были выдвинуты следующие задачи исследования:
1.Проанализировать развитие концепций воспитания в истории педагогической науки.
2.Оценить вклад психологических теорий развития личности в процессе становления концепций воспитания.
3.Рассмотреть современные концепции воспитания и показать их реализацию в современной педагогической практике, в том числе и в Костроме.

Содержание

Введение. 3с.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
1.1.Сущность понятия «концепция воспитания».
Структура концепции воспитания. 6с.
1.2. Развитие концепций воспитания в истории
педагогической мысли. 10с.
1.3.Психологические теории развития личности и
концепции воспитания. 20с.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ.
2.1.Концепции воспитания в отечественной педагогической науке (90-е годы XX – начало XXI века). 31с.
2.2.Реализация концепций воспитания в современной педагогической практике, в том числе в г. Костроме. 38с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42с.
ЛИТЕРАТУРА.

Работа содержит 1 файл

Диплом по педагогике.doc

Министерство Образования Российской Федерации.

Костромской Государственный Университет им Н.А.Некрасова.

Факультет Естествознания

Кафедра Теории и Истории Педагогики

Допустить к защите ГАК специальности

Протокол №_______ от «________»2005

Заведующий кафедры теории и истории

Педагогики проф. Шилик А.Д.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Современные концепции воспитания

Автор квалификационной работы:

Смирнова Ольга Александровна

студентка 4 курса

Научный руководитель: к.п.н.,

доцент, Коршунова О.С.

Кострома 2005 г.

План:

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

1.1.Сущность понятия «концепция воспитания».

Структура концепции воспитания. 6с.

1.2. Развитие концепций воспитания в истории

педагогической мысли. . 10с.

1.3.Психологические теории развития личности и

концепции воспитания. 20с.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ.

2.1.Концепции воспитания в отечественной педагогической науке (90-е годы XX – начало XXI века). . 31с.

2.2.Реализация концепций воспитания в современной педагогической практике, в том числе в г. Костроме. .38с.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка.

Глубокие изменения, происходящие в обществе в начале 90-х годов, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации.

В настоящий момент существует такая задача, как восстановление функций воспитания. Возрождающаяся и развивающаяся воспитательная система строится на концепциях воспитания, которые в последнее время разрабатываются в большом количестве. Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.

В психолого-педагогической науке ведется разработка новых концепций воспитания, что подчеркивает ее теоретическую и практическую необходимость для реального учебно-воспитательного процесса. Это и определило тему нашего исследования: «Современные концепции воспитания».

Изучая литературу по данной теме и анализируя реальное состояния дел в нескольких школах города можно сделать вывод в том, что созданные концепции не применяются на практике в силу следующих причин:

  • большинство учителей, работающих в образовательных учреждениях, имеют большой стаж работы, за который у них сложились свои взгляды на процесс воспитания, по этому ничего нового и мало проверенного на практике они вводить не желают.
  • учителя очень часто не имеют доступа к публикациям новых концепций, т.к. для этого нужно прочитать немало книг и журналов, а на это нет ни времени, ни денег (часто эту литературу приходится покупать за свой счет).

В данной работе мы постараемся рассмотреть ситуацию, которая сложилась в настоящий момент в школах и раскроем пути восстановления функций воспитания.

Объектом исследования являются современные концепции воспитания.

Предмет исследования реализация современных концепций воспитания в педагогической практике.

Цель исследования раскрыть пути реализации современных концепций воспитания.

Исходя из предмета, объекта и цели были выдвинуты следующие задачи исследования:

1.Проанализировать развитие концепций воспитания в истории педагогической науки.

2.Оценить вклад психологических теорий развития личности в процессе становления концепций воспитания.

3.Рассмотреть современные концепции воспитания и показать их реализацию в современной педагогической практике, в том числе и в Костроме.

Основные методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что результаты его могут быть использованы в практике современных школ;

Читайте также:
Принципы обучения в педагогике - определение, принципы доступности

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Каждое поколение людей решает три главные задачи:

  • во-первых, освоить опыт предыдущих поколений;
  • во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт;
  • в-третьих, передать его следующему поколению.

Развитие педагогической науки позволяет реализовать эти задачи благодаря развитию теории воспитания, а в частности благодаря концепциям воспитания, которые разрабатывают педагоги в больших количествах.

В этой главе мы рассмотрим, что же такое «концепция воспитания», определим её структуру, покажем, как развивались концепций воспитания в истории педагогической мысли, а также их зависимость от психологических теорий развития личности.

    1. Сущность понятия «концепция воспитания». Структура концепции воспитания.

Сначала определимся с такими понятиями как «концепция» и «воспитание»

В философском словаре под ред. И.Т. Фролова, под концепцией понимается «система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея» [64, с.216].

Практически такое же определение дает Ожегов С. И. в словаре русского языка (1988г.) где концепция – это «система взглядов на что-нибудь, основная мысль» [30, с.237].

Авторы словаря иностранных слов. И.В. Лёхин и проф. Ф.Н. Петров (1954г.) предлагают под концепцией понимать «Систему взглядов на те или иные явления; способ рассмотрения какого – либо явления; понимание чего–либо» [58, с.378].

В советских энциклопедических словарях (гл. ред. Прохоров А.М – 1987г.) и (гл. ред. Введенский Б.А. – 1967г.) «концепция» определяется как: «определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освящения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности» [55, с.194; 56, с.849].

Таким образом, под концепцией мы будем понимать систему взглядов на что-либо, определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления.

Понятие «воспитание» многие педагоги трактуют по-своему, и нет единого мнения по вопросу, что же такое воспитание.

Ожегов С. И. в словаре русского языка (1988г.) определяет воспитания как «навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни » [30, с.81].

Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия, (1993г.) предлагает под воспитанием понимать «целенаправленное и систематическое воздействие на воспитуемого с целью формирования у него определенный форм поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей» [14].

В советском энциклопедическом словаре гл. ред. Введенский Б.А. (1967.) предложено такое значение понятию воспитания. «Целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. Воспитывать – это, значит, направлять развитие субъективного мира человека, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка» [55, с.72].

Авторы книги «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» определяют эту категорию как «целенаправленное управление процессом развития личности». Это определение было дано Х.Й.Лийметсом и авторы приняли его за основу своей концепции воспитания [18, с.12].

И.А.Зимняя дает определение процессу воспитания, как «непосредственное или опосредованное, прямое (директное) или косвенное (индиректное) целенаправленное педагогическое воздействие на обучающегося посредством создания определенных условий, способствующих его самоактуализации и социализации» [17, c.23].

Итак, под воспитанием мы будем понимать поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше? Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности творческого и нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей.

Теперь зная значения «концепции» и «воспитания» мы можем перейти к рассмотрению самого понятия «концепция воспитания.

итак «концепция воспитания» по Е.Н.Степанову и Л.М.Лузиной – «это система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс — его сущность, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности»[60, c.5].

Мы согласимся с этим определением, т.к. оно по нашему мнению достаточно полно отражает смысл данного понятия.

Во всех концепциях воспитания выделяется структура или порядок изложения тезисов. Это позволяет более кратко и целостно представить концептуальные взгляды того или иного автора на процесс воспитания, а также позволяет сравнить сами концепции. У каждого педагога своя структура концепций воспитания, мы будем проводить анализ по основанию общности таких характеристик, как:

  • Определения объекта воспитания;
  • Определение понятия воспитания;
  • Цель воспитания;
  • Основной механизм воспитания;
  • Суть концепции воспитания;
  • Теоретическая основа концепции.

Но прежде чем начать анализ самих концепций, рассмотрим развитие классических концептуальных подходов, которые в той или иной мере отражают развитие теорий воспитания от древности до нашего времени.

Принципы обучения

Нестерова И.А. Принципы обучения // Энциклопедия Нестеровых

Принципы обучения – основа высокого уровня образования. Современная концепция принципов обучения базируется на трудах Руссо, Песталоцци, Коменского, Ушинского.

  1. Понятие принципов обучения
  2. Особенности принципов обучения

Понятие принципов обучения

Принципы обучения давно привлекали внимание специалистов в сфере педагогики. Чешский педагог Яков Коменский заявлял, что принципы являют собой “…основоположения, на которых должен строиться весь педагогический процесс”. Кроме Коменского, принципы обучения изучали и обосновывали Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци.

Принципы обучения – выражение диалектической связи компонентов процесса обучения, определяющее действие в процессе обучения одного из законов диалектики, т.е. показывающее либо источник, либо механизм, либо направление развития процесса обучения [1].

Принципы обучения согласно трудам Жан-Жака Руссо и Иоганна Генриха Песталоцци

Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика.

Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.

Знания следует получать не из книг, а из жизни.

Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлении, развития мышления и речи.

Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, т.е. тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

Необходимо бороться с вербализмом, “словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов

Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Среди отечественных педагогов большое влияние на современное восприятие принципов обучение оказал Ушинский. Его принципы перекликаются с трудами Якова Амоса Коменского.

Принципы обучения по Я. Коменскому и К. Ушинскому

Принципы обучения по Яну Каменскому

Принципы обучения по Константину Ушинскому

Принцип сознательности и активности

Принцип постепенности и систематичности знаний

Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Принцип воспитывающего обучения

Принцип систематичности и последовательности

Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся

В современной дидактике придерживаются смешанной классификации принципов обучения:

  • Принцип научности;
  • Принцип системности и последовательности;
  • Принцип преемственности;
  • Принцип перспективности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип сознательности;
  • Принцип активности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип связи теории с практикой;
  • Принцип прочности усвоения;
  • Принцип индивидуального подхода;
  • Принцип мотивации.

Данная классификация представлена в работе Т.М. Воителева “Теория и методика обучения русскому языку” [2].

Особенности принципов обучения

Наиболее значимыми принципами в обучения в современной педагогике являются общедидактические. Они актуальны для методики преподавания любого предмета. Рассмотрим каждый принцип отдельно. Начать следует с принципа научности.

Принцип научности – принцип обучения предполагающий высокий уровень достоверности излагаемых фактов, корректное толкование фактов и явлений.

Так, при обучении русскому языку крайне важна логика и анализ языковых явлений. Например, если изучается тема “Словосочетание”, преподаватель реализует разбор и анализ каждого изучаемого компонента. При этом реализуется системный подход, который неотделим от научного принципа обучения.

Принцип систематичности и последовательности способствует осознанному усвоению информации в рамках изучаемого предмета. На уроке преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов.

В качестве примера можно рассмотреть процесс изучения морфологии русского языка на основе синтаксиса, а орфография рассматривается на базе усвоения фонетики.

Принцип преемственности опирается на уже изученные материалы и на знаниях полученных на уроках по другим предметам.

По мнению Л.Д. Саниной преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учетом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени.

Принцип перспективности направлен на выявление и установление связи между материалом изученным и материалом который планируется к изучению. Данный принцип заставляет педагога не просто подавать материал учащимся, но и предвидеть, что из этого пригодится ученикам при изучении других тем и предметов. Принципы преемственности и перспективности тесно связаны друг с другом и направлены на формирование единого подхода к воздействию на мировосприятие учащихся.

Принцип сознательности направлен на осознанное взаимодействие учителя и обучающегося в рамках изучаемого предмета.

Принцип сознательности трактуется с опорой на термин “сознательность”. Сознательность – это осмысливание цели и задач обучения, в полное знание фактов, глубокое понимание материала и проникновении в сущность изучаемого материала в совокупности применением знаний на практике. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная или речемыслительная активность учащихся.

Принцип активности в обучении направлен на стимулирование собственной добровольной деятельности учащихся по изучению предмета или явлений с ним связанных.

Ключевым принципом обучения является принцип наглядности. Он являет собой “золотой принцип дидактики”. Принцип наглядности был предложен и изучен Яковом Коменским. Согласно принципу наглядности эффективность обучения зависит от того, насколько органы чувств участвуют в деятельности направленной на усвоение того или иного материала. Данный принцип основан на использовании средств наглядности, которые бывают нескольких групп:

  • Средства наглядности по характеру подачи информации;
  • Средства наглядности по типу восприятия;
  • Средства наглядности по способу подачи материала.

Не менее важен при подаче материала принцип взаимосвязи теории и практики. Здесь необходимо соблюдать процентные соотношения теоретических и практических вопросов. В своей работы педагоги учитывают возрастные особенности учащихся. Так, одни виды теоретических и практических действий преобладают в работе с учащимися младших классов, которые нередко сначала действуют интуитивно и лишь позднее осмысливают свою практическую деятельность на основе имеющихся теоретических знаний, другие же – у их старших товарищей по школе, организующих свою практическую деятельность на основе имеющихся теоретических знаний. Нельзя преподносить теорию и практику одинаково и первоклассникам и старшеклассникам. Принцип взаимосвязи теории и практики тесно связан с принципом прочности усвоения знаний, который определяет способность школьников воспроизводить ранее изученную информацию и использовать её на практике.

Принцип индивидуального подхода к учащимся – принцип предполагающие знания педагога в сфере возрастной психологии и умение найти подход к каждому учащемуся.

Принцип индивидуального подхода к учащимся стимулирует дифференциальный подход, который позволяет преподносить материал учащимся по-разному, в зависимости от их психологических особенностей. Принцип индивидуального подхода к учащимся неотделим от мотивационного подхода, так как индивидуальный подход позволяет сохранить мотивацию к учёбе при помощи подбора методик актуальных для тех или иных учащихся.

  1. Гайфутдинов А.М. Определение понятия “Принцип обучения” в системе знаний отечественной педагогики // Мир науки, культуры, образования 2012
  2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку.

Тема 2. Принципы обучения. Понятие о принципах обучения. Характеристика основных принципов обучения.

Сколь бы ни были многообразны методы и средства учебного процесса, он будет эффективным, если сохранит свою целостность, единство составляющих его сторон.

Эта целостность обеспечивается не только обшей целью обучения, скрепляющей все его содержание, и не только живым общением в качестве первоосновы всех средств обучения, но и общими принципами учебного процесса.

Принципы обучения – это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного исследования учебного процесса в его многообразных проявлениях.

Конечно, эти доминанты учебного процесса не являются догмами. Они обусловлены целями обучения, которые, в свою очередь, зависят от потребностей людей, общества и государства. Поэтому принципы обучения имеют конкретно-исторический характер, т.е. могут изменяться под влиянием исторических условий, смены педагогических систем.

Известны формулировки этих принципов, предлагавшиеся Я.А. Коменским, К.Д. Ушинским и другими выдающимися педагогами. В современной педагогике в качестве основных предлагаются следующие дидактические принципы:

1) объективности, научности;

2) связи теории с практикой;

3) последовательности, систематичности;

4) доступности при необходимой степени трудности;

5) наглядности, разнообразия методов;

6) активности обучаемых;

7) прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Содержание этих принципов сводится к следующему:

1. Принцип объективности, научности требует от преподавателя, чтобы предлагаемое содержание обучения было основано на положениях, соответствующих фактам, выражало бы состояние современных наук. Эти положения зафиксированы в стандартах, программах, учебниках. Приобщаясь к элементам научного поиска, исследовательским методам, обучаемые овладевают умением отличать истинные положения отложных. Конечно, этот принцип является важнейшим для светских учебных заведений, а в заведениях религиозных приоритет отдается принципу религиозной веры.

Современные представления о реализации принципа научности не допускают противопоставления различных методов постижения действительности, включая религиозный. При этом учитывается, что данные науки, носят не абсолютный, а относительный, объект-субъектный характер, т.е. содержат в себе наряду с объективным содержанием также и элементы субъективной позиции ученого.

В этой связи следует заметить, что и педагогическая наука не является исключением из этого общего правила. Ее истины также не могут претендовать на абсолютную объективность, она еще далеко не полностью раскрыла все тайны образовательной деятельности. Неслучайно некоторые считают, что эту деятельность, как и, например, музыкальное творчество, нельзя «проверить алгеброй», поскольку она основывается не столько на выводах разума, сколько на чувствах интуиции, и поэтому подчиняется скорее законам искусства, чем науки. Подобной позиции придерживался и К.Д. Ушинский.

Признание равенства, паритета всех форм постижения мира – научного, художественного, религиозного – является важным моментом в современном понимании принципа научности, который выступает в качестве одного из проявлений общедемократических норм терпимости, толерантности, свободы выбора.

2. Принцип связи теории с практикой как раз и нацеливает на необходимость постоянного сомнения и проверки теоретических положений с помощью надежного критерия практики. Этот принцип требует, чтобы в учебном заведении не было ни одного занятия, жизненный смысл которого не был бы ясен для обучаемого. Проблема здесь, однако, заключается в том, что приговор практики по отношению к тем или иным истинам не всегда звучит четко и определенно. Пытаясь как-то решить эту проблему, некоторые вузы США определяют степень соответствия теоретической подготовки своих выпускников требованиям жизни, анализируя темпы роста их заработной платы после получения диплома о высшем образовании. Конечно, метод весьма простой, даже примитивный, но ему не откажешь в точности фиксации результатов обучения в аспекте реализации принципа связи теории с практикой. Во всяком случае, результаты подобных исследований оказывают большое влияние на место учебного заведения в общем рейтинге вузов США.

3. Принцип последовательности, систематичности требует, чтобы преподавание велось в определенном порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности. Это означает, что изучаемый материал должен четко планироваться, делиться на законченные разделы, модули, шаги, в каждой учебной теме следует устанавливать идейные центры, главные понятия, подчиняя им все другие части лекции или урока.

Важным инструментом обеспечения принципа последовательности являются структурно-логические схемы, вскрывающие иерархию понятий, систему знаний. Хотя успех любого занятия определяется в первую очередь его строгой логикой, нельзя тем не менее забывать, что логика должна сочетаться с эмоциями, чувствами. Для этого используются яркие факты, образы, которые, однако, должны быть естественно вплетены в ткань изложения, углублять и закреплять учебный материал, а не отвлекать от усвоения его главного понятийного содержания.

По мысли Коменского, процесс обучения должен вестись в строгой последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу к завтрашнему.

4. Принцип доступности предлагает обеспечивать соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых. Вместе с тем обучение не должно оказываться излишне легким, оно должно вестись на оптимальном уровне трудности с учетом интересов, жизненного опыта обучаемых. Следует помнить, что эффективный преподаватель учит своих воспитанников самим находить истину, приобщая их к процессу се поиска, а неэффективный просто провозглашает истину, часто оставляя ее недоступной для понимания слушателей.

Формулируя принцип доступности, Я.А. Коменский советовал идти в обучении от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, оттого, что близко, к тому, что далеко.

Наиболее трудными для усвоения являются, как правило, наиболее общие, универсальные понятия фундаментальных дисциплин. Поэтому преподаватели специальных, прикладных дисциплин должны вносить свой посильный вклад в усвоение универсальных понятий, иллюстрируя проявления всеобщего в особенном и единичном. Тем самым они будут способствовать и более углубленному пониманию материала специальных дисциплин.

Процесс обучения нельзя искусственно ускорять. Следует помнить, что возможности обучаемых не беспредельны и что сокровищница знаний наполняется не в одночасье. Поспешать в этом деле нужно медленно.

5. Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике. Коменский называл его «золотым правилом» обучения.

Как ясно из его названия, это правило требует прежде всего использовать для повышения эффективности обучения средства наглядности, опираться на органы зрения. Но было бы ошибочно считать, что требования этого правила исчерпываются этим. Его содержание трактуется гораздо шире. Оно предполагает привлечение всех имеющихся у человека органов чувств к восприятию учебного материала. Глубинный смысл «золотого правила» состоит в следующем: следует представлять обучаемым все, что видимо, -для восприятия зрением, слышимое – слухом, подлежащее вкусу – с помощью вкуса, доступное осязанию – путем осязания. При этом необходимо помнить, что самым информативным из всех пяти органов чувств является именно зрение, поставляя человеку до 80% всей информации. Это утверждает и известная китайская пословица, гласящая, что лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать.

Тем не менее не следует абсолютизировать ни роль зрительного, ни роль чувственного восприятия в целом. Важно уяснить, что главной целью обучения является не усвоение тех или иных образов и впечатлений, а формирование понятий, категорий, их совокупностей, образующих научные теории. Именно они составляют «алмазную сеть» любой системы знаний, каждой науки, а даже самые яркие образы выступают лишь в качестве средства для достижения этой главной цели обучения. Понятия, категории, как и теории, недоступны нашим чувствам, они постигаются главным образом умозрительно, разумом, логикой, по отношению к которым чувства выступают лишь как предпосылки. Чувства, как говорил французский философ, основатель рационалистической теории познания Рене Декарт, лишь первыми приступают к работе познания, лучшим же из живописцев является разум.

6. Принцип активности обучаемых вытекает из двуединого характера структуры образовательной деятельности, которая включает в себя двух участников: преподавателя и учащегося. Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования, в отличие от услуг в сфере, скажем, индустрии отдыха и развлечений, состоит в том, что она ориентирована на высокую активность обоих участников образовательного процесса. Процесс обучения не только не предполагает какого-либо расслабления потребителя этой услуги, как это имеет место, например, в индустрии развлечений, а, наоборот, требует от обучаемого весьма высокой активности, а иногда полной мобилизации всех его духовных сил. Именно эту особенность образовательного процесса отражает известный суворовский афоризм: «Трудно в учении – легко в бою».

Конечно, степень активности двух основных участников учебного процесса неодинакова. Главная, руководящая роль здесь принадлежит учителю, одной из важных профессиональных задач которого является стимулирование познавательной деятельности учащихся. Поэтому именно преподаватель выступает в качестве субъекта обучения, а обучаемые – в роли его объекта. Это, однако, не означает, что в процессе обучения учащиеся остаются полностью пассивными.

Активность обучаемых проявляется в усвоении содержания и целей обучения, планировании и организации своей работы, в проверке се результатов. Стимулирование этой активности преподаватель осуществляет путем формирования мотивов обучения, использования познавательных интересов, профессиональных склонностей, применение таких методов обучения, как деловые игры, дискуссии, элементы соревнования и т.п.

В реализации этого принципа обучение наиболее тесно смыкается с воспитанием таких качеств, как трудолюбие, ответственность и др.

Педагогической традиции известны системы обучения, полностью исключавшие какую-либо активность учащихся, требовавшие их беспрекословного подчинения, как это имело место в спартанской системе воспитания или в педагогике средневекового ордена иезуитов.

Известна и другая крайность, когда учебный процесс пытались регулировать сами учащиеся, отстраняя от этого дела преподавателей, как это имело место, например, в Китае в годы так называемой «культурной революции».

Обе эти крайние позиции в решении проблемы активности обучаемых со временем обнаружили свою полную несостоятельность.

7. Принцип прочности усвоения знаний требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось в сознании обучаемых, становилось основой их поведения. Этот результат достигается только при условии, если обучаемый проявляет познавательную активность, если организуется систематическое повторение материала, а также обеспечивается систематический контроль результатов обучения, их измерение.

Из сказанного с достаточной очевидностью вытекает, что принципы обучения тесно связаны между собой, образуют целостную систему, взаимодействуют друг с другом. Так, научность обучения неотделима от его доступности, прочность усвоения знаний может быть достигнута только на основе активности обучаемых и т.д. Общий смысл всех дидактических принципов состоит в том, чтобы дать преподавателю, а также любому, кто по характеру своей деятельности так или иначе участвует в обучении – консультанту, тренеру, менеджеру, – надежные ориентиры для качественной организации учебного процесса.

Указанные принципы в значительной мере характеризуют отечественную образовательную систему, что и придает ей те черты академизма, отличающие ее от западной, особенно американской школы, для которой в большей степени характерен прагматизм, узкий практицизм в понимании целей обучения.

Тема 3. Содержание образования. Принципы отбора содержания образования. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план. Учебные программы. Рабочие программы. Ступени развития науки и формируемый тип интеллекта. Уровни и ступени образования.

В педагогической теории и практике при отборе содержания образования принято ориентироваться на следующие принципы:

1. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он предполагает включение в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.

2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения. Он предполагает учет особенностей конкретного учебного процесса. Это означает, что при отборе содержания образования необходимо учитывать принципы и технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия.

3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

4. Принцип гуманизации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Академик Д.С.Лихачев отмечает, что XXI в. – «век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил».

Это говорит о том, что современное содержание общего образования должно быть направлено на формирование гуманитарной культуры личности, характеризующей ее внутреннее богатство, уровень развития духовных потребностей и способностей и уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности. Гуманитарная культура – это прежде всего гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия.

5. Принцип фундаментализации содержания образования требует осознания учащимися сущности познавательной и практической преобразующей деятельности. Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

6. Принципы гуманизации и фундаментализации содержания общего образования вызвали к жизни становление и такого принципа, как соответствие основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Эти компоненты представлены как когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

Урок 2. Основные принципы дидактики

В прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль – педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня – в XXI веке. Как вы помните, мы вкратце упоминали дидактические принципы Коменского, отражающие его подход к образованию. Но если тогда мы сказали о них лишь в целях ознакомления, желая сформировать у вас целостную картину «Великой дидактики», то сейчас мы займёмся углублённым изучением этих принципов.

Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.

Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей. Беря во внимание каждый из этих принципов, организуя учебный процесс, любой преподаватель будет знать, что требования этих принципов помогут определить формы и методы обучения, его содержание и поведение самого преподавателя во время занятий.

Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.

Основные принципы дидактики

Итак, к основным дидактическим принципам относятся:

  • Принцип научности
  • Принцип доступности
  • Принцип целенаправленности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип наглядности
  • Принцип связи обучения с жизнью
  • Принцип сознательности и активности
  • Принцип прочности
  • Принцип воспитания и развития

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип научности

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.

Требования принципа научности:

  • Наличие системы теоретических знаний у учащихся
  • Достоверность изучаемых фактов, закономерностей и явлений
  • Аргументированность действий и практических выводов наукой

Принцип доступности

Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опыт учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.

Требования принципа доступности:

  • Должен учитываться образовательный уровень учащихся
  • Должны учитываться познавательные возможности учащихся
  • Должна учитываться профессиональная подготовка, характер и опыт учащихся
  • Должны учитываться возрастные особенности учащихся
  • Должны учитываться потребности и интересы учащихся

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

  • Содержание образовательного процесса должно соответствовать содержанию воспитания, а методы их организации должны соответствовать формам
  • Средние специальные заведения должны соответствовать основным образовательным целям
  • Обучение должно соответствовать учебному плану и включать в себя обязательные программы по специальности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.

Требования принципа систематичности и последовательности:

  • Материал в учебной программе должен располагаться в строгой и логической последовательности, которая должна соблюдаться также и в методах передачи информации учащимся
  • Учащиеся должны овладевать знаниями, навыками и умениями последовательно, одновременно применяя их на практике

Принцип наглядности

Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом – всё, что слышимо, для восприятия вкусом – всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием – всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т.к. оно даёт человеку 80% знаний.

Требования принципа наглядности:

  • Применение наглядности должно иметь чёткую дидактическую цель
  • Демонстрирование чего-либо должно иметь свой порядок и осуществляться методически
  • Объём наглядности должен определяться целенаправленно
  • Отдельные виды наглядности должны сочетаться друг с другом
  • Учащиеся должны проводить собственный анализ наблюдаемого
  • Демонстрирование чего-либо должно соответствовать культурным требованиям
  • К оформлению наглядности должны применяться психологические требования
  • Педагог должен уметь делать вывод из процесса своих демонстраций

Принцип связи обучения с жизнью

Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.

Требования принципа связи обучения с жизнью:

  • Весь учебно-воспитательный процесс должен иметь профессиональную направленность
  • В процессе обучения должен быть дан ответ на вопрос, когда, где и каким образом в жизни можно применять полученные знания

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т.п.

Требования принципа сознательности и активности:

  • Учебный процесс должен быть двусторонним
  • Педагог обязан вызывать у учащихся желание к самостоятельной и творческой работе
  • В учебный процесс должны включаться активные формы обучения
  • Учащиеся должны быть включены в процесс самостоятельного получения информации
  • Педагог должен развивать у учащихся научное мышление и профессиональный творческий подход к получению знаний, а также навык свободного и самостоятельного применения этих знаний для решения конкретных практических задач

Принцип прочности

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

  • Все требования к вышеперечисленным принципам должны быть эффективно реализованы
  • Знания должны повторяться и закрепляться, а умения и навыки должны быть применены на практике
  • Должен проводиться систематический контроль приобретённых знаний, навыков и умений
  • В процессе учебно-воспитательного процесса должен осуществляться индивидуальный подход к каждому учащемуся

Принцип воспитания и развития

Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

  • Должны быть правильно определены ведущие цели обучения: развивающая, воспитывающая и познавательная
  • В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное мировоззрение
  • В учащихся должны воспитываться дисциплинированность, навыки культурного поведения, интеллигентность, гуманность, гражданская ответственность и патриотизм
  • В учащихся должны формироваться творческое мышление, инициативность и самостоятельность
  • В учащихся должно развиваться умение самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, выделять основное, обобщать, анализировать и т.д.

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.

В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика».

Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»

Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

  • Образование человека необходимо начинать в детском возрасте
  • Наиболее продуктивными для занятий являются утренние часы
  • Всё, что подлежит изучению, следует распределять, исходя из возрастных особенностей (смотри первый урок) – в определённом возрасте может быть изучено только то, что доступно восприятию учащегося на данный момент

Второе основоположение гласит:

  • Все обучающие материалы должны быть подготовлены заблаговременно
  • Ум должен развиваться раньше и быстрее, чем язык
  • Реальные учебные предметы должны быть основой формальных
  • Примеры должны служить основой правил

Четвёртое основоположение гласит:

  • Порядок в школах должен быть установлен таким образом, чтобы ученики в один и тот же период изучали только один предмет

Шестое основоположение гласит:

  • Молодые люди, которым нужно дать образование, сначала должны получить общеобразовательные основы – учебный материал должен быть распределён так, чтобы в новых занятиях не было ничего нового, но было предоставлено некоторое развитие знаний, которые уже получены
  • Любые науки и языки изначально должны быть преподаны посредством простейших элементов для того чтобы у учащихся сформировалось общее понимание о них, как о целом

Седьмое основоположение гласит:

  • Весь комплекс учебных занятий необходимо точно разделять на классы, чтобы изученное было основой неизученного
  • Учебное время необходимо распределять точнейшим образом, чтобы каждому учебному часу, дню, месяцу и году соответствовала своя конкретная работа

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

  • Юношеское образование следует начинать рано
  • Один и тот же ученик по одному и тому же предмету может обучаться только одним и тем же учителем
  • Если так считает педагог, то, в первую очередь, в учащемся должны быть гармонизированы нравы

Второе основоположение гласит:

  • В детях нужно всеми силами стремиться утверждать неукротимое стремление познавать и учиться
  • Образовательные методы должны облегчать процесс обучения, чтобы он не порождал в учащихся недовольства и отвращения к последующему обучению

Третье основоположение гласит:

  • Любую из наук необходимо заключать в максимально сжатые, но максимально точные правила
  • Любое из правил должно излагаться минимумом самых ясных слов
  • Любое из правил следует снабжать максимумом примеров, с целью показать разнообразие его применения

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

  • Наибольшее внимание должно уделяться только вещам, способным быть полезными
  • Любая последующая информация должна опираться на предыдущую
  • Любые знания должны быть закреплены при помощи упражнений
  • Любая информация должна изучаться последовательно, а внимание должно сосредотачиваться на чём-либо одном
  • Каждый предмет должен изучаться до тех пор, пока не станет полностью понятен

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Принцип доступности обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принцип – это инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции.

Принципы обучения (дидактические принципы) — основные положения дидактики, которые определяют формы и методы организации учебного процесса, в соответствии с его целями.

Принципы обучения основаны на теоретическом обобщении и анализе педагогической практики. Они являются ведущими положениями, так как возникли из практической деятельности, имеющей под собой реальный опыт

Сущность принципа доступности обучения

Принцип доступности обучении – это предоставление возможности обучаться каждому ребенку, с учетом его возрастных и психологических возможностей.

Принцип доступности предусматривает организацию процесса обучения с учетом возможностей ребенка, при этом необходимо избегать таких отрицательных факторов как перегрузки ребенка (эмоциональные и интеллектуальные), которые отрицательно могут сказаться на здоровье ребенка и создать негативное отношение к процессу обучения. Большое значение при реализации принципа доступности обучения, в первую очередь является, учет уровня развития познавательной сферы ребенка.

Ориентир на доступность обучения для каждого ребенка и избежание перегрузок, не означает, что процесс обучения должен быть слишком легким. Необходимо оптимальное сочетание учебной нагрузки и отдыха ребенка. Нужно соблюдать меры психической напряженности в процессе обучения, чтобы сохранять должный уровень трудоспособности и производительности ребенка, поддержания его энергетического и интеллектуального тонуса.

Факторы принципа доступности:

  • соблюдение принципов дидактики;
  • рациональный отбор содержание и цели процесса обучения;
  • использование в процессе обучения актуальных и современных систем;
  • применение рациональных методов обучения, исходя из целей обучения, а также возрастных и психологических особенностей детей;
  • профессионализм педагога.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, принцип доступности обучения предусматривает организацию учебного процесса таким образом, чтобы каждому ребенку обучение было доступно и интересно, развивало у него желание и стремление к получению новых знаний, преодолению трудностей и достижение успехов в учебе.

Реализация принципа доступности обучения

Реализация принципа доступности обучения осуществляется на основании следующих правил:

  1. Учебный материал преподается детям с учетом их возрастных и психических особенностей, а также с учетом пройденного ранее учебного материала (поэтапно).
  2. Изучение нового учебного материала преподносится детям в доступной форме, с учетом их жизненного опыта. Так же форма и методы представление материала опираются на интересы и особенности развития ребенка.
  3. Процесс обучения предусматривает дифференцированный подход к каждому ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей развития.
  4. Учебный процесс организуют в оптимальном темпе, так чтобы при изучении учебного материала было интересно всем детям, и тем, кто быстро усваивает информацию, и тем, кто медленно. То есть он не должен быть слишком быстрым для «слабых» учеников и слишком медленным, вызывающим скуку для «сильных» и «средних» учеников.
  5. Обучение должно быть интересно на протяжении всего процесса. Необходимо создать определенный уровень напряженности, который бы вызывал у детей заинтересованность в работе, а также задал нужный темп урока.
  6. Принцип доступности обучения, основан на применение иных принципов обучения (наглядности, аналогии, сопоставления и т.д.), то есть необходимо комплексное использование всех принципов обучения и их дидактических возможностей.
  7. Каждый новый учебный материала должен логически выходить из ранее пройденного. То есть весь предыдущий материал является фундаментов для последующего. Для реализации данного правила от педагога требуется тщательная подготовка учебного материала, его планирование на текущий учебный год.
  8. Большое значение для доступности обучения является то, как педагог излагает учебный материал. Речь педагог должна быть хорошо поставлена, он должен уметь преподнести материал интересно, логично, последовательно, с привлечением практических примеров.
  9. Доступность обучения предусматривает постепенное предоставление учебного материала от «простого» к «сложному». Необходимо для качественного изучения материала, начинать процесс обучения с общих основ, постепенно переходя к главному и основному. При необходимости проведение, помимо основных занятий, дополнительные. То есть обучение происходит последовательно.
  10. Принцип доступности ориентирован на развитие у ребенка трудоспособности. Тренировка и развитие трудоспособности готовит ребенка в дальнейшей к мыслительной деятельности, которая ему будет необходима в обучении.

Таким образом, принцип доступности основан на законах познания. Процесс познания всегда происходит от простого к сложному, то есть вначале выстраивается фундамент на основании общих (простых) познаний для последующего освоения более сложных.

Принцип доступности нарушается в случае, если:

  • Учебный материал недоступен для понятия детям (сложен для восприятия в силу возраста или психических особенностей ребенка, перегружен большим количеством не понятных формул и знаков и т.д.).
  • Учебный материал недоступен детям для понимания в связи с большим объемом предоставляемой информации за один урок. Дети не успевают ни понять, ни «переварить» полученную информацию.
  • Учебный материал недоступен детям в связи с физическим и умственным перенапряжением (в случае, когда достаточно большое количество уроков в один день, помимо уроков дополнительные занятия в виде кружков или факультативов, конец четверти и т.д.).

Итак, в соответствии с принципом доступности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Принципы обучения

Нестерова И.А. Принципы обучения // Энциклопедия Нестеровых

Принципы обучения – основа высокого уровня образования. Современная концепция принципов обучения базируется на трудах Руссо, Песталоцци, Коменского, Ушинского.

  1. Понятие принципов обучения
  2. Особенности принципов обучения

Понятие принципов обучения

Принципы обучения давно привлекали внимание специалистов в сфере педагогики. Чешский педагог Яков Коменский заявлял, что принципы являют собой “…основоположения, на которых должен строиться весь педагогический процесс”. Кроме Коменского, принципы обучения изучали и обосновывали Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци.

Принципы обучения – выражение диалектической связи компонентов процесса обучения, определяющее действие в процессе обучения одного из законов диалектики, т.е. показывающее либо источник, либо механизм, либо направление развития процесса обучения [1].

Принципы обучения согласно трудам Жан-Жака Руссо и Иоганна Генриха Песталоцци

Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика.

Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.

Знания следует получать не из книг, а из жизни.

Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлении, развития мышления и речи.

Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, т.е. тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

Необходимо бороться с вербализмом, “словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов

Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Среди отечественных педагогов большое влияние на современное восприятие принципов обучение оказал Ушинский. Его принципы перекликаются с трудами Якова Амоса Коменского.

Принципы обучения по Я. Коменскому и К. Ушинскому

Принципы обучения по Яну Каменскому

Принципы обучения по Константину Ушинскому

Принцип сознательности и активности

Принцип постепенности и систематичности знаний

Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Принцип воспитывающего обучения

Принцип систематичности и последовательности

Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся

В современной дидактике придерживаются смешанной классификации принципов обучения:

  • Принцип научности;
  • Принцип системности и последовательности;
  • Принцип преемственности;
  • Принцип перспективности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип сознательности;
  • Принцип активности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип связи теории с практикой;
  • Принцип прочности усвоения;
  • Принцип индивидуального подхода;
  • Принцип мотивации.

Данная классификация представлена в работе Т.М. Воителева “Теория и методика обучения русскому языку” [2].

Особенности принципов обучения

Наиболее значимыми принципами в обучения в современной педагогике являются общедидактические. Они актуальны для методики преподавания любого предмета. Рассмотрим каждый принцип отдельно. Начать следует с принципа научности.

Принцип научности – принцип обучения предполагающий высокий уровень достоверности излагаемых фактов, корректное толкование фактов и явлений.

Так, при обучении русскому языку крайне важна логика и анализ языковых явлений. Например, если изучается тема “Словосочетание”, преподаватель реализует разбор и анализ каждого изучаемого компонента. При этом реализуется системный подход, который неотделим от научного принципа обучения.

Принцип систематичности и последовательности способствует осознанному усвоению информации в рамках изучаемого предмета. На уроке преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов.

В качестве примера можно рассмотреть процесс изучения морфологии русского языка на основе синтаксиса, а орфография рассматривается на базе усвоения фонетики.

Принцип преемственности опирается на уже изученные материалы и на знаниях полученных на уроках по другим предметам.

По мнению Л.Д. Саниной преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учетом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени.

Принцип перспективности направлен на выявление и установление связи между материалом изученным и материалом который планируется к изучению. Данный принцип заставляет педагога не просто подавать материал учащимся, но и предвидеть, что из этого пригодится ученикам при изучении других тем и предметов. Принципы преемственности и перспективности тесно связаны друг с другом и направлены на формирование единого подхода к воздействию на мировосприятие учащихся.

Принцип сознательности направлен на осознанное взаимодействие учителя и обучающегося в рамках изучаемого предмета.

Принцип сознательности трактуется с опорой на термин “сознательность”. Сознательность – это осмысливание цели и задач обучения, в полное знание фактов, глубокое понимание материала и проникновении в сущность изучаемого материала в совокупности применением знаний на практике. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная или речемыслительная активность учащихся.

Принцип активности в обучении направлен на стимулирование собственной добровольной деятельности учащихся по изучению предмета или явлений с ним связанных.

Ключевым принципом обучения является принцип наглядности. Он являет собой “золотой принцип дидактики”. Принцип наглядности был предложен и изучен Яковом Коменским. Согласно принципу наглядности эффективность обучения зависит от того, насколько органы чувств участвуют в деятельности направленной на усвоение того или иного материала. Данный принцип основан на использовании средств наглядности, которые бывают нескольких групп:

  • Средства наглядности по характеру подачи информации;
  • Средства наглядности по типу восприятия;
  • Средства наглядности по способу подачи материала.

Не менее важен при подаче материала принцип взаимосвязи теории и практики. Здесь необходимо соблюдать процентные соотношения теоретических и практических вопросов. В своей работы педагоги учитывают возрастные особенности учащихся. Так, одни виды теоретических и практических действий преобладают в работе с учащимися младших классов, которые нередко сначала действуют интуитивно и лишь позднее осмысливают свою практическую деятельность на основе имеющихся теоретических знаний, другие же – у их старших товарищей по школе, организующих свою практическую деятельность на основе имеющихся теоретических знаний. Нельзя преподносить теорию и практику одинаково и первоклассникам и старшеклассникам. Принцип взаимосвязи теории и практики тесно связан с принципом прочности усвоения знаний, который определяет способность школьников воспроизводить ранее изученную информацию и использовать её на практике.

Принцип индивидуального подхода к учащимся – принцип предполагающие знания педагога в сфере возрастной психологии и умение найти подход к каждому учащемуся.

Принцип индивидуального подхода к учащимся стимулирует дифференциальный подход, который позволяет преподносить материал учащимся по-разному, в зависимости от их психологических особенностей. Принцип индивидуального подхода к учащимся неотделим от мотивационного подхода, так как индивидуальный подход позволяет сохранить мотивацию к учёбе при помощи подбора методик актуальных для тех или иных учащихся.

  1. Гайфутдинов А.М. Определение понятия “Принцип обучения” в системе знаний отечественной педагогики // Мир науки, культуры, образования 2012
  2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: