Уровень Мирового океана – характеристики, причины подъема моря

Уровенная поверхность Мирового океана и причины ее изменения

М. Г. Деев ,
канд. геогр. наук, старший научный сотрудник кафедры океанологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Океанское побережье, Сан-Хуан, Пуэрто-Рико.Фото с сайта www.articles.turne.com.ua

Уровнем моря (океана) называется положение поверхности воды, свободное от влия-ния ветровых волн, зыби, прибоя и прочих кратковременных периодических возмущающих факторов, измеряемое от некоторого условного горизонта, принятого в данном месте в качестве отсчетного. Поэтому, в узком смысле, уровень моря есть высота спокойной поверхности воды относительно ближайшей к данному месту геодезической высотной отметки.
В то же время уровень Мирового океана можно рассматривать как индикатор перераспределения воды, универсальный глобальный параметр, в котором отражено настоящее (сегодняшнее) состояние природы поверхности Земли. В широком смысле, уровень воды — интегральная характеристика, которая дает представление о характере изменчивости в океане и климатической системе Земли в целом.
Чтобы оценивать колебания уровня воды, необходимо выделить некоторую отсчетную поверхность, единую для всех океанов. Топография невозмущенного уровня Мирового океана, прежде всего, зависит от формы Земли. Наша планета немного «сплюснута» у полюсов и не является сферой; правильная геометрическая фигура, наиболее близкая к форме реальной Земли, — эллипсоид вращения. В Совет­ском Союзе для геодезических и картографических работ использовался так называемый эллипсоид Красовского.
Уровенной поверхностью называют поверхность, нормальную (т.е. перпендикулярную) к направлению силы тяжести, которая есть геометрическая сумма силы притяжения Земли, направленной к центру массы планеты, и центробежной силы, возникающей из-за суточного вращения Земли. Центробежная сила имеет наибольшие значения на экваторе, постепенно уменьшается с ростом широты и отсутствует на географических полюсах. Соответственно, на полюсах сила тяжести равна силе притяжения и уменьшается в направлении экватора, где становится примерно на 0,5% меньше. Под действием силы тяжести частица получает ускорение, называемое ускорением свободного падения.
Уровенная поверхность всюду имеет одинаковое значение потенциала силы тяжести (является изопотенциальной). Из-за неравномерного распределения масс внутри Земли уровенная поверхность не совпадает с поверхностью эллипсоида вращения; эта «неправильная» форма получила название геоида. Максимальный перепад высот между самыми высокими и самыми низкими точками геоида составляет около 170 м. Самое высокое место в рельефе геои­да возвышается над поверхностью эллипсоида вращения на 75 м и находится к востоку от Новой Гвинеи; самое низкое, с отметкой около –95 м, расположено к югу от полуострова Индостан.
Наиболее крупные неровности рельефа поверхности Мирового океана, как отличие от поверхности правильного эллипсоида вращения, в среднем составляют десятки метров. Изменения высоты поверхности геоида происходят очень медленно и становятся заметными только в геологических масштабах времени. Это обстоятельство позволяет принять топографию геоида в качестве отсчетной уровенной поверхности Мирового океана, на которую накладываются и от которой отсчитываются все регистрируемые изменения уровня воды разных масштабов.

Колебания среднего уровня Мирового океана с 1880-го по 1980 г.

Процессы, приводящие к изменениям уровня, сильно разнятся по времени (периодичность и продолжительность), месту и масштабам воздействия, приводя в одних случаях к местным и кратковременным колебаниям, в других — проявляются на всей акватории Мирового океана на протяжении многих сотен и тысяч лет. Кратковременные колебания уровня происходят при сохранении общего объема воды в Мировом океане и отражают периодические перераспределения воды от одних районов к другим. Такие колебания происходят под влиянием ветра, атмосферного давления, осадков, испарения, приливов, пресного стока, колебаний плотности воды, подводного вулканизма, сейсмических подвижек океанической земной коры (волны цунами). Временные масштабы таких изменений — от десятков секунд и минут до года и нескольких лет.
Долгосрочные (несколько десятков лет) колебания уровня происходят при изменениях статей водного баланса. Характерный пример — замкнутое Каспийское море, уровень которого в прошлом столетии при сокращении пресного стока понижался более чем на три метра. Уровень всего Мирового океана заметно понижается во время длительных сильных похолоданий климата, сопровождающихся образованием обширных массивов материкового льда. Уровень меняется и при деформации океаниче­ских впадин. Периодичность таких изменений исчисляется в геологических масштабах времени и составляет многие тысячи (продолжительность материковых оледенений) и миллионы лет (изменение формы и объема океанических впадин).
Специалистов в первую очередь интересуют кратко­временные изменения уровня, затрагивающие разные стороны хозяйственной деятельности в приморских районах. Наиболее регулярные и широко распространенные перио­дические колебания уровня происходят из-за приливов, вызываемых приливообразующими силами Луны и Солнца. Размах приливных колебаний изменяется от нескольких сантиметров во внутренних морях до полутора десятков метров в узких заливах, открытых к океану. Приливные колебания уровня достаточно хорошо поддаются предварительному расчету и потому предсказуемы, в отличие от всех остальных, которые не имеют столь правильной периодичности.
Сильные устойчивые ветры способны вызывать значительные подъемы уровня в виде ветровых нагонов, особенно на отмелых прибрежных участках морских акваторий. Ветровые нагоны в отдельных случаях могут приводить к повышению уровня до 2—3 м и более, приводя к затоплению низменных участков берега. Ветер в сочетании с морским волнением создает небольшие повышения уровня в виде волновых нагонов у берегов, которые быстро спадают после прекращения действия вынуждающей силы.
Колебания атмосферного давления вызывают подъемы и спады уровня по принципу так называемого обратного барометра. Повышение (понижение) давления на 1 гПа * приводит к понижению (повышению) уровня на 1 см. Так, при прохождении циклона, в центре которого атмосферное давление на 15—20 гПа ниже среднего, будет наблюдаться соответствующее повышение уровня на 15—20 см, причем это возвышение над средним уровнем воды перемещается вместе с циклоном. Соответственно, аналогичное явление, только с понижением уровня, можно наблюдать при прохождении антициклона.
В процессах сезонного нагревания—охлаждения и осолонения—опреснения верхнего слоя моря изменяется плотность морской воды. Величина этих изменений сравнительно невелика, но происходящие при этом изменения объема имеют результатом подъемы и спады уровня с годовой периодичностью и величиной в десятки сантиметров. Такие колебания в океанологии называются стерическими **. Существующие разности уровней океанов имеют своей причиной именно неравенства в плотности морской воды, влекущие за собой объемные, то есть стерические изменения.
Заметные повышения уровня регулярно отмечаются в устьевых районах крупных рек, особенно в периоды половодий. Они также носят сезонный характер, а их размах зависит от величины пресного стока, который, в свою очередь, подвержен еще и межгодовой изменчивости.

Читайте также:
Киотский протокол 1997 года - краткое содержание соглашения

Схема сейшевых колебаний уровня: 1-узловая сейша (а), 2-узловая сейша (б).

Резкие изменения атмосферного давления в сочетании с ветровыми нагонами в некоторых случаях вызывают появление стоячих волн. Это сейши. Они представляют собой затухающие колебания всей массы воды какого-либо отдельного водоема (обычно внутреннего моря или его части). Место, в котором размах сейшевых колебаний самый большой, называется пучностью, а там, где колебания отсутствуют, располагается узел. В зависимости от формы и размера водоема сейши могут иметь один, два и более узлов. Периоды сейшевых колебаний зависят от периодов вынуждающих сил, размеров и глубины водоема. Так, на Каспийском море наблюдаются ветровые сейши (с периодами от четырех до восьми часов), приливные (с периодом полусуточного прилива) и бризовые (с суточной периодичностью). Размах сейшевых колебаний обычно составляет десятки сантиметров.

Как измеряют уровень океана и как он меняется? Об этом — в № 6.

* Изменение давления в 1 гектопаскаль примерно соответствует изменению в 0,75 мм рт. ст.
**Стерический от греч. стериос — объемный.

Уровень мирового океана может подниматься еще быстрее

В последнем номере журнала Science опубликована статья тайваньских климатологов, посвященная вкладу различных составляющих в уровень мирового океана. В статье приведены достаточно аккуратные цифры, характеризующие увеличение уровня мирового океана за столетие. Также даны оценки отдельных составляющих этого процесса. Параллельно подсчитано, как меняется уровень мирового океана из-за задержки вод в искусственных водных резервуарах — водохранилищах, запрудах и т. д. Искусственные резервуары, как выяснилось, уменьшают потенциальный сток в мировой океан даже больше, чем привносят в совокупности тающие льды Антарктиды и Гренландии.

Один из показателей, характеризующий изменение климата на планете, — это увеличение уровня мирового океана. Очевидно, что увеличение объема воды мирового океана и поднятие его уровня есть следствие глобального потепления. На сегодня темпы поднятия уровня океана оценивают по измерению высоты приливов и по спутниковым расчетам высоты уровня океана. Первый метод дает результат 1,7-1,8 мм/год в течение XX столетия. По наблюдениям со спутников, та же величина за последние 15 лет оценивается как 3,36 ± 0,4 мм/год. Различия в этих цифрах могут отражать как общий тренд ускорения поднятия уровня океана, так и десятилетние флуктуации океанического уровня.

Согласно общепринятым моделям, объем воды в мировом океане увеличивается вследствие сложения нескольких основных факторов. Это, во-первых, тепловое расширение верхних слоев мирового океана. Во-вторых, таяние горных ледников, а также антарктического и гренландского льда. В-третьих, климатические изменения объема почвенных вод, поднятие уровня внутренних морей и больших озер. Вклад каждого из этих факторов при сегодняшнем состоянии мониторинга вполне поддается подсчетам.

На тепловое расширение приходится 1/4–1/2 общего подъема уровня океана, то есть 0,43–0,85 мм/год (по высоте приливов) и 0,84–1,68 мм/год (по спутниковым оценкам). На таяние горных ледников: +0,5 ± 0,18 мм/год (1961–2003) и +0,77 ± 0,22 (1993–2003). На таяние антарктического льда: +0,14 ± 0,41 мм/год (1961–2003) и +0,21 ± 0,35 мм/год (1993–2003). На таяние гренландских льдов: +0,05 ± 0,12 мм/год (1961–2003) и +0,21 ± 0,07 мм/год (1993–2003). На климатические изменения почвенных вод, внутренних морей и больших озер: +0,12 мм/год (по данным двух последних десятилетий).

Читайте также:
Реферат на тему: Озоновые дыры в атмосфере - причины

Помимо этого, как подчеркивается в публикации в Science, существует весьма большая неопределенность вклада различных антропогенных факторов. В числе таких факторов — уменьшение потенциального стока из-за задержки воды в искусственных водных резервуарах. Например, в числе самых больших искусственных водных резервуаров — Нурекское водохранилище в Таджикистане, появившееся в результате сооружения Нурекской ГЭС на реке Вахш и возведения самой высокой в мире плотины. Площадь зеркала воды составляет 98 кв. км, объем воды — около 10 куб. км, длина водохранилища — 70 км.

Ученые из Национального центрального университета (Тайвань) собрали сведения о запасах воды, которые накапливаются в крупных искусственных водохранилищах. Для этого использовались данные Международной комиссии по крупным дамбам (International Commission On Large Dams, ICOLD). Этот основной блок данных был скорректирован по информации, опубликованной в различных официальных источниках в 1975-м, 1978-м, 1983-м, 1993-м, 2000-м, 2003-м и 2005 гг. Конечный список составил 29 484 водохранилища с известными объемами воды и сроками введения их в действие. Имея подобный список уже нетрудно было прикинуть общемировой объем воды в искусственных резервуарах, а также то, насколько уменьшает сток в мировой океан сооружение каждого нового водохранилища, — то есть потенциальное снижение уровня океана в результате постройки каждого нового водохранилища.

Естественно, для подсчетов потребовались еще и такая полезная оценка, как площадь поверхности мирового океана — 3,61 × 10 8 кв. км. Соответственно, получили, что объем водохранилищ 8300 куб. км дает общее снижение уровня мирового океана на 23 мм. А с поправками на недоучет малых прудов и водохранилищ, просачивание воды в грунт, недозаполнение резервуаров, получились такие величины: объем 10 800 куб. км , потенциальное падение уровня мирового океана — 30 мм. Таким образом, ежегодный «недослив воды» из-за сооружения водохранилищ должен понижать уровень вод в 1960–1990 годы на 0,4–0,9 мм/год, а в среднем — на 0,55 мм/год. А это больше, чем положительный вклад в общий бюджет почти всех учтенных факторов.

Дополнение величины «недостающего» слива к реально зарегистрированным данным по уровню мирового океана за 1920–2007 гг. устраняет известные изломы на этой кривой для 1960-х и 1980-х годов. В результате данные наблюдений с поправкой дают единообразный за все декады с 1930-х годов рост уровня мирового океана — на 2,46 мм/год. Это означает и постоянство факторов, работающих на этот рост.

Пока что специалисты учитывали в своих моделях указанные изломы в указанные периоды времени, в особенности это касается ускорения за последние два десятилетия. Но из данных расчетов ясно, что это ускорение может быть связано с резкой остановкой строительства новых водохранилищ с 1990-х годов.

Кроме того, задержка вод в результате сооружения искусственных водных резервуаров, уменьшающая уровень воды в среднем на 0,55 мм/год, создает внушительный разрыв между дебетом и кредитом, то есть между наблюдаемыми значениями подъема уровня океана и суммой предполагаемых причин, его определяющих. Так что к таянию льдов и расширению поверхностных вод требуется добавить еще какие-то естественные или искусственные причины для объяснения наблюдаемой картины подъема уровня вод мирового океана. Таким образом, общая модель баланса вод мирового океана нуждается в существенном обновлении.

Источник: B. F. Chao, Y. H. Wu, Y. S. Li. Impact of Artificial Reservoir Water impoundment on Global sea level // Science. 11 April 2008. V. 320. P. 212–214.

Насколько повышение уровня мирового океана серьезная проблема

Согласно докладу Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК), в настоящий момент уровень мирового океана повышается в 2,5 раза быстрее, чем столетие назад. Если в XX веке он поднимался на 1,4 миллиметра в год, то в XXI — на 3,6 миллиметра в год. За следующие 80 лет уровень мирового океана может повыситься более чем на 1 метр.

Авторы доклада предупреждают, что такая тенденция будет сохраняться долгое время, независимо от того, попытаемся мы исправить ситуацию или нет. Если попытаемся, то есть резко сократим выбросы парниковых газов, то к 2100 году уровень мирового океана в лучшем случае поднимется на 30-60 см, если продолжим и дальше закрывать глаза на проблему и не захотим сократить выбросы, к концу нынешнего века он повысится на 60-110 см. При самом неблагоприятном развитии сценария, говорят экологи, уровень мирового океана ежегодно, вплоть до 2100 года, может возрастать на 15 миллиметров.

Читайте также:
Загрязнение литосферы ℹ причины и источники, виды, последствия, основные пути решения экологической проблемы, меры природопользования, влияние на человека, примеры

Эксперты отмечают, что от этой экологической проблемы пострадает в три раза больше жителей прибрежных районов, чем считалось ранее. Так, по оценкам ученых, к 2100 году ниже уровня моря могут оказаться прибрежные области, в которых проживает более 200 миллионов человек.

Главная причина повышения уровня мирового океана — человек. В большинстве случаев именно его деятельность растапливает ледники и нагревает воду.

Чтобы осознать, насколько повышение уровня воды серьезная проблема, предлагаем ознакомиться с 10 фактами.

1. С 1880 года уровень мирового океана поднялся на 200 мм

Приведенная выше диаграмма была подготовлена ​​сотрудниками NASA Earth Observatory. Диаграмма построена на основе данных Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA) и Австралийской организации научных и промышленных исследований Содружества (CSIRO). Значимая часть этой информации была получена прибором мареографом, который автоматически регистрирует колебания уровня моря, и при помощи спутниковых наблюдений.

Это американская версия диаграммы, поэтому в левой ее части столбик цифр обозначает дюймы (200 мм — это почти 8 дюймов).

2. Мало того, что уровень океана повышается, растет и скорость этого повышения

С 1900 по 2000 года, в среднем, уровень воды поднимался на 1,4 мм в год. К 2010 году этот показатель превысил 3 мм в год, всего за девять лет, по данным МГЭИК, он вырос до 3,6 мм в год.

3. Это самое быстрое повышение уровня океана за 3000 лет

Если бы не выбросы углекислого газа в атмосферу, уровень воды за прошлые сто лет должен был бы подняться только на 2,5-5 см или даже упасть. Но из-за деятельности человека уровень мирового океана с 1900 по 2000 года вырос на 14 см. Это самое быстрое повышение в истории Земли за 27 веков, согласно исследованию, опубликованному в феврале 2016 года.

4. Повышение уровня воды на 2,5 см продвигает океан на на 1,3-2,5 метра вглубь суши

Объем воды в земных океанах составляет около 1,34 млрд км³, а дно океана, как правило, напоминает чашу с наклонными краями. По данным NASA, каждый раз, когда уровень воды повышается на 2,5 см, океан отвоевывает 1,3-2,5 метра суши.

5. Уровень мирового океана может подняться на 1,3 метра в течение следующих 80 лет

В сентябрьском отчете МГЭИК говорится, что к 2100 году уровень мирового океана может подняться до 1,1 метра. Данные исследования 2016 года показывают, что к этому сроку стоит ожидать повышения воды на 0,5-1,3 метра, при условии, что люди не сократят выбросы парниковых газов.

В случае, если выбросы будут сокращены, к концу века уровень воды все равно поднимется, но значительно меньше — на 20–60 см, в основном, из-за последствий таяния ледниковых покровов в Гренландии и Антарктике.

6. Сегодня около 216 миллионов человек живут в районах, которые к 2100 году окажутся ниже уровня моря

По оценкам специалистов, от 147 до 216 миллионов человек находятся в опасности из-за повышения уровня воды, причем, от 41 до 63 миллионов проживают в Китае.

Экологические проблемы могут возникнуть у 12 стран, включая Китай, Индию, Бангладеш, Вьетнам, Индонезию, Японию. Особенно уязвим Бангладеш, эта страна пострадает одной из первых, так как почти вся ее территория лежит ниже уровня моря (там до сих пор не получается построить плотины, которые могли бы сдерживать мощные потоки воды).

Как только в следующем столетии океан поднимется на 1,5 метра, он затронет 16% суши Бангладеша (22 000 кв.км) и 15% его населения (17 млн человек).

7. Повышение уровня мирового океана может привести к загрязнению воды для питья и орошения

В океане вода соленая,и в случае повышения ее уровня, она может попасть на сушу и загрязнить пресную воду, используемую жителями прибрежных районов для питья и орошения. В результате пострадают люди и сельскохозяйственные культуры.

Конечно, можно очистить воду от солей, но этот процесс очень дорогостоящий. У многих бедных стран, которые находятся в “группе риска”, не хватит денег, чтобы потянуть эту технологию.

8. Повышение уровня океана также может угрожать животным и растениям

Люди не единственные, кто может пострадать от повышения уровня воды. Любые прибрежные растения или животные, которые не смогут быстро сменить среду обитания, просто погибнут.

Морские черепахи откладывают яйца на пляжах. И чтобы детеныши могли вылупиться, пляжи должны оставаться относительно сухими.

Авторы исследования, опубликованного в Royal Society Open Science, которые изучали этих животных, отмечают, что затопление пляжа соленой водой в течение одного-трех часов снижает жизнеспособность яиц почти на 10%, в течение шести часов — на 30%.

Читайте также:
Реферат на тему: Охрана водоёмов от загрязнения способы защиты

9. Экономический ущерб от наводнений в крупных прибрежных городах может составить $1 триллион в год

Потери мировой экономики от наводнений в 2005 году составили около $6 миллиардов. Согласно прогнозам Всемирного банка, к 2050 году они составят до $52 миллиардов в год. Если добавить ущерб, вызванный повышением уровня моря, эта цифра может вырасти до $1 триллиона в год.

10. Уже слишком поздно, чтобы предотвратить повышение уровня мирового океана — но не слишком поздно, чтобы спасти миллионы жизней

Около 99% всего пресноводного льда заключено в двух ледяных щитах: в Антарктическом и в Гренландском. Если люди не снизят выбросы CO2 в атмосферу, в дальнейшем эти ледяные щиты начнут быстро таять.

Гренландский ледяной щит меньше и тает быстрее. Если бы он полностью исчез, уровень моря поднялся бы примерно на 6 метров. Антарктический ледяной щит крупнее, и если он растает, уровень воды поднимется на 60 метров (эти показатели сильно варьируются и зависят от того, как долго эти ледяные покровы могут сохраняться. Некоторые ученые считают — чтобы эти щиты растаяли, потребуются века или тысячелетия. Однако в статье, опубликованной в 2015 году, предполагается, что это может произойти гораздо быстрее).

Уровень мирового океана повышался и понижался в течение миллиардов лет — это был естественный процесс, но он никогда не поднимался так быстро, как сейчас (и люди никогда так сильно этому не способствовали). Пока точно неизвестно, какое влияние повышение уровня воды окажет на наш вид, но ясно, что это будет “головной болью” наших потомков. Найти способы помочь им справиться с данной проблемой — это самое малое, что может сделать человек первой половины XXI века.

Как отмечается в исследовании, опубликованном в журнале Nature Climate Change, любые политические решения, принятые политиками в следующим десятилетии, «будут иметь серьезные последствия для глобального изменения климата, экосистем и человеческого общества — не только в этом столетии, но и в XXII и даже в XXIII веках».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен. Поделитесь мнением о материале и расскажите о нем друзьям! Еще больше интересной информации о науку и технологиях можно найти в нашем Telegram. Также у нас есть канал в Instagram, где выходят статьи в картинках.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ
И МОНИТОРИНГ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ


УДК 504.064.36

Организационная структура мониторинга земель

Кращенко К.В., ТулГУ, студентка 3-го курса, г. Тула

Рассматривается организационная структура мониторинга земель.

От правильного использования почв зависит функционирование всех отраслей народного хозяйства, благосостояние общества.
Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов [4].
Целью мониторинга является информационное обеспечение, управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью [4].

Задачами государственного мониторинга земель являются [2]:

  1. Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
  2. Информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
  3. Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
    Структура мониторинга земель определяется административно-территориальным делением, использованием земель по их целевому назначению.

Структура мониторинга земель по административно-территориальной иерархии имеет следующие уровни [3]:

  1. Мониторинг земель Российской Федерации;
  2. Мониторинг земель республик в составе Российской Федерации,
  3. Автономных областей и автономных округов, краев и областей;
  4. Мониторинг земель районов и городов.

На каждом уровне административно-территориального деления структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель [3]:

  1. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
  2. Мониторинг земель населенных пунктов;
  3. Мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;
  4. Мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  5. Мониторинг земель лесного фонда;
  6. Мониторинг земель водного фонда;
  7. Мониторинг земель запаса.

В зависимости от территориального охвата различают глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинг земель [2,1]. Глобальный мониторинг земель проводят в соответствии с Международной геосферно-биосферной программой “Глобальные изменения”. Он позволяет оценить современное состояние всей природной системой Земли с целью предупреждения возникающих экстремальных ситуаций. Наблюдение ведут базовые станции в различных регионах планеты, которые нередко располагаются в биосферных заповедниках.

Региональный мониторинг – это слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то крупного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Он охватывает крупные территории (север европейской части России, зоны чернобыльской аварии и др.)
Локальный мониторинг земель ведется на территориальном уровне, ниже регионального, вплоть до территории отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

На основе характера изменения состояния земель различают также фоновый и импактный мониторинг [2,3].

Фоновый мониторинг это наблюдение за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека, его проводят в биосферных заповедниках. Импактный мониторинг это наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных фактов.

В зависимости от сроков и периодичности проведения наблюдения за состоянием земель мониторинги подразделяют на [1,4]:

  1. Базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель);
  2. Периодические (проводимые через один год и более, т.е. с определенными интервалами);
  3. Оперативные (проводимые непрерывно);
  4. Ретроспективные (исторический анализ предшествующих наблюдений).

Ввиду существенных зональных различий земель в Российской Федерации (равнинные и горные территории), многообразия способов их использования, широкого развития негативных процессов и явлений (эрозия, дефляция, заболачивание, солонцовость, деградация пастбищ, техногенное загрязнение и др.), которые часто вызывают необратимые изменения количественного и качественного состава земельных ресурсов и создают критическую экологическую ситуацию, весьма актуальна организация постоянно действующей сети государственного мониторинга земель. В настоящее время имеются крайне необходимые для проведения этих работ материалы и документы и, прежде всего, почвенные, геоботанические, геологические, геоморфологические, ландшафтные и др. тематические карты России, а также серии карт основных показателей экологического состояния почв, негативных процессов и явлений, характерных для земельных ресурсов страны, и на некоторые территории – результаты оценки их динамики во времени и пространстве.

В окончательном виде система государственного мониторинга земель Российской Федерации должна включать следующие разделы [4,1]:

  1. Концепцию ведения государственного мониторинга земель как информационной базы их рационального использования и защиты от прямых потерь, деградации и загрязнения.
  2. Ландшафтно-экологическое (природно-хозяйственное) районирование земельных ресурсов как научной основы для размещения сети государственного мониторинга земель.
  3. Научно обоснованную и экономически целесообразную схему полигонов государственного мониторинга земель.
  4. Нормативно-техническую базу системы ведения наблюдений за состоянием земель с отражением принципов размещения и режима работы наблюдательного комплекса.

В результате осуществления мониторинга земель собирают оперативную информацию о негативных изменениях, происходящих в земельном фонде и его отдельных категориях, что является основой для ведения земельного кадастра, оценки эколого-экономической ущербов (рисков), планировании природоохранных мероприятий.

Понятие, задачи и виды мониторинга земель

Рубрика: Сельское хозяйство

Статья просмотрена: 51269 раз

Библиографическое описание:

Дамдын, О. С. Понятие, задачи и виды мониторинга земель / О. С. Дамдын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 1 (36). — Т. 2. — С. 165-166. — URL: https://moluch.ru/archive/36/4146/ (дата обращения: 20.09.2021).

Принятие эффективных управленческих решений по соблюдению земельного законодательства зависит в первую очередь от наличия точных научно обоснованных данных о качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях. Источником получения таких данных является мониторинг земель.

Мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления различных изменений, их оценки, а также предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Мониторинг — преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб почв и проведением почвенно-геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния. Можно сказать, что мониторинг это одновременно мера предупредительного, текущего и последующего контроля.

Мониторинг имеют право осуществлять только государственные органы управления земельным фондом РФ, порядок осуществления устанавливается Правительством РФ. Мониторинг земель является составной частью мониторинга состояния окружающей природной среды, входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ 1 ) и проводится в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Суть мониторинга заключается в слежении за динамикой процессов происходящих в почвах, в целях выявления причин и источников негативных изменений, принятия научно обоснованных решений по совершенствованию земельного законодательства, внесению необходимых корректировок в правовой режим земель и порядок землепользования.

Мониторинг ведется на всей территории РФ по отношению к любым земельным участкам независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования, что, в свою очередь, означает, что сотрудники государственной службы мониторинга имеют право проводить необходимые замеры и обследования там и тогда когда это предусмотрено, а собственники и землепользователи не имеют права препятствовать этим действиям.

Государственный мониторинг в зависимости от целей наблюдения и территориального охвата может быть:


федеральным, охватывающим всю территорию РФ;

региональным, охватывающим территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами;

локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков.

Предметом мониторинга является целостный земельный фонд РФ независимо от форм собственности на землю и их целевого назначения.

Объектом мониторинга являются все земли в стране вне зависимости от форм собственности на земли, их целевого назначения и характера использования.

Мониторинг земель осуществляется отдельно применительно к землям сельскохозяйственного назначения, землям населенных пунктов и поселений, землям промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения и т. д.

Согласно п. 2 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации ведение государственного мониторинга земель направлено на выполнение следующих задач:


своевременное выявление изменений состояния земельных ресурсов, оценка уже происшедших изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении либо об устранении последствий негативных процессов, происходящих в почвенном слое земель. В целях ее осуществления органы проводят систематические наблюдения за состоянием водной и ветровой эрозии почвенного слоя земель, вероятностью потери гумуса либо ухудшения структуры, за загрязнением земель пестицидами, другими токсичными веществами, за состоянием береговой линии рек, морей, водохранилищ, за уровнем загрязнения земель свалками, местами захоронения опасных радиоактивных отходов, автомобильными стоянками и т. д;

информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов, землеустройства, а также осуществлением иных функций государственного и муниципального управления землями, обеспечение контроля за рациональным использованием и охраной земель;

обеспечение населения Российской Федерации информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Пользование данными, полученными государственными органами по мониторингу земель, представляется возможным как для граждан, так и для юридических лиц, международных организаций. В целях осуществления последних двух задач государственного мониторинга земель применяются различные способы собирания необходимой информации.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:


дистанционного зондирования (съемка и наблюдение с космических аппаратов, самолетов);

сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарны и иных участков, межевых знаков;

наземных съемок, наблюдений и обследований;

соответствующих фондов данных.

В содержание мониторинга земель входит выполнение наблюдений по нескольким направлениям: изучаются процессы, связанные с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие эрозии, потеря гумуса, заболачивание, засоление), зарастанием сельскохозяйственных земель сорняками и кустарником, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами и другими веществами. Также наблюдение ведется за процессами образования оврагов, оползней и другими природными явлениями, состоянием земель, занятых хозяйственными объектами, включая места захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов.

Все приемы, средства и методы осуществления мониторинга земель подразделяются в зависимости от сроков и периодичности их проведения на три вида:


базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга) осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;

периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в три года и более) осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;

оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент) фиксируют все текущие изменения состояния земельных ресурсов.

Данные мониторинга применяют для вынесения решений о возможном размещении того или иного объекта, определении разрешенных видов землепользования, то есть служат предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению земель. Мониторинг также фиксирует отклонения от разрешенного поведения, выявляя правонарушения, связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель и его данные, в этом случае, служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.

Данные полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются, накапливаются и передаются на вечное хранение в государственный фонд, а также ежегодно обобщаются и используются для подготовки ежегодного Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, который ежегодно предоставляет служба земельного кадастра РФ.

Земельный кодекс Российской Федерации. http://www.zemkodeks.ru .

Краткий курс по земельному праву: учеб. пособие/ Г.С. Антосевич. – М. Издательство «Окей-книга», 2008. – 123 с.

1 Помимо мониторинга земель в ЕГСЭМ входит мониторинг состояния других природных объектов, осуществляемый различными федеральными министерствами и ведомствами. Общее руководство ЕГСЭМ выполняет МПР России.

Государственный мониторинг земель

Под мониторингом подразумевается определенная часть государственного экологического мониторинга, направленного на проведение работ по мониторингу окружающей среды.

Понятие, объекты и результаты государственного мониторинга земель

Под мониторингом подразумевается определенная часть государственного экологического мониторинга, направленного на проведение работ по мониторингу окружающей среды. Понятие мониторинга подразумевает под собой определенную систему проведения наблюдений за общим состоянием земель. Отличительная черта мониторинга – необходимость непрерывного наблюдения.

Общая информация, которая содержится в базах данных различных подсистем государственного мониторинга, должна включать в себя исчерпывающую информацию, среди которой:

  • результаты, полученные после сбора всей требуемой информации о текущем состоянии всех земель в комплексе и отдельных участков, наблюдениями за правильностью их использования, рассматривая данные действия, исходя из установленного целевого назначения земель допустимого вида использования.
  • результаты, полученные после проведения анализов и последующей оценки качественного состояния всех земель, принимая во внимание воздействие природных, антропогенных факторов. Мониторинг позволяет оценить изменения состояния земель по результатам постоянных наблюдений.
  • прогноз, который заключает в себе сведения о том, как изменится земля при воздействии на нее разнообразных негативных последствий.

В качестве объектов проведения такого мониторинга выступают все земли, располагающиеся на территории России, без установления каких-либо ограничений.

Задачи, которые выполняются в ходе проведения государственного мониторинга земель. Виды мониторинга земель

Законодатель выделяет целый спектр задач, которые должны выполнять в ходе проведения урегулированного земельным законодательством мониторинга. Среди таких задач выделяют:

  • необходимость своевременного выявления различных изменений в состоянии земель, проведение оценки выявленных изменений, разработка прогноза и рекомендаций, направленных на предупреждение и устранение всех негативных процессов;
  • необходимость регулярно обеспечивать органы, осуществляющие государственный земельный надзор обо всех выявленных изменениях и об общей состоянии земли. Помимо этого, в ходе проведения государственного мониторинга, необходимо проведение информирования федерального и регионального управления по ресурсам, по проведению землеустройства;
  • необходимость в обеспечении граждан исчерпывающей информацией о текущем состоянии окружающей среды, в особенности, о состоянии земель на каждой конкретной территории.

На законодательном уровне выделяется несколько видов государственного мониторинга земель различного назначения. В зависимости от целей проводимых наблюдений выделяют:

  • федеральный.
  • региональный.
  • локальный.

Проведение государственного мониторинга должно осуществляться на основании государственной программы, программы субъектов, программы отдельных муниципалитетов.

Причем данные программы могут приниматься отдельно к конкретному виду земель. Так, в частности, федеральным законодательством установлен отдельный вид мониторинга – государственный мониторинг сельскохозяйственных земель.

Цели, для удовлетворения которых требуется проводить отдельный государственный мониторинг земель, имеющих сельскохозяйственное назначение, могут быть следующими:

  • снижение уровня плодородности земель;
  • ухудшение общего состояния земель, которые используются для ведения сельскохозяйственных работ;
  • деградация почвенного покрова.

Мониторинг показателей также необходим из-за проведения приватизации, так как большое количество новых собственников существенно отражается на состоянии земель, которые имеют сельскохозяйственное назначение. В нормативно-правовых актах федерального уровня выделено, что выполнение задач управления в области сельского хозяйства невозможно, если на данных территориях не проводится мониторинг показателей земель, имеющих сельскохозяйственное назначение.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель

Порядок, по которому осуществляется проведение государственного мониторинга земель, установлен соответствующим постановлением Правительства РФ. В частности, существует специальное Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, которое определяет процедуру данного мероприятия.

Уполномоченным проводить государственный мониторинг земель является Федеральная служба земельного кадастра, которая в ходе ведения данной деятельности регулярно взаимодействует с прочими органами власти федерального или регионального уровня.

Осуществление мониторинга земель осуществляется на основе единой системы показателей, предусмотренных методическими и нормативно-техническими документами, которые утверждены Федеральной службой земельного кадастра.

Государственный мониторинг земель, в частности, получение всей необходимой информации, может осуществляться при помощи:

  • проведения дистанционного зондирования, то есть съемки с разнообразных космических аппаратов, самолетов;
  • использования сетей действующих полигонов;
  • проведения наземных съемок, обследований и самостоятельных наблюдений;
  • используя соответствующие фонды, содержащие необходимую информацию о землях.

Порядок, по которому осуществляется организация государственного экологического мониторинга

В ходе проведения государственного экологического мониторинга, уполномоченный федеральный или региональный орган должен осуществить следующие действия:

  • выполнить поиск, получение, а также последующее хранение, обработку и анализ сведений о процессах, происходящих в окружающей среде;
  • осуществить поиск, получение, хранение и анализ данных о негативных воздействиях на среду, в частности, требуется выявить характер подобных воздействий и степень их опасности;
  • составить прогноз изменений окружающей среды;
  • определить связь между воздействием человека на природу и состоянием окружающей среды;
  • выработать определенный порядок действий, направленных на сокращение негативного воздействия на окружающую среду;
  • своевременно направить в уполномоченные государством органы информацию о текущем состоянии окружающей среды и свои предложения по их устранению;
  • вовремя проводить оценку всех мероприятий, направленных на охрану природы, давать оценку их эффективности;
  • создавать базы данных, содержащие в себе всю исчерпывающую информацию о текущем состоянии окружающей среды, а также обо всех процессах, которые в ней происходят.

Вся полученная в ходе проведения государственного экологического мониторинга информация должна быть представлена органам власти, доступна юридическим лицам и гражданам.

Приложение. Порядок осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения

Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 26 декабря 2014 г. N 852

Порядок
осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения

ГАРАНТ:

См. Порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, утвержденный приказом Минсельхоза России от 24 декабря 2015 г. N 664

1. Настоящий Порядок определяет механизм осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения (далее – государственный мониторинг земель).

2. Государственный мониторинг земель в Российской Федерации осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Порядок организации деятельности и взаимодействия территориальных органов и структурных подразделений Росреестра при осуществлении государственного мониторинга земель устанавливается Росреестром.

3. В рамках государственного мониторинга земель осуществляются систематические наблюдения за фактическим состоянием и использованием земель, выявление изменений состояния земель, оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценка и прогнозирование развития негативных процессов, обусловленных природными и антропогенными воздействиями, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

4. Государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

5. В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

Полученные по итогам мониторинга использования земель сведения используются при осуществлении государственного земельного надзора для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией об использовании земель.

6. В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

7. При проведении мониторинга состояния земель выявляются количественные характеристики изменения площадей земель и земельных участков различных категорий, видов разрешенного использования и видов земельный угодий.

При проведении мониторинга состояния земель выявляются изменения качественных характеристик состояния земель под воздействием следующих негативных процессов: подтопления и затопления, переувлажнения, заболачивания, эрозии, опустынивания земель, загрязнения земель тяжелыми металлами, радионуклидами, нефтью и нефтепродуктами, другими токсичными веществами, захламления отходами производства и потребления, вырубок и гарей на землях лесного фонда, образования оврагов, оползней, селевых потоков, карстовых и других процессов и явлений, влияющих на состояние земель.

8. При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;

д) землеустроительной документации;

е) материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;

ж) сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;

з) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;

и) результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);

к) данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).

9. Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения государственного мониторинга земель, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

а) базовые (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель на момент начала осуществления государственного мониторинга земель);

б) периодические (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель за период 3-х лет);

в) оперативные (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель на текущий момент).

При подготовке итоговых материалов государственного мониторинга земель указывается, какие виды съемки, наблюдения и обследования использовались.

10. В ходе осуществления государственного мониторинга земель Росреестр запрашивает сведения об использовании и состоянии земельных участков у федеральных органов исполнительной власти, к компетенции которых относится регулирование деятельности в отношении той или иной категории земель или вида разрешенного использования земельных участков, а также у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся соответственно в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, или земель, государственная собственность на которые не разграничена.

11. Предоставление сведений, указанных в пунктах 15 и 16 настоящего Порядка, осуществляется на основании запросов Росреестра, направляемых в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Росреестра, либо в форме документа на бумажном носителе (в случае невозможности направления в форме электронного документа).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют указанные в пунктах 15 и 16 настоящего Порядка сведения в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица соответствующего органа власти, либо в форме документа на бумажном носителе (в случае невозможности направления в форме электронного документа).

12. В качестве объектов государственного мониторинга земель определяются земли (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования) субъекта Российской Федерации в целом, административного муниципального образования (муниципальный район, городское поселение, городской округ, иные муниципальные образования), постоянно действующего полигона, эталонного стационарного участка, а также земельный участок или группа земельных участков.

13. При проведении мониторинга использования земель земельные участки изучаются в соответствии с установленными для них категориями и видами разрешенного использования.

14. Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

15. Показателями мониторинга использования земель являются:

– общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (для объекта государственного мониторинга земель – земли определенной категории, установленной статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации*);

– общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

– площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

– площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено неиспользование земель и земельных участков;

– площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;

– площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– площадь застроенных земель в разрезе категорий;

– общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;

– иные показатели, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Показателями мониторинга состояния земель являются:

а) количественные показатели состояния земель:

– общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (в разрезе категорий земель, установленных статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации);

– общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

– общая площадь земельных участков общего пользования, внесенных в государственный кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);

– общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения;

– количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством);

– общая площадь учтенных в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;

– количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости о санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством Российской Федерации);

б) качественные показатели состояния земель (с указанием степени развития негативного процесса):

– площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

– площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

– площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

– площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

– площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).

17. Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.

По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

18. Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

19. Государственный мониторинг земель осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель, являющейся информационной подсистемой единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Оператором автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель является Росреестр.

20. Полученные материалы и данные государственного мониторинга земель накапливаются и хранятся в архивах (фондах) и базах данных автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель.

Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) предоставляется оператору государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. N 681 “О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)”**.

21. Информация о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) является общедоступной.

22. Доступ федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к информации о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) осуществляется на безвозмездной основе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Доступ физических и юридических лиц к информации о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) обеспечивается путем ее размещения на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)”.

Предоставление информации о результатах государственного мониторинга земель, доступ к которой ограничен федеральными законами, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной тайне, о коммерческой тайне или иной охраняемой законом тайне.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 1, ст. 15, 17; N 10, ст. 763; N 30, ст. 3122, 3128; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2880,2881; N 31, ст. 3453; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279, 5282; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 23, 24; N 10, ст. 1148; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; N 31, ст. 4009; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251, 2253; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 19; N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3582, 3601; N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6416, 6419, 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 47, 54; N 13, ст. 1688; N 15, ст. 2029; N 25, ст. 3531; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4284; N 30, ст. 4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7027, 7043; N 50, ст. 7343, 7359, 7365, 7366; N 51, ст. 7446, 7448; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 14, ст. 1663; N 23, ст. 2881; N 27, ст. 3440, 3447; N 30, ст. 4080; N 52, ст. 6961, 6971,6976, 7011; 2014, N 30, ст. 4218, 4225, 4235; N 43, ст. 5799.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4383

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: