Наука – понятие и основы, виды и особенности классификации

Понятие науки и классификация наук

«Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – накопление и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе картины мира» (Краткая Российская энциклопедия, 2003, с.645). При этом наука является основной формой человеческого познания. Она не только вырабатывает и систематизирует новые знания о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Очень важна ее роль и как социального института в решении глобальных проблем на Земле, например экологии, изменении климата, освоении космического пространства.

Наука занимается сбором, анализом, обобщением и объяснением фактов, выявлением закономерностей и законов, объясняющих сущность процессов или природных явлений, делает прогнозы, особенно в экономике, социологии и вероятных природных катаклизмах.

Роль науки в современном обществе неуклонно возрастает. Если XX в. был веком научно-технической революции, то начало XXI в. связывают с бурным развитием нанотехнологий. Широкое распространение получили информационные технологии. Примерами научных разработок могут служить вошедшие в нашу жизнь различные средства связи (Интернет, сотовые телефоны, современное телевидение, ГЛОНАС, GPS и др.). В ближайшем будущем науке предстоит решать важнейшие задачи, стоящие перед обществом, связанные с истощением в ряде мест полезных ископаемых, дефицитом воды, продовольствия, изменением климата, участившимися природными катаклизмами.

Наука выполняет несколько функций:

– познавательную (познание природы, общества, человека);

– мировоззренческую – разработка научного мировоззрения, научной картины мира;

– производственную – внедрение в производство новых технологий, инноваций и пр.;

Существуют несколько классификаций наук. В зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

– о природе – естественные;

– об обществе – гуманитарные и социальные;

– о познании, мышлении – логика и др.

В классификаторе высшего профессионального образования выделены науки:

– естественные и математика (физика, химия, биология, география, почвоведение, гидрометеорология, экология и др.);

– гуманитарные и социально-экономические (философия, история, политология, экономика, статистика, филология, юриспруденция и др.);

– технические (строительство, металлургия, горное дело, геодезия, и др.);

– сельскохозяйственные (агрономия, лесное хозяйство, рыболовство, зоотехния и др.).

На основе связи науки с практикой выделяют фундаментальные или теоретические науки и прикладные. Вторые направлены на решение конкретных производственных, технических и социальных проблем.

В справочной литературе встречается деление науки на академическую, отраслевую, вузовскую, заводскую (производственную). В публикациях попадается термин «вневедомственная наука», когда научные исследования выполняются учеными разных ведомств, профессий, а их работа осуществляется чаще всего в небольших группах, научных кооперативах, центрах экспертиз и др.

Научные исследования лесов в России стали зарождаться в конце XVII в. Во времена царствования Петра I было заложено государственное управление лесами. Впервые по вопросам леса было издано около 200 различных документов – царских указов, указаний и распоряжений.

В 1798 г. императором Павлом I был учрежден Лесной департамент для управления лесами страны. В 1800 г. в департаменте, охватывавшем учетом леса 40 губерний, были образованы отделения. В каждой губернии были созданы местные лесные управления. По Н.В. Шелгунову, «правительство решительно хотело дать лесному управлению научный характер и водворить науку в целом сословии новых лесничих» (Столетие…, 1898, с. 25).

В 1826 г. был учрежден Ученый комитет по лесной части с обязанностью в том числе «заниматься теми делами по ученой и практической части лесоводства», чтобы «начать правильное лесоводство по губерниям» (Двухсотлетие…, 1998, с.69).

В 1893 г. по инициативе Лесного департамента для организации научных исследований были созданы опытные участки. Позднее они были преобразованы в опытные лесничества. Научную работу в них организовывала Постоянная комиссия департамента (с 1906 г.) во главе с М.М. Орловым – профессором Лесного института (ныне Санкт-Петербургская лесотехническая академия). Многие организаторы и руководители опытных лесничеств впоследствии стали известными учеными в различных областях лесного хозяйства (С.В. Алексеев, В.Е. Граф, Г.Н. Высоцкий, Д.М. Кравчинский, А.А. Молчанов, Г.Ф. Морозов, А.В. Тюрин, В.П. Тимофеев и др.).

Наука – понятие и основы, виды и особенности классификации

Особенности научного мышления

Перечисленные ниже основные особенности научного мышления являются универсальными и определяют основные отличия от обыденного мышления.

Прикладные научные исследования – это исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий.

Читайте также:
Рудные полезные ископаемые - виды, список стран

Познакомимся более основательно с ведущими общественными науками:

История – одна из важнейших наук в системе социально-гуманитарного знания. Объектом ее изучения является человек, его деятельность на протяжении существования человеческой цивилизации. Слово «история» греческого происхождения и означает «исследование», «разыскание». Возникновение исторической науки относится ко временам древних цивилизаций. «Отцом истории» принято считать древнегреческого историка Геродота, составившего труд, посвященный греко-персидским войнам.

Культурологию интересует прежде всего мир искусства – живопись, архитектура, скульптура, танцы, формы развлечения и массовые зрелища, институты образования и науки. Субъектами культурного творчества выступают а) индивиды, б) малые группы, в) большие группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той степени, в какой это касается создания культурных ценностей.

Политология– наука,изучающая феномен власти, специфику социального управления, отношения, возникающие в процессе осуществления государственно-властной деятельности.

Правоведение – наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности.

Социология – наука изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, проблемы социального неравенства и принципы разрешения социальных конфликтов.

Философия – наука о наиболее общих законах развития природы. общества, познания.

Экономика – наука, изучающая принципы организации хозяйственной деятельности людей, отношения производства, обмена, распределения и потребления, формирующиеся в каждом обществе, формулирует основания рационального поведения производителя и потребителя благ.

Психология – наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. В центре внимания находятся проблемы восприятия, памяти, мышления, обучения и развития человеческой личности.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Она изучает примитивные племена, которые сохранились сегодня с первобытных времен в затерянных уголках планеты: их обычаи, традиции, культуру, манеры поведения.

Социальная психология изучает малую группу (семья, компания друзей, спортивная команда). Социальная психология – это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые те не в силах были решить.

Демография изучает население – все множество людей, составляющих человеческое общество. Демографию интересует прежде всего то, как размножаются, сколько живут, почему и в каком количестве умирают, куда передвигаются большие массы людей. Она смотрит на человека отчасти как на природное, отчасти как на общественное существо.

Эстетика – (от греч. aisthetikos — чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) — наука о природе и закономерностях эстетического освоения человеком действительности, о сущности и формах «творчества по законам красоты”.

Этика — (греч.ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — наука, изучающая мораль и нравственности . Основные проблемы этики:

  • Проблема критериев добра и зла
  • Проблема смысла жизни и назначения человека
  • Проблема справедливости
  • Проблема должного

Понятие науки. Классификация, характерные черты.

Наука — это сфера человеческой деятельности, представляющая собой рациональный способ познания мира, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, основанные на эмпирической проверке и математическом доказательстве.
Как многофункциональное явление наука представляет собой: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) определенную систему организованности (академии, университеты, вузы, институты, лаборатории, научные общества и издания).
Существует определенная внутренняя структура и классификация современных наук.

Фундаментальными считаются естественные, гуманитарные и математические науки, а прикладными являются технические, медицинские, сельскохозяйственные, социологические и другие науки.
Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих взаимодействием базисных структур природы. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.
Непосредственной целью прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Так, современный этап научно-технического прогресса связан с развитием авангардных исследований прикладных наук: микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, генетики и др. Эти направления, сохраняя свою прикладную направленность, приобретают фундаментальный характер.
Результатами научных исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия, каждое из которых имеет свое определенное значение, можно объединить одним словом “концепции”. Понятие “концепция” (определенный способ трактовки какого-либо предмета, явления, процесса) происходит от латинского conceptio— понимание, система. Концепция, во-первых, — это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. Во-вторых, — это единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.

Характерные черты науки

Не всякие знания могут быть научными. В человеческом сознании содержатся такие знания, которые не входят в систему науки и которые проявляются на уровне обыденного сознания.
Чтобы знания стали научными, они должны обладать по крайней мере следующими специфическими признаками (чертами): системностью, достоверностью, критичностью, общезначимостью, преемственностью, прогнозированностью, детерминированностью, фрагментарностью, чувственностью, незавершенностью, рациональностью, внеморальностью, абсолютностью и относительностью, обезличенностью, универсальностью.
Системность. Знания должны носить системный характер на основе определенных теоретических положений и принципов. К числу важнейших задач системности относятся: 1) разработка средств представления исследуемых объектов как систем; 2) построение обобщенных моделей системы; 3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок. В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостное свойство этого множества.
Достоверность. Знания должны быть достоверными, проверенными на практике, проходящими проверку по определенным правилам, а потому убедительными.
Критичность. Возможность определить на основании критического рассмотрения рациональных моделей историко-куль-турологические и естественно-научные знания на основе сопоставления различных типов научных теорий. При этом наука всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже самые основополагающие результаты.
Общезначимость. Все истинные знания рано или поздно становятся общепризнанными всеми учеными и способствуют объединению всех людей. Следовательно, общезначимость является лишь одним из следствий истинности знания, а не критерием истины
Преемственность. Объективная необходимая связь между новыми и “старыми” знаниями в процессе изучения окружающего мира, при этом новые знания дополняют и обогащают “старые”. Правильное понимание процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей развития природы, общества, прогресса науки, техники, искусства, для борьбы как с некритическим отношением к достижениям прошлого, так и с нигилистским отрицанием его.
Прогнозированность. Знания должны содержать в себе возможность предвидения грядущих событий в определенной области действительности. В социальной сфере прогнозирование
составляет одну из научных основ социального управления (це-леполагания, предвидения, программирования управленческих решений).
Детерминированность. Факты эмпирического характера должны быть не только описаны, но и причинно-объяснены и обусловлены, т. е. раскрыты причины изучаемых объектов действительности. В действительности же принцип детерминизма как утверждение о существовании объективных закономерностей представляет собой только предпосылку научного предвидения (но не тождественен ему). Принцип детерминизма формулировался не только как утверждение о возможности предвидения, но и как общий принцип, обосновывающий практическую и познавательную деятельность, раскрывающий объективный характер последней.
Фрагментарность. Наука изучает мир не в целом, а через различные фрагменты реальности, и сама делится на отдельные дисциплины.
Чувственность. Научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием ощущения, восприятия, представления и воображения.
Незавершенность. Хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины.
Рациональность. Наука получает знания на основе рациональных процедур и законов логики.
Внеморальность. Научные истины нейтральны и общече-ловечны в морально-этическом плане.
Обезличенность. Ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.
Универсальность. Наука сообщает знания, истинные для всего окружающего мира.
Специфика научного исследования определяется тем, что для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура.

Читайте также:
Пищевая цепочка в природе - цепь питания тайги, тундры

Уровни научного познания.

В структуре научного знания выделяют два уровня знания – эмпирический и теоретический. Им соответствуют два специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Эмпирическое познание предполагает формирование на основе данных наблюдения – научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. В теоретическом познании доминируют формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения). Однако, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне – рациональное.

Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие:

1) характер предмета исследования. Эмп и теорет исследования могут познавать одну объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по разному. Эмп исслед-е в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей м/у ними. На уровне эмпер познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях. На уровне же теорет познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Задача теории – воссоздать все эти отношения м/у законами и т о раскрыть сущность объекта. Следует различать эмпирическую зависимость и теоретический закон. Первая является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Второе-это всегда знание истинное. Т о, эмпир ислед изучает явления и их корреляции. В этих корреляциях оно может уловить проявление закона, но в чистом виде он дается только в результате теоретического исле-я

2) тип применяемых средств исследования. Эмпир-е исл-ие базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объктом. Поэтому средства импер исследования непосредственно включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения. В теорет исл-ии отсутствует непостредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте. Кроме средств связанных с экспериментами применяются и понятийные средства, в которых взаимодействуют эмпирические средства и термины теоретич. языка. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами (реальные объекты с жестко фиксированными признаками). Основные средства теорет исслед-я – теоретические идеальные объекты. Это особые абстракции в к-ых заключен смысл теоретических терминов (идеальный товар).

Читайте также:
Доклад на тему: Естественная и научная картина мира структура

На эмпирич-м уровне познания использ-ся такие методы, как наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент.

Наблюдение – это целенаправленное, систематическое восприятие действительности, которое всегда предполагает постановку задачи и необходимую активность, а также определенный опыт, знания познающего субъекта. В ходе наблюдения обычно используются различные приборы.

Описание – это фиксация средствами естественного или искусственного сведений об объектах.

Сравнение, которое предполагает выявление сходства и различия в изучаемых объектах, что позволяет делать определенные выводы по аналогии.

Метод измерения является дальнейшим логическим развитием метода сравнения и означает процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения.

Эксперимент- это когда исследователь изучает объект путем создания для него искусственных условий, которые необходимы для получения нужной информации о свойствах этого объекта.

На уровне теоретического познания — формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод.

Гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Аксиоматизация – построение теорий на основе постулатов и аксиом.

Формализация – построение абстрактно математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.

В реальной действительности эмпир и теорет познания всегда взаимодействуют.

Существует также всеобщий метод научного познания родом из философского раздела «Логика». Он включает методы: анализ – расчленение целого на части с целью дальнейшего изучения.

Синтез – соединение раннее выделенных частей предмета в единое целое.

Абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений.

Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция – способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

Аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Моделирование – изучение объекта ( оригинала ), путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.

Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

В настоящее время в естествознании большое значение стали приобретать статистические методы, описывающие и изучающие массовые явления. Статистические методы используются в совокупности с теорией вероятности, которая исследует вероятность случайности в области квантовой физики.

ПОНЯТИЕ НАУКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАУКИ.

Наука имеет несколько основных значений. Под наукой понимается сфера человеческой деятельности направленная на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат научной деятельности, т.е. наука – это система полученных научных знаний. Наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт, т.е. система взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, которой включает в себя систему научной информации, норм и ценностей науки.

Основные признаки науки:

1. Наука должна представлять определенный род творческой деятельности по получению новых знаний, подчиненных определенным законам и проверенных экспериментальным методом.

2. Второй признак науки состоит в ее самоценности, в стремлении к постижению истины, в разработке теорий и концепций.

Читайте также:
Естественные науки - список предметов и дисциплин, примеры

3. Науке свойственен рациональный характер объяснений изучаемых явлений, привлечение необходимых средств познания правил, управляющих миром.

4. Для науки характерна ее систематичность, совокупность связанных внутренним единством знаний, выявление скрытого порядка вещей в структуре полученных данных.

Непосредственные цели науки – это получения знаний об объективном и субъективном мире, постижение объективной истины.

Задачи науки:

1. Сбор, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов.

2. Обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания.

3. Систематизация полученных знаний.

4. Объяснение сущности явлений и процессов.

5. Прогнозирование событий явлений и процессов.

6. Установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Структура науки может быть представленная по-разному, в зависимости от оснований деления составляющих ее элементов. Если науку рассматривать с точки зрения субъекта и объекта познания, то она включает следующие элементы:

1. Объект (то, что изучается, на что направлено научное познание).

2. Субъект (конкретный исследователь).

3. Научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции и методы для постижения объективной истины.

Для современной стадии развития науки характерны две определяющие тенденции:

1. По мере накопления объема знаний, расширение объектов исследования происходит все большее деление наук, возникновение новых отраслей, являвшихся ранее одним из многих направлений той или иной науки, т.е. идет процесс дифференциации знаний.

2. Проникновение человека в глубинную сущность явлений требует применения знаний из различных отраслей науки, их объединения, что ведет к возникновению новых дисциплин, т.е. идет процесс интеграции знаний.

Наибольшую известность получила классификация наук в «диалектике природы» Энгельса, исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил:

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

– о природе (естественные);

– об обществе (гуманитарные и социальные);

– о мышлении и познании (логика, гносеология).

В основе всех рассмотренных классификаций лежат специфические особенности изучаемых различными науками объектов материального мира, поэтому на сегодняшний день существует проблема классификации наук, т.е. проблема структуры всего научного знания. Проблема эта заключена в том, что полную информацию об исследуемом объекте познания дает только совокупность различных наук, вследствие этого в настоящее время классификация часто проводится не по объекту изучения, а по так называемым формам его движения, т.е. по функциям или по отдельным сторонам изучаемого предмета.

Формой существования и развития науки является научное исследование. В ФЗ РФ 23 августа 1996г «О науке и государственной научно-технической политике» даны следующие понятия:

– научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний;

– научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а так же получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества и окружающей природной среды.

Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Поисковые исследования – это научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отысканию путей решения научных задач.

Разработка – это исследование, направленное на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

В теории познания выделяют 2 уровня исследования: теоретический и эмпирический.

Лекция 3.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме представлений о закономерных связях объективного мира.

1. Обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы, общества и мышления.

2. Хранение в обобщенных представлениях всего, что может быть передано в качестве устойчивой основы практической деятельности.

Познание – процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию.

Целью познания является отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности, т.е. в процессе практической деятельности человека.

Совокупность понятий и терминов, которые используются в определенной науке, образуют ее понятийный аппарат.

Теоретический уровень исследований характеризуется преобладанием логических методов познания. Полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты анализируются, обобщаются, постигается их сущность, внутренние связи законы развития. Структурными компонентами теоретического познания являются: проблема, гипотеза, теория.

Читайте также:
Биосфера - структура, границы, свойства, функции, строение

Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают две группы проблем: неразвитые и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

1) возникают на базе определенной теории или концепции;

2) трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;

4) пути решения проблемы не известны.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Идея – это новое интуитивное объяснение события или явления. Идея материализуется в гипотезу. Под гипотезой в широком смысле слова подразумевается любое предположение, допущение, предсказание или догадка, истинность которой остается неизвестной.

Гипотеза – это требующая проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенные следствия о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) релевантности, т.е. релевантность гипотезы характеризует отношение гипотезы к фактам, на которые она опирается, а также возможность вхождения в состав существующей теоретической системы;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента;

3) совместимости с существующим научным знанием;

4) обладание объяснительной и предсказательной силой, т.е. из гипотезы должно выводится некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий;

5) простоты, связанной с интенсивностью ее исходных посылок, позволяющей установить логические связи между фактами, которые охватываются такой гипотезой.

В научном познании обычно имеют дело не с изолированными гипотезами, а с определенной системой логически взаимосвязанных гипотез. Именно благодаря этому возникают научные теории.

Теория – это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно определяет какую-либо область действительности. Теория обладает следующими свойствами:

1) представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности;

2) целостная система достоверных знаний;

3) теория не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их;

4) все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы и доказаны.

В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории: исходные основания (понятия, аксиомы, законы, принципы и т.д.); идеализированный объект (теоретическая модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов); логика теории (совокупность определенных правил и способов доказывания); совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории; философские установки и социальные ценности.

В редких случаях в равной степени доказуемыми являются противоречивые суждения. В таких случаях говорят о возникновении парадокса. Парадокс – это утверждение, резко расходящееся с принятым, установившемся мнением, отрицание того, что представляется безусловно правильным. Если же появляются противоречия, подобную ситуацию принято определять как кризисную, при которой возникает необходимость пересмотра прежних теоретических представлений, перехода от старой парадигмы к новой.

Смену фундаментальных для науки теорий и представлений, устойчивых традиций, парадигм принято называть научными революциями.

Под парадигмой принято понимать господствующую в данное время научную теорию, являющуюся для науки как бы внутренним критерием правильности вновь получаемых знаний.

Структуру теории образуют:

1) понятия – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений;

2) определения – это раскрытие содержание понятия, которое должно отвечать двум признакам: должно указывать на ближайшее родовое понятие и должно указывать на то, чем данное понятие отличается от других;

3) аксиома (постулаты) – положение, которое является исходным, недоказываемым, из которого по установленным правилам выводятся другие положения;

4) закон – объективная существенная внутренняя необходимая и устойчивая связь между элементами, явлениями и процессами;

5) закономерность – это совокупность действия многих законов, система существенных необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон;

6) учение – совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности.

Эмпирический уровень исследования характеризуется чувственного познания, т.е. изучение внешнего мира посредством органов чувств. На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение. Взаимодействие теоретического и эмпирического уровней исследований заключается в том, что:

1) совокупность фактов составляют практическую основу теории или гипотезы;

2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;

3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий и истолкован без теоретических представлений;

4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется и направляется теорией.

Читайте также:
Возникновение жизни на Земле - зарождение и развитие, гипотезы

Структура эмпирического уровня исследований формируется понятиями: факт, эмпирическое обобщение, эмпирический закон. Понятие факт употребляется в нескольких значениях:

1. Факт – это объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности), либо к сфере познания и сознания (факт сознания).

2. Знание о каком-либо событии и явлении, достоверность которого доказана.

3. Предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Эмпирическое обобщение – это система определенных научных фактов.

Эмпирический закон – отражает регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрываются существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей.

Лекция 4.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Классификация научных исследований

Классификация научных исследований

Формой существования и развития науки- является научное исследование. В Федеральном законе закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» научно-исследовательская деятельность определена как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Научное исследование – процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие. Правильность научного знания определяется не только логикой, но, прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.

Объектом научного исследования- являются материальная или идеальная системы

Предметом научного исследования– структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития.

Цель научного исследования – определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

Результаты научных исследований оцениваются тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение,- которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

Сущность и классификация научных исследований

Целью науки является постижение истины, а способом постижения истины является научное исследование.

Научное исследование – процесс изучения, экспериментирования, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Познание – это сложный процесс движения человеческого сознания, человеческой мысли от незнания к знанию, от неполных или неточных знаний к более полным и точным знаниям, которое осуществляется с помощью исследований.

Научное исследование, как процесс включает в себя три основных компонента (составляющих):1.целесообразную деятельность человека, т.е. собственно сам научный труд;2.предмет научного труда;3.средства научного труда.

В результате целесообразная научная деятельность человека, опирающая на совокупность конкретных методов познания, необходимая для достижения новых или уточнённых знаний об объекте исследования (предмет труда), использует соответствующее научное оборудование (измерительное, вычислительное и др.), т.е. средства труда.

Научные исследования в зависимости от своего целевого назначения, степени связи с природой или промышленным производством, глубины и характера научной работы подразделяются на несколько основных типов:

1.фундаментальные, 2.прикладные,3.разработки.

Фундаментальные исследования – получение принципиально новых знаний и дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний. Цель фундаментальных исследований – открытие новых законов природы, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий. На их основе решаются многие прикладные задачи применительно к потребностям конкретных отраслей науки, техники и производства. Фундаментальные исследования связаны со значительным риском и неопределённостью с точки зрения получения конкретного положительного результата, вероятность которого не превышает 10%.Несмотря на это, именно фундаментальные исследования составляют основу развития как самой науки, так и общественного производства.

Читайте также:
Круговорот азота в природе ℹ описание, схема, этапы, влияние человека

Прикладные исследования представляют собой поиск и решение практических задач развития отдельных отраслей производства на основе результатов фундаментальных исследований. Они связаны с созданием новых, либо совершенствованием существующих технологий, средств производства, предметов потребления и т.п. Например, прикладные исследования в области техники не имеют, как правило, непосредственного дела с природой. Объектом исследования в них обычно являются машины, технология или организационная структура, т.е. «искусственная» природа. Практическая ориентация (направленность) и отчетливое целевое назначение прикладных исследований делает вероятность получения ожидаемых от них результатов весьма значительной, не менее 80-90%.

Разработки– использование результатов прикладных исследований для создания и отработки опытных моделей техники (машин, продуктов), технологии производства, а также усовершенствование существующей техники. На этапе разработки результаты, продукты научных исследований принимают такую форму, которая позволяет использовать их в других отраслях общественного производства.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям: по методам решения поставленных задач, сфере применения результатов исследования, видам исследуемого объекта и другим факторам исследования могут быть теоретическими, теоретико-экспериментальными и экспериментальными. Отнесение исследования к одному из этих видов зависит от применяемых методов и средств научного исследования.

Теоретические исследования базируются на применении математических и логических методов познания объекта. Результатом теоретического исследования является установление новых зависимостей, свойств и закономерностей происходящих явлений. Результаты теоретических исследований должны быть подтверждены практикой.

Теоретико-экспериментальные исследования предусматривают последнюю экспериментальную проверку результатов теоретических исследований на натурных образцах или моделях.

Экспериментальные исследования осуществляются на натурных образцах или моделях в лабораторных условиях, при которых устанавливаются новые свойства, зависимости и закономерности, а также служат для подтверждения выдвинутых теоретических предположений.

По составу исследуемых свойств объекта исследования подразделяются на комплексные и дифференцированные.

Комплексные исследования представляют собой изучение разнородных свойств одного объекта, каждое из которых может предусматривать применение различных методов и средств исследования. Выполняются они в различное время и в различных местах. Примером комплексного исследования может служить оценка надежности нового автомобиля. Надежность автомобиля является интегральным свойством и обусловливается такими его отдельными свойствами, как безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность деталей и т.д.

Дифференцированным исследованием называется такое исследование, в котором познается одно из свойств или группа однородных свойств. В рассмотренном примере исследование каждого в отдельности свойства надежности автомобиля является дифференцированным.

По признаку места их проведения исследования; именуются лабораторными или производственными. Исследуемый объект может быть натурным или представлять его модель. В каждом случае выбор вида исследуемого объекта подлежит обоснованию.

По стадиям выполнения исследования подразделяются ; поисковые,научно-исследовательские и опытно-промышленные разработки.

При разработке крупной научно-технической проблемы .Первой стадией является поисковое исследование, в результате которого устанавливаются принципиальные основы, пути и методы решения поставленной задачи. Вторая стадияпредставляет собой научно-исследовательские разработки, целью которых является установление необходимых зависимостей, свойств и закономерностей, создающих предпосылки для дальнейших инженерных решений. Третья стадия – опытно-промышленная разработка, главная задача которой состоит в доведении исследования до практической реализации, т.е. его апробации в условиях производства. На основе результатов опытно-производственной проверки вносятся коррективы в техническую документацию для широкого внедрения разработки в производство.

Каждое научное исследование можно отнести к определенному научному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают техническое, биологическое, физико-техническое, историческое и другие направления с возможной их последующей детализацией.

Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы, проблемы, темы и научные вопросы.

Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов являются весьма ответственной задачей. Так, в частности актуальные направления и комплексные проблемы исследований стратегического масштаба формулируются в директивных документах правительства страны. В научном учреждении направление исследования часто предопределяется спецификой этого научного учреждения или отраслью науки, в которых работает тот или иной исследователь.

Выбранное направление исследований часто становится стратегией научного работника или научного коллектива на длительный период. Однако необходимо иметь в виду, что в процессе научных разработок возможны и некоторые изменения в тематике по предложению заказчика.

Читайте также:
Вселенная: как зародилась, строение, из чего состоит, методы изучения

Научное исследование основывается на ряде постулатов (допущений):

1.Упорядоченности социальной природы мира, более того – многие социальные феномены находятся между собой в системных отношениях и отдельные события следуют друг за другом в упорядоченной последовательности, которая может быть подвергнута наблюдению, описана и предсказана;

2.Все события имеют некую причину, в соответствии с принципом детерминизма;

3.Экономии доводов, который важен для проведения обобщений о более высоких уровнях человеческого поведения – он позволяет ученым экстраполировать от конкретных данных к общим положениям;

4.В основе поведения и мышления лежит некая базовая реальность, которую можно исследовать путем научного анализа.

Так, например, в основе психологического исследования лежит постулат, утверждающий, что человек по природе своей система очень сложная, но все же система, которая может быть понята и объяснена посредством научного экспериментирования и рационального анализа проведенных экспериментов.

Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.

В структурном в себя отношении научное исследование включает 5 этапов:

1-появление проблемы, 2выдвижение первоначальной гипотезы,3- проведение теоретических исследований,4-проверка полученных в ходе теоретических исследований на практике – проведение эксперимента,5- формулирование выводов и рекомендаций.

Таким образом, формой осуществления и развития науки является научное исследование, т.е. изучение явления с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на него различных факторов, а также изучение взаимодействия между различными явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.

Научные исследования классифицируют

1. По виду практической деятельности: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, экономика, наука, литература и искусство, другие отрасли практической деятельности общества;

2. По области науки: естественная, гуманитарная, техническая;

3. По цели исследования: глобальные, отраслевые, локальные, квалификационные;

4. По административно территориальным границам исследования: исследования в рамках международных и национальных программ, исследования по планам министерств и ведомств, исследования по планам предприятий (вузов, НИУ);

5. По значимости для развития науки и практики: фундаментальные, прикладные, теоретические, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР);

Целью фундаментальных исследований является получение новых законов, вскрытие связей между явлениями, создание новых теорий. Они составляют основу развития науки. Вероятность получения положительного результата – 10 %.

Целью прикладных исследований является привязка результатов фундаментальных исследований к конкретным условиям проектирования, производства. Объектом их исследования являются технические системы и новые технологии. Вероятность получения положительного результата – 20-90 %.

Целью НИОКР является создание на базе результатов прикладных исследований опытных образцов техники, новых технологических процессов.

6. По способу реализации: теоретические, экспериментальные;

В ходе теоретического исследования определяются методы и критерии исследования, задаются необходимые ограничения, описываются связи и т.д.

В ходе экспериментального исследования создается модель исследуемого объекта, снимаются и обрабатываются необходимые данные и т.д., т.е. проводится проверка теоретических исследований и их дальнейшее развитие и уточнение.

7. По длительности разработки: долгосрочные (срок исполнения более 5-ти лет), среднесрочные (1-5 лет), краткосрочные (до 1-го года);

8. По степени закрытости информации: открытые, закрытые, секретные, для служебного пользования;

9. По источнику финансирования: госбюджетные, хоздоговорные, инициативные (нефинансируемые из внешних источников).

Ссылки на статью:

Скачать полностью статью “Анализ и классификация научных исследований в психологии” можно в правом верхнем углу перейдя по нижеуказанной ссылке:

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Содержание:

Наука – вид деятельности человека, обеспечивающий производство знаний об окружающем мире и социуме.

Наука включает в себя следующие элементы:

  • знания и носители;
  • научно направленные цели и задачи;
  • наличие специфичных функций;
  • средств познания и специализированных учреждения;
  • методы научного исследования;
  • наличие санкций.

Наука – социальный институт в обществе, который включает в себя:

  • учёные – деятели науки, осуществляющие действия, направленные на познание окружающего мира, чья научная работа признаётся научным сообществом;
  • специализированные учреждения (научные центры, институты, направленные на изучение всевозможных явлений)
  • оборудование
  • научный язык (формулы, теории, знаки)

Цель науки заключается в получении новых достоверных знаний, лежащих в научной плоскости мира.

Наука включает в себя ряд компонентов:

  • оправданность утверждений;
  • истинность получаемых результатов исследований;
  • комплексность исследований.

Мертон разработал принципы науки в труде «Нормативная структура науки» в 1942:

Универсализм – истинность научных знаний оценивается независимо от демографических признаков. Природные явления, изучаемые наукой, протекают везде одинаково. Универсализм предполагает проверку и критику научных работ как опытного деятеля науки, так и молодого.
Коллективизм – полученные научные данные должны носить доступный характер, стать достоянием общественности. Учёный не вправе скрывать полученные знания, хоть и может претендовать на похвалу или премию.
Бескорыстие – цель учёного заключается в поиске истины, свободной от корыстных целей (премии, награды)
Организованный скептицизм – научные деятели обязаны проверять факты, в том числе, если используют данные других учёных в своих работах. Не следует доверять авторитетным научным деятелям, сколь известными и выдающимися бы не славились.
Читайте также:
Парниковый эффект - виды, причины, суть, последствия, схема

В науке выделяют следующие функции:

  • Мировоззренческая – оказывает влияние на формирование научного мировоззрения, которое включает в себя образование и культуру;
  • Объяснительная – предоставление действующих знаний об объективной реальности с точки научного взгляда;
  • Прогностическая – знания используются в качестве предсказывания будущего;

Классификация современных наук

Фундаментальные науки призваны необходимостью знания, лежащего в основе мироздания. А прикладные науки направлены на использование полученных данных фундаментальных наук.

Направленность научных исследований

Фундаментальные исследования – изучение предмета с целью получения нового, неизведанного знания. Позволяет выяснить закономерности явлений, результаты которого не будут предоставлены промышленности.
Прикладные исследования – методы научного познания, использующие результаты фундаментальных исследований, направленных на решения практических задач.

Тенденции развития научного знания

Дифференциация – разделение крупной науки на маленькие подразделы (так в физике выделяют ряд разделов – оптика, механика и т.д.)

Интеграция – процесс объединения научных фактов, теорий, концепций об одном исследуемом объекте в единую систему знаний.

Дифференциация и интеграция неотделимые друг от друга тенденции, оказывают взаимодополняющее влияние.

Современная наука представляет собой взаимодействие организаций и учреждений, связанных не только между собой, но и с государством и подсистемами (экономика, культура, политика)

Современной науке присущи следующие характеристики:

  1. Скачок увеличения научных деятелей;
  2. Рост научного знания;
  3. Открытие новых научных дисциплин, взаимодействующих между собой;
  4. Становление исследовательской деятельности профессиями.

Наука объединяет распространённые человеку научные факты в систему знаний, помогая рассмотреть явления окружающего мира во всём многообразии, формируя мировоззрения. Оказывает прогностическую функцию – определение опасных тенденций в обществе и природной среде. Формирует производительную силу социума.

Научно-техническая революция

Научно-техническая революция – период времени, в который произошёл скачок развития науки и технологий, преобразивший производительные силы социума. Начало революции датируется серединой 20 в., в скором времени увеличившая экономический потенциал развитых стран.

Последствия НТР разделились на позитивные и негативные стороны:

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

теория по обществознанию ‍ ‍ ‍ человек и общество

Понятие науки

Наука – это…

  • Система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человечества.
  • Сфера человеческой деятельности, направленная на получение новых достоверных знаний.
  • Система специфических организаций и учреждений (университетов, исследовательских институтов, научных лабораторий и так далее).

Наука также является социальным институтом общества и включает в себя ученых, их опыт и знания, научные организации, специальное оборудование, методы научно-исследовательской работы и особый язык.

Главная цель науки – получение научных знаний, которые впоследствии лягут в основу научной картины мира.

Основное отличие научного знания от обыденного в том, что наука стремится постигнуть причины, суть процессов и их закономерность, в то время как обыденное знание ограничивается констатацией фактов, чувственным восприятием и изучением явлений только для удовлетворения повседневных нужд. К примеру, ученые-метеорологи изучают и причины дождя, и состав его воды, и различие между дождями в разных частях планеты, в то время как обывателя – дачника дождь интересует только тогда, когда поливает его участок.

Однако наука выполняет не только задачу получения новых знаний.

  1. Культурно-мировоззренческая состоит в формировании целостной научной картины мира.
  2. Производственная. Научные открытия ложатся в основу усовершенствования производства: когда-то механический ткацкий станок и конвейер были созданы на основе исследований и новых знаний.
  3. Сила, управляющая процессами социального развития. Многие научные открытия оказывают значительное влияние на общество: доказательство шарообразности земли, открытие электричества значительно изменил мировоззрение, привычки и образ жизни множества людей. Кроме того, именно ученые и мыслители создают новые модели обществ и общественных отношений (марксизм сначала был лишь научной теорией, которая со временем стала основой социалистических обществ разных стран).
  4. Прогностическая. Ученые, анализируя причины и закономерности явлений, способны прогнозировать погоду, тенденции в развитии экономики и общества.
Читайте также:
Фундаментальные и прикладные науки - определение понятий

Особенности научного мышления

Научная картина мира имеет ряд особенностей по сравнению с обыденной и религиозной. В предыдущих статьях мы уже говорили об особенностях каждого из этих типов мышления, но в этот раз подробнее рассмотрим научный.

Особенности научного мышления:

  1. Объективность, способность воспринимать и анализировать информацию вне зависимости от собственных чувств, симпатий и антипатий. Человек не может быть абсолютно объективен, но ученый должен к этому стремиться.
  2. Системность, которая включает в себя многолетний опыт, описание научных фактов, которые впоследствии объединяются в теорию.
  3. Обоснованность: каждое утверждение должно быть подкреплено фактами, а теория не признается истинной до тех пор, пока не будет проверена.
  4. Концептуальность: в каждой науке существует свой язык условных знаков, терминов, символов. В математике это цифры и знаки действий, в биологии – термины, построенные по определенному принципу.
  5. Наличие методологии, то есть научных способов, с помощью которых добывается и проверяется новое знание.

Классификация современных наук

Естественные и социально-гуманитарные науки

На разных основаниях можно по-разному классифицировать науки. Чаще всего используется предметная классификация (предмет – это то, на что направлена деятельность), на основании которой науки делят на:

  1. Естественные, которые изучают космос, нашу планету, природу и все, что связано с ней (астрономия, геология, биология и так далее).
  2. Технические науки, которые изучают законы химии, физики и других наук).
  3. Социальные (общественные), изучающие общество и закономерности его развития (политология, юриспруденция, социология).
  4. Гуманитарные, изучающие человека и его деятельность в обществе (история, психология, искусствоведение).

Научно-техническая революция и ее влияние на общество

НТР – это результат скачка в развитии производительных сил общества, когда наука превратилась в производительную силу, стала постоянным источников новых идей, способствующих развитию общества.

Положительные последствия НТР:

  1. Увеличение роли научных знаний.
  2. Развитие образование.
  3. Создание новых, искусственных материалов, появление новых источников энергии.
  4. Появление возможности относительно безопасно работать в трудных условиях.
  5. Овладение человечеством высокими скоростями.

Отрицательные последствия НТР:

  1. Техногенные катастрофы (взрыв на чернобыльской АЭС).
  2. Рост безработицы, вызванный циклическими спадами производства и исчезновением некоторых профессий.
  3. Экологические проблемы.

Как видно, задание не такое сложное, как может показаться – выполнить его хотя бы на 1 балл можно даже в том случае, если не знаешь ничего по теме научной деятельности. Анализ научных публикаций по специализации относится к научной деятельности, поскольку анализ – один из методов науки. В профсоюзную организацию может входить любой человек, поэтому этот пункт не подходит. То же самое относится и к посещению библиотеки. А вот выступление с докладом и подготовка монографии – яркие черты, характерные для научной деятельности: люди, не занимающиеся наукой, делать этого не могут. Остается просмотр новостей, который не имеет отношения к профессиональной деятельности.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Теоретический уровень научного познания основывается на различных предположениях, суждениях, выводах, умозаключениях; эмпирический предполагает ориентацию на чувственное познание – на что-то видимое, происходящее, наблюдаемое. Выдвижение гипотез, объяснение сущности изучаемых явлений и выявлений различных закономерностей – стадии теоретического познания. А вот проведение наблюдения и эксперимента – яркие примеры эмпирического познания. Данный вариант задания довольно легкий, главное – помнить, что все практические действия связаны с эмпирическим уровнем познания.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Научное познание, системность, объективность знаний, эксперимент, гипотеза, анализ.

Научное познание – это такой вид познавательной деятельности, который направлен на получение объективных и систематизированных знаний в различных сферах. Следовательно, системность и объективность – это особенности, характерные для научного познания. Эксперимент – это один из эмпирических методов научного познания, а анализ относится к теоретическим методам. Гипотеза – это научное предположение, для проверки которого и используются различные методы научного познания.

Нетрудно заметить, что все понятия связаны с научным познанием; оно и является для них обобщающим словом.

Ответ: научное познание

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: