Православие и протестантизм. Основные различия
Православные | Протестанты |
---|---|
Православное христианство ( Деян.11:26 ) представляет собой совокупность поместных церквей, имеющих единое вероучение и нравственные нормы. | Протестантизм возник как антикатолическое движение в позднем средневековье, формальной датой можно считать 1521 год (отлучение Лютера). Возникнув как совокупность различных течений, он никогда не был единым. Течения отличаются друг от друга догматикой, культом и организацией. |
Признают два основных источника религиозного знания: Священное Писание и Священное Предание (весь опыт Церкви). | В качестве основного источника религиозного знания признают «только Писание» (sola Scriptura), каждая община толкует его самостоятельно, фактически имея своё предание. |
Истинной Церковью признают только Вселенскую Православную Церковь. | Истинной Церковью признаётся или конкретная протестантская община; или совокупность христианских общин (Православная Церковь, в этом понимании, признаётся за одну из многих общин). |
Составили и утвердили библейский канон (Библию). | Используют библейский канон, абсолютизируя библейские тексты как источник богопознания. |
Исповедуют, что Святой Дух исходит только от Отца. | Исповедуют католическое учение о том, что Святой Дух исходит и от Сына (филиокве). |
Верят, что на Страшном Суде Бог проявит как Свое милосердие и Свою мудрость, так и Свою справедливость. | Исповедуют, что человек спасается «только верой» (sola fide). Одни думают, что для спасения достаточно уверовать во Христа (признать Его Богом и Спасителем). Другие верят, что как спасение, так и осуждение каждого человека зависит от Божественного предопределения. |
Существует особый чин посвящения в священный сан и трёхчастная иерархия (диакон, пресвитер, епископ). Священство имеет апостольскую преемственность. | Существует учение о всеобщем священстве верующих. Ввиду значительного расхождения в обрядовости, в протестантизме не существует какого-то строгого определения названию титулов. |
Совершаются молитвы за умерших. | Отказываются поминать умерших в своих молитвах из-за уверенности в спасении членов своей общины и окончательности определения посмертной участи сразу же после смерти человека. |
Признают семь Церковных Таинств: Таинство Крещения; Таинство Миропомазания; Таинство Покаяния; Таинство Евхаристии; Таинство Елеосвящения; Таинство Брака; Таинство Священства. | Признают только часть из семи Таинств, сводя остальные к обрядам (церемониалам), не имеющим того благодатно-мистического наполнения, которое свойственно Таинствам, совершаемым в лоне Вселенской Православной Церкви |
Исповедует, что хлеб и вино в Таинстве Евхаристии становятся реальными Телом и Кровью Христа. | В тех общинах, которые признают Причащение, считается, что хлеб и вино являются лишь напоминанием о миссии Христа. |
Признают существование Небесной Церкви; общение Небесной Церкви с земной; необходимость молитвенного обращения к святым; их ходатайство перед Богом | Многие протестанты полностью отрицают уместность молитвенного обращения к святым (представителям Небесной Церкви); молитвы, по их убеждению, необходимо адресовать только Богу. |
Почитают Богородицу как Матерь Бога по человеческому естеству; как Великую Праведницу, Приснодеву, Царицу Небесную и Ходатаицу за людей | Почитают Богородицу, но слишком умеренно, не так, как подобает Её святости и величию; многие отрицают Её Приснодевство, полагая, что после Рождества Иисуса Христа Она родила ещё несколько детей от Иосифа. |
Существует институт монашества, его духовный опыт играет большую роль. | Монашество отрицается. |
Почитают святые иконы; признают, что моление перед образом Бога или его святого способствует возношению духа к Первообразу, духовному единению с Первообразом. | Отрицают допустимость почитания святых икон. Некоторые протестанты допускают использование изображений в религиозных целях в качестве иллюстраций священных событий; другие отрицают даже и такую возможность, признавая иконы за идолов. |
Исповедуется наличие у христианина Ангела-Хранителя. | Отрицает наличие у христианина Ангела-Хранителя. |
Почитают мощи святых Божьих угодников. | Отрицают допустимость почитания мощей. |
Крещение понимается как Таинство Церкви, духовное рождение, раскрепощение от безусловного действия первородного греха, изгнание дьявола из сердца человека. Крещение и нахождение в церковной общине не гарантируют спасения. | В крещении уверовавший «принимает Христа как личного Спасителя». Ему прощаются все грехи, и гарантируется спасение в случае преданности общине и её идеям богопочитания. |
Совершается крещение младенцев по вере их восприемников и родителей. | Крещение младенцев не принято. |
Женское священство противоречит традиции Церкви. | Существует женское священство. |
Однополые интимные отношения являются тяжёлым грехом. Брак между лицами одного пола невозможен. | Всё в большем количестве общин становится возможным и первое, и второе. |
Рекомендуемые записи
- Вселенские соборы в римо-католицизме
- Православие как истинная религия
- Патриарх и Папа
- Буддизм и христианство. Сравнительная таблица
- Ислам и христианство. Сравнительная таблица
Оставить комментарий
Отменить ответ
5 комментариев
Спасибо Вам милые за четкое объяснение ! Уже само то , что возможны однополые отношения у них , говорит о многом ! Лишний раз убедилась , что православие ещё сохраняет истинные ценности . Благодарю 🙏
Это ложь, на счет однополых отношений. Я протестантка. Это просто возмутительная ложь в последнем пункте.
1. Моравская церковь не имеет окончательной позиции в отношении гомосексуальности.
2. Среди лютеран присутствуют противоположные позиции в отношении гомосексуальности.
3. Среди пресвитериан нет единого мнения, и в течение многих лет ведутся споры в отношении гомосексуальности.
4. Среди баптистов не существует полного единства в отношении гомосексуальности.
5. Среди квакеров присутствуют как консервативные, так и либеральные точки зрения на гомосексуальность.
Протестантство очень неоднородно. Посмотрите фильм А. Мамонтова «Содом и Гоморра» и тогда узнаете много нового.
Спаси ГОСПОДЬ создателей этого приложения . Есть всё что нужно для изучения Православной веры и очень хорошо объясняется различная ересь различных НЕПРАВОСЛАВНЫХ учений.
В чем разница: православие, католичество, протестантизм
Библиотека “Россиянки”
В чем сходство и в чем отличие трех направлений христианства –
православия, католицизма, протестантизма?
- разделяют основополагающие принципы христианства;
- принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 г.;
- признают Святую Троицу;
- верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие;
- принимают Библию как Слово Божье;
- соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь вечную жизнь и избежать ада;
- не признают свидетелей Иеговы и мормонов христианскими церквями.
Ну еще, католики и протестанты беспощадно жгли еретиков на кострах с начала XIII и по начало XIX века , тогда как православие всю свою историю было и есть терпимо к представителям другой веры, и, даже если обвиняло кого в ереси, никогда не было на стороне наказания и тем более лишения жизни людей.
Библия и жития святых
Доступ к Библии
Мирянам Библию читает священник и трактует ее, согласно постановлениям церковных соборов, др. словами, по священному преданию
Каждый человек читает Библию сам и может сам трактовать истинность своих идей и поступков, если найдет подтверждение в Библии
Откуда исходит
Святой Дух
Не выбирается народом.
Могут быть только мужчины
Выборный народом.
Может быть даже женщина
Патриарх имеет
право на ошибку
Непогрешимость
и диктат
Римского Папы
Носят богатые наряды
Обычная скромная одежда
Обращение к священнику
Нет обращения “Отец”
Как высшее проявление веры
Их нет, люди сами рождены учится, размножаться и стремиться к успеху
С соборах, храмах и церквях
В любом здании. Главное – это присутствие Христа в сердце
Открытость престола при богослужении
Закрыты иконостасом с царскими вратами
Есть. Человека можно судить по его делам
Нет. Все равны, а человека можно судить по его мыслям и это право только Бога
Вверх-вниз-слева-справа,
но жест не считается обязательным
Отношение
к Деве Марии
Непорочное зачатие отвергается. Ей молятся. Не признают явление Девы Марии в Лурде и в Фатиме истинными
Ее непорочное зачатие. Она безгрешна и ей молятся. Признают явление Девы Марии в Лурде и в Фатиме истинным
Она не безгрешна и ей не молятся, как и другим святым
Принятие решений Семи Вселенских Соборов
Считают, что были ошибки в решениях и следуют только тем, что соответствуют Библии
Церковь, общество
и государство
Концепция симфонии духовной и светской властей
Историческое стремление к верховенству над государством
Государство вторично по отношению к обществу
Отношение к мощам
Молятся и почитают
Не считают, что в них есть сила
Отпускаются только Богом
Интерьер церкви
или собора
Простота, нет статуй, колоколов, свечей, органа, алтаря и распятия (лютеранство это оставило)
“Вера без дел мертва”
Приобретается и верой, и делами, особенно, если человек заботится об обогащении церкви
Приобретается личной верой
Причащение с младенчества. Литургия на квасном хлебе (Просфора).
Миропомазание – сразу после крещения
Причащение с 7-8
лет. Литургия на пресном хлебе (Гостия).
Миропомазание – после достижения сознательного возраста
Только крещение (и причащение в лютеранстве). Верующим человека делают его следование 10 заповедям и безгреховные помыслы
В детстве путем погружения
В детстве путем окропления
Должно идти только с покаянием, поэтому детей не крестят, а если крестят, то во взрослой жизни следует креститься вновь, но с покаянием
“В Бога верь,
а сам не плошай”.
Есть жизненный путь
Зависит
от человека
Каждому предопределена еще до рождения, тем самым оправдывались неравенство и обогащения отдельных лиц
Нельзя, но если привести довод, что намерения жениха/невесты были ложные, то можно
Страны
(в % от численности всего населения страны)
Греция 99.9 %,
Приднестровье 96 %,
Армения 94 %,
Молдавия 93 %,
Сербия 88 %,
Юж. Осетия 86 % ,
Болгария 86 %,
Румыния 82 %,
Грузия 78 %,
Черногория 76 % ,
Беларусь 75 %,
Россия 73 %,
Кипр 69 %,
Македония 65 %,
Эфиопия 61 %,
Украина 59 %,
Абхазия 52 %,
Албания 45 %,
Казахстан 34 %,
Босния и Герцеговина 30 %, Латвия 24 %,
Эстония 24 %
Италия,
Испания,
Франция,
Португалия,
Австрия,
Бельгия,
Чехия,
Литва,
Польша,
Венгрия,
Словакия,
Словения,
Хорватия,
Ирландия,
Мальта,
21 государство
Латинской Америки,
Мексика, Куба
50 % жителей:
Германии, Нидерландов,
Канады, Швейцарии.
Финляндия,
Швеция,
Норвегия,
Дания,
США,
Великобритания,
Австралия,
Новая Зеландия,
50 % жителей:
Германии,
Нидерландов,
Канады,
Швейцарии.
Какая вера лучше?
Таблица – сухие факты. Вот так – встать у доски, ответить учителю и получить “пятерку”. Настоящее понятие этой темы доходит через мудрость, приходящую с годами, через общение с людьми – православными, католиками, протестантами, через личный опыт жизни на Западе и в России. Я скажу сейчас вещи кого-то шокирующие, но это мой сайт и мое мнение. Католицизм и протестантизм – религиозный инструмент, а Иисус лишь прикрытие мировой элиты в обладании власти над человеком. Поэтому догмы и постулаты католицизма и протестантизма подстраиваются под грехи человека. Зачем? Чтобы использовать пороки человеческие в своих целях, а потом оправдывать эти деяния.
Для развития государства и жизни в удовольствие – протестантизм более приемлем. Протестантизм оправдает любой способ зарабатывания денег и простит многие грехи. Потому протестантские страны отличаются высоким уровнем жизни. Но такие принципы невозможно совместить с духовностью. Когда жизнь ради обогащения и все грехи в достижении этой цели оправдываются у людей меняется мировоззрение. Так, протестант пожалеет бездомную кошку, но оправдает агрессию на независимую страну для поддержания своего высокого уровня жизни (войны в Ираке, Ливии, Сирии и еще в сотне стран). Чтобы “обелить” деяния, это преподносится миру в качестве защиты “демократии” в этих государствах. Ради сокращения рождаемости на Земле оправдываются однополые браки (позиции церквей в разных странах разные, но идет тенденция к одобрению разврата: Англия, Германия, Канада. ).
В католических, протестантских и лютеранских соборах чувствуешь скованность и давление, а готика в архитектуре церквей и вовсе появилась с целью устрашения личности. Из такого места хочется побыстрее выйти. Там о боге не думается. Скорее вспоминаешь из истории крестовые походы, открытие континентов Колумбом и Васко да Гама с уничтожением местных аборигенов с крестом в руках, диктат Римских Пап, инквизицию и мрачное средневековье, педофилию западных священников в наши дни. В их храмах скорее вспоминаются все ужасы человечества, а верующие скорее замаливают свои грехи.
Вера в католицизме и протестантизме – способ подавления и управления человеком в интересах людей, находящихся на высшей ступени иерархии, которые на самом деле пытаются управлять миром и служат дьяволу. Вся история человечества об этом свидетельствует. В средние века было организовано несколько крестовых походов. “С верой в сердце” европейцы разрушили Иерусалим – христианскую же святыню. По зову Римских Пап они уничтожили Константинополь только потому, что это был центр православия – тоже христианской религии. У каждого солдата Вермахта во время Второй Мировой войны на пряжке было написано “С нами Бог”. На любой американской банкноте есть надпись “В Бога мы верим”. Но есть ли хоть один день в американской истории, которым американец будет гордиться, если рассуждать с точки зрения православного? С овременные христианские организации используют людей под предлогом высоких идей в совершенно иных, в экономических или политических целях. Так, Красный Крест под предлогом борьбы с болезнями делает прививки африканским женщинам, чтобы те не имели потомства, ради сокращения численности на Земле, а под видом защиты экологии Гринпис мечтает остановить “Северный поток”. Если вдруг окажется, что коронавирус придумали в западных лабораториях, вспомните эту статью.
Вера в православии – способ спасения души. А православные организации несут добро. Радость сопровождает меня только в православных храмах, где батюшка никогда не призывает к войнам с целью пополнения бюджета церкви или страны, или человека, захвату народов и насаждения ему веры огнем и мечом. Православие сосредоточено на духовности очень высокого уровня по сравнению с остальными религиями. Не хочу никого унизить. Хочу пожалеть.
Католицизм, протестантизм, лютеранство из-за своих догм не могут дать людям подняться до высокой ступени духовного развития. Поэтому нас русских никогда не поймут. И даже не важно верите вы в Бога или нет, принципы веры находятся в генетическом коде каждого русского. Ну вот пример из жизни (дописываю статью 9 мая 2020 г.). Разговаривал с чехом. Он не верит, что советские солдаты спасли и освободили его страну, так как якобы человек не способен жертвовать жизнью ради спасения другого человека, это возможно только ради какой-либо выгоды, например, собственного обогащения. А страна не может спасти другую страну от врага и тут же уйти назад в свои границы, попросив всего лишь (!) ухаживать за могилами ее павших воинов. Как ему донести правду, если его мозги не способны переварить даже факты? А вот еще. Твит Белого дома 9 мая 2020 г. следующего содержания: “8 мая 1945 года США и Великобритания одержали победу над Германией. Американский дух будет всегда побеждать”. Получается СССР здесь ни причем. Вся разница в том, что США и Великобритания воевали с Германией. А СССР (Россия) с фашизмом. Если оценивать победу по тому, кто разбогател в войне, то победители, конечно, англосаксы (они же и спонсоры Гитлера). Для них должна быть осязаемая выгода в кармане, а не высокие идеи в облаках. Вот как отражаются идеи католицизма и протестантизма в генетическом коде западного человека. Вряд ли вы поймете такие вещи после изучения таблицы.
Мы должны дорожить даром понимания настоящей православной веры. Именно православные и их главный представитель – русский народ – выбраны Богом в качестве проводника мира, добра и справедливости. Именно поэтому идет борьба дьявола, вселившегося в несчастных обывателей католических и протестантских стран с русской цивилизацией. Мы сильнее, но не можем уничтожить этого дьявола, так как, он живет не сам по себе, а в человеке. Убить человека с дьяволом в голове православный может только если тот нападет на нашу землю-матушку. В других случаях это неприемлемо, так как православный действовал бы методами дьявола. Если только дьявол сам себя уничтожит своим же адским оружием, например, вирусом. А вакцину придумаем только мы. Но вот в чем сложность – православные поделятся вакциной со всем миром и с людьми с дьяволом в голове, и, конечно, бесплатно, как в свое время русские спасли мир от оспы. Так и живем и жить будем. Ради чистой совести и спасения души православной. Думайте теперь сами, какая вера лучше.
Экскурсии в Гоа с “Россиянкой”
Тел./WhatsApp:
Тел. в Гоа: +91 (869) 888-91-99 (с 15 октября 2021)
Структура и функции сознания
Структура сознания
Исследуя сознание, следует провести анализ основных его компонентов, которые образуют его структуру. Впервые подобный анализ проводил в свое время еще Платон, когда раскрыл внутреннюю структуру души, вычленив ее тройственный состав:
- высшая часть – разумное начало,
- средняя часть – волевое начало,
- низшая часть – чувственное начало.
Это учение Платона широко применялось европейцами в последующем. Так, основываясь на психологических исследованиях, можно выделить в структуре сознания три основных компонента, три сферы:
- рационально-мыслительная,
- эмоционально-чувственная,
- волевая.
Согласно К. Марксу, знание есть способ существования сознания. Процесс приобретения знаний, т.е. познание, обеспечивается мышлением во всех его проявлениях. Однако сознание – это не только знание, но единство знания и его переживания, которое содержится в чувствах и эмоциях.
Чувства и эмоции как компонент сознания выражают состояние человека, его отношение к миру, к себе, к происходящему в его жизни, к тому, что он познает или делает. Воля также входит в структуру сознания в качестве универсального регулятора сознательной деятельности человека, универсальной побудительной способности и мотивации деятельности.
В структуре сознания можно выделить и другие компоненты в зависимости от уровня их осознаваемости.
- Уровень бессознательного.
Под бессознательным и подсознательным понимаются такие явления, свойства, процессы и состояния, которые в зависимости от своего действия на поведение похожи на осознаваемые психические состояния, но которые актуально не осознаются человеком.
Бессознательное начало тем или иным образом представлено в каждом психическом процессе, свойстве и состоянии человека: в ощущениях, памяти, мотивации, восприятии, речи и т.п. Бессознательное начало находится в постоянной взаимосвязи с сознанием.
- Уровень сознания.
Здесь речь идет обо всей совокупности психических процессов, которая подвержена субъективному контролю, т.е. все, что для человека становится объектом осознания. Иными словами, сознание представляет собой уровень психики индивида, на котором он понимает, что происходит с ним и вокруг него.
- Уровень сверхсознания.
Сверхсознание включает в себя психические образования, которые человек может у себя сформировать с помощью целенаправленных усилий, используя определенные психотехники. На этом уровне человек может управлять физиологическими реакциями своего тела, изменять состояния сознания. В научных кругах встречается другое название этого уровня – расширенное сознание.
Следует отметить, что выделение тех или иных компонентов в человеческом сознании обусловлено сложностью этой философской категории. Для сознания не существует жестких границ между его компонентами и уровнями. Сознание функционирует как единое целое.
Функции сознания
Будучи именно человеческой формой психического начала бытия, сознание выполняет несколько важнейших функций:
- Познание как процесс приобретения знания о внешнем и внутреннем мире – это главнейшая функция сознания, без которой невозможно представить себе бытие человека. Сознание является составной частью всех познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти, представления – и организует их.
- Регулирование поведения и деятельности человека. Благодаря сознанию люди способны формулировать цели своей деятельности, предварительно осмысливать свои действия по их достижению и планировать результаты деятельности.
- Отношение к окружающему миру, в том числе к людям. Это отношение выражается в оценивании окружающей действительности, что составляет аксиологическую функцию сознания.
Замечание 1
“Мое отношение к моей среде есть мое сознание”
- Творчество. Креативная функция сознания предполагает мыслительное конструирование принципиально нового. При этом творчество имеет множество проявлений: изобретательство, архитектура, художественное искусство, наука и т.п. Сознание в некотором смысле способно предвосхитить будущее, создавая то, что ранее не имело аналога.
Таковы важнейшие функции сознания. Все они взаимосвязаны и в своей совокупности создают внутренние предпосылки социальной активности сознания и самого человека.
Понятие о сознании. Функции и свойства сознания.
СОЗНАНИЕ (сознательное) – форма отражения объективной действительности в психике человека – высший уровень отражения психического и саморегуляции. Содержание психической деятельности человека определяется его сознанием, образом жизни и деятельностями, в которые он включен. Сознание является основным атрибутом личности человека. Оно формируется и развивается в процессе его онтогенеза (жизненного пути). Всякое изучение сознания вне личности невозможно, так как, изучая сознание в развитии, психология изучает специфический процесс становления сознательной личности.
Психология изучает происхождение, структуру, свойства и функционирование сознания индивида.
Происхождение Ведущую роль в развитии сознания человека сыграл образ жизни. Сознание человека возникло и развилось в процессе общественной жизни. Предпосылками возникновения сознания человека явились: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация, выработка использования языка и других знаковых систем, а также становление материальной и духовной культуры.
Сознание признается границей, отделяющей человека от животных. Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
Только человек способен сделать свой внутренний мир предметом осознания, то есть рефлексии. Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. Следовательно, человек способен не просто познавать мир, но и познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь.
Главная функция сознания это способность человека соотносить себя с внешним миром. Именно эта способность даёт возможность человеку осознать самого себя и формироваться как личность. Для этого сознание использует разные уровни восприятия и отражения объективной реальности. На сегодняшний день выделяют три уровня:
1. Чувственно–эмоциональный – восприятие и отражение мира органами чувств.
2. Рационально–дискурсивный – восприятие мира, через определение его характеристик.
3. Интуитивно–волевой – способствует целостности восприятия мира и осознанию себя.
Кроме рефлексии и отражения объективной реальности, сознание выполняет и другие функции, которые указаны в следующей классификации:
Отражательная – восприятие объективного мира через познавательные процессы (память, мышление, внимание). Познавательная функция, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить информацию о них. Познание осуществляется в формах отражения: чувственного и рационального – на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления.
Оценочная – наше отношение к этому миру, событиям и к самим себе, которое может выражаться в виде чувств и эмоций. Ценностно-ориентационная функция, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним.
Порождающая – творческая или креативная. Конструктивно-творческая функция, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдет в силу действия объективных законов. Эту функцию в философии часто называют воображение, способность к чему один из наиболее мощных механизмов человеческой активности.
Преобразующая – управление волевыми процессами, где мы сами принимаем решения и действуем. Управленческая функция, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением. На основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями сознание регулирует, упорядочивает действия человека, действия коллективов, то есть осуществляет управленческую функцию, обеспечивая разумное регулирование, самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром.
Время образующая – способность отслеживать связь между прошлым, настоящим и будущим. Функция прогностическая – человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, а также прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.
Рефлексивная – основная функция, которая характеризует саму сущность сознания, нашу способность к самосознанию.
Аккумулирующая – накопление информации. В сознании накапливаются знания, полученные из личного опыта, а также добытые предшествующими поколениями людей или современниками. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, а также для осуществления практических действий.
Интеграционная – объединяющая все системы восприятия объективного мира. Систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше.
Коммуникативная – определяющая за наше окружение. Деятельность индивида требует общения с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет коммуникативную функцию.
Количество подобных классификаций, со временем продолжает расти. Это связано с новыми, дополняющими представлениями современной науки о сознании.
Рассмотрев основные важнейшие функции сознания, мы выявили, что все они взаимосвязаны, взаимно переплетаются. Соответственно этим функциям в сознании выделяют, со своими специфическими особенностями, три основные сферы: 1) интеллектуальную; 2) эмоциональную; 3) мотивационно-волевую.
Деление на эти сферы условно, так как они не могут существовать друг без друга.
1. К интеллектуальной сфере сознания относятся свойства:
– мышления: быстрота, систематичность, последовательность, критичность, гибкость;
– памяти: объем, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению;
– внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость;
– восприятия: наблюдательность, избирательность, способность узнавания.
2. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Чувства – это эмоции, характеризующие личность человека. Различают:
– нравственные чувства: гуманность, любовь, совесть, раскаяние;
– эстетические: чувство прекрасного, юмора;
– интеллектуальные: любопытство, удивление, сомнение.
Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом.
3. В основе мотивационно-волевой сферы лежат потребности человека: биологические, социальные и духовные. Они являются источником его активности, когда осознаются и воплощаются в конкретные стремления – мотивы.
Свойства сознания: универсальность – в сознании могут быть отражены любые явления; избирательность – сознание избирает 1 элемент своим объектом; объективность – отражает так, как надо; целеполагание – прежде мыслить, чем думать; активность; творчество.
Совокупность свойств сознания может быть представлена следующим образом.
I. Сознание как целое (свойства системы).
1. Целостность: важнейшее свойство сознания – его целостность. Оно выражается в единстве всех его частей и функций, в их согласованности.
а) связность – позволяет выделять более связные объекты из менее связной среды. Связность есть показатель внутренних связей целого (между его частями) и внешних связей между целым и средой;
б) ограниченность – ограниченность указывает на наличие временных и пространственных границ индивидуального сознания. Во времени оно существует и функционирует в определенные периоды жизни каждого человека.
в) системность – выражается в наличии в составе целого (сознания) совокупности элементов (функций, видов, форм и уровней психического; чувственной и биодинамической ткани, значений и смыслов), связанных определенной структурой (совокупностью связей) и функционирующих совместно.
2. Идеальность – Специфическим свойством сознания выступает его идеальность. Суть его в отвлеченности, относительной самостоятельности образов и переживаний от вызвавших их реальных причин. Иначе говоря, идеальное – это особый способ бытия реальности, когда связь между отражаемым и отражением не носит непосредственного характера. Сознание может оперировать не самими существующими в действительности вещами, а их «заместителями»: образами, понятиями, знаками (с их значением и смыслом). Идеальное – это относительно самостоятельное существование объективного в субъективной форме.
Целостность и идеальность сознания предопределяют его рефлексивность, т. е. способность наблюдать самое себя, способность к самопознанию. На сознательном уровне отражения человек может воспринимать происходящее в его внутреннем мире, понимать свои психические процессы и состояния, влиять на их ход, развитие. На досознательном уровне рефлексия недоступна индивиду, поскольку еще нет выделения себя из среды.
3. Рефлексивность – определяет свойство подотчетности сознания, т. е. представленность сознания как способности человека отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, контролировать их, руководить ими. В более широком плане это свойство есть проявление в человеке единства сознания и личности.
а) способность к самоконтролю;
Целостность, идеальность и рефлексивность являются свойствами, характеризующими сознание преимущественно как целое, как систему. С определенной условностью сюда можно отнести такое свойство, как непрерывность.
4. Непрерывность – способность отражать прошлое, настоящее и будущее. Понятие непрерывности, конечно, шире, но в психологии этот термин используется в данном значении, поэтому оставим его.
Можно указать и на ряд свойств сознания, которые проявляются и на уровне его составляющих, характерных изученным ранее психическим явлениям, структурированным в единое сознание.
II. Сознание как система элементов (свойства элементов).
5. Предметность. – так, предметность сознания проявляется и в предметности восприятий, памяти, мышления, чувств.
6. Знаковость. – Знаковость (семантичность) сознания выражается в знаковости мышления и речи. Обозначающую функцию несут эмоции и психомоторика.
7. Константность – Константность (и более широко – устойчивость) сознания увязывается с константностью восприятия, модальным безразличием кратковременной памяти, устойчивостью внимания.
8. Центрированность – Центрированность (способность к фокусировке) сознания напрямую связана с концентрацией внимания.
9. Активность – присуща всем уровням психической деятельности, и когда речь идет об активности сознания, то имеется в виду не само по себе понятие активности, а наивысшая ступень ее проявления, характерная для этого уровня организации психики вообще и для высших психических процессов в частности (для мышления, для произвольных форм внимания, памяти и воображения, для волевой регуляции).
10. Ясность – Ясность сознания детерминирована прежде всего протеканием процесса внимания; это свойство, пожалуй, есть обобщение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости, распределяемости и др.). Понятие «ясность» применимо также и к интеллектуальной сфере: ясность мысли и речи. Близко по смыслу выражение «светлая память». По степени ясности различаются представления. Главным в этой характеристике является, конечно, степень осознанности объекта, но в него безусловно вплетена и четкость границ, сбалансированность, яркость образа. Следовательно, это свойство – не сугубо качество сознания.
11. Социальность – Часто в качестве свойства сознания приводят такую его характеристику, как социальность. Но, видимо, социальный аспект психики человека следует рассматривать не столько как свойство того или иного психического явления, а как условие его возникновения, формирования, развития, в целом существования. Социализация – механизм перевода психического отражения на сознательный уровень. Одновременно социализация невозможна без достаточного уровня организации психики. Это неразрывные, взаимно обусловливающие друг друга стороны становления человека. Происходит это становление одновременно и как повышение уровня организации психики, и как формирование личности в процессе деятельности людей, в первую очередь трудовой совместной деятельности. Поэтому лучше говорить не о социальности сознания как его свойстве, а о сознании как качестве психической деятельности, определяемом социальными факторами.
Таким образом, вышесказанное позволяет дать следующую общую характеристику: сознание – это высшая, свойственная только человеку, связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
3. Сознание, его функции и структура
Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека его внутренней модели, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Сознание любого индивида уникально, непроизвольно и зависит в первую очередь от внешних независимых от него самого факторов, прежде всего, от социума, его особенностей, форм межличностных отношений, уровня развития общества в целом.
Сознание обладает следующими эмпирическими характеристиками:
1) пространственной характеристикой, подразумевающей осознанный анализ доступной для сознания части окружающей действительности;
2) временной характеристикой – с одной стороны, сознание ограничено сроком существования физической оболочки человека, с другой – находится вне времени, поскольку имеет возможность и способность воспринимать и транслировать опыт предыдущих поколений и свой собственный опыт;
3) информационной характеристикой, отражающей способность сознания воспринимать, анализировать, обрабатывать и использовать поток информации;
4) энергетической характеристикой, предполагающей способность сознания продуцировать, концентрировать и трансформировать энергию человека в активное освоение окружающей среды и самосовершенствование.
Мысленное представление и воображение действительности – важная психологическая характеристика сознания, тесно связанная с волей человека. Воображение (представление несуществующей или отсутствующей в данный момент действительности) также есть одна из важнейших психологических характеристик сознания.
Сознание характеризуется специфическими свойствами:
1) осмысленностью представляемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность смыслом;
2) отражение основных, главных характеристик предметов, способность познавать общее и частное в действительности;
3) способность к коммуникации, передаче информации другим людям, обмен мнениями;
4) социальным характером и направленностью сознания;
5) наличием интеллектуальных схем, определенной умственной структуры, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе, при этом сознание существует в образной форме;
6) подотчетностью, регуляцией, контролем;
7) способностью к рефлексии и внутреннему диалогу.
В качестве основополагающих выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание, что поясняет непосредственное включение мышления и эмоций в процессы сознания. В структурах сознания синтезируются формы и виды отношений, определяющих как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.
Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры как организующий человеческое сознание.
В. П. Зинченко определяет наличие двух слоев сознания.
А. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.
Б. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.
Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, – это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.
Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Средством диалога и взаимопонимания выступают процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).
На бытийном слое сознания решаются задачи высокой степени сложности – для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действий должен вписываться в образ мира. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: образ, операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие.
Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением, относящимся к рефлективному слою сознания. Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» или самосознания (см. ниже).
Осознание внешнего мира предшествует осознанию внутреннего мира, т.е. самосознание проявляется позже сознания. Так, в онтогенезе сознание проявляется к концу первого года жизни, а самосознание – к трем годам.
Таким образом, в сознании человека выделяются две области: сознание внешнего мира, окружающих, и сознание себя – самосознание.
Важные функций сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека; в определенном отношении к окружающей среде и другим людям.
Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция – основная функция, характеризующая сущность сознания.
Выделяются 3 пласта сознания человека: 1) отношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
2) интенциональность или предметность (сознания всегда является сознанием чего-либо);
3) способность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания);
4) мотивационно-ценностный характер анализа действительности;
5) различная степень ясности самого сознания.
Содержание сознания представлено в виде его чувственной ткани, значений и смыслов, образующих его структуру. Сознание наполняется содержанием благодаря работе восприятия, памяти и мышления. Результаты их деятельности, прежде всего образы и представления, составляют чувственную ткань сознания: то есть внешний мир представлен в сознании не в виде неясных и аморфных образований, но четких структур (образов). Понятия, особенно конкретные, а не абстрактные, также имеют определенный вид: чувственная ткань сознания наполняет его конкретными образами, делая представление о мире богатым, красочным, разнообразным. У людей с нарушениями восприятия (слепых, глухих и т. д.) сознание отличается от сознания здоровых людей. Современные исследования выявили эти отличия в чувственной ткани сознания при наблюдении за слепыми от рождения людьми, получившими зрение после операции. Вначале они с трудом ориентировались даже в знакомой обстановке, их первые рисунки предметов существенно отличались от реальности.
Еще более сознание отличается у людей с глобальными нарушениями восприятия, например, у слепо-глухо-немых детей в связи с отсутствием основных путей постижения мира сознание может вообще не сформироваться, несмотря на то, что остальные отделы мозга, кора больших полушарий сохранны.
Второй элемент структуры сознания – значение – отражает знание о предназначении и функциях объектов внешнего мира. Это знание объективно, так, все люди, принадлежащие к данной культуре, одинаково понимают, что представляет из себя тот или иной предмет. Знания вырабатываются постепенно, имеют культурно-исторический характер, изменяются во времени и в разных культурах, т.к. в них кристаллизован опыт взаимодействия с окружающим множества людей. Ребенок получает значения в готовом виде при обучении, при контактах с взрослыми.
Значения зафиксированы в словах, в орудиях труда, в памятниках культуры. При овладении значениями у человека формируется культурное сознание и самосознание себя как культурного, то есть принадлежащего к этой культуре, человека. Как отмечалось, в разных культурах некоторые значения не совпадают, однако большинство из них имеют гораздо больше общего, отличаясь лишь внешней, прежде всего словесной, формой. Большинство орудий труда, норм и правил поведения, логических операций тождественны. Сходны и эстетические категории, поэтому люди разных культур любуются одними и теми же картинами, статуями, храмами. В то же время предназначение некоторых предметов, многие понятия, ясные одной группе людей, абсолютно неизвестны другой. Эти отличия вытекают не только из принадлежности к разным культурам, но и к разным социальным и профессиональным группам (например, физические или математические формулы и законы, непонятные всем, кроме профессионалов).
Если значения объективны, то смыслы всегда субъективны, они отражают отношение конкретного человека к значению. Поэтому в отличие от значений смыслы не могут быть переданы при обучении, они вырабатываются самим человеком в процессе его жизни, есть результат его опыта. Только в процессе взаимодействия с другими (предметами и людьми) возможно оценить их значимость, понять – нравятся они или нет, приносят пользу или вред. В результате вырабатывается определенное эмоциональное отношение к этим объектом, а их значение для конкретного человека начинает отличаться от их значения для других людей – так они начинают приобретать личностный смысл.
По сравнению со смыслами, значений в сознании больше, т. к. индивидуальный опыт ничтожно мал по сравнению с общечеловеческим, и не все объекты, с которыми происходит взаимодействие, вызывают определенное эмоциональное отношение. Однако при общении люди склонны оперировать не только понятными для всех значениями, но и смыслами, не всегда осознавая это, что может послужить причиной конфликта (личностного, конфликта между разными поколениями или социальными группами). Умение осознавать, что сообщение смысловое, непонятное для окружающих, может предотвратить недоразумения и конфликты.
Кроме значений и смыслов, в содержании сознания выделяется три области – автоноэтичное сознание, ноэтичное сознание и аноэтичное сознание. Аноэтичное (незнающее) сознание связано с текущей ситуацией, оно не выходит за его рамки, поэтому как бы не знает ничего о прошлом и будущем. Этот тип сознания помогает человеку фиксировать значимые признаки окружающего, своевременно и адекватно реагировать на изменение условий, его содержание формируется оперативной памятью.
В ноэтичном (знающем) сознании зафиксированы объективные данные, сведения об общих законах, правилах и понятиях. От значений содержание ноэтичного сознания отличается тем, что эти сведения не только объективны, но носят всеобщий, надличностный характер, это скорее научные, а не житейские знания. Содержание ноэтичного сознания связано главным образом с семантической памятью.
Автоноэтичное (знающее о себе) сознание отражает знания человека о себе, но не только о своем внутреннем мире, как самосознание, но и о внешних фактах и событиях жизни, различных эпизодах, произошедших с данным человеком. Поэтому этот вид сознания связан с эпизодической памятью.
Структура сознания по А. В. Петровскому.
Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире, следовательно, в его структуру входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.
Закрепление в сознании различий субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ, способный к самопознанию, т.е. способен обращать свою психическую деятельность на себя самого.
Обеспечение целеполагающей деятельности. Так, в ходе деятельности получается результат, который в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму данного природой; в данном природой он осуществляет и свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер действий человека, подчиняя его волю. Таким образом, при формировании целей деятельности учитываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.
Отношения или мир чувств.
В качестве обязательного условия формирования и проявления всех указанных специфических качеств сознания является язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становится реальным сознанием этого человека.
Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, умение управлять собственными психическими и поведенческими ресурсами, контролировать собственные эмоциональные состояния, управлять ими, воспринимать и анализировать окружающую действительность и на основе данного мировосприятия формировать и совершенствовать собственную личность. Кроме того, сознание способно творчески анализировать окружающую действительность, изменять мир, приспособливая его к человеческим потребностям.
Как сознающее существо человек обладает способностью к самосовершенствованию, следовательно, имеются возможности для дальнейшего развития сознания.
Структура сознания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сознание представляет собой высшую, свойственную только человеку, функцию мозга, реализация которой заключается в осмысленном, обобщенном и целенаправленном отражении окружающей действительности в виде идеальных образов, осуществлении контроля над психическими процессами, поведенческими стратегиями, направлении хода психической и предметной деятельности, рефлексии и саморефлексии.
Функции сознания
Выступая важнейшей составляющей личности, сознание успешно выполняет ряд функций, включая следующие:
- познавательная – благодаря сознанию человек формирует систему знаний;
- целеполагающая – личность осознает свои потребности, осуществляет целеполагание, планирование стратегий для достижения поставленных целей;
- ценностно-ориентационная – личность анализирует, подвергает оцениванию феномены, процессы действительности, формулирует свое отношение к ним;
- управленческая – личность осуществляет контроль за собственным поведением, реализацией собственных поведенческих паттернов в соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их достижения;
- коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности;
- рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет самоконтроль, самосознание, саморегулирование, обеспечивающие возможности личностного развития.
Структура сознания
Сознание представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный феномен, в структуре которого можно выделить следующие составляющие:
- Интеллект – психические способности личности, необходимые в процессе решения умственных задач. К способностям данной группы можно отнести характеристики мышления (интенсивность, гибкость, системность), памяти (объем, скорость запоминания, забывания, готовность к воспроизведению), внимания (распределенность, устойчивость, переключаемость, концентрация, объем), восприятия (избирательность, наблюдательность, способность узнавания). Ядром интеллекта является система знаний;
- Мотивация – совокупность побуждений, стимулов, определяющая целенаправленность деятельности личности;
- Эмоции, чувственно-эмоциональная сфера – переживания личности, отражающие ее субъективное отношение, оценивание тех или иных явлений, феноменов, процессов, ситуаций, социального окружения. В чувственно-эмоциональную сферу входят настроения, чувства, переживания, эмоциональные стрессы, аффекты и пр.;
- Воля – способность личности сознательно регулировать собственную деятельность и поведение, достигать поставленных целей, преодолевая трудности. Волевая регуляция предполагает ответственность и свободу;
- Самосознание – репрезентация собственного «Я», часть сознания личности, обеспечивающая ее саморегулирование, самоконтроль и самовоспитание.
Готовые работы на аналогичную тему
Интеллект как одна из важнейших составляющих сознания
Интеллект представляет собой общие способности личности к познанию, интерпретации, разрешению проблем, к осуществлению познавательного процесса, эффективному решению проблем; способность организовывать, планировать, контролировать собственную деятельность по достижению цели.
Данное понятие объединяет все индивидуальные познавательные способности, включая восприятие, ощущение, представление, память, мышление, воображение.
Выступая основой личностного сознания, интеллект включает ряд качеств, включая любопытство, глубину, гибкость и подвижность ума, логичность, широту и доказательность мышления, обеспечивающих формирование системы знаний, представлений личности, ее личностное развитие.
Таким образом, сознание представляет собой сложное, многомерное образование, в моделировании которого активное участие принимают различные личностные качества, свойства, одно из приоритетных мест среди которых занимает интеллект.
Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления
Сознание человека изучают разные науки, в число которых входят философия, педагогика, психиатрия и психология. Каждая из наук по-своему интерпретирует понятие сознания. Психология наиболее широко охватывает изучение этого понятия.
Определение понятия «сознание» в психологии
Сознание в психологии — это отраженная в памяти человека совокупность взаимосвязанной информации об окружающем мире и жизнедеятельности человека, которая включает в себя также осознание самого человека в этом мире и его отношение к обществу, людям и всему миру в целом.
Сознание формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, а также в процессе обучения и общения с людьми.
Процессами организма человека, благодаря которым формируется сознание, можно назвать следующие процессы:
- ощущение;
- восприятие;
- мышление;
- воображение;
- запоминание.
Если какой-либо из вышеперечисленных процессов нарушается, то это может приводить к различным сбоям в работе сознания и его расстройствам. Человек, в отличие от животного, может осознавать самого себя, а также заниматься самопознанием.
Благодаря присутствию в сознании своего “Я” человек может ставить перед собой цели, продиктованные не только инстинктами и физиологическими потребностями (как в случае с животными), но и цели, сформированные, благодаря индивидуальному, абстрагированному мышлению на основе социальных, научных и бытовых знаний.
Функции сознания и свойства
Сознание выполняет важнейшие функции в жизнедеятельности человека. С помощью сознания и взаимодействия составляющих его структур, человек анализирует получаемую информацию извне, оценивает ее и осуществляет обработку этой информации для принятия всевозможных решений в процессе жизни.
Сознание обладает следующими функциями:
- Познавательная (сознание способно не только субъективно отражать окружающий мир, но и познавать его с помощью анализа накопленной информации и знаний, полученных в результате жизни, как отдельного человека, так и всех предыдущих поколений).
- Целеполагающая (на основе материальных и духовных потребностей человека, сознание обладает способностью к постановке целей, которые способствуют развитию самого человека, а также преобразованию внешнего мира).
- Аксиологическая (человек может оценивать происходящее вокруг, а также деятельность других людей через призму своих убеждений и потребностей, существующих в его сознании).
- Творческая (человек способен не только познавать окружающий мир, но и создавать новые материальные и социальные блага, которые развивают и улучшают его жизнедеятельность).
- Рефлексивная (способность анализировать самого себя и содержание собственного сознания).
- Духовная (формирование мировоззрения и отношения личности к социальной сфере жизни).
Активность
Сознание функционирует в постоянной активности (даже во сне оно продолжает работать, частично обрабатывая информацию, полученную в течение дня).
Эта активность подразумевает не только физическую особенность организма, но и постоянное движение мыслительной, целеполагающей деятельности сознания, направленной на достижение определенных целей, связанных с деятельностью человека, преобразованием его личности и внешнего мира.
Интенциональность
Основным свойством сознания является его способность быть направленным на определенный объект, в процессе мыслительной деятельности. Благодаря постоянному взаимодействию собственного “Я” человека с отдельными элементами сознания происходит процесс его развития и выполнение всех существующих функций сознания.
Формы и виды
Сознание в психологии – это двоякое понятие, которое может означать такие формы сознания, как общественное и индивидуальное сознание.
Общественным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов, присущих определенному обществу или всему человечеству, на определенном этапе его развития.
Структура сознания в психологии
Индивидуальным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов отдельного человека.
Обе формы сознания воздействуют друг на друга на протяжении всего времени их существования. В результате этого взаимодействия происходит развитие как общественного, так и индивидуального сознания всех людей.
В зависимости от степени ясности индивидуального сознания, различают несколько его видов:
- Ясное (когда человек активно мыслит, четко отвечает на вопросы и адекватно реагирует на окружающие события).
- Неясное (когда у человека наблюдается безразличие по отношению к себе, а на поставленные вопросы он отвечает медленно и не всегда верно).
- Ступор (если человек не может самостоятельно ориентироваться в пространстве и медленно реагирует на внешние раздражители).
- Отупление (если человек почти всегда находится в спячке, вывести из которой его можно только на непродолжительное время).
- Кома (когда человек находится в глубокой спячке и ни на что не реагирует).
- Бред (когда человек воспринимает реальность в искаженном виде и неадекватно реагирует на внешние события).
- Галлюцинации (если у человека наблюдаются слуховые или зрительные искажения воспринимаемой извне информации).
Уровни сознания
В процессе эволюции человека, развивается также и его сознание. Отношение человека к людям и окружающему миру напрямую зависит от степени развитости его сознания. В результате многолетних исследований сознания человека, известный психолог Дэвид Хокинс определил 18 уровней, на которых может находиться сознание человека, а каждый из этих уровней определяет степень развития сознания человека.
- Отчаяние и позор (когда человек, будучи глупцом и совершая множество ошибок из-за этого, часто впадает в депрессии и ненавидит все вокруг и себя в том числе).
- Чувство вины (когда человек не может себя простить за прошлые негативные поступки).
- Апатия (когда у человека пропадает интерес к жизни, в результате чего он избегает какой-либо ответственности и может впадать в зависимые отношения).
- Горе (если человек впадает в состояние постоянных сожалений и депрессий в результате каких-либо неудач или потерь в жизни).
- Страх (когда человек воспринимает окружающую действительность слишком опасной, в результате чего происходит подавление интереса к жизни).
- Желания (если человек считает смыслом жизни удовлетворение своих страстей и чрезмерно стремится к материальным благам).
- Гнев (такое состояние сознания возникает от неудовлетворенности желаний предыдущего уровня, в результате чего такой человек может постоянно раздражаться и ссориться с окружающими).
- Гордыня (такое состояние сознания возникает при достижении некоторых успехов, в результате которых человек чрезмерно повышает свою самооценку и начинает делить людей на своих и чужих, думая, что он выше других).
- Храбрость (когда у человека возникает смелость и решимость преодолевать препятствия на пути для достижения новых успехов).
- Нейтралитет (когда у человека появляется моральная независимость от других людей и внешних обстоятельств, в результате чего он начинает лояльно относиться к окружающим людям и событиям, даже если они каким-то образом пытаются влиять на него).
- Готовность (когда целью человека становятся не материальные блага, а развитие внутренней гармонии, воли и дисциплины, в результате чего человек становится более искренним и дружелюбным).
- Принятие (осознание человеком того, что источник счастья и любви находится внутри него самого, в результате чего человек перестает требовать или ждать чего-либо от других, а сам начинает дарить людям положительные эмоции, перестает судить других).
- Интеллект (когда человек начинает жизнь преимущественно разумом, а эмоции переходят на второй план).
- Любовь (когда человек осознает, что любовь выше разума, в результате человек начинает действовать не от логических рассуждений, а от искреннего состояния любви).
- Радость и безусловная любовь (когда любовь человека расширяется до всеобъемлющей любви к миру, природе и всем людям).
- Гармония, блаженство (когда человек находится в состоянии единения с миром и происходит стирание границ между субъектом и объектом, в результате чего человек ощущает себя одним целым вместе с природой и вселенной).
- Осознание “Я” (уровень сознания, при котором исчезают индивидуальные переживания, а мысли человека становятся трансцендентными на уровне вселенной).
- Полное просветление (высшее состояние сознания, когда сознание человека полностью сливается с божественным началом и человек становится его частью).
На самом высшем уровне сознания находились такие личности как Будда, Иисус и возможно некоторые великие мудрецы (Адвайты или Веданты).
Проявления сознания человека
Сознание человека проявляет себя в поведении человека, его отношении к людям и окружающему миру. Насколько развито сознание человека, настолько оно может принести пользу как ему самому, так и миру в целом. Реакция человека на те, или иные события, происходящие в мире или его личной жизни, зависят от его взглядов, мировоззрения и других составляющих его сознания.
Развитие сознания
В процессе обучения, получения новой информации, а также в результате взаимодействия человека с другими людьми и обществом происходит преобразование его сознания. В зависимости от того, какую информацию человек выбирает и с какими людьми он взаимодействует, это преобразование может приводить к деградации или, наоборот, к развитию сознания.
В результате развития сознания происходит повышение разумного поведения человека, а его стремления направляются на созидание и становятся более осознанными.
Чем лучше развито сознание, тем выше становится качество жизни этого человека, а его поступки и действия осуществляются под действием осознанного и разумного выбора (человек становится более мудрым, сдержанным, терпеливым, сообразительным, дружелюбным). Развитие сознания просто необходимо человеку, поскольку это требование эволюции, продиктованное самой природой.
Управление сознанием
Сознание в психологии – это нематериальная часть человеческого тела, с помощью которой можно управлять человеком. В психологии существуют приемы, с помощью которых одни люди могут влиять на поведение других людей.
С помощью этих психологических приемов, используя особенности характера человека, его социальные и индивидуальные потребности, происходит воздействие на эмоциональную сторону сознания человека.
В результате, если человек не знаком с подобными методами или если его сознание не достаточно развито, им могут манипулировать другие люди и побуждать его делать те или иные действия которые выгодны этим людям, а не самому человеку.
Управление сознанием бывает нескольких типов, основными из которых являются агитация, пропаганда и манипуляция.
Все виды управления сознанием используют следующие приемы:
Связь сознания и подсознания человека
Сознание в психологии – это сложная система, которая неразрывно связана с подсознанием, которое является автоматическим исполнителем определенных действий и задач, ранее заложенных в него с помощью сознания. Сознание можно сравнить с капитаном корабля, а подсознание — с его обслуживающим персоналом. Сознание и подсознание не могут существовать друг без друга.
В подсознании формируются навыки работы тела человека, мыслительные навыки, а также набор реакций, которые автоматически запускаются при тех или иных внешних условиях.
Примером физических навыков, хранящихся в подсознании, могут служить такие навыки как умение человека ходить, правильно держать ложку в руках или ездить на велосипеде. Обучение подсознания навыкам происходит осознанно с помощью сознания.
Как работает подсознание?
Скорость работы подсознания в десятки тысяч раз быстрее, чем скорость сознания. Подсознание тесно связано с функциональностью нашего организма и напрямую взаимодействует со всеми органами тела (включая органы чувств), контролируя и изменяя их состояние в зависимости от внешних условий и обстоятельств.
Например, подсознание вратаря-хоккеиста, во время того, как шайба летит к воротам, за сотые доли секунды принимает решение о необходимом изменении положения тела, мобилизует и напрягает необходимые группы мышц вратаря, чтобы удачно защитить ворота в данной, конкретной ситуации.
Если подобную задачу поручить сознанию, то оно бы с ней не справилось, поскольку скорость принятия решения сознанием на несколько порядков ниже. Таким образом, во время осознанных тренировок, в подсознании оттачиваются реакции человека, на те, или иные внешние события, а когда приходит время их использования, сознание передает управление подсознанию и оно выполняет свою задачу.
Что такое общественное сознание?
В результате развития сознания каждого человека, развивается и формируется общественное сознание, которое представляет собой совокупность идей, взглядов и принципов всех людей определенного общества.
В психологии существуют такие формы общественного сознания, как нравственное, политическое, правовое и экономическое общественное сознание.
Уровни общественного сознания
Существует два уровня, на которых может формироваться общественное сознание:
- Бытовой уровень (когда общественное сознание формируется на основе опыта повседневной, бытовой жизни людей).
- Научно-теоретический уровень (когда общественное сознание формируется в результате духовного и интеллектуального опыта человечества).
Проблемы сознания в психологии и их анализ
В процессе изучения сознания, ученые столкнулись с некоторыми проблемами, основными из которых являются:
- Психологические процессы человек понимает на том уровне, на котором он их осознает.
- Невозможно локализовать сознание в пространстве и времени для его изучения в различных направлениях психологии.
В результате анализа этих проблем представление о сознании было изменено. Были введены знаковые и предметные элементы, описывающие структуру сознания, а само сознание, получило статус наивысшего уровня саморегуляции жизнедеятельности человека.
Измененные состояния сознания
Сознание человека может находиться в различных состояниях. Во время бодрствования человек полностью отдает себе отчет о происходящем, может контролировать свои действия и осознавать их.
Во время сна, сознание переходит в другое состояние, которое называется измененным состоянием сознания. В таком состоянии отключаются некоторые функции организма, но сознание продолжает работать и обрабатывать полученную ранее информацию.
В состоянии гипноза или медитации сознание также переходит в измененное состояние. В данных случаях, непосредственно перед переходом в такое состояние, можно поставить перед сознанием какую-либо задачу, и сознание будет выполнять ее во время этого состояния.
Сознательные и бессознательные действия
Сознательные действия человека — это действия, которые человек осуществляет с помощью сознания. К таким действиям можно отнести осознанные действия и поступки в бытовой или социальной среде, мыслительная деятельность в течение дня или в процессе обучения, общение с людьми.
Бессознательные действия — это действия, выполняемые с помощью подсознания. К этим действиям относятся все моторные функции организма, рефлекторные действия и различные навыки. В качестве бессознательных действий, например, можно назвать такие действия как ходьба, бег, навыки игры на музыкальных инструментах, навыки письма и речи.
Сознание и самосознание
Сознание представляет собой отражение внешнего мира (как бытовой, так и социальной сферы). Главной частью сознания является самосознание, которое позволяет человеку осознавать самого себя в этом мире, свои мысли, действия, а также несет в себе функцию отношения человека к внешнему миру, людям, а также и к себе самому.
Самосознание, или собственное “Я” человека, на основе информации сознания, формирует свое мировоззрение, ставит цели в процессе жизнедеятельности и направляет развитие сознание в необходимом ему направлении.
Как владеть сознанием и подсознанием?
Для того чтобы научиться контролировать свое сознание и подсознание необходимо в первую очередь развить силу воли и научиться терпению.
Изменить запрограммированные в подсознании шаблоны действий и переживаний на определенные внешние события, можно осознанным перепрограммированием этих шаблонов с помощью медитаций или постоянным повторением нового шаблонного действия на эти события.
Сознание в психологии и других науках еще не изучено в полной мере, и существует много неразрешенных вопросов в этой области. Но психология стремительно движется вперед и возможно именно она поможет в ближайшем будущем раскрыть тайны этой части вселенной.
Видео о сознании
Понятие, свойства и функции сознания в психологии: