Доклад Правильная осанка – определение, признаки и критерии

Доклад Правильная осанка – определение, признаки и критерии

МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Abstract

Somatoscopy method of estimation of bearing and its substantiation

T.S. Morozova

Russian state academy of physical culture, Moscow

Key words: bearing, somatoscopy, planes, photometry, morphological parameters.

There were allocated the most frequently used anthroposcopy parameters of bearing on the basis of the analysis of the scientific-methodical literature. The 6 from 13 are in the frontal plane (rear view), and 7 are in the sagittal plane (side view) remained after the generalization and the maximal simplification.

1. The morphological parameters describing bearing were allocated and generalized from the most frequently meeting when the analysis of the scientific-methodical literature was performed. 2. The estimation of reliability and information of the morphological parameters used for diagnostics of the condition of the bearing was carried out. Not informative parameters are excluded. The most reliable and informative estimation of the bearing is the generalized total point constructed on the earlier allocated morphological attributes, grouped separately for frontal and sagittal planes. 3. The stage of the prepathological condition of the bearing when the directed application of the physical exercises promotes the formation of the muscular corset and stops the further development of infringements was revealed.

Соматоскопический метод оценки осанки и его обоснование

Т.С. Морозова
Российская государственная академия физической культуры, Москва

Ключевые слова: осанка, соматоскопия, плоскости, фотометрия, морфологические показатели.

Актуальность. Одна из важнейших задач физического воспитания детей и подростков – формирование осанки, предупреждение ее патологических изменений. Правильная осанка важна не только с эстетической точки зрения, но и с физиологической: создавая наилучшие условия для деятельности всего организма, она обеспечивает правильное положение и нормальную деятельность внутренних органов, способствует наименьшей затрате энергии, что значительно повышает работоспособность. Нормальная осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития [1, 2, 4, 5].

Осанка имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться (например, количество нарушений возрастает в период полового созревания, особенно среди девочек). Нарушения осанки оказывают отрицательное влияние на жизнедеятельность организма, функционирование важнейших органов и систем. По данным литературы, эпидемиология (распространенность) нарушений такова: осанка у 30 – 90% детей и подростков не соответствует норме [1 – 3, 5, 7) . И это проблема современного школьного образования, так как 75% всех нарушений осанки приходится на возраст 8 – 14 лет. Основная причина – ограниченность в движениях (длительное вынужденное положение за партой и одновременно низкая двигательная активность детей), совпадающая с периодом активного роста [1, 2, 5].

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к врачу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. В данной ситуации исключительную важность приобретают проблемы своевременной диагностики для наиболее эффективной профилактики и лечения дефектов осанки еще в начальной стадии. Самый простой метод оценки осанки – визуальный (соматоскопический), однако он имеет 2 существенных недостатка: 1 – требует достаточного для надежной оценки опыта, 2 – не дает четкого представления о степени нарушения (субъективен). Поэтому настоящее исследование было посвящено разработке метода оценки осанки, простого и доступного прежде всего специалистам по физической культуре, которые имеют возможность непосредственно наблюдать за возрастными изменениями и корректировать строение тела ребенка.

Перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа литературных данных выделить основные морфологические показатели осанки.

2. Оценить надежность и информативность каждого показателя, выявить взаимосвязи между показателями и основные определяющие факторы оценки осанки.

3. Выделить стадию предпатологического состояния осанки для своевременной коррекции и профилактики дальнейших нарушений.

Организация и методика исследования. На основе анализа научно-методической литературы [3 – 7] были выделены наиболее часто используемые антропоскопические показатели осанки. После обобщения и максимального упрощения осталось 13, из них 6 – во фронтальной плоскости (вид сзади) и 7 – в сагиттальной плоскости (вид сбоку) (табл. 1).

Для оценки осанки проводят визуальный осмотр в теплой, хорошо освещенной комнате, на фоне расчерченной в клетку стены (можно на фоне кафельной или “шведской” стенки), желательно с использованием отвеса [3, 6, 7]. Ребенок должен быть максимально обнажен и стоять в естественной привычной позе. Показатели оцениваются во фронтальной и в сагиттальной плоскостях. Оптимально применять метод фотометрии (на готовую фотографию накладывается сетка).

Таблица 1. Надежность и информативность показателей оценки осанки (п=105)

Примечания: 1 Значения коэффициентов корреляции умножены на 1000 2 Курсивом выделены недостоверные коэффициенты 3 Коэффициенты корреляции 0,200 значимы при р

Оценка каждого показателя осанки проводится по пятибалльной системе методом сравнения индивидуальной осанки и графических представлений вариантов на образце. На рис. 1 приведен пример оценки показателя “отставание лопаток” (5 баллов – лопатки плотно прилегают к спине, 3 балла – лопатки отстают, 1 балл – отстают значительно, особенно нижний угол, и промежуточные варианты оцениваются, соответственно, в 2 и 4 балла).

Рис. 1. Пример оценки показателя “отставание лопаток”

Для проверки добротности (аутентичности) предлагаемого теста использовали показатели надежности и информативности.

Определение надежности показателей. В результате исследования было получено по 2 фотографии (во фронтальной и сагиттальной плоскостях) 105 школьников 11- 12 лет. Осанка каждого оценивалась по 13 выделенным показателям. Через некоторое время оценка была проведена повторно. Коэффициенты корреляции между первой и второй оценками, характеризующие воспроизводимость теста, представлены в табл. 1. Среднее значение коэффициентов корреляции по показателям, характеризующее воспроизводимость теста, r = 0,818. Это приемлемое для надежности значение.

Читайте также:
Спорт - как выбрать фитнес-трекер, советы новичкам

Для определения информативности показателей оценить осанку школьников с указанием степени нарушения (норма – 0, незначительные нарушения – 1, патологические изменения – 2) во фронтальной и сагиттальной плоскостях предложили также детскому врачу-ортопеду высшей категории с 14-летним стажем работы, члену Всероссийской гильдии ортопедов. Коэффициенты корреляции между степенью нарушения (по мнению врача) и оценкой каждого из показателей в баллах, характеризуют их информативность (см. табл. 1). Общая оценка осанки складывалась из степеней нарушения в каждой плоскости. Такие показатели, как вертикальность положения головы в обеих плоскостях, постановка стоп и форма живота, имеющие низкую информативность (при уровне значимости р =0 ,01 коэффициенты корреляции r 0,400 (среднее значение коэффициентов – 0,557).

При исследовании взаимосвязей информативных признаков по матрице интеркорреляций была построена корреляционная модель структуры оценки показателей, характеризующих осанку (рис. 2). Здесь можно выделить два фактора оценки осанки, образующихся из взаимосвязанных (коэффициенты корреляции r > 0,300) признаков: 1 – показатели фронтальной плоскости (все показатели симметричности), 2 – показатели сагиттальной плоскости (форма грудной клетки, отставание лопаток,

Рис. 2. Корреляционная модель структуры оценки показателей, характеризующих осанку:

2. Симметричность надплечий. 3. Симметрич ность туловища. 4. Симметричность таза. 6. Симметричность углов лопаток.

Фактор оценки осанки во фронтальной плоскости (r = 0,77)

8. Форма грудной клетки. 9. Прилегание лопаток. 10. Сутулость в сагиттальной плоскости. 11. Отклонение корпуса назад. 13. Величина лордоза.

Фактор оценки осанки в сагиттальной плоскости (r = 0,81)

Таблица 2. Надежность и информативность обобщенных суммарных баллов (n=105)

Примечание. Значения коэффициентов корреляции умножены на 1000

сутулость, отклонение туловища и величина лордоза). Следовательно, можно суммировать показатели по каждому из этих факторов, т.е. выделить как самостоятельные характеристики суммы баллов во фронтальной и в сагиттальной плоскостях, а также общую сумму баллов. Эти обобщенные характеристики, более надежные и информативные (табл. 2), чем отдельные признаки, и далее использовались как основные критерии оценки осанки.

Для выделения стадии предпатологического состояния осанки были построены графики нормального распределения обобщенных суммарных баллов (по фронтальной, сагиттальной плоскостям и по общей оценке) у школьников с нормальной осанкой и с ее нарушениями (схематическое изображение графиков представлено на рис. 3). Области пересечения (наложения) графиков, где высокие значения группы школьников с нарушениями осанки одновременно являются низкими в группе с нормальной осанкой, можно классифицировать как “зоны предпатологии”. Если максимально возможное количество баллов принять за 100 условных единиц, то для осанки во фронтальной плоскости эта зона лежит в пределах 80 – 90 усл. ед., в сагиттальной – в пределах 77 – 86 усл. ед., для общей оценки – в пределах 83 – 91 усл. ед.

Таким образом, нормальной осанку можно считать при количестве набранных в общей оценке баллов более 90 усл. ед. Детей, имеющих значительные нарушения осанки (при тесте общая оценка менее 80 усл. ед.), необходимо направлять к врачам-специалистам (в поликлинику, врачебно-физкультурный диспансер, специализированную больницу) для консультаций и проведения комплексных реабилитационных мероприятий.

Рис. 3. Выделение стадии предпатологического состояния осанки: А – фронтальная плоскость, Б – сагиттальная плоскость, В – общая оценка осанки: Р – патология, N – норма, Р/Р – предпатология

Если при тесте набрано менее 9/10 возможного количества баллов, но нарушения не выражены ярко, то осанка ребенка находится в стадии предпатологии (здесь необходимо выяснить, в какой плоскости нарушения снижают общую оценку). При своевременном ее выявлении возможны коррекция и профилактика дальнейших нарушений средствами физических упражнений (включение в уроки физкультуры специальных комплексов упражнений, индивидуальных заданий, самостоятельные занятия дома, оздоровительное плавание и т. д.). Такие занятия способствуют формированию мышечного корсета и нормальной осанки. Если через 0,5-1 год изменений не наблюдается (или наступает ухудшение), ребенка следует направлять к ортопеду на детальное обследование и консультацию.

Выводы: 1. При анализе научно-методической литературы были выделены и обобщены наиболее часто встречающиеся морфологические показатели, характеризующие осанку.

2. Проведена оценка надежности и информативности морфологических показателей, применяемых для диагностики состояния осанки. Неинформативные показатели исключены. Наиболее надежной и информативной оценкой осанки является обобщенный суммарный балл, построенный на ранее выделенных морфологических признаках, сгруппированных отдельно для фронтальной и сагиттальной плоскостей.

3. Выявлена стадия предпатологического состояния осанки, когда направленное применение физических упражнений содействует формированию мышечного корсета и купирует дальнейшее развитие нарушений.

2. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников (пособие для учителей и школьных врачей). – М.: Просвещение, 1970. – 95 с.

6. New York State Physical Fitness Test for Boys and Girls Grades 4-12, Albany: New York State Education Department, 1966.

7. Barry L. Johnson (Corpus Christ State University of the University of South Texas System), Jack K. Nelson (Louisiana State University) “Practical Measurements for Evaluation in Physical Education”. Burgess Publishing Company, 1979.

Читайте также:
Реферат Эстафетный бег - описание, история возникновения, правила

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

Нарушение осанки

  • Все
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Э

Считается, что осанка имеет определенную генетическую детерминированность, но формирование осанки происходит под действием многочисленных факторов окружающей среды. Также как и формирование условных двигательных рефлексов и нервной деятельности, формирование осанки начинается в раннем возрасте и поэтому необходимо, активно воздействовать на этот процесс и, таким образом, обеспечить развитие нормальной осанки.

Большое влияние на формирование осанки оказывают нижние конечности, особенно в тех случаях, если есть плоскостопие, при котором происходит опускание свода стопы (продольного или поперечного). Чаще всего причиной плоскостопия является слабость мышц и связок, которая обусловлена недостаточными нагрузками. Плоскостопие приводит к утомляемости при беге, ходьбе и без соответствующего лечения к деформации стопы.

Мифы и факты нарушений осанки

Миф: Сутулость является только косметическим фактором и это не может вызвать отдаленные последствия для здоровья.

Факты: Это чистый миф. Последствий сутулости может быть много и они быть достаточно серьезными. При сутулости человек наклоняется вперед, плечи выходят вперед и такое расположение верхней части тела может приводить как к болям в спине, так и болям в плечах, головным.Кроме того, нарушения биомеханики при сутулости могут приводить к нарушению экскурсии грудной клетки и к проблемам с органами дыхании и сердца.

Миф: Плохая осанка не поддается корректировке.

Факт: Это абсолютно не соответствует действительности. С помощью физических упражнений можно значительно улучшить осанку.

Миф: Плохая осанка является врожденной и после достижения определенного возраста ничего нельзя изменить.

Факт: Плохая осанка может быть генетически детерминирована, но это не значит, что ничего нельзя сделать. Укрепление мышц спины, живота (включая глубокие мышцы живота) и мышц позвоночника могут помочь улучшить осанку, обеспечивая, таким образом, нормальное сидение, стояние и ходьбу.

Миф: Плохая осанка приводит к сколиозу.

Факт: Это не совсем так. В большинстве случаев сколиоз идиопатический, то есть неизвестной причины, а определенную связь между плохой осанкой и сколиозом выявить не удалось. Кроме того, сколиоз это отклонение позвоночника в сторону, а нарушения осанки это и наклоны позвоночника в другой плоскости.

Миф: Работа за компьютером течение всего дня нарушает осанку.

Факт: Да, это правда. Сидение за компьютером в течение дня приводит к наклону шеи вперед и выпиранию плеч, что может приводить к проблемам в шее и болям в шее, спине плечах. Поэтому, для людей, чья работа связана с длительной работой за компьютером, рекомендуются специальные эргономичные кресла и рекомендуются перерывы в работе для того, чтобы снять статическое напряжение мышц.

Правильная осанка

  • Голова располагается прямо
  • Углы лопаток, плечи, соски располагаются симметрично на одном уровне
  • Одинаковая длина линий от уха до плеча
  • Линия остистых отростков позвонков прямая
  • Позвоночник при осмотре со стороны спины ровный
  • Нормальные физиологические изгибы позвоночника
  • Лордоз в поясничном и шейном отделе не превышает толщину ладони пациента
  • Линия между седьмым шейным позвонком и межягодичной складкой вертикальная без отклонений.

При правильной осанке части тела располагаются симметрично по отношению к позвоночнику.При нарушениях осанки происходит ослабление мышц, и ребенок может сохранять правильную осанку в течение короткого промежутка времени. Существуют определенные отличия правильной осанки у детей дошкольного возраста, школьников, а также у мальчиков и девочек в пубертатном возрасте.

В норме осанка дошкольника: симметричная грудная клетка, без выпирания плеч, лопатки несколько выступают назад, живот немного вперед, отчетливо заметен лордоз, позвоночные остистые отростки расположены по средней линии.

В норме осанка школьника: симметричность грудной клетки, отсутствие выпирания плеч, лопатки незначительно выпирают назад, живот несколько выпирает вперед, заметен поясничный лордоз, остистые отростки расположены по средней линии.

Осанка подростков: остистые отростки расположены по средней линии спины, нижние конечности выпрямлены, надплечья несколько опущены, на одном уровне треугольники талии, живот втянут по отношению к грудной клетке, у девочек подчеркнут поясничный лордоз, а у мальчиков – грудной кифоз.

Причины нарушения осанки

Нарушения осанки возникают как на фоне морфологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера (дисплазии соединительной ткани, рахит, травмы во время родов, аномалии развития позвоночника), так и без структурных или функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев нарушения осанки имеют приобретенный характер и чаще встречаются у детей с субтильным телосложением.

К наиболее вероятным причинам нарушения осанки относятся следующие:

  • Внешние факторы окружающей среды (например, длительное нахождение тела в неправильном положении и формирование патологического стереотипа расположения тела)
  • Недостаточное развитие мышечной системы вследствие низкой или непропорциональной двигательной активности
  • Слабость мышц ответственных за вертикальное положение позвоночника.
  • Неудобная одежда
  • Снижение слуха, зрения
  • Плохая эргономика плохая освещенность

Виды нарушения осанки

Нарушения осанки в саггитальной плоскости

Сутулость – увеличение грудного кифоза, сглаженность поясничного лордоза, опускание и сведение вперед плеч, крыловидные лопатки.

Круглая спина – равномерное увеличение кифоза на протяжении всего грудного отдела позвоночника, сглаженность поясничного лордоза, наклон головы вперед, опускание и сведение плеч вперед, лопатки не прилегают к спине, устойчивость тела достигается за счет небольшого сгибания ног в коленях, впалая грудная клетка, уплощенные ягодицы, ограничение движения в плечах (уменьшается возможность полного разгибания в плечах из-за укорочения грудных мышц).

Читайте также:
Группы здоровья детей ℹ определение, характеристика и виды, особенности классификации, критерии уровней и основные показатели, диагностика и рекомендации

Кругловогнутая спина – увеличение всех изгибов позвоночника, наклон головы, шеи плеч вперед, выступание живота, разогнутость колен, дряблость мышц живота, спины, ягодиц, возможен птоз внутренних органов из-за слабого брюшного пресса.

Плоская спина – сглаженность всех изгибов позвоночника, слабо выражен поясничный лордоз, живот выпирает вперед, слабое развитие мускулатуры туловища, спины, смещение грудной клетки вперед. Плоская спина развивается вследствие функциональной недостаточности мышц, что приводит к нарушению формирования физиологических изгибов. При плоской спине чаще развиваются дегенеративные заболевания позвоночника, больше риск компрессионных переломов.

Плосковогнутая спина – уменьшение грудного кифоза, увеличение поясничного лордоза, узкая грудная клетка, слабость мышц живота.

Нарушения осанки во фронтальной плоскости.

Это тип нарушения осанки представлен сколиотической осанкой: смещение в виде дуги остистых отростков в сторону от средней линии спины, нарушение симметрии частей тела и конечностей относительно позвоночника, наклоны головы в сторону, ассиметрия треугольников талии, расположение сосков на разной высоте, ассиметрия тонуса и силы мышц в левой и правой половине туловища. Такой тип нарушения осанки, как сколиотическая, иногда сложно отличить от ранних проявлений сколиоза. Главное отличие сколиоза от сколиотической осанки это наличие ротации позвонков при сколиозе.

Симптомы нарушения осанки

Нарушение осанки не является заболеванием, но создает условия для развития не только заболеваний позвоночника, но нередко приводит к нарушениям в работе внутренних органов. Плохая осанка со временем приводит к развитию дегенеративных изменений в позвоночнике (остеохондроз). Физиологические изгибы необходимы для правильного распределения нагрузок на туловище и изменения биомеханики позвоночника приводит к неправильному распределению нагрузок и избыточной нагрузке на опорно-двигательные структуры. Кроме развития дегенеративных изменений в позвоночнике и изменений в мышцах спины, возможно формирование деформации грудной клетки, нарушение экскурсии грудной клетки при дыхании, что в свою очередь может привести к проблемам в органах дыхания и кровообращения. Кроме того, слабость мышц, в том числе и мышц брюшного пресса, может привести к нарушению работы органов брюшной полости. Поэтому, при наличии первых признаков нарушения осанки необходимо проконсультироваться с врачом-ортопедом, что позволит избежать осложнений в будущем.

Диагностика и лечение нарушений осанки

Как правило, диагностика нарушений осанки не вызывает затруднений и врачу ортопеду достаточно осмотра пациента. В некоторых случаях, когда необходимо дифференцировать нарушения осанки с деформирующими заболеваниями позвоночника, такими как сколиоз, назначается рентгенография позвоночника. Коррекция осанки требует достаточно много времени. Лечение нарушений осанки, как правило, комплексное (массаж, мануальная терапия, физиотерапия, применение корсетов и ЛФК). Кроме того, большое значение имеет полноценное питание с нормальным содержанием всех необходимых для организма веществ. Ведущую роль в лечении нарушений осанки занимает ЛФК. ЛФК позволяет сформировать полноценный мышечный корсет, который в состоянии удерживать позвоночник в нормальном положении. Упражнения должны быть как с отягощением, так и в виде различных гимнастик, что позволит не только увеличить силу мышц, но и восстановить эластичность и гибкость. Упражнения необходимо подбирать только с врачом (инструктором) ЛФК, что позволит избежать непропорциональных нагрузок.

Массаж и мануальная терапия являются составными частями комплексного лечения нарушений осанки. Массаж позволяет улучшить кровоснабжение, улучшить тонус. Мануальная терапия позволяет снять мышечные блоки и восстановить мобильность двигательных сегментов позвоночника.

Физиотерапия позволяет улучшить трофику тканей, снять мышечные спазмы, улучшить проводимость и работу мышечных волокон.

Реферат по физкультуре: «Эстафетный бег» — правила, техника выполнения и соревнования

К числу наиболее зрелищных командных дисциплин легкой атлетики относится эстафетный бег. В реферате по физкультуре ученикам нужно кратко описать историю эстафет, правила и виды соревнований, а также некоторые технические моменты, например, порядок передачи палочки. Название пришло из итальянского языка: слово staffa переводится как «стремя». В былые времена гонцы меняли лошадей, перескакивая из одного стремени в другое. Отсюда и появилось столь необычное название.

История возникновения и правила

Соревнования в эстафетном беге начали проводить ещё в XIX веке, а в 1908 году этот вид был официально включен в программу Олимпийских игр. Но в тот год состязания отличались от современных. Командный бег был похож на нынешнюю шведскую эстафету. Четыре бегуна бежали расстояния 100, 200, 400 и 800 м. Уже на следующей Олимпиаде в 1912 году в программу включили дистанции 4х100 и 4х400 метров.

Эстафетный бег очень похож на гладкий спринт. Особенность этого вида спорта — передача палочки. Она должна быть вручена в пределах специального коридора длиной 20 м. Во время продвижения и передачи легкоатлеты не должны создавать препятствия другим участникам состязания.

Запрещено инвентарь перебрасывать или перекатывать. Передача должна осуществляться четко из руки в руку. Также существует регламент при падении палочки. Если она упала, ее имеет право поднять передающий спортсмен. В этом случае команду не снимают, но шансы на хороший результат и призовые места невелики, так как потерянные секунды наверстать очень сложно.

Стартующий участник занимает положение низкого старта. После того как судья дал отмашку флагом или выстрелил из пистолета, начинается забег. Есть определённое различие в дисциплинах 4х100 и 4х400 метров, но зависит оно не от длины дистанции. Участники эстафеты 4 по 100 метров всю дистанцию бегут по своим дорожкам, которые определены заранее. В эстафете 4 по 400 метров отдельная дорожка выделяется только на первом этапе, последующие бегуны стремятся занять первую дорожку.

Читайте также:
Реферат Международное спортивное движение - цели и задачи

Категорически запрещено обрабатывать ладони разными составами или надевать перчатки для лучшего сцепления с палочкой. Ее длина составляет 30 см (+/- 2 см), диаметр окружности — 13 см, вес находится в интервале от 50 до 150 г. Инвентарь может быть пластмассовым, деревянным или металлическим. Цвет палочки — яркий (красный или желтый).

Техника подготовки

При подготовке команды большая ответственность возлагается на тренера. Наставник должен сосредоточить внимание спортсменов на некоторых нюансах эстафетного бега:

  • Для соревнований он выбирает самых быстрых и техничных спортсменов для конкретной дистанции.
  • Обеспечивает организацию слаженной работы всех участников.
  • Вырабатывает идеальную технику передачи палочки.

    Определение состава команды и правильная расстановка сил — это уже серьёзная заявка для успешного выступления.

    Нет определенных рекомендаций на тот счет, в какой руке нужно держать инвентарь и как его передавать. Спортсмен выбирает на своё усмотрение способ подачи и передающую конечность, которая более удобна в создавшейся ситуации. На протяжении всего расстояния эстафетная палочка может остаться в руке, в которую ее передали. Это выгодно на коротких дистанциях, так как при смене рук теряется время.

    Важная тема для изучения техники — скорость передачи.

    Чтобы процесс проходил без сбоев, в коридоре должен сохраняться одинаковый скоростной режим у передающего и принимающего бегунов. Для этого принимающему эстафетчику нужно начинать разгон примерно за 10 метров до приёма.

    В этом заключается вся сложность: бегун должен поймать нужный момент своего старта. Если начать движение очень рано, то придется сбавить скорость в конце зоны, отведённой на передачу. При позднем старте участник не сможет набрать хорошую скорость и потеряет драгоценные секунды. Более техничные соперники могут обойти команду в момент передачи.

    Разновидности эстафет

    Существуют разные виды эстафетного бега. Их регламентирует Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF). Популярные дистанции:

    • 4х100;
    • 4х400;
    • 4х200;
    • 4х800;
    • 4х1500.

    В программу Олимпийских игр внесены первые два вида: 4 по 100 и 4 по 400 метров. Мужчины и женщины стартуют раздельно. Эстафета 4 по 1500 проводится только среди мужчин. Нетрадиционной считается шведская эстафета. Участники бегут отрезки 100x200x400x800 метров. Очень интересно смотрится эстафета 4х60 и 4х110 метров с барьерами. Фантазия организаторов безгранична, но на крупных соревнованиях существует регламент IAAF.

    Интересной дисциплиной считается экиден, представляющий собой эстафету на марафонской дистанции. Расстояние, равное 42 км 195 м, бежит не один человек, а шесть.

    Зрелищность эстафет не ставится под сомнение. Этот вид спорта полюбился уже давно как детям, так и взрослым. Техника эстафетного бега сложна и имеет свою специфику. Здесь должны быть развиты не только индивидуальные качества каждого легкоатлета, но и командная слаженность. Только выполнение всех этих требований позволит команде занять достойное место на состязаниях любого ранга.

    История эстафетного бега

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 00:18, реферат

    Краткое описание

    Спортивная ходьба — олимпийская легкоатлетическая дисциплина, в которой, в отличие от беговых видов, должен быть постоянный контакт ноги с землёй. В олимпийской программе соревнования у мужчин проводятся вне стадиона, на дистанции 20 км и 50 км, у женщин на 20 км. Также проводятся соревнования на 400 м дорожке открытых стадионов (10 000 и 20 000 м) и 200 м дорожке в помещении (5 000 м).

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………. 3
    1. История эстафетного бега…………………………………………………..…..5
    2. Основные правила соревнований по прыжкам в длину с разбега………. 13
    3. Техника спортивной ходьбы……………………………………………………18
    4. Методика обучения техники бега с препятствиями…………………………..27
    Заключение…………………………………………………………………….……35
    Литература………………………

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    контрольная История эстафетного бега.doc

    1. История эстафетного бега…………………………………………………..…..5
    2. Основные правила соревнований по прыжкам в длину с разбега………. 13
    3. Техника спортивной ходьбы……………………………………………………18
    4. Методика обучения техники бега с препятствиями…………………………..27

    Эстафетный бег – это командный вид легкой атлетики, который по эмоциональности и увлекательности превосходит остальные виды. Эстафетный бег проводится на стадионе и вне его. Главным в эстафете является то, что во время бега участники команды поочередно пробегают определенные правилами соревнований отрезки дистанции, передавая друг другу эстафетную палочку в выделенной 20-метровой зоне.

    Эстафетный бег как легкоатлетическое соревнование начал культивироваться в XIX в. Впервые он был включен в программу IV Олимпийских игр (Лондон, 1908 г.). На этих соревнованиях эстафетный бег включал различные дистанции – 200+200+400+800 м. Первыми победителями стали спортсмены США, которые показали результат 3.29,4 с, вторыми – команда Германии, а третьими – Венгрии. На следующих Олимпийских играх (Стокгольм, 1912 г.) спортсмены разыгрывали медали уже в двух эстафетах – 4х100 м и 4х400 м. Победителями стали соответственно команды Великобритании (42,4 с) и США (3.16,6 с). На XXVIII Олимпийских играх золотые медали в эстафетном беге 4х100 м завоевали спортсмены из Великобритании (38,07 с), 4х400 м заслуженно достались американским спортсменам – 2.55,91 с.

    Читайте также:
    Легкая атлетика: история возникновения королевы спорта, соревнования и физическая культура

    Впервые олимпийские медали среди женщин были разыграны на IX Олимпийских играх (Амстердам, 1928 г.). В программу соревнований входила и эстафета 4х100 м. Первыми в этом виде стали женщины из Канады (результат 48,4 с), вторыми – спортсменки из США (48,8 с), третье место заняла команда Германии (48,8 с). Эстафетный бег 4х400 м для женщин стал включаться в программы крупнейших соревнований только с 1969 г. Первый официальный рекорд в этом виде установили спортсменки из Великобритании (3.30,8 с). В дальнейшем рекорды в эстафетном беге 4х100 и 4х400 м неоднократно улучшались и принадлежали чаще всего спортсменкам из ГДР и США. В настоящее время рекорд в эстафетном беге 4х100 м равен 41,37 с и принадлежит спортсменкам из ГДР (Канберра, 1985 г.), в эстафете 4х400 м – 3.15,17 с и принадлежит спортсменкам из СССР (Сеул, 1988 г.) [1, с. 47-53] .

    Прыжки в длину с разбега входили в состав пентатлона еще в Древней Греции. Историки не могут точно сказать, как проводился этот вид спорта, но известно, что древние атлеты прыгали с гантелями в руках, отталкиваясь от твердого грунта, и приземлялись на мягкую, взрыхленную землю. Соревнования по прыжкам в длину стали проводиться с началом возрождения легкой атлетики. В 1860 г. этот вид был включен в программу ежегодных «больших игр» Оксфордского университета в Англии. Прыжок в длину — дисциплина технических видов легкоатлетической программы, относящаяся к горизонтальным прыжкам. Прыжок в длину требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств. Прыжок в длину входил в соревновательную программу античных Олимпийских игр. Является современной олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года , для женщин — с 1948 года . Входит в состав легкоатлетических многоборий . Задача атлета — достигнуть наибольшей горизонтальной длины прыжка с разбега. Прыжки в длину проводятся в секторе для горизонтальных прыжков по общим правилам, установленным для этой разновидности технических видов. При выполнении прыжка атлеты в первой стадии совершают разбег по дорожке, затем отталкиваются одной ногой от специальной доски и прыгают в яму с песком. Дальность прыжка рассчитывается как расстояние от специальной метки на доске отталкивания до начала лунки от приземления в песке. Расстояние от доски отталкивания до дальнего края ямы для приземления должно быть не менее 10 м. Сама линия отталкивания должна быть расположена на расстоянии до 5 м от ближнего края ямы для приземления.

    Спортивная ходьба — олимпийская легкоатлетическая дисциплина, в которой, в отличие от беговых видов , должен быть постоянный контакт ноги с землёй. В олимпийской программе соревнования у мужчин проводятся вне стадиона, на дистанции 20 км и 50 км, у женщин на 20 км. Также проводятся соревнования на 400 м дорожке открытых стадионов (10 000 и 20 000 м) и 200 м дорожке в помещении (5 000 м).

    Бег с препятствиями (стипльчез) – один из труднейших видов легкой атлетики, требующий от спортсменов не только выносливости, но и прочных технических навыков – умения преодолевать установленные на дистанции препятствия в условиях нарастающего утомления. На каждом круге в беге на 3000 м с препятствиями бегун преодолевает по пять препятствий, одно из которых особенно трудное (яма с водой). На всей дистанции 35 препятствий, поэтому, только добившись рациональной техники, можно выиграть значительный отрезок времени.

    1. История эстафетного бега

    Эстафетный бег – это командный вид легкой атлетики, который по эмоциональности и увлекательности превосходит остальные виды. Эстафетный бег проводится на стадионе и вне его. Главным в эстафете является то, что во время бега участники команды поочередно пробегают определенные правилами соревнований отрезки дистанции, передавая друг другу эстафетную палочку в выделенной 20-метровой зоне.

    История бега на сверхдлинные дистанции

    К сверхдлинным относятся все дистанции более 20 000 м. Классической сверхдлинной дистанцией является марафонский бег – 42 195 м (26,2 мили). Дистанции длиннее марафонской принято называть ультрамарафонскими.

    Из всего многообразия сверхдлинных дистанций помимо марафона, который был включен в программу Олимпийских игр уже с первых современных игр, следует выделить дистанции, на которых проводятся чемпионаты мира и Европы: полумарафон – 21 097,5 м (13,1 мили) и ультрамарафонские дистанции – бег на 100 км и суточный бег.

    Никакой другой вид спорта не привлекает на свои соревнования такого огромного количества участников самых разных возрастных групп. Например, в последние годы в Нью-Йоркском марафоне стартует более 30 тыс. разных по возрасту бегунов.

    Популярность бега на сверхдлинные дистанции обусловлена следующими факторами: относительная простота техники исполнения, дешевизна экипировки, возможность проводить тренировки и соревнования при отсутствии дорогостоящих специальных сооружений и оборудования, сильный оздоровительный эффект. Один из самых важных факторов – героическая история происхождения основной классической дистанции марафонского бега.

    Никакой другой вид спорта вообще, и легкой атлетики в частности, не имеет такой древней и захватывающей истории, как марафонский бег. В 490 г. до н. э. персы намеревались расширить свою территорию и захватить Европу. Они высадились неподалеку от Афин в долине Марафон и приготовились к сражению. Войска персов значительно превосходили по численности войска афинян. Афинские генералы решили обратиться за помощью к воинам Спарты. Время до начала битвы было ограничено, поэтому за помощью в Спарту решили послать одного из самых выносливых воинов – профессионального бегуна по имени Филипидис. Дистанция в 225 км проходила по очень гористой местности. Около 36 ч потребовалось афинскому воину, чтобы преодолеть это расстояние. Спарта согласилась помочь афинской армии, но по религиозным причинам они могли воевать только после того, как пройдет период полнолуния. Это означало, что в предстоящей битве они не смогут помочь афинянам. Филипидис преодолел обратный путь от Спарты до деревни Марафон в 225 км и сообщил неутешительную новость. В итоге афинские войска вынуждены были вступить в неравный бой против персов. Количество афинских воинов было почти в 4 раза меньше, чем их противников. Тем не менее, в сражении персы потеряли около 6400 воинов. Потери же афинян составили только 192 воина.

    Читайте также:
    Доклад Легенды Российского спорта - выдающиеся спортсмены

    Остатки персидских войск отошли к морю и на судах направились к югу Афин с целью атаковать город. Чтобы сообщить радостную весть о победе над персами и предупредить горожан о приближении персидских кораблей к Афинам, Филипидису вновь пришлось отправиться в путь, но теперь в Афины. От деревни Марафон это составляло около 40 км. Неимоверными усилиями Филипидис сумел преодолеть усталость от предыдущего марш-броска и сражения. Более трех часов потребовалось ему, чтобы доставить сообщение. Истощение достигло предела, и храбрый воин-бегун, продемонстрировав чудеса выносливости, вскоре скончался.

    Много веков спустя, на первых Олимпийских играх современности в 1896 г. в Афинах впервые были проведены соревнования по марафонскому бегу для мужчин. Дистанция марафона отличалась от принятой в настоящее время и составляла 40 км, или 24,85 мили.

    Результат первого олимпийского чемпиона в этом виде программы грека С.Луиса составил 2:58.50.

    В 1908 г. на четвертых Олимпийских играх в Лондоне длина марафонской дистанции была изменена и достигла классической – 42 195 м (26,2 мили). Это было расстояние от Виндзорского дворца (где был дан старт олимпийскому марафону) до королевской ложи (откуда королевская семья пожелала наблюдать за финишем марафонцев).

    16 лет длились жаркие дискуссии, прежде чем на Олимпийских играх 1924 г. в Париже в качестве официальной дистанции марафона была утверждена дистанция 42 195 м, или 26,2 мили. (Для сравнения длина марафонской дистанции на Олимпийских играх составляла: в 1896 г. – 40 000 м, в 1900 г. – 40 260 м, в 1904 г. – 40 000 м, в 1908 г. – 42 195 м, в 1912 г. – 40 200 м, в 1920 г. – 42 750 м.)

    Впервые мировой рекорд в марафонском беге у мужчин был зарегистрирован 21 августа 1908 г. (2:55.18, Д.Хайес, США). За 94 года усилиями 13 стран мировой рекорд был улучшен более, чем на 50 мин.

    Женский марафон. Первые мировые достижения в женском марафоне, по современным меркам, были очень скромны. Женский марафон в сравнении с мужским имеет более короткую олимпийскую историю. В программу Олимпийских игр он был включен в 1984 г. в Лос-Анджелесе (США).

    Результат первой олимпийской чемпионки в марафонском беге у женщин американки Д.Беноит составил 2:24.52.

    Несмотря на то, что женщины впервые соревновались в олимпийском марафоне, они сразу показали очень высокие результаты. Для сравнения: результат первой олимпийской чемпионки Д.Беноит в 1984 г. был вторым результатом в мире за всю историю женского марафона. При этом он незначительно уступал результатам мужчин. Интересно, что результат, показанный первой олимпийской чемпионкой Д.Беноит, был лучше тринадцати из двадцати олимпийских результатов мужчин в период с 1896 по 1984 г. Это стало возможным благодаря тому, что еще до включения в олимпийскую программу женский марафон был достаточно популярен и женщины-марафонки уже использовали передовую методику тренировки, принятую в практике подготовки марафонцев-мужчин.

    Впервые зарегистрированный мировой рекорд в марафонском беге у женщин принадлежит В.Пиерси, Великобритания (3:40.22, 03.10.1926 г., Чисвик).

    История бега на средние дистанции

    Современный бег на средние дистанции зародился в Англии в XVIII в. Для мужчин бег на 800 и 1500 м вошел в программу I Олимпийских игр современности. Женщины впервые стали соревноваться в беге на 800 м на Олимпийских играх в 1928 г. Затем эта дистанция была исключена из программы игр вплоть до 1960 г.

    В дореволюционной России результаты в беге на средние дистанции у мужчин отставали от уровня мировых достижений: 800 м – 2.00,3, на 1500 м – 4.12,9 (И.Виллемсон, Рига, 1917 г.). Среди женщин высшее достижение было зарегистрировано только в беге на 800 м – 3.20,2 (Милюм, Рига, 1913 г.).

    Рекорды мира, кроме результата Я.Кратахвиловой (Чехия) на 800 м 1.53,28 (1983 г.), имеют тенденцию к росту и составляют в беге на 1500 м у женщин 3.50,46 с – Цу Юнсна (КНР); у мужчин в беге на 800 м – 1.41.11 с У.Кипкетер (Дания), на 1500 м – 3.26,00 с И.Эль-Геружа (Марокко).

    Читайте также:
    Реферат по физкультуре Экстремальные виды спорта, описание

    История бега на короткие дистанции

    Бег на короткие дистанции (спринт), характеризуется выполнением кратковременной работы максимальной интенсивности. К бегу на короткие дистанции относятся дистанции 60, 100, 200 и 400 м. В Англии, США, Австралии и некоторых других странах соревнования по спринту проводятся на дистанциях 100, 220 и 440 ярдов, соответственно 91,44, 201,17 и 402,34 м.

    История бега на короткие дистанции начинается с Олимпийских игр древности (776 г. до н.э.). В то время пользовались большой популярностью две дистанции – бег на стадий (192.27 м) и два стадия. Бег проводился по отдельным дорожкам и состоял из забегов и финала, участники забегов и дорожки распределялись путем жеребьевки. Бег начинался по специальной команде. Атлетов, которые стартовали раньше времени, наказывали розгами или приговаривали к денежному штрафу. Для женщин олимпийские игры проводились отдельно. Они состояли из одного вида – бега на дистанцию равную 5/6 длины стадиона (160,22 м).

    Спринтерский бег, как и многие виды легкой атлетики, возродился в XIX в. Первые Олимпийские игры современности проводились в Греции на афинском стадионе 5-14 апреля 1896 г. Спринтерский бег на этих соревнованиях был представлен двумя дистанциями – 100 и 400 м у мужчин. Победителем в беге на обеих дистанциях стал спортсмен из США Т.Берк (12,0 и 54,2 с). На II Олимпийских играх (Париж, 1900 г.) были добавлены еще две спринтерские дистанции – 60 и 200 м. На этих соревнованиях все спринтерские дистанции выиграли спортсмены США (60 м – Э.Кренцлейн (7,0 с); 100 м – Ф.Джарвис (11,0 с); 200 м -Д.Тьюксбери (22,2 с); 400 м – М.Лонг (49,4 с). С IV Олимпийских игр (Лондон, 1908 г.) бег на 60 м перестали включать в программу соревнований. Выдающихся результатов в спринте добился американский спринтер Д.Оуэне, победитель XI Олимпийских игр в Берлине (1936 г.) в беге на 100 и 200 м (10,3 и 20,7 с). Установленный им мировой рекорд в беге на 100 м (10,2 с) продержался 20 лет.

    Эстафетный бег: техника, правила, виды, нормативы

    Мы уверены, что любой наш читатель имеет представление об эстафетном формате соревнований. Вероятно, многие и сами бегали в эстафетной команде. Но в этой статье мы расскажем об эстафетном беге как о единственной командной дисциплине лёгкой атлетики.

    Фото: Patrick Smith/Getty Images

    Что такое эстафетный бег

    В любительских соревнованиях продолжительность эстафетного бега никак не регламентируется, но вот в лёгкой атлетике эстафетный бег – это спринтерская дистанция, помноженная на 4 этапа.

    Официальные эстафеты проводят обычно в заключительный день легкоатлетических стартов, и это тот формат, который пользуется особенной популярностью у зрителей. Согласитесь, индивидуальный забег на 100 метров и 400 метров закончится, не успев начаться, а вот за время эстафеты болельщики успевают испытать всю гамму эмоций, так как сначала любимая команда может лидировать, затем отставать, после снова лидировать и т.д.

    Наблюдать за противоборством команд в четыре раза интереснее, нежели за индивидуальными состязаниями. Как правило, эстафеты проходят на стадионах, что позволяет зрителям видеть каждый момент гонки от начала до конца.

    История

    Эстафеты существовали издревле. Записи о них ведутся ещё со времён Древней Греции, но современная история легкоатлетических эстафет отсчитывается с 1908 года, когда эту дисциплину включили в программу Олимпийских игр. Причём в плавании сделали это раньше – в 1900 году.

    В первый олимпийский год эстафетой были не привычные 4 по 100 и 4 по 400, а шведская эстафета с разной дистанцией для каждого этапа – 200-200-400-800 м. Только в 1912 году эстафетный бег приобрел тот вид, который существует и по сей день.

    Большой любовью к эстафетному бегу, как и к спринтерским дистанциям, отличаются легкоатлетические школы в США и в странах Карибского бассейна. Представителям этих стран и принадлежит существенная часть мировых рекордов.

    Виды эстафетного бега

    В начале статьи мы уже писали, что эстафетный бег может быть как официальный, то есть регламентируемый Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (IAAF), так и любительский с незакрепленными дистанциями.

    В профессиональной лёгкой атлетике для эстафет используются такие дистанции (IAAF регистрирует на них рекорды):

    Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.

    • 4 по 100 метров – олимпийская дистанция
    • 4 по 200 метров
    • 4 по 400 метров – олимпийская дистанция
    • 4 по 800 метров
    • 4 по 1500 метров

    В программе Олимпиады представлены только две дистанции, но официальными, а значит, и имеющими нормативы, являются все пять дистанций.

    Что касается неофициальных эстафет, то здесь организаторы могут дать волю воображению и создать как абсолютно любую комбинацию дистанций, так и любое число участников в команде. Большой популярности добились шведская эстафета и экидэн.

    Особенность шведской эстафеты в разной длине пробегаемых участков. Традиционные дистанции – 800+400+200+100 метров, но бывает, что этапы идут в сторону увеличения. Не возбраняется другая протяжённость этапов, но чаще всего «шведка» выглядит именно так.

    Экидэн – это японское творение, представляющее собой эстафету на марафонской дистанции 42,2 км с передачей ленты. В программу легкоатлетических соревнований IAAF марафонская эстафета не входит, но всё же рекорды на ней фиксируются.

    Читайте также:
    Самоконтроль - субъективные и объективные показатели

    «Официальным» экидэном будет тот, где 42,2 км разделены на 6 этапов в следующем порядке: 5 км, 10 км, 5 км, 10 км, 5 км, 7,195 км. С 2005 года мировой рекорд в мужском экидэне принадлежит кенийцам и равен 1:57.06. Такой формат эстафет пользуется огромной популярностью в Японии.

    источник: pixabay.com

    Правила эстафетного бега и частые ошибки

    Передача эстафетной палочки между спортсменами – вот главная составная часть подобных соревнований, на ней сосредоточены основные правила и ошибки этой дисциплины. Какого-то сложного устава в эстафетном беге нет, и всё сводится к тому, что все спортсмены должны строго придерживаться следующих правил:

    • Принять палочку можно в зоне передачи, длина которой 20 метров, спортсмены выбегают из этого коридора уже с палочкой в руках.
    • Начинать разгон можно за 10 метров до начала зоны передачи эстафеты.
    • Если палочка упала, поднять её может только тот, кто уронил.
    • Передача палочки осуществляется из правой руки в левую, а затем из левой в правую.
    • Палочку нельзя бросать между участниками, передача происходит вкладыванием палочки в руку.
    • Запрещено обрабатывать руки какими-либо веществами или надевать перчатки, чтобы облегчить передачу эстафеты.
    • В эстафете 4 по 100 метров каждый атлет должен бежать по своей дорожке.
    • В эстафете 4 по 400 метров по отдельным дорожкам бегут первый круг и первый вираж второго этапа.

    Из этих простых правил понятно, что наиболее часто встречающиеся ошибки в эстафетном беге заключаются в потере палочки и её передаче вне коридора. Но есть ли требования к тому, каким должен быть этот главный атрибут эстафеты?

    Да, все палочки изготавливаются по принятому образцу:

    • масса: 50-150 г;
    • длина: 28-30 см;
    • окружность полой трубки: 12-13 см;
    • цвет: яркий, чтобы хорошо был заметен судьям и зрителям;
    • материал: пластмасса, дерево, металл.

    Этапы в эстафетном беге

    В традиционных эстафетах от IAAF 4 этапа и, соответственно, 4 бегуна. Распределение атлетов по этапам – отдельное искусство для тренера, однако, как правило, сильнейшие бегуны ставятся на 1-й и 4-й этапы.

    Но не в одной только скорости на дистанции заключается расстановка сил. Важно учитывать и уровень техники при передаче палочки. Например, участнику заключительного этапа нужно принимать палочку, но передавать её – уже нет, поэтому на финиш следует ставить спортсмена с самой высокой скоростью, но без обязательного владения идеальной техникой передачи.

    Нужно также заметить, что участник первого этапа начинает бег с низкого старта, а все следующие – с высокого, с постепенным разгоном до конца коридора передачи. Это определяет, кого ставить на первый отрезок. Тут преимущество будет за бегуном, который стартует с места лучше остальных.

    Нормативы в эстафетном беге

    Мужчины

    Женщины

    Техника и особенности эстафетного бега

    Залог победы в эстафетном беге отнюдь не физическая форма, хотя, безусловно, без скорости делать в эстафете нечего. Значительную роль в успехе играет техника передачи палочки. Техника прохождения дистанции здесь не отличается от индивидуальных беговых видов, а вот приём и передачу спортсменам приходится отдельно отрабатывать.

    Ключевая роль этого момента – в эстафете 4 по 100 метров. Мужской рекорд на ней равен 36,84 секунд, и в случае ошибки при передаче у команды просто не будет времени нагнать отставание.

    Передача палочки может происходить только в определённой зоне протяжённостью 20 метров. Чаще всего это последние 4-5 метров обозначенного коридора. Лучшие эстафетчики способны передавать друг другу палочку без снижения набранной на конец этапа скорости. А потому для принимающего бегуна сложность заключается в том, чтобы понять, когда нужно начинать движение по своей дорожке в зону передачи.

    Если атлет начинает разгон рано, он рискует не успеть принять эстафету до конца разрешённой зоны, а если же слишком поздно, у него не хватит времени набрать скорость. Тонкость эстафетного бега в том, что наилучшая передача палочки происходит на одинаковой скорости, но для этого участники команды должны чувствовать скорость друг друга, а значит, и очень много тренироваться вместе, оттачивая необходимые технические навыки.

    Способы передачи:

    • сверху-вниз в открытую ладонь (практикуется в США);
    • снизу-вверх (практикуется в России).

    «Американский» способ передачи эстафеты считается более рискованным, потому что вероятность утери палочки в нём выше.

    Еще одна особенность эстафетного бега в том, что пробегаемые этапы несколько длиннее обозначенных. Рассмотрим это на примере дистанции 4 по 100 метров. Тут протяженность 1-го этапа составляет 110 м, 2-го и 3-го этапов – по 130 м, 4-го этапа – 120 м.

    Мировые рекорды, установленные на открытом воздухе

    • 36,84 (2012) – мужчины (Ямайка)
    • 40,82 (2012) – женщины (США)
    • 1:18,63 (2014) – мужчины (Ямайка)
    • 1:27,46 (2000) – женщины (США)
    • 2:54,29 (1993) – мужчины (США)
    • 3:15,17 (1988) – женщины (СССР)
    • 7:02,43 (2006) – мужчины (Кения)
    • 7:50,17 (1984) – женщины (СССР)
    • 14:22,22 (2014) – мужчины (Кения)
    • 16:33,58 (2014) – женщины (Кения)
    • 1:57:06 (2005) – мужчины (Кения)
    • 2:11:41 (1998) – женщины (Китай)

    Заключение

    Эстафетный бег – пожалуй, самая зрелищная беговая дисциплина со сложной технической составляющей в моменте передачи эстафеты. Именно поэтому на старте будет успешной набеганная друг с другом команда, где согласованные действия участников отработаны до автоматизма.

    Читайте также:
    Сообщение о шахматах - история возникновения, правила и виды

    Эстафетный бег.
    статья по физкультуре

    Эстафетный бег и его техника.

    Скачать:

    Вложение Размер
    estafetnyy_beg._ivanova_a.v.docx 28.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Техника эстафетного бега

    Эстафетный бег — это командный вид легкой атлетики. Различают следующие виды эстафет: а) по беговой дорожке; б) кольцевые по городу (старт и финиш в одном месте); в) звездные по городу (старт в разных местах, финиш в одном месте для всех команд).

    По составу участников эстафеты бывают: детские, юношеские, мужские, женские, смешанные и комбинированные. Классические эстафеты – 4 х 100 и 4 х 400 м — проводятся на беговой дорожке как для мужчин, так и для женщин. Кроме того, выделяют эстафеты на любые дистанции и с любым количеством этапов (например, 10 х 1000 м), а также «шведские» эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке).

    Эстафетная палочка представляет собой цельную гладкую полую трубку, круглую в сечении, сделанную из дерева, металла или другого твердого материала. Согласно правилам проведения соревнований, эстафетная палочка должна иметь вес не менее 50 г, длину 28—30 см и длину в окружности 12—13 см. Ее передача осуществляется только в зоне, равной 20 м (по 10 м в каждую сторону от начала этапа); при этом запрещается какая-либо помощь одного бегуна другому (подталкивание и т.п.). Спортсмен, закончивший этап, может сойти с дорожки лишь в том случае, если убедился, что не помешает остальным бегунам. В случае утери палочки во время бега ее можно поднять и продолжать бег дальше. Если же палочка утеряна при передаче, ее может поднять только передающий бегун.

    Наиболее сложной из всех видов является эстафета 4 х 100 м, так как передача эстафетной палочки в ней происходит на максимальной скорости. Правила соревнований разрешают спортсмену, принимающему эстафету, начинать бег за 10 м до зоны передачи. Это позволяет бегуну раньше достигнуть максимальной скорости и выполнить передачу в середине зоны, с меньшим риском нарушить правила. Поэтому на каждом этапе спортсмен начинает разгон в тот момент, когда передающий достигает контрольной отметки, расположенной примерно в 7—8 м от места старта принимающего бегуна. Чтобы осуществить такую передачу, оба бегуна, передающий и принимающий, должны иметь одинаковую скорость в зоне передачи и произвести ее в тот момент, когда они находятся на расстоянии 1,5 м друг от друга. С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на первом этапе 110 м, на втором — 130 м, на третьем — 130 м, на четвертом — 120 м.

    Существует два способа передачи эстафетной палочки: снизу-вверх (рис. 2.10, а) и сверху-вниз (рис. 2.10, б). При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отгибается в сторону от ладони, четыре пальца сомкнуты, плоскость ладони смотрит вниз-назад. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу- вверх между большим пальцем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть. Во втором способе рука отводится также назад чуть в сторону и несколько выше, при этом ладонь смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху-вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.

    Эстафетный бег может осуществляться:

    • 1) без перекладывания эстафетной палочки;
    • 2) с перекладыванием эстафетной палочки.

    Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где передача происходит на высоких скоростях, второй способ используется во всех остальных эстафетах.

    Рассмотрим технику эстафетного бега 4×100 м. На нервом этапе бегун стартует с низкого старта в вираж. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии (рис. 2.11). Для того чтобы бегун первого этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку партнера. Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольной отметки, принимающий бегун начинает стартовый разгон. В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, лучше по краям беговой дорожки, в зависимости от руки, осуществляющей передачу. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за два беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, продолжает быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегаиия зоны передачи другими командами он покидает дорожку.

    Обучение технике эстафетного бега

    Основные задачи обучения:

    • • ознакомить с техникой эстафетного бега;
    • • научить технике:
    • — передачи эстафетной палочки на месте и в ходьбе,
    • — передачи эстафетной палочки в медленном беге,
    • — старта бегуна, принимающего эстафету;
    • • научить передаче эстафетной палочки на максимальной скорости в 20-метровой зоне;
    • • совершенствовать технику эстафетного бега по «связкам» парами, всю эстафету в целом.

    Техника эстафетного бега и обучение передачи палочки

    Единственной командной дисциплиной в легкой атлетике является эстафета, которая традиционно проводится в заключительной части соревнований. Участниками дисциплины становятся наиболее подготовленные спортсмены, которые с большей вероятностью принесут результат.

    Эстафетный бег – это дисциплина легкой атлетики, в которой результат достигается командными, а не индивидуальными усилиями. Классические соревнования проводятся исключительно на стадионе, но отдельные вариации эстафет могут проходить по шоссе.

    1. Техника эстафетного бега
    2. Виды эстафетного бега
    3. Правила эстафетного бега

    Техника эстафетного бега

    Технический аспект эстафеты ничем не отличается от спринтерского бега за исключением передачи палочки между участниками одной команды. В забеге принимают участие 4 спортсмена, которые распределяются по всей длине круга на расстоянии 100 метров между собой непосредственно перед стартом.

    Участник, бегущий на первом этапе, занимает положение низкого старта. Эстафетная палочка находится в правой руке согласно правилам соревнований. По команде “на старт” спортсмен снимает тренировочный костюм и направляется на дорожку. Сигнал “внимание” звучит после того, как все бегуны первого отрезка зафиксируют положение тела. Сигнал “марш” выполняется выстрелом с пистона или махом флага.

    Участники первого этапа бегут по виражу, поэтому после старта прижимаются к левой стороне дорожки, чтобы сократить длину дистанции. При этом наступать на левую линию дорожки запрещено.

    Спортсмен на втором отрезке занимает положение высокого старта. Когда до участника второго этапа остается 20 метров, второй спортсмен начинает разбег. Сократив расстояние до нескольких метров 1 номер говорит “Оп” и выставляет правую руку с эстафетной палочкой вперед. Второй спортсмен отводит левую руку назад ладонью вверх. После передачи эстафеты спортсмен 1 этапа медленно останавливается и остается на своей дорожке. Получивший палочку бегун сокращает дистанцию до третьего спортсмена. Третий передает четвертому.

    Когда четвертый участник команды получил эстафету, он начинает заключительный отрезок эстафеты. Ему не нужно передавать палочку, поэтому 4 отрезок показывает лучший результат. Как правило, на заключительный этап выставляется лидер, который обладает большей скоростью.

    Финиширование в эстафете идентично бегу на короткие дистанции и производится тремя способами:

    1. Пробеганием
    2. Рывок грудью вперед
    3. Финиш боком

    После финиша легкоатлет постепенно снижает скорость, после чего переходит на ходьбу. Рекомендуется снижать скорость на протяжении 30-50 метров.

    Виды эстафетного бега

    Существуют разновидности эстафет, которые регламентируются Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (IAAF) и позволяют устанавливать мировые рекорды. Также существуют нетрадиционные эстафетные дистанции.

    ИААФ регламентирует:

    • Олимпийские дистанции 4 по 100 и 4 по 400 метров. Забеги проводятся для представителей женских и мужских команд.
    • Мировые рекорды могут быть установлены в беге на 4×100, 4×200, 4,400 и 4×800 метров для женщин и мужчин.
    • Также мужчины имеют возможность установить рекорд на 4×1500 м.

    Нетрадиционные дистанции:

    • Шведская эстафета, когда участники бегут отрезки 100x200x400x800 метров или в обратном порядке. При этом состав может быть смешанным.
    • Эстафеты, создаваемые организатором для спортивного праздника, могут иметь любой вид. Но фиксирование рекордов допустимо только на уровне непосредственно праздника, если таковой проводится регулярно.

    Соревнования по беговым эстафетам проводятся согласно установленным правилам. Если соревнования носят не официальный характер, правила становятся рекомендацией к проведению.

    Правила эстафетного бега

    Правила соревнований регламентируются ИААФ и становятся обязательными для выполнения на всех официальных соревнованиях. Если соревнования проходили без строго соблюдения правил, тогда результаты признаются недействительными на международной арене.

    Длина эстафетной палочки 28-30 см, окружность 12-13 см, а масса 50-150 грамм. Изготавливается из древесного, металлического или пластмассового материала в виде полой трубки. Цвет красный, желтый, оранжевый или любой другой, который будет легко различим для судей и болельщиков.

    Эстафетная палочка должна находиться в руках участников команды от старта и до финиша. При этом существует правило, согласно которому передача осуществляется из правой руки в левую, а из левой в правую. Таким образом, с палочкой в правой руке бегут 1 и 3, а в левой 2 и 4 этапы.

    Передача производится в 20-метровой зоне. Если эстафета была передана до или после указанной зоны команда дисквалифицируется. Палочка должна вкладываться в руку, т.е. ее нельзя бросать или перекатывать. Если палочка упала, то поднять ее разрешается спортсмену, который нес эстафету. В противном случае снимается вся команда.

    Каждый спортсмен бежит по своей дорожке от 1 до 4 этапа. Каждый участник может бежать только один отрезок. Если эстафету пробежало 3 и менее человек, тогда команда снимается с эстафеты. Любое нарушение одного из спортсменов является поводом для дисквалификации всей команды.

    Если эстафета подразумевает отрезки 400 и более метров, тогда после первого круга разрешается бег по общей дорожке. При этом старт и первый этап проходят по отдельным дорожкам.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: