Скоростные способности спортсмена – понятие, комплекс упражнений

Развитие скоростных способностей

В обыденной жизни человеку приходится быстро совершать различные двигательные действия в короткий промежуток времени – например, успеть попасть в магазин до его закрытия. Для этого ему нужно ускорить свой шаг и даже перейти на быстрый бег. А бывают ситуации, когда необходимо выполнить какое-то движение в считанные доли секунды, чтобы предотвратить беду, – например, успеть схватить на лету падаю­щую вазу и т.д. Оба эти случая характеризуют скоростные способности человека. В первом случае проявляется способность быстро выполнять двигательные действия в короткий промежуток времени, во втором – способность быстро среагировать на какую-либо ситуацию и выполнить ответное движение.

Все сказанное касается и физического совершенствования человека с помощью физических упражнений. Взять, к примеру, бег на короткие дистанции – 60 м, 100 м и 200 м. По правилам соревнований бег начинают по сигналу судьи. Надо быть очень внимательным, чтобы стартовать вовремя: чуть зазевался – и уже отстанешь от соперников. Но этого мало. После начала бега следует очень быстро выполнять движения рука­ми и ногами, чтобы первым пересечь линию финиша. Здесь одновременно проявляются быстрота двигательной реакции и быстрота движений, а в целом – скоростные способности спорт­смена.
Как же их развивать?

Развитие быстроты двигательной реакции

Улучшить быстроту двигательной реакции можно, используя разнообразные подвижные и спортивные игры. К примеру, использовать подвижные игры – такие, как «День и ночь», «Светофор». Среди спортивных игр можно выделить настольный теннис, футбол, бадминтон и др. Помимо этого, развитию быстроты двигательной реакции способствуют различные виды единоборств. Это борьба: самбо, дзюдо, каратэ, бокс и т.д. Нельзя оставлять без внимания и различные эстафеты как самые доступные средства для развития быстроты двигательной реакции.

Но недостаточно знания только данных средств. Основным способом развития быстроты двигательной реакции является повторное выполнение упражнений. Так как по времени упражнения на развитие быстроты двигательной реакции носят характер мгновенного действия, паузы отдыха между ними могут быть очень короткими, а количество повторений – доста­точно большим (примерно до 10 раз).

Развитие быстроты движений

Для этого используют самые разнообразные упражнения: метания, игры, упражнения с предметами и без предметов, различные виды единоборств.

Эффективным средством также является бег: с высоким подниманием бедра, приставными и скрестными шагами, по малому кругу, семенящий, с ускорением, по отметкам, бег прыжками, бег эстафетный, бег по наклонной дорожке, бег за лидером и т.д. Выполняют эти упражнения с предель­ной или околопредельной скоростью. Но использовать все эти упражнения для развития быстроты движений можно только после их разучивания. В любом случае выполнять их следует технически правильно, иначе польза будет минималь­ная.
В соответствии с особенностями проявления быстроты выделяют две основные задачи, направленные на развитие способности быстро выполнять движение. Одна из них – это упражнение в быстром начале движения, умении мгновенно реагировать действием на сигнал (словесный, звуковой). Это качество необходимо во многих подвижных и спортивных играх (настольном теннисе, баскетболе и др.), на старте в беге, плавании, любых эстафетах. Другая задача – учить поддержи­вать высокий темп движения, например в беге наперегонки, за партнером, при катании мяча, обруча.

При подборе игр и упражнений для развития быстроты необходимо учитывать некоторые специфические для данного качества требования, к которым относятся следующие:

  • во-первых, движение должно быть в основных чертах освоено ребенком в медленном темпе. Без этого все усилия будут на­правлены на овладение действием, а не на быстрое его выпол­нение. Так, ребенок, неуверенно ловящий мяч и допускающий ряд ошибок (прижимает мяч к груди, широко расставляет ру­ки), не сможет быстро его поймать и тут же перебросить обрат­но. Исправить недостатки в технике движения при быстром его выполнении невозможно;
  • во-вторых, продолжительность упражнений на быстроту должна быть небольшой, чтобы к концу выполнения упражнения скорость не снижалась и не наступало утомление. Длина дистанции для бега в быстром темпе должна быть не более 30 м, число повторений прыжков – 10–12, продолжительность непрерывного интенсивного бега в играх – до 15–20 сек. Кроме того, должны быть предусмотрены интервалы отдыха;
  • в-третьих, упражнения для развития быстроты не должны носить однообразный характер. Повторять их надо в различ­ных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, снижением требований, облегчением заданий. Тогда не будет закрепления, стабилизации скорости, так называемого «скоростного барьера», который в дальнейшей работе с трудом преодолевается;
  • в-четвертых, важным условием для успешного выполне­ния быстрых движений является такое состояние организма, которое достигается лишь в том случае, если дети не утомлены пред­шествующей деятельностью. Значит, игры и упражнения, совершенствующие быстроту, целесообразно проводить в начале занятий физическими упражнениями.

Наиболее благоприятным возрастным периодом для раз­вития быстроты движений является младший и средний школьный возраст. При этом длительность выполнения ско­ростного упражнения не должна превышать 4–6 сек.

Физические упражнения для развития быстроты

1. И.п. – о.с. Быстро делать хлопки перед собой и за спиной. После 8–10 хлопков сделать перерыв, руки опустить и затем повторить упражнение 1–2 раза.

2. И.п. – руки перед грудью, пальцы сжаты в кулак. Посту­кивать правым кулаком по левому, как бы забивая гвоздь. Постепенно ускорять темп, доводя до максимально возможного. Руки опустить, после перерыва постукивать левым кулаком по правому.

3. И.п. – руки впереди согнуть, пальцы сжаты в кулаки. Энергично, резко разогнуть поочередно руки вперед, слегка поворачивая и наклоняя туловище вперед, – «боксеры». Повторить 4–5 раз, сделать перерыв и вновь выполнить упражнение.

Читайте также:
Реферат - Фигурное катание - описание, правила, основные элементы

4. И.п. – правая рука вверх. Энергично размахивая руками, быстро менять их положение (правая вверх – левая вниз, левая вверх – правая вниз). Делать перерывы для отдыха, руки опускать вниз.

5. И.п. – ноги врозь, руки в «замок» над головой. Быстро наклониться вперед, не сгибая ног в коленях, и энергично опустить руки вниз – «дровосек», сказав «Ух!», – сочетая наклоны с энергичным выдохом. Выполнить 5–6 раз, затем сделать перерыв и повторить упражнение 3–4 раза.

6. И.п. – лечь на живот, руки положить под подбородок – кисть одной руки на кисть другой. Быстро поочередно сгибать ноги под хлопки учителя.

7. И.п. – лежа на спине. Поочередно сгибать и разгибать ноги, имитируя езду на велосипеде. Чередовать движения в быстром и умеренном темпе, делать паузы для отдыха. Повторить 5–6 раз по 7–8 сек.

8. И.п. – лежа на спине. По сигналу быстро сесть, согнуть ноги, обхватив их руками, голову опустить, затем снова лечь.

9. И.п. – ноги врозь, мяч в правой руке. Быстро передавать мяч из правой руки в левую впереди и сзади себя. Делать перерывы для отдыха.

10. И.п. – ноги врозь, мяч в правой руке. Пере­брасывать мяч из правой руки в левую, стараясь энергично поворачивать кисть.

Игры для развития быстроты

У кого дольше? Поставить обруч ободом на пол, сверху придерживая его рукой. Резким быстрым движением закрутить обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, как юлу, затем выпустить, дать покружиться и поймать, не допуская падения.

Бегом в обруче. Дети сидят на полу в больших обручах, ноги прямые, упираются в обруч. Выполнять приставные шаги вправо и влево в быстром темпе.

Кто дальше? Трое-четверо детей с одной стороны площад­ки одновременно отталкивают обручи, стараясь, чтобы они катились как можно дальше, ловят их, не допуская падения, и там останавливаются. Выигрывает тот, кто окажется дальше всех от начальной линии.

Вариант. Дети бегут за катящимся обручем, подгоняя его рукой или согнутой в виде крючка проволокой.

Скорее в обруч! На полу разложены большие обручи, около каждого – двое детей. По сигналу «Беги!» дети бегают вокруг обруча, по сигналу «В обруч!» – впрыгивают в обруч и приседают. Выигрывает тот, кто первый впрыгнул в обруч.

Не опоздай! Небольшие обручи разложены по кругу, за ними стоят дети. Одного или двух обручей не хватает. Дети ходят и бегают по кругу, меняя положение рук (на пояс, вверх, в стороны) или способ бега (на носках, высоко поднимая колени, отводя голени назад). По сигналу быстро встают в обручи. Оставшиеся без места считаются проигравшими.

Кто скорее дойдет до верха. Держать палку вертикально за нижний конец, перехватывая поочередно то одной, то другой рукой и ставя кулак к кулаку. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до верха.

Гребцы. Сесть, ноги врозь, палка на груди. Быстро накло­ниться вперед, коснуться палкой носков ног. Спокойно выпря­миться, палку поставить к груди. Повторить 8–10 раз.

Пропеллер. Держать палку за середину правой рукой. Активно работая кистью, быстро поворачивать ее вправо – влево. После отдыха выполнять движение левой кистью.

Поймай палку. Играющие дети стоят по кругу, в центре – учитель или ведущий. Он придерживает рукой палку, поставленную на пол вертикально, накрыв ее сверху ладонью. Учитель или ведущий называет имя одного из детей и отбегает, отпуская палку. Ре­бенок должен успеть подбежать и схватить палку, не дав ей упасть.

Вариант. Дети могут играть самостоятельно. Тогда вводится до­полнительное правило: если вызванный игрок сумел подхва­тить палку, он занимает место водящего. Если это сделать не удалось, то водящий остается прежний. Стоять можно ли­цом, боком или спиной к центру круга.

Кто скорее с мячом? Двое-трое играющих, ударяя мячом о землю, продвигаются вперед шагом или бегом на расстояние 8–10 м. Выигрывает тот, кто раньше дойдет до противополож­ной стороны, не уронив мяча.

Брось мяч! Бросать мяч вверх, о землю или о стену и ловить, делая хлопок и поворот кругом.

Толкни – поймай. Дети разделяются на пары, у каждой пары мяч. Один сидит, второй стоит на расстоянии 2–3 м от него. Сидящий отталкивает мяч партнеру, быстро встает и ловит брошенный ему мяч. После нескольких повторений дети меняются ролями.

Поймай мяч. Дети располагаются тройками, двое из них – на расстоянии 3–4 м друг от друга, и перебрасывают мяч. Третий на­ходится между ними и старается поймать мяч в тот момент, когда он пролетает над ним. Если поймает, он встает на место ребенка, бросившего мяч, а тот занимает место водящего.

Успей поймать. Играющие (5–6 детей) стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч и камешек. Подбросив мяч, надо выбежать из круга, положить как можно дальше от него камешек на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Кто сумеет положить камешек дальше всех и при этом не уронит мяч, тот выигрывает.

Кто скорее намотает шнур? К дереву, забору привязывают два шнура, каждый длиной 2–3 м. На концах шнуров – гладкие деревянные или пластмассовые палочки длиной 20–25 см, диаметром 2,5–3 см. Двое детей берут палочки, отходят с ними на всю длину шнура, который при этом натягивается. По сигналу учителя или водящего дети начинают вращать палочку поворотами кисти, наматывая шнур. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Читайте также:
Доклад Правильная осанка - определение, признаки и критерии

Кто скорее дойдет до середины? Для игры используют шнур длиной 4–5 м. На обоих концах его имеются палочки длиной 20–25 см, диаметром 2,5–3 см. Середина шнура обозначается цветной ленточкой или тесьмой. Двое играющих берут палочки и по сигналу начинают наматывать шнур. Выигрывает тот, кто раньше дойдет до середины.

Кто быстрее к шнуру? Двое детей сидят на стульях, поставленных на противоположных сторонах площадки спиной друг к другу. Под стульями лежит шнур. По сигналу «Бери!» дети встают и быстро обегают вокруг стульев, стараясь быстрее сесть на свой стул и выдернуть из-под него шнур. Выигрывает тот, кто сумеет это сделать первым.

Игры-эстафеты. Здесь можно использовать различные движения, лучше такие, которыми дети уже владеют:

  • пройти по скамейке, подлезть под дугу, обежать кеглю и вернуться на место;
  • пробежать по узкой дорожке между двумя линиями, расстояние между которыми – 15–20 см, перепрыгнуть через «ручеек» шириной 40–50 см, разбежаться и достать в прыжке до ветки;
  • прыгнуть из кружка в кружок, расстояние между которыми – 30 см, пробежать 5 м, снова прыгнуть из кружка в кружок. Соревнуются примерно равные по силам дети.

Бери скорее! Играющие стоят посредине площадки в двух шеренгах напротив друг друга на расстоянии 2 м. По сторо­нам площадки на расстоянии 10–15 м за каждой шеренгой обозначаются ограничительные линии. Между каждой парой на землю кладут небольшой предмет – кубик, камешек, шишку. Дети принимают одно из исходных положений – сидя, лежа, в упоре на коленях. По сигналу воспитателя каждый стремится быстро подняться, схватить предмет и убежать за ограничительную линию. Тот, кто не успел взять предмет, догоняет. Выигрывает успевший взять предмет и убежать с ним.

Найди пару в кругу. Дети стоят парами по кругу лицом по направлению движения, водящий – в центре круга. По первому сигналу играющие внутреннего круга идут шагом, наружного – бегом. По по второму дети из наружного круга быстро подбегают к любому стоящему во внутреннем круге, берутся за руки и двигаются шагом. Водящий также старается найти себе пару. Оставшийся без пары становится водящим.

Догони! На одной стороне площадки стоят друг за другом два ребенка, расстояние между ними – 2–3 м. По сигналу они бегут в прямом направлении на другую сторону, бегущий сзади старается догнать бегущего впереди на дистанции до 30 м.

Важно правильно подбирать пары. При большой разнице в уровне подготовки надо надо давать фору более слабым учащимся – увеличивать или уменьшать расстояние между играющими. Не следует упускать при этом воспитательный эффект и забывать о воспитательном аспекте – надо постараться сделать так, чтобы менее сильный ребенок мог догнать быстрого. Учитель должен подчеркнуть его старание и успехи.

Кто дальше? На полу перед стеной проводят несколько параллельных линий на расстоянии 30 см одна от другой. Играющие встают перед первой линией и бросают мяч о стену, ловят и отходят на следующую линию; постепенно отступая от стены, бросают и ловят мяч. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены.

Конь-огонь. Играющие стоят по кругу, один (ведущий) – в центре круга с флажком. Идут подскоками по кругу под слова: «У меня есть конь, этот конь – огонь! Но-но-но-но, но-но-но-но!» Останавливаются, на месте делают движение согнутой ногой – конь бьет копытом. Водящий в это время подскоками обходит круг, говоря: «Я скачу на нем, на коне своем. Но-но-но-но, но-но-но-но!» – ведущий останавливается и машет флажком между двумя играющими. Один из них бежит в правую сторону круга, другой – в левую, стараясь быстрее обежать круг и взять флажок. Тот, кому это удалось, идет в круг с флажком. Игра повторяется.

Ринат Абзалов ,
д.б.н., г. Казань, Республика Татарстан

Программа тренировки на скорость

Скорость в спорте зависит от многих факторов, главными из которых являются мышечное усилие и характеристики центральной нервной системы. Скорость может быть:

  1. Кратковременная (импульсная, взрывная),
  2. Среднесрочная, проявляющаяся постепенно в течение определенного промежутка времени
  3. Специфическая, индивидуальная для каждого типа упражнений.

Тренировки скорости в спорте делятся на:

  1. Тренировка скорости ног.
    Развитые мышцы ног — мечта каждого спортсмена. Неважно, каким видом спорта вы занимаетесь, сила и выносливость ног важна. Пример эффективной тренировки скорости ног: прыжки, выпады и приседания со штангой. Полезными упражнениями также являются бег с подскоками и прыжки через препятствие.
  2. Тренировка скорости мышц.
    Такие тренировки подходят для пауэрлифтингистов и всех желающих сделать свои мышцы более функциональными. Каждому человеку полезно развивать мышечные качества, было бы странно не пользоваться собственными физическими возможностями. По этой причине большинство тренеров рекомендуют совмещать занятия по бодибилдингу и функциональные тренировки.

Программа тренировок на скорость: основные правила во избежание травм

  1. Разминка.
    Без этого важного элемента не обходится ни одна тренировка. А когда речь идет о тренировках на скорость — разминка просто необходима. Так, если атлет выполняет комплекс упражнений медленно, то в случае со скоростью все происходит наоборот. Рекомендуется подбирать удобную одежду, качественно разогреваться и лишь потом приступать к основной программе тренировок на скорость. Некоторые ошибочно полагают, что нужно разминать лишь ту часть тела, на которую пойдет основная нагрузка. Обязательно разминайте все тело и все мышцы, а не по отдельности;
  2. Тренировка в меру.
    От соблюдения этого важного принципа зависит как конечный результат, так и общее физическое состояние. Не стоит перевыполнять норму. Понятие перетренированности здесь неуместно. Это может негативно сказаться на восстановительных функциях организма каждого тренирующегося, чего нельзя допускать;
  3. Очередность выполнения комплекса упражнений на скорость.
Читайте также:
Реферат Международное спортивное движение - цели и задачи

Программа тренировки на скорость, 5 основных упражнений:

  1. Приседания. Тренировка скорости ног зависит не только от интенсивности движения, но и от способности прикладывать другие усилия;
  2. Подъемы штанги. Каждый опытный тренер знает, что для увеличения скорости атлетов важно регулярно поднимать штанги. Согласно данным опроса, у 88 процентов тренирующихся подъем штанги – основное упражнение, увеличивающее атлетическую мощность;
  3. Толкание. Упражнение подходит как для зала, так и для улицы;
  4. Подъем корпуса. Известно, что структурный мышечный дисбаланс негативно сказывается на скорости бега. Подъемы корпуса эффективны, так как нагружают ягодичные мышцы, бедра и икроножные мышцы;
  5. Подтягивания. Это упражнение в комплексе для улучшения показателей скорости может показаться странным. Но это ошибочно. Подтягивания укрепляют мышцы, которые задействуются при беге.

Тренировки на скорость принесут результат, когда вы поставите перед собой чёткие цели и будете отслеживать динамику. Например, целью может быть пробежать определённое количество метров за указанный период времени. Не забывайте о системном подходе, проводите занятие не реже 2-3-х раз в неделю с полной самоотдачей. Боритесь с ленью и плохим настроением, при этом прислушивайтесь к реакциям организма на физические нагрузки. Перестаньте выполнять все известные вам упражнения, следуйте грамотной программе тренировок.

Развить скорость поможет следующая программа упражнений:

  1. Прыжки из полуприседа на максимально возможную высоту — 10 повторений.
  2. Прыжки из выпада со сменой ног в воздухе — 10 повторений.
  3. Прыжки на одной ноге на максимально возможную высоту — 10 повторений для каждой ноги.

Другой эффективный комплекс упражнения для увеличения скорости ног (выполняется по 2-3 подхода, количество повторений индивидуальное, зависит от уровня физической подготовки спортсмена):

  1. Бег с поднятием коленей.
  2. Бег с касанием ягодиц пятками.
  3. Прыжки с переменой положения ног.
  4. Подъём на полупальцы одной ноги, используя стул или степ-платформу.
  5. Перекаты с носка на пятку.
  6. Прыжки на прямых ногах.

Порядок упражнений на развитие скорости для боксера или бодибилдера.

Вот список упражнений, которые необходимо выполнять для боксера или культуриста для ускорения движений:

  1. броски мяча с песком в стену или партнеру
  2. растяжка мышц и отработка ударов при помощи эспандера или жгута
  3. использование электронных мишеней для развития зрительной реакции
  4. выполнение ударов с максимальной скоростью
  5. изменение в сторону увеличения груза на руках и ногах при движении и отработке удара, при этом нужно стараться добиться максимальной скорости, как только возможно.
  6. быстрое разгибание и сгибание рук в процессе бега или быстрого шага или в положении стоя.

Каким бы видом спорта вы ни занимались, скоростные показатели придут со временем, вместе с ростом мышц и уменьшением ненужных жировых складок. Есть и специфические упражнения для каждого вида спорта, но, все же, они походят друг на друга. Главное – это правильная техника, остальное все постепенно, со временем, придет к вам.

Питание и тренировки на скорость

Советы: Одним из видов спортивных состязаний, в которых проявляется скорость, является бег. Вот несколько советов по приобретению высокой скорости во время пробежки:

  1. Главным и основным фактором является техника.
    Верхняя часть вашего тела должна быть выпрямленной и расслабленной, нога должна опускаться на землю серединой стопы с движением от бедра, а руки двигаться поочередно вперед и назад, согнутые под углом в 90 градусов.
  2. Увеличьте шаг.
    Пусть частота ваших шагов остается на неизменном уровне во время быстрого бега. Можно, конечно, увеличить частоту шагов. Для этого держите ноги, как можно ближе к земле. У опытных спринтеров стопы находятся близко к поверхности, потому они могут за минуту делать до 180 касаний земли. В первое время стремитесь достигнуть 90 ударов земли в минуту.
  3. Займитесь интервальной тренировкой.
    Чередуйте медленные пробежки с быстрыми. В этом случае, вы быстрее освоите скорость и технику бега и сможете дополнительно сжечь лишние калории.

Бегайте спринты.
Все дело в том, что короткие пробежки «разогревают» организм и опытные бегуны, перед продолжительным расстоянием разминаются на 200-300 метровых дистанциях.

  • Используйте беговые дорожки.
    В непогоду вы сможете заниматься любое время. В дополнение к этому следует сказать, что тренажеры помогают развить наибольшую скорость – они созданы для этого. Желательно вообще развивать подвижность сначала на беговой дорожке, а уже потом выходить на улицу.
  • Увеличивайте растяжку.
    Она уменьшает травмы и разрывы мышц во время серьезных забегов, и положительно сказывается на состоянии организма перед спортивной выкладкой.
  • Развить быстроту в беге, как, например, и в боксе, можно воспользовавшись скакалкой. Это позволит не только развить быстроту ног, но и все скоростные качества организма.
  • После разогрева и набравшись опыта в беге, увеличивайте скорость. Старайтесь держать ее постоянно на протяжении 20 минут.
  • Доклад Правильная осанка – определение, признаки и критерии

    Осанка – привычная поза человека, непринужденно стоящего с сомкнутыми пятками и разведенными под углом 45—50° носками.

    Читайте также:
    Сообщение о шахматах - история возникновения, правила и виды

    Особенности осанки определяются измерениями и описанием тела человека во всей совокупности — с головы до ног:

    – это положение головы и пояса верхних конечностей,

    – изгибы позвоночника (в шейном, грудном и поясничном отделах),

    – форма грудной клетки и живота, наклон таза, положение нижних конечностей.

    Немаловажное значение имеет форма ног — нормальная, Х-образная или 0-образная.

    Хорошая осанка, как правило, сопутствует хорошему здоровью, плохая осанка обычно свидетельствует о слабом здоровье.

    Типы осанки

    Правильная осанка– ее можно охарактеризовать как сохранение положения туловища, во время которого любые нагрузки на область позвоночного столба будут распределяться равномерным образом, при этом сохранятся природные изгибы позвоночника. В положении сидя, голова должна быть зафиксирована на одном уровне, а позвоночник должен поддерживать три нормальных спинных изгиба.

    Кифоз– данное состояние также известно как сутулость, это несбалансированная позиция, которая наверняка способна привести к болезненным ощущениям в спине и боли в области шеи. Кифоз, возникающий в районе грудного отдела позвоночника, клинически проявляет себя в виде синдрома «округлой спины». Данное заболевание может развиться из-за постоянной сутулости, перегрузки суставов плеч и наличия слабых мышц спины. Выпрямленный позвоночник способствует выпячиванию грудной клетки, что неверно трактуется как «военная осанка».

    Лордоз – это осанка, при которой происходит искривление позвоночного столба, обращенное выпуклостью вперед. Патологическое состояние может развиваться в любом возрасте как следствие врожденной или приобретенной патологии позвонков.

    Сколиоз – это болезнь, характеризующаяся искривленным позвоночным столбом, который приводит к неадекватному положению плеч, шеи и позвоночника. Формируется ущемление нервных корешков и кровеносных сосудов. Это, в свою очередь, приводит к появлению боли, нарушению кровоснабжения внутренних органов и создает условия для их заболевания.

    Влияние осанки на здоровье человека
    Не секрет, что организм человека – обладает сложной структурой и все в нем взаимосвязано. В том числе, неправильная, неестественная поза нашего тела прямо влияет на позвоночник, искривляя его. Это, в свою очередь, нарушает нормальное кровообращение, ведет к смещению внутренних органов, нарушая их естественные функции.
    Причем, если на начальном этапе эти нарушения практически на выражены, то со временем, данная патология становится причиной развития патологий. Вот несколько примеров:
    – боковое искривление позвоночника ведет к деформации грудной клетки, от чего возникают проблемы с дыханием;
    – неправильное положение шейного отдела вызывает нарушение кровообращения этого участка, провоцируя головные боли, способствует развитию остеохондроза;
    – постоянно опущенные плечи, ссутуленная спина создают излишнее давление на грудную клетку, диафрагму. Возникает негативное воздействие на внутренние органы, расположенные в брюшной полости, органы малого таза, на всю на мочеполовую систему организма.
    – осанка тела человека, нарушенная в течение многих лет, провоцирует возникновение межпозвоночных грыж, что является, в том числе, причиной сильнейших болей области спины, поясницы у людей среднего и старшего возраста, вплоть до невозможности нормально двигаться.

    Как устранить нарушения?
    Исправить неправильную осанку, безусловно, можно. Но процесс этот длительный, так что запаситесь терпением, ибо он связан с исправлением плотной мышечной структуры скелета. Тут необходимо не только выполнять специальные упражнения (ЛФК), но также изменить привычный образ жизни.
    В частности, требуется нормализовать режим дня, повысить двигательную активность, при необходимости, носить корригирующие корсеты. Необходимо улучшить качество питания, пройти курсы массажа, мануальной и физической терапии. Хороший вспомогательный эффект дает санаторно-курортное лечение.
    Поэтому лучше, если устранение нарушений будет проводиться под контролем специалиста- ортопеда, после необходимого обследования.

    Кроме того, существуют и другие условия, которые также необходимо выполнять.
    – Замените свой привычный матрас, высокую подушку на ортопедические. Их можно купить в специализированных магазинах.
    – Больше двигайтесь, ходите пешком, совершайте утренние пробежки.
    – Следите за положением своего тела, когда сидите. Держите спину прямо, не забрасывайте ногу на ногу. Если условия работы предполагают долгое сидение, используйте офисное кресло с регулирующейся спинкой, подлокотниками и с возможностью регулирования высоты.
    – Носите удобную, не стесняющую движения обувь. Желательно приобрести специальную, ортопедическую.
    – По рекомендации ортопеда, носите специальные корсет или пояс, способствующие исправлению осанки.
    – Запишитесь в бассейн, займитесь плаванием, аквааэробикой.
    Помните, что не только состояние физического здоровья зависит от осанки. Она влияет также на настроение, уверенность в себе. Наверное, вы замечали, что люди жизнерадостные, благополучные обычно держат голову прямо, у них всегда расправлены плечи, уверенная походка. А людей усталых, грустных, имеющих множество проблем, всегда можно заметить по опущенным плечам, ссутуленной спине.
    Исправляйте свою осанку, а вместе с ней улучшайте свое самочувствие и отношение к жизни.

    Доклад Правильная осанка – определение, признаки и критерии

    Актуальность темы исследования заключается в том, что нормальная, правильная осанка может создать самые лучшие условия для работы органов, систем организма. Существует большая сложность в настоящее время для многих молодых людей – сформировать и сохранить правильную осанку.

    Цель работы состоит в наблюдении за последствиями неправильной осанки, которая выступает катализатором многих нарушений в организме человека. Прежде всего, она ведёт к различным «сбоям» в работе человеческого организма.

    Осанка – привычная свободная поза человека без движения и при движении, которую он принимает без создания при этом дополнительного напряжения мышц.

    Когда человек растёт и развивается, в подростковый период, происходит процесс формирования осанки. Перечислим факторы, являющиеся стержневыми при формировании осанки. Во-первых, наследственность. Во-вторых, перенесенные заболевания. В-третьих, бытовые условия. Осанка одно из важных понятий для определения положения тела человека в пространстве. А так же выявление наглядно визуальных характеристик неблагополучия и заболеваний. Данные показатели, возникают только после видимого нарушения статико – динамических свойств позвоночника и нижних конечностей. [1]

    Читайте также:
    История развития лыжного спорта ⛷ родина, особенности зарождения в разных странах, виды и классификация, интересные факты и перспективы развития

    На основе исследований учёных выявлены признаки, указывающие на нарушение осанки. Из них выделим главные. Длина, форма конечностей. Они должны быть одинаковыми, как форма ног, длина ног. Это важно, потому что при даже незначительной разнице в длине ног нарушается положение тазовых костей, крестца, что провоцирует изменения верхних отделов позвоночника. Одно из проявлений осанки – наклон таза, а именно его угол, который определяет величину изгиба позвоночника. Следующий момент – форма позвоночника, его положение. Нормой считается такое положение, при котором позвоночник имеет изгибы в сагиттальной плоскости. Во фронтальной плоскости позвоночник изгибов не имеет. Должны обратить внимание на положение лопаток, степень развития мускулатуры, если возникают незначительные изменения, отличающиеся от оптимальных значений мышечного тонуса, то это может привести у студентов к серьёзным нарушениям осанки и наличие хронических болезней, которые сопровождаются защитным напряжением мышц над больной областью, что изменяет мышечный баланс во всем теле. Рассмотрим, что является признаками правильной осанки человека. Отсутствие каких-либо нарушений развития осанки – один из ценных моментов обследования. [2]

    Можно сформулировать признаки правильной осанки. Первое – симметрично расположенные части тела относительно позвоночника. При таком расположении важный показатель – голова, которая должна быть расположена прямо. Данный показатель определяется с помощью визуальных наблюдений, при этом линия, которую проведём условно через наружный слуховой проход и нижний край глазницы должна быть горизонтальной, разведены плечевые суставы, углы, образованные боковой поверхностью шеи симметричны; подтянут живот; ноги в тазобедренных суставах в коленях выпрямлены. Обратим внимание на грудную клетку, которая при правильной осанке должна быть симметрична относительно средней линии; показатель правильной осанки – лопатки, котрые при визуальном наблюдении симметричны. Правильность осанки характеризуется наблюдением за позвоночником, который не должен быть с патологическими изгибами. Физиологические изгибы и угол наклона таза могут изменяться в соответсвии с возрастными нормами. При показателе «норма», отвес, опущенный от основания черепа, должен проходить вдоль линии остистых отростков, межъягодичной складки и проецироваться на опору посредине между пятками. Нарушения, которые возникают или могут возникнуть, имеют следующую градацию: дефекты во фронтальной плоскости, сагиттальной плоскости, в обеих плоскостях одновременно.[3]

    Нарушением является – сутулость, это увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Эта патология связана с нарушением осанки в сагиттальной плоскости, вызывающая увеличение одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их. [4]

    Появление изгиба позвоночника во фронтальной плоскости называется сколиотической или асимметричной осанкой, возникает вследствие нарушения осанки во фронтальной плоскости.

    Если возникает такое нарушение, то, как следствие возникает асимметрия туловища, которая проявляется в разной высоте надплечий, положении лопаток по отношению к позвоночнику, к грудной стенке. При таком нарушении глубина и высота треугольников талии у таких людей различна. При внимательном осмотре наблюдается рельефность мышц на одной половине туловища, а на другой половине – менее рельефны мышцы. Линия остистых отростков формирует дугу, вершиной вправо или влево. Разработан комплекс упражнений, помогающих корректировать возникающие изменения. Таким упражнением является следующее: потянуться вверх теменем, поднять руки, наклониться вперед. Есть ряд упражнений самокоррекции, при которых линия остистых отростков во фронтальной плоскости в таких случаях может выпрямляться. [5]

    В настоящее время вызывает особое беспокойство нарушение осанки, которое характеризует сбой в работе внутренних органов. Очень заметно страдают функции внутренних органов при нарушении осанки человека.

    Одним из самых серьёзных нарушений, угрожающих жизни человека, можно обозначить затруднение работы сердца. Не можем не упомянуть влияние осанки на такие внутренние органы как легкие, уменьшение жизненной ёмкости лёгких, снижение обмена веществ, затруднение работы желудочно-кишечного тракта. Перечень проблем, возникающих от неправильной осанки можно продолжить, это снижение обмена веществ, головные боли, повышенная утомляемость, снижение аппетита. Таким образом, человек с нарушением осанки становится вялым, апатичным, менее активным. Если нарушение осанки возникает у подростков, они страдают большей неподвижностью. Появление остеохондроза, является тоже следствием неправильной осанки. К снижению функциональности внутренних органов грудной и брюшной полости ведёт нарушение осанки. Серьёзным нарушением является неправильное развитие мускулатуры и ослабление нижних конечностей – это возникает тоже как следствие нарушения осанки.

    Нежелательным в данном случае является выполнение упражнений, которые могут стать опасными и травмировать человека. Это и переломы конечностей при выполнении спортивных упражнений, что может служить предупреждением и даже запретом для выполнения прыжков. Очень осторожно, в данном случае, надо подойти к занятиям акробатикой. Важным фактором, влияющим на формирование правильной осанки, как у детей, так и у подростков является занятия упражнениями, направленными на формирование правильной осанки. Более того, возможен ряд упражнений, помогающих исправить уже имеющиеся дефекты. В таком случае подходит корректирующая гимнастика. С помощью корректирующей гимнастики, возможно, сформировать мышечный корсет, заниматься выработкой силовой и общей выносливости мышц туловища, активизировать общие и локальные обменные процессы, улучшить координацию движений. Так же корректирующая гимнастика помогает нормализовать дыхание, укрепить своды стоп, поддерживать правильную осанку во всех исходных положениях[6]. Здесь необходим набор общеразвивающих и специальных упражнений. При разработке комплекса корректирующих упражнений учитывается возраст, физическое состояние человека.

    Читайте также:
    Реферат Эстафетный бег - описание, история возникновения, правила

    Физические упражнения способствуют корректировке изменения угла наклона таза, восстановить правильное положение крыльев подвздошных костей, точнее симметричное, надплечий, лопаток, улучшить состояние положения головы и величину изгибов позвоночника. Важной составляющей в данном вопросе является правильный подбор упражнений. Приведём пример упражнения, направленного на укрепление мышц брюшного пресса. Это подъем нижних конечностей из положения, лежа на спине, функцию сгибания конечностей, вместо ослабленных мышц брюшного пресса, выполняет подвздошно-поясничная мышца. Это способствует увеличению поясничного лордоза и угла наклона таза. Необходимо при подборе упражнений, укрепляющих мышечные группы, которые имеют тенденцию к гипотонии и увеличению длины, тщательно отслеживать порядок включения мышц в двигательный акт. Осанка, является интегральной характеристикой состояния организма, отражает результат комплексного воздействия, как наследственных факторов, так и социально-генетических факторов. В настоящее время учебный процесс проходит при доминирующей сидячей позе, что может вызвать изменение осанки. Во – избежание этого следует проводить мероприятия, которые были бы направлены на профилактику, коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата. К таким мероприятиям можно отнести следующие: контроль позы студентов во время занятий, проведение физкультминуток во время занятий, поощрение двигательного режима во время перемен, отслеживание приобретения мебели, которая бы соответствовала длине тела студента.

    Показателем состояния здоровья студентов является осанка. И, казалось бы, незначительные нарушения функционального характера могут повлечь за собой стойкие деформации опорно-двигательного аппарата, что как следствие приведёт к тяжёлым последствиям. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы. При этом служит отражением физического, психического здоровья человека. Осанка обусловлена наследственным фактором, но при этом в процессе формирования её влияют многочисленные внешние факторы. Таким образом, формирование правильной осанки является главной задачей администрации вуза, преподавательского коллектива и студенческих органов управления, как залог общего здоровья студентов.

    Нарушения осанки

    Нарушение осанки – это устойчивое отклонение туловища от нормального положения. Сопровождается усилением или сглаживанием физиологических изгибов позвоночника. Не является болезнью в отличие от сколиоза и патологического кифоза, однако в определенном смысле может рассматриваться, как состояние предболезни, поскольку существенно увеличивает вероятность развития целого ряда заболеваний опорно-двигательного аппарата. Диагностируется по данным внешнего осмотра и результатам рентгенографии. Рекомендуется коррекция путем выполнения специальных упражнений. В отдельных случаях требуется ношение корректоров.

    • Причины
    • Патанатомия
    • Классификация
    • Симптомы нарушений осанки
    • Лечение нарушений осанки
    • Прогноз и профилактика
    • Цены на лечение

    Общие сведения

    Нарушения осанки – группа состояний, сопровождающихся устойчивым изменением положения тела при стоянии, сидении и ходьбе. Является широко распространенной патологией. В последние десятилетия количество людей с дефектами осанки увеличивается, что обусловлено изменением условий жизни: уменьшением доли физического труда, снижением общего уровня физической активности в связи с широким распространением благ цивилизации и необходимостью долгое время пребывать в сидячем положении во время работы, учебы и т. д.

    Хотя осанка в определенной степени является генетически детерминированной (обусловленной наследственными факторами), зависит от особенностей телосложения и формируется преимущественно в детские и юношеские годы, она может быть изменена путем укрепления мышц и выработки новых двигательных стереотипов. Коррекцию проще осуществлять в юном возрасте, однако исправление дефектов осанки, во всяком случае частичное, возможно и у взрослых людей.

    Причины

    Причины нарушений осанки многочисленны и разнообразны. Нередко дефекты осанки возникают при одновременном действии нескольких факторов. Чаще всего осанка изменяется в результате продолжительного пребывания в неправильном положении из-за плохого освещения, неудобной мебели (например, парты, не соответствующей возрасту и росту), постоянного ношения тяжестей (портфеля, сумки) в одной руке. Существенную роль в нарушении осанки также играет недостаток двигательной активности – слабые мышцы живота и спины оказываются не в состоянии долго удерживать тело в физиологичном положении.

    К числу предрасполагающих факторов также относится снижение чувствительности рецепторов, благодаря которым в мозг передаются сообщения о правильном положении тела. Кроме того, дефекты осанки могут стать следствием патологических изменений опорно-двигательного аппарата, возникших из-за пороков развития (нарушения формы позвонков, дисплазия тазобедренных суставов и врожденный вывих бедра, врожденные деформации стоп, аномалии развития коленного сустава и т. д.), травм (состояние после ампутации конечности, посттравматические контрактуры суставов нижних конечностей, переломы бедра, переломы голени, переломы костей стопы) и заболеваний (рахит, плоскостопие). Иногда причиной дефектов осанки являются болезни внутренних органов, снижение слуха (тугоухость) или нарушения зрения.

    Патанатомия

    Нормальная осанка – результат эволюции. Она выполняет целый ряд задач: обеспечивает положение тела, при котором максимально увеличивается объем и эффективность движений; снижает вероятность травм, особенно при высокой двигательной активности; позволяет сохранять вертикальное положение туловища при минимальной нагрузке на мышцы, кости и связки. Существуют четкие критерии нормальной осанки, однако осанка каждого человека имеет уникальные, только ему присущие особенности. Вариант осанки зависит от трех групп факторов: состояния костей, связок и мышц; двигательных стереотипов (набора рефлексов, обеспечивающих выполнение привычных действий) и особенностей телосложения.

    Нормальная осанка представляет собой нечто среднее между осанкой покоя (возникает при мышечной усталости и в состоянии расслабления) и рабочей осанкой (образуется при активном напряжении мышц). Для такой осанки характерны хорошо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Позвоночный столб выглядит равномерно «волнообразным». Если в положении стоя провести вертикальную ось от середины черепа, она пройдет по заднему краю нижней челюсти, затем – по касательной по отношению к шейному лордозу. Потом слегка «срежет» поясничный лордоз, пересечет середину линии между центрами головок бедер, пройдет перед коленными суставами и завершится чуть кпереди от линии между суставами Шопара.

    Читайте также:
    Легкая атлетика: история возникновения королевы спорта, соревнования и физическая культура

    При внешнем осмотре человека с нормальной осанкой видно симметричное расположение всех частей тела по отношению к позвоночнику. Голова занимает строго вертикальное положение. Подбородок слегка приподнят, козелки ушей и нижние края глазниц находятся на одном уровне. Линия надплечий расположена горизонтально, живот подтянут, лопатки прижаты, грудная клетка приподнята..

    Классификация

    Нарушения осанки могут возникать в двух плоскостях – в переднезаднем и боковом направлениях. Дефекты осанки в переднезаднем направлении образуются при уменьшении или усилении нормальных изгибов позвоночника. Дефекты осанки в боковом направлении сопровождаются нарушением симметрии между половинами туловища.

    В травматологии и ортопедии выделяют следующие виды нарушений осанки:

    • Нарушение осанки в переднезаднем направлении, сопровождающееся усилением физиологических изгибов позвоночного столба: кругло-вогнутая спина, круглая спина, сутулость.
    • Нарушение осанки в переднезаднем направлении, сопровождающееся уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба: плоско-вогнутая спина, плоская спина.
    • Нарушение осанки в боковом направлении: асимметричная осанка.

    Симптомы нарушений осанки

    Сутулость – нарушение осанки, сопровождающееся усилением грудного кифоза в сочетании с уменьшением поясничного лордоза. Вертикальная ось тела отклоняется кзади от линии между центрами головок бедер. Надплечья приподняты, наблюдается некоторое приведение плечевых суставов. Часто выявляются крыловидные лопатки (выстояние внутренних краев либо нижних углов лопаток над грудной клеткой).

    Круглая спина – дефект осанки, сопровождающийся выраженным усилением грудного кифоза в сочетании с отсутствием поясничного лордоза. Эластичность позвоночника повышена, центр тяжести тела смещен. Чтобы сохранить равновесие, человек ходит и стоит на немного согнутых ногах. Надплечья приподняты, голова наклонена вперед, плечевые суставы несколько приведены. Руки расположены не по бокам от туловища, а чуть спереди. Часто выявляются крыловидные лопатки. Живот выступает.

    Кругловогнутая спина – нарушение осанки, сопровождающееся усилением всех нормальных изгибов позвоночного столба. Голова выдвинута вперед, плечевые суставы приведены, надплечья приподняты. Часто наблюдаются крыловидные лопатки. Живот выступает. Ноги переразогнуты или слегка согнуты в коленях.

    Плоская спина – дефект осанки, сопровождающийся уменьшением изгибов позвоночного столба. Особенно сильно уменьшен поясничный лордоз. Угол наклона таза сглажен. Грудная клетка смещена вперед. Отмечается выстояние нижней части живота. Из-за сглаживания физиологических изгибов при таком нарушении осанки ухудшаются амортизационные свойства позвоночника, поэтому удары при прыжках, беге и других подобных нагрузках почти без «гашения» передаются к основанию черепа, а оттуда – к головному мозгу.

    Плосковогнутая спина – нарушение осанки, сопровождающееся сглаживанием грудного кифоза при усиленном или нормальном поясничном лордозе. В ряде случаев также наблюдается уменьшение шейного лордоза. Ноги переразогнуты или слегка согнуты. Таз смещен кзади. Часто выявляются крыловидные лопатки.

    Нарушения осанки, сопровождающиеся сглаживанием изгибов позвоночного столба, рассматриваются, как проявление функциональной неполноценности костно-мышечной системы. Позвоночник в таких случаях легко повреждается даже при незначительных травмирующих воздействиях. У пациентов часто возникают прогрессирующие боковые искривления позвоночника.

    Сколиотическая (асимметричная) осанка – дефект осанки, сопровождающийся привычным изгибом позвоночного столба вправо или влево от срединной линии. Чаще наблюдается левостороннее отклонение. При осмотре сзади видно дугообразное искривление позвоночника. Лопатка и плечо с одной стороны подняты, с другой – опущены. Треугольники талии неравномерны. При этом, в отличие от сколиоза, нет признаков скручивания позвонков: мышечный валик сбоку от искривления отсутствует, реберный горб не выражен. В висе отклонение исчезает, позвоночник становится ровным, части тела – симметричными.

    Лечение нарушений осанки

    Лечение нарушений осанки осуществляется травматологом-ортопедом, включает в себя выполнение специальных упражнений и ношение корректоров. ЛФК при дефектах осанки направлено на укрепление мышц ягодиц, живота и спины. Программа составляется индивидуально и предусматривает как статические, так и динамические упражнения, дополняемые упражнениями на растягивание мышц. Со временем нагрузка увеличивается. Комплекс ЛФК обеспечивает сохранение достаточно интенсивного двигательного режима без нагрузки на позвоночник.

    Для пассивной коррекции осанки могут применяться грудные пояса, реклинаторы и грудопоясничные корректоры. Реклинаторы используются при слабых мышцах плечевого пояса в сочетании с незначительными нарушениями осанки. Они помогают устранить сутулость и развести плечи. Более выраженная сутулость и асимметричная осанка являются показанием для ношения грудных поясов. Грудопоясничные корректоры используются при любых нарушениях осанки, нерезко выраженном кифозе и сколиозе.

    Следует учитывать, что основное предназначение корректоров осанки – исправление динамических стереотипов (двигательных привычек, привычных положений тела). Их применение обеспечивает необходимый эффект только в сочетании с занятиями ЛФК, поскольку при слабых мышцах после снятия корректора туловище вновь постепенно будет возвращаться в патологическое положение. Использовать корректор рекомендуется не более 4 часов в день. Подбор всех типов корректоров осуществляется ортопедом с учетом возраста ребенка, типа и выраженности нарушений осанки.

    В дополнение к перечисленным методикам при дефектах осанки могут быть назначены массаж и мануальная терапия. Эти методики имеют вспомогательное значение, их цель – улучшение кровоснабжения мышц и связок, активизация обменных процессов в тканях, снятие функциональных блоков и правильное распределение мышечного тонуса.

    Прогноз и профилактика

    Любые нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов и провоцируют раннее развитие дистрофических процессов в области суставов и позвоночника. Последствием данной патологии могут стать остеохондроз, грыжи дисков и артрозы суставов нижних конечностей. Профилактические меры по предупреждению нарушений осанки включают в себя сон на ортопедическом матрасе или жесткой постели, соблюдение режима дня, адекватный режим двигательной активности, разработанный соответственно возрасту и физическому состоянию ребенка (в том числе предусматривающий компенсацию «отставания» в физическом развитии).

    Читайте также:
    Спорт - как выбрать фитнес-трекер, советы новичкам

    Для профилактики нарушений осанки у детей необходимо следить, чтобы ребенок равномерно нагружал позвоночник при ношении тяжестей (использовать рюкзак вместо портфеля), подбирать мебель с учетом роста ребенка и типа занятий и обеспечивать разумную организацию освещения. Нужно своевременно лечить и корректировать нарушения слуха и зрения, выбирать удобную обувь, проводить коррекцию плоскостопия, осуществлять лечение врожденных аномалий, последствий скелетных травм и заболеваний внутренних органов.

    Нарушение осанки: причины, методы коррекции осанки и профилактика

    Признаки правильной осанки

    Осанка — это естественное положение тела человека при движении и в состоянии покоя.

    Человек с правильной осанкой держит корпус и голову прямо. У него лёгкая походка, прямой позвоночник, плечи слегка опущены и отведены назад, живот подтянут.

    В норме у позвоночника 4 изгиба: изгибы вперёд в шейном и поясничном отделах (шейный и поясничный лордоз), изгибы назад в грудном и крестцово-копчиковом отделах (грудной и крестцовый кифоз). Эти изгибы помогают позвоночнику выдерживать нагрузку, предохраняют связки и межпозвоночные диски от травм.

    Симптомы неправильной осанки

    При неправильной осанке человек ходит, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Позвоночник человека с неправильной осанкой выглядит несимметрично, лопатки находятся на разной высоте. Может возникнуть асимметрия в области талии и трудности при наклонах.

    Искривление осанки вызывает боль в груди, спине, быструю утомляемость, слабость, плохо влияет на работу внутренних органов. Человек может жаловаться на боль в стопах при ходьбе, чаще простужается, у него возникают явные искривления позвоночника, отличается длина ног в позе лёжа на животе.

    Чем опасны нарушения осанки

    Нарушения осанки могут привести к остеохондрозу и другим болезням позвоночника, ухудшить работу сердца, печени, лёгких, желудка и кишечника. Изменение естественных изгибов позвоночника приводит к неравномерной нагрузке на позвоночник. У человека может деформироваться грудная клетка, возникнуть проблемы с дыханием и кровообращением.

    Плоская спина увеличивает риск возникновения сколиоза и компрессионных переломов.

    Нарушения осанки, особенно сколиоз, могут быстро прогрессировать и вызвать тяжёлые осложнения: рёберно-позвоночный горб, инвалидность. Если не начать коррекцию осанки вовремя, физические упражнения не помогут вернуть позвоночник в нормальное положение, понадобится операция для фиксации позвоночника.

    Отзывы о лечении

    В декабре 2020 г. после травма позвоночника не могла передвигаться. По вызову из клиники Баратов В.В. приехал на дом с медсестрой. После осмотра поставил диагноз компрессионный перелом определенных позвонков и нашел дополнительные грыжи позвоночника. Назначил обследование и комплексное лечение, организовал привоз корсета, медсестра сделала блокаду и капельницу. В январе 2021 г. сделала МРТ позвоночника и диагноз полностью подтвердился. Это высокий профессионализм , что уже нечастое явление. Другие врачи утверждали что нельзя поставить диагноз без МРТ. Я очень благодарна Валерию Владимировичу за реальную помощь и желаю ему ЗДОРОВЬЯ !

    Диагностика

    Чтобы избежать тяжёлых последствий, при первых признаках нарушения осанки обратитесь к специалисту. Врач «Мастерской Здоровья» расспросит вас о симптомах, проведёт осмотр и поставит точный диагноз с помощью комплексного обследования. Если у пациента значительное искривление позвоночника, понадобится исследование внутренних органов. Врачи клиник «Мастерская Здоровья» в Санкт-Петербурге используют следующие методы диагностики:

    Коррекция осанки в «Мастерской Здоровья»

    Лучше всего лечатся начальные формы искривления позвоночника. Наши врачи знают, как исправить нарушения осанки безоперационными методами. Они возвращают позвоночник в нормальное положение и оздоравливают организм.

    Мы индивидуально лечим каждого пациента. Врач составляет курс лечения, учитывая степень искривления позвоночника, возраст, пол и особенности организма человека. Курс включает минимум пять разных процедур, их нужно проходить 2–3 раза в неделю. Лечение занимает от 3 до 6 недель. Курс составляется из следующих процедур:

    Коррекция осанки в «Мастерской Здоровья» в Санкт-Петербурге снимает боли в спине и грудной клетке, корректирует асимметрию тела, укрепляет мышцы и выправляет осанку. Мы применяем авторскую гимнастику наших докторов — кинезиотерапию. Она помогает укрепить глубокие мышцы спины. Обычная лечебная физкультура на такое не способна.

    Искривление позвоночника из-за разной длины ног исправляется с помощью компенсации длины. Для этого нужно подбить каблук или вложить под пятку стельку высотой, равной разнице длины ног. Исправить осанку помогают ортопедические корсеты. Врач нашей клиники определит, какой корсет подойдёт пациенту, и сколько времени его нужно носить.

    После окончания курса врач выдаёт пациенту методичку с упражнениями для укрепления мышц спины. Доктор даст советы, как выпрямить спину и выровнять осанку.

    Виды нарушений осанки

    Вид нарушения осанки Симптомы
    Сколиоз — отклонение позвоночника в сторону Асимметрия плеч, лопаток, таза, локтей, искривление позвоночника, нарушение походки, боли в спине, между лопатками, в пояснице, грудной клетке, головные боли.
    Круглая спина Увеличение изгиба назад в грудном отделе. Голова наклоняется вперёд, плечи опускаются и отводятся назад, лопатки не прилегают к спине. У человека впалая грудная клетка и плоские ягодицы.
    Кругло-вогнутая спина Голова, шея и плечи наклонены вперёд, живот выступает. Мышцы живота, спины, ягодиц и задней поверхности бёдер растянуты. Могут опуститься внутренние органы. Изгибы позвоночника увеличены.
    Плоская спина Изгибы позвоночника сглажены, грудная клетка и нижняя часть живота выдаются назад. Мускулатура плохо развита. Плоская спина развивается из-за слабости мышц.
    Плоско-вогнутая спина Уменьшается изгиб назад в грудном отделе, увеличивается изгиб вперёд в поясничном отделе. Ягодицы отступают назад, а живот выступает вперёд и свисает. У больного ослаблены мышцы живота, узкая грудная клетка.
    Сутулость Изгиб назад в грудном отделе увеличен, изгиб вперёд в пояснице сглажен. Плечи опущены и наклонены вперёд, лопатки не прилегают к спине.
    Читайте также:
    Реферат о закаливании организма ℹ основные виды, средства и формы, правила, принципы и методы закаливания, влияние на здоровье человека и значение

    Причины нарушения осанки

    Причины искривления позвоночника делятся на врождённые и приобретённые.

    Врождённые причины нарушения осанки — это патологии внутриутробного развития, нарушение формирования позвонков, образование дополнительных позвонков.

    К приобретённым причинам относятся травмы и переломы позвоночника, плоскостопие, рахит, полиомиелит, плеврит, туберкулёз, радикулит, разная длина ног. Нарушения осанки возникают из-за работы в сидячем положении, особенно когда человек постоянно сидит за столом или компьютером, наклонив голову. Из-за косоглазия, близорукости и плохого слуха человек может принимать неправильные позы. Это плохо влияет на осанку.

    У человека может испортиться осанка, если он мало спит и недостаточно занимается спортом. Из-за этого мускулы становятся слабыми, мышцы живота и спины ослабевают и не поддерживают корпус в правильном положении.

    Профилактика нарушений осанки

    Врачи «Мастерской Здоровья» советуют для сохранения здоровья позвоночника:

    • спать на ортопедическом матрасе;
    • заниматься плаванием, танцами, фехтованием, верховой ездой;
    • регулярно ходить пешком;
    • держать спину прямо при ходьбе и работе за компьютером;
    • при работе за компьютером опираться на спинку кресла или стула;
    • распределять вес в обе руки, носить рюкзак;
    • принимать контрастный душ для повышения тонуса мышц;
    • носить удобную обувь на невысоком каблуке (3-5 см);
    • употреблять мясо, рыбу, свежие овощи, фрукты, сметану, творог, сыр и другие молочные продукты.

    Автор:

    Масленин Максим Игоревич,
    врач-невролог,
    ведущий специалист “Мастерской Здоровья”
    Дата публикации:
    30.09.2019 г.
    Дата обновления:
    02.08.2021 г.

    Медицинский научно-практический центр вертебрологии и нейроортопедии профессора Курганова М.Л.

    официальный сайт профессора Михаила Леонтьевича Курганова

    Осанка и виды ее нарушений

    ОСАНКА – это привычное вертикальное положение тела человека, которое сохраняется в покое и движении. Характеризуется гордо поднятой головой, параллельно расположенными надплечьями, симметричными лопатками которые прижаты к грудной клетке, одинаковыми треугольниками талии и горизонтальным расположением подвздошных костей. При этом линия отвеса от центра затылочной кости черепа повторяет ось остистых отростков позвонков. Правильная осанка обусловлена выраженностью и состоянием естественных изгибов позвоночника.

    К сожалению, правильная, красивая осанка свойственна не всем людям. У большинства есть какие-либо особенности в формировании физиологических изгибов, а к патологическим вернемся позже. Существует несколько относительное понятие нормы. Что такое нормальная осанка? Кто определил, какая она? Нормальная? Ведь все люди разные. Все индивидуальны.
    Новорожденный имеет только одно искривление позвоночника – кифоз – выпуклостью сзади. По мере его роста и укрепления мышечной системы при возникающих нагрузках постепенно появляются и формируются естественные изгибы позвоночника. Так, к началу удержания головки у ребенка начинает формироваться шейный лордоз (2-3 месяц жизни), а ко времени появления возможности сидеть (5-7 месяц жизни) начинает появляться поясничный лордоз. Формирование естественных изгибов позвоночника продолжается первые 6-7 лет жизни ребенка, и только ко времени поступления в школу (6-7 лет) у него четко должны определяться естественные изгибы позвоночника, а стало быть, с этого возраста можно говорить о нормальной или патологической осанке. В процессе роста и развития ребенка продолжается формирование осанки и за этим процессом необходимо наблюдать и управлять им.

    Однако, практика здравоохранения часто допускает элементы “перестраховки”. Хотя с точки зрения статистики это не понятно. На самом деле, проведя не один диспансерный прием в детских садах и школах, могу с уверенностью сказать, что большинство диагносцированных “сколиозов” не что иное, как функциональнаясколиотическая осанка. На этапе “случайного” осмотра врача, проводившего диспансерный прием и поставившего клеймо “сколиоз”, не надо метушиться и бегать на все процедуры, назначенные “по схеме”. ЛФК, массаж, плавание, противосколиозный бандаж… Все это занимает большое количество времени, в первую очередь. А ведь оно уходит… И функциональный сколиоз, с активным ростом ребенка за год или три – превращается в морфологический, не смотря на все “усилия” родителей. Глубокое понимание механизмов формирования компенсаторных искривлений позвоночника – ключ к решению проблемы! Ищите врача, который даст разумные и полные ответы на все волнующие Вас вопросы. Итак продолжим…

    Младший школьный возраст (7—11 лет) характеризуется замедленным ростом тела в длину. Опорно-двигательный аппарат постепенно укрепляется, мышцы становятся более сильными. Дети очень подвижны, но быстро утомляются. Сравнительно длительные занятия за столом или партой в положении сидя при относительно слабом опорно-двигательном аппарате способствуют возникновению различных видов нарушения осанки. В этот период детства недопустимы упражнения, дающие большую силовую нагрузку или требующие значительной выносливости. Рекомендуются упражнения «игрового метода», утренняя гимнастика, физкультурные паузы во время уроков. Формирование правильной осанки во многом закладывается в младшем школьном возрасте.

    Средний школьный возраст (12-15 лет). В этот период происходит усиленный рост тела подростка в длину. Позвоночник отличается наибольшей гибкостью и пластичностью. Рост мышечной и связочной ткани несколько отстает от развития костного скелета. Это может стать предрасполагающим моментом для возникновения нарушений осанки и деформаций позвоночника при неблагоприятных условиях. Наступает период сложной гормональной перестройки, создающий «угловатость гадкого утенка». В этот период допустимы дозированные силовые физкультурные упражнения. Следует ограничивать упражнения на выносливость. В этот период чаще всего имеются предрасполагающие факторы к развитию сутулости, особенно у девочек.

    Старший школьный возраст (16-18 лет). Наиболее интенсивно происходит рост кости в ширину, позвоночник становится более устойчив и крепок. Увеличивается мышечная масса, возрастает сила мышц. Осанка стабилизируется, а имеющиеся возможные отклонения от нормы корректировать нужно немедленно. Времени остаётся мало…

    Читайте также:
    Группы здоровья детей ℹ определение, характеристика и виды, особенности классификации, критерии уровней и основные показатели, диагностика и рекомендации

    Основную роль в формировании осанки играет не абсолютная сила мышц, а равномерное и правильное распределение мышечного напряжения (тонуса). Осанка в значительной степени зависит от полноценной развитости позвоночника. Хорошая осанка имеет эстетическое, и большое физиологическое значение.

    Все нарушения осанки делятся на две группы:

    • врожденные
    • приобретенные.

    Врожденные составляют 5-10% от общего числа деформаций туловища. Причинами их чаще всего являются врожденные заболевания и деформации позвоночника, его частей, ребер, грудной клетки, таза, тазобедренных суставов, ног.

    Приобретенные деформации могут быть обусловлены слабостью мышц туловища, преимущественно спины и передней брюшной стенки с неправильным распределением мышечного тонуса, слабостью естественного мышечного корсета. В результате влияния различных условий быта, учебы, работы и т.д. может развиться преобладание силы отдельных мышечных групп, что приводит к неправильным осаночным позам тела в пространстве. Развитие могут получить мышцы одной половины тела (правша, левша), что может привести к искривлению туловища в одну сторону. Но сила мышц – не основа осанки. Неравномерное развитие мышечной системы способствует появлению неравномерного давления на зоны роста тел позвонков. В результате возникает замедление роста тел позвонков в зоне повышенного осевого давления и формируется их постепенная деформация, приводящая к нарушению осанки.

    Вначале деформации и изменения нормальной осанки носят функциональный характер. Это значит, что искривление есть, а кости позвоночника ещё не деформировались и не изменили свою анатомическую форму. Отсутствие правильной своевременной коррекции и внимания к своему телу – приводит к стойким структурным изменениям в позвоночнике. Это состояние постепенно переходит в новое качество – сколиотическую болезнь, которой характерны многие признаки и симптомокомплексы.

    Длительное сидение в школе за партой в неправильной позе при слабом физическом развитии ребенка и генетической предрасположенности может быть предрасполагающим фактором к развитию нарушений осанки или более тяжелому искривлению позвоночника. В раннем детстве искривлению способствует ношение ребенка на одной руке, держание ребенка во время прогулки за одну и ту же ручку. В последствии ношение тяжёлого портфеля в одной руке, стояние с опорой на одну и ту же ногу, сон на одном и том же боку на мягкой постели с высокой подушкой. Привычка спать «калачиком» может привести к развитию круглой спины и сглаженности «физиологических» изгибов. Кроме этого, нарушению осанки способствуют неправильная посадка ребенка за не соответствующей росту партой, плохая походкав результате особенностей стопы, длительное сидение вообще, продолжительная езда на велосипеде.

    Различают следующие виды нарушений осанки (по Штоффелю):

    Плоская спина. Характеризуется полным исчезновением естественных изгибов позвоночника. Мышцы естественного мышечного корсета очень слабые. Такое их состояние может приводить к развитию сколиоза. Плоская спина встречается сравнительно редко и составляет не более 1-2% всех нарушений осанки.

    Круглая спина характеризуется значительным увеличением грудного кифоза при нормально выраженном шейном лордозе. Поясничный лордоз значительно увеличивается. На фоне этого грудной кифоз выражен еще больше. Круглая спина не всегда характеризует только нарушение осанки. Нередко синдром «круглой спины» может быть симптомом более тяжелых структурных заболеваний позвоночника. Таких как болезнь Шойерманна- Мао, болезнь Форестье. Детей необходимо дообследовать рентгенологически и своевременно выявить возможные заболевания позвоночника.

    Сутулость. Самый распространенный вид нарушения осанки. Чаще выявляется у девочек подросткового возраста. Объективно у них выявляется увеличенный шейный лордоз. Создается впечатление, что ребёнок ходит все время «задумавшись», «уйдя в себя» с опущенной головой, со сведенными надплечьями. Грудной кифоз не изменяется, а поясничный лордоз уплощается. Передняя брюшная стенка становится «отвислой» из-за смещения центра тяжести туловища вперёд. Если попросить ребёнка расправить плечи, поставить правильно голову, «убрать живот», то эти признаки исчезают на очень короткое время. Это означает, что такая осанка стала «привычкой». При стойкой сутулости, при неправильной нагрузки на межпозвонковые диски у этих детей с возрастом очень рано появляются клинические симптомы остеохондроза средне грудного отдела позвоночника.

    Кругло-вогнутая спина и плосковогнутая спина – эти два вида нарушений осанки встречаются весьма редко. Проявление их обусловлено сложными изменениями в позвоночнике, как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскости.

    Различают еще и сколиотическую осанку (по Чаклину: «функциональный сколиоз») она характеризуется искривлением позвоночника во фронтальной плоскости без поворота вокруг вертикальной оси тел позвонков.

    Для правильного формирования позвоночника необходимо уделять больше внимания развитию тела ребенка, регулярно, но не акцентируя внимание на этом, проводить родительскую оценку осанки. Вряд ли участковый педиатр уделит этому большее внимание, нежели родные родители. уделит Занятия гимнастикой, игровыми видами спорта, чередование видов деятельности ребенка способствуют правильному развитию опорно-двигательного аппарата вообще и правильной осанке в частности. Ребенок должен спать на умеренно жесткой постели с небольшой головной подушкой, в положении на спине, а не в «позе эмбриона». Это в первую очередь зависит от конституциональных особенностей организма. Соответственно одинаковый матрас и подушка не подойдут «худышке» и чрезмерно упитанному чаду. Носить грузы необходимо равномерно распределяя тяжести в правую и левую руку, а лучше всего пользоваться для этих целей рюкзаком или ранцем. Правильно выбранное рабочее место с полноценным освещением – тоже немаловажно.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: