“Гамлет” 📚 краткое содержание пьесы Шекспира по главам для читательского дневника, история создания, описание действующих лиц, анализ и трагедия сюжета

«Гамлет» читательский дневник

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1080.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1080.

«Гамлет» – одно из наиболее сильных произведений Уильяма Шекспира, которое не утрачивает своей актуальности на протяжении нескольких веков. Полное драматизма, оно заставляет задуматься о многих важных проблемах, которые не перестают быть злободневными и в наши дни.

Краткое содержание «Гамлет» для читательского дневника

ФИО автора: Шекспир Уильям

Название: Гамлет

Число страниц: 223. Шекспир Уильям. «Гамлет». Издательство «Вече». 2017 год

Жанр: Трагедия

Год написания: 1600–1601 гг.

Время и место

Действие пьесы разворачивается в датском королевстве, в замке Эльсинор. Трагедия основана на легенде, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком (XII–XIII век).

Главные герои

Гамлет – принц датский, умный, образованный, энергичный, решительный справедливый молодой человек.

Клавдий – король Дании, дядя Гамлета, убивший его отца ради власти, подлый, коварный, беспринципный человек.

Горацио – лучший друг Гамлета, верный, надёжный товарищ.

Полоний – королевский советник, преданный слуга Клавдия, его правая рука.

Офелия – прекрасная девушка, в которую влюблён Гамлет, дочь Полония.

Лаэрт – сын Полония, зависимый от воли Клавдия, его верный слуга.

Гертруда – мать Гамлета и жена Клавдия, умная, но слабовольная женщина.

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых любопытных –

Сюжет

Неподалеку от дворца Эльсинор – резиденции королей Дании – солдаты заметили призрак недавно почившего монарха. Узнав об этом, принц Гамлет решил проверить и действительно встретил призрак отца. От него юноша узнал, что причиной смерти короля стало двойное предательство его жены Гертруды и родного брата Клавдия. Призрак попросил принца отомстить за смерть, и Гамлет поклялся сделать всё возможное, чтобы коварный предатель был наказан.

Юноша решил прикинуться умалишённым, чтобы, не вызывая подозрений, собрать доказательства предательства дяди. О планах Гамлета было известно лишь двум ближайшим его друзьям – Марцелло и Горацио. Однако Клавдий был весьма умным и проницательным человеком – он сразу заподозрил, что племянник задумал какую-то интригу. Чтобы разоблачить принца, он призвал на помощь Полония – отца прекрасной Офелии, в которую был влюблён Гамлет.

Тем временем замок посетила группа странствующих актёров. У Гамлета появилась идея использовать их талант в борьбе с коварным дядей. Принц попросил актёров поставить пьесу «Смерть Гонзаго», в которой король погибает от рук родного брата, впоследствии занявшего его место на престоле и взявшего в жёны вдовствующую королеву. Затея Гамлета сработала, и под конец спектакля Клавдий с головой выдал себя.

Понимая, как сильно оплошал, Клавдий решил во что бы то ни стало избавиться от принца. Он не мог убить Гамлета, поскольку боялся потерять власть, и решил под благовидным предлогом отправить его подальше от трона, в Англию. Узнав о коварных замыслах дяди, Гамлет в ярости чуть было не убил его. Клавдия спасло только то, что он упал на колени, моля небеса о прощении, и юноша не хотел убивать его в этот момент, чтобы душа предателя не попала прямиком в рай.

Перед отплытием в Англию Гамлет решил проститься с матерью. В покоях королевы укрылся Полоний, чтобы подслушать их разговор и затем передать Клавдию. Принц увидел его и убил. Узнав о смерти отца, Офелия лишилась рассудка. В датское королевство из Франции прибыл брат Офелии, Лаэрт. Поначалу он был уверен, что в смерти отца виновен Клавдий. Однако королю удалось убедить его, что виной всему Гамлет и ему нужно отомстить. Перед предстоящей дуэлью он убедил Лаэрта воспользоваться пропитанным ядом клинком, а сам приготовил отравленный напиток для Гамлета. Во время сражения сын Полония смертельно ранил Гамлета, а тот, схватив отравленный клинок, пронзил своего противника. Оба юноши оказались при смерти. Узнав о подлости дяди, Гамлет собрал последние силы и убил Клавдия шпагой. Погибла и королева, по ошибке выпив отравленный напиток.

После страшной трагедии датский престол занял единственный законный наследник – принц Норвегии Фортинбрас. Смерть Гамлета оказалась не напрасной: верный Горацио поведал всему миру о коварстве Клавдия и благородном подвиге Гамлета.

Вывод и своё мнение

В своём произведении Шекспир затронул множество важных, вечных тем. Но центральной стала проблема выбора. Как поступить – оставаться гуманным, чистым человеком среди грязной действительности или же уничтожить в себе доброе начало и встать в один ряд с подлецами и преступниками? Поиск смысла жизни остаётся ключевым в трагедии, и после её прочтения каждый должен честно ответить на вопрос: «Быть или не быть?».

Главная мысль

Человеческая жизнь слишком бесценна и коротка, чтобы тратить её на интриги, ложь, предательство.

Авторские афоризмы

«…О женщины, вам имя – вероломство. »

«…Быть иль не быть, вот в чём вопрос…»

«…Быть честным – по нашим временам значит быть единственным из десяти тысяч…»

«…Рост жизни не в одном развитье мышц. По мере роста тела в нём, как в храме, Растёт служенье духа и ума…»

Толкование непонятных слов

Латы – изделие, доспехи из различных по форме и размеру металлических пластин, откованных по форме частей тела воина для его защиты.

Караул – вооружённая охрана, стража.

Алебарда – древковое рубяще-колющее холодное оружие.

Державный – обладающий верховной властью.

Забрало – подвижная часть шлема, которая служит защитой лица и глаз.

Новые слова

Монарх – единовластный правитель государства: император, король, царь.

Сумятица – суматоха, сутолока, суета.

Прах – то, во что всё превращается после смерти, разрушения; труп человека, останки.

Поклёп – несправедливое, намеренное искажение фактов о ком-либо, ложное обвинение в чём-либо.

«Гамлет», краткое содержание по актам и сценам трагедии Уильяма Шекспира

Акт первый

Сцена первая

Эльсинор. Площадь перед замком Кронберг. Солдат Франсиско стоит на страже. Ему на смену приходит офицер Бернардо. На площади появляются друг Гамлета – Горацио и офицер Марцелл. Последний интересуется у Бернардо, не сталкивался ли он с призраком, уже два раза замеченным замковыми стражниками?

Не верящий в духов Горацио видит призрака, напоминающего собой покойного короля. Своим вопросом о том, кто перед ним, он оскорбляет духа и тот исчезает. В случившемся Горацио видит «знак странных смут для государства». Марцелл задаётся вопросом, почему по всей стране происходит скупка боеприпасов и литьё пушек? Горацио объясняет, что ещё при жизни король подписал договор с Фортинбрасом, по которому земли обоих государств были выставлены на поле боя. Победивший в сражении Гамлет принёс Дании новую территорию, но юный Фортинбрас обратился к наёмникам с целью вернуть утраченное, чем и поверг страну в приготовления к войне. Бернардо считает, что появление призрака связано с ожидающими Данию бедствиями. Горацио соглашается с ним, приводя в пример те знамения, которые предшествовали гибели Юлия Цезаря, и, заметив вернувшегося призрака, пытается выяснить у него, чем он может быть ему полезен? Король ничего не отвечает и исчезает с пением петуха. Горацио принимает решение рассказать обо всём Гамлету.

Читайте также:
Невский проспект - краткое содержание, история создания, анализ

Сцена вторая

Парадная зала в замке. Под звук труб входит королевская семья и придворные. Клавдий извещает всех о свадьбе со своей сестрой и королевой. Для пресечения военных планов Фортинбраса король направляет письмо его дяде – Норвежцу. Послание везут придворные – Вольтиманд и Корнелий.

Сын Полония – Лаэрт просит у Клавдия разрешения вернуться во Францию. Королева пытается уговорить Гамлета снять траур по отцу. Клавдий отклоняет просьбу племянника вернуться на учение в Виттенберг. Королева просит сына остаться в Эльсиноре. Гамлет соглашается. Когда все уходят, юноша рассуждает сам с собой о гнусном предательстве матери, вышедшей замуж через месяц после похорон мужа.

Гамлет спрашивает у Горацио, почему тот не в Виттенберге. Друг отвечает, что приплыл на похороны короля. Гамлет с иронией замечает, что скорее уж на свадьбу королевы. Горацио, Марцелл и Бернардо рассказывают принцу о явлении призрака. Гамлет просит их держать случившееся в секрете.

Сцена третья

Комната в доме Полония. Лаэрт прощается с Офелией и предупреждает сестру о том, чтобы она не верила чувствам Гамлета, как и все особы королевской крови, не властного в своих желаниях.

Полоний благословляет сына в дорогу, завещая ему, как правильно вести себя во Франции. Офелия рассказывает отцу о любовных признаниях принца. Полоний приказывает дочери прекратить общение с Гамлетом.

Сцена четвёртая

Клавдий пирует под грохот пушек. В двенадцать ночи на площади перед замком появляется призрак старого короля. Гамлет спрашивает его о причинах возникновения. Призрак манит принца за собой. Горацио с Марцеллом просят Гамлета не ходить за духом.

Сцена пятая

Призрак рассказывает Гамлету историю своего убийства. Вопреки распространённой по всей Дании истории о том, что король умер от укуса змеи, смерть старого Гамлета наступила от рук Клавдия, влившего ему, спящему, в уши ядовитый сок белены. За некоторое время до этого королева изменила мужу с его братом. Призрак взывает к Гамлету о возмездии, но мать просит не трогать.

Оставишь один, Гамлет клянётся, что позабудет обо всём, кроме мести. Подошедшие к нему Горацио и Марцелл просят рассказать о том, что поведал призрак. Принц отказывается. Он заставляет друзей поклясться на своём мече молчать об увиденном и спокойно воспринимать любые выкинутые им чудачества. Призрак вторит сыну словом: «Клянитесь».

Акт второй

Сцена первая

Полоний отправляет своего слугу Рейнальдо с письмом к Лаэрту, но в начале просит его разузнать всё возможное о поведении сына. Испуганная Офелия рассказывает отцу о безумном поведении Гамлета. Полоний решает, что принц помешался от любви к его дочери.

Сцена вторая

Король вызывает ко двору друзей детства Гамлета – Розенкранца и Гильденстерна с тем, чтобы они помогли разузнать причину безумия принца. Вольтиманд привозит ответ Норвежца: последний запрещает племяннику воевать с Данией и разрешает употребить нанятые войска для похода на Польшу. Полоний рассказывает королевской чете о любви Гамлета к Офелии.

В разговоре с Розенкранцем и Гильденстерном Гамлет называет Данию тюрьмой. Принц догадывается о том, что его друзья явились не по собственному желанию.

В Эльсинор прибывают столичные трагики. Гамлет радушно встречает актёров и просит одного из них прочитать монолог Энея к Дидоне, в котором античный герой говорит об убиении Приама Пирром. Полоний размещает трагиков в замке. Гамлет просит первого актёра разыграть «Убийство Гонзаго», вставив в него написанный им монолог.

Оставшись один, принц восхищается страстной игрой актёра и скорбит о собственном бессилии. Гамлет до конца не уверен, что явившийся ему призрак не был Дьяволом, поэтому прежде, чем выносить смертный приговор дяде, хочет убедиться в виновности последнего.

Акт третий

Сцена первая

Розенкранц и Гильденстерн говорят королю, что им не удалось установить причину безумия принца. Клавдий с Полонием подстраивают встречу Гамлета с Офелией.

Гамлет пытается понять, что останавливает человека от самоубийства, произнося свой знаменитый монолог: «Быть или не быть?». Офелия хочет вернуть принцу подарки. Гамлет говорит девушке, что никогда её не любил и приказывает уйти в монастырь.

Клавдий понимает, что Гамлет не безумен и, тем более, не от любви. Он решает отправить принца в Англию собирать недополученную дань, надеясь защитить себя от исходящей от племянника опасности.

Сцена вторая

Гамлет даёт наставления актёрам и просит Полония пригласить на спектакль королевскую чету, а Горацио внимательно следить за тем впечатлением, которое произведёт игра на Клавдия.

Король и королева вместе с придворными готовятся к просмотру представления. Гамлет кладёт голову на колени Офелии. Актёры разыгрывают в пантомиме сцену убийства старого короля. В следующем эпизоде актёр-королева клянётся актёру-королю в том, что после его смерти никогда не выйдет замуж за другого. На сцене, в которой Луциан отравляет Гонзаго, король вместе со свитой покидает зал.

Розенкранц передаёт Гамлету просьбу явится к матери и в очередной раз пробует узнать причину безумия друга. Полоний повторно зовёт принца к королеве.

Сцена третья

Король приказывает Розенкранцу и Гильдестерну увезти Гамлета в Англию. Полоний извещает Клавдия о том, что собрался спрятаться за ковром, чтобы подслушать разговор принца с матерью.

Король пытается молиться, но не знает, сможет ли раскаянием искупить грех братоубийства? Застав убийцу отца на коленях, Гамлет не решается пронзить его мечом, так как душа Клавдия отправится прямо на небо.

Сцена четвёртая

Полоний просит королеву вести себя с сыном построже и прячется за ковром. Гамлет грубит матери. Испуганная Гертруда решает, что сын хочет её убить. Она зовёт на помощь. К ней присоединяется Полоний. Гамлет пронзает ковёр, думая, что за ним скрывается король. Полоний умирает. Принц говорит матери, что хочет пронзить ей сердце, если это ещё возможно.

Гамлет стыдит мать за предательство. Сознающая свою вину королева просит пощадить её. Гамлет видит призрака. Гертруда приходит в ужас, решив, что её сын по-настоящему безумен. Призрак объясняет Гамлету, что явился, чтобы укрепить его решимость, и просит успокоить мать. Принц рассказывает королеве о призраке.

Гертруда признаётся сыну в том, что он рассёк ей сердце. Гамлет просит мать встать на путь добродетели, но при этом, поддавшись на ласки короля, сказать ему, что он не безумен, а просто очень хитёр. Королева говорит, что никогда не сможет этого сделать.

Читайте также:
Андрей Болконский - характеристика образа кратко, жизненный путь

Акт четвёртый

Сцена первая

Королева рассказывает Клавдию об убийстве Полония. Король просит Розенкранца и Гильдестерна поладить с принцем, взять у него тело и отнести в часовню.

Сцена вторая

Розенкранц тщетно пытается узнать, где Гамлет спрятал тело Полония.

Сцена третья

Гамлет потешается над королём, говоря, что Полоний за ужином, где его едят черви, и на небесах, куда могут отправиться царские слуги за тем, чтобы разыскать то, что нужно королю. В конце концов принц признаётся, что спрятал тело в районе галерейной лестницы.

Клавдий отправляет слуг на поиски Полония и объясняет Гамлету, что тот, ради своего же блага, должен уехать в Англию. Оставишь один, король рассуждает о том, что благодарный ему Британец должен вернуть долг, убив датского принца.

Сцена четвёртая

Фортинбрас посылает солдат поставить в известность короля Дании о проходе норвежского войска через местные земли. Норвежский капитан рассказывает Гамлету о цели похода своего военачальника – за ничего не значащим куском польской земли. Принц поражён тем, что двадцать тысяч человек умрут за чужое честолюбие, в то время как он, сын убитого отца, не способен решиться на праведную месть.

Сцена пятая

Первый дворянин рассказывает королеве о помешательстве Офелии. Горацио считает, что девушку лучше принять, чтобы она не сеяла смуты в умах людей. Пришедшая Офелия поёт странные песни и горюет об отце. Король просит Горацио присматривать за безумной дочерью Полония.

Тайно вернувшийся из Франции Лаэрт ведёт за собой чернь, провозглашающую его королём. Клавдий клянётся в том, что неповинен в смерти Полония. Вид безумной Офелии вызывает в Лаэрте ещё большую жажду мести. Девушка дарит всем присутствующим цветы.

Король предлагает Лаэрту собрать мудрейших из друзей, чтобы рассудить насколько Клавдий виновен в смерти Полония.

Сцена шестая

Моряки передают Горацио письмо от Гамлета. Принц извещает друга о попадании в плен к пиратам, просит его передать королю посланные им письма и незамедлительно поспешить к нему на помощь.

Сцена седьмая

Король объясняет Лаэрту, что не наказал Гамлета из-за любви к королеве и страха перед толпой, которая могла сделать из датского принца мученика.

Гонец приносит Клавдию письмо от племянника, в котором тот пишет, что был высажен нагим в датском королевстве и хочет явиться к нему на аудиенцию. Лаэрт просит короля разрешить Гамлету вернуться, чтобы наказать его за убийство отца. Король интересуется, насколько Лаэрт готов это сделать? Сын Полония обещает убить Гамлета, смочив остриё своей шпаги ядовитой мазью. Король решает подстраховаться и подготовить для дуэли ещё и отравленный кубок.

Королева приносит известие о смерти Офелии, утонувшей в реке, куда она сорвалась, развешивая венки на прибрежной иве.

Акт пятый

Сцена первая

Могильщики копают последнее пристанище для Офелии и обсуждают её смерть. Первый могильщик считает неправильным погребать самоубийцу по христианскому обычаю. Второй полагает, что это делается потому, что Офелия – знатная дама. Первый могильщик отсылает второго за водкой. Видя, как кладбищенский служитель выбрасывает из земли черепа, Гамлет задаётся вопросом, кому они принадлежали при жизни?

Принц спрашивает у могильщика, для кого предназначается могила, но не может добиться чёткого ответа. Кладбищенский служитель говорит, что вырытый им из земли череп принадлежит королевскому шуту Йорику, пролежавшему в земле двадцать три года. Гамлет рассуждает о бренности жизни.

Первый священник объясняет Лаэрту, что они не могут похоронить Офелию полностью по церковному обряду. Лаэрт прыгает в могилу, чтобы в последний раз проститься с сестрой. К нему присоединяется Гамлет. Лаэрт набрасывается на принца. Королевские слуги разнимают молодых людей.

Сцена вторая

Гамлет рассказывает Горацио, как нашёл письмо Клавдия, переписал его (с приказом немедленно умертвить подателей) и запечатал отцовской печаткой. Озрик уведомляет принца о том, что король поставил на него большой заклад. Гамлет соглашается принять участие в бое с Лаэртом. Горацио предлагает другу отказаться от состязания.

Гамлет просит прощения у Лаэрта. Молодые люди начинают сражаться. Королева поднимает бокал за сына и выпивает отравленное вино. Лаэрт ранит Гамлета. В схватке они меняются шпагами, и Гамлет ранит Лаэрта. Королева понимает, что отравлена. Умирающий Лаэрт обвиняет в случившемся короля. Гамлет ранит Клавдия. Перед смертью Лаэрт и Гамлет прощают друг друга. Принц признаёт права Фортинбраса на датский престол.

Вошедший в залу Фортинбрас приказывает с честью похоронить Гамлета.

Краткое содержание Шекспир Гамлет для читательского дневника

Год: 1600-1601 Жанр: трагедия

Главные герои: наследник короля Гамлет, брат короля Клавдий, невеста Гамлета Офелия, ее брат Лаэрт, королева Гертруда

Сюжет:

Принц Гамлет узнает, что в полночь на стенах замка является дух его покойного отца. Встревоженный, он решает повидаться с призраком, который открывает ужасную правду. Клавдий, родной брат умершего короля, отравил его, желая получить трон и руку королевы. Гамлет прикидывается сумасшедшим, чтобы найти доказательства вины дяди. Начав подозревать, что племянник знает о его преступлении и симулирует безумие, Клавдий хочет избавиться от него.

После того, как Гамлет случайно убивает королевского советника Полония, его отправляют в Англию с письмом, где содержится приказ немедленно умертвить наследника. Но Гамлет избегает ловушки и сходит с корабля. В Эльсиноре Офелия, возлюбленная принца, теряет рассудок после смерти своего отца Полония. Гамлет попадает на ее похороны и сталкивается со старшим братом Офелии, Лаэртом. Король предлагает молодым людям решить их разногласия поединком, во время которого оба ранят друг друга отравленным клинком. Гамлет закалывает Клавдия, а королева Гертруда погибает от выпитого яда.

Наравне с другими произведениями великого драматурга, трагедия “Гамлет” затрагивает вечные проблемы. Среди них: конфликт высоких идеалов и приземленной реальности; несоответствие цели средствам, затраченным на ее достижение; роль отдельной человеческой личности в истории, в меняющемся мире. И, самое основное, – поиск ответов о смысле жизни.

Читать краткое содержание Гамлет Шекспира

Две ночи подряд Бернардо и Марцелл в ночном карауле замечают на стенах королевского замка Эльсинора фигуру царственного призрака. Они со страхом узнают недавно умершего короля, отца наследного принца Гамлета. Своими наблюдениями военные делятся с Горацио, ученым другом Гамлета, и тот приходит в полночь на площадь, чтобы сам убедиться в этом. Увидев духа своими глазами, Горацио потрясен. Явление кажется ему предвестником грозных событий.

Гамлет, вернувшийся из университета в Виттенберге, предается скорби и отчаянью. С горечью принимает он скоропалительный брак матери, королевы Гертруды, со своим дядей, занявшим датский престол после гибели брата. Краткий срок траура по умершему кажется ему неприличным, как и союз, который в недавние времена считался “кровосмесительным”.

Читайте также:
Она сидела на полу анализ стиха Тютчева - что хотел сказать автор

Рассказ Горацио волнует Гамлета до глубины души, он отправляется сторожить призрака, и ему удается втянуть потустороннего гостя в разговор. Тень отца открывает Гамлету ужасную правду: Клавдий, коварный узурпатор, отравил брата и занял его место на троне и в постели королевы. Неуспокоенный дух призывает сына к отмщению, но просит пощадить мать. Пусть совесть терзает Гертруду, сын не должен посягать на ее жизнь.

Потрясенный чудовищной истиной, Гамлет начинает задаваться вопросами. Что реально в этой жизни? Что вообще можно принимать на веру? На кого положиться? Зачем нам дано наше существование? Для чего мы должны использовать отведенное время? Раздираемый на части эмоциями, он хочет убедиться в правдивости слов призрака. Гамлет принимает решение спрятаться под маской безумца.

Тем временем Лаэрт, старший сын королевского советника Полония, покидая родные места, дает наставление сестре держаться подальше от принца и его ухаживаний. О том же говорит ей отец, и тогда Офелия признается, что недавно видела Гамлета, который был “как будто не в себе”, держался дико и странно выглядел.

Вскоре о том, что у наследника помутился рассудок, узнают все. Полоний пытается доказать королю, что Гамлет обезумел от любви к его дочери, которая была с ним слишком строга. Они тайно наблюдают за встречей молодых людей во время которой принц отталкивает Офелию и велит ей “ступать в монастырь”, где у нее есть шанс сохранить свою честь, не стать пешкой в интригах сильных мира сего.

Слова племянника беспокоят Клавдий, совесть которого нечиста. Он не верит, что Гамлет помешался от страсти. Из Виттенберга король приглашает Розенкранца и Гильденстерна, университетских товарищей Гамлета, которым предлагает следить за наследником, с целью выяснить его истинные мотивы. Гамлет хорошо принимает товарищей, но он явно не доверят им.

Вместе с Розенкранцом и Гильденстерном в королевском замке появляется труппа бродячих артистов, которую друзья пригласили, так как принц всегда любил театральные представления. С актерами Гамлет держится приветливо, он просит их поставить пьесу “Убийство Гонзаго”. Представление должно стать ловушкой для Клавдия.

В день спектакля король с королевой и челядинцы собираются в парадной зале. Все находятся в хорошем настроении, потому что принц Гамлет кажется бодрым и выздоровевшим. Он приветливо общается с матерью, заигрывает с Офелией. Пьеса начинается. Когда артисты доходят до сцены умерщвления спящего в саду Гонзаго с помощью ртути, вылитой в ухо, король Клавдий в смятении поднимается с места и удаляется. Вместе с ним уходят придворные. Гамлет, оставшись один, торжествует. Теперь он уверен, что обвинения призрака были истинными.

Этим же вечером принц является в покои своей матери, чтобы высказать Гертруде свое мнение о ней и ее новом замужестве. Гамлет жестоко бичует королеву словами, восхваляет достоинства покойного супруга и упрекает мать в неверности. Вдруг ему кажется, что за гобеленом притаился сам Клавдий, и Гамлет пронзает шевелящийся покров своим клинком. Убитым оказывается Полоний, подслушивавший разговор.

Пользуясь предлогом, Клавдий решает отослать наследника прочь из страны, пока преступление его не забудется. Он отправляет его, вместе с Розенкранцем и Гильденстерном, на корабль, идущий в Англию. Король пишет тайное письмо правителю Британии с просьбой немедленно казнить подателя этого послания. По дороге к морю, Гамлет видит норвежское войско Фортинбраса, марширующее отстаивать клочок ничейной земли. Принца поражает, сколько сил тратит другой человек ради никчемной цели, а он сам до сих пор не выполнил свою миссию.

Офелия теряет рассудок после смерти Полония. Лаэрт, вернувшийся в страну для мести, поднимает мятеж и захватывает замок, но Клавдий убеждает юношу, что настоящий враг – Гамлет. Вид сестры трогает Лаэрта, разжигает в нем ненависть к принцу.

Корабль Гамлета захватывают пираты, а его самого высаживают обратно на датской земле. Клавдий получает известия об этом и уговаривает Лаэрта на поединок с принцем, к которому они подготовятся заранее. Между тем, Офелию находят утонувшей в реке.

Утром перед похоронами Гамлет проходит по кладбищу, где могильщики копают землю для гроба Офелии, выбрасывая старые кости. Принц обнаруживает череп старого шута Йорика, в монологе, обращенном к Горацию, Гамлет рассуждает о скоротечности и тщете жизни.

Появляется траурная процессия. Спрятавшись, Гамлет слушает погребальные речи и так узнает, что хоронят Офелию. Когда Лаэрт бросается на гроб с криками, Гамлет вытаскивает его из могилы. Начинается ссора, ее договариваются уладить дуэлью.

На следующий день Гамлет пытается извиниться перед Лаэртом, но тот не желает отказываться от мести. В руке Лаэрта отравленная рапира, он ранит ею принца, однако в пылу боя дерущиеся меняются оружием, и сам Лаэрт тоже получает опасную царапину. Гертруда отпивает глоток из кубка, предназначенного Гамлету. В нем – яд, который бросил туда Клавдий, и она умирает. Гамлет требует найти виновного, Лаэрт признается ему во всем, после чего принц закалывает Клавдия. На смертном одре Гамлет и Лаэрт мирятся. Гораций собирается допить ядовитое питье, но Гамлет убеждает его рассказать людям обо всем случившимся.

Мимо проходит войско, возвращающееся с победой. Гамлет просит Фортинбраса наследовать датский престол.

Читать краткое содержание Гамлет. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Шекспир. Краткие содержания произведений

  • Антоний и Клеопатра
  • Бесплодные усилия любви
  • Буря
  • Венецианский купец
  • Виндзорские насмешницы
  • Гамлет
  • Генрих V
  • Двенадцатая ночь
  • Зимняя сказка
  • Как вам это понравится
  • Комедия ошибок
  • Кориолан
  • Король Генрих IV
  • Король Лир
  • Макбет
  • Мера за меру
  • Много шума из ничего
  • Отелло
  • Ричард II
  • Ричард III
  • Ромео и Джульетта
  • Сон в летнюю ночь
  • Тит Андроник
  • Укрощение строптивой
  • Цимбелин
  • Юлий Цезарь

Картинка или рисунок Гамлет

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Иван Сергеевич появился на свет 21 сентября 1873 года в Замоскворечье. В слободе Кадашев. Его семья была довольно обеспеченной, но когда мальчику исполнилось 7 лет, его отец умер.

Мельничный водяной вернувшись в свой домик примостившийся на самом дне пруда возле мельницы был очень удивлен тишиной и порядком, творящимся в его оштукатуренных свежим илом стенах

Известный писатель Р. разбирает почту и находит конверт без имени отправителя. Внутри большое письмо, написанное женским почерком.

Действие рассказа «Козетта» происходит в трактире в деревне, расположенной недалеко от Парижа. Однажды утром госпожа Тенардье, владелица этой маленькой гостиницы, разговорилась с бедно одетой женщиной

Погода была настолько хорошей, что мальчик решил прогулять школу и насладиться весенней прогулкой. Он позаботился о том, чтобы хорошо спрятать портфель и его никто не нашел. После этого можно было отправиться гулять.

Читайте также:
Тихое утро краткое содержание рассказа Ю. Казакова

Слово о погибели Русской земли: краткое содержание и основная мысль

В 1892 году в Санкт-Петербурге любители истории получили возможность ознакомиться со старинной рукописью, датированной XIII веком. «Слово о погибели Русской земли», краткое содержание которой знакомит с сюжетом, поднимает тему величия и могущества Руси и мужества русского народа.

  1. История создания
  2. Главные герои
  3. Краткое содержание
  4. Основная мысль

История создания

«Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава» является памятником древнерусской литературы XIII века, которое сохранилось в виде небольших фрагментов и отрывков, датируемых XV и XVI веком. Это самое известное произведение, написанное в жанре слова.

Датой создания поэмы принято считать период с 1238 по 1246 года. Это время отмечено такими важными для государства событиями, как:

  • начало монголо-татарского нашествия;
  • смерть князя Переяславльского и Новгородского Ярослава Всеволодовича — сына Всеволода Большое Гнездо и предка Александра Невского.

Историки полагают, что сказание было написано в Переяславле, поскольку оно описывает город до битвы на реке Сити, произошедшей 4 марта 1238 года. Поводом для его создания послужило вторжение войск Батыя в Северо-Восточные земли и гибель брата Ярослава — князя Юрия.

Существует несколько версий, кающихся времени создания литературного произведения:

  • «Слово о погибели земли Русской» было создано еще при жизни князя Ярослава. Оно противопоставляло былое величие и славу богатой русской земли и разорение земель монголо-татарами. При этом особое место отводилось подвигам Ярослава Всеволодовича.
  • «Слово о гибели земли Русской» является вступлением к недошедшей до наших дней биографии Александра Невского.

Произведение представляет собой одну из частей несохранившегося повествования о нашествии Батыя на Русь. Это предположение неслучайно, поскольку оно рассказывает о бедах и горестях, которые пережила страна.

Главные герои

Сказание призвано пробудить чувство великой гордости своей землей и воздать славу русским князьям. Неслучайно центральными персонажами становятся:

  • Владимир Мономах — русский князь, ставший символом политической и военной мощи и сильной власти, стремившийся объединить государство для борьбы с врагом;
  • Мануил Царегородский — византийский император, признавший власть Киевского князя и покорившийся ему;
  • покоренные народы: веда, буртасы, мордва, черемисы.

Во времена нашествия упоминание о Владимире Мономахе являлось упреком для князей, допустивших разделения некогда могущественного государства на мелкие удельные княжества. Правитель, объединивший страну для борьбы с многочисленными захватчиками, стал символом надежды для народа и веры на возрождение былого величия.

Краткое содержание

В начале повествования автор скорбит о Руси, подвергшейся нападению варваров. Темой плача становится утрата величия Русского государства. Он сравнивает прошлое и настоящее Русской земли, противопоставляя силу и могущество упадку и разорению. В словах рассказчика слышатся скорбь и печаль

Автор вспоминает, что раньше Русь славилась бескрайними полями полноводными реками, красивыми городами, монастырскими дворами, селами и величественными храмами. Ее прославляли великие люди. Князья пользовались уважением и служили примером чести и достоинства.

Сильными русских людей делала христианская вера. Церковь помогала делать добрые дела и покорять другие народы. Князья сумели завоевать соседние страны. Им покорились ляхи, чехи, корелы. Имена русских правителей вызывали ужас у непокоренных соседей.

Оставаясь сильным и единым государством, Русь постепенно погрязла в междоусобных войнах, которые вели мелкие наместные князья. Ушли в прошлое былые подвиги и великие дела. По всей стране остались только сожженные после вражеских набегов города, реки крови и унижение.

Вторая часть описывает русскую землю после смерти князя Ярослава. Произведение имеет похожее вступление, описывающее богатство страны и воспевающее христианскую веру и сильных людей. Становится больше покоренных народов. Те, кто отказался признать Великую Русь, спрятались в болоте или укрепили свои владения железными воротами.

Основная мысль

«Слово о погибели земли Русской» посвящено Родине, это гимн стране. Произведение имеет идейное содержание. Оно наполнено глубоким патриотическим звучанием, призванным воспитать у молодого поколения чувство любви к Родине.

В центре повествования находится образ Русской земли. Ее красоты и богатства вызывают у рассказчика гордость и восхищение. С уважением он вспоминает русских князей: Всеволода Большое Гнездо, Юрия Долгорукого и Владимира Мономаха, а также честных и могущественных бояр и вельмож. Как и автор «Слова о полку Игореве» и «Повести о разорении земли Рязанской», он сравнивает былую мощь с нынешним упадком.

Патриотизм и скорбь об утраченном величии пронизывают все произведение. Большие надежды рассказчик возлагает на святую веру. Повествование звучит как призыв к объединению для борьбы с врагом.

Автор надеется, что страна выдержит, сумеет выстоять и сохраниться. Он испытывает чувство гордости за русский народ, гордится своей национальностью и молится за спасение и возрождение Родины.

Краткое содержание рукописи можно использовать для сообщения по истории или литературе. Чтобы почувствовать красоту древнерусского языка, понять настроение автора и смысл произведения, его следует читать полностью.

Краткое содержание «Слова о погибели русской земли»

Значение произведения раскрывает его краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской» отражает один из наиболее драматичных моментов в отечественной истории. Автор противопоставляет былое величие и красоту Родины ее разорению и опустошению. Он с любовью и гордостью воссоздает картины природы, строений и в красивых эпитетах восхваляет мощь государства. Вместе с тем книжник сетует на разрозненность уделов, которая мешала объединить силу для борьбы с врагом. Далее автор рисует панораму ландшафта и архитектуры, которая позволяет читателю увидеть и прочувствовать то, какой была Русь до нашествия врагов. Акцент создателя на необходимость политического единства доказывает краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской» стало своеобразным поэтическим и литературным призывом к единению сил перед лицом внешней угрозы.

О княжеской власти

Указанная мысль особенно отчетливо звучит в том месте, где дается образ идеального русского князя – Владимира Мономаха. Автор прославляет его подвиги и как бы противопоставляет современных ему удельных правителей этому выдающемуся государственному деятелю, воину, защищавшему Отечество от врагов. Важность темы крепкой политической власти в рассматриваемом произведении доказывает краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской» – это сочинение, которое имеет важное значение для понимания общественной ситуации в середине 13 столетия. Из данного сказания видно, что образованное население придавало большое значение постигшему их несчастью и видело выход в восстановлении княжеского статуса. Очевидно, в то время население видело идеал в том, как правил Владимир Мономах, который действительно сумел отразить набеги и создать крепкое для своего времени государство.

О Родине

Наиболее выразительным является эпизод создания красочной картины природы, городов, строений. Автор как бы с высоты обозревает вид, открывшийся ему. Произведение «Слово о погибели Русской земли», краткое содержание которого является предметом настоящего обзора, стало глубоко патриотическим сочинением, имевшим большое значение для возрождения воинского духа и сознания необходимости освобождения от ига. Книжник перечисляет то, что составляло в свое время славу и гордость Отечества. Поначалу он описывает природу: леса, дубравы, поля, холмы. Затем он говорит о богатстве животного и растительного мира, после чего восхваляет богатство и величие городов, бояр, князей. Из данного фрагмента можно судить о том, что собой представлял средневековый русский город, в котором были храмы, монастырские сады, усадьбы. Автор делает акцент на большом значении православной веры в жизни народа, называя страну истинно верующей.

Читайте также:
Дядя Степа - стихотворение С. Михалкова, краткое содержание

Авторство и жанр произведения

Вопрос об авторе также остается нерешенным. Предполагают, что автор «Слова о погибели Русской земли» был выходцем из южной Руси, поскольку хорошо знал легенды о Владимире Мономахе южнорусского происхождения, а произведение написал в северо-восточной Руси, так как имена «нынешних» князей и перечисленные окрестные народы связаны с этими землями. Так или иначе, при полной ясности авторской позиции личность автора, его биографические данные не выводимы из художественного текста.

Вполне естественно, что если о жанре «Слова о полку Игореве» существует множество суждений, то еще сложнее обстоит дело со «Словом о погибели Русской земли » в связи с неполнотой дошедшего до нас текста. В решении этого вопроса существуют, как представляется, два пути.

Первый — уподобляя жанр «Слова о погибели Русской земли» жанру более раннего произведения, принять какое-либо жанровое определение «Слова о полку Игореве». С нашей точки зрения, наилучшим является термин «лиро-эпическая песнь». В таком решении проблемы будет в то же время некоторое допущение: придется предположить, что за вступлением следовала эпическая часть.

Другой путь — рассмотрение текста произведения как принадлежащего к жанровому типу лирического рассуждения, возможно, поучению. Но, сопоставляя сохранившийся текст с поучениями Серапиона Владимирского на ту же тему, обнаруживаем отсутствие в «Слове о погибели Русской земли» цитат из Библии, широко использованных проповедником, и наличие ряда поэтических средств, сближающих памятник не только со «Словом о полку Игореве», но и с народным творчеством, что отличает его от жанра поучений. Таким образом, вопрос о жанре «Слова о погибели…» остается открытым и может рассматриваться лишь гипотетически.

Источник: Древнерусская литература XI-XVII вв.: учеб. для вузов. / Под ред. В.И. Коровина. М.: Владос, 2003.

О международном положении страны

О том, насколько был образован и сведущ в истории и географии автор рассматриваемого произведения, говорит краткое содержание («Слово о погибели земли Русской»). После смерти Ярослава политическое единство нашей страны было нарушено, однако могущество еще не было окончательно подорвано. Автор перечисляет те земли, которые были подчинены русским князьям и подчеркивает, что только сильная власть сумела укрепить международное положение государства. В общем ряду правителей книжник акцентирует внимание на Владимире Мономахе. По его словам, этот князь прославился во многих соседних землях.

Краткое содержание

В начале повествования автор скорбит о Руси, подвергшейся нападению варваров. Темой плача становится утрата величия Русского государства. Он сравнивает прошлое и настоящее Русской земли, противопоставляя силу и могущество упадку и разорению. В словах рассказчика слышатся скорбь и печаль

Автор вспоминает, что раньше Русь славилась бескрайними полями полноводными реками, красивыми городами, монастырскими дворами, селами и величественными храмами. Ее прославляли великие люди. Князья пользовались уважением и служили примером чести и достоинства.

Сильными русских людей делала христианская вера. Церковь помогала делать добрые дела и покорять другие народы. Князья сумели завоевать соседние страны. Им покорились ляхи, чехи, корелы. Имена русских правителей вызывали ужас у непокоренных соседей.

Оставаясь сильным и единым государством, Русь постепенно погрязла в междоусобных войнах, которые вели мелкие наместные князья. Ушли в прошлое былые подвиги и великие дела. По всей стране остались только сожженные после вражеских набегов города, реки крови и унижение.

Вторая часть описывает русскую землю после смерти князя Ярослава. Произведение имеет похожее вступление, описывающее богатство страны и воспевающее христианскую веру и сильных людей. Становится больше покоренных народов. Те, кто отказался признать Великую Русь, спрятались в болоте или укрепили свои владения железными воротами.

Обстоятельства написания

Некоторые факты об условиях возникновения рукописи должно включать краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской», автор которого предположительно является одним из приближенных Александра Невского, стало плачем по былому величию государства. Ученые полагают, что сочинение должно было предшествовать не дошедшей до нас светской биографии этого правителя. Произведение было написано после вторжения монголо-татарских войск в северо-восточные земли. В ходе одной из битв погиб владимирский князь Юрий, что и стало основанием для создания сказания. Интересен тот факт, что произведение послужило основой для создания аналогичных сказаний.

СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

«Слово о погибели Русской земли» представляет собой отрывок не дошедшего до нас произведения, посвященного монголо-татарскому нашествию на Русь. Упоминаемые в «Слове» имена и контекст, в котором эти имена встречаются («до ныняшняго Ярослава и до брата его Юрья…»), отзвуки легенд о Владимире Мономахе и некоторые южнорусские черты текста дают основание считать, что «Слово о погибели Русской земли» было написано автором южнорусского происхождения в северо-восточной Руси. Время написания «Слова» датируется периодом с 1238 по 1246 г. («нынешний Ярослав» умер в 1246 г.). Описание в «Слове» величия и могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся рассказу о нашествии Батыя. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествоватъ о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность «Слова о погибели Русской земли» находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы, в которых описываются с патриотических позиций невзгоды и тяжелые испытания, обрушившиеся на родину автора.

«Слово о погибели Русской земли» по поэтической структуре и в идейном отношении близко к «Слову о полку Игореве». Оба эти произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста.

Оба памятника близки и сочетанием в них похвалы и плача: похвалы былому величию Русской земли, плача о ее бедах в настоящем. «Слово о полку Игореве» было лирическим призывом к единению русских князей и русских княжеств, прозвучавшим перед монголо-татарским нашествием. «Слово о погибели Русской земли» — лирический отклик на события этого нашествия.

«Слово о погибели Русской земли» дошло до нас в двух списках: один (XV в.) — в Гос. архиве Псковской области (собр. Псково-Печерского монастыря, ф. 449, № 60), другой (XVI в.) — в Древлехранилище ИРЛИ (Р.IV, оп. 24, № 26). В обоих списках «Слово» дошло в виде предисловия к «Повести о житии Александра Невского». Такое объединение этих текстов — факт более поздней литературной истории обоих произведений. Научное издание текстов и их исследование см.: Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.—Л., 1965. Мы печатаем текст «Слова» по псковскому списку с исправлением явно ошибочных написаний отдельных слов и одной конъектурой (вместо слова «ношаху» оригинала дается написание «полошаху». — Конъектура эта была предложена А. В. Соловьевым).

Читайте также:
Я встретил вас — и всё былое, анализ, история, жанр, тема и идея

СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ ПОСЛЕ СМЕРТИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА

О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все с помощью Божьею покорено было христианскому народу, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей в колыбели пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а угры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко — за Синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира. А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял.

И в те дни,— от великого Ярослава, и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского,— обрушилась беда на христиан…

Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева

Значение

Помимо указанных особенностей, влияние данного сочинения на последующую литературу должно включать краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской», произведения 14-15 веков необходимо рассматривать в одном ряду. Сказания о Куликовской битве и другие исторические рукописи написаны под его непосредственным влиянием. В них можно найти общие черты: это тема борьбы за освобождение, идея необходимости единства земель и восхваление сильной княжеской власти.

Здесь необходимо отметить, что произведения подобного рода оказывали большое влияние на общественно-политическую жизнь средневековой Руси, что во многом предопределило собирание удельных княжеств вокруг Москвы и свержение ига. Поэтому рассматриваемое сказание необходимо изучать не только на уроках литературы, но и на занятиях по отечественной истории. На его основе можно составить представление о том, как восприняли современники вторжение монголо-татар на русские земли.

Краткое содержание «Слово о погибели русской земли»

Краткое содержание

Земля русская необычайно красива и богата, и это выгодно отличает ее от прочих земель. Русь полна «источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными». Но не только чудесной природой и полезными ископаемыми славиться русская земля. На ее территории построены большие и малые города, деревни и поселки. Здесь живут мудрые, отважные князья в окружении честных, достойных вельмож.

Все эти богатства, все это благолепие принесла с собой «правоверная вера христианская». Русский народ силен своей верой, и во всем полагается на Бога. Именно благодаря христианской вере Русь стала такой великой. Русские князья смогли покорить обширные земли «до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев и до немцев, от немцев до корелы». Именем князя Владимира Мономаха «половцы детей своих пугали в колыбели». Мануил Цареградский был так напуган мощью русского войска, что регулярно слал богатые дары,«чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял». Не испытывали страха перед русскими князьями лишь немцы, и только потому, что были «далеко за синим морем».

Главные герои

Сказание призвано пробудить чувство великой гордости своей землей и воздать славу русским князьям. Неслучайно центральными персонажами становятся:

  • Владимир Мономах — русский князь, ставший символом политической и военной мощи и сильной власти, стремившийся объединить государство для борьбы с врагом;
  • Мануил Царегородский — византийский император, признавший власть Киевского князя и покорившийся ему;
  • покоренные народы: веда, буртасы, мордва, черемисы.

Во времена нашествия упоминание о Владимире Мономахе являлось упреком для князей, допустивших разделения некогда могущественного государства на мелкие удельные княжества. Правитель, объединивший страну для борьбы с многочисленными захватчиками, стал символом надежды для народа и веры на возрождение былого величия.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

Кто является автором произведения «Слово о погибели русской земли»?

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Основная мысль

«Слово о погибели земли Русской» посвящено Родине, это гимн стране. Произведение имеет идейное содержание. Оно наполнено глубоким патриотическим звучанием, призванным воспитать у молодого поколения чувство любви к Родине.

В центре повествования находится образ Русской земли. Ее красоты и богатства вызывают у рассказчика гордость и восхищение. С уважением он вспоминает русских князей: Всеволода Большое Гнездо, Юрия Долгорукого и Владимира Мономаха, а также честных и могущественных бояр и вельмож. Как и автор «Слова о полку Игореве» и «Повести о разорении земли Рязанской», он сравнивает былую мощь с нынешним упадком.

Патриотизм и скорбь об утраченном величии пронизывают все произведение. Большие надежды рассказчик возлагает на святую веру. Повествование звучит как призыв к объединению для борьбы с врагом.

Автор надеется, что страна выдержит, сумеет выстоять и сохраниться. Он испытывает чувство гордости за русский народ, гордится своей национальностью и молится за спасение и возрождение Родины.

Краткое содержание рукописи можно использовать для сообщения по истории или литературе. Чтобы почувствовать красоту древнерусского языка, понять настроение автора и смысл произведения, его следует читать полностью.

Слово о погибели Русской земли

Слово о погибели Русской земли

– отрывок полностью не сохранившегося произведения, посвященного татаро-монгольскому нашествию на Русь. Отрывок этот дошел до нас в двух списках, при этом не как самостоятельный текст, а как введение к первой редакции Повести о житии Александра Невского. Один список – XV в. (Гос. архив Псковской области, собр. Псково-Печерского мон., ф. 449, № 60), второй – XVI в. (ИРЛИ, Р.IV, оп. 24, № 26). Заглавие памятника «Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава» читается только в первом списке.

Читайте также:
Собакевич - характеристика героя, жизненные цели, любимые занятия

Объединение в рукописной традиции С. с Повестью о житии Александра Невского давало основание ряду исследователей считать С. вступлением к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского, которая якобы послужила основой его жития. Однако сравнение стиля С. со стилем Повести о житии свидетельствует о независимости этих произведений и о разном времени их возникновения. И в настоящее время полностью возобладала точка зрения, согласно которой объединение этих текстов – факт их более поздней литературной истории.

Дошедший до нас отрывок С. – либо вступление, либо первая часть произведения о «погибели Русской земли» – об ужасах батыевщины, о разгроме русских княжеств монголо-татарами. В сохранившемся тексте описывается былая красота и богатство Русской земли, ее прежнее политическое могущество. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность С. находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы, в которых встречается похвала величию и славе родной земли. В. В. Данилов, изучавший эту проблему, пришел, однако, к заключению, что С. «сближается не со всяким патриотическим произведением в других литературах, а лишь со сходными по условиям своего проявления, когда родина писателя страдала от войн, междоусобий и произвола» (Данилов В. В.

«Слово о погибели Рускыя земли» как произведение художественное. – ТОДРЛ, 1960, т. 16, с. 137–138).

С. по поэтической структуре и в идейном отношении близко к Слову о полку Игореве. Оба этих произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста. Оба памятника близки и сочетанием в них похвалы и плача: похвала былому величию страны, плач о ее бедах в настоящем. «Слово о полку Игореве» было лирическим призывом к единению русских князей и русских княжеств, прозвучавшим перед татаро-монгольским нашествием. С. же явилось лирическим откликом на события этого нашествия. Между обоими произведениями могут быть отмечены близкие стилистические формулы, сходные поэтические образы, параллельные словосочетания и обороты (см.: Соловьев А. В.

Заметки к «Слову о погибели Рускыя земли». – ТОДРЛ, 1958, т. 15, с. 109–113). Однако о непосредственной зависимости С. от «Слова о полку Игореве» эти совпадения свидетельствовать не могут. В данном случае близость этих произведений объясняется их поэтическими особенностями.

В науке существуют различные точки зрения как по вопросу о времени написания С., так и по вопросу об авторе произведения. Некоторые исследователи (М. Н. Тихомиров, В. Филипп и др.) соотносят возникновение С. с Калкской битвой 1223 г. Есть точка зрения (М. В. Горлин), согласно которой С. – отклик на смерть князя Ярослава Всеволодовича в 1246 г. В. В. Данилов полагал, что С. было написано после 1250 г. кем-то из лиц, прибывших в свите Кирилла, митрополита из Галича во Владимиро-Суздальскую Русь. Наиболее убедительной, однако, следует принять датировку тех исследователей (А. В. Соловьев, Н. К. Гудзий, И. П. Еремин, Ю. К. Бегунов и др.), которые связывают возникновение С. с Батыевым нашествием на Русь в 1237–1240 гг. С. обрывается на фразе «А в ты дни болезнь крестианом от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго». «Нынешний Ярослав» – Ярослав Всеволодович, умер в 1246 г., следовательно, С. было написано, во всяком случае, до 1246 г. Но в приведенном контексте и имя Юрия Всеволодовича фигурирует, скорее всего, как имя еще живого князя, а он погиб в битве на Сити 4 марта 1238 г. Можно думать поэтому, что С. было создано в самом начале Мамаева нашествия, еще до битвы на реке Сити.

Столь же гипотетичным остается для нас вопрос и об авторе С. Одни исследователи видят в авторе жителя Новгорода (М. Н. Тихомиров, В. Филипп), другие считают, что произведение возникло в пределах южной Руси (А. В. Соловьев), третьи полагают, что автором С. был житель северо-восточной Руси – Переяславля-Залесского или Владимира (Н. К. Гудзий), четвертые – местом написания С. называют северо-восточную Русь, но говорят, что автором был выходец из южной Руси (В. В. Данилов, Ю. К. Бегунов). Последняя гипотеза представляется наиболее убедительной: в С. много черт, свидетельствующих о северовосточной Руси (имена князей, перечисляемые земли, некоторые термины), а вместе с тем автор хорошо знает легенды о Владимире Всеволодовиче Мономахе южнорусского происхождения.

С., как известно, нашло отражение в нескольких памятниках древнерусской литературы – образами С. воспользовался монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин, создавая свой вариант «Задонщины» (конец 70-х гг. XV в.), реминисценции из «Слова» имеются в редакции Андрея Юрьева Жития Феодора Ярославского (вторая половина XV в.) и в Степенной книге (60-е гг. XVI в.).

Первая публикация С. была осуществлена по рукописи псковского Печерского монастыря в 1892 г. X. М. Лопаревым. Однако, до издания Лопарева памятник этот был известен псковскому археологу К. Г. Евлентьеву, о чем свидетельствует запись последнего от 1878 г. на обороте верхней крышки переплета сборника со С. Второй список произведения был открыт в 1933 г. И. Н. Заволоко среди рукописей рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Вторично этот список был открыт В. И. Малышевым в 1945 г. Текст этого списка был в 1947 г. одновременно опубликован В. И. Малышевым по рукописи и по фотокопии в работе М. В. Горлина, опубликованной посмертно (фотокопию списка В. М. Горлину в 30-е гг. предоставил И. Н. Заволоко). Текст С. неоднократно публиковался и отдельно, и в составе сборников и хрестоматий. Произведению посвящена обширная исследовательская литература (подробный обзор ее см. в монографии Ю. К. Бегунова).

:
Лопарев Х.
М. «Слово о погибели Рускыя земли»: Вновь найденный памятник литературы XIII в. СПб., 1892 (ПДПИ, № 34);
Серебрянский
. Княжеские жития, с. 109;
Малышев В. И.
Житие Александра Невского: (По рукописи середины XVI в. Гребенщиковской старообрядческой общины в г. Риге). – ТОДРЛ, 1947, т. 5, с. 185–193;
Gorlin М.
Le Dit de la ruine de la terre Russe et de la mort du grand-prince Jaroslav. – Revue des études slaves, t. 23, 1947, fasc. 1–4, p. 5–33; Слово о погибели Русской земли / Пер., статья и примеч. И. П. Еремина. – В кн.: Художественная проза Киевской Руси XI–XIII веков / Сост., пер. и примеч. И. П. Еремина и Д. С. Лихачева. М., 1957, с. 251–254, 351–354;
Sоlоviеv А. V.
Die Dichtung vom Untergang Russlands. – Die Welt der Slaven, 1964, Jhrg. 9, S. 225–245 (пер. на нем. яз);
Бегунов Ю. К.
Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965; Слово о погибели Русской земли (подготовка текста, перевод и примечания Ю. К. Бегунова). – В кн.: «Изборник»: (Сб. произв. литературы Древней Руси). М., 1969, с. 326–327, 738–739; Literatura staroruska. Warszawa, 1971, s. 92–93 (пер. на польск. яз);
Zenkovsky S. A.
Medieval Russia’s Epics, Chronicles and Tales, 2 ed. New York, 1974, p. 196–197 (пер. на англ. яз.); Слово о погибели Русской земли / Подг. текста, пер. и ком. Л. А. Дмитриева. – ПЛДР. XIII век. М., 1981, с. 130–131, 544–546.

Читайте также:
Русский язык - анализ, история создания, основная мысль

:
Жданов И. Н.
Русский былевой эпос. СПб., 1895;
Мансикка В.
Житие Александра Невского. СПб., 1913 (ПДП – 180);
Тихомиров М. Н.
Где и когда было написано «Слово о погибели Русской земли». – ТОДРЛ, 1951, т. 8, с. 235–244;
Sоlоviеv А.
1) Le Dit de la ruine de la terre Russe. – Byzantion, 1953, t. 22, p. 105–128; 2) New Traces of the «Igor Tale» in Old Russian Literature. – Harvard Slavic Studies, 1953, vol. 1, p. 73–81;
Гудзий Н. К.
О «Слове о погибели Рускыя земли». – ТОДРЛ, 1956, т. 12, с. 527–545;
Рhilipp W.
Über das Verhältnis des «Slovo о роgibeli Russkoj zemli» zum «Zitie Aleksandra Nevskogo». – Forschungen zur Osteuropäischen Geschichte. Berlin, 1957, Bd 5, S. 7–37;
Малышев В. И.
О втором списке «Слова о погибели Рускыя земли»: (История открытия). – Slavia, 1959, roč. XXVIII, seš. 1, с. 69–72;
Мещерский Н. А.
1) Из наблюдений над языком «Слова о погибели Рускыя земли». – Учен. зап. ЛГПИ, т. 248. Вопр. языкозн. Л., 1963, с. 407–416; 2) К реконструкции текста «Слова о погибели Рускыя земли». – Вестн. ЛГУ, 1963, № 14, Сер. ист. яз. и лит., вып. 3, с. 44–53.

Л. А. Дмитриев

Обстоятельства написания

Некоторые факты об условиях возникновения рукописи должно включать краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской», автор которого предположительно является одним из приближенных Александра Невского, стало плачем по былому величию государства. Ученые полагают, что сочинение должно было предшествовать не дошедшей до нас светской биографии этого правителя. Произведение было написано после вторжения монголо-татарских войск в северо-восточные земли. В ходе одной из битв погиб владимирский князь Юрий, что и стало основанием для создания сказания. Интересен тот факт, что произведение послужило основой для создания аналогичных сказаний.

О международном положении страны

О том, насколько был образован и сведущ в истории и географии автор рассматриваемого произведения, говорит краткое содержание («Слово о погибели земли Русской»). После смерти Ярослава политическое единство нашей страны было нарушено, однако могущество еще не было окончательно подорвано. Автор перечисляет те земли, которые были подчинены русским князьям и подчеркивает, что только сильная власть сумела укрепить международное положение государства. В общем ряду правителей книжник акцентирует внимание на Владимире Мономахе. По его словам, этот князь прославился во многих соседних землях.

Время написания

Если немного углубиться в науку, существует масса точек зрения как по поводу времени создания «Слова», так и автора. Михаил Тихомиров и Владимир Филипп считают, что «Слово» было написано в 1223 году в районе Кольской битвы. И дата эта неслучайна. Михаил Горлин, знаток древнерусской истории, считает, что произведение написано в 1246 и является реакцией на смерть князя Ярослава Всеволодовича. Сергей Данилов полагает, что поэма написана в 1250 году соратниками митрополита Кирилла, имеющего довольно высокий класс среди служителей церкви в те годы.

Похожими на правду принято считать 1237−1240 годы. Это годы нашествия хана Батыя на Русь. Произведение заканчивается упоминанием князя Ярослава, который погиб в 1246 году. Можно предположить, что повесть была написана до 1246 года.

Версии об авторстве

Если говорить об авторстве произведения, на текущий момент принято выделять 4 гипотезы, основной принято считать последнюю:

  1. Произведение написал житель Новгорода.
  2. Автором является южанин.
  3. «Слово» написал житель северо-востока.
  4. Житель северо-востока Руси южного происхождения.

Значение

Помимо указанных особенностей, влияние данного сочинения на последующую литературу должно включать краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской», произведения 14-15 веков необходимо рассматривать в одном ряду. Сказания о Куликовской битве и другие исторические рукописи написаны под его непосредственным влиянием. В них можно найти общие черты: это тема борьбы за освобождение, идея необходимости единства земель и восхваление сильной княжеской власти.

Здесь необходимо отметить, что произведения подобного рода оказывали большое влияние на общественно-политическую жизнь средневековой Руси, что во многом предопределило собирание удельных княжеств вокруг Москвы и свержение ига. Поэтому рассматриваемое сказание необходимо изучать не только на уроках литературы, но и на занятиях по отечественной истории. На его основе можно составить представление о том, как восприняли современники вторжение монголо-татар на русские земли.

О княжеской власти

Указанная мысль особенно отчетливо звучит в том месте, где дается образ идеального русского князя – Владимира Мономаха. Автор прославляет его подвиги и как бы противопоставляет современных ему удельных правителей этому выдающемуся государственному деятелю, воину, защищавшему Отечество от врагов. Важность темы крепкой политической власти в рассматриваемом произведении доказывает краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской» – это сочинение, которое имеет важное значение для понимания общественной ситуации в середине 13 столетия. Из данного сказания видно, что образованное население придавало большое значение постигшему их несчастью и видело выход в восстановлении княжеского статуса. Очевидно, в то время население видело идеал в том, как правил Владимир Мономах, который действительно сумел отразить набеги и создать крепкое для своего времени государство.

Анализ произведения и краткое содержание: Слово о погибели земли Русской

О княжеской власти

Указанная мысль особенно отчетливо звучит в том месте, где дается образ идеального русского князя – Владимира Мономаха. Автор прославляет его подвиги и как бы противопоставляет современных ему удельных правителей этому выдающемуся государственному деятелю, воину, защищавшему Отечество от врагов. Важность темы крепкой политической власти в рассматриваемом произведении доказывает краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской» – это сочинение, которое имеет важное значение для понимания общественной ситуации в середине 13 столетия. Из данного сказания видно, что образованное население придавало большое значение постигшему их несчастью и видело выход в восстановлении княжеского статуса. Очевидно, в то время население видело идеал в том, как правил Владимир Мономах, который действительно сумел отразить набеги и создать крепкое для своего времени государство.

Читайте также:
Символизм в литературе - основные черты и особенности направления

Краткое содержание

Земля русская необычайно красива и богата, и это выгодно отличает ее от прочих земель. Русь полна «источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными». Но не только чудесной природой и полезными ископаемыми славиться русская земля. На ее территории построены большие и малые города, деревни и поселки. Здесь живут мудрые, отважные князья в окружении честных, достойных вельмож.

Все эти богатства, все это благолепие принесла с собой «правоверная вера христианская». Русский народ силен своей верой, и во всем полагается на Бога. Именно благодаря христианской вере Русь стала такой великой. Русские князья смогли покорить обширные земли «до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев и до немцев, от немцев до корелы». Именем князя Владимира Мономаха «половцы детей своих пугали в колыбели». Мануил Цареградский был так напуган мощью русского войска, что регулярно слал богатые дары,«чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял». Не испытывали страха перед русскими князьями лишь немцы, и только потому, что были «далеко за синим морем».

О Родине

Наиболее выразительным является эпизод создания красочной картины природы, городов, строений. Автор как бы с высоты обозревает вид, открывшийся ему. Произведение «Слово о погибели Русской земли», краткое содержание которого является предметом настоящего обзора, стало глубоко патриотическим сочинением, имевшим большое значение для возрождения воинского духа и сознания необходимости освобождения от ига. Книжник перечисляет то, что составляло в свое время славу и гордость Отечества. Поначалу он описывает природу: леса, дубравы, поля, холмы. Затем он говорит о богатстве животного и растительного мира, после чего восхваляет богатство и величие городов, бояр, князей. Из данного фрагмента можно судить о том, что собой представлял средневековый русский город, в котором были храмы, монастырские сады, усадьбы. Автор делает акцент на большом значении православной веры в жизни народа, называя страну истинно верующей.

Значение произведения раскрывает его краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской» отражает один из наиболее драматичных моментов в отечественной истории. Автор противопоставляет былое величие и красоту Родины ее разорению и опустошению. Он с любовью и гордостью воссоздает картины природы, строений и в красивых эпитетах восхваляет мощь государства. Вместе с тем книжник сетует на разрозненность уделов, которая мешала объединить силу для борьбы с врагом. Далее автор рисует панораму ландшафта и архитектуры, которая позволяет читателю увидеть и прочувствовать то, какой была Русь до нашествия врагов. Акцент создателя на необходимость политического единства доказывает краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской» стало своеобразным поэтическим и литературным призывом к единению сил перед лицом внешней угрозы.

О международном положении страны

О том, насколько был образован и сведущ в истории и географии автор рассматриваемого произведения, говорит краткое содержание («Слово о погибели земли Русской»). После смерти Ярослава политическое единство нашей страны было нарушено, однако могущество еще не было окончательно подорвано. Автор перечисляет те земли, которые были подчинены русским князьям и подчеркивает, что только сильная власть сумела укрепить международное положение государства. В общем ряду правителей книжник акцентирует внимание на Владимире Мономахе. По его словам, этот князь прославился во многих соседних землях.

Обстоятельства написания

Некоторые факты об условиях возникновения рукописи должно включать краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской», автор которого предположительно является одним из приближенных Александра Невского, стало плачем по былому величию государства. Ученые полагают, что сочинение должно было предшествовать не дошедшей до нас светской биографии этого правителя. Произведение было написано после вторжения монголо-татарских войск в северо-восточные земли. В ходе одной из битв погиб владимирский князь Юрий, что и стало основанием для создания сказания. Интересен тот факт, что произведение послужило основой для создания аналогичных сказаний.

Время написания

Если немного углубиться в науку, существует масса точек зрения как по поводу времени создания «Слова», так и автора. Михаил Тихомиров и Владимир Филипп считают, что «Слово» было написано в 1223 году в районе Кольской битвы. И дата эта неслучайна. Михаил Горлин, знаток древнерусской истории, считает, что произведение написано в 1246 и является реакцией на смерть князя Ярослава Всеволодовича. Сергей Данилов полагает, что поэма написана в 1250 году соратниками митрополита Кирилла, имеющего довольно высокий класс среди служителей церкви в те годы.

Похожими на правду принято считать 1237−1240 годы. Это годы нашествия хана Батыя на Русь. Произведение заканчивается упоминанием князя Ярослава, который погиб в 1246 году. Можно предположить, что повесть была написана до 1246 года.

Значение

Помимо указанных особенностей, влияние данного сочинения на последующую литературу должно включать краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской», произведения 14-15 веков необходимо рассматривать в одном ряду. Сказания о Куликовской битве и другие исторические рукописи написаны под его непосредственным влиянием. В них можно найти общие черты: это тема борьбы за освобождение, идея необходимости единства земель и восхваление сильной княжеской власти.

Здесь необходимо отметить, что произведения подобного рода оказывали большое влияние на общественно-политическую жизнь средневековой Руси, что во многом предопределило собирание удельных княжеств вокруг Москвы и свержение ига. Поэтому рассматриваемое сказание необходимо изучать не только на уроках литературы, но и на занятиях по отечественной истории. На его основе можно составить представление о том, как восприняли современники вторжение монголо-татар на русские земли.

«Слово о погибели русской земли». Жанровое и идейное своеобразие

Содержание

«Слово о погибели Русской земли» представляет собой отрывок не дошедшего до нас произведения, посвященного монголо-татарскому нашествию на Русь. Упоминаемые в «Слове» имена и контекст, в котором эти имена встречаются («до ныняшняго Ярослава и до брата его Юрья…»), отзвуки легенд о Владимире Мономахе и некоторые южнорусские черты текста дают основание считать, что «Слово о погибели Русской земли» было написано автором южнорусского происхождения в северо-восточной Руси. Время написания «Слова» датируется периодом с 1238 по 1246 г. («нынешний Ярослав» умер в 1246 г.). Описание в «Слове» величия и могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся рассказу о нашествии Батыя. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествоватъ о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность «Слова о погибели Русской земли» находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы, в которых описываются с патриотических позиций невзгоды и тяжелые испытания, обрушившиеся на родину автора.

Читайте также:
Капитанская дочка цитаты и афоризмы героев романа А.С. Пушкина

«Слово о погибели Русской земли» по поэтической структуре и в идейном отношении близко к «Слову о полку Игореве». Оба эти произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста. Оба памятника близки и сочетанием в них похвалы и плача: похвалы былому величию Русской земли, плача о ее бедах в настоящем. «Слово о полку Игореве» было лирическим призывом к единению русских князей и русских княжеств, прозвучавшим перед монголо-татарским нашествием. «Слово о погибели Русской земли» — лирический отклик на события этого нашествия.

«Слово о погибели Русской земли» дошло до нас в двух списках: один (XV в.) — в Гос. архиве Псковской области (собр. Псково-Печерского монастыря, ф. 449, № 60), другой (XVI в.) — в Древлехранилище ИРЛИ (Р.IV, оп. 24, № 26). В обоих списках «Слово» дошло в виде предисловия к «Повести о житии Александра Невского». Такое объединение этих текстов — факт более поздней литературной истории обоих произведений. Научное издание текстов и их исследование см.: Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.—Л., 1965.

В сохранившемся тексте описывается былая красота и богатство Русской земли, ее прежнее политическое могущество. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность Слова о погибели находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литератур, в которых встречается похвала величию и славе родной земли. Упоминание в конце Слова о погибели «нынешнего Ярослава» имеет в виду князя Ярослава Всеволодовича, который умер в 1246г. Следовательно, Слово о погибели в любом случае (существуют разные датировки его) было написано до 1246 г. Называется и имя брата Ярослава — Юрия Всеволодовича, который погиб в битве на р. Сити 4 марта 1238. Можно думать поэтому, что Слово о погибели было создано в самом начале Батыева нашествия, еще до битвы на Сити. Наиболее предпочтительна точка зрения, согласно которой автор Слова о погибели был выходцем из южной Руси, но написано оно в северо-восточной Руси.

Слово о погибели по поэтической структуре и в идейном отношении близко к Слову о полку Игореве. Оба «Слова» отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмичный строй текста. Оба памятника близки и сочетанием в них похвалы и плача: похвала былому величию страны, плач о ее бедах в настоящем. Слово было лирическим призывом к единению русских князей и руских княжеств, прозвучавшим перед монголо-татарским нашествием. Слово о погибели — лирический отклик на события этого нашествия. А. В. Соловьев в статье 1948 г. о Слове и в статье 1953 г. о Слове о погибели отметил целый ряд параллелей между обоими произведениями: в идейном отношении, на стилистическом уровне, в характере отношения к природе, в сходстве отдельных выражений («отъ стараго Владимера до нын?шняго Игоря» — «от великого Ярослава… до нынешнего Ярослава»), в широте географических познаний обоих авторов, в грамматических формах и т. д. Н. К. Гудзий, имея в виду эти работы, писал: «Как нам представляется, все эти параллели из обоих памятников, в том числе и в наибольшем количестве подобранные А. В. Соловьевым, — настолько общего характера, что едва ли могут свидетельствовать о литературной связи „Слова о погибели“ со „Словом о полку Игореве“, даже при тех оговорках, которые делает А. В. Соловьев» (О «Слове…». С. 544). Соловьев в статье 1958 г. о Слове о погибели вновь вернулся к вопросу о связи обоих произведений. Говоря о замечании Гудзия, он писал: «В моей французской статье я настаивал лишь на тематическом и стилистическом сходстве между обоими («Словами». — Л. Д.), на том, что оба „Слова“ — „несомненно, продукт одной и той же поэтической школы“. Я хотел указать, что такая поэтическая школа существовала и могла давать светские произведения различной окраски» (Заметки… С. 110). В этой статье Соловьев к ранее указанным параллелям между обоими «Словами» приводит еще 12 новых пунктов, в которых он видит возможность сравнивать оба произведения как произведения одной поэтической школы. В заключение он говорит: «Вопрос о том, знал ли автор „Слова о погибели“ предыдущее „Слово“ и подражал ли ему, решить трудно. Может быть, знал, а может быть, и не знал».

Б. А. Рыбаков считает, что Слово о погибели приняло историческую схему Слова о полку: «после благополучных лет Ярослава (Мудрого) начались годы крамол и усобиц, началась „болезнь“, продолжавшаяся до Владимира (Мономаха); болезнь проявилась и при нынешних князьях (для автора 1185 г. — при Игоре, а для автора начала XIII в. — при сыновьях Всеволода Большое Гнездо)» («Слово» и его современники. С. 80). По мнению Рыбакова, строки Слова о погибели о Владимире Мономахе — «…которым то половьци дети своя полошаху в колыбели… А немци радовахуся, далече будуче за синим морем» «являются цитатой или пересказом той части исторического раздела „Слова о полку Игореве“, где говорилось о Старом Владимире и выражалось горькое сожаление о том, что его нельзя было навечно сохранить на Киевских горах (С. 82—83). Рыбаков полагает, что в дошедшем списке Слова о полку это место не сохранилось. В книге «Петр Бориславич» объем фрагмента Слова, сохранившегося, по мнению ученого, в Слове о погибели, еще более увеличен.

Положение о жанровой близости обоих «Слов» развито в статье А. А. Горского. Он пишет: «…оба они (и только они из сохранившихся произведений русской литературы домонгольского периода) сочетают в себе черты эпоса, лирики и публицистики» (Проблемы изучения «Слова…». С. 38).

Жанровая близость, близкие стилистические формулы, сходные поэтические образы, параллельные словосочетания и обороты не могут свидетельствовать о зависимости Слова о погибели от Слова о полку Игореве. Близость обоих произведений должна объясняться их поэтическими особенностями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: