АСЕАН ℹ расшифровка, история создания ассоциации стран Юго-Восточной Азии, участники, структура, штаб-квартира, основные функции, цели и задачи организации

Структура, состав и штаб-квартира АСЕАН

В конце ХХ столетия на планете стали преобладать тенденции интеграции и глобализации национальных экономик. После Великой Отечественной во всем мире создали множество региональных межправительственных ассоциаций. Одной из них является организация ASEAN (АСЕАН). Ее штаб-квартира и состав объединений находятся на территории Азии. Сюда входят страны, которые преследуют цель выгодных взаимоотношений в различных сферах деятельности.

История создания и расшифровка

Организация образовалась не сразу. До этого на этой территории находился международный союз АСА и военный блок СЕАТО. Однако оба объединения быстро распались из-за узких целей, которые они поставили перед собой. Азиатским государствам требовалась более многоплановая и тесная интеграция.

8 августа 1968 г. руководители из пяти стран собрались в Бангкоке и подписали Декларацию ACEAH. Все участники встречи (их представляли Сингапур, Таиланд, Филиппины, Индонезия, Малайзия) создали основу будущей ассоциации. Именно эта дата является днем появления АСЕАН, а 5 правителей — основателями организации. В последующем состав увеличился в два раза.

Рассматривая кратко мотивы создания ассоциации, можно выделить следующие:

  1. Попытка отдалиться от мировых стран, избавиться от сферы их влияния.
  2. Возможность возрождения экономики и самостоятельного развития.

Аббревиатура расшифровывается из первых букв и звучит так — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

Общие сведения

АСЕАН — это одна из самых крупных политико-экономических межнациональных ассоциаций в Азии. Ее территория составляет практически 4,6 миллиона км 2 , где проживает около 7 млн человек. Сегодня список участников включает в себя 10 государств. По данным Википедии, средний объем ВВП на душу населения — 4044 $.

Организация имеет большой запас разных ресурсов (энергетических, минеральных, лесных, водных). Помимо этого, ассоциация занимает выгодное расположение на карте мира — на пересечении главных морских торговых маршрутов. Это способствует развитию межнациональной организации и интеграции взаимоотношений между странами.

Причем государства, которые входят в АСЕАН, значительно различаются между собой особенностями политического строя, развитием экономики, религиозными обычаями и культурными традициями, а также уровнем жизни граждан. Все это сильно тормозит процессы интеграции внутри ассоциации.

Структура организации

Высшим структурным органом является саммит лидеров стран, которые находятся в составе. Его проводят один раз в 2 года, а продолжается он 3 дня. Помимо этого, каждый год проходят заседания министров финансов разных государств.

Различными вопросами занимается постоянно работающий комитет, где в составе находится министр юстиции председательствующего государства и послы других участников ассоциации.

Кроме того, в рамках организации все время ведется работа в 123 группах и 12 комитетах. Каждый год АСЕАН организует и с успехом проводит приблизительно 350 разных встреч.

Юридической основной ассоциации является пакет, который состоит из 3 соглашений. Это Декларация создания ASEAN (1968 г.), Балийский договор (1977 г.), Устав ASEAN (2008 г.).

Штаб-квартира организации находится в столице Индонезии Джакарте.

Основные задачи

В 1978 г. было подписано соглашение, которое существенно упрощало торговые отношения между государствами, находящимися в ассоциации. В 1993 г. в пределах ASEAN создали отдельную зону свободной торговли. Как считает множество специалистов, это событие являлось главным достижением в работе организации. Другая немаловажная победа — это подписание соглашения о формировании зон, которые будут свободны от ядерного оружия в пределах стран АСЕАН.

Сейчас ASEAN поставила перед собой следующие важные задачи. Основными являются:

  1. Укрепление стабильности отношений между всеми участниками АСЕАН.
  2. Интенсификация социального развития и прогресса экономики стран в регионе.
  3. Поиск улучшения ведения аграрной сферы.
  4. Сотрудничество всех государств в научной, образовательной и культурной деятельности.
  5. Создание прочных и взаимовыгодных отношений с другими странами и межнациональными ассоциациями.
  6. Повышение объемов торговли в государствах ASEAN.

Список государств

После создания ассоциации первое пополнение произошло только через 18 лет. Небольшая страна Бруней, которая получила суверенитет в 1985 г., тут же стала членом ASEAN. Вьетнам был следующим государством, вступившим в эту межнациональную организацию. Это произошло в 1996 г. Через два года появились Мьянма и Лаос. В 1999 г. вступила Камбоджа.

Сегодня участники ASEAN — это почти все страны Восточной и Южной Азии, кроме Восточного Тимора. Но недавно правительство этого небольшого султаната подало заявление на вступление в ассоциацию. Поэтому, вероятно, очень скоро эта территория будет полностью представлена в организации. Пока заявление находится на этапе рассмотрения.

То есть сегодня список государств, входящих в ASEAN, следующий:

  • Камбоджа;
  • Индонезия;
  • Таиланд;
  • Вьетнам;
  • Лаос;
  • Мьянма;
  • Бруней;
  • Малайзия;
  • Филиппины;
  • Сингапур.

Индонезия и Сингапур

Индонезия является самой большой в мире островной страной, которая состоит приблизительно из 13000 островов. Это аграрное и индустриальное государство, где развиты сельское хозяйство, нефтепереработка и горнодобывающая сфера. Экспортируемые товары: картофель, маниока, кокосы. Бюджет значительно пополняет и туристическая отрасль. Невзирая на рыночный характер экономики Индонезии, в ней довольно весомую роль играет государство. К примеру, ему принадлежит около полусотни крупнейших предприятий. А также оно контролирует ценообразование.

Сингапур — маленькая страна-город, находится на юге Малаккского полуострова. Государство отличается отсутствием налогов для IT-сферы, большим налогообложением на машины и бесплатным образованием. По уровню ИЧР занимает 12-е место. Членом ASEAN стала в 1968 г. Это одна из самых богатых и успешных стран на планете. Всего за 35 лет Сингапур совершил большой скачок в развитии, в основном за счет очень выгодного географического расположения и грамотного распоряжения бюджетом. В этом государстве отлично развиты сфера обслуживания, электроника, биотехнология, кораблестроение.

Филиппины и Таиланд

Филиппины — государство, которое находится в Тихом океане и состоит из приблизительно 7000 островов. ИЧР имеет средний показатель (118 место в мире). Находится в ASEAN с 1968 г., со времени создания этой межнациональной ассоциации.

Филиппины — президентская страна с постоянно развивающейся экономикой. Это аграрное и промышленное государство с развитыми сельским хозяйством, а также фармацевтической, текстильной, химической сферами. Основные экспортируемые продукты: ананасы, манго, кокосы, рис. Правительство вкладывает много средств в науку, в том числе в развитие медицины, электроники, агрономии.

Таиланд — страна, которая находится на двух полуостровах — Малакка и Индокитай. Вступила в организацию ASEAN с 1968 г. и является одним из создателей. Это аграрное и индустриальное государство с развитой индустрией, сельскохозяйственной отраслью и электроникой. Немалую прибыль приносит туристическая сфера.

Вьетнам, Бруней и Малайзия

Вьетнам — это страна, которая расположена на восточной части полуострова Индокитай. Присоединилась к ассоциации в 1996 г. Это одно из немногочисленных азиатских государств, которое продолжительное время сохраняло коммунистическую форму ведения хозяйства. Эта страна еще так и не пришла в себя после долгой войны, которая происходила в 1961—1976 гг. Это аграрное государство с плохо развитой экономикой. В основе экспорта: морепродукты, текстиль, пластиковые изделия, телефоны, обувь.

Читайте также:
Природные зоны европейской части России ℹ географическое положение, строение рельефа, климатические условия, особенности растительного и животного мира

Бруней — небольшая страна на побережье острова Калимантан, где проживает примерно 420000 жителей. Членом ASEAN является с 1985 г. «Исламский Диснейленд» — так называют это государство за его зажиточность. Основная причина этого — большие залежи нефти. За счет ее добычи и продажи страна имеет одно из ведущих мест на планете по уровню жизни. Однако никакие иные экономические отрасли почти не развиты.

Малайзия — государство, которое добилось в конце ХХ столетия удивительных экономических показателей. Сегодня это страна с довольно динамичной и гибкой экономикой. Создателем «малазийского чуда» считается бывший премьер Мохаммед. Территория этого государства богата на нефть, олово и различные другие ресурсы. Однако Малайзия сделала ставку на развитие туристической отрасли.

Камбоджа, Мьянма и Лаос

Тройка самых бедных стран, которые находятся в составе ASEAN. Это аграрные государства с отсталой экономикой. Большая часть местных жителей занимается сельским хозяйством (около 85%). Основным фактором, который сдерживает экономическое развитие этих стран, является почти абсолютное отсутствие инфраструктуры.

Лаос считается самым крупным в Азии изготовителем героина. В 2016 г. территория по выращиванию мака составляла более 6000 га. При этом в Камбодже довольно хорошо развита туристическая отрасль. Туристов сюда привлекают великолепные пляжи, мягкие климатические условия, экзотика, оригинальная кухня, низкие по стоимости туры.

ASEAN — это ассоциация, сыгравшая немаловажную роль в экономике стран Восточной и Южной Азии. За относительно короткое время этот регион стал одним из передовых. А также заслуга организации заключается в уменьшении местных вооруженных конфликтов. Одна из основных задач в работе АСЕАН на ближайшее время — постепенное преодоление огромного разрыва в экономике между ее странами-участниками.

АСЕАН — структура, функции и задачи организации

Экономическая и политическая межправительственная организация АСЕАН включает ряд крупных государств Юго-Восточной Азии. Она играет важнейшую роль в тихоокеанском регионе и экономике всего мира. Саммит стран-участников АСЕАН, на который приезжают главы государств и правительств, проходит ежегодно, являясь одним из важнейших событий в политической жизни планеты.

Предпосылки и история создания

В 60-х годах прошлого века отмечался распад колониальной системы, когда многие государства Азии и Африки обрели свою независимость. В таких условиях главы суверенных стран Азии опасались, что экономически развитые державы будут вмешиваться в их внутренние дела, оказывая политическое и экономическое давление. Для обеспечения нейтралитета и предупреждения в регионе межгосударственных конфликтов были подписаны многочисленные договоры и меморандумы.

Первоначально был создан так называемый альянс, известный под аббревиатурой АСА, в который входили Таиланд, Малайзия и Филиппины. Однако по причине скудости целей, которые ставились перед объединением, оно оказалось недолговечным. Страны Юго-Восточной Азии остро нуждались в разноплановой и тесной интеграции, в объединении своих экономик и создании общего рынка сбыта. Главы государств и руководители дипломатических ведомств на протяжении нескольких лет вели кропотливую работу, согласовывая и составляя коллективный договор и декларацию АСЕАН.

Создано это образование в Бангкоке в августе 1967 года. Главы государств таких стран, как Филиппины, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Таиланд, подписали меморандум и общий договор, образуя основу будущей организации. В дальнейшем состав ассоциации увеличился вдвое. В настоящее время в организации состоят 10 стран с общей численностью населения более 622 миллионов человек. Показатель ВВП совокупных членов составляет 2,3 триллиона долларов, что делает ассоциацию крупнейшей региональной организацией. В настоящее время странами-участниками АСЕАН являются:

  • Таиланд;
  • Сингапур;
  • Малайзия;
  • Индонезия;
  • Филиппины;
  • Бруней;
  • Вьетнам;
  • Лаос;
  • Мьянма;
  • Камбоджа.

Активное развитие региональной организации началось в 1990-х и 2000-х годах. В это время многие страны Азии начали стремительно развиваться экономически, а созданный в рамках АСЕАН единый рынок стал одним из локомотивов роста всего региона. По правоустанавливающим документам членом этой организации может стать любая страна, если она находится в тихоокеанском регионе и соответствует ряду требований. Они включают в себя экономическое развитие, возможность полностью открыть свои рынки, отказаться от протекционизма в отношении собственных производителей.

Цели, задачи и устав ассоциации

Основная цель ассоциации — объединение усилий по экономическому росту, а также культурное и социальное развитие региона. В уставе организации закреплены следующие цели и задачи АСЕАН:

  • продвижение стабильности и регионального мира;
  • сотрудничество в культурной и экономической сфере;
  • расширение взаимовыгодной торговли.

В период создания ассоциации многие страны Юго-Восточной Азии были озабочены вопросами сохранения своей независимости от экономически развитых стран. Первоначально в уставе содержалось указание о военной взаимопомощи стран-участниц, в том числе при ведении военных действий и внешней интервенции. В последующем, когда в регионе установился мир, была проведена ревизия правоустанавливающих документов. Функции АСЕАН были изменены, после чего все упоминания о военной помощи друг другу исчезли из устава.

Юридическая база включает три декларации, которые были подписаны в 1976, 2003 и 2011 годах. Также одним из правоустанавливающих документов является Договор о сотрудничестве и дружбе, который допускает возможность присоединения к организации других региональных государств. Этот документ подписали также Южная Корея, Пакистан, Япония, Россия, Австралия, США, Канада и Турция.

АСЕАН имеет утверждённые символы — девиз, флаг и эмблему. Все эти знаки отличия закреплены в правоустанавливающих документах. Расшифровка АСЕАН звучит как Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. Флаг организации появился в 1997 году, он имеет вид прямоугольного синего полотнища с красной полосой и расположенной в верхней части эмблемы организации. Девиз ее переводится с английского языка «Один взгляд, одна сущность и единое общество». Эмблема АСЕАН выполнена в виде красного круга, внутри которого перевязаны десять стеблей риса (по количеству членов).

Структура и особенности работы

Согласно уставу, высшим органом этого объединения являются встречи правительств и глав государств стран-участниц. Обычно такие саммиты проходят два раза в год — весной и осенью. Текущее руководство осуществляет избираемый координационный совет, в состав которого входят министры иностранных дел и представители всех государств, присутствующих в АСЕАН. Также на регулярной основе проходят встречи старших должностных лиц и профильных министров, что позволяет выработать общую политику и решить проблемы по конкретным направлениям взаимодействия.

Читайте также:
Растения Евразии 🌱 особенности флоры материка, описание природных зон, список наиболее распространенных и редких видов, примеры эндемиков с названиями

В настоящее время в индонезийской столице Джакарте на постоянной основе действуют секретариат и штаб-квартира АСЕАН, которую с 2013 года возглавляет вьетнамец Ле Лыонг Минь. Это ведомство занимается выработкой общей стратегии для центра и предложений по актуальным вопросам политической, социальной и экономической жизни азиатского региона. В то же время следует отметить декоративную роль генерального секретаря, который не имеет права голоса на ежегодном саммите глав государств.

АСЕАН работает плодотворно и активно. Ежегодно проходит не меньше трех сотен всевозможных мероприятий и различных встреч, которые позволяют решить важнейшие проблемы в социальной, политической и экономической жизни региона. Также в рамках этой ассоциации в качестве превентивной дипломатии создан региональный форум, действующий с 1994 года. В рамках таких встреч бизнесмены и политики из различных стран обмениваются новостями, своими идеями и перспективными наработками. В последующем выработанная ими стратегия рассматривается главами государств на ежегодных саммитах.

Зона свободной торговли

Одним из главных достижений стран, входящих в АСЕАН, является создание общей зоны свободной торговли. В рамках подписанного договора осуществляется беспрепятственное движение товаров и предлагаемых услуг. Соглашение о создании общей зоны торговли подписано в Сингапуре в 1992 году. Этот договор дал существенный толчок развитию международной торговли в регионе, начался активный рост ВВП стран-участниц, упростился выход на внешние рынки вне зависимости от начальных характеристик экономик государств.

В рамках саммита глав государств в 2008 году было впервые объявлено о планах расширить зону свободной торговли на Южную Корею, Китай и Японию. В начале 2009 года были подписаны двусторонние договоры между АСЕАН, Новой Зеландией и Австралией об открытии своих рынков. Сейчас ведутся переговоры с Японией и Китаем об их присоединении к зоне свободной торговли, что сделало бы эту ассоциацию крупнейшим в мире рынком товаров и услуг.

Перспективы развития

Сегодня членами АСЕАН являются 10 стран Восточной и Южной Азии. Два государства, Восточный Тимор и Папуа — Новая Гвинея, получили статус наблюдателей. В 1990-х годах члены ассоциации проводили переговоры о присоединении к ним Китая, Южной Кореи и Японии. Но из-за активного противодействия США эти планы реализовать не удалось. После этого глубокие процессы интеграции в регионе продолжились, в настоящее время образовался блок стран, которые действуют в формате АСЕАН+3.

В двухтысячных годах к деятельности организации стали привлекать Индию, Новую Зеландию и Австралию. Список возможных потенциальных членов:

  • Австралия;
  • Япония;
  • Китай;
  • Восточный Тимор.

В 2011 году о своем намерении присоединиться к АСЕАН заявили представители Восточного Тимора. Сейчас проводится работа по оптимизации экономического и юридического законодательства этой страны, что позволит ей в скором времени стать полноправным членом ассоциации. Также перспективным членом считается Папуа — Новая Гвинея, которая с 1981 года имеет привилегированный статус наблюдателя. Эта страна активно сотрудничает в экономической и социальной сфере с АСЕАН, по сути являясь постоянным участником организации.

Международное партнерство

С 1996 года АСЕАН стало активно сотрудничать с Российской Федерацией. В это время была подписана декларация о партнерстве, а после присоединения России к Балийскому договору в ноябре 2004 года диалог только углубился. В 2005 году в Малайзии состоялся первый саммит АСЕАН — Россия, в котором принял участие Владимир Путин. Аналогичная встреча прошла через три года во вьетнамском городе Ханое. Сегодня Министерство иностранных дел РФ участвует в конференциях в формате АСЕАН+1 и АСЕАН+10.

Российская Федерация имеет тесные социальные и исторические связи со многими постоянными членами этой организации. Так, во Вьетнаме Росатом строит АЭС, а Газпром активно развивает совместные проекты по добыче голубого топлива в этой стране. В руководстве России неоднократно подчеркивали, что дальнейшее углубление сотрудничества с организацией является одной из приоритетных задач внешней политики страны. Интересным фактом можно назвать то, что на Россию сегодня, по данным статистики, приходится около 10% товарооборота стран АСЕАН.

Определенные сложности наметились в сотрудничестве АСЕАН и США. Это объясняется ярой протекционистской политикой президента США Дональда Трампа, который начал торговую войну не только с Китаем, но и с рядом стран тихоокеанского региона. В ходе двусторонних встреч представители ассоциации и Госдепа отмечают, что в их интересах нормализовать отношения и относиться друг к другу в рамках взаимовыгодного сотрудничества, однако какого-либо прогресса в изъятии экономических ограничений пока не наблюдается.

Львиная доля экспорта стран АСЕАН сегодня приходится на страны Западной Европы. С Евросоюзом подписаны соглашения о взаимовыгодной торговле, что стало толчком к увеличению оборота с ним. Если страны Азии экспортируют преимущественно собранную бытовую технику и предметы первой необходимости, то европейские компании поставляют суперсовременные технологии, которые необходимы для дальнейшего экономического роста и технического развития региона.

АСЕАН

– Всего
– Всего
– ВВП на душу
– ВВП на душу

2,172 трлн $ (ППС)
681 млрд $ (номинально)
4 044 $ (ППС)
1 267 $ (Номинально)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (англ. Association of SouthEast Asian Nations ) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём (на ноябрь 2008 г. – бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван). Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.

Читайте также:
Западно-Сибирская равнина - географическое положение, структура

Содержание

Председательство

Председательство в организации осуществляется в порядке установленной очерёдности со сроком в один год в соответствии с алфавитным расположением стран на английском языке. Соответственно, в 2007 г. председательствует Сингапур, в 2008 г. – по порядку Таиланд, однако это требует подтверждения. На СМИД председательствует министр иностранных дел той страны, которая возглавляла организацию в прошлом году.

Страны-члены

Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г., через 6 дней после обретения независимости), Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор [1] .

Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4,5 млн км 2 , их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США.

Цели АСЕАН

В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются: «(i) ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления… в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (ii) установление мира и стабильности в регионе… через… приверженность принципам Устава ООН».

Основные документы

  • Декларация АСЕАН (1967). Образующий документ, установивший цели организации (см. выше).
  • Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии (1971) (Куала-Лумпурская декларация). В ней заявлялось, что нейтральность региона являет собой «желан-ную цель».
  • Договор о дружбе и сотрудничестве (Treaty on amity and Cooperation, TAC) (1976). В этом договоре страны договорились о принципах взаимоотношений друг с другом, а именно: взаимное уважение независимости, сувере-нитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности каждой нации, право на невмешательство во внутренние дела государства, отказ от методов принуждения в международных отношениях, разрешения конфликтов мирным путём и пр. Договор принят в связи с уменьшением напряжённости в регионе после окончания Второй индокитайской войны.
  • Манильская декларация, с которой выступили страны АСЕАН в 1992 году, призывала все стороны, вовлеченные в территориальные споры о принадлежности Парасельских островов и островов Спратли, ограничиться мирными средствами в урегулировании спорных вопросов.
  • Договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (Бангкокский договор) (1995). Этот договор является логичным продолжением Куала-Лумпурской декларации.
  • Декларация о совместных действиях по противодействию терроризму принята в Брунее в ноябре 2001 года. В документе выражается решимость активизировать совместные и индивидуальные усилия стран АСЕАН по предотвращению, противодействию и пресечению деятельности террористических групп в регионе.
  • Устав АСЕАН. Подписан на саммите АСЕАН в Сингапуре в 2007 г., в настоящее время находится на стадии ратификации странами-членами.

Асеановский региональный форум был создан в 1994 г. в рамках превентивной дипломатии. Встречи проводятся ежегодно в одной из столиц АСЕАН. Согласно бюллетеню председателя на первом АРФ, целями АРФ являются: 1) стимулирование конструктивных диалога и консультаций по вопросам политики и безопасности; 2) создание весомого вклада в усилия, направленные на создание доверительных отношений и превентивной дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В рамках этого форума существуют две «дорожки»: по первой диалог ведётся на официальном межправительственном уровне, а по второй – между НПО и академическими кругами. Помимо АСЕАН в последнем форуме участвовали Австралия, Бангладеш, Восточный Тимор, ЕС, Индия, Канада, КНДР, КНР, Монголия, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Пакистан, Республика Корея, Россия, США.

Сравнение региональных блоков

Сравнение региональных блоков
2004 год
Региональный
блок 1
Площадь (км²) Население ВВП (ППС) ($US)
ВВП (млн.)
ВВП (ППС) ($US)
ВВП на душу населения
Участники
Страны участники 1
ЕАСТ (EFTA) 529,600 12,233,467 471,547 38,546 4
ЕС (EU) 4,325,675 496,198,605 12,025,415 24,235 27
ЕврАзЭС (EurAsEC) 20,789,100 208,067,618 1,689,137 8,118 6
СААРК (SAARC) 5,136,740 1,467,255,669 4,074,031 2,777 8
ССАГПЗ (GCC) 2,285,844 35,869,438 536,223 14,949 6
НАФТА (NAFTA) 21,588,638 430,495,039 12,889,900 29,942 3
АСЕАН (ASEAN) 4,400,000 553,900,000 2,172,000 4,044 10
PARTA 528,151 7,810,905 23,074 2,954 14+2 3
КАРИКОМ (CARICOM) 462,344 14,565,083 64,219 4,409 14+1 3
CSN 17,339,153 370,158,470 2,868,430 7,749 10
CACM 422,614 37,816,598 159,536 4,219 5
Agadir 1,703,910 126,066,286 513,674 4,075 4
ВАС (EAC) 1,763,777 97,865,428 104,239 1,065 3
COMESA 3,779,427 118,950,321 141,962 1,193 5
ЭКОВАС (ECOWAS) 5,112,903 251,646,263 342,519 1,361 15
ЦАВЭС (CEMAC) 3,020,142 34,970,529 85,136 2,435 6
SACU 2,693,418 51,055,878 541,433 10,605 5
ООН и
страны для
сравнения 2
Площадь (км²) Население ВВП (ППС) ($US)
в миллионах
ВВП (ППС) ($US)
на душу населения
Число админ.
единиц 4
OOH 133,178,011 6,411,682,270 55,167,630 8,604 192
Бразилия 8,514,877 187,560,000 1,616,000 8,600 27
Германия 357,050 82,438,000 2,585,000 31,400 16
Канада 9,984,670 32,507,874 1,165,000 35,200 13
Китай 5 9,596,960 1,306,847,624 10,000,000 7,600 33
Индия 3,287,590 1,102,600,000 4,042,000 3,700 35
Россия 17,075,200 143,782,338 1,723,000 12,100 85
США 9,631,418 296,900,571 12,980,000 43,500 50
Япония 377,873 128,085,000 4,220,000 33,100 47
Источник: Всемирная книга фактов ЦРУ (2005), World Economic Outlook Database (МВФ).
Легенда:

1 Включены данные только по полным членам наиболее активных блоков.
2 Наиболее крупные страны мира по площади, населению и ВВП (ППС).
3 Включая несуверенные автономные области государств.
4 Число административных единиц.
5 Данные для КНР не включают Гонконг, Макао и территории под контролем Тайваня.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): история и задачи

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations) была образована 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд). Декларацию АСЕАН тогда подписали пять стран-основательниц (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины).

Целью создания новой ассоциации было объявлено сотрудничество в экономической, социальной, культурной и других областях стран-участниц, а также упрочение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.

Декларация АСЕАН предусматривала, что ассоциация будет открытой для всех государств Юго-Восточной Азии.

В 1984 году к АСЕАН присоединилась Бруней-Даруссалам, в 1995 году — Вьетнам, в 1997 году ‑ Лаос и Мьянма, в 1999 году — Камбоджа. Эти страны вместе со странами-основательницами являются так называемой “десяткой” АСЕАН.

Статус наблюдателя АСЕАН имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор. В настоящее время рассматривается вопрос о принятии в ассоциацию Восточного Тимора.

Юридической базой взаимоотношений стран ассоциации служат Декларация согласия АСЕАН 1976 года, Вторая Декларация согласия АСЕАН (“Балийское согласие-2”) 2003 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения к ассоциации внерегиональных государств.

В октябре 2003 года к АСЕАН присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года — Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года — Россия и Южная Корея, в июле 2005 года — Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 года — Австралия, в июле 2009 года — США, в июле 2010 года — Турция и Канада.

В 2004 году в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. 20 ноября 2007 года в ходе 13-го саммита АСЕАН в Сингапуре Устав АСЕАН был подписан лидерами “десятки”. Этот документ фиксирует общие принципы деятельности ассоциации.

Тем не менее, его принятие стало отправной точкой нового этапа развития АСЕАН, ее трансформации из полуформального объединения в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью. 15 декабря 2008 года Устав АСЕАН вступил в силу.

В АСЕАН сложилась структура руководящих механизмов, включающая саммиты, министерские встречи и совещания старших должностных лиц по отдельным направлениям сотрудничества, которые возглавляют представители страны, председательствующей в ассоциации. Они ежегодно сменяются в алфавитном порядке.

Высший орган АСЕАН — встречи глав государств и правительств, которые проходят дважды в год (как правило, весной и осенью).

В 2003 году лидерами объединения была одобрена концепция Сообщества АСЕАН, предусматривающая в качестве триединой задачи создание в рамках ассоциации к 2020 году (позднее этот срок был перенесен на 2015 год) Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества. На ее реализацию нацелена “Вьентьянская программа действий”, принятая на 10-м саммите АСЕАН в ноябре 2004 года. Документ фиксирует в качестве приоритетных направлений деятельности “десятки” на обозримую перспективу достижение более тесной интеграции и параллельное сокращение разрыва в уровнях развития ее “старых” и “новых” членов. Для решения этой задачи в 2000 году была запущена “Инициатива интеграции АСЕАН” (ИАИ).

В экономической сфере страны ассоциации проводят линию на углубление внутриасеановской интеграции и торговую либерализацию на базе подписанного в 1992 году и вступившего в силу 1 января 2002 года Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО). Одновременно АСЕАН идет по пути либерализации торговли с ведущими внерегиональными партнерами. Ассоциация подписала соглашения о свободной торговле с Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией, а также общее ‑ с Австралией и Новой Зеландией. К 2024 году планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН плюс Китай, Республика Корея и Япония.

Важное место во внешнеполитической деятельности ассоциации занимают усилия по созданию в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия.

Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 году и вступил в силу в 1997 году. Страны АСЕАН добиваются гарантий соблюдения положений этого договора ядерными державами, включая Россию.

АСЕАН выступает в роли одного из системообразующих элементов формирующейся системы безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вокруг нее возникла система так называемых “диалогов”. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС. Основные направления взаимодействия определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу.

Наиболее продвинутые диалоговые партнеры АСЕАН — КНР, Япония, РК — регулярно проводят встречи с асеановцами на высшем уровне. С 2002 года созываются саммиты АСЕАН-Индия. На разовой основе организовывались встречи в верхах ассоциации с Австралией, Новой Зеландией, Евросоюзом и ООН. 13 декабря 2005 году в Куала‑Лумпуре (Малайзия) состоялся первый саммит Россия‑АСЕАН, вторая встреча прошла 30 октября 2010 года в Ханое (Вьетнам). С ноября 2009 года проводятся встречи на высшем уровне АСЕАН‑США.

Система диалогового партнерства АСЕАН послужила основой для создания механизма углубленного взаимодействия ассоциации с восточноазиатской “тройкой” (Китай, Япония, Казахстан) в формате “10 + 3”. В ноябре 2008 года было принято решение (вступило в силу в марте 2010 года) о создании подобия “азиатского валютного резервного фонда” в размере 120 миллиардов долларов для борьбы с финансовыми кризисами. 80% из них финансируется восточноазиатской “тройкой”.

С 2005 года раз в год в привязке к осенним встречам ассоциации на высшем уровне проводятся Восточноазиатские саммиты (ВАС). ВАС объединяет на сегодняшний день 10 стран АСЕАН, а также Австралию, Индию, Китай, Новую Зеландию, Южную Корею, Россию, США и Японию. Официальное присоединение России к этому форуму (одновременно с США) состоялось в ходе 5-го Восточноазиатского саммита в Ханое в октябре 2010 года.

В апреле 2010 года по инициативе Вьетнама принято решение о создании механизма Совещаний министров обороны АСЕАН с восемью основными партнерами по диалогу, включая Россию (“СМОА плюс”), первая встреча которого состоялась 11-13 октября 2010 года в Ханое.

Несмотря на успешное функционирование, развитию АСЕАН мешает возникновение двухсторонних конфликтов между некоторыми государствами — членами ассоциации. Так, в 2012 году ежегодная неделя АСЕАН, (серия встреч на уровне министров иностранных дел стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и их диалоговых партнеров), проходившая в этом году в столице Камбоджи Пномпене, завершилась без принятия совместного коммюнике. Это первый случай за 45 лет истории организации. Камнем преткновения стал конфликт Китая, диалогового партнера АСЕАН, с Филиппинами и Вьетнамом из-за спорных территорий в Южно-Китайском море.

США попытались в ходе мероприятий АСЕАН продвинуть процесс создания “Кодекса поведения в Южно-Китайском море”, который бы обязал все страны, принявшие его, в том числе и Китай, мирно, и в некоторых случаях коллективно разрешать проблемы, порожденные территориальными спорами. Наблюдатели отмечают, что США в последние годы все больше внимания уделяют укреплению собственного влияния в Юго-Восточной Азии. Регион превращается в основную арену противостояния Китая и США. И АСЕАН играет все более важную роль в сохранении стабильности в Юго-Восточной Азии.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

АСЕАН – это. Деятельность и цель ассоциации

АСЕАН – это экономическая, политическая и культурная межправительственная организация, состоящая из 10 государств, которые располагаются на Юго-Востоке Азии. Аббревиатура ASEAN расшифруется как Association of SouthEast Asian Nations. В переводе с английского это означает «Ассоциация государств Юго-Восточной Азии». Блок был создан 8 августа 1967 в городе Бангкоке. В тот же день первые члены ассоциации подписали соответствующую декларацию. Тем не менее договорное оформление организации состоялось лишь в 1976 году, когда на Бали был подписан договор о дружбе и партнерстве между странами Юго-Восточной Азии. Из данной статьи вы узнаете, что собой представляет ассоциация АСЕАН и какую деятельность она ведет.

Страны-члены

На сегодняшний день в состав ассоциации входят 10 государств, однако так было не всегда. В 1967 организация была образована пятеркой стран: это Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филлипины и Сингапур. В 1984 году к АСЕАН присоединилось государство Бруней-Даруссалам, в 1995 – Въетнам, в 1997 – Мьянма и Лаос, а в 1999 – Камбоджа. Позже статус наблюдателя получили такие государства, как Тимор и Папуа – Новая Гвинея. Обе страны не являются членом АСЕАН, но участвуют в ряде его мероприятий.

Структура

Дважды в год лидеры стран АСЕАН собираются на саммит, который считается высшим органом организации. Как правило, он длится 3 дня и состоит из большого количества встреч между партнерами ассоциации. Совещание министров иностранных дел (СМИД), которое проводится несколько раз в год, является руководящим и координирующим органом данной организации. На начальных этапах саммит лидеров стран АСЕАН проходил каждые 3 года, а СМИД всегда организовывался на год раньше, для подготовки к главной встрече. Также ежегодно организовываются встречи министров финансов. Министры экономики и сельского хозяйства собираются реже. Частота их встреч зависит от особенностей года. Так или иначе, все решения парламентариев утверждают министерства иностранных дел.

Повседневным руководством организацией занимается постоянный комитет. В его состав входит министр иностранных дел председательствующего государства и послы стран-членов АСЕАН. Постоянный секретариат организации располагается в городе Джакарте. В его главе стоит Генеральный секретарь, который меняется каждый 5 лет. Кроме того, вопросами ассоциации занимаются 29 комитетов и 129 рабочих групп. В среднем, за год в рамках АСЕАН проводится более 300 мероприятий.

Председательство организации передается в порядке установленной очереди, в соответствии с расположением стран-участников по алфавиту на английском языке. Ежегодно председатель ассоциации меняется. Руководителем СМИД является министр иностранных дел государства, которое возглавляло АСЕАН в прошлом году.

Цели ассоциации

Согласно Бангкокской декларации, организация преследует такие цели:

  1. Мир и стабильность в регионе, которые достигаются путем соблюдения Устава ООН.
  2. Ускорение развития (экономического, культурного и социального) стран-участниц, на основе активного сотрудничества и взаимной помощи.
  3. Поддержание взаимовыгодного партнерства с международными организациями, преследующими схожие цели.

Создание

Предшественником АСЕАН была организация ASA – ассоциация стран Юго-Восточной Азии. Альянс был организован в 1961 году. В его состав вошли три государства: Филиппины, Таиланд и Малайзия. В 1967 году министры иностранных дел пятерки стран региона (к перечисленным выше добавились Индонезия и Сингапур), встретились в таиландском департаменте иностранных дел и подписали так называемую Бангкокскую декларацию. Так свою историю начал альянс под названием АСЕАН. Страны, являющиеся первой пятеркой, а точнее, их министры иностранных дел, считаются отцами-основателями альянса.

Основными мотивами создания организации стали стремление правящей элиты сосредоточить свои силы на государственном строительстве, общая боязнь коммунизма, недоверие к ведущим мировым государствам и стремление к активному экономическому росту.

Расширение

Седьмым в списке стран АСЕАН стал Вьетнам, который присоединился к организации 28 июля 1995 года. Два года спустя в ассоциацию вступили еще две страны – Мьянма (Бирма) и Лаос. Вместе с ними к организации должна была присоединиться Камбоджа, однако из-за внутриполитических конфликтов в стране процедуру вступления пришлось отложить до лучших времен. К 1999 году обстановка в государстве наладилась, и 30 апреля оно таки стало десятым членом альянса.

“АСЕАН плюс три”

В начале 2000-х ассоциация переживала стремительный рост числа государств, претендующих на интеграцию и стремление укоренившихся участников к расширению альянса. В 1990-м Малайзия предложила создать в противовес растущему влиянию Америки в АТЭС (Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве) Экономический совет Восточной Азии, в который, кроме тогдашних членов АСЕАН, должны были войти еще три государства – Япония, КНР и Южная Корея. В этой связи новая организация должна была получить название «АСЕАН плюс три». Но из-за сильного сопротивления, оказываемого Америкой и Японией, это предложение провалилось.

В 1992 году страны АСЕАН подписали соглашение об общем преференциальном тарифе. Документ представлял собой график поэтапного внедрения льготных тарифов с целью повышения конкурентоспособности региона как производственной базы мирового уровня. Данное соглашение должно было стать фундаментом для организации зоны свободной торговли между странами АСЕАН.

В 1997 году, после финансового кризиса на территории Восточной Азии, предложение Малайзии о создании нового содружества было воскрешено в городе Чиангмай, благодаря чему вошло в историю как Чиангмайская инициатива. Лидеры стран АСЕАН чувствовали, что дальнейшая интеграция региона в сложившейся экономической ситуации просто необходима. Первым результатом работы блока над реализацией задуманного стало создание ассоциации “АСЕАН плюс три”. Благодаря расширению десятка стран-участниц получила возможность наладить тесные взаимоотношения с КНР, Японией и Южной Кореей.

Вскоре после образования “АСЕАН плюс три” последовал саммит, в котором кроме указанных государств, участвовали также Австралия, Индия и Новая Зеландия. Собрание новой группы, состоявшей теперь уже из 16 членов, стало предпосылкой для создания запланированного Восточноазиатского сообщества, которое должно было стать подобием Европейского сообщества. Для изучения всевозможных положительных и отрицательных перспектив этой политики и разработки устава организации была учреждена «Группа видных деятелей АСЕАН».

В 2006 году организация получила в Генеральной Ассамблее ООН статус наблюдателя. В ответ на это она предоставила ООН статус «партнера по диалогу».

Мир и стабильность

Кроме работы над экономическим ростом каждой страны из списка АСЕАН, блок занимается вопросами обеспечения стабильности и мира в регионе. В декабре 1995 года Юго-Восточная Азия стала зоной, свободной от ядерного вооружения. Об этом свидетельствовал соответствующий договор. 28 марта 1997 года он обрел силу, после того, как всего государства-члены блока, кроме Филиппин, ратифицировали документ. Однако полную юридическую силу договор получил лишь 21 июня 2001-го, когда последняя страна блока таки ратифицировала его. Фактически это документ означал запрет атомного оружия в регионе.

Забота о природе

На заре двадцать первого века вопрос о защите окружающей среды стал особенно острым. Организация взялась за обсуждение природоохранных мероприятий. Одним из них стало соглашение блока о трансграничном дымовом загрязнении, которое было подписано в 2002 году. Документ был призван контролировать уровень дымового загрязнения в воздухе Юго-Восточной Азии. К сожалению, соглашение было бессмысленным, так как 2005 и 2006 году в небе региона произошло два сильных задымления.

Среди других экологических мер, принятых организацией, можно отметить:

  1. Подписание Себуанской декларации про энергетическую безопасность Восточной Азии.
  2. Организацию Природоохранной сети АСЕАН, нацеленной на защиту дикой природы.
  3. Заключение Азиатско-Тихоокеанского партнерства по климату и экологически чистому развитию.

В 2003 году была подписана декларация, вошедшая в историю как «Балийское согласие II». В ней фигурировало понятие «демократический мир», которое иллюстрировало веру всех стран-участниц в то, что демократические процессы могут способствовать миру и стабильности в регионе. Даже страны, строй которых отвергал демократию, согласились, что к этому нужно стремиться совместно.

Папуа – Новая Гвинея и Восточный Тимор

В 1976 году Папуа – Новая Гвинея получила статус наблюдателя в АСЕАН. Это означало, что представители страны могли принимать участие во многих мероприятиях альянса. В 1981 году этот статус сменился на еще боле значимый – особого наблюдателя.

В марте 2011 года на саммите, состоявшемся в Джакарте, блок получил от восточного Тимора письмо-заявление, в котором это государство проявило свое желание пополнить список членов АСЕАН. Индонезия оказала этой стране очень теплый прием и наделила ее статусом наблюдателя.

После саммита на Бали 1976 года ассоциация приступила к реализации программы экономического сотрудничества. В середине 90-х возник ряд трудностей, существенно замедливших эти процессы. В результате лишь в 1991 программу возродили. Этому поспособствовало Таиландское предложение о создании зоны свободной торговли в рамках региона.

Свободная торговля

В 2007 году АСЕАН отметила сразу две важнейших даты – 40-летие с момента создания и 30-летие со дня установления дипломатических взаимоотношений с США. 26 августа того же года ассоциация заявила о намерении заключить к 2013-му с Китаем, Южной Кореей, Японией, Индией, Новой Зеландией и Австралией соглашения о свободной торговле. Параллельно с этим к 2015 году ассоциация должна была получить статус Экономического сообщества. Уже в ноябре 2007-го члены АСЕАН подписали Устав, определяющий отношения между ними и придающий ассоциации статус международного юридического лица.

15 января 2007 года в городе Себу была подписана декларация об энергетической безопасности Восточной Азии. Кроме участников АСЕАН, ее подписали еще шесть государств: КНР, Япония, Индия, Австралия, Южная Корея и Новая Зеландия. Декларация предполагала поощрение обеспечения энергетической безопасности посредством поиска и внедрения альтернативных источников энергии вместо традиционных видов топлива.

27 февраля 2009-го было заключено соглашение о свободной торговле между Новой Зеландией, ее главным партнером Австралией и 10-ю странами регионального блока АСЕАН. Это соглашение сулило 12 государствам увеличение совокупного ВВП на 50 млрд долларов до 2030-х.

26 февраля 2013 года члены АСЕАН вместе с шестью основными торговыми партнерами начали в Бали 1-й раунд переговоров об организации «всеобъемлющего экономического партнерства» в регионе.

Морская безопасность

Еще одно ключевое направление деятельности АСЕАН – это морская безопасность. В 2007 году начал действовать механизм диалога между государственными ведомствами и академическими кругами альянса по вопросам обеспечения свободы судоходства. Он получил название «Морской форум». С 2012 года к нему присоединились 6 стран-партнеров АСЕАН, а также Америка и Россия.

Последние события

С 2016 года альянс действует как триединое сообщество, занимающееся вопросами политического, экономического и социально-культурного развития государств-участников. В настоящее время общая численность населения стран, являющихся членами АСЕАН, составляет почти 630 млн человек. Совокупный ВВВ организации равен примерно 2,4 трлн долларов, а внешний оборот – порядка 2,3 трлн. Таким образом, АСЕАН является одной из крупнейших региональных организаций.

EREPORT.RU

мировая экономика

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии ( АСЕАН ) образована 8 августа 1967 года в г. Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены:

  • содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов организации;
  • содействие упрочению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии (ЮВА).

Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных задач. К ним относятся: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций; введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления.

Охвативший ЮВА в 1997 году валютно-финансовый кризис имел серьезные негативные политико-экономические последствия почти для всех государств, входящих в АСЕАН (наименее затронутыми оказались Сингапур и Бруней), явился испытанием решимости “десятки” продолжить политику экономической интеграции. Однако в 1999 году большинству стран Ассоциации удалось преодолеть негативные тенденции и в целом был достигнут экономический рост около 6%.

Структура АСЕАН

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны – устроительницы очередного СМИД. В г. Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем.

В АСЕАН имеется 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий. Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года.

В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА на базе Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН (АИА) и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества (АИКО).

В соответствии с вариантом долгосрочной программы развития, разработанной экспертной группой, состоящей из ведущих политиков и ученых, военачальников и бизнесменов, предусматривается достижение уровня интеграции еще более высокой, чем в Европейском союзе, – полное объединение государственной банковской сферы, объединение вооруженных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и т.п.

Зона свободной торговли АСЕАН

Зона свободной торговли АСЕАН (АФТА) представляет собой наиболее консолидированную экономическую группировку стран Азии. О ее создании было объявлено на 4-й встрече глав государств и правительств АСЕАН в Сингапуре (1992 г.). Первоначально в нее вошли шесть стран ЮВА (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней). В 1996 г. к АФТА подключился Вьетнам, в 1998 г. – Лаос и Мьянма, в 1999 г. – Камбоджа.

Создавая зону свободной торговли, члены Ассоциации ставили цель активизировать внутриасеановскую торговлю товарами и услугами, расширить и диверсифицировать субрегиональный товарооборот и в условиях роста взаимной торговли повысить конкурентоспособность экономик своих стран. АФТА призвана также способствовать политической консолидации стран региона, подключению к экономическому сотрудничеству менее развитых стран ЮВА.

Главный инструмент реализации идеи создания ЗСТ – Соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ), подписанное странами АСЕАН на саммите в Сингапуре в 1992 г. СЕПТ развивает основные положения Соглашения о преференциальной торговле АСЕАН 1977 г. (АПТА).

Согласно принятой схеме СЕПТ все товары подразделяются на четыре категории. К первой относятся товары, уровень тарифов на которые подлежит сокращению в соответствии с ускоренным или обычным графиком. Эта группа товаров составляет 88% всей товарной номенклатуры стран АСЕАН и постоянно расширяется.

Две другие категории товаров включены в списки изъятий, причем в одну категорию входят товары, представляющие важность для обеспечения интересов национальной безопасности, защиты общественной морали, жизни и здоровья людей, флоры и фауны, а также художественные, исторические и археологические ценности. Другая часть изъятий включает в себя товары, снижение тарифов на которые страны АСЕАН считают по внутриэкономическим соображениям временно невозможным, однако, предусматривается постепенное сокращение числа этих товаров.

Четвертую категорию составляет сельскохозяйственное сырье, первоначально полностью исключенное из схемы СЕПТ. Однако в 1995 г. были определены особые условия снижения тарифов на различные группы этих товаров.

В АСЕАН существует дифференцированный подход к срокам, в течение которых будут снижены или отменены тарифы для различных стран. СЕПТ первоначально предполагало сокращение к 2003 г. подавляющего числа действующих во внутрирегиональной торговле национальных импортных тарифов до 0-5%. С учетом новых реалий, в частности, приема новых членов в состав АСЕАН , эти сроки неоднократно менялись.

Главной причиной возникающих у членов АФТА трудностей является однотипная структура экономик стран ЮВА и практически одинаковая и, следовательно, конкурирующая их экспортная товарная номенклатура. Исключение составляет только Сингапур.

Во время саммита в декабре 1998 года было принято решение о том, что наиболее экономически развитые страны – Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд – к 2000 году сократят ставки импортных тарифов до уровня 0-5% на 90% своей товарной номенклатуры. К 2002 году ставка импортной пошлины, составляющая 0-5%, распространится на всю продукцию, охватываемую Соглашением.

Для новых членов – Вьетнама, Лаоса, Мьянмы и принятой в 1999 году Камбоджи – ориентиры остаются гораздо более расплывчатыми: сохраняется неопределенность и в отношении целого ряда товарных групп, прежде всего сельскохозяйственной продукции. Так, было решено, что Вьетнам к 2003 г. значительно расширит состав товарных позиций, импортные пошлины на которые будут снижены до 0-5%, Лаос и Мьянма обязались осуществить подобное расширение до 2005 г. Стороны обязались существенно расширить список товаров, которые вообще не будут облагаться импортными пошлинами к 2003 г. (для Вьетнама – до 2006 г., для Лаоса и Мьянмы – до 2008 г.).

Успешное завершение этих мероприятий будет означать создание реально свободной от пошлин торговой зоны в границах государств, подписавших договоренности по АФТА в 1992 году.

СЕПТ также предусматривает шаги по согласованию стандартов и сертификатов качества на продукцию, выработку правил честной конкуренции, упрощение внутренних инвестиционных и таможенных законодательств, стимулирование процесса создания совместных региональных предприятий и т.д. Для реализации этих целей создан Консультативный комитет АСЕАН по стандартам и качеству.

Управление и руководство процессом формирования зоны свободной торговли АСЕАН осуществляется следующим образом. Основным органом, ответственным за выработку решений в отношении реализации схемы СЕПТ, является Совет АФТА, в который входят министры экономики стран АСЕАН и Генеральный секретарь Ассоциации. В осуществлении этих функций Совету помогают регулярные встречи старших экономических должностных лиц и Секретариат АСЕАН , на который возложена текущая работа по координации и отслеживанию хода выполнения достигнутых в рамках АФТА договоренностей.

Несмотря на опасения относительно возможности приостановки процесса создания АФТА или даже некоторого отката в связи с валютно-финансовым кризисом в странах Восточной Азии 1997 года, в ходе последних двух саммитов этой организации был принят ряд документов, нацеленных на ускорение реализации соглашений по АФТА, зоны инвестиций АСЕАН (АИА) и Схемы промышленного сотрудничества. В их числе рамочные соглашения по услугам, взаимному признанию стандартов, облегчению транзита товаров и ряд других.

В процессе реализации АФТА помимо вопросов чисто процедурного и таможенного характера все большее внимание уделяется новым направлениям сотрудничества. Так, было принято решение о создании единой гармонизированной тарифной номенклатуры АСЕАН в 2000 году, а также унифицированной системы классификации товаров, производимых в странах Ассоциации. Взят курс на всемерное поощрение использования национальных валют во внутрирегиональной торговле. Делается серьезный акцент на либерализацию торговли услугами. В 1999 году начался новый раунд переговоров по этому вопросу с расширением круга обсуждаемых видов услуг.

Государства-участники смогли добиться определенного успеха. Так, средневзвешенный уровень внутрирегиональных тарифов на основную группу товаров был снижен с 12,67% в 1993 году до 6,15% в 1998 году. Доля внутриасеановской торговли в 1998 году составила 20% от общего объема внешней торговли стран Ассоциации, что, однако, намного меньше, чем в Европейском союзе или НАФТА (60% и 40% соответственно).

По расчетам специалистов АСЕАН , общая выгода входящих в нее стран от либерализации торговли и роста экспорта товаров до 1998 г. составляла в год не менее 3-4 млрд. долл. за счет дополнительного увеличения их совокупного валового внутреннего продукта. Соответственно возрастало число новых рабочих мест и валютных поступлений.

Схема промышленного сотрудничества стран АСЕАН

В целях повышения конкурентоспособности товаров, производимых в зоне АСЕАН , а также создания условий для привлечения инвестиций в этот регион были предприняты поиски новых форм промышленного сотрудничества. Базовое Соглашение по схеме промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО) было подписано государствами – членами АСЕАН в апреле 1996 года.

Схема АИКО регулирует производство всех продуктов, кроме тех, которые включены в Список общих изъятий Договора о CEПT, и в настоящее время применяется только к промышленному производству с дальнейшей возможностью распространения и на другие сектора экономики.

Меняющаяся экономическая ситуация в мире, выполнение странами АСЕАН обязательств перед ВТО, создание предпосылок для реализации идеи создания зоны свободной торговли и зоны инвестиций АСЕАН потребовали изменения ряда параметров, на которых основывались существовавшие промышленные программы сотрудничества.

Новая схема промышленного сотрудничества АСЕАН , сохранив некоторые особенности предыдущих схем, предусматривает более широкое использование тарифных и нетарифных методов регулирования.

Целями АИКО являются: рост производства промышленной продукции; углубление интеграции; рост инвестиций в государства АСЕАН из третьих стран; расширение внутриасеановской торговли; совершенствование технологической базы; повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке; возрастание роли частного сектора.

В соответствии с АИКО условием создания новой компании является участие в ней минимум двух предприятий из разных стран АСЕАН и наличие минимум 30% национального капитала.

Для стимулирования создания новых компаний предусмотрен ряд преференций. Так, согласно новой схеме промышленного сотрудничества в отношении товаров, одобренных для производства в рамках АИКО, с момента создания начинают применяться льготные тарифные ставки в размере 0-5% . Это создало им преимущественные условия по сравнению с остальными производителями, для которых такой уровень тарифной ставки в соответствии с Соглашением о СЕПТ был достигнут только через несколько лет. Кроме того, предусматривается ряд и нетарифных преференций, в том числе и преимущества в получении инвестиций.

Опираясь на содержащиеся в Соглашении об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ) рычаги воздействия на структуру производства, переориентацию предприятий с производства сырья и полуфабрикатов на производство конечного продукта, AИКO вводит дополнительные стимулы. В частности, в отношении импорта готовой продукции, полуфабрикатов (промежуточных продуктов) и сырья предусматривается применение льготной тарифной ставки, вместе с тем конечные продукты имеют неограниченный доступ на рынки стран АСЕАН , а доступ на эти рынки промежуточных продуктов и сырья ограничивается.

Зона инвестиций АСЕАН

В октябре 1998 года было подписано Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций АСЕАН . Зона инвестиций АСЕАН (АИА) охватывает территории всех государств – членов Ассоциации и является одним из основных инструментов привлечения внутренних и внешних инвестиций путем предоставления инвесторам национального режима, налоговых льгот, отмены ограничений на долю иностранного капитала и т.д.

АСЕАН, опираясь на понимание необходимости углубления либерализации экономики, невозможности обеспечения собственными силами инвестиций, необходимых для развития передовых технологий, которые смогли бы помочь региону занять достойное место в мире в ХХI веке, приняла решение объединить усилия в этом направлении, постепенно открыть внутренний рынок не только для торговли, но и для инвестиций, причем как странам – членам Ассоциации, так и третьим странам.

Стимулирующую роль в принятии Рамочного соглашения сыграл азиатский финансовый кризис 1997 года, в результате которого произошел существенный отток из ЮВА иностранного капитала. Чтобы удержать в регионе по крайней мере стратегических инвесторов, страны АСЕАН решили разрешить иностранные инвестиции в ранее недоступные для них сектора экономики.

В соответствии с Рамочным соглашением об АИА участники Ассоциации взяли на себя обязательства поэтапно открыть до 2010 года основные сектора национальной промышленности инвесторам из государств – членов Ассоциации и до 2020 года – внешним инвесторам.

Вместе с тем в целях защиты местного рынка Рамочное соглашение, так же как и Соглашение о СЕПТ, предусматривает составление Списка временных исключений и Деликатного списка, перечисляющих отрасли, куда доступ иностранным инвесторам по-прежнему будет оставаться ограниченным.

Участники также обязались постепенно предоставить всем иностранным инвесторам национальный режим (до 2010 г. – асеановским инвесторам, к 2020 году – всем инвесторам из третьих стран). Странам, осуществляющим инвестиции в обрабатывающую промышленность, национальный режим предоставляется немедленно.

В ходе первой встречи Совета по зоне инвестиций АСЕАН (март 1999 г.) принято решение о распространении национального режима и на инвестиции в сферу услуг, непосредственно связанных с обрабатывающей промышленностью. Важной особенностью Соглашения, которая, несомненно, связана с последствиями валютно-финансового кризиса 1997 г., является то, что оно охватывает лишь прямые капиталовложения, оставляя за рамками портфельные инвестиции.

Исходя из различного уровня развития государств – членов АСЕАН , Рамочное соглашение первоначально предусматривало постепенное уменьшение Списка временных исключений и полного отказа от него для Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда до 2010 г., Вьетнама – до 2013 г., Лаоса и Мьянмы – до 2015 г. Однако уже на первом своем заседании в марте 1999 г. Совет АИА ликвидировал списки в 2003 году.

Помимо указанных мер страны АСЕАН в рамках Рамочного соглашения обязались предоставить инвесторам пакет налоговых льгот, намеченных “Ханойским планом действий” в 1998 г. К ним прежде всего относится временное освобождение от уплаты налога на прибыль, беспошлинный ввоз капитального оборудования, упрощение таможенных процедур, право на найм иностранного персонала, минимальный срок аренды земли под промышленные цели на 30 лет и др.

Все это показало, что страны АСЕАН, несмотря на лоббирование некоторых заинтересованных в сохранении своего монопольного положения представителей национального капитала, намерены последовательно продвигаться по пути успешного завершения создания зоны инвестиций. Важно отметить, что после паники 1997 года уже началось возвращение многих инвесторов в ЮВА. На этой основе, а также благодаря мерам по ограничению движения “горячих денег”. АСЕАН рассчитывает создать еще один работающий интеграционный механизм, теперь уже опирающийся на совместные инвестиции.

Руководящим органом зоны инвестиций АСЕАН является Совет, включающий министров, в компетенцию которых входят вопросы регулирования инвестиций в странах Ассоциации. В заседании Совета также принимают участие главы национальных инвестиционных агентств. Основным рабочим органом АИА является созданный Советом Координационный комитет по инвестициям. Функции Секретариата Совета и Координационного комитета выполняет Секретариат АСЕАН.

Единый Устав АСЕАН

В начале января 2007 года лидеры Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) договорились начать разработку регионального устава с целью создания интегрированного блока, схожего по функциям с Евросоюзом. Создание подобного документа позволит странам-членам АСЕАН теснее сотрудничать в борьбе с терроризмом и другими видами преступности. В проекте заявления, итоговая версия которого была опубликована 14 января 2007 года, содержится также призыв к созданию к 2015 году единого экономического сообщества в рамках АСЕАН.

АСЕАН. Между США, Китаем и СССР/Россией

8 августа 1967 года, ровно 50 лет назад, была создана АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (сокращение АСЕАН происходит от английского Association of SouthEast Asian Nations). Эта крупная международная организация, играющая важную роль в политической и экономической жизни Азиатско-Тихоокеанского региона, существует и в настоящее время, объединяя сейчас самые разные страны Юго-Восточной Азии, в том числе и вчерашних противников. Между тем, пятьдесят лет назад в Советском Союзе создание АСЕАН было воспринято весьма однозначно — с негативным смыслом. И тому были свои причины.

Шестидесятые годы ХХ века были чрезвычайно сложным временем для большинства стран Юго-Восточной Азии. Политическая ситуация в регионе оставалась крайне напряженной. Во-первых, продолжалась Вторая Индокитайская война, набирала обороты американская агрессия в странах Восточного Индокитая и, прежде всего, во Вьетнаме. Во-вторых, росло влияние Китая, который после размежевания с Советским Союзом стремился укрепить собственные позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе через формирование прокитайских коммунистических (маоистских) партий. Многие из этих партий развязали вооруженную партизанскую войну против правительств своих государств. В-третьих, в Юго-Восточной Азии продолжались вооруженные конфликты. Ко времени создания АСЕАН коммунисты вели партизанские войны практически во всех странах региона — в Бирме, во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, Таиланде, Малайзии, на Филиппинах. Если во Вьетнаме и Лаосе действовали просоветские силы, то в Камбодже, Бирме, Таиланде, Малайзии и на Филиппинах — прокитайские коммунистические партии.

Кроме того, активизировались национально-освободительные движения мусульманских меньшинств в Таиланде и на Филиппинах, которые находили поддержку со стороны международных религиозно-фундаменталистских организаций и отдельных мусульманских государств.

В-четвертых, Соединенные Штаты Америки также укрепляли свое военно-политическое присутствие в регионе и стремились превратить большинство стран Юго-Восточной Азии в проводников своего влияния. Наибольшего успеха США добились на Филиппинах и в Таиланде, которые стали верными партнерами США в регионе. Что касается Южного Вьетнама, то он фактически окончательно стал к этому времени сателлитом США. Наконец, оставляла желать лучшего и экономическая ситуация в большинстве стран региона — население продолжало жить в глубокой бедности, экономика развивалась достаточно медленно, партнерские связи между странами также не отличались высокой динамикой роста.

Такая сложная обстановка заставила правительства ряда стран региона искать выход из сложившейся ситуации и консолидировать свои усилия в борьбе с внешнеполитическими и внутриполитическими рисками. С другой стороны, к этому их подталкивали и Соединенные Штаты Америки, которые были заинтересованы в интеграции своих союзников и партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе в единую структуру. Идею создания блока своих союзников в США вынашивали давно. Так, еще в 1955-1956 гг. была создана организация СЕАТО — Организация Договора Юго-Восточной Азии. Толчком к ее созданию послужило подписание 8 сентября 1954 года договора о коллективной защиты Юго-Восточной Азии, известного также как Манильский договор. Блок СЕАТО изначально создавался США в качестве военно-политической группировки, способной противостоять росту советского и китайского влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме собственно США, в блок СЕАТО вошли Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Франция, Пакистан, а из собственно стран Юго-Восточной Азии — Таиланд и Филиппины. Партнерами СЕАТО были Южная Корея и Южный Вьетнам.

Однако уже во второй половине 1960-х гг. блок СЕАТО вошел в полосу кризиса, из которой так и не смог выйти. Кризис был связан с особенностями политического позиционирования ключевых участников блока в регионе. В частности, Франция потеряла интерес к деятельности в рамках СЕАТО после утраты индокитайских колоний и постепенного ослабления своего политического и экономического влияния в Индокитае. В 1965 году Франция перестала участвовать в сессиях Совета СЕАТО. Великобритания, изначально более активная, чем Франция, тоже потеряла интерес к блоку после предоставления политической независимости Малайе и Сингапуру. В конце концов, в США осознали необходимость создания блока с иным составом и на качественно иной основе. Американские аналитики продумывали различные варианты консолидации некоммунистических государств Юго-Восточной Азии, оценивая плюсы и минусы различных моделей.

Главной парадигмой создания АСЕАН стало превалирование экономического и политического сотрудничества над военным. Американское руководство считало, что именно экономические связи позволят укрепить солидарность членов АСЕАН в борьбе против «коммунистической угрозы» в Юго-Восточной Азии. Чтобы страны Юго-Восточной Азии не ощущали своей зависимости от Вашингтона и не были унижены вмешательством Америки в свою внутреннюю и внешнюю политику, США отказалось от участия в АСЕАН в качестве официального члена, хотя, разумеется, сохраняло обширные возможности для влияния на политику стран — участниц АСЕАН.

Но ко времени создания АСЕАН страны, которые рассматривались США в качестве его наиболее перспективных потенциальных участников, уже имели и собственные интересы. Они лежали не только в плоскости противостояния «коммунистической угрозе» в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в укреплении политического и экономического сотрудничества некоммунистических государств Юго-Восточной Азии, в том числе и для обеспечения большей независимости от Вашингтона.

Таким образом, США фактически подтолкнули страны Юго-Восточной Азии к консолидации для достижения собственных интересов, которые уже далеко не всегда следовали в фарватере американской политики. Более того, некоторые идеи стран региона совсем не совпадали с американской внешнеполитической линией. В частности, речь идет о провозглашении Юго-Восточной Азии зоной мира и безопасности, что как бы предполагало и необходимость вывода иностранных войск, ведущих боевые действия в странах региона. Постепенно некоммунистические страны пришли к выводу, что даже при наличии риска активизации коммунистов, кровопролитные войны в Индокитае оказывают огромное дестабилизирующее воздействие на ситуацию в регионе, препятствуют его полноценному экономическому развитию.

Страны Юго-Восточной Азии все меньше доверяли иностранным «партнерам», в первую очередь — США и Великобритании, подозревая, что западные державы грубо вмешиваются в политику региона, руководствуясь исключительно собственными политическими, военными и экономическими целями. Поэтому стремление к самостоятельному развитию и поиску путей стабилизации ситуации в Юго-Восточной Азии в конечном итоге стало превалирующей линией государств региона при создании АСЕАН. Соединенные Штаты просчитались — вместо послушного блока, политической и экономической копии СЕАТО, они получили в Юго-Восточной Азии объединение, основанное на совершенно иных принципах и с другими целями.

8 августа 1967 года в здание Департамента иностранных дел Таиланда в Бангкоке прибыли важные гости — министр иностранных дел Индонезии Адам Малик, министр иностранных дел Филиппин Нарцисо Рамос, министр иностранных дел Малайзии Абдул Разак, министр иностранных дел Сингапура С. Раджаратнам. Их встретил глава внешнеполитического ведомства Таиланда Танат Кхоман. В результате встречи главных дипломатов пяти государств Юго-Восточной Азии была подписана Декларация АСЕАН, вошедшая в историю как Бангкокская декларация.

Таким образом, АСЕАН была создана пятью ведущими на тот момент некоммунистическими государствами Юго-Восточной Азии — Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Филиппинами и Таиландом. Каждая из этих стран имела многочисленные собственные проблемы, в частности Таиланд соседствовал с воюющими Лаосом, Камбоджей и Вьетнамом, на Филиппинах и в Малайзии шли гражданские войны. В Индонезии, где в 1965 г. генерал Сухарто пришел к власти и устроил расправу над коммунистами, предстояло совершить дальнейшие шаги для политической и экономической модернизации государства. Пожалуй, наиболее стабильной страной был лишь маленький Сингапур. Ради участия в АСЕАН постарались преодолеть свои противоречия Индонезия и Малайзия, отношения между которыми прежде неоднократно выходили на уровень прямой конфронтации.

В 1971 году была принята Куала-Лумпурская декларация, направленная на решение трех основных задач АСЕАН. В первую очередь, страны АСЕАН соглашались развивать сотрудничество в сфере защиты своих политических интересов совместными силами. От иностранных держав, включая США, СССР и Китай, ожидалось признание Юго-Восточной Азии территорией мира и нейтралитета, что предполагало отказ от грубого вмешательства во внутренние дела стран региона и, тем более, от стимулирования вооруженных конфликтов в регионе.

Во-вторых, АСЕАН провозглашала нейтральный характер региона главной целью будущей политики в Юго-Восточной Азии. Таким образом, АСЕАН, хотя прямо и не отказывалась от противостояния коммунистической экспансии в регионе, но давала понять, что главной целью для объединения является не война, а мир. В-третьих, брался курс на мирное сотрудничество и сосуществование с теми странами, которые отказываются от агрессивной политики, пусть даже их политическое устройство и отличается от политического устройства стран — участниц АСЕАН. Таким образом, открывались серьезные перспективы для улучшения экономической ситуации в Юго-Восточной Азии. Ведь, если не брать в расчет политические интересы и амбиции США в регионе, то для стран — участниц АСЕАН торговля с коммунистическими или социалистическими странами региона в любом случае представляла серьезный интерес, так способствовала бы росту собственных экономик.

Наконец, АСЕАН брала курс на отказ от любых посягательств на безопасность или территориальную целостность соседних государств, что тоже способствовало нормализации ситуации в регионе и улучшению взаимоотношений между странами Юго-Восточной Азии, причем не только между странами — участницами АСЕАН.

1 января 1984 года политическую независимость официально получил султанат Бруней-Даруссалам, который спустя несколько дней был принят в состав АСЕАН в качестве шестого члена этой международной организации. Таким образом, в состав объединения вошли фактически все некоммунистические страны региона. Новые возможности для развития АСЕАН были открыты уже в 1990-е годы, после прекращения Холодной войны и постепенной нормализации политической ситуации в Юго-Восточной Азии. Как ни странно, но седьмым участником АСЕАН стала Социалистическая Республика Вьетнам, присоединившаяся к организации 28 июля 1995 года. К этому времени Вьетнам уже начал экономическую модернизацию и нуждался в укреплении экономических связей с другими странами региона. Спустя два года, 23 июля 1997 года, АСЕАН пополнилась еще двумя новыми участниками — в организацию вступили коммунистический Лаос и Мьянма (Бирма). На два года затянулось вступление в АСЕАН последней из бывших просоветских стран региона — Камбоджи, которая вступила в организацию 30 апреля 1999 года. Таким образом, к концу ХХ века в состав АСЕАН вошли практически все государства Юго-Восточной Азии, вне зависимости от их политического строя и официальной идеологии. В 2011 году заявление о вступлении в АСЕАН подала последняя страна региона, не охваченная членством в организации — Восточный Тимор.

Статус наблюдателя при АСЕАН уже давно имеет Папуа-Новая Гвинея. Это государство не относится географически к Юго-Восточной Азии, но его территориальная близость подразумевает важность для него экономических связей со странами региона.

Таким образом, в настоящее время АСЕАН является крупнейшим объединением, в которое входят все страны Юго-Восточной Азии. Если в советское время отношения между странами АСЕАН и Советским Союзом были плохо развиты, поскольку участницы организации считались союзниками и партнерами США и противниками советского влияния в регионе, то с начала 1990-х гг. стало расти экономическое, политическое и культурное партнерство АСЕАН и Российской Федерации.

13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре состоялся первый саммит «Россия — АСЕАН», и с этого времени традиция проведения таких саммитов стала ежегодной, что способствовало дальнейшему укреплению сотрудничества России с Юго-Восточной Азией. И для России, и для стран Юго-Восточной Азии экономическое и политическое сотрудничество очень важны, тем более, что между отдельными странами ЮВА и Россией существуют очень теплые взаимоотношения, уходящие своими корнями и в советское и в дореволюционное прошлое. Кроме того, Азиатско-Тихоокеанский регион — сфера стратегических интересов российского государства и нашей стране важно поддерживать геополитический баланс, хотя, разумеется, состязаться по масштабам своего влияния в регионе с США и, тем более, с Китаем, она не сможет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: