Главные герои Война и мир – характеристика персонажей, их ошибки

Главные герои романа Война и мир Толстого (характеристика)

Андрей Болконский – красивый молодой парень. Очень устал от светского общества и их бессмысленных разговоров. Постоянно грезил о славе и признании. У него был кумир – Наполеон. Однако, Андрей очень любит свою страну и готов сражаться за нее. Когда начинается война, он сразу отправляется на поле сражения. С женой у героя сложные отношения, он не чувствует любви к ней. Лиза ждет ребенка.

Андрей смелый и отважный воин. Своим самоотверженным и героическим поступком вызвал уважение самого Наполеона. После ранения на поле Аустерлица Андрей осознал всю бессмысленность гонки за славой. Судьба Андрея очень непростая, его жена умирает. Герой все время находится в нравственных исканиях. Любовь к Наташе на время оживляет и приносит ему радость. Однако, позже пришло разочарование. Герой снова отправляется на войну. Там получает ранение. Андрей скончался от раны, но нашел то, что так долго искал.

Пьер Безухов – полный молодой человек в очках. Его внешность многих отталкивала. Однако, он был очень добр в душе. Герой постоянно ищет себя, активно познает окружающий его мир. По началу Пьер ведет разгульный и бессмысленный образ жизни, за что его многие порицают. Допускает ошибки, вступает в брак с расчетливой Элен, вовлекается в масонскую мессу, участвует в военных действиях, попадает плен. Очень давно герой несет в своем сердце любовь к Наташе Ростовой. Спустя долгое время они создают счастливую семью. Пьер становится уверенным мужчиной с твердыми принципами и убеждениями. Герой не теряет своего добродушия, которое было у него от начала.

Наташа Ростова – красивая, эмоциональная и очень чувствительная девушка. Очень добродушная, способна на сострадание и милосердие. Героиня обладает прекрасным голосом, занимается музыкой. Девушка очень живая и жизнерадостная. В ее жизни было много разных историй, ошибок и горечи. Девушка любила Андрея, но долгая разлука привела ее к интрижке с Курагиным. Из-за этого произошел разрыв с Болконским. Потом он получает ранение, они примеряются, и Андрей умирает. После этого девушка полностью поменялась. Теперь она тихая и спокойная, у нее больше нет того огонька внутри.

Николай Андреевич Болконский – генерал в отставке. Один воспитывал детей. Умный и требовательный мужчина. В его доме все диктуется голосом разума.

Марья Болконская – добродушная, богобоязненная, заботливая, послушная и кроткая девушка. У нее очень простая внешность, мужчины не обращают на нее внимание. Однако, у нее были прекрасные глаза, которые увидел ее будущий муж, Николай.

Николай Ростов – открытый, общительный и активный молодой человек. В начале романа жаждет славы и признания. Герой участвует в разных битвах, которые развеивают все иллюзии. Теперь Николай совсем не рад войне. Николай женится на Маше, это близкий и родной ему человек.

Соня Ростова – добрая, спокойная и жертвенная девушка. Всем сердцем любит Николая, ей не суждено быть с ним. Она не удерживает его и спокойно отпускает. Сама же хранит верность ему и больше ни за кого не выходит замуж.

Главные и торостепенные герои

Один из главных героев романа – князь Андрей Болконский. Это красивый молодой человек невысокого роста. Он умный и хорошо образован. Болконский всё время находится в поиске смысла жизни. Андрей женат, но свою жену не любит. Ему надоела пустота светского общества, и он едет за славой на войну. Кумиром князя является Наполеон. Андрей мужественен и бесстрашен в бою. Первый раз переосмысление мировоззрения происходит у раненного Болконского при встрече с Бонапартом, в котором он полностью разочаровывается. После смерти от родов жены Лизы, Андрей испытывает вину перед ней. Он становится одиноким отцом новорожденного сына Николеньки. Переломный момент в его жизни наступает после знакомства с Наташей Ростовой и любви к ней. К сожалению, Андрей умирает от полученных в сражении ран, на руках любимой девушки.

Наташа Ростова – главная героиня романа. Очаровательная, непосредственная, чувствительная и добрая девушка, полная жизни. Совсем юная Наташа знакомится на своём первом балу с Андреем Болконским и влюбляется в него. Они откладываю свадьбу на год из-за несогласия старого графа Болконского, и Андрей уезжает за границу. За время его отсутствия Наташа совершает большую ошибку: увлекается ветреным Анатолем Курагиным. Позже девушка искренне раскаивается и просит прощения у смертельно-раненного Болконского. Наташа находит своё счастье в браке с Пьером Безуховым. Она становится примерной женой и матерью.

Пьер Безухов – внебрачный сын графа Безухова, получивший от отца большое наследство. Это толстый и неуклюжий, добродушный молодой человек. Он умён и хорошо образован. Пьер является другом Андрея Болконского и тоже находится в поиске смысла жизни. Одной из его больших ошибок является женитьба на расчётливой и развратной Элен Безуховой. Окончательно разочаровавшись в ней, Пьер разрывает отношения с женщиной. Пройдя через многие испытания – развод, масонство, французский плен, Безухов создаёт счастливую семью с Наташей Ростовой.

Князь Николай Андреевич Болконский – суровый и педантичный человек, но справедливый и честный. Он очень строг со своими детьми, сдержан в проявлении чувств, тем не менее, любит их и воспитал порядочными людьми.

Марья Болконская – сестра Андрея Болконская. Скромная, кроткая девушка, не очень красивая внешне, но очень добрая и светлая; привлекательная для близких людей теплом своей души. Внутренняя красота девушки подкупает Николая Ростова; он влюбляется в княжну и женится на ней.

Граф Илья Андреевич Ростов – добросердечный и щедрый человек, любящий муж и отец. В его доме царит доброжелательная атмосфера, где рады всем и любят принимать гостей. Его неумение управлять хозяйственными и финансовыми делами приводит семью к разорению, что очень его огорчает.

Читайте также:
Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза" ℹ характеристика Екатерины Кабановой, описание внешности, детство и жизнь в родительском доме, отношение Кабанихи к Катерине, любовь с Борисом, смерть

Графиня Ростова – многодетная любящая мать. Она для своих детей – самый лучший друг, который всегда выслушает и даст мудрый совет.

Николай Ростов – брат Наташи Ростовой. Открытый и добрый человек. Он участвует в Отечественной войне 1812 года и проявляет себя, как храбрый офицер. В мирное время женится на Марье Болконской.

Петя Ростов – самый младший из семьи. Очень добрый, талантливый и весёлый мальчик. Подростком уходит на войну 1812 года и случайно погибает, при этом проявляя все свои самые лучшие качества. Его смерть – величайшее горе для всей семьи.

Элен Курагина – красивая и холодная светская красавица, не способная никого любить. На первом месте у неё расчёт и роскошь. Жизнь Элен заканчивается трагически.

Анатоль Курагин – брат Элен. Красивый молодой человек, который ведёт праздный образ жизни и постоянно попадает в неприятные ситуации.

Такова краткая характеристика основных положительных и отрицательных героев произведения.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика героев романа Война и мир

Популярные сегодня темы

Иван Александрович Гончаров знаменитый русский писатель, известный всем большим количеством написанных произведений. Примечательным является тот факт, что дата его рождения такая же, как и у Пушкина.

Григорий Мелехов. Григорий очень интересный человек, его натура полна противоречий и нелогичности.

Представить жизнь без мечтаний нельзя. Каждый из нас когда – либо хотел воплотить ту или иную мечту в реальность. В детстве все люди очень любили помечтать, но зачастую их мечты больше напоминают шутки.

Название любого произведения несёт важную смысловую нагрузку, содержит подсказку к пониманию идеи написанного. Поэтому очень важно обращать внимание на заглавие при анализе текста.

Стихотворение Тургенева «В дороге» рассказывает про самое красивое время года осень. И здесь описывается вся ее красота. Кроме этого ему нужно было как раз отправляться в путешествие и поэтому поводу

Лев Толстой — Война и мир (Главные герои):
Краткое содержание

Главные герои

Андрей Болконский – князь, сын Николая Болконского. В начале романа ему 27 лет. Муж и вдовец княгини Лизы, отец Николеньки. Брат Марьи. Жених Наташи Ростовой. Адъютант Кутузова, полковник, командир Егерского полка. Участник Шенграбенского боя, герой Аустерлицкого и Бородинского сражений. При Бородино был ранен и позднее умер в возрасте 34 лет.

Наташа Ростова – дочь графа и графини Ростовых, сестра Николая, Веры и Пети. В начале романа ей 13 лет, к финалу – около 28 лет. Ее детская любовь Борис Друбецкой. Невеста Андрея Болконского. Жена Пьера Безухова, мать 4 детей.

Пьер (Петр) Безухов – граф, сын богача Кирилла Безухова. С 10 до 20 лет жил во Франции. Муж и вдовец Элен Курагиной. Муж Наташи Ростовой, отец 4 детей. Масон, благотворитель, очевидец Бородинского сражения, военнопленный, основатель тайного общества.

Николай Ростов – старший сын графа и графини Ростовых. В начале романа ему около 20 лет. Гусар, командир эскадрона. Участник Шенграбенского, Аустерлицкого сражений, боя под Островно. Его первая любовь – Соня. Муж княжны Марьи Болконской, отец 4 детей, в отставке – хороший помещик.

Петя Ростов – граф, младший сын Ростовых. В начале романа ему 9 лет. Идет добровольцем на войну. Участник боя под Вязьмой. Погиб в 16 лет в составе группы партизан.

Илья Ростов – граф, муж Натальи Ростовой, родной отец Николая, Веры, Наташи и Пети, приемный – Сони. Глава дружной любящей семьи, патриот, монархист.

Наталья Ростова (Шиншина) – графиня, жена Ильи Ростова, мать Николая, Веры, Наташи и Пети. Пережила смерть Пети, мужа, разорение.

Николай Болконский – князь, отец Андрея и Марьи. Генерал-аншеф в отставке, друг Кутузова, глава местного ополчения.

Марья Болконская – княжна, сестра Андрея, жена Николая Ростова, мать 4 детей, подруга Наташи Ростовой. Христианка, воспитательница племянника Николеньки.

Соня – племянница графа Ильи Ростова, троюродная сестра его детям. Живет в его семье, подруга Наташи. В начале романа ей 15 лет. Сирота, бесприданница. Любит Николая Ростова, замуж не выходит.

Элен (Елена) Курагина – дочь князя Василия, первая жена Пьера Безухова. Развратная красавица. Умерла после попытки аборта.

Федор Долохов – офицер, который не раз был разжалован, герой, партизан. Не богат, картежник, хотел жениться на Соне, но получил отказ.

Василий Денисов – командир Николая Ростова, его друг. Партизан, генерал в отставке. Без успеха сватался к Наташе Ростовой.

Другие персонажи

Лиза Болконская – княгиня, умершая в родах жена Андрея. Мать Николеньки.

Николенька Болконский – сын князя Андрея и Лизы. Сирота. К финалу романа ему 15 лет. Он живет в доме Марьи.

Вера Ростова – дочь графов Ростовых. Муж – офицер Берг.

Анна Друбецкая – небогатая княгиня, вдова, мать Бориса, подруга графини Ростовой.

Борис Друбецкой – князь, сын Анны Друбецкой. Помощник начальника штаба армии. Любовник Элен. Женат по расчету на Жюли Карагиной.

Василий Курагин – князь, чиновник, отец Ипполита, Элен и Анатоля.

Анатоль Курагин – князь, брат Элен. Красавец и кутила. Едва не похитил влюбленную Наташу Ростову. Умер после ранения при Бородино.

Ипполит Курагин – князь, брат Анатоля. Светский глупец.

Анна Шерер – фрейлина императрицы Марии Федоровны. Светская дама.

Жюли Карагина – дворянка, богачка. Была в переписке с Марьей Болконской. Муж – Борис Друбецкой.

Кирилл Безухов – граф, богач. Пьер – его сын и любимец.

Читайте также:
Повесть о настоящем человеке - краткое содержание, анализ, сюжет

Княжны Мамонтовы – племянницы Кирилла Безухова.

Амалия Бурьен – француженка, сирота, интриганка, компаньонка Марьи Болконской.

Шиншин – кузен старой графини Ростовой, холостяк.

Альфонс Берг – офицер, карьерист, муж Веры Ростовой.

Марья Ахросимова – крестная мать Наташи Ростовой, дама с характером.

Тушин – штабс-капитан артиллерии, герой Шенграбенского сражения. После ранения остался без руки.

Платон Каратаев – солдат Апшеронского полка, товарищ Пьера по плену. Олицетворяет в романе правду и дух русского человека. Убит французами.

Прохор Тимохин – старый офицер, герой Шенграбена и Бородино.

Александр I – русский император.

Наполеон Бонапарт – французский император.

Кутузов – фельдмаршал, главнокомандующий в войне 1812 года.

Багратион – русский военачальник. Погиб при Бородино.

Тихон Щербатый – крестьянин, партизан войны 1812 года.

Пьер Безухов в плену в романе “Война и мир” Толстого: описание, анализ

Пьер Безухов
(актер Сергей Бондарчук)

Граф Пьер Безухов является одним из главных героев знаменитого романа “Война и мир” Толстого. Пребывание Пьера в плену у французов является одним из ключевых эпизодов в его биографии.

В этой статье представлена краткое описание жизни Пьера Безухова в плену в цитатах из романа “Война и мир” Толстого, анализ событий.

Пьер Безухов в плену в романе “Война и мир” Толстого: описание в цитатах

Как Пьер Безухов попадает в плен?

Осенью 1812 г. французская армия занимает Москву. Пьер Безухов остается в городе и 3 сентября 1812 г. отправляется на поиски Наполеона, чтобы лично расправиться с ним:

“— Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? — спросила его Наташа, слегка улыбаясь. — Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните?

Пьер признался, что это была правда. ” (том 4 часть 4 глава XVII)

“Пьер проснулся 3-го сентября поздно.” (день попадания в плен, том 3 часть 3 глава XXXIII)

“На вопрос, что̀ он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu’il avait sauvé des flammes* (*спасенного им из пламени). — Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что. Его остановили: это не шло к делу.” (том 4 часть 1 глава IX)

“Нет, я пошел на пожар, а тут они схватили меня, судили за поджигателя.” (том 4 часть 1 глава XII)

“Тут приехал разъезд и всех тех, которые не грабили, всех мужчин забрали. И меня.” (том 4 часть 4 глава XVII)

Подробнее о причинах попадания Пьера в плен читайте в томе 3 части 3 главах XXXIII и XXXIV.

“Преступников расставили по известному порядку, который был в списке (Пьер стоял шестым), и подвели к столбу. Несколько барабанов вдруг ударили с двух сторон и Пьер почувствовал, что с этим звуком как будто оторвалась часть его души.” (том 4 часть 1 глава XI)

“Повели пятого, стоявшего рядом с Пьером — одного. Пьер не понял того, что он спасен, что он и все остальные были приведены сюда только для присутствия при казни.” (том 4 часть 1 глава XI)

“Перед вечером, караульный унтер-офицер с двумя солдатами вошел в церковь и объявил Пьеру, что он прощен и поступает теперь в бараки военнопленных.” (том 4 часть 1 глава XII)

“Те страшные минуты, которые он пережил во время казни, как будто смыли навсегда из его воображения и воспоминания тревожные мысли и чувства, прежде казавшиеся ему важными.” (том 4 часть 3 глава XII)

“В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было 23 человека пленных солдат, три офицера и два чиновника. Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского доброго и круглого.” (том 4 часть 1 глава XIII)

“Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.” (том 4 часть 1 глава XIII)

“— Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека — дурачка.” (воспоминания Пьера, том 4 часть 4 глава XVII)

“Прошло четыре недели с тех пор, как Пьер был в плену. Несмотря на то, что французы предлагали перевести его из солдатского балагана в офицерский, он остался в том балагане, в который поступил с первого дня.” (том 4 часть 2 глава XII)

“Одеяние Пьера теперь состояло из грязной продранной рубашки, единственном остатке его прежнего платья, солдатских порток, завязанных для тепла веревочками на щиколках по совету Каратаева, из кафтана и мужицкой шапки. Пьер очень изменился физически в это время. Он не казался уже толст, хотя и имел всё тот же вид крупности и силы, наследственной в их породе. Борода и усы обросли нижнюю часть лица; отросшие, спутанные волосы на голове, наполненные вшами, курчавились теперь шапкою. Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно-готовое, такое, какого никогда не имел прежде взгляд Пьера. Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергическою, готовою на деятельность и отпор — подобранностью. Ноги его были босые.” (том 4 часть 2 глава XI)

Несмотря на все трудности, именно в плену Пьер обретает спокойствие и довольство собой, которые безуспешно искал в масонстве, светской жизни, любви и т.д.:

“И именно в это-то самое время он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что̀ так поразило его в солдатах в Бородинском сражении — он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве.” (том 4 часть 3 глава XII)

“Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий, т. е. образа жизни, представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека. Здесь, теперь только, в первый раз Пьер вполне оценил наслажденье еды, когда хотелось есть, питья, когда хотелось пить, сна, когда хотелось спать, тепла, когда было холодно, разговора с человеком, когда хотелось говорить и послушать человеческий голос. Удовлетворение потребностей — хорошая пища, чистота, свобода — теперь, когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием, а выбор занятия, т. е. жизнь, теперь, когда выбор этот был так ограничен, казались ему таким легким делом. ” (том 4 часть 3 глава XII)

“В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных, человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину — он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что как нет на свете положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был вполне несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка. ” (том 4 часть 3 глава XII)

“6-го октября, рано утром, Пьер вышел из балагана и, вернувшись назад, остановился у двери, играя с длинною, на коротких, кривых ножках, лиловою собаченкой, вертевшеюся около него.” (том 4 часть 2 глава XI)

“. как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и согревая другую; что, когда он бывало надевал свои бальные, узкие башмаки, он точно так же страдал как и теперь, когда он шел уже совсем босой (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками.” (том 4 часть 3 глава XII)

“Из всего того, что потом и он называл страданием, но чего тогда он почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие его, согревали его тело). Одно было тяжело в первое время — это ноги.

Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал, что невозможно ступить на них; но когда все поднялись, он пошел прихрамывая и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру еще страшнее было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.” (том 4 часть 3 глава XII)

“Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве. Всё сбилось в кучу у костров. Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул.” (том 4 часть 3 глава XV)

“Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из 330-ти человек, вышедших из Москвы, теперь оставалось меньше ста.” (том 4 часть 3 глава XII)

“Его убили почти при мне. — И Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть.” (воспоминания Пьера о Каратаеве, том 4 часть 4 глава XVII)

“В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.” (том 4 часть 3 глава XI)

“Перед восходом солнца его разбудили громкие, частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.

— Les cosaques!* (*Казаки!) — прокричал один из них и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.

Долго не мог Пьер понять того, что̀ с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.

— Братцы! Родимые мои, голубчики! — плача кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали, кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и плача целовал его.” (том 4 часть 3 глава XV)

“В день своего освобождения. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. В тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Всё это Пьеру казалось тогда только странно.” (том 4 часть 4 глава XII)

“Пьер, как это бòльшею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел, и на третий день своего приезда, в то время как, он собрался в Киев, заболел и пролежал в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он всё-таки выздоровел.” (том 4 часть 4 глава XII)

“Но как только он приехал в Орел, он заболел.” (том 4 часть 4 глава XII)

“В конце января Пьер приехал в Москву и поместился в уцелевшем флигеле. Все торжествовали победу; всё кипело жизнью в разоренной и оживающей столице.” (том 4 часть 4 глава XV)

“Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года. ” (эпилог часть 1 глава X)

“— Говорят: несчастия, страдания, — сказал Пьер, — Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или с начала пережить всё это? Ради Бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, что как нас выкинет из привычной дорожки, всё пропало: а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много. Это я вам говорю, — сказал он, обращаясь к Наташе.” (том 4 часть 4 глава XVII)

“Все мечтания Пьера теперь стремились к тому времени, когда он будет свободен. А, между тем, впоследствии и во всю свою жизнь, Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях и, главное, о том полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время.” (том 4 часть 2 глава XII)

Это было краткое описание жизни Пьера Безухова в плену в цитатах из романа “Война и мир” Льва Толстого, анализ событий.

Читайте также:
Жди меня, и я вернусь - анализ, история создания, основная тема

Анализ эпизода, когда Пьер Безухов оказался в плену

Пьер Безухов — один из любимых героев Льва Толстого. Пусть и не самый красивый, этот незаконнорожденный сын знатного господина привлекает автора не с внешней, а с внутренней стороны. Видно, как развивается его образ на протяжении всего романа. Лучше понять характер и объяснить поступки позволит анализ эпизода Пьера Безухова в плену.

  1. Предыстория эпизода
  2. Значение заточения
  3. Роль Каратаева в судьбе героя
  4. Жизнь после пленения

Предыстория эпизода

Действие романа охватывает события наполеоновской войны, повлиявшей на судьбы всех героев. И Болконский, и Безухов изначально были увлечены личностью Наполеона, он казался им великим и разумным правителем. И только лишь оказавшись в самой гуще военных событий, оба героя пересмотрели свои взгляды: князь Андрей был ранен, а Пьер оказался в плену.

Безухов — человек, который никакого отношения к военной службе не имеет. Встретил войну Пьер в Москве, занятой французами. Тем удивительнее его решение уйти из дома и, переодевшись, чтобы не быть никем узнанным, пойти воевать. Объяснением этого поступка может послужить разочарование в любви (неудавшийся брак с Элен) и последовавшее за ним одиночество и утрата смысла жизни.

Оказавшись на Бородинском сражении, он вместе с простыми людьми сталкивается с ужасом и животным страхом. Поняв глубину своего заблуждения о личности Наполеона, он решается на дерзкий шаг — убить вражеского императора в осаждённой Москве. Как человек, единожды державший пистолет в руке, он не мог закончить эту авантюру. Хоть и не став доблестным воином на поле сражения, Пьер всё же действовал геройски:

  • спас девочку из пожара, когда Москва начала гореть;
  • защитил женщину от нападок пьяных французов.

Он и Наташа Ростова в этом плане похожи. Иногда геройство заключается не только в смелости на поле битвы, но и в обычной жизни — заступиться за слабого или, как Наташа, отдать нужные себе подводы раненым.

Значение заточения

Взятого в плен Безухова приговорили к расстрелу за то, чего он не совершал. И именно это событие стало отправной точкой изменения мировоззрения героя. На поле боя он видел настоящее мужество солдат, их героизм и самопожертвование. Бок о бок с ними шла смерть, несправедливо отнимающая жизни этих людей.

Читайте также:
Тарас Бульба - характеристика героя повести, черты характера

Пьера сковывал страх, о котором он в заточении вспоминал: «…Как ужасен страх, и как позорно я отдался ему!» Но он помнил и о том, как простые люди стойко держались и шли в бой, не заботясь о собственной жизни. После этого Пьер и захотел сблизиться с ними, понять их и «проникнуться тем, что делает их такими».

В плену исчезли все противоречия и различия между людьми, стали неважны принадлежность к сословию, уровень богатства, воспитания или образования, русский ты, венесуэлец или француз. У пленников общая беда, сострадание друг к другу и желание помочь. Из заточения Пьер вышел крепким молодым человеком, полнота ушла, пришла сила не только физическая, но и моральная. Его страхи улетучились, он понял, что «на свете нет ничего страшного».

Роль Каратаева в судьбе героя

Так же, как Пьер, попал в плен и Платон Каратаев — простой крестьянский мужик с собственной философией человеческого существования. Никто другой не смог объяснить Безухову, что настоящий смысл жизни — в детях и работе, в благодарности и любви. Простые слова, на которые Пьер посмотрел другими глазами. Не в деньгах счастье — это правда, если понять, что многие проблемы людей не из-за недостатка средств, а из-за их излишества.

Деятельный Каратаев даже в плену всегда занят делом:

  • готовит еду;
  • постоянно что-то чинит;
  • латает порванные вещи;
  • развлекает разговорами (например, подсказывает другу, как поберечь своё здоровье).

Поведение Безухова мало объяснимо, когда его друг заболевает: он не хочет лишний раз к нему обращаться, не подходит и не поддерживает, прекрасно понимая, какая участь того ждёт.

Толстой явно симпатизирует этому персонажу. Образ Платона Каратаева отражает жизненную позицию самого автора: никогда не сдаваться, идти своей дорогой, учиться, ошибаться и ещё учиться. Общаясь с Каратаевым, Пьер и сам начинает на жизнь смотреть спокойнее, прислушиваться к себе, своим эмоциям, а не к разуму. В беседах с простым мужиком Безухов успокаивается и понимает, что счастлив здесь и сейчас, зачем лишний раз переживать.

Читайте также:
Семья Курагиных в романе Толстого "Война и Мир - история семейства

Жизнь после пленения

Месяц в неволе сильно изменил характер Пьера Безухова. Он, наконец, перестал искать высший смысл, руководящий его жизнью, для него стало ценным каждый прожитый день, а на смену разочарованию пришло смирение и мудрость. На всю жизнь он запомнил сцену казни пленных в первый день своей неволи, он видел реакцию французов и не мог понять, почему совершается такое зло. Трагичность событий, ужас неизбежности останутся с Безуховым навсегда. Кратко изложенный роман всегда включает в содержание главы, посвящённые Безухову, попадающему в плен, и смысл его пребывания там.

После освобождения из плена Пьер ещё долгое время старается жить, придерживаясь каратаевских принципов. Краткая встреча Безухова с Каратаевым стала знаковой. Однако, его энергичная натура не позволяет просто принимать данность жизни. Он продолжает искать себя, но ко всему происходящему он относится намного проще.

В конце романа герой кардинально отличается от себя самого, но более раннего. Да, он стал заботливым семьянином, но и общественные интересы для него имеют первостепенное значение, что он с присущим ему рвением доказывает и в масонской ложе, и в кругах аристократов.

Пьер в плену. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого Война и мир, т. IV, ч.1, гл. XI, XII)

Предыстория эпизода

Действие романа охватывает события наполеоновской войны, повлиявшей на судьбы всех героев. И Болконский, и Безухов изначально были увлечены личностью Наполеона, он казался им великим и разумным правителем. И только лишь оказавшись в самой гуще военных событий, оба героя пересмотрели свои взгляды: князь Андрей был ранен, а Пьер оказался в плену.

Безухов — человек, который никакого отношения к военной службе не имеет. Встретил войну Пьер в Москве, занятой французами. Тем удивительнее его решение уйти из дома и, переодевшись, чтобы не быть никем узнанным, пойти воевать. Объяснением этого поступка может послужить разочарование в любви (неудавшийся брак с Элен) и последовавшее за ним одиночество и утрата смысла жизни.

Оказавшись на Бородинском сражении, он вместе с простыми людьми сталкивается с ужасом и животным страхом. Поняв глубину своего заблуждения о личности Наполеона, он решается на дерзкий шаг — убить вражеского императора в осаждённой Москве. Как человек, единожды державший пистолет в руке, он не мог закончить эту авантюру. Хоть и не став доблестным воином на поле сражения, Пьер всё же действовал геройски:

  • спас девочку из пожара, когда Москва начала гореть;
  • защитил женщину от нападок пьяных французов.

Он и Наташа Ростова в этом плане похожи. Иногда геройство заключается не только в смелости на поле битвы, но и в обычной жизни — заступиться за слабого или, как Наташа, отдать нужные себе подводы раненым.

Пьер Безухов в плену (по роману «Война и Мир»)

Безухов в плену

(по роману «Война и Мир»)

Перед тем, как приступить к вопросу о том, как Пьер провел время в плену, мы должны разобраться, как он туда попал.

У Пьера, как и у Болконского, была мечта походить на Наполеона, всячески ему подрожать и быть, как он. Но каждый из них понял свою ошибку. Так, Болконский увидел Наполеона, когда был ранен при Аустерлицком сражении. Наполеон показался ему «ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Пьер же возненавидел Наполеона, когда он ушёл из своего дома, переодевшись и вооружившись пистолетом, чтобы принять участие в народной защите Москвы. Пьер вспоминает каббалистическое значение своего имени (число 666 и проч.) в связи с именем Бонапарта и о том, что ему предначертано положить предел власти «зверя». Пьер собирается убить Наполеона, даже если придётся пожертвовать собственной жизнью. По обстоятельствам, он не смог убить Наполеона, он был схвачен французами и посажен в плен на 1 месяц.

Если рассматривать психологические побуждения, которые происходили в душе Пьера, то можно сказать, что События Отечественной войны позволяют Безухову выйти из той замкнутой, ничтожной сферы установившихся привычек, житейских отношений, которые сковывали, подавляли его. Поездка на поле Бородинского сражения открывает Безухову новый, дотоле незнакомый ему мир, открывает реальный облик простых людей. В день Бородина, на батарее Раевского, Безухов становится свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, их умения просто и естественно совершать подвиг самоотвержения. На Бородинском поле Пьеру не удалось избежать чувства острого страха. “О, как ужасен страх, и как позорно я отдался ему! А они… они все время до конца были тверды, спокойны”… — подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону… «Они не говорят, но делают”. Безуховым овладевает желание сблизиться с ними, войти “в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.

Оставаясь в Москве во время пленения ее французскими войсками, Безухов сталкивается со множеством неожиданных для него явлений, с противоречивыми фактами и процессами.

Читайте также:
Тема родины в творчестве Маяковского - патриотические произведения

Арестованный французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “… в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось…”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.

В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. «… Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого».

Платон Каратаев кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркое выражение безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого на пути к апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивного крестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». Образ Каратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести к творческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать, что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможно представить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобных солдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-то занят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни».

В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.

В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.

«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.

В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного».

Информация о работе «Пьер Безухов в плену (по роману «Война и Мир»)»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 5978 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Нравственные и философские изыскания Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»

… Долохову удается стать своим человеком в среде людей-масок, но его не принимают в свою среду Ростовы, вынесшие ему приговор устами Наташи. В чем же человек по мысли Толстого, может найти утешение? Весь роман “Война и мир” — это гимн человеческому единению. Всякий раз после описания разрушительных начал, таящихся в светском обществе, Толстой обращается к характерам, стремящимся к единению. Толстой …

Богатство душевного мира героев А.Н. Толстого в романе «Война и Мир».

живания, а также и их внутренний мир, душевное богатство. Примером могут служить любимые герои Толстого, такие, как князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья. Писатель показывает нам духовные искания Андрея и Пьера, их отношение к жизни, их любовь, подвиги на войне. Князь — добрый, честный, благородный человек, который прекрасно относится к женщинам, особенно к своей любимой …

Образы русских женщин в романе «Война и мир»

… светским человеком, говорит о ее неопытности. Наташа — натура щедро одаренная, поступки ее оригинальны, над нею не тяготеют никакие предрассудки, руководит ею сердце. Наташа — это пленительный образ русской женщины, одинокой, чужеродной чувствует себя Наташа среди столичных аристократов. Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин увлекает ее, и в этом помогает ему его развратная сестра …

Дворянское общество в романе «Война и мир»

… как боевой офицер, разумеется, понимал значимость и заслуженную славу этого ордена. Как раз в пору создания «Войны и мира» император Александр II возложил сам на себя орден Георгия 1-й степени, чем вызвал бурю возмущения в обществе и армии. Уничижительное отношение к Георгиевскому кресту в романе не имеет реальных оснований и может быть объяснено только с точки зрения идейной позиции автора. …

Читайте также:
Григорий Данилович Римский - образ и характеристика героя

Значение заточения

Взятого в плен Безухова приговорили к расстрелу за то, чего он не совершал. И именно это событие стало отправной точкой изменения мировоззрения героя. На поле боя он видел настоящее мужество солдат, их героизм и самопожертвование. Бок о бок с ними шла смерть, несправедливо отнимающая жизни этих людей.

Пьера сковывал страх, о котором он в заточении вспоминал: «…Как ужасен страх, и как позорно я отдался ему!» Но он помнил и о том, как простые люди стойко держались и шли в бой, не заботясь о собственной жизни. После этого Пьер и захотел сблизиться с ними, понять их и «проникнуться тем, что делает их такими».

В плену исчезли все противоречия и различия между людьми, стали неважны принадлежность к сословию, уровень богатства, воспитания или образования, русский ты, венесуэлец или француз. У пленников общая беда, сострадание друг к другу и желание помочь. Из заточения Пьер вышел крепким молодым человеком, полнота ушла, пришла сила не только физическая, но и моральная. Его страхи улетучились, он понял, что «на свете нет ничего страшного».

Решение убить Наполеона

Влияние масонов, разочарование в браке, дикое одиночество и непонимание смысла жизни толкает Пьера на странный необдуманный поступок. Безухов попадает на поле Бородинской битвы, он ощущает страх и вместе с тем единение с простыми людьми, которые делают историю. Он считает, что сможет избавить мир от тирана и пытается прорваться в логово французов в оккупированной Москве. Естественно, что человек державший оружие в руках лишь однажды (во время дуэли с Долоховым) не был готов к такому шагу.

Пьер попадает в плен, его приговаривают к расстрелу за то, чего он не совершал. Всё происходящее герой видит по-новому: существует смерть, несправедливость, дикий животный страх, настоящая смелость и самопожертвование. Именно время, проведённое в плену, влияет на всё то, что было огромной неразрешённой проблемой для героя – Пьер начинает ценить жизнь, перестаёт искать некий высший смысл, учится мудрости и смирению.

Роль Каратаева в судьбе героя

Так же, как Пьер, попал в плен и Платон Каратаев — простой крестьянский мужик с собственной философией человеческого существования. Никто другой не смог объяснить Безухову, что настоящий смысл жизни — в детях и работе, в благодарности и любви. Простые слова, на которые Пьер посмотрел другими глазами. Не в деньгах счастье — это правда, если понять, что многие проблемы людей не из-за недостатка средств, а из-за их излишества.

Деятельный Каратаев даже в плену всегда занят делом:

  • готовит еду;
  • постоянно что-то чинит;
  • латает порванные вещи;
  • развлекает разговорами (например, подсказывает другу, как поберечь своё здоровье).

Поведение Безухова мало объяснимо, когда его друг заболевает: он не хочет лишний раз к нему обращаться, не подходит и не поддерживает, прекрасно понимая, какая участь того ждёт.

Толстой явно симпатизирует этому персонажу. Образ Платона Каратаева отражает жизненную позицию самого автора: никогда не сдаваться, идти своей дорогой, учиться, ошибаться и ещё учиться. Общаясь с Каратаевым, Пьер и сам начинает на жизнь смотреть спокойнее, прислушиваться к себе, своим эмоциям, а не к разуму. В беседах с простым мужиком Безухов успокаивается и понимает, что счастлив здесь и сейчас, зачем лишний раз переживать.

Жизнь после пленения

Месяц в неволе сильно изменил характер Пьера Безухова. Он, наконец, перестал искать высший смысл, руководящий его жизнью, для него стало ценным каждый прожитый день, а на смену разочарованию пришло смирение и мудрость. На всю жизнь он запомнил сцену казни пленных в первый день своей неволи, он видел реакцию французов и не мог понять, почему совершается такое зло. Трагичность событий, ужас неизбежности останутся с Безуховым навсегда. Кратко изложенный роман всегда включает в содержание главы, посвящённые Безухову, попадающему в плен, и смысл его пребывания там.

После освобождения из плена Пьер ещё долгое время старается жить, придерживаясь каратаевских принципов. Краткая встреча Безухова с Каратаевым стала знаковой. Однако, его энергичная натура не позволяет просто принимать данность жизни. Он продолжает искать себя, но ко всему происходящему он относится намного проще.

В конце романа герой кардинально отличается от себя самого, но более раннего. Да, он стал заботливым семьянином, но и общественные интересы для него имеют первостепенное значение, что он с присущим ему рвением доказывает и в масонской ложе, и в кругах аристократов.

Путь исканий Пьера Безухова

После трагических событий молодой граф все больше задумывается о том, как он проводит дни своей жизни. Все вокруг запутано, отвратительно и бессмысленно. Он понимает, что все светские правила и нормы поведения ничтожны по сравнению с чем-то великим, таинственным, неведомым ему. Но Пьер не обладает достаточной силой духа и знаниями, чтобы открыть это великое, найти истинное предназначение человеческой жизни. Раздумья не оставляли молодого человека, делая его жизнь невыносимой. Краткая характеристика Пьера Безухова дает право говорить о том, что это был глубокий, думающий человек.

Пьер в плену. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, т. IV, ч.1, гл. XI, XII.)

Скачать сочинение
Читайте также:
Размышления у парадного подъезда - анализ, история, тема и смысл

Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого. Жизнь его — это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер — натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя — поиск успокоения, согласия с самим собой, стремление к жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила моральное удовлетворение.
Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной Шерер. Писатель обращает наше внимание на облик вошедшего: массивный, толстый молодой человек с умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной.
Постоянный портретный признак — массивная, толстая фигура Пьера Безухова может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной, может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. Иначе говоря, у Толстого постоянная художественная деталь каждый раз обрастает новыми, добавочными оттенками. А какая улыбка у Пьера? Не такая, как у других. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое — детское, доброе. В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни.
Большой душевный подъем испытывает Пьер в связи с народным патриотическим движением во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он принимает участие в Бородинском сражении. Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Его глазами Толстой передал свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий.
Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию. В то же время нельзя не отметить наивность героя: принятое им решение бить Наполеона. По дороге, приближаясь к главной квартире французов, Пьер совершает благородные поступки: спасает девочку из горящего дома, вступается за мирных жителей, которых грабили французы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявился авторский нравственно-эстетический критерий прекрасного в человеке. Толстой видел его в слиянии с народом и природой.
Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя приобщение к народу, народной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми.
В плену Пьер обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Здесь он узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей. Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решения вопроса о смысле жизни: он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. И вот наконец с помощью Каратаева этот вопрос разрешен.
Самое существенное в Каратаеве — верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует и Пьер. В характеристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развил свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств. Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. Деятельная добродетель, по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Необходимо объединение честных людей.
Счастливая семейная жизнь в браке с Наташей Ростовой не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования. Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви, истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.
Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие — душевная подлость.

172236 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Пьер в плену. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, т. IV, ч.1, гл. XI, XII.)

Смотрите также по произведению “Война и мир”:

Анализ эпизода “Пьер в плену”

Участники сцены расстрела и их изображение в романе Толстого “Война и мир”. Мысли Пьера о бессилии человека изменить неизбежный роковой порядок, установленный помимо него. Платон Каратаев как предельное выражение мыслей автора о границах свободы.

Рубрика Литература
Вид разработка урока
Язык русский
Дата добавления 22.01.2014
Размер файла 16,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ
Читайте также:
Сочинение Любовь, аргументы, роль любви в жизни человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализ эпизода Пьер в плену

Плен оказался для Пьера предпоследним этапом его исканий. В одном из своих писем Толстой утверждал, что “мысль о границах свободы и зависимости” была главной в романе. Доказательству этой мысли посвящены и картины расстрела “поджигателей”.

Анализ эпизода

– Кто участники этой сцены и как их изображает Толстой? (Участники этой сцены – французы, поджигатели и толпа. “Большая толпа народа” состояла из русских, немцев, итальянцев, французов и стояла полукругом. Французские войска расположились “двумя фронтами”, поджигателей расставили “по известному порядку”).

– Почему французы старались поскорее покончить с расстрелом? (“… все торопились, – и торопились не так, как торопятся, чтобы сделать понятное для всех дело, но так, как торопятся, чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело“).

– Как вели себя приговоренные к смерти, как они чувствовали себя? (“Острожные, подойдя к столбу, остановились и… молча смотрели вокруг себя, как смотрит подбитый зверь на подходящего охотника”. “Фабричной не мог идти. Его тащили под мышки, и он что-то кричал. Когда его подвели к столбу, он вдруг замолк…, ожидая повязки вместе с другими и, как подстреленный зверь, оглядывался вокруг себя…”. Обратим внимание на характер повторяющихся сравнений).

– Братская связь между людьми разорвана: одни люди превратились в “подбитых зверей”, а другие? охотников).

– Как же чувствуют себя эти “охотники”? (“Был дым, и французы с бледными лицами и дрожащими руками что-то делали у ямы”. “У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть…”).

– Почему? Что понимали все без исключения, и казнившие, и казнимые? (“Все, очевидно, несомненно знали, что они были преступники, которым надо было скорее скрыть следы своего преступления”).

– Какой вопрос мучит Пьера? (Да кто же это делает наконец? Они все страдают так же, как и я. Кто же? Кто же?).

Значит, не они, а кто-то другой или, точнее, что-то другое создало весь этот кошмар. Человек – щепка, которую влечет поток истории.

– Как эта мысль подействовала на Пьера? (“С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось…, и все завалилось в кучу бессмысленного сора”).

Но в этот момент совершенно необходим в развитии Пьера. Чтобы принять новую веру, надо было разувериться в старых верованиях, отказаться от веры в человеческую свободу. Вся сцена расстрела, даже более страшная, чем сцена Бородинского сражения (вспомним описание закапывания фабричного), призвана была показать и Пьеру, и читателям, как бессилен человек изменить неизбежный роковой порядок, установленный кем-то помимо него.

– С кем встречается Пьер в плену? (С солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым).

Мы подходим к идейному центру романа. В Платоне Каратаеве – предельное выражение толстовских мыслей о границах свободы и зависимости. Надо внимательнее вчитаться во все, что сказано о Платоне Каратаеве. роман сцена толстой

– Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева? (Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое…).

– Что же так подействовало на Пьера, что заинтересовало в этом человеке? (Круглые движения, запах, занятость Платона, завершенность, слаженность движений).

– Какова манера речи Каратаева? (Язык его – народный).

Проанализируем вместе одну из реплик Платона Каратаева (Э, соколик, не тужи, – сказал он с той нежно-певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы. – Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!). На какие особенности речи обратили внимание? (Просторечия; насыщенность пословицами и поговорками; манера общения).

Работа по вариантам:

I вариант: просторечия, элементы фольклора (буде, картошки важнеющие, гошпиталя, сам-сем, животов полон двор и др.).

II вариант: пословицы и поговорки (Час терпеть, а век жить, Гед суд, так и неправда, Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае, Не нашим умом, а Божьим судом и др.). О смысле этих поговорок мы еще поговорим, сейчас же отметим лишь наличие этих пословиц как особенность речи Каратаева.

III вариант: манера общения с собеседником (“… сказал он с нежно-певучей лаской…”, со “сдержанною улыбкой ласки”, “был огорчен тем. что у Пьера не было родителей”).

Он с одинаковым интересом и готовностью слушал других и рассказывал о себе. Он сразу стал спрашивать Пьера о жизни. Впервые (!) кто-то заинтересовался не пленным Безуховым, а человеком Безуховым. В голосе у Платона – ласка.

– Опишите внешность Каратаева. (“Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые).

Когда-то Наташа сказала о Пьере, что он четвероугольный. Пьера привлекает эта “круглость” Каратаева. И сам Пьер должен как бы срезать углы в своем отношении к жизни и тоже стать круглым, как Каратаев.

Читайте также:
Жди меня, и я вернусь - анализ, история создания, основная тема

– В чем смысл рассказа Каратаева о том, как он попал в солдаты?

Все совершится, как надо, и все – к лучшему. Попал он в солдаты незаконно, а оказалось, что от этого выиграла большая братнина семья. Каратаев выражает толстовскую мысль о том, что правда – в отказе от своего “я” и в полном подчинении судьбе. Все пословицы Каратаева сводятся к этой вере в неизбежность совершения того, что суждено, и это неизбежное – лучшее.

Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае – это его мысли о войне с французами. Французское нашествие въедается в Россию, как червь в капусту. Но Каратаев уверен, что червь пропадает раньше капусты. Это – вера в неизбежность совершения Божьего суда. Сразу же в ответ на просьбу Пьера разъяснить, что значит это, Платон отвечает “не нашим умом, а Божьим судом”.

– В этой поговорке – основа каратаевщины: чем меньше человек думает, тем лучше. Разум не может повлиять на течение жизни. Все совершится по Божьей воле.

Если признать истинной эту философию (квиетизм), тогда можно не страдать от того, что в мире столько зла. Надо просто отказаться от мысли что-либо изменить в мире.

Толстой пытается доказать это, но жизнь опровергает эту философию.

– Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера? (Пьер “чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе).

– В чем же нашел теперь счастье Пьер? (Счастье теперь в отсутствии страданий, удовлетворении потребностей и “вследствие того свобода выбора занятий”… “Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь, когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием…”).

Мысль пытающаяся поднять человека над его непосредственными потребностями, лишь вносит путаницу и неуверенность в душу человека. Человек не призван делать более того, что касается его лично. (Пьеру … не приходило и мысли ни о России, ни о войне, ни о политике, ни о Наполеоне). Человек должен определить границы своей свободы, говорит Толстой. И хочет показать, что свобода человека не вне его, а в нем самом.

– Как отзывается Пьер на грубое требование часового не выходить из рядов пленных? (“И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня – мою бессмертную душу!”).

Почувствовав внутреннюю свободу, став безразличным к внешнему течению жизни. Пьер находится в необычайно радостном настроении, настроении человека, открывшего наконец истину.

Заключение

К этой истине был близок князь Андрей на Аустерлице (бесконечное высокое небо). Бесконечные дали открывались и перед Николаем Ростовым, но они остались ему чуждыми. А теперь Пьер, познавший истину, не только видит эту даль, но чувствует себя частицей мира. (“Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. “И все это мое, и все это во мне, и все это я!” – думал Пьер”).

Так выразил Толстой ту мысль, которая, как он писал Погодину, была ему наиболее дорога в романе. Мы можем не соглашаться со взглядами Толстого на границы свободы и зависимости человека, но понять их мы должны.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

История создания романа “Война и мир”. Система образов в романе “Война и мир”. Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика “несправедливой” войны 1805 года.

курсовая работа [71,5 K], добавлен 16.11.2004

Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого “Война и мир”. Выделение темы родины в творчестве А. Блока.

контрольная работа [20,1 K], добавлен 31.05.2010

Тема истинной любви и душевной красоты как одна из основных в романе “Война и мир”. Отличие чувств Пьера Безухова от любви князя Андрея. Главная причина душевной апатии героини. Семья Наташи и Пьера как образ идеальной семьи по мнению Льва Толстого.

сочинение [12,6 K], добавлен 06.10.2013

Историческая тема народной войны в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. События Отечественной войны 1812 года. Анализ истории создания романа. Нравственно–филосовские изыскания автора. Коллективный героизм и патриотизм народа в разгроме французов.

реферат [47,6 K], добавлен 06.11.2008

Душевный мир героев в творчестве Л.Н. Толстого. Добро и зло в романе “Преступление и наказание”. Стремление к нравственному идеалу. Отражение нравственных взглядов Л.Н. Толстого в романе “Война и мир”. Тема “маленького человека” в романах Достоевского.

курсовая работа [42,1 K], добавлен 15.11.2013

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: