Государственная социальная помощь – что это такое

Социальные выплаты

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в соответствии с действующим российским законодательством осуществляют социальные выплаты. К ним относятся, в частности, ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан из числа федеральных льготников и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) – ежемесячные выплаты некоторым категориям граждан. Право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют только граждане Российской Федерации независимо от места их проживания.

ДЕМО в размере 1 000 руб. устанавливается:

    • инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
    • инвалидам вследствие военной травмы;
    • бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

ДЕМО в размере 500 руб. устанавливается:

    военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией;

вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны;

  • лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто.
  • ДЕМО выплачивается территориальным органом ПФР одновременно с пенсией.

    Гражданам, имеющим право на ДЕМО, но не реализовавшим его своевременно, необходимо подать заявление о назначении этой выплаты в территориальный орган ПФР по месту жительства. Если гражданин имеет право на ДЕМО, но он не является пенсионером, эта выплата также назначается и выплачивается территориальными органами ПФР по месту жительства, а в случае постоянного проживания за пределами России – Пенсионным фондом Российской Федерации.

    В случае если гражданин одновременно имеет право на получение ДЕМО по нескольким основаниям, оно устанавливается по одному основанию, предусматривающему более высокий размер выплаты.

    Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) – социальная выплата, устанавливаемая территориальными органами ПФР отдельным категориям граждан в Российской Федерации из числа ветеранов, инвалидов, членов семей инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний и техногенных катастроф, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы.

    В случае если гражданин одновременно имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, предусматривающему более высокий размер выплаты.

    Для назначения ЕДВ гражданин может подать письменное заявление в любой территориальный орган ПФР или МФЦ. ЕДВ инвалидам и детям-инвалидам устанавливается без подачи заявления со дня признания гражданина инвалидом или ребенком-инвалидом.

    Гражданин, которому ЕДВ установлена в беззаявительном порядке, имеет право отказаться от получения установленной ему ЕДВ и обратиться с заявлением о ее назначении вновь или по другому основанию.

    Набор социальных услуг (НСУ) – получатели ежемесячной денежной выплаты имеют право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя:

    обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

    предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
  • При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

    Отказ от набора социальных услуг – граждане, имеющие право на набор социальных услуг, могут выбирать: получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте. Допускается замена набора социальных услуг деньгами полностью либо частично.

    Для того чтобы отказаться от получения набора социальных услуг в натуральной форме и получать денежные средства, необходимо до 1 октября подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг полностью, или от одной из социальных услуг либо двух любых социальных услуг в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), онлайн через Личный кабинет гражданина на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (ЛКЗЛ) или через Личный кабинет гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

    На оплату предоставления гражданину набора социальных услуг с 1 февраля 2020 года направляется 1155 руб. 06 коп. в месяц.

    Достаточно единожды подать заявление об отказе от льгот в натуральном виде (получение лекарств, бесплатный проезд и т.д.), после чего нет необходимости ежегодно подтверждать свое решение. Поданное заявление об отказе будет иметь силу до того момента, пока гражданин не примет решение возобновить получение льгот. В этом случае льготнику надо будет до 1 октября подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), онлайн через Личный кабинет гражданина на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (ЛКГ) или через Личный кабинет гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) .

    Социальная доплата к пенсии – доплата к пенсии до уровня регионального прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая всем неработающим пенсионерам, чей совокупный материальный доход ниже его величины.

    Социальная доплата бывает двух видов: федеральная либо региональная.

    Читайте также:
    Предпосылки возникновения социологии как науки об обществе

    Федеральная доплата устанавливается, если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального прожиточного минимума. Она выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации.

    Региональная доплата устанавливается, если пенсионер проживает в субъекте Российской Федерации, где прожиточный минимум пенсионера выше федерального. Она выплачивается органами социальной защиты населения региона.

    Для получения социальной доплаты тем, кто вышел на пенсию до 1 января 2010 года, ничего делать не надо – ПФР совместно с органами соцзащиты рассчитали сумму соцдоплаты. Тем, кто выходит на пенсию после 1 января 2010 года, соцдоплата устанавливается одновременно с назначением пенсии по заявлению гражданина.

    Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи – персонифицированный список федеральных льготников, ведение которого осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации для реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на эти цели.

    Государственная социальная помощь на основании социального контракта

    Социальный контракт – это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

    Цель оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта – стимулирование активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации.

    Условия предоставления социального контракта:

    Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам при соблюдении следующих условий:

    1. малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин проживают на территории Свердловской области;
    2. малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин не имеют места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации;
    3. малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от них причинам, порядок установления которых определяется Правительством Свердловской области, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области;
    4. один или несколько членов малоимущей семьи или малоимущий одиноко проживающий гражданин являются трудоспособными;
    5. члены малоимущей семьи, за исключением детей в возрасте до 18 лет, или малоимущий одиноко проживающий гражданин проживают на территории Свердловской области не менее 24 месяцев до дня обращения за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта;
    6. малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин не имеют в собственности жилых помещений, являющихся в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации объектами жилищных прав, либо имеют в собственности только одно такое жилое помещение;
    7. малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин не имеют в собственности земельных участков, признаваемых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации объектами налогообложения земельным налогом, либо имеют в собственности только один такой земельный участок;
    8. малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин не имеют в собственности транспортных средств, признаваемых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации объектами налогообложения транспортным налогом, либо имеют в собственности только одно такое транспортное средство, срок эксплуатации которого составляет не менее десяти лет с года его выпуска;
    9. ни один из членов малоимущей семьи или малоимущий одиноко проживающий гражданин не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

    Мероприятия, включаемые в программу социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, при заключении социального контракта, предусматривают:

    • поиск работы;
    • осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности при условии соблюдения требований федеральных законов от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и (или) от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;
    • ведение личного подсобного хозяйства;
    • осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и общего образования.

    Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в следующих размерах:

    1. на реализацию мероприятия по поиску работы, а также на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации: ежемесячно в сумме, равной величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Свердловской области за II квартал года, предшествующего году заключения социального контракта в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 23.07.2020 № 492-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума за II квартал 2020 года» в 2021 году размер ежемесячной выплаты в размере 11 713 рублей;
    2. на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности – единовременно в сумме затрат на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, прилагаемой к социальному контракту, но не более 250 000 рублей на одного индивидуального предпринимателя;
    3. на реализацию мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства – единовременно в сумме затрат на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, прилагаемой к социальному контракту, но не более 30 000 рублей.

    Обязанности гражданина, заключившего социальный контракт:

    • предпринять активные действия по выполнению мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации;
    • представлять в Управление ежемесячно информацию о ходе исполнения социального контракта, в том числе о целевом расходовании денежной выплаты, а также сведения, подтверждающие расходование денежной выплаты на реализацию мероприятий, предусмотренных социальным контрактом;
    • своевременно уведомить Управление о досрочном прекращении социального контракта в случае наступления обстоятельств, влекущих прекращение социального контракта;
    • представлять по запросу Управления информацию об условиях своей жизни (жизни своей семьи) в течение 3 лет со дня окончания срока действия социального контракта;
    • возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме в случае неисполнения обязательств, предусмотренных социальным контрактом.
    Читайте также:
    Индустриальное общество - определение, особенности, отличия

    Результат социального контракта:

    • реализация трудового потенциала получателей государственной социальной помощи;
    • повышение уровня и качества жизни малоимущих граждан;
    • социальная реабилитация членов малоимущих семей;
    • усиление социальной ответственности получателей помощи, снижение иждивенческого мотива их поведения.

    Получить информацию о порядке и условиях предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта можно в Управлении социальной политики по телефону: 8(34385)7 12 28.

    Анкетирование как метод исследования

    • Что такое анкетирование
      • Что дает такой способ исследования
    • Основные задачи
    • Разновидности
    • Формы анкетирования
    • Как составлять анкету, план
      • Типы вопросов в анкете
      • Какие вопросы нельзя использовать
    • Примеры методики анкетирования в современных условиях

    В настоящее время анкетирование является самым популярным способом проведения опросов.

    Что такое анкетирование

    Анкетирование — эмпирический метод исследования, который строится на опросе определенного числа респондентов с помощью анкет.

    Анкета — растиражированный, структурированный список вопросов, созданный с определенной исследовательской целью.

    Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

    Основоположником этого метода исследования считают Ф. Гальтона, который первым в истории опросил сто человек при помощи анкеты.

    Особенность данного метода опроса заключается в его анонимности (личность опрашиваемого в анкете не фиксируется, значение для исследования имеют только ответы).

    Что дает такой способ исследования

    Анкетирование проводится в тех случаях, когда необходимо выяснить мнение большого количества людей по каким-либо вопросам в короткий срок.

    У этого метода есть ряд плюсов по сравнению с другими формами опросов:

    • возможность проведения действительно массовых исследований;
    • оперативность в получении результатов;
    • минимальные трудозатраты в подготовке, проведении и обработке результатов исследования;
    • беспристрастность к личности опрашиваемого;
    • отсутствие необходимости в обучении интервьюера;
    • отсутствие особенных требований к человеку, проводящему опрос.

    Из минусов можно выделить недостаточную достоверность и скудность полученных данных.

    Основные задачи

    В зависимости от цели исследования задачи анкетирования могут заключаться:

    • в получении теоретической информации (такие опросы часто проводятся среди экспертов);
    • в получении данных о целевой аудитории (это касается маркетинговых исследований);
    • в получении отзывов о событии, объекте, товаре (такие опросы часто проводят производители, чтобы узнать объективную оценку о своей продукции и при необходимости доработать ее);
    • в проверке уровня знаний (встречается редко, предпочтение для решения этой задачи обычно отдают тестированию);
    • в понимании точки зрения (уточняющие анкеты уменьшают недопонимание, устанавливают эффективное общение между исследователями и аудиторией);
    • в установлении позитивной связи с аудиторией (респонденты знают, что их мнение ценят и лояльнее относятся к организатору исследования.

    Разновидности

    По количеству опрашиваемых анкетирования бывают:

    • индивидуальные;
    • групповые.

    Индивидуальное анкетирование проводится с одним респондентом. Групповое, соответственно, — с группой людей, которые находятся в одном помещении.

    По полноте охвата анкетирование может быть:

    • сплошное;
    • выборочное.

    Сплошным называют такое анкетирование, когда происходит опрос всех представителей выборки. Выборочным — когда опрос проводится среди части представителей выборки.

    Формы анкетирования

    По способу взаимодействия с респондентами анкетирование бывает:

    • очным;
    • заочным.

    Очное анкетирование подразумевает ответы на вопросы анкеты при личном контакте интервьюера и респондента. Заочное предполагает заполнение опросника самостоятельно.

    К заочным типам анкетирования относятся:

    • компьютерное;
    • телефонное;
    • почтовое;
    • адресное вручение по месту жительства, работы или учебы.

    Компьютерное — один из самых удобных способов для опрашиваемых (анкету можно заполнить в любое время) и дешёвых для организатора исследования. В этом случае анкета отправляется респондентам по электронной почте.Телефонное анкетирование проводится по телефону. Это не самый удачный способ получить ответы на вопросы, так как большинство людей негативно реагирует на телефонные опросы. Анкетирование по почте — дорогой и не всегда эффективный способ. Нет никаких гарантий получить заполненную анкету в ответном письме. Адресное вручение ещё один недешевый способ проведения анкетирования. Он предполагает личное посещение исследователем квартиры или места работы опрашиваемого с целью раздать, а затем и собрать анкеты.

    Как составлять анкету, план

    Независимо от цели анкетирования опросник обычно состоит из 3-х частей:

    • вводной;
    • «паспортной»;
    • основной.

    Вводная часть содержит обращение к респонденту, сведения о компании, просьбу ответить на вопросы по заданной теме, гарантии конфиденциальности, благодарность за участие в анкетировании. «Паспортная» часть должна раскрывать статистические данные респондентов: пол, возраст, город проживания и т.п. Её советуют располагать в конце опросника. Основная часть состоит из тех самых вопросов, ради которых анкетирование и проводят. Анализ этой части анкет дает ту самую, необходимую исследователю, информацию.

    Простые правила составления анкеты:

    1. Вопросы, задаваемые в анкете, должны отвечать задачам исследования.
    2. Язык анкеты должен быть максимально простым и понятным каждому, близок к разговорному.
    3. В анкете должна быть такая последовательность вопросов, которая удержит внимание респондента до конца.

    Типы вопросов в анкете

    По содержанию вопросы в анкете бывают:

    • о событиях;
    • об оценках этих событий.

    По функциям вопросы делятся на:

    1. Основные, ради которых и проводится исследование.
    2. Контрольные, с их помощью проверяется достоверность ответов на основные вопросы.
    3. Буферные используют для переключения внимания респондента на новый блок в опросе, для устранения влияния предыдущих вопросов.
    4. Фильтрующие, которые отсеивают неподходящих респондентов.
    5. Вопросы-ловушки выявляют правдивость и добросовестность опрашиваемых.

    В анкетах можно встретить следующие виды вопросов по структуре:

    1. Открытые (те, на которые участник анкетирования может ответить развёрнуто, своими словами).
    2. Вопросы с выбором ответа.
    3. Дихотомические (да, нет).
    4. Матричные вопросы (вопрос в виде таблицы, где нужное значение необходимо отметить «галочкой»).
    5. Масштабные вопросы (ответы по шкале от 1 до 10).
    6. Дополнительные вопросы (вопрос, к которому переходят только в том случае, если респондент дал конкретный ответ в предыдущем пункте).
    Читайте также:
    Молодежный экстремизм - определение, причины, виды

    По форме вопросы могут быть:

    • прямыми;
    • косвенными.

    Прямые вопросы обращены лично к респонденту, косвенные задают в безличной форме. Последние особенно предпочтительны в тех исследованиях, которые направлены на выявление мнений, сильно разнящихся с общепринятыми.

    Какие вопросы нельзя использовать

    Психологи рекомендуют в анкетах избегать следующих видов вопросов:

    1. Гипотетических. Вопросы должны быть чёткими и конкретными.
    2. Смущающих, вызывающих неловкость. Неуместно спрашивать о каких-то личных моментах, это приводит к потере доверия.
    3. Резких в оценке. Вопросы должны быть нейтральными. Эмоционально окрашенные формулировки могут негативно сказаться на объективности респондента.

    Примеры методики анкетирования в современных условиях

    Исторически анкеты использовали в научных целях сначала в психологии, затем в социологии. В настоящее время широкое применение метод анкетирования получил во многих сферах. Им пользуются общественные организации, статистические отделы, работодатели, педагоги, производители товаров и услуг. Но чаще всего анкетирование по-прежнему используется в психологии, социологии и еще маркетинге.

    Цель проведения маркетинговых опросов заключается в получении объективной информации от пользователей о компании, продукте или услуге. Эти сведения позволяют лучше узнать целевую аудиторию, ее потребности и желания. Целью социологического анкетирования является исследование социальных событий и процессов, протекающих в обществе. Например, статистических данных о рождаемости, уровне безработицы, рейтинге президента. Анкетирование в психологии применяют для оценки профессиональных, психологических и моральных качеств личности. Анализ опросов подобного рода может быть использован при приеме на работу и аттестации персонала.

    Метод анкетирования

    Анкетирование и виды вопросов

    Для проведения анкетирования необходимо, чтобы исследователь обладал определенными знаниями и умениями, которые необходимы для того, чтобы разработать анкету, подготовить ее к обсчету, организовать и провести анкетный опрос. Среди основных достоинств данного метода – это возможность быстро собрать достаточно большой объем информации и то, что респонденты обычно сами заполняют анкету.

    Ввиду того, что анкета будет состоять из вопросов, то немаловажно дать им характеристику (рисунок 1).


    Рисунок 1 – Классификация вопросов

    Вопросы принято классифицировать по ряду оснований (признаков). По содержанию вопросы бывают о событиях и фактах и вопросы о мнениях и оценках касательно тех или иных событий.

    К примеру, вопрос «Лишались ли вы работы в течение последних пяти лет?» будет относиться к первой категории, в то время как вопрос «Какую бы оценку вы поставили результатам собрания акционеров компании?» относится ко второй.

    В зависимости от функций выделяют вопросы контрольные, основные, фильтрующие, буферные, конкретные, вопросы-ловушки.

    Цель основных вопросов – получить информацию о социальных фактах. Фильтрующие вопросы используют для того, чтобы отсеять некомпетентных респондентов. К примеру, если вы хотите узнать, каким видом спорта увлекается респондент, то предварительно надо задать вопрос о том, занимается ли он спортом в принципе. Если на вопрос-фильтр получен отрицательный ответ, то все последующие вопросы о занятиях спорта бесполезны.

    К примеру, если вы хотите узнать, каким видом спорта увлекается респондент, то предварительно надо задать вопрос о том, занимается ли он спортом в принципе. Если на вопрос-фильтр получен отрицательный ответ, то все последующие вопросы о занятиях спорта бесполезны.

    Контрольные вопросы нужны для того, чтобы проверить то, насколько достоверны ответы на основные вопросы. С их помощью можно оценить, является ли получаемая информация качественной. Зачастую в анкете располагают контрольные и основные вопросы таким образом, чтобы респонденты не смогли понять связь между ними, иначе контролирующая функция не будет выполняться.

    К примеру, если основной вопрос «Насколько вы удовлетворены работой?», то в качестве контрольного будет вопрос вроде «Хотите ли вы поменять место работы?».

    Буферные вопросы используют для того, чтобы переключить внимание респондента на новый тематический блок вопросов анкеты, а также для того, чтобы нейтрализовать влияние предыдущих вопросов на следующие, снять чувство монотонности.

    К примеру, после блока вопросов о том, как человек проводит свой досуг, дается такая формулировка: «Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи на производстве, службе небезразличны для вас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с вами о работе”.

    Благодаря контактным вопросам можно установить доброжелательные отношения между респондентом и исследователем.

    Вопросы-ловушки используют для того, чтобы выявить искренность и добросовестность респондента. Они являются своеобразными «детекторами лжи».

    К примеру, при прохождении личностного теса Г. Айзенка, респондент должен ответить на вопросы вроде «Бывали ли у вас мысли, которые вам хотелось бы скрыть», «Случается ли так, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?”, “Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?”. Если респондент методично дает отрицательный ответ на все вопросы, то его искренность можно поставить под сомнение.

    По структуре бывают открытые и закрытые вопросы (таблица 1).

    Таблица 1 – Открытые и закрытые вопросы

    Открытые вопросы Закрытые вопросы
    Респондент отвечает на поставленный вопрос сам в произвольной форме В данных вопросах есть перечень вариантов ответов, которые предварительно составил исследователь и из которого респондент выбирает тот, который ему наиболее близок

    При разработке закрытых вопросов необходимо соблюдать некоторые правила. Например, количество имеющихся вариантов ответов должно исчерпывать объем вопроса. Также важно сбалансировать шкалу отрицательных и положительных вариантов ответов, чтобы предотвратить смещение в одну из сторон.

    Выделяют три вида закрытых вопросов:

    • вопросы с ответом типа «да/нет»;
    • альтернативные вопросы, в которых надо выбрать один ответ из списка предложенных;
    • вопросы-меню, при ответе на которые респондент выбирает несколько ответов одновременно.

    Самое главное достоинство открытых вопросов в том, что ответы на них нерегламентированные. Открытые вопросы принято использовать, если все варианты ответов невозможно предусмотреть. В ответах на открытые вопросы часто встречаются внезапные и неожиданные суждения.

    Однако, при этом у открытых вопросов есть свои недостатки:

    • респондент может вольно проинтерпретировать заданный вопрос и тогда социолог получит информацию, не отражающую цель и задачи исследования;
    • социолог может исказить полученную информацию в процессе ее обработки;
    • открытые вопросы технически сложно обрабатывать и это занимает много времени;
    • отвечать на открытые вопросы сложнее, чем на закрытые, поэтому часто респонденты могут оставить их без ответа.

    На практике видно, что количество отказов отвечать на открытые вопросы может достигать около 70%, что значительно искажает выборку. Более того, респонденты часто могут быть недостаточно добросовестны при ответе на открытый вопрос и отвечают первое, что приходит им в голову, не обращая внимание на сущность вопроса. Поэтому при обработке можно встретить большое количество непродуманных и случайных ответов, от которых напрямую зависит качество полученной информации.

    Главное достоинство закрытых вопросов в том, что их интерпретация строга и однозначна, а также их легко и быстро обрабатывать. Именно поэтому в большинстве анкет исследователи предпочитают использовать закрытые вопросы. Несмотря на это у них также есть свои недостатки. К примеру, возможны случаи, когда ни один из предложенных исследователем ответов не соответствует мнению респондента. Данная ситуация вынуждает респондента выбрать один из вариантов и, как результат, исследователь получает некорректную информацию, которая неадекватна истинному мнению респондента и реальному положению вещей.

    Вышеизложенное говорит о том, что нельзя говорить, что закрытые вопросы лучше, чем открытые и наоборот. Каждый из представленных видов вопросов имеет свои достоинства и недостатки, а также свою собственную сферу применения. Вопросы, которые предполагают ответы «да/нет» нет смысла делать открытыми, однако, есть и такие вопросы, которые невозможно «закрыть». К примеру, «Какие книги вы читаете».

    У социологов широко распространены и приобрели большую популярность полузакрытые вопросы, в которых после перечня вариантов ответов следует открытый вариант, который дает респонденту возможность ответить «Другое» или «Напишите свой вариант ответа». Такие вопросы позволяют исследователю расширить набор вариантов ответов, а респонденту – ответить так, как он считает нужным.

    В зависимости от формы выделяют прожективные (косвенные) вопросы и прямые (таблица 2).

    Таблица 2 – Косвенные и прямые вопросы

    Прямые вопросы Прожективные вопросы Безличные вопросы
    Направлены на существо ситуации и обращены к самому респонденту – «Знаете ли вы…», «Ваше мнение по поводу…» и т.д. В вопросах данного типа ситуацию предполагают и моделируют: «Предположим, что вы временно остались без работы. Вернулись ли вы на предыдущее место?» Вопросы типа «Некоторые считают, что… а как думаете вы?»

    На практике видно, что респонденты предпочитают косвенные безличные вопросы, чем прямые личные. Особенно это касается выявления мнения, которое серьезно отличается от общепринятого или широко распространенного.

    Общая композиция анкеты

    Анкета – это не механическая совокупность вопросов. У нее есть своя структура, которая состоит из трех частей: вводной, основной, паспортички.

    Во вводной части обращаются к опрашиваемому и указывают, какая организация проводит опрос, каковы цель и назначение исследования, где будут использоваться полученные результаты. Обычно также подчеркивают важность личного участия опрашиваемых в опросе, гарантируется анонимность и указываются основные правила заполнения анкеты.

    В основную часть анкеты входят вопросы, которые могут быть разбиты на блоки. Вопросы нацелены на то, чтобы получить информацию, необходимую исследователям. В начале анкеты ставят более интересные и доходчивые вопросы, для того, чтобы расположить респондентов к сотрудничеству. Затем идут более сложные вопросы, которые направлены на то, чтобы выяснить установки, мнения и оценки респондентов.

    В паспортичке принято указывать сведения о респонденте – его пол, возраст, место учебы или работы, образование. Ее располагают в конце анкеты, однако могут помещать и в начале.

    В конце составления анкеты ее проверяют на логику и соответствие критериям качества. Окончательное решение о качестве составленной анкеты выносится после пробного (пилотажного) исследования.

    Виды анкетирования

    В современных социологических исследованиях используются несколько видов анкетирования, которые представлены в таблице 3.

    ОПРОС КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ

    Свои задачи наука решает с помощью определенных методов. Метод — это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.

    Методы основополагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.

    Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс).

    Наблюдение и эксперимент дополняются другими методами: индивидуальный (беседы) и массовый — опросы (анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых характеристик и т.д.

    В данной работе мы рассмотрим метод опроса.

    Опрос — метод, используемый для изучения мнений, отношений или поведения индивидов.

    Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

    Широкое использование данного метода объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Исследователь в короткий срок может получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности.

    Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).

    В США созданы специальные институты, лаборатории и отделы, обучены десятки тысяч инструкторов для проведения самых различных опросов, начиная с зондажа общественного мнения и кончая исследованием личных вкусов различных слоев потребителей американской продукции.
    На основании массовых опросов различных общественных слоев делаются попытки давать далеко идущие прогнозы как в области внутренней политики, так и в сфере потребления, торговли, мод и т. д. Литература по технике и процедурам опроса только в одних США насчитывает сегодня не менее трехсот наименований.
    Говоря о методе опроса, имеют обычно в виду метод анкетирования, метод интервью и социометрический метод. Все эти методы прекрасно разработаны, и современный исследователь не испытывает особого труда при составлении вопросов для различного рода анкет или ведения бесед с испытуемыми.

    Советские исследователи также широко используют методы опроса, однако при обращении к ним соблюдается известная осторожность и сдержанность, ибо все они хороши и эффективны не сами по себе, а лишь в гибком сочетании с другими, как упомянутыми нами, так и не упомянутыми методами. Например, интересные данные были получены при помощи метода анкет в сочетании с другими методами (интервью, наблюдения, естественного эксперимента) при изучении отношения к труду молодых рабочих, причин текучести рабочей силы, изучения бюджета времени трудящихся (А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов).

    Метод опроса был эффективно использован в работах по изучению жизненных планов, интересов и стремлений советской молодежи, по особенностям формирования общественного мнения (Б. А. Грушин, В. Т. Лисовский).

    2. разноводности метода опроса

    Опрос — самый распространённый метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идёт об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определённых условиях и ситуациях.

    Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

    При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетёра или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

    Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задаёт вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым и опосредованным, например по телефону.

    Цель интервью — извлечение необходимой информации из ответов собеседника на заранее подготовленные и специальным образом поставленные вопросы. Если при анкетировании носитель информации имеет возможность, обдумав и изучив вопросы, дать на них письменный ответ (и часто делает это в отсутствие экспериментатора), то интервью представляет собой акт непосредственного общения индивидов (интервьюера — опрашивающего и респондента — отвечающего), и характер, полнота, глубина полученных сведений здесь во многом зависят не только от умело и четко поставленных вопросов, но и от особенностей межличностных отношений, которые устанавливаются в процессе беседы.

    Сформулировав исходную гипотезу, исследователь определяет факторы, которые собирается изучить, и обдумывает систему вопросов, исходя не только из задач и целей исследования, но и предварительных сведений о респонденте (уровень образования, возраст). После того как респондент начинает говорить, интервьюер не должен прерывать его, комментировать его ответ или подталкивать к определенным выводам. Лишь после ответа опрашивающий переходит к обсуждению данного вопроса с собеседником, уточнению деталей, конкретизации отдельных замечаний, высказываний и т. д. Отвечающий должен чувствовать, что его понимают, испытывать к собеседнику расположение. Это во многом зависит от того, как держится интервьюер.
    В зависимости от целей исследования различают глубинное интервью (выяснение какого-то одного вопроса при сохранении свободы в способе ведения беседы и свободы в форме ответов), свободное (вопросы заранее не конкретизируют и не уточняют, а лишь указывают на определенную тему, направление беседы), косвенное (подлинный смысл вопроса отличается от его внешней формы. Например, прямой вопрос: «Часто ли Вы смотрите телепередачи?», косвенный: «Можете ли Вы перечислить понравившиеся Вам телепередачи за последние два-три месяца?»), экстенсивное (многократные беседы с большим числом лиц, позволяющие подвергнуть ответы статистической обработке).

    Существующие часто представления о легкости техники анкетирования и способах обработки анкет кажущиеся. Прежде всего различают анкеты с открытыми и закрытыми вопросами. Первые разрешают свободную форму ответа, вторые — одну из предложенных экспериментатором: «Да», «Нет», «Не знаю». Для каждой формы анкет существует соответствующая процедура обработки. Если цель анкетирования — высказать отношение к чему-либо или оценить что-то, целесообразно разработать анкеты с вопросами открытого типа, которые позволяют испытуемому изложить свое мнение в относительно развернутом виде. Например, желая выяснить причину малой престижности некоторых профессий в глазах школьников, экспериментатору не стоит ставить их в жесткие рамки стандартных безоттеночных ответов. Например, на вопрос: «Нравится ли тебе данная профессия?» — в анкете с вопросами закрытого типа могут предполагаться ответы: «Да», «Нет», «Не задумывался», а в анкете с вопросами открытого типа этот же вопрос может звучать так: «В чем ты видишь привлекательность (непривлекательность) данной профессии?»
    Необходимо учитывать существование различий между анкетой и опросником. Если анкета чаще всего преследует цель выяснить отношение респондента к какой-то одной проблеме, то опросник предполагает выяснение системы отношений респондента к каким-то явлениям или какой-то проблеме.

    Анкета — чаще всего инструмент макросоциального исследования, опросник — микросоциального. Это различие сказывается и в количестве предлагаемых для ответа вопросов. Если анкета включает в себя от 3 до 15 вопросов, то опросники предлагают испытуемым несколько десятков вопросов.
    Одним из видов анкетирования! является метод полярных профилей, который успешно был применен Г. Гибшем, М. Форвергом (ГДР) и П. Тофштеттером (ФРГ) и в настоящее время широко используется во многих исследованиях. В отличие от обычной анкеты, которая может предполагать один из двух ответов («Да», «Нет») или в крайнем случае нескольких («Да», «Нет», «Не знаю»), в отношении вполне определенных качеств или объектов, шкала полярных профилей позволяет, например, выявить мнение испытуемоего не только о наличии или отсутствии у него или других людей каких-то конкретных качеств или характеристик, но и о степени их выраженности.

    Метод полярных профилей делает анкету более информативной и позволяет глубже вникнуть в сущность изучаемых явлений. Используя указанный метод, экспериментатор обычно уже располагает стандартизированным набором (с учетом возраста испытуемых и целей исследования) качеств личности, выраженность которых может быть оценена по 4-балльной шкале для каждого профиля (0, 1, 2, 3). Если испытуемый считает, что данное качество присуще характеризуемому им члену группы в высшей степени, то он дает ему максимальную оценку в 3 балла. Антипод этого качества («щедрый» — «скупой») оценивается согласно предполагаемой степени выраженности отрицательным баллом. Полученный профиль подвергается обычной процедуре статистической обработки, и на этой основе делается вывод о том, насколько качества оцениваемого индивида совпадают с существующими в данной среде эталонными представлениями.

    Большое распространение, и в частности в педагогике, получил в настоящее время метод обобщения независимых характеристик, разработанный К. К. Платоновым. Суть его сводится к сбору и анализу мнений опрашиваемых о личности человека, с которым они сталкиваются в различных сферах совместной деятельности. Например, желая глубже изучить особенности личности учащегося, педагог может использовать мнения о нем не только учителей-предметников, но и товарищей, пионерского и комсомольского актива, родителей, тренера, вожатой и т. д. Проанализировав и обобщив собранные характеристики, педагог получает исходные данные для монографического (углубленного, всестороннего) изучения личности ученика.
    Несмотря на то, что каждая из характеристик содержит в себе субъективные оценки, в итоге имеется возможность при соответствующей обработке и анализе создать объективный образ личности. В обобщенной характеристике каждая учитываемая черта может оцениваться определенным баллом по выбранной шкале, например так, как это делается и при оценке черт личности по методу полярных профилей. По сути дела метод обобщения независимых характеристик является разновидностью одного из методов эмпирической социологии, получившего название «метод компетентных судей». В зарубежной социальной психологии разновидность этого метода известна также и под названием «рейтинг».

    Особое место среди различных методик проведения опроса занимает социометрический метод. Социометрические процедуры исследования уровня и характеристики межличностного общения в малых группах, разработанные и предложенные Д. Морено, прочно вошли в практику социально-психологического эксперимента. Однако если еще совсем недавно социометрия считалась одним из наиболее перспективных направлений в социальной психологии, то сегодня уже отчетливо стали видны как сильные, так и слабые стороны социометрического подхода к изучению феноменов группового развития.

    Сторонники социометрии считают несомненным ее достоинством количественное определение предпочтений, выраженных во взаимоотношениях людей друг к другу. Социометрический метод, как отмечает один из первых его интерпретаторов Е. С. Кузьмин, позволяет дать снимок с динамики внутренних отношений в коллективе, установить близость взаимоотношений, группировки, авторитетность членов в группах и т. д. Чуть ли не каждое социально-психологическое исследование, проводимое в школьном коллективе, начинается обычно с социометрической процедуры, так как с ее помощью можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе.

    Одним из первых социометрические методики для изучения школьного коллектива применил в СССР Я. Л. Коломинский. Ему же принадлежит ряд работ, в которых он дает оценку этому методу и его возможностям.
    Будучи весьма удобен как «экспресс-прием», социометрический метод тем не менее оказывается бессильным заглянуть за фасад «выборов» и «предпочтений», он не в состоянии ответить на очень важный вопрос, за что или почему А. выбирает или оказывает предпочтение Б.; социометрический прием не поможет отличить сложившийся коллектив от диффузной (случайной, несплоченной) группы.

    Вот почему только творческий подход к социометрии позволяет избежать ограниченности данного метода. В настоящее время доказано, что известная ограниченность, присущая социометрическим процедурам, может быть успешно преодолена, если социометрию, направленную на выявление симпатий и антипатий в группе, дополнить другими видами измерений внутригрупповой дифференциации, направленной на выявление значимых связей в группе.

    В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации — компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда ещё одно широко распространённое в социологии название таких опросов — экспертные опросы и оценки.

    Одна из сложных проблем интервьюирования — не подтолкнуть опрашиваемого к желательной для социолога как личности информации; не трактовать рыхлые и неточные ответы как близкие к своему собственному мнению; избежать того, чтобы его отождествляли с представительством властных и других влиятельных структур; воздержаться от личных ценностных оценок в процессе опроса и максимально сохранить «нейтралитет».

    Заключение

    Методы опроса — устный опрос: интервью, беседа, экспертная оценка. Опрос — прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях. Опрос метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Опросы могут быть: письменные (анкета, сочинение) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка); очные и заочные (почтовые, прессовые и т.д.); экспертные и массовые; выборочные и сплошные; первичные и повторные. Опрос наиболее удобный способ получения информации. Он легко поддаётся обработке, интерпретации, хранению. В проведении опроса участвуют два участника: корреспондент – исследователь; респондент — опрашиваемый.

    Составление анкеты для проведения опроса

    Всем пламенный привет! Каждый день я сталкиваюсь с пониманием того, что популярный блоггер — это специалист разных тем создания контента. Ему приходится и правильно писать статьи на свой блог, и проводить всякие конкурсы, и делать различные обзоры, и даже заниматься проведением соцопросов. С последним явлением блоггерской жизни я столкнулся в прошлом году, но только сейчас понял, как составить анкетный опрос правильно. Своими наблюдениями и уже накопившимся опытом я решил поделиться с Вами!

    Серьезно покопавшись в море специализированных источниках по созданию опросов, я решил свои знания опубликовать в виде серьезного мануала. Но его объем с каждым новым блоком информации стал тянуть на полноценную брошюрку. Поэтому я решил его разделить на следующие три статьи:

    • в первой я поясню понятие опроса, а также поясню его значимость в интернет-маркетинге и блоггинге. Вы узнаете, как он делается, какие в нем могут быть вопросы, подробно поясню суть анкетирования, покажу свою процедуру проведения анкетного опроса.
    • во втором посте я покажу различные способы создания анкетного опроса на своем сайте. Для реализации этой задачи я воспользуюсь пошаговыми инструкциями с оригинальными картинками.
    • в третьей статье Вы увидите мой способ сотворения анкетного опроса с помощью специального скрипта от компании LimeSurvey. Я подробно расскажу, как можно реализовать знания первой статьи в различных опросах на своем ресурсе.

    Что такое социальный опрос

    Если говорить простым языком, то социальный опрос — это такой вариант общения, при котором происходит сбор конкретной информации. Здесь создатель соцопроса (интервьюер) задает вопросы своему оппоненту (респондент), а затем их обрабатывает для выполнения каких-либо задач.

    Если говорить научным языком, то метод опроса — это психологический способ коммуникативного взаимодействия между интервьюером и респондентом, который позволяет получить ответы на поставленные вопросы. По -другому можно сказать, что проведение опроса — это своего рода исследование, которое позволяет узнать потребности респондентов. В основном часто используются следующие два метода опроса — лэддеринг и анкетирование.

    Метод лестницы (лэддеринг)

    Данный вид социального опроса активно применяется в различных маркетинговых исследованиях. Благодаря ему легко выявляется причинно-следственная связь между свойствами товара (услуги, бренда), плюсами от использования и ценностями потребителей.

    Реализация данного метода следующая — респонденту задаются вопросы о различных свойствах товара (услуги, бренда), о вариантах потребления и т.д. Обычно идет такая схема беседы — интервьюер спрашивает «почему…?», оппонент опроса дает конкретный ответ. В зависимости от ответа идут следующие вопросы, оппонент на них отвечает. Грубо говоря, это такая беседа, в которой вопросы часто формируются по ответам респондентов.

    Что такое анкетирование

    Данный метод исследования использует специально созданный опросник с заранее готовыми вопросами. По-другому он называется анкетой. Анкетный опрос не требует живого общения с респондентом — на вопросы анкеты можно отвечать удаленно.

    Поэтому данный метод проведения соцопроса имеет ряд положительных моментов:

    • анкетный опрос с помощью заранее подготовленных анкет можно проводить с большим числом респондентов (массовость исследования);
    • анкетирование можно проводить анонимно, не требуя от респондента его реквизитов (позволяет максимально охватить все слои населения).

    Минус анкетирования существенный:

    • не имея живой обратной связи, получается большой процент анкет без ответа.

    Чем опрос отличается от анкетирования

    В первом случае интервьюер может получить полноценные ответы для исследования благодаря своим уточняющим вопросам. Респондент активно внедряется в общение, интервьюер следит за ходом беседы и при необходимости аккуратно меняет направление своих вопросов. Тут главное — это задать первые вопросы по теме, а далее пойдут конкретные наводящие уже по ответам респондента.

    При анкетировании такого полноценного контакта быть не может. Поэтому интервьюеру приходится заранее продумывать весь спектр возможных вопросов (и соответственно ответов), которые позволят ему получить максимальные результаты для исследования. Поэтому здесь очень важна именно начальная подготовка — создание анкеты.

    Использование опроса в интернет-маркетинге и блоггинге

    Применение опросов в интернет-маркетинге

    Социальные опросы всегда сопровождали те сферы деятельности человека, где есть товары и услуги. Поэтому не удивительно, что в интернет-маркетинге данный инструмент получения ответов широко используется в различных областях. Вот пример некоторых:

    • исследование потребительского рынка (проверка популярности тренда, оценка покупательной способности и т.д.);
    • оценка успешности конкретного продукта или услуги (удовлетворенность конкретным товаром, опрос покупателей и т.д.);
    • исследование кадровых ресурсов (оценка работающего персонала, анализ мотивации работников и т.д.).

    Чаще всего используется второй метод проведения опроса — анкетирование. Обычно анкеты заполняются или перед получением товара (услуги), или уже после покупки.

    Лэддеринг тоже применяется для проведения различных маркетинговых исследований. Но в этом случае требуется наличие полноценной обратной связи с покупателем (часто используются в виде онлайн-консультации).

    Применение опросов в блоггинге

    Блогосфера в основном использует анкетирование — на блогах очень сложно проводить вариант живого общения. Блоггеру проще провести свое исследование путем рассылки анкеты своим подписчикам. Конечно, далеко не каждый респондент будет отвечать на вопросы анкеты. Но такой вариант опроса требует на порядок меньших затрат, чем проведение исследования с помощью лэддеринга.

    На какие темы чаще всего делают блоггеры свои опросы? На мой взгляд самыми популярными исследования являются следующие темы блоггерской жизни:

    • оценка деятельности блоггера, исследование его способности подавать полноценный контент читателям;
    • исследование функциональности своего блога, выявление ошибок дизайна, получение рекомендаций;
    • тестирование своих инфопродуктов, исследование их потребительской значимости для своих клиентов.

    Анкетирование проводится различными способами, о которых более подробно я расскажу в следующих статьях этой темы. Пример одной такой анкеты Вы можете увидеть в последней части этого поста.

    В дальнейшем вся информация по созданию опроса на своем сайте будет основываться на втором методе, анкетировании.

    Как составить анкетный опрос

    Как я уже говорил, в методе анкетирования самым важным и сложным вопросом является момент создания анкеты. Интервьюеру необходимо не только разбираться в теме исследования, но и еще правильно составить опросный лист. Ниже Вы увидите ряд рекомендаций и мою план-схему проведения анкетного опроса.

    Правила составления анкеты для опроса

    1. Формирование задач исследования. Перед тем, как создавать анкетный лист, необходимо продумать задачи опроса. Для этого необходимо составить только такие вопросы, ответы на которые дадут оценку исследования.
    2. Краткость — не только сестра таланта, но и успех опроса. Свои вопросы формулируйте кратко и емко — не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.
    3. Логичность вопросов. Завуалированные и бессмысленные фразы уведут оппонента от настоящего ответа. Это может запутать отвечающего в причинно-следственной связи вопроса, что негативно скажется на результатах исследования.
    4. Последовательность вопросов. Следите за порядком анкетных вопросов. Если в опросе будет неправильная их последовательность, на выходе интервьюер получит искаженную информацию по исследованию. Для недопущения этого часто используют простой прием — сначала показывают простые вопросы, а затем степень их сложности увеличивают.
    5. Один вопрос — одна тема. Лучше у респондента спрашивать в одном вопросе только один ответ. Тогда он будет считаться единственно важным. Иначе при наличии нескольких тем акцент на первичный вопрос может уйти другому.
    6. Никаких подсказок. В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным — его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.
    7. Использование открытых вопросов. Давая респонденту возможность самому дать свой ответ, не выбирая из предложенных, исследование получиться более точным и полноценным (обхватывает разные стороны).

    Процедура проведения анкетного опроса

    Продумав тему исследования и составив в голове или на бумаге перечень нужных вопросов, можно переходить к этапу создания анкеты. Вот моя схема, по которой я провожу свои анкорные опросы:

    Данный план используется только для анонимных опросов. Если же для анкетирования требуется фиксирование реквизитов участников исследования, то появляется еще один пункт «Регистрация». Он идет сразу после пункта «Приветствие».

    Также для создания успешной анкеты я руководствуюсь следующими рекомендациями:

    • анкетный опрос не должен содержать орфографических ошибок. В противном случае доверие респондентов к интервьюеру падает, что может отразиться на качестве результатов исследования.
    • на каждый вопрос даю все возможные варианты ответов. Если необходимо, добавляю поле для личного ответа респондента.
    • перед публикацией тестирую созданный опрос. Обычно я читаю вслух все, что написано в анкете. А также отвечаю на вопросы так называемого листа для пилотажа:

    Классификация вопросов в анкетировании

    Все вопросы, используемые в анкете, можно классифицировать:

    по содержанию

    • вопросы о фактах сознания (показывают мнение респондента, его пожелания и планы на будущее);
    • вопросы о фактах поведения (выявляют поступки и действия отвечающего);
    • вопросы о личности респондента (показывают его личностные характеристики — пол, возраст и т.д.).

    по форме

    • закрытые вопросы. В анкете по ним существуют уже готовые ответы, из которых респондент выбирает свой вариант;
    • открытые вопросы. Они не влияют на ответ респондента (нет предложенных ответов). Тем самым дают ему выразить свою точку зрения по вопросу. Поэтому они наиболее информативные и полные, чем закрытые.
    • полузакрытые вопросы. Содержат как очевидные варианты ответов, так и возможность респонденту написать свой вариант.
    • прямые и косвенные вопросы.

    Пару слов о закрытых вопросах. Они могут быть альтернативными (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных) и неальтернативными (несколько вариантов ответа). В основном используются в несложных вопросах, где выбор очевиден (один или несколько).

    В противном случае, если требуется от респондента развернутый ответ, предлагается открытый или полузакрытый вопросы.

    по способу передачи вопроса

    Данный тип вопросов будет рассмотрен на примерах в последней части данного мануала (3-й пост о скрипте).

    Типичные ошибки при составлении опроса

    Нелогичность вопросов (ответов). Данная ошибка часто встречается в анкетах — вопросы (или ответы) содержат смысловые логические нестыковки и противоречия. В итоге такие анкеты трудно анализировать, а результаты исследования будут недостоверными.

    Вот пример полузакрытого вопроса с лишним ответом (последний), который может поставить респондента в тупик на некоторое время:

    Наличие нескольких тем опроса. Чтобы не отвлекать респондента от вопросов, не стоит впихивать в один вопрос сразу две темы. В противном случае результаты могут потерять свою информативность (искажение информации). Вот пример вопроса анкеты с несколькими темами для обсуждения:

    Отсутствие равнозначного выбора. Бывает, что вопрос анкеты разделяет мнение респондента на противоположные половинки. Мало того, что он не может выбрать нормальный вариант ответа, так еще и заставляет перенапрягать его мозг. Вот пример такого вопроса:

    Наличие специфических вопросов, требующих специальных знаний. Я недавно отвечал на одну анкету популярного в Рунете инфобизнесмена по поводу его рассылки. Многие вопросы его анкетного опроса содержали специфические термины. Пришлось лазить по Яндексу в поисках расшифровки мудреных фраз.

    Очень сложные вопросы. Простота — залог успеха в любом деле. Правило тут простое — чем проще вопрос, тем адекватнее будет результат. Вот пример одного вопроса о растворимом кофе, после которого желание отвечать может убавиться:

    Пример анкетного опроса по оценке своего сайта

    В завершении предлагаю Вам небольшой шаблонный вариант опроса по оценке личного сайта. Вопросы данной анкеты просты, ответы содержат немного юмора. Вы можете сделать по этому шаблону свой вариант опросника и получить много полезной и актуальной информации о своем сайте. Вот ссылка на эту анкету:

    На этом теоретическая часть о составлении опросов окончена. В следующей части я расскажу о том, как создать анкетный опрос уже на своем сайте различными способами.

    С уважением, Ваш Максим Довженко

    == Часто задаваемые вопросы по теме статьи (FAQ) ==

    Для каких целей создаются анкетные опросы?

    — получение поисковой информации по теме;
    — получение данных для конкретной ситуации;
    — сбор статической информации по вопросу.

    Как проводятся опросы с респондентом?

    — анкетирование на бумажном носителе;
    — электронный опрос на PC/mobile;
    — устный опрос в живой встрече;
    — интервью респондента по телефону.

    Какие правила есть по вопросам опросника?

    1. Логичность и последовательность ответов.
    2. Отсутствие двойственности в вопросах.
    3. Добавить все возможные варианты ответов.
    4. Отсутствие орфографических ошибок.
    Более детально о правилах написано здесь.

    Как можно разместить анкетный опрос на сайте?

    — внедрение опроса, сделанного Вконтакте;
    — добавление опроса, созданного в форме Google;
    — вставка ссылки на страницу с готовым опросом;
    — вставка кода готовой анкеты;
    — создание анкеты с помощью плагина.
    Более подробно все варианты описаны в этой статье.

    Анкетирование. Основные правила составления анкет (методические рекомендации)

    ГОУ ДОД МО «Центр развития творчества детей и юношества»

    Отдел мониторинга и программно-методической поддержки

    Анкетирование. Основные правила составления анкет

    Составитель:

    Рекомендации посвящены анкетированию и основным правилам составления анкет. Данная разработка, включившая в себя обобщенный положительный опыт предыдущих исследователей, предназначена в помощь специалистам, занятым в системе дополнительного образования детей и призвана облегчить процесс составления анкет.

    Сведения об авторе:

    , методист отдела мониторинга и программно-методической поддержки.

    Анализ работы специалистов отдела мониторинга и программно-методической поддержки ГОУ МО ЦРТДЮ по разработке инструментария мониторинговых исследований, а также консультативные обращения специалистов Центра и УДОД Московской области по вопросам проведения анкетирования и процессу разработки анкет вызвали необходимость создания данных методических рекомендаций. Целью которых является оказание методической помощи специалистам системы дополнительного образования детей при разработке анкет и проведении процедуры анкетирования.

    Был проведен анализ работ различных авторов по социологии, психологии и маркетингу в результате которого выделены основные аспекты, как самой процедуры анкетирования, так и процесса составления анкет в частности. Составителем данных методических рекомендаций сформулированы основные правила, о которых нельзя забывать при составлении анкет. Они представлены в данном документе в виде примечаний.

    В любом опросе до начала его проведения необходимо продумать и оценить следующие факторы:

    · главный вопрос (или вопросы), на который надо получить ответ, – цель опроса;

    · затраты, которые придется произвести для получения результатов;

    · техника и форма проведения опроса;

    · надежность и точность полученной информации;

    · методы обработки получаемой информации;

    · форма представления результатов.

    В данных методических рекомендациях рассматриваются методы, способствующие практической реализации вышеперечисленных факторов. Они направлены на качественное улучшение методического обеспечения разработки инструментария мониторинговых исследований.

    Анкетирование. Основные правила составления анкет

    Нельзя начинать разговор о правилах составления анкет, не рассмотрев, что же такое анкетирование, какие виды анкетирования и основные этапы в проведении анкетирования существуют.

    1. Что же такое – анкетирование?

    АНКЕТИРОВАНИЕ (англ. survey; нем. Befragung) – метод получения первичной информации, заключающийся в составлении анкет и проведении опроса; применяется в общественных науках, при переписях населения, в изучении общественного мнения[1].

    АНКЕТИРОВАНИЕ – одна из основных разновидностей метода социологического опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющегося источником желательной информации, опосредуется анкетой[2].

    При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

    2. Виды анкетирования.

    По числу респондентов:

    · Индивидуальное анкетирование (один респондент);

    · Групповое анкетирование (несколько респондентов). Методическая и организационная разновидность группового анкетирования – аудиторное анкетирование, состоящее в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

    · Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов).

    По полноте охвата:

      Сплошное (опрос всех представителей выборки); Выборочное (опрос части выборки).

    По типу контактов с респондентом:

      Очное (в присутствии исследователя-анкетёра); Заочное (анкетёр отсутствует):

        Рассылка анкет по почте; Публикация анкет в прессе; Публикация анкет в Интернете; Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

    3. Этапы проведения анкетирования.

    Шаг 1. Выявление цели анкетирования.

    Шаг 2. Подбор целевой аудитории.

    Шаг 3. Составление анкеты.

    Шаг 4. Тестирование анкеты.

    Шаг 5. Проведение анкетирования и повторная проверка анкеты.

    4. А что представляет собой АНКЕТА?

    АНКЕТА – методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации – средство опроса. Представляет собой набор вопросов, каждый из коих логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из коих респондент должен выбрать самые подходящие, или же по их образцу предложить собственные[3].

    Анкета, состоит не только из опросного листа и “паспортички”, но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т. к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула – единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говорится о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

    Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросы-фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов.

    Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части их, составляющих выборку представительную. Конечно, достоверные результаты получаются лишь при тщательной разработке вопросов анкеты и при условии, что выборка достаточно точно отражает популяцию в целом.

    5. Составление анкет.

    Составление анкет – процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов – сложная и трудоемкая процедура. Анкета должна обеспечить получение содержания, правдивого по отношению к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме. Составление научно ценной анкеты – как правило, коллективная работа.

    Необходимо произвести:

    · анализ вопросов и выдвижение гипотез;

    · формулирование вопросов и вариантов ответов;

    · выбор способа анкетирования.

    Анкета, как правило, состоит из:

    · вводной части, содержащей обращение к респонденту, разъясняющее цели опроса, указание о правилах заполнения, адресат использования полученных данных;

    · как правило, анкета начинается с, так называемой, паспортички, где респондента просят сообщить о себе некоторые сведения (например, пол, возраст, уровень образования, место работы, жительства, семейное положение, количество детей и т. д.);

    · затем в анкете идут основные вопросы. Их не должно быть много (на весь опрос не более). Они должны быть сформулированы соответствующим образом (о чём говорится ниже).

    В заключение анкеты требуется поблагодарить респондента.

    Первый этап в разработке – определение содержания анкеты.

    Это может быть набор вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого (его знаниях, гражданском состоянии, его действиях в прошлом и настоящем и пр.) или же о его мотивах, оценках, отношениях. Если нужно знать также интенсивность мнения, то в формулировку вопроса включается соответственная шкала оценок.

    Второй этап в разработке анкеты – выбор нужного типа вопросов.

    Вопросы могут быть:

    1. По форме:

    Открытые – позволяют строить ответ согласно желаниям опрашиваемого как по содержанию, так и по форме (предполагают произвольный ответ). В таких вопросах отсутствует желание навязать определенный ответ. Информация в этом случае получается более полная (и в этом их плюс), а обработка и интерпретация затруднены, неоднозначны, что затрудняет сравнение ответов разных испытуемых. Кроме того, такие анкеты требуют большего времени выполнения.

    Кроме того, они могут быть неоднозначно интерпретированы. Поэтому при анкетировании их значительно реже используют.

    Закрытые – предусматривают готовые варианты ответов, допускающими обычно лишь ответы “да” или “нет”. Респондент, выбравший вариант, который более других соответствует мнению респондента, отмечает его в перечне вопросов галочкой. Если фиксированное количество вариантов ответов составляет два, такой вопрос называется дихотомическим. Другим типом вопросов с фиксированными вариантами ответов является шкала ответов. Например, задан вопрос: как часто вы покупаете ветчину? Варианты ответа:

    Несомненным преимуществом закрытых вопросов является единообразие ответов и относительная лёгкость обработки данных, а недостатком – менее точная интерпретация, приближенный вариант ответа, отсутствие необходимого варианта ответа.

    Полузакрытые вопросы – содержат наряду с готовыми вариантами ответов возможность изложения своего варианта ответа, в формулировке типа: Изложите свой вариант, если нет нужного Вам варианта ответа.

    2. По функции вопросы могут быть:

    · уточняющими и пр.

    Тип вопроса может влиять на полноту и правдивость ответа.

    Требования к формулированию вопросов:

    · они должны быть понятны для исследуемой категории людей;

    · исключать двусмысленность в понимании;

    · не раздражать, не унижать достоинства;

    · хорошо и чётко напечатаны.

    Самые типичные ошибки при составлении анкет:

    1) Скрытая заданность ответа;

    3) Двусмысленность вопросов;

    4) Недостаточная различительная сила вопросов.

    Последний этап в составлении анкеты связан с определением количества и порядка задаваемых вопросов. Последовательность вопросов различна для разных типов анкетного опроса.

    1. Надо противостоять «синдрому жадности» и не ставить лишних вопросов, без которых можно обойтись. В то же время переупрощение проблемы, постановка ограниченного числа вопросов дает возможность интерпретировать полученные результаты в желаемом направлении.

    2. Анкета не должна быть большой и утомительной (не более 20-25 вопросов).

    3. Следует ограничивать количество открытых вопросов (где требуется вписать свой вариант ответа). Объяснение простое – у всех мало времени, поэтому, либо ответ будет логичным, но бессмысленным (например: “Почему Вы выбрали именно это творческое объединение?” – “Захотел”), либо ответа не будет вообще.

    4. Опрашиваемый должен просто читать вопросы и обводить подходящие варианты ответов. Это позволит сэкономить время и получить ответы на большинство вопросов. При перечислении вариантов ответов постараться перечислить все возможные, но также избегать бессмысленных.

    5. Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.

    6. Непосредственно перед началом опроса проведите небольшое тестирование составленной анкеты, желательно не на своих сослуживцах. Достаточно будет десяти заполненных анкет и Вы сможете исправить несколько явных недочетов в анкете.

    Использованная литература

    1. Андpеева Г. М., 1979. Лекции по методике конкpетных социальных исследований. – М.: МГУс.

    2. Беляевский исследование. – М. 2001.

    3. Большой словарь по социологии, проект *****sword.

    4. Головин практического психолога.

    5. Дружинин психология. СПб.: Питер, 2002. с. 45.

    6. Социологический словарь проекта Socium, 2003 г.

    Схема разработки опросного листа

    1. Какая требуется информация?

    2. Кто является целевым респондентам?

    3. Какой метод сбора информации будет использован при опросе респондентов?

    1. Определить структуру опросного листа.

    2. Сократить вероятность ошибок при заполнении анкет.

    ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ:

    1. Определить вид вопросов: «открытые», «полузакрытые» или «закрытые»;

    2. Предлагать четкие форматы ответов на вопрос;

    3. Определить, какую цель преследует каждый вопрос;

    4. Добиться предельной точности формулировки вопроса;

    5. Предлагаемый набор ответов не должен даже частично пересекаться;

    6. Использовать действующий язык среды исследования;

    7. Не использовать слов и выражений, показывающих пристрастие;

    8. Избегайте вопросов с двойным смыслом;

    9. Предлагайте однозначно-понятные варианты ответов;

    10. Вопросы должны быть реальными и имеющими ответ.

    1. Проанализировать всю анкету, согласовать последовательность опроса.

    2. Предварительное тестирование вопросника должно проводиться в условиях и окружении, идентичных проведению основного опроса.

    3. Провести предварительный инструктаж для опрашивающих.

    [1] Большой словарь по социологии (проект *****sword. )

    [2] Социологический словарь (проекта Socium, 2003 г.)

    [3] Головин практического психолога.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: