Электронные цифровые технологии ℹ особенности использования в образовательных процессах, модели применения, уровень развития, суть и значение современных технологий

Школа и цифровые технологии: памятка современному педагогу

Статья создана по материалам онлайн-конференции «Цифра: инвестиции в педагога», проходившей 5 апреля 2018 г. в Сколково.

О цифровой школе
  • Нет, это не школа, нашпигованная проекторами и интерактивными досками. Это пространство, в котором возможно создание каждым учащимся своей личной школы при помощи цифровых технологий. Цифровые компетенции не могут быть целью образования, а могут быть только средством. Они позволяют нам выйти на новые актуальные задачи. Цифровая школа дает каждому безграничные возможности: ребенок сам может выбирать для себя источники знаний.
  • Затем необходима удобная навигация по информационному пространству: иначе как разобраться в безумном потоке знаний.
  • Следующий компонент — цифровая среда, которая опирается на онлайн-взаимодействие везде, где это эффективно.
  • Ну и, наконец, за всем этим следует максимальное упрощение формальных задач, которые сейчас так мешают учителю. Для этого тоже разумно использовать цифровые технологии.

Михаил Кушнир, «Лига образования»

Об электронном учебнике

Не стоит путать электронный учебник с электронной версией бумажного учебника. Это совершенно другой, принципиально новый продукт, созданный на стыке содержания и технологий. На содержание учебника влияют все заявленные актуальные компетенции, подходы к проведению контроля и оценивания.

Три столпа, на которых держится электронный учебник:

  • теория
  • практика
  • методика

Учителю сложно выстраивать программу самостоятельно. Гораздо удобнее, если все приемы, теория, практика и методика собраны в единый удобный продукт, в готовые дидактические единицы.

В электронном учебнике теория поддерживается наглядными материалами и хрестоматиями, практика — рабочими тетрадями и задачниками, методика — методическими пособиями и рабочей программой. Практика преобразуется в учебные игры, на стыке практики и методики действуют интерактивные практические работы, тренажеры (у платформы LECTA это интерактивные контрольные работы), на стыке методики и теории рождается новая форма работы в классе. Применяется весь спектр приемов, чтобы использовать новую технику в классах.

Андрей Ковалев, Российский учебник

Об электронном дневнике, журнале и бюрократических задачах

«Цифровой контент разумно использовать только там, где он оправдан. Если какой-нибудь инструмент не полезен школе — он просто не должен использоваться. Современная технология не имеет права быть избыточной: не нужно трех разных систем, нужна одна, удобная и полезная. В этом смысле дублирование одних и тех же форм отчетности на «цифре» и на бумаге — совершенно бесполезное занятие. К сожалению, сейчас сочетание электронной и бумажной формы отчетности ведется довольно безалаберно».

Основные задачи, которые мы ставим перед собой как создатели электронного ресурса для школы — сократить временные и денежные затраты, создать защищенную оперативную систему коммуникации. Экономический эффект от отмены бумажной отчетности, по нашим расчетам, должен составить более 120 млрд в год, не говоря о том, что у учителя наконец-то появится свободное время. Бумагу нужно заменить на цифровую технологию везде, где это возможно.

Андрей Першин, «Дневник.ру»

О значении уровня технического оснащения школ

Не во всем мире школы хорошо оснащены. В Ирландии, например, на один школьный компьютер приходится по 20 учащихся, это явное отставание в плане технического оснащения. Россия в данном вопросе занимает средние позиции, и для масштабов нашей страны это вполне достойные показатели.

Валерий Никитин, «Я-класс»

Мы всегда идем от пользователя — учителя, ученика. Да, не во всех школах страны сейчас есть возможность каждому ученику выходить в электронный учебник через собственный планшет. Но пользоваться всеми благами нового цифрового продукта хочется уже сейчас, поэтому, даже если не у каждого вашего ученика есть подходящий планшет, вы можете провести урок ярко и интересно.

Наша редакция заботится о том, чтобы педагог мог на каждом уроке пользоваться удобным раздаточным материалом, распечатывать важнейшие слайды для учеников.

Андрей Ковалев, Российский учебник

Педагоги и директора школ часто обращаются к нам с подобными жалобами: нет возможности купить компьютеры на весь класс, не на всех хватает планшетов, в школе нет Интернет-сети. Но даже при всех этих трудностях мы готовы помочь вам советом, чтобы вы выбрали удобную, подходящую для вас цифровую платформу.

Ольга Ильченко, ФИРО, проект «Реформатика»

О едином образовательном пространстве и конкуренции

Единство — не то же самое, что единственность. Учить всех по единственному учебнику или программному продукту не просто необязательно: этого делать нельзя. Ведь единство возможно только при многообразии, и только тогда, когда у всех элементов системы выработаны единые ключевые принципы и миссия. Технологии в образовании могут и должны конкурировать между собой. Никакая цензура не поможет, нужен свободный выбор, а для выбора — рекомендации.

Михаил Кушнир, «Лига образования»

О комфортном внедрении цифровых технологий

Сервисы электронного учебника формируют свойства для новой цифровой образовательной среды. Они интерактивны и адаптивны: учитель может быстро, оперативно собрать данные, мнения, провести игру, показать видеоматериалы. С электронным учебником удобнее обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику — кому дать послушать аудио, кому показать картинку, а кому-то текст.

Читайте также:
Язык гипертекстовой разметки HTML - основы разметки, функции

Ребенок имеет возможность выбирать темп обучения, а также тип деятельности. Таким образом формируются разные пути к одной цели.

Учителю электронный дневник позволяет легче выполнять формальные задачи: каждый сервис мгновенно отдает информацию в дневник, помогает вести контроль. Ускоряет подготовку к проведению урока, сдавать администрации тематическое планирование.

Для каждого урока уже прописаны виды деятельности, цели, задачи, к каждому моменту даны урока методические комментарии. Есть и пространство для творчества: уроки можно менять местами, дополнять контент, добавлять свои картинки, видео и другие материалы.

Андрей Ковалев, Российский учебник

Цель проекта ФИРО «Реформатика» — агрегирование различных сценариев по внедрению цифровой технологии в учебный и административный процесс и тиражирование этих сценариев другим участникам.

Участвовать в проекте могут все, совершенно бесплатно и без особых усилий: задавать вопросы, рассказывать о своем удачном или неудачном опыте внедрения цифровых технологий. Это площадка, где происходит активный обмен мнениями, педагоги помогают друг другу в решении различных задач по цифровизации образовательного процесса.

Мы обсуждаем инструменты для разработки ЭОР и приложений, инструменты для проведения вебинаров и конференций, вместе рассматриваем способы систематизации и хранения информации в вашей школе —в зависимости от того, какой у вас класс, каков уровень учащихся, есть ли в школе интернет и т.д.

Интеграция в цифровое общество дает возможность учителю стимул для саморазвития, участия в конкурсах. Для начала можно просто смотреть на сайте проекта открытые курсы, вебинары, осмыслять личный опыт других педагогов.

Ольга Ильченко, ФИРО, проект «Реформатика»

«По моему мнению, именно разработчики программных продуктов должны позаботиться о том, чтобы их продукт был внесен в реестр, проверен, и школам можно было бы им спокойно пользоваться. А педагогам, директорам школ я хочу дать совет. Выбирая платформу, сразу продумывайте механизмы интеграции, сопоставляйте каждую платформу с программой развития вашей образовательной организации, а может быть, даже вашего региона. Тогда процесс цифровизации пройдет более успешно и безболезненно».

Использование цифровых технологий в образовательном процессе

Рубрика: Информационные технологии

Дата публикации: 12.04.2021 2021-04-12

Статья просмотрена: 591 раз

Библиографическое описание:

Шефер, Е. А. Использование цифровых технологий в образовательном процессе / Е. А. Шефер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/archive/358/79973/ (дата обращения: 20.09.2021).

В данной статье говорится о современных цифровых технологиях, используемых на школьных уроках. В настоящее время с цифровыми технологиями мы встречаемся повсюду, образование также преуспевает в данном направлении. Педагог идёт в ногу со временем и со своими учениками и умело пользуется модными гаджетами и технологиями. В данной статье будут перечислены некоторые цифровые технологии, которыми необходимо владеть учителям.

Ключевые слова: цифровые технологии в образовательном процессе, скринкаст, видеоскрайбинг, хромакей.

This article talks about modern digital technologies used in school lessons. At present, we meet with digital technologies everywhere, and education is also doing well in this direction. The teacher keeps up with the times and with his students, and skillfully uses fashionable gadgets and technologies. This article will list some of the digital technologies that teachers need to master.

Keywords: digital technologies in the educational process, screencast, video scribing, chromakey.

Одним из приоритетных направлений развития современной системы образования является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Становится реальной практикой использование цифровых технологий в образовательной деятельности. Обеспеченность школ оборудованием растет, уже почти в каждой школе есть интерактивные доски, планшеты, хорошие компьютеры, очки виртуальной реальности и многое другое. В настоящее время создана образовательная среда, в которой возможно использование цифровых технологий и большинство учителей этим успешно пользуются.

Цифровые технологии — это уже не только инструмент, но и новая среда существования человека. Цифровая образовательная среда дает принципиально новые возможности: перейти от обучения в классной комнате к обучению в любом месте и в любое время; проектировать индивидуальный образовательный маршрут, тем самым удовлетворять образовательные потребности личности обучающегося; превратить обучающихся не только в активных потребителей электронных ресурсов, но и создателей новых ресурсов и т. д.

Благодаря множеству курсов, вебинаров, семинаров учителя знакомятся с новыми цифровыми технологиями, используемыми в образовании. Для стимулирования изучения данной темы проводятся разнообразные конкурсы на которых учителя делятся своими методами и приемами использования современных технологий. Чем большим количеством технологий владеет учитель, тем интересней и разнообразней, он может провести урок.

Читайте также:
Плоттер (информатика) - определение, виды, принципы работы

Цифровые технологии открывают учителю новые возможности, которые становятся безграничными. Демонстрация наглядности, которая возможна при использовании данных технологий проходит более успешно.

Существует огромное количество технологий. К современные цифровым технологиям относятся: технология совместных экспериментальных исследований учителя и ученика, «виртуальная реальность», технология «панорамных изображений», «3D моделирование», «образовательная робототехника», технология МСИ (использования малых средств информатизации), мультимедийный учебный контент, интерактивный электронный контент и т. д. Технологии мультимедиа гармонично внедряются в образовательный процесс.

Информатизация общества и, как частное проявление, информатизация образования приводят к появлению новых технологий организации образования. Одной из таких технологий, отражающих следствия информатизации, является открытое образование, а одним из эффективных методов расширения и глобализации открытого образовательного пространства есть развитие дистанционных образовательных технологий (ДОТ) как важнейшей компоненты формирующейся в России системы открытого образования [1].

Реальность такова, что ещё совсем недавно мы обсуждали информационные технологии, говорили о тенденциях их развития в России и в мире, обдумывая каждый про себя, на что он способен, чем из этих технологий может пользоваться в силу своих умений, а также технического обеспечения. Но оказалось, что тема использования цифровых технологий была так близка к повсеместному внедрению ее в практику, бежала за нами, а потом кажется совсем внезапно догнала и заставила подчиниться. И вот уже все, даже те, кто и не планировал своего развития в данном направлении, волею судьбы стали постигать новые вершины информационного образования. Каждый педагог в сложившейся ситуации выбрал себе наиболее удобные, понятные и продуктивные технологии. В свою очередь я поделюсь с вами своими фаворитами в этой области.

Умение использовать технологии — это жизненный навык и важный вид грамотности. В настоящее время идёт процесс внедрения информационных технологий в образование. Это отнимает много времени и сил, но в конечном итоге «технологии — это путь к новым знаниям и новому опыту». Со временем использование технологий становится для учителя привычным и легко осуществимым делом.

Неоценимыми помощниками учителя являются программы видеомонтажа и редактирования звука. При помощи таких программ можно создавать учебные видеоролики по разным темам учебной программы. Хочу рассказать вам сегодня, какими программами и технологиями пользуюсь я для создания мультимедийного контента. Видеоклипы я монтирую с помощью программы VideoPad Video Editor. Также пользуюсь программой oCam, которая мне нужна для того, чтобы получить скриншот экрана. Видеомонтажом необходимо уметь пользоваться, т. к. создание видеоматериала — необходимый навык, который используется учителем повсеместно. Создавать видеоурок, обрезать длинное видео, создавать и снимать что-то своё приходится учителю достаточно часто. Далее расскажу о моей любимой технологии, которой я пользуюсь очень часто.

Скринкаст — это цифровая видеозапись информации, выводимой на экран компьютера, иными словами «видеозахват экрана», часто сопровождающийся голосовыми комментариями. Данная технология позволяет произвести запись пошаговой работы, комментируя голосом происходящее на экране. Существует очень много программ для создания скринкастов. Моей любимицей в настоящее время является программа под названием OBS Studio, это бесплатная программа, с помощью которой я могу записывать видеоуроки для своих учеников. Как это происходит? Включив запись, я объясняю ученикам материал, используя заранее подготовленные картинки, видеозаписи, презентации, могу объяснить, как работать с той или иной образовательной платформой, показать, где искать информацию и многое-многое другое.

Скринкасты могут понадобиться в тех случаях, когда у учеников нет возможности присутствовать на уроках онлайн.

Технология экранного видео является очень удачным решением в образовательном процессе: наблюдая за каждым движением и словом, обучающийся сам внедряется в процесс; может неоднократно прокручивать видео, заостряя внимание на наиболее сложных для него моментах, изучать материал в индивидуальном темпе; немедленно применить на практике все увиденное и услышанное [3].

Ещё одна очень интересная технология — видеоскрайбинг (это динамичное рисованное видео, которое состоит из сочетания рисования и увлекательного рассказа, дополнено анимацией и спецэффектами).

Популярность этого явления обуславливается несколькими причинами. Прежде всего, видеоскрайбы привлекают внимание и способны удерживать его на протяжении длительного времени. По своей стилистике они сильно отличаются от видеороликов. Еще одной причиной популярности стало то, что видеоскрайбинг создает эффект присутствия, вовлекая зрителя в происходящее. Сюжет будто разворачивается наяву, прямо на глазах зрителей.

Видеоскрайбы вызывают эмоции. Сам процесс рисования образов действует гипнотически: глядя на создание анимационного изображения, зритель уже хочет узнать, как будет развиваться сюжет ролика и чем все закончится. Именно новизна видеоскрайбинга, его непривычность заставляют останавливать взгляд на видеороликах, созданных по данной технологии [4].

Читайте также:
Компьютер - как устроен внутри, принцип работы, назначение

Также существуют технология хромакей и технология создания видеоуроков с видеосопровождением учителя, с которыми я ещё только знакомлюсь.

Технология хромакей — это технология экспресс-вырезания неугодной части контента из ряда кадров путем раскраски ее в заданный, однородный, ключевой цвет с последующим совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции. Как же работает хромакей? Во время съёмок объект помещается на однотонный цветной фон (рир-экран). При совмещении в кадре объекта с фоном во время записи сцены или при монтаже вместо фона можно поместить другое изображение. Это основной принцип, а дальше — фантазия режиссера, помноженная на профессионализм художников и монтажеров погружает нас в волшебные, нереальные, но такие реалистичные миры [5].

Создавать видео могут и сами учащиеся, в каждом классе найдутся дети, которые любят рисовать и заниматься монтажом видео. Здесь конечно весомую роль играет обеспечение учащихся компьютерами, планшетами и доступ к сети интернет.

Учителю просто необходимо изучать цифровые технологии и развивать свою компетентность в данном направлении, этого требует современность.

Но нельзя забывать, что электронное обучение не должно полностью заменять традиционное обучение, оно должно его дополнять, так как живого общения преподавателя с учащимися никто и ничто не заменит. Преподаватель, имея обратную связь с учеником, может по ходу преподавания перестраивать учебный материал, делая его более понятным и доступным. Само электронное обучение не может подстроиться под ученика так, как им управляет живой разум, в данном случае учитель [2].

Но как бы там ни было цифровые технологии уже вошли в нашу жизнь, и мы должны научиться ими пользоваться.

Цифровые технологии в образовательном процессе
учебно-методический материал

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

Внедрение новых информационных технологий, ЦОР, в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным. Использование ЦОР на уроках географии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, ребусов, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.

Скачать:

Вложение Размер
tsifrovye_tehnologii_v_obrazovatelnom_protsesse.docx 981.81 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Быстро изменяющийся мир вокруг нас обязывает школу так же стремительно меняться. Сегодня в мире происходит рывок в цифровую эпоху.

Посудите сами: планшеты, мобильные телефоны, смарт-часы, очки виртуальной реальности прочно вошли в повседневную жизнь сегодняшних учеников. Наша цифровая жизнь стремительно развивается. И на уроках показ презентаций, видеороликов, аудио приложений — это уже не новинка. Цифровые технологии-основа образования 21 века.

Каждый современный учитель понимает, что учить надо по-новому, используя инновационные компьютерные технологии в образовательном процессе.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

Внедрение новых информационных технологий, ЦОР, в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

Использование ЦОР на уроках географии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, ребусов, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.

Применение ИКТ на уроках позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках (Например, очень богатый материал содержится на диске «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» ). Таким образом, формируется информативная компетенция обучающихся. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.

Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда лекция сопровождается демонстрацией учащимся красочных схем.

Важно продумать, где и как целесообразно использовать информационные технологии на уроке.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

Электронные образовательные ресурсы предлагают преподавателю множество обучающих программ учебного назначения .

Уроки географии–это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием видео-сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего используются на уроке.

Чаще всего я использую презентации . Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальной.

Анимации и иллюстрации , например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления природы. Также эти ресурсы можно использовать для организации работы (составить рассказ на основе картинки).

На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы , схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять материал. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу.

Основные направления использования электронных образовательных ресурсов на уроках:

– Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

– Интерактивный демонстрационный материал (опорные схемы, таблицы, понятия)

– Контроль над умениями, навыками учащихся

– Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

Выбор цифровых средств обучения на уроке осуществляется в зависимости от цели учебного занятия, типа урока:

Этап урока. Назначение в образовательной практике

Текстовые материалы в цифровом формате

Для поддержки этапов презентации, закрепления и контроля.

Иллюстрации и видеофильмы

На этапе презентации нового материала. Каждый объект включает текст-комментарий, который организует работу.

При организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Основная функция таких заданий – тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.

Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебные пособия, репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники) помогают учителю провести интересный урок, а учащимся успешно усвоить материал.

ЦОР может использоваться на всех этапах обучения:

– при объяснении нового материала;

– при контроле знаний, умений и навыков.

Применение ЦОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

– позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

– способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

– позволяют индивидуализировать процесс обучения;

– повышают интерес к урокам;

– активизируют познавательную деятельность учащихся;

– развивают творческий потенциал учащихся;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процесс обучения в средней общеобразовательной школе представлен многообразием форм организации учебных занятий. В связи с этим возникает проблема рационального использования цифровых обра.

Уроки с использованием ИКТ технологии делают обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. В статье описывается опыт использования ИКТ технологии на уроках англ.

Материалы данной статьи могут быть использованы не только учителями татарского языка и литературы, так как в статье дано определение понятия «педагогическая технология», раскрыты причины их появ.

Материал конференции “Инновации для образования”.

Современному учителю приходится не только обучать детей, но и постоянно учиться самому, ведь скорость появления новых цифровых технологий огромна. А умение пользоваться техническим.

Приведены результаты оценки интеграции цифровых технологий в рабочие процессы общеобразовательных организаций методом кластеризации.

Одним из приоритетных направлений развития современной системы образования является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Становится реальной практикой использование цифровых .

Статья «Цифровые технологии в образовании»

Цифровые технологии в образовании.

1.Ни для кого не секрет, что использование цифровых технологий считается основным требованием во многих профессиональных областях. Это, конечно, касается и образования. Теперь с помощью цифровых технологий преподаватели могут эффективнее преподносить материал, поэтому возможности обучения значительно расширяются.

Сегодня преподаватели могут общаться с коллегами со всего мира, из других институтов и школ. Они давно вышли из офлайн пространства конференций и собраний и с удовольствием участвуют в вебинарах, видео конференциях, онлайн чатах.

Цифровые технологии в образовании – это способ организации современной образовательной среды, основанный на цифровых технологиях.

Цифровые технологии развиваются с огромной скоростью. Многие сферы деятельности переходят на цифровые системы: больницы, заведения общественного питания, обучающие учреждения. Эксперты все чаще говорят о переходе школьной программы на электронный формат. Когда эта задумка воплотиться в жизнь, изменится не только система образование, но и ее смысл и предназначение.

Современная формулировка школьного обучения в корне отличается от старой. Цифровизация образования — именно так называется процесс перехода на электронную систему.

2. Цифровизация образования: особенности и свойства

Пока что, подробно говорить о будущих изменениях сложно, но уже сейчас можно сказать, что поменяется.

Учебные материалы, планы, занятия, журналы и дневники — все это перейдет на онлайн-версии . Ученик сможет проводить уроки, не выходя из дома, по Интернету. Создадутся электронные ресурсы, на которых обучающийся найдет подробную информацию для занятий.

Школы будут оснащаться современными технологиями : компьютеры, планшетные панели. В каждом заведении проведут Интернет для доступа к информационному контенту.

Учителям придется обучаться новой системе образования. Эта профессия полностью изменится. Цифровизация подразумевает самостоятельное изучение материала. Педагог выступает в роли помощника, куратора, к которому придется обращаться лишь при необходимости.

Приучение к самостоятельности . Так как будущая система подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства поймет, что он сам должен стремится к знаниям. Такое воспитание в дальнейшем сделает характер человека более твердым. Без излишней заботы педагогов ученик добьется более высоких результатов.

Отсутствие бумажной волокиты . Школьникам приходится носить сразу несколько учебников и тетрадок, которые занимают значительное место и много весят в сумке. Нагрузка может быть такой сильной, что у ребенка будет болеть тело. Цифровое образование избавляет человека от горы бумаг и книг. В компьютере вместятся все учебники и пособия, а планшет заменит рабочие тетради.

Экономия . Так как Цифровизация избавляет от бумажных версий, родителям не придется тратить деньги на тетради, учебники, ручки и прочую канцелярию. Тем более, школьные принадлежности очень дорогие. Электронные версии необходимо будет заменять на новые только в случае поломки старой техники.

Упрощение работы педагогов . Профессия учителя считается одной из самых сложных. На воспитание юных умов тратится много энергии и нервов. В цифровой системе работа учителя подразумевает лишь помощь. Педагог задает направление, по которому развиваются ученики. Школьники обращаются к нему лишь в спорных ситуациях.

Шаг в будущее . Переход к цифровому образованию — это значимый этап к созданию Интернет-технологий. Сейчас наука развивается с большой скоростью, каждый день появляются новые структуры. Цифровизация обучения поможет школьникам лучше ориентироваться в информационном мире в будущем.

Риск отрицательного результата . Эти изменения будут кардинальными. Нет возможности точно сказать: будет ли такое новшество положительным. Данная система применится впервые, поэтому сравнить с чем-то подобным не получится.

Отсутствие творчества . Ученые доказали, что цветовое оформление помогает человеку лучше запомнить информацию. Даже взрослым людям рекомендуется создавать свои записи с небольшими корректировками. Это также способствует развитию творческих способностей. Однако информационные технологии исключают возможность проявить себя. Электронные версии носят «сухой» характер. Ребенок быстро привыкнет к скучному повествованию. Детское творчество заметно пострадает.

Снижение умственной активности . Это явление можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестал самостоятельно добывать информацию. Достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимые сведения. Это приводит к ослаблению мыслительных способностей.

Плохая социализация . Когда ученик впервые приходит в школу, есть лишь малая вероятность, что там он встретит знакомого. Ребенок тут же попадает в другой социум, где никого не знает. В учреждении он получает не только знания, но и обретает друзей, учится взаимодействовать с обществом. Информационная система значительно снижает уровень социализации человека. Это повлияет на дальнейшее развитие личности.

Проблемы с физическим развитием . Зрение и мелкая моторика изменятся в первую очередь. Длительное пребывание за экранами приводит к глазной усталости. Со временем, появятся: сухость; покраснение; раздражение; ухудшение зрения. В следующих поколениях уже вряд ли найдется человек с хорошим зрением. Однако, возможно, в будущем технологии станут более безопасными для детского развития. Работа с клавиатурой и планшетом приведет к изменению физиологии пальцев. Могут поменяться строение костей, суставов и мышц.

Абсолютный контроль . Это относится к школьникам, педагогам и родителям. На каждого человека заводится личное дело, собирается подробная информация о семье. Это приведет к тотальному контролю общества. Если рассуждать на более низком уровне: ребенок не сможет ничего скрыть от взрослых. Раньше можно было спрятать дневник, исправить оценку, умолчать о замечании. В будущем такой возможности не будет, что плохо для детей. Это заметно ударит по самостоятельности. Когда ребенок сталкивается с проблемами, он пытается их решить сам, хоть и не правильными способами.

Функция педагогов . После цифровизации понятие учителя будет полностью изменено. Профессионалов заменят роботы и виртуальные системы. Люди лишатся работы.

На своих уроках по географии я применяю следующие цифровые технологии и ресурсы:

ЕКЦОР-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

ФЦИОР – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

https :// Learningapps . org – сервис для создания интерактивных заданий.

www . raptivity . com –программа для создания интерактивных упражнений

https :// storymap . knightlab . com –программа для создания виртуальных экскурсий. и.т.д.

Нужны ли информационные изменения

Оценить все плюсы и минусы такой системы, ее последствия будет возможно спустя десятилетия. Когда придет время, поменяется вся структура образования. Хорошо это или плохо — решится спустя время.

«Цифровые технологии как средство повышения эффективности и качества образования»

Инновационный проект

МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты

I . Паспорт учреждения образования:

  • образовательное учреждение: МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты, адрес: 665076, Иркутская область, Тайшетский район, р.п. Юрты, ул. Матросова, 5, телефон: 6-12-88;
  • директор: Цаберт Иван Петрович; заместитель директора по УВР: Кочергина Ирина Геннадьевна.
  • Разработчик проекта: заместитель директора по УВР, учитель английского языка: Кочергина Ирина Геннадьевна.
  • Научный руководитель: Ткачук Елена Анатольевна, директор Сетевого института ДПО, д.м.н., доцент.
  1. Тема инновационного педагогического опыта:

« Цифровые технологии как средство повышения эффективности и качества образования».

III. Идея изменений/ гипотеза (в чем сущность инновационной деятельности: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательных процесса, др.):

сущность инновационной деятельности состоит в использовании цифровых технологий, в целях повышения эффективности и качества образования.

Объект — процесс обучения и воспитания.

Предмет – особенности формирования цифровой компетентности в условиях цифровизации образования.

Гипотеза- принято положение о том, что применение цифровых технологий в образовании в будущем обеспечит инновационное развитие.

Цель: использование цифровых технологий для организации образовательного и воспитательного процесса с целью повышения их эффективности, качества и успешной социализации обучающихся.

Исходя из темы, цели, объекта, предмета и гипотезы, обусловлена необходимость решения следующих задач:

— использование цифровых технологий в учебном и воспитательном процессе для повышения эффективности и качества образования, успешной социализации обучающихся;

— внедрение интернет – проектов, дистанционных курсов, конкурсов;

-повышение уровня познавательных способностей обучающихся через использование цифровых технологий, привитие умения ориентироваться в информационном пространстве, формирование у обучающихся информационной активности и медиаграмотности.

  1. Концепция изменений(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
Концепция изменений

Актуальность представленной работы: изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога.

Новизна представленного опыта: Проект соответствует основным мероприятиям Федеральной целевой программы развития образования, а также современными мировыми тенденциями в образовательной сфере.

Целесообразность применения цифровых технологий обуславливается рядом причин: оптимизацией учебного и воспитательного процесса, способствованию внедрения инновационных методов обучения, повышению престижа школы.

Инструментальность созданных программных продуктов позволит внедрить их в любом образовательном учреждении в не зависимости от вида, типа учреждения, количественного состава или других факторов.

Эффективность созданных методических информационных разработок подтверждается востребованностью всеми участниками образовательного процесса.

  1. Условия реализации изменений(включая личностно-профессиональные качества педагогов, учебно-методическое обеспечение; финансовое обеспечение; материально-техническое)
Условия реализации изменений.

Опыт может быть использован учителями-предметниками, классными руководителями, заместителями директора в организации работы образовательной организации. Изменения возможны, только при 100% ИКТ компетентности педагогического коллектива школы. Наличие локальной сети, автоматизированных рабочих мест, желания педагогического коллектива внедрить методические информационные разработки.

  1. Предполагаемый результат изменений, освоения новой технологии (качественное изменение содержания программы; ускорение процесса освоения курса; расширение возможностей дополнительного образования; обеспечение социально-воспитательных эффектов; обеспечение эффектов психического (эмоционального, когнитивного) развития; выведение ребенка из группы риска, нормализация ситуации развития; что-то еще).
Предполагаемый результат изменений освоения цифровых технологий.

Внедрение в практику работы специализированных программ с использованием цифровых технологий способствует:

  • повышению эффективности работы образовательной организации;
  • повышению качества образования обучающихся школы;
  • повышению цифровой компетентности всех участников образовательного процесса.

VII. Продукт инновационной деятельности (что предназначается для трансляции: проект образовательной практики, программа, фрагмент программы, методика, что-то еще…Основные характеристики, показывающие необходимость и значимость данного продукта для практики образования. Его отличия от существующих аналогов.

Новизной может считаться новый ракурс рассмотрения проблемы, новая сфера приложения и т.п.).

По результатам работы инновационного проекта для педагогических работников будут представлены методические информационные разработки, которые помогут в работе при организации внедрения ФГОС ООО, ФГОС СОО. Ожидаемые положительные результаты:

-продукты деятельности педагогов: методические информационные разработки, методические рекомендации, статьи, сценарии уроков, занятий внеурочной деятельности, мультимедиаразработки;

-продукты деятельности учащихся: презентации, видеоролики, сценарии, мероприятия.

Предполагаемые продукты:

  • Разработки нестандартных уроков (использование межпредметной связи, цифровых технологий, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения).
  • Проекты и презентации учащихся, педагогов.
  • Разработки внеклассных мероприятий с использованием цифровых технологий.

Экспертная оценка проекта: критерии и показатели эффективности проекта:

  • Уровень качества знаний учащихся.
  • Участие обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах.
  • Методические информационные разработки уроков, внеурочной деятельности, методические рекомендации с последующей публикацией.

Срок реализации: 2019-2022 г.

  1. Проблемная ситуация, противоречие, затруднение.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно.

Можно увидеть противоречия в массовой практике:

между репродуктивным, схоластическим восприятием учебного материала обучающимися и необходимостью творческого преобразования;

между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений.

Эти противоречия побудили к разработке системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством цифровых технологий.

Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений — анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.

Проект соответствует основным мероприятиям Федеральной целевой программы развития образования, а также современными мировыми тенденциями в образовательной сфере.

Идея, авторская позиция.

Идея проекта заключается:

  • в адаптации содержания образования к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • в развитии творческих способностей и самостоятельной активности учащихся;
  • в обеспечении целостности педагогического процесса, осуществления единства разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся;

Успешность реализации проекта определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, личностно значимых результатах.

Достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно при решении задачи оптимального сочетания:

  • новых информационно-коммуникативных технологий и электронных учебно-методических комплексов, цифровых технологий;
  • разнообразных форм учебной деятельности;
  • требований стандарта и индивидуальных способностей учащихся;
  • эмоционально -психологической комфортности и интенсивной учебной деятельности.

Цифровые технологии могут активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования цифровых технологий многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.

Именно цифровые технологии: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.

8.Этапы работы над проектом.

Планирование проектной деятельности. Составление технологической документации.

Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.

Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учеников и учителей и их взаимоотношениях. Учитель перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Вопрос, где взять информацию, заменяется вопросом, в каком виде и сколько данных в состоянии воспринять и усвоить учащиеся.

Цифровые технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Преимущества использования цифровых технологий:

  • позволяют индивидуализировать (каждый ребёнок может работать в своём темпе за компьютером) и дифференцировать (можно построить уровни сложности задач при работе за компьютером ) обучение;
  • способствуют повышению мотивации обучения;
  • повышают активность обучаемых;
  • повышают эффективность процесса обучения;
  • дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;
  • усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей;
  • расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического);
  • повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся;
  • предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.

Работа с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет интеграцию различных областей знаний, позволяет детям, используя активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира.

Кроме того, компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе — неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.

Новизна проекта.

Использование цифровых технологий становится необходимым в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

Данный проект будет способствовать развитию компьютерной грамотности при активном участии обучающихся в создании компьютерной продукции для использования на уроках и подготовке экзаменов, а также вовлечение обучающихся в интернет-конкурсы.

Условия реализации.

Использование цифровых технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

Использование цифровых технологий реализует такие принципы:

  • Принцип наглядности.

Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся — зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

  • Принцип прочности.

Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

  • Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
  • Принцип доступности.

Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

  • Принцип системности:

использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

  • Принцип последовательности

Как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

План сопровождения инновационной деятельности в 2019-2020 уч.году.

-Семинар «Использование цифровых технологий как средства повышения эффективности и качества образования»- март 2020 года.

Электронные образовательные технологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и элементы электронных образовательных технологий

Электронные образовательные технологии – это технологии обучения, основанные на использовании информационных технологий, интернет-ресурсов, различной вычислительной техники с целью оптимизации образовательного процесса.

Внедрение в процесс обучения электронных образовательных технологий подразумевает обязательное наличие в учебном заведении необходимого оборудования и возможности выхода в глобальную сеть Интернет. Использование электронных образовательных технологий не только повышает эффективность процесса обучения, но способствует повышению интереса и мотивации учащихся к учебе. Электронные технологии позволяют педагогу предоставить учащимся учебный материал в интересной и доступной форме, и значительно облегчает осуществление контроля за учащимися, на всех этапах педагогического процесса.

В настоящее время качество образования во многом зависит от того в каком виде и с использованием каких способов доставляется информация. Значительно упрощает работу внедрение электронных образовательных технологий, а именно использование информационных коммуникативных технологий (ИКТ) внутри образовательного заведения. ИКТ позволяют подключаться к информационным сетям библиотек, искать информацию в сети Интернет и т.д.

Важными элементами, определяющими готовность современных образовательных организаций, к внедрению электронных технологий являются:

  • наличие в учебном заведении локальной сети с выходом в Интернет;
  • наличие электронных учебных и методических комплексов;
  • разработанные и апробированные задания для промежуточной и итоговой аттестации по предметам;
  • система автоматической проверки заданий;
  • наличие электронных тренажеров (задач, упражнений, лабораторных и практических работ и т.д.);
  • наличие системы, способной обеспечить виртуальное интерактивное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

Необходимо отметить, что важным элементом электронных образовательных технологий является умение учащихся работать самостоятельно с учебным материалом и методической литературой.

Преимущества электронных образовательных технологий

Образовательный процесс, в который были внедрены электронные образовательные технологии, имеет ряд существенных преимуществ:

  1. Гибкость системы образования. Данное преимущество заключается в том, что при наличии в учебном заведении системы ИКТ учащиеся имеют возможность изучить учебный материал без посещения учебного заведения (например, в случае заболевания, карантина и т.п.). Помимо этого учащиеся могут получать дополнительную информацию, сверх той, что «заложена» в учебном плане.
  2. Модульность программ. Электронные образовательные технологии предусматривают изучение учебной дисциплины модулями (блоками), каждый из которых логически завершен. Модули насыщены различными практическими заданиями, которые способствуют не только усвоению темы, но и развитию у учащихся творческих способностей, которые они проявляют в процессе выполнения заданий.
  3. Параллельность и дальность действий (территориальный охват). Данное преимущество основано на том, что учащиеся могут получать знания, работать с учебными продуктами не только в рамках образовательного заведения, но и в домашних условиях.
  4. Рентабельность. Одним из самых важный преимуществ является то, что учащиеся могут пользоваться не только учебными продуктами, которые имеются на базе учебного заведения, но учебными продуктами других образовательных организаций, в рамках сотрудничества. Особенно актуально это для выпускников школ, которые могут для подготовки к поступлению пользоваться ресурсами библиотеки ВУЗа.

Виды электронных образовательных технологий в обучении

Внедрение в систему образования электронных образовательных технологий способствовало развитию такого вида образования как дистанционное.

Дистанционное образования – это возможность получать знания посредством использования ИКТ, без посещения учебного заведения и прямого контакта с преподавателем.

Дистанционное образование реализуется в рамах государственной программы доступности образования для всех слоев населения.

В настоящее время выделяют следующие виды обучения, реализуемых посредством внедрения электронной образовательной технологии:

  1. Обучение на основании «кейс-технологий» и средств ИКТ. При данном виде обучения используются специально разработанные задания, представленные в виде комплекса учебных материалов, практических работ и заданий. В результате изучения материалов и выполнения всех заданий происходит усвоение знаний и получение навыков их применения в практической деятельности.
  2. Вебинары (вещательные курсы). В данном случае используются специально записанные аудио-и видеолекции, преподавателями ведущих вузов. Прослушивание лекций способствует получению новых знаний, расширению кругозора.
  3. Учебные видеоконференции. Чаще всего используются телеконференции и видеоконференции по определенно заданной теме. На конференциях учащиеся имеют возможность представить свои работы, обсудить научные вопросы и т.д.
  4. Курсы на основе компьютерных обучающих систем. Данный вид обучения предусмотрен для тех, кто уже имеет образование, работает по специальности, но ему достаточно сложно пройти очные курсы повышения квалификации, так как это требует временных и денежных затрат. Электронные курсы позволяют повысить квалификацию без отрыва от рабочего места, в удобное время. Реализуются за счет изучения электронных учебников, прослушивания лекция, выполнения комплекса заданий. Главное условие – это наличие выхода в Интернет.
  5. Интернет-курсы. В данном случае дистанционное обучение организовано в среде Интернет с использованием интерактивных Web-учебников, электронной почты, списков рассылки, чатов и телеконференций для осуществления обратной связи, компьютерных моделей и симуляций.

Мечты о новой школе: какую стратегию цифровой трансформации подготовили для образования

В будущем нас ждут ИИ-помощники учителей, цифровые портфолио школьников и онлайн-курсы вместо учебников.

Управление системой образования в России разделено между двумя министерствами, а значит, и стратегий цифровой трансформации должно быть две. О документе Министерства науки и высшего образования мы уже рассказывали, а теперь заглянем в недавно опубликованный Министерством просвещения паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования».

Разработанные образовательными ведомствами документы — две из одиннадцати отраслевых стратегий цифровой трансформации, подготовленных Правительством России по поручению президента.

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Зачем оцифровывать школы

В стратегии перечислено несколько проблем, которые можно решить за счёт цифровой трансформации:

  • Некачественный и неверифицированный образовательный контент. Бумажные учебники в школы закупает государство, и в стратегии говорится о том, что это большие затраты. В то же время в официальном федеральном перечне учебников, по мнению разработчиков стратегии, много лишнего: встречаются даже экземпляры с фейковыми информационными блоками, с помощью которых создаётся «идеологический подрыв» (цитата из паспорта стратегии). Что касается цифрового образовательного контента, то он сейчас существует на разрозненных платформах, нет единой точки сборки, где размещались бы все верифицированные властями и соответствующие стандартам учебные материалы.

С учётом таких проблем, говорится в стратегии, крайне сложно продолжать работу школ при форс-мажорах, предлагать учащимся разнообразный верифицированный цифровой контент, обоснованно формировать индивидуальные траектории обучения и цифровые портфолио учеников. Что же предлагает Минпросвещения для решения этих проблем?

Какие сервисы планируется разработать

В структуре стратегии выделяется так называемый большой межведомственный проект «Цифровая трансформация отрасли „Образование (общее)“». Минпросвещения будет управлять им совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. За реализацию отвечает подведомственный Минпросвещения Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО). Участвуют министерства культуры и спорта, а также Рособрнадзор. Как иные возможные участники указаны субъекты федерации и ИТ-компании. Об источниках финансирования в стратегии говорится только, что проект планируется реализовать за счёт федерального бюджета, но необходимый для этого объём средств не указан.

В составе проекта — шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 год.

1. К сервису «Библиотека цифрового образовательного контента», где будет содержаться базовый и вариативный верифицированный контент, к 2030 году должны получить доступ все учащиеся и педагоги. Предполагается, что уже к 2024 году треть всех уроков будет проводиться с использованием современных цифровых материалов. Составители стратегии рассчитывают, что сервис позволит одновременно реализовывать образовательные программы углублённого уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории и повышать профессиональные компетенции педагогов. О судьбе бумажных учебников и тетрадей документ ничего не говорит.

2. «Цифровой помощник ученика», судя по описанию, должен быть рекомендательной системой, которая будет составлять для учащихся персонализированные подборки учебных материалов и планы обучения на основе цифрового профиля. Выгрузку данных для профилей планируется организовать уже в этом году, возможность предоставлять подборки по запросу — к 2024 году. Полноценный «цифровой органайзер» для планирования обучения должен появиться к 2030 году. В стратегии подчёркивается ориентация на саморазвитие и самообразование — например, ученики должны проходить самообследование на выявление интересов и склонностей и вести самодиагностику того, как они осваивают образовательную программу.

3. Сервис «Цифровое портфолио ученика» похож по описанию на анонсированную Рособрнадзором платформу «Мои успехи». С согласия родителей он будет фиксировать образовательную траекторию и все достижения ученика. По данным сервиса можно будет сформировать пакет документов для поступления в вуз или колледж. Согласно стратегии, эти функции будут доступны к 2024 году. А в 2030 году, по плану, школьник сможет управлять образовательной траекторией на основе бесшовного перехода между разными сервисами и с использованием технологий искусственного интеллекта.

4. Сервис «Цифровой помощник родителей» станет каналом взаимодействия школы и родителей, в том числе обеспечит обмен мгновенными сообщениями с учителями. Первым, уже в 2021 году, должен заработать сервис автоматизированной записи в школу. К 2024 году родители смогут записывать детей в школы, сады и на программы дополнительного образования по принципу «4 ОК» (то есть без лишних поисков и кликов). К 2030 году в систему должны добавиться олимпиады, конкурсы, соревнования, государственные экзамены и получение документов об образовании.

5. Задача сервиса «Цифровой помощник учителя» — автоматизировать за счёт систем искусственного интеллекта часть работы педагогов: проверку всех домашних заданий, для которых это возможно (по оценке стратегии, их более 50% — этого показателя планируется достичь к 2030 году) и планирование рабочих программ. Другой частью сервиса должна стать система повышения квалификации педагогов в онлайн-формате. Цифровые курсы должны стать доступны учителям уже в 2021 году, к 2024-му каждому должен предлагаться перечень необходимых именно ему программ, а к 2030-му сервис должен стать проактивным, то есть предугадывать потребности и запросы педагогов.

6. Информационная система управления в образовательной организации подразумевает переход на безбумажные технологии к 2024 году. Предполагается, что 90% документооборота перейдёт в электронный вид. К 2030 году все управленческие решения, сказано в стратегии, должны приниматься на основе анализа «Больших данных» интеллектуальными алгоритмами. Кстати, практически все показатели реализации стратегии планируется оценивать уже не по самоотчётам школ, а по данным из аналитических подсистем в новых сервисах.

Какого результата ждут от всего этого

Главная цель — чтобы школьникам во всех регионах России стал доступен качественный и, что очень важно, верифицированный цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами.

Согласно стратегии, это пойдёт на пользу всем сторонам образовательного процесса:

  • Школьники смогут использовать цифровой контент для персонализированного развития, а в определении собственной траектории им поможет ИИ.
  • У учителей станет в несколько раз меньше рутинной работы за счёт автоматизированной проверки домашних заданий, электронного расписания и документооборота, а возможностей для повышения квалификации — больше.
  • Родители улучшат контакт со школой.
  • Государство получит электронную отчётность и выйдет на новый уровень управления образовательной системой на основе объективных данных и удобных для граждан сервисов.
  • Школы смогут реализовывать индивидуальные траектории развития учащихся, применяя передовые цифровые технологии.

В образовательном сообществе на документ Минпросвещения, как и на аналог от Минобрнауки, отреагировали с недоверием. С одной стороны, сейчас только в 37% российских школ подключён скоростной интернет — значит, остальным школам ещё далеко до автоматизированной системы управления с отгрузкой данных. С другой стороны, в ставке на автоматизацию многие видят угрозу для занятости учителей: а нужен ли будет педагог, когда персонализацию, обратную связь и сбор достижений ученика возьмёт на себя ИИ? Этого опасаются, например, в профсоюзе «Учитель».

Как всё будет на самом деле, покажет время: это не первые и, вероятно, не последние проекты цифровизации образования.

Обложка: Катя Павловская для Skillbox Media

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: