Как хорошо ты, о море ночное – анализ стихотворения Тютчева

«Как хорошо ты, о море ночное» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – эпитеты, тема, идея

За строками многих пейзажей Ф. И Тютчев скрывал свои чувства. Эта особенность творчества отразилась и в стихотворении, о котором рассказывается в статье. В школе его изучают 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Как хорошо ты, о море ночное» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как хорошо ты, о море ночное.

История создания – произведение было написано зимой 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г.

Тема стихотворения – красота и звучание ночного моря.

Композиция – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Формальная организация – четыре катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою».

Эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды».

Сравнения – море, «словно живое».

История создания

Для понимания смысла, скрытого между описаниями морской стихии, следует обратиться к истории создания стихотворения. Его Федор Иванович написал в память о Елене Денисьевой. Возлюбленная поэта умерла в 1864 г. Смерть женщины стала тяжелым ударом для Тютчева. Свою боль он пытался утолить разговорами о Денисьевой и сочинением стихов. Известно, что Елену поэт сравнивал с морской волной. Этим фактом литературоведы объясняют обращение к морю на «ты», которое мы видим в первой строке анализируемого произведения.

Впервые стихотворение было напечатано в 1865 г. в литературно-политической газете «День». Ф. Тютчева возмутило, что редакция опубликовала текст со своими коррективами. Поэт еще раз опубликовал произведение (версию без редакционных правок) на страницах «Русского вестника» в 1865 г.

В произведении автор развивает тему красоты и особого звучания ночного моря. В центре стихотворения – лирический герой и море. Их «беседе» никто не мешает, поэтому герой выражает искреннюю симпатию к стихии.

В первых строках мужчина обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-темным светом. Лирическому герою кажется, что море – живое существо, умеющее ходить и дышать.

Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует мужчину то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила – полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.

Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них, как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью соглашается потопить ее в море.

В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева – тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.

Композиция

Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостный монолог лирического героя, описывающий морскую красоту. Формально произведение состоит из четырех катренов.

Жанр – элегия, так в морском пейзаже отчетливо проявляются грустные нотки. Есть в стихотворении и элементы послания: обращение к морю. Стихотворный размер – трехстопный дактиль. Строки объединяются перекрестной рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Федор Иванович использовал художественные средства. В тексте есть метафоры – «ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою»; эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды»; сравнение – море, «словно живое».

Шум морских волн передается при помощи аллитерации «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром». Эмоции лирического героя подчеркиваются интонацией.

Стихотворение и анализ «Как хорошо ты, о море ночное…»

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою —

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

Краткое содержание

И. Айвазовский. Лунная ночь. 1888

Перед нами открывается бескрайний пейзаж моря. Над морской гладью нависла тёмная ночь, лишь тусклый свет луны едва освещает морской простор. Под луной переливается и блестит, играя всеми оттенками синей палитры («…здесь лучезарно, там сизо – темно…) морская гладь. Погода проявляет крайнее беспокойство: вдалеке слышны громовые раскаты, порывы ветра несут огромные волны к берегу. Море предстаёт живым существом: оно «ходит, и дышит, и блещет». Автор обращается к нему с вопросом: «Чей это праздник так празднуешь ты?».

Читайте также:
Оранжевое горлышко краткое содержание читать по главам
История создания

Чтобы понять смысл, скрытый между описаниями морской стихии, следует узнать историю создания произведения. Тютчев написал его, посвятив светлой памяти любимой женщины – Елене Денисьевой. Возлюбленная покинула земной мир из-за болезни: её уход стал для поэта тяжёлым ударом. Свои горестные душевные терзания он пытался утолить, ведя внутренние диалоги с Еленой и сочиняя стихи. Поэт сравнивает любимую женщину с волной морскою, поэтому обращается к морю на «ты».

Впервые произведение увидело свет в 1865 г., на страницах литературно-политического ежедневника «День». Известно, что поэта возмутил тот факт, что редакция осуществила публикацию текста со своими корректировками. Поэтому Тютчев предпринял повторную публикацию, убрав все редакторские правки, в «Русском вестнике», в 1865 г.

Жанр, направление, размер

Стихотворение написано в жанре элегии: в нём при описании морского пейзажа отчётливо слышны ноты грусти и тоски. Также в произведении можно увидеть элементы послания: поэт обращается к морю.

Стихотворный размер – трёхстопный дактиль. Рифмовка строк перекрёстная.

Композиция

Произведение невозможно разделить на семантические части: оно представляет собой единый, целостный монолог лирического героя, описывающий красоту морской стихии. С формальной точки зрения стихотворение включает в себя четыре катрена. С творческой точки зрения в нём можно выделить две части:

Первая часть – описание морских просторов, восхитительных ночных картин, которые можно наблюдать, стоя на берегу.

Вторая часть – передаются переживания лирического героя, мечтающего погрузиться в морскую пучину, слиться с ней.

Образы и символы

Тютчев, передавая эмоции, связанные с морем, прибегает к помощи «говорящей» образной системы:

образ лирического героя – центральный. Это романтический герой, пытающийся передать морской пучине собственные переживания, чувства, горечь утраты от потери возлюбленной;

образ моря – мы любуемся морем, смотря на него глазами поэта. Он разговаривает с бескрайней стихией, будто это живой организм , способный слышать и понимать. Поэт сообщает, что при свете звёзд морские просторы становятся необычными. Море созвучно с человеком, оно отражает его внутренние переживания;

образ морской волны – описывая ночное море, поэт повествует нам о любимой женщине, чью смерть ему пришлось пережить. Мощные волны, бьющиеся о береговую твердь, ненастная погода, ветер, безлюдье – все эти тягостные картины соответствуют состоянию души поэта. Он переносит собственные эмоции на природное полотно, сравнивая любимую женщину с морской волной.

Темы и настроение

Центральная тема произведения – красота природы, непостижимая загадочность морской стихии в ночное время. В центре поэтического повествования – лирический герой и море. Они беседуют, их диалогу никто не мешает. Герой выражает искреннюю симпатию к морской стихии. Стихотворение оставляет на душе приятное чувство умиротворения и лёгкой грусти. Автор через виртуозное описание моря передаёт чувство личной утраты, побуждая нас задуматься о вечности.

Основная идея

Основная мысль произведения в следующем: восхищение морской стихией, искреннее желание слиться с ней воедино. Человек во все времена стремился постичь наивысшие истины и тайны мироздания. Для Тютчева эти истины заключены, в первую очередь, в познании природы, в гармоничном взаимодействии с ней.

Средства выразительности

С целью передачи внутреннего состояния лирического героя и описания красот морских просторов поэт прибегает к использованию следующих выразительных средств:

эпитеты – море «сизо – темно», «лучезарное», «безлюдье ночное», «чуткие звёзды»;

метафоры – «звёзды глядят с высоты», «ходит, и дышит, и блещет оно»;

сравнение – море «словно живое»;

аллитерация – рокот морских волн поэт передаёт звуками «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром».

Анализ стиха «Как хорошо ты, о море ночное» Тютчева

За строками многих пейзажей Ф. И Тютчев скрывал свои чувства. Эта особенность творчества отразилась и в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное», посвящённом памяти Елены Денисьевой, возлюбленной поэта.

Сочинение и краткий анализ «Как хорошо ты, о море ночное» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

  1. Текст стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное»
  2. Краткий анализ произведения
  3. Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное»
  4. Подробный анализ стихотворения
  5. Сочинение о стихе Как хорошо ты, о море ночное

Текст стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное»

Ф. И. Тютчев

Как хорошо ты, о море ночное

Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо, ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою –

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

Краткий анализ произведения

Особенностью лирики Тютчева о природе является умение поэта изобразить природу как живой, одухотворённый, многоликий мир, мир единства человека и природы.

  • История создания – произведение было написано зимой 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г.
  • Тема стихотворения – красота и звучание ночного моря.
  • Композиция – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Формальная организация – четыре катрена.
  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «тусклым сияньем облитое море», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою».
  • Эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды».
  • Олицетворения – «ходит и дышит оно», «звезды глядят с высоты».
  • Сравнения – море, «словно живое».
Читайте также:
Письмо к женщине - анализ, основная тема и мысль, жанр

Стихотворение Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» иллюстрирует нам необычайно чуткое восприятие природного мира.

Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное»

Для Тютчева природа – это особое пространство, не доступное простому разуму, в нем существует своя таинственная жизнь. Поэтому излюбленным приемом автора является одухотворение природной стихии:

Поэт понимал потаенный язык природы, в ней он находил вместе с каким-то буйным движением много звуков, шумов, сопутствующим ему. Море поэт представлял также в слиянии, казалось бы, совершенно несочетаемых красок: «здесь лучезарно, там сизо-темно» или «тусклым сияньем облитое море».

Происходит как бы наложение оттенков, тонов, как в акварельной технике. Это, несомненно, свидетельствует о великом гении Тютчева. Вместе с буйством, динамикой природы он улавливал и ее божественную умиротворенность – природа, как живое существо, чрезвычайно непредсказуема и этим и пленит автора…

Чей это праздник так празднуешь ты?

Поэт дважды называет морскую стихию «зыбью»-в ней и несказанный простор, бесконечность, вечность, такая неохватность, что у любого человека захватывает дыхание, душа мгновенно раскрывается навстречу небывалой гармоничности природного мира и так хочется, искренне хочется слиться воедино с этой величественной, даже властной, матерью-природой:

Всю потопил бы я душу свою…

Многоточием автор показывает и свое волнение, и свой неподвластный восторг, но и горечь, тоску от чувства собственного одиночества, от понимания того, что тот мир стихии, песни и красоты все же недоступен человеку как недоступен и язык животных, и язык всей вселенной, хоть человек находится в неразрывном контакте с ними.

Человеческое существо всегда стремилось и будет стремиться к постижению наивысшей истины, и для Тютчева она заключалась именно в познании природы, в становлении с ней одним гармонично слаженным целым-единством.

Тютчев, творец потрясающего таланта, мог не только слышать и понимать язык природы, но и отразить ее живую, насыщенную яркую жизнь в своих поэтически совершенных произведениях, обликать ее в лаконичную и ясную форму.

Для меня Ф.И. Тютчев — один из гениальнейших поэтов-философов и просто — человек необычайной душевной красоты.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Для понимания смысла, скрытого между описаниями морской стихии, следует обратиться к истории создания стихотворения. Его Федор Иванович написал в память о Елене Денисьевой. Возлюбленная поэта умерла в 1864 г. Смерть женщины стала тяжелым ударом для Тютчева.

Свою боль он пытался утолить разговорами о Денисьевой и сочинением стихов. Известно, что Елену поэт сравнивал с морской волной. Этим фактом литературоведы объясняют обращение к морю на «ты», которое мы видим в первой строке анализируемого произведения.

Впервые стихотворение было напечатано в 1865 г. в литературно-политической газете «День». Ф. Тютчева возмутило, что редакция опубликовала текст со своими коррективами. Поэт еще раз опубликовал произведение (версию без редакционных правок) на страницах «Русского вестника» в 1865 г.

Тема

В произведении автор развивает тему красоты и особого звучания ночного моря. В центре стихотворения – лирический герой и море. Их «беседе» никто не мешает, поэтому герой выражает искреннюю симпатию к стихии.

В первых строках лирический герой обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-тёмным светом. Лирическому герою кажется, что море – живое существо, умеющее ходить и дышать.

Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила – полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.

Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью хотел бы потопить её в море.

В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева – тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.

Композиция

Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостный монолог лирического героя, описывающий морскую красоту. Формально произведение состоит из четырех катренов.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль. Строки объединяются перекрестной рифмовкой АВАВ.

Жанр

Жанр – элегия, так в морском пейзаже отчетливо проявляются грустные нотки. Это грустные размышления лирического героя на философские темы.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Федор Иванович использовал художественные средства.

  • метафоры – «тусклым сияньем облитое море», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою»;
  • эпитеты – море «лучезарно», «сизо-тёмно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звёзды»;
  • сравнение – море, «словно живое»;
  • олицетворения – «ходит и дышит оно», «звёзды глядят с высоты».
Читайте также:
Московские главы в романе Мастер и Маргарита, изображение мира

Шум морских волн передается при помощи аллитерации «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром». Эмоции лирического героя подчёркиваются интонацией.

Сочинение о стихе Как хорошо ты, о море ночное

Федор Иванович Тютчев – один из самых лучших русских поэтов-пейзажистов. Благодаря уникальному таланту и мастерству в каждом стихотворении Тютчева читатель погружается в мир замечательной русской природы, а также учится находить красоту во всем, что его окружает.

Зачастую поэт вкладывает в свои стихотворения о природе двойной смысл, выражает через пейзаж свои чувства и эмоции, сравнивает различные природные явления с людьми.

Такой прием мы можем наблюдать в знаменитом стихотворении “Как хорошо ты, о море ночное”. Читая сданное стихотворение Тютчева, первым делом, перед нами открывается морской пейзаж. Над морем повисла глубокая ночь, и только тусклый лунный свет освещает бесконечный морской простор.

Под сиянием луны волны блестят и переливаются, играя всеми оттенками синего: “здесь лучезарно, там сизо-темно”. Погода неспокойная, где-то вдали раздаются раскаты грома, а порывы ветра с грохотом несут огромные волны к берегу.

Чтобы показать всю красоту и мощь моря, Федор Тютчев использует такой прием как олицетворение, и вода предстает перед нами живым существом, которое “ходит, и дышит, и блещет”. Также поэт обращается к морской зыби с вопросом “Чей это праздник так празднуешь ты?”.

Как было сказано, в данное стихотворение Тютчев вложил двойной смысл. Из биографии поэта мы узнаем о его несчастной любви. Описывая ночное море Тютчев рассказывает о своей возлюбленной, чью смерть ему пришлось пережить.

Огромные волны, разбивающиеся о берег, ненастная погода, тишина и безлюдье — вот что чувствует поэт, все это соответствует состоянию его души. Тютчев переносит все свои чувства и эмоции на природу и сравнивает любимую женщину с морской волной так виртуозно, что у читателя захватывает дух.

В последнем четверостишии Тютчев повествует о чувствах, которые испытывает лирический герой. Он “весь, как во сне” — разбит и потерян, и все, что он хочет — потопить свою душу и свое горе в обаянье морских волн.

Стихотворение “Как хорошо ты, о море ночное” оставляет на душе приятное чувство тоски и спокойствия. Тютчев потрясающим образом через описание моря сумел передать свою утрату, поэтому данное произведение также заставляет читателя задуматься о вечности и даже о смерти.

Читайте также: Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи» Ф. И. Тютчева.

Произведения Федора Ивановича, посвященные природе, – в большинстве случаев представляют собой признание в любви к ней. Поэту кажется несказанным наслаждением иметь возможность наблюдать за различными ее проявлениями. Тютчеву одинаково нравится любоваться июньской ночью, майской грозой, заснеженным лесом, ночным морем и так далее.

Анализ «Реквием» Ахматова

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 474.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 474.

В основе поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» лежит личная трагедия поэтессы. Итогом пережитых лет сталинских репрессий стало произведение, о публикации которого долгое время не могло быть и речи. Предлагаем ознакомиться с анализом поэмы, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку литературы и ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1935–1940 годы.

История создания – История написания поэмы тесно связана с личной трагедией поэтессы: её бывший муж Николай Гумилёв был расстрелян большевиками в 1921 г., а сын арестован в 30-ые годы, в период сталинских репрессий. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в тюрьмах и лагерях только потому, что осмелился мыслить иначе, чем того требовала действующая власть.

Тема – В своем произведении поэтесса раскрыла много тем, и все они равнозначны. Это тема народной памяти и скорби, материнского страдания, любви и патриотизма.

Композиция – После эпиграфа, предисловия, посвящения и вступления идут первые две главы поэмы; они образуют пролог, а последние две – эпилог. Основная тема следующих за прологом 3–6 глав – обобщение материнского горя, 7 глава “Приговор” – кульминация поэмы, наивысшая точка страданий героини. Последующие главы посвящены теме памяти.

Жанр – Поэма.

Направление – акмеизм; он повлиял на раннее творчество поэтессы, его отголоски можно найти и в поэме “Реквием”.

История создания

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвящённых реакционному периоду. В число жертв тоталитарного произвола попали самые близкие и родные люди поэтессы – её бывший супруг Николай Гумилёв и их общий сын Лев Гумилёв. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.

Осознав, что царящий режим беспощаден, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию поэмы. Самым плодотворным периодом работы стали 1938–1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Более того, Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» сразу после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.

В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.

Читайте также:
Cочинение дети герои - пример текста

Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.

Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы у католиков по умершему человеку. Своё произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым властью была уготована смерть. Это душераздирающий стон всех матерей, жён и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.

для самых рациональных –

Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чём не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит их с близкими, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за своё отечество, вынужденное стать ареной для бессмысленной и жестокой казни своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего ребёнка.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.

Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе и помнить невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Это часть истории, и вычеркивать её из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, к чему призывает Ахматова в своей поэме.

Композиция

При изучении анализа произведения«Реквием» следует отметить, что данная поэма отличается своим композиционным построением от других поэм. Первоначальный замысел Ахматовой – создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создаётся впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.

  • Первые главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнаёт место и время действия произведения.
  • Последующие 3 и 4 главы представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую горя, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
  • В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, её пугает неизвестность. Это и 7 глава – кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
  • 7 глава – страшный приговор, сообщение о ссылке сына.
  • 8 глава – мать в порыве отчаяния взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребёнка.
  • 9 глава – тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
  • 10 глава – всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями безвинно распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
  • В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенёс народ в страшные годы репрессий.

Литературный жанр произведения – поэма, в которой преобладает лирическое начало. Однако в «Реквиеме» проявляются и характерные черты эпического рода: наличие пролога, основной части эпилога, упоминание о нескольких исторических эпохах и проведение параллели между ними.

Направление, которое проявилось в поэме, называется акмеизм. Это одно из модернистских литературных направлений начала ХХ века, для которого характерна ясность слога, образность, прямота и классическая строгость стиля.

Анализ поэмы «Реквием» (А.А. Ахматова)

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор поэмы «Реквием» — литературного памятника репрессивной эпохи советской реакции. После революции многие безвинные люди пострадали от того, что после назовут «перегибами». Но на деле ситуация представляла собой террор, направленный правительством против собственного народа. И против стихии боли и крови восстала женщина-мать, женщина-жена, оплакивающая сына и мужа и обличающая их мучителей. Об Анне Ахматовой и ее «Реквиеме» и пойдет речь в этой статье.

История создания

Впервые работа над «Реквиемом» началась в 1934 году. Ахматова планировала создать цикл стихотворений, связанных единой темой, но позже все работы объединились в единое целое — поэму «Реквием».
Больше всего работы было проделано в 1938-1840-х гг., но закончена поэма была только в 1960-е гг.

История написания поэмы «Реквием» стала личной историй Анны Ахматовой. Впервые поэма была полностью издана только в 1987 году. Причиной такого долгого пути произведения к читателям стала ее несовпадение с идеологией власти. Импульсом для написания «Реквиема» стала личная драма. Бывший муж поэтессы — выдающийся поэт Николай Гумилев — был расстрелян, а единственный сын Лев Гумилев, знаменитый писатель и этнолог, осужден. Попал под арест и Николай Пунин, за которого Ахматова вышла замуж в 1922 году. В 1946 году сама Ахматова вместе с популярным писателем Зощенко попадёт в опалу по делу о журналах «Звезда» и «Ленинград».

О создании поэмы известны интересные факты:

  • О поэме «Реквием» знали немногие. Ахматова сама читала ее самым близким людям, после чего каждый раз вынуждена была сжигать рукопись, чтобы обезопасить себя от преследований со стороны власти.
  • Популярность поэма обрела в эмигрантском самиздате, куда попала «без ведома и согласия автора». Ее опубликовали заграницей, но Ахматова до последнего отрицала свою причастность к публикации, чтобы обезопасить себя и свою семью.
  • Сын Анны, Лев, был холоден к матери, и одной из причин, как утверждают некоторые источники, является распространение «Реквиема». Подобные поступки матери отражались на его жизни и свободе.
Читайте также:
Жди меня, и я вернусь - анализ, история создания, основная тема

Жанр, размер, направление

Поэма принадлежит к литературному направлению модернизма. Для модернизма характерен поиск новых литературных форм, задача которых как можно точнее выразить индивидуальность автора, показать его особенный способ восприятия мира. Существует немало литературных течений модернизма. Одни из самых популярных – это символизм, футуризм и акмеизм. Ахматова принадлежала к группе акмеистов. В манифесте акмеизма отчетливо звучит призыв отказаться от наследия символизма и обратиться к миру реальному, вещественному. Художественная выразительность стихотворений должна была соответствовать принципам конкретной образности. Особое значение придавалось миру человеческих эмоций, природному началу в жизни человека.

«Реквием» может быть отнесен к жару эпической поэмы, так как представляет собой достаточно крупное стихотворное произведение, состоящее из пролога, основной части и эпилога, и отсылающее читателей к событиям нескольких исторических эпох.

Поэма написана в нескольких стихотворных размерах. Отдельные части произведения разнятся между собой по настроению и тону повествования, что определяет и динамичность стихотворной ритмики.

Смысл названия

Реквием – это богослужение по умершим (в католической церкви). Вспоминая «заповеди» акмеизма, можно сказать, что название поэмы Ахматова выбирала не как символ, но как непосредственное, подлинное, почти исповедальное отражение своих душевных переживаний, горьких потерь, и это заставляет по-новому взглянуть на все содержание ахматовского «Реквиема». Смысл заглавия обозначает ее траур по жертвам репрессий и их родственникам.

Традиционно название «Реквием» означает и некоторое разочарование, несет в себе негативный подтекст. Всем известен «Реквием» Моцарта и «Реквием по мечте» Хьюберта Селби. Вот и у Ахатовой это слово приобретает мрачный оттенок, в котором есть место не только тоске, но и обиде, злости и опустошению.

Композиция и конфликт

Особенности композиции «Реквиема» Ахматовой обусловлены историей создания произведения: оно было спаяно из нескольких самобытных частей, написанных в разное время. Поэтому каждый элемент представляет собой отдельное лирическое произведение со своим идейно-тематическим комплексом. Каждая часть имеет свой стихотворный размер.

  1. Прологом поэмы можно назвать первые две главы «Посвящение» и «Вступление», в которых перед читателем предстает образ эпохи, передается ее настроение и царящая в советской России атмосфера.
  2. В главах с первой по шестую рассказывается о личной трагедии лирической героини — страданиях матери, чьего сына арестовали. В пятой и шестой главах героиня, мучаясь своим горем, предрекает смерть сына.
  3. Далее следует «Приговор», в котором мать узнает о приговоре сына (ссылке) и пытается принять новость, которая и для нее становится приговором.
  4. Глава «К смерти» — обращение несчастной матери к смерти, от которой она жаждет получить освобождение от страданий.
  5. В девятой главе мы узнаем о последнем свидании героини со своим сыном. Она отступается от отчаянной борьбы и отдается безумию горькой утраты.
  6. «Распятие» вводит в повествование параллель между утратой лирической героини и библейским распятием, обернувшимся горем для Богородицы, потерявшей своего сына Иисуса Христа.
  7. В «Эпилоге» лирическая героиня подчеркивает, что ее история — лишь одна из немногих, а народной памяти достоин каждый пострадавший из всего «стомильонного народа».

Основной конфликт произведения «Реквием» — личность и государство. Лирическая героиня чувствует себя одинокой и слабой в противоборстве с государственной машиной и не может защитить ни себя, ни своего сына.

Суть: о чем произведение?

Хотя произведение и автобиографично, невозможно отделить личную драму Анны Ахматовой от несчастных судеб множества других людей. Поэма «Реквием» — это многоголосая исповедь миллионов людей, вложенная в уста несчастной матери осужденного сына.

Основные события в поэме «Реквием» крутятся вокруг тюремных стен. В поэме мы узнаем о том, как сына арестовывают, как его мать обивает пороги, страшась смерти своего ребенка, как тягостно тянутся дни ее семнадцатимесячной пытки. Она вспоминает свою беззаботную юность «царскосельской веселой грешницы», еще не подозревавшей о длинных тюремных очередях, которые ей придется отстоять.

Мать в отчаянии предрекает сыну гибель, но «светлый день» приносит новость о ссылке. И хотя неизбежность приговора не могла быть неизвестна лирической героине, «каменным словом» он падает на «еще живую грудь» безутешной матери.

Героиня спрашивает у смерти: «Ты все равно придешь – зачем же не теперь?». Последний раз она видит «страшные глаза сына», отпуская его в неизвестность.

Через боль утраты родного сына рождается в поэме образ горюющей Богородицы, матери распятого Иисуса Христа. Ее священный образ – образ эпохи.

Лирическая героиня соединяет свою судьбу с судьбами миллионов людей, заклиная поставить ей памятник на том месте, где «триста часов» простояла героиня и тысячи таких, как она.

Главные герои и их характеристика

Система образов в поэме «Реквием» якро обозначает основной конфликт: перед нами лишь жертвы той силы, против которой направлен материнский укор.

сама россия – становится героиней эпической поэмы. страдающая, «безвинная» русь с ее бесконечными тюремными затворами и «каторжными норами», с «одичалой» столицей и туманной невой и сама, корчась под «кровавыми сапогами», кажется, страдает не меньше лирической героини, разделяя ее страшный удел. но образ руси раскрывается и в той исторической памяти, которую просит сохранить лирическая героиня в «эпилоге». без этой будущей, лучшей россии, без надежды на светлое будущее, «реквием» превратился бы из исповеди в приговор.

Читайте также:
Смысл названия пьесы "Гроза" ℹ образная символика, текст сочинения 10 класс, многозначность названия произведения Островского

Тематика поэмы «Реквием» многогранна и совершенно особенна:

  1. Материнская любовь. Судьба лирической героини показывает пример настоящей материнской любви, искренней заботы и бескорыстной жертвенности. Мать не может оставить своего ребенка в беде; отстаивая долгие тюремные очереди, она найдет в себе силы справиться с любым испытанием, пока есть шанс защитить тех, кого она любит. Тема любви является одной из главных в данном произведении.
  2. Родина. Любовь и сострадание к родной земле становятся одними из главных мотивов «Реквиема». Необходимо отметить, что, несмотря на всю жестокость и бесправие власти и политической системы, лирическая героиня ни на мгновение не винит Россию за все случившееся с ней, не клевещет. Наоборот, она сочувствует Родине, которую считает такой же несправедливо осужденной, как и своего сына.
  3. Сострадание. Лирическая героиня не просто уединенно переживает все выпадающие ей на долю испытания. Несмотря на всю тяжесть своего положения, всю сердечную муку, она не закрывает глаза на несчастия и боль других людей. Тема сострадания становится ведущей в тексте.
  4. Тема памяти. Лирическая героиня не только сострадает всем безвинно обвиненным и лишенным семьи, но и не может отделить память о личном горе от памяти о несчастии тысяч других людей. Свой памятник она посвящает каждому из тех, кто пропал или выжил в тюремных очередях, ссылках и под заключением.
  5. Тема народного страдания — основная тема «Реквиема». Через тоску матери передается плач и уныние всей России по сгубленным душам. Длинная очередь показывает массовость и масштабность проблемы: каждая семья ощутила железную хватку времени.
  6. Тема времени. Через свои стенания поэтесса точно передает характер исторической эпохи. Тюремные очереди, передачи, массовые аресты, ожидание худшего, народное горе, которое сплачивает людей, — все это приметы советской реакции.

Проблемы

Среди основных проблем, затронутых в «Реквиеме», можно особенно выделить проблему исторической памяти всех жертв репрессий, одной из которых оказалась Анна Ахматова, а также проблему несправедливости (с которой в лице героини столкнулась вся страна) и человеческой беспомощности – чувства, так истерзавшего героиню, не сумевшую помочь своему сыну отстоять свободу и невиновность.

  • Проблема исторической памяти — то, что так зыбко и подвержено влиянию со стороны. Ахматова хотела защитить ее от последующих спекуляций и искажений. Ее страна заслуживала правды, какой бы горькой она ни была. Ахматова, умная и обеспеченная женщина, отказалась от эмиграции, хотя предчувствовала гонения в СССР. Почему? Она верила в будущее России и надеялась на ее процветание. Именно поэтому она не укоряет ее, а всего лишь ведет летопись народных страданий, чтобы предотвратить их повторение.
  • Проблема несправедливости и бесправия стала главной проблемой молодого государства СССР. Многие люди пали безвинно, осиротели целые сферы деятельности, где просто не было пролетариев и крестьян. Абсурдность гонений не выдерживала никакой критики, однако тотальный страх, захлестнувший страну, мешал людям открыть глаза и посмотреть в лицо правде.

Основная идея

«Реквием» стал тем самым памятником, о котором писала Анна Ахматова в своей поэме. Поэтесса подарила людям напоминание о страшных годах репрессий для того, чтобы дни «смертельной тоски» больше не повторились никогда. Писательница, раскрыв читателям собственную страдающую душу, написала о трагедии тысяч людей, чья духовная борьба с несправедливостью не останется забытой. Это и есть смысл «Реквиема» — оставить страшный исторический след боли и страданий для тех, кто не имеет права предавать его забвению. Для нас с Вами.

Главная мысль поэмы «Реквием» заключается в необходимости сочувствия и сострадания ко всем людям, вне зависимости от их сословной принадлежности. Равенство и братство СССР обернулось беспрецедентной враждебностью людей по отношению друг к другу. Этого нельзя допустить вновь. Доброта и понимание должны быть выше идеологии. Они — закон жизни.

Критика

В родной стране «Реквием» не был принят властью с восхищением. Идеологическая критика Жданова рисовала глумливые образы Ахматовой как блудницы и монахини в одном лице, подчеркивала «гнилой дух безыдейности» в ее произведении. Доклад этого советского чиновника разошелся на цитаты и стал началом травли Ахматовой как поэтессы. С того дня ее стихи больше не печатались в советских СМИ, зато акулы пера с удовольствием рвали репутацию автора в клочья.

Однако пора социального реализма и советского идеологического диктата над искусством миновала, и все больше людей иначе отзывалось на поэму.

Знаменитый русский поэт Иосиф Бродский так писал о «Реквиеме»:

«…Понятно, что Ахматова описывает в «Реквиеме» все ужасы «большого террора». Но при этом она всё время говорит о том, что близка к безумию. Здесь самая большая, правда и сказана Ахматова описывает положение поэта, который на всё, что с ним происходит, смотрит как бы со стороны. Потому, что когда поэт пишет, то это для него — не меньшее происшествие, чем событие, которое он описывает».

Писатель и критик Ю. Карякин писал:

«Это поистине народный реквием: плач по народу, сосредоточие всей боли его. Поэзия Ахматовой — это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли».

Искусствовед В. Я. Виленкин также высоко оценил художественную и духовную значимость произведения Ахматовой:

«Теперь все знают эпилог «Реквиема», знают, с каким «условием» Ахматова, глядя в далёкое будущее, «давала согласье» на памятник, если когда-нибудь суждено ему быть не её родине. Памятника, может быть, и не будет, — кто знает? Несомненно, одно: бессмертие поэта. А если памятник, то тоже из тех, нерукотворных, прочнее меди».

«Реквием» Ахматовой анализ и краткое содержание поэмы

Всестороннее изучение поэмы «Реквием» Ахматовой, анализ композиции, художественных средств, осмысление названия, помогают прочувствовать глубокие идеи стихотворного произведения.

Читайте также:
Как неожиданно и ярко - анализ стихотворения Тютчева, мысль и тема

Несмотря на небольшой объем, каждая строка значительна по содержанию и силе чувств. Читатель не в силах безучастно воспринимать отраженные в поэме события.

  1. История создания «Реквием» А. Ахматовой
  2. Почему поэма называется «Реквием»
  3. Жанр, направление и размер
  4. Композиция произведения
  5. Характеристика главных героев
  6. Темы поэмы «Реквием»
  7. Анализ каждой главы «Реквием» А. Ахматовой
  8. Заключение

История создания «Реквием» А. Ахматовой

В основу сюжета положена личная драма Анны Ахматовой. Ее сын трижды подвергался жестокой процедуре ареста. В 1949 году он был приговорен к расстрелу. Впоследствии смертную казнь заменили ссылкой.

Анна Андреевна Ахматова (1889 1966)

Впервые Льва Гумилева заключили под стражу в 1935 году. Этим годом датируются наиболее значимые части «Реквиема». На протяжении пяти лет поэтесса трудилась над циклом стихотворений о русских женщинах, переживающих нелегкое время, страдающих за своих лишенных свободы мужчин.

В начале 60-х годов Анна Ахматова соединяет разрозненные произведения в единое целое, давая поэме название «Requiem».

Почему поэма называется «Реквием»

В католицизме реквиемом назван религиозный обряд, совершаемый по умершим, и его траурное музыкальное сопровождение. В рукописях заглавие поэмы написано латинскими буквами, что может указывать на связь с музыкальными произведениями.

Так «Requiem» Вольфганга Моцарта, творчеством которого в 30-е и 40-е годы интересовалась Ахматова, состоит из 12 частей. В поэме Анны Андреевны 10 глав, Посвящение и Эпилог.

Автор использует прямое значение определения «Реквием», описывая мотивы смерти.

Жанр, направление и размер

«Реквием» можно отнести к новому течению литературы, акмеизму, противостоящему символизму и провозглашающему четкость и точность слова, прямоту стиля и ясность образов.

Перед литературными новаторами стояла цель облагородить человека с помощью искусства. Ахматова, как и все акмеисты, стремилась к поэтическим изменениям заурядных и порой непривлекательных явлений жизни.

Произведение «Requiem» полностью соответствует новаторскому течению акмеизма с его классической строгостью стиля и желанием передать зверства и бесчинства поэтическим языком.

Жанр «Реквиема» – поэма. Но многие литературоведы не могут однозначно определить жанровую принадлежность произведения ввиду сходства со стихотворным циклом. Отнести «Реквием» к поэме помогает единство идеи, лирическая основа, соединяющие отдельные фрагменты.

Перед читателем разворачивается логический и последовательно выстроенный сюжет, в сокращении описывающий целую эпоху. Повествование ведется от первого лица, выступающего в одно и то же время в качестве поэта и лирического героя.

Стихотворный размер произведения не лишен своеобразной динамики, характеризующейся переливами ритмов и разнящимся количеством стоп в строках.

Композиция произведения

Композиция «Реквиема» отличается кольцевой структурой, состоящей из пролога, образованного двумя первыми главами, эпилога из двух последних глав и основной части.

Каждая часть обладает особым эмоциональным смыслом и несет свою чувственную нагрузку. Поэма изобилует лирическими переживаниями, а в прологе и эпилоге наблюдается тяготение к обобщениям, эпосу.

Предисловие состоит из прозаического текста, напоминающего вырезку из газеты. Такой прием помогает читателю окунуться в атмосферу описываемой эпохи.

В Посвящении, следующем за Предисловием, продолжена тема прозаического вступления, с усилением масштабов описанных событий:

Биографическая тема поэмы – заключение под стражу сына и нравственные муки страдающей матери – звучит в первых главах произведения. За прологом следует четыре главы, передающие скорбящие голоса матерей.

В первом стихотворении, написанном в форме монолога, женщина из народа печалится о сыне, ведомом на казнь. Эта вечная героиня русской истории в поэтическом плаче передает всю глубину разрывающей душу скорби:

Сюжетным центром поэмы служат пятый и шестой отрывок, посвященные томящемуся в заключении сыну. Каждое стихотворение является композиционно законченным, цельным художественным произведением, объединенным общими горестными мотивами, ощущением смерти и болью утрат.

В эпилоге всплывают думы о гибели, прекращении жизни, итогом которой должен стать памятник народным страданиям.

Характеристика главных героев

Главная лирическая героиня поэмы – это и автор «Реквиема», и мать, переживающая за судьбу сына, и обычная женщина из народа. Каждый из этих образов уникален и, плавно перетекая, соединяется в один лик, прообразом которого является сама Анна Ахматова.

Лирическая героиня – это женщина с мощной, неисчерпаемой внутренней энергией, которая в попытках спасти единственного ребенка «кидалась в ноги палачу».

Личностные переживания героини сменяются отстраненностью в оценках поведения, ввергнутой в отчаяние матери: «Эта женщина больна, эта женщина одна».

Автор со стороны смотрит на все, что происходит вокруг. Сложно представить, как будучи в прошлом «насмешницей и любимицей всех друзей», героиня превратилась в тень, призывающую смерть. Свидание с сыном вызывает бурю эмоций в душе матери, но отчаяние сменяется надеждой, желанием бороться до конца.

Образ сына раскрывается в произведении не так полно и многогранно, но сравнение его с Христом подчеркивает невинность и святость героя. Он предстает смиренным мучеником, старающимся утешить и поддержать мать.

Другие главные герои поэмы – это собирательные женские образы, переживающие за судьбу близких мужчин. Они томятся в неизвестности, переносят лютый холод и палящий зной в ожидании кратких свиданий. Автор олицетворяет их с Богоматерью, кротко переносящей невзгоды.

Читайте также:
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил читать

Темы поэмы «Реквием»

Центральная тема произведения – тема памяти, возврат к воспоминаниям прошлого, сохранение пережитого, прочувствованного и увиденного. И это не только память одного человека, но и народная память людей, объединенных общим горем:

Плач матерей по сыновьям в продолжение темы памяти звучит в стихах, начиная со Вступления. Затем возникает мотив смерти, порождаемый ожиданием казни, неизбежностью неотвратимого конца. Перед читателем предстает образ матери, которую олицетворяет Богоматерь, пережившая страшную гибель сына.

Тема страдающей Родины, неотъемлемо связанной с судьбами своего народа, раскрывается Ахматовой в «Реквиеме»:

Ведь Родина та же мать, переживающая за своих сыновей, несправедливо обвиненных и павших жертвами жестоких репрессий.

И сквозь все горести блещет тема любви, побеждающая зло и жизненные невзгоды. Женская самозабвенная любовь способна преодолеть любые препятствия в борьбе с системой.

Темы, раскрываемые в поэме «Реквием»:

  • памяти,
  • матери,
  • Родины,
  • страдания народа,
  • времени,
  • любви.

Анализ каждой главы «Реквием» А. Ахматовой

Стихи, составляющие произведение «Реквием», написаны в период с 1935 по 1940 год. Напечатана поэма в России через два десятилетия после кончины Анны Андреевны, в 1988 году.

Краткое содержание произведения раскрывает перед нами картину жизни отдельного периода жизни поэтессы, полного трагизма, отчаяния и мытарств.

Открывают повествование прозаические строки «Вместо предисловия», объясняющие весь замысел.

Читатель оказывается в ленинградской тюремной очереди 30-х годов, где все находятся в оцепенение и говорят «шепотом».

И на вопрос женщины с «голубыми губами»:

А это вы можете описать?

Написанные в предисловии строки стихотворного эпиграфа поясняют смысл «Реквиема», написанного народным языком и обращенного к народу. Поэт говорит о своей сопричастности к бедствиям страны:

Тема Предисловия продолжается в поэтическом Посвящении. Масштабность происходящего усиливается, природа и окружающая историческая действительность подчеркивают отчаянное состояние людей и обособленность от безмятежной жизни:

Мучительно ожидание решения суда, от которого будет зависеть дальнейшая судьба родного человека.

Далее следует Вступление, в котором с большой поэтической силой изображается сердечная боль, осатанелые годы и город, как безучастный свидетель происходящего:

Но горестные чувства испытывают не только люди, но и родина, Россия, отзывающаяся на страдания:

Здесь же появляется библейский образ, вестник Апокалипсиса:

Во вступительной части Реквиема намечаются наиболее важные мотивы и главные образы, получающие развитие в последующих главах поэмы. Появляется лирическая героиня, наблюдающая как сына уводят «на рассвете». Мгновенно приходит одиночество:

Автор вглядывается в себя со стороны, вспоминая радости прошедшей жизни:

Описываются биографические подробности жизни Ахматовой, временные рамки, безграничная нежность и любовь к сыну:

В седьмой главе «Приговор» простыми словами описываются нечеловеческие переживания, попытки осознать и смириться с ужасной действительностью.

Но принять и вынести произошедшее невозможно, поэтому восьмая глава носит название «К смерти». Опечаленная героиня не видит другого выхода, как уход из жизни. Она стремится к забвению и призывает смерть:

В девятой главе повествуется о последнем свидании в тюрьме и подступающем безумии:

Следующая часть «Распятие» служит смысловым и эмоциональным центром поэмы. Здесь проводится параллель со страданиями Богоматери, потерявшей сына Иисуса. С Марией отождествляет Ахматова себя и всех несчастных матерей:

В эпилоге, состоящем из двух частей и несущем сильную смысловую нагрузку, автор обращается к людям. В первом более коротком стихотворном фрагменте Анна Андреевна направляет свои слова всем, пережившим сходные чувства. Она молится за всех, стоявших с нею в тюремных очередях:

Во второй части речь идет о поэзии, роли поэтов и их предназначении. Поэтесса говорит о себе, как о выразителе голосов стомиллионного народа:

А памятник себе она видит у тюремных стен, где столько пережито, прочувствовано и оплакано:

Заключение

«Реквием» это особенное поэтическое произведение Анны Ахматовой, выходящее за рамки контекста обыденного восприятия жизни и истории. Героем поэмы является народ, а автор лишь часть этой массы людей. Стихотворные строки поэт написал простым понятным языком. Они пропитаны любовью к родине и ее жителям.

Анны Андреевны давно нет на свете, а ее творчество по-прежнему актуально и интересно читателю. Ее стихи нужно прочувствовать, они оказывают сильнейшее действие на людей, заставляя сопереживать героям.

Анна Ахматова и «Реквием» как песнь о личной трагедии поэтессы

Меню статьи:

И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь…
Анна Ахматова

Слово «реквием» означает покой, успокоение, или заупокойная месса в католической церкви. Такое название для этой ключевой в творчестве писательницы поэмы Анна Ахматова выбрала неслучайно. То, о чем повествует произведение поэтессы, мало назвать просто трагическими событиями. Ни сама Ахматова, ни современники писательницы даже представить не могли себе те зверства, которые люди, в годы репрессий, способны сотворить с другими людьми. «Реквием» создавался писательницей на протяжении 1938–1940 годов. Мужа Анны Ахматовой расстреляли в реакционные годы, а сына арестовали, но и ребенку поэтессы было не суждено прожить долго.

Композиция «Реквиема» классическая: это пролог, которым начинается поэма, эпилог из двух последних глав. Четыре стиха после пролога – это выражение горя матери, оплакивающей сына, пятая же и шестая части являются кульминацией произведения, высшей точкой страдания женщины. «Реквием» – яркий пример акмеизма в русской литературе (в контексте определения литературного направления, в котором создано произведение Ахматовой).

Читайте также:
Образ России в поэме Мертвые души - краткое описание дворянства

Детальнее об истории создания «Реквиема»

1934 год. Именно в этот период Анна Ахматова начинает делать первые наброски к «Реквиему». Реакция – тяжелое время в истории российской культуры, которое унесло не только молодой цвет нации, но и ярчайших представителей творческой и научной интеллигенции. «Реквием», можно сказать, случайное произведение, потому что поэтесса – по изначальному замыслу – планировала написать совершенно иной текст. Ахматова готовилась создать цикл лирических произведений, раскрывающий смысл и атмосферу реакции. Как мы говорили выше, реакция унесла жертвами родственников Ахматовой, мужа поэтессы – Николай Гумилева, а также сына – Льва Гумилева. Поэтому эта поэма представляет для Анны Ахматовой особенное значение, так как выражает глубокое личное горе. Николай Гумилев пал, расстрелянный как контрреволюционер. Сына же поэтессы арестовали исключительно потому, что тот носил фамилию «Гумилев», то есть фамилию «врага народа».

Разочаровавшись и обозлившись на новую власть и правящий, жестокий диктаторский режим – неизбежный удел постреволюционного периода, – Ахматова взялась за перо, изменив первоначальную идею и вознамерившись написать произведение о действительности периода реакции на развалинах Российской империи.

Революционное время и отображенный в литературе трагизм личных судеб

История знает много диктаторов и кровопролития в ней немало, но такое тотальное, системное уничтожение своего народа беспрецедентно. Большая часть населения страны объявлена «врагом народа». Как такое вообще возможно в православном мире, как могли люди допустить такое обращение со своими родственника и друзьями. Ни один российский самодержец не позволял себе такого беспощадного убийства подданных. Не удивительно, что Ахматова и современники писательницы десятки лет надеялись, что правительство опомнится и прекратит уничтожать русский народ.

Но время шло, а репрессии становились всеобъемлющими. И спасения искать было негде. Когда люди поняли, что происходит на самом деле, кто стоит за этими зверствами и почему совершаются чудовищные преступления против человечества (против принципа гуманности в целом), было уже слишком поздно что-либо изменить. Власть диктатора – сильна и непоколебима. Ужас и страх управляли целым народом. Великий, свободный, православный народ был повержен группой безжалостных террористов.

Образ поверженной России в творчестве Анны Ахматовой

Вот примерно так Анна Ахматова видела свою страну, когда «Реквием» вырвался из души писательницы наружу. Целых пять лет строчка за строчкой поэма росла в голове у поэтессы. Стоит вспомнить, что Анна Ахматова принадлежала к той богемной среде, которая жила на две страны – Францию и Россию, на несколько городов – Париж, Санкт-Петербург, а порою – Воронеж (куда поэтесса приезжала навестить товарища по несчастью – русского поэта и писателя Осипа Мандельштама). Ахматова переписывалась с Модильяни, и даже позировала художнику на обнаженных портретах… Тонкая натура писательницы не могла не ощутить краха прежней культуры, по которой оставалось написать лишь реквием – как произведение, которое венчает похороны известных лиц. Не только напечатать, а просто записать на клочке бумаги мысли было смертельно опасно. Поэтому писательница устно читала отрывки поэмы друзьям. Это произведение рождалось как накопившаяся в душе боль, как страх за родного и близкого человека, как пережитое унижение. Однако реквием – это выражение вечного чувства, которое останется в веках как безмолвный приговор зверству невиданного ранее масштаба.

«Реквием» как кульминация творчества Анны Ахматовой

Поэтому совершенно естественно, что именно поэма «Реквием» стала кульминацией творчества Анны Ахматовой. Столько душевных переживаний накопилось за долгие годы унижений и преследований. У новой власти законы выживания были довольно простые: либо ты пишешь то, что говорят, как говорят и когда говорят, либо же ты – бесправное существо, обреченное на голодную смерть. В 1946 году творчество Ахматовой подверглось острой критике. Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» так охарактеризовали творчество поэтессы:

«Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе».

Гонения на литераторов и судьба Ахматовой

В результате Анну Ахматову вместе с коллегой Михаилом Зощенко успешно исключили из Союза советских писателей. Это исключение означало не только запрет на издание произведений и другие ограничения, связанные с возможностью заниматься творчеством, исключенные лишались продовольственных карточек, то есть средств к существованию.

Сначала Ахматовой всеми средствами мешали писать, потом арестовали единственного сына и отправили юношу в лагеря – отбывать наказание за выдуманное преступление, а напоследок лишили возможности просто жить. Доведенная до отчаяния, писательница так подытоживает события прожитых лет:

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука — а сколько там
Неповинных жизней кончается…

Творчество Ахматовой – зеркало времени

Поэтесса не могла противостоять власти никак, кроме как путем творчества. Стоя в тюремной очереди, она видела вокруг себя униженных и запуганных женщин. Люди осознавали, что помощи ждать неоткуда, они это знали, но изменить ничего не могли. Находясь в безвыходном положении, лишенные близких и родных людей, детей, мужей, эти женщины все же слепо надеялись, что смогут пережить этот кошмар, ведь это продолжаться вечно. Надежда умирает последней. Анна Ахматова находилась в таком же плачевном положении, как и «коллеги» поэтессы по этой тюремной очереди. Чем же писательница может помочь соотечественникам? Только стихами:

Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомиллионный народ…

В этих строках столько наболевшего, измучившего душу поэтессы. Ахматова разделила судьбу миллионов жертв репрессий. Но сумела выжить, нашла силы для того, чтобы писать. Поэму «Реквием» впервые опубликовали в 1963 году в Мюнхене. Поэма распространилась, благодаря самиздату, и была напечатана без ведома и согласия автора. Голос Ахматовой прозвучал на весь мир. Зарубежные писатели были поражены силе и глубине поэмы. Но, несмотря на признание таланта Ахматовой за пределами родины, в собственной стране (то есть уже в Советском Союзе) поэтесса так и не смогла свободно жить и творить. Полный текст поэмы напечатали в пространстве советских стран только в 1987 году. Должно было пройти более двадцати лет, чтобы творчество Анны Ахматовой признали на родине.

Читайте также:
Московские главы в романе Мастер и Маргарита, изображение мира

Следует помнить о предостережении поэтессы. Ни на секунду нельзя забывать о тех страшных временах. Пусть «Реквием» станет не поминальной службой, а вечным напоминанием о миллионах невинных жертв. Пусть будущие поколения не допустят повторения этой трагедии.

Тематика «Реквиема» Анны Ахматовой

Выше мы довольно детально проанализировали исторические и биографические детали произведения, теперь же стоит перейти к характеристике каждой из выведенных писательницей в этом литературном шедевре тем и проблем по отдельности. Несмотря на то, что литературоведы определяют жанр «Реквиема» как поэму, здесь можно отыскать элементы эпоса (в произведении присутствует пролог, эпилог, описывается историческая эпоха, а также проводятся параллели и сравнения между разными временами).

Мотив страдания народа

Личная трагедия, смерть мужа и сына позволила поэтессе обратиться к теме народного страдания, раскрыв эту тему удивительно целостно и полноценно. Но Ахматова не замыкается исключительно на своей личности, обращаясь к судьбам и горю матерей всего мира. В разные исторические эпохи, во время войн и революций матери несли непосильную ношу, провожая детей на поле боя, зная, что сыновья могут не вернуться домой. Но участь Ахматовой даже более жестока, ведь сын поэтессы погиб не в бою, а стал жертвой кровавого колеса репрессий, жернов реакции.

Миллионы женщин по всему миру стойко переносили страдания, или же, наоборот, сходили с ума, осознавая, что обстоятельства навсегда разлучат их с детьми и мужьями. Это вечная тема, которая будет питать литературные произведения в каждый из исторических периодов.

Отечество превратилось в арену кровавых распрей и братоубийственной гражданской войны – это отдельная боль, которая отображается в строчках «Реквиема». Женщина – это только конкретное человеческое существо, образ женщины воплощается родиной-матерью, которая в войне теряет взращенных культурой детей.

Мотив вечной любви

В Библии говорится, что любовь «долготерпит и никогда не перестает», именно о такой любви – вечной и безграничной – пишет поэтесса. Любовь оказывается самым сильным чувством и самым сильным оружием.

Но любовь же придает страдающему человеку внутренний стержень и силы пережить беды, которые приключаются в такие жестокие периоды истории, как реакция или революция. Гуманность, любовь, надежда, вера в наступление лучших времен, дружба, верность и преданность помогают выстоять в моменты жизненных испытаний.

Мотив памяти

«Реквием» – это термин религиозной культуры, который отсылает к проведениям заупокойных церковных служб по покойному. Это означает, что человек умирает, однако остается жить – как образ в памяти тех, кто остался на этой земле. Так и Ахматова, используя название и коннотации реквиема, говорит о памяти, выделяя этот объект одним из центральных мотивов произведения.

Узники, жертвы режима, революции, войны, «пушечное мясо» и случайные «козлы отпущения», избранные правящей властью, чтобы преподать оставшимся в живых урок – это главные адресаты ахматовского произведения. Кроме первого мужа поэтессы – Николая Гумилева, расстрелянного уже после бракоразводного процесса с Ахматовой (в 1921 году), жертвой режима третий муж писательницы – Николай Панин (мужчину трижды арестовывали, пока, наконец, Николай не скончался в лагере для «врагов народа» в 1953 году – примечательно и так ужасно иронично – в год смерти Сталина). Единственного сына Ахматовой – Льва Гумилева – держали в тюрьмах в 1930–1940 годах (как раз во время написания «Реквиема»), а также в 1940–1950 годах. Всего сын Ахматовой провел в заключении больше десяти лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: