“Каникулы” краткое содержание рассказа Рэя Брэдбери, анализ произведения, главные герои, основная мысль и вопросы

Рэй Брэдбери «Каникулы»: краткое содержание и анализ

Американский писатель Рэй Брэдбери относится к авторам, которые смогли превратить фантастику в искусство. В своих романах и даже небольших рассказах Брэдбери всегда затрагивает множество важнейших для каждого тем. Произведение «Каникулы», жанр которого можно определить как антиутопия, показывает читателям, чем страшно одиночество, отсутствие четких жизненных планов и почему так важно для нас общение и умение находить общий язык с окружающими.

Проблематика рассказа

Произведение Рэя Брэдбери «Каникулы» описывает возможность жизни на земле без людей. Главная идея — «Бойся своих желаний, они могут сбываться». Писатель своим творчеством пытался рассмотреть следующие задачи:

  • неумение ставить перед собой определенные цели;
  • избыток общения с людьми;
  • одиночество, скука.

Главный герой пожелал для себя определенного развития событий, но когда оно произошло, не знал, что ему делать дальше и как распорядиться данной ему возможностью.

Брэдбери напоминает своим читателям, что хотя на земле найдется немало людей, желающих остаться в полном одиночестве, но при этом они не представляют, что им делать потом, когда желание исполнится. В рассказе писатель затрагивает многие проблемы своего времени. Читатель видит, что главные герои, осуществившие свою мечту, не стали счастливее. То, о чем они мечтали, принесло им осознание своей горькой участи.

Для современного человека окружающие не всегда бывают приятны и желанны, привычные занятия вызывают скуку. Писатель пытается донести до своих читателей, что без определенных устоев и принципов существование общества невозможно. Творчество Брэдбери помогает человеку понять свою сущность и назначение в этом мире.

Главные герои рассказа — муж с женой и их маленький сын. Оставшись одни во всем мире, они путешествуют, периодически останавливаясь. Об их переживаниях и стремлениях рассказывает нам писатель.

Краткое содержание произведения

Рассказ начинается с описания прекрасного летнего утра, свежего и солнечного. Плыли облака, летали бабочки и стрекозы, пахло цветами и травами. По железной дороге движется дрезина, на которой сидят муж с женой и их семилетний сын. Когда закончился бензин, путешественники были вынуждены остановиться на привал.

Мальчик постоянно интересуется у родителей, куда делись все люди. Из слов мужчины и женщины выясняется, что однажды утром отец загадал желание, чтобы все люди на земле исчезли, а они смогли отдохнуть только своей семьей. Мужчина мечтал, чтобы не было работы, начальства, шумного окружения, каких-то обязательств и прочего. Вокруг них было бы постоянное лето.

На следующее утро они проснулись, а их желание исполнилось. Люди исчезли, города заросли травой и цветами, пели птицы, а звуки машин и механизмов замолчали. После завтрака жена испугалась, что муж не идет на работу. Она еще не до конца верила, что, действительно, никого нет. Мужчина рассмеялся и радостно сказал, что он больше не увидит недовольного начальника и льстивых сотрудников. По его словам, они теперь никому и ничего не должны, их обязанность — быть счастливыми. Так начались их одинокие 30-летние каникулы.

Жена считала, что им нужно родить еще детей, но муж заявил, что их сын станет последним человеком на земле. Потом мир будут принадлежать животным, птицам и растениям. Возможно, потом зародится другой вид существ, которые будут сочетать в себе естественное любопытство с естественным счастьем и построят другой мир. Семья собирается и отправляется в бесконечное путешествие по пустынным городам.

Мать мальчика немного винит себя за исчезновение людей, но муж успокаивает ее, говоря, что они не испытывали мучений, просто исчезли и все. Отдохнув, семья решает ехать дальше. Отец берет атлас, чтобы проложить дальнейший путь, и тут его жена видит, как на бумагу падает слеза. Мужчина не выдерживает и говорит, что очень хочет, чтобы люди вернулись в мир, и все было, как прежде.

Мальчик слышит разговор родителей и тоже начинает плакать. Он убегает к морю, и там пишет свое желание на бумаге, запечатывает в бутылку и бросает в воду. Родители не знают, о чем он написал. Семья снова продолжает свой нелегкий одинокий маршрут по безлюдному миру.

Выводы из рассказа Брэдбери

Книга Брэдбери «Каникулы» ярко демонстрирует отчаяние людей, не справившихся со своими желаниями. Ребенок не хочет повторения судьбы своих родителей, он желает вернуть мир в прежнее состояние.

Из-за своей поспешности люди оказались в полной изоляции и долгожданные каникулы стали утомительным ожиданием встречи с любым человеком. Отец семейства для путешествия надел строгий костюм и шляпу, как будто постоянно ждал встречи с людьми, которые раньше были ему неприятны. Но он понял, что в одиночестве жить невозможно. Загадывая свое желание, он не подумал, что будет дальше. Его даже не заботило то, каково будет его сыну, когда он останется единственным жителем земли. Теперь к мужчине пришло прозрение.

Писатель своим повествованием дает понять, что человек не может существовать в одиночку. Чтобы жить, всем нам нужны:

  • общество;
  • моральные принципы;
  • устои, традиции.

Пусть даже окружающие люди не всегда нам приятны, но мы должны приспосабливаться и учитывать интересы других. «Каникулы» говорят о душевных страданиях взрослых и ребенка. Отец переживает из-за своего глупого желания, а мальчик понимает, что взрослые тоже бывают неправы. Он хочет исправить ошибки отца и прилагает для этого усилия. Слова с парными согласными в корне слова изучайте по ссылке.

Рэй Брэдбери — Каникулы:
Краткое содержание

Лето, посреди безлюдного мира на четырехколесной дрезине по американским городам едет семья: отец, мать и их 7-летний сын Джим. Они устраивают привал, пока отец починит ржавые рельсы. У него план: ехать туда, где солнце, любоваться природой, осматривать достопримечательности. Никакой работы, школы, соседей, шума и зла. Вот такие длинные каникулы! Он даже не хочет вновь заселить мир своими детьми.

Читайте также:
Лексический повтор - определение, виды приема, примеры

Люди исчезли несколько месяцев назад. Накануне он, с газетой в руках, с раздражением сказал жене: когда это кончится? Пусть сгинут люди, от них одни беды. «Когда мы ему осточертеем?» Когда кто-нибудь нажмет на кнопку – и все пропадут без мучений?

Джиму уже не верится, что люди были. Одиноко и его родителям. Отец украдкой плачет. Жена высказывает их общую мечту: пусть все вернется назад! И ненависть, и ужасы, но и любовь, и смех. Их слышит Джим. Он понимает, что папе «не с кем играть». Что родители притворяются, что им хорошо, не страшно. Вот «дураки». Он бросает в море бутылку с заветным желанием внутри. Родители гадают: что там? Просьба остаться без глупых взрослых? Или «наша мечта» о старом мире? Джим надеется, что его желание исполнится. Семья едет дальше.

Читательский дневник по рассказу «Каникулы» Брэдбери

Сюжет

США, родители с 7-летним сынишкой Джимом остались одни во всем мире. Отец неосторожно пожелал, чтоб люди и все их зло исчезли из мира – и желание сбылось. Поначалу взрослые рады: впереди сплошные каникулы. Они едут на дрезине по городам. Потом всем одиноко. Они мечтают, чтобы люди вернулись. Мальчик тоже загадывает желание – и бросает бутылку с ним в море. Отец и мать надеются, что он просит о том же, о чем и они.

Отзыв

Рассказ и фантастический, и философский. Опасное желание сбылось. Люди осознали, что оно эгоистично, слишком поздно. Жить нужно не только для себя. Рассказ учит отвечать за свои желания и поступки, ценить, что имеешь, считаться с людьми, строить с ними отношения, ставить себя на место другого, быть честным с собой, признавать ошибки, раскаиваться, надеяться на лучшее.

План рассказа «Каникулы»

  1. Расцвет природы в безлюдном мире.
  2. Путешествующая семья на дрезине.
  3. Привал у моря.
  4. Мечта сбылась: мир опустел.
  5. Одиночество семьи.
  6. Раскаяние взрослых.
  7. Желание маленького Джима.

Вопросы к рассказу «Каникулы»

  1. В какой стране происходят события рассказа? (в США).
  2. Куда направляются семья героев? (в Монтерей).
  3. Сколько лет Джиму? (семь).
  4. Что планирует отец, когда узнает, что люди исчезли? (каникулы длиной в 30 лет).
  5. Как давно пропали люди? (несколько месяцев назад).
  6. В какие города звонит отец с проверкой? (Чикаго, Нью-Йорк, Сан-Франциско).
  7. Какую реку герой мечтает пройти на лодке? (Миссисипи).
  8. Почему отец пожелал, чтобы люди пропали? (люди злы, жестоки, жадны, бесполезны).
  9. Что пугает героев в новом мире? (одиночество).
  10. О чем мечтают герои рассказа? (чтобы мир стал прежним).

Анализ рассказа «Каникулы» Брэдбери

Родители уверены, что виноваты в исчезновении человечества. Причина всему – их эгоизм. Они хотели стать единственными жителями мира, без борьбы за жизнь, соперничества, жилищных, материальных проблем. И осудили людей на исчезновение. Непонятно, кто «он», который всех вымел вон? Наверно, Бог, Создатель. Идет речь и о нажатии некой «кнопки», но не ядерной. Взрослые лицемерно просят, чтоб все исчезли «без насилия», а природа осталась для их отдыха. Они решают и за себя, и за сына.

Ржавые рельсы – символ: скоро эти трое не смогут сопротивляться одичанию мира, наступлению природы. Мечта сбылась, но стала наказанием, несчастьем. Для счастья человеку нужен человек, многообразие жизни. В конце рассказа взрослые боятся: вдруг их сын – тоже эгоист и загадал, чтобы родители, исчезнув, не мешали жить? Но ребенок, скорей всего, мудрее, добрее, и попросил, чтоб люди вернулись.

Максим Горький — Мать:
Краткое содержание

Часть 1

Царская Россия, начало XX века. Жизнь в рабочей слободке не меняется годами: после изнурительного труда на фабрике рабочие пьют водку в кабаке, дерутся, бьют своих домашних. Так жила и семья Власовых, пока не умер глава ее – грубый слесарь Михаил. В домике остались «печальная, покорная» вдова Пелагея Ниловна да 16-летний голубоглазый смуглый сын Павел.

Парнишка тоже стал рабочим, но привычки среды не перенял. К матери относился уважительно, в свободное время читал, ходил в городской театр. Спустя пару лет мать узнала, что Паша читает запрещенные, революционные книги о тяжелой жизни рабочего класса. А за это – тюрьма.

По субботам в доме учатся, спорят, поют товарищи Павла, «социалисты»: рабочий Андрей Находка, уроженец украинского городка Канев, молоденькая учительница из обеспеченной семьи Наташа (отец ее выгнал из дома), тоненькая бледная дочка помещика Сашенька (у них с Павлом любовь, но парень против семьи: не время), несколько фабричных ребят.

Верят они в мощь человеческого разума, а не Бога (Ниловну такие разговоры пугают). Вскоре Находка селится у Власовых. Товарищ Рыбин идет другим путем: он хочет поднять на бунт крестьян. Крут нравом и сын вора Весовщиков: он за террор вместо агитации (позднее и ему нашлась работа в тайной типографии).

По рукам рабочих ходят политические листовки с призывами к борьбе. К «социалистам» приходят с обысками и арестами. Находку уводят жандармы. Павла (и не только его, по доносу) арестовали чуть позже, когда он передал директору отказ рабочих платить из заработка копейку с каждого рубля на осушение болота рядом с фабрикой. Павел надеялся на забастовку, но рабочие за ним не пошли.

Читайте также:
В дурном обществе - краткое содержание повести по главам

На фабрике ужесточили контроль. По просьбе социалиста Егора Ивановича (подпольного типографа) мать под видом торговки едой на разнос берется тайком проносить листовки на фабрику. А значит, сына выпустят, раз кто-то другой раздает листовки.

Между тем, Находка отпущен, идет в дом Власовых. Ниловна принимает его как сына. Он освежает в ее памяти навыки чтения, толкует о грядущем «торжестве справедливости» для трудящихся. Отсидели свое и Наташа с Сашей. На свидании с сыном Ниловна уже с гордостью намекает о своей причастности к «великому делу» – раздаче листовок.

После убийства доносчика Исая мать по-новому смотрит на мягкого, душевного Находку. Оказывается, за правое дело он готов на все. Для него вся нынешняя власть и все богатые – враги, кровопийцы. С детства он видел только картины горя и бесправия – что дома, что на работе. Ниловне близки его чувства.

Из деревни приходит за «острыми книгами» Рыбин с товарищем. Действуя через учителей, хотят поднять они революцию в мужицких умах. Вдобавок к книгам Павел обещает им экземпляры подпольной газеты.

Социалисты готовят празднование Первомая, совсем как в западных странах, где рабочие борются за свои права. Рабочая молодежь с энтузиазмом принимает эту идею, листовки с приглашением висят на каждом заборе. Между тем, тем полиция следит за каждым подозрительным. Сходки проходят в лесу, на болотах, но ряды организаторов и сочувствующих тают: жандармы не дремлют.

Первого числа Павел должен в первых рядах нести красное знамя «разума, правды, свободы». Уже ясно, что его схватят. И в этот раз не отпустят, могут отправить в ссылку (о чем предупреждает влюбленная Сашенька). Планируется грандиозная фабричная стачка. Работать в этот день никто не станет. Находка сравнил шествие с крестным ходом «во имя бога нового», а социалистов с апостолами и мучениками.

С лозунгами, прославляющими партию и рабочих, с пением «Отречемся от старого мира», фабричные работники двинулись в путь. Совсем юных пытаются удержать матери – бесполезно. Воодушевленная Ниловна идет вместе со всеми.

Колонну поджидают жандармы, солдаты и сам губернатор. И рабочие дрогнут перед перспективой расстрела. Павел ободряет товарищей, ведет за собой. Но люди разбегаются. Только двадцать человек осталось вокруг Власова.

Знамя вырвано из его рук, зачинщики шествия схвачены. Ниловна подбирает обломок древка, бредет домой, пытается объяснить людям, что молодые, «дети», идут за лучшей жизнью, за ними – будущее. Народ с уважением и раскаянием слушает ее.

Часть 2

После обыска Ниловна перебирается из слободки в город, в дом к товарищу Николаю Ивановичу, в прошлом учителю и ссыльному. Сам Павел просил его позаботиться о матери. Ниловна хлопочет по хозяйству, знакомится с сестрой Николая Ивановича Софьей, женщиной авантюрного склада, бывшей ссыльной, которая ее утешает: если что, Павлу помогут сбежать.

Женщины, одевшись попроще, идут на задание. Им надо условиться с Рыбиным о выпуске революционной газеты для крестьян. Раздав книги, Софья в лесу выступает с пламенной речью перед мужиками.

В городе Ниловна видится с Сашенькой и Наташей. Для последней, теперь учительницы на ткацкой фабрике, она носит запрещенную литературу. Под видом паломницы ходит во все уголки губернии: всюду ее ждут подпольщики. У Ниловны наступает духовный кризис: в молитве нет ей больше утешения, только – в служении делу сына.

Однажды ей сообщают о побеге политического заключенного. Она надеется, что это сын. Но это Весовщиков. Ниловна и для него делает, что может, помогает выбраться из города. Подорвав свое здоровье в тюрьмах, преждевременно умирает типограф Егор Иванович. Его похороны проходят под надзором полиции.

Сашенька хлопочет о побеге любимого Павла. Остается выяснить, что он сам думает об этом. На одном из свиданий мать передает ему записку с предложением бежать. Теперь она особенно рискует в своих поездках по деревням: полиция хватает всех подряд. Однажды она видит арест Рыбина. Но даже тогда ей удается передать книги надежным людям.

Павел расценил побег как трусость. Через неделю был назначен суд над ним. Ниловну как мать допустили в зал. Речи судей, свидетелей, прокурора малоубедительны. Дают слово Власову. Он говорит, что не бунтовщик, а революционер, социалист. Его цель – добиться, чтобы человек труда взял власть в свои руки, а все блага стали общими. Ниловна с верой слушает слова сына. Приговором ему стало «поселение в Сибири».

После суда Саша сказала Ниловне, что ей наверняка грозит та же участь – Сибирь. Там они с Павлом будут жить семьей. А Ниловна сможет, если что, помочь с внуками. Впрочем, обузой Павлу Саша быть не хочет.

Речь Павла в суде тайно напечатана. Ниловна берется распространить ее среди людей. На вокзале, с чемоданом листков в руках, ее засек «шпион». Женщину, вначале как «воровку», окружают жандармы. Тогда она разбрасывает прокламации, «чистое слово рабочего человека», в толпу. Жандармы бьют ее, не дают говорить, хватают за горло. Люди со слезами наблюдают за происходящим.

Читательский дневник по роману «Мать» Горького

Сюжет

Начало XX века, фабричный поселок. В семье вдовы слесаря Пелагеи Ниловны Власовой сын Павел, тоже рабочий, с 16 лет увлекся революционными идеями. Спустя несколько лет вокруг него организуется группа социалистов. Он влюблен в Сашеньку, но считает семью помехой правому делу. Они тайком раздают среди рабочих листовки с призывом к борьбе за свои права. Когда сына забирают в тюрьму, вместо него листовки на фабрику носит Ниловна.

Читайте также:
Кот Бегемот - характеристика персонажа в романе Мастер и Маргарита

На первомайской демонстрации Павел впереди всех рабочих несет красное знамя. Его с товарищами берут под арест. Теперь Ниловна распространяет запрещенные книги не только в городе, но и по деревням. На суде Власов предсказывает победу народа, правды и свободы. Его приговаривают к поселению в Сибири. Ниловну с чемоданом, набитым листками с речью сына в суде, задерживают на вокзале, избивают. Она успевает бросить бумаги с речью в толпу.

Отзыв

Роман о материнской любви и вере, самопожертвовании ради светлого будущего для всех простых людей. Ряд женских образов – бесстрашных, убежденных в своей правоте, готовых подчинить свою жизнь не личным, а общественным интересам. Тема проникновения в рабочую и крестьянскую среду идей социализма, революции, конфликта народа и власти, невежества, бесправия, бедности, невозможности примирения. Контраст поколений: не все родители разделяют идеи своих детей-социалистов. Картины дореволюционной жизни. Тема фанатичной веры в идеалы, мужества, дружбы, семьи.

«Мать» 📚 краткое содержание книги Максима Горького, характеристика главных героев романа, основная идея и тема произведения, сюжет

Действие романа происходит в России в начале 1900-х годов. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из своих каменных недр; по праздникам, встречаясь друг с другом, говорят они только о фабрике, много пьют, напившись — дерутся. Однако молодой рабочий Павел Власов, неожиданно для своей матери Пелагеи Ниловны, вдовы слесаря, вдруг начинает жить иной жизнью:

По праздникам ходит в город, приносит книги, много читает. На недоуменный вопрос матери Павел отвечает: «Я хочу знать правду и поэтому читаю запрещённые книги; если у меня их найдут — меня посадят в тюрьму».

Через некоторое время в доме у Власовых субботними вечерами начинают собираться товарищи Павла: Андрей Находка — «хохол из Канева», как он представляется матери, недавно приехавший в слободку и поступивший на фабрику; несколько фабричных — слободских парней, которых Ниловна знала и раньше; приходят люди из города: молодая девушка Наташа, учительница, уехавшая из Москвы от богатых родителей; Николай Иванович, который иногда приходит вместо Наташи заниматься с рабочими; худенькая и бледная барышня Сашенька, тоже, как и Наташа, ушедшая из семьи: её отец — помещик, земский начальник. Павел и Сашенька любят друг друга, однако пожениться они не могут: они оба считают, что женатые революционеры потеряны для дела — нужно зарабатывать на жизнь, на квартиру, растить детей. Собираясь в доме у Власовых, участники кружка читают книги по истории, беседуют о тяжкой доле рабочих всей земли, о солидарности всех трудящихся, часто поют песни. На этих собраниях мать впервые слышит слово «социалисты».

Матери очень нравится Находка, и он её тоже полюбил, ласково зовёт её «ненько», говорит, что она похожа на его покойную приёмную мать, родной же матери он не помнит. Через некоторое время Павел с матерью предлагают Андрею переселиться к ним в дом, и хохол с радостью соглашается.

На фабрике появляются листовки, в которых говорится о стачках рабочих в Петербурге, о несправедливости порядков на фабрике; листовки призывают рабочих к объединению и борьбе за свои интересы. Мать понимает, что появление этих листков связано с работой её сына, она и гордится им, и опасается за его судьбу. Через некоторое время в дом Власовых приходят жандармы с обыском. Матери страшно, однако она старается подавить свой страх. Пришедшие ничего не находят: заранее предупреждённые об обыске, Павел и Андрей унесли из дому запрещённые книги; тем не менее Андрей арестован.

На фабрике появляется объявление о том, что из каждого заработанного рабочими рубля дирекция будет вычитать копейку — на осушение окружающих фабрику болот. Рабочие недовольны таким решением дирекции, несколько пожилых рабочих приходят к Павлу за советом. Павел просит мать сходить в город отнести его записку в газету, с тем чтобы история с «болотной копейкой» попала в ближайший номер, а сам отправляется на фабрику, где, возглавив стихийный митинг, в присутствии директора излагает требования рабочих об отмене нового налога. Однако директор приказывает рабочим возобновить работу, и все расходятся по своим местам. Павел огорчён, он считает, что народ не поверил ему, не пошёл за его правдой, потому что он молод и слабосилен — не сумел эту правду сказать. Ночью опять являются жандармы и на этот раз уводят Павла.

Через несколько дней к Ниловне приходит Егор Иванович — один из тех, кто ходил на собрания к Павлу до его ареста. Он рассказывает матери, что, кроме Павла, арестовано ещё 48 человек фабричных, и хорошо было бы продолжать доставлять листовки на фабрику. Мать вызывается проносить листовки, для чего просит знакомую, торгующую на фабрике обедами для рабочих, взять её к себе в помощницы. Всех входящих на фабрику обыскивают, однако мать успешно проносит листовки и передаёт их рабочим.

Читайте также:
Железная дорога кратко читать поэму Некрасова

Наконец Андрей и Павел выходят из тюрьмы и начинают готовиться к празднованию Первого мая. Павел собирается нести знамя впереди колонны демонстрантов, хотя он и знает, что за это его снова посадят в тюрьму. Утром Первого мая Павел и Андрей не идут на работу, а отправляются на площадь, где уже собрался народ. Павел, стоя под красным знаменем, заявляет, что сегодня они, члены социал-демократической рабочей партии, открыто поднимают знамя разума, правды, свободы. «Да здравствуют рабочие люди всех стран!» — с этим лозунгом Павла возглавляемая им колонна двинулась по улицам слободы. Однако навстречу демонстрации выходит цепь солдат, колонна смята, Павел и Андрей, который шёл рядом с ним, арестованы. Машинально подобрав осколок древка с обрывком знамени, вырванного жандармами из рук сына, Ниловна идёт домой, и в груди её теснится желание сказать всем о том, что дети идут за правдой, хотят другой, лучшей жизни, правды для всех.

Через несколько дней мать переезжает в город к Николаю Ивановичу — он обещал Павлу и Андрею, если их арестуют, немедленно забрать её к себе. В городе Ниловна, ведя немудрёное хозяйство одинокого Николая Ивановича, начинает активную подпольную работу:

одна или вместе с сестрой Николая Софьей, переодевшись то монахиней, то богомолкой-странницей, то торговкой кружевами, разъезжает по городам и деревням губернии, развозя запрещённые книги, газеты, прокламации. Ей нравится эта работа, она любит говорить с людьми, слушать их рассказы о жизни. Она видит, что народ полуголодным живёт среди огромных богатств земли. Возвращаясь из поездок в город, мать ходит на свидания с сыном в тюрьму. В одно из таких свиданий ей удаётся передать ему записку с предложением товарищей устроить ему и его друзьям побег. Однако Павел от побега отказывается; больше всех этим огорчена Сашенька, которая была инициатором побега.

Наконец наступает день суда. В зал допущены только родственники подсудимых. Мать ждала чего-то страшного, ждала спора, выяснения истины, однако все идёт спокойно: судьи говорят безучастно, невнятно, неохотно; свидетели — торопливо и бесцветно. Речи прокурора и адвокатов тоже не трогают сердца матери. Но вот начинает говорить Павел. Он не защищается — он объясняет, почему они — не бунтовщики, хотя их и судят как бунтовщиков. Они — социалисты, их лозунги — долой частную собственность, все средства производства — народу, вся власть — народу, труд — обязателен для всех. Они — революционеры и останутся ими до тех пор, пока все их идеи не победят. Все, что говорит сын, матери известно, но только здесь, на суде, она чувствует странную, увлекающую силу его веры. Но вот судья читает приговор: всех подсудимых сослать на поселение. Саша тоже ждёт приговора и собирается заявить, что желает быть поселённой в той же местности, что и Павел. Мать обещает ей приехать к ним, когда у них родятся дети, — нянчить внуков.

Когда мать возвращается домой, Николай сообщает ей, что речь Павла на суде решено напечатать. Мать вызывается отвезти речь сына для распространения в другой город. На вокзале она вдруг видит молодого человека, чьё лицо и внимательный взгляд кажутся ей странно знакомыми; она вспоминает, что встречала его раньше и в суде, и около тюрьмы, — и она понимает: попалась. Молодой человек подзывает сторожа и, указывая на неё глазами, что-то говорит ему. Сторож приближается к матери и укоризненно произносит: «Воровка! Старая уже, а туда же!» «Я не воровка!» — задохнувшись от обиды и возмущения, кричит мать и, выхватив из чемодана пачки прокламаций, протягивает их окружившим её людям: «Это речь моего сына, вчера судили политических, он был среди них». Жандармы расталкивают людей, приближаясь к матери; один из них хватает её за горло, не давая говорить; она хрипит. В толпе слышатся рыдания.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание романа «Мать» (М. Горький)

Всем интересующимся историей рекомендуем читать краткое содержание романа «Мать» – известного произведения М. Горького, основанного на реальных событиях. Фактическим материалом для писателя стали революционные события 1902 г. в слободе Сормово. Прототипом для главной героини была мать социалиста Петра Заломова, осужденного за участие в первомайской демонстрации.

  1. Главные герои
  2. Краткое содержание
  3. Часть первая
  4. I
  5. II
  6. III
  7. IV
  8. V
  9. VI
  10. VII
  11. VIII
  12. IX
  13. X
  14. XI
  15. XII
  16. XIII
  17. XIV
  18. XV
  19. XVI
  20. XVII
  21. XVIII
  22. XIX
  23. XX
  24. XXI
  25. XXII
  26. XXIII
  27. XXIV
  28. XXV
  29. XXVI
  30. XXVII
  31. XXVIII
  32. XXIX
  33. Часть вторая
  34. I
  35. II
  36. III
  37. IV
  38. V
  39. VI
  40. VII
  41. VIII
  42. IX
  43. X
  44. XI
  45. XII
  46. XIII
  47. XIV
  48. XV
  49. XVI
  50. XVII
  51. XVIII
  52. XIX
  53. XX
  54. XXI
  55. XXII
  56. XXIII
  57. XXIV
  58. XXV
  59. XXVI
  60. XXVII
  61. XXVIII
  62. XXIX

Главные герои

Пелагея Ниловна Власова – пожилая женщина, прожившая много лет в фабричной слободе с жестоким мужем. Под влиянием сына Пелагея убеждается в справедливости социалистов и принимает активное участие в их деятельности.

Павел Власов – единственный сын Пелагеи Ниловны; молодой рабочий-социалист.

Андрей Онисимович Находка – опытный, обладающий большим авторитетом среди товарищей социалист.

Краткое содержание

Часть первая

В рабочей слободе при фабрике сменилось уже несколько поколений. Жизнь рабочих очень однообразна. Большую часть дня они проводят на тяжелой работе, после которой безобразно пьют и дерутся.

Читайте также:
Тема семьи в Войне и мире - анализ отношения к родителям, идеалы

Иногда в слободу попадают прибывшие издалека рабочие. Некоторые из них произносят странные речи о том, что сложившийся порядок жизни неправильный. Таким чудакам не верят и относятся к ним с подозрением.

Слесарь Михаил Власов жил так же, как и все жители слободы. Он обладал огромной физической силой и всегда побеждал в драках. У Михаила был сын – Павел. В четырнадцать лет мальчик впервые выступил против отца, не позволив ему наказать себя. Спустя два года слесарь «заработал» грыжу и умер.

Вскоре после смерти отца Павел впервые в жизни напился. С этого времени он вел себя, как все остальные сверстники в слободе.

Постепенно образ жизни Павла стал меняться. Он исправно работал, каждый вечер куда-то уходил, но возвращался трезвым. Павел начал много читать, помогать матери по дому. Это было очень странно для фабричного парня.

Мать с опаской и недоумением наблюдала за сыном. Прошло целых два года, пока Павел не признался ей, что вступил в политическую борьбу. Сын рассказал, что читает запрещенные книги, встречается с политическими преступниками. Павел твердо решил изменить несправедливый порядок жизни и помочь рабочим узнать правду.

Однажды Павел предупредил мать, что к нему в гости придут товарищи. Вечером в убогую избушку пришло несколько человек. Среди них была одна девушка по имени Наташа. Некоторых парней из слободы мать знала и была удивлена, что они тоже участвуют в опасном деле.

«Политическое собрание» прошло тихо и мирно. Все слушали, как девушка читала какую-то книгу. Затем пришедшие немного поспорили, но без привычных в слободе ругани и рукоприкладства. Мать одобрила знакомых сына, особенно Наташу.

С этого дня собрания в доме Павла стали происходить каждую субботу. Мать с интересом слушала разговоры людей, которые называли себя социалистами. Однажды она сама предложила сыну приютить в своем доме одного из них – украинца Андрея Онисимовича Находку.

О субботних сходках у Власовых по слободе поползли слухи. Знакомые и соседи начали заговаривать с матерью Павла о странном поведении ее сына и намекать на необходимость женить его.

Среди рабочих стали появляться листовки. Мать прекрасно понимала, что их распространяет Павел со своими товарищами. Она очень боялась за сына, но гордилась его самоотверженным и опасным делом.

Однажды соседка сказала матери Павла, что в их доме сегодня ночью состоится обыск. Сын и Андрей успели спрятать опасную литературу, но никто так и не пришел.

Жандармы пришли через месяц. Они вели себя очень грубо, обыскали дом, не нашли ничего запрещенного, но арестовали Андрея и сидевшего в гостях Николая Весовщикова.

Было арестовано несколько человек, посещавших собрания. Андрея посадили в тюрьму. Мать Павла стала регулярно носить ему необходимые вещи.

У Власовых по-прежнему собирались недовольные сложившимися порядками люди. Новым членом кружка стал пожилой кочегар Рыбин.

Павел стал постепенно завоевывать авторитет среди рабочих. К нему стали часто приходить люди, обиженные начальством и желающие добиться справедливости.

Однажды директор фабрики постановил вычесть из зарплаты каждого рабочего одну копейку на осушение близлежащего болота. Люди устроили стихийный митинг, на котором выступил Павел. Директор приказал немедленно вернуться к работе, угрожая штрафом.

Испуганные приказом рабочие не осмелились начинать стачку и повиновались директору. Павел глубоко переживал, что не смог увлечь за собой людей. Ночью в дом Власовых вломились жандармы, произвели обыск и арестовали Павла.

Через пару дней вечером к Власовой зашли два товарища Павла. Они сказали, что в тюрьму посадили около пятидесяти рабочих. Очень важно продолжить распространение листовок, иначе власти решат, что арестовали главарей и подвергнут их суровому наказанию.

Всех рабочих по утрам стали обыскивать перед входом на фабрику. Власова сама предложила проносить листовки под видом торговки едой.

Листовки и нелегальную литературу принесла социалистка Саша, только что вышедшая из тюрьмы. На следующий день Власова тщательно спрятала пачки бумаги под одежду и благополучно прошла на фабрику. Обменявшись с нужными людьми паролями, она раздала литературу. Власова была рада, что продолжает дело сидящего в тюрьме сына.

Вечером вернулся Андрей. Он сказал, что всех арестованных постепенно выпускают из тюрьмы. Вероятно, очень скоро будет освобожден и Павел.

На следующий день сторожа тщательно обыскали Власову перед входом на фабрику. Начальство было очень удивлено появлением новых листовок. Рабочие были оживлены и горячо обсуждали прочитанное.

Когда Власова вернулась домой и рассказала обо всем Андрею, тот предложил научить ее читать.

XVIII

Кочегар Рыбин разочаровался в деятельности социалистов. Он уволился с фабрики и заявил, что в одиночку пойдет «поднимать народ» на бунт против «господ».

Андрей опять устроился на фабрику. Он жил у Власовой, отдавал ей всю получку и фактически заменил сына.

После нескольких бесплодных попыток Власова добилась свидания с Павлом. При разговоре присутствовал надзиратель. Власовой все же удалось с гордостью намекнуть сыну, что сейчас она доставляет листовки на фабрику.

Однажды вечером вернулся Весовщиков. Этот человек был очень озлоблен неравной борьбой с властями и своим тюремным заключением. Весовщиков заявил, что недостаточно разбрасывать листовки и рассказывать людям правду. Он хотел активной деятельности и с нетерпением спрашивал Андрея: «А когда драться будем?».

В доме по-прежнему по вечерам проводились собрания под руководством Андрея. Власова продолжала проносить на фабрику листовки. Иногда пожилую женщину обыскивали, но это всегда происходило на следующий день после появления новой партии нелегальной литературы среди рабочих.

Читайте также:
Двойники Раскольникова в Преступлении и наказании - роль героев

Наконец, из тюрьмы выпустили Павла. Сын горячо поблагодарил мать за все, что она делала, пока он находился в заключении.

XXIII

Наступила весна. Социалисты стали готовиться к проведению праздника Первого мая. Павел твердо заявил товарищам, что он понесет красное знамя. Это грозило ему новым арестом, тюрьмой или ссылкой.

Кто-то убил Исая – человека, который донес жандармам на кружок социалистов. Мать Павла подумала, что это сделал Весовщиков.

При обсуждении этого случая Андрей неожиданно разволновался и признался, что присутствовал при убийстве и мог ему помешать. Он назвал имя человека, убившего Исая. Андрей заявил, что ради общего дела готов убить собственного сына. Павел и его мать признали эту суровую правду жизни.

Однажды к Власовым зашел Рыбин. Он рассказал, что устроился работать батраком. Крестьяне живут гораздо хуже, чем рабочие. Они страдают от безземелья и голода. Рыбин попросил дать ему побольше запрещенных книг. Он был твердо уверен, что рано или поздно произойдет крестьянский бунт.

Социалисты активно готовились к Первому мая: расклеивали на фабрике прокламации, распространяли листовки. Жандармы в ответ усилили наблюдение, часто обыскивали подозрительных.

Наконец, настал долгожданный день. Возбужденные люди, судя по всему, намеревались не выходить на работу.

XXVII

В десять часов утра Павел с красным знаменем в руках встал во главе большой колонны людей. Рабочие запели революционную песню и двинулись вперед. Им уже было известно, что на пути стоят солдаты, срочно вызванные начальством для подавления «бунта».

XXVIII

Еще до столкновения с солдатами многие люди в испуге покидали колонну. В конце концов твердо продолжала движение небольшая группа во главе с Павлом и Андреем. Власова с ужасом увидела, как они были смяты войсками и арестованы.

«Бунт» был быстро подавлен. Солдаты разогнали рабочих. С обломком древка от красного знамени Власова одна вернулась домой.

Часть вторая

Вечером в дом Власовой вновь пришли с обыском. Жандармы перевернули все вверх дном, но так ничего и не нашли.

На следующий день пришел социалист Николай Иванович. Он сказал, что пообещал Павлу в случае его ареста забрать Пелагею в город. Женщина была согласна на переезд и надеялась продолжить дело сына.

Власова переехала в город и поселилась в доме Николая Ивановича. Вскоре приехала его старшая сестра Софья, которая тоже уже давно участвовала в политической борьбе.

Слушая игру Софьи на рояле, Пелагея вдруг вспомнила один случай из прошлого, когда пьяный муж избил ее и выгнал из дома вместе с малолетним Павлом. Расчувствовавшись, она долго рассказывала Николаю Ивановичу и его сестре о своей тяжелой жизни.

Из-за многочисленных арестов социалисты потеряли связь с Рыбиным. Власова знала, в какой деревне он живет, и согласилась помочь общему делу.

Пелагея и Софья переоделись мещанками и пешком пустились в дальний путь.

Женщины разыскали дегтярный завод, где работал Рыбин и еще несколько разделяющих его взгляды мужиков. Власова рассказала про арест сына и грозящее ему наказание – каторгу. Крестьяне посочувствовали матери и поблагодарили за принесенные запрещенные книги. При этом они с недоверием отнеслись к Софье, сразу же распознав в ней дворянку.

Вечером мужики привели Савелия – человека, здоровье которого было смертельно подорвано на тяжелой работе. Предчувствуя скорую гибель, Савелий постоянно говорил о чудовищной несправедливости, царящей в мире: богатство наживается за счет жизней бедных людей.

Софья долго рассказывала крестьянам о многовековой всемирной борьбе рабочего народа против богачей и расположила их в свою пользу. На следующий день женщины отправились домой.

К Николаю Ивановичу постоянно приезжали люди из разных городов. Пелагея с интересом слушала их разговоры и споры. К этим интеллигентным революционерам она относилась с симпатией и некоторой иронией. Власова видела, насколько они далеки от рабочих и их тяжелой жизни.

Пелагея продолжала активно участвовать в политической борьбе. Девушка по имени Наташа, посещавшая раньше собрания в ее доме, устроилась работать на фабрику. Власова стала доставлять ей запрещенные книги и листовки под видом странницы, монахини, торговки. Во время этих поездок она видела много самых разных людей и все острее ощущала несправедливость окружающей жизни.

Весовщикову удалось сбежать из тюрьмы. Совершенно случайно он увидел на улице Пелагею и, пойдя за ней, попал в дом к социалисту Егору Ивановичу. Власова помогла беглецу: купила на рынке одежду и проводила на окраину города.

Егор Иванович был тяжело болен. В день побега Весовщикова его доставили в больницу. Пелагея осталась при больном в качестве сиделки. На ее глазах Егор Иванович скончался.

На следующий день к Николаю Ивановичу пришла Саша. Она виделась с Весовщиковым и рассказала, что тот собирается устроить побег для всех политических заключенных. Передать в тюрьму записку с этим предложением поручили Власовой, у которой через пару дней должно было состояться свидание с Павлом.

При похоронах Егора Ивановича присутствовала полиция. На кладбище один человек произнес речь, закончив ее словами: «Долой самодержавие!». Это привело к кровавому столкновению. Власовой удалось вытащить из драки раненого юношу и увезти его к Николаю Ивановичу.

В доме Николая Ивановича горячо обсуждали случившееся на кладбище. Напряжение в обществе все больше возрастало. У социалистов ощущалась острая нехватка людей. Было решено ускорить подготовку к побегу из тюрьмы.

Читайте также:
Стихи про коронавирус - читать онлайн на нашем сайте без регистрации

На свидании Пелагея рассказала сыну о последних событиях и сумела незаметно передать ему записку. После этого товарищи попросили ее еще раз съездить в деревню к Рыбину с партией запрещенной литературы.

Добравшись до деревни, Власова зашла на станцию выпить чаю. Вскоре она услышала, что сейчас приведут пойманного «разбойника». Выйдя на крыльцо, Пелагея увидела связанного Рыбина.

Окруженный толпой мужиков Рыбин, не умолкая, говорил о том, что арестован за правду. Пришедший становой пристав начал его избивать, но был остановлен крестьянами.

Пелагея заметила, что рядом с Рыбиным все время держится какой-то голубоглазый мужик. Когда арестованного увезли, он подошел к ней и завел разговор. Власова попросилась к нему на ночлег, надеясь, что встретила верного человека.

На «встречу» с Пелагеей пришел еще один крестьянин. Мужики догадались, что она приехала к Рыбину и привезла с собой целый чемодан нелегальной литературы. Они с радостью согласились забрать себе всю партию.

Власова долго, как сама понимала, рассказывала мужикам о политической борьбе. Ее простая речь находила отклик в их душах.

XVIII

Переночевав в деревне, Пелагея рано утром поехала обратно. Она с удовлетворением думала о том, что добилась определенного успеха и приобщила к «делу» новых сторонников.

Пелагея рассказала Николаю Ивановичу о результатах своей поездки. Тот был очень огорчен арестом Рыбина. Неприятное известие «скрашивала» лишь «вербовка» Власовой двух крестьян.

Ранним утром пришел Игнат – молодой парень, работавший вместе с Рыбиным. Он рассказал, что сумел избежать ареста. Игнат доставил записку от Рыбина, в которой тот просил Власову «не оставлять дела».

Весовщиков сообщил Пелагее, что побег тщательно подготовлен. Проблема была лишь в том, что Павел не хотел бежать из тюрьмы. Он жаждал выступить в суде с обвинением всего царского строя и понести незаслуженное наказание.

На очередном свидании Павел передал матери записку. В ней он сообщал, что вместе с Андреем отказывается от побега. Павел советовал товарищам устроить побега для Рыбина, который очень тяжело переносил заключение и постоянно конфликтовал с охраной.

XXIII

Спустя три дня состоялся удачный побег. Двое заключенных перелезли через тюремную стену с помощью перекинутых в нужное время веревок. Власова издалека наблюдала за происходящим, надеясь, что в побеге примет участие и Павел. Ее ожидания не оправдались. Суд должен был состояться очень скоро.

Пелагея пришла на суд с тяжелым чувством. Однако ее сын, Андрей и остальные подсудимые вели себя очень твердо и уверенно. Во время перерыва между родственниками шли разговоры о незаконности самого суда.

Павел действительно выступил на суде со страстной речью. Он горячо говорил о революционной правде, борьбе с несправедливостью и неизбежной победе социализма. Эта речь произвела большое впечатление на всех присутствующих.

Некоторые подсудимые отказались от последнего слова; выступление других было прервано судьями. После недолгого совещания был объявлен приговор: ссылка на поселение в Сибирь.

XXVII

Когда Власова вышла из здания суда, ее окружили молодые люди. Им хотелось сказать несколько теплых слов матери мужественного революционера. Речь Павла уже готовилась к печати.

Николай Иванович опасался своего ареста. Он в спешке покидал дом и посоветовал Пелагее переночевать у знакомой социалистки Людмилы.

XXVIII

Утром стало известно, что Николай Иванович был арестован. За ночь в нескольких местах было напечатано большое количество листовок с речью Павла. Пелагея вызвалась доставить партию в свою родную слободу.

Власова пришла на вокзал, где ей незаметно передали чемодан с листовками. Ожидая поезд, она заметила человека, которого уже не раз где-то видела. Женщина поняла, что за ней следят. Соглядатай о чем-то говорил со сторожем.

Сторож подошел к Пелагее и громко назвал ее воровкой. Возмутившись, она встала и резко дернула чемодан, от чего он открылся. Власова начала рассказывать людям о суде над своим сыном и раздавать листовки с его речью.

Шпион и два жандарма грубо пробивались через толпу к Власовой и приказывали ей замолчать. Добравшись до женщины, они стали ее жестоко избивать. Превозмогая боль, Пелагея продолжала говорить о справедливости и правде. Один жандарм в ярости начал ее душить. В ответ на хрип женщины в толпе раздался громкий плач…

Анализ романа «Мать» (М. Горький)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 08.05.2020 · Обновлено 08.05.2020

Читая работы Горького, нельзя игнорировать тот факт, что в его семье писателей или поэтов не было, но вот знакомство с литературой у него все-таки состоялось. Этому способствовала бабушка будущего писателя, о которой тот впоследствии говорил мало, но тепло. Он родился в небогатой семье столяра, но рано остался без родителей, и его воспитанием стали заниматься бабушка и дедушка. Однако жить семье было не на что, поэтому с малых лет Алексей Пешков знал, что такое тяжелая физическая работа, и был прекрасно осведомлен, что означает – зарабатывать на жизнь себе и семье. Об этом периоде его жизни повествует роман «Мать», анализ которого (по плану) подготовил Многомудрый Литрекон. Здесь автор изложил первые революционные впечатления юности.

История создания

Жизнь Максима Горького сложно назвать простой, да он о простом и не писал, хотя язык его произведений не сложен, скорее наоборот, ведь писал автор для крестьян, людей малограмотных и не избалованных хорошей литературой. Все в его текстах — переплетение реальной боли с бессознательным, а порой и бессмысленным, ожиданием счастья. И роман «Мать» — не исключение, скорее, подтверждение правила.

Читайте также:
Проблема воспитания в комедии Недоросль - аргументы к сочинению

Роман написан в 1906 году, сразу после первой революции в России, частью которой и был Алексей Пешков, писавший уже тогда романы под псевдонимом Горький. Данную работу принято считать первой, написанной в духе социального реализма. Позже, на протяжении большого количества лет, это направление будет главенствующим в русской литературе, но тогда, в царской России, писать подобные произведения было опасно. Собственно, в конце концов, Горькому пришлось покинуть страну и уехать в Америку, как раз в 1906. Именно в США впервые выходит роман «Мать», хотя дописывал его Горький в Европе, куда перебрался после недолгого пребывания в Америке. В России роман вышел уже после революции, избежав, на этот раз, каких-либо правок, и только после возвращения самого Горького на родину.

Жанр, направление

Как уже упоминалось выше, произведение «Мать» написано в жанре социалистического реализма. Это означает, что в романе используется художественный метод, полностью построенный на социалистической концепции мира и человека.

Литература подобного типа зачастую являлась способом Коммунистической партии влиять на сознание людей, но это было уже позже. В то время, когда писал Горький, этот путь был уникален, потому что авторы, даже разделявшие некоторые идеи социализма, банально боялись идти против существующей власти, против царя и правящей буржуазии.

В своем романе Горький не только пытается показать свое видение социализма, но и рассказать, как на самом деле могут распространяться эти идеи. И, нельзя не отметить, исходя из истории, что шанс на реальность происходящих в романе событий очень велик, ведь, в конечном счете, большевики пришли к власти именно благодаря народной революции, а значит, народ выбрал их, а не монархию.

Смысл названия

Горький был человеком, который провел большую часть детства на улице, буквально вырос там, поэтому в его названии — та же прямота и простота, что и во всем произведении. «Мать» — о женщине, матери, которая вынуждена пересмотреть всю свою жизнь ради сына, бросившего вызов буржуазии и примкнувшего к социалистам.

Этот роман — не крик души, наоборот, тихий, спокойный и уверенный разговор. Горький уверен, что прав, и предпочитает не доказывать свою правду. Он говорит о ней, как о чем-то известном всеми и признанном, только не до конца понятом.

Пелагея Ниловна живет возле фабрики со своим сыном Павлом. Он работает на заводе, но глубоко не удовлетворен этим ремеслом, потому что условия работы рабские. Павел ведет образ жизни, отличный от классического распорядка рабочего люда: он много читает, ходит в город, собирает кружок единомышленников. К ним в дом переселяется друг Павла — Андрей. Они оба распространяют листовки и призывают народ к забастовке. Им помогают другие люди, среди них — дочка помещика, бросившая семью. Павел и Саша любят друг друга, но не женятся, чтобы служить идеям революции.

Пелагея гордится своим сыном. Всю жизнь она страдала от гнета бедности и от побоев мужа, поэтому призывы к свободе ей близки. Из-за митинга Павла арестовали, но мать продолжает его дело: она лично проносит листовки на фабрику, нанявшись помощницей в столовую. Сына выпускают, и после очередной демонстрации снова сажают в тюрьму, но мать в его отсутствие налаживает подпольную работу. Павла осудили на поселение, но его речь на суде было разрешено опубликовать. Пелагея везет листовки в другие деревни и села, но на вокзале ее уличают, как будто она воровка. В ответ возмущенная женщина раскидывает прокламации и кричит народу, что ее сына осудили. Жандарм сдавливает ей горло. Слышатся рыдания, а сюжет обрывается…

Главные герои и их характеристика

Но особенность романа «Мать» не только в социализме. Главный герой здесь — Пелагея Власова, но мы узнаем о ней только через призму ее общения с остальными героями. Она растет и эмоционально, и духовно, часто повторяя, что «только начинает жить». И даже завершение романа какое-то неоконченное, словно автор не был уверен, что заканчивает, будто хотел продолжить.

Начало всему положил муж Пелагеи, который и заставил сына Павла вырасти в самостоятельного, жесткого временами, но борющегося за справедливость. Они с матерью слишком часто видели несправедливость: от отца — дома, от начальства — на работе. Но только молодость и желание Павла помогло завертеться колесу и только с этого момента начинается роман. А до этого момента — лишь вступление автора, его мысли.

Героев в романе Горького «Мать» много, но только мать является главным, потому что даже ее сын — лишь часть ее, тот самый двигатель, что помогает ей идти вперед не только в буквальном смысле, но и в духовном. Она растет, благодаря своему ребенку, и в этом скрывается определенная гармония поколений — в детстве родители помогают ребенку стать личностью, а, повзрослев, именно дети начинают влиять на своих родителей.

Именно через Власову автор показывает первую русскую революцию, ее причину и глубоко спрятанные проблемы, которые так не хотели замечать ни буржуазия, ни монархия. Впервые в этом романе Горький демонстрирует личность крестьян, показывает их главными, делает центральными персонажами, ставит на одну ступень с теми, кто когда-то был поставлен ими управлять. Он демонстрирует крестьян ни лучше, ни хуже, а равными. И в этом — его личная революция. А также в этом — главная мысль романа «Мать».

Читайте также:
Стихи про армию ℹ короткие четверостишия про службу в армии, красивые и трогательные до слез стихотворения про солдат и армейскую жизнь

Тематика романа «Мать» изложена Многомудрым Литреконом в сокращенном варианте:

  1. Материнская любовь. Пелагея любит своего сына так, что жертвует собой ради его идей. Она поддерживает его во всем, хоть и не понимает многого. Их разделяет образованность сына, который уже многое знает о социализме. Тем не менее, мать идет за сыном до конца и готова отдать свою жизнь ради того, что ему так дорого.
  2. Тема народа. Люди хотят перемен, но боятся их, поэтому первая революция не находит достаточного количества сторонников. Многие представители рабочего класса сдаются после первой же попытки, но среди них уже есть храбрецы и идеалисты, готовые отдать все ради общего блага.
  3. Отцы и дети. Автор подчеркивает роль родителей в жизни ребенка. Отец своими побоями лишь усилил желание сына переменить свою жизнь и не быть похожим на безграмотного слесаря. А поддержка матери убедила Павла, что его дело — правое. Она стала его правой рукой.
  4. Быт и нравы России. Автор показал русскую глубинку со всеми ее проблемами: монополия фабрик на труд, нищета, невежество, пьянство. Он не скрывал, какими дикими и беспомощными были те люди, которые, в конце концов, подняли красное знамя и сбросили рабское ярмо.

Проблемы

Проблематика романа «Мать» позволяет вглядеться в прошлое незамутненным взором и понять исторические события, потрясшие Россию:

  1. Основная проблема — конфликт народа и буржуазии. Он лежит в основе всего произведения, от первой и до последней строки. Но, надо отдать автору должное, он не делит весь мир на черное и белое, он видит разницу между людьми, способен отключиться от классовости, оценивая только личность. Возможно, именно поэтому в его романе герои — это не только выходцы из народа, но и люди, родившиеся в достатке и никогда не знавшие проблем, с которыми с детства сталкивался крестьянин.
  2. Невежество. Рабочие и крестьяне не восстают и не требуют законности, потому что ничего не знают и не читают. Автор показал ужасающий уровень безграмотности, который был нормой в народе того времени. Из-за незнания люди совершают ошибки и губят себя в бессмысленном пьянстве и разврате.
  3. Нищета и бесправие. Люди рождаются под бременем бедности и не могут сдвинуть его честным трудом. Сколько бы они ни работали, денег не хватает даже на самое необходимое. Фабриканты эксплуатируют их, ведь пойти рабочему больше некуда, и другой работы нет. Никто и не думает повышать уровень заработной платы, так как права простого человека не защищает даже государство.
  4. Женская доля. Пелагея прожила трудную жизнь, полную лишений и унижений. Ее бунт — это отражение отчаяния матери и жены, загнанной в кабалу нужды.

Основная идея

Смысл романа «Мать» заключается в необходимости равноправия. Автор хотел видеть свою страну землей, где каждый — важен, каждый — личность, заслуживающая жить той жизнью, которую он выбрал сам, а не которая ему уготована социальной кастой.

Однако, что удивительно, Горький ничему не учит своего читателя, он пишет не для этого. Его роман — это рассказ, который должны услышать. Такие же, как он — брошенные, оставленные, потерянные и стоящие на распутье. Думающие, но ничего не способные сделать. Именно для таких людей автор говорил — можешь. Ты можешь, если действительно хочешь что-то изменить. Но для того, чтобы изменить мир, нужно сначала изменить себя, иначе нельзя. В этом заключается основная мысль книги «Мать».

Художественные особенности

Роман политизирован — это его главный минус, но в другое время он никогда бы не увидел свет, а был бы похоронен в столе или сожжен, в то время как сам Горький не ограничился отъездом в Америку, а затем в Европу. Автор писал для народа, отчасти, поэтому к своеобразной речи нужно подготовиться, ведь изначально диалоги отталкивают своей отрывочностью, незавершенностью. Будто Горький предлагает читателю самому закончить мысль, начатую героем.

«Мать» — не история одного человека, одной семьи или одного города. Это история страны, в которой было всего две революции, но каждая имела фатальные последствия, каждая стала началом конца. Этот роман — середина, как раз то, что происходило между первой, довольно кровавой революцией и что стало движущей силой второй, еще более кровавой, но успешной. А еще этот роман — точка зрения победившей стороны еще тогда, когда она понятия не имела, что победит, а лишь надеялась на то, что будет услышана.

Горький М. «Мать», краткий анализ

Вы будете перенаправлены на Автор24

История создания романа

Роман «Мать» принято считать первым романом в духе социального реализма. Позже это направление будет господствовать на протяжении 70 лет в русской литературе. Роман «Мать» был написан после первой русской революции, в 1906 году. Впервые роман был опубликован в США, затем подвергнувшись большой цензуре он вышел в 1907 году в России, и лишь после революции 1917 года роман был опубликован в первозданном виде.

Написанию романа способствовало происхождение писателя и его раннее знакомство с революционерами. Над романом Горький начал работать еще в США, затем он переезжает в Италию, где заканчивает работу над первой редакцией романа. Работа над этим произведением началась в 1901 -1902 годах, когда Горький только начал сближаться с коммунистами.

Читайте также:
Сочинение Мой лучший друг, как правильно составить характеристику

Главные герои произведения

Основные герои романа:

  • Власова Пелагея Ниловна – главная героиня романа, этот образ в романе символизирует Россию. Изменения в характере Пелагеи Ниловны отражают изменения народного сознания.
  • Власов Павел Михайлович (Павел) – сын главной героини, работал на фабрике в слободке, увлекся революционными идеями, вскоре стал профессиональным революционером.
  • Андрей Онисимович Находка (Андрей – “хохол”) – революционер-подпольщик, приемный сын Ниловны и друг Павла Власова. Его образ — это образ гуманного революционного начала.

Сюжет произведения

Сюжет романа описывает события России в начале XX века. Действия произведения происходят в рабочей слободе. В этой слободе живут рабочие со своими семьями, их жизнь неразрывно связана с работой фабрики. Все свое время рабочие проводят на фабрике, в свободное время их разговоры тоже сосредоточены на фабрике, все много выпивают, дерутся друг с другом. Главный герой романа – молодой рабочий Павел Власов не желает мириться с такой действительностью, он начинает жить иной жизнью. Он часто ездит в город и оттуда привозит запрещенные книги, он желает знать правду, поэтому читает их, прекрасно зная, что если их найдут, то его арестуют.

Готовые работы на аналогичную тему

Вскоре в доме Власовых начинают собираться различные люди, вместе они читают те самые запрещенные книги, рассуждают о тяжёлой доле рабочих по всему миру, поют песни.

Через некоторое время на фабрике появляются листовки. В них рассказывается о стачках рабочих в Петербурге, содержится призыв к рабочим отстаивать свои права. Пелагея Ниловна понимает, что это дело рук ее сына, она одновременно и гордится за него и боится.

В доме Власовых проходит обыск, который ничего не дал жандармам, но одного из помошников Павла – Андрея они арестовывают.

Через некоторое время на фабрике дирекция объявляет о том, что с каждого заработанного рабочими рубля будет вычитываться копейка на осушение болота вокруг фабрики. Рабочие крайне недовольны подобной инициативой. Павел встает во главе протестующих против нового налога, на фабрике происходит стихийный митинг. Но директор приказывает рабочим снова приступить к своей работе, и они расходятся. Павел остался без поддержки, он был очень огорчен, что народ не поверил ему и не последовал за ним. После этого инцидента Павла так же арестовывают.

Кроме Павла арестовали ещё 48 человек. Павел просит мать распространять листовки на фабрике. Она соглашается, устраивается на работу помощницей по раздаче питания для рабочих.

Через некоторое время Павла и Андрея отпускают, они начинают готовится к демонстрации Первого мая. Павел хочет нести знамя впереди всей колоны, он прекрасно знает, что за это его арестуют. Так и случилось: навстречу демонстрантам выдвинулись солдаты. Павел, Андрей и другие члены партии были арестованы.

После их ареста Пелагея Ниловна отправляется в город к одному и тех, кто присутствовал на собраниях в доме Власовых, к Николаю Ивановичу. Она понимает, что ее сын и другие рабочие борются за правду и за справедливость. Так начинается ее активная подпольная работа. Она распространяет листовки, запрещённые книги, прокламации.

Через некоторое время состоялся суд над демонстрантами. Всех подсудимых отправляют на поселение. Пламенную речь Павла было решено напечатать. Пелагея Ниловна вызвалась отвести листовки в другой город. Вскоре на вокзале она понимает, что за ней ведется слежка. Ее начинают обвинять в воровстве, она с возмущением объясняет, что везет листовки с речью своего сына – одного из политических осужденных. Не желая, чтобы листовки пропали, она начинает раздавать их встречным людям, однако жандармы хватают ее.

Основная тема и проблематика произведения

В романе «Мать» М. Горький раскрывает суть первой русской революции. Этот роман не похож ни на одно произведение ни предшественников, ни современников М. Горького. До него еще ни один писатель не изображал рабочий класс в подобном свете.

Главными своими читателями Горький видел рабочих людей, для них он старался донести свои идеи максимально просто, легко и свободно. Горький старался подробно описать этапы революционной деятельности Пелагеи Ниловны и Павла.

В этом романе Горький задействовал многие факты из жизни сормовской революционной организации. Прототипами главных героев стали сормовский рабочий большевик Петр Андреевич Заломов и его мать Анна Кирилловна Заломова.

Роман «Мать» представляет собой сложный процесс искоренения в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца. Ниловна является ярким примером такого перерождения.

Центральная тема романа – эволюция социального и психологического облика пролетариата. Основная проблема, которую поднимает Горький в этом произведении заключается в духовном обновлении человека в революционной борьбе. Все события и детали романа указывают на положительное решение этой проблемы.

Некоторые критики и литературоведы видят в этом романе М. Горького религиозный подтекст. Г. Митин, обращаясь к историческим и литературным аналогиям, определил жанр романа как фантастический роман-Евангелие о Матери. Революционные проблемы в романе стоят в одном ряду с религиозными.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: