Драматург ℹ определение, описание и особенности профессии, где учиться специальности, задачи и обязанности, кем работает современный писатель, сколько получает

Драматург (театр, кино, телевидение)

Драматург, которого также называют сценаристом, работает над сценариями и литературной основой будущих произведений и постановок для телевидения, театра или кинематографа.

Обновлено: 12 декабря 2019

Драматург (от греч. dráma— действие) театра, кино и телевидения создаёт литературную основу будущих постановок. В кинематографе и на ТВ его называют также сценаристом. Только из хорошего сценария может получиться хорошее кино. И только лучшие пьесы надолго переживают своих творцов. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Особенности профессии

Драматург в кино

Кино начинается со сценария. Сценарий – это фундамент, на котором режиссёр возводит здание фильма. Драматург фильма (он же сценарист или кинодраматург) конструирует события, строит образы, характеры. Говорят, что профессор ВГИКа Валентин Константинович Туркин (преподавал в 50-е годы прошлого века) свою первую лекцию перед первокурсниками начинал словами: «Сценарий не столько пишется, сколько ваяется и строится».

Теоретики театра и кино говорят, что есть 36 драматических ситуаций, вокруг которых можно выстроить сюжет. Но штампы и банальное мышление – это враги драматурга. Драматическую ситуацию необходимо показать через какую-то интересную историю, в которой есть свежий взгляд, новые приёмы, неожиданные повороты. Как заметил кинодраматург Одельша Александрович Агишев, в 2008 году из 120 выпущенных картин на экран вышли единицы. И дело не только в алчности прокатчиков, а ещё и в том, что сами истории часто неинтересны и вторичны. В них есть подражание уже испробованным образцам (обычно американским) и нет новизны.

Надо сказать, что сценарии не всегда пишутся по оригинальному сюжету. За основу для сценария можно взять книгу или театральную пьесу, адаптировав их для экранизации. Но и в этом случае у сценариста есть широкое поле для творчества. Например, знаменитые фильмы о Шерлоке Холмсе, режиссёр Игорь Масленников решился снимать, прочитав сценарий Юлия Дунского, Валерия Фрида. Режиссёр признался в одном интервью, что никогда не был поклонником рассказов Конан Дойля о сыщике. Но прочтя сценарий, он увидел, что в нём не только главный герой, но и доктор Ватсон вдруг обрёл черты живого человека. Сценаристы иронично и точно выписали взаимоотношения двух джентльменов, т.е. сделали то, чего до них никто не делал, хотя фильмов о сыщике было снято великое множество.

Недопустимость банальности – в этом, видимо, состоит самая большая сложность профессии. Другая сложность – в том, что отдав свой сценарий режиссёру, сценарист уже не может существенно повлиять на конечный результат. Получив сценарий, режиссёр преобразовывает его в свой (режиссёрский) сценарий, продумывая каждую сцену, каждый кадр. Сценаристу всегда неприятно, если видение режиссёра не совпадает с его видением. И всё же, если сценарий удался, у фильма есть шанс полюбиться зрителям. Иногда сценарист и режиссёр работают над сценарием вместе.

Драматург на телевидении

Телевидение, как и кино, нуждаются в талантливых сценаристах (теледраматургах). Потому что сценарий лежит в основе любого телесериала и любой телепрограммы. Исключение составляют новостные программы, в которых, как говорят сами телевизионщики, в роли сценариста выступает сама жизнь. Работа над всеми остальными программами начинается с проработки сценария. Сценарист сериала (часто совместно с продюсером и режиссёром) находит идею сценария, затем разрабатывает сюжет, завязку, главных героев и персонажей второго плана, их привычки, характеры, стараясь сделать их такими, чтобы зрители сопереживали всему, что происходит на экране, могли примерить выдуманную историю на свою жизнь. Работая над другими передачами, например, над ток-шоу, сценарист также намечает тему, определяет, в какой последовательности будут появляться герои в студии, о чем будут вопросы и т.д.

Драматург в театре

Театральный драматург пишет драматические произведения (пьесы) для театральных постановок. В работе театрального драматурга существуют те же проблемы, что и в работе сценариста. Но есть одно важное отличие: если пьеса хорошая, спектакли по ней могут ставиться бесконечно, во многих театрах одновременно. Всем известный пример – бессмертная комедия «Горе от ума» Грибоедова. Театральная пьеса, как и сам театр, – живой организм. И каждое представление, даже в одном и том же театре, отличается от других: всегда есть что-то новое в актёрской игре, какой-то новый акцент может внести режиссёр, а иногда и сам драматург.

Рабочее место

Кинодраматург или драматург сериалов может работать самостоятельно, получая гонорары за сценарии, принятые к производству. Театральный драматург также работает за гонорары. Сценарист телевизионных программ может работать в штате телекомпании или сотрудничать с нею на договорной основе.

Важные качества

Профессия драматург предполагает некоторый жизненный опыт, который оказывается лучшим источником идей и коллизий для будущих произведений. Несомненно, нужен широкий кругозор, интерес к окружающему миру. Чтобы преобразовать своё знание жизни в сценарий или пьесу, нужны литературные способности, богатое воображение, любовь к сочинительству, способность к долгой сосредоточенной работе.

Оплата труда

Знания и навыки

Драматург должен знать и уметь использовать законы драматургии, особенности телевизионного и кинопроизводства, разбираться в человеческой психологии. А выстраивая сценарий о сфере жизни, с которой он не знаком, должен узнать о ней как можно больше.

Читайте также:
Регент ℹ определение и описание профессии, где учиться специальности, обязанности и должностная инструкция, размер зарплаты в разных храмах

Описание профессии драматурга — где учиться, сколько получает и обязанности

Драматурги́я

(от др.-греч. δραματουργία «сочинение или постановка драматических произведений») — теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения.

Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи.

Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчиво. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц.

Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени. Перемене в драматургии соответствует перемена судьбы, радостная в комедии и печальная в трагедии. Промежуток времени может охватывать несколько часов, как во французской классической драме, или многие годы, как у Шекспира.

Единство действия[ | ]

На перипетии основывается эстетически необходимое единство действия

, слагающегося из моментов, не только по времени (хронологически) следующих друг после друга, но и обусловливающих друг друга как причины и следствия, лишь в последнем случае получается у зрителя полная иллюзия совершающегося на его глазах действия. Единству действия, важнейшему из эстетических требований в драматургии, не противоречат введенные в неё эпизоды (напр., история Макса и Теклы в «Валленштейне» Шиллера) или даже параллельные действия, как бы другая вставная драма, в которых должно быть соблюдено своё единство (например, у Шекспира драма в доме Глостера рядом с драмой в доме Лира)[1].

Драма с одним действием называлась простой, с двумя и более действиями — сложной. К первым принадлежат в основном античные и «классические» французские, ко вторым — большинство испанских (особенно комедии, где действие лакеев копирует господ) и английские, особенно у Шекспира. На недоразумении (именно на неверно понятой «Поэтике» Аристотеля) основано требование так называемого «единства времени и места»

в драме[1]. То есть:

1) действительная продолжительность действия не должна превышать продолжительности его воспроизведения на сцене или, во всяком случае, должна быть не более суток;

2) действие, изображаемое на сцене, должно происходить все время на том же месте.

Драматургические произведения, где в течение пьесы проходит несколько лет (как в шекспировской «Зимней сказке») или же действие переносится из замка в чистое поле («Макбет»), считались по этой теории недозволенными, так как зритель мысленно должен был их переносить через значительные промежутки времени и громадные пространства. Успех подобных драм, однако, доказал, что воображение и в таких случаях легко поддается аллюзии, если только выдержана психологическая мотивировка в поступках и характерах действующих лиц, а также соответствует внешним условиям[1].

Краткая история профессии

Первый писатель драматург в России — А. П. Сумароков. Он является одним из представителей классической русской драматургии XVIII века. Автор придавал своим произведениям жизненности за счет высмеивания традиций прошлого.

Но до Сумарокова, драматургические произведения создавались еще в VI веке до нашей эры древними египтянами. Они устраивали постановки к похоронам фараонов. Но такие произведения были привязаны к ритуальным обрядам.

Известные драматурги — это У. Шекспир, П. Корнель, Н. Гоголь, А. Пушкин, Л. Толстой. И на этих именах список не заканчивается.

Деятельность драматургов связана с написанием драматических произведений для пьес, театра, кинематографа, а иногда и для телепередач.

Люди с образованием драматурга должны обладать большим жизненным опытом, потому как им требуется четко представлять в голове различные ситуации и отражать их на бумаге. Драматург должен зацепить зрителя эмоциями и переживаниями героев своего творения.

Характер и условия[ | ]

Последние два фактора могут считаться главными рычагами совершающегося действия; в них те причины, которые дают зрителю возможность строить предположения об ожидающейся развязке, поддерживают драматический интерес в нём; они же, заставляя действующее лицо поступать и говорить так, а не иначе, составляют драматическую судьбу «героя». Если уничтожить причинную связь в отдельных моментах действия, интерес заменится простым любопытством, а место судьбы займет прихоть и произвол. И то, и другое одинаково недраматично, хотя ещё может быть допущено в комедии, содержание которой, по Аристотелю, должно представлять «безобидную несообразность». Трагедия, в которой уничтожена причинная связь между поступком и судьбою, скорее возмущает, чем трогает зрителя, как изображение беспричинной и бессмысленной жестокости; таковы, напр., в немецкой драматической литературе так наз. трагедии рока (Schicksalstragödien Мюлльнера, Вернера и др.). Так как действие идет от причин к последствиям (прогрессивно), то в начале Д. излагаются первые, поскольку они даны в характерах действующих лиц и в положении их (изложение, expositio); окончательные последствия (развязка) сосредоточены в конце Д. (катастрофа). Средний момент, когда происходит перемена к лучшему или худшему, называется перипетией. Эти три части, необходимые в каждой Д., могут быть обозначены в виде особых отделов (акты или действия) или стоят рядом, нераздельно (одноактные Д.). Между ними при расширении действия вводятся ещё дальнейшие акты (обыкновенно нечетное число, чаще всего 5; в индийских Д. больше, в китайских до 21). Действие осложняется элементами замедляющими и ускоряющими его. Для получения полной иллюзии действие должно быть воспроизведено конкретно (в театральном представлении), причём от автора зависит, подчиниться тем или другим требованиям современного ему театрального дела или нет. Когда в Д. изображаются особые культурные условия — как, напр., в Д. исторической — необходимо возможно точное воспроизведение обстановки, одежды и т. п.

Читайте также:
Предпринимательская деятельность - формы, сущность и принципы

Задачи драматурга-сценариста

Планирование действий и характера персонажей в фильме — самая важная часть в произведении, а сценарий создает основу для картины. Невозможно снять фильм, сериал или поставить пьесу в театре без сценариста. Задачи сценария:

  • Постановка основной идеи и правильное ее донесение до зрителя.
  • Помощь для режиссера в координировании всей работы.
  • Определение ресурсов для картины.
  • Сценарий показывает план действия произведения.

Для больших картин, как правило, нанимаются уже готовые и сработанные команды, состоящие из режиссера, сценариста, оператора, звукооператора. Они проще и быстрее остальных способны снять картину с интересным сюжетом.

После написания сценария режиссер внимательно читает его. Текст содержит информацию о героях произведения, местах действия картины, диалогах. Режиссер представляет сцены действий в голове и оценивает вероятность их использования. При прочтении сценария он также должен видеть общую картину развития событий. При нескладности некоторых действий режиссер меняет части текста, а иногда и вовсе просит сценариста переделать его.

Перед написанием сценария режиссер встречается со съемочной группой и обговаривает общую картину фильма, сериала, ее суть. Сценаристу будет предложен эскиз, на основе которого необходимо написать работу. Он должен думать и представлять, что хочет режиссер сказать своим произведением.

После написания основного сценария и его утверждения режиссер разрабатывает свой расширенный план, в котором описан тип каждого кадра. В нем также может быть список вопросов и поручений к съемочной группе.

Для некоторых картин готовят длинные и сложные сценарии. Чтобы его упростить, используют аббревиатуры, которыми пользуются сценаристы.

На этапе, когда готова основная идея, она должна быть преобразована в простую и понятную каждому зрителю конструкцию. Именно таким правилом пользуются сценаристы фильмов, сериалов, театральных постановок.

Без сценариста невозможно создать картины для телевидения, кинотеатров и театров. У него одна из главнейших ролей в съемке произведения. В паре с режиссером сценаристы могут создать интересную картину с глубоким смыслом.

Виды драм[ | ]

Виды Д. классифицируются или по форме, или по содержанию (сюжету). В первом случае немецкие теоретики различают Д. характеров и Д. положения, смотря по тому, чем объясняются речи и поступки героев; внутренними ли условиями (характером) или внешними (случаем, роком). К первой категории принадлежит так наз. современная Д. (Шекспира и подражателей его), ко второй — так наз. античная (древних драматургов и подражателей их, французских «классиков», Шиллера в «Мессинской невесте» и т. д.). По числу участников различают монодрамы, дуодрамы и полидрамы. При распределении по сюжету имеется в виду: 1) характер сюжета, 2) его происхождение. По Аристотелю, характер сюжета может быть серьёзный (в трагедии) — тогда в зрителях должно возбуждаться сострадание (к герою Д.) и боязнь (за себя: nihil humani a nobis alienum!), — или же безвредный для героя и смешной для зрителя (в комедии). В обоих случаях происходит перемена к худшему: в первом случае вредная (смерть или тяжкое несчастье главного лица), во втором — безвредная (напр., корыстолюбец не получает ожидаемой прибыли, хвастун терпит посрамление и т. п.). Если изображается переход от несчастья к счастью, мы, в случае истинной пользы для героя, имеем Д. в тесном смысле этого слова; если же счастье лишь призрачное (напр., основание воздушного царства в «Птицах» Аристофана), то получается шутка (фарс). По происхождению (источникам) содержания (фабулы) можно различать следующие группы: 1) Д. с содержанием из фантастического мира (поэтическая или сказочная Д., волшебные пьесы); 2) Д. с религиозным сюжетом (мимическая, духовная Д., мистерия); 3) Д. с сюжетом из действительной жизни (реалистическая, светская, бытовая пьеса), причём может изображаться историческое прошлое или современность. Д., изображающие судьбу отдельного лица, называются биографическими, изображающие типы — жанровыми; и те и другие могут быть историческими или современными.

В античной драме центр тяжести лежит во внешних силах (в положении

), в драме Нового времени — во внутреннем мире героя (в его
характере
). Классики немецкой драмы (Гете и Шиллер) старались сблизить оба эти принципа. Новую драму отличают более широкий ход действия, разнообразие и индивидуальные черты характеров, больший реализм в изображении внешней жизни; отброшены стеснения античного хора; мотивы речей и поступков действующих лиц более оттенены; пластичное древней драмы заменено живописным, прекрасное соединено с интересным, трагизм — с комизмом и наоборот. Разница между английской и испанской Д. та, что в последней наряду с поступками героя играет роль шаловливый случай в комедии и милость или гнев божества в трагедии, в первой же участь героя целиком вытекает из его характера и поступков. Испанская народная Д. высшего расцвета достигла в Лопе де Веге, художественная — в Кальдероне; кульминационный пункт английской драматургии — Шекспир. Через Бен Джонсона и его учеников в Англию проникли влияния испанское и французское. Во Франции испанские образцы боролись с античными; благодаря основанной Ришельё академии последние одержали верх, и создалась французская (псевдо) классическая трагедия на правилах дурно понятого Корнелем Аристотеля. Лучшею стороною этой Д. были единство и законченность действия, ясная мотивировка и наглядность внутреннего конфликта действующих лиц; но из-за недостатка внешнего действия развился в ней риторизм, и стремление к правильности стеснило естественность и свободу выражения. Выше всех стоят в классич. трагедии французов Корнель, Расин и Вольтер, в комедии — Мольер. Философия XVIII в. произвела перелом во французской Д. и вызвала т. н. мещанскую трагедию в прозе (Дидро), занявшуюся изображением трагизма обыденной жизни, и жанровую (бытовую) комедию (Бомарше), в которой осмеивался современный общественный строй. Это направление перешло и в немецкую Д., где до тех пор господствовал французский классицизм (Готшед в Лейпциге, Зонненфельс в Вене). Лессинг своей «Гамбургской драматургией» положил конец ложному классицизму и создал немецкую драму (трагедию и комедию) по примеру Дидро. Указав в то же время на древних и на Шекспира как примеры для подражания, он продолжил путь нем. классической Д., расцветом которой было время Гёте (испытавшего на себе сначала влияние Шекспира, потом древних, наконец, в Фаусте — средневековых мистерий) и национальнейшего немецкого драматурга Шиллера. Новых оригинальных направлений после этого в Д. не возникало, но зато появлялись художественные образцы всех родов др. поэзии. Наиболее заметно у немецких романтиков подражание Шекспиру (Г. Клейст, Граббе и др.). Благодаря подражанию Шекспиру и испанскому театру произошёл переворот и во французской Д., новую жизнь в которую внесла и разработка социальных проблем (В. Гюго, А. Дюма, А. де-Виньи). Образцы салонных пьес дал Скриб; моральные комедии Бомарше возродились в драматических картинах нравов А. Дюма-сына, Э. Ожье, В. Сарду, Пальерона и др.

Драматург это кто такой, чем занимается и особенности профессии

Для людей, имеющих творческий талант в написании сценариев и других литературных произведений, расскажем, драматург кто это такой, чем он занимается, выполняя свою работу и как прийти в эту специальность. Для детей немного сложно понять, что это за профессия, но мы постараемся подробно объяснить.
Если обратиться к википедии, то можно дать краткое определение этому занятию. Драматург — это литературный писатель, который создаёт драматические пьесы и другие интересные произведения.

Особенности профессии

Драматург в кино

Кино начинается со сценария. Сценарий – это фундамент, на котором режиссёр возводит здание фильма. Драматург фильма (он же сценарист или кинодраматург) конструирует события, строит образы, характеры. Говорят, что профессор ВГИКа Валентин Константинович Туркин (преподавал в 50-е годы прошлого века) свою первую лекцию перед первокурсниками начинал словами: «Сценарий не столько пишется, сколько ваяется и строится».

Теоретики театра и кино говорят, что есть 36 драматических ситуаций, вокруг которых можно выстроить сюжет. Но штампы и банальное мышление – это враги драматурга. Драматическую ситуацию необходимо показать через какую-то интересную историю, в которой есть свежий взгляд, новые приёмы, неожиданные повороты. Как заметил кинодраматург Одельша Александрович Агишев, в 2008 году из 120 выпущенных картин на экран вышли единицы. И дело не только в алчности прокатчиков, а ещё и в том, что сами истории часто неинтересны и вторичны. В них есть подражание уже испробованным образцам (обычно американским) и нет новизны.

Надо сказать, что сценарии не всегда пишутся по оригинальному сюжету. За основу для сценария можно взять книгу или театральную пьесу, адаптировав их для экранизации. Но и в этом случае у сценариста есть широкое поле для творчества. Например, знаменитые фильмы о Шерлоке Холмсе, режиссёр Игорь Масленников решился снимать, прочитав сценарий Юлия Дунского, Валерия Фрида. Режиссёр признался в одном интервью, что никогда не был поклонником рассказов Конан Дойля о сыщике. Но прочтя сценарий, он увидел, что в нём не только главный герой, но и доктор Ватсон вдруг обрёл черты живого человека. Сценаристы иронично и точно выписали взаимоотношения двух джентльменов, т.е. сделали то, чего до них никто не делал, хотя фильмов о сыщике было снято великое множество.

Недопустимость банальности – в этом, видимо, состоит самая большая сложность профессии. Другая сложность – в том, что отдав свой сценарий режиссёру, сценарист уже не может существенно повлиять на конечный результат. Получив сценарий, режиссёр преобразовывает его в свой (режиссёрский) сценарий, продумывая каждую сцену, каждый кадр. Сценаристу всегда неприятно, если видение режиссёра не совпадает с его видением. И всё же, если сценарий удался, у фильма есть шанс полюбиться зрителям. Иногда сценарист и режиссёр работают над сценарием вместе.

Драматург на телевидении

Телевидение, как и кино, нуждаются в талантливых сценаристах (теледраматургах). Потому что сценарий лежит в основе любого телесериала и любой телепрограммы. Исключение составляют новостные программы, в которых, как говорят сами телевизионщики, в роли сценариста выступает сама жизнь. Работа над всеми остальными программами начинается с проработки сценария. Сценарист сериала (часто совместно с продюсером и режиссёром) находит идею сценария, затем разрабатывает сюжет, завязку, главных героев и персонажей второго плана, их привычки, характеры, стараясь сделать их такими, чтобы зрители сопереживали всему, что происходит на экране, могли примерить выдуманную историю на свою жизнь. Работая над другими передачами, например, над ток-шоу, сценарист также намечает тему, определяет, в какой последовательности будут появляться герои в студии, о чем будут вопросы и т.д.

Драматург в театре

Театральный драматург пишет драматические произведения (пьесы) для театральных постановок. В работе театрального драматурга существуют те же проблемы, что и в работе сценариста. Но есть одно важное отличие: если пьеса хорошая, спектакли по ней могут ставиться бесконечно, во многих театрах одновременно. Всем известный пример – бессмертная комедия «Горе от ума» Грибоедова. Театральная пьеса, как и сам театр, – живой организм. И каждое представление, даже в одном и том же театре, отличается от других: всегда есть что-то новое в актёрской игре, какой-то новый акцент может внести режиссёр, а иногда и сам драматург.

Характеристика современной драматургии

Драматургия — искусство построения произведения в драматическом жанре. Этим термином также могут называть драматические произведения отдельных авторов.

Понятие состоит из основополагающих элементов драмы, а также некоторых принципов. Этот термин означает действие, которое совершается между характером и внешним положением героев произведений. Действие, как правило, происходит в известный для читателя исторический период. Согласно одной из страниц Википедии, драматург пишет о промежутках времени, которые длятся несколько часов. В более ранних творениях, в произведениях XVI века действия могли длиться в течение нескольких лет.

Определение «драматургировать» значит, что человек искажает простые или хорошие события в негативные. Таким термином часто характеризуют многих писателей-драматургов.

Основные обязанности

Драматург участвует в создании проектов в сфере кинематографа, телевидения, литературы, театра и PR. Несмотря на такое разнообразие мест трудоустройства, основной перечень его обязанностей выглядит так:

  • Разрабатывать идеи фильмов и театральных представлений, концепции различных мероприятий.
  • Формировать и готовить соответствующий контент (детальные описания и пояснения, подсказки, подводки, задания и так далее).
  • Создавать сценарии для видеороликов.
  • Писать пресс-релизы и статьи рекламного характера.

Непосредственное участие в съемочном процессе и активная работа в ходе создания кинофильма, телесериала или любого другого продукта предполагает целый ряд дополнительных задач, которыми должен заниматься сценарист. О них мы говорили выше.

Литургическая драма

После распада Римской империи драматургия вновь возрождается только в 9-м веке в церковных обрядах и молитвах. Церковь, чтобы привлечь как можно больше людей к богослужению и контролировать народные массы через поклонение Богу, внедряет небольшие зрелищные постановки, такие как воскресение Иисуса Христа или другие библейские рассказы. Так развивалась литургическая драма.

Однако люди собирались ради представлений и отвлекались от самой службы, вследствие чего возникла полулитургическая драма — представления были перенесены на паперти и за основу стали браться житейские сюжеты, основанные на библейских рассказах, более понятных зрителям.

Оплата труда

Новички, которые делают первые шаги в этой профессии, зарабатывают порядка 25 тысяч – 35 тысяч рублей. Опытные драматурги могут рассчитывать на суммы, превышающие 50 тысяч рублей. На уровень зарплаты влияют наличие опыта, масштаб проекта и знаменитость его автора.

За один эпизод сериала сценарист может получать от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Соответственно, готовый продукт целиком будет оценен примерно в миллион рублей. Что касается заработной платы театрального драматурга, она обычно состоит из оговоренной «ставки» и определенного процента от реализации билетов (как правило – от 1,8 % до 11 %).

История

Изначально драматургом называли писателя, который занимался созданием драматических литературных произведений – комедий, трагедий, трагикомедий, мистерий, интермедий, водевилей, драм. Авторами первых пьес этого жанра были древние египтяне. В 6 столетии до нашей эры они готовили постановки к важным мероприятиям – например, похоронам или коронациям фараонов. Интересен факт, что в некоторых случаях такие произведения представляли собой прошения об исцелении от болезней и носили ритуальный характер.

Классиками драматургии считаются древние греки. Наверное, многие слышали имена Эсхила, Софокла, Еврипида и прочих. Они стояли у истоков трагедийного жанра. В основе сюжета их произведений, как правило, были античные мифы.

Жанр драмы присутствует в творчестве многих писателей – начиная от тех, кто жил в эпоху древности, и заканчивая нашими современниками. Среди наиболее талантливых и известных можно назвать Уильяма Шекспира, Мольера, Пьера Корнеля, Жана Расина, Феликса Лопе де Вегу, Николая Гоголя, Льва Толстого, Александра Пушкина, Джорджа Бернарда Шоу, Жана-Поля Сартра, Джона Голсуорси, Максима Горького, Александра Островского. И это лишь малая часть списка знаменитых драматургов.

Кому подходит работа

Не каждому подходит профессия драматурга. Чаще ее выбирают абитуриенты с отличным знанием русского языка и литературы. Драматурги должны обладать некоторыми качествами:

  1. Креативность.
  2. Яркое мышление.
  3. Коммуникабельность.
  4. Литературный талант.
  5. Уметь нестандартно мыслить и видеть ситуации с разных сторон.
  6. Способность к работе в команде.
  7. Богатый жизненный опыт.
  8. Быстрое обучение.
  9. Высокий интеллект.
  10. Активная жизненная позиция.
  11. Внимательность.
  12. Усидчивость.
  13. Упорство.
  14. Уметь разбираться в психологии людей.
  15. Умение использовать чужой опыт.

Сценарист должен быть начитан и знать основы драматургии. Но теоретических знаний будет недостаточно. Необходимо интересоваться и разбираться в кинематографе, театральном искусстве и телевизионном производстве.

Работа над сценарием — это всегда поглощение большого количества информации по необходимой теме. Драматурги должны широко мыслить и проявлять интерес к людям и жизни в целом.

Хорошие сценаристы обладают писательским навыком в совершенстве, внимательны к мелочам и нацелены на качественный результат своего произведения.

Преимущества и недостатки

Для того чтобы стать сценаристом, необходимо иметь талант. Образование в профессии сценариста — это необязательное условие. Но оно будет давать преимущество при выборе кандидатов на должность сценариста. Наличие диплома о высшем образовании также позволяет быстрее подняться по карьерной лестнице.

В Москве и других городах России существует несколько учебных заведений со специальностью драматургия. Для поступления необходимо сдать экзамены по русскому языку, литературе, иногда творческий экзамен.

Перед выбором основной специальности рекомендуется рассмотреть ее плюсы и минусы. К преимуществам профессии драматурга относятся:

  • самовыражение;
  • практически всегда свободный график;
  • свобода в творчестве;
  • нет привязанности к определенному месту работы: можно писать даже в путешествиях;
  • признание и популярность в случае успеха;
  • за удачный сценарий предусмотрены большие гонорары.

Профессия относится к творческим и поэтому подходит не каждому. Драматурги часто посещают психологов из-за непостоянства в работе. Недостатки специальности:

  • не всегда есть творческое вдохновение;
  • у некоторых драматургов иногда отмечается зависимость от алкоголя, потребления табака, наркотических и психотропных веществ;
  • частые депрессии и перепады настроения: творческие люди подвержены постоянным изменениям, ранимости, поэтому в случае неудач они впадают в уныние;
  • отсутствие стабильного заработка;
  • большая конкуренция на должность.

У сценариста большой выбор мест для трудоустройства. Но конкуренция на вакантное место большая. В обязанности специалиста входят:

  • разработка идей для фильмов, театральных постановок, различных мероприятий;
  • формирование и подготовка необходимого контента;
  • создание сценариев для видео;
  • написание рекламных статей или материала для журналов.

Иногда сценаристы принимают участие в создании фильмов, сериалов, на ходу разрабатывают новые действия для героев.

Описание профессии драматурга — где учиться, сколько получает и обязанности

Драматург — это человек, который пишет драматические произведения, пьесы, сценарии к фильмам. В кинематографе таких людей называют сценаристами. У драматургов хорошие зарплаты, но профессия на данный момент не востребована. Для получения специальности потребуется высшее литературное или непрофильное образование. Описание профессии драматург и понимание того, где можно на него учиться, помогут узнать о перспективах и условиях труда.

Краткая история профессии

Первый писатель драматург в России — А. П. Сумароков. Он является одним из представителей классической русской драматургии XVIII века. Автор придавал своим произведениям жизненности за счет высмеивания традиций прошлого.

Но до Сумарокова, драматургические произведения создавались еще в VI веке до нашей эры древними египтянами. Они устраивали постановки к похоронам фараонов. Но такие произведения были привязаны к ритуальным обрядам.

Известные драматурги — это У. Шекспир, П. Корнель, Н. Гоголь, А. Пушкин, Л. Толстой. И на этих именах список не заканчивается.

Деятельность драматургов связана с написанием драматических произведений для пьес, театра, кинематографа, а иногда и для телепередач.

Люди с образованием драматурга должны обладать большим жизненным опытом, потому как им требуется четко представлять в голове различные ситуации и отражать их на бумаге. Драматург должен зацепить зрителя эмоциями и переживаниями героев своего творения.

Характеристика современной драматургии

Драматургия — искусство построения произведения в драматическом жанре. Этим термином также могут называть драматические произведения отдельных авторов.

Понятие состоит из основополагающих элементов драмы, а также некоторых принципов. Этот термин означает действие, которое совершается между характером и внешним положением героев произведений. Действие, как правило, происходит в известный для читателя исторический период. Согласно одной из страниц Википедии, драматург пишет о промежутках времени, которые длятся несколько часов. В более ранних творениях, в произведениях XVI века действия могли длиться в течение нескольких лет.

Определение «драматургировать» значит, что человек искажает простые или хорошие события в негативные. Таким термином часто характеризуют многих писателей-драматургов.

Профессиональные обязанности

Драматурги пишут сценарии для фильмов, телевидения, театральных постановок.

Каждый фильм начинается со сценария. После режиссер читает его, прикидывает события картины, образы и характеры героев. Работа драматурга в киноиндустрии очень востребована. Главный критерий для сценария — оригинальный сюжет, иногда он может быть сложным. Такие картины больше всего ценятся в индустрии. Иногда работа сценариста и режиссера совместная.

Талантливые авторы нужны и на ТВ. Необходимо продумывать порядок действий и слов для новостных, развлекательных программ. Часто драматургов приглашают в качестве сценаристов для сериалов. Это довольно стабильная работа с хорошим заработком.

Театральные драматурги в современности все чаще остаются без работы. Качественные пьесы могут ставиться несколько раз, во многих театрах.

Преимущества и недостатки

Для того чтобы стать сценаристом, необходимо иметь талант. Образование в профессии сценариста — это необязательное условие. Но оно будет давать преимущество при выборе кандидатов на должность сценариста. Наличие диплома о высшем образовании также позволяет быстрее подняться по карьерной лестнице.

В Москве и других городах России существует несколько учебных заведений со специальностью драматургия. Для поступления необходимо сдать экзамены по русскому языку, литературе, иногда творческий экзамен.

Перед выбором основной специальности рекомендуется рассмотреть ее плюсы и минусы. К преимуществам профессии драматурга относятся:

  • самовыражение;
  • практически всегда свободный график;
  • свобода в творчестве;
  • нет привязанности к определенному месту работы: можно писать даже в путешествиях;
  • признание и популярность в случае успеха;
  • за удачный сценарий предусмотрены большие гонорары.

Профессия относится к творческим и поэтому подходит не каждому. Драматурги часто посещают психологов из-за непостоянства в работе. Недостатки специальности:

  • не всегда есть творческое вдохновение;
  • у некоторых драматургов иногда отмечается зависимость от алкоголя, потребления табака, наркотических и психотропных веществ;
  • частые депрессии и перепады настроения: творческие люди подвержены постоянным изменениям, ранимости, поэтому в случае неудач они впадают в уныние;
  • отсутствие стабильного заработка;
  • большая конкуренция на должность.

У сценариста большой выбор мест для трудоустройства. Но конкуренция на вакантное место большая. В обязанности специалиста входят:

  • разработка идей для фильмов, театральных постановок, различных мероприятий;
  • формирование и подготовка необходимого контента;
  • создание сценариев для видео;
  • написание рекламных статей или материала для журналов.

Иногда сценаристы принимают участие в создании фильмов, сериалов, на ходу разрабатывают новые действия для героев.

Задачи драматурга-сценариста

Планирование действий и характера персонажей в фильме — самая важная часть в произведении, а сценарий создает основу для картины. Невозможно снять фильм, сериал или поставить пьесу в театре без сценариста. Задачи сценария:

  • Постановка основной идеи и правильное ее донесение до зрителя.
  • Помощь для режиссера в координировании всей работы.
  • Определение ресурсов для картины.
  • Сценарий показывает план действия произведения.

    Для больших картин, как правило, нанимаются уже готовые и сработанные команды, состоящие из режиссера, сценариста, оператора, звукооператора. Они проще и быстрее остальных способны снять картину с интересным сюжетом.

    После написания сценария режиссер внимательно читает его. Текст содержит информацию о героях произведения, местах действия картины, диалогах. Режиссер представляет сцены действий в голове и оценивает вероятность их использования. При прочтении сценария он также должен видеть общую картину развития событий. При нескладности некоторых действий режиссер меняет части текста, а иногда и вовсе просит сценариста переделать его.

    Перед написанием сценария режиссер встречается со съемочной группой и обговаривает общую картину фильма, сериала, ее суть. Сценаристу будет предложен эскиз, на основе которого необходимо написать работу. Он должен думать и представлять, что хочет режиссер сказать своим произведением.

    После написания основного сценария и его утверждения режиссер разрабатывает свой расширенный план, в котором описан тип каждого кадра. В нем также может быть список вопросов и поручений к съемочной группе.

    Для некоторых картин готовят длинные и сложные сценарии. Чтобы его упростить, используют аббревиатуры, которыми пользуются сценаристы.

    На этапе, когда готова основная идея, она должна быть преобразована в простую и понятную каждому зрителю конструкцию. Именно таким правилом пользуются сценаристы фильмов, сериалов, театральных постановок.

    Без сценариста невозможно создать картины для телевидения, кинотеатров и театров. У него одна из главнейших ролей в съемке произведения. В паре с режиссером сценаристы могут создать интересную картину с глубоким смыслом.

    Кому подходит работа

    Не каждому подходит профессия драматурга. Чаще ее выбирают абитуриенты с отличным знанием русского языка и литературы. Драматурги должны обладать некоторыми качествами:

  • Креативность.
  • Яркое мышление.
  • Коммуникабельность.
  • Литературный талант.
  • Уметь нестандартно мыслить и видеть ситуации с разных сторон.
  • Способность к работе в команде.
  • Богатый жизненный опыт.
  • Быстрое обучение.
  • Высокий интеллект.
  • Активная жизненная позиция.
  • Внимательность.
  • Усидчивость.
  • Упорство.
  • Уметь разбираться в психологии людей.
  • Умение использовать чужой опыт.

    Сценарист должен быть начитан и знать основы драматургии. Но теоретических знаний будет недостаточно. Необходимо интересоваться и разбираться в кинематографе, театральном искусстве и телевизионном производстве.

    Работа над сценарием — это всегда поглощение большого количества информации по необходимой теме. Драматурги должны широко мыслить и проявлять интерес к людям и жизни в целом.

    Хорошие сценаристы обладают писательским навыком в совершенстве, внимательны к мелочам и нацелены на качественный результат своего произведения.

    Драматург это кто такой, чем занимается и особенности профессии

    Для людей, имеющих творческий талант в написании сценариев и других литературных произведений, расскажем, драматург кто это такой, чем он занимается, выполняя свою работу и как прийти в эту специальность. Для детей немного сложно понять, что это за профессия, но мы постараемся подробно объяснить.

    Если обратиться к википедии, то можно дать краткое определение этому занятию. Драматург — это литературный писатель, который создаёт драматические пьесы и другие интересные произведения.

    1. Особенности профессии
    2. Как стать драматургом
    3. Плюсы и минусы профессии
    4. Подведём итоги

    Особенности профессии

    Обязательно стоит понимать, что практически вся деятельность драматурга заключается в написании произведений, которые в дальнейшем захватят читателя. Так же они могут создавать сценарии для различных мероприятий, даже для рекламных роликов.

    Сейчас ни один спектакль, фильм или представление не обходятся без участия этих талантливых людей, которые делятся своими идеями, а режиссёры воплощают их в жизнь с помощью актеров и артистов.

    Талантливый писатель всегда сможет передать читателю глубокий смысл своего произведения. Очень часто драматург присутствует при репетициях постановок по их произведениям и подсказывает режиссеру наиболее подходящие варианты проявления эмоций артистами театра.

    Как стать драматургом

    Давайте в подробностях разберем путь обычного человека в мир драматургии и что для этого необходимо сделать. Стоить помнить, что это не та профессия, которой можно просто научиться, это настоящий талан и образ жизни.

    Для начала следует выяснить, имеете ли вы в себе потенциал к этой профессии.

    А именно:

    1. Любовь к литературе;
    2. Глубокая нескончаемая фантазия;
    3. Умение излагать собственные мысли в качественных текстах;
    4. Грамотность и знание родного языка;
    5. Быть коммуникабельным человеком, способным легко идти на контакт с незнакомыми людьми;
    6. Быть наблюдательным, видеть важное даже в мелочах;
    7. Уметь находить глубокий смысл происходящих вокруг событий;
    8. Иметь тонкое психологическое чутьё;
    9. Иметь обширное мышление;
    10. Быть целеустремлённым человеком;
    11. Обладать высокой самодисциплиной и не лениться писать.

    Ну и теперь стоит упомянуть, что помимо природных качеств личности, будущему драматургу предстоит получить высшее филологическое образование в одном из университетов нашей страны, где произойдёт знакомство с отечественной и зарубежной литературой.

    Плюсы и минусы профессии

    Очень важно быть осведомлённым о том, какие плюсы и минусы имеет интересующая вас профессия. Именно поэтому в данном разделе статьи мы подробно ознакомимся с этими пунктами.

    • Способность само выражаться в своих произведениях и нести этот дар в социум;
    • Возможность самостоятельно планировать свой рабочий график, в зависимости от типа биологической активности организма (сова, жаворонок);
    • В данной профессии над вами не будет стоять злой и строгий начальник;
    • Нет привязанности к офису и любому определённому месту. Всё что необходимо драматургу в его работе, это ноутбук и желание творить;
    • При условии, что произведения нравятся читателям, драматург может стать популярным;
    • При условии запуска успешных проектов, данный специалист имеет высокие денежные гонорары.

    Минусы:

    • Творческие застои и опустошение. От таких неприятностей не застрахован ни один творческий человек. Именно поэтому многие писатели часто влюбляются, меняют место жительства и часто путешествуют, чтобы наполнять себя эмоциями для дальнейшего успешного труда.
    • У драматургов случаются зависимости от алкоголя, табака и других более серьёзных препаратов;
    • Депрессия. Часто писатели впадают в уныние, которое вызвано не жизненными ситуациями, а картинами, которые происходят в их голове;
    • Отсутствует гарантированная заработная плата. Деньги к драматургу приходят только в случае качественно проделанной работы, которая зайдёт читателям и режиссёрам;
    • Высокий уровень конкуренции, с которым нет смысла бороться. Необходимо трудиться и быть лучшим из лучших.

    Подведём итоги

    Для того, что бы рассказать детям и взрослым о творческой профессии драматург кто это такой, мы обратились к википедии, откуда взяли компетентное определение. Теперь вам известно, чем он занимается и что делать, чтобы стать таким специалистом.

    И помните, что любой труд уважителен, а профессия должна увлекать и быть любимой.

    Профессия писатель: Особенности. Как им стать? Перспективы

    Писатель – это литератор, который создает произведения. Издает их в сотрудничестве с различными компаниями. А затем зарабатывает деньги на публикации книги собственного авторства.

    Мы расскажем о профессии писатель. О ее перспективах. А также об особенностях работы в этом направлении.

    О профессии

    Быть писателем под силу далеко не каждому. Человек должен обладать достаточными навыками для этого дела. И иметь настоящее призвание к созданию произведений.

    Многие люди ошибочно считают, что писатели могут писать только в случае наличия у них вдохновения. В конкретный период времени. Но это не так. Профессиональные писатели пишут свою книгу регулярно. Не менее двух-четырех часов в день. Это их работа.

    Большая часть писателей даже работают в некоторых рамках. Они стараются писать регулярно, конкретное количество страниц в день. По 20-30 за один раз. Чтобы вовремя написать книгу. Сдать и опубликовать ее.

    Также, писатели работают в связке с издательством. С редактором, который выделяется от него. Когда книга полностью дописана, писатель должен в обязательном порядке прочитать ее. Проверить на смысловые ошибки. И вместе с редактором подготовить к публикации.

    Если писатель именитый, то вычиткой книги занимается издательство. В частности, его сотрудники (корректоры, редакторы и так далее). Если же писатель только начинает свой путь в профессии, то он должен заниматься вычиткой текста и общением с издательством самостоятельно.

    Когда автор станет известным, у него появится свой агент. Он будет решать все вопросы, связанные с издательством.

    Где учиться на писателя?

    Чтобы подросток смог освоить профессию писателя, он должен пойти учиться в университет. На специальность под названием “Литературное творчество”. Университеты, которые читают подобный курс, расположены по всей России. Как в крупных ее городах, так и в региональных центрах.

    Чтобы пойти учиться на писателя, подростку нужно сдать три экзамена. Первый – ЕГЭ по русскому, второй – ЕГЭ по литературе. А третий экзамен – творческий. Он сдается при поступлении в литературный ВУЗ.

    Стать писателем можно и без профильного высшего образования. Главное – обладать талантом. Однако, мы всё-таки рекомендуем отправлять подростка в литературный ВУЗ. Там его научат писать длинные рассказы на несколько сотен страниц. Также, его научат тому, как развивать сюжет. И какие приемы использовать для удержания внимания зрителя. Научиться этому самостоятельно будет довольно проблематично.

    Какие обязанности есть у писателя?

    Прямых функций и обязанностей у писателя нет. Разве что писать произведение в соответствии с требованиями издательства. Не нарушать законодательство в тексте. И сдавать работу в срок, оговоренный с издательством.

    Тем не менее, у писателя есть немного другие обязанности. Моральные. Главная задача автора книг – писать захватывающий текст, который будет интересно читать.

    Также, желательно, чтобы произведение не было бессмысленным чтивом. Оно должно нести в себе мораль, которая будет учить читателя определенной модели поведения. Делать так, чтобы он не совершал тех же ошибок, как и главный герой.

    Писатель должен уметь писать интересные художественные книги. Параллельно с этим, он должен идеально знать тот язык, на котором создает произведение. И писать в своем стиле, который является уникальным и непохожим на других. Это необходимо, чтобы произведение автора узнавали даже без подписи.

    Также, писатель должен всегда быть в тренде. Он должен понимать, какие книги будут интересны людям. Какие темы в данный момент имеют актуальность. А о чем читать людям будет абсолютно неинтересно.

    Помимо этого, писатель должен знать, для какой целевой аудитории работает. Если речь идет о тинейджерах, то он должен говорить языком, понятным им. Если автор пишет для взрослых, то никаких подростковых веяний в тексте, соответственно, быть не должно.

    Если писатель не будет понимать, для какой целевой аудитории пишет, это может негативно сказаться на успехе произведения. Он создаст книгу, которая не будет интересна людям.

    Каким подросткам подходит профессия писатель?

    Профессия писатель рекомендована к освоению тем тинейджерам, которые обладают соответствующими навыками письма. Умеют создавать красивые сочинения, короткие рассказы. А еще, у них есть, что сказать. Главное, чтобы через творчество подобного типа подросток хотел донести определенные мысли до аудитории.

    В профессии писатель есть и графоманы – люди, которые пишут много и часто. Но не обладают талантом к созданию произведений. Поэтому их книги зачастую неинтересны людям. Поскольку им нечего сказать читателю.

    Если у подростка есть талант к писательству, то люди это заметят. С радостью приобретут его книгу. И будут наслаждаться великим произведением, которое ему удалось создать.

    При этом, иметь врожденный талант для работы писателем подростку будет недостаточно. Чтобы только лишь с помощью него создавать великие произведения, нужно быть гением. В остальном решают профессиональные навыки, которые тинейджеру предстоит приобрести в университете.

    Также, подростку стоит понимать, что писательство – полноценная работа. Если он хочет, чтобы книга приносила ему прибыль, необходимо постараться. И освоить следующие навыки:

    1. Усидчивость. Подростку нужно забыть о словах: “У меня нет вдохновения”. В писательстве подобная отмазка не работает. Чтобы зарабатывать деньги, тинейджеру необходимо будет работать каждый день. В соответствии с придуманным графиком. Писать по несколько десятков страниц в день. Чтобы справляться с работой в срок.
    2. Наблюдательность. Когда подросток будет гулять по улице, он должен подмечать любые интересные детали. Некоторые из них ему в дальнейшем удастся вставить в свою книгу. Дополнить ее. И сделать так, что читать произведение станет более интересно, чем до вставки деталей.
    3. Самоконтроль. Подростку предстоит регулярно вносить корректировки в написанный им текст. Если он не будет стрессоустойчивым, то не сможет делать это. Поскольку будет злиться от необходимости вносить правки.

    Помимо этого, подростку предстоит читать огромное количество книг других авторов. Как современников, так и классиков. Также, тинейджеру будет необходимо интересоваться общественной жизнью разных людей. И даже политикой. Все эти темы могут вдохновить его на создание нового произведения.

    Сколько зарабатывают писатели?

    Крупные, известные писатели, которые регулярно создают книги, становящиеся бестселлерами, зарабатывают очень крупные суммы. Соответственно, их гонорары являются секретными. С каждым новым издательством они могут работать по большей цене, чем с предыдущим. В зависимости от роста их популярности.

    Также, у писателей есть способы для дополнительного заработка. Авторы всех уровней регулярно организовывают встречи с фанатами. Там они читают свои книги. Дают людям автографы. А также отвечают на разнообразные вопросы.

    Новички-писатели проводят подобные встречи бесплатно. Крупные авторы организовывают их за деньги и даже продают билеты. Бесплатно попасть на мероприятие известного писателя невозможно.

    Также, авторы могут получать заработную плату и за выпущенные книги. Здесь есть три формата работы:

    1. Так называемые “Чернорабочие”. Подобные авторы специализируются на ведении личных страниц общественных деятелей и политиков в интернете. В данном случае они выполняют работу журналистов.
    2. Писатели книг. Специалисты этого спектра пишут книги. Одни – под своим именем. Другие создают тексты для другого человека, который публикует книгу под собственным авторством. За произведение, тираж которого составляет 11 тысяч экземпляров, писатель получает гонорар размером 70 тысяч рублей.
    3. Крупные авторы книг. Зарабатывают огромное количество денег потому, что работают с издательствами. Пользуются популярностью у читателей. А их книги покупают сразу же после того, как они попадают на полки книжных магазинов. В больших тиражах. Добиться успеха и стать крупным писателем можно благодаря рекламе и работе маркетологов. Обычно от них зависит то, сможет ли писатель стать известным на всю страну или нет.

    Если подросток идет учиться на писателя, то в будущем рекомендуем ему стать либо автором блога общественного деятеля, либо непосредственным писателем. В первом случае он будет гарантированно получать высокую заработную плату. Регулярно и без перебоев. А в последнем случае он будет получать деньги в зависимости от популярности его проекта.

    Выбор направления дальнейшей работы остается за подростком.

    На платформе Vikids вы можете:

    История возникновения педагогической профессии

    включайся в дискуссию

    Поделись с друзьями

    1. Какие факторы обусловили возникновение профессии?
    2. Этапы становления
    3. Роль учителя
    4. Великие педагоги

    Сложно переоценить роль педагога — наверняка каждый из нас помнит одного или нескольких учителей, которые оставили яркий след в душе. О том, как появилась эта профессия, и какое место преподаватель занимает в жизни любого современного человека, пойдет речь в нашей статье.

    Какие факторы обусловили возникновение профессии?

    Происхождение педагогики уходит своими корнями в первобытную эпоху. В древнейшие времена, когда у первобытных людей еще не существовало разделения труда, взрослые и юные члены племени на равных участвовали в добыче пропитания. Именно это и составляло единственную цель существования в тот период. Любая передача жизненного опыта была тесно вплетена в трудовую деятельность.

    С самых ранних лет юные члены общины узнавали о методах охоты и собирательства, овладевали нужными умениями. По мере совершенствования орудий труда стало возможным не привлекать к этой работе самых старых, на них была возложена обязанность хранить огонь и присматривать за малышами.

    Именно так и появилась первая группа воспитателей, в нее входили старейшины, единственной задачей которых была забота о подготовке молодого поколения ко взрослой жизни. С развитием цивилизации и общественного сознания в задачи педагогов также вошел вопрос религиозного и нравственного воспитания детей. Со временем люди заметили, что намного проще собрать сразу всех детей общины и вести с ними беседы на самые различные темы, чем обучать их необходимым умениям поодиночке.

    Именно так в Древней Греции и появилась первая школа — ее создателем стал известный ученый Пифагор. Его педагогика обучала детей спортивным дисциплинам, наукам, музыке и медицине.

    Позже школы были открыты по всей Греции, а обучение проводилось уже не на улице, как прежде, а в специально отведенных для этого строениях. Именно так и произошло зарождение педагогики как науки.

    Этапы становления

    Педагогическая деятельность в наши дни представляет собой профессию, целью которой является создание условий для становления гармоничной личности. Работа учителя — это, вне всякого сомнения, тяжелый труд. Однако профессионального уровня это направление достигло далеко не сразу.

    После появления первых школ в Греции стало очевидно, что вести с детьми обучающие беседы способен далеко не каждый взрослый член сообщества, а только тот, который обладает большим багажом знаний и личностными качествами, позволяющими ему объяснять тот или иной вопрос, донести информацию до других людей. Таким образом, в античные времена появилось первое понимание того, что педагогическая деятельность должна выйти на профессиональный уровень, однако, от идеи до ее воплощения прошло много времени.

    Если рассматривать историю в целом, то становление педагогики можно разделить на несколько этапов.

    Допрофессиональный

    Этот период пришелся на ранний этап развития человечества. Дошедшие до нас данные указывают на то, что педагогическая деятельность уже тогда носила осмысленный и разноплановый характер. В то время детей обучали основам земледелия, ремесленной деятельности, собирательства и навыкам пользования лунным календарем.

    С развитием религии функции педагога взяли на себя шаманы и жрецы, а также всевозможные знахари и заклинатели.

    По мере развития общественных отношений появилось специализированное обучение — обязанности педагога взяли на себя специально подготовленные для этого люди, для которых обучение стало основной работой.

    Условно-профессиональный

    По мере развития общества у людей стала появляться частная собственность, это вызывало необходимость смены общественного воспитания семейным. В то время роль учителя на себя брали наемные педагоги или образованные рабы. В ту эпоху произошло развитие письменности, усовершенствовались способы сохранения и передачи информации.

    Это наложило свой отпечаток на технику педагогической деятельности — она обособилась от производственных и религиозных сфер жизни, преобразовалась в словесно-знаковую науку. В этот же период также наметилась тенденция к выделению отдельной когорты учителей, которые занимались образовательной деятельностью в специально отведенных для этого учреждениях.

    Во времена рабовладельческого строя обучение детей стало самостоятельным видом деятельности.

    Во времена Средневековья в Западной и Центральной Европе произошло резкое отторжение античного наследия и полное подчинение процесса обучения христианской доктрине. Это привело к существенному понижению общего образовательного уровня. Причина такого явления в том, что обучение легло на плечи монахов, не имевших никакого педагогического опыта. В те годы не существовало такого понятия, как урок, и дети изучали все сразу — одни ученики заучивали буквы, другие – слоги, третьи учились считать и т. п.

    Постепенно в обществе началось понимание того, что такая система «не работает», и образование должно выйти на другой уровень. Именно поэтому в городах начали открываться цеховые школы, а в XII-XIII вв. появились первые университеты, преподавание в которых осуществляли известнейшие ученые того времени. Это, в свою очередь, привело к нехватке учителей. Возникла необходимость во введении классно-урочной системы в школах, а в университетах — лекционно-семинарской. Это нововведение обеспечило более рациональное использование времени учителя и привело к существенному повышению качества образования.

    Профессиональный

    По мере развития общества существенно расширился круг задач педагога. Это постепенно привело к выделению отдельных педагогических специальностей. На данном этапе появилась потребность в создании школы для подготовки самих учителей. XVIII век неслучайно назван эпохой Просвещения – в то время обучение и воспитание стали основными социально-преобразующими факторами общественного развития.

    Профессиональный этап развития педагогики характеризуется довольно широким охватом людей, занятых в этой сфере, сближением образовательной системы с реальной жизнью. Наука того времени закрепила идею всеобщей педагогики, в этот период происходит активный поиск новых форм обучения, а также повышение социального статуса учителя и постановка перед педагогикой более важных и сложных задач.

    Современный

    Сегодня учителя в рамках подготовки к профессии получают специальное образование разного уровня, они работают в различных дошкольных, школьных и высших учебных заведениях, а также организациях переподготовки кадров.

    Деятельность любого педагога подчиняется задачам всестороннего развития человека, его адаптации к жизни в социуме и овладения профессиональными навыками.

    Роль учителя

    Учитель в наши дни — это не только профессия, это призвание. Само слово «педагог» известно всем людям — от малышей-пятилеток до глубоких старцев. Учителя во все времена ценились, а их труд рассматривался как ответственный и благородный.

    Учитель выполняет сразу несколько функций:

    • воспитательную — через воспитание учитель оказывает влияние на становление и всестороннее развитие личности, способной адаптироваться в обществе и мире;
    • обучающую — учитель способствует развитию у своих учеников познавательных и интеллектуальных способностей, прививает им тягу к получению знаний, помогает направить полученные знания на достижение той или иной цели;
    • коммуникативную — любое общение педагога и ученика складывается на основе доверительных отношений, учитель постоянно обменивается опытом с коллегами, взаимодействует с родителями;
    • организаторскую — любой педагог должен планировать и координировать учебно-воспитательный процесс, в его задачи входят правильное проведение обучающих мероприятий и вовлечение в них своих учеников;
    • коррекционную — педагог регулярно мониторит и контролирует процесс получения знаний, дает оценку промежуточным итогам и при необходимости корректирует процесс обучения.

    Великие педагоги

    Самыми известными педагогами, внесшими огромный вклад в развитие педагогики, стали следующие личности.

    • Ян Амос Коменский — чешский педагог XVII в., который активно пропагандировал гуманитарную теорию обучения подрастающего поколения. Именно он продвигал идеи всеобщего образования, классно-урочной формы обучения, введения понятия «учебный год».
    • Иоганн Генрих Песталоцци — швейцарский гуманист конца XVIII-начала XIX вв. Сторонник гармоничного развития физических, умственных и нравственных возможностей в общем подходе к обучению.
    • Януш Корчак — известный польский педагог, основоположник доктрины о том, что педагогика должна строиться на основе любви и полного уважения к ученику. Он пропагандировал принцип непохожести детей, повлиявший на систему обучения детей в соответствии с разницей возможностей их понимания.
    • Константин Дмитриевич Ушинский — известный педагог, которого по праву считают отцом русской педагогики. Именно он первый в нашей стране подчеркнул необходимость нравственного просвещения ребенка. Еще одной идеей Ушинского стала теория важности сохранения национальной самобытности. В позапрошлом столетии основным языком преподавания в России был французский — именно Ушинский заявил о необходимости сделать «русские школы русскими».
    • Лев Семенович Выготский. Этот ученый стал основоположником коррекционной педагогики, он выдвинул и обосновал теорию о том, что учитель должен использовать в работе достижения психологии.
    • Антон Семенович Макаренко — идеолог теории интегративности образования. В соответствии с его идеями, человек не является личностью от рождения, поэтому его необходимо воспитывать в коллективе, где он должен учиться отстаивать свою позицию. Его доктрина легла в основу гуманистического образования, требующего уважать любого ученика как человека.
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: