Кратко Иван Царевич и Серый Волк – суть сказки

Краткое содержание «Иван Царевич и Серый Волк»

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 76.

«Сказка о Иване Царевиче и Сером Волке» Жуковского была написана в 1845 году. Произведение наполнено волшебством и народным эпосом. В нем четко прослеживается главная мысль: только честные и порядочные люди заслуживают в жизни лучшей доли.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сказки о Иване Царевиче и Сером Волке». Пересказ произведения пригодится также и при оформлении читательского дневника.

Главные герои

  • Иван Царевич – отважный, смелый юноша, любящий сын.
  • Серый Волк – волшебный волк, который верой и правдой служил Ивану, а после стал его лучшим другом

Другие персонажи

  • Демьян Данилович – могущественный царь, отец Ивана Царевича.
  • Клим и Петр – старшие братья Ивана, подлые, завистливые, безжалостные.
  • Кощей – злой волшебник, которого одолел Иван Царевич.
  • Елена Прекрасная – красивая, нежная, добрая царевна, ставшая женой Ивана.

Краткое содержание

В некотором царстве давным-давно жил «могучий царь, по имени Демьян Данилович» . Было у него три сына: Клим, Петр и Иван. Царь очень гордился своим чудесным садом, в котором росла яблоня с золотыми яблочками. Однажды Демьян Данилович не досчитался яблочек и повелел своим сыновьям отыскать вора. В награду он пообещал выделить половину царства, а после своей смерти – и все царство.

Братья «уговорились Поочередно в сад ходить, и ночь не спать, и вора сторожить» . Вот только Клим и Петр не выдержали, да и уснули на своем посту, и лишь Иван оставался всю ночь бодрым. Он заметил, как яблоней лакомилась Жар-птица. Царевич попытался было поймать волшебную птицу, но она вырвалась, оставив лишь перо.

Узнав об этом, царь Демьян решил «добыть Воровку яблок, чудную Жар-птицу» . Он послал за ней сыновей, пообещав половину царства тому, кто ее достанет. По дороге Иван встретил Серого Волка, который съел его коня, но стал служить царевичу верой и правдой. Он привез Ивана к огражденному саду, в котором жила Жар-птица, но наказал ни в коем случае не трогать ее клетку.

Царевич позабыл о наставлении Серого Волка и взял клетку. Тут же «громкий поднялся звон, и сторожа проснулись, и в сад сбежались» . Они привели Ивана к владельцу сада – царю Далмату. Тот согласился помиловать наглого вора, но только если тот приведет к нему коня Золотогрива, что принадлежал царю Афрону. Серый Волк привез Ивана к Афрону, и велел ни в коем случае не трогать уздечку коня. Иван ослушался его, и был пойман царскими стражниками. Афрон пообещал никому не рассказывать о краже, если Иван привезет ему Елену Прекрасную, дочь царя Касыма.

Серый Волк выкрал из царских чертогов Елену Прекрасную и путем превращений сделал так, что у Ивана осталась и полюбившаяся ему царевна, и Золотогрив, и Жар-птица. На прощание волк дал царевичу совет: «Будь осторожен, люди злы; и братьям родным не верь» . Клим и Петр, увидав, с какими сокровищами вернулся Иван, из зависти убили младшего брата.

Спас Ивана верный Серый Волк, который оживил его при помощи живой и мертвой воды. Он предупредил царевича, что в последний раз служит ему. Волк рассказал, что братья его мертвы, а Золотогрив, Жар-птица и Елена Прекрасная похищены Кощеем. Тайна смерти Кощея была известна лишь Бабе-Яге, и друзья отправились к ней. По дороге Иван хитростью раздобыл у леших скатерть-самобранку, шапку-невидимку и драчун-дубинку.

От Бабы-Яги Иван узнал, что смерть Кащея надежно спрятана: «на острове великом на Буяне есть старый дуб; под этим старым дубом Зарыт сундук, окованный железом; в том сундуке лежит пушистый заяц; в том зайце утка серая сидит; а в утке той яйцо; в яйце же смерть Кощеева» .

Ивану Царевичу удалось преодолеть все преграды на своем пути: победить Кощея, вызволить Елену Прекрасную и вернуться в родное царство. Он обвенчался с Еленой и после смерти отца взошел на престол. Серый Волк стал жить во дворце и пользоваться большим почетом. Он «нянчился с его детьми, сам, как дитя, резвился с ними» , выучил их грамоте, давал ценные наставления. Вскоре после смерти Ивана Демьяновича, скончался и его верный друг и соратник Серый Волк.

Читайте также:
Сочинение Мой лучший друг, как правильно составить характеристику

Заключение

В своем произведении Жуковский не только описывает сказочные события, но также в мягкой форме дает наставления маленьким читателям: прислушиваться к дельным советам, не доверять подлым людям, ценить настоящую дружбу.

После ознакомления с кратким пересказом «Сказке о Иване Царевиче и Сером Волке» рекомендуем прочесть сказку в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Василий Жуковский — Иван-царевич и Серый Волк:
Краткое содержание

Много лет назад «в некотором царстве» жил-был царь Демьян Данилович с сыновьями Климом, Петром и Иваном. Гордостью царя был сад, где с одной яблони каждый год собирали урожай золотых яблочек. Однажды понял царь, что в саду его, когда все спят, хозяйничает вор. Своих детей он попросил поймать воришку. А в награду – половину царства. А после кончины, само собой, все царство целиком.

Решили братья ждать грабителя. В первую ночь старший Клим заснул через полчаса, в следующую – Петр прикорнул через часок. Только младший Иван добросовестно не спал, увидел воришку – блистающую Жар-птицу. Изловить не смог, только перо из хвоста выдрал. Его и предъявил отцу. Удивился царь. И отправил старших сыновей добыть ее, прославиться и заполучить полцарства. А младшего хотел оставить при себе, но Иван отпросился тоже.

На развилке добрый молодец выбрал правую дорогу, которая грозила гибелью не ему, а коню. Мигом выпрыгнул из кустов Серый Волк и загрыз коня. Царевич даже ахнуть не успел. Делать нечего, пошел Иван дальше пешком. А говорящий Волк тут как тут, жалеет доброго царевича, себя вместо коня предлагает.

Домчал он молодца к местам обитания диковинной птицы. Велел птицу взять, а к клетке не прикасаться. Но царевичу вздумалось в клетке домой чудо везти. Мигом «поднялся звон», сторожа «в сад сбежались». Схватили под белы рученьки Ивана, приволокли к царю Далмату. Тот Ивана за эту кражу пристыдил, но велел украсть для него коня Золотогрива у царя Афрона. Тогда и птица отойдет Ивану.

Серый Волк и тут удружил сердечному другу Ивану. Вмиг примчал его на себе в тридесятое царство. Наказал коня увести, а уздечку его не трогать. Но рука царевича сама потянулась за красивой уздечкой. Зазвенел сигнал тревоги. Разом все переполошились. Отвели царевича к Афрону. Тот его пристыдил, но велел украсть «Прекрасную Елену» у царя Касима. Тогда и коня Ивану отдаст – не жалко.

Во весь опор понесся Серый Волк с Иваном на спине. В этот раз выполнение задачи он взял на себя. Выкрал царевну в саду и был таков. И приглянулся Елене Иван, а она – ему. Пожалел влюбленных Волк, обернулся красавицей. С ним, как на грех, и венчался Афрон. А ночью Волк покусал жениха – и был таков!

Принял Волк вид коня с гривой золотой, сбросил с себя царя Далмата – и опрометью кинулся царевича догонять. А на развилке с ним распрощался. Сказал лишь, что зависть – страшное дело, даже братьям лучше не доверять.

И действительно, встретил Иван Клима и Петра на границе своего государства. И пронзили они его, спящего, мечом. И уехали с его добычей к отцу. Серый Волк сцапал ворона, что хотел клевать царевича, точно падаль. Пообещал отпустить, если вороненок за отца доставит мертвой и живой воды.

Оживил Волк царевича, спрыснув волшебной водой, дал коня говорящего вместо себя. Огорошил царевича новостью: царство их захватил Кощей, оба брата убиты, а отец и народ весь спят непробудным сном. А Елена в Кощеевых лапах, но под защитой «талисмана». Только Баба Яга может подсказать, как убить злодея.

По пути, обхитрив леших, завладел Иван скатертью-самобранкой, драчун-дубинкой и шапкой-невидимкой. Вошел в избу к старухе. Удивилась та русскому духу, но гостя приняла. И открыла великую тайну: на острове Буяне, что в Окияне, сундук под дубом с зайцем. А в зайце – утка, а в ней – яйцо. «В яйце же смерть Кощеева».

Добыл Иван яйцо, да вот беда: потонуло оно в море. Тут уж службу сослужила ему щука (он ее однажды на волю выпустил). На сторожа Кощеева замка, двенадцатиголового змея, напустил драчун-дубинку, а сам – прямиком к злодею. Убил Кощея, вместе с невестой вернулся домой. От игры гуслей-самогудов все в нем проснулись. Затеяли свадьбу. Прибыл и Волк, благодетель Ивана, одетый по последней моде. Иван на радостях с ним расцеловался.

Читайте также:
Футуризм в творчестве Маяковского - особенности и основные черты

Стал Иван царем. Волк тоже жил во дворце, играл с царскими детьми, потом научил их читать да считать, да хорошими людьми быть. И описал все приключения Ивана и жизнь свою. После кончины царя и Волка эти записи нашли и напечатали в книге.

Читательский дневник по сказке «Иван-царевич и Серый Волк» Жуковского

Сюжет

У царя Демьяна вор взялся по ночам таскать из сада золотые яблочки. Старшие царевичи проспали воришку, а младший Иван чуть не поймал – это была Жар-птица. За ней отец отправил сыновей, обещал награду. У Ивана на распутье коня загрыз Серый Волк, а взамен «верой и правдой» стал служить царевичу сам.

Вместе добыли они Жар-птицу, коня Золотогрива, Елену Прекрасную. По пути домой злые братья убили Ивана. Только вот их самих убил Кощей, а все царство околдовал сном. С помощью мертвой и живой воды Волк вернул царевича к жизни. Тот выведал у Бабы Яги, что смерть Кощея – в яйце, заполучил его. Прикончил злодея, вызволил невесту, отпраздновал с очнувшейся родней свадьбу. Волка взяли во дворец, там он присматривал за царскими детишками, записал все приключения своей жизни.

Отзыв

Сказка учит быть верным в дружбе, в беде и радости. Тема дружбы человека и животных, волшебных существ. Зло побеждено добром. Тема семьи, любви, подвига. Доброе сердце выручит из любой беды. Следует прислушиваться к мудрым советам, к тем, кто опытнее тебя в жизни.

«Иван-царевич и Серый волк» — читательский дневник по русской народной сказке

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» вошла в состав сборника «Народные русские сказки», составленного А.Н. Афанасьевым. Сборник был впервые издан в 1855-1863 гг.

Описание книги для читательского дневника

Автор: русское народное творчество
Название произведения: «Иван-царевич и серый волк»
Жанр: волшебная сказка
Издательство: ЭКСМО
Год издания: 2010
Количество страниц: 12

Главные герои и их краткая характеристика

Иван Царевич — главный герой, не смог поймать жар-птицу в саду, потом провалил несколько заданий и даже был убит.
Серый волк — благородный и честный. Знает все на свете и ни перед чем не останавливается. Верный друг, и страшный враг.
Царь Берендей — не долго грустил по непутевым старшим сыновьям.
Старшие братья Ивана — ленивые и завистливые, убили брата ради его добычи.

Краткое содержание и сюжет

У царя Берендея некто крал яблоки в саду. Трое братьев пытались найти преступника, но удалось это только младшему сыну Ивану, т.к. он единственный, кто смог не заснуть во время караула. Но не смог он поймать жар-птицу, которая ела золотые плоды, ухватил он только перо из ее хвоста.

Царь успокоился, но через некоторое время отправил сыновей за волшебной птицей. Разъехались они в разные стороны. Иван после долгой дороги решил поспать, а когда проснулся, то обнаружил, что коня его съели. Оказывается, что это был серый волк. Узнал он, куда царский сын направлялся и решил помочь — нанялся к нему на службу.

Знал волк, где жар-птица обитает, привез к крепости царя Афрона. Рассказал, как тихо птицу вынести. Но не послушался Иван, разбудил весь терем. В наказание отправил Афрон Ивана за конём с золотой гривой. Привез его волк у следующей крепости. Дал наставления, как жеребца увести, но Иван сделал всё по-своему и поймал его царь Кусман.

И отправил к царю Далмату за Еленой Прекрасной. Тут уже волк решил сам все сделать. Выкрал царскую дочь и поехали они все вместе к царю Кусману. Но не захотел Иван расставаться с Еленой, поэтому обернулся волк красавицей и его отвел царевич во дворец.

А сам Иван и Елена поехали на коне дальше. Волк с царём свадьбу сыграли и он перекинулся обратно в свой облик. Царь испугался, а волк побежал нагонять царевича. Догнал и узнал, что и коня не хочет Иван отдавать. Обернулся волк конём. Отвел его царевич к царю Афрону, а сам поехал с Еленой дальше.

Читайте также:
Стихи на 9 мая - о войне до слез советских поэтов, о героях России

Царь хотел прокатиться на коне, а перед ним уже волк стоит. Испугался Афрон, а волк побежал догонять Ивана. Попрощались друзья, царевич поблагодарил волка за службу. Но тот ответил, что не последний раз он царевича выручил. Иван с Еленой поехали ко дворцу, но решили отдохнуть и поспать. В это время обнаружили их старшие братья, позавидовали Ивану и убили брата, а добычу себе взяли.

Волк прибежал на помощь, поймал ворона с птенцов и отправил его за живой и мёртвой водой, пока вороненок у него побудет. Прилетела птица с волшебной водой и смог волк воскресить Ивана. Поехали они за братьями, догнали и поквитались с ними. Приехал Иван к отцу и всё рассказал. Царевич с Еленой свадьбу сыграли.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея. Сыновья отправляются в путь, коня Ивана съедает Волк. Иван не мог украсть жар-птицу, его послали за конем. Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной. Волк помогает добыть Елену Прекрасную. Братья убивают Ивана, Волк его оживляет, счастливый финал — свадьба Елены и Ивана.

План пересказа

  • Похититель яблок.
  • Встреча с серым волком.
  • Кража жар-птицы.
  • Кража коня.
  • Кража Елены Прекрасной.
  • Волк и царь Кусман.
  • Волк и царь Афрон.
  • Завистливые братья.
  • Свадьба.

Основная мысль

Верный друг никогда не предаст и всегда поможет. Если кто-то тебе один раз помог, то ты ему тоже помочь должен.

Чему учит

Сказка учит помогать тем, кто когда-то помог тебе. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым.

Отзыв и что понравилось

Сказка мне очень понравилась. Особенно мне нравится Серый волк, который является главным героем этой сказки. Он фактически делает за Ивана всю работу, учит того и спасает от всех опасностей. Волк в этой сказке благородный и добрый, но если кто-то поступает нечестно, то он может и наказать. В этой сказке много приключений и счастливый конец.

Вывод и мое мнение

Пословицы

  • Долг платежом красен.
  • Без друга сирота, а с другом семьянин.
  • Дорога помощь вовремя.

Признаки волшебной сказки

  • Волшебное существо — жар-птица
  • Волшебный помощник — Серый волк
  • Путешествие и задания главного героя
  • Троекратные повторы — три сына, три задания.
  • Зачин и концовка.

Словарь новых и незнакомых слов

Похитник — вор, похититель.
Чудится – кажется.
Пригорюнился – опечалился.
Терем — красивый дом, царский дворец.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как Серый волк притворился Еленой Прекрасной и напугал царя Кусмана. Тот думал увидеть симпатичное личико красивой девушки, а увидел в кровати морду волка.

Летят мои кони… Повесть о своём времени

Повествование ведётся от лица автора и основано на его биографии.

Автор сравнивает свою жизнь с ярмаркой. В его душе ещё жив праздник, но он уже возвращается с этой ярмарки, и между его желаниями и возможностями уже «начала вырастать стена».

Чувства автора притупились, и каждый прожитый день становится кирпичиком «между „хочу“ и „могу“». Всё, что автор приобрёл на ярмарке, умещается в его сердце. Теперь ему осталось лишь подвести итоги и перебрать накопленные сокровища-воспоминания.

Родился автор в древнем городе Смоленске. Выросший на берегу Днепра — вечной границе между Востоком и Западом — Смоленск стал последним убежищем людей самых разных национальностей, которые оседали здесь «в виде польских кварталов, латышских улиц, татарских пригородов, немецких концов и еврейских слободок».

И Смоленск был плотом, и я плыл на этом плоту среди пожитков моих разноплемённых земляков через собственное детство.

Автор вспоминает комнату, где жила семья Васильевых и собирались на чаепитие подруги его бабушки — еврейка, полька и немка.

Автор с любовью вспоминает родной город, и ему грустно, что он меняется со временем. Теперь Смоленск его детства кажется автору вместилищем Добра, когда каждый был готов помочь ближнему.

Читайте также:
Мертвые души - краткое содержание по главам, история создания

Во дворе дома, где жил автор, рос огромный, вековой дуб, под которым маленький Боря играл со своими друзьями. Однажды его первая учительница отвела класс к этому дубу и назвала дерево самым старым жителем города. Прикоснувшись к дубу, автор ощутил «вечно живую теплоту Истории».

Много лет спустя автор встречался с молодыми учёными в городе настолько молодом, что в нём не было даже кладбища. Учёные гордились этим и считали, что в век научно-технической революции история не нужна — она ничему не может научить. А автор увидел лишь «город без кладбища и людей без прошлого».

История ‹…› спасает нас от спесивой самоуверенности полузнайства.

Автор вспоминает историю Смоленска, неразрывно связанную с историей России.

Однажды городские власти осушили старинный крепостной ров. Мальчишки начали раскапывать вековые залежи ила и нашли в нём множество разного оружия — от татарской сабли до пулемётной ленты.

Мать автора была больна чахоткой, и врачи настаивали на немедленном прекращении беременности, но женщина последовала совету доктора Янсена и вопреки всему родила сына. Сутулый и худощавый доктор Янсен лечил чуть ли не половину Смоленска и стал для людей не только врачом, но и советчиком.

Святость требует мученичества — это не теологический постулат, а логика жизни.

Жители Смоленска считали доктора Янсена святым, и погиб он как святой — задохнулся в канализационном колодце, спасая упавших туда детей. У могилы доктора стояли на коленях и христиане, и мусульмане, и иудеи.

Возвращаясь с ярмарки, автор задаётся вопросом, зачем человеку столько энергии — и духовной, и физической — при такой недолгой жизни. Физика пятого и шестого классов не открыла Борису этот секрет, и он спросил у отца. «Для работы», — ответил тот, и эти слова «определили весь смысл существования» автора. Наверное, и писателем он стал потому, что верил «в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда».

Отец Бориса был кадровым военным, красным кавалерийским командиром. Несмотря на годы войны, он не потерял способности восторгаться прекрасным — природой, музыкой, литературой — и привил эту способность сыну. А вот о необходимости и красоте труда он не рассуждал, а просто работал аккуратно и скромно.

Ведь работать, не крича о собственном трудовом рвении, столь же естественно, как есть не чавкая.

Семья автора — двое детей, мама, бабушка и тётя с дочерью — жила на паёк отца и его небольшую зарплату, поэтому Борис с детства привык работать на небольшом огороде у дома. Он до сих пор не понимает, как можно отдыхать, сидя неподвижно и глядя «в полированный ящик на чужую жизнь», ведь его родители, даже отдыхая, что-то мастерили или чинили.

Не может понять автор и «жажду приобретательства», овладевшую современным человеком. В его семье «господствовал рациональный аскетизм»: посуда существовала, чтобы с неё есть, а мебель — чтобы на ней спать, одежда — для тепла, а дом — для жизни. Всю жизнь отец автора ездил на единственном «личном транспорте» — велосипеде.

Единственным «излишеством» в семье Васильевы были книги. Из-за профессии отца Васильевы часто переезжали, и обязанностью маленького Бори была упаковка книг. Он становился на колени перед ящиком с книгами, и ему кажется, что он до сих пор стоит на коленях перед литературой.

Автор вспоминает, что в Смоленске его детства самым распространённым транспортом были ломовые лошади. Ещё раз с лошадьми Борис повстречался через десять лет, когда «выбрался из последнего своего окружения и попал в кавалерийскую полковую школу». Лошадь, на которой он учился, ранило во время авианалёта, и командир эскадрона пристрелил её из милосердия.

В те времена животные были помощниками человека. Автору неприятно, что сейчас они превратились в домашних любимцев и стали живыми игрушками.

У детей старого Смоленска не было большего удовольствия, чем прокатиться зимой на ломовом извозчике. Машин в городе почти не было. В начале 30-х годов штаб, где служил отец автора, списал в утиль три старые машины. Отец Бориса отремонтировал их и создал клуб любителей автодела. С тех пор автор целые дни проводил в старом каретном сарае, где расположился автоклуб.

Читайте также:
Образ Бэлы в романе Герой нашего времени - характеристика героини

В автоклубе всегда стояла бочка с бензином, а освещался он керосиновой лампой. Однажды Боря нечаянно раздавил лампу ногой, и бочка загорелась. Рискуя жизнью, отец выкатил бочку из сарая, где она и взорвалась. Никто не пострадал, а отец обозвал Бориса «шляпой» — это было единственное его ругательство, произносимое с разными интонациями.

Каждое лето семья Васильевых выезжала за город на отдых. Отец мог взять машину из клуба, но никогда не позволял себе этого. А ведь не каждый отец устоит перед соблазном прокатить на служебной машине сына в том возрасте, «когда ещё только формируются „можно“ и „нельзя“».

В путешествия отец и сын пускались на велосипедах. Иногда автору кажется: отец не брал машину «с единственной целью: показать, что путь между двумя точками не всегда полезно соединять беспощадной прямой».

Идеализировать своих родителей куда естественнее, чем строго реалистически подсчитывать их недостатки.

Автор вспоминает голодные со впавшими щеками лица своих сверстников. Борис в те послевоенные времена считался счастливчиком — его отцу выдавали хороший паёк и обед для всей семьи два раза в неделю. С тех пор автор никогда не ест на улице — боится увидеть голодный взгляд.

Борис Васильев сравнивает жизнь с горбатым мостом. До середины человек поднимается, не видя будущего; на самой высокой точке оглядывается и переводит дух, а потом начинает спускаться и теряет из виду своё детство. На другом берегу человека встречает старость, там он только незваный гость.

Старость только тогда имеет право на уважение, когда молодость нуждается в её опыте.

Автор родился на стыке двух эпох и видел, как умирала Русь вчерашняя и рождалась Русь завтрашняя, как рушилась старая культура и создавалась новая. Он вырос в «климате праздника», когда ни о чём не думают и не жалеют.

Отец, бабушка и мать автора принадлежали старой, умирающей культуре. Они передали Борису нравственность вчерашнего дня, а улица воспитала в нём нравственность дня завтрашнего. Это двойное воздействие «создало тот сплав, который так и не смогла пробить крупповская сталь».

Особенно сильно повлияла на воспитание Бориса его бабушка, бывшая актриса, легкомысленная фантазёрка с детской душой. Она не обращала внимания на бытовые трудности и часто разыгрывала с внуком плавание Христофора Колумба, построив корабль из кровати и обеденного стола.

Одно время отец Бори увлекался копированием картин. Стены квартиры Васильевых были увешаны копиями «Ивана-царевича на Сером Волке», «Алёнушки», «Богатырей». По вечерам бабушка выбирала одну из картин, сочиняла увлекательную сказку, и картина для мальчика словно оживала.

Бабушка работала билетёршей в кинотеатре. Благодаря этому Боря видел все новинки тогда ещё немого кино. Он относился к фильму, как к канве, по которой «вышивал» свою собственную историю.

Перед своей смертью в 1943 году бабушка, уже долго никого не узнававшая, спросила о внуке, но Борис в это время был на войне.

О маме автор пишет сдержанно. У этой строгой женщины была нелёгкая жизнь. Во время Гражданской войны бойцы решили обеспечить жену красного командира Васильева работой и питанием, но военные чиновники «обеспечили» её работой в инфекционном бараке, где она заболела оспой. Болезнь прошла в лёгкой форме, оставив на лице матери оспинки — память о Гражданской войне. Мама Бориса пережила отца на десять лет. Она дала сыну многое, но он до сих пор не может представить её молодой.

Учился Боря «огорчительно», потому что часто менял школы и не был усидчив. Его спасала хорошая память и «изрядный запас слов». Мальчик забалтывал учителей, рассказывая всё, что знал. Мешала Боре учиться и его «пагубная страсть» к чтению. Прочитанное он пересказывал беспризорникам, упиваясь своей властью над ними.

Я на практике познал то, что много позднее вычитал у Ницше: «Искусство есть форма властвования над людьми. ».

В семье Васильевых часто читали вслух, но не приключенческую «литературу низкого пошиба», которой увлекался Боря, а русскую классику. С детства автор усвоил, что «кроме литературы, которую пересказывают в подвалах, существует и литература, которую, образно говоря, читают, сняв шляпу». Он прочёл множество исторических романов, и литература с историей тесно переплелись в его сознании. Сейчас, уезжая с ярмарки, автор не может понять, как можно не любить и не знать родную историю.

Читайте также:
Размазня - краткое содержание рассказа Чехова, основная мысль

На смену приключенческой литературе пришла замечательная серия «ЖЗЛ», благодаря которой Боря научился преклоняться перед героями. К этой серии его приохотил отец. Он же принёс сыну стопку старых карт, на которых тот отмечал маршруты знаменитых мореплавателей. Так автор изучал географию, а военное искусство постиг, рисуя на топографических картах схемы великих битв. В классе восьмом он уже читал «взахлёб» исторические труды и хотел стать историком, но так и не стал им.

Мы не стали мужьями, отцами, дедами. Мы стали ничем и всем: землёй. Потому что мы стали солдатами.

Война стала «обугленным листком биографии» Бориса Васильева.

В седьмом классе автор учился в одной из школ Воронежа. Там ему очень повезло с учительницей русского языка и литературы Марией Александровной Моревой. Она помогла ребятам создать литературный журнал. Вместе с лучшим другом, поэтом Колей, автор строчил приключенческие рассказы, подписывая их броским псевдонимом «И. Зюйд-Вестов» — у Бориса в то время «была склонность к трескучим фразам». Много позже автор дал Колино имя герою своего романа «В списках не значился».

В той же воронежской школе автор стал членом драмкружка. Юные актёры успели сыграть лишь один спектакль, после чего кружок распался. Затем учительница немецкого языка предложила ребятам поставить спектакль «про шпионов», который имел неожиданный успех. Пьесу увидел знаменитый воронежский актёр и пригласил Бориса на репетицию «Гамлета». С этого и началась любовь автора к театру.

Автор относит себя к поколению, потерявшему юность.

Молодость — богатство старости. Её можно растранжирить на удовольствия, а можно и пустить в оборот.

Автор вспоминает, как летом 1940 года он в составе комсомольской бригады собирал урожай в донской станице. Тогда он не подозревал, что год спустя окажется в окружении среди смоленских лесов, и, вместо того, чтобы стать юношей, станет солдатом.

Однажды на пленуме Союза кинематографистов автор объявил вредными все учебные заведения, где учат писать сценарии. Он и сейчас считает, что учиться на киносценариста нужно только приобретя собственный жизненный опыт. Без опыта такое обучение превращается в «выращивание гениев на клумбе», и никакие творческие командировки здесь не помогут.

В 1949 году, когда автор работал инженером-испытателем на Урале, к ним на завод приезжала группа писателей. Комсомольцы тщательно готовились к встрече, поскольку считали писателей самыми проницательными в мире людьми. Сейчас автор знает, что писатель не наделён сверхъестественной наблюдательностью. Он вглядывается только в себя и лепит героев по своему образу и подобию.

Отец автора всегда считал, что сын пойдёт по его стопам и тоже станет кадровым военным. Борис и сам в это верил, и после войны и окончания военной академии долго работал испытателем колёсных и гусеничных машин. Но вскоре он написал пьесу «Танкисты», которую согласились поставить в Центральном театре Советской Армии. На волне успеха автор демобилизовался, чтобы «заняться литературной деятельностью».

Пьесу автора так и не показали. Он пытался писать сценарии, пока не понял, что драматургия — не для него. Свет увидела только одна из написанных им пьес. Всё это нелёгкое время Борис практически ничего не зарабатывал, жил на скромную зарплату жены, но не унывал.

Я всегда верил в собственную мечту исступлённее, чем в реальность, и не продал этой веры на ярмарке, с которой сейчас возвращаюсь.

Затем автор попал на сценарные курсы при главкино, где платили небольшую стипендию. Так Борис попал в кино и познакомился со многими именитыми актёрами и киносценаристами. Однако вскоре выяснилось, что автор не умеет «кинематографически мыслить и даже записывать». Всё, что он писал, было только «плохой литературой».

Автор разуверился в своих способностях. Некоторое время он зарабатывал на жизнь, сочиняя тексты для киножурналов и телепередач. Даже напечатался впервые он не как писатель, а как составитель сценариев для КВН.

В это время автор с женой много путешествовал по Советскому Союзу. Однажды Борис Васильев попал в Брестскую крепость, где и возник замысел его романа «В списках не значился».

Впервые мечта обрела почву, конкретность, пафос, трагизм. Мечта начинала превращаться в мысль, будоражила, вместо того чтобы убаюкивать, лишала сна, тревожила и — злила.

А свою первую повесть автор написал, работая матросом на катере, курсирующем по одному из притоков Волги. В полном соответствии с Зюйд-Вестовым, повесть была названа «Бунт на Ивановом катере», но в журнале её назвали проще — «Иванов катер». С «трескучим» стилем Зюйд-Вестова автору пришлось долго бороться.

Читайте также:
Образ дороги в поэме Мертвые души - символический образ

Делать то, что лучше всего умеет — писать литературные произведения — Бориса Васильева заставила обида: его не выбрали делегатом на съезд кинематографистов, а затем разгромили его повесть на редколлегии журнала. Он просто решил доказать, что тоже чего-то стоит, и начал писать. Автор признаёт, что без этого разгрома он не написал бы свои лучшие романы, не попал в журнал «Юность» и не познакомился с Борисом Полевым.

В конечном счёте всё самое хрупкое — например, любовь, дети, творчество — рабы слепого случая. Закономерности действительны только для больших чисел.

Отец автора умер в 1968 году, так и не дождавшись успеха сына. Это тихий, интеллигентный человек, остаток жизни проживший на даче под Москвой, старался никому не помешать. Он умер, ни разу не пожаловавшись на мучившую его боль.

Как писателя Бориса Васильева признали только через год после смерти отца. Его писательская зрелость выразилась в том, что он, наконец, понял, о чём должен писать.

С тех пор было много успехов, по романам автора снимали фильмы, ставили спектакли. Было много встреч и интересных знакомств. Всё это автор везёт с ярмарки и жалеет только, что не сбылась его давняя мечта — не удалось ему немного отдохнуть, уж очень быстро летят его кони.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание повести Васильева «Летят мои кони»

Многие писатели рассказывали в работах о своем детстве и юношестве. Автобиографические произведения можно найти и у Бориса Васильева. О собственном взрослении он рассказал в повести «Летят мои кони». Краткое содержание знакомит с основными событиями сюжета. В тексте автор показал важность взросления, влияние среды на становление личности и формирования жизненных ценностей.

  1. Действующие лица
  2. Детство Бори
  3. Процесс взросления

Действующие лица

Главный герой произведения — Борис. Он стал писателем, в детстве отличался любознательностью и добротой. Он жил в Смоленске, стоявшем на Днепре. Мальчик гордился своим городом. В его семью входили:

  • мама — сдержанная, строгая и спокойная женщина;
  • папа — уравновешенный и аскетичный мужчина, военный;
  • бабушка — веселая и авантюрная женщина, немного легкомысленная.

Есть в повести и другие персонажи. Доктор Янсен спас маму Бори. Женщина заболела чахоткой, и только врач отговорил ее от аборта. На главного героя оказала влияние учительница русского языка и литературы — Морева Мария Александровна.

Если провести анализ повести, то можно увидеть становление писателя Бориса Васильева. Признание пришло к нему только после смерти отца. Автор сравнивает свою жизнь с ярмаркой и уже очень быстро скачут кони его жизни. Не все успевает он воплотить в жизнь.

Детство Бори

Главный герой родился в Смоленске. Его ранние года пришлись на НЭП, поэтому его родители жили бедно. В магазинах были разные товары, но люди не всегда могли что-то купить, поэтому чаепитие часто было скудным. К столу подавали:

  • колотый сахар;
  • черный хлеб;
  • бабушкино печенье из ржаной муки.

Воспитанием Бори занималась бабушка и дедушка. Его научили читать, дружить со всеми, невзирая на национальность. На Покровской горе обитали венгры, татары, евреи и другие народы. Мама Бори прививала ему бытовой интернационализм. Она же рассказывала о том, что людей нужно делить на порядочных и непорядочных. Национальность в этом не играет никакой роли.

В 1936 году власти осушили городской канал. На дне в иле оказалось большое количество огнестрельного и холодного оружия. Дети с удовольствием копались в грязи и искали себе трофеи. Не стал исключением и Боря. Он нашел сломанную саблю, штык, а также бердан без приклада.

Читайте также:
Собакевич - характеристика героя, жизненные цели, любимые занятия

Особенно сильно жители Смоленска любили доктора Янсена. У него не было научных степеней и наград, но это не помешало ему вести врачебную деятельность. Многих людей он спас. В том числе и маму Бори. Когда она заболела чахоткой во время беременности, все уговаривали ее сделать аборт. Но доктор отговорил от этого и сказал, что роды — великое чудо. Сам доктор погиб, когда спасал из канализационного люка детей.

Семья главного героя существовала на зарплату отца, поэтому вела скромный образ жизни. Все вместе они возделывали огород. После такого аскетизма у Бори выработалось презрение к жажде потребительства и безделью. Но у родителей мальчика была одна страсть — книги. Их покупали и бережно читали.

Процесс взросления

Боря жил насыщенно и целыми днями пропадал на улице. Зимой дети любили прицепиться к саням и так ехать. Лошади быстро неслись по улицам и тащили за собой ребятишек. Летом Боря с отцом возвращались с ярмарки, и тогда мальчик спросил у папы, зачем людям столько энергии. Военный немного подумал и ответил, что для работы. С тех пор Боря уяснил важную вещь — каждый день нужно проводить в действиях.

Во времена детства главного героя лошади были средством передвижения. На одной мальчик учился ездить верхом. Уже во взрослом возрасте герою было неприятно видеть, что лошадь стала игрушкой и декоративной зверушкой.

В 30-х годах в Смоленске списали три машины в утиль. Так организовали автоклуб. Однажды Боря случайно задел керосиновую лампу, она упала в бочку с бензином. Чудом отец мальчика смог ее выкатить на улицу, где она и взорвалась.

Летом семья Бори отправлялась на дачу. Отец и сын отправлялись в путь на велосипедах. Герой рос в мире, где произошло столкновение двух эпох, и он видел, как кардинально все менялось. Родители и бабушка много сил отдали на воспитание достойного члена общества. Им удалось это сделать.

В школе он учился средне, активно участвовал в жизни класса, занимался в разных кружках. После окончания войны Боря отправился на работу испытателем колёсных и гусеничных машин. Но его мечты были связаны с написанием книг.

Первая работа писателя «Танкисты» была поставлена в театре, и она сразу стала популярной. Поэтому Борис решил закончить военную карьеру. Путь к славе был очень долгим, наполненным разочарованием, но юноша упорно следовал плану. Отец героя не дожил до этого момента. Тихий и интеллигентный человек до последнего скрывал свою боль. После этой трагедии Боря понял, о чем именно нужно писать.

Краткое содержание «Летят мои кони»

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 128.

Повесть «Летят мои кони» Васильева была написана в 1982 году. Произведение носит автобиографический характер и описывает детские и юношеские годы писателя, его становление как личности. Борис Васильев не только предается воспоминаниям, но и размышляет над многими важными вопросами, рассуждает на жизненные темы.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Летят мои кони» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

  • Борис – писатель, который в детстве был любознательным, добрым, творческим мальчиком.

Другие персонажи

  • Мать – строгая, сдержанная, спокойная женщина.
  • Отец – военный, очень уравновешенный, аскетичный мужчина, человек слова и дела.
  • Бабушка – веселая, авантюрная женщина с богатой фантазией, в прошлом актриса.

Краткое содержание

Автор родился в Смоленске, стоявшем «на Днепре, вечной границе между Русью и Литвой» . Он гордился своим родным городом, у которого была богатая история. Детство Бориса пришлось на времена НЭПа, когда лавки ломились от товаров, но у его родителей не было «денег на эти товары» . А потому во время чаепития за столом были лишь «колючий колотый сахар, черный хлеб и бабушкино печенье из ржаной муки» .

Читать Борю научила бабушка, которая втолковывала мальчику, что «не так важно, как говорить, а важно, что говорить» . Жили они на Покровской горе, возле огромного дуба, «под сенью которого мирно уживались русские и поляки, евреи и цыгане, татары и венгры» . Мама Бори, строгая и сдержанная женщина, прививала сыну «великое чувство повседневного бытового интернационализма» . В их семье не было принято делить людей на поляков, русских или эстонцев, а только на порядочных и непорядочных.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Что значит быть гражданином своей страны?» 🖊 определение и значение, рассуждение о позиции человека, примеры законопослушного человека

Летом 1936 года городские власти решили осушить остатки крепостного рва. Когда все было сделано, «полутораметровый слой вонючего ила оказался битком набитым холодным и огнестрельным оружием» . Это место оказалось настоящим Клондайком для местных мальчишек, которые целыми днями ковырялись в грязи, несмотря на кровожадных пиявок и укусы насекомых. Боре «досталась русская бердана без приклада, австрийский штык, сломанная офицерская сабля, почти целая пулеметная лента и великое множество самых разнообразных патронов» . Увлекательные раскопки стали своеобразным уроком истории для мальчика.

Большую роль в жизни Бори сыграл доктор Янсен. Мать мальчика во время беременности заболела чахоткой, и все родственники и медицинские светила Смоленска уговаривали женщину избавиться от плода. Лишь доктор Янсен убедил мать Бори, что «роды — великое чудо. Может быть, самое великое из всех чудес» . Этому чудесному доктору Борис был обязан своим появлением на свет. Это был очень добрый, отзывчивый человек, не отмеченный «ни званиями, ни степенями, ни наградами» , но бесконечно любимый всеми жителями Смоленска.

Большая семья Бори, состоящая из двоих детей, родителей, бабушки, тети и ее дочери «жила на паек отца и на его более чем скромную командирскую зарплату» . Возле дома был огород, и каждый член семьи там каждый день работал, ведь это был «хлеб насущный» . Вынужденный аскетизм на всю жизнь привил Борису презрение к безделью и жажде потребительства. В доме были только самые необходимые вещи, которые постоянно чинились и переделывались, и среди них было лишь одно «излишество» – книги.

Боря целыми днями пропадал на улице, слоняясь с мальчишками по городу. Особую радость для детворы представляло катание зимой на ломовых извозчиках. Прицепившись к саням, мальчишки неслись во всю мочь – «сани мягко скользили по укатанному снегу, морозный ветер холодил лицо, радостно фыркала лошадь, и жизнь и ощущалась, и в самом деле была праздником» .

Воспитанием Бори в основном занималась бабушка, женщина с богатой фантазией. В прошлом она была актрисой, и всегда могла предложить внуку интересную, увлекательную игру или воссоздать любимые сценки из книг. Отец же привил сыну любовь к искусству, а учительница литературы пробудил в нем интерес к книгам.

Отец мечтал о том, чтобы Боря продолжил его дело и выбрал карьеру военного. Поначалу так и было, но в возрасте двадцати трех лет Борис написал свою первую пьесу «Танкисты», получил одобрение театрального руководителя и вышел в отставку «в связи с желанием заняться литературным трудом» .

Заключение

Произведение Васильева описывает процесс взросления, отношения в семье, влияние близкого окружения на становление личности подрастающего ребенка, формирование жизненных ценностей и взглядов.

После ознакомления с кратким пересказом «Летят мои кони» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Летят мои кони» — краткое содержание повести Б. Васильева

Одно из самых известных автобиографических произведений Бориса Львовича Васильева — «Летят мои кони». С кратким содержанием повести и ее главными героями школьники знакомятся в старших классах по внеклассному чтению. Автор рассказывает о своей молодости, которая проходила в военное время, о становлении личности.

Начало истории

Рассказчик появился на свет в Смоленске, который раскинулся на берегу Днепра — вечной границе между Русью и Литвой. Он любит и очень гордится своим городом, у которого интересная и богатая история. Юность Васильева прошла во времена НЭПа, когда прилавки ломились от всевозможного товара, продуктов и всякой всячины. Правда, денег в его семье на покупки не было. Собственно, поэтому их чаепитие проходило с «колючим колотым сахаром, куском черного хлеба и бабушкиным печеньем, испеченным из ржаной муки».

Основное воспитание мальчику дала его любимая бабушка. Женщина обучила Бориса чтению, письму. Она с детских лет объясняла внуку, что абсолютно не важно, как ты говоришь, важно, что именно.

Их дом стоял на Покровской горе, а во дворе рос огромный дуб.

В соседях были разные национальности:

  • цыгане;
  • татары;
  • евреи;
  • поляки;
  • венгры.
Читайте также:
Стихи на 9 мая - о войне до слез советских поэтов, о героях России

Все жили дружно и мирно. Строгая мать Бори с юности прививала сыну бытовой интернационализм, говорила о равенстве, поэтому он никогда не разделял людей на русских и нет. Для него существовали только порядочные и непорядочные граждане.

В 1963 году местное правительство решило избавиться от крепостного рва, поэтому рабочие его просто осушили. В результате на дне канавы было обнаружено огромное количество холодного и огнестрельного оружия. Местная ребятня после этого дни напролет ковырялась в вонючем иле и грязи в поисках боеприпасов. Детям не мешала ни мошкара, ни комары, ни пиявки.

Борис в итоге стал обладателем:

  • русской берданы, правда, у нее отсутствовал приклад;
  • австрийского штыка;
  • поломанной офицерской сабли.

Также в числе его находок была пулеметная лента и целая сумка всевозможных патронов. Эти раскопки были для мальчугана вроде своеобразного урока истории.

Развитие событий

В судьбе маленького Бориса важную роль сыграл доктор Янсен. У мамы, когда еще вынашивала ребенка, была диагностирована чахотка. Многочисленная родня и врачи настоятельно рекомендовали, чтобы она избавилась от плода, но женщина была настроена категорично, она оставила малыша.

Только доктор Янсен был на ее стороне и оказывал беременной всяческую поддержку и помощь. За это его и любили граждане города, и с любыми болячками спешили к нему на прием. Это был добрый, скромный и отзывчивый старик.

Многочисленное семейство Бори, которое состояло из двух несовершеннолетних детей, мамы с папой, бабушки и тетки с дочкой, питались на паек папы, а также на его офицерскую зарплату.

Также не помереть с голоду помогал огород, который располагался возле дома, за ним по очереди ухаживали все члены семьи. Трудное и голодное детство навсегда привили Васильеву желание работать, он не любил бездельников и потребителей. В доме не было лишних вещей, мебель постоянно чинили, а вещи штопали и перешивали. Единственной отрадой мальчика были книги.

Зимой Борис целыми днями пропадал на улице, он катался с горки и на ломовых извозчиках — это было его любимым развлечением. Ребятня цеплялась к санкам, кони неслись во всю мочь, а морозный ветер холодил лицо. Для детей подобная забава была настоящим праздником.

Отец желал, чтобы сын пошел по его стопам, продолжил семейную династию и стал военным. Он указывал ему на аргументы и перспективы службы. Впрочем, сын исполнил мечту родителя, но любовь к книгам взяла вверх.

Вскоре он ушел в отставку, а уже в 23 года Васильев написал свое первое произведение — пьесу под названием «Танкисты». За нее Борис получил одобрение от театрального руководителя.

Главные герои

В знаменитой повести Бориса Васильева не так много действующих лиц. Главным героем выступает сам автор. Он описывает себя, как любознательного, доброго и творческого мальчика со своими радостями и проблемами.

В число второстепенных персонажей входят:

  • мама — строгая и сдержанная женщина;
  • отец — командир, отличается уравновешенным и аскетичным нравом, это человек слова и дела;
  • доктор Янсен — добрый, отзывчивый врач, который занимается лечением местных жителей;
  • бабушка — веселая и легкомысленная старушка, раньше была актрисой, поэтому у нее богатая фантазия.

Все действующие лица произведения — реальные люди. Они жили с автором, дружили или просто встречались на его жизненном пути.

Основная мысль и анализ

Автобиографическая книга была написана в 1982 году в жанре повесть. Автор вспоминает свои тяжелые годы детства. На военную тему у Васильева много произведений, по некоторым из них даже сняты фильмы.

В этом сочинении он рассказывает о своем взрослении, об отношениях в семье. Он вспоминает, какое влияние на него оказали близкие люди. Именно окружение помогло ему сформировать жизненные ценности и взгляды.

Книга входит в школьную программу. По сюжету пишется изложение-рассуждение, поэтому стоит прочитать «Летят мои кони» Васильева полностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: