Культура – функции, виды, структура, система и развитие, формы

Тема 2.2. Функции, структура и виды культуры.

Термином функция в социальных науках обозначают предназначения, цель существования какого-либо элемента социальной системы. Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.

1.Функция познавательная, гносеологическая. Культура обладает собственной развитой научной основой, с помощью которой познаются природа, общество и человек. Поскольку культурологические науки носят разветвленный характер, то создается реальная возможность теоретического освоения действительности в ее широком многообразии. Познание, осуществляемое этими науками, имеет свои особенности по содержанию, формам, набору общих и конкретных методов. В органическом сочетании научной рациональности и чувственных форм постижения собственной души и внешнего мира состоят важные гносеологические особенности и преимущества культуры.

Функция исторической преемственности, или информационная. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, «социальной наследственности», помимо культуры. Социальные качества человека не передаются генетической программой. Для этой, цели в обществе на каждом этапе его развития складывается объективно обусловленная «социальная программа», в которой находит отражение состояние материальной и духовной культуры. Она вещественно представлена технологией, памятниками искусства, архитектурой, средствами передвижения и множеством других «очеловеченных» предметов и выражена в знаковых системах –научной и художественной литературе, живописи, музыке, нормах права. Благодаря культуре осуществляются передача, трансляция социального опыта как от одного поколения к другому, входящему в жизнь, так и в период жизни одного поколения между странами и народами. Эту важную социальную функцию может выполнять только культура, которую в этом смысле называют «памятью» человечества.

В процессе и итоге социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе, правильного взаимодействия со своим социокультурным окружением.

Коммуникативная функция. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения – знаковые системы, языки. Результат – потому что только благодаря общению люди могут создавать хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей.

Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения людей выступает, прежде всего, словесный язык. Слово сопровождает почти все процессы культурной деятельности людей. Язык, в первую очередь литературный, является «ключом» к овладению той или иной национальной, культурой. Однако словесный язык ограничен в своей коммуникативной функции, ибо требует перевода или специального знания. Этого ограничения нет в языках искусства (музыки, театра, кино и т.д.), науки (математические, физические, химические и др. символы и формулы).

Регулятивная, или нормативная функция культуры, выступает как система ценностей, норм и требований общества (социальной группы) ко всем сторонам деятельности людей. Нормативная функция культуры исходит из того, что нормы (лат. nоrmа – руководящее начало, правило, образец) играют в обществе значительную роль. Нормы узакониваются государством либо становятся общепринятыми с точки зрения господствующей морали, традиций. Культура отбирает из них те, которые соответствуют ее гуманистическим требованиям и принципам. В таком качестве они становятся нормами культуры в целом и отдельных культурных направлений человеческой деятельности.

Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с общественным и отраслевым разделением труда, имеющим культурное значение. Деятельность различных социальных групп регулируется тем, что они осваивают те или иные области культуры, как материальной, так и духовной.

5. Информативная функция культуры способствует передаче знаний и опыта предшествующих поколений. В обществе сохраняется культурная генетическая наследственность человечества, иными словами, историческая память. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях древности, литературных памятниках, нотах, в «языках» науки и искусства, информативная функция культуры позволяет людям осуществлять обмен знаниями и навыками. Коммуникативная функция стоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть прямым, непосредственным (общение людей одной профессии) или косвенным (с помощью произведений литературы и искусства). Подлинная культура призвана развивать личность, способствовать ее росту, духовному совершенствованию.

6. Главной, системообразующей функцией культуры, отражающей ее социальный смысл и сущность, является гуманистическая. Все названные выше подчинены ей и фактически выступает ее модификациями. Культура призвана формировать человека, «культурную модель» личности. Гуманистическая функция культуры проявляется в единстве процессов социализации и индивидуализации личности.

Ориентационная функция. Совершенная деятельность служит образцом того, как людям следует действовать и поступать, то есть она ориентирует их поведение. Вместе с тем, она оказывает на них регулятивное воздействие – диктует им искусное осуществление социальных действий. Но при этом надо иметь в виду, что следовать предписаниям стандартов может только человек, умеющий выполнять их. Для остальных людей образцы, эталоны будут выполнять только стимулирующую роль, побуждать их к выполнению своей деятельности совершенным образом.

Интегративная функция. Все люди, осуществляющие те или иные действия по предписывающим их правилам, относятся благодаря этому к культурным, образуя особую группу.

Читайте также:
Импрессионизм 🖌 определение, история возникновения, основоположники, современные работы знаменитых художников-представителей, основные черты направления в живописи, искусстве, литературе

Наконец, овладение людьми культурной деятельностью позволяет им приобщаться к определённым видам деятельности, чтобы наиболее оптимально осуществлять их. С этим связано человекотворческое назначение культурной деятельности.

Смыслообразующая функция выражает фундаментальную природу культуры, отличая ее от других социальных явлений, например, науки, в которой абсолютным принципом является рациональность, или религии, где в таком качестве выступает вера. Соответственно – культура формирует свой особый смысловой мир, в то время как наука – рациональный (рассудочный) мир, а религия – вероисповедный мир. В культуре смыслы не противоречат рациональности и вере: наука и религия – составные части культуры. В то же время смыслы культуры способны выходить далеко за пределы традиционных истин, вовлекая человека в познание мира и его освоение с помощью, как разума, так и чувств,

Смыслообразующая функция культуры состоит в том, что люди наделяют свой внутренний и окружающий их внешний природный, социальный и духовный мир общезначимыми смыслами, Последние составляют культуру, сотворенную разумом, чувствами, волей и характером человека. В этом отношении мир как носитель смыслов и есть не что иное, как человеческая культура.

Культуру творит человек, и одной из важнейших ее функций является деятельностная (праксиологическая) или преобразовательная, поскольку деятельность людей направлена на преобразование природы и общества, а также личностное самосовершенствование. Деятельностная функция есть эквивалент практической деятельности и поведения людей в социальной жизни и межличностном общении.

10. Адаптационно-охранительная функция культуры. Она связана с тем, что общество, человек и культура развиваются разными темпами, «скоростями». Культура в названной триаде наиболее устойчива и консервативна. Если современное общество в цивилизационном и особенно в формационном плане изменяется относительно быстро и человек ныне в большой степени подвержен разного рода внешним влияниям природной и социальной среды, то культура имеет иные по длительности исторические циклы эволюции. Ввиду этого возникает сложная двуединая проблема: адаптация культуры к переменам в данном обществе и мировом сообществе в целом и сохранение своей собственной культурной идентичности. При этом культура использует особые механизмы, позволяющие ей сохранять свое первородство.

Принято подразделять культуру на материальную и духовную.

Материальная культура – это предметный мир культуры, включающий в себя все, что произведено человеком в процессе материального производства (это орудия труда, здания, оборудование и т.д.)Духовная культура – это, прежде всего, идеи, выразившиеся в достижениях науки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении, религии, философии, комплексе социальных норм и ценностей и т.д. Ее ядром и носителем является система духовных ценностей. Духовная культура нуждается в материальном посреднике: сама книга, в которой опубликовано то или иное литературное произведение, может быть отнесена к материальной культуре. Материальная культура опирается на культуру труда и производства, культуру потребителя и т.д. Существует экономическая культура, политическая, правовая, экологическая и т.д.

Формы и разновидности культуры различны. По степени распространённости принято делить культуру на мировую инациональную. Кроме того, у каждой демографической, социальной, профессиональной группы может выделяться собственная культура (ее называют субкультурой). Это, например, городская субкультура, молодежная субкультура и т.д. Если ценности субкультуры вступают в противоречие с ценностями общества, она превращается в контркультуру. Типичный пример – культура хиппи, которая отрицала собственность, институт брака, политические структуры и социальную дифференциацию, моральные нормы общества и т.д.

В структуре культуры ведущим элементом являются ценности. Ценность– это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность – это не предмет, а особый вид смысла. Который усматривает в нём человек.

Особый смысл в структуре культуры принимают регулятивы и нормы. Регулятивы– это жизненные смыслы, которые обычно формулируются в виде правил. Регулятивы нормативного поведения называются нормами.Норма –мера допустимого для личности, группы или общества в целом поведения.

Определение и исследование типов культур наталкивается на немалые трудности. Тип– это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщённом, схематизированном виде выражает некоторые существенные («типичные») черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Однако каждая культура уникальна, и отнести её к какому-то типу удаётся лишь с какими-то упрощениями и оговорками.

В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков ее уровень и кто является ее потребителем, различают три формы – народную, элитарную и массовую культуру.

Народная культура (англ. «фольклор» – народная культура) своими корнями уходит в прошлое, она базируется на системе ценностей, менталитете народа, отражает национальный характер. Ее произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться такими же анонимными творцами в процессе коллективного творчества (мифы, легенды, сказания, сказки, песни, танцы). Народная культура традиционна, коллективна, глубока и инертна. К ее истокам постоянно обращаются представители элитарной и массовой культуры.

Элитарная культура – это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Ее ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).

Читайте также:
Описание картины Васнецова Три богатыря - история создания

Массовая культура – это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Н.А. Бердяев с тревогой писал о вступлении в культуру огромных человеческих масс: «Гуманистическая культура хрупка, и она не может противостоять большим массовым процессам, которые её опрокидывают» 4 . Наибольший ее размах начинается с серединыXXвека, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется, подвержена моде и реагирует на любое новое событие. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.

Историческая типологизация культуры связана с их пространственными и временными параметрами. Соответственно в качестве основных исторических типов культуры традиционно рассматриваются:

Культура эпохи Возрождения.

Культура Нового времени.

Особое место среди локальных культур занимают этнические или национальные культуры, создаваемые отдельными племенами, народами, нациями. Этническаякультура несет в себе традиции предков, охватывающие главным образом сферу труда и быта: её черты проявляются в особенностях питания, одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и пр. Специфика этнической культуры в значительной мере обусловлена природной средой. Ей свойственны консерватизм, преемственность прошлой культуры, ориентация на сохранение традиций. Обычно она складывается как культура устная, но с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы. Этническая культура – основанациональнойкультуры, которая, в свою очередь, преумножает её богатство на основе письменности и образования. Лучшие достижения национальной культуры – это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещённых, эрудированных людей.

Каждая культура существует в определённом географическом ареале, поэтому существенна региональная типологизация культуры. Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исторически сложились культуры, значительно различающиеся между собой, являются Запад и Восток, а также Север и Юг.

Чаще всего под «Востоком» понимают Азию, а под «Западом» – Европу и Северную Америку. Под «Югом» понимается социокультурный мир народов субтропического пояса – африканского континента, Океании, Меланезии. Народы, живущие севернее, образуют социокультурный мир «Севера», в котором ведущую роль играет западная культура.

Существуют традиционныеиинновационныекультуры. Поскольку всякая культура содержит и традиции и инновации, традиционная культура характеризуется доминированием традиции над новаторством, а инновационная, наоборот, новаторством над традиционностью.

Структура и основные функции культуры

В настоящее время понятие «культура» насчитывает более 500 определений. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К Клакхон проанализировали и сгруппировали их следующим образом:

Такое многообразие перечисленных групп определений подтверждает тот факт, что культура является сложным общественным феноменом. Она влияет на труд, быт, досуг, менталитет, образ жизни как всего общества в целом, так и отдельной личности. Развитие культуры тесно связано с прогрессом человечества, его перспективами. Усвоение культуры – важный залог человеческой цивилизации, сохранение общечеловеческих ценностей. Таким образом, культуру можно рассматривать как совокупность достижений в обществе в результате материального и духовного развития.

Культуру как целостную систему принято делить (условно) на две формы: материальную и духовную.

Материальная культура охватывает всю сферу материально–производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т. п.

Духовная культура складывается из ценностного переосмысления всей совокупности полученных человеком знаний, общепринятых вкусов и приоритетов, и использует для этого все формы общественного сознания: философию, науку, мораль, право, искусство. Особая роль духовной культуры состоит в том, что она пробуждает в человеке личность.

К структурным элементам духовной культуры традиционно относят:

– интеллектуальные (наука, образование);

– эстетические (искусство и литература);

– социальные (речь, быт, обычаи, право, политика);

Результаты различных видов деятельности человека, получивших высокое общественное признание, переходят в разряд духовных ценностей. Их принято квалифицировать по двум основным признакам: содержанию и степени распространения. По содержанию они соответствуют трем основным направлениям: науке, нравственности и искусству.

Научные ценности – это проверенные практикой человеческие знания, наиболее объективные и устойчивые во времени.

Нравственные ценности отражаются в нормах, правилах, поступках, обычаях, законах и направлены на усовершенствование человеческих отношений.

Художественные ценности воплощаются в искусстве и отражают посредством творчества социальные устремления и идеалы.

В соответствии с носителями, выделяют мировую и национальную культуры.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура представляет собой достояние культур различных социальных слоев и прослоек населения каждого отдельного общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (традиции производства, труда, ведения хозяйства сферах жизни и деятельности народа). Каждый народ, создавая собственную национальную культуру, вносит вклад в мировую культуру. В результате диалога и общения происходит взаимное культурное обогащение.

Читайте также:
Народные промыслы России - виды древнего искусства

Научно-технический прогресс, развитие международных отношений, экономическая интеграция стали факторами, которые влияют на интернационализацию культуры. Они побуждают к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур, к развитию интеграционных процессов в этой сфере, но и порождают разнообразные противоречия, поскольку характер и последствия процесса взаимодействия культур во многом зависят от социальных условий. Взаимопроникновение и обособление, связи и противопоставления – вот диалектика современного культурного процесса.

В условиях развития независимой Украины одним из основных направлений государственной политики является национальное возрождение украинского народа, всестороннее развитие его культуры, усвоение лучших традиций историко-культурного прошлого, его ценностей, воспитание на этих принципах молодого поколения.

Виды культуры: массовая, элитарная, субкультура, контркультура.

Массовая культура – порождение технического прогресса ХХ в. Ее синонимами являются популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура. Массовая культура ориентируется на усредненный уровень потреблений. Потребитель массовой культуры – «человек массы», характерными чертами которого являются посредственность, стандартность, шаблонность мыслей и желаний. Это, как утверждает испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, «заурядная душа», пассивный потребитель. Ему свойственна психология избалованного ребенка, желания которого направлены на получение удовольствий.

Мир массовой культуры многолик: приключенческая и детективная литература; кинопродукция со сценами убийств, драк, ужасов, эротики, поп-музыка, реклама, спорт и многое другое. Массовая культура не требует от человека размышлений, знаний, так как строится на непосредственных эмоциональных реакциях.

Важное место в массовой культуре принадлежит искусству, предназначенному в ней для удовлетворения простейших эстетических запросов. Оно, в большей своей части, поставлено на поток и превращено в прибыльную сферу бизнеса.

Основными средствами распространения массовой культуры являются СМИ (средства массовой информации): пресса, радио, телевидение, интернет.

Элитарная культура (от фр. Elite – отборное, выбранное, лучшее) – это субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Ее можно рассматривать как главный механизм разрушения сложившихся стереотипов, так как она целенаправленно противостоит культуре большинства.

Различают политические и культурные элиты.

Субкультура – это культура автономных социальных групп внутри господствующей культуры. Они обладают собственными ценностями, обычаями, нормами. Являясь закрытыми образованиями, они не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру.

Контркультура– это зачастую, резкое неприятие или критическое отношение к общепризнанной культуре. Однако не следует контркультуру воспринимать только с негативной точки зрения, как проявление бунтарства со стороны отдельных социальных групп (битники, хиппи, эму, скинхеды и др.). Распад старых форм жизни и появление новых ценностных ориентиров приводит к интенсивному брожению. В данном случае контркультуру можно рассматривать как механизм культурных новаций. Примерами могут служить: движение киников в античности и движение романтиков в конце просветительской эпохи, возникновение христианства в языческом сознании.

Являясь неотъемлемым атрибутом существования человека, культура охватывает все виды человеческой деятельности. Ни одна сфера жизни: экономика и политика, семья и образование, досуг и спорт, искусство и нравственность – не возможны вне культуры.

Будучи сложной и многоуровневой структурой, культура проявляется в следующих функциях:

1. информативная (исторической преемственности). Ее задача заключается в передаче социального опыта от поколения к поколению в пространстве и времени.

2. познавательная (гносеологическая) направлена на систематизацию знаний, познание мира и человека в нем.

3. нормативная (регулятивная) выступает как система норм, определяет выбор ценностей, поддерживает социальное равновесие. Регулятивная функция культуры опирается на мораль и право.

4. ценностная (аксиологическая) отражает качественное состояние культуры. Критериями оценки выступают нравственность и интеллект.

5. знаковая (семиотическая). В результате изучения существующих знаковых систем: письменности, языка, традиций, обрядов происходит овладение достижениями культуры.

6. человекотворческая (социализации). Главной ее целью является формирование всесторонне развитой личности. С этой функцией тесно связана воспитательная.

Виды и формы культуры

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие культуры

У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.

Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Как еще понимают культуру:

как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;

как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

Читайте также:
Реферат Современная архитектура России - проблемы и пути развития

Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Основные формы культуры

В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:

по связи с религией — религиозная и светская;

по региональному признаку — культура Востока и Запада;

по национальному признаку — русская, американская и т. д.;

по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

по связи с территорией — сельская и городская культура;

по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.

по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.

Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.

Элитарная

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:

включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;

трудна для понимания для неподготовленных людей;

эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.

Народная

Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:

следование традициям и ритуалам;

ограниченное информационное поле.

Массовая

Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:

имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;

чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

носит коммерческий характер;

в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;

произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;

отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

снижает общий уровень духовной культуры общества;

ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;

рассчитана на пассивное потребление;

формирует стереотипы в сознании людей;

формирует искусственные потребности.

Материальная

Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

Задачи материальной культуры:

адаптация человека к окружающему миру;

удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.

Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, утварь, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.

Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.

Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

Духовная

Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

Признаки духовной культуры:

стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;

ориентация на идеальные формы;

глубокая нравственная традиция;

большая свобода творчества;

неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.

Функции духовной культуры:

хранение культурного опыта;

средство понимания и объяснения мира;

регулирование взаимодействия людей в социуме;

формирование общественных ценностей и идеалов;

воспитание и образование.

Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.

Читайте также:
Серебряный век русской культуры ℹ особенности развития живописи, архитектуры, поэзии, науки, представители, главные достижения и открытия

Разновидности культур

Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных общепринятых форм, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, рэперы);

криминальные субкультуры действуют против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы);

религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);

этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

Характерные черты субкультур:

наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;

специфический образ жизни и привычное поведение;

наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;

формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, левые радикалы, андеграунд).

Характерные черты контркультур:

нетрадиционные культурные формы,

нетрадиционные формы религии.

Таблица «Виды культуры»

Массовая

Элитарная

Народная

Коммерциализация духовной деятельности

Приоритетное развитие развлекательных жанров

Ориентация на запросы широкого круга потребителей

Направленность на получение прибыли

Носит развлекательный характер

Ориентируется на запросы широкого круга избирателей

Тиражирование стандартизированных ценностей

На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов

Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов

Привлечение популярных актеров

Характеризуется частой повторяемостью сюжетов

Адресована всем, без различия классов, наций, пола

Действует как механизм «внушения и заражения»

Является порождением технического прогресса

Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций

Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей

Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства

Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта

Необходимость специальной подготовки для усвоения информации

Нестандартность художественных средств

Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов

Безграничное самовыражение творца

Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника

Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли

Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов

Оригинальность и индивидуальность работ

Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном

Передача преимущественно в устной традиции

Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей

Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение

Отражает национальный характер

Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры

Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Содержание:

Различают подходы к пониманию культуры:

  • Технологический (творческая деятельность – результат материальной и духовной жизни социума)
  • Деятельностный (творческий процесс в жизнедеятельности людей)
  • Ценностный (отражение нормативно-ценностного базиса в повседневном поведении и общении людей)
  • Исторический (наследие предков, обусловленное передачей жизненного опыта)
  • Нормативный (выражен в комплексе ценностей: вещных, логических, этический)
  • Антропологический (результат жизнедеятельности людей. Из этого вытекает производная природа –вещный продукт, преобразованный человеком в ходе жизнедеятельности. Артефакт культуры – создание человеком объектов, обладающими смыслом и символами. Этим могут выступать предметы быта, кухонная утварь, приметы, фольклор)
  • Семиотический (Семиотика – наука о знаках, исследует передачу информации через знаки и знаковую систему. Примеры представлены мифами и ритуалами, общением животных)
  • Социологический (результат совместной жизнедеятельности людей)

Культура – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Сферы существования культуры

  1. Материальная культура – состоит из предметов и осязаемых объектов, производимой людьми для удовлетворения потребностей.
  2. Духовная – составляющая часть ценностей и творческой деятельности общества. Выражена культурной жизнью людей – религия, музеи, выставки.
  3. Социальная – характеризуется культурным разнообразием представленного этноса.

Не содержится чистого вида представленных культур, потому что духовная культура обретает проявление через материальные предметы.

Функции культуры

Познавательная даёт понимание об этносе, эпохе, культурных особенностях, традициях
Оценочная разделение ценностей на составляющие части для концентрирования традиций
Регулятивная создание норм, которые выполняет общество в процессе жизнедеятельности
Информативная обусловлена передачей жизненного опыта и ценностей поколениями
Коммуникативная поддержание действующих форм культуры, развитие личностных качеств
Социализация процесс получения базовых навыков, способностей, правил, норм

Формы и разновидности культуры

  1. По соотношению с религией(светская, религиозная)
  2. По региональному признаку (культура Азии, Америки и тд.)
  3. По национальному признаку (немецкая, датская и тд.)
  4. По историческому типу (Античная, Первобытная, Средневековая и тд.)
  5. По территориальному признаку (сельская, городская)
  6. По виду деятельности (культурная, историческая, политическая и тд.)
  7. По типу аудитории (народная, массовая, элитарная)

Народная культура – национальная культура, представлена в виде источника хранения традиций и ценностей этноса. Находит проявление в народных массах. Представлена популярной и фольклорной; популярная – обычаи, традиции, песни, фольклорная – прошлое народы.

Элитарная культура – рассчитана на узкий круг, в связи со вложенным глубинным смыслом и тяжелым содержанием.

Массовая культура – преимущества состоят в доступности, увлекательности, тиражируемости, массовости характера.

Развитие культуры представляет собой процесс накопления опыта предыдущих поколений, насыщение культуры новыми элементами.

Культура представлена различием форм – субкультурой и контркультурой.

  • Субкультура – культура, обладающая отличительной идеологией (молодёжь, спортсмены, учёные).
  • Контркультура – идеологией культуры приходится противостояние господствующему укладу (хиппи, эмо, готы, яппи).

Иерархичность культуры

  1. Европоцентризм – идея, представляющая Европу венцом творения, образцом для человечества.
  2. Америкацентризм – представление, согласно которому Америка приходится центром мироздания.
  3. Востокоцентризм – идеология, представляющая Восток центром мироздания.
  4. Афроцентризм – теория, в которой Африка представляется центром Земли.
  5. Негритюд – идея о независимости культуры африканских племён.
Читайте также:
Интервалы в музыке - определение, правила и теория, особенности

Взаимодействие культур

Диалог культур – взаимодействие между носителями разных культур, в ходе которого одни ценности перенимаются представителями другого этноса.

Аккультурация – восприятие окончательно или частично культуру одного народа другим.

Культурный контакт – взаимодействие двух и более культур в социальной действительности.

Культурная диффузия – заимствование некоторых черт одной культуры в другую, путём культурного контакта.

Глобализация культуры – связана с расширением и усовершенствованием мировых рынков, экономических связей.

Культурный шок – потрясение, связанное с другой культурной реальностью.

Толерантность – терпимость к иному поведению.

Понятие, функции и основные элементы культуры (реферат)

ОГЛАВЛЕНИЕ

В 1964 году существовало 264 определения культуры. Исторически термин «культура» возник в Риме и первоначально обозначал обработку, возделывание, и из этих исторических коней выросло самое широкое и распространенное определение культуры как оппозиции природы. То есть культура и природа соотносились как искусственное и естественное. В обыденном сознании это собирательный образ, объединяющий искусство и науку. Мы используем понятие культуры как сущность человеческого бытия через реализацию творчества и свободы (Н.А. Бердяев). Это означает, что именно культура отличает человека от всех остальных животных, именно поэтому мы можем говорить о целостности культуры, в том смысле, что культура есть явление человеческое, которое развивается вместе с человеком. Поиски смысла жизни, раскрытие тайн природы, творческий порыв – вот те основания, которые и обеспечивают целостность культуры и единство социокультурного прогресса.

В связи с особенностями и уникальностью понятия культуры выделилась особая область научного знания, объектом и предметом изучения которой стала культура – культурология.

Цель данного реферата – рассмотреть культуру как объект изучения.

Как было отмечено выше, на сегодняшний день существует огромное количество определений культуры. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше 100 основных определений и сгруппировали их следующим образом:

1. Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции Э. Тейлора. Суть таких определений: культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т. п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2. Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению – орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура – это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4. Ценностные определения: культура – это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обKчаи, реакции поведения.

5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определеннъх проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теорий обучения: культура – это поведение, которому человбк научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7. Структурные определения, выделяющие важность моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

8. Идеологические определения: культура – это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний.

9. Символические определения: культура – это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого (Большой толковый словарь по культурологии/ под ред. Кононенко Б.И. – М.: АСТ, 2003. – с.142).

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Поэтому в науке до сих пор ведутся споры по поводу определения культуры.

Таким образом, культуру в широком смысле можно рассматривать как совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях.

Основными сферами человеческой деятельности являются материальное и духовное производство. В соответствии с этим различают материальную и духовную культуру.

Важнейший элемент материальной культуры – средства производства: орудия труда, технические сооружения, оснащающие материальное производство, и т.д.. В материальную культуру входит производственно-техническая культура.

Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. В духовную культуру входят мировоззрение в политические взгляды, ценности, частью духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления.

Духовная культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком, научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д.

Читайте также:
Статика и динамика в композиции - фигуры и элементы в рисовании

Художественная культура – это особая целостная культура: в ней органически соединяется материальное и духовное производство. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и результатов (Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2008. – с. 62.).

Культура включает в себя три вида элементов:

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего» опыта.

2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка – испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.

3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор – что считать ценностью, а что нет (Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие. – М., 2007. – с. 83.).

Таким образом, культура в культурологии разделяется прежде всего на материальную и духовную и включает в себя три составляющих: понятия, отношения и ценности.

Многоплановая разноуровневая структура позволяет культуре осуществлять ряд функций:

1. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

2. Функция исторического обмена, передачи социального опыта. Эту функцию также называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, «социальной наследственности», помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать «памятью» человечества.

3. Коммуникативная функция. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения прежде всего выступает язык.

5. Регулятивная и нормативная функция. Культура выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

6. Сигнификативная функция – способность культуры создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия – это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.

7. Функция «психологической разрядки» – как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки – это праздники и ритуалы. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.

8. Главной функцией является гуманистическая функция. Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям (Культурология / Под ред. В.И. Добрынина. – М., 2003. – с. 95.).

Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями:

а) через социализацию;

б) через создание и введение ценностей;

в) через образцы поведения;

г) через создание моделей институтов и социальных систем.

Пожалуй, нет другого такого явления, которое так часто обсуждается учеными и философами, как культура. В научной литературе насчитывается множество определений понятия «культура». Но каждое из них отражает только одну сторону культуры, не охватывая всей многогранности данного явления.

В широком смысле слова культура – это совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях.

Структура культуры очень многогранна и включает в себя духовную, материальную культуру, а также искусство как особый вид культуры, объединяющий в себе материальную и духовную составляющую.

Роль культуры в развитии человеческого общества очень велика. Она выполняет множество функции, среди которых познавательная, нормативная, исторического обмена, коммуникативная и т.д. Культура помогает человеку быть членом общества, следуя культурным нормам, которые выработало человечество, и передавая из поколения в поколение культурные ценности. С другой стороны, культура позволяет человеку удовлетворять свои духовные потребности.

Читайте также:
Славянские праздники 🌞 языческие праздники, список зимних, весенних, осенних и летних праздников по календарю, праздничные обычаи и обряды славян

Таким образом, культура – это уникальное явление, являющееся объектом изучения множества наук, но в наиболее полном смысле – именно в культурологии.

  1. Большой толковый словарь по культурологии/ под ред. Кононенко Б.И. – М.: АСТ, 2003. – 512 с.
  2. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. – М., 2007. – 624 с.
  3. Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие. – М., 2008. – 456 с.
  4. Культурология / Под ред. В.И. Добрынина. – М., 2003. – 528 с.
  5. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2008. – 446 с.
  6. Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие. – М., 2007. – 524 с.

Понятие «культуры», его структура и функции. Типология «культуры»

Культура– это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а так же в создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

Культура– это культурное обобщение всего (А.Ф. Лосев).

Структура культуры – так же не простое дело. С одной стороны, она вобрала в себя материальные и духовные ценности, с другой, включает в себя деятельность людей, нынешних поколений, опирающуюся на оставленное им наследство предшествовавших поколений.

Культура – явление многоплановое и многоуровневое. Принято делить культуру на 2 формы: материальную и духовную.

Материальная культура – совокупность материальных ценностей, созданных человеком или вовлеченных им из природного окружения в сферу своей деятельности. Она охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и её результаты (орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.).

Духовная культура – связана с духовными ценностями. Она охватывает сферу духовного производства и его результаты, т.е. сферу сознания (познания, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).

При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание, что подобное деление культуры на материальную и духовную достаточно условно, потому что мы определяем структуру в процессе теоретического анализа культуры.

Вся культура подразделяется на мировую, являющейся синтезом лучшем достижением всех национальных культур, и на национальную, которая в свою очередь выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие и оригинальность которой проявляется как в духовной (язык, литература, живопись, музыка, религия), так и в материальной (особенности экономического труда, традиции труда и производства) сферы жизни и деятельности.

Функции культуры

Многоуровневый характер структуры культуры предполагает и разнообразие её функций. Возможный вариант, в котором выделяется следующие функции:

1. Возделывание, взращивание духа. Её ещё называют человекотворческой или гуманистической. С ней связаны все остальные и вытекают из нее.

2. Трансляции (передачи) социального опыта, исторической преемственности. Её называют еще информационной функцией, т.к. культура является фактически единственным механизмом сохранения, приумножения, распространения и передачи знаний, опыта, накопленного человечеством.

3. Познавательная или гносеологическая. Она находит свое выражение в науке и в научном поиске.

4. Регулятивная или нормативная. Она проявляется в системе зафиксированных в морали и праве, обычаях и обрядах, норм и требований общества ко всем своим членам общества.

5. Коммуникативная или семиотическая, или знаковая, носителями которой являются словесный язык, язык науки, а так же специфические языки музыки, кино и т.п.

6. Ценностная или аксиологическая, которая отражает качественное состояние культуры.

Выделяются так же функции разграниченияиинтеграции человеческих групп, имеется в виду, что культура всегда предстает перед нами в какой-то определенной национальной исторической форме, в многообразии, которое составляет богатство мировой цивилизации, социализации (человекотворческая), которая выполняет важную задачу, делая из первобытной биологической особи разумного общественного человека.

Типология культуры

Очень важным является вопрос о социальной типологии культуры, т.е. классификация культур по каким-либо основаниям, по общим признакам.

Основой построения типологии культуры является ведущий признак. Он позволяет выделить отдельные культуры, различать и объединять их в группы по наличию или отсутствию данного признака.

Существует множество оснований для построения классификаций. Это может быть географический ареал, с особенностями природной среды (например, западная и восточная культура); религиозный признак (христианская культура, иудаизма, ислама и т.д.); по «базовому типу человека» (первобытно-синкретический(слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное не развитое состояние какого-ибо явления культуры) тип культуры, сциентично-прогматический тип культуры Нового времени); по характеру мировосприятия и методом познания (чувственный, идеалистический и идеациональный по П. Сорокину) и т.д.

Помимо социальной типологии культуры, не менее важное значение имеет историческая типология, которая отражает динамику культуры, т.е. ее развитие. В Европейской традиции XIX-XX вв. существует два направления, две модели теоритического осмысления культурно-исторического процесса:

1. Линейная модель трактует культурно-исторический процесс как поступательное движение.

2. Циклическая модель (или круговая) – рассматривает культурно-исторический процесс как смену локальных обособленных культур.

Линейная схема в понимании исторического развития культуры утвердилась во второй половине XIX в. в рамках этнографической школы эволюционистов (Л. Морган, Э. Тайлор). Культура здесь рассматривается, как процесс развертывающийся лишь по восходящей прямой.

В 20 веке идею единого происхождения человечества и единой истории культуры отстаивал немецкий философ К. Ясперс.

Читайте также:
Искусство, определение, функции и предметы, особенности

В Мировой истории он выделяет 4 эпохи:

2. «Эпоха великих культур древности»;

3. «Эпоха духовной основы человеческого бытия» («Осевое время»);

4. «Эпоха развития техники».

Циклическая модель опирается на «Теории локальных цивилизаций» (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Культура предстает здесь как круговорот локальных цивилизаций, которые практически не связаны между собой.

Плодотворно работали в этом направлении многие русские ученые: социолог и естествоиспытатель Н.Я. Данилевский(1822-1885), в работе «Россия и Европа» одним из первых дал историческую типологию культуры, по его мнению в общем потоке мировой культуры выделяются некоторые образования, представляющие собой замкнутые виды с целым набором признаков – от этнографических до географических.

Ход истории выражается в смене вытекающих друг из друга культурно-исторических типов.

Данилевский насчитывает 10 самобытных типов культур (греческая, римская, индийская, китайская и т.д.), целиком или частично исчерпавших возможности своего развития.

Качественно новым, перспективным, с точки зрения истории типом, он считал «славянский» тип, наиболее полно выраженный в русском народе.

Пятирим Александрович Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика» (1937г.) предложил свою типологию культуры и выделил 3 основных её типа»

1. Чувственный или сенситивный тип культуры. Западная культура преимущественно чувственная, говорит Сорокин. Реальный пейзаж, человек, реальные события – таковы его темы искусства культуры. Фермеры, рабочие домашние хозяйки, учителя – его персонажи. Его цель – доставить тонкое чувственное наслаждение: расслабление, возбуждение усталых нервов, развлечение, увеселение. По этой причине оно должно быть сенсационным, страстным, патетичным, чувственным, эпатажным. Оно свободно от религии, моралей и других ценностей, а его стиль – «Искусство, ради искусства».

2. Идеациональный тип культуры. Характеризуется преобладанием рационального мышления, понимания реальности как нематериальной, не чувственной, имеет духовные потребности, обладает высокой степенью их удовлетворения. Как своим содержанием, так и своей формой, данное искусство выражает основную посылку идеациональной культуры – основная реальность, ценность – Бог. Поэтому тема идеационального искусства сверх чувственные царства Бога. Его герои – Бог, ангелы, святые и грешники, а так же душа во всех ее проявлениях – спасение, воплощение, искупление. Искусство полностью религиозно. Цель его не развлекать, не веселить, не доставлять удовольствие, а приблизить верующего к Богу.

3. Идеалистический тип культуры. Основан на интуитивном виде познания, в котором как бы соединены два первых типа и который выступает посредником между идеациональной и чувственной формами искусства. Культура 13-14 веков в Западной Европе, так же как и греческая культура 5-4 веков до н. э. были преимущественно идеалистическими культурами.

Деятели эпохи Возрождения: список и достижения

Как в жизни любого человека за черной полосой неудач следует белая, в начале 14 века для европейцев закончился период мрачного Средневековья, сменившийся эпохой Возрождения. Она позволила возродить почти исчезнувшее наследие Античности и создать великие произведения искусства. Немаловажную роль в развитии человечества сыграли и деятели науки эпохи Возрождения.

Парадигма

Кризис и уничтожение Византии привели к появлению в Европе тысяч эмигрантов-христиан, которые привезли с собой книги. В этих манускриптах были собраны знания античного периода, полузабытые на западе континента. Они стали основой гуманизма, ставившего во главу угла человека, его идеи и стремление к свободе. Со временем в городах, где возросла роль банкиров, ремесленников, торговцев и мастеровых, стали возникать светские центры науки и просвещения, которые не только не находились под властью католической церкви, но и нередко боролись с ее диктатом.

Живопись Джотто (эпоха Возрождения)

Деятели искусства в Средние века создавали произведения преимущественно религиозного содержания. В частности, долгое время основным жанром живописи была иконопись. Первым, кто решился вывести на своих полотнах обычных людей, а также отказаться от канонической манеры письма, присущей византийской школе, был Джотто ди Бондоне, которого считают пионером Проторенессанса. На фресках церкви Сан Франческо, расположенной в городе Ассизи, он использовал игру светотени и отошел от общепринятого композиционного строения. Однако главным шедевром Джотто стала роспись капеллы дель Арена в Падуе. Интересно, что сразу же после этого заказа художника позвали украсить городскую ратушу. В работе над одной из картин, для того чтобы добиться наибольшей достоверности в изображении «небесного знамения», Джотто консультировался с астрономом Пьетро д’Абано. Таким образом, благодаря этому художнику живопись перестала изображать людей, предметы и явления природы согласно определенным канонам и стала более реалистичной.

Леонардо да Винчи

Многие деятели эпохи Возрождения имели разносторонний талант. Однако никому из них не сравниться по его многогранности с Леонардо да Винчи. Он проявил себя как выдающийся живописец, архитектор, скульптор, анатом, естествоиспытатель и инженер.

В 1466 году Леонардо да Винчи отправился учиться во Флоренцию, где кроме живописи изучал химию и черчение, а также приобрел навыки работы с металлом, кожей и гипсом.

Уже первые живописные полотна художника выделили его среди товарищей по цеху. За свою долгую, по тем временам, 68-летнюю жизнь Леонардо да Винчи создал такие шедевры, как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря» и пр.

Как и другие выдающиеся деятели эпохи Возрождения, художник интересовался наукой и инженерным делом. В частности, известно, что изобретенный им колесцовый пистолетный замок использовался вплоть до 19 века. Кроме того, Леонардо да Винчи были созданы чертежи парашюта, летательной машины, прожектора, зрительной трубы с двумя линзами и пр.

Читайте также:
Массовая культура - признаки, функции, влияние, плюсы и минусы

Микеланджело

Когда обсуждается вопрос о том, что дали миру деятели эпохи Возрождения, список их достижений обязательно содержит произведения этого выдающего архитектора, художника и скульптора.

К числу наиболее известных творений Микеланджело Буонарроти относятся фрески потолка Сикстинской капеллы, статуя Давида, скульптура Бахуса, мраморное изваяние Мадонны Брюгге, живописное полотно «Мучения Святого Антония» и многие другие шедевры мирового искусства.

Рафаэль Санти

Художник родился в 1483 году и прожил всего 37 лет. Однако великое наследие Рафаэля Санти ставит его в первые строчки любого символического рейтинга «Выдающиеся деятели эпохи Возрождения».

К числу шедевров художника относятся «Коронование Марии» для алтаря Одди, «Портрет Пьетро Бембо», «Дама с единорогом», многочисленные фрески, заказанные для Станцы делла Сеньятура и др.

Вершиной творчества Рафаэля считается «Сикстинская мадонна», созданная для алтаря храма монастыря св. Сикста в Пьяченце. Эта картина производит на любого, кто ее видит, незабываемое впечатление, так как изображенная на ней Мария непостижимым образом соединяет в себе земную и небесную сущности Богоматери.

Альбрехт Дюрер

Известные деятели эпохи Возрождения были не только итальянцами. К их числу относится и немецкий живописец и мастер гравюр Альбрехт Дюрер, который родился в Нюрнберге в 1471 году. Наиболее значимыми его работами являются «Алтарь Ландауэра», автопортрет (1500 год), полотно «Праздник венков из роз», три «Мастерские гравюры». Последние считаются шедеврами графического искусства всех времен и народов.

Тициан

Великие деятели эпохи Возрождения в области живописи оставили нам изображения своих наиболее известных современников. Одним из выдающихся портретистов этого периода европейского искусства был Тициан, происходивший из известного рода Вечеллио. Он увековечил на полотне Федерико Гонзага, Карла V, Клариссу Строцци, Пьетро Аретино, архитектора Джулио Романо и многих других. Кроме того, его кисти принадлежат полотна на сюжеты из античной мифологии. О том, насколько высоко художника ценили современники, свидетельствует тот факт, что однажды кисть, упавшую из рук Тициана, поспешил подобрать император Карл V. Монарх объяснил свой поступок тем, что прислуживать такому мастеру — это честь для любого.

Сандро Ботичелли

Художник родился в 1445 году. Изначально он собирался стать ювелиром, однако потом попал в мастерскую Андреа Верроккьо, у которого в свое время учился Леонардо да Винчи. Наряду с произведениями религиозной тематики художник создал несколько картин светского содержания. К шедеврам Ботичелли относятся полотна «Рождение Венеры», «Весна», «Паллада и Кентавр» и многие другие.

Данте Алигьери

Великие деятели эпохи Возрождения оставили свой неизгладимый след и в мировой литературе. Одним из наиболее выдающихся поэтов этого периода является Данте Алигьери, родившийся в 1265 году во Флоренции. В возрасте 37 лет он был изгнан из родного города из-за своих политических взглядов и скитался до последних лет своей жизни.

Еще в детстве Данте влюбился в свою ровесницу Беатриче Портинари. Повзрослев, девушка вышла замуж за другого и умерла в возрасте 24 лет. Беатриче стала музой поэта, и именно ей он посвящал свои произведения, в том числе повесть «Новая жизнь». В 1306 году Данте приступает к созданию своей «Божественной комедии», над которой работает почти 15 лет. В ней он изобличает пороки итальянского общества, преступления римских пап и кардиналов, а в «раю» помещает свою Беатриче.

Уильям Шекспир

Хотя идеи Возрождения попали на Британские острова с некоторым опозданием, там также были созданы выдающиеся произведения искусства.

В частности, в Англии творил один из самых известный драматургов в истории человечества – Уильям Шекспир. Его пьесы уже более 500 лет не сходят с театральных подмостков во всех уголках планеты. Его перу принадлежат трагедии «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет», а также комедии «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего» и многие другие. Кроме того, Шекспир известен своими сонетами, посвященными таинственной Смуглой даме.

Леон Баттиста Альберти

Эпоха Возрождения способствовала и изменению облика европейских городов. В этот период были созданы великие архитектурные шедевры, включая римский собор св. Петра, лестницу Лауренцианы, Флорентийский собор и пр. Наряду с Микеланджело, к числу знаменитых архитекторов эпохи Возрождения относится известный ученый Леон Баттиста Альберти. Он внес огромный вклад в зодчество, в теорию искусства и литературу. В сферу его интересов входили также проблемы педагогики и этики, математика и картография. Он создал один из первых научных трудов по архитектуре, озаглавленный «Десять книг о зодчестве». Эта работа имела огромное влияние на последующие поколения его коллег.

Теперь вам известны наиболее известные деятели культуры эпохи Возрождения, благодаря которым человеческая цивилизация вышла на новый виток своего развития.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: