Эпоха Ренессанса – представители и выдающиеся деятели, особенности

10 самых важных персонажей эпохи Возрождения

Основные из них Персонажи эпохи Возрождения это группа авторов, художников, историков и политиков, чьи работы выделялись в этот период в Западной Европе. Это культурное движение стало одним из важнейших исторических этапов: процветали искусство и наука, что позволило человечеству перейти в современную эпоху..

Также было признано греко-латинское начало, влияние которого проявлялось не только в искусстве, но и в политике. Это повлияло на будущие исследования человека и его отношения с миром. За это время были сделаны первые исследования в Америке.

В это время произошел распад феодализма как экономической и политической системы, и он был заменен капитализмом. Кроме того, рост торговцев произошел как новый правящий социальный класс.

10 персонажей, имеющих большое значение в эпоху Возрождения

Леонардо да Винчи

Родившись Леонардо ди Пьеро да Винчи, он признан самой представительной фигурой этого периода благодаря вкладу и изобретениям, сделанным в различных областях знаний. Он выделялся как скульптор, художник, изобретатель, инженер, ученый, анатом, архитектор и даже градостроитель.

За его гением лежит изобретение будущего вертолета, боевого танка, машины и подводной лодки. Вот почему большинство экспертов квалифицируют его как единственного человека с таким количеством талантов, которые существовали до сих пор..

Он известен такими важными работами, как Мона Лиза, Тайная вечеря и Витрувианский человек, которые были изучены, проанализированы и вдохновили последующие поколения.

Лоренцо де Медики

Он был правителем Флорентийской Республики, государственным деятелем и покровителем нескольких важных художников во времена итальянского Ренессанса. У него также была большая чувствительность к искусству и философии.

Такие артисты, как Боттичелли и Веррочио, стали известны в Италии благодаря поддержке Лоренцо Медичи. Даже его вмешательство в несколько классических работ позволило восстановить их для удовольствия интеллектуалов и публики..

Именно поэтому эксперты провозглашают Лоренцо Медичи «крестным отцом Ренессанса».

Miguel Angel

Также известный как Микеланджело Буонарроти, он был архитектором, художником и скульптором, который считался одним из великих художников эпохи Возрождения. Благодаря своим впечатляющим работам он был каталогизирован его коллегами как “божественный”.

Во-первых, он преуспел в искусстве скульптуры, которое он даже сказал, было его любимым выражением. Тем не менее, он также сделал важные картины, в том числе великие работы в своде Сикстинской капеллы, по приказу папы Юлия II.

Другие работы, которые могут быть упомянуты этого художника: La Piedad, это находится в базилике Сан-Педро; Дэвид, во Флоренции; и Мадонна Брюгге, в церкви Богоматери Брюгге.

Как архитектор, он признан за развитие дворца Фарнезе, а также принимал участие во время строительства базилики Святого Петра.

Рафаэль Санцио

Он преуспел как художник, архитектор и инспектор древностей, поэтому он стремился заботиться о работах и ​​сохранении различных греко-латинских сооружений.

Несмотря на его внезапную смерть в возрасте 37 лет, он оставил важное наследство в живописи, графике и архитектуре. Хотя в то время это не было широко признано, это в настоящее время считают одной из великих фигур этого исторического движения.

Наиболее важные работы этого художника находятся в музеях Ватикана и на станциях Ватикана, где фрески Школа Афин.

Николас Макиавелли

Макиавелли был итальянским дипломатом, политиком, писателем и философом, которого эксперты в этой области считали отцом современной политологии..

Его политические мысли суммированы в его посмертной (и популярной) работе Принц, который предполагает предположения о политике, социальном порядке и классовых структурах.

В этой работе автор ссылается на римскую систему и ее законы, что говорит о том, что она соответствовала нескольким принципам, раскрытым классическими учителями..

Он даже предположил, что лучшим типом правительства является республика, поскольку она обеспечивает баланс между всеми органами, которые являются частью общества..

Донателло

Донателло был одним из главных скульпторов раннего Возрождения. Он был мастером монументальной скульптуры, а также рельефов, одного из великих вкладов этого художника.

Он работал не только с мрамором, но и с другими материалами, такими как бронза, дерево и терракота. По этой причине можно найти самые разнообразные произведения его авторства..

Его наиболее признанные работы Дэвид из бронзы, которая находится в музее Барджелло; и Дэвид мрамора, расположенного в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Данте Алигьери

Алигьери был итальянским поэтом-писателем Божественная комедия, считается одним из классиков сегодня. Благодаря его прозе он считается одним из первых деятелей, продемонстрировавших литературный переход от средневековья к современности.

Он также был активным участником политической жизни в своей стране, что принесло ему ряд проблем, которые привели его в изгнание..

Так называемый «верховный поэт» является автором нескольких работ, таких как Vita Nuova, в которой он выразил жизненную силу любви, которую он испытывал к своему любимому Беатрис; и Из вульгарного красноречия, серия очерков, которые углубили использование и преобразование языка. Считается, что последнее является одним из наиболее важных исследований по этому вопросу..

Джорджо Вазари

Некоторые эксперты квалифицируют Вазари как одного из первых историков искусства, учитывая, что он записал как значимые события, так и важных художников, которые выделялись во время Ренессанса, термин, придуманный им.

Его работа включает в себя серию биографий, статистических данных, легенд, мифов и анекдотов, которые преобладали в этот период. Эта информация была собрана в работе Жизнь самых прекрасных художников, скульпторов и архитекторов, опубликовано в 1550 г..

Другие работы включают дизайн Дворца Уффици и фресок, расположенных в Палаццо Веккьо во Флоренции.

Альберто Дуреро

Также известный как Альбрехт Дюрер, он был самым важным художником эпохи Возрождения в Германии. Его картины, исследования, рисунки и живописные трактаты также оказали влияние на художников Нидерландов..

Благодаря работам итальянских художников Дюрер провел серию исследований по анатомии человека, которые были составлены в посмертной работе Четыре книги о человеческих пропорциях.

Его картины, гравюры и рельефы в классическом стиле контрастируют с консервативным и жестким форматом, который был в Германии того периода..

Читайте также:
Художественная культура Японии - своеобразие, особенности

Сандро Боттичелли

Боттичелли был частью самой важной группы художников во время первого периода итальянского Ренессанса.

Его работа характеризуется наличием высоких контрастов в цветах, chiaroscuro, выражением эмоций через лица и тело, а также в основном религиозной и мифологической программой..

Среди его шедевров выделяются Рождение Венеры, Палас и Кентавр, Весна и Крепость.

Эпоха Ренессанса — выдающиеся деятели и характерные черты эпохи

Эпоха Ренессанса — период европейской культуры в XIV и XV веках, который характеризуется усилением гуманистических тенденций, развитием рационалистической, натуралистической и технической мысли, расцветом художественной и музыкальной литературы. Возрождению приписывают преодоление разрыва между средневековьем и современной цивилизацией.

Предпосылки и зарождение

Многие историки утверждают, что идеи, характеризующие эту эпоху, возникли в конце XIII века во Флоренции, в частности, в трудах Данте Алигьери и Петрарки, а также в картинах Джотто ди Бондоне. Некоторые авторы датируют Ренессанс довольно точно, одна из предложенных отправных дат — 1401 год, когда Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески соревновались за контракт на строительство бронзовых дверей для Баптистерия во Флорентийском соборе.

Другие видят общую конкуренцию между художниками и полиматами (определение для выдающегося человека эпохи Возрождения, который в нынешнем понимании являлся эрудитом), такими как Брунеллески, Гиберти, Донателло и Мазаччо, за художественные заказы, катализатором творчества, характерного для этого периода.

Во времена Ренессанса деньги и искусство шли рука об руку. Художники полностью зависели от меценатов, в то время как последние нуждались в деньгах для развития художественного таланта. Италия обогатилась в XIV, XV и XVI веках за счёт расширения торговли в Азии и Европе. Добыча серебра в Тироле увеличила поток денег, а роскошь из восточного мира, привезённая домой во время Крестовых походов, повысила благосостояние Генуи и Венеции.

Хронологическая периодизация эпохи выглядит следующим образом:

  • Проторенессанс и Треченто (Раннее Возрождение) — с XIII до XIV века.
  • Кватроченто (Высокое Возрождение) — до XV века.
  • Чинквеченто (Поздний этап) — XVI век.

    Жюль Мишле охарактеризовал Ренессанс XVI века во Франции как период европейской культурной истории, который представлял собой разрыв со средневековьем, создавая современное понимание человечества и его места в мире.

    Социально-политическая ситуация в Италии

    Уникальные политические структуры позднего Средневековья Италии привели некоторых учёных к предположению, что её необычный социальный климат поспособствовал появлению культурного расцвета. Италия как политическое образование не существовала в раннем современном периоде. Вместо этого она была разделена на более мелкие территории:

  • Королевство Неаполь контролировало юг.
  • Республика Флоренция и Папские государства — в центре.
  • Миланцы и генуэзцы — на севере и западе.
  • Венецианцы на востоке.

    Указывается, что Отто Фрайзинг, немецкий епископ, посетивший Северную Италию в XII веке, заметил широко распространённую новую форму политической и социальной организации, отметив выход Италии из феодализма таким образом, что её общество основывалось на купцах и коммерции. С этим было связано антимонархическое мышление, представленное в раннем ренессансном цикле фресок «Аллегория добра и зла» Лоренцетти Амброджо, где он заложил послание о достоинствах справедливости и республиканизма.

    Города и государства за пределами центральной Италии, такие как Флоренция, также были известны своими торговыми республиками, особенно Венецианской. Хотя на практике они были олигархическими и мало походили на современную демократию, они всё же имели её черты. Относительная политическая свобода, которую они предоставляли, способствовала академическому и художественному прогрессу.

    Местоположение некоторых итальянских городов, таких как Венеция, составило им хорошую службу. Торговцы привозили с собой идеи из дальних уголков земного шара, особенно из Леванта. Венеция была кратким путём Европы для торговли с Востоком и производителями тонкого стекла, а Флоренция являлась столицей текстильной промышленности. В результате финансовое состояние страны дало возможность появлению крупных государственных и частных художественных проектов.

    Культурные условия во Флоренции

    Историки отмечают несколько особенностей, уникальных для флорентийской культурной жизни, которые, возможно, послужили зарождению Ренессанса именно во Флоренции. Особо подчёркивается роль, которую Медичи, олигархическое семейство, сыграли в покровительстве и стимулировании искусства. Лоренцо Медичи был катализатором огромного количества меценатства, побуждая своих сограждан заказывать работы у лучших художников Флоренции, в том числе у Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти.

    Возрождение, безусловно, развивалось и до прихода к власти Лоренцо Медичи.

    Некоторые учёные утверждают, что Флоренция стала центром Ренессанса случайно, только потому, что выдающиеся деятели эпохи родились именно там. Тем не менее многие историки не согласны с этой теорией, утверждая, что эти люди смогли достичь своего положения из-за преобладающих в то время культурных условий.

    Общие особенности

    Возрождение значимости человека в эпоху Ренессанса заключалось в отвергнутых идеалах средневекового аскетизма. Отрицая схоластику и иерархию «Тёмных веков», новая эра подчеркнула необычайное достоинство человека и ценность его земной жизни. Любопытство и желание познать мир вылились в великие географические и научные открытия.

    Ренессанс также являлся периодом процветания искусства. Средневековье не окружало античные памятники особым почтением, а древняя мысль была всего лишь набором мудрых фраз. Антиквариату было дано новое значение. Он стал критерием оценки эпохи Возрождения, каноном красоты в искусстве и философии. Появилась печать, которая революционизировала весь мир. Книги, которые до сих пор были почти недоступны и недостижимы для большинства людей, стали общим благом, повлияв на скорость передачи идей и мыслей.

    Ренессанс оставался эпохой, в которой латынь всё ещё доминировала. Это был универсальный язык, используемый образованной Европой. Ренессансная латынь, однако, была более прозрачной, чем средневековая, обретая древнее великолепие и красоту. Таким образом развивались литература и национальные языки.

    Характеристика Ренессанса была сформирована важными событиями в Европе:

  • Стремление к национальному объединению.
  • Растущее значение городов.
  • Развитие национальных языков.
  • Изобретение печати.
  • Распространение меценатства.
  • Отход от универсализма Европы.
  • Распад единой феодальной структуры.
  • Появление Реформации и гуманизма.

    Реформация и гуманизм считаются двумя наиболее важными течениями эпохи Возрождения. Например, первое сыграло большую роль в Германии и Англии, а гуманизм — в Италии и Испании.

    Философские течения

    Гуманизм — это философское и культурно-нравственное движение, созданное в XV веке в Италии, которое было очерчено уже в XIV веке многими аспектами средневековой культуры, направленными на возрождение знания литературы и классических языков. Он был главным интеллектуальным течением Ренессанса. Хотя многие современные мировоззренческие установки основаны на гуманизме эпохи Возрождения, его не следует отождествлять с современными формами, которые присутствуют в экзистенциализме и персонализме.

    Читайте также:
    Культура - функции, виды, структура, система и развитие, формы

    Эта тенденция имела две характерные черты: увлечение культурой Древней Греции и Рима, а также антропоцентризм. Сильная привязанность к древней культуре, в свою очередь, отличает ренессансную форму гуманизма от других тенденций. Гуманизм возродил исследования классической латыни и греческого языка, что привело к обновлению древней науки и философии, а также классической поэзии и искусства.

    Поставив человека в центр интересов, гуманизм заложил основы для современного индивидуализма. Он сосредоточился на человеческих вопросах, достоинстве и свободе. Направление способствовало физическому, умственному и интеллектуальному развитию, а также гармоничному сосуществованию в обществе, подчёркивая возможности человеческого разума и ценность знаний о мире.

    В список известных представителей ренессансного гуманизма входят, среди прочих, голландский богослов Эразм Роттердамский, английский писатель (и святой католической церкви) Томас Мор, французский писатель Франсуа Рабле, итальянский поэт Петрарка, философ Джованни Пико делла Мирандола и Леонардо да Винчи.

    Реформация — религиозное движение, появившееся в Европе XVI века, в котором иерархия церкви и обычаи духовенства были подвергнуты критике. Это было второе основное течение Ренессанса, направленное на обновление духовенства, реформирование доктрин и практик римско-католической церкви в условиях кризиса.

    Мартин Лютер в «Тезисах об индульгенциях» требовал перевода Библии на национальные языки. Реформационные движения способствовали религиозным войнам и расколам между людьми, в результате чего власть Ватикана была ослаблена. Национальные церкви были созданы в разных странах и стремились стать независимыми от папства.

    Ещё одним следствием Реформации стало активное развитие литературы, особенно на национальных языках. Протестанты всё больше и больше привязывались к знанию Священного Писания, чему способствовали многочисленные переводы, особенно на национальные языки.

    Кратко можно выделить следующие отличительные тенденции эпохи:

  • Гуманистический взгляд на природу человека.
  • Антропоцентризм.
  • Познание мира.
  • Уважение к плодам человеческого труда.
  • Возрождение светских идеалов жизни.
  • Образ Бога как Творца, который позволяет человеку наслаждаться чарами природы.
  • Борьба за развитие литературы на национальном языке.
  • Возвращение к древности, возрождение античной философии, изучение великих произведений древней литературы.
  • Создание чувства патриотизма и национальной гордости.
  • Формирование нового идеала человека, всесторонне образованного, свободного от суеверий и авторитетов.

    Это время также характеризуется уникальным и органичным слиянием различных сфер деятельности человека. Искусство, архитектура и наука были тесно связаны в период Возрождения.

    Искусство и наука

    Такие художники, как да Винчи, включили в свои работы научные принципы, например, анатомию, для воссоздания человеческого тела с необычайной аккуратностью. Архитекторы изучали математику, чтобы точно спроектировать и создать огромные здания с обширными куполами.

    Научные открытия привели к серьёзным изменениям в мышлении: Галилей и Декарт представили новый взгляд на астрологию и математику, в то время как Коперник предположил, что Солнце, а не Земля, является центром Солнечной системы.

    Открытие в 1492 году Нового Света Христофором Колумбом подтолкнуло людей к новому умонастроению, заставив задуматься о величине окружающего мира. По мере столкновения протестантской Реформации и Контрреформации Северный Ренессанс продемонстрировал решительный сдвиг в акценте с аристотелевской натурфилософии на химию и биологические науки (ботаника, анатомия и медицина). Готовность подвергать сомнению ранее утверждённые истины и искать новые ответы привела к периоду значительных научных достижений.

    Во Флоренции, Риме, Венеции и других итальянских городах художники обратились к античности. Они снова начали изображать людей и даже библейских персонажей. Мифологические темы также стали очень популярными. На родине Ренессанса была создана портретная живопись, а прототип ландшафтного барокко был популярен в позднем искусстве Нидерландов. Важной новинкой стало изобретение сходящейся геометрической, линейной и воздушной перспективы.

    Художники эпохи Возрождения основывались на трёх важных принципах:

  • Возобновившийся интерес к систематическим исследованиям древнего искусства.
  • Изучение человека (в рамках гуманизма).
  • Открытие и овладение принципами линейной перспективы.

    Благодаря им произошла настоящая революция в искусстве Запада.

    Как отмечают специалисты, переход от скульптуры, типичной для средневековья, к скульптуре эпохи Возрождения был довольно плавным. Самым важным правилом скульптуры Ренессанса было стремление к реализму, согласно которому люди хотели как можно точнее подражать природе, человеку и его телу и выразительнее демонстрировать свои чувства. Именно поэтому скульпторы постоянно совершенствовали свою технику и мастерство. Они были склонны к монументализму и композиционным паттернам, основанным на простых геометрических формах.

    Театр начинает приобретать большое значение в общественной жизни. Выступать на публике теперь могут как и профессиональные труппы, так и бродячие актёры — частые литературные персонажи того времени.

    В XV веке музыка уже считалась искусством — результатом знаний, умений и таланта. Внимание было уделено ценности музыки и её влиянию на людей. Возник общий, объединяющий музыкальный язык, в частности, полифонический стиль франко-фламандской школы. С появлением и ростом буржуа возрастал и спрос на музыку.

    Хотя вокальная музыка ещё была популярна в какой-то мере, инструменты начали играть всё более важную роль. Особенно популярным в качестве сопутствующего и сольного инструмента была лютня. Растёт число мастерских по изготовлению инструментов, где создаются целые «семьи», соответствующие хоровой аранжировке, например, альт, тенор и бас-флейты. Эталоном считался эвфонический звук, подчёркивающий согласованность голосов.

    Мода Западной Европы в период 1500—1550 годов характеризуется объёмной одеждой и изобилием слоёв (что являлось одной из реакций на малый ледниковый период, особенно в Северной Европе и на Британских островах). Контрастные ткани, скошенные черты, обилие вышивки, накладные планки и другие формы поверхностного орнамента стали править балом. Высокие узкие линии костюмов позднесредневекового периода сменились широким силуэтом, коническим для женщин и квадратным для мужчин. Рукава платьев были надуты, разрезаны и повёрнуты назад, чтобы показать контрастные накладки.

    Читайте также:
    Народные промыслы России - виды древнего искусства

    XIV век также ознаменовался восстановлением интереса людей (а особенно — вельмож) к уходу за собой.

    Ренессанс в России

    Тенденции Возрождения из Италии и Центральной Европы в некоторых отношениях повлияли и на Россию. Царь Иван III представил архитектуру этой эпохи на Руси, пригласив нескольких итальянских инженеров, которые принесли с собой новые строительные технологии и элементы стиля эпохи Возрождения, в целом следуя традиционным устоям русского зодчества.

    На Руси сложилась своеобразная традиция каменной шатровой архитектуры в середине XVI века. Этот стиль являлся совершенно уникальным и не был похож на современную архитектуру Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют его «русской готикой» и сравнивают с европейской готической архитектурой раннего периода.

    К XVII веку влияние европейской живописи привело к тому, что русские иконы приобрели черты реализма, но в то же время следовали большинству старых канонов иконописи. Постепенно появился новый тип светской портретной живописи под названием «парсуна», являющийся переходным стилем между абстрактной иконографией и реальными картинами.

    В целом страна получила некоторые архитектурные и технологические идеи европейского Возрождения, но в основном не была с ним связана из-за большого расстояния между Россией и сердцем ренессансного движения, а также сильной приверженности русских к своему византийскому наследию.

    Закат эпохи

    Учёные считают, что упадок Ренессанса был результатом влияния нескольких факторов. К концу XV века многочисленные войны охватили итальянский полуостров. Испанские, французские и немецкие захватчики, сражавшиеся за итальянские территории, вызвали разрушения и нестабильность в регионе.

    Кроме того, изменение торговых маршрутов привело к периоду экономического спада и ограничило количество денег, которые богатые меценаты могли вложить в искусство.

    Позже в движении, известном как Контрреформация, католическая церковь подвергла цензуре художников и писателей в ответ на протестантскую Реформацию. Многие мыслители того времени боялись быть слишком смелыми, что подавляло творчество. К тому же в 1545 году Совет Трента учредил римскую инквизицию, которая сделала гуманизм и любые взгляды, бросившие вызов католической церкви, актом ереси, караемой смертью.

    К началу XVII века исторический период Ренессанса угас, уступив место эпохе Просвещения.

    Произведения искусства эпохи Возрождения: картины, скульптура, литература, музыка

    Эпоха, которая принесла миру множество открытий, стала синонимом культурного прорыва и неотъемлемой частью всеобщего просвещения, носит название Возрождение, или Ренессанс. Она пришла на смену Средневековью и послужила основанием для ярких открытий, развитию науки и технологии.

    • Что такое эпоха Возрождения
    • Периоды
    • Человек эпохи Возрождения
    • Изобразительное искусство
    • Известные художники эпохи Ренессанса
    • Шедевры эпохи Возрождения
    • Скульптура
    • Наука
    • Философия
    • Архитектура
    • Театр
    • Музыка
    • Литература
    • Медицина
    • Политика
    • Церковь
    • Образование
    • Географические открытия
    • Каноны женской красоты
    • Ренессанс в России
    • Влияние эпохи на мир

    Что такое эпоха Возрождения

    Культурный расцвет, время открытий и переосмысления, формирования «Золотого фонта» всемирной истории и культуры, появление новых имен в живописи, архитектуре, музыке – все это Возрождение.

    Эпоха охватывает 3 столетия, благодаря чему мир приобрел такие имена, как:

    • Леонардо да Винчи.
    • Джорджоне.
    • Боттичелли.
    • Рафаэль.
    • Никола Пизано.
    • Арнольфо ди Камбио.
    • Тициан.
    • Микеланджело

    В этот период культура получила качественное перерождение. Средневековые каноны с их мрачностью уступили место гуманистическому, светскому и реалистичному направлениям. В основе Ренессанса лежит интерес к идеалам античности. Качественные преобразования повлияли на становление культуры и искусства во всех странах Европы.

    Изменения затронули не только направление прекрасного, повлияли они и на мировоззрение человека и общества. Рухнувшие оковы средневековых взглядов позволили посмотреть на мир под другим углом, увидеть возможности для развития и совершенствования. Именно поэтому каждый монарх считал своим долгом поддерживать художников, музыкантов и скульпторов. Основной стала идеи совершенствования, развития, познания и открытий.

    Периоды

    Зарождение – XIV век, страна – Италия. Исследователи и ученые не могут определиться с точными временными рамками эпохи. Каждый период приблизительный, поскольку страны входили в Ренессанс постепенно. Связано это с отставанием в социально-экономическом развитии, различиями во взглядах и суждениях.

    Примерными датами можно назвать XIV- XVI столетия. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры. Религиозные взгляды уступают место гуманизации.

    Возрождается интерес к античности и всему, что с ним связано. Внедрение в европейский мир античных элементов привнесло в культуру и искусство яркие мотивы, которые и сделали произведения незабываемыми. В это время появляется человек эпохи Возрождения – целеустремленный, вдохновленный, стремящийся к открытиям.

    Начальные признаки эпохи Ренессанса стали заметны обществу ему в XIII-XIV веках, но твердые позиции появились в 20-х годах XV века. В Эпохе Возрождения принято выделять 4 основных периода:

    • Проторенессанс.
    • Раннее Возрождение.
    • Высокое Возрождение.
    • Поздний Ренессанс.

    В каждом периоде появлялись новые веяния и стремления, позволяющие совершенствоваться и развиваться.

    Проторенессанс – период, который относится к XIII-XIV векам. Появление отмечено в Италии.

    Время подготовки к Возрождению подразделяется на еще 2 подэтапа – время жизни и смерти ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника Джотто ди Бондоне. В этот период на искусство оказывали влияние средневековые мотивы – готика и романтизм, а также византийские традиции.

    Бурное развитие было остановлено эпидемией чумы, которая накрыла все Европу. Джотто был первым, кто наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло основное развитие Ренессанса.

    Следующим был период раннего Возрождения. Примерное время развития – 80 лет. Ученые относят к нему 1420-1500 годы. В искусстве еще прослеживались веяния средневековой культуры и традиций. Одновременно активно добавляют элементы, позаимствованные у классической древности – Античности.

    Условия социальной среды, взгляды и стремления быстро меняются. Основной концепцией в искусстве становятся именно античные элементы. Главной личностью, мастером на этом этапе стал живописец Мазаччо, рожденный во Флоренции. Взяв за основу идеи и взгляды предшественников, он принес в свое творчество практически осязаемую скульптурность фигур и образов на холстах картин.

    Читайте также:
    Массовая культура - признаки, функции, влияние, плюсы и минусы

    Следующий этап — период высокого Возрождения. Считается пиком Ренессанса. Время – 1500-1527 годы. Развитие культуры позволило перенести центр культуры из Флоренции в Рим. Скачок произошел благодаря вступлению на престол нового Папы Римского — Юлия II.

    У него были смелые и прогрессивные взгляды, которые позволили в полной мере способствовать расцвету Ренессанса. Благодаря предприимчивости, присутствующей в характере, ему удалось привлечь в Рим ведущих художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время появляются шедевры, которые изменят мир искусства.

    Следующий этап – позднее Возрождение. Его временной отрезок 1530-1620 годы. Развитие культуры и искусства в этот период протекает неоднородно и разнообразно. Исследователи и искусствоведы спорят и не могут определиться с основными направлениями в развитии и точными датами.

    Часть специалистов указывает, что эпоха Возрождения окончательно угасла с падением Рима. Южная часть Европы погрузилась в Контрреформацию, которая не позволила мыслить свободно и смело, как того требовало Возрождение.

    На позднем этапе Ренессанса наблюдался выраженный кризис идей. Возникали противоречия в мировоззрении, которые переросли в маньеризм. Возникший стиль специалисты характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, которая была свойственна смелой эпохе новых устремлений.

    Изабелла Португальская
    Тициан

    В Венеции творили Тициан и Палладио. Их произведения не затронули противоречия кризис во взглядах. Увидеть, как смотрели на мир мастера можно на полотне Тициана «Изабелла Португальская».

    Человек эпохи Возрождения

    Стремительное развитие эпохи Возрождения отразилось и на человеке. Пик расцвета культуры отразился и в обществе. Термин был внедрен Джорджо Визари. Ренессанс положил начало активному развитию науки, торговли и взаимоотношениям между соседними странами.

    Замкнутое Средневековье осталось в прошлом, люди с надеждой смотрели в будущее. Благодаря этому их взгляды на происходящее и мировоззрение в целом изменились. Яркая эпоха итальянского Возрождения распространяла свое влияние на всю Европу и соседние с ней страны.

    Главная черта, позволяющая понять, что перед нами человек эпохи Возрождения – целеустремленность, ясность мысли и буйство чувств.

    Характеристика общества и человека того времени:

    • У людей преобладает гуманизм в мировоззрении.
    • Отрицается сословность.
    • Происходит отказ от роскоши и различных привилегий, свойственных обществу средневековья в Европе.
    • Античная культура возрождается, внося во взгляды романтизм.
    • Естественность во всем, природа, как основа для жизни – главная черта в восприятии происходящего.
    • Появилось явное пренебрежение схоластикой и правом.

    В обществе начинает формирование новый пласт – интеллигенция. Люди становятся боле утонченными, возникают понятия этикета, морали и духовности, которым предстоит пережить долгий период становления и совершенствования, возвышенности и чувственности.

    На первый план выходят идеи просвещения, идеалы нравственности, политическая жизнь становится насыщенной, поскольку производится обмен мастерами. Активно находят свое отражение, такие противоположные понятия, как нравственный нигилизм, религиозный анархизм. Все это дает возможность познавать и развиваться.

    Торговля между городами и странами способствует быстрому росту городов. Благодаря этому в обществе стали формироваться новые классы. Рыцари средневековья сменились наемной армией.

    Образ человека эпохи Ренессанса – центр поклонения, главная фигура в мире. Появилась вера в безграничные возможности личности, в силу собственного духа и красоту. Идеалом для человека и общества стали удовлетворения всех естественных потребностей, поскольку без этого невозможно жить и двигаться дальше.

    Изобразительное искусство

    Яркая культура эпохи Ренессанс нашла свое отражение в изобразительном искусстве. Люди эпохи Возрождения привнесли в него линейную и пространственную перспективу. В этот период появляются знания пропорций и усиливается внимание к анатомии человеческого тела.

    Эпоха Ренессанса – представители и выдающиеся деятели, особенности

    Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от “ri” – “снова” или “заново рожденный”) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

    Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

    Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

    Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

    В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

    Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

    Читайте также:
    Интервалы в музыке - определение, правила и теория, особенности

    Проторенессанс

    Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.

    Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

    Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

    Северное Возрождение

    Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

    Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

    Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

    Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.

    Человек эпохи Возрождения

    Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.

    Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

    Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

    В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.

    В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.

    Философы эпохи Возрождения
    Николай Кузанский
    Леонардо Бруни
    Марсилио Фичино
    Николай Коперник
    Пико делла Мирандола
    Лоренцо Валла
    Манетти
    Пьетро Помпонацци
    Жан Боден
    Мишель Монтень
    Томас Мор
    Эразм Роттердамский
    Мартин Лютер
    Томмазо Кампанелла
    Джордано Бруно
    Николо Макиавелли

    Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать итальянского поэта Данте Алигьери (1265—-1321), который истинно раскрыл сущность людей того времени в своем произведении под названием “Комедия”, которое впоследствии будет названо “Божественной комедией”. Этим названием потомки явили свое восхищение грандиозным созданием Данте. В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

    Читайте также:
    Импрессионизм 🖌 определение, история возникновения, основоположники, современные работы знаменитых художников-представителей, основные черты направления в живописи, искусстве, литературе

    Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

    «Рождение Венеры» — одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела

    С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)

    Изобразительное искусство

    Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.

    Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзаж как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

    Архитектура

    Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров:

    Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры, создал первые за многие столетия купол (Флорентийского собора), до сих пор доминирующий в панораме Флоренции.
    Леон Баттиста Альберти (1402-72) — крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создатель её целостной концепции, переосмыслил мотивы раннехристианских базилик времён Константина, в палаццо Ручеллаи создал новый тип городской резиденции с фасадом, обработанным рустом и расчленённым несколькими ярусами пилястр.
    Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями; на смену графической сдержанности архитекторов кватроченто у него приходят тектоническая логика, пластичность деталей, цельность и ясность замысла (Темпьетто).
    Микеланджело Буонаротти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в папской столице; в его постройках пластическое начало выражается в динамичных контрастах как бы наплывающих масс, в величественной тектоничности, предвещающей искусство барокко (собор Святого Петра, лестница Лауренцианы).
    Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство; с учётом конкретных условий бесконечно варьировал различные сочетания ордерных элементов; сторонник открытой и гибкой ордерной архитектуры, которая служит гармоничным продолжением окружающей среды, природной или городской (Палладиевы виллы); работал в Венецианской республике.

    За пределами Италии итальянские влияния наслаивались на местные средневековые традиции, порождая национальные изводы ренессансного стиля. Для иберийского ренессанса характерно сохранение готического и мавританского наследия вроде мелкой ажурной резьбы (см. платереско и мануэлино). Во Франции эпоха Возрождения оставила памятники в виде причудливо декорированных луарских шато с готическими наклонными крышами; эталоном французского ренессанса считается Шамборский замок Франциска I. В елизаветинской Англии архитектор Роберт Смитсон проектировал рационально-прямолинейные особняки с огромными окнами, заливавшими интерьеры светом (Лонглит, Хардвик-холл).

    Церковь Святого Духа во Флоренции (арх. Ф. Брунеллески)

    В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

    Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели).

    В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, Лютня — один из самых популярных музыкальных инструментов эпохи Возрождения выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле.

    В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

    Эпоха Ренессанса и Возрождения: архитектура, живопись, художники

    Эпоха Возрождения имеет мировое значение в истории становления и развития культуры в странах Западной и Восточной Европы. Период идейного и культурного развития приходится на 14-16 вв., когда на смену религиозного доминирования и системе вассалитета возникла культура светского характера. Возрождается интерес к античности, откуда и берет название период Ренессанса.

    История возникновения

    Первые признаки начала эпохи возникли еще в 13-14 вв. в Италии, но в свои права она вступила только в 20-х годах 14-го столетия. Незыблемый феодальный строй Средних Веков начинает расшатываться – торговые города вступают в борьбу за права самоуправления и собственную независимость.

    Именно в это время появляется общественно-философское движение под названием «гуманизм».

    Человек теперь рассматривается как личность, поднимается вопрос о свободе и личной деятельности. В крупных городах появляются светские центры искусства и науки, функционирующие вне тотального контроля церкви. Наблюдается активное возрождение античности – она олицетворяет яркий пример неаскетичного гуманизма. В середине 15-го века изобретается книгопечатание, благодаря чему новое мировоззрение и античное наследие широко распространились по территории Европы. Пик рассвета Ренессанса приходится на конец 15-го века, но менее чем через столетие назревает идейный кризис. Это положило начало для возникновения двух стилевых направлений: барокко и маньеризм.

    Читайте также:
    Искусство, определение, функции и предметы, особенности

    Периоды

    Проторенессанс

    Проторенессанс начался во 2-й половине 13-го столетия и закончился в конце 14-го века.

    Этот период тесно связан с византийскими, готическими и романским стилем архитектуры.

    Он является так называемой первой ступенью в подготовке к возникновению Ренессанса. До 1337 года известных архитектор и художник Джотто ди Бондоне занимался разработкой нового подхода к изображению пространственных фигур. Он наполнил религиозные композиции светским содержанием, наметил переход от плоского изображения к рельефному, а также изобразил интерьер в живописи. В конце 13-го века был возведен собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция). Автор этого главного храмового сооружения – Арнольдо ди Камбио. Джотто спроектировал кампанилу Флорентийского собора, тем самым продолжив работу Арнольдо.

    После смерти Джотто ди Бондоне на Италию обрушивается эпидемия чумы и активное развитие периода завершается.

    Раннее Возрождение

    Длительность периода Раннего Возрождения составила не больше 80-ти лет (1420-1500 гг). За время этого этапа не произошло существенных изменений в области искусства, и лишь некоторые элементы из классической древности дополняли работы художников того времени. Но к концу 15-го века средневековые основы полностью заменяются примерами античной культуры, что наблюдается как в концепции картин, так и в мелких деталях.

    Высокое Возрождение

    Самым непродолжительным, но в то же время пышным периодом Ренессанса стал третий этап, названный Высоким Возрождением. Продлился он всего 27 лет (1500-1527 гг.). После вступления на престол Юлия II центр влияния искусства Италии перемещается в Рим. Новый римский папа привлек ко двору самых талантливых итальянских художников, что привело к активному развитию культуры и искусства:

    • Возводятся шикарные монументальные здания.
    • Пишутся картины и фрески.
    • Создаются уникальные скульптурные творения.

    Каждая отрасль искусства тесно переплетается друг с другом, гармонируя и развиваясь в унисон. Идет более основательное изучение античности.

    Позднее Возрождение

    Последний период Возрождения охватывает примерно 1590-1620 годы. Его отличительной чертой является разнообразие культуры и искусства. На территории Южной Европы активно продвигалась Контрреформация. Это движение не приветствовало свободомыслие, выражало протест против возрождения античности в культуре и искусстве, а также воспевания человеческого тела.

    Контрреформация – это католическое движение, целью которого было восстановление христианской и римско-католической веры. Начало развития наблюдалось после высказывания своих идей Кальвином, Цвингли, Лютером и другими европейскими реформаторами.

    Во Флоренции противоречия привели к тому, что появилось направление под названием маньеризм.

    Маньеризм – это западноевропейский художественный и литературный стиль, возникший в 16-м веке. Особенности маньеризма: утрата гармонии между духовным и телесным, человеком и природой.

    Точных сроков Позднего этапа как таковых не существует. В Британской энциклопедии говориться, что эпоха Ренессанса закончилась после падения Рима (1527 г).

    Интерьер

    На новое понимание внутреннего пространства глубокое влияние оказали простые и четкие интерьеры Филиппо Брунеллески. Это можно наблюдать на примере капеллы Пацци (церковь Санта-Кроче, Франция). Талантливый скульптор и архитектор использовал светлые тона для отделки оштукатуренных тонированных стен, добавляя архитектурные рельефные членения из серого камня. В богатых домах и дворцах особое внимание уделялось вестибюлям, где принимали гостей. Выделялись огромные комнаты под библиотеки. Появление книгопечатания сразу же привлекло внимание богачей Европы. Столовых комнат как таковых не существовало, и обеденные столы были преимущественно раскладными. Их выставляли на лоджии, которые играли важную роль в загородных и городских домах. Изображения на мебели были без оттенков, почти монохромными. Самые распространенные композиции декоративного характера:

    • Акантовый лист.
    • Натюрморт.
    • Городские пейзажи.
    • Вьющиеся стебли.
    • Музыкальные инструменты.

    На створках резных буфетов, шкафов и прочих деталях мебели применялся прием позитивно-негативного узора. Технология изделия выглядела следующим образом:

    • Два листа фанеры окрашивались в разные цвета и накладывались один поверх другого.
    • Выпиливался фрагмент определенного узора.
    • Готовый узор наклеивался на основу.
    • Разные по цвету, но одинаковые по рисунку фрагменты, менялись местами.

    Мотивы и приемы украшения поверхности мебели видоизменялись и ширились: применялось окрашенное дерево, появлялись фигуральные композиции, гротеск, осваивался прием тонирования при помощи раскаленного песка.

    Искусство

    В Италии 14-го века стали появляться предвестники искусства Ренессанса. Создавая полотна на религиозную тематику, художники использовали за основу интернациональную готику. Интернациональная готика – это один из стилистических вариантов готического стиля, который развивался в Северной Италии, Бургундии и Богемии (1380-1430 гг). Отличительные черты: изысканность форм, красочность, утонченность, декоративный характер. Также присутствуют признаки стиля классицизм и маньеризм: гротеск, острота и экспрессивность ярких форм, графичность. Свои картины они дополняли новыми художественными приемами:

    • Использование объемных композиций.
    • Изображение пейзажей на задних планах.

    Благодаря использованию этих приемов художникам удавалось передать реалистичность изображения и его оживленность.

    Активное развитие изобразительного искусства начинается на первом этапе эпохи Возрождения – Проторенессанс. В истории изобразительных направлений в Италии существует несколько периодов:

    • 13-й в. – дунченто (двести). Интернациональная готика.
    • 14-й в. – треченто (триста). Проторенессанс.
    • 15-й в. – кватроченто (четыреста). Ранний – Высокий этап.
    • 16-й в. – чинквеченто (пятьсот). Высокое – Позднее Возрождение.

    Впоследствии, модернизм в живописи включал в себя множество течений и стилевых направлений: неоромантизма, романского стиля, готики, ренессанса и других стилей.

    Архитектура

    Архитектура эпохи Ренессанса стала активно видоизменяться. Большое внимание уделяется формам античного зодчества: четкой симметричности, порядку составных деталей и пропорции. Ассиметричные очертания сменяются на полукруги арок, купольные полусферы и эдикулы. А четкое расположение мощных колонн, притолок и пилястр заменяют сложные пропорции построек средневековья.

    Читайте также:
    Статика и динамика в композиции - фигуры и элементы в рисовании

    Выдающиеся личности

    Философы Ренессанса придерживались общего мнения о том, что человеческий разум является бесценным даром свыше, который делает человека богоподобным и отличается от всего сущего. Яркими личностями, поддерживающими гуманизм, были французский писатель Мишель де Монтень и Дезидерий Эразм Роттердамский, которого прозвали «князь гуманистов».

    Культура

    Основой культуры Ренессанса считается принцип гуманизма, который говорил о красоте и достоинстве человека, его творческих возможностях, разуме и воле. Жизнеутверждающая культура гуманизма имела светский характер, что в корни отличалось от культуры средневекового времени. Европа освободилась от мощного церковного влияния, что способствовало быстрому подъему и развитию науки. Буржуазный строй, набирающий силы, оказал влияние на победу светского движения. Но гуманистический характер направленности искусства выражал поддержку не только развивающейся буржуазии, но также и прогрессивным слоям населения. Непреодолимое стремление познания окружающего мира отразилось на изобразительном искусстве. Огромную популярность в монументальной живописи Италии получила фреска. Зарождается пейзажная и историческая живопись, воздвигается портрет. В Нидерландах и Германии широкое применение получает гравюра. Ее часто используют при оформлении книгопечатных изданий.

    Вас интересует Обои в детскую комнату для девочек: как правильно выбрать и что нужно учесть при подборе цвета.

    Все, что вы хотите знать про изготовление флорентийской мозаики, читайте у нас в этой статье.

    Как создавались эпохи: Мир глазами Леонардо да Винчи

    Одной из ключевых фигур в становлении Эпохи Ренессанса был Леонардо да Винчи. Это великий творец, художник, создатель и основоположник развития науки во Флоренции. Более подробно с его работами можно ознакомиться с этим видео. Приятного просмотра!

    Выводы

    В эпоху Возрождения наступил невиданный ранее рассвет искусства, который возник в виде отблеска классической древности в стиле ампир. На основе культуры Ренессанса возникло множество стилистических ответвлений, благодаря которым появлялись новые произведения искусства в области живописи, архитектуры и скульптуры. Как пример, комната в скандинавском стиле, где за основу взяты светлые тона мрачной Скандинавии. Или же стиль прованс, получивший широкое применение в Америке.

    maxxbay

    • Add to friends
    • RSS

    Обо всех и обо всем

    Эпоха Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance) представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями. Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения.

    В данной статье мы хотим кратко осветить ключевые моменты эпохи Возрождения, и рассказать интересные факты из этого исторического периода.

    Эпоха Возрождения кратко

    Сразу же нужно сказать, что эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

    Чем же ознаменовался этот период? Прежде всего, тем, что на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм.

    Антропоцентризм (то есть центральное место во всех культурных и научных изысканиях занимает человек) стал господствующей идеологией.

    Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно от этого и происходит термин «Возрождение».

    Если говорить кратко о Ренессансе, то основным его феноменом было то, что после падение Византийской империи, бежавшие в разные европейские державы византийцы, начали распространять свои библиотеки. А именно в них содержалось множество античных источников, которые в Европе того времени практически не были известны.

    В городах стали появляться и набирать обороты различные научные и культурные центры, действующие независимо от церкви. Началось это движение в Италии.

    Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:

    1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
    2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
    3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
    4. Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

    С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.

    По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения.

    Неимоверными темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. Закладывается основа всех будущих научных теорий и открытий.

    Человек эпохи Возрождения

    Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.

    «Портрет молодой женщины» Сандро Боттичелли

    Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.

    Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.

    Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания.

    А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.

    Литература Возрождения

    Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265-1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.

    Франческо Петрарка (1304—1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.

    Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313—1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595).

    Читайте также:
    Искусство, определение, функции и предметы, особенности

    Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

    Уильям Шекспир. Единственный прижизненный портрет.

    В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность. Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

    Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.

    Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635).

    Философия эпохи Возрождения

    Коротко сказать о философии эпохи Возрождения достаточно трудно. Можно лишь кратко перечислить самых знаменитых ее представителей.

    Николай Кузанский – один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в Едином.

    Леонардо Бруни – итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.

    Знаменитые деятели, ученые и философы Ренессанса – Галилео Галилей, Николай Коперник и Джордано Бруно заслуживают отдельных статей.

    Кратко лишь можно сказать, что Коперник произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.

    Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.

    Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.

    Мишель Монтень – французский философ эпохи Возрождения и автор известной книги «Опыты». Он одним из первых выступил против использования жестокости в педагогике.

    Мартин Лютер – выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения – протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.

    Томас Мор – английский философ и гуманист. Автор известной книги «Утопия». Непримиримый критик Лютера и идей Реформации.

    Эразм Роттердамский – видный мыслитель, получивший прозвище «князь гуманистов». Отличался свободолюбивыми взглядами. В конце жизни также полемизировал с Лютером.

    Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

    Художники эпохи Возрождения

    Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.

    Сандро Боттичелли – яркая звезда на небосклоне художественного искусства Ренессанса. Самые знаменитые картины: «Рождение Венеры, «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество».

    «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела. Около 1485 года.

    Пьеро делла Франческа – известный итальянский художник и математик. Он написал такие знаменитые произведения, как «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах». Отличался тем, что в совершенстве владел техникой живописи, зная ее научную теорию. Знаменитые картины: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» и «Алтарь Монтефельтро».

    Леонардо да Винчи – один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен. Обладал уникальными способностями и стал изобретателем многих вещей, появившихся только в 20 веке. Самые известные картины гения да Винчи: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» и «Дама с горностаем».

    «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Один из главных символов Ренессанса.

    Рафаэль Санти – один из искуснейших художников и архитекторов эпохи Возрождения. За короткую жизнь (а прожил он всего 37 лет), Рафаэль написал множество потрясающих картин, наиболее известные среди которых «Сикстинская Мадонна», «Портрет молодой женщины» и фреска «Афинская школа».

    «Афинская школа» — самая знаменитая фреска Рафаэля.

    Микеланджело Буоанарроти – гениальный художник, скульптор и архитектор Ренессанса. О его творчестве до сих пор слагают легенды и анекдоты. Кроме множества художественных работ, он написал около 300 стихов, дошедших до наших дней. Самые крупные работы: «Мадонна Дони», «Сотворение Адама», статуи «Моисей» и «Давид».

    Тициан Вечеллио – выдающийся художник эпохи Возрождения. Тициану еще не исполнилось 30 лет, как его признали «королем живописцев и живописцем королей». Кстати, мы уже писали про один весьма забавный и интересный факт из жизни Тициана. Крупнейшие работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы», «Несение креста», «Коронование терновым венцом» и «Мадонна Пезаро».

    Массовая культура и общество. Признаки, отличия от элитарной и народной культуры

    Определение массовой культуры

    Массовая культура — это форма культуры , ориентированная на широкого потребителя. Ее основная цель — коммерческий успех.

    Культура в одном из значений — это деятельность людей по созданию, распределению и потреблению духовных ценностей. К культуре относятся литература, искусство, архитектура, устное народное творчество, кино и т.п. Обычно выделяют три формы культуры: массовую, элитарную и народную.

    К произведениям массовой культуры относятся:

    популярное кино и сериалы, клипы и видеоролики;

    средства массовой информации;

    Концерт поп-певца Джастина Бибера. Фото: Reuters

    Первыми термин «массовая культура» стали использовать в 1940-е годы Марк Хоркхаймер и Дуайт Макдональд. Синоним — поп-культура.

    Развитие массовой культуры

    Развитие массовой культуры связано с переходом от традиционного к индустриальному обществу . Благодаря промышленному производству появилась возможность массово тиражировать популярные произведения. Новые технологии позволили дешево издавать книги, печатать репродукции картин, записывать музыку на пластинки. Радио, кино и телевидение дали возможность быстро охватить многомиллионную аудиторию.

    Так наряду с народной культурой и элитарной культурой «для богатых и образованных» появилась массовая культура — для всех, кто способен заплатить за доступ к ней небольшие деньги.

    Читайте также:
    Описание картины Васнецова Три богатыря - история создания

    В постиндустриальном обществе автоматизация производства и развитие средств связи лишь ускорили эти процессы. Сегодня благодаря интернету и глобализации новые культурные веяния быстро достигают всех уголков Земли. Люди в разных странах смотрят одни и те же фильмы-блокбастеры, читают книги-бестселлеры, слушают одинаковые музыкальные хиты.

    Признаки массовой культуры

    Произведения массовой культуры создаются профессионалами — так же, как и произведения элитарной. В отличие от народной культуры, авторы известны по именам, не анонимны.

    Массовая культура ориентируется не на узкий слой ценителей, а на максимально широкий круг потребителей. Массовая культура демократична.

    Масскульт отличается простотой форм и стандартизированностью, его произведения должны быть понятны человеку без специальной подготовки.

    Массовая культура ориентирована на коммерческую выгоду. Главный критерий ее успеха — востребованность аудиторией. Поэтому поп-культура подчиняется законам спроса и предложения .

    Преимущества и недостатки массовой культуры

    Уже много десятилетий в философии и социологии ведутся дискуссии о том, чего больше приносит поп-культура — пользы или вреда?

    Вот что можно сказать в защиту массовой культуры:

    Она отличается демократичностью, доступна каждому.

    Напрямую обращается к человеку, учитывает его желания и интересы.

    Помогает ориентироваться в современном мире, утверждая простые и понятные представления.

    Позволяет человеку расслабиться, снять стресс.

    Лучшие ее произведения становятся достижениями «высокой» культуры.

    В то же время массовую культуру критикуют за то, что она:

    Потакает невзыскательным вкусам, «снижает планку» вместо того, чтобы делать людей лучше.

    Ориентирована на пассивное потребление, а не на размышление или творчество.

    Подменяет собой реальную жизнь. Насаждает мифы.

    Унифицирует мысли и образ жизни.

    Создает искусственные потребности, формирует «общество потребления».

    Девочки в Боливии фотографируются на фоне фигуры Капитана Америки из «Мстителей». Фото: Reuters

    Связь массовой культуры с народной и элитарной

    Нельзя сказать, что массовая, элитарная и народная культура враждебны. Наоборот, они часто питают друг друга. Вот как это происходит.

    Массовая культура черпает идеи и из народной, и из элитарной

    Например, популярный артист (массовая культура) может вдохновляться классической музыкой (элитарная культура). Так, рэпер Warren G в 1997 году выпустил сингл Prince Igor, где использовал фрагмент из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» (фрагмент называется «Половецкие пляски», в нем звучат слова «улетай на крыльях ветра»).

    The Rapsody feat. Warren G & Sissel – Prince Igor

    А вот пример заимствования из народной культуры: группа «Иван Купала» пишет электронную музыку, в основу которой положены аутентичные народные песни, зафиксированные этнографами. Самая известная композиция группы — «Кострома», ее использовали даже на церемонии закрытия Олимпиады-2014 в Сочи.

    Лучшие массовые произведения становятся частью элитарной культуры

    Массовую культуру создают профессиональные режиссеры, музыканты, художники, так что ее произведения могут быть качественными по форме и достаточно глубокими по содержанию. В этом случае популярный шедевр может занять место в числе лучших произведений своей эпохи.

    Так, кассовые фильмы, созданные лучшими режиссерами, сценаристами и актерами, с годами становятся классикой мирового кинематографа.

    «Крестный отец» – пример коммерчески успешного фильма, ставшего признанной классикой. Paramount Pictures / Кинопоиск

    Элитарная культура со временем может быть усвоена массами

    Со временем элитарные произведения, ориентированные на узкий круг ценителей, могут стать понятнее массам. Так произошло, например, с творчеством художников-импрессионистов. Когда в 1874 году они провели первую выставку, большая часть посетителей посчитала картины некрасивыми, а художественные критики высмеяли новое направление в искусстве.

    Клод Моне. «Впечатление. Восход солнца». 1872 год

    Но уже спустя несколько десятилетий художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и другие стали считаться живыми классиками.

    Пьер Огюст Ренуар. «Лягушатник». 1869 год

    Сегодня импрессионизм — одно из самых узнаваемых направлений в изобразительном искусстве, поэтому его активно использует массовая культура. Картины упомянутых художников знает любой школьник. Ежегодно продаются миллионы репродукций и сувениров с этими изображениями, а в смартфонах есть приложения, позволяющие превратить свое фото в стилизованную «картину в духе импрессионизма».

    Суждения о массовой культуре. Задания из ЕГЭ с ответами

    В ЕГЭ по обществознанию регулярно встречаются вопросы о трех формах культуры. Нужно хорошо знать признаки произведений масскульта и уметь выбрать их из списка. Разберем несколько заданий из экзаменов прошлых лет:

    Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) премьера фильма ужасов
    2) фестиваль рекламных роликов
    3) переиздание детектива-бестселлера
    4) выставка художников-авангардистов
    5) областной смотр фольклорных коллективов
    6) открытие международного конкурса пианистов
    Правильный ответ: 123

    Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.
    1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.
    2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты.
    3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.
    4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
    5) Телесериал интересен кругу знатоков.
    6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.
    Правильный ответ: 146

    За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) развивают традиции народного вокального творчества
    2) исполняют композиции собственного сочинения
    3) деятельность имеет коммерческую направленность
    4) репертуар составляет несложная танцевальная музыка
    5) выполняют функцию накопления культурного опыта
    6) произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики
    Правильный ответ: 3

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: