Художественная культура Японии – своеобразие, особенности

Культура Японии: культура и особенности

Культура Японии – это яркий образец самобытности нации, которая сохраняется веками и передается от поколения поколению. Японцы очень трепетно относятся к своей истории, культуре, традициям, и туристам, пожелавшим посетить эту страну, следует знать их основы.

Своеобразие японской культуры, свой стиль во всем по душе многим людям, которые переносят отдельные черты в свою повседневную жизнь.

Сведения общего характера

Как оценивает википедия, Япония (в транскрипции с японского языка Нихон коку) – полностью располагается на островах Тихого океана и относится к Восточной Азии. Её ближайшие соседи – Россия, Китай, Южная Корея и КНДР. Население Японии на 2015 год составляет 126, 91 миллионов человек, причем среднегодовое снижение численности составляет более 200 тысяч человек в год. Карту Японии можно представить в виде государства, расположенного на 4 крупных островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также множестве мелких островов. Столица Японии – Токио с численностью более 18 млн. человек (с Иокогамой). Наиболее крупные города Японии: Осака, Киото, Кобе, Кавасаки, Тиба, Нагоя. Денежная единица – йена.

Государство можно смело отнести к мононациональному образования, так как почти 99% населения Японии составляют японцы. Это условие во многом определяет бережное сохранение традиций и культуры. Так внешний облик крупных городов приобрел ультрасовременный вид, но на окраинах, практически везде, бросается в глаза национальный стиль. Соответственно и государственный язык – один, японский.

Официально Япония считается монархией с конституционным ограничением, даже империей. Все вопросы внешней и внутренней политики решает премьер-министр. Высшая законодательная власть сосредоточена в двухпалатном парламенте. Флаг Японии представляет собой белое полотнище, в центре которого находится красный круг. Этот символ солнца как бы подчеркивает укоренившееся название – Страна Восходящего солнца. Время в Японии на всех островах единое и опережает московское на 5 часов.

Формирование традиционных и культурных ценностей

Традиционные японские ценности – это дань историческому развитию страны. Основы культурного наследия следует искать в том периоде, когда предки-переселенцы с материка начали обживать острова – этап Дзёмон. На развитие культуры и рождение особой японской самобытности сказалась длительная самоизоляция от другого мира – так называемая, политика сакоку. Только с середины XIX века начались реальные контакты японцев с другими нациями, когда зародился этап Мэйдзи. Несмотря на длительное поддержание собственной идентичности, начиная с 60-х годов прошлого столетия, явственно стало просматриваться влияние Китая, Европы и США.

На особый японский менталитет, несомненно, сказалась длительная изоляция, географическое положение и особенности климата. Такие мощные факторы, как частые землетрясения, тайфуны, ураганы, цунами не могли не повлиять на формирование своеобразных традиций и культуры. Японцы почувствовали необходимость оживлять неживую природу, придавая различным явлениям живые образы. Отличительной чертой японцев стало умение искренне восхищаться мгновениями натуральной природной красоты. Традиционное японское искусство выросло именно из этих ценностей.

К традиционным японским ценностям, накладываемым отпечаток на все стороны жизни, следует отнести аскетизм, семейная обрядность, порядочность, нормы приличия, чувство достоинство, что в той или иной степени связывалось с религией, а потому давали глубокие корни. Эти нормы, порой доведенные до абсурда, до настоящего времени в целом поддерживаются. Для японца вполне норма жесткая субординация, напоминающее в определенной мере преклонение. В обществе характерно объединение людей по социальным принципам, с созданием особых отношений внутри группы, и слабыми контактами между группами. Особо отношение у японцев к пониманию долга и обязательств (особая категория – гири).

Катастрофическое цунами в Японии 2011 года особо ярко проявили черты общества. Японские традиции во многом определяются влиянием таких разрушительных факторов. И новое испытание доказало, что люди сохранили тот багаж, который порождает патриотизм, трудолюбие, высокую самоотдачу.

Особенности языка и литературы

Японский язык уже много веков является важным составным элементом культуры. Сама концепция иероглифов очень сложна в написании. В их основе лежат 3 вида иероглифов: китайское кандзи, а также слоговая азбука катакана (угловатый вариант) и хирагана (округлый тип). Древнекитайские символы стали корневой основой, но путем добавления японских слогов, появилось особое чтение иероглифов, что дало возможность формированию особого классического японского языка, давшего толчок к активному развитию специфической японской литературы. Выписывание иероглифов с давних времен считается настоящим искусством. Для упрощения перевода для иностранцев разработана специальная транскрипция в латинской графике – ромадзи. Для русскоговорящих людей создана система Поливанова для подачи иероглифов в виде кириллицы.

С учетом национальности первых переселенцев, в период зарождения японской литературы явно просматривалось влияние китайской культуры. Первые истинно национальные, своеобразные литературные творения относятся к VII — VIII векам, когда появляются сказания «Кодзики» и исторические летописи «Нихонги». В этот же период создаются стихотворные творения. Они стали основой постепенного развитие таких стилей, как вака, танка и хайку, которые и в наши дни имеют почитателей по всему миру. Произведения великого Басё в стиле хайку переведены, практически, на все основные языки мира. В мировую литературную сокровищницу вошли творение таких мастеров, как Абэ, Кобо, Акутагава, Кэндзабуро, Харуки, Рю, Кобаяси Исса.

Особенности религиозного влияния

Религия сыграла ключевую роль в развитие всех сторон островного общества, в т.ч. формировании традиционных и культурных ценностей. Религия в Японии имеет две ветви: буддизм и синтоизм. Основу синтоизма составляет обожествление природных явлений, что и породило отношение японцев к неодушевленной природе, как к живым существам. Она же учит людей жить в гармонии с природой. Именно синтоизм в достаточной степени олицетворяет нацию и её культуру.

Буддизм появился в Японии значительно позже, чем синтоизм, а потому в меньшей мере повлиял на формирование культуры. Пожалуй, наибольший след он оставляет в традиционной архитектуре. В целом, обе названные религии в достаточно степени переплелись, и теперь трудно их выделить в чистом виде.

Читайте также:
Эпоха Ренессанса - представители и выдающиеся деятели, особенности

Особенности развития изобразительного искусства

Как и вся культура целиком, изобразительное творчество Японии развивалось своим путем, приобретая утонченность и своеобразие. Японская живопись – это древний и ни с чем несравнимый способ самовыражения нации. Её невозможно спутать ни с одним художественным направлением, существующим в мире.

В живописных полотнах на первый план выдвигается природа, как божественная основа существования всего. Одним из первых направлений в истории живописи стало иллюстрирование литературы – горизонтального вида свитки в стиле ямато-э. Немного позже появляется стиль суми-э в форме одноцветной акварели. Начиная с XVII века, популярность приобрели деревянные гравюры (укие-э) с показом гейш, сцен театра кабуки, природы. Эти своеобразные японские стили оказали заметное влияние на развитие мировой живописи.

Особым шармом обладает японское декоративно-прикладное творчество. Особое мировое признание получили традиционные куклы. Далеко за пределами Японии разнеслась слава таких направлений прикладного искусства, как нэцкэ, оригами, икебана, бонсай, тэмари, тканная роспись, чайная керамика.

Японская скульптура развивалась в виде доведения до совершенства фигур из обожженной глины. Керамические фигурки-идолы (догу) считаются одним из древнейших направлений национального искусства. Значительное место занимают скульптурные фигуры животных, птиц и людей из керамики.

С приходом буддизма на острова в скульптурном творчестве появились изваяния Будды. В качестве материала стала активно использоваться древесина, с последующим покрытием лаком, позолотой. Значительно реже использовалась бронза.

Особенности театрального творчества

Японский традиционный театр – это визитная карточка страны. Одним из первых направлений театрального искусства считается театр «но», где артисты выходили играть в масках и шикарных костюмах. В XVII веке появился наиболее известный вариант сценического творчества – театр кабуки. Играли в таком театре только мужчины, а на их лица накладывался внушительный слой грима. Мужчины играли и женские роли (оннагата). Параллельно развивался еще одно знаменитое театральное направление – театр банраку (с марионетками).

Нельзя оставить без внимания особое своеобразие – японская анимация «аниме», которая изначально нацеливалась на взрослых людей. В таких лентах, чаще всего, перерабатывались национальные комиксы – манги.

Достопримечательности государства

Туристам, отправляющимся в Японию, есть на что посмотреть. Здесь имеются шедевры национальной архитектуры (причем, как исторической, так и современной), природные памятники, искусственные комплексы с каменными садами и все многообразие многовековой культуры. На официальных сайтах туристических операторов можно найти массу фото Японии, наглядно показывающие многочисленные прелести.

Можно выделить несколько достопримечательностей Японии:

1.Мемориал Хиросимы: мемориальный комплекс, посвященный жертвам ядерной бомбардировки. В мемориал входит единственное уцелевшее здание.

2.Парк Джигокудани: парк, в котором обитает значительное количество обезьян (макак). Популярность парку обеспечивает и природная красота: многочисленные гейзеры, окруженные скалистыми выходами, и холодный лесной массив.

3.Киемидзу-дера: буддийский храм, построенный в VIII веке. Находится в Восточном Киото. Главная особенность архитектурного шедевра – он построен без гвоздей.

4.Замок Химэдзи: построен в эпоху феодализма. Пережил многочисленные изменения в разные века и бомбардировку во время войны.

  1. Памятник Великому Будде Камакуре: выполнен из бронзы и имеет высоту 13 м. Возведена в XIII веке.
  2. Храм Тодайдзи: считается самым крупным деревянным строение в мире. В нем расположена самая большая бронзовая статуя Будды.

7.Императорский дворец: находится в столице страны. Во дворце расположен музей искусств.

  1. Гора Фудзи: визитная карточка Японии. Очень впечатляющий вулкан высотой 3776 м.
  2. Кинкаку-дзи: имеет и другое название – храм Золотого павильона. Находится в г. Киото. Сооружен в XIV веке и восстановлен в XX веке после пожара, устроенного маньяком.
  3. Аокигахара или Лес призраков в Японии – легендарное место, расположенное у подножья вулкана Фудзи. Исторически это место привлекало самоубийц, и количество совершенных самоубийств огромно на протяжении нескольких веков. Само по себе это место является национальным парком и славится первозданной красотой, но туристов привлекает не только красота, но и трагическая часть истории.

Культура Японии самобытна и многообразна. Люди, пожелавшие посетить страну, увозят массу впечатлений от увиденной красоты. А посмотреть в Японии есть на что.

Путеводитель по японскому искусству

Гравюра, каллиграфия и живопись: Arzamas составил инструкцию, как смотреть японское искусство

Европейцы познакомились с японским искусством во второй половине XIX века, после вторжения американской эскадры коммодора Мэттью Перри в 1853 году. На международных выставках оно произвело фурор, и в моду тут же вошло все японское: кимоно, ширмы, фарфор, гравюры. «Японизм» проник в европейскую живопись и декоративно-прикладное искусство, повлияв на импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров . И все же для большинства японское искусство оставалось диковинкой: картины казались незаконченными эскизами, свитки напоминали обои, а гравюра — карикатуру. И даже сегодня многие аспекты японского искусства не вполне понятны западному зрителю. Как же его понимать?

Живопись

Японская живопись опиралась на принципы, разработанные в Древнем Китае: система жанров, мировоззренческие основы живописи, символизм и многие другие чисто художественные средства были заимствованы с континента одновременно с буддизмом. Система жанров разительно отличалась от евро­пей­ской. Даже самый, казалось бы, понятный — пейзаж — в традиции Дальнего Востока имеет свои особенности.

Что такое японский пейзаж

Главная идея спрятана в названии: японское слово сансуй и китайское шань-шуй переводятся как «горы и воды». Это не портре­тирова­ние уголка природы, но создание образа идеального космического порядка, опирающегося на натур­филосо­фию Натурфилософские представления диктуют и особенности других жанров — например, «цветов и птиц», а также «цветов и насеко­мых» и даже декоративной живописи на ширмах, раздвижных перегородках и стенах. . Горы и воды — репрезентация противоположностей, составляющих движительную силу Вселенной. Мужское и женское начала, твердое незыблемое и мягкое изменчивое, светлое и темное (все то, что скла­дывается в пару ян и инь) — противоположности, бесконечно порождающие друг друга и присутствующие друг в друге, формируют гармонию мироздания, отражение которой (а заодно утверждение) и есть главная задача художника. Восточный пейзаж, как правило, умозрительный, это плод кабинетной работы художника-мыслителя. Реалистичность, схожесть, копирование природы, которые стали основой классической живописи Запада, не имели для японцев безусловной ценности.

Читайте также:
Культура - функции, виды, структура, система и развитие, формы
Как читать свитки

Формат горизонтального или вертикального свитка связан с формой рулона шелка — одного из самых ранних носителей письменности на Дальнем Востоке. Живопись на свитках шелка или бумаги не имеет рамы; четкой границы между изображением и окружающим пространством нет. Именно поэтому у первых западных коллекционеров и возникла ассоциация с обоями. Европейскому взгляду оказалось сложно приспособиться и к технике живописи, и к организа­ции пространства в изображении. В классической японской живописи прост­ранство выстраивается с помощью особой системы приемов. Четко обозначен­ные деталями (постройками на берегу, лодками на воде и т. д.) или тональ­ны­ми акцентами планы композиции на вертикальных свитках легко расслаива­ются, часто отделенные друг от друга туманными полосами пустоты. Эти паузы в изображении и диагональные композиции помогают неторопливо переходить от рассматривания первого плана к дальним, создавая эффект глубины пейзажа.

Сюгэцу. Пейзаж в китайском стиле. Не позднее 1529 года Honolulu Museum of Art

В горизонтальных свитках, рассчитанных на медленное рассматривание по ходу чтения справа налево, этот «временной» аспект живописи еще более очевиден. В пейзаже мастера Сюгэцу зритель «входит» в изображение из пустого пространства воды и неба в правой части свитка, беседует с поэтами и мудрецами на скалистом берегу, любуется старой сосной и «поднимается» в беседку, откуда перед ним открывается вид на темный абрис пологих гор на втором плане, а потом, глубже и выше, — на дальние вершины третьего плана, подернутые дымкой.

Почему дома изображены без крыш

Отсутствие в классическом репертуаре дальневосточной живописи сцен в замкнутых помещениях и городских пейзажей делало неактуальной линейную перспективу. А там, где следовало придерживаться строгих геометрических форм, на помощь как художнику, так и зрителю вновь приходило воображение.

В японской живописи ямато-э с эпохи Хэйан для изображения сцен в дворцовых покоях использовался прием «интерьера со снятой крышей», когда художник и зритель смотрели на происходящее в дворцовых залах сверху, словно заглядывая в кукольный домик и видя фрагмент помещения со скошен­ными балками, занавесями и сидящими в них героями.

Иллюстрация к одной из глав «Повести о Гэндзи» Мурасаки Сикибу. Около 1130 года 徳川美術館 (Художественный музей Токугава)

Этот прием, появившийся еще в ХII веке в иллюстрированных свитках (так называемых эмакимоно), позднее широко применялся в росписи ширм или по­движных перегородок фусума в дворцовых и замковых интерьерах. Японские мастера вообще любили взгляд с высоты птичьего полета, открывавший перед зрителями широкую картину празднеств, военных действий или городских видов. Чтобы подчеркнуть эту высокую точку зрения, удаленность объектов и их отделенность друг от друга, использовался прием ункин. Купы деревьев, показанных как бы сверху, или декоративные позолоченные стилизованные облака позволяли разделить плоскость изображения на регистры и планы. Сам термин ункин состоит из иероглифов «облако» и «парча»: это отсылка к пыш­ным облакам цветущей сакуры и парче осенних краснеющих кленов, сквозь которые показаны пейзажи.

Монах Юкинаги. Императорское шествие в Охару (иллюстрация к «Повести о доме Тайра»). Период Эдо, начало XVII века The Metropolitan Museum of Art

Отделенные друг от друга фрагменты императорской процессии кажутся раз­не­сенными в пространстве, и каждое из них обладает собственной перспек­ти­вой. Художник следует принципу «подвижного ракурса», когда в одном произ­ведении действует множество точек зрения и точек схождения перспек­тивы.

Саэн Хосай (Сиюа Фанци). Майна на ветке сливы. Период Эдо, XVIII век The Metropolitan Museum of Art

Что же касается моделирования объема предметов, то переходы от насыщен­ного цвета туши к акварельной прозрачности были призваны не столько передать реальные светотеневые соотношения, сколько выявить «костяк» формы, который может внушить ощущение объема. А живописный фон часто вовсе исчезает из изобразительного текста, заставляя поверхность бумаги или шелка работать как бесконечное пространство.

Каллиграфия

Практически все принципы дальневосточной живописи так или иначе приме­нимы к произведениям каллиграфии — искусству красивого письма. Первая причина этого родства лежит в общности материалов и инструментов письма и живописи. Кисть и тушь, бумага или шелк диктуют одни и те же особенности визуального языка: мазок, формирующий абрис гор или ствол бамбука, мало чем отличается от черты в написании иероглифа. В письме и живописи движе­ния руки художника одинаковые. Также одинаково мастер регули­рует толщину и яркость линии или пятна нажатием на кисть, скоростью пись­ма, насыщением кисти водой.

Вторая причина — сложная природа иероглифа. Иероглиф обладает формой, цветом, композиционной связью с форматом произведения и другими эле­мен­тами изображения. Как письменный знак, восходящий к пикто­грамме — схема­тизированному, упрощен­ному изображению реального объекта, — он сохра­няет далекую связь с формой предмета или природ­ного явления (и наибо­лее близкими к пикто­грамме остаются иероглифы, обозначающие устойчивые при­родные формы: гору, воду, огонь, человека и другие). Как знак письмен­нос­ти он обладает фонетическим звучанием и значением, которое связано с целым рядом литературных, религиозных или философских ассоциаций.

Системы почерков: кайсё, гёсё и сосё

Каллиграф Дальнего Востока создает каллиграфическое произведение, не просто чтобы зафиксировать смысл, но чтобы выразить и воплотить идею отдельного слова, целого стихотворного или прозаического произведения. При этом, как правило, он связан устоявшимися формами письменных знаков: основой каллиграфии является система почерков, каждый из которых обладает смысловыми нюансами и соответствует замыслу автора.

Читайте также:
Искусство, определение, функции и предметы, особенности

Нейтральный и легко читаемый уставной стиль кайсё ближе всего к печатным знакам; «полукурсив» («бегущий стиль») гёсё — свободнее и выразительнее, динамичнее и гибче: движения кисти тут более плавные и слитные. Но наи­боль­­шим выразительным потенциалом обладает сосё, или «травяное пись­мо», в котором отдельные знаки сливаются в плавно изгибающиеся строки, похожие на спутавшиеся или стелющиеся травы. Каллиграф сокращает письменные знаки, опуская или объединяя мелкие элементы.

Хонъами Коэцу. Каллиграфия стихотворения из сборника «Син кокин вака-сю», украшенная изображениями оленей, в стиле сосё. Не позднее 1637 года MOA美術館 (Художественный музей в Атами)

Иероглифическая письменность пришла в Японию из Китая. Чтобы приспо­собить ее к японскому языку, к концу первого тысячелетия были созданы две слоговые азбуки — хирагана и катакана, которые дополняли иероглифические тексты. Знаки письменности хирагана, часто встречающиеся в каллиграфии наравне с иероглифами, составляли особый связный стелющийся текст, кото­рый у великого мастера ХVII века Хонъами Коэцу превращает строки стихов в продолжение свисающих побегов плюща или травы и кустарник, в которых пасутся олени.

Развитие и своеобразие художественной культуры Японии

Казалось бы, о стране восходящего солнца рассказано все. Но чем больше о ней узнаешь, тем больше появляется загадок. Особый интерес вызывает художественная культура Японии, развитие которой происходило много веков. Она была сформирована под влиянием трех направлений – буддизма, синтоизма и конфуцианства. Япония – удивительная восточная страна, об истории и культуре которой стоит узнать подробнее.

Влияние других цивилизаций

Художественная культура Японии была сформирована под влиянием соседствующих стран. Расположенные рядом Китай и Корея сыграли в этом не последнюю роль. Отразилось это на музыке, кино, литературных произведениях и даже на обыденной жизни.

Особенность японской художественной культуры – познание гармонии с природой. Согласно китайской мудрости, откуда и было перенято данное учение, единение с окружающим миром:

  • восстанавливает душевный баланс;
  • излечивает тело и разум;
  • позволяет обрести спокойствие.

Японцы уважают существующие традиции, относятся к ним с особым трепетом.

Становление архитектуры

Художественная культура Японии позднего средневековья имеет свои особенности. Они выгодно отличают ее от прочих, которые также формировались в этот период в странах Европы и Азии.

Архитектура Японии – это нечто удивительное. Особую роль в ее формировании сыграл буддизм. Возводились монастыри, дворцы, храмы, характерные для китайской архитектуры. Стали появляться первые образы Будды. В XIII веке возникло конфуцианство. Все это наложило отпечаток на архитектуру того периода.

В архитектуре средневековой Японии сочетались местные особенности и черты других стран. Красивый ухоженный сад можно было встретить возле каждого дворца или храма. Здания же расписывались яркими красками.

Природа Японии также оказала влияние на местную архитектуру. Красивый, своенравный, уничтожающий и бушующий мир был запечатлен архитекторами в своих работах. Они не строили грандиозных сооружений, наоборот, постройки были просты и выполнялись они из дерева. Для защиты от влаги, между землей и полом делали воздушную подушку. Уберечь от землетрясений позволяли надежные колонны, которые можно увидеть в храмах, домах, дворцах.

Вместо окон делали отверстия, закрывающиеся тканью. Стены внутри здания, не считая несущей, в любой момент могли быть раздвинуты или заменены. Сооружения имели малую площадь, комнат в них было немного. Крыша возводилась прочной, чтобы защитить помещение от дождей, ветров, солнца.

Древняя скульптура

Скульптура в художественной культуре Японии появилась раньше живописи. Это одно из самых древних видов искусств в стране.

Учеными в царских усыпальницах были обнаружены статуэтки. Выяснилось, что они относятся к III-V столетиям. Немного позже, в VIII веке, храмы в Японии стали украшать статуями. Выполнялись фигурки из:

  • дерева;
  • глины;
  • лака;
  • бронзы.

В этот период мастера стали создавать скульптурные портреты. Известные всем фигурки божеств, имеющие разные лица появились в Японии в IX веке. Способствовало этому развитие в религии разных сект. Особое внимание привлекает вылитая из лака японская скульптура.

Особенности живописи

Японская художественная культура изучается многими специалистами. Именно живопись сыграла важную роль в ее становлении.

Японская живопись является одним из популярных искусств в стране. Она берет свое начало XI-XII вв. На первый взгляд кажется, что она схожа с китайской. Однако свой неповторимый характер японская живопись все же имеет. Направлений в ней немало, но особый интерес представляет Ямато-э и Суми-э.

Полотном выступали керамические сосуды. Расписывали и другие изделия:

  • вееры;
  • ширмы;
  • кимоно;
  • зонтики;
  • книги;
  • стены дворцов.

Изображали, как правило, героев мифов и литературных произведений. Художники стремились главным образом отобразить эмоции персонажей.

Суми-э – это способ рисования тушью на рисовой бумаге. Техника была привезена китайскими монахами в XIII веке, однако именно японские художники сделали ее совершенной. Основные сюжеты данного направления – горы, водоемы.

Мировоззрение японцев

Японцев с детства учат восхищаться природой, жить в гармонии с ней, быть ее частью. Они убеждены – невозможно стать совершенным, достичь равновесия, если не будет единства с миром.

Взаимосвязь с природой видна и в боевом искусстве. Многие удары напоминают звериные повадки:

  • змей;
  • тигров;
  • обезьян;
  • медведей.

Человек, нарушивший традиции, становился изменником. Люди убеждены в том, что судьбу изменить невозможно и все попытки сделать это не увенчаются успехом.

Основные тенденции развития

Японская художественная культура развивалась обособленно от остальных стран. Особенно это проявилось в XVII-XVIII вв, во времена сегуната Эдо.

  • появление литературных жанров: хокку, танка, хайку. Поэты из разных стран используют их для написания книг;
  • гравюры впечатляют своей глубиной, красочностью;
  • многие века младшие члены семьи уважительно относятся к старшим;
  • особый статус женщин в семье. Они должны выполнять обязанности по дому, быть покорными, тихими;
  • поиск красоты как в искусстве, так и в повседневности;
  • много веков популярными жанрами в художественной культуре Японии были карикатура, комиксы;
  • гротеск отображен во всем;
  • искусность в архитектуре, что позволяет возводить сооружения грандиозными. При строительстве особое значение имеет не только красота, но и расположение Японии;
  • благодаря Японии стали известны театр Кабуки и Но;
  • воспроизведение музыки с помощью народных музыкальных инструментов;
  • книги писались женщинами – использовали они для этого японский шрифт. Возможность выучить китайский язык была только у мужчин.
Читайте также:
Интервалы в музыке - определение, правила и теория, особенности

Эстетикой пропитаны все направления художественной культуры, и она отличается своей самобытностью, оригинальностью.

Самураи и гейши

Выходцы из знатных родов сформировали особый класс военных и феодалов. К ним относились мелкие дворяне, которые не имели ни денег, ни титула. Добиться особого положения в обществе они могли лишь одним путем – службой у императора. Так все узнали о самураях. Самураи – настоящий символ японской культуры. Нигде в мире таких людей больше не было.

К XIII веку самураи стали значимым сословием в стране, которые служили аристократии и знати.

Основной религией самураев был дзен-буддизм. Они учились хладнокровию, самообладанию, хорошо знали военное дело и мастерство.

Гейши – еще один символ культуры Японии. Они отличались внешне, имели характерный макияж, прическу. Обязанностью гейш было развлечение гостей. Гейша в художественной японской культуре являлась образованной, умеющей поддержать разговор девушкой.

Сначала в гейш переодевались мужчины, но позднее стали открываться школы для девочек. Попасть туда было непросто, поскольку проводился серьезный отбор. В школе обучались девочки из бедных семей, родители которых не могли их содержать или дать хорошее образование. Если говорить точнее, они продавали дочерей, обеспечивая тем самым себе жизнь в достатке.

Театр и искусство

В японской художественной культуре есть виды искусств, о которых знают во всем мире. Отчасти благодаря им все и знают эту страну. Характерной чертой художественной культуры в Японии стали оригами – поделки из бумаги. Другим важным компонентом художественной культуры страны восходящего солнца является икебана. Особое место отводится и бонсай – искусству выращивания карликовых цветов.

Одно из традиционных видов художественного искусства – каллиграфия. Сегодня в стране она является обязательным образовательным предметом.

Японский театр появился очень давно и стал значимой частью художественной культуры страны. Самым известным считается театр Кабуки, коллектив которого был мужским. Женщин среди них не было.

Художественная культура Японии многогранна. Благодаря этому уже много веков она остается уникальной и своеобразной, не пострадав от влияния других стран. Ее выделяет характерная черта – гармония с миром во всем. А как вы относитесь к художественной культуре Японии? Оставьте комментарий, поделитесь своим мнением о традициях и обычаях этой страны. Сохраните статью в закладках и сделайте репост в соцсети.

Видеоурок по истории средних веков. Особенности культуры, религия, искусство и ремесла, каллиграфия, литература, живопись и др.

Искусство Древней Японии — удивительный мир красок и форм

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы предлагаем вам прикоснуться к прекрасному и поговорить про искусство Древней Японии. В статье ниже мы кратко рассмотрим этапы истории, повлиявшие на становление японского искусства, а затем более подробно остановимся на каждой из его составляющих. Вы узнаете об особенностях не только традиционных видов, например, архитектуры, живописи, но и об искусстве боев, миниатюр, театра, парков и многом другом.

Итак, статья обещает быть интересной, а главное – познавательной!

Исторические периоды

Страна Восходящего солнца обладает уникальной культурой, воплотившейся в традиционных самобытных зданиях и храмах, картинах, изваяниях, украшениях, садах, литературных произведениях. В последние века набирают популярность такие нетривиальные направления, как ксилография, поэзия, оригами, бонсай, икебана и даже манга и аниме. Все они складывались долгое время, уходя корнями в глубокую древность.

Об этом времени было известно очень мало вплоть до начала прошлого столетия, ведь Япония была довольно закрытой для остального мира страной. Однако с тех пор проводились многочисленные исследования, археологические раскопки находки которых поражают. Они показывают, что уже во втором тысячелетии до нашей эры существовало культурное японское общество, а первобытные племена жили на островах еще 15-12 тысяч лет назад.

Японская культура начала складываться примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры, но пика развития достигла в Средние века – в период с VI по XVIII век.

Древнеяпонская история начинается с доисторических времен и завершается этапом Хэйан в VIII-IX веке, хотя многие исследователи относят сюда и более поздние периоды. В связи с этим выделяется три крупных этапа, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие периоды, или дзидай. Каждый из них характеризуется появлением новых изделий, сооружений, стилей.

  1. Первобытно-общинный строй

Первобытное общество в Японии существовало в эпоху неолита, когда у людей появились первые каменные орудия, а также в период Дземон и Яей. Считается, что Дземон продолжался с 10-го тысячелетия до IV века до нашей эры. Тогда стали появляться первые изделия из керамики, имевшие такое же название, как и вся эпоха – дземон.

Глиняный сосуд эпох дзёмон

Эти сосуды были асимметричной формы и имели традиционные орнаменты в виде скрученной веревки. Есть мнение, что они использовались в различных ритуалах и обрядах. Тогда же появились разного рода украшения — сережки, браслеты и ожерелья из глины, зубов животных, ракушек, каменных пород, хрусталя.

Читайте также:
Реферат Современная архитектура России - проблемы и пути развития

Серьги и браслеты из глины периода дзёмон

В III столетии до нашей эры наступила эпоха Яёй, продлившаяся шесть веков. Тогда местные жители научились выращивать рисовые культуры, занялись сельским хозяйством, продолжили осваивать мастерство керамики, а также стали плавить металлы, среди которых самым главным было железо, делали оружие из меди и колокола из бронзы.

Бронзовый колокол дотаку, конец эпохи Яёй

  • Становление государства.Японская государственность стала складываться с IV по VIII столетия. Это время известно под названием периодов Кофун и Ямато. Тогда в стране появилась целая сеть курганов-захоронений, а сама Япония стала сближаться с Поднебесной, неизбежно переняв религию – буддизм, а с ним – архитектуру, скульптуру.Важнейшее сооружение эпохи – Хорю-дзи, представленное пагодой в пять ярусов. У курганов стали устанавливаться особые изваяния из глины, именуемые «ханива».

Хорю-дзи, Япония

  • Установление законов.Данный этап приходится на периоды Нара (VIII век) и Хэйан (конец VIII-XII века). В тот момент японцы становятся еще ближе своим соседям – китайцам и корейцам, заимствуют наряду с буддистской концепцией также конфуцианскую и даосскую, перенимают техники обработки металла, методики строительства и проектирования зданий, новые веяния в живописи.Особенно меняется архитектура – на смену простым синтоистским святилищам приходят многоярусные буддийские ступы наподобие индийских. В жилищах обычных людей вместо голой земли на полу появились планки из дерева, а сверху – крыши из кипариса.

Изображение периода Нара в Японии

Если говорить о более позднем времени, то можно выделить еще несколько периодов и их главные культурные особенности:

  • Каракум (XII-XIV столетие) – появление самураев и боевых искусств;
  • Сенгоку и Дзидай (XV-XVI вв.) – время европейской экспансии в мир Востока, в ходе которой даже в Страну Восходящего солнца проникло христианство и западные веяния в области культуры;
  • Эдо (XVII-XIX вв.) – власть известного семейства Токугава, характеризующаяся изоляцией Японии и развитием культурной самобытности.

Все, что было позже – это уже Новое время и современность, и сейчас, несомненно, даже в относительно закрытой Японии происходит некая культурная глобализация – перенимается опыт западных мастеров, а на Западе, в свою очередь, становятся модными японские мотивы. Однако искусство Японии всегда обладало особым колоритом, имело черты, присущие только ей.

Простота, соразмерность с человеком, лаконичность, натуральные материалы, единение с природой – вот как можно охарактеризовать японские шедевры, как древние, так и современные.

Живопись

Япония, как известно, долгое время стояла особняком, ее границы были закрыты для других стран. Когда с наступлением VII столетия японцы стали все чаще общаться с соседями, налаживать связи с континентальным миром, они открыли для себя краски, пергамент, тушь, а с ними – изобразительное искусство.

Поначалу оно отличалось чрезвычайной простотой и лаконичностью: на черной или белой бумаге делались незамысловатые изображения, обычно одного из трех цветов — желтого, зеленого или красного. Однако постепенно мастерство местных живописцев все росло, и во многом благодаря распространению учения Будды, так как создавались все новые картины из жизни Учителя и его учеников.

К IX веку Япония уже сформировала собственную ветвь живописи, которая не зависела от китайской. В то же время роль буддизма стала ослабевать, и на смену религиозным мотивам пришли так называемые секулярные, то есть светские, которые пользовались особой популярностью в правление семейства Токугава.

Сегуны династии Токугава

Кайга, как называли японцы живопись, обрела совершенно разные формы и стили, и важное место в ней заняла природа. С тех пор живопись проявлялась все в новых формах:

  • Ямато-э – главная школа живописцев. Она возникла в IX-X столетиях и поддерживалась академией художеств при императоре. Произведения представляли собой свернутые свитки, где изображались литературные сюжеты вкупе с искусной каллиграфией. Существовало два основных вида свитков: эмакимоно – многометровые, сложенные горизонтально и часто рассматриваемые на столе, а также какимоно – сложенные вертикально и вешаемые на стену. Обычно в стиле ямато-э ярко расписывали шелк или бумагу, но позже все чаще в качестве холста стали применять посуду из керамики, национальную одежду, вееры, стены, ширмы. Особое внимание уделялось тому, чтобы передать состояние души.
  • Суми-э – как самостоятельный стиль cформировался приблизительно в XIV веке. Его особенности – применение акварели и черно-белых цветов.
  • Портреты – стали популярны в XIII-XIV столетиях.
  • Пейзаж – достиг популярности в XIV-XV веках, во многом благодаря распространившемуся по стране дзен-буддизму, в основе которого лежит идея созерцания и единения с природой.
  • Укие-э – характерная яркая роспись на дощечках. Она появилась в XVII столетии и содержала изображения природы, знаменитых японских гейш или артистов театр Кабуки. Веком позже это направление стало настолько популярным, что завоевало даже сердца европейцев – они стали применять этот стиль в собственных работах.

Традиционная гравюра Укие-э

Архитектурное направление

Изначально японская архитектура сводилась к постройке древних традиционных домов – ханива. Они создавались до IV столетия, и об их внешнем виде можно судить только по сохранившимся миниатюрным моделям из глины и рисункам, так как до наших дней они не сохранились.

Здесь проходила жизнь и быт обычных людей. Это были своеобразные землянки, накрытые сверху соломенным навесом. Его поддерживали специальные каркасы из дерева.

Позже появились такаюка – аналог зернохранилищ. Они тоже состояли из специальных опор-балок, что позволяло спасти урожай от стихийных бедствий и вредителей.

Приблизительно в то же время, в I-III столетия, стали появляться храмы древней религии синто в честь божеств, покровительствующих силам природы. Они чаще всего возводились из необработанного и неокрашенного кипариса, имели лаконичную прямоугольную форму.

Читайте также:
Славянские праздники 🌞 языческие праздники, список зимних, весенних, осенних и летних праздников по календарю, праздничные обычаи и обряды славян

Храм Исэ

Соломенная или сосновая крыша была двухскатной, а сами сооружения строились на столбах, окруженных павильонами. Еще одна характерная черта синтоистских святилищ – П-образные ворота перед входом.

В синто существует закон обновления: через каждые двадцать лет храм уничтожался, а на том же месте возводился практически в точности такой же, но новый.

Самый известный подобный храм называется Исэ. Впервые он был построен еще в начале 1-го тысячелетия и, согласно традиции, постоянно перестраивался. Исэ состоит из двух похожих комплексов, расположенных чуть поодаль друг от друга: первый посвящен силам солнца, второй – божеству плодородия.

С VI столетия в Стране Восходящего солнца начинает распространяться буддийское учение, пришедшее из Китая и Кореи, а с ним – принципы строительства буддистских храмов. Поначалу они представляли китайские копии, но позже в храмовой архитектуре стал прослеживаться особый, истинно японский стиль.

Сооружения строились несимметрично, как бы сливаясь с природой. Лаконичность и четкость форм, деревянный каркас вкупе с каменным фундаментом, пагоды в несколько ярусов, не слишком яркие цвета – вот что отличает святилища того времени.

Многие из них сохранились до наших дней. Памятниками архитектуры можно назвать Хорю-дзи начала VII века с его знаменитым Золотым храмом и еще 40 зданиями, Тодай-дзи середины VIII века в городе Нара, который и сейчас считается крупнейшим сооружением из дерева на планете. При этом буддистская архитектура тесно переплетается со скульптурой и живописью, где запечатлены божества и мотивы из жизни Учителя.

Храм Тодай-дзи

На рубеже XII-XIII столетий в государстве начался феодализм и потому стал популярным стиль синдэн, отличающийся парадностью. Ему на смену пришел стиль сеин, во главе которого стоит простота и некоторая интимность: вместо стен – почти невесомые ширмы, на полу – циновки и татами.

Тогда же начали появляться дворцы-храмы местных феодалов. Шедевры этого вида сооружений – известный Кинкаку-дзи XIV века, или Золотой павильона, а также Гинкаку-дзи XV столетия, он же – Серебряный храм.

Храм Гинкаку-дзи (Золотой павильон)

Вместе с дворцами-храмами в XIV-XV веках стало зарождаться садово-парковое искусство. Во многом его появление обязано проникновению в Японию созерцательного учения дзен. Вокруг храмов и крупных жилищ стали появляться сады, где главными составляющими были не только растения, цветы, но и камни, вода, а также песчаные и галечные насыпи, символизирующие водную стихию.

По всему миру известен уникальный сад камней Реан-дзи в городе Киото.

Еще один вид садов – чайный, который называется «тянива». Он окружает чайный домик, где проводится особая, неторопливая церемония, а к домику через весь сад проходит специальная тропинка. Появившись еще в Средние века, тянива повсеместно встречается и сейчас.

Скульптурное направление

Скульптура в Древней Японии по большей части связана с религиозными и обрядовыми традициями. Еще в III-V веках люди научились изготавливать небольшие фигурки под названием догу.

Догу изображали людей, животных, и, учитывая, что найдены были они в курганах, можно сделать вывод, что их клали в могилу вместе с усопшими – это были их слуги, которые могли пригодиться на том свете. Догу были глиняные, бронзовые, деревянные, лаковые фигуры. Позже у курганов и синтоистских святилищ создавались также более крупные изваяния божеств.

Фигурка догу

Приход в страну буддизма, естественно, сказался и на местной скульптуре. В VI-VII веках стали появляться многочисленные памятники Будде. Вслед за китайскими и корейскими мастерами начали свой путь местные скульпторы.

К IX веку скульптурное направление стало еще больше развиваться, но изменился внешний вид будд и бодхисаттв – они стали обладать несколькими, вплоть до тысячи, лицами и руками. Чаще всего они изготавливались из крепких древесных пород, лака, бронзы, глины.

До наших дней сохранились многие прекрасные памятники. К примеру, в храме Харю-дзи на цветке лотоса восседает величественная фигура Будды, а в Тодай-дзи существует целый ансамбль божеств во главе с 16-метровым Буддой, который создали скульпторы Кайкэй и Ункэй.

Другие виды

Японское искусство многогранно, и о нем можно говорить часами. Расскажем еще о нескольких видах искусства, зародившихся в древности.

Ее называют седо, что значит «дорога извещений». Каллиграфия в Японии появилась благодаря красивым иероглифам, которые были заимствованы у китайцев. Во многих современных школах она считается обязательным предметом.

  • Хайку, или хокку

Хайку – особая японская лирическая поэзия, появившаяся в XIV столетии. Поэта при этом именуют «хайдзин».

Это название переводится как «бумага, которую сложили». Пришедшее из Поднебесной, оригами поначалу использовалось в обрядах и было занятием для знати, но в последнее время распространилось по всему миру.

Древнее искусство оригами в Японии

  • Икебана

Слово в переводе означает «живые цветы». Подобно оригами, икебана изначально использовалась в ритуалах.

Два самых распространенных вида миниатюр – бонсай и нэцкэ. Бонсай – это копии настоящих деревьев в сильно уменьшенном виде. Нэцке – небольшие фигурки наподобие брелоков-талисманов, появившиеся в XVIII-XIX веках.

  • Боевые искусства

Они в первую очередь ассоциируются с самураями – своего рода рыцарством, ниндзя – убийцами-наемниками, бусидо – воинами.

  • Театральное искусство

Самый известный театр, гордость всех японцев – классический театр Кабуки. Подробно про театральное искусство в Японии вы можете почитать здесь.

Театр Кабуки в Японии

Заключение

Как мы видим из статьи, Япония – целая сокровищница шедевров искусства не только национального, но и мирового масштаба. С древних времен, которые начинаются еще задолго до нашей эры, японцы начали творить и созидать вокруг прекрасное: картины, здания, изваяния, стихи, парки, миниатюры – и это далеко не весь список.

Читайте также:
Серебряный век русской культуры ℹ особенности развития живописи, архитектуры, поэзии, науки, представители, главные достижения и открытия

Интересно, что черты, заложенные в японской культуре древности, прослеживаются и в творениях современности – это простота, лаконичность, естественность, стремление к гармонии с природой.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, сегодня вы узнали многое о такой таинственной и далекой стране, как Япония. Присоединяйтесь к нам — оставляйте комментарии, делитесь ссылками на статьи с друзьями – мы будем очень рады исследовать таинственный мир востока вместе с вами!

Характеристика культуры Японии

Зарождение культуры Японии

Культура Японии начала появляться в те времена, когда предки японского народа переселялись с материка на японский архипелаг. Этот период получил название Дзёмон. Наибольшее влияние на современную культуру Японии оказала культура стран Азии (Китая и Кореи в особенности), а также Северной Америки и Европы. Одна из основных особенностей развития японской культуры заключается в том, что достаточно длительное время, вплоть до XIX в., культура Японии развивалась изолированно от всего мира. Это и обусловило определенные особенности культуры и менталитета жителей Японии.

Еще один из факторов, обусловивший развитие японской культуры – это отношение японцев к природе, которые видели в ней живое существо. Такое видение объясняется во многом не только частыми землетрясениями и тайфунами, которые свойственны для данной страны, но и особыми климатическими и географическими условиями.

Отражение национального японского характера можно увидеть во многих видах искусства Японии. Японцы умеют восхищаться красотой природы, существующей лишь здесь и сейчас.

Литература и особенности языка

Японский язык является важной составляющей культуры страны. Сам по себе он отличается сложной системой написания и его происхождение до сих пор еще не прояснено до конца. Так, его могут рассматривать в качестве изолированного языка или же относить к языкам алтайской группы вместе с современным корейским языком, грамматика которого схожа с японской. Что касается лексики, то на японский язык, так же, как и на корейский, значительное влияние оказал китайский язык. На японскую литературу также серьезно повлияла китайская, т.к. изначально литература в Японии писалась на китайском языке. Такое влияние Китая можно было проследить вплоть до XIX века, после которого японская литература вступила в новую эру своего развития, начав взаимодействие с литературой Европы. С точки зрения хронологии, развитие литературы на японском языке охватило достаточно большой период в полтора тысячелетия. В Японии появились такие поэтические формы как хайку (хокку), танка и др., которые сегодня широко распространены не только на Востоке.

Живопись и скульптура Японии

Живопись – это один из самых древних видов искусства в Японии. Она представляет собой обширный спектр разных стилей и жанров. Изображение природы, которая являлась носителем божественного начала, занимало значительное место не только в литературе Японии, но и в искусстве живописи.

Основная черта японской живописи – это стремление изображать повседневность, а также тематические картины, часто переполненные деталями или цифрами. Данные традиции появились в результате влияния китайской живописи, однако по мере течения времени, их уже стали воспринимать как часть японской традиции.

Также в Японию наряду с китайской письменностью завезли каллиграфическое искусство, которое в древние времена считалось одним из признаков культурного человека. Буддийские монахи посвящали множество часов для того, чтобы усовершенствовать стиль написания иероглифов.

Самым древним искусством Японии считается скульптура, история которой напрямую связана с буддизмом, развивавшимся в этой стране. Чаще всего скульптура изображала религиозные понятия, которые используются в буддизме.

Кинематограф Японии

Отдельное место в культуре Японии занимает японский кинематограф, существующий с начала XX века. Изначально он появился в результате влияния театра – игре актеров была характера театральная манера, мужчины играли женские роли, а также использовались театральные декорации.

В 50-60-е годы XX века начался «золотой век» японского кинематографа. В эти годы серьезно расширился круг жанров, в которых работали кинематографисты страны Восходящего солнца – возникло политическое кино, историческое, появились фантастические фильмы и боевики.

Среди самых известных режиссеров того времени можно назвать Акиру Куросаву, Кэндзи Мидзогути и Сёхэй Имамуру.

В мире также завоевала широкую популярность японская анимация (аниме), для которой была характерна направленность на взрослую аудиторию. Аниме делится на жанры, предназначенные для конкретных групп зрителей, которые могут различаться по возрасту, полу или же психологическому типу.

Кухня Японии

Японскую кухню отличает, в первую очередь, качество ингредиентов, а также культура подачи блюд. Японцы приучили весь мир к рису, который является основой их кухни. Также немаловажно отметить то, что в древности рис, кроме своего основного предназначения, выступал в Японии в качестве своеобразной денежной единицы. К примеру, рисом можно было выплатить налог или жалование.

Следующим продуктом, который пользуется популярностью у японцев, является рыба. Японцы используют ее в основном или в сыром, или в полусыром виде. Япония занимает четвертое место в мире по употреблению рыбы и морепродуктов на душу населения.

На сегодняшний день японская кухня пользуется популярностью не только на Востоке, но и в Америке, Европе, Австралии и России.

Культура Японии

Япония представляет собой очень интересное государство, известное массой разнообразных традиций и обычаев. Географическое положение страны Восходящего солнца сделало её несколько изолированной от других государств, благодаря чему она развивалась без оглядки на европейские страны. Культура Японии чрезвычайно богата и многообразна. Своеобразные японские традиции формировались под влиянием исторически важных событий. Постепенно Япония превращалась в могучее сплоченное государство, имеющее характерные черты и определенный менталитет населения.

Основные аспекты японской культуры

Культура страны проявляется во многих сферах жизни общества. В Японии её аспектами являются;

Процесс чаепития для японцев не простое удовлетворение физиологических потребностей организма, а настоящий культ. Чайная церемония в Японии сопровождается специальными атрибутами и содержит в себе массу традиций. Такое трепетное отношение, казалось бы, к бытовому процессу взяло свое развитие с медитации монахов — буддистов. Именно они привнесли в процесс чаепития столько значимости.

Читайте также:
Кока-кола - история, факты об основателе, состав и формула

Для европейцев понятие «кимоно» характеризует национальную одежду Японии. Однако в самой стране восходящего солнца есть два значения этого слова – в узком и широком смыслах. Словом «кимоно» в Японии обозначают не только национальный костюм, но и всю одежду в целом. Под кимоно, как правило, одевается специальный халат и семь поясов. Кимоно, которое носится летом, носит название юката. В зависимости от возраста женщины может различаться и модель одеяния.

В Японии удачно проповедуются сразу два религиозных течения – синтоизм и буддизм. Синтоизм появился еще в древнейшей Японии, в его основе лежит поклонение различным существам. Буддизм же, в свою очередь, делится на несколько разновидностей. В Японии имеется множество школ пропагандирующих то или иное течение буддизма.

Особое значение культуры Японии несут в себе сады камней. Они являются не только архитектурным творением, привлекающим внимание туристов, но и местом духовного роста. Здесь японцы находят просветление от созерцания расположенных в специальном порядке каменных сооружений. Сады камней включают в себя конкретный замысел, разгадать который может лишь просветленный человек.

Танго-но сэкку представляет собой праздник в честь мальчиков. Он посвящен не просто всем маленьким представителям мужского пола, но и мужественности и силе всего японского народа. Отмечать праздник принято весной, когда природа просыпается и радует своей красотой. В день танго-но сэкку мальчиков окружают заботой их родители. Отец должен рассказать своему сыну обо всех японских воинах и их подвигах. А мама накрывает для него стол с вкусной едой.

Цветение сакуры считается самым красивейшим явлением природы. Множество туристов приезжают сюда именно с целью насладиться созерцанием цветущего растения. Весной в парках Японии можно наблюдать большое скопление людей. Многие семьи выбираются на пикники и наблюдают за красотой японской вишни.

К своеобразным традициям страны можно отнести поклоны. Они олицетворяют собой правила хорошего тона. У японцев не принято прощаться, вместо этого они кланяются столько раз, сколько это сделал собеседник.

Самураи представляют собой определенный класс общества, который сложился под влиянием традиций и обычаев. Он имеет непосредственную связь с культурой страны. Самураи – это воины, несущие определенную службу, которая может быть как военной, так охранной или бытовой. В любом из этих случаев, самураи олицетворяют храбрость, мужественность и благородство японского народа.

Процесс становления культуры древней Японии

Культура древней Японии начала развиваться с зарождения японского языка и письменности. Основу для этого страна восходящего солнца позаимствовала у Китая. Японская письменность также содержит в себе иероглифы, разобраться в которых иностранному гражданину будет не под силу. Спустя время в японский язык стали добавляться новые слова, звуки и фразы. Так он полностью трансформировался, однако общие черты с Китаем все же прослеживаются.

Религиозность страны также берет свое начало из древнейших веков. Синтоизм стал последствием развития различных мифологий. На данный момент это учение пропагандирует культ вождей и умерших людей. Буддизм же имеет настолько глубокие корни, что мнения ученых и историков насчет появления этого вида религии, сильно разнятся.

Японское искусство

Практически все виды искусства, практикующиеся в Японии, несут в себе одну главную идею – спокойствие и расслабление. Это именно гармония человека самим с собой и содержит в себе искусство, вне зависимости от способа подачи информации. Многие виды искусства, известные по всему миру, начали своей развитие именно в Японии. Среди них можно выделить оригами – умение складывать разнообразные фигуры из бумаги.

Другой популярной частью японского искусства стала икебана. Это навык формировать букеты цветов по специальной технологии. Отсюда вышло не менее популярное занятие, которое носит название бонсай. Это создание разнообразных композиций из карликовых деревьев. В Омии, недалеко от Токио расположился целый парк Бонсай. Каждое карликовое дерево, представленное здесь по-своему уникально и красиво.

Живопись Японии заслужит особое значение, поскольку каждая картина несет в себе скрытый смысл. В качестве оформления, как правило, используются яркие цвета, контрастные переходы и четкость линий. В Японии также существует искусство каллиграфии. Это умение эстетически красивого письма иероглифов. Широко распространено в Японии и прикладное искусство. В Токио существует целый музей, посвященный этому ремеслу. Здесь можно увидеть изделия из бумаги, стекла или металла. И это далеко не полный перечень материалов, используемых для этой цели.

Японский стиль оформления интерьера также заслуживает отдельного внимания. Он включает в себя функциональность и простоту, наравне с оригинальностью исполнения. Кроме того, дизайн интерьера несет в себе религиозную философию, как и любой другой вид японского искусства.

Архитектура Японии

Архитектурные сооружения в Японии, тем или иным образом, связаны с религией. Храмовые постройки сначала, чаще всего, были лишены каких – либо цветов. Это было обусловлено использованием в строительстве неокрашенного дерева. Позже стали использовать красные и синие оттенки.

Основным материал для архитектурных построек в Японии считается дерево. Это обусловлено тем, что запас данного ресурса в стране достаточно велик. Помимо того, что дерево хорошо проводит тепло и поглощает влагу, оно еще и практично при землетрясениях, которые в Японии происходят достаточно часто. Если каменный дом очень трудно воссоздать после разрушения, то деревянный намного легче.

Главная черта в архитектуры Японии – это наличие ровных геометрических фигур. Чаще всего, это треугольники и прямоугольники. Плавность и округлость линий встретить в каком – либо сооружении практически невозможно. Главный принцип, основываясь на котором японцы обустраивают свои дома – нераздельное существование внутренней части дома и внешней. Это касается японских садов. Они должны быть оформлены точно в таком же стиле, как и сам дом. В противном случае, это считается дурным тоном и полной безвкусицей. Своим садам японцы отводят особое внимание.

Читайте также:
Статика и динамика в композиции - фигуры и элементы в рисовании

Японская музыка

В плане музыкального развития Япония оглядывалась на другие страны, используя какие – либо музыкальные инструменты. Но позднее она модернизировала их под влиянием местных вкусов и традиций. Первым повлиял на формирование классической музыки Японии местный фольклор Дэнгаку, смешанный с иностранными веяниями и зарождавший ту музыку, которая на данный момент является привычной для Японии.

Свою лепту в музыкальное зарождение внесла и религиозная сторона вопроса. Благодаря христианству, стала распространяться игра на органе. А буддизм пропагандировал игру на флейте.

На настоящий момент в Японии получила популярность классическая музыка. Многие представители этой ячейки творчества путешествуют за границей Японии. К ним можно отнести Гото Мидори, Одзава Сэйдзи и Утида Мицуко. Относительно недавно в Японии были открыты залы, предназначенные для комфортного прослушивания классической музыки. К ним относятся Киё-холл, Осакский симфонический зал, Орчард и т.д.

Бытовые традиции Японии

Японцы представляют собой воспитанный народ, соблюдающий свои традиции и обычаи. Уважительно относится к себе и окружающим в Японии считается нормой. С самого детства детей обучают нормам хорошего тона, объясняют им основы ценностей японского народа и всячески просвещают. И это все идет на пользу общества. Любой турист, приехавший в страну восходящего солнца из другой страны, удивляется, насколько доброжелательны, дружны и воспитанные японцы.

В отличие от европейских стран, в Японии давно существует запрет на курение в общественных местах. Это распространяется и на частную территорию. Курить рядом с другими людьми разрешается лишь в том случае, если они дали на это согласие.

Помимо прочего, японцы неукоснительно соблюдают всяческие правила гигиены, которые диктует им общество. Например, в любом помещении, включая религиозные сооружения, имеются специальные соломенные коврики. По ним нельзя ходить в обуви, они считаются не только украшением интерьера, но и настоящим святотатством. Также, японцы решили обезопасить себя от возможных бактерий, которые приносят из туалета на ногах. В любом общественном месте и в квартирах имеются специальные тапочки для туалета, которые не позволяют переносить вредные микробы в другие комнаты.

Прием пищи для японцев считается не процессом жизнедеятельности, а настоящим культом. Перед тем, как принимать пищу, японцы обязательно обтирают руки специальным полотенцем, смоченным водой, которое носит название осибори. Сервировка стола происходит не в произвольном порядке, а по специальной схеме. Даже каждый прибор имеет свое место. Японцы разделяют их на мужские и женские, и для них это очень важно. Ложки в Японии используют только для поедания супа о-зони, который готовят на Новый Год, остальные первые блюда японцы предпочитают исключительно пить из специальных пиалок. Причем, причмокивать во время трапезы не считается дурным тоном. Считается, что таким образом вкус блюда лучше раскрывается.

Актуальность хорошего тона в Японии доказывает наличие следующих правил:

  • Обговаривать место и время встречи необходимо заранее. Опоздания в Японии считаются наглостью, выходящей за рамки приличия.
  • Нельзя перебивать собеседника, нужно терпеливо ждать, когда человек выговорится, затем начинать излагать свое мнение.
  • Позвонив по неправильному номеру, необходимо извиниться.
  • Если кто – то пришел к вам на помощь, то его обязательно нужно отблагодарить.
  • Некоторые гости у японцев могут считаться почетными. Для них даже выделяют специальное место за столом, которое, как правило, находится самым крайним от входа в помещение.
  • Даря подарок японцам, следует извиниться за то, что он скромен, несмотря на то, что он собой представляет. Таковы правила, их не стоит нарушать.
  • Сидя за обеденным столом, мужчины могут скрещивать ноги, женщинам же это делать категорически запрещено. Ноги должны быть поджаты и направлены в одну сторону.

Также к традициям в быту Японии можно отнести почитание людей, старших по возрасту. Неважно, какая у человека профессия, заработок, внешность или черты характера, если он старше, то к нему нужно относиться с уважением. Преклонный возраст в Японии вызывает уважение и гордость. Это означает, что человек прошел долгий путь и теперь он заслуживает почестей.

Топ-25: интересные факты про Coca-Cola, которые вы могли не знать

Есть ли в мире кто-то, кто никогда не пил кока-колу, не слышал о ней по телевизору, или не видел рекламные плакаты с бутылочкой этого культового напитка? Большинство людей наверняка в курсе, о чем речь. Ни для кого не секрет, что эта сладкая газированная вода – самый знаменитый и самый популярный американский напиток во всем мире. Но то, что это название постоянно на слуху, совсем не значит, что вы знаете об этой компании абсолютно все. В этой публикации вас ждут интересные факты про историю создания знаменитой марки и научные факты про влияние колы на окружающий мир.

25. Каждый день в мире выпивается почти 2 миллиарда баночек или бутылок кока-колы.

24. На всей нашей планете существует только 2 страны, где напитки компании Coca-Cola не продают вообще – на территории Кубы и в Северной Корее. Возможно, граждане этих стран очень даже любят газировку, но у местных властей свои счеты с американцами.


Фото: Public Domain

23. В состав колы когда-то входил кокаин (наркотическое вещество). Одним из главных ингредиентов этого напитка были листья коки, из которой производится и известный стимулятор. Так было вплоть до 1929 года, когда это опасное вещество наконец-то запретили для использования в производстве культового напитка.

Читайте также:
Описание картины Васнецова Три богатыря - история создания


Фото: selbst fotografiert im Juni 2005 / commons.wikimedia.org

22. Изначально кола была изобретена в качестве лекарственного средства фармацевтом Джоном Пембертоном (Dr. John S. Pemberton) в Атланте в 1886 году.


Фото: Public Domain

21. В коле содержится очень сильная кислота, поэтому с ее помощью можно чистить очень грязные поверхности, когда не обойтись обычным порошком и тряпкой. Эффективность этой газировки можно сравнить с очень едкими чистящими средствами, во время использования которых рекомендуется надевать защитные перчатки для рук.


Фото: Public Domain

20. В ассортименте компании Coca-Cola числится около 3 900 различных напитков. Некоторые из них уже не производятся, а другие вы наверняка покупаете и сами.


Фото: Public Domain

19. Бренд Coca-Cola был оценен в 74 миллиарда долларов, и эта сумма больше, чем Budweiser, Pepsi, Starbucks и Red Bull стоят вместе взятые. Выходит, что кола – третий в мире по дороговизне бренд.


Фото: Autiger / English Wikipedia / commons.wikimedia.org

18. Для производства колы нужно очень много воды, и из-за этого компания нанесла серьезный урон некоторым регионам, где производятся ее напитки. Пострадали территории Индии, Латинской Америки и Африки, где все местные обитатели столкнулись с засухой из-за нещадной эксплуатации воды.


Фото: Simon Berry / Flickr

17. «Coca-Cola» – второе самое известное в мире слово после всем знакомого «OK». Куда бы вы ни отправились по работе или с туристической путевкой в кармане, эти 2 слова везде поймут, на каком бы языке не говорило местное население.


Фото: Public Domain

16. Одна баночка колы объемом 355 миллилитров содержит около 10 чайных ложек сахара. Такое количество сахара – это практически дневная доза для взрослого человека, которую врачи советуют не превышать. А вам хватит одного стакана на весь день?


Фото: Public Domain

15. Первые бутылки колы продавались по 5 центов за штуку.


Фото: Public Domain

14. Диетическая Coca-Cola появилась впервые в 1982 году, и за последние 35 лет она стала практически самым популярным диетическим напитком в мире.


Фото: Public Domain

13. Вся кола, когда-либо произведенная на заводах компании, могла бы поместиться в резервуар длиной 30 километров, шириной 15 километров и высотой (или глубиной) 200 метров. В таком бассейне могли бы искупаться одновременно около 500 миллионов человек!


Фото: Your Best Digs / Flickr

12. В Атланте находится Всемирный музей Coca-Cola, и по слухам в его тайном хранилище спрятан легендарный рецепт первого состава кока-колы. Этот сейф признан одним из самых охраняемых в мире, а оригинальный рецепт напитка считается одним из самых секретных на планете.


Фото: Public Domain

11. Когда в 1927 году Coca-Cola впервые появилась на китайском рынке, не обошлось и без конфузов. Так китайские иероглифы, прочтение которых звучало именно как кока-кола, по смыслу переводились как «восковая сплющенная кобыла». Впоследствии написание бренда пришлось пересмотреть.


Фото: Christopher / commons.wikimedia.org

10. Когда-то давно корпорация Coca-Cola проводила настоящую кампанию против простой питьевой воды. Маркетологи даже разработали целую учебную программу для работников ресторанов о том, как отговаривать клиентов от заказов питьевой воды в пользу более выгодных газированных напитков.


Фото: Shutterstock

9. 12 июля 1985 года Coca-Cola стала первым безалкогольным напитком, который когда-либо попробовали в открытом космосе. В тот раз астронавты проводили испытания космической банки колы прямо на борту челнока «Челленджер» (Challenger).


Фото: Public Domain

8. По статистике каждый житель Земли выпивает по одному напитку компании Coca Cola каждые 4 дня.


Фото: Public Domain

7. Знаменитый логотип компании Coca Cola был придуман и написан от руки Фрэнком Робинсоном (Frank Robinson), бухгалтером изобретателя всеми любимой колы, Джона Пембертона.


Фото: thetaxhaven / Flickr

6. Уникальный дизайн бутылок Coca-Cola был создан работниками стекольной фабрики из Индианы. В основе внешнего вида бутылки лежит форма бобов какао, потому что стекольщики ошибочно считали, что эти семена – основной ингредиент напитка. Несмотря на заблуждение дизайнеров, эта форма так и осталась в ходу.


Фото: Public Domain

5. Чтобы приготовить примерно 1 литр колы необходимо 2,7 литра воды. В 2004 году компания Coca-Cola использовала около 283 миллиардов литров воды.


Фото: Mike Mozart / Flickr

4. Руководство Coca-Cola никогда не упускает возможности лишний раз прорекламировать свой товар. Например, именно Coca-Cola была первым в истории спонсором Олимпийских игр. Это произошло в 1928 году, когда корпорация поддержала проведение летних Олимпийских игр в Амстердаме.


Фото: hobvias sudoneighm / Flickr

3. На страничку колы в фейсбуке подписано около 105 миллионов поклонников, что подтверждает, что Coca-Cola – один из самых популярных брендов в социальных сетях.


Фото: Public Domain

2. В 1888 году, 2 года спустя после изобретения колы, американский предприниматель Аса Григгс Сэндлер (Asa Griggs Candler) перекупил у Пембертона его компанию всего за 550 долларов.


Фото: Public Domain

1. Немного бессмысленная фантазия, но все же. Представьте себе, что каждая капля когда-либо произведенной кока-колы запечатана в бутылку объемом 237 миллилитров. Если все эти бутылки поставить одну на другую, получившаяся башня сможет 2000 раз дотянуться до Луны и вернуться на Землю.


Фото: Maksym Kozlenko / commons.wikimedia.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: