Импрессионизм 🖌 определение, история возникновения, основоположники, современные работы знаменитых художников-представителей, основные черты направления в живописи, искусстве, литературе

Импрессионизм и магические трюки художников-импрессионистов

  1. Что это вообще такое
  2. История импрессионизма
  3. Истоки
  4. Особенности стиля impressionism
  5. Три шедевра мировой живописи
  6. Эдуард Мане
  7. «Женщина с зонтиком в саду», Пьер-Огюст Ренуар
  8. «Бульвар Капуцинок», Клод Моне
  9. Новый стиль в литературе, музыке и фотографии
  10. Развитие этого направления в России
  11. Отличие импрессионизма от других направлений

Каждая картина в стиле импрессионизм, – как зарисовка из открытого окна. Последователи этого направления предпочитают работать на свежем воздух, чтобы сохранить мимолетность будничных пейзажей и очарование естественных портретов.

Камиль Писсарро, «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно»

Что это вообще такое

Это слово произошло от французского «impressionnisme», что значит «впечатление». Краткое определение – это направление в искусстве, появившееся в 60 годы 19 века во Франции и получившее развитие в начале 20 столетия. Художники-импрессионисты стремились сохранить на полотне момент, передав не просто вырванное из истории мгновение. Их цель – показать подвижную и переменчивую картинку реального мира. Серьезное внимание уделялось передаче света и тени.

Картина художницы Мэри Стивенсон Кассат “Мама играет с ребенком”.

Представители импрессионизма экспериментировали, выбирая непривычные ситуации и новые ракурсы. До появления стиля предпочтение в живописи отдавалось картинам на исторические и религиозные темы. Натюрморт и пейзаж популярностью не пользовались. Но эти художники изменили положение вещей.

История импрессионизма

Давайте узнаем про возникновение импрессионизма. У истоков движения стояли Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Эдуард Мане, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и Фредерик Базиль. Свое название течение получило от работы Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (в оригинале – «Impression, soleil levant»). Это полотно, написанное в 1872 году, ценители прекрасного увидели не сразу. Работа была выставлена с апреля по май 1874 года в мастерской художника Надара.

Клод Моне, «Впечатление. Восход солнца»

Выставку посетил журналист Луи Леруа. Картина произвела на него неприятное впечатление. С легкой руки Луи новый стиль получил название «импрессионизм». Критик опубликовал в журнале «Le Charivari» язвительный фельетон, посвященный Салону Отверженных. Свое пренебрежительное отношение автор передал даже в заголовке. «Выставкой импрессионистов» публикацию он назвал из-за небрежной манеры последователей направления. Художники не растерялись и решили использовать название, которое спустя годы утратило свой отрицательный смысл.

Эдгар Дега. Картина “Балетные сцены”

Общество отреагировало на новый стиль неоднозначно. Зрители пребывали в шоке – на полотнах вместо привычных образов и сюжетов импрессионисты сохраняли мимолетность мгновения. Публика негодовала выбору героев картин – видеть дам легкого поведения на полотнах высший свет не хотел. Поэтому неудивительно, что картины в стиле импрессионизм покупали неохотно, а художников обвиняли в аморальности. Сегодня критики удивляются оценкам предшественников. Пейзажи Камиля Писсарро или натюрморты Моне аморальными назвать сложно.

Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”

Некоторым живописцам повезло. Творчество Клода Моне, Огюста Ренуара и Камиля Писсарро сделало их знаменитыми при жизни. Но есть и грустные истории. Альфреду Силей не так повезло – признание пришло посмертно.

Истоки

Живописцы стремились передать реальность с помощью ярких красок и промежуточных тонов еще в эпоху Возрождения. Их манеру переняли испанцы. На Ренуара и Мане влияние оказали Эль Греко, Гойя и Веласкес.

Тени на полотнах Рубенса цветные, используются прозрачные промежуточные оттенки. Черного в работах художника не найти – этот принцип в будущем переняли импрессионисты. В новом направлении искусства также прослеживался английский отпечаток. Клод Моне, Писсарро и Сислей изучали великие работы пейзажистов Лондона в годы франко-прусской войны. Предшественником нового стиля называют Эжена Делакруа. Он одним из первых художников пытался передать на полотне движение. Для этого живописец экспериментировал с насыщенностью красок и способами нанесения мазков.

На французский импрессионизм в живописи влияние также оказало японское искусство, с которым жители Парижа познакомились в 50-ые годы 19 века. Во Франции прошли выставки гравюры. Неизгладимое впечатление на импрессионистов оказали работы Хокусай, Утамаро, и Хиросиге. Французские художники удивились необычным смещениям композиций и композициям с наклоном, а также схематичности в передаче форм.

Особенности стиля impressionism

Художники Франции передавали мир не как серию застывших картинок, а как выхваченные из жизни моменты в движении. Импрессионист не уставал любоваться одинаковым сюжетом в разное время года и суток, пытаясь сохранить его переменчивость в зависимости от погоды и освещения. Живописцы придумали способы, которые мастерски передают происходящие вокруг изменения. Чтобы оценить их творческие решения, достаточно изучить следующий список работ:

  • цикл «Бульвар Монмартр» (Камиль Писсарро);
  • «Луан в Сен-Мамме» (Альфред Сислей);
  • «Качели» (Огюст Ренуар);
  • «Оперный проезд. Эффект снега» (Камиль Писсарро);
  • «Терраса в Сент-Адресс» (Клод Моне).

Клод Моне, «Терраса в Сент-Адресс»

Импрессионизм – это ожившие картины. На полотнах падают дождь и снег, дует ветерок, передвигаются по небу облака. Чтобы передать атмосферу реальности, художники импрессионисты работали обычно на открытом воздухе.

Творческим экспериментам поспособствовало появление специальных туб. Краски в них долго не засыхали. На смену кожаным мешочкам приходит упаковка из стали.

Черты стиля:

  1. Вместо исторических, библейских и литературных сюжетов появляются будничные и современные зарисовки.
  2. Импрессионисты в своих работах отказываются от важных социальных проблем.
  3. Объектом изображения становятся люди, которые праздно проводят свободное время. Они гуляют в садах, сидят в кафе, танцуют. Возникает ощущение, что вся жизнь – серия маленьких праздников.
  4. Большое внимание уделяется изменчивым городским пейзажам.
  5. Особенности стиля также заключаются в отказе от контуров. Художники заменяют их отдельными мазками.

В 80-ые годы 19 века французские импрессионисты активно экспериментируют в данном направлении живописи. Появляются новые разновидности и художественные группы. Живописцы предпочитают классической смеси красок чистые цвета. Четкие контуры и контрасты исчезают с полотен.

Три шедевра мировой живописи

Почему критики в штыки приняли новое направление? В чем заключался вызов обществу? Попробуем разобраться в новаторских методах трех самых известных художников – рассмотрим лучшие картины импрессионистов.

Эдуард Мане

Один из главных вдохновителей французских импрессионистов – Эдуард Мане. Революционными мыслями он не отличался. Художник надеялся получить признание в обществе и рассчитывал на официальные награды. Однако публику новые сюжеты шокировали. Тех, кто бросил вызов устоям, приняли не сразу. Вместо богинь Древней Греции с полотен Мане смотрели куртизанки. Картина «Завтрак на траве» – фрагмент из жизни двух состоятельных мужчин, которые отдыхают в компании дам легкого поведения. Работа вызвала порицание, ее сочли вульгарной и запретили к просмотру беременным. Хотя такой досуг – не диковинка для мужчин во Франции конца 19 века, открыто о таком не говорили. Поступок художника схож с вызовом консервативному обществу.

Читайте также:
Статика и динамика в композиции - фигуры и элементы в рисовании

Эдуард Мане. “Завтрак на траве”

«Женщина с зонтиком в саду», Пьер-Огюст Ренуар

Полотна Ренуара пропитаны светлыми эмоциями – его не зря считают одним из самых оптимистичных импрессионистов. Он сохранял яркие повседневные моменты, не используя в работе черный цвет. Художник предпочитал писать людей. Замысловатых сюжетов, как и у других последователей направления, у него нет. Огюст Ренуар говорил, что счастлив возможности рисовать букеты и не размышлять подолгу над названиями, ведь история для импрессионистов неважна.

Пьер-Огюст Ренуар. “Женщина с зонтиком в саду”

«Бульвар Капуцинок», Клод Моне

Основателем импрессионизма считают Клода Моне. Этому стилю он оставался верен до самой смерти. Если внимательно изучить полотна живописца, становится понятно, что художник писал не портреты и пейзажи. Его творчество – невероятные конструкции из пятен и бликов. Критики выделяли городские пейзажи, выполненные Клодом Моне. Движения он умудрялся передавать при помощи зыбкости изображения.

Клод Моне. “Бульвар Капуцинок в Париже”

Новый стиль в литературе, музыке и фотографии

Этот стиль получил распространение и в других сферах искусства. В литературе для этого стиля характерны следующие черты:

  • выражение эмоций и впечатлений автора;
  • отсутствие сюжета;
  • изображение жизни в моменте;
  • мысли заменяются восприятием автора.

Основные черты и описание стиля содержатся в работе братьев Гонкур «Дневник». Кратко охарактеризовать живопись можно с помощью одной фразы из произведения: «Видеть, чувствовать, выражать – в этом все искусство».

Ключевой принцип натурализма – верность себе. Реальность зависит от восприятия каждого отдельного человека и его темперамента. Лучше всего это выражено в произведениях Эмиля Золя – он мастерски описывал звуки и запахи.

Символисты напротив отказывались от материального в своем стремлении к идеалу. Они уделяли внимание сиюминутным впечатлениям, раскрывали через детали истинную сущность вещей. Выдающийся пример импрессионизма в поэзии – «Романсы без слов» Поля Верлена. Влияние этого течения распространилось и на творчество авторов из России – Иннокентия Анненского и Константина Бальмонта.

В музыке этот стиль появился с легкой руки композитора из Франции Эрика Сати. В 1886 и 1887 годах он представил на суд публики две работы, в которых содержатся все особенности стиля, – «Три мелодии» и «Три сарабанды».

Импрессионизм в фотографии не менее интересен, чем в других видах искусства. Авторы стараются поймать мгновения переменчивого мира (impressions) и передать впечатления от них. Съемка проводится в разное время суток – освещение помогает в передаче важных нюансов. На рубеже веков были популярны работы Анны Бригман из Америки и Пихие из Австрии. Оба фотохудожника увлекались ритмом линий и экспериментировали со световыми эффектами.

Появление этого течения в фотографии

В нашей стране о новом направлении в фотографии заговорили в 1912 году, когда в издании «Солнце России» опубликовали посвященную ему статью. Материал проиллюстрировали снимками авторов из Мюнхена. На фото – размытые силуэты, прозрачные полутона, раздробленная композиция. В дело шли специальные объективы и фильтры. Фотографы играли с водой и другими зеркальными поверхностями. Оптических искажений удавалось добиться благодаря экспериментам во время печати.

Развитие этого направления в России

Русское направление отличается от классического, представления о котором родились в 19 веке во Франции. Художники уделяют большее внимание смыслу, а динамику стараются передавать напротив меньше. Они не только делают упор на описание увиденного, но и стараются сохранить ощущение от пережитого, оценить происходящее.

Импрессионизм в России отличается этюдностью. Работы как будто не до конца завершены, но от этого они лишь приобретают особый «трепет жизни». Под влиянием стиля оказались следующие русские импрессионисты:

  • Исаак Левитан;
  • Константин Коровин;
  • Валентин Серов;
  • Станислав Жуковский;
  • Зинаида Серебрякова;
  • Леонид Пастернак.

Современный импрессионизм в России известен живописью Бато Дугаржапова. Он родился в Читинской области в 1966 году. За плечами выдающегося художника обучение в МГАХИ им. В. И. Сурикова. Бато Дугаржапов посещает российские и американские ярмарки, его работы выставлены в музеях разных стран мира и частных коллекциях.

Картина Бато Дугаржапова

Живописец расписывал купол алтаря в Храме Христа Спасителя. Также он принимал участие в оформлении храма в честь Казанской Иконы Божией Матери. Его современные работы запоминаются яркой палитрой – художник применяет чистые тона и использует большую палитру цветовых оттенков. Критики сравнивают его полотна с таинственными новеллами, которые наполнены широким спектром эмоций и впечатлений. При просмотре работ с монитора, рекомендуется отойти подальше от экрана для лучшего восприятия.

Отличие импрессионизма от других направлений

Параллельно со стилем, вызвавшим такие жаркие дискуссии в обществе, развивались и другие направления. Постимпрессионизм и экспрессионизм нашли почитателей в разных странах.

Критики сравнивают импрессионизм и постимпрессионизм. Постимпрессионисты передавали не только сиюминутные впечатления от увиденного. На их полотнах отражаются длительные состояния. Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген использовали различные техники, но отталкивались в своем творчестве от импрессионизма.

Берта Моризо “Игра в прятки”

Импрессионизм и экспрессионизм нередко путают, но это обусловлено в основном схожестью названий. Разница значительная. Экспрессионизм появился через 40 лет. Художники поднимают тему несовершенства мира – человек на их полотнах чувствует себя неуютно в уродливом мире. Это течение считают пессимистичным, ведь его переполняют апокалиптические идеи. Пропорции осознанно удлиняются, а краски используются резкие и драматические.

Чем импрессионизм является для ценителей искусства сегодня? Солнечные краски настраивают на позитивный лад и помогают с помощью живописи подкорректировать отношение к действительности. Бессюжетные картины отличаются легкостью и воздушностью, учат ценить каждый момент и любоваться окружающим с удовольствием.

Магические украшения от Юлии Чумаченко

Почему постимпрессионизм называют «размышлением с кистью в руках»?

Магия и геометрия: как в живописи 20 века появился кубизм

Что такое Импрессионизм

Значение импрессионизма

Импрессионизм (от франц. impressionnisme, impression — впечатление, ощущение) — это стиль, течение в искусстве, живописи, литературе и музыке.

Возникло в 60–70-х годах 19 века — начале 20 века во Франции.

Изначально импрессионизм зародился во французской живописи, а затем проследовал и в другие сферы искусства.

Импрессионист — это художник, поэт, музыкант, который творит в манере, присущей импрессионизму.

  • Клод Моне (1840–1926);
  • Эдуард Мане (1832–1883);
  • Камиль Писсарро (1831–1903);
  • Эдгар Дега (1834–1917);
  • Мэри Кассатт (1844–1926);
  • Пьер Огюст Ренуар (1841–1919);
  • Фредерик Базиль (1841–1870);
  • Жан Батист Арман Гийомен (1841–1927);
  • Гюстав Кайботт (1848–1894);
  • Берта Моризо (1841–1895);
  • Альфред Сислей (1839–1899).
Читайте также:
Эпоха Ренессанса - представители и выдающиеся деятели, особенности

Отличительные черты импрессионизма в искусстве

Живые люди и природа

Течение характеризуется изображением живых людей за их повседневными занятиями и природу.

Импрессионисты изображали настоящую жизнь, окружающую реальность, а не пейзажи и постановочные натюрморты.

И до возникновения импрессионизма художники рисовали с натуры. Но люди, изображённые на картинах, не имели недостатков. Художники делали их похожими на античные статуи: красивые округлые формы, утончённые черты лица, совершенные пропорции.

На античность в целом делался большой акцент. До эпохи импрессионизма на картинах появлялись сюжеты из древнегреческих мифов и легенд или исторические события.

Техника грубых мазков

Так как импрессионисты рисовали повседневность, жизнь и природу как они есть здесь и сейчас, им нужно было быстро фиксировать происходящее на своих картинах.

Так родилась техника крупных мазков краски. Создаётся ощущение, что картина нарисована каплями.

На картину наносилось несколько слоёв краски. Но, во-первых, каждый новый слой наносился до того, как высохнет предыдущий. Это создавало эффект движения на картине, как будто она вибрирует и мерцает.

Во-вторых, краски, как правило, не смешивались. Они располагались рядом друг с другом, но не заходили друг на друга. Это создавало эффект отражения, зеркальности в картинах художников-импрессионистов.

До появления этого течения считалось, что чем ровнее лежала краска на картине, тем искуснее был художник.

Отсутствие чёрного цвета

На картинах импрессионистов практически отсутствует чёрный цвет. Поэтому картины излучают тепло, солнечный свет и очень красочны.

Возникновение импрессионизма

Само название течения пришло от французского слова impression, что значит “впечатление”, “ощущение”.

В 1874 году в Париже проходит первая выставка художников-импрессионистов. На ней была представлена картина Клода Моне “Впечатление. Восходящее солнце”.

После этого такая техника рисования и выбор объектов стали называться импрессионизмом.

То есть произошёл уход от мифологии и истории — основных тем картин до последней трети 19 века. Изображаться стали живые люди, природа, естественность происходящего.

Художники фиксировали мир посредством наблюдения. Вместе с происходящим они передавали и свои чувства и эмоции.

Импрессионизм в литературе

Импрессионизму как стилю в литературе были присущи следующие черты:

  • описание увиденного, никакого анализа или пояснения тому, что предстаёт перед взором;
  • предпочтение отдаётся чувственности, отсутствует логика;
  • природа, люди описываются в естественном для себя виде: красочная чувственная реальность;
  • основная задача поэта или писателя — наблюдать за происходящим и описать увиденное и полученные эмоции.

К поэтам-импрессионистам относят:

  • русского поэта Константина Бальмонта (1867–1942);
  • французского поэта Поля Верлена (1844–1896);
  • французского литератора Ги де Мопассана (1850–1893);
  • французского поэта Марселя Пруста (1871–1922).

Черты импрессионизма можно найти и в произведениях Стефана Цвейга, Оскара Уайльда, Антона Павловича Чехова, Шарля Бодлера, Александра Блока, Эмиля Золя.

Импрессионизм в музыке

Наиболее ярким представителем стиля импрессионизма в музыке считают французских композиторов Клода Дебюсси (1862–1918) и Жозефф Морисс Равеля (1875–1937).

Их произведениям были присущи:

  • разнообразие музыкальных инструментов;
  • музыкальные произведения создают яркие образы в голове (как красочные мазки художников-импрессионистов);
  • присутствие природы: благодаря уникальному тембру инструментов появляется живость, выразительность.

Для наглядности посмотрите воспроизведение сочинения для фортепиано Клода Дебюсси “Отражения на воде”.

В сочинении слышны звуки природы: перелив воды, мерцание отражения окружающих объектов.

Импрессионизм в скульптуре

Среди скульпторов-импрессионистов выделяют француза Огюста Родена (1840–1917), итальянца Медардо Россо (1858–1928) и русского скульптора Анну Голубкину (1864–1927).

Скульптуры эпохи импрессионизма как будто не завершены. Они находятся в движении, пойманы мастером в какой-то один момент.

Постимпрессионизм

К концу 19 века наметился упадок в течении импрессионизма. Ему на смену пришёл постимпрессионизм.

Основные черты постимпрессионизма схожи с его предшественником. Художники лишь экспериментировали с подачей материала: сочетанием цветом, светотенью и т. д.

  • Винсент ван Гог (1853–1890);
  • Поль Гоген (1848–1903);
  • Андре Дерен (1880–1954);
  • Пабло Пикассо (1881–1973);
  • Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)
  • Анри Матисс (1869–1954).

Читайте также про другой художественный стиль Экспрессионизм.

Импрессионизм

Импрессиони́зм (фр. impressionnisme , от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне.

Содержание

Импрессионизм в живописи

Истоки

В эпоху Возрождения живописцы венецианской школы пытались передать живую реальность, используя яркие краски и промежуточные тона. Их опытами воспользовались испанцы, наиболее отчётливо это выражено у таких художников как Эль Греко, Веласкес и Гойя, чьё творчество впоследствии оказало серьёзное влияние на Мане и Ренуара.

В это же время Рубенс делает тени на своих полотнах цветными, используя прозрачные промежуточные оттенки. По наблюдению Делакруа, Рубенс отображал свет при помощи тонких, изысканных тонов, а тени — более теплыми и насыщенными цветами, передавая эффект светотени. Рубенс не использовал чёрный цвет, что позднее станет одним из основных принципов живописи импрессионистов.

На Эдуара Мане влияние оказал нидерландский художник Франс Халс, писавший резкими мазками и любивший контраст ярких красок и чёрного цвета.

Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские живописцы. Во время франко-прусской войны (1870—1871) Клод Моне, Сислей и Писсарро отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов — Констебла, Бонингтона и Тёрнера. Что же касается последнего, то уже в его поздних работах заметно как исчезает связь с реальным изображением мира и уход в индивидуальную передачу впечатлений.

Сильное воздействие оказал Эжен Делакруа, он уже различал локальный цвет и цвет, приобретаемый под воздействием освещения, его акварели, написанные в Северной Африке в 1832 году или в Этрета в 1835 году, и особенно картина «Море в Дьеппе» (1835) позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов.

Читайте также:
Культура - функции, виды, структура, система и развитие, формы

Последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. С 1854 года благодаря прошедшим в Париже выставкам молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры таких как Утамаро, Хокусай и Хиросиге. Особое, неизвестное доселе в европейском изобразительном искусстве, расположение изображения на листе бумаге — смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу, завоевали расположение импрессионистов и их последователей.

История

Начало поисков импрессионистов относится к 1860 годам, когда молодых художников уже не устраивают средства и цели академизма, вследствие чего каждый из них самостоятельно ищет иные пути развития своего стиля. В 1863 году Эдуард Мане выставляет в «Салоне отверженных» картину «Завтрак на траве» и активно выступает на встречах поэтов и художников в кафе Гербуа, которые посещали все будущие основатели нового течения, благодаря чему стал главным защитником современного искусства.

В 1864 году Эжен Буден приглашает Моне в Онфлёр, где он прожил всю осень, наблюдая как его учитель пишет этюды пастелью и акварелью, а его друг Йонкинд накладывает краску на свои работы вибрирующими мазками. Именно здесь они научили его работать на пленэре и писать светлыми тонами.

В 1871 году во время Франко-прусской войны, Моне и Писсарро уезжают в Лондон, где они знакомятся с творчеством предшественника импрессионизма Уильямом Тёрнером.

Возникновение названия

Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 года в мастерской фотографа Надара. Там было представлено 30 художников, всего — 165 работ. Холст Моне — «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872 году дал рождение термину «импрессионизм»: малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». Художники, из вызова, приняли этот эпитет, впоследствии он прижился, потерял свой первоначальный отрицательный смысл и вошёл в активное употребление.

Название «импрессионизм» достаточно бессодержательное в отличие от названия «Барбизонская школа», где хотя бы есть указание на географическое расположение художественной группы. Ещё меньше ясности с некоторыми художниками, которые формально не входили в круг первых импрессионистов, хотя их технические приемы и средства полностью «импрессионистические» Вистлер,Эдуард Мане, Эжен Буден и т. д.) К тому же технические средства импрессионистов были известны задолго до XIX века и их (частично, ограниченно) использовали ещё Тициан и Веласкес, не порывая с господствующими идеями своей эпохи.

Была еще одна статья (автор Эмиль Кардон) и еще одно название — «Выставка мятежников», абсолютно неодобрительное и осуждающее. Именно оно точно воспроизводило неодобрительное отношение буржуазной публики и критику к художникам (импрессионистам), которое господствовало годами. Импрессионистов сразу обвинили в аморальности, мятежных настроениях, несостоятельности быть добропорядочными. В настоящий момент это вызывает удивление, потому что непонятно, что аморального в пейзажах Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, бытовых сценах Эдгара Дега, натюрмортах Моне и Ренуара.

Прошли десятилетия. И новая генерация художников придет к настоящему развалу форм и обнищанию содержания. Тогда и критика, и публика, увидела в осужденных импрессионистах — реалистов, а немного позже и классиков французского искусства.

Специфика философии импрессионизма

Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого импрессионизм сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения.

Как и искусство ренессанса (Возрождение), импрессионизм строится на особенностях и навыках восприятия перспективы. Вместе с тем ренессансное виденье взрывается доказанной субъективностью и относительностью человеческого восприятия, которое делает цвет и форму автономными составляющими образа. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено.

Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не затрагивая социальные проблемы, в том числе такие как голод, болезни, смерть. Это привело позже к расколу среди самих импрессионистов.

Преимущества импрессионизма

К преимуществам импрессионизма как течения относится демократизм. По инерции, искусство и в XIX веке считалось монополией аристократов, высших слоев населения. Именно они выступали главными заказчиками на росписи, монументы, именно они — главные покупатели картин и скульптур. Сюжеты с тяжелым трудом крестьян, трагические страницы современности, позорные стороны войн, бедности, общественных неурядиц осуждались, не одобрялись, не покупались. Критика кощунственной морали общества в картинах Теодора Жерико, Франсуа Милле находила отзыв лишь у сторонников художников и немногих знатоков.

Импрессионисты в этом вопросе занимали достаточно компромиссные, промежуточные позиции. Были отброшены библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, присущие официальному академизму. С другой стороны они пылко желали признания, уважения, даже наград. Показательной является деятельность Эдуара Мане, который годами добивался признания и наград от официального Салона и его администрации.

Вместо этого появилось виденье будничности и современности. Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении, мотивом их работ была также природа. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь — это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Импрессионисты одни из первых стали рисовать на воздухе, не дорабатывая свои работы в мастерской.

Техника

Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий — разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета разделены на первичные, или основные и сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой:

  • Голубой — Оранжевый
  • Красный — Зелёный
  • Жёлтый — Фиолетовый

Таким образом стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст. Это же впоследствии стало поводом отказа от чёрного.

Читайте также:
Художественная культура Японии - своеобразие, особенности

Затем импрессионисты перестают концентрировать всю работу над полотнами в мастерских, теперь они предпочитают пленэр, где удобней схватить мимолётное впечатление от увиденного, что стало возможным благодаря изобретению стальных туб для краски, которые в отличие от кожаных мешочков можно было закрыть, чтобы краска не высыхала.

Также художники использовали укрывистые краски, которые плохо пропускают свет и непригодны для смешивания поскольку быстро сереют, это позволило им создавать картины не с «внутренним», а «внешним» светом, отражающимся от поверхности. [2]

Технические отличия способствовали достижению иных целей, прежде всего импрессионисты пытались уловить мимолётное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток, наивысшим воплощением стали циклы картин Моне «Стога сена», «Руанский собор» и «Парламент Лондона».

В целом, в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основой движения были Эдуар Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо. Однако Мане всегда называл себя «независимым художником» и никогда не участвовал в выставках, а Дега хоть и участвовал, но никогда не писал свои работы на пленэре.

Хронология по художникам

Импрессионисты

Выставки

  • Первая выставка (15 апреля — 15 мая 1874)

Адрес: бульвар Капуцинок, 35 (ателье фотографа Надара). Участники: Аструк, Аттендю, Белиар, Бракемон, Брандон, Буден, Бюро, Гийомен, Дебра, Дега, Кальс, Колен, Ла Туш, Левер, Лепик, Лепин, Мейер, де Молен, Моне, Моризо, Мюло-Дюриваж, Джузеппе Де Ниттис, А. Оттен, Л. Оттен, Писсарро, Ренуар, Робер, Руар, Сезанн, Сислей.

  • Вторая выставка (апрель 1876)

Адрес: ул. Лепелетье, 11 (Галерея Дюран-Рюэля). Участники: Базиль (посмертно, художник погиб в 1870), Белиар, Бюро, Дебютен, Дега, Кайботт, Кальс, Левер, Легро, Лепик, Милле, Моне, Моризо, Л. Оттен, Писсарро, Ренуар, Руар, Сислей, Тилло, Франсуа

  • Третья выставка (апрель 1877)

Адрес: ул. Лепелетье, 6. Участники: Гийомен, Дега, Кайботт, Кальс, Кордей, Левер, Лями, Моне, Моризо, Моро, Пьетт, Писсарро, Ренуар, Руар, Сезанн, Сислей, Тилло, Франсуа.

  • Четвёртая выставка (10 апреля — 11 мая 1879)

Адрес: авеню Опера, 28. Участники: Бракемон, госпожа Бракемон, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кайботт, Кальс, Кассат, Лебур, Моне, Пьетт, Писсарро, Руар, Сомм, Тилло, Форен.

  • Пятая выставка (1 апреля — 30 апреля 1880)

Адрес: ул. Пирамид, 10. Участники: Бракемон, госпожа Бракемон, Видаль, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кайботт, Кассат, Лебур, Левер, Моризо, Писсарро, Рафаэлли, Руар, Тилло, Форен.

  • Шестая выставка (2 апреля — 1 мая 1881)

Адрес: бульвар Капуцинок, 35 (ателье фотографа Надара). Участники: Видаль, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кассат, Моризо, Писсарро, Рафаэлли, Руар, Тилло, Форен.

  • Седьмая выставка (март 1882)

Адрес: Фобург-Сент-Оноре, 251 (У Дюран-Рюэля). Участники: Виньон, Гийомен, Гоген, Кайботт, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуар, Сислей.

  • Восьмая выставка (15 мая — 15 июня 1886)

Адрес: ул. Лаффитт, 1. Участники: госпожа Бракмон, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кэссет, Моризо, Камиль Писсарро, Люсьен Писсарро, Редон, Руар, Сёра, Синьяк, Тилло, Форен, Шуффенекер.

Импрессионизм в литературе

В литературе импрессионизм не сложился как отдельное направление, но его черты нашли отражение в натурализме и символизме.

Прежде всего характеризуется выражением частного впечатления автора, отказа от объективной картины реальности, изображением каждого мгновения, что должно было повлечь за собой отсутствие сюжета, истории и заменой мысли восприятием, а рассудок — инстинктом. Основные черты импрессионистского стиля сформулировали братья Гонкур в своём произведении «Дневник», где знаменитая фраза «Видеть, чувствовать, выражать — в этом все искусство» стала центральным положением для многих писателей.

В натурализме главным принципом была правдивость, верность натуре, но она подвержена впечатлению, а потому облик реальности зависит от каждой отдельной личности и её темперамента. Наиболее полно это выражено в романах Эмиля Золя, его развернутых описаниях запахов, звуков и зрительных восприятий.

Символизм, наоборот, требовал отказа от материального мира и возвращения к идеальному, однако переход возможен только через мимолётные впечатления, раскрывая в видимых вещах тайную сущность. Яркий пример поэтического импрессионизма — сборник Поля Верлена «Романсы без слов» (1874). В России влияние импрессионизма испытали Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский.

Также эти настроения коснулись драматургии (импрессионистская драма), в пьесы вторгается пассивное восприятие мира, анализ настроений, душевных состояний, цельная композиция распадается на ряд сцен, наполненных лиризмом, а в диалогах концентрируются мимолётные разрозненные впечатления. Драма становится одноактной, рассчитанной на интимные театры. Эти признаки нашли своё полное отражение в творчестве Артура Шницлера.

Импрессионизм в музыке

Музыкальный импрессионизм являлся одним из течений музыкального модерна. Характеризуется передачей мимолётных впечатлений, настроений, тонких психологических нюансов.

Основоположником импрессионизма в музыке является французский композитор Эрик Сати, опубликовавший в 1886 году «Три мелодии», а в 1887 — «Три сарабанды», несущие в себе все главные черты нового стиля. Смелые открытия Эрика Сати пятью и десятью годами позднее были подхвачены и развиты двумя его приятелями, ярчайшими представителями импрессионизма, Клодом Дебюсси и Морисом Равелем.

Возникновение импрессионизма: как рождалось впечатление

Импрессионисты отказались от Салона и устроили свою первую отдельную выставку в 1874 году. Их стиль, вызвавший бурную реакцию общества, формировался постепенно.

Художники-импрессионисты: в чем особенности их стиля?

Цель художника-импрессиониста — не изображение самой действительности, в своей работе он передает собственное впечатление от того, что видит, атмосферу происходящего в определенный момент. Он всегда обращает внимание на игру света и движение воздуха, отказывается от чёрного и белого цветов, ведь в реальности они никогда не встречаются в чистом виде. Для импрессионистов было важно писать свои полотна с натуры, на открытом воздухе. Они использовали короткие отдельные мазки, что придавало их картинам вибрацию и движение.

Название течения родилось благодаря попытке журналиста Луи Леруа иронизировать над стилем импрессионистов в своём фельетоне в газете «Le Charivari». Поводом употребить это слово стала картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (от фр. «Impression, soleil levant»). Постепенно пренебрежение Леруа забыли, и слово «импрессионизм» превратилось в термин, точно передающий суть творчества его представителей.

Черты импрессионизма: от Веласкеса до Делакруа и Коро

Посетители выставки 1874 года восприняли стиль импрессионистов как революцию, но на самом деле его возникновение вовсе не было резким. Черты этого течения встречаются еще у Эль Греко и Диего Веласкеса в XVI-XVII веках: они пытались передать освещение в определенный момент и изобразить движение с помощью пробелов между мазками. Тем не менее, они любили использовать открытый чёрный цвет. В одно время с Веласкесом творил Питер Пауль Рубенс, тонко передававший свет и тень. Чистого чёрного цвета на его полотнах нет.

Читайте также:
Традиции чаепития в Англии - время принятия ритуала, правила

Однако гораздо более сильно на импрессионистов повлияли художники XIX века. Здесь стоит говорить о вкладе представителей барбизонской школы, особенно Шарля-Франсуа Добиньи, и близких к ней художников: Камиля Коро, Гюстава Курбе и Эжена Будена. Черты импрессионизма в их работах появились примерно в середине века. Барбизонскую школу окрестили по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, где жили несколько её представителей. В окрестностях деревни работали многие художники (не только из этой школы), создавая свои пейзажи на пленэре.

Барбизонец Добиньи известен лирическими равнинными пейзажами. Ему нравилось изображать воду и небо, ему была важна работа с натуры, и для нее он даже устроил себе плавучую мастерскую, в которой писал, поднимаясь по течению реки Уазы. Добиньи усердно работал со светом и добился больших успехов в воспроизведении изменчивого воздуха, улавливал мельчайшие оттенки цвета.

Много внимания освещению уделял и Коро. Он старался передать его как можно более естественно, перенеся на полотно атмосферу происходящего так, чтобы не потерять материальность предметов. Коро несколько раз мог переписывать один этюд ради того, чтобы свет и оттенки получились наиболее натурально. Для него очень много значила близость человека к природе. В его работах много серых тонов, которые он получал не из чёрного и белого цветов (их он не использовал), а с помощью смешения многих ярких красок. Коро стал любимым живописцем Альфреда Сислея.

Гюстав Курбе, мастер пейзажа, прошел путь от романтизма к реализму. Он никогда не работал на пленэре, но умел изображать открытое пространство с помощью цветовых пятен, а также контраста между яркими красками и затемненными фрагментами. Курбе преподавал и говорил своим ученикам, что они должны изображать то, что видят и чувствуют — это главная идея импрессионизма. Наибольшее влияние он оказал на Эдуарда Мане.

В отличие от Курбе, Эжен Буден не представлял своего творчества без работы на открытом воздухе. Небо и море — его любимые сюжеты. На своих полотнах ему удавалось удивительно точно передавать реальные соотношения цветов. Буден часто рисовал пастели и акварели, а не только писал маслом по холсту. Этот художник был дружен с импрессионистами и принял участие в их первой выставке в 1874 году. Именно привил Клоду Моне любовь к работе на открытом воздухе.

Более того, во время франко-прусской войны 1870−1871 годов Моне, Сислей и Писарро были в Англии, где изучали творчество Констебла, Тёрнера и Крома. Потом импрессионисты вспоминали, что эти великие английские пейзажисты сильно повлияли на их стиль.

Эжен Делакруа создал свои первые акварели с импрессионистским чертами еще в 30-е годы XIX века. Поэтому, если следовать строгой хронологии, о нём стоило бы говорить еще перед упоминанием барбизонской школы. Однако многие исследователи считают Делакруа наиболее близким к импрессионистам среди всех предшественников этого течения, и из-за этого мы описываем его творчество последним. Действительно, уже во времена работы над акварелями 30-х годов этот художник понимал различие между естественным цветом предметов и теми красками, которые им придает освещение. Он, можно сказать, предвосхитил картину Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), написав своё полотно «Море в Дьеппе». Журналист Жюль Лафорг сравнил мазки Делакруа и Моне, заметив, что оба художника передают движение в своих работах вибрирующими мазками.

Мане, Ренуар и другие

Среди самих импрессионистов главную роль в формировании этого стиля сыграл тот человек, который всегда называл себя «независимым» художником, и имя ему Эдуард Мане. Его полотна «Завтрак на траве» и «Олимпия» шокировали публику еще в 1863 году в Салоне Отверженных, где были выставлены картины, не принятые официальным салоном. Эти две работы Мане можно назвать программными. Он, как и все импрессионисты, имел классическое образование и обучался академической живописи, но в этих двух картинах отошел от её стандартов, и именно это шокировало зрителей. Мане называли сумасшедшим, например, из-за того, что в работе «Завтрак на траве» он изобразил обнаженную даму среди парадно одетых мужчин. «Олимпию» возмущенные зрители несколько раз повреждали. Эти полотна поняли, пожалуй, только Эмиль Золя и Шарль Бодлер. Другая поразительная картина Мане, более ранняя «Музыка в Тюильри», тоже подверглась жесткой критике. Публика не поняла тонкую градацию цвета, назвав её «мешаниной красок», в то время как именно она вместе с обобщением форм создала взаимосвязь изображенных людей и предметов со средой, в которой они находились, и это прекрасно послужило передаче атмосферы схваченного Мане момента. Он писал то, что видел, работая с натуры, придавая огромное значение естественному освещению, выражая своё впечатление от увиденного на холсте, и Мане можно назвать главой течения импрессионистов, пусть он и не хотел связывать себя с их группой.

Пьер Огюст Ренуар достиг необычайного мастерства в жанре портрета. Он прекрасно отражал настроение модели, особенно это касается картин, изображающих женщин и детей. Этот художник больше других импрессионистов заботился о технике своей работы. Он писал то мелкими, плотными мазками, то длинными, полупрозрачными, положенными с пробелами. Часто эти приёмы соседствуют на одном полотне. Его картины запоминаются своей жизнерадостностью. Ренуар очень любил работать на открытом воздухе и творил до последних дней своей жизни, несмотря на сковавший его тело ревматизм, поразивший, в том числе, кисти рук.

Золотым временем импрессионизма в творчестве Клода Моне стали 1870-е годы. Именно он добился наибольшего успеха в передаче изменчивого естественного освещения. Этот мастер работал практически только на пленэре, создавая пейзажи, и с течением времени он всё реже изображал на них людей. Моне одним из первых начал писать серии картин, показывающих одно и то же место, но в разное время суток или года, после смены погоды. Так появились циклы изображений Руанского собора, вокзала Сан-Лазар в Париже, мостов Лондона. Такие серии помогли Моне научиться передавать свежие, яркие, естественные краски и тончайшие нюансы освещения.

Читайте также:
Описание картины Васнецова Три богатыря - история создания

Среди импрессионистов-пейзажистов стоит выделить Альфреда Сислея с его целостностью и тонким лиризмом творчества. Он любил изображать гармонию природы, очень большое значение на своих полотнах придавая небу, глубоко разрабатывая его оттенки и освещение: небеса никогда не были для этого мастера только фоном и даже могли служить главным выразителем настроения всего полотна. Постоянно работая на пленэре, художник научился переносить на полотно всю глубину открытого пространства с его струящимся воздухом. С развитием стиля Сислея спокойствие его пейзажей стало сменяться энергичностью, а цвета становились более контрастными.

К сожалению, расцвет импрессионизма не был долгим: громко заявив о себе в 1870-е годы, к началу 1890-х это течение сошло со сцены, уступив место постимпрессионизму, представители которого были заняты поисками нового в искусстве.

Импрессионизм в 12 вопросах и ответах

1. Что такого случилось во Франции, что к 1874-му году там развелось столько импрессионистов? Академия искусств выпустила специальный циркуляр, что ли?

Академия искусств была , безусловно , одной из главных участниц происходящих в искусстве перемен. Ее статус в зарождении импрессионизма можно уверенно обозначить как « основной враг». Но дело , конечно , в другом. В канализации , например.

До середины XIX века в Париже не было канализации , горожане пользовались ночным горшком , а сточные канавы проходили вдоль каждой улицы. И в столице , и в деревне французы жили и работали , как сто или двести лет назад. В 1853 году префектом департамента Сена становится барон Жорж Эжен Осман — тогда-то все и началось. Наполеону III после поездки в Лондон страшно захотелось превратить Париж в такой же просторный , современный и чистый город , ну и расширить улицы тоже хотелось — чтоб на них не так удобно было строить баррикады в случае новой революции.

2. А что писали до этого? Разве не то же самое: людей, пейзажи?

К середине XIX века в Академии все еще считалось:

— чем ровнее поверхность картины — тем лучше постарался художник , проявил мастерство ,

— писать нужно исторические сюжеты , древнегреческих богов и богинь ( только они могут быть на картине обнаженными), пейзажи с девственными лесами,

— допускаются одалиски , восточные гаремы , аллегорические фигуры , сюжеты из первобытных времен ( на волне археологических находок).

3. Кто самый-самый главный импрессионист? Кто сформулировал принципы и обратил всех в свою веру?

4. Ладно, понятно, Мане не импрессионист. Может, тогда скажете, без чего точно не бывает импрессионистской картины?

Стремление писать здесь и сейчас , схватить переменчивые состояния природы , людей в неловких , промежуточных позах , в повседневных делах — все это очень повлияло на зарождение новой техники. Необходим был новый способ письма , который позволял бы работать быстро , схватывая движение воздуха и игру света. Воздухом и светом как раз и занялись.

Когда будущие импрессионисты только собирались с мыслями о собственной независимой выставке , журналист и критик Теодор Дюре ( 1, 2) писал Камилю Писсарро: «Умоляю вас , выберите картины , имеющие сюжет , что-либо похожее на композицию , картины , которые не слишком свежо написаны и более „сделаны“» . Но кто его слушал! Как раз сюжет на картине импрессиониста искать бесполезно и оскорбительно. Первое теоретическое заключение об импрессионизме вскользь сформулировал один из друзей Ренуара: «Стремление трактовать сюжет ради его живописного тона , а не ради самого сюжета» .

5. Если на картине узнаются объекты, но все нечеткое, размытое – это всегда импрессионизм?

6. Допустим, молодой художник решил писать в импрессионистском стиле – ему же нужна какая-то библия, мануал. Есть такой свод правил?

Главным теоретиком нового искусства , самым прозорливым и талантливым учителем-импрессионистом был Камиль Писсарро. Он поддерживал тех учеников , к которым остальные относились с презрением , без него вряд ли состоялись бы и поверили в свою художественную правоту Поль Сезанн и Поль Гоген. Поэтому учиться правильному импрессионизму можно просто по его советам ( их записал один из молодых художников из окружения Писсарро):

— Подходите к мотиву с точки зрения формы и цвета , а не рисунка. Нет необходимости обрисовывать форму , которую можно выявить без этого. Точный рисунок сух и нарушает впечатление целостности , он уничтожает все ощущения. Не обозначайте слишком точно контуры предметов; мазок , правильный по цвету и силе , должен создать рисунок.

— Пишите самое существенное в характере вещей , старайтесь передать это любыми средствами , не беспокоясь о технике.

— Когда пишете , выберите предмет , посмотрите , что находится справа и что слева , и работайте надо всем одновременно. Не пишите кусочек за кусочком , а пишите все сразу , накладывая краску мазками правильного цвета и силы , учитывая , что находится рядом. Используйте мелкие мазки и пытайтесь фиксировать свои впечатления немедленно. Глаз не должен сосредоточиваться на одной точке , а должен видеть целое , наблюдая за отражением красок на всем , что их окружает.

— Как следует наблюдайте за воздушной перспективой от переднего плана до горизонта , за отражениями неба , листвы.

— Не бойтесь накладывать краски , отделывайте работу постепенно. Работайте не согласно правилам и принципам , а пишите то , что видите и чувствуете. Пишите щедро и уверенно , так как желательно не терять полученное первичное впечатление. Не робейте перед лицом природы , надо быть смелым , даже рискуя обмануться и наделать ошибок. Нужно иметь всего лишь одного учителя — природу , с ней всегда надо советоваться.

7. У импрессионистов преобладают такие миленькие сюжеты: танцы, купальщицы, цветочки. Они и в жизни были милыми ребятами? Неужели среди них не было алкоголиков, дебоширов? Они хоть ссорились друг с другом?

просто разместят в отдельной комнате. Ну , а Моне снова хлопнул дверью. К последним выставкам между художниками разногласий было больше , чем общих целей. Ван Гог описывал происходящее как «гибельную гражданскую войну в группе , каждый член которой хватает другого за глотку с яростью , достойной лучшего применения» .

Спорили до хрипоты , участвовать или не участвовать в Салоне , разделились на два враждующих лагеря в «деле Дрейфуса», возвращали от обиды и злости друг другу подаренные когда-то картины. Но алкоголиков среди импрессионистов действительно не найдется. В молодости их часто кормили в долг, им продавали ботинки за картины. А потом практически все они обзавелись семьями , которые непросто было прокормить. 8 детей у Писсарро , 2 своих и 6 приемных — у Клода Моне , трое сыновей у Ренуара , дочь у Берты Моризо, двое детей у Сислея. Даже бездетный холостяк Кайботт вместо того , чтобы шляться по кафе , строил лодки , собирал марки , растил орхидеи. Они до 40 , до 50 лет работали как одержимые , не получая ни признания , ни денег , продавая картины за бесценок и сохраняя неистребимую веру в собственную правоту.

Читайте также:
Массовая культура - признаки, функции, влияние, плюсы и минусы

8. Постимпрессионизм

Постимпрессионизм — это искусство , последовавшее за импрессионизмом не столько хронологически , сколько концептуально. Поль Сезанн , например , принимал участие в самой первой выставке импрессионистов , ходил на пленэры вместе с Писсарро , на собрания в кафе « Гербуа», но с самого начала писал иначе. Работая над портретом , Сезанн раскладывал предметы в нужном порядке и запрещал модели что-либо двигать , обводил мелом ножки стула на полу , чтоб назавтра усадить модель точно на то же место — ничего случайного и сиюминутного.

Постимпрессионисты ( Сезанн , Ван Гог , Тулуз-Лотрек, Гоген) ищут не ускользающий свет , а непреходящую суть вещей , видимую в любое время дня и года. В отличие от импрессионистских подвижных и ускользающих мотивов , предметы на их картинах обретают нарочитый вес , объем , насыщаются цветом , портретные черты людей искажаются и поддаются влиянию их внутреннего мира.

9. А что такое неоимпрессионизм и чем он отличается от постимпрессионизма?

В отличие от постимпрессионистов , которые оттолкнулись от импрессионизма и отправились каждый по своему пути , неоимпрессионисты — непосредственные последователи Моне , Ренуара , Писсарро.

Неоимпрессионистами называют художников , которые восприняли идеи импрессионизма с такой увлеченностью и страстью , что дожали их до чистого технического экстракта. Жорж Сёра и Поль Синьяк , основатели неоимпрессионизма ( чаще это движение называют пуантилизмом), прибавили к интуитивным художественным находкам импрессионистов еще и свежие научные оптические эксперименты. Они исключили случайность и непредсказуемость из живописных принципов — пуантилисты приняли импрессионистскую технику раздельного наложения красочных пятен чистых цветов , которые смешиваются не заранее на палитре художника , а только уже в глазах зрителя.

10. Сейчас букеты в импрессионистском стиле можно встретить на арт-ярмарке в любой точке мира, а в XIX веке импрессионисты были только во Франции?

Малевич и будущий экспрессионист Эдвард Мунк.

Да-да , видим вопрос в ваших глазах. Понять , чем импрессионизм отличается от экспрессионизма , проще всего , сравнив две работы Мунка — человека , который сказал о себе «С момента моего рождения , ангелы тревоги , беспокойства и смерти были всегда рядом… Часто я просыпался ночью , оглядывал комнату и спрашивал себя: „Не в аду ли я?“» .

Слева — импрессионизм: художник отключает мозг и фиксирует на холсте зрительные впечатления от того , что увидел в реальности. Справа — экспрессионизм: художник выражает на холсте прежде всего собственные эмоции.

11. Неужели и в России были импрессионисты? Прямо одновременно с передвижниками?!

Убежденный , последовательный , неисправимый импрессионист среди русских был , пожалуй , только один — Константин Коровин. Он , похоже , даже немного смошенничал , чтоб присвоить себе лавры автора первой русской импрессионисткой картины ( читайте подробно о его « Хористке»).

Когда Василий Поленов, глядя на работы своих учеников Коровина и Левитана, спрашивал: «Вы импрессионисты? Знаете о них?» — те только пожимали плечами. Серов тоже до импрессионизма дошел сам ( да , «Девочку с персиками» он написал по возвращении из Европы , да только был он не в Париже , а в Венеции и копировал там старых мастеров), но , в отличие от своего друга Коровина , практиковал импрессионизм Серов эпизодически.

Впрочем , недостатка в информации у русских живописцев не было. Они регулярно ездили в Европу. Коллекционеры Морозов и Щукин покупали импрессионистов для своих коллекций и показывали их в России. Что же мешало импрессионизму развернуться? Вероятно , другое мировоззрение. Ренуар радовался , что импрессионизм наконец освободил художника от необходимости писать сюжеты — и теперь он мог изображать букеты без всякого смысла. Русскому художнику невыносимо просто писать тополя при разном освещении и блики на воде. Ему непременно надо высказаться.

Вот , к примеру , прачки — французские импрессионисты обожали их писать. Но сравните работы Ренуара , Дега , Тулуз-Лотрека и Архипова. Французов интересует свет из окна , румянец на девичьей щеке , позы — они смотрят на прачку так , как смотрели бы на артистку кафешантана или балерину. Русский не жалеет таланта на то , чтобы зритель задохнулся от пара , чтобы с первого взгляда понял , как ноют у героини ноги и спина.

захватил Европу , появилась масса новых « измов» — и все хотелось попробовать. О чистоте стиля говорить уже не приходится. Вот почему в разговорах о русских импрессионистах так часто приходится использовать фразу «строго говоря , это не импрессионизм в полном смысле» .

Что до существования первых русских импрессионистов рядом с передвижниками — все объясняет один эпизод. Павел Третьяков купил для своей коллекции « Девушку , освещенную солнцем» Серова. На ближайшем ужине один из основателей Товарищества передвижных выставок Владимир Маковский прокомментирует приобретение вопросом: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис» ?

12. Вот, например, романтизм

Романтизм — очень мощное , общекультурное направление , идеи которого отлично воплощались на любом художественном языке , будь то музыка , литература или живопись. Сильные чувства , бунт , страсть , интуиция , ожившая природа , мечта и фантазия в противовес разуму и прагматизму — все это убедительно и естественно звучало в поэме , на полотне и в симфонии.

А вот импрессионизм — направление , родившееся и разрастающееся сначала исключительно в живописи. Ценность мимолетного впечатления , бессюжетность и отрицание идеи сложно и только с оговорками воплощались в литературе. Можно говорить скорее об импрессионистских приемах в литературных произведениях некоторых авторов — Эмиля Золя , Ги де Мопассана , братьев Гонкур , Поля Верлена. Целые сцены в романах , построенные на запахах , звуках , красках , смене освещения — это импрессионизм. Окружающий мир , который меняет краски и интонации в зависимости от настроения героя — это импрессионизм. Но чистая импрессионистская литература не сложилась опять же из-за необходимости литератора обязательно высказаться или отыскать за мимолетным впечатлением символический смысл и скрытые сущности объектов.

Музыка легче обходилась без сюжетности и груза обязательных смыслов , поэтому о композиторах-импрессионистах можно говорить смело: это Клод Дебюсси и Морис Равель , недолго и с вереницей оговорок Александр Скрябин и Игорь Стравинский. Композитор-импрессионист создает симфонические этюды , а не сложные драматические симфонии , говорит о мимолетном настроении акварельно , «богато — бедными средствами», как мечтал Ренуар. Импрессионистская музыка нежная , хрупкая , с неуловимым ритмом и короткими , наплывающими друг на друга фразами мелодии.

Читайте также:
Народные промыслы России - виды древнего искусства

Стиль импрессионизм в живописи, музыке: представители, художники, картины, работы, черты, пейзажи

Импрессионизм в живописи — это не просто новаторское художественное течение, образовавшееся в конце XIX — начале ХХ века. Его представители совершили настоящую революцию в мире искусства, отвергнув все догмы академизма. Импрессионисты на первое место поставили самовыражение, красоту окружающего мира в определенный момент. Их работы выделяются чистотой красок, особой игрой света и необычной манерой письма.

  • Описание стиля
  • История возникновения импрессионизма
  • Импрессионизм в России
  • Отличия от постимпрессионизма, романтизма, модернизма и реализма
  • 15 великих зарубежных художников-импрессионистов
  • 10 известных картин в стиле импрессионизма
  • Значение стиля в искусстве
  • Современные импрессионисты
  • Импрессионизм в других видах искусства

Описание стиля

Слово «импрессионизм» в переводе с французского «impression» означает «впечатление». Его последователи занимаются поиском ускользающей красоты. Кажется, что живописец старался быстрее перенести на холст свои эмоции и впечатления. Один из главных критиков нового течения Луи Леруа называл такую технику «небрежной».

Импрессионисты старались передать мимолетность мгновения, запечатлеть малейшее движение. На первый план выходит эмоциональная составляющая картины. Его последователи избегали статичного изображения предметов. Они стремились передать любое колебание воздуха, игру света и тени, используя масло и пастель.

Одна из особенностей импрессионизма — будничность сюжетов. На картинах изображали простых женщин, танцовщиц из кабаре, случайных прохожих. Такая обыденность шокировала консерваторов, привыкших к возвышенным идеалам. Импрессионизм называли антиромантическим направлением. Но при этом герои их картин восхищают своей чувственностью и неповторимым очарованием.

Большую благосклонность вызывали пейзажи, которые получались у импрессионистов удивительно красивыми и утонченными. Но и здесь импрессионисты сумели всколыхнуть академические устои. Многие из последователей этого течения предпочитали пленэрную живопись. Так, художникам удавалось лучше запечатлеть изменчивость и естественную красоту окружающего мира.

Импрессионисты отказались от привычной манеры письма. Чтобы получить нужный оттенок, они наносили чистые цвета очень близко друг к другу. Живописцы старались создать на своих картинах уютную атмосферу, поэтому в палитре красок отсутствует черный цвет. Получить нужное освещение им удавалось благодаря умелому использованию визуальных эффектов. На полотна импрессионистов советуют смотреть на расстоянии.

Новая манера письма была только частью глобальных новаторских изменений, возникших в изобразительном искусстве с появлением этого течения. Художники старались нарисовать людей и предметы такими, какими они предстали их взгляду в момент творения шедевра.

Традиционные изобразительные средства не могли передать философию импрессионизма. Поэтому возникла необходимость создать новую технику. Ее характерные черты:

  • отсутствие четких линий и контуров;
  • акцентирование внимание на главных персонажах картины, детали и второстепенные предметы размыты;
  • импрессионисты отказались от лессировки — приема, характерного для классической школы;
  • художники писали широкими мазками, которые накладывали отдельно друг от друга;
  • характерная черта нового течения — отказ от смешивания красок.

Импрессионисты стремились визуально объединить объекта картины, пространства и атмосферы. Создавая новую технику, художники опирались на теориях оптики. Чтобы увидеть красоту и цветовую гармонию картин нужно отойти на небольшое расстояние.

С появлением импрессионизма у художников появилось больше свободы для творческого самовыражения. Писать картины теперь могли люди, не получившие соответствующее образование. Поэтому среди импрессионистов можно найти коллекционеров, представителей других профессий.

Черты импрессионизма

Смотря на картины представителей этого течения, можно увидеть отличительные черты:

  • конкретность времени и места действия на рисунке. Импрессионисты старались изобразить мгновение с учетом времени суток, года, освещения и других факторов;
  • акцентирование на главных вещах с субъективной точки зрения художника. Второстепенные детали изображались «смазанными», служили дополнением к общей композиции;
  • сиюминутность. При просмотре картин импрессионистов складывается ощущение, что живописец старался успеть изобразить важный момент. Поэтому рисунки кажутся живыми, в отличие от классических полотен;
  • умелое использование визуальных эффектов. Достичь нужного освещения импрессионистам удавалось с помощью бликов, мерцания, ряби;
  • будничность сюжетов. Поскольку художники отказались от академических догм, они перестали рисовать на мифологические, религиозные и возвышенные темы. Они находили вдохновение в обыденной жизни, изображая сцены, которые были «недостойными» с точки зрения консерваторов;
  • отсутствие прорисовки деталей;
  • применение этюдных мазков;
  • отказ от четких линий и строгих геометрических форм.

Импрессионисты придавали большое значение свету на своих картинах. Добиться таких визуальных эффектов они сумели не только благодаря художественным приемам.

Большинство художников писали на свежем воздухе, что позволяло запечатлеть всю красоту солнечного пейзажа.

Так, художники могли получить эффект воздушности, нежности. Они считали, что живописец не сможет полностью запомнить все детали композиции. Поэтому рисунок, написанный в мастерской, потеряет свою свежесть и неуловимое очарование.

Моне провел эксперимент: он писал один пейзаж в разное время суток. Так он хотел показать изменчивость формы. Позже эта серия работ получила название «Стог сена» и стала одной из известных работ художника.

Импрессионизм — это не просто новое течение в живописи. Это философия, ломающая стереотипы и выступающая против консерватизма. Художники поставили на первое место свое самовыражение и эмоциональное восприятие картины, чтобы лучше передать красоту человека или вещи в конкретный момент.

История возникновения импрессионизма

К середине XIX века в Европе доминировали три стиля — классицизм, романтизм и реализм. К мастерству художника предъявляли высокие требования, он должен был окончить Школу изящных искусств. От последователей реализма ожидали точное изображение предмета и действительности. При этом публика находила сюжет слишком приземленными.

Картины классицизма и романтизма казались чересчур возвышенными. В живописи назревает кризис. Возникла необходимость в появлении другого стиля. Молодые художники желали совершить революцию в искусстве. В старых школах были живописцы, которые стали экспериментировать со своим стилем.

Импрессионизм возник в 1860-ее гг во Франции и позже оказал сильное влияние на развитие живописи. Этот термин был придуман журналистом и ярым противником нового течения Луи Леруа. В своей статье, посвященной выставке молодых художников «Салон отверженных» он посчитал их манеру письма неряшливой, раскритиковал их работы, а самих живописцев назвал «впечатлистами» или «впечатленцами».

Луи Леруа даже выдумал историю, как двое посетителей выставки потеряли рассудок после просмотра рисунка Клода Моне. Художники в знак протеста стали называть себя «импрессионистами». Несмотря на все старания Леруа, этот термин перестал носить уничижительный оттенок.

Читайте также:
Кока-кола - история, факты об основателе, состав и формула

В 1874 году посетители выставки импрессионистов стали называть новый стиль революцией. Но это было не совсем так: предпосылки возникновения течения уже были. Некоторые импрессионистские черты можно увидеть в творчестве художников XVI-XVII веков. Но наибольшее влияние на новое течение оказали живописцы XIX века. Отдельно стоит выделить представителей барбизонской школы.

Именно в их творчестве начинают сильнее проявляться черты импрессионизма. Например, Эжен Буден стал учителем Клода Моне. Барбизонские художники одни из первых стали использовать пленэр в работе. У них будущие импрессионисты научились визуальным приемам.

Любимым местом сбора художников-бунтарей был Монмартр. В этой части Парижа в 60-е гг. проживало большинство творческих деятелей. Они собирались в местном кафе, в котором активнее всего дискутировал Моне. Там можно было встретить будущих великих импрессионистов — Дега, Писсарро, Сезанна.

Не меньшее влияние на развитие нового направления оказали английские художники. Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. Моне, Сислей и Писсарро побывали в Англии. Там они смогли изучить творчество знаменитых пейзажистов Констебла, Тёрнера и Крома. Позже импрессионисты будут говорить, что были восхищены творчеством английских художников.

Считается, что Эжен Делакруа был ближе всех к истокам нового течения. Еще в 30-е гг XIX в. он написал акварели, в которых явственно проступают импрессионистские черты. Делакруа уже в то время понимал разницу между естественными красками и оттенками, возникающими при определенном освещении.

Большое влияние на развитие импрессионизма оказал человек, называющий себя «независимым художником» — Эдуард Мане. Его полотна «Завтрак на траве» и «Олимпия» вызвали общественный резонанс. Вместе с тем это повысило интерес публики к импрессионистам.

Олимпия
Эдуард Мане

Новую манеру письма критиковали, сюжеты не понимали, называя их вульгарными. Немногие из импрессионистов получили признание в ту эпоху. «Золотым веком» этого течения принято считать творчество Клода Моне.

Большинство ценителей сходятся во мнении, что ему лучше всех удалось передать красоту мгновения. Моне один из первых начал рисовать серию картин с изображением одного предмета в разное время суток.

Но расцвет импрессионизма не был долгим. Так, уверенно заявив о себе в 60-ее гг. к началу XX века он уступил свои позиции новым направлениям. Это неоимпрессионизм, пуантилизм, однако, большинство их представителей среди своих учителей называют Моне, Писсарро, Дега.

Без названия
Никола де Сталь

В современной живописи художники также пытаются создать свой особенный стиль. В 1950-е гг появился абстрактный импрессионизм. Живописец не ставит перед собой предметное изображение. Примеры такого стиля можно увидеть в работах Никола де Сталя, Уильяма Дюваль. Импрессионизм оказал большое влияние на развитие и восприятие живописи.

Импрессионизм в России

Долгое время искусствоведы ставили под сомнение существование этого явления среди русских художников. В 1870-е гг. И. Репин, В. Поленов и Ф. Васильев делали акцент на обыденных сюжетах, пробовали отойти от возвышенных идеалов академизма. Однако специалисты называли их эксперименты работой в импрессионистической манере. Тогда в России художники не причисляли себя к новаторам в живописи.

Стихи подруге – просто так, со смыслом, трогательные до слез

Стихи про подругу до слез

П оплачь со мной, порадуйся со мной.
Там в эпицентре жизненного круга
Не покидай меня, моя подруга.
Поплачь со мной, порадуйся со мной

Как нервный срыв закончен новый бой.
Неважно мне – победой ли провалом,
Тебя я попрошу совсем о малом:
Поплачь со мной, порадуйся со мной.

Сухим листом погонит ветер злой,
Покатит, горемычную, по свету.
Брось под ноги мне медную монету
Поплачь со мной, порадуйся со мной

Мне плохо – прошепчу тебе одной,
Я потеряла все, что я искала,
Я позабыла все, что раньше знала
Поплачь со мной, поговори со мной

И занавешу окна тишиной,
Закрою на засовы страха двери.
Я всех боюсь, я никому не верю.
Поплачь со мной, поговори со мной.

Своим теплом мне душу успокой.
Мне надо от тебя не так и много,
Глаза увидеть полные тревоги.
Поплачь со мной, порадуйся со мной.

Когда ж мой мир наполнится весной..
И сердце навсегда оставит вьюга,
Приди в мой светлый дом, моя подруга.
Поплачь со мной, порадуйся со мной

Т оскливо на душе? Поговори со мною
И справимся с бедой любою мы с тобою.
Совет хороший дам, и вмиг ты поумнеешь…
Поговори со мной-и ты не пожалеешь

Д авай-ка поднимем, подруга, бокал
За все, что судьба нам еще напророчит.
За вихрь страстей, за пожар, за накал,
За тихую гавань, за летние ночи.

За новые встречи на нашем пути,
Испытанном бурей, дождем, суховеем…
За то, что смеемся, за то, что грустим,
За то, что мы чувствовать просто умеем.

За чистый всегда горизонт вдалеке,
За нежный рассвет, что в душе снова брезжит.
За детскую ручку в твоей же руке,
За то, что вторую – любимый твой держит.

За то, что порою без правил живем,
За то, что порой нарушаем запреты.
За наши дороги, за наш отчий дом.
За наши ошибки, за наши победы.

За тех, без кого мы не можем ни дня.
За всех, кто нам дорог, за все, что нам нужно.
За нас, мой дружок, за тебя и меня.
За то, что на свете есть женская дружба

К ак хорошо, что подругой такой,
Как ты, я могу похвалиться.
И сокровенной своею мечтой
Только с тобой поделиться!
Тебя никогда и ни с кем не сравню,
Доверю тебе все секреты,
И очень, поверь, высоко я ценю
И дружбу твою, и советы.

И всё-таки какое чувство,
Что ты нужна, тебя здесь ждут.
И станет мне немного грустно,
Что дни так медленно идут.

Как хорошо, что есть подруги,
Я знаю их уже давно.
И в час беды, и в час разлуки
Они со мною всё равно.

Пусть дни струятся еле-еле
Жизнь всё-равно уходит вдаль,
Моих подруг немые тени
Развеют мрачную печаль.

Такие милые, родные…
Вы мне нужны, как каждый вдох.
Мои подруги дорогие,
Я ВАС ЛЮБЛЮ, ХРАНИ ВАС БОГ !

Читайте также:
Славянские праздники 🌞 языческие праздники, список зимних, весенних, осенних и летних праздников по календарю, праздничные обычаи и обряды славян

Т ы не спрашиваешь моего совета,
Но хочу уберечь от беды тебя,
И, как частицу солнечного света,
Кладу душу, к ногам, любя.

Оглянись, мир играет красками,
Сколько в нем небывалых грез,
Здесь все правильно, не под масками,
Для тебя все, и все всерьез.

Распахни сердце ветру летящему,
Боль подхватит, развеет пусть,
А лицо подставь солнцу слепящему,
Непременно уйдет твоя грусть.

Не теряйся, излечит время,
Раны сердца больней во сто крат,
Засияет судьба аметистами,
В миллионы злотых карат.

М оя любимая, родная,
Желаю счастья и добра,
Моя подруга дорогая,
Ты знаешь, как люблю тебя.
Я знаю, как тебя не просто
Работа, дети, суета,
Нехватка солнца да вопросы
Как жить, когда вокруг война.
Без пулеметов — убивают,
Растопчут, только оступись.
Я знаю, силы исчезают,
Прошу тебя, держись — держись!
Я знаю, трудно. Что поделать!
Ты в этом мире не одна.
Пока зимою нас метелят,
Должны подняться мы со дна!
Поверь в себя и выжди время,
Оно работает на нас,
Ты не хватай чужое бремя
Не убирай чужую грязь.
Мы драгоценные мгновенья
Порою тратим на других,
Поверь, не встретишь утешенья
Поддержки, помощи от них.
Будь беззаботной и счастливой,
Будь так прекрасна, как ты есть,
Такой же милой и красивой,
Ведь доброты в тебе не счесть.
Дай бог, чтоб твою ласку, нежность
Сумел мужчина разглядеть,
Чтоб жизнью стала безмятежность,
В которой с легкостью лететь.

М оя любимая подружка,
Ну как живешь, о чем мечтаешь?
Какие книжки ты читаешь,
Какой секрет шепнешь на ушко?

Промчались годы чередою,
Не раз бывали в зоне риска.
В последний путь отправив близких,
Столкнулись обе мы с бедою.

Порою плакались в жилетку,
Бывало, сами утешали,
И друг без друга мы скучали,
Смакуя встречи, как конфетку.

Нам не помеха грусть, печали,
Мы сядем рядышком в обнимку,
Возьмем альбом со старым снимком
И вспомним все, о чем мечтали.

С такой подругой, как моя
Не пропадёшь, не загрустишь,
И в доброй, мирной дружбе нашей
Ты только светлость ощутишь.
Её искренняя радость,
Её без грани доброта,
Взгляда ласкового сладость
Очаровала навсегда.
Такой подруге, как моя
Всегда хочу тепло дарить,
Так как глаза её всё краше
Когда ей радостнее жить.
Она скромна, добра и мила,
И ложь совсем не признаёт,
Она всегда была красива,
В судьбе её удача ждёт.
Хочу, чтобы жила в добре,
В любви и счастье в жизни нашей,
Чтобы светилась в серебре
Подруга с именем МОЯ!

У меня есть лучшая подруга
Дружим с ней мы — не разлей вода.
Делим вместе горести и радость,
Ссоримся? Бывает иногда.

Если ссоримся, то миримся мы быстро,
Мы не держим на друг друга зла.
Нет ни у кого такой подруги,
В мире у меня она одна.

Говорить мы можем с ней о разном,
Мы встречаемся с ней на день по сто раз.
И друг другу мы не надоели
И звоним друг другу каждый час.

У меня есть лучшая подруга,
Дружим с ней мы — не разлей вода.
Я хочу, чтоб наша дружба длилась
Ещё очень долгие года!

М ожет, кто в женскую дружбу не верит?
Значит по жизни ему не везет,
Только подруга всем сердцем согреет,
Правду расскажет, простит и поймёт.

Только с подругой забудешь печали,
Выкинешь мысли «о тех и других».
Сколько мы рядом рассветов встречали,
Вместе вставали под болью обид?

Часто друг другу мы души лечили,
По телефону, в ночи напролет,
Как на машинке мы что-то строчили,
Ну, а помад пополам – и не в счёт.

Только подруга по смеху из трубки
Сразу почувствует: фальш и обман
Чаем душистым напоит на кухне,
Словом разгонит сомнений туман.

Знает подруга подругину душу,
Счастлива та, кто подругу найдет
Женское счастье и женская дружба
Рядом с тобою по жизни идёт.

Д авай возьмем бутылочку вина,
Пускай застынут в пальцах сигареты
Мы посидим на кухне у окна
Раскроем мы друг другу все секреты.
Мы выпьем за любовь, за жизнь, за наш удел,
Моя любимая и верная подруга,
Пусть плачут те кому мы не достались,
Пусть сдохнут те кто нас не захотел.
Ты раздели со мною свои слёзы,
И поделись внезапною бедой,
Намного легче жить когда нас двое,
Ведь ты со мной, а я всегда с тобой.
Давай за нас, давай за нашу дружбу,
Пускай становиться она сильней день ото дня,
Я поднимаю тост за Лучшую Подругу,
До дна я за тебя, ты за меня…

М не говорили, дружбы не бывает
Что это сказки, это лишь в кино
Но все ошиблись. Все они не знали,
Что повстречать тебя мне суждено
С тобой могу, и плакать, и смеяться
Могу молчать,…я знаю, ты поймешь
И если буду я в тебе нуждаться,
В минуту трудную. Я знаю, ты придешь.
Ты не осудишь, если ошибусь я
И дашь совет, хороший как всегда.
А если вдруг поссоримся немного…
С кем не бывает? . с нами иногда.
Но я прощаю. Ты меня прощаешь.
И мы опять часами говорим.
Я доверяю,…Ты мне доверяешь.
Все наши тайны только нам двоим.
Мне говорят, что дружбы не бывает,
Но их словам не верю все равно…
Ведь для меня, та сказка, стала явью.
И мы подруги, прямо как в кино.
Случайно стали мы друзьями.
Случайно нас свела судьба.
И я хочу, чтоб между нами
Осталась дружба навсегда.
будь весёлой-всегда не грусти никогда
будет трудно- крепись будет ветер-не гнись
будет больно-не плачь глаз в ладони не прячь
если грозы – иди если слёзы-сотри
если страшно-держись ПОМНИ:ЖИЗНЬ-ЭТО ЖИЗНЬ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: