Интервалы в музыке – определение, правила и теория, особенности

Интервалы в музыке: 25 основных видов интервалов на каждый день

Названия, схемы, состав ступеней и примеры звучания всех простых и составных музыкальных интервалов в пределах двух октав.

Интервалы в музыке — мера определения соотношения между двумя звуками разной высоты. Несмотря на то, что интервалы можно представить в виде математической (соотношение двух чисел) или акустической (центы) величины, музыкальная теория пошла простым путем, рассчитав музыкальные интервалы на основе звукоряда, в котором главная роль отведена количеству тонов и полутонов между двумя нотами.

Каждый интервал характеризуется собственным звучанием: одни звуки, извлеченные одновременно, в интервале звучат приятно и легко (см. приму, квинту или октаву), в то время как другие — режут слух (см. малую или большую секунду); одни интервалы отличаются «веселым» характером звучания, вторые — грустным.

Интервал всегда состоит из двух звуков, при этом нижний звук называют основанием интервала, а верхний звук — вершиной интервала.

Интервалы в музыке

Классификация и виды интервалов

Классифицировать и упорядочить интервалы можно по нескольким признакам:

  1. Особенностям «взятия»;
  2. Общему количеству ступеней в интервале;
  3. Качеству интервала;
  4. Особенностям состава.

Виды музыкальных интервалов по особенностям «взятия»

По методу «взятия» различают два вида интервалов:

  • Гармонические интервалы, также называемые вертикальные, в которых звуки извлекаются одновременно;
  • Мелодические интервалы или горизонтальные интервалы, звуки которых звучат последовательно.

Виды музыкальных интервалов на основе количества ступеней

Классификация интервалов по количеству ступеней отталкивается от цифрового обозначения, связанного с каждым интервалом:

Количество ступеней в интервале (цифровое обозначение) Название интервала на русском Название интервала на английском
1 Прима Unison
2 Секунда Second
3 Терция Third
4 Кварта Fourth
5 Квинта Fifth
6 Секста Sixth
7 Септима Seventh
8 Октава Octave
9 Нона Ninth
10 Децима Tenth
11 Ундецима Eleventh
12 Дуодецима Twelfth
13 Терцдецима Thirteenth
14 Квартдецима Fourteenth
15 Квинтдецима Fifteenth

Виды музыкальных интервалов на основе их качественных характеристик

Качественные виды интервалов вносят уточнения в количественные определения. Именно для уточнения качественных характеристик интервала в название добавляют слова «увеличенный», «уменьшенный», «большой», «малый», «дважды увеличенный», «дважды уменьшенный» и «чистый».

Увеличенный интервал — это интервал, повышенный на полутон, уменьшенный — пониженный на полутон. Дважды увеличенные и уменьшенные интервалы повышаются и понижаются на целый тон.

Название интервала Английское обозначение Краткая запись Количество полутонов Увеличенные или уменьшенные интервалы, равные исходному интервалу Краткая запись увеличенного или уменьшенного интервала
Чистая прима Unison ч. 1 Уменьшенная секунда ум. 2
Малая секунда Minor Second м. 2 1 Увеличенная прима ув. 1
Большая секунда Major Second б. 2 2 Уменьшенная терция ум. 3
Малая терция Minor Third м. 3 3 Увеличенная секунда ув. 2
Большая терция Major Third б. 3 4 Уменьшенная кварта ум. 4
Чистая кварта Perfect Fourth ч. 4 5 Увеличенная терция ув. 3
Увеличенная кварта или уменьшенная квинта Augmented Fourth / Diminished Fifth ув. 4 / ум. 5 6
Чистая квинта Perfect Fifth ч. 5 7 Уменьшенная секста ум. 6
Малая секста Minor Sixth м. 6 8 Увеличенная квинта ув. 5
Большая секста Major Sixth б. 6 9 Уменьшенная септима ум. 7
Малая септима Minor Seventh м. 7 10 Увеличенная секста ув. 6
Большая септима Major Seventh б. 7 11 Уменьшенная октава ум. 8
Чистая октава Octave ч. 8 12 Увеличенная септима ув. 7
Малая нона Minor Ninth м. 9 13 Увеличенная октава ув. 8
Большая нона Major Ninth б. 9 14 Уменьшенная децима ум. 10
Малая децима Minor Tenth м. 10 15 Увеличенная нона ув. 9
Большая децима Major Tenth б. 10 16 Уменьшенная ундецима ум. 11
Чистая ундецима Perfect Eleventh ч. 11 17 Увеличенная децима ув. 10
Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецима Augmented Eleventh / Diminished Twelfth ув. 11 / ум. 12 18
Чистая дуодецима Perfect Twelfth ч. 12 19 Уменьшенная терцдецима ум. 13
Малая терцдецима Minor Thirteenth м. 13 20 Увеличенная дуодецима ув. 12
Большая терцдецима Major Thirteenth б. 13 21 Уменьшенная квартдецима ум. 14
Малая квартдецима Minor Fourteenth м. 14 22 Увеличенная терцдецима ув. 13
Большая квартдецима Major Fourteenth б. 14 23 Уменьшенная квинтдецима ум. 15
Чистая квинтдецима Perfect Fifteenth ч. 15 24 Увеличенная квартдецима ув. 14

Виды музыкальных интервалов по особенностям составления

Если же посмотреть на особенности составления, то здесь можно выделить четыре основных вида интервалов:

  • Простые;
  • Составные;
  • Микроинтервалы;
  • Особые интервалы.

Важно отметить, что строить интервалы можно в обе стороны (как вверх, так и вниз) и от любой ноты — качество и количество промежуточных ступеней (тонов и полутонов) останется неизменным. Так, 5 ступеней вверх от ноты До приведут к образованию квинту с вершиной на ноте Соль, а 5 ступеней вниз образуют квинту с основанием на ноте Фа.

Интервалы можно строить в обе стороны — вверх и вниз. Пять ступеней вверх от ноты До образуют квинту До-Соль (Соль-До), пять ступеней вниз — квинту Фа-До (До-Фа).

Простые интервалы

Простые интервалы существуют в пределах одной октавы, а их названиями служат порядковые числительные на латыни. Само по себе название интервала отражает количество ступеней между двумя звуками.

Прима

Прима (англ. Unison) образуется при помощи двух одинаковых звуков, и именно от этой особенности происходит английское название интервала — унисон. Значение слова «Унисон» совпадает со смыслом примы — одновременное звучание двух или более звуков одинаковой высоты.

Так как взять две одинаковых ноты на клавиатуре пианино не представляется возможным, прима обычно отображается двумя последовательными извлечениями звука. Единственный вариант взять одинаковые звуки — использовать два инструмента.

Тем не менее, такое положение вещей не относится к большинству струнных инструментов (гитара, скрипка, виолончель), чей гриф позволяет взять два идентичных звука на разных струнах.

Малая секунда

Второй интервал в музыке — малая секунда (англ. minor second). В основе интервала — два звука, отличающиеся по высоте всего на полтона (вверх или вниз). Малая секунда обозначается буквенно-цифровым сочетанием «м. 2».

Большая секунда

Большая секунда (англ. major second) — интервал, звуки которого отличаются на целый тон. В музыкальной теории большая секунда обозначается «б. 2».

Малая терция

Следующий интервал — малая терция, обозначаемая «м. 3». Малая терция — нижний интервал минорного трезвучия, который в некоторых случаях может заменять минорный аккорд, не изменяя звуковых характеристик.

Большая терция

Большая терция — интервал в три ступени, обозначаемый «б. 3». В отличие от малой, большая терция — нижний интервал мажорного трезвучия. В некоторых случаях, большая терция может заменять мажорный аккорд.

Чистая кварта

Название кварты происходит от латинского слова «quarta» (лат. «четыре» или «четвертый»). В средние века в музыкальной теории звук кварты описывался как четвертый голос от тенора (лат. quarta vox), если вести счет по ступеням звукоряда вверх или вниз. В те времена тенор считался главным и чистым голосом, фундаментом многоголосной музыки.

В современной элементарной теории музыки принято различать несколько видов кварты — чистая, увеличенная и уменьшенная. С точки зрения практического использования, под термином кварта подразумевается чистая кварта, обозначаемая «ч. 4». Из наименования интервала понятно количество ступеней между основанием и вершиной кварты — 4 ступени.

Увеличенная кварта или уменьшенная квинта

Увеличенная кварта (обозначается «ув. 4») равна уменьшенной квинте («ум. 5»). Увеличенная кварта считается важным интервалом в теории музыки — на него опирается вся система мажорно-минорных ладов.

[jaw_panel_box panel_title=»Голос скептика» message_style=»info» ] — А где же здесь тритон?[/jaw_panel_box][jaw_clear]

Голос скептика: «А где же здесь тритон?»У тех, кто хотя бы поверхностно знаком с интервалами и теорией музыки, возникнет закономерный вопрос: «Почему пропустили тритон?». Если посмотреть внимательнее, то он на месте, где и должен быть.

Тритон — интервал, звуки которого отдалены друг от друга тремя тонами (вверх или вниз). Фактически, тритон — другое название увеличенной кварты или уменьшенной квинты. Чистая кварта состоит из 2,5 тонов (5 полутонов), а чистая квинта из 3,5 тонов (7 полутонов). Увеличение кварты на полутон приведет к образованию увеличенной кварты или тритона, равно как уменьшение квинты на полутон приведет к образованию уменьшенной квинты или тритона.

Как ни крути, расстояние равно трем полным тонам.

Тритон всегда рядом.

Чистая квинта

Квинта — интервал, разница между основанием и вершиной которого составляет пять ступеней. Обозначается «ч. 5».

Малая секста

Секста — интервал в шесть ступеней или четыре тона, обозначающийся «м. 6».

Большая секста

Как и в случае с малой, расстояние между нотами в большой сексте составляет четыре тона. В отличие от малой сексты, между звуками большой сексты располагаются четыре с половиной тоной. В музыкальной теории записывается при помощи буквенно-цифрового обозначения «б. 6».

Малая септима

Септима — седьмой музыкальный интервал, расстояние между основанием и вершиной которого составляет семь ступеней. Между звуками малой септимы располагаются пять тонов, а сам интервал обозначается как «м. 7».

Большая септима

Главное отличие большой септимы от малой заключается в количество звуков между нотами: между основанием и вершиной располагаются пять с половиной тонов (пять тонов + один полутон). Большая септима обозначается как «б. 7».

Октава

Октава — восьмой и последний простой музыкальный интервал, расстояние участниками которого равно восьми ступеням. На слух октава воспринимается как устойчивый музыкальный интервал. Несмотря на то, что основание и вершина интервала очень похожи друг на друга, ноты отчетливо различаются по высоте.

В Древней Греции октаву называли «διὰ πασῶν», что буквально переводится как «через все струны». Свое современное название октава получила в средние века: музыканты использовали слово octavus (восьмая) наряду со словом diapason (диапазон).

В музыкальной теории октава записывается обозначением «ч. 8».

Составные интервалы

Составные интервалы получаются за счет сложения двух простых интервалов. Любые составные интервалы по объему превышают октаву.

Малая нона

Нона — условно девятый интервал, расстояние между звуками которого составляет девять ступеней. Для упрощения запоминания нону рассматривают как секунду через октаву. Исходя из этого, нона, как и секунда, делится на большую и малую, а значит интервал можно рассмотреть как малую секунду через октаву.

Малая нона обозначается как «м. 9».

Большая нона

Большую нону (обозначается «б. 9») может рассматриваться как большая секунда через октаву (б. 2 + ч. 8).

Малая децима

Интервал в музыке, чья ширина составляет десять ступеней, называется децима. Децима, как и другие составные интервалы превышает размером октаву.

С точки зрения состава, малая децима (обозначается «м. 10») представляет собой малую терцию через октаву (октава плюс малая терция), а между основанием и вершиной интервала располагаются пятнадцать полутонов.

Большая децима

Большая децима («б. 10») — это большая терция через октаву. Между звуками интервала находятся шестнадцать полутонов.

Чистая ундецима

Музыкальный интервал шириной в 11 ступеней называется ундецима и обозначается как «ч. 11». Рассмотрение ундецимы в качестве составного интервала позволяет обозначить ее как октаву через кварту. Чистая ундецима состоит из семнадцати полутонов.

С точки зрения гармонии ундецима соответствует кварте, обладая теми же свойствами и особенностями. В джазовой теории музыки ундециму определяют как пятую терцию после основного тона.

Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецима

Увеличенная ундецима (обозначается «ув. 11») равна уменьшенной дуодециме («ум. 12»). Интервалы идентичны по своим качествам увеличенной кварте и уменьшенной квинте, представляя собой сумму из октавы и увеличенной кварты, и октавы и уменьшенной квинты соответственно.

Чистая дуодецима

Двенадцатый музыкальный интервал, шириной в 12 ступеней, называется дуодецима (обозначается «ч. 12»). Дуодецима состоит из октавы и квинты, а в средние века ее называли «diapason cum diapente», что означает «октава с квинтой».

Знаменитый русский композитор Сергей Рахманинов брал чистую дуодециму на клавиатуре фортепиано мизинцем и большим пальцем одной руки.

Малая терцдецима

Тринадцатый музыкальный интервал, состоящий из 13 ступеней, называется терцдецимой. Терцдецима представляет собой комбинацию октавы и сексты. Как и секста, терцдецима бывает малой и большой.

В малую терцдециму входят 20 полутонов, а интервал обозначается как «м. 13».

Большая терцдецима

Большая терцдецима состоит из октавы и большой сексты или из 21 полутона. Большая терцдецима записывается буквенно-цифровым обозначением «б. 13».

Малая квартдецима

Квартдецима — четырнадцатый музыкальный интервал, расстояние между основанием и вершиной в которой составляет 14 ступеней. Состоит из октавы и септимы, ввиду чего может быть как малой, так и большой.

Малая квартдецима состоит из 11 тонов (22 полутонов) и обозначается как «м. 14».

Большая квартдецима

Большая квартдецима («б. 14») состоит из чистой октавы и большой септимы. В составе интервала 23 полутона.

Чистая квинтдецима

Чистая квинтдецима («ч. 15») — составной интервал, в который входят две октавы. Между основанием и вершиной квантдецимы располагаются 15 ступеней (12 тонов, 24 полутона). Иногда квартдециму обозначают цифрой 16 (две октавы).

Музыкальные интервалы – первое знакомство

Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.

Гармонические и мелодические интервалы

Созвучие двух звуков называется интервалом, причём эти два звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим, а во втором – мелодическим.

Что значит гармонический интервал и мелодический интервал? Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию, которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче. В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой. Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия.

Роль интервалов в музыке

Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».

Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше. В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д. А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.

Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.

Да, кстати. Если вы взялись изучать музыкальные интервалы, то вы наверняка уже знаете ноты и сейчас хорошо меня поняли. Если пока не знаете нот – ознакомьтесь со статьёй «Нотная грамота для начинающих».

Свойства интервалов

Вы уже поняли, что интервал – это некий промежуток, расстояние от одной ноты до другой. Теперь разберёмся, в чём же это расстояние можно измерить, тем более что пришла пора узнать названия интервалов.

Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это ступеневая и тоновая величина. Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал – одну, две, три и т.д. (причём сами звуки интервала тоже считаются). Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале. Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.

Музыкальные интервалы – названия

Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке, название определяется свойствами интервала. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава.

Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения. Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.

Интервалы бывают чистыми (ч), малыми (м), большими (б), уменьшёнными (ум) и увеличенными (ув). Эти определения исходят из второго свойства интервала, то есть тонового состава (тоновой или качественной величины). Эти характеристики присоединяются к названию, например: чистая квинта (сокращённо ч5) или малая септима (м7) , большая терция (бз) и т.д.

Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5). Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7).

Число тонов в каждом интервале нужно запомнить. Например, в чистых интервалах так: в приме 0 тонов, в октаве 6 тонов, в кварте – 2,5 тона, а в квинте – 3,5 тона. Чтобы повторить тему тонов и полутонов – почитайте статьи «Знаки альтерации» и «Как называются клавиши фортепиано», где эти вопросы подробно рассматриваются.

Интервалы в музыке – итоги

В данной статье, которую можно было бы назвать уроком, мы с вами разобрали интервалы в музыке, выяснили, как они называются, какие имеют свойства, и какую роль играют.

В дальнейшем вас ждёт расширение знаний по этой очень важной теме. Почему она так важна? Да потому что музыкальная теория – это универсальный ключ к пониманию любого музыкального произведения.

Что делать, если у вас не получилось разобраться в теме? Первое – отдохнуть и прочитать всю статью ещё раз сегодня или завтра, второе – поискать информацию на других сайтах, третье – связаться с нами в группе вконтакте или задать свои вопросы в комментариях.

Если всё понятно, то я очень рад! Внизу страницы вы найдёте кнопочки различных соцсетей – поделитесь данной статьёй со своими друзьями! Ну, а после вы можете немного расслабиться и посмотреть прикольное видео – пианист Денис Мацуев импровизирует на тему песенки «В лесу родилась ёлочка» в стилях разных композиторов.

Денис Мацуев “В лесу родилась ёлочка”

Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить?

Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.

Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава

Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.

Интересные факты про названия интервалов

Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).

Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).

Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима» и «октава» . Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September» и «October» ! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов. «Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца. Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.

Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция» , пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три» .

В русском языке есть слова, похожие на «кварту» : это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал» ? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени . Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты : хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз . Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ.

Интервалы от ноты ДО вниз

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

Упражнения : играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.

Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

Упражнение 3. Играем терции

Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.

Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние. Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.

Упражнение 5. Играем сексты

Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

Упражнение 7. Играем септимы

Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.

Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.

В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!

Интервалы в музыке. Расположение интервалов на грифе гитары

Интервалы в музыке. Общая информация

Музыкальные интервалы – одна из ключевых основ теории, которую необходимо выучить и знать любому начинающему композитору. Именно из них выстраиваются все композиции в целом и их отдельные элементы. В данной статье мы подробно расскажем, что такое интервалы в музыке, как найти их на гитарном грифе и как они звучат.

Что такое музыкальные интервалы

Интервалами называют созвучие, которое образуется от одновременной игры двух любых нот. Зажмите любые две струны на двух любых ладах и сыграйте их одновременно – это будет интервал. Ноты, из которых состоит интервал, могут находиться в одной или разных октавах – от этого меняется их звучание и функция, которую они выполняют внутри композиции

Европейская музыкальная теория разделяет интервалы на консонирующие и диссонирующие. Первые – те, которые дают приятный человеческому уху звук, вторые – те, которые вместе не звучат и режут слух. Раньше диссонансы почти не применялись внутри музыкальной гармонии, однако со временем все больше и больше композиторов начали использовать их, и сейчас неблагозвучные интервалы плотно вошли в музыкальный обиход.

Как найти интервалы на гитаре

Самый простой интервал, который можно сыграть на гитаре берется просто ударом по двум открытым струнам, к примеру, по 4-ой и 5-ой. Это – кварта, она считается консонирующим звуком.

Благодаря специфике и схеме настройки этого инструмента, вы можете взять на нем один и тот же интервал разными способами, однако аппликатуры этих интервалов будут схожими для всех струн.

Самое простое расположение интервалов выглядит так.

Прима

Зажмите 5-ую струну на пятом ладу и сыграйте ее вместе с открытой струной выше.

Малая секунда

Зажмите 5-ую струну на пятом ладу, а соседнюю выше на первом; или зажмите на этой же струне шестой лад.

Большая секунда

То же самое, но соседняя зажимается на втором ладу или седьмом этой же струны.

Малая терция

Струна на пятом, соседняя выше на третьем.

Большая терция

То же самое, но соседняя зажимается на четвертом ладу

Чистая к варта

Обе струны зажимаются на одном и том же ладу

Увеличенная кварта/уменьшенная квинта

Зажмите любую струну на пятом ладу, соседняя выше на шестом.

Чистая квинта

5-ая струна на пятом ладу, соседняя выше на седьмом.

Малая секста

То же самое, но соседняя выше зажимается на восьмом ладу

Большая секста

То же самое, соседняя выше зажимается на девятом; или же вторая нота берется четвертом ладу через одну струну выше.

Малая септима

5-ая струна на пятом ладу, струна выше через одну зажимается так же на пятом.

Большая септима

То же самое, струна выше через одну зажимается на шестом.

Октава

То же самое, струна выше через одну зажимается на седьмом.

Как только вы найдете все интервалы таким способом, вы одновременно с этим найдете и их формы. Таким образом, вам не придется каждый раз вспоминать, как выстраивать их от разных нот – даже если зажмете не пятый, а девятый лад, и через струну вверх возьмете ноту на одиннадцатом – это все равно будет октава.

Стоит отметить, что если в качестве второго звука берется нота на второй струне, то на ней вся схема сдвигается на один лад выше.

Классификация

Как уже было сказано выше, интервалы в музыке по-разному классифицируются. В этом разделе мы расскажем, каким именно образом.

Простые

Стандартный тип интервалов – два звука, звучащие вместе на расстоянии какого-то количества полутонов. Из простых интервалов выстраиваются простые аккорды – из большой и малой терций строятся мажорные трезвучия , а малая и большая, построенные подряд, дают минорные трезвучия .

Кроме этого, существует понятие качества интервала, и оно определяется количеством ступеней второй ноты относительно тоники. Обозначается эта классификация терминами «большая», «малая», «дважды большая» и «дважды малая».

Составные

Составными интервалами называют простые, в которых вторая нота выходит за пределы одной октавы. Если обе ноты находятся в соседних октавах, то эти интервалы приобретают свои собственные названия и музыкальные краски.

К ним относятся:

  1. Нона – секунда, взятая через октаву от тоники.
  2. Децима – терция через октаву.
  3. Ундецима – кварта.
  4. Дуодецима – квинта.
  5. Трецдецима – секста.
  6. Квартдецима – септима.
  7. Квинтдецима – двойная октава от тоники.

Благозвучные

Как уже было сказано выше, благозвучные интервалы – те, которые приятны человеческому уху. Эти интервалы разделяются на «весьма совершенные», «совершенные» и «несовершенные». Каждый из этих типов обладает своим настроением и музыкальной краской.

Весьма совершенные интервалы – это чистая прима и чистая октава. Они не имеют какого-то настроения и могут украшать или дополнять музыкальное полотно.

Совершенные интервалы – это чистая квинта и кварта. Квинта нейтральна по настроению, а кварта обладает торжественной краской.

Несовершенные интервалы – это малая и большая терции и сексты. Они имеют минорное и мажорное настроение, служат для построения аккордов и выстраивания настроения общей гармонии.

Неблагозвучные

Неблагозвучные, или диссонирующие интервалы – те, которые неприятны человеческому слуху. К ним относятся секунды и септимы. Они обладают напряженным звучанием, и могут служить добавочными интервалами в аккорды, а также создавать мрачное и недружелюбное настроение.

Таблица интервалов в музыке

Ниже представлена таблица, в которой находятся названия интервалов в музыке, количество ступеней, их виды и как они звучат.

Простые интервалы

Название Количество тонов Возможные виды Звучание
Прима Чистая Плотное, нейтральное
Секунда 0,5; 1 Малая (0,5 тонов)

Составные интервалы

Название Количество тонов Возможные виды Как звучит
Нона 6,5; 7 Малая (6,5 тонов)

Читайте также: Знаки альтерации

Как использовать музыкальные интервалы

В первую очередь – построение аккордов. В зависимости от того, как вы расположите терции относительно друг друга, можно получить минорное или мажорное трезвучие. Добавляя к уже готовым аккордам новые интервалы, вы можете изменять его звук и настроение.

Квинты – стандартный инструмент рок-музыки, которая почти вся построена на использовании этого интервала. Не обладая серьезным перекосом в сторону настроения, с его помощью можно задавать тональность и текстуру композиции, а комбинируя вместе с другими интервалами – и создавать мелодику и движение.

При помощи октав вы можете дополнить свою сольную партию, выстраивая ноты по гамме. Благодаря тому, что одновременно играют сразу два звука, данная партия будет звучать плотнее обычного соло.

Кроме этого, вы можете выстраивать партии других инструментов в соответствии с тональностью и интервалами внутри нее. Например, чтобы бэк-вокалы пели партии в терцию основному голосу. Благодаря таким дополнениям и раскладыванию того, что играют отдельные инструменты, можно добиться красочного и мелодичного музыкального полотна.

Не стесняйтесь так же пользоваться диссонирующими интервалами. С их помощью можно создать напряженное, зловещее настроение, которое может подойти некоторым композициям.

Обращение

Обращением называется прием, когда тоника интервала переносится на октаву вверх относительного второго звука. В этом случае интервал инвертируется, и мы получаем другое настроение и другой окрас всей мелодии.

Ниже приведена таблица обращений интервалов

Основной Обращенный
Прима Октава
Секунда Септима
Терция Секста
Кварта Квинта
Квинта Кварта
Секста Терция
Септима Секунда
Октава Прима
Нона Септима
Децима Секста
Ундецима Квинта
Дуодецима Кварта
Терцдецима Терция
Квартдецима Секунда
Квинтдецима Октава

Обращения можно использовать для того, чтобы поменять гармонию или настроение отдельного куска композиции. Особенно это помогает, если вы не можете придумать, как развить или продолжить ее.

Как научиться слышать интервалы

Мало того, чтобы выучить расположение интервалов – очень полезно научиться слышать их. Понимая то, как звучит то или иное сочетание, вы сможете более подробно разбирать чужие песни, а также лучше понимать, как сочинять свои. Кроме этого, это положительно скажется на ваших музыкальных навыках солирования.

В целом, это отличное упражнение для тренировки слуха. Для начала возьмите каждый интервал и сыграйте его. Запомните, как он звучит, какое у него настроение, как ноты сочетаются относительно друг друга.

После этого запишите эти интервалы на диктофон, или же скачайте простейший секвенсор вроде Fruity Loops и там выстройте все интересующие вас на данный момент интервалы.

Запустите запись и отвернитесь от компьютера. На слух попробуйте угадать, какой из них сейчас звучит. Помните про их свойства – секунда звучит очень напряженно и неприятно, а малая терция – грустным, «минорным» звуком.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день – сначала играйте интервалы сами и слушайте их, а потом пытайтесь услышать в готовой записи.

Интервалы в музыке: все основные виды

Интервалы в музыке представляют собой сочетание двух звуков, которые сыграны (взяты) последовательно или одновременно.

Если Вы когда-нибудь нажимали две клавиши на клавиатуре фортепиано последовательно или одновременно, то можете считать, что имели дело с музыкальным интервалом.

Музыкальный интервал – это расстояние между двумя звуками. При этом, нижний звук интервала называется его основанием, а верхний звук – вершиной.

Интервалы в музыке являются основой для построения аккордов.

Мелодические и гармонические интервалы

Мелодическим называется интервал, звуки которого взяты последовательно.

Такой интервал может быть двух видов: восходящий и низходящий.

Низходящий интервал читаеться с обязательным указанием направления (ре – ля вниз), а восходящий интервал с необязательным указанием такового (ре – ля вверх или просто ре – ля).

Гармоническим называется интервал, звуки которого взяты одновременно.

При таком взятии образуется созвучие.

Гармонические интервал не имеет направления и читается, обычно, от основания к вершине (ре – ля).

Величина интервалов

Величина интервала – это расстояние между его основанием и вершиной.

Интервалы в музыке измеряются двумя величинами: ступеневой и тоновой.

Ступеневая величина интервалов

Ступеневая величина интервала проявляется в количестве ступеней умещаемых между основанием и вершиной.

Всего существует восемь основных ступеней (в рамках одной октавы). Поэтому существует и восемь названий интервалов в зависимости от ступеневой величины (смотрите таблицу 1).

Таблица 1. Ступеневая величина интервалов от ноты До

Ступеневая величина Номер ступени Название интервала
До — До 1 Прима
До — Ре 2 Секунда
До — Ми 3 Терция
До — Фа 4 Кварта
До — Соль 5 Квинта
До — Ля 6 Секста
До — Си 7 Септима
До — До 8 Октава

Для названия интервалов используются латинские слова (прима, секунда, терция и т.д.), а для обозначения проще использовать цифры (терция – 3, кварта – 4).

Ступеневую величину также называют количественной.

Тоновая величина интервалов

Тоновая величина интервала представляет собой количесто тонов или полутонов, заключённых между звуками интервала. Тоновая величина используется для более точного определения интервала.

Для определения тоновой величины интервала необходимо посчитать количество полутонов, которые умещаются между основанием и вершиной.

От тоновой величины зависит качество интервала, которое определяется прилагательными: чистая, большая, малая, увеличенная и уменьшенная. Такие прилагательные употребляются перед ступеневой величиной интервала (чистая кварта, большая терция, малая септима и т.д.).

Чистый – интервал, качество которого относится к примам, квартам, квинтам и октавам.

Малый – интервал на полтона меньше большого (качество, которое относится к секундам, терциям, секстам и септимам).

Большой – интервал на полтона больше малого (качество, которое относится к секундам, терциям, секстам и септимам).

Уменьшенный – интервал на полтона меньше малого.

Увеличенный – интервал на полтона больше большого.

Зависимость между качествами интервалов представлена на схеме.

Полное название интервала говорит о его количественном и качественном содержании.

Таблица 2. Тоновая величина интервалов от ноты До

Количество полутонов между основанием и вершиной Название интервала
Чистая прима (уменьшенная секунда)
1 Малая секунда (увеличенная прима)
2 Большая секунда (уменьшенная терция)
3 Малая терция (увеличенная секунда)
4 Большая терция (увеличенная секунда)
5 Чистая кварта (увеличенная терция)
6 Увеличенная кварта (уменьшенная квинта)
7 Чистая квинта (уменьшенная секста)
8 Малая секста (увеличенная квинта)
9 Большая секста (уменьшенная септима)
10 Малая септима (увеличенная секста)
11 Большая септима (уменьшенная октава)
12 Чистая октава(увеличенная септима)

Простые интервалы

Интервалы, которые находятся в пределах одной октавы называются простыми.

Исключением является только тритон. Его часто называют «особым» интервалом. Мы рассмотрим его отдельно.

Рассмотрим все простые интервалы.

Прима

Прима или унисон (чистая прима) – это интервал, состоящий из одной ступени.

Чистая прима состоит из ноты (например, До) и точно такой же её копии (ноты До). Взять данный интервал можно только в мелодическом виде – последовательно. В гармоническом виде чистая прима может быть сыграна только на двух разных инструментах.

На изображении представлена чистая прима.

Если увеличить чистую приму на полтона, то получится увеличенная прима.

Секунда

Секунда – это интервал, состоящий из двух ступеней.

Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная секунды. Основные – это малая и большая.

Малая секунда – это интервал в полтона (например, между До и Реb).

Большая секунда – это интервал в 1 тон (например, между До и Ре).

Уменьшенная секунда на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.

Терция

Терция – это интервал, состоящий из трёх ступеней.

Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная терции. Основные – это малая и большая.

Малая терция – это интервал в 1,5 тона (например, между До и Миb).

Большая терция – это интервал в 2 тона (например, между До и Ми).

Уменьшенная терция на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.

Кварта

Кварта – это интервал, состоящий из четырёх ступеней.

Есть уменьшенная, чистая и увеличенная кварта. Основная – это чистая.

Чистая кварта – это интервал в 2,5 тона (например, между До и Фа).

Уменьшенная кварта на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.

Квинта

Квинта – это интервал, состоящий из пяти ступеней.

Есть уменьшенная, чистая и увеличенная квинта. Основная – это чистая.

Чистая квинта – это интервал в 3,5 тона (например, между До и Соль).

Уменьшенная квинта на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.

Секста

Секста – это интервал, состоящий из шести ступеней.

Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная сексты. Основные – это малая и большая.

Малая секста – это интервал в 4 тона (например, между До и Ляb).

Большая секста – это интервал в 4,5 тона (например, между До и Ля).

Уменьшенная секста на полтона менше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.

Септима

Септима – это интервал, состоящий из семи ступеней.

Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная септимы. Основные – это малая и большая.

Малая септима – это интервал в 5 тонов (например, между До и Сиb).

Большая септима – это интервал в 5,5 тонов (например, между До и Си).

Уменьшенная септима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.

Октава

Октава – это интервал, состоящий из восьми ступеней.

Есть уменьшенная, чистая и увеличенная октава. Основная – это чистая.

Чистая октава – это интервал в 6 тонов (например, между До и До следующей октавы).

Уменьшенная октава на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.

Тритон

Тритон – это особый вид интервала.

Другие названия тритона – увеличенная кварта и уменьшенная квинта.

Тритон называется так потому, что имеет расстояние между двумя нотами равное трём тонам (например, между До и Фа#).

Составные интервалы

Составные интервалы представляют собой простые интервалы построенные через одну, две, три и более октав.

Проще говоря, интервалы, которые превышают октаву называются составными.

Интервалы, которые не превышают две октавы имеют собственные названия.

Нона – это секунда через октаву.

Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная ноны. Основные – это малая и большая.

Малая нона – это интервал в 6,5 тонов (например, между До и Реb через октаву).

Большая нона – это интервал в 7 тонов (например, между До и Ре через октаву).

Уменьшенная нона на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.

Децима

Децима – это терция через октаву.

Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная децимы. Основные – это малая и большая.

Малая децима – это интервал в 7,5 тонов (например, между До и Миb через октаву).

Большая децима – это интервал в 8 тонов (например, между До и Ми через октаву).

Уменьшенная децима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.

Ундецима

Ундецима – это кварта через октаву.

Есть уменьшенная, чистая и увеличенная ундецима. Основная – это чистая.

Чистая ундецима – это интервал в 8,5 тона (например, между До и Фа через октаву).

Уменьшенная ундецима на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.

Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима

Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима – это тритон через октаву.

Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима – это интервал в 9 тонов (например, между До и Фа# через октаву).

Этот интервал не имеет собственного названия.

Дуодецима

Дуодецима – это квинта через октаву.

Есть уменьшенная, чистая и увеличенная дуодецима. Основная – это чистая.

Чистая дуодецима – это интервал в 9,5 тонов (например, между До и Соль через октаву).

Уменьшенная дуодецима на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.

Терцдецима

Терцдецима – это секста через октаву.

Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная терцдецимы. Основные – это малая и большая.

Малая терцдецима – это интервал в 10 тонов (например, между До и Ляb через октаву).

Большая терцдецима – это интервал в 10,5 тонов (например, между До и Ля через октаву).

Уменьшенная терцдецима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.

Квартдецима

Квартдецима – это септима через октаву.

Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная квартдецимы. Основные – это малая и большая.

Малая квартдецима – это интервал в 11 тонов (например, между До и Сиb через октаву).

Большая квартдецима – это интервал в 11,5 тонов (например, между До и Си через октаву).

Уменьшенная квартдецима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.

Квинтдецима

Квинтдецима – это октава через октаву (интервал в две октавы).

Есть уменьшенная, чистая и увеличенная квинтдецимы. Основная – это чистая.

Чистая квинтдецима – это интервал в 12 тонов (например, между До и До через две октавы).

Уменьшенная квинтдецима на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.

Таблица интервалов

Название интервала Номер ступени Количество полутонов
Чистая прима 1
Малая секунда 2 1
Большая секунда 2 2
Малая терция 3 3
Большая терция 3 4
Чистая кварта 4 5
Тритон 4 / 5 6
Чистая квинта 5 7
Малая секста 6 8
Большая секста 6 9
Малая септима 7 10
Большая септима 7 11
Чистая октава 8 12
Малая нона 9 13
Большая нона 9 14
Малая децима 10 15
Большая децима 10 16
Чистая ундецима 11 17
Ув. ундецима / ум. дуодецима 11 / 12 18
Чистая дуодецима 12 19
Малая терцдецима 13 20
Большая терцдецима 13 21
Малая квартдецима 14 22
Большая квартдецима 14 23
Чистая квинтдецима 15 24

Обращение интервалов

Если вершину простого интервала опустить на октаву или основание поднять на октаву, то получиться обращение интервала.

Для того чтобы узнать какой интервал получится в результате обращения нужно из 9 вычесть числовое обозначение интервала (номер ступени).

Обращением терции (3) будет (9 – 3) – секста (6).

Для того чтобы узнать качество обращённого интервала необходимо придерживаться следующих закономерностей:

— чистые интервалы обращаются в чистые;

— большие интервалы – в малые;

— малые – в большие;

— увеличенные – в уменьшенные;

— уменьшенные – в увеличенные.

Исходя из вышеописанных закономерностей следует, что обращением чистой кварты будет чистая квинта, а обращением малой секунды – большая септима.

Энгармонизм интервалов

Энгармонизм интервалов проявляется в энгармонизме отдельных звуков, входящих в интервал.

Энгармонически равными будут интервалы, взятые изолировано, но звучащие одинаково.

При этом такие интервалы имеют разное написание.

Например, интервал Си – Ми будет энгармонически равным интервалу Доb – Ми. Хотя сам интервал не изменится и звучать будет одинаково. Но написание его, при этом, – разное.

Энгармонизм может быть двух видов:

  1. Энгармонизм с изменением тоновой величины интервала (До — Реb = До – До#)
  2. Энгармонизм без изменения тоновой величины интервала (Ре# — Ми = Миb Фаb)

Интервалы

Интервал – это соотношение двух звуков по высоте. В качестве аналогии вспомним временной интервал между какими-либо событиями.

Звуки могут появляться последовательно или одновременно. Если два звука берутся последовательно, то такой интервал называется мелодическим, а если одновременно – гармонический. Данные определения интервалов вполне логичны. Одноголосная мелодия состоит из последовательности звуков, образующих мелодические интервалы. Обратное утверждение неверно и последовательность звуков может не являться мелодией. При использовании аккомпанемента происходит одновременное звучание звуков, которое следует делать приятным на слух, то есть гармоничным.

Интервал характеризуется двумя параметрами – количеством ступеней и количеством тонов в нем. Интервалы в пределах октавы называются простыми. Они имеют следующие названия:

Прима – одна ступень
Секунда – две ступени
Терция – три ступени
Кварта – четыре ступени
Квинта – пять ступеней
Секста – шесть ступеней
Септима – семь ступеней
Октава – восемь ступеней

Эти названия образованы от латинских слов, что поначалу может вызвать сложности для запоминания. Поэтому имеет смысл закрепить их при помощи ассоциаций.

Прима – прима-балерина Большого театра, занимающее первое положение в театре
Секунда – интервал времени (между двумя последовательными отсчётами)
Терция – созвучно со словом три
Кварта – квартальная премия, бухгалтерский отчёт или басня Крылова “Квартет”
Квинта – любимый интервал тех, кому нравится музыка потяжелее
Секста – созвучно слову шесть
Септима – созвучно слову семь (гитаристы хорошо знакомы с семёрками)
Октава – октановое число, октаэдр, а также созвучно со столицей Канады – Оттава

Посмотрите на интервалы, образованные ступенями до и ре, ми и фа (рис. 1). По количеству ступеней это одинаковые интервалы, поскольку они состоят из двух ступеней. Но они различаются по количеству полутонов. Между до и ре два полутона, а между ми и фа – один полутон.

Рис. 1. Одинаковые по названию, но разные по тоновому составу интервалы.

По количеству полутонов интервалы делятся на:

Чистая прима (ч.1) – 0 тонов
Малая секунда (м.2) – 0,5 тона (полутон)
Большая секунда (б.2) – 1 тон
Малая терция (м.3) – 1,5 тона
Большая терция (б.3) – 2 тона
Чистая кварта (ч.4) – 2,5 тона
Увеличенная кварта (ув.4) – 3 тона (тритон)
Уменьшенная квинта (ум.5) – 3 тона (тритон)
Чистая квинта (ч.5) – 3,5 тона
Малая секста (м.6) – 4 тона
Большая секста (б.6) – 4,5 тона
Малая септима (м.7) – 5 тонов
Большая септима (б.7) – 5,5 тона
Чистая октава (ч.8) – 6 тонов

В сокращенном названии интервала буквой обозначается качественная характеристика интервала (ч – чистая, ум – уменьшенная, ув – увеличенная, м – малая, б – большая), а цифрой – количественная характеристика интервала – количество ступеней. Если вы знакомы с буквенным обозначением аккордов, то цифры в них также указывают на количество ступеней, например, Asus2 (в аккорде секунда вместо терции), Сmsus4 (в аккорде кварта вместо терции), С6 (аккорд с секстой), С7 (аккорд с септимой) и др.

На рис. 2 показаны интервалы, построенные от ступени до.

Рис. 2. Простые интервалы.

Данная схема является таблицей умножения в музыке, которую нужно очень хорошо запомнить зрительно по следующим причинам:

  1. На ней показана последовательность основных ступеней в музыке, что позволяет вспомнить их названия и количество
  2. Начало данного фрагмента клавиатуры совпадает с началом звукоряда, что позволяет вспомнить октавное деление звукоряда
  3. Последовательность белых клавиш от до до си помогает вспомнить интервалы, количество полутонов в них, а затем выполнить построение интервалов от любого другого тона

Забегу вперёд и скажу, что эта схема также позволяет:

  1. Вспомнить строение аккордов и их названия – трезвучия, септаккорды
  2. Интервальная последовательность чёрных клавиш даст возможность вспомнить пентатонику
  3. Последовательность белых клавиш от до до си помогает вспомнить интервальное строение мажорного лада и, в частности, ступени гамму тональности до-мажор (о ладах речь пойдёт позже). Благодаря этому несложно освежить знания минорного лада и тональность ля-минор
  4. Вспоминание структуры мажорного лада напомнит названия ступеней лада и их функциональность, функциональность главных трезвучий лада и функциональные группы аккордов, что в свою очередь напомнит о гармонических оборотах и квадратах

Когда вы изучите все основные элементы музыкальной системы – ступени, интервалы, лады, аккорды, квадрат и др., то увидите и поймёте, что данная схема является универсальным ключом к пониманию и вспоминанию различных элементов музыкальной системы и построений в ней, что позволит всё это использовать на практике. Благодаря большому количеству пересекающихся ключевых моментов, которые нужно запомнить визуально в пределах одной октавы от ноты до, вы без большого труда сможете вспомнить то, что подзабыли, посчитать интервальное строение и применить его в той или иной ситуации..

Например, требуется построить большую терцию от клавиши фа-диез, но мы забыли тоновый состав большой терции. Смотрим на клавиатуру и вспоминаем, что большая терция образуется между клавишами до и ми. Считаем количество полутонов между этими клавишами. Получается 4 полутона. Откладываем 4 полутона от фа-диез и получаем ля-диез.

Если в построении нижней клавишей является чёрная клавиша или обе клавиши чёрные, то вначале имеет смысл привести их к интервалу от белой клавиши. Например, какой интервал между ми-бемолем и си-бемолем? Понижаем этот интервал на полтона вниз и видим интервал ми – си. Это ступени минорного трезвучия, c чистой квинтой между нашими звуками. Благодаря зрительной памяти во многих случаях даже не придётся производить медленные расчёты. Представили мысленно картинку большой терции от ноты до, скопировали её и вставили от ноты фа или соль.

Если клавиатуры под рукой нет, то можно либо приобрести линейку с изображением клавиатуры, либо постараться представить её мысленно.

Вопрос к любителям математики: какое количество интервалов можно построить от каждой ступени в пределах одной октавы? От каждой из 12 ступеней можно построить 13 простых интервалов. Получаем 12 мест по 13 возможных комбинаций в каждом: 12 * 13 = 156 интервалов. Что проще, запомнить схему построения 13 интервалов и после этого строить любые интервалы или запомнить 156 интервалов? Конечно, первое.

Интервалы построение, а любое построение в музыке можно либо рассчитать, либо сразу увидеть на клавиатуре. Преимущество счета точность, а также возможность проведения и анализа сложных построений, недостаток низкая скорость. Преимущество построения взглядом высокая скорость, но сложные построения не всегда получается быстро увидеть и понять. Навык визуального построения необходим при импровизации на фортепиано или синтезаторе, когда требуется сочинять музыку на ходу. Если вы планируете через некоторое время заняться импровизацией, то нарабатывайте навык построения взглядом. Для этого пытайтесь увидеть интервал на клавиатуре от заданной клавиши, а не считать полутоны. Начать тренировку можно с быстрого определения октав, что позволит моментально строить партию аккомпанемента для игры на синтезаторе левой рукой.

Октава в музыкальной системе

Давайте вспомним определения октавы, с которыми мы уже познакомились:

  • Октава это интервал между соседними ступенями до. В октаву входят семь основных ступеней. Первая ступень октавы до.
  • Октава состоит из 12-ти ступеней
  • Октаву образуют два звука с соотношением частот 1:2 (из формулы определения частоты звуков в равномерно-темперированном строе)
  • Октава интервал, который состоит из 6 тонов. Октава может быть построена от любой ступени.

Если определения октавы даны не совсем точно, то можно легко запутаться. Например, если убрать из первого определения слово основных, то получится, что октава состоит из 7 ступеней, но во втором определении говорится, что октава состоит из 12 ступеней. Как такое возможно? Можно запутаться и в точных формулировках, например, в первом определении говорится, что октава начинается от ступени до, а согласно четвертому она может быть построена от любой ступени. Данные затруднения вызваны тем, что определения даны без указания того, в каком контексте рассматривается октава. Первое определение было дано при рассмотрении звукоряда и применительно к звукоряду октава начинается со ступени до и содержит семь основных ступеней. Второе определение октавы дано с точки зрения равномерно-темперированного строя в котором октава разделена на 12 полутонов. Третье определение октавы дано с точки зрения физики звука. Четвертое определение дано с позиции интервальной системы, в которой октава может быть построена от любой ступени звукоряда. Похожую многозначность имеют и другие элементы музыкальной системы ступени, аккорды, лады и др. Чтобы не запутаться можно представить музыкальную систему в виде вложенных систем координат, в которой каждый элемент имеет определенные свойства и выполняет определенные функции. При этом каждый элемент системы, кроме звука, может выступать в качестве подсистемы (рис. 3).

Рис. 3. Музыкальная система координат.

При изучении теории музыки можно столкнуться с ситуацией, когда при рассмотрении одного и того же элемента или построения возникают противоречия. В таких случаях, прежде всего, нужно понять с какой позиции или в какой системе производится данное рассмотрение. Музыкальная система обладает определенной логикой, но в отличие от математики она не столь строгая. Если элемент музыкальной системы имеет определенное поведение и смысл в одной системе, то это не значит, что и в другой системе данный элемент будет иметь аналогичное поведение и смысл. Позже мы к этому ещё вернёмся.

Интервалы состоят из двух звуков: нижний звук основание интервала, верхний звук вершина интервала.

Рис. 4. Гармонический и мелодические интервалы.

Перенос основания интервала на октаву вверх или перенос его вершины на октаву вниз называется обращением интервала.

Рис. 5. Обращение интервалов.

Обращение интервала помогает быстро строить большие интервалы. Как построить, например, большую сексту от заданной ступени вверх? Можно посчитать количество полутонов от заданной ступени, но проще перенести основание интервала на октаву вверх и вычесть из него обращение большой сексты:

Интервал и его обращение в сумме дают 6 тонов или 9 ступеней:

ч.1 + ч.8 = октава (1+8 = 9)
м.2 + б.7 или б.2 + м.7 = октава (2 + 7 или 7 + 2 = 9)
ув.4 + ум.5 = октава (4 + 5 = 9)

Это позволяет быстро определять большие интервалы.

Консонирующие и диссонирующие интервалы

Разные интервалы звучат с разной степенью слитности (созвучности на слух) и по этому признаку делятся на консонирующие и диссонирующие интервалы. Данное разделение интервалов относится к гармоническим интервалам, в которых одновременно звучит два звука. В мелодических интервалах звуки появляются последовательно и степень гармоничности их звучания определяется иным образом. Здесь нужно принять во внимание аккордовое сопровождение, окружающие звуки, наклонение лада и др. Например, малая секунда – диссонирующий гармонический интервал, но это не значит, что и мелодический интервал, образующий малую секунду, будет звучать резко на слух.

К консонирующим интервалам относятся:

чистая прима (ч.1), чистая октава (ч.8) весьма совершенный консонанс
чистая кварта (ч.4), чистая квинта (ч.5) совершенный консонанс
малая и большая терция (м.3 и б 3), малая и большая секста (м.6 и б.6 ) несовершенный консонанс

К диссонирующим интервалам относятся секунды, тритоны и септимы:

малая и большая секунда (м.2 и б.2), увеличенная кварта (ув. 4), уменьшенная квинта (ум. 5), малая и большая септима (м.7 и б.7).

Консонирующие интервалы обращаются в консонирующие интервалы, а диссонирующие в диссонирующие.

Зачем нужны диссонирующие интервалы, если их звучание неприятно на слух? Это вопрос задали много веков назад в Китае и решили убрать из лада ступени, которые образуют самые сильные диссонансы малая секунда и большая септима. В результате получилась пентатоника.

Диссонирующие интервалы позволяют обогатить гармонию звука, придать движение композиции, передать какой то нюанс в звучании, усилить чувство. Например, джаз музыка контрастов, которая основана на использовании диссонансов. В блюзе диссонирующие интервалы также используются часто для подчеркивания характера этого стиля.

Разделение интервалов на консонирующие и диссонирующие достаточно условно и рассматривается, главным образом, применительно к среднему регистру. На низких частотах все интервалы, за исключением, возможно, октавы (и более широких интервалов), начинают громыхать (из-за сближения частот основного звука и их гармоник). На высоких частотах звуки тоже сливаются, что затрудняет их определение и красоту звучания.

В чём состоит суть консонанса интервалов? Консонанс – это степень слияния двух звуков. Если сыграть приму, то на слух это воспринимается как один звук (хотя в фортепиано для её звучания может использоваться три струны).

Если взять октаву, то на слух она также звучит чисто, но более плотно, так как с точки зрения физики мы усилили звучание первой гармоники основного звука при помощи октавного звука.

Звучание квинты слышится менее слитным и в нём слышатся едва заметные биения. Вспомним, что при одновременном звучании двух звуков с близкими частотами возникают биения, являющиеся результатом взаимодействия как основных частот, так и их обертонов. На этом основывается настройка электрогитар с перегруженным звуком при помощи квинт. Чем точнее настойка, тем менее заметны становятся биения.

Кварты звучат заметно острее квинт, в связи с чем возникает немало вопросов.

Терции являются особенными интервалами, звучание которых задаёт характер звучания мелодии, аккордов, гамм и др. Большая терция воспринимается на слух радостно, мажорно, малая терция – грустно, минорно. Сексты также имеют данную особенность, но в значительно меньшей степени.

Если интервал относится к группе консонансов, то, общее звучание получается с приятной на слух слитностью звучания. Возникает мысль попробовать сыграть партию какого-либо инструмента при помощи одного и того же интервала. Примы и октавы звучат неплохо. Квинты также хороши, иначе бы их не использовали повсеместно в рок-музыке. А вот при использовании одних только кварт могут возникнуть неприятные созвучия (особенно, если играть их в низком регистре). Поклонники экстремально тяжелых стилей найдут и кварты вполне подходящим интервалом (они и не такое слушают), а в менее тяжелых стилях кварты могут самостоятельно использоваться в рамках риффа, при том, что он будет звучать не слишком низко.

Играть квадраты оставшимися интервалами не получится. Звучание терций и секст не является нейтральным, а секунды и септимы звучат неприятно, особенно малая секунда и большая септима.

Мелодические интервалы

Мелодия состоит из последовательности мелодических интервалов. Попробуем играть мелодические интервалы для получения мелодии.

Это какой-то абстракционизм, а где мелодия-то? К настоящему моменту у нас в распоряжении есть равномерно-темперированный строй и различные интервалы. Основываясь на этой информации и был построен пример, в котором каждый звук звучал сам по себе безотносительно к другим звукам. Вот и получился беспорядочный набор звуков. Исправить ситуацию и понять взаимодействие между звуками нам поможет одно из главных понятий в музыке – лад.

Культура: понятие, структура и функции

Краткий конспект по культурологии

2.1. Понятие “Культура”, его эволюция. Сущность культуры

Культура -это связующее звено между обществом и природой. Основой этой связи выступает человек, как субъект деятельности, познания, общения, переживания и т.д.

Человек – это биосоциальное существо. Как социальное существо, человек в значительной мере преодолел свою зависимость от природы. Поэтому культура выступает, как способ и метод овладения человеком естественным и социальным мирами. Создавая культурные ценности, человек является творцом и даёт новые формы развития природы и общества.

В культуре и благодаря культуре, человеку удаётся преодолеть рамки своего временного биологического существования.

В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура выступает, как “мера человека”.

Культура служит благу человека, его физическому и духовному здоровью, т.е. это деятельность, отмеченная знаком “+”.

Культура всегда существует в конкретных национальных формах, но по словам Н.Бердяева “существующие культуры в форме национального бытия её частей, совсем не означает непременного зоологического и низменного состояния взаимной вражды и истребления.” “Всякая национальность – есть богатство единого и братски объединённого чел., а не препятствие на его пути.”

Достоевский: “Путь к великому лежит через малое, ко всечеловеческому через национальное.” Общечеловеческое не иначе достигается, как упором в свою национальность. Таким образом культура – это единство общечеловеческого и национального. Высшие достижения национальной культуры становятся достижениями всего человечества. Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур.

Национальная культура в свою очередь – синтез народной и учённой культуры, культуры различных классов и слоёв. Но не всё в культуре классово (язык, культура труда, экономическая культура, наука и т.д.). Поэтому классовое в культуре нельзя противопоставлять общенациональному, а классовый подход к оценке деятельности людей, поступков. нельзя преувеличивать, что может привести к самоизоляции данной культуры от общего развития мировой культуры.

Связь с прошлым, традиция – одна из фундаментальных характеристик культуры. Вопрос о соотношении традиции и новаторства – одна из вечных проблем культуры.

Традиции – формы сохранения ранее достигнутого. Между традицией и новаторством всегда должно сохраняться определённое равновесие. Преобладание традиций ведёт к консервативному застою, а увлечение всем новым – к разрушительному нигилизму. Резкое нарушение традиций, не всегда оправданное, происходит в периоды революционных обновлений общества или отдельных его сфер.

Для современной культуры существенным является соотношение массовой и элитарной культуры.

Массовая культура – коммерческий характер, серийность примитивизация отношений между людьми, развлекательность, сентиментальность, культ личности, условность примитивной символики, натуралистическое смакование насилия и секса, жажда обладания вещами.

2.2. Структура культуры

Фундаментальные элементы культуры

· Познавательный знаково-символический элемент – знания, представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах, т.е. языке. Язык – это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений, идей, мыслей. В процессе воспитания (образования) происходит освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное, изображённое.

  • Ценностная система. Ценность – свойство вещей, явлений, удовлетворять потребности и интересы человека (Аксиология – наука о ценностях).
  • Образцы поведения – традиции, обычаи, обряды.

2.3. Функции культуры

Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.

  • Основная функция – человекотворческая (гуманистическая).

· Главная функция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой

· Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли “отцы и деды”, следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно культура диалогична в своей основе – коммуникативная функция.

  • Информационная функция
  • Знаково-символическая (семиотическая) функция

· Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.

· Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.

· Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.

Вернуться на предыдущую страницу

Читайте также:
Серебряный век русской культуры ℹ особенности развития живописи, архитектуры, поэзии, науки, представители, главные достижения и открытия
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: