Массовая культура – признаки, функции, влияние, плюсы и минусы

Массовая культура – её плюсы и минусы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 02:02, реферат

Описание работы

Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк — от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив, поп-арт).

Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….2
Глава I. Понятие «Культура» ………………………………………. 3
1.Определение. Виды. Элементы.…………………………………. 3
2.Типология культур………………………………..………………….4
Глава II. «Массовая культура»…………………….………………….6
1.Основные проявления и направления массовой культуры…….….7

2. Характеристика «массовой культуры»…………………………….8
Глава III. Плюсы и минусы «массовой культуры»…………………10

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

Глава III. Плюсы и минусы «массовой культуры»

Исследователей массовой культуры можно условно разделить на два «лагеря»: на тех исследователей, которые относятся к масскульту критически и на тех, кто смотрит на массовую культуру более оптимистически.

Первые считают ее «низкой», «примитивной», ведущей только к полной стандартизации, деградации населения. В их понимании это даже не культура, а антикультура. Массовая культура в их представлении – «чудовище», возбуждающее в людях «низменные инстинкты» и создающее угрозу для «высокой культуры».

Вторая же группа исследователей рассматривает массовую культуру как вполне удовлетворительную форму культуры, характерную для развитого индустриального общества с высоким уровнем образования, с высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций.

Я не могу отнести себя ни к первому, ни ко второму «лагерю». Я нахожусь, как бы между этими полюсами, потому что вижу в массовой культуре, как плюсы, так и минусы.

1. Положительные стороны

Из положительного в существовании массовой культуры я вижу три аспекта.
Во-первых, массовая культура «демократична», потому что она обращена ко всем людям без различия нации, класса, уровня бедности или богатства.

Во-вторых, массовая культура как бы компенсирует эмоциональный дефицит, который все больше присутствует в нашей жизни, ведь она (массовая культура) носит развлекательный характер. Каждый человек имеет право после сложной трудовой недели, прийти, например, в тот же самый кинотеатр, и от души повеселиться, похохотать на какой-нибудь американской комедии, не имеющей особого смысла и относящейся по всем признакам к массовой культуре. Люди имеют полное право не только «трудиться мозгами», но и просто получать удовольствие.

Ну и, в-третьих, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. Так по телевидению мы имеем возможность посмотреть фильмы, которые были сняты еще в прошлом веке, какой-нибудь спектакль или концерт. В сети Интернет мы можем найти много, действительно, интересного и полезного – книгу или репродукцию картины известного художника.

Еще можно добавить, что, благодаря массовой культуре, на сегодняшний день доступной становится элитарная. Можно не ходить в театр, но залезть в Интернет и найти необходимую музыку или постановку, информацию. Раньше, такой возможности у большинства населения не было. И все равно, как не крути, но элита осталась. И именно она направляет массовую культуру в нужное русло, пропагандирует то, что выгодно.

  1. Отрицательные стороны.

С другой стороны, массовая культура направлена на производство «массового человека», заимствующего свои мысли из радио- и телепередач, рекламы, глянцевых журналов. Заимствуя мысли и образцы поведения, человек становится простым исполнителем заданных ролей с атрофированной личностью, т.е. человек обезличивается.

Люди не хотят думать, не хотят не то чтобы что-то свое сочинять, но и просто читать. Человек уже не выражает себя ни в чем, а только потребляет готовое. Массовая культура направлена на упрощение общества. Все проще и проще, все однообразнее и однообразнее. Под воздействием массовой культуры обезличиваются не только отдельные люди, но и взаимоотношения между ними. Люди все больше общаются по Интернету, пишут письма по Интернету, выходят замуж по Интернету, не выходя из дома, заказывают продукты и так далее. А ведь людям очень важно посмотреть в глаза друг другу при разговоре, чтобы понять, что каждый из них собою представляет. Сейчас это, к сожалению, исчезает.

Продукция массовой культуры навязывает определенные нормы и ценности, при этом активно воздействуя на психологию человека. Человек как бы становится «пленником» этой культуры, причем никто и не пытается выбраться из этого плена. Массовая культура, и в частности, сериалы, ток-шоу, различные сайты в сети Интернет занимают слишком много свободного времени у современного человека, просто нагло «воруют» его!
Но ведь, если задуматься, не существовало бы массовой культуры без самих масс. В наше время люди, действительно, зависимы от массовой культуры. Они уже сами не представляют свою жизнь без нее.

“Массовая культура” делает из людей серую безликую массу и прививает нам упрощенные образцы и стереотипы поведения.

Заключение

Данная тема никогда не перестанет быть актуальной, так как занимает слишком большую часть нашего сознания, по крайней мере, многих. Массовая культура, на мой взгляд, прочно вошла в наш быт и сознание, от нее мы не сможем уже никуда деться. У массовой культуры много как плюсов, так и минусов. Вы бор остается за каждым прислушиваться к ней или игнорировать.

Читайте также:
Реферат Современная архитектура России - проблемы и пути развития

Плюсы и минусы массовой культуры

Термин «массовая культура» очень часто используется в СМИ, образовательной и публицистической литературе. При этом, что характерно, не всегда корректно. Например журналисты, описывая те или иные популярные культурные движения, привыкли использовать термин исключительно в негативном ключе. Так, начиная с прошлого века, в критических статьях к набирающим популярность тогда музыкальным течениям таким как блюз, джаз, рок-н-ролл и т. д., термин «массовая культура» использовался для того, чтобы подчеркнуть деструктивный и упадочный характер музыки. При этом журналисты забывали, что газеты и журналы, в которых они работают также являются неотъемлемой частью массовой культуры.

Для того, чтобы не совершать подобных ошибок, стоит сразу дать определения термину. Массовая культура — это культура масс, то есть большей части населения. Она противопоставляется элитарной культуре, которая доступна только сливкам общества.

Стоит отметить, что как и многие другие аспекты современного общества, массовая культура очень противоречива, и ее нельзя назвать однозначно хорошей или плохой. Можно только выделить некоторые пункты, которые по своей сути являются положительными либо отрицательными.

Плюсы массовой культуры

Самая первая положительная черта массовой культуры является ее основополагающей и кроется в самой сути этого явления. Конечно речь идет об ее общедоступности. Собственно, массовая культура — достаточно молодое явление в масштабах общечеловеческой истории. Предпосылки к ее зарождению появились лишь в конце 17 века, а расцвет ее начался только во второй половине 18 столетия. Это связано с тем, что тогда общество начало кардинально меняться. Обусловлены эти изменения были первой промышленной революцией, которая положительно сказалась на материальном благосостоянии большинства жителей городов. Это позволило им иметь больше свободного времени, а также возможность коротать досуг по новому: проводить время в театрах, читать книги. Также стало более доступным образование.

Интересно, что в Советском Союзе было принято использовать термин «массовая культура» для описания различных течений на «загнивающем Западе», в то время как на самом деле он означает именно культуру пролетариата.

Также нельзя не упомянуть тот факт, что массовая культура — неотъемлемая часть процесса глобализации, который несмотря на то, что еще более противоречив, но все же позволяет стирать границы и делать всех людей похожими вне зависимости от расы, рода занятий и социального статуса.

Минусы массовой культуры

Как ни странно, главный минус массовой культуры созвучен с одним из его плюсов: массовая культура — неотъемлемая часть глобализации. Глобализация же подразумевает всеобщую унификацию, причем она касается не только продуктов деятельности человека, но и самой человеческой личности. Массовая культура делает людей похожими друг на друга, убивает то, что так ценится в человеке — его индивидуальность.

Глобализация же стирает не только различия, которые могут стать причиной противоречий между различными нациями, но и уничтожает национальную культуру. Так было утеряно множество обрядов, песен, легенд различных народностей. Многие могут отметить, что они устарели, но они должны были занять свое место в учебниках и музеях, как важная часть человеческой истории. Даже устаревшие ценности — ценности.

Коммерциализация породила такие привычные для нас вещи как мода и реклама. Сами по себе они не имеют никакой практической пользы, но тем не менее играют значительную роль в современном обществе. Интересно, что несмотря на всю бессмысленность этих явлений, они имеют большое влияние на человека.

Социологи и религиоведы видят в этом проявление имплицитной религиозности (квазирелигии) — явления, которое не принято считать религией, но которое по своей сути и проявлении таковым является. Так, как в 18 веке культура поделилась на массовую и элитарную, в 20 столетии массовая культура под давлением моды стала дробиться на мейнстрим и андеграунд. Причем, часто андеграундные течения становились основными, что хорошо видно по музыке того времени. Изначально такие жанры как блюз, джаз, рок, реп были популярны только в узких кругах, и лишь когда в них находили потенциал, способный начать приносить деньги, они попадали в ротацию радиостанций и становились достоянием всего общества.

Несмотря на то, что минусов массовой культуры было перечислено больше чем плюсов, не стоит считать, что это явление отрицательное, напротив — это один из тех факторов, которые делают нас на шаг ближе к утопическому обществу, описанному во множестве художественных произведений.

Массовая культура – признаки, функции, влияние, плюсы и минусы

Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т.п.

Читайте также:
Импрессионизм 🖌 определение, история возникновения, основоположники, современные работы знаменитых художников-представителей, основные черты направления в живописи, искусстве, литературе

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс» .
Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритиче­ского восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуа­тация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств чело­века и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.

Элитарная культура

Элитарная культура — это высокая культура , противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию .
Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
Элитарная культура обладает рядом важных особенностей.

Особенности элитарной культуры:

  • сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
  • способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
  • способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
  • наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
  • жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
  • индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
  • созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
  • использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности;
  • смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

Индивидуальный проект

Содержимое публикации

АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРПОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «ОУД.10 Обществознание (вкл. экономику и право)»
на тему «Современная массовая культура: достижение или деградация?»

Выполнил студент группы 19-СДО2-9
Специальность: Специальное Дошкольное Образование
Никоненко Ксения Валерьевна

2.ПОНЯТИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ………………5

3. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ …. 6

4. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ПРИЗНАКИ И ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………………..7

5. КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………8

6. ПРОБЛЕМА МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ…………….9

7. СОВРЕМЕННАЯ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ …10

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………11

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………..12

Введение

Актуальность темы: Отметим, что не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.

В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре. Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь — компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в Интернете (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст, т.е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

Цель исследования : Изучить, как массовая культура влияет на интересы современного общества.

Задачи исследования:

1.Узнать, что такое массовая культура.

2.Узнать об истории массовой культуры.

3. Провести исследование в данной области

1. Массовая культура

В наши дни существует множество разных и одновременно уникальных культур, каждая из которых отличается от прочих рядом характерных признаков. В частности, все мы являемся носителями национальной культуры (русской, корейской, английской) или духовной культуры (придерживаясь определенных норм морали и ориентируясь на конкретные идеалы). Все это разнообразие культурного мира можно объяснить через типы и формы культуры . И одной из особых, знаковых форм культуры современности является массовая культура.

Читайте также:
Искусство, определение, функции и предметы, особенности

Мы живем в век массовой культуры, поскольку она окружает нас повсюду. Она проявляется в художественных фильмах, в телевизионных передачах, в публикуемых заметках, в картинах и во многом другом, что привычно и доступно для многих людей. Интерес к массовой культуре возник в науке на рубеже XIX-XX веков, когда появилось массовое общество, массовое производство и массовые средства коммуникации. Говоря другими словами, массовая культура сложилась в условиях индустриального типа общества, сформировавшегося к началу прошлого века.

2. Понятие массовой культуры

Массовая культура – важнейший социальный феномен современного общества. Ее продукты вошли в повседневную жизнь человека, начиная от серийно изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами, бестселлерами и блокбастерами. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают современные средства массовой информации, роль которых в обществе возросла в последние десятилетия.

Массовая культура – является продуктом общества, характерными чертами которого стали индустриализация, урбанизация, массовое потребление, развитая система массовой коммуникации. Поэтому массовая культура принадлежит к числу стандартизированных явлений духовной жизни современного общества. Она имеет ряд отличительных черт: примитивный характер, развлекательную направленность, обращение к подсознанию человека, тематическую ограниченность.

3 Этапы становления массовой культуры :

1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, «Библия для нищих»), рассчитанные на массовую аудиторию.

2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII—XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо(1660—1731) — автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730— 1812) — создателя нашумевшего бестселлера XVIII—XIX веков «Повести о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.

3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности.

Феномен появления массовой культуры представляется:

Для рубежа XIX—XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.

4.Массовая культура: признаки и основная характеристика

Ее содержание имеет повседневный характер назначения. Она обусловлена ежедневными событиями, потребностями и стремлениями основной массы людей. Массовая культура противопоставляется элитарной.

Она подразумевает поверхностное понимание, не требующее специфических знаний и поэтому доступна для большинства.

Стереотипность – основная черта восприятия продуктов этой культуры.

Ее элементы опираются на эмоциональное бессознательное восприятие. Она оперирует средними языковыми семиотическими нормами.

Имеет занимательную направленность и проявляется, в большей мере в развлекательной форме.

5. Культура современной России

В России после 1991 года о культуре думали в последнюю очередь. Страна перевернулась вверх дном, к новым условиям адаптировались лучше всего люди без культурного слоя – таким в экстремальных условиях выживать горазда легче . А «интеллигентишки», как их называли, остались в самом низу социально-иерархической лестницы.

Прошло время, страна поменялась. Но современная культура не восстановила полностью свои позиции – уже некому было их восстанавливать, а скоро это станет неактуально, так как ограничение неприязни культурой сегодня практически не работает .

Интересно, что, не желая выделяться на фоне общего (довольно низкого) культурного уровня общества , даже более культурные люди зачастую ведут себя, как все. При наличии массовых искривлений в коллективном психическом, даже самые развитые члены этого общества вынуждены к этим отклонениям адаптироваться, усугубляя проблемы современной культуры.

6. Проблема массовой культуры

Проблемы массовой культуры становятся все более актуальными в наше время, ибо без их понимания невозможно понять сущностные характеристики, а также некоторые особенности и феномены культуры постиндустриального общества. Ученые не могут прийти к единому мнению относительно времени возникновения массовой культуры, однако большинство из них выступает за то, что временем формирования и развития массовой культуры является рубеж XIX – XX вв.

Для появления нового типа культуры необходимы существенные изменения в системе ценностей, которые имели место именно в конце XIX – начале XX вв. Человек рубежа веков подвергся мощному воздействию быстро меняющейся среды. Изменилось мироощущение человека и привычная картина мира, что повлекло за собой инфляцию традиционной системы ценностей. Люди переосмысливали понятия личности, общества, государства, степень обособленности и взаимообусловленности этих категорий.

Прежде всего, изменился темп жизни, что было связано с трансформацией информационной среды и коммуникативной сети. Начали развиваться средства сообщения, в результате чего не осталось такой точки Земного шара, куда было бы невозможно добраться с их помощью. Получили широкое распространение новейшие технические достижения – телефон, телеграф, радиосвязь. Пресса публиковала подробные сообщения о происходящем в мире, и человек почти помимо воли выходил за рамки узкого мирка локальных (семейных, городских или профессиональных) интересов и взаимоотношений. Расширение потока информации, новые средства транспорта облегчали международные контакты.

Читайте также:
Народные промыслы России - виды древнего искусства

7.Современная массовая культура: «плюсы» и «минусы»

В настоящий момент она имеет ряд недостатков и положительных признаков. Например, этот вид культуры позволяет тесно взаимодействовать большой группе членов общества, что повышает качество их коммуникации. Стереотипы, порождаемые массовой культурой, если они созданы на правдивой классификации, помогают человеку воспринимать большой поток информации. Из недостатков выделяется упрощенность культурных элементов, профанация чужих культур и склонность к ремейкам (переделка когда-то созданных и признанных элементов искусства на новый лад). Последнее склоняет к предположению, что массовая культура не в состоянии создать нечто новое, или же способна, но в малом количестве

Таким образом, «массовая культура» – это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрией; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Характеризуя массовую культуру, американский психолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».

Борьба с «массовой культурой», с её открыто антидемократическим содержанием стала одной из важных задач в программах и практике прогрессивных, демократических сил в капиталистических странах. С середины 60-х годов анализ и критика «массовой культуры» во всех формах её проявления успешно развиваются в работах философов и социологов – марксистов.

Но всё же массовая культура, учитывая все эти особенности сознания, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду.

Библер В. С . О культуре мышления теоретика Нового времени // Науковедение и история культуры. Ростов н. /Д. , 1973. С. 158.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1993 г.

Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности. // Общественные науки и современность. 1998. № 3.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992 г.

Массовая культура – её плюсы и минусы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:19, реферат

Краткое описание

Массовая культура – понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры ХХ в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….2
Глава I. Понятие «Культура» ………………………………………. 3
1.Определение. Виды. Элементы.…………………………………. 3
2.Типология культур………………………………..………………….4
Глава II. «Массовая культура»…………………….………………….6
1.Основные проявления и направления массовой культуры…….….7
2. Характеристика «массовой культуры»…………………………….8
Глава III. Плюсы и минусы «массовой культуры»…………………10
1.Положительные стороны…………………………………………..10
2.Отрицательные стороны…………………………………………. 11
Заключение …………. ………………………………………………12
Список литературы………………………………………………….

Содержимое работы – 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ


Массовая культура – её плюсы и минусы

реферат по социологии

Мещерякова Маргарита Ильинична, ПО-I.2

Калягина Ольга Игоревна, старший преподаватель кафедры философии и гуманитарных наук

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………….2
Глава I. Понятие «Культура» ………………………………………. 3
1.Определение. Виды. Элементы.…………………………………. 3
2.Типология культур………………………………..…………………. 4
Глава II. «Массовая культура»…………………….………………….6
1.Основные проявления и направления массовой культуры…….….7

2. Характеристика «массовой культуры»…………………………….8
Глава III. Плюсы и минусы «массовой культуры»…………………10

Введение

Массовая культура – понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры ХХ в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации.

Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк — от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив, поп-арт).

Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным.

Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др.

Глава I. Понятие «Культура»

  1. Определение. Виды. Элементы

Слово культура одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки – история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существуют множество различных определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепции, моделей культуры.

Культура – система духовных форм обеспечения жизнедеятельности людей. Культура является специфическим признаком человека, присущим ему с начала его существования. В социологии выделяют два вида культуры: материальную (продукты ремесел и производства; орудия труда, инструменты; сооружения и здания; техника и др.) и нематериальную (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.).

Читайте также:
Серебряный век русской культуры ℹ особенности развития живописи, архитектуры, поэзии, науки, представители, главные достижения и открытия

Она охватывает многие стороны жизни человека:

    • Биологическая – еда, сон, отдых, и т.п.
    • Производственная – создание средств материального жизнеобеспечения (пища, одежда, жилище)
    • Социальная – коммуникация, социальные отношения.

Внутри культуры выделяют составляющие ее подсистемы: материальная и духовная, производственная, жизнеобеспечивающая, соционормативная, коммуникативная, художественная и т.п.

Развитие культуры зависит от способности к передаче знаний следующим поколениям и к обучению. Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек. Культура создается людьми, культуре обучаются. Так как она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему. Этот процесс является основой социализации.

В результате усвоения норм, ценностей, верований, правил и идеалов происходят формирование личности и регулирование ее поведения. В случае прекращения процесса социализации в массовом масштабе перестала бы существовать и культура. Таким образом, культура формирует личности членов общества, и этим в значительной степени регулирует их поведение.

Культура представляет собой единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, которые направлены на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций. В культуре отражаются и закрепляются социально-личностные качества созидательного труда. В социологии культура рассматривается в аспекте, который непосредственно связан с регулированием поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом.

В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяются язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень в обществе, в социологии принято различать три формы культуры: элитарную, народную, массовую.

2. Типология культур.

В зависимости от того, что создает культуру и какой ее уровень, социологи различают 3 ее формы – элитарную, народную и массовую.

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессионалами. К высокой культуре относятся специфические формы, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь только небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, и в силу этого называемые элитой общества. Ее культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг потребителей высокой культуры – это высокообразованная часть общества (критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты). Этот круг расширяется, когда уровень образования на селения растет. Однако нередко высокое искусство оказывается временной и преходящей формой эстетического соутверждения разных общественных групп, которые выделяются по социальному или возрастному признаку. К высокой культуре относится изящное искусство, классическая музыка и литература.

Народная культура включает в себя два вида – популярную и фольклорную культуры. По этому в народной культуре можно выделить два уровня – высокий (связан с фольклором, включает народные предания, сказки, эпос, старинные танцы, которые сегодня существуют как историческое наследие, и постоянно пополняются новообразованиями – с временным городским фольклором) и сниженный (ограничен так называемой поп-культурой). Авторы фольклорных произведений обычно неизвестны. Анонимность авторов не позволяет отнести эти творения к элитарной культуре. В отличие от элитарного искусства функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (рассказ легенды), групповыми (исполнение песни или танца), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры в индустриальном обществе – большинство общества. Но в постиндустриальном обществе ситуация меняется

Массовая культура (от лат massa – ком, кусок и cultural – возделывание, воспитание) не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она появилась в середине ХХ в., когда СМИ (радио печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Термин “массовая культура” впервые был введен немецким философом М. Хоркхаймером в 1941 г. и американским ученым Д. Макдональдом в 1944 г.

Глава II. «Массовая культура»

В рамках определенной исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная.

Временем появления и развития масскультуры является середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовые коммуникации – радио, кино, телевидение, гигантские тиражи иллюстрированных журналов, дешёвых «карманных» книг, грампластинок; индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи – вот те сдвиги которые произошли при отказе от буржуазного строя и переходе к монополии капитализма.

Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе – в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное — в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.

Читайте также:
Культура - функции, виды, структура, система и развитие, формы

1. Основные проявления и направления массовой культуры

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:

  • индустрия “субкультуры детства” – преследующая цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры.
  • массовая общеобразовательная школа – приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям.
  • средства массовой информации(печатные и электронные) – транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика.
  • система национальной (государственной) идеологии и пропаганды – контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп, манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит.
  • массовые политические движения – инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политических интересов элит.
  • массовая социальная мифология -упрощающая сложную систему ценностных ориентации человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций (“наши – не наши”), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым .
  • индустрия развлекательного досуга – где потребитель, выступает не только в качестве пассивного зрителя, но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее (порой не без помощи допинговых стимуляторов). Для этой культуры характерно тиражирование уникального и сведение его к обыденно-общедоступному, а порой и ирония над этой общедоступностью и т.п.;
  • индустрия оздоровительного досуга – где помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма, дает индивиду возможность “подправить” свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа.
  • индустрия интеллектуального досуга – приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую “гуманитарную эрудицию” у населения.
  • система организации, стимулирования и управления потребительским спросом – формирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей.
  • разного рода игровые комплексы – от механических игровых автоматов до систем виртуальной реальности, развивающие определенного рода психомоторные реакции человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно недостаточных и выбору в информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в программах профессиональной подготовки определенных специалистов так и в общеразвивающих и развлекательных целях;
  • всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, Интернет и т.п.- рассчитанные не на подготовленных специалистов, а на массовых потребителей “с улицы”.

2. Характеристика «массовой культуры»

«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»), полу культурой. В 80-х гг. термин «массовая культура» стали употреблять реже, поскольку он был скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие «популярная культура», или «поп-культура». Она адресована вам людям без различия классов, бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».

Массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX—XX вв. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая со временем стала расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Характеризуя её, американский психолог М. Белл подчеркивал: «Эта культура демократична. Она адресована всем людям без различия классов, бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».

Вслед за австрийским психологом З. Фрейдом большинство исследователей считают , что при потреблении «массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестаёт быть самим собой , а становиться частью массы, сливаясь с ней. Он заражается «коллективным настроением».

«Массовой культуре», или «поп культуре», часто противопоставляют «элитарную культуру», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятию культуру. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.

«Популярная культура» и «элитарная культура» не враждебны друг другу. Достижения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства » через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются «массовой культурой», повышая её уровень. Весьма специфической областью культуры конца двадцатого века является культура народная. Она разворачивается между классической фольклорной традицией, из которой вырастает, и вышеупомянутой «массовой культурой». Отношения народной культуры с «массовой культурой» противоречивы. С одной стороны, «массовая культура» навязывает народному творчеству определённый образ мышления и выражения. В тоже время сама эта культура подпитывается от народной.

Читайте также:
Славянские праздники 🌞 языческие праздники, список зимних, весенних, осенних и летних праздников по календарю, праздничные обычаи и обряды славян

Роль массовой культуры – обучать!

Массовая культура (популярная культура) — идеи, установки и взгляды, присущие большинству людей. Это бесконечный поток развлечений и информации, которая соответствует интересам и потребностям широкой аудитории. Популярная культура является отражением общества. Она показывает специфику мышления, систему ценностей, потребности, страхи и желания людей. Этот вид культуры проник во все сферы деятельности человека, стал неотъемлемой частью быта.

Определение и возникновение масскультуры

Согласно понятию из обществознания, масскультура определяется как совокупность потребительских элементов со всего мира. Они производятся в промышленных масштабах. Это повседневная культура общества, которую потребляют миллионы людей, залы, стадионы.Родиной масскультуры считают США. Символ эстетики поп-культуры — Голливуд. Оттуда спустя несколько или десятки лет в Россию приходят молодежные субкультуры, стандарты красоты и моды, ценности.Масскультура — продукт индустриального общества. Она появилась в начале XX века. Объяснить ее зарождение можно через анализ предпосылок формирования:

  • массовизация труда, отдыха;
  • появление новой социальной категории — масса;
  • повышение статуса рабочего класса;
  • расширение демократических институтов;
  • развитие общей грамотности;
  • вхождение рабочих в гражданскую жизнь.

Временем появления поп-культуры считают 1870—1890-е годы. В это время в Великобритании и ряде других европейских стран был принят закон об обязательной общей грамотности населения. Его можно считать истоком повседневной культуры.

Масскультура не может существовать без средств массовой коммуникации. Идеи транслируются через три направления, каждое из которых имеет свою специфику:

  • Газеты, радио, телевидение, блоги, социальные сети и другие СМИ. Воздействуют на общество регулярно, но изолированно (на отдельные группы).
  • Реклама, кино и другие средства массового воздействия. Влияют на среднестатистического потребителя, действуют не регулярно.
  • Телефон, интернет и другие технические средства коммуникации. Служат для передачи личной информации, воздействуют на отдельные единицы.

Для поп-культуры актуально основное условие рынка — «спрос рождает предложение». Людям дают то, что они хотят видеть, трогать, чувствовать. Общество и популярные идеи воздействуют друг на друга.

Коммерция — главный элемент культуры. Зрители готовы платить деньги за то, чтобы их отвлекали от проблем чем-то незаурядным, вносили разнообразие в жизнь, развлекали.

Основные направления и проявления массовой культуры

Основными направлениями и проявлениями массовой культуры являются:

  • Индустрия «субкультуры детства» (игрушки, художественные произведения для детей, товары детского потребления, детские лагеря, клубы, организации и т.д.) Предназначена для внедрения в сознание детей унифицированных форм личной и социальной культуры, закладывающих базовые ценностные установки, пропагандируемые в обществе.
  • Средства массовой информации. Манипулируют сознанием людей и формируют общественное мнение в интересах своего заказчика.
  • Система национальной идеологии и пропаганды. Формирует и контролирует политико-идеологические ориентации граждан, манипулирует сознанием населения в интересах правящих элит.
  • Массовые политические движения (молодежные и партийные организации, демонстрации, манифестации и т.д.). Вовлекают в различные политические акции широкие слои населения.
  • Массовая социальная мифология (социальная демагогия, национал-шовинизм, популизм, «охота на ведьм» и т.д.). Замещает анализ многофакторных, сложных причинно-следственных связей между событиями и явлениями простыми и фантастическими объяснениями, дает выход эмоциям в инфантильном проявлении.
  • Индустрия развлекательного досуга (массовая художественная культура, постановочно-зрелищные представления, профессиональный спорт и т.д.).
  • Индустрия оздоровительного досуга и физической реабилитации (курортная индустрия, культуризм, аэробика, массовое физкультурное движение, спортивный туризм, система парфюмерных, косметических, медицинских услуг и т.д.).
  • Индустрия интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, кружки по интересам, коллекционирование, научно-популярные викторины, игры и т.д.).
  • Игровые комплексы (механические игровые автоматы, системы виртуальной реальности).
  • Система организации, управления и стимулирования потребительским спросом на услуги, вещи, идеи. Формирует в общественном сознании стандарты социально престижных стилей жизни, образов, интересов и потребностей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Структура и характеристики

Масскультура понятна и доступна каждому человеку, но достигается это за счет разных форм подачи информации. Желтая пресса и телевизионные шоу объясняют простым языком насущные проблемы, фильмы и музыка развлекают, отвлекают от житейских вопросов, реклама и мода продвигает идеи потребления, мифы о чьей-то исключительности или счастливом будущем вселяют людям веру в себя.Стоит подробнее раскрыть основные черты масскультуры. Чтобы дойти до широкой аудитории, продукт должен соответствовать ряду критериев: тиражирование, визуализация, усредненность и простота, стереотипность сюжета, универсальность, эмоциональность подачи.

К признакам массовой культуры относится:

  • серийность выпуска продуктов (конвейерное производство);
  • примитивные стандарты жизни, отношений;
  • забавное, чувственное, сентиментальное содержание с нотками юмора;
  • реалистичное изображение и многократное повторение сцен насилия и секса;
  • культивирование физической силы и успеха.

Масскультура играет чувствами людей, воздействует на эмоции, поднимает темы дружбы и любви, счастья, наводит ужас, старается вызвать страх. Красочность подачи и систематичность влияния усиливает эффект.

Роль и влияние

На рубеже XX и XXI веков поп-культура стала пониматься как обязательное условие развития общества. Для нее характерно взаимовлияние и взаимодействие с идеологией, экономикой страны. С одной стороны, общественные идеи стали доступны и понятны даже в удаленных городах, низших слоях. С другой стороны, стало проще манипулировать сознанием населения. И этим начали пользоваться некоторые организации, в том числе политические, ради усреднения общества, формирования выгодной и удобной аудитории.Отдельно стоит отметить влияние массовой культуры на духовную жизнь общества. Критики и культурологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, что это: достижение или деградация. Исследователи выдвигают разные аргументы, которые можно определить как плюсы и минусы (таблица ниже).

Читайте также:
Интервалы в музыке - определение, правила и теория, особенности
Положительные стороны Отрицательные стороны
Развлекательный характер Низкое качество продукции
Повышение уровня общей грамотности Пошлый юмор
Наличие стоящих продуктов среди общей массы предложений Ориентация на потребление, количество
Доступность культуры населению Формирование у людей невысоких потребностей в сфере искусства
Участие в современном рекреационном механизме снятия стресса Низкий профессиональный уровень большинства произведений

Масскультура воздействует на коллективное иррациональное бессознательное. Она использует базовые общепсихологические законы восприятия: громче, ярче, нагляднее, эмоциональнее.

Массовая культура: особенности развития в современный период

Массовая культура – это символический маркер современного общества. Именно она отражает особенности нашего мировоззрения и менталитета, идеалов, ценностных ориентаций и моделей поведения. Многие явления современности (например, шопинг, стремление к успешности, коммерциализация повседневности, экономика впечатлений и пр.) тесно связаны с тем, что массовая культура стала неотъемлемой частью нашей жизни. Данная форма культуры проникает во все сферы деятельности – в политику, экономику, образование и т.д.

Массовая культура представляет собой динамичное явление, изменяемое под влиянием различных факторов. Та массовая культура, которая возникла более 100 лет назад, была совсем не той, что в 60-70 годы прошлого столетия. И сегодня, в век информационного общества, она приобрела новые черты. Как правило, ученые отмечают, что культурные продукты масскульта стали более индивидуальными, дифференцированными, с претензией на качество и глубокий смысл. Таковыми могут быть и рекламные ролики, и кинематограф, и музыка, и массовая литература, и пресса, и многое другое.

Сегодня помимо успеха и чуда, культивируются проблемы толерантности, креативности, взаимопомощи, неординарности в решениях и т.д. А сами произведения масскульта нередко обладают индивидуальным почерком и стилем. Тогда как сама массовая культура переживает демассификацию, появление нескольких уровней в своем производстве, поскольку, например, наиболее образованной части массовой аудитории требуется, соответственно, более качественный культурный продукт. Сегодняшняя сетка СМИ насыщена самыми разными по качеству произведениями массовой культуры – от примитивных (например, дешевые телесериалы) до утонченных (например, авторский кинематограф).

Важно также отметить, что объективная оценка массовой культуры предполагает, что мы должны не только фиксировать позитивные черты ее проявлений (например, в функциях, которые она выполняет). Не меньшую значимость приобретает сегодня и знание о тех скрытых социокультурных угрозах, которые несет в себе массовая культура.

Во-первых, массовая культура питается продуктами культуры элитарной и не способна самостоятельно производить гениальные тексты, которые обеспечивают духовное преображение человека. Более того, постоянный рост масскульта негативно отражается и на самой элитарной культуре, снижая общий культурный уровень в обществе.

Во-вторых, тексты массовой культуры, которые прочно вошли в жизнь обычного человека, не ставят своей целью развивать творческое начало зрителя, эстетически воспитывать или вызывать глубокую рефлексию. Напротив, большая часть масскульта предполагает унификацию образа мыслей, отсюда люди думают одинаково, нередко доверяя мифам и непроверенному знанию. Такой массой людей проще управлять, манипулировать, навязывать определенное мнение.

В-третьих, производители массовой культуры, которые руководствуются стремлением получить коммерческую прибыль от максимального количества реализованных продуктов масскульта, пропагандируют все новые и новые потребности аудитории. Получается, что люди покупают и потребляют то, что им не нужно, но навязано технологиями маркетинга.

В-четвертых, представители массовой аудитории превращаются теперь в пассивного потребителя со стремлениями потреблять все новые и новые формы культурных благ. Причем эти стремления «подогреваются» мощной информационной поддержкой из СМИ. Говоря иначе, типичный человек массы находится в постоянном ожидании новых трендов, новых сезонов и коллекций, новых серий, модных тенденций, не несущих в себе ничего принципиального нового. А отсутствие возможности получить подобные новые формы порождает психологические проблемы личности.

И, наконец, в-пятых, самая большая опасность массовой культуры состоит в том, что она создает и поддерживает иллюзию жизни. В целом ее продукция представляет собой не что иное, как огромную массу однотипных текстов, которая заслоняет от нас истинные ценности жизни – общение с близкими людьми, философское осмысление реальности, поэтику жизни. Находясь в условиях этого информационного шума, человек может не заметить глубокого, вечного, настоящего, гениального, уникального или того, что делает из него человека с большой буквы. Думающего, осмысляющего, понимающего.

Виды культур и их сравнение

Массовая культура похожа на элитарную и народную, иногда термины даже отождествляют. Однако между направлениями есть существенные отличия (смотрите таблицу ниже).

Вид Критерий Массовая Народная Элитарная
Кто автор Любой желающий Аноним, народ Профессионалы, творцы
Кому доступна Всем (в силу простоты материала) Всем, кто заинтересован Избранным (информация сложна для восприятия)
Качество продукта Создатели ориентируются на количество, а не на качество Невысокое качество, но воспринимается позитивно, если материал соответствует особенностям нации Важно качество, а не количество
Ясность Проста для понимания, не просит активной интеллектуальной деятельности, творческой включенности Проста, но требует знания и понимания национальных особенностей Для понимания нужны особые знания, опыт или уровень образования, жизни
Результат влияния Формирует пассивную личность, склонную к однообразному потреблению и неспособную мыслить критически Развивает духовно, создает творческую личность, склонную к самоанализу и анализу Поддерживает народные традиции, создает людей, заинтересованных в соблюдении и почитании традиций
Примеры Сериалы, комиксы, журналы Сказки, легенды, мифы, народные песни Классическая литература и музыка

Таким образом, масскультура отличается тем, что впитывает в себя и продвигает в массы мировые идеи, опыт, быт. Это явление, характерное для индустриального общества, которым правят идеи упрощения труда, увеличения свободного времени.Если кратко охарактеризовать связь массовой и элитарной культуры, то можно сказать, что первая наживается на последней. Масскультура не производит своего продукта, она «переписывает» чьи-то уникальные творческие идеи. Элитарный тип враждебен массовому.

Cовременное состояние

Наблюдается противоречие: если культура отражает внутренний мир людей, но в то же время создает общество, то кто задает тон изменениям. Дело в том, что в каждой эпохе находятся люди, создающие что-то: научное открытие, изобретение, новый жанр музыки и прочее.Культурологи отмечают, что появилась тенденция к индивидуализации массовой культуры. Реклама, кино, литература все чаще претендуют на высокое качество продукта, глубокий смысл и множественную дифференциацию.Да и мифы меняются. К темам успеха, любви и счастья, прибавилось обсуждение проблемы толерантности, взаимопомощи, саморазвития и креативности. А в продуктах популярной культуры прослеживаются почерки авторов. Направление разбилось на подуровни, у каждого из которых можно назвать характерные особенности:

  • Кич. Масскультура в своем первозданном виде. Сначала присутствовала только в прикладном искусстве, позже перешла во все его виды: кино, ТВ. Кич учит мыслить стереотипами, сюжеты программ клишированы, не ставят вопросов, просто развлекают зрителя.
  • Мид. Тип похож на традиционную культуру, задает тон массовому мышлению.
  • Арт. Продукты наделены глубоким художественным содержанием, развивают эстетическую сторону личности.

Высший уровень близок к элитарной культуре. Его создают и потребляют люди с высоким уровнем образования. В целом же массовая культура стремится достичь среднего уровня (мид). Поп-культура сейчас проходит новый этап становления, который может привести к новым немассовым, но доступным продуктам потребления.

«Богатыри» Васнецова – олицетворение русского духа

  • Автор: Виктор Михайлович Васнецов;
  • Год: 1898
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
  • Размер: 295,3 × 446 см. Холст масло;
  • Цена: Картина была продана Павлу Михайловичу Третьякову, в скоре после её создания. Точная дата продажи и цена не известна.
  1. Васнецов и патриотическое воспитание детей
  2. Васнецов – выходец из народа
  3. История создания картины «Три богатыря»
  4. Описание картины Васнецова «Богатыри»
  5. Натурщики и пейзаж
  6. Величие картины
  7. Коллекция известных картин Васнецова

Васнецов и патриотическое воспитание детей

С самого детства российским детям известно имя Виктора Михайловича Васнецова: в учебниках на протяжении всех лет учёбы встречаются репродукции картин художника. Уже в начальных классах ученики знакомятся с биографией живописца, знают богатырей и многих других былинных и сказочных героев. Современные методы преподавания отечественной истории, литературы, изобразительного искусства и родной речи позволяют преподносить материал интересно, давать детям глубокие знания. Уже в начальной школе учатся описывать увиденное и работают над сочинением по картине «Богатыри». Целями изучения творчества Васнецова со школьной скамьи являются воспитание любви к родине, уважение к её защитникам, а также формирование умения анализировать и составлять текст.

В сочинении по картине Васнецова «Богатыри», как правило:

  • Описывается художественное полотно в общем
  • Характеризуется каждый из богатырей
  • Описывается природа как самостоятельный персонаж

Патриотическая составляющая в этом полотне акцентируется именно на природе: хмурое небо с несущимися тучами над головами зорких богатырей – символ неослабевающей внешней угрозы для русского народа и необходимости всегда быть начеку.

Васнецов – выходец из народа

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) родился и вырос в многодетной семье в суровом и живописном Вятском крае. Здесь, среди «мужиков и баб», он любил слушать старинные песни, былины и сказки, которые и сформировали ранние и самые сильные жизненные впечатления будущего художника. Детское восприятие прочных основ жизни народа с их вековыми традициями сыграло решающую роль в становлении Васнецова как певца русского эпоса. «Три богатыря» — картина, ставшая центральным его полотном.

История создания картины «Три богатыря»

Идея написать масштабное полотно с героями русских былин возникла у художника в 1871 году. Обдумывая затею, он сделал карандашный набросок. Спустя целых пять лет повторил то же в красках. Вошедший в мастерскую и увидевший результат Василий Поленов был восхищён. Васнецов же ничего особенного не видел и предложил Поленову забрать себе понравившийся этюд. Однако возмущённый легкомысленным предложением Поленов придумал, как повлиять на друга: он взял с Васнецова слово, что тот подарит ему эскиз после того, как будет готова картина.

Так и было – первый эскиз, сделанный маслом, подарен В.Д. Поленову и сейчас выставлен в его доме-музее. Это произошло только после нанесения Васнецовым финальных штрихов, до которых мастеру понадобилось ещё более 20 лет. В конце апреля 1898 года шедевр, ставший символом русского народа, наконец был закончен.

Описание картины Васнецова «Богатыри»

На фоне широкой равнины, невысоких холмов вдалеке и пасмурного неба, среди жухлой травы и редкой молодой еловой поросли стоят как вкопанные три богатыря.

Это русские былинные герои:

  • Илья Муромец – центральная фигура – на огромном вороном коне. Могуч телом и крепок духом. С ладонью, приставленной ко лбу, зорко вглядывается в серую даль. В нём чувствуются спокойствие, уверенность, основательность и простота – богатырь из народа и особо им любим. На левом плече щит, в руке копьё – пока спокойно лежит на холке коня, но в случае опасности в мгновение будет готово к бою. С запястья правой руки свисает булава – грозное оружие в умелых руках. Илья Муромец в доспехах и шлеме – важна каждая деталь для сохранения жизни богатыря в случае схватки. Конь вороной под стать бесстрашному хозяину – косит глазом, налитым кровью. Сбруя – тяжёлая цепь — только так можно обуздать коня, сладить с ним.
  • Добрыня Никитич – на картине слева – на белом коне. Изящество кольчуги и драгоценное сияние алого щита говорят о знатном происхождении богатыря. Из былин известно, что это человек зрелый, степенный, обходительный. По возрасту он самый старший из персонажей картины. Рука с наполовину обнажённым мечом готова пустить его в ход в любой момент. Конь также схож характером с хозяином – чутко и внимательно принюхивается к ветру.
  • Алёша Попович – справа на картине – на низкорослой каурой лошади. Самый молодой богатырь, удалой весельчак и песенник, в походы возит с собой гусли — отчего бы на привале не спеть и не сыграть для души? Сметлив и ловок этот воин, горяч и стремителен в бою. Лук и стрелы всегда наготове. Рыжая лошадь Алёши Поповича, пощипывая траву, держит уши востро.

Богатыри в дозоре – оглядывают, всё ли в порядке на земле родной, нет ли беды где иль ворога лютого.

Натурщики и пейзаж

Илью Муромца Васнецов писал и с владимирского крестьянина, грузным телом напоминавшего Илью, и с абрамцевского кузнеца, степенного красавца со спокойными глазами, и даже с московского извозчика, «здоровенного детины – вылитого Ильи», по словам художника.

В былинах Добрыня молодой, но Васнецов решил сделать его зрелым. В его образе живописец соединил портретные черты В.Д. Поленова, свои собственные и своего отца.

Алёшу Поповича художник писал с сына мецената Мамонтова, у которого в Абрамцево Васнецов гостил. По словам художника, три могучих дуба, увиденные им здесь из окна, помогли ему передать богатырский дух персонажам.

Натурщики облачались в настоящую одежду воинов Древней Руси, которую для художника выдавали напрокат в Историческом музее.

Васнецов долго думал и над достойным своим богатырям пейзажем. Однажды на прогулке по Абрамцево художник оказался в широком поле, окружённом густым лесом. Вот красота и величие земли русской! Здесь и была построена мастерская, сюда привозили натурщиков и лошадей.

Величие картины

Увидев впервые картину, размер которой 295,3 х 446 см, Третьяков был поражён и молча рассматривал полотно несколько минут. Не раздумывая, он купил впечатляющий шедевр и торопливо перевёз к себе.

Васнецов считал, что кое-что ещё надо подправить и несколько раз приезжал в галерею с кистями, в рабочем халате и прямо в зале, взбираясь на стремянку, делал на полотне мазки, необходимые по его мнению. Это он дорабатывал Добрыню Никитича, изредка поглядывая в зеркальце на себя.

Сжившись с картиной за годы труда, он любил её и с уверенностью мог сказать, что ему действительно удалось выразить свою мечту и веру в красоту и непобедимую мощь земли русской.

Воссоздав грандиозные по духовной мощи образы защитников Древней Руси, Васнецов выразил своё возвышенное и одновременно гражданское понимание идеала русского народа.

Коллекция известных картин Васнецова

Сюжет картины Васнецова Царевна лягушка

Васнецов Богатырский скок

Васнецов Иван царевич на сером волке описание

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: