Народные промыслы России – виды древнего искусства

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

  • Семеновская резьба по дереву, или Новое — это хорошо забытое старое
  • Свисти — и деньги будут!
  • Старинные ремесла: 5 мест на карте России

Три мира узоров. Мезенская роспись

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Читайте также:
Кока-кола - история, факты об основателе, состав и формула

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Традиционные промыслы и ремёсла на Руси: редкие исторические фото

Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах.

Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось, как умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».

Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное — это труд, приносящий доход. Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.

Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными — возникает традиция. И случается это благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому природа народного искусства — коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров.

Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства.

Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения недорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей, качества. Не в каждом селе или деревне были мастера многих ремёсел. К примеру, только в относительно крупных поселениях можно было найти и чеботаря, и портного, и кузнеца, и пимоката сразу. Но деревни дореволюционной Руси и до периода «укрупнения» послевоенного периода 20-го века, были часто совсем не большими. 5-10 дворов — уже деревня.

Читайте также:
Статика и динамика в композиции - фигуры и элементы в рисовании

При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремёсел «по деревням». То есть в одном поселении жили гончары, в другом плотники, в третьем портные и так далее. А обмен продукцией производился естественным путём или на ближайшем рынке натуральным образом или через деньги.

В крупных сёлах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели. Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, и закупку сырья оптом. Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства. Впоследствии практически все промыслы и ремёсла на Руси эволюционировали в промышленность за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение и позволяет работать мастеру частным образом или в составе небольших артелей и кооперативов.

Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики. Самым мягкими и прочными считали лапти из липового лыка.
В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.

Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам. «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет. Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог» — писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.

На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5-6 рублей. Надо сказать, что для крестьянина это были огромные деньги и чтобы собрать такую сумму нужно было продать челую четверть ржи (около 200 кг).

Да и валенки тоже могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, были немного, а секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение. В различных регионах России у валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами», в Тверской губернии — «валенцами», а в Нижнем Новгороде — «чесанками».

Как известно, в старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. И для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.

Плетение корзин для ложек

Особой популярностью пользовалось расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками. Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.

В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек. Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализации: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).

Семья за изготовлением ложек

Обоз с «ложечными» корзинами

Особое место в традиционных ремеслах в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна. Хлопковые и хлопчатобумажные ткани были фабричного производства и считались дорогими.

За ткацким станком

Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.

Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.

Следующий шаг — лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками. Результат — мягкое, чистое, шелковистое серое волокно. Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.

С льняными пасмами

Малороссийская крестьянка с прялкой

Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясо-молочной промышленностью.

При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.

Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого стана, который хранился в разобранном виде. Перед тем, как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа.

Готовое полотно или отбеливали или красили. Окрашивание было гладким, однотонным или набивным, то есть, с рисунком.

Читайте также:
Художественная культура Японии - своеобразие, особенности

Беленную ткань часто украшали разнообразной вышивкой.

Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца, скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монаршее облачение.

Вышивальщицы за работой

Кроме того, историки отмечают, что ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.

Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства — постоянной статьёй экспорта.

Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева.

Часто игрушки на Руси называли «потешками». Самыми популярными сюжетами для них были барышни, солдаты, коровы, кони, олени, бараны и птицы.

Роспись глинянной игрушки

Изготовление деревяных потешек

Кроме того, начале 20-го века в России занимались ещё плетением ремней, как для собственных нужд, так и для продажи.

Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.

Гончар за работой

В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» — означает «украшаю». Основа декора — узор, орнамент. Прикладное — предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание — украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией.

Художественный обзор ремесел Древней Руси: от ткачества до ювелирного дела

Труд, который приносит доход – такое краткое определение можно дать ремеслу. От латинского «ремес» (плотник) появилось это слово, но обозначало оно разные виды ручных работ. Промысел же связан со словом «промыслить», т.е. подумать. Ремесло становилось промыслом, когда мастер создавал предметы не в собственное пользование, а на продажу. Ремесла Древней Руси – вот о чем пойдет речь в этом обзоре.

Вы узнаете, как связан ручной труд с сакральными смыслами, что становилось предпосылкой развития того или иного ремесла и как традиция прорастает в современных трендах.

История

Человек имеет природную потребность окружать себя прекрасным. Она естественна и органична. Владимир Стасов, известный художественный критик, говорил, что настоящее народное искусство рождается там, где красив каждый предмет – от лестницы до чашки. То есть дело в потребности человека декорировать свой быт, окружение, эстетически осмыслить довольно прозаические вещи и предметы.

Развитие ремесла на Руси находилось в зависимости от общественных процессов и потребностей социума. Так, в догосударственный период ремесленные изделия сводились фактически к одному оружию и были достаточно примитивны. Воюя с соседями, люди подмечали военное оснащение недругов, и «мотали на ус» их приемы, технику, новые виды оружия.

Если же говорить о высоком уровне развития ремесленного дела, то датироваться оно будет 13 столетием – технологии усложнились, самих видов ремесел стало больше. Согласно раскопкам до 60 ремесленных специальностей было в то время. В летописях город предстает ремесленно-торговым центром, а отдельные объединения даже напоминают западноевропейские цеха. Нельзя сказать, что Русь была впереди всей Европы, но активно заимствовала технологические новинки времени, так как само географическое положение тому способствовало.

7 тезисов о художественном ремесле Древней Руси:

  1. На центральной площади древнерусского города было княжеское поместье, его окружали стена и заградительное сооружение. А вокруг поместья строились слободы, в которых жили и работали ремесленники.
  2. В городах развивалось кузнечно-слесарное и оружейное дело, обработка драгметаллов, ковка, а также чеканка, филигрань, гончарное ремесло. Сельские ремесленники находили себя в кузнечном промысле, гончарном деле, обработке дерева, кожи, меха, ткачестве.
  3. Первый этап развития древнерусских ремесел занял 2 века – от 10 до 12 столетия (20-30-х годов). Техника ремесленного производства вне всяких сомнений была совершенной, высокой. Работа в основном велась на заказ, рынок свободного сбыта в ту эпоху был мал.
  4. Второй этап развития стартовал в первой трети 12 века: резко расширился ассортимент продукции, производство быстро рационализировалось. Тому способствовало, к примеру, появление ткацкого станка в ткачестве или возникновение нового типа лезвий в металлургии.
  5. Ремесла могли бы быстро развиваться и дальше, если бы не нашествие монголо-татар. Разгром городов, угон людей в рабство более чем на 100 лет остановили процесс развития ремесла. Некоторые города (на севере и западе Руси – Новгород, Смоленск, Полоцк, Псков) в меньшей степени пострадали от агрессоров, ремесла и культура там развивались. Но относительно, потому что татарская дань не давала сделать это в полную мощь.
  6. Природа народного искусства, ремесленничества всегда коллективная, так как она связана с формированием традиции. Для традиции нужно, чтобы навыки и средства выражения стали привычными. Погибнуть промысел мог, когда не давал дохода. А это связано с появлением фабричного производства. Вот так прогресс вступает в конфронтацию с ручным трудом.
  7. Ремесла делились на женские и мужские. Женский труд носил более художественный характер – вещи, которые служили для украшения, делали преимущественно женщины. Мужчины занимались более грубым, сложным трудом. Так, женщины ткали, шили и вышивали, плели, занимались росписью. Мужчины же преуспели в ювелирном деле, кузнечном и скорняжном ремесле, гончарном деле. Таковы были основные ремесла восточных славян.
Читайте также:
Серебряный век русской культуры ℹ особенности развития живописи, архитектуры, поэзии, науки, представители, главные достижения и открытия

Виды ремесел на Руси

То, что появилось в древности, не осталось сугубо историческим артефактом. Ремесленники не просто существуют сегодня, они востребованы, их труд жив и имеет своего почитателя. И если даже не называть громко это одной из национальных скреп, то совершенно точно это одна из базовых потребностей эволюции человека – продолжать отображать мир художественно, пусть даже это касается декорирования предметов быта.

Предлагаем посмотреть видео-обзор главных русских ремесел:

Прядение и ткачество

Оно было очень массовым и развивалось практически повсеместно. Рост населения и торговый подъем способствовали этому развитию. Надо сказать, что скромным разнообразие древнерусских тканей назвать нельзя, природным сырьем служила шерсть, лен и конопля.

Например, простая льняная ткань, из которой делали рубашки, полотенца, убрусы, именовалась полотном. Грубую ткань именовали вотолой. Грубая шерсть – ярига и сермяга, а для верхней одежды предназначалось сукно.

Технически ремесло было очень развито: ткачи использовали несколько систем переплетений, они изготавливали и несколько сортов тканей. На все был спрос, ведь именно ткачество и прядение обеспечивало человека одеждой и разными предметами быта. Старинный промысел имеет современный отклик – и хотя легкая промышленность практически оставила ткачей не у дел, ремесло возрождаются. Мастера покупают и делают станки (иногда – по старинным чертежам), занимаются ткачеством и ковроткачеством. А тканые вручную ковры сегодня являются пиковым интерьерным трендом.

Работа с деревом

Главный материал производства в России – дерево. Из него строили дома, мастерские, укрепления для города, хозпостройки, корабли, сани, даже водопроводы и мостовые… Особенно преуспели в обработке дерева центральные и северные регионы страны, где много лесов.

Виды деревообрабатывающих ремесел:

  • плотничество;
  • резьба (подробнее здесь);
  • бондарство;
  • столярничество;
  • изготовление посуды путем выдалбливания;
  • токарное дело;
  • изготовление лубяных емкостей и т.д.

Запрос на продукты обработки дерева у общества всегда был высок. И одно ремесло способствовало развитию другого. Например, мастера делали деревянные прялки. Когда возникла потребность в украшении прялок, сначала для этого использовали резьбу, а потом – роспись по дереву. Так появилась городецкая роспись.

Если сегодня открыть странички ремесленников в соцсетях, можно увидеть, как популярны интерьерные деревянные игрушки, декор для дома и посуда из дерева, различные панно. Ну а тренд на стол, сделанный своими руками из дерева, только набирает обороты. Мастера делают и фотофоны для блогеров. А значит, работа с деревом все так же популярна у ремесленников.

Деревянная игрушка, XXI в.

Кузнечное дело

Кузнецы производили практически незаменимый продукт. Создавались орудия труда, без которых невозможно было полноценно заниматься земледелием, предметы быта, оружие для воинов. Самым старинным способом обработки металла считается ковка. Занимались древние кузнецы и литьем.

Кузнецы пользовались в поселении особым почетом, считалось, что далеко не всякий справится с таким делом.

Отметим, что на Руси металлургия быстро отделилась от кузнечного дела. Производили железо сельские металлурги, добыча руды приходилась на межсезонье.

Кузнецы пользовались в поселении особым почетом, считалось, что далеко не всякий справится с таким делом. В хозяйстве трудно было обойтись без кузнечной продукции – от ножей и игл до рыболовных крючков и замков с ключами. Сегодня кузнецов гораздо меньше, но спрос на ручную продукцию существует.

О кузнечном деле вы узнаете немного больше, после просмотра этого видео.

Гончарное дело

Глины, годные для лепки посуды, находили во множествах регионов страны. Но в городах гончарство было более развито, чем на селе. Помимо посуды делали детские игрушки, а еще плитку для облицовки, кирпичи. Они могли выполнить светильник или рукомойник. На днище сосуда мастер оставлял уникальное клеймо.

В 9-10 веках случился переход от лепной керамики к гончарной, круговой. Пока это не случилось, лепкой занимались женщины. Но уже с кругом стали работать мужчины. Сегодня гончарное дело тоже не дремлет: открываются маленькие семейные мастерские, студии для всех желающих научиться керамике. И хотя такая продукция будет дороже посуды массового производства, люди любят покупать теплые гончарные чашки, миски, фигурки и т.д.

Скорняжное дело

Скорняками называли мастеров, которые занимались выделкой и обработкой животных шкур (подробнее о выделке шкур). Кожаные изделия и пушнина шли на производство одежды, одно был один из самых выгодных товаров, которыми можно было торговать.

Мастера на мясную часть шкуры наносили состав из овса, оставляли его для размягчения на несколько дней. Потом специальным ножом они снимали размокшее мясо, шкуру обрабатывали мелом, удаляли влагу. Потом ее выбивали и вытягивали, после чего она готова была к изготовлению изделия. Труд серьезный, кропотливый, но очень выгодный по тем временам.

Обработка кости

Из кости в древности резали гребни и пуговицы, делали рукоятки для ножей, ручки для зеркал, шахматы, иконки. Косторез использовал в своем деле ножи и сверла, резцы и пилы, а также токарный станок. В 9-13 веках ассортимент изделий костореза был широк.

Костяной гребень (фрагмент) XI-XIII вв. с городища Старая Рязань

Читайте также:
Массовая культура - признаки, функции, влияние, плюсы и минусы

Сырьем служили кости крупного домашнего скота, а также рога лосей, оленей. Немалую часть косторезных изделий составляли и поделки, имевшие большее художественное предназначение – различные пластинки для декора шкатулок, навершия посохов, которые могли выглядеть как головы зверей и птиц.

Плетение

«Лапотная» Россия – немного обидное название, характеризовавшее страну отсталой и примитивной. Но лапти и впрямь были востребованы простым людом, и в них ходила почти вся русская деревня. Так как плели лапти из разных пород, они называли дубовиками, ракитниками, берестяниками, вязовиками.

Занимались на Руси и лозоплетением. Из нее делали домашнюю утварь, разные емкости (корзины, короба, вазы). Лозой называли любой природный растительный материал, который мог после обработки гнуться и держать форму. Например, Одинцовский район Московской области ассоциируется именно с лозоплетением – целыми поселениями там плели корзины.

Сегодня плетение более ассоциируется с макраме и бисероплетением. Это заимствованные ремесла, которые обрели большую популярность в 20 веке у славян. Макраме и вовсе стало одним из самых востребованных занятий среди ремесленников наших дней – наверное, потому что плетеные поделки невероятно удачно вписываются в современные луки и интерьеры.

Роспись

Художественная роспись на Руси занимает особое место. Это один из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства Древней Руси. В русском творчестве разновидностей и школ росписи немало: какие-то потеряны в дымке лет, но многие остались и их традицию продолжают современные мастера или целые фабрики.

Золотой фонд русской росписи:

  • мезенская – один из самых древних видов, живописна и ярка, символично передает традиции народов Русского Севера;
  • гжель – в Гжельской волости создавали майолику, которая не просто узнаваема сегодня, а является одним из самых цитируемых русских брендов;
  • городецкая – пышная, яркая, сочная, с персонажами из народных сказок, а также сценками из городской жизни, гуляниями и чаепитиями;
  • хохлома – самый известный и популярный вид русской народной росписи, красный, черный и золотой цвета создали уникальное колористическое решение, место которому было даже на царском столе;
  • жостовская – кто не видел лакированных подносов с цветочным букетом, сегодня спрос на такую продукцию снова растет, так как космополитичные интерьеры люди решают разбавлять народным искусством.

Мастера вдохновлялись природой, с которой жили в тесной связи, в почитании и уважения. Глубокий символизм позволял иначе относиться к вещи, считая ее или оберегом, или пожеланием, или тем, что помогает человеку осмыслить мироздание.

Ювелирное дело

Золотари и серебрянники – так звали ювелиров в древности. Преимущественно ювелирное дело процветало в крупных городах. Долю изделий отправляли в широкий сбыт, многое делали на заказ. У ювелиров были высокопоставленные покровители. Самыми крупными ювелирными центрами Руси можно считать Новгород, Рязань, а еще Полоцк и Киев.

Украшение, XIII в.

Главной технологией в ювелирном деле было литье. Дополнительно мастера занимались чеканкой и тиснением, а также штамповкой. Все это было возможным только при наличии развитого инструментария – зубил, пинцетов, зажимов, наковален и молотов, кусачек, ножниц по металлу и т.д.

12-13 столетия стали пиком развития ювелирного искусства на Руси. Мастера овладели такими техниками как «зернь», «филигрань», «скань». Они создавали невероятной красоты украшения. Еще одна излюбленная техника – «чернь» (чернение). Из олова, меди, серы и серебра создавали фон для выпуклого изображения. Причем, там могли изображаться как Христос и Богородица, так и фантасмагорические чудища и языческие празднества.

Даже когда в один век ремесленничество начало вытеснять фабричное производство, было ясно, что многовековые народные традиции не могут быть забыты в один день.

Даже когда в один век ремесленничество начало вытеснять фабричное производство, было ясно, что многовековые народные традиции не могут быть забыты в один день. Какие-то виды ремесел стали не более чем историческим фактом. Но многие виды не просто сохранены, они живут и сегодня. Стоит сказать, что заслуга в этом и конкретных людей, сподвижников, которые через время и меняющийся политический строй смогли пронести наследие предков.

И сегодня ремесленные мастерские, проекты конкретных мастеров находят своих поклонников. А все потому, что ручной труд по нельзя сопоставить с промышленным. И эта великая ценность ремесленничества, душевное наполнение продукта, не просто держит его на плаву, а смело расправляет ему паруса.

Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить

В детстве мне казалось, что русские народные промыслы остались в далеком прошлом вместе с лаптями, коромыслами и балалайкой.

На самом деле многие промыслы процветают и сегодня, а некоторые из них — вовсе не такие древние, какими казались на первый взгляд.

В этом материале — популярные и известные примеры русской народной культуры: расскажу, когда они появились, где их купить и как увидеть процесс создания.

Гжель

Когда появилось: в 1944 году
Где делают: в Раменском районе Московской области
Где купить: на сайте Гжельского фарфорового завода

Гжель — голубая роспись по белому фарфору, которую выполняют в одноименном селе и близлежащих деревнях: всю эту местность называют гжельским кустом.

Хотя добывать глину и заниматься гончарным делом в Гжели начали много веков назад, фарфоровые заводы появились здесь только в 19 веке. Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки.

Читайте также:
Описание картины Васнецова Три богатыря - история создания

Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей.

Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские. Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.

Посмотреть на производство гжели можно на экскурсиях по Гжельскому фарфоровому заводу: там покажут, как создают посуду необычной формы, а на мастер-классе предложат расписать заготовку характерным гжельским рисунком.

Например:
✨ Тарелка «Синички» — 1290 Р
✨ Кашпо — 1790 Р
✨ Чайник — 3280 Р

Хохлома

Когда появилось: в 17 веке
Где делают: в городе Семенове Нижегородской области
Где купить: на сайте фабрики «Хохломская роспись»

Хохлома — яркая роспись по дереву, известная своими золотыми элементами. Чтобы получить такой эффект без использования драгоценных металлов, мастера натирают заготовки оловянным или алюминиевым порошком. Другие характерные цвета хохломы — красный и черный, хотя встречаются и дополнительные: например, зеленый или голубой.

Традиция так расписывать деревянную утварь появилась на севере нижегородских земель, где было много леса и мало плодородных земель: товары со всей округи продавали в селе Хохлома. Теперь центр производства хохломы располагается в городе Семенов, где работает крупнейшая хохломская фабрика. Мастера там работают по старинным технологиям, вручную контролируя каждый этап — от изготовления основы до финального покрытия лаком.

Для туристов фабрика «Хохломская роспись» проводит экскурсии на предприятия и в музеи. Там можно увидеть образцы-эталоны, коллекцию росписи конца 19 — начала 20 века, а в Музее народного быта покажут, как жили и работали мастера, стоявшие у истоков хохломской росписи. Попробовать свои силы в создании хохломы тоже можно: художники фабрики проводят для посетителей экспресс-уроки и мастер-классы.

Например:
✨ Ложка — 150 Р
✨ Детский стул как в садике — 1725 Р
✨ Ковш-утка — 5070 Р

Городецкая роспись

Когда появилось: в середине 19 века
Где делают: в Городце Нижегородской области
Где купить: на «Вайлдберриз»

Городецкая роспись — еще один вид украшения деревянной утвари родом из нижегородских земель. Главные отличительные черты этого промысла — яркие, разнообразные цвета и сюжетные сценки. В отличие от растительных узоров хохломы, городецкая роспись изображает людей, животных и знакомые элементы деревенской жизни: избы, колодцы и увитые цветами заборы.

Этот стиль росписи заменил традиционную резьбу по дереву, которой украшали донца прялок: когда инструмент не использовали, донца снимали и вешали на стену в качестве декора. А потом стали расписывать и другие бытовые предметы из дерева: например, сундуки, разделочные доски и шкатулки.

Сейчас такие изделия производит фабрика «Городецкая роспись»: в ее стенах мастера вручную украшают каждый предмет. На экскурсии туристам покажут рабочие места художников и проведут по музею: в экспозиции собраны разные изделия с городецкой росписью — от подсвечников и ложек до столов, ваз и картин.

Например:
✨ Шкатулка — 604 Р
✨ Сахарница — 1100 Р
✨ Фигурки купца и купчихи — 1260 Р

Как победить выгорание

Федоскинская миниатюра

Когда появилось: в конце 18 века
Где делают: в селе Федоскино Московской области
Где купить: в магазине Федоскинской фабрики миниатюрной живописи

Федоскинская миниатюра — техника лаковой живописи, которую наносят поверх заготовок из папье-маше, в основном небольших шкатулок и табакерок. Мастера пишут миниатюры масляными красками в несколько слоев, чтобы картины выглядели объемно, а для эффекта свечения заранее наносят на заготовку светоотражающие материалы — металлический порошок и сусальное золото — или делают перламутровые вставки.

Такие изделия появились в конце 18 — начале 19 века и переняли стилевые особенности живописи того времени. В основном федоскинская миниатюра изображает пейзажи или бытовые сюжеты в реалистическом стиле: например, скачущую тройку с пассажирами, беседу соседок у колодца или игры молодых крестьян друг с другом. На современных изделиях кроме традиционных деревенских мотивов появляются и приметы 20—21 веков: танки или Красная площадь с мавзолеем.

На фабрику можно попасть с экскурсией: посмотреть на производственные цеха и экспозицию образцов, а еще попробовать самостоятельно расписать шкатулку на мастер-классе.

Например:
✨ Шкатулка «Цапли» — 13 400 Р
✨ Шкатулка «Пляски» — 25 000 Р
✨ Шкатулка «Садко» — 27 000 Р

Жостовская роспись

Когда появилось: в начале 19 века
Где делают: в деревне Жостово Московской области
Где купить: на сайте Жостовской фабрики

16 самых красивых видов народного искусства России (20 фото)

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале я собрал самые яркие и известные из них.

Читайте также:
Интервалы в музыке - определение, правила и теория, особенности

Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.


В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярноть и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочны и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.


Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Крулолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов.

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.


Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Шемогодская резная береста

Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Читайте также:
Эпоха Ренессанса - представители и выдающиеся деятели, особенности


Оренбургский пуховый платок

Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

Что такое:: народные художественные промыслы

Русские народные традиции, промыслы бережно хранятся и возрождаются мастерами. Пока не забыты народные художественные промыслы и развивается прикладное искусство, живы и национальные традиции нашей страны.

Народные художественные промыслы – это одна из форм народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов прекрасным образом сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Они очень популярны не только в России, но и за ее пределами.

Хохломская роспись

Это старинный русский народный промысел, который зародился в Заволжье в конце 17 – начале 18 веков в селе Хохлома. Хохломская роспись бывает нескольких типов: красной, черной, зеленой красками на золотистом фоне и наоборот, когда золотые узоры расположены на цветом фоне. На деревянных ложках, ковшах, мисках талантливые мастера рисуют самобытные орнаменты: листья берез, кленов, рядом с которым алеют спелые ягоды калины и рябины и все это “рассыпается” по золотому ковру.

Жостовская роспись

Это лаковая роспись подносов. Главный мотив росписи – цветы, а точнее – целый цветочный букет, который красуется на черном или красном фоне. Особой отличительной чертой жостовской росписи является то, что художник пишет не с натуры, а импровизирует, включает свою фантазию.

Зародилась роспись в подмосковной деревне Жостово, где сначала делали лакированные табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки из папье-маше. Однако действительно мировую известность жостовские мастера обрели благодаря красивым расписным подносам. Жостовская живопись может даже светиться и переливаться, если художник использует перламутровые кусочки и накладывает их прямо на поднос. Расписывают подносы масляными красками мягкими беличьими кисточками. В процессе работы мастер держит поднос на колене и, когда необходимо, его поворачивает. Рука с кистью при этом опирается на деревянную планку, которая лежит поперек подноса. Рисунок появляется путем нанесения быстрых и точных мазков. Каждый жостовский поднос – уникальная авторская вещь.

Ростовская финифть

Зарождение этого художественного промысла произошло в 18 веке. Финифтью украшали оклады икон, на медных пластинках рисовали иконы. Финифть была деталью одежды священнослужителей, церковной утвари, украшала обложки-оклады рукописных икон.

Что такое финифть? Это вид искусства, в котором используется сочетание эмали и металла. Часто финифть соседствует с золотом, самоцветами, шитьем, ажурными узорами. Изначально на рисунках изображали исключительно сюжеты из Священного Писания, но позже стали делать женские украшения, на которых расцветали пышные цветочные букеты, красовались яркие фольклорные сюжеты. Предметы, украшенные ростовской финифтью, приобретают красочность, яркость, уникальность. Наносится рисунок специальными огнеупорными красками, которые до обжига имеют обычный серый оттенок, и лишь позже становятся разноцветными

Палехская лаковая живопись

На Владимиро-Суздальской земле есть село Палех, рядом с которым протекает речка Палешка. Жители этого села славились своим талантом и мастерством иконописи. Палехские художники расписывали церкви, храмы по всей России. Однако со временем это мастерство оказалось никому не нужным, Палех становился забытым, вымирал. Новое веяние в село принесла лаковая живопись на шкатулках из папье-маше. Сюжеты выбирались различные: богатыри, парусники в синем море, девица, заточенная в башне. В этой росписи сочетаются лучшие русские традиции и народный фольклор.

Русская матрешка

Матрешка – это не просто изделие народного промысла, это настоящий символ России, любимый сувенир иностранцев, побывавших в нашей стране. Матрешка делается из дерева и с помощью красок “одевается” в русский народный костюм. Также матрешек можно расписывать в разных стилях: “гжель”, “хохлома”, “палех”, “жостово”.

Дымковская игрушка

На Вятской земле в слободе Дымково мастера лепили из обычной красной глины посуду и игрушки-свистульки, которые позже обжигали в печи и раскрашивали. Сейчас дымковская игрушка считается одним из самых старинных народных промыслов России. Мастера с помощью глины воплощают в жизнь любые сюжеты. Но не только людей лепят дымковские мастера, о животных тоже не забывают: индюки, петухи, утки с утятами, барашки и многие другие.

Волшебная гжель

Гжельская керамика – это высокохудожественные изделия народного промысла. При росписи используется кобальт, который и дает рисунку характерный яркий синий цвет. Таким образом расписывались практически любые керамические предметы: от посуды до декоративных статуэток. Характерные мотивы гжели – большие цветы, листья, травы.

Вологодское кружево

Любовались ли Вы хоть раз морозными узорами на оконном стекле? Если да, значит можете себе представить, как красиво вологодское кружево: ажурные узоры, сказочная красота. Дорогие кружева украшали одежду бояр и даже царей. Сейчас кружева плетутся, как и в старину, с помощью деревянных коклюшек, а в специальный валик втыкают булавки, вокруг которых обвиваются нити. Однако известны не только вологодские, но и кукарские кружева, которые плетутся на Вятской земле.

Плетение из бересты

Изготавливали предметы из бересты, наверное, практически во всех российских губерниях. Лапти, плетеные короба, корзинки, шкатулки, детские игрушки – все это плели из бересты. Бересту собирают в самом начале лета, когда сок прекращает свое движение по стволу дерева. Собранную бересту чистят, режут на полоски, из которых потом и получаются: обувь, плетенки для хранения крупы и вещей, сумочки и много других полезных предметов.

Читайте также:
Славянские праздники 🌞 языческие праздники, список зимних, весенних, осенних и летних праздников по календарю, праздничные обычаи и обряды славян

Культура Серебряного века

Многомудрый Литрекон любит поэзию серебряного века за ее новаторство и сложность, разносторонность и неординарность. Каждому из нас полезно изучить эту страницу культурной жизни страны, чтобы располагать ее инструментарием и применять эти знания в творческой работе.

Основные черты

Культура серебряного века затронула большое количество сфер жизни общества, наука, образование, живопись, литература, театр, скульптура, музыка – вобрали в себя все черты искусства серебряного века.

Основными чертами серебряного века можно назвать…

  • духовные и творческие поиски людей;
  • разрушение прежних духовных устоев, быстрое, динамичное развитие многих культурных составляющих.
  • Также серебряный век характеризуется попытками внедрить в культуру несколько новшеств (в музыке, театре, живописи и литературе).
  • Происходит интеграция российской культуры в мировую, культура становится более массовой.

Подробнее о признаках и особенностях серебряного века написано в данной статье.

Гении литературы

Ярче всего необычная эпоха проявила себя в творчестве деятелей пера. На стыке времен возникла целая плеяда звезд мирового значения. Всем хорошо известны писатели серебряного века русской литературы. Список их впечатляет:

  • Константин Бальмонт.
  • Игорь Северянин.
  • Саша Черный.
  • Марина Цветаева.
  • Сергей Есенин.
  • Владислав Ходасевич.
  • Всеволод Рождественский.
  • Николай Гумилев.
  • Александр Блок.

Точный список составить затрудняются даже литературоведы, как и установить временные рамки. Условно для литераторов время расцвета началось с 1890 г., но наиболее жаркие споры вызывает дата его окончания. Часть считает, что конец наступил с началом Гражданской войны, другие называют дату смерти Александра Блока, расстрела Николая Гумилева или самоубийства Владимира Маяковского.

Просто поражает многообразие талантов, которыми прославилось это время. Критический реализм развивался благодаря усилиям Льва Толстого, который описывал проблему противления злу, самоопределения личности («Живой труп», «Отец Сергий»).

Совершенно новым явлением стал символизм. Его приверженцы утверждали, что религия и вера — это основа не только искусства, но и всего человеческого бытия. Поэты были уверены, что через художественные символы они способны приобщиться к сфере запредельного. Поначалу новые взгляды вылились в декаданс — индивидуализм, состояние тоски и безнадежности были характерны для раннего творчества А. Блока, К. Бальмонта, В. Брюсова.

После 1909 г. символизм вышел на новый уровень. Он начал демонстрировать презрение к рационалистической философии, предвещая гибель западной цивилизации. Появились славянофильские настроения, возник интерес к языческим корням русской души. Именно там символисты стремились отыскать истоки для возрождения духовности.

Время перемен

Образованию стали уделять повышенное внимание, эпоха ознаменовалось открытием новых школ. Власть решила ввести начальное обучение для всех. В России тогда было больше всего церковно-приходских школ (более 40 тысяч в 1905 году). Хотя реформа проводилась неумело, ее плоды были заметны:

  • Выросло число учащихся начальных школ с 2,5 млн в 1900 г. до 6 млн в 1914 г.
  • Увеличилось количество земских училищ с 20 тыс. в 1904 до 28 тыс. в 1914 г.
  • Созданы коммерческие училища, дававшие, кроме общеобразовательной, специальную подготовку.
  • Введено совместное обучение девушек и юношей.
  • Выросло количество средних специальных учебных заведений (сельскохозяйственных, горных, железнодорожных, технических и промышленных).

Просвещение получило мощный толчок к развитию, открылись новые вузы, пединституты. Появилось более 30 высших курсов для женщин, после чего они получили массовый доступ к высшему образованию. Более половины студентов не имели дворянского происхождения, но смогли приобрести востребованную профессию.

«Мир искусства» и другие

В России живопись серебряного века тоже попала под влияние модных тенденций. Модернисты долго удерживали лидерство среди художников. Они объединились под названием «Мир искусства», объединение и стало законодателем моды. Реалисты тоже имели сильное влияние на общество. Именно они составляли «Общество передвижников», в которое входили лучшие мастера: И. Репин, В. Суриков, М. Нестеров и другие.

Но между двумя лагерями существовали противоречия. «Мирискусники» считали, что передвижники наносят вред русской живописи, поддаваясь влиянию общества, политики. В «Мир искусства» входили крупнейшие мастера: А. Бенуа, Л. Бакст, Б. Кустодиев, Н. Рерих и другие. Это мощное содружество влияло также на музыку, балет, критику, декорационное искусство.

Большое значение для развития творческой молодежи имела выставка «Голубая роза». Самые талантливые мастера были связаны с поэтами-символистами, которые в те годы часто выступали на вернисажах. Художники искали себя на стыке западного и национального искусства, пытаясь не потерять при этом индивидуальность. Наиболее яркие представители «Голубой розы» — М. Врубель, К. Петров-Водкин, П. Кузнецов, Н. Сапунов.

Известнейший мастер той эпохи — портретист Валентин Серов, оказавший влияние на многих видных художников. В каждой мелочи он видел нечто большое, значительное. Портрет девушки становился под его кистью гимном красоты, любви и счастья. Он писал не только представителей интеллигенции, но также чиновников, членов царской семьи, банкиров. При этом всегда оставался смелым в характеристике своих героев. Серову удавалось сочетать классические традиции с новаторскими идеями, примером тому служат портреты М. А. Врубеля, И. Рубинштейн, Т. Н. Карсавиной.

Поиск новых направлений

Скульптура этого времени отличалась разнообразием. Лучший представитель школы реализма — С. Волнухин, автор памятника Ивану Федорову, первому печатнику. П. Трубецкой представлял импрессионизм. Известны были работы П. Трубецкого, который выполнил скульптурные портреты Л. Толстого, С. Витте, Ф. Шаляпина и др.

Интересное сочетание модерна с импрессионизмом представляет собой творчество А. Голубкиной. Особенность ее работ в том, что они отражают не черты конкретного человека, а воплощают некий образ: «Солдат» (1907), «Старость» (1898), «Идущий человек» (1903).

Читайте также:
Реферат Современная архитектура России - проблемы и пути развития

Выдающимися для своего времени были произведения С. Коненкова. Его скульптуры отразили поиски стиля реализма в новых направлениях. Он увлекался как Микеланджело, так и русским деревянным скульптурным творчеством, портретами. Все его работы несут отпечаток неповторимого стиля.

Модерн и не только

Как следствие технического прогресса стали появляться новые города, росла промышленность. Развивался транспорт, менялась общественная жизнь. Благодаря этому архитектура серебряного века получила возможности для изменений. Главное, что преображались не только крупные города, но и провинция.

Везде стали строиться вокзалы, следом за ними рестораны, рынки, банковские здания, магазины, театры. Требовалось найти новый стиль. Как и в живописи, он стал именоваться «модерном». Одной из его изюминок стала стилизация русских мотивов — так появился неорусский стиль. Применялся он также во время строительства усадеб, особняков, дворцов.

Самым ярким представителем этого периода специалисты называют архитектора Ф. Шехтеля. Поначалу вдохновение он находил в готических образцах (примером может служить особняк С. П. Рябушинского, построенный в 1902 году), но затем Шехтель постоянно использовал традиции русского деревянного зодчества — как в здании московского Ярославского вокзала (1902−1904).

Постепенно формы и конструкции упрощались, появился рационалистический модерн. Были среди архитекторов и приверженцы неоклассицизма, эклектики. Ярким примером последнего стиля является московская гостиница «Метрополь», сооруженная в начале прошлого века.

Достижения научного мира

Это было время прорыва не только для деятелей культуры. Оставили свой след в истории также деятели науки, которые открывали новые сферы. Основоположником гидро- и аэродинамики стал Н. Жуковский, создавший теорию гидравлического удара. Именно он открыл закон подъемной силы крыла самолета.

Основы воздухоплавания, ракетодинамики разработал К. Циолковский, проводивший эксперименты в области моделирования дирижаблей и самолетов. Циолковский изобрел автопилот, обосновал возможность космических полетов, предложил ракетный двигатель.

В. Вернадский, выдающийся русский ученый, своими трудами положил начало новым направлениям в радиологии, геохимии, биохимии. Если бы не его учения о ноосфере и биосфере, не появилась бы экология. Только в современном мире, который стоит на гране экологической катастрофы, можно сполна оценить, насколько новаторскими были его идеи.

Новое религиозное сознание

Поиски духовного самоопределения характерны для русского человека в любые времена. Но именно в те годы под влиянием философии находилась не только научная сфера, но и вся культура в целом. Лучшие умы пытались объединить духовное с материальным.

Ярчайшим представителем культурной эпохи стал В. С.Соловьев. Выросший в набожной среде, в юности пережил тяжелый духовный кризис, увлекался материализмом и атеизмом. В студенчестве взгляды его в очередной раз изменились.

Главное достижение В. Соловьева в том, что через поиски социальной правды он получил новое христианское сознание. Преодолев кризис личного безверия, он переосмыслил идею Богочеловечества. При этом Соловьев христианскими тезисами обогатил философию, а не пытался изменить их «под себя». Значение его трудов невозможно переоценить, блестящий литературный дар помог автору сделать свои идеи доступными для широкой общественности. О русском философе заговорили во всем мире, работы его выходили и на других языках.

Блестящие мыслители — Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, П. Флоренский — определили развитие философии, этики и культуры во всем мире. В частности, предвосхитили развитие экзистенциализма.

Непродолжительная эпоха повлияла на всю мировую культуру. Лучшие умы поколения обратили внимание общества на то, что необходим не только технический прогресс, но и возрождение духовных ценностей.

Таблица “Серебряный век русской культуры”

Область культуры

Направление

Ведущие представители

Особенности творчества

Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн.

Правдивое изображение жизни, обличение существующих общественных пороков.

Поэты-символисты К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Андрей Белый

Противопоставление “пошлому” реализму. Лозунг “искусство для искусства”.

Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам

Главное в творчестве – безупречный эстетический вкус и красота слова

Острая критика существующего государственного и общественного строя.

В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский

Отрицание всех общепризнанных культурных ценностей. Смелые эксперименты в стихосложении и словообразовании.

В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Левитан

Изображение социальной действительности и быта, сюжеты из русской истории, пейзажная живопись. Основное внимание уделяется мельчайшим деталям.

Группа “Мир искусства”: М. Н. Бенуа, Н. Рерих, М. Врубель и др.

Стремление создать совершенно новое искусство. Поиск экспериментальных форм выражения.

В. Кандинский, К. Малевич.

Полная отрешенность от реальности. Произведения должны порождать свободные ассоциации.

Смешение различных стилей

С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин.

Мелодизм, народная певучесть в сочетании с поиском новых форм.

Рис. 2. Богатырский скок. В. М. Васнецов. 1914.

В эпоху Серебряного века больших успехов достигает русский театр и балет:

  • В 1898 г. был основан Московский Художественный театр во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
  • “Русские сезоны” за рубежом с участием А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, М. И. Фокина стали настоящим триумфом русского балета.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: