Описание картины Васнецова Три богатыря – история создания

Описание картины Васнецова “Три богатыря” — история создания

Виктор Михайлович Васнецов известен как гениальный мастер, глубоко увлеченный историей и традициями своей страны. Он автор многих художественных шедевров, получивших всемирное признание. Картина Васнецова «Три богатыря» – это объемное полотно, изображающее легендарных героев Руси, передающее особенности русского характера.

История написания

Васнецов работал над выдающимся холстом больше двух десятков лет. Идея нарисовать картину с русскими героями появилась в 1871 г. Началом создания полотна «Три богатыря» стал эскиз, созданный карандашом во время пребывания автора в Париже в 1876 г. Полноценная реализация этого наброска состоялась по истечении нескольких лет.

Набросок картины Васнецова «Три богатыря»

Своим созданием картина «Три богатыря» во многом обязана другому российскому художнику – В. Д. Поленову. Товарищ Васнецова был впечатлен необычным эскизом и выразил при его виде глубокий восторг. Виктор Михайлович хотел подарить другу свой набросок. Поленов пообещал забрать эскиз только тогда, когда появится полноценное полотно, что и произошло впоследствии.

К созданию картины «Три богатыря» художник приступил в усадьбе Абрамцево. Васнецов подходил к своей работе очень ответственно, называл ее «творческим долгом, обязательством перед народом». К 1898 г. полотно с тремя витязями было полностью готово и подписано автором.

Картину «Три богатыря» сразу признали настоящим шедевром. Ее высоко оценил и затем купил знаменитый русский коллекционер П. М. Третьяков. Работа была выставлена на всеобщее обозрение, однако некоторое время Васнецов продолжал вносить в нее правки.

Сегодня оригинальное полотно, созданное более 100 лет назад, хранится в стенах Государственной Третьяковской галереи.

Илья Муромец на картине Васнецова «Три богатыря»

Илья Муромец изображен в центре полотна. Его фигура самая крупная среди троих богатырей. Легенда сообщает об Илье Муромце следующее:

  • герой родился в селе, находящемся рядом с Муромом;
  • будущий богатырь воспитывался в крестьянской семье;
  • до 33 лет он не ходил, однако потом был чудесным образом исцелен.

Для создания картины с тремя героями были задействованы настоящие натурщики и лучшие лошади из усадьбы Абрамцево. Чтобы передать дух старины, использовалась подлинная одежда древнерусских витязей.

Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров. Старинные атрибуты предоставил для создания его образа и остальных персонажей Исторический музей города Москвы.

На картине богатырь, облаченный в шлем и доспехи, внимательно всматривается вдаль. Он оглядывает пристальным взглядом русскую землю, чтобы вовремя заметить малейшую опасность. На левой руке витязя виден щит, с правой руки, которую он приложил ко лбу, свисает булава.

Илья Муромец изображен восседающим на могучем вороном коне, поперек которого он расположил копье. На верном спутнике богатыря тяжелая сбруя, помогающая обуздать его. Конь искоса смотрит красноватым глазом и круто выгибает шею. Он выглядит так же уверенно, как и всадник, демонстрирует свою ежеминутную готовность к бою.

Добрыня Никитич

Слева от Ильи Муромца нарисован Добрыня Никитич, сидящий верхом на белом скакуне. Этот богатырь считается самым старшим среди всех персонажей картины, является вторым по значимости в знаменитой троице.

В древних былинах сохранились сведения о том, что Добрыня Никитич был человеком образованным, справедливым, уверенным в своей силе. Во многих легендах его называют змееборцем, поскольку он сумел одержать победу над Змеем Горынычем.

Образ Добрыни Никитича отличается от остальных богатырских фигур тем, что для его создания не был выбран натурщик. Считается, что в облике этого героя Васнецов объединил черты своего лица, особенности отцовской внешности, а также художника Поленова.

Добрыня Никитич имеет знатное происхождение и высокий статус. Об этом свидетельствуют:

  • княжеские доспехи;
  • алый щит со вставками из благородного металла;
  • стремена с позолотой;
  • конская уздечка с медальонами из золота.

Во взгляде Добрыни Никитича читаются уверенность и бесстрашие. Рука героя частично вынимает меч из ножен, украшенных драгоценностями. Богатырь и его сильный конь, который принюхивается к ветру, в любой момент способны защитить родные земли.

Алеша Попович

Справа Васнецов расположил Алешу Поповича – самого младшего из нарисованных на картине витязей. Он контрастирует с остальными богатырями не только возрастом, но и телосложением. Алеша Попович – это сын священнослужителя, который прославился на Руси необыкновенным умом.

Прототипом Алеши Поповича стал юноша по имени Андрей – сын Саввы Мамонтова, которому принадлежало поместье Абрамцево. Молодой человек скоропостижно умер от болезни в разгар работы над картиной, и Васнецов заканчивал создание героя по памяти.

Алеша Попович худощавый и выглядит скромнее остальных богатырей. В руках молодой витязь удерживает лук со стрелами. Васнецов изобразил его на приземистом рыжем коне.

Алеша не производит впечатления силача, однако обладает необыкновенной смекалкой. Также он известен как песенник и гусляр. Чтобы победить врага, этот молодой витязь чаще всего прибегает к хитрости и обману. Мудрость и сильный характер можно прочесть во взгляде Алеши Поповича, которые талантливо изобразил художник. Благодаря своему недюжинному уму, этот богатырь сумел одержать верх над Тугарином Змеевичем.

Пейзаж

Краткое описание картины «Три богатыря» Васнецова стоит завершить характеристикой пейзажа. Известно, что художник долго подыскивал вид, достойный стать фоном для трех русских богатырей. В поисках подходящего варианта он регулярно совершал прогулки по Абрамцево. В итоге художник выбрал местность, окруженную густым лесом. Васнецов распорядился построить здесь мастерскую, попросил привозить в нее натурщиков.

Три богатырские фигуры расположены в центральной части полотна, разграничивающей небо и землю. Возникает ощущение, что витязи сроднились с окружающей их природой, которая соответствует героическому духу картины.

Пейзаж, изображенный Васнецовым, можно назвать типично русским. За могучими спинами трех богатырей виднеются:

  • небо, покрытое густыми облаками;
  • высокие холмы, поросшие дремучим лесом;
  • курганы с камнями и сидящими на них кречетами.
Читайте также:
Искусство, определение, функции и предметы, особенности

На полотне видны луг и перелески, небольшие ели и сосны, характерные для русской земли. Деревья гораздо меньше троих персонажей. С помощью такого приема автор передает величие своих героев.

Вокруг богатырей дует свежий вольный ветер, пригибающий к земле траву. В дальней части картины видна парящая в небе птица – символ духа свободы. Глядя на витязей и окружающий пейзаж, можно ощутить напряжение и тревогу. В то же время, три богатырские фигуры источают уверенность в способности защитить родные земли, дарят чувство спокойствия.

Картина в Государственной Третьяковской галереи

Картина «Три богатыря» является одним из ярчайших свидетельств гениальности В. М. Васнецова. Лучшие сыновья Руси, изображенные на ней, олицетворяют народное величие. Они несут в себе природную мудрость и свободолюбие русских людей. Картина «Три богатыря» обладает высокой художественной ценностью и заслуженно считается достоянием нации.

Считаете ли вы данную работу Васнецова шедевром? Согласны ли с тем, что картина «Три богатыря» вызывает у жителей России гордость за свою историю и страну? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы не потерять.

Описание самого известнейшего полотна Васнецова «Три богатыря» в видео – анализ картины.

  1. «Замечательные полотна». – Л.,1966г.
  2. Коваленская Н. Н. В. М. Васнецов. // История русского искусства. / Под общ. ред. академика И. Э. Грабаря, действительного члена Академии художеств СССР В. С. Кеменова и члена-корреспондента АН СССР В. Н. Лазарева. Том IX. Книга вторая. — М.: Наука, 1965 г.
  3. Краснов В.Н. Беседы по искусству. – М.: Искусство, 1967 г.

Гармония сказки и были на полотне В. Васнецова «Богатыри»

Многие живописцы интересовались историей, фольклором и этнографией, черпая вдохновение из легенд, преданий, небылиц и басен. Не стал исключением и Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Именно о его произведении и пойдёт речь в нашей статье!

Виктор Васнецов «Богатыри». 1881—1898 Холст, масло. 295,3 × 446 см. Фото с оригинала

Как появилась картина Васнецова «Три богатыря»?

Первый набросок карандашом
1871—1874 гг. Третьяковская галерея

Официально художник начал трудиться над полотном в 1881 г. Однако идея панно возникла у него ещё в 1871 г., при посещении мастерской Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927). Друзья обсуждали принципы творчества, и кто-то сказал, что задавать тон всего произведения обязано то сказание, которое легло в его основу. Рисунок может разве что дополнить и расширить уже существующее впечатление, но не полностью его трансформировать. Сразу же после визита Виктор Михайлович «набросал карандашиком» давно лелеемый замысел – троицу могучих богатырей на лохматых конях.

Первый эскиз маслом картины «Богатыри»
Холст, масло 27х41
Дом-музей В. Д. Поленова

Первый эскиз маслом, подаренный В. Д. Поленову, сейчас хранится в его доме-музее. На нём есть две даты – «75» и «10 марта 1898». Первое число проставлено ошибочно – полотно Васнецов закончил вскоре после своей поездки в Париж в 1876-1877 гг. и преподнёс приятелю. Но, увидев рисунок и услышав описание картины, которую хотел создать Виктор Михайлович Васнецов, Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмёт его лишь тогда, когда мастер нанесёт финальные штрихи. Для этого потребовалось более 20 лет – и наконец 27 апреля 1898 г., огромный шедевр (его размеры – 295,3*446 см) был закончен.

Художник рисовал и другие эскизы. Среди них – пейзажи «Абрамцево» (1879), «Мелколесье. Ахтырка» (1880), «Лесистый пригорок и дали в Абрамцеве» (1881), портреты «Витязь в кольчуге» (1880), «Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров» (1883), этюды «Лошади» (1881), «Кольчуга» (1898), «Голова крестьянина» (1898).

Этюд для первого плана картины «Богатыри» Абрамцево
Холст, масло 19х47,5 Дом-музей В. Д. Поленова

Мелколесье. Ахтырка
Холст на картоне, масло 14 х48 Музей-заповедник Абрамцево

Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым)
Холст, масло.34,7х49,3 Третьяковская галерея 1882 г.

Вот что говорил о картине сам живописец: «Может, я не всегда работал над «Богатырями» с должным усердием и напряженностью, но они неотступно были передо мною, лишь к ним влеклось сердце и тянулась рука! Это – мой творческий долг».

Полотно по достоинству оценила публика и критики. А когда Виктора Михайловича посетил коллекционер П. М. Третьяков, он был настолько поражен произведением, что простоял перед ним несколько минут, а потом немедленно заключил договор о покупке. Так «Три богатыря» стали одним из последних панно, внесённых в каталог картин всемирно известного собрания. Кроме того, они заняли центральное место на персональной выставке Васнецова, организованной в марте-апреле 1899 г.

«Богатыри» в Государственной Третьяковской галереи, Москва

Персонажи шедевра – натурщики и прототипы

Раньше герои преданий считались вымышленными, но исследования историков показали, что за эпосом скрываются вполне реальные люди. В частности, «настоящий» Илья Муромец родился в г. Муроме (Владимирская обл. России) в XII ст. Сначала он носил прозвание «Чоботок», но после тяжёлого ранения принял постриг под именем Илия. Останки силача похоронили в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. его причислили к лику святых. Изучив мощи, учёные установили, что богатырь страдал от проблем с позвоночником и даже реконструировали его внешность – это высокий (около 182 см) мужчина с развитой мускулатурой.

Художник долго искал человека, с которого он мог бы написать Илью Муромца. Он зарисовывал крестьянина Ивана Петрова, кузнеца из помещичьей усадьбы Абрамцево, ломового извозчика, встреченного около Крымского моста в Москве.

Читайте также:
Народные промыслы России - виды древнего искусства

Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии
Этюд Виктора Васнецова для картины «Богатыри». 1883 год

Алёша Попович – младший из трёх храбрецов. В былинах его образ довольно противоречив – воин отличается находчивостью и хитроумием, но в то же время хвастливостью, лукавством и коварством. В реальности витязь Александр Попович был ростовским боярином, «храбром» (лучшим бойцом) Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, вместе с которым и погиб в битве под Калкой в 1223 г.

Натурщиком же для полотна стал младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова Андрей. Впервые мальчик позировал живописцу, когда ему ещё не исполнилось 13 лет. По картине Васнецова легко уловить весёлый, благодушный, искренний характер юноши.

Андрей Саввич Мамонтов, младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова

Добрыня Никитич – умный и образованный «служилый» князя, то есть соратник правителя, которому тот поручает самые сложные и опасные задачи. Его исторический прототип – воевода Добрыня, дядя Владимира Красное Солнышко. А внешность богатыря скопирована… с самого Виктора Михайловича! Впрочем, некоторые исследователи считают, что это собирательный образ всего семейства Васнецовых.

Прототипом Добрыни считают собирательный образ всего семейства Васнецовых

Благодаря трудолюбию и старательности художника панно вышло не только красочным и привлекательным, но и достоверным – всё, от одежды воинов и их оружия до сбруи коней в точности соответствует археологическим находкам того периода. Именно поэтому полотно до сих пор пользуется такой популярностью – зал Государственной Третьяковской галереи, где оно находится, постоянно посещают экскурсии, репродукции шедевра есть во многих домах и учреждениях, а ученики средних классов даже пишут сочинение по картине!

Символика картины Васнецова

Художник воспринимал богатырей как мифическое воплощение созидательной энергии природы. Они олицетворяли преемственность поколений, нерасторжимую связь предков и потомков, богатое наследие, оставленное населявшими эти земли людьми.

«Три богатыря» Васнецова – картина из янтаря

Васнецов придал каждому воину индивидуальность, наделив его личными качествами. Так:

  • Илья Муромец символизирует основательность, рассудительность, неторопливость. Он является носителем народной мудрости, опыта и традиций.
  • Добрыня Никитич предстаёт в ипостаси храброго защитника своей семьи и Родины, служащего ей до последнего вздоха.
  • Алёша Попович, на поясе которого висят и меч, и гусли, воплощает сразу два начала – отважного бойца и поэта, чуткого к любым проявлениям красоты.

Неслучаен и выбор пейзажа. Пасмурное небо, низко нависшее над головами героев, напоминает, что они постоянно должны находиться настороже – по словам живописца, «примечать в поле, нет ли ворога, не обижают ли кого».

Впрочем, постичь смысл произведения можно, лишь взглянув на него вблизи – и купить картину из янтаря, полностью повторяющую оригинал, Вам поможет наш интернет-магазин «Янтарь Полесья»!

«Богатыри» Виктора Васнецова – картина, что писалась более 20 лет

«Богатыри» – одна из самых узнаваемых и любимых народом картин Виктора Васнецова

Свою знаменитую картину «Богатыри» (в народе её также называют «Три богатыря») Виктор Васнецов писал более двадцати лет. Сколько людей позировало живописцу, сложно перечислить. Среди простого люда и представителей интеллигенции художник искал тот самый “русский типаж”, который был успешно воплощён в образах трёх былинных героев.

Интересно, что все три образа значительно различаются между собой, а сам Васнецов сумел мастерски передать характеры Ильи, Алёши и Добрыни. Какие скрытые символы можно увидеть на этом полотне? Почему Васнецов так долго трудился над своими «Богатырями»? И что вдохновило его на создание картины?

История создания картины

Как часто бывает, любому выдающемуся творению предшествует ряд случайностей, которые подтолкнули мастера на создание своего шедевра. Так было и с Васнецовым. Известный русский художник в 1871 году посещает мастерскую своего друга.

Там он вдохновляется увиденным и делает простой карандашный набросок будущей картины. Впрочем, стал бы клочок бумаги размером 19 на 26 сантиметров первым шагом к созданию знаменитого полотна – большой вопрос. К счастью, этот набросок увидел мастер исторической живописи П. П. Чистяков, что и посоветовал Васнецову приступить к работе над этой картиной.

Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Именно идеей Чистякова стало использование образов былинных богатырей, а не трёх простых всадников. Однако уже на этом первом наброске заметны все основные детали и особенности будущей картины. Первый эскиз своего произведения Виктор Васнецов преподнёс своему другу, Поленову, в доме-музее которого он хранится и сегодня.

Однако Поленов не хотел принимать лишь зарисовку. Он уговорил живописца создать настоящую большую картину, к чему Васнецов приступил позднее. В целом, на создание полотна ушло более двадцати лет – со дня того самого знаменитого наброска на маленьком листе бумаги до воплощения идеи на холсте.

Образы богатырей

Как я уже заметила, натурщиков для этого сложного произведения Васнецов искал всюду. Прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, живший во Владимирской губернии. Именно этот человек позировал живописцу для этюда 1883 года.

Крестьянин Иван Петров, проживавший во Владимирской губернии, 1883 год.
Этюд к картине «Богатыри»

Но как истинный творец, Васнецов не мог успокоиться, отыскивая новые типажи и пробуя менять образ Ильи, богатыря, что оказался самым сложным в портретном решении. В других зарисовках и этюдах художника можно увидеть образ, взятый с натуры кузнеца из Абрамцева или извозчика, встреченного Васнецовым в Москве. Сам мастер писал:

“Иду по набережной около Крымского моста – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья”.

А вот личности натурщиков Добрыни и Алёши так и остаются загадками. Многие искусствоведы полагают, что в чертах Добрыни Никитича художник мог изобразить самого себя. Несмотря на то, что в былинах этот богатырь всегда описывается молодым силачом, Васнецов решил показать его зрелым мужчиной. Не исключено, что некоторые черты он списал с самого себя, создав таким образом некий “автопортрет”.

Читайте также:
Серебряный век русской культуры ℹ особенности развития живописи, архитектуры, поэзии, науки, представители, главные достижения и открытия

Описание, сюжет и символы картины «Богатыри»

Васнецов считается признанным мастером изображения фольклорных и былинных сюжетов, но его богатыри стали одним из самых известных творений. Одни только размеры полотна являются поистине впечатляющими – 295 на 446 см. Главным замыслом художника стало изображение силы и мощи русских героев, что всегда готовы отразить нападение врага.

В своём письме к Чистякову художник описывал своё произведение так:

“Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?”.

В своём воображении при создании «Богатырей» Васнецов воскресил былинные образы самых знаменитых персонажей, что известны каждому русскому человеку. У художника не было стремления изобразить конкретный эпизод из древних преданий или исторический момент.

Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри», 1881-1898 г.
Картина находится в Третьяковской галерее, Москва, Россия

Напротив, Васнецов постарался обобщить в образах своих богатырей силу и твёрдость духа всего русского народа. Илья, Добрыня и Алёша являются лишь отчасти былинными персонажами, их главное предназначение – отражение могущества всей Руси.

Как известно из преданий, об этих трёх богатырях рассказывалось в разные времена, а потому встретиться так, являясь практически ровесниками, они могли лишь на картине Васнецова. Все три героя картины – очень разные:

  • Илья Муромец воплощает физическую силу и мудрость самого старшего из богатырей.
  • Добрыня Никитич привлекает к себе внимание живостью взгляда – сразу ясно, что перед нами находчивый и смелый человек.
  • Алёша Попович, самый младший из богатырей, – явно считается метким стрелком. На боку его лошади заметны гусли, а значит, именно он любит развлекать товарищей своей музыкой во время привала.

Илья Муромец, фрагмент картины «Богатыри»

Не менее интересны и особые “скрытые” символы картины Васнецова «Богатыри», которые замечаешь лишь после детального просмотра. Пейзаж представлен исполинскими деревьями и юными сосенками – это отражает преемственность поколений. Герои стоят на фоне темнеющего неба – возможно, оно “сообщает” нам о приближении противника. Однако в небесах заметны просветы, а значит, победа неизменно будет на стороне правды и добра.

Сын Виктора Васнецова, Алексей, вспоминал о работе отца:

“«Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни…”.

Живописец действительно вложил все свои силы и мастерство в этот шедевр, который я бы назвала не просто прекрасным, а вдохновляющим. Глядя на «Богатырей» Васнецова, невольно чувствуешь гордость за прошлое своей страны, за силу духа, полученную от предков, за готовность противостоять любым испытаниям – как делали наши предки-”богатыри” в далёкие времена.

Описание картины Васнецова “Три богатыря” — история создания

Многие живописцы интересовались историей, фольклором и этнографией, черпая вдохновение из легенд, преданий, небылиц и басен. Не стал исключением и Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Именно о его произведении и пойдёт речь в нашей статье!

Виктор Васнецов «Богатыри». 1881—1898 Холст, масло. 295,3 × 446 см. Фото с оригинала

История написания

Васнецов работал над выдающимся холстом больше двух десятков лет. Идея нарисовать картину с русскими героями появилась в 1871 г. Началом создания полотна «Три богатыря» стал эскиз, созданный карандашом во время пребывания автора в Париже в 1876 г. Полноценная реализация этого наброска состоялась по истечении нескольких лет.


Набросок картины Васнецова «Три богатыря»

Своим созданием картина «Три богатыря» во многом обязана другому российскому художнику – В. Д. Поленову. Товарищ Васнецова был впечатлен необычным эскизом и выразил при его виде глубокий восторг. Виктор Михайлович хотел подарить другу свой набросок. Поленов пообещал забрать эскиз только тогда, когда появится полноценное полотно, что и произошло впоследствии.

К созданию картины «Три богатыря» художник приступил в усадьбе Абрамцево. Васнецов подходил к своей работе очень ответственно, называл ее «творческим долгом, обязательством перед народом». К 1898 г. полотно с тремя витязями было полностью готово и подписано автором.


«Три богатыря»

Картину «Три богатыря» сразу признали настоящим шедевром. Ее высоко оценил и затем купил знаменитый русский коллекционер П. М. Третьяков. Работа была выставлена на всеобщее обозрение, однако некоторое время Васнецов продолжал вносить в нее правки.

Сегодня оригинальное полотно, созданное более 100 лет назад, хранится в стенах Государственной Третьяковской галереи.

Илья Муромец на картине Васнецова «Три богатыря»

Илья Муромец изображен в центре полотна. Его фигура самая крупная среди троих богатырей. Легенда сообщает об Илье Муромце следующее:

  • герой родился в селе, находящемся рядом с Муромом;
  • будущий богатырь воспитывался в крестьянской семье;
  • до 33 лет он не ходил, однако потом был чудесным образом исцелен.


Илья Муромец

Для создания картины с тремя героями были задействованы настоящие натурщики и лучшие лошади из усадьбы Абрамцево. Чтобы передать дух старины, использовалась подлинная одежда древнерусских витязей.

Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров. Старинные атрибуты предоставил для создания его образа и остальных персонажей Исторический музей города Москвы.

На картине богатырь, облаченный в шлем и доспехи, внимательно всматривается вдаль. Он оглядывает пристальным взглядом русскую землю, чтобы вовремя заметить малейшую опасность. На левой руке витязя виден щит, с правой руки, которую он приложил ко лбу, свисает булава.

Читайте также:
Массовая культура - признаки, функции, влияние, плюсы и минусы

Илья Муромец изображен восседающим на могучем вороном коне, поперек которого он расположил копье. На верном спутнике богатыря тяжелая сбруя, помогающая обуздать его. Конь искоса смотрит красноватым глазом и круто выгибает шею. Он выглядит так же уверенно, как и всадник, демонстрирует свою ежеминутную готовность к бою.

Персонажи шедевра – натурщики и прототипы

Раньше герои преданий считались вымышленными, но исследования историков показали, что за эпосом скрываются вполне реальные люди. В частности, «настоящий» Илья Муромец родился в г. Муроме (Владимирская обл. России) в XII ст. Сначала он носил прозвание «Чоботок», но после тяжёлого ранения принял постриг под именем Илия. Останки силача похоронили в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. его причислили к лику святых. Изучив мощи, учёные установили, что богатырь страдал от проблем с позвоночником и даже реконструировали его внешность – это высокий (около 182 см) мужчина с развитой мускулатурой.

Художник долго искал человека, с которого он мог бы написать Илью Муромца. Он зарисовывал крестьянина Ивана Петрова, кузнеца из помещичьей усадьбы Абрамцево, ломового извозчика, встреченного около Крымского моста в Москве.

Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии Этюд Виктора Васнецова для картины «Богатыри». 1883 год

Алёша Попович – младший из трёх храбрецов. В былинах его образ довольно противоречив – воин отличается находчивостью и хитроумием, но в то же время хвастливостью, лукавством и коварством. В реальности витязь Александр Попович был ростовским боярином, «храбром» (лучшим бойцом) Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, вместе с которым и погиб в битве под Калкой в 1223 г.

Натурщиком же для полотна стал младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова Андрей. Впервые мальчик позировал живописцу, когда ему ещё не исполнилось 13 лет. По картине Васнецова легко уловить весёлый, благодушный, искренний характер юноши.

Андрей Саввич Мамонтов, младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова

Добрыня Никитич – умный и образованный «служилый» князя, то есть соратник правителя, которому тот поручает самые сложные и опасные задачи. Его исторический прототип – воевода Добрыня, дядя Владимира Красное Солнышко. А внешность богатыря скопирована… с самого Виктора Михайловича! Впрочем, некоторые исследователи считают, что это собирательный образ всего семейства Васнецовых.

Прототипом Добрыни считают собирательный образ всего семейства Васнецовых

Благодаря трудолюбию и старательности художника панно вышло не только красочным и привлекательным, но и достоверным – всё, от одежды воинов и их оружия до сбруи коней в точности соответствует археологическим находкам того периода. Именно поэтому полотно до сих пор пользуется такой популярностью – зал Государственной Третьяковской галереи, где оно находится, постоянно посещают экскурсии, репродукции шедевра есть во многих домах и учреждениях, а ученики средних классов даже пишут сочинение по картине!

Добрыня Никитич

Слева от Ильи Муромца нарисован Добрыня Никитич, сидящий верхом на белом скакуне. Этот богатырь считается самым старшим среди всех персонажей картины, является вторым по значимости в знаменитой троице.


Добрыня Никитич

В древних былинах сохранились сведения о том, что Добрыня Никитич был человеком образованным, справедливым, уверенным в своей силе. Во многих легендах его называют змееборцем, поскольку он сумел одержать победу над Змеем Горынычем.

Образ Добрыни Никитича отличается от остальных богатырских фигур тем, что для его создания не был выбран натурщик. Считается, что в облике этого героя Васнецов объединил черты своего лица, особенности отцовской внешности, а также художника Поленова.

Добрыня Никитич имеет знатное происхождение и высокий статус. Об этом свидетельствуют:

  • княжеские доспехи;
  • алый щит со вставками из благородного металла;
  • стремена с позолотой;
  • конская уздечка с медальонами из золота.

Во взгляде Добрыни Никитича читаются уверенность и бесстрашие. Рука героя частично вынимает меч из ножен, украшенных драгоценностями. Богатырь и его сильный конь, который принюхивается к ветру, в любой момент способны защитить родные земли.

Символика картины Васнецова

Художник воспринимал богатырей как мифическое воплощение созидательной энергии природы. Они олицетворяли преемственность поколений, нерасторжимую связь предков и потомков, богатое наследие, оставленное населявшими эти земли людьми.

Васнецов придал каждому воину индивидуальность, наделив его личными качествами. Так:

  • Илья Муромец символизирует основательность, рассудительность, неторопливость. Он является носителем народной мудрости, опыта и традиций.
  • Добрыня Никитич предстаёт в ипостаси храброго защитника своей семьи и Родины, служащего ей до последнего вздоха.
  • Алёша Попович, на поясе которого висят и меч, и гусли, воплощает сразу два начала – отважного бойца и поэта, чуткого к любым проявлениям красоты.

Неслучаен и выбор пейзажа. Пасмурное небо, низко нависшее над головами героев, напоминает, что они постоянно должны находиться настороже – по словам живописца, «примечать в поле, нет ли ворога, не обижают ли кого».

Впрочем, постичь смысл произведения можно, лишь взглянув на него вблизи – и купить картину из янтаря, полностью повторяющую оригинал, Вам поможет наш интернет-магазин «Янтарь Полесья»!

Алеша Попович

Справа Васнецов расположил Алешу Поповича – самого младшего из нарисованных на картине витязей. Он контрастирует с остальными богатырями не только возрастом, но и телосложением. Алеша Попович – это сын священнослужителя, который прославился на Руси необыкновенным умом.

Прототипом Алеши Поповича стал юноша по имени Андрей – сын Саввы Мамонтова, которому принадлежало поместье Абрамцево. Молодой человек скоропостижно умер от болезни в разгар работы над картиной, и Васнецов заканчивал создание героя по памяти.

Алеша Попович худощавый и выглядит скромнее остальных богатырей. В руках молодой витязь удерживает лук со стрелами. Васнецов изобразил его на приземистом рыжем коне.

Читайте также:
Реферат Современная архитектура России - проблемы и пути развития


Алеша Попович

Алеша не производит впечатления силача, однако обладает необыкновенной смекалкой. Также он известен как песенник и гусляр. Чтобы победить врага, этот молодой витязь чаще всего прибегает к хитрости и обману. Мудрость и сильный характер можно прочесть во взгляде Алеши Поповича, которые талантливо изобразил художник. Благодаря своему недюжинному уму, этот богатырь сумел одержать верх над Тугарином Змеевичем.

Богатыри

Виктор Михайлович Васнецов говорил, что картина «Богатыри» – это его обязательство перед народом, благодарность ему за то, что «вырастил, воспитал, вооружил уменьем». Замысел у него возник еще в 1871 году. Он набросал карандашом эскиз. Через пять лет в Париже повторил рисунок уже в красках. В мастерскую к нему в этот момент вошел Василий Поленов и восхитился. Васнецов же щедро предложил, мол, бери себе, раз нравится. Поленов возмутился тем, что Виктор Михайлович Васнецов так легко разбрасывается столь замечательными работами, однако сам художник не видел на тот момент ничего особенного в этюде. Поленов предложил сегодня широко известную сделку: «Ты даешь мне слово, что эскиз этот будет наброском к большой картине. Когда напишешь ее, подаришь мне этот эскиз, но не раньше». Написав своих трех богатырей, Виктор Михайлович Васнецов таки подарил Поленову тот эскиз. Художник признавался, что более всего его влечет древняя Русь: «Характер, понимаешь ли, дух русского человека, когда он перед силами природы, перед врагом один стоял и ни у кого защиты не просил». В картине «Богатыри» Виктору Михайловичу Васнецову удалось максимально полно отразить этот характер. А первый подход к теме мастер сделал еще в работе «Витязь на распутье».

На огромном полотне изображена застава. Глядя на три грандиозные конные фигуры на картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», поневоле вспоминаешь былинное: конь бежит – земля дрожит. В центре композиции восседает на огромном черном коне Илья Муромец. Телосложения он крепкого и могучего. Приставив руку ко лбу, Илья Муромец обозревает округу. Взгляд спокойный и уверенный, в нем и основательность, и цепкость (ничто не укроется от этого взгляда) и великодушие (сильный может его себе позволить) и простота – простого роду этот богатырь, выходец из народа и потому особо любим народом. В одной руке у него копье и щит, с запястья другой свисает тяжелая булава – о ней сказано «палица булатная сорока пудов». Но рука Ильи Муромца не сгибается под этой тяжестью, словно браслет какой, а не сорок пудов на ней. Среди трех богатырей на картине он атаман, главный над всеми. Конь – под стать ему, «лютым зверем» его называют в былинах. В качестве сбруи – тяжелая металлическая цепь, только ею и можно обуздать норовистого коня.

Слева от него на картине «Богатыри» другой легендарный герой русских былин – Добрыня Никитич. Он знатного происхождения, что видно и по его изящной кольчуге и по переливающемуся, сияющему алмазами да рубинами алому щиту, и по изысканной тонкой сбруе белоснежного статного коня. В былинах он представлен человеком зрелым, степенным, благородным. Он старше товарищей. Таким его и изобразил Васнецов. Видно, что Добрыня Никитич силой большой обладает, но при этом нетерпеливости в нем нет, он опытный и рассудительный. Рука его на картине «Богатыри» наполовину вынула меч из ножен, он готов в любой момент выхватить его и, можем быть уверены, промедления не допустит. Кстати, меч-кладенец Добрыни в былинах фигурирует как заговоренный, отнятый у самого Змея Горыныча.

Справа на картине Виктора Михайловича Васнецова на буром коне Алеша Попович, самый молодой из трех богатырей. В руках у него лук со стрелами, а на боку висят гусли – не только персонажи былин воевать могут. Алешу легко представить весельчаком, песенником, в его образе сильно лирическое начало, а сила его – в сметливости и ловкости. Конь Алешин пощипывает траву и кажется беззаботным. Но благодаря своей поджарости и легкости в бою он будет быстр и стремителен, как молния.

Конкретные былинные образы вполне узнаваемы, но три богатыря на картине кажутся не просто персонажами мифа, а олицетворением защитной и созидательной силы русской. Васнецов выбрал интересный ракурс – зрители смотрят на героев полотна снизу вверх. За счет этого фигуры трех богатырей на картине кажутся громадными, а пейзаж – не просто фоном, на котором они написаны. За их спинами – земля, которую они готовы защищать, которая может чувствовать себя в безопасности, пока у нее такие стражи.

Илью Муромца для картины «Богатыри» Виктор Михайлович Васнецов писал с абрамцевского крестьянина-извозчика Ивана Петрова. Прототипом юного Алеши Поповича стал Андрей, сын мецената Саввы Мамонтова, в чьем имении в Абрамцеве летом гостил Васнецов с семьей. А вот Добрынюшка для художника практически семейный богатырь. Искусствовед Николай Прахов утверждал: «Лицо Добрыни является собирательным типом Васнецовых — отца, дяди и отчасти автора». Хоть это не единственная версия, не менее популярна и та, согласно которой Добрыня написан с Поленова. А вот с лошадьми все однозначно – все они из конюшни Саввы Мамонтова.

Работал над картиной «Богатыри» Васнецов очень долго. Более того, когда уже готовую работу купил для своей галереи Павел Третьяков, художник частенько захаживал туда с палитрой в руках – чтобы вносить еще какие-то правки. Любимой его картиной была «Аленушка», а вот самой важной Виктор Михайлович Васнецов считал «Богатырей». Более того, из-за них чуть было не отказался от росписи Владимирского собора в Киеве. Фактически даже отказался, в первую очередь потому, что опасался картину «Богатыри» забросить. Правда, в итоге все же и собор расписал, и полотно закончил (подробнее – в биографии).

Читайте также:
Традиции чаепития в Англии - время принятия ритуала, правила

Описание картины “Богатыри” Васнецова для сочинения, история создания (“Три богатыря”)

“Богатыри”.
В. Васнецов

Картина “Богатыри” – одно из самых известных произведений выдающегося русского художника В. Васнецова.

В интернете часто картину “Богатыри” иногда ошибочно называют “Три богатыря”.

Описание картины “Богатыри” Васнецова для сочинения и история создания

На картине изображены три знаменитых русских богатыря – Добрыня Никитич (слева на белом коне), Илья Муромец (в центре) и Алеша Попович (справа).

“Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всем долгом творческом пути. «Богатыри» ознаменовали начало самобытных исканий художника.

Все время он обращался к ним как к роднику творческого воодушевления, ясности и целостности мысли.

Работа над «Богатырями» давала отдых Васнецову, она «исцеляла» его в моменты смятения и снижения творческой энергии, когда он растрачивал ее на «выколупывание из воображения» того, что требовалось для росписи собора.

«Богатыри» были освежающим источником, как и героическая музыка, к которой так страстно стремился Васнецов, ища вдохновляющих сил в могучем художественном творчестве великих композиторов — Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, которых он особенно любил.

«Богатыри» увенчали творчество Васнецова, они являются завершением его неослабных исканий воплощения героических идеалов, неиссякаемой его любви к родине, выражением человечности и мужества, внутренней и внешней, душевной и физической красоты русского народа.

И у Васнецова, разумеется, не только исторические предания породили героические образы, но и сама широко раскинувшаяся родина была вдохновляющей силой.

Тема родных просторов стала существенным элементом картины «Богатыри». Недаром пейзаж в ней играет столь значительную роль в создании величественности общего впечатления. «Богатыри» Васнецова — могучие люди могучей, широкой земли.

«Не обижают ли где кого» — вот гуманистическая основа замысла, ради которой Васнецов так настойчиво добивался завершения своего произведения и не оставил его, несмотря на все затруднения, стоявшие на его пути. Гуманизм, являющийся существенной чертой характера русского народа, определяет одну из высоких идей, положенных в основу этого замечательного произведения русской школы живописи.

Очевидцы отмечали, что лучше всех получился Илья Муромец. Да и сам автор был больше всего доволен им. Илья — это великолепно вылепленная фигура крестьянина-богатыря. Красота русского народного типа нашла здесь образное, живое воплощение. Начиная от плавных, силуэтных линий могучего тела пожилого, много пережившего богатыря, как бы неразрывно слитого с могучим конем, кончая доспехами, украшениями,— во всем осязательно чувствуется русская народная мощь, спокойная, уверенная сила, мудрость, выдержка и благородство.

Эта характерная деталь, верно почувствованная художником, дает ему возможность создать монолитные образы всадника и коня, а это в свою очередь способствует впечатлению монументальности образов.

Добрыня Никитич во всем облике своем выражает другие качества русского народа. В нем художник показал не только отмеченное былинами «вежество» — знание, культурность и вдумчивость, ной пытливость ума, предусмотрительность.

Насторожен и его чуткий, быстрый как ветер породистый конь, высоко поднявший голову, напрягший уши, вперивший зоркие глаза в даль и тонкими ноздрями внюхивающийся в воздух; развевающиеся грива и хвост коня, ржание передают его волнение. Он чует врага. Вводя такую деталь, как полумесяцы на сбруе коня, художник дает понять зрителю, что на коне сидит победитель «злого татарина», что конь достался витязю после жестокой боевой схватки.

У Добрыни своя повадка, свои привычки, но оба они — и Илья и Добрыня — полны решимости дать отпор врагу. Соответственно тому, что говорили былины о нем, художник пишет Добрыню представительным, величавым и внутренне собранным. Его богатые доспехи и одежда, так же как и сбруя его белого коня, украшены чеканным орнаментом. Его лицо проникнуто величественной красотой, ясностью пытливой мысли.

В колорите фигуры Добрыни и его коня применены Васнецовым любимые народом красочные сочетания красного, белого, ярко-зеленого, золотисто-желтого. Они характерны для народных русских изделий и для новгородской школы нашего древнего искусства. Но Васнецов обогащает их цветовую насыщенность. Сочен цвет зеленых сафьяновых сапогов Добрыни, выразительна окраска «червленого» щита, красива красная шлея с золотыми украшениями на белом коне. Необходимую суровость вносит серый цвет кольчуги и шлема.

На картине Алеша дан молодым красавцем, он — ловкий, находчивый и всегда готовый на выдумки певец и гусляр-богатырь. В его широком смуглом, обветренном лице с густыми, черными бровями, выразительными, умными и живыми глазами, с мягкими очертаниями губ и подбородка выражена прелесть облика молодого русского крестьянина. Тип его схож с лицом Ивана-царевича на картине-сказке. Такие черты красоты любимы художником. Здесь они получают утверждение, так как полны жизненных сил.

Под одеждой, кольчугой и полуброней, облегающей лишь нижнюю часть груди, чувствуется крепко сложенное, сильное тело, могучие плечи. Алеша — воплощение отваги и смелости. Но он и «душа-парень», умеет биться, умеет и веселиться. С гуслями не расстается, они у него привязаны к седлу. Эту русскую национальную черту характера не забыл показать Васнецов: темно-красная одежда Алеши, гнедая масть его коня создают ту красочную гамму, которая соответствует горячему темпераменту молодого богатыря. В шитье рубашки, в нарядном поясе и шейном украшении, в убранстве шлема, доспехов, оружия, седла и в упряжи рыжего ловкого, подвижного, увертливого коня — во всем сказывается внимание к наряду витязя и к его красоте.

Читайте также:
Импрессионизм 🖌 определение, история возникновения, основоположники, современные работы знаменитых художников-представителей, основные черты направления в живописи, искусстве, литературе

В сравнении с произведениями «После побоища», «Витязь на распутье», «Битва русских со скифами» — «Богатыри» выделяются своей строгой, суровой простотой и монолитностью композиции. Мысля большими масштабами, Васнецов в композиции «Богатырей» давал широкие линии и массы. Выдвинув на первый план «богатырскую заставу», он отказался от расположения ее в центре картины. Оно вытекало из задуманного сюжета произведения: опасность приближается справа, и туда направлено все внимание заставы.

Пейзаж «Богатырей» — пример монументально-эпического пейзажа. Над ним Васнецов работал долго, прилагая все усилия для того, чтобы найти выразительные соотношения линий, планов, характер растительности, земли и неба. . это луг и перелески. Маленькие сосенки и елочки, родные деревья русской земли, на переднем плане картины поставлены как указание, что богатыри стоят на родной земле и стерегут свою родину. Композиционно эти деревца помогают ярче воспринять мощь богатырей. Имеются прекрасные этюды с натуры, в которых автор настойчиво искал мотив синтетического пейзажа.

Соками плодородной прекрасной земли, силой громадных просторов веет от всего пейзажа картины. Белые густые, клубящиеся облака плывут за насторожившимися богатырями, ритмически повторяя их абрисы, контрастируя с плотными массами их силуэтов и. темно-зелеными могучими холмами, которые предельно простой, плавной и выразительной линией контура передают просторы великой родины. Перед зрителем развертывается героический пейзаж подлинно монументальной композиции.

Живопись картины крепка и выразительна. Васнецов искал и нашел гармоничное сочетание сильных по цветовой насыщености красок, своей суровой простотой соответствующих образам богатырей. Придавая всегда большое значение колориту, Васнецов однажды высказал следующую мысль: «. поэтичность картины едва ли не более всего заключается в тоне и красках».

Образы Ильи, Добрыни и Алеши — большая удача русской исторической живописи. В них величаво воплощена правда о народе, в них выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее.”

(Н. Моргунов, Н. Моргунова-Рудницкая, “Васнецов Виктор Михайлович” (“Русские художники. Монографии”), 1962 г.)

Описание картины “Богатыри” из книги В. Н. Осокина “В. Васнецов” (серия “ЖЗЛ”):

«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность

Искусство и история. Несколько слов для тех, кто читает статьи в «ВО» наспех, через строчку, или прочитывает в них то, чего там никогда не было. Данная статья не отнюдь не попытка оскорбить, умалить или принизить значимость для культуры России полотна «Богатыри» (да-да, именно таково название этой знаменитой картины, а вовсе не «Три богатыря», так ее стали уже позднее называть в просторечии!), написанного Виктором Михайловичем Васнецовым. Но это одновременно и ответ на содержащийся в эпиграфе панегирик к этой картине. Совершенно очевидно, что талантливый художник имеет право изображать на своих полотнах образцы материальной культуры весьма далекими от реальности, как это сделал, например, Леонардо да Винчи в картине «Битва при Ангиаре», и что его искусство вполне может быть условно, если это искусство настоящее. Вот если художник не слишком талантлив и никаких особых идей в картину не вкладывает, то тогда ему следует изображать все фотографически точно. Другое дело, если он умеет передать своей кистью дух явления, наполнить свое полотно некоей потусторонней силой, тогда любые вольности ему будут простительны. Не бытописательство его цель, вот и все!

Однако, зная это, нам следует знать и то, насколько достоверно изображены им те или иные предметы из той же «археологии» на данном полотне! И можно ли им доверять с точки зрения исторической. Причем картина «Богатыри», как, пожалуй, ни одна другая, позволяет это сделать.

Сначала немного истории. Идею картины о богатырях Васнецов вынашивал больше двадцати лет. А говорил о ней он так: «Может, я не всегда работал над «Богатырями» с должным усердием и напряженностью, но они неотступно были передо мною, лишь к ним влеклось сердце и тянулась рука! Это – мой творческий долг». Время тогда было такое, что художники ранга Васнецова даже малозначительные детали рисовали с натуры, да еще и по нескольку раз. Использовали артефакты Оружейной палаты Кремля, а уж позировать им почиталось за честь, и немалую.

Вот и Илью Муромца для своих «Богатырей» В. М. Васнецов написал с абрамцевского крестьянина-извозчика Ивана Петрова. В роли прототипа юного Алеши Поповича выступил сын мецената Саввы Мамонтова Андрей, в имении которого в Абрамцеве Васнецов гостил вместе с семьей. Что же касается Добрыни, то искусствовед Николай Прахов считал, что его лицо является собирательным образом Васнецовых — отца художника, его дяди и отчасти самого живописца. Хотя есть и такая версия, что Добрыня был написан с художника В.Д. Поленова. Что до лошадей, то тут все просто: все они принадлежали Савве Мамонтову, так что были у художника всегда под рукой.

Когда полотно было представлено для всеобщего обозрения в 1898 году, его по достоинству оценила и публика, и критика. А известного коллекционера П. М. Третьякова она настолько поразила, что он долго стоял перед ней и сразу же предложил купить. На персональной выставке Васнецова в марте-апреле 1899 г. она также привлекла внимание публики, да это и неудивительно. Такой силой и самобытностью веет от нее, что их просто ощущаешь физически, достаточно лишь немного постоять возле этого полотна.

Читайте также:
Культура - функции, виды, структура, система и развитие, формы

Раньше герои былин считались исключительно вымышленными персонажами, однако историки выяснили, что «настоящий» Илья Муромец, например, родился в городе Муроме в XII веке. Под именем Илия он был похоронен в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. причислен к лику святых. Сохранились его мощи, по которым даже выяснилось, что у него были проблемы, а рост составлял около 182 см. В то же время встретиться вместе богатыри могли бы лишь на картине художника. Когда Илья был молодым, Добрыня был уже старцем, а Алеша Попович еще мальчиком. Кстати, в реальности витязь Александр Попович был отнюдь не поповичем – «поповским сыном», а ростовским боярином, воевал в дружинах Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, и погиб в битве на Калке в 1223 г.

Ну а теперь давайте внимательно рассмотрим эту картину с точки зрения оружиеведения, то есть те образцы оружия и доспехов, которые на ней изображены. Начнем с фигуры крайней слева – Добрыни Никитича. На голове у него так называемый «шлем с Деисусом» или «колпак греческий». И известен единственному образцу, который находится в Оружейной палате Московского Кремля и очевидно, что именно с него-то он и был нарисован. Шлем датируется XIII—XIV веками, но в Византии мог употребляться и раньше. В описи 1687 года о нем сказано так: «Шапка с Деисусом железная, травы мелкие наведены золотом и серебром. Ветха, не вооружена. По нынешней переписи 1687 года и по осмотру, та шапка против прежних переписных книг сошлась. Цена шестьдесят рублев, а в прежней описной книге написана пятая». По венцу шлемы насечкой и золочением были сделаны изображения вместе с надписями на греческом языке. Можно увидеть фигуры Вседержителя, Богородицы, Иоанна Крестителя, двух Ангелов-Хранителей, двух Херувимов и двух Евангелистов, один из который св. Николай Чудотворец.

Такой шлем мог употребляться с кольчужной бармицей, и Васнецов ее нарисовал. Ну а выбор типа шлем очевиден. Скорее всего так художник хотел показать культурную связь Руси с Византии, а также и религиозность богатыря, шлем которого недаром украшают изображения святых. Удивительна внешность Добрыни. Если мы посмотрим на рисунки и гравюры в таком журнале, как «Нива», то увидим, что именно такими изображались у нас в то время скандинавы и германцы, герои «Песни о Нибелунгах», а отнюдь не славяне. Надеть на него шлем с крыльями, и перед нами будет ну точно Тор или Один.

Очень интересны на Добрыне доспехи. Прежде всего это пластинчатая броня из металлических прямоугольников, нашитых на синюю ткань. Потом на нем надета кольчуга с короткими широкими рукавами. Но у него также и предплечья затянуты в кольчугу, причем с металлическими браслетами у запястья.

Размеры пластинок и их форма не позволяют идентифицировать этот доспех ни как колонтарь, ни как что-нибудь другое. И уж тем более для XII – XIII вв. «богатырской эпохи» совершенно «неактуальна» кольчуга с рукавами до запястья, да еще и в обтяжку. Словом, тут мы имеем дело с фантазией автора, хотя она практически и не бросается в глаза. Почему-то он не стал обряжать Добрыню вот в этот колонтарь, хотя и вполне мог бы.

Щит Добрыни больше бросается в глаза, поскольку он красный, да еще и усыпан бляшками. Само их обилие вызывает сомнение. Подобного рода находки неизвестны. Но особенно нетипичен умбон. Он должен был иметь полусферическую либо цилиндроконическую форму, и размер его должен быть таким, чтобы под ним пряталась согнутая в кулак кисть руки.

Очень интересный у Добрыни меч. Это типичный скандинавский меч, с трехчастным навершием и слегка изогнутым в сторону острия перекрестием. Узор и на нем, и на перекрестии типично норманнский. Похожих мечей, так же, как и умбонов, много в «типологии Петерсена» — энциклопедическом издании «Норвежские мечи эпохи викингов» (Ян Петерсен «Норвежские мечи эпохи викингов. Типохронологическое изучение оружия эпохи викингов». СпБ. Альфарет, 2005). Похоже, Васнецов ничего плохого в «норманнской теории» не видел, или по крайней мере, не считал, что нашему богатырю может быть почему-то зазорно пользоваться мечом «скандинавского происхождения». Правда, точный тип меча «по Петерсену» по картине определить затруднительно, но то, что это меч скандинавский, несомненно.

В общем, на мой взгляд, Добрыня на картине (если не принимать во внимание щит без умбона) выглядит как… скандинавский конунг, побывавший на службе в Византии. Там он приобрел характерные для греков пластинчатые доспехи и две кольчуги, надеваемые одна под другую, богатый греческий шлем, а меч с «родной» позолоченной рукоятью он сохранил свой собственный.

Фигура этого богатыря одета художником более просто: кольчуга, правда с красивой фибулой на левом плече, очень простой шлем. Видно, что у него сзади колчан со стрелами, а значит есть и лук, однако его не видно. Главное, на что обращает внимание зритель — это копье и внушительных размеров булава с небольшими и совсем нестрашными шипами. Копье тоже очень внушительное, но к нему есть вопросы. Илья – всадник, витязь, а значит у него должно быть и всадническое копье. То есть наконечник иметь… «крылышки», чтобы после копейного удара копье не пробивало бы «объект атаки» насквозь, и у его обладателя был бы шанс (пусть и небольшой!) извлечь его и использовать повторно. Конечно, известны наконечники копий и без крылышек. Однако уже в коннице Каролингов они использовались в обязательном порядке. То есть в идеале сам наконечник копья должен быть уже и обязательно иметь перекрестие. И Васнецов вполне мог его нарисовать. Но почему-то не стал…

Читайте также:
Славянские праздники 🌞 языческие праздники, список зимних, весенних, осенних и летних праздников по календарю, праздничные обычаи и обряды славян

Точно так же совершенно фантастический облик имеет и булава, которая висит у Муромца на запястье. Причем, видимо именно изображение этой булавы следует считать фирменной «фишкой» Васнецова – раз нарисовав, он повторяет ее снова и снова. Мы видим эту булаву на его картине «Битва скифов со славянами», написанную им в 1881 году; ей же вооружен (правда, без шипов) «Витязь на распутье» 1882 года. Хотя на более раннем его полотне «После побоища Игоря Святославича с половцами» 1880 года у изображенной там булавы мы видим весьма впечатляющие шипы.

Получается, что художник сознательно стремился к тому, чтобы придать облику Муромца облик максимально возможного миролюбия. То есть «шипы» на его булаве хотя и есть, но так малы, что никакой особой роли не играют. Но самое интересное, что эта его булава чисто сказочная, вернее «былинная», потому что подобное оружие в реальности не существует. То есть булавы с грушевидным навершием известны, но они имеют совершенно другие пропорции. Видеть турецкие парадные булавы похожих очертаний Васнецов мог в Оружейной палате Московского Кремля. Внешний их вид явно запал ему в душу, и он развил его в нечто реально не существовавшее, но производящее очень даже достоверное впечатление.

А теперь представим себе на мгновение, что художник вооружил бы Илью настоящей, музейной булавой. Смотрелась бы она на картине? Однозначно нет. Или это было бы устрашающего вида оружие, утыканное шипами, скорее говорящее о кровожадности его хозяина, нежели о его миролюбии, или… «шарик на палочке», совершенно не вяжущийся с богатырским обликом Ильи. Гениально? Да гениально, хотя и не исторично. Не исторично – зато эпично!

Вот щит… он явно круглый, металлический с умбоном и тоже явно перекочевавший сюда с картины «Витязь на распутье», но… дело в том, таких щитов на Руси в то «богатырское время» еще не было! Это типичный турецкий калкан, который распространился у нас в XVI веке, так что тут Муромцу более подошел бы миндалевидный, большой, «червленый» щит. Ну, вот что-то вроде щитов у билибинского «Красного всадника» 1899 года и у прочих его богатырей. Хуже картина от этого бы не стала.

Последний третий богатырь самый молодой и, видимо, поэтому одет в самые «молодые» для Руси доспехи. На нем и шлем, и кольчужно-пластинчатый панцирь явно восточного образца. Ну и, конечно, прекрасно выписан лук, опять-таки из коллекции Оружейной палаты.

Интересно, что на шее у него гривна и цепь, и перстень с камнем на пальце, и кольцо, да и пояс с набором у него богатый, то есть любит у Васнецова Алеша пофорсить, да и как без этого, коли он и внешностью удался, и как же в таком случае «добру молодцу» да без красивого «узорочья»? Про гусли у седла пишут все, а вот что перекрестие и навершие меча имеют определенное сходство с этими деталями меча Карла Великого «Жауйез» как-то никто внимания не обращал, хотя такое сходство есть. Правда, у французского меча концы перекрестия явно длиннее.

Мы не знаем, о чем думал художник, создавая это свое гениальное полотно. Он не оставил воспоминаний о том, как он писал эту картину. Но невольно приходит на ум мысль, что Добрыня символизирует Византию и варягов, Алеша – это Восток, с которого к нам приходило восточное оружие и традиции лучного боя, а вот Илья Муромец воплощает собой объединяющую силу русского народа, он стоит между Западом и Востоком, как самый сильный, могучий и мудрый.

Так что да, есть картины, в которых историчность принесена в жертву эпичности, но если их пишет мастер, то их качество от этого совсем не страдает, просто мы понимаем, что художник сместил ряд акцентов для большей выразительности и… все! Идея над всем главенствует и при этом главенствует мастерски!

А теперь представим, что Васнецов не был бы… тем, кем он был, а нарисовал бы трех богатырей разного возраста одного времени и принадлежавших к одной культуре. Это могли быть отличная иллюстрация к находке погребения «Черная могила» или воины в «шлемах Ярослава Всеволодовича» — у кого богаче, у кого беднее. Вся тройка могла бы иметь либо круглые с умбоном, либо миндалевидные щиты и… что в итоге у нас бы получилось? И сравнились бы эти богатыри с известными нам богатырями?!

Народные промыслы России

Народные промыслы России

С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались живописцами как настоящие произведения искусства. Помимо росписи, существовали и другие виды искусства:

  • Кружевоплетение;
  • Гончарное дело;
  • Кузнечное мастерство;
  • Глиняная и деревянная игрушки.

Каждый народные промысел был выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций. При этом через все народные промыслы проходит единая нить, связывающая все народы нашей страны на протяжении многих поколений. Мы расскажем о самых известных народных промыслах России.

Удивительные иллюстрации, посвященные русским ремеслам и народным промыслам, создает современная художница Мила Лосенко.

Читайте также:
Искусство, определение, функции и предметы, особенности

Хохлома

Художник: Мила Лосенко

Русский народный промысел хохлома отсчитывает свою историю с XVII века. Он зародился в селе Хохлома, которое распологалось на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии. Село славилось тем, что на его территории находилось много старообрядческих монастырей. Например, Шарпанский и Оленевский скиты. При монастырях были мастерские, где занимались изготовлением деревянной посуду. Посуду эту надо было потом расписывать. Хохломские мастера использовали для этого сочные яркие краски: черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета. Золотистый цвет изготавливается интересным способом:

  1. На посуду кладется серебряный оловянный порошок.
  2. Ее покрывают лаком.
  3. Три-четыре раза обрабатывают в печи.

Таким образом образуется этот неповторимый золотой оттенок.

Гжель

Художник: Мила Лосенко

Гжель относится к изделиям, изготовленным из керамики. В городе с одноименным названием уже с с XVII века производили керамику и фарфор. Этот город тоже считался центром жизни староверов, но расцвет гжели, как одного из самых известных народных промыслов России пришелся на время существования «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века. Главными цветами гжели стали белый и синий, но частные мастера позволяли себе некоторые вольности. Например, могли добавить и золотой. Классиками гжельской росписи стали знаменитые художники:

  • Азарова,
  • Денисов,
  • Неплюев,
  • Федоровская,
  • Олейников,
  • Царегородцев,
  • Подгорная,
  • Гаранин,
  • Симонов.

Их работы известны во всем мире.

Обвинская роспись

Художник: Мила Лосенко

Обвинская роспись — это декоративно-прикладное искусство Урала. Самый самобытный народный промысел Прикамья полюбился тем, кто любит яркие цвета и сложные орнаменты. Обвинской росписью украшали и посуду, и игрушки, но в основном ее размещали на прялках. Основным мотивом Обвинской росписи стал восьмиконечный цветок, похожий на звезду. Это — отличительный знак живописцев Выгорецкого общежития. Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 70-м годам XIX века.

Гуслицкая роспись

Художник: Мила Лосенко

Гуслицкую роспись среди всех народных ремесел России часто называют «эксклюзивной», ведь она не использовалась нигде, кроме того региона, в котором и появилась. Гуслицы находятся на юго-востоке Московской области, здесь некогда ждали, гонимые староверы, бегущие в другие места после церковного раскола. Гуслицкой росписью занимались старообрядцы, но ее происхождение восходит к византийским орнаментам. Как правило, ей украшали рукописи и первые печатные издания. Миниатюры, выполненные гуслицкой росписью, всегда готовились только вручную.

Гжельская майолика

Художник: Мила Лосенко

В эпоху Петра I в России появились первые попытки организовать централизованное производство художественной керамики. Поставить его на поток удалось лишь в середине XVIII века.

Впервые в России в 1747 году выпуск тонкой майолики освоил московский купец Афанасий Гребенщиков. Славу этой посуде принесли майоликовые изделия голубоватой поверхности с традиционной синей росписью. Форма посуды напоминала аналогичные изделия из серебра в стиле барокко. Гжельская майолика — один из самых ярких образцов русской художественной керамики.

Ракульская роспись

Художник: Мила Лосенко

Ракульская роспись зародилась в Красноборском крае Архангельской области. Центром промысла стала деревня Ульяновская. Ключевые роли в росписи получили золотисто-охристый и черный цвета, но зеленый и темно-красный тоже присутствуют. Ракульскую роспись отличает крупный орнамент в виде листьев, кустиков и птиц, обычно это — сороки и курицы. Промысел возник в середине XIX века в семье Витязевых, но в 1930-х годах пережил тяжелый кризис и почти исчез.

Онежская роспись

Художник: Мила Лосенко

Онежская или Олонецкая роспись зародилась у нижнего течении реки Онеги. Синий, зеленый и красный тона обычно складывались в необычный цветочный букет, яблоки и птиц. Онежской росписью украшали прялки и другую домашнюю утварь. Детали рисовали крупно, непринужденными смелыми мазками. Тип росписи появился в XVIII в еке.

Липецкая роспись

Художник: Мила Лосенко

Липецкая роспись — народный промысел России из Липецкого края. Промысел зародился в XVIII веке и традиционно относился к посуде: тарелки, ложки, чаши изготавливались вручную из древесины липы, которая особенно хорошо растет в этих местах. Специальная технология требует ровно 72 дня для изготовления любого изделия, каждое из которых по правилам расписывается вручную.

Стиль росписи навеян мотивами елецких кружев. В Липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыб, представителей флоры и фауны южнорусской природы, а также сказочных животных. Характер орнамента называют «парчевым», а еще один важный элемент росписи — колосок пшеницы.

Пижемская роспись

Художник: Мила Лосенко

О Пижемской росписи известно с XVII века. Выполнялась она обычно акварелью — красной, зеленой, желтой, черной. Яркие северные росписи со сложным орнаментом совсем не похожи на Пижемскую, где основа — это четкая геометрия, выполненная черной краской, которую делали из сажи со смолой лиственницы. Ромбы, точки, кресты, строгая симметрия — это Пижемская роспись.

Петербургская роспись

Художник: Мила Лосенко

Незаслуженное забвение настигло этот вид народных промыслов России только в XX веке. А ведь когда-то Петербургская роспись была очень популярна. Скупая на изобилие разных цветов, она невероятно интересна и самобытна. Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в XIX веке в Петербурге. Изысканные белые цветы с золотыми листьями на черном фоне — это Петербургская школа росписи. Листья и цветы пишут нежными полупрозрачными мазками, напоминающими о туманах и белых ночах Санкт-Петербурга.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: