Статика и динамика в композиции – фигуры и элементы в рисовании

СТАТИКА И ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ

Решая творческие задачи, художник часто сталкивается с вопросом размещения основных героев на полотне и поиском средств передачи их деятельности. Применение статики и динамики в композиции – один из эффективных инструментов для достижения этих целей. (Рис.1)

Статика – это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. Но, таких композиций, где полностью отсутствует движение, встречается не так уж много.

Движение или динамика.

Что мы подразумеваем под словом «движение»?

Самое простое и понятное – это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п. Или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п.

Под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, “движение” в ней все равно может присутствовать. Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.

Обычно, передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии. (Рис.2)

Будет картина статичной или динамичной, во многом зависит от построения композиции и фантазии автора.

Для передачи движения применяют несколько популярных приёмов.

Прием смещения композиционного центра. Очень часто художники специально применяют асимметрию для передачи движения. Смещая центр притяжения внимания в сторону, вниз или вверх, они создают впечатление композиционной неуравновешенности, которую мозг зрителя пытается мысленно вернуть к равновесию. От этого создаётся иллюзия движения, давления, полёта и т.д. (Рис.3)

Применение изображений, содержащих фазы движения. Наиболее распространенный приём. Нарисовав скачущую лошадь или бегущего человека, можно не сомневаться, что мозг зрителя оживит картину. (Рис.4)

И, наконец, динамическое построение композиции. Что это такое? Простой пример: нарисуйте заборчик из прямо стоящих штакетин, а рядом изобразите точно такой же, но все штакетины наклоните вправо. Теперь сравните рисунки. Тот забор, что с наклоном, будет убегать вправо, а прямой стоять на месте. Такой приём умело используют настоящие мастера для передачи движения на своих полотнах. (Рис.5)

ЗАДАНИЕ

Материалы для работы:

– белая бумага А-4;

– простой карандаш и ластик;

– баночка с водой;

На листе А-4 выполнить 2 рисунка. Можно выполнить модели из цветной бумаги.

Из 4-6 геометрических фигур создать статичную уравновешенную композицию. Выполнить гуашью или вырезать из цветной бумаги. Можно использовать 2-4 цвета (из цветовых гармоний) + черный, серый

Из 4-6 геометрических фигур создать динамичную композицию. Движение можно организовать по любым направлениям (по кругу, к центру, или из центра, по диагонали и т.п.) Можно использовать 2-3 цвета (из цветовых гармоний) + черный, серый

Статика и динамика в композиции

Решая творческие задачи, художник часто сталкивается с вопросом размещения основных героев на полотне и поиском средств передачи их деятельности. Применение статики и динамики в композиции – один из эффективных инструментов для достижения этих целей. Для передачи движения на картине мастера изобразительного искусства пользуются способностью мозга человека представлять последствия того или иного действия. Этот приём широко используется для решения поставленных задач.

Как показать движение в статичном изображении

Н. Н. Третьяков говорил о композиции: «В композиции осуществляется связь частей, образующих целое, поэтому композиция противостоит хаосу. Она есть созидание, а не разрушение…». Во многом от умения автора зависит, сможет он создать целое произведение или нет.

Будет картина статичной или динамичной, во многом зависит от построения композиции и фантазии автора. Для передачи движения применяют несколько популярных приёмов. Давайте рассмотрим их подробнее:

  • Смещение композиционного центра. Очень часто художники специально применяют асимметрию для передачи движения. Смещая центр притяжения внимания в сторону, вниз или вверх, они создают впечатление композиционной неуравновешенности, которую мозг зрителя пытается мысленно вернуть к равновесию. От этого создаётся иллюзия движения, давления, полёта и т.д.
  • Применение изображений, содержащих фазы движения. Наиболее распространнённый приём. Нарисовав скачущую лошадь или бегущего человека, можно не сомневаться, что мозг зрителя оживит картину, если поймёт, что изобразил автор.
  • И, наконец, динамическое построение композиции. Что это такое? Простой пример: нарисуйте заборчик из прямо стоящих штакетен, а рядом изобразите точно такой же, но все штакетены наклоните вправо. Теперь сравните рисунки. Тот забор, что с наклоном, будет убегать вправо, а прямой стоять на месте. Такой приём умело используют настоящие мастера для передачи движения на своих полотнах.
Читайте также:
Импрессионизм 🖌 определение, история возникновения, основоположники, современные работы знаменитых художников-представителей, основные черты направления в живописи, искусстве, литературе

Мастерски манипулируя разными приёмами и придумывая свои решения, художники применяют особенности статики и динамики для создания настоящих шедевров. Благодаря большому выбору средств мы можем наслаждаться творениями не только старых мастеров, но и новых звёзд изобразительного искусства.

Примеры применения композиционных принципов

Пришло время немного на практике посмотреть, как действуют некоторые приёмы передачи движения в изображениях. Рассмотрим две известные картины, чтобы поучиться у их авторов композиционному мастерству. Рассмотрим картину В. М. Васнецова «Богатырь на распутье». Вид всадника сразу приковывает наше внимание. Конь и витязь неподвижны, но мы понимаем, что скоро ини двинутся в путь. Правая половина картины призывает заполнить её зияющую пустоту. Наш мозг быстро анализирует увиденное и рисует картину следующих действий богатыря и коня. Так великий мастер былинных картин оживляет своё произведения на наших глазах.

Теперь перейдём к картине «Воскресный день» А. И. Корзухина. Лихая пляска, изображённая на полотне, притягивает своей естественностью и динамикой. Мы невольно становимся свидетелями весёлого танца, и если к изображению добавить музыку, то невольно начнём отбивать такт танцующей паре. Как видно из этих примеров, возможности композиции очень обширны. Не только изображая движение, можно заставить двигаться и оживить происходящее на картине, но даже статические приёмы могут создавать иллюзию динамики. Давайте учиться применять эти приёмы. Записавшись на один из наших курсов, вы сможете узнать ещё больше о том, как оживлять свои произведения.

*Фотографии, используемые в статье, взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Статика и динамика в композиции – фигуры и элементы в рисовании

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Уроки композиции. Статика и динамика.

Продолжение.
Начало по порядку читать и смотреть тут:
1 тема: Равновесие
2 тема: Контраст
3 тема: Нюанс
4 тема: Ритм.

Статика и динамика.
Сначала несколько слов о статике. Статика – это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п.. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. Но, таких композиций, где полностью бы отсутствовало какое-либо движение встречается не так уж много. Поэтому на этом мы остановимся и перейдем к теме «Движение».
Движение или динамика.
Очень интересная и очень объемная тема. Что мы подразумеваем под словом «движение»?
Во-первых, самое просто и понятное – это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п.. Или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п. .
И во-вторых, под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, “движение” в ней все равно может присутствовать.
Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. И глаза, рассматривая изображение, движутся в соответствии с замыслом автора композиции. Художник привлекает зрителя, приглашает его рассматривать свое произведение. Его задача: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.
Приемы и способы передачи «движения».
Обычно, передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии.
Вот, примерно так.

Читайте также:
Культура - функции, виды, структура, система и развитие, формы

Почему таким образом? Некоторые отрицают эффект передачи движения именно в этом направлении. Движение можно передавать и в обратном направлении (в зависимости от замысла и многих других элементов, из которых и состоит композиция) и это правда. Мне думается, что именно такое направление используется чаще просто потому, что в этом направлении диагональ гораздо легче провести. Правда, возможно, это верно только для правшей(?). Попробуйте, провести диагональ в противоположном направлении. Вот так.

Если одну линию провести не составляет труда, то провести их много раз в таком направлении гораздо труднее, чем в противоположном (справа налево и сверху вниз).

Несколько примеров по организации движения в композиции.
Рис. 1.

Если изображение фигурки, которая движется, расположить очень близко к краю листа – как на рис. 1, то фигурка будет как-бы выходить из него. И глаз зрителя, двигаясь в этом направлении, будет стараться тоже пойти вслед за ней. И на этом рассматривание композиции закончится. Зритель перейдет к следующей работе.

Рис. 2.

Таким образом, если мы хотим задержать зрителя, то фигурку лучше развернуть в противоположную сторону. Направить как-бы вглубь листа (композиции).

Рис. 3.

Или, взгляд можно вернуть обратно каким-то другим элементом (фигурой, пятном)- таким же ярким по смыслу или просто изобразительно ярким цветом, тоном и т.п.. В любом случае, фигуру лучше не располагать у самого края, надо оставить достаточно места до конца листа. Вот примерно так. Взгляд теперь имеет возможность возвращаться и какое-то время рассматривать изображение, а не уходить вслед за фигуркой 

Движение в пейзаже.
Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе, по диагонали или эс-образной линией. Такой элемент сразу придает пейзажу динамику и глубину пространства.
Движение в натюрморте.
Здесь можно говорить о диагонально расположенных предметах. Они помогают направлять взгляд зрителя от одного элемента к другому.
Движение в сюжетной композиции.
Вот здесь уже больше разнообразия в способах передачи движения. Здесь и фигуры, и окружая их среда подчиняются правилам динамики и статики.

Задание.

Опираясь на уже знакомые нам понятия: «цельность», «контраст» (нюанс) и «ритм» придумать композицию, где было бы какое-то «движение».
1). Абстрактная композиция из геометрических фигур. Движение можно организовать по любым направлениям (по кругу, к центру, или из центра, по диагонали и т.п.)
2). Пейзаж с дорогой, используя перспективу, диагональ или эс-образную линию.
3). Натюрморт из 3-4 х предметов.
4). Закомпоновать две – три фигуры взаимосвязанные между собой. На свободную тему (спорт, труд, отдых, работа, дети, семья и т.п.).

Читайте также:
Серебряный век русской культуры ℹ особенности развития живописи, архитектуры, поэзии, науки, представители, главные достижения и открытия

Итак, что важно запомнить, по этой теме, на мой взгляд? Это – использование диагоналей. Композиция становится более динамичной, в ней появляется движение тогда, когда появляются диагональные направления. Ритм диагональных направлений придает активность композиции.
*Использованные в тексте рисунки служат для иллюстрации к тексту и не являются примером для подражания :)

Статика и динамика в композиции — виды, правила и примеры передачи состояний

Визуализировать на полотне предметы или события невозможно без соединения воедино различных частей в соответствии с идейным замыслом художника. В результате изображение обретает законченность и имеет определенный смысл. Для воплощения этой задачи в живописи и архитектуре служит композиция. Подбираются средства для выражения идеи автора и тщательно продумывается форма. Вместе они составляют в композиции статику и динамику.

Понятие композиции

В искусстве этот термин является одним из главных, обеспечивающих целостность всех элементов произведения. В совокупности это выглядит как:

  • Умелый подбор выразительных средств.
  • Реализация задумки автора в материале.
  • Развитие темы в пространстве и времени.

Она помогает выделить некоторые моменты, акцентирует внимание на главных и второстепенных вещах, несет основной смысл в картине. Без композиции не обойтись в любом творчестве, но особое выражение статичные и динамичные моменты обрели в рисовании.

Такой инструмент упорядочивает все экспрессивные средства, соединяет форму и содержание. В итоге мастер кисти, руководствуясь эстетическими нормами, воплощает собственную художественную мысль.

Предварительная разработка и поиск соотношения отдельных компонентов в итоге преображается в произведение. Формируется законченный образ в отношении линий, подачи света и выбора тонов. Для воплощения динамики в дизайне и изобразительном искусстве прибегают к особым средствам: освещению, колориту, плану, ракурсу, временному отрезку и контрастированию.

Владея особенностями композиции, можно сделать работу более выразительной. В соответствии с правилами передается движение или обеспечивается покой. Золотое сечение предполагает лишь 1/3. Композиционные приемы подразумевают: ритмичность, цвет, равновесие элементов, декоративность, открытость и замкнутость. Из этого можно заключить, что средства композиции очень разнообразны. Важная роль в них отводится передаче движения или динамичности и покою, именуемому статикой.

Законы композиции

Несмотря на обстоятельство непременного присутствия замысла художника, обязательным условием является соблюдение определенных закономерностей построения формы. Художественные методы складывались годами и существуют на протяжении веков. Их никто не навязывал, они возникали в творческом процессе.

Основополагающее правило — цельность произведения с тщательно выверенной формой, в которой невозможно ничего исключить или добавить без нанесения вреда авторскому проекту.

Следует учесть, что идея всегда важнее формы. Именно она появляется первой, после которой замысел находит воплощение в выборе тонов, фактуры или звука. Другая существенная закономерность — соблюдение контрастов. Противоположные оттенки, величины, геометрические пропорции привлекают внимание зрителя и являются пунктом притяжения взоров.

Качественной работы не получится без собственного видения художника, его оценки явления или ситуации. В связи с этим все они должны быть уникальны и нести абсолютно новый взгляд. Творец шедевра всякий раз находит новый ракурс, по-своему воплощая свое намерение. Именно это повышает ценность его труда. У мастеров изобразительного искусства имеется огромный арсенал средств. Используются:

Читайте также:
Кока-кола - история, факты об основателе, состав и формула

  • Линии.
  • Штрихи.
  • Богатая палитра красок.
  • Светотень.
  • Пропорции.
  • Золотое сечение.
  • Форма.

К общим деталям относятся: ритм, симметрия, асимметрия и акцент на центральной части. Ключевыми моментами в создании эстетического образа являются динамика в рисунке и статическая составляющая. Они тесно переплетаются в пространстве и времени. Неповторимость произведения и авторский стиль достигаются за счет применения различных средств.

Виды композиций

Хотя у мастера кисти имеется возможность сделать свою работу уникальной и не похожей на другие, в создании композиции ему нельзя отклоняться от установленных форм. Они квалифицируются по следующему типу представления объекта в плоскостях:

  • Фронтальный — в одной.
  • Объемный — в нескольких.
  • Глубинно-пространственный — во многих перспективных планах, в 3-х измерениях.

А также различают замкнутую и открытую композиции с размещением объектов относительно центра или внешнего контура. Динамика и статика показывают наличие или отсутствие движения.

Статичность в картине

Служит для устойчивости, некоего спокойствия. В таких композициях все построено на вертикали и горизонтали. Статика в рисунке нужна для передачи покоя, гармонии и красоты фигур.

Нередко она запечатлевает торжественность момента и спокойствие домашней обстановки. Для такой композиции подходят похожие по форме, массе и фактуре предметы. Подбираются сближенные цвета: сложные, земляные и коричневые. Примером может послужить натюрморт с 3-мя составляющими — чашкой, блюдцем и в качестве дополнения взятой конфетой.

Для более интересного решения берутся разные по величине объекты, но, как того требуют основы статики, одинакового тона и фактуры. В этом случае задействован центр, фигуры в состоянии покоя на переднем плане.

Следующий этап — разделение по тону и цветовой насыщенности на самые светлые, темные и полутон. Получившийся результат требует внесения коррективов, чтобы изображение выглядело обобщенно, единым целым и несколько сближенным по цвету. Эта задача решается светом.

Применимо комбинированное освещение — направленное лучом фонарика и заполняющее рассеянное. В итоге получается выполненная по всем правилам статическая работа. Находящиеся в состоянии покоя предметы, изображенные в идентичных мягких и сложных тонах, в центре композиции перекрывают друг друга. Их объединяет свет, создавая впечатление спокойствия. Композиций, полностью лишенных какого-либо движения, существует немного.

Динамика в композиции

Если статика — это неподвижность, то динамика в дизайне и изобразительном искусстве — абсолютная противоположность для передачи настроения, радости, чрезмерной эмоциональности для подчеркивания формы и цвета объектов. Они выстраиваются по диагонали или асимметрично. Здесь всюду ощущаются контрасты — форм, размеров, силуэтов, тона и фактуры.

Идеально подходят открытые и спектральные цвета. Для наглядности состав предметов повторяется, за исключением чашки, которая теперь контрастирует по цвету. Как в предыдущем варианте 3 фигуры выстраиваются по принципу динамики. Для передачи движения в натюрморте, чтобы все смотрелось динамическим, необходимо соблюдать контрастность. Из-за общего света предметы выглядят чересчур одинаково. При помощи цветного фонарика подчеркивается форма. Теперь все контрастирует по оттенкам.

Под «движением» на картинке подразумевается что-то или кто-то перемещающийся. Это могут быть: люди, животные, птицы, автомобили или стихии природы в виде наклонившихся под ветром деревьев, волн на воде и множество других образов.

В художественной композиции «движение» также предполагает движение глаз зрителя. Рассматривая работу, глаза перемещаются по определенным линиям. Даже при отсутствии на картине динамического элемента понятие «движения» не исчезает и обязательно остается видимым.

При продуманной композиции художник как бы направляет взгляд зрителя от одной детали к другой. Рассматривая изображение, глаза движутся в соответствии с задумкой автора, который как будто приглашает всмотреться в созданное им произведение. Цель настоящего мастера — удивить, задержать зрителя у полотна, привлечь его внимание. Взгляд движется по фигурам, пятнам, вертикалям, диагоналям и горизонталям.

Читайте также:
Искусство, определение, функции и предметы, особенности

Приемы передачи «движения»

Оптимальными способами являются:

  • Диагональная линия, следуемая с правого верхнего в левый нижний угол.
  • По прямой.
  • «Эс-образной» линии.

Такой выбор объясняется легкостью выполнения. Методы широко используются в натюрмортах, пейзажах и сюжетных композициях.

Многие выполненные в классическом стиле портреты статичны. Наиболее выразительно это проявляется в портретах Тропинина и Боровиковского, в картине К. Малевича «Черный квадрат». К характерным динамичным следует отнести жанровые, пейзажные и батальные работы — «Тройка» В. Перова, «Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Танец» А. Матисса и многие другие.

План-конспект урока ИЗО в 7 классе «Динамика и статика»

Марина Тугаина
План-конспект урока ИЗО в 7 классе «Динамика и статика»

Тема: «Динамика и статика».

Цель: закрепление композиционных понятий, динамика и статика.

– освоение понятий динамики и статики;

– развитие оригинальных композиционных решений;

–применение знаний выразительных средств, при создании изображения.

– бумага формата А4 и А3;

План урока:

1. Организационный момент (3–4 минуты).

2. Объяснение целей и задач урока(2–3 минуты).

3. Объяснение нового учебного материала(15 минут).

4. Практическая работа учащихся (75 минут).

5. Подведение итогов Анализ работ учащихся. (7–8 минут).

6. Уборка рабочего места (5 минут).

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Объяснение целей и задач урока

3. Объяснение нового материала

4. Практическая работа учащихся

5. Подведение итогов. Анализ работ

6. Уборка рабочего места.

1 этап. Организационный момент. Объяснение целей и задач

Приветствие и знакомство с ребятами. Проверка готовности к уроку. Сообщаю тему, и цель урока (закрепить понятия динамики и статики). Далее начинаю объяснять материал.

2 этап. Объяснение материала

Когда художник задумывает картину, он обязательно учитывает, какие художественно-выразительные средства будет использовать в своей работе. Их выбор зависит от сюжета картины. Задумывая создание портрета, пейзажа, картины на историческую тему и так далее, художник решает,какой это будет портрет: парадный или личный;какой пейзаж: ветреный осенний день, шторм на море или раннее спокойное утро, рассвет, мягкий стелящийся туман. Каждый из перечисленных сюжетов несёт свои эмоции, своё состояние. Передача этого состояния и является главной задачей при создании художественного произведения. А помогают в этом художнику специальные выразительные средства. И сегодня мы познакомимся с одними из многих – это динамика и статика.

Мы живём в постоянно меняющемся мире. Выразить время в картине можно также и через движение. На живописном полотне, фреске, в миниатюре обычно движение воспринимается в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не только запечатлеть, но и наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии в определённый период. Порой можно предположить, что было в предыдущий момент и будет в следующий. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с отражением их внутреннего состояния. Динамика внешне неустойчива, склонна к движению, асимметрии, открытости. Статика же наоборот, спокойна, молчалива, несет в себе глубину, и возможно, какую – то философскую мысль.

А сейчас, я покажу вам несколько изображений, на которых будет динамика и статика. Ваша задача догадаться, что именно перед вами.

Читайте также:
Описание картины Васнецова Три богатыря - история создания

2 этап. Разработка эскизов

Теперь давайте сами попробуем создать динамику и статику. На выбор учащихся. Используя геометрические фигуры, сделайте эскиз на формате А4. Ваша задача передать неподвижность и спокойствие, если это статика, или движение, если это динамика. Для этого используем фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и тд). Для статики можно визуально утяжелить низ листа, используя большие фигуры, ставя их на ребро. Если изображать фигуры углом вниз, будет казаться, что она падает, а это уже движение, то есть динамика.

3 этап. Тоновое решение

Выбираем отношение цветов по своему эскизу. Красим гуашью колера у растяжкой от белого к черному. Определяем цвета для композиции. Чтобы статика была устойчивее, можно нижние фигуры сделать темными цветами, а выше более светлыми. Это не создаст сильной тяжести и напряжения. Композиция будет более легкой. А для динамики провести такой фокус наоборот, будет очень интересно. Для выделения определенной части можно сделать контраст в тоне, какую-нибудь деталь выделить томным на светлом или наоборот.

4 этап. Практическая работа

Как только ребята подготовят эскизы, сделать небольшой просмотр для определения ошибок. Переносим на большой формат легкими линиями изображение по эскизу, и вырезаем колера, затем начинаем клеить.

5 этап. Подведение итогов

Делаю просмотр для ребят и выставляю оценки.

–правильная компоновка в листе;

– грамотная передача неподвижности в статике;

– грамотная передача движения в динамике;

joomla 2.5

Основы композиции. Статика и динамика в композиции

Урок 1. С построения композиции начинается любой снимок.
И для того чтоб ваши фотографии смотрелись гармонично и грамотно нужно изучить ее основы.

Основы композиции.

Статика и динамика в композиции.

Вначале небольшое вступление

Что же такое композиция ?
Композиция (от лат. compositio ) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.

Для того чтоб лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.

Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.

Можно выделить следующие композиционные правила:
передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции – это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

К рассмотрению этих и других вопросов мы еще обязательно вернемся, ну а
сегодня мы более подробно рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики).

Вначале я расскажу что характерно для статической композиции, и покажу на примере как добиться этого в своей работе.

Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.
Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.
Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые.
В основном задействован центр, симметричные композиции.
Для примера, я составлю небольшой натюрморт. Художественная ценность его не велика, и все приемы и средства композиции в нем немного утрированы для наглядности ))
Итак, для начала я отбираю предметы, которые буду использовать, и рисую схему своего будущего натюрморта.
В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:

Читайте также:
Реферат Современная архитектура России - проблемы и пути развития

Поэтому и мы возьмем их за основу.
Для своего натюрморта я выбрала три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, – конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики).
Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:

Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально, и находятся в состоянии покоя.

Теперь нам необходимо определиться с тональность предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный, и полутон. А заодно и с цветовой насыщенностью.
Закрасив фигурки, и поиграв немного с цветами, я останавливаюсь на таком варианте:

Теперь, исходя из этой схемы, я выстраиваю свой натюрморт. Фотографирую, и вот что у меня получается:

Но как мы видим это не совсем подходит под нужные нам свойства.
Нужно добиться большей обобщенности предметов, чтоб они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенные. Эти задачи я собираюсь решить с помощью света.
Использую комбинированное освещение – сочетание направленного и рассеянного света:
неяркого заполняющего света, и направленного – луч фонарика.
После пары кадров и экспериментов со светом мне удается добиться желаемого результата.
Обрабатываю его немного в ФШ и вот результат:

Как видим, нам удалось создать статический натюрморт, по всем правилам:
Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга.
Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.

Теперь переходим к динамической композиции.
Динамика, это полная противоположность статики во всем!
Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!
Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.
Все построено на контрастах – контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.
Цвета открытые, спектральные.

Я же для наглядности возьму те же самые предметы, только чашку заменю на более контрастную по цвету.
Опять используя наши три фигурки, я выстраиваю композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая у меня получилась схема:

Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтоб передать движение в натюрморте.
Вот и тональный эскиз готов:

Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры.
Смотрим что у нас получилось и что нужно изменить

Так, расположение вроде удачное, но вот из за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково.
Решаю использовать цветной фонарик, чтоб подчеркнуть форму, и сделать предметы контрастными по цвету.
Экспериментирую с синим светом, выбираю на мой взгляд наиболее удачный кадр, немного дорабатываю его в ФШ и вот результат:

Читайте также:
Славянские праздники 🌞 языческие праздники, список зимних, весенних, осенних и летних праздников по календарю, праздничные обычаи и обряды славян

Теперь вроде все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга динамичное, можно сказать контрастное: блюдце стоит, а чашка лежит.
Цвета более чем контрастны.)) Тоже касается и тона.

Вот вроде и все. Специально старалась свести все приемы и правила к минимуму, чтоб не переписывать здесь многочисленные страницы конспекта.))
Если возникнут какие то вопросы, которые я здесь не рассмотрела или упустила, обязательно задавайте!

Теперь переходим к заключительной части нашего урока – к домашнему заданию.
Оно будет предельно простое.
Вам нужно будет самостоятельно составить две композиции на статику и динамику, руководствуясь правилами описанными в этом уроке.
Для начала выберите предметы которые больше всего подходят на ваш взгляд для задуманной композиции, затем обязательно составьте схему ! (обычную и тонально-цветовую) А потом уже преступайте к постановке предметов по схеме и непосредственно уже к самой съемке.
За основу нужно взять наши три фигурки:

Если вы хотите усложнить себе задание, постарайтесь использовать одни и те же предметы и в статике и в динамике.

СОВЕТ!
Для большей выразительности лучше
все три предмета брать разными по размеру – большой, средний и маленький, вспомогательный.
А также разными по тону – самый светлый, средний и темный.

Итак, в качестве домашнего задания нужно предоставить
две работы: на статику и динамику, а также две схемы к ним!

Так что используя полученные знания и вашу фантазию, создавайте новые шедевры!
Творческих вам успехов!

Что такое искусство — его виды и функции

«Да, искусство бесполезно, но его бесполезность необходима».
Эжен Ионеско, французский драматург

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Писать про искусство – это пытаться объять необъятное, ведь оно является предметом изучения многих дисциплин, каждая из которых по-своему трактует это понятие.

Более того, каждый мало-мальски значимый мыслитель, ученый, исследователь, а уж тем более деятель культуры считал своим долгом дать определение этому явлению.

Сегодня мы попробуем привести разные определения искусства, выделим его отличительные черты, узнаем какие полезные функции оно выполняет и каких видов бывает. Также коснемся вопроса отсутствия катарсиса (очищения) от знакомства с современным искусством.

Что такое искусство

Мое самое любимое и, наверное, самое меткое определение принадлежит советскому писателю Юрию Васильевичу Бондареву:

«Искусство – всегда метафора действительности».

  1. Для философа искусство – это творческий вид познания мира, в процессе которого создаются художественные образы.
  2. В эстетике – это форма человеческой деятельности, которая удовлетворяет художественные потребности людей.
  3. Для искусствоведа – это художественная культура общества в целом и ее отдельные виды.
  4. В обществознании искусство – это часть духовной сферы общественной жизни, которая через творчество воспроизводит действительность.

Сложив и перемешав все эти определения, мы выведем универсальную формулу, дающую своеобразный ответ на вопрос, что такое искусство.

Искусство – это разные виды культурной деятельности человека, направленные на познание мира с помощью художественных образов, воспроизводящие действительность через творчество и удовлетворяющие эстетические потребности людей.

Довольно рискованно – предлагать такой коктейль в роли академического определения, но мы честно пытались угодить всем.

Предлагаю уйти с зыбкой территории многовековых споров и встать на более твердую почву, где мы перечислим все признанные виды искусства, разберемся в его особенностях и функциях, но сначала немного покопаемся в корнях.

Происхождение слова

Слово имеет два основных значения в русском языке.

Во-первых, это мастерство, умение (например, искусство вести беседу), во-вторых, это творческая художественная деятельность в самом широком смысле.

Читайте также:
Традиции чаепития в Англии - время принятия ритуала, правила

Редко когда в статьях, посвященных философским понятиям, встретишь слово не из древнегреческого или, на худой конец, из латинского языка.

Искусство – это старославянское слово, и образовано оно от корня искусъ, что значило испытание, опыт, пробу и даже пытку.

Если копать совсем глубоко, то все-таки можно докопаться до латинских корней, но мы не будем.

В английском языке эквивалентом нашему искусству будет слово art, которое уверенно вошло и в наш язык. Арт-коллаборации, арт-пространства и прочие арт-явления также означают нечто, относящееся к творческому процессу. Надо отметить, что семантика слова art в английском шире семантики (что это такое?) искусства в русском языке.

Признаки искусства

«Всякое искусство автобиографично; жемчужина – это автобиография устрицы».
Федерико Феллини, итальянский кинорежиссер

Искусство обладает рядом важных качеств.

  1. Чувственное восприятие мира. Творчество не предполагает рационального подхода, здесь все создается и воспринимается через чувства.
  2. Образность. Познание мира происходит через художественные образы, которые можно определить как творческое отношение человека к действительности.
  3. Субъективность. Любое искусство – это отражение субъективного восприятия действительности творцом.

Функции искусства

Функция искусства – это роль, которую оно выполняет в жизни отдельного человека и общества в целом.

Искусство полифункционально, у него множество таких ролей. Остановимся на важнейших.

Познавательная.

Познание принято считать уделом наук, но если задуматься, науки возникли гораздо позже искусств. Душа пещерного человека требовала творчества, и он царапал рисунки на стенах своего жилища.

Сегодня эти первые попытки живописи являются ценнейшими источниками знаний о первобытном обществе. Конечно, это не единственный пример. Любое произведение – отражение своего времени.

Наука познает мир с объективной точки зрения, а искусство опирается на личностный аспект, причем в этом процессе познания важен как создатель, так и созерцатель.

Искусство – это чувственное познание мира.

Часто творческие произведения несут воспитательный, назидательный посыл, особенно это свойственно литературе и зрелищным видам – театру, кино и т.п.

Чрезмерная назидательность способна переродиться в пропаганду. Например, советское искусство сплошь носило пропагандистский характер, каждый, кто не принимал правила игры, становился изгоем.

Упомянем и другие функции:

  1. экспрессивную (воздействие на эмоции)
  2. компенсаторную (решение психологических проблем)
  3. социальную (воздействие на общество)
  4. прогностическую (способность предугадывать будущее)

Не все произведения выполняют сразу все перечисленные функции.

Виды искусства

«Искусство не может отвлечься от стремлений своего времени».
Ромен Роллан, французский писатель

Если однозначного определения искусства не существует, то его виды определены вполне конкретно. Еще в Древней Греции были попытки классификации. Вспомним 9 муз – дочерей Зевса и неустановленной матери – то ли богини памяти Мнемосины, то ли богини согласия Гармонии. Музы жили на Парнасе и покровительствовали наукам и искусствам.

В греческом языке понятие музыка означало не только гармонию звуков, но и объединяло искусство с науками. Позже музой стали называть источник вдохновения.

Покровителем искусств в древнегреческой мифологии считался лучезарный бог Аполлон, музы же отвечали за определенные направления.

  1. Каллиопа – за эпическую поэзию, наверное, поэтому у них с Аполлоном родился сын Гомер – сложно придумать более известный эпос, чем его «Илиада» и «Одиссея».
  2. Эвтерпа заведовала лирической поэзией и музыкой.
  3. Мельпомена занималась трагедией.
  4. Талия – любительница комедии и легкой поэзии.
  5. Эрато – главная по любовной поэзии.
  6. Терпсихора отвечала за танцы.
  7. Полигимния сочиняла гимны, покровительствовала ораторам.
  8. Клио – хранительница истории, записывала на своем свитке все происходящие события.
  9. Урания увлекалась астрономией.

Интересно, что из девяти муз пять покровительствовали разным видам поэзии.

Если переводить всю эту красоту в сухие цифры, то древние греки из современных видов искусств различали литературу, театр, музыку и танец.

Удивительно, что у непревзойденных мастеров скульптуры не было ни музы, ни бога, покровительствующего скульпторам.

Виды искусства – это сложившиеся формы творческой деятельности. Одни формы известны с древнейших времен, другие появились в новейшее время благодаря развитию технологий. Каждый вид обладает своим арсеналом художественно-выразительных средств.

Сейчас общепринятой считают классификацию по трем основным признакам.

  1. Пространственные (пластические) виды, для которых важно место художественного образа в пространстве.
    1. Архитектура.
    2. Живопись.
    3. Графика.
    4. Скульптура.
    5. Декоративно-прикладное искусство (дизайн).
    6. Фотоискусство.
  2. Временные (динамические) виды, где композиция разворачивается во времени.
    1. Литература.
    2. Музыка.
  3. Пространственно-временные (синтетические, зрелищные) виды, в которых сочетается время и пространство в раскрытии художественного образа.
    1. Театр.
    2. Балет.
    3. Танец.
    4. Цирк.
    5. Кино.
    6. Телевидение.
    7. Эстрада.

” alt=””>

Катарсис

Искусство – это отражение бытия в тех или иных формах, при этом оно пронизывает нашу жизнь, наполняя ее новыми смыслами.

Произведения искусства описывают действительность через призму авторского взгляда, эмоций, чувств, оценок, а зритель, получая информацию, воспринимает посыл с позиции своего опыта, личных ощущений.

Иногда случается чудо, и посыл автора начинает звучать в унисон с восприятием зрителя. Такое состояние можно назвать катарсисом.

По Аристотелю катарсис — это сострадание и страх, которое испытывает зритель, сопереживающий трагедии, разворачивающейся перед ним. Катарсис возвышает и очищает человеческую душу, в этом основная цель искусства.

Со времен Аристотеля понятие катарсиса трансформировалось, но все же основной посыл сохранился, это эстетическое воздействие искусства на человека.

Хоть мы очень далеко ушли от древних греков, но все же до сих пор плачем над сильным фильмом, ощущаем бегущие по телу мурашки от гениальной музыки, запоминаем с первого прочтения стихи, затронувшие душу, оглушенные выходим из театра после потрясающего спектакля.

Современное искусство

Современное искусство – это поле экспериментов. Мы наблюдаем, как оно становится все более технологичным, появляются новые синтезированные формы. Еще одна тенденция — это уход от понятия прекрасного.

Искусство все чаще стремится не пробудить эстетическое чувство, а шокировать публику. Катарсис заменяется шоковым состоянием. Чтобы расшевелить современного человека, перегруженного информационным потоком, нужно все более сильное воздействие.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Интересно, а кому(чему) покровительствовала десятая Муза (на представленной картине их десять). И как её звали?! Буду признателен автору материала за уточнения и разъяснения!

Спасибо за вопрос. Десятую музу традиционно резервируют (уже много столетий) для какой-либо области искусства (или науки), не вошедшей в данный канонический список. Но пока еще не пришли к единодушному решению, кем она будет.

В наше время искусство имеет искаженную форму: чувак к стеке банан прикрепил — искусство! Или бумаги набросали — креативная инсталляция, искусство!

Тезис о том, что искусство бесполезно совершенно неверный. Люди ведь не вычислительные машины. Большинство из нас живет чувствами и эмоциями, самые лучше из которых как раз и подпитываются из искусства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: