Левий Матвей – характеристика персонажа Мастер и Маргарита

Характеристика образа Левия Матвея в романе «Мастер и Маргарита»

В своём великом произведении М. Булгаков описал множество различных персонажей. Все они так ярко и красочно представлены читателям, что можно легко представить себе любого из них. Один из самых интересных и неоднозначных героев романа «Мастер и Маргарита» — Левий Матвей. Характеристика этого образа поможет понять его внутренний мир и особенности личности.

  1. Центральная идея романа
  2. Главные герои
  3. Второстепенные персонажи
  4. Левий Матвей
  5. Отношения с наставником
  6. Безуспешные попытки
  7. После казни

Центральная идея романа

«Мастер и Маргарита», без всякого сомнения, является одним из величайших произведений классической литературы. Все события, изложенные в нём, созданные воображением автора, затрагивают извечные проблемы человечества: борьбу пороков и добродетели, любовь и верность, предательство, внутреннюю силу и слабость, а также искренность, фальшь и лицемерие. Герои представлены в произведении иронично и несколько преувеличенно, что позволило ещё ярче осветить и показать каждого из них.

Автор стремится донести до читателя идею, что:

  • добро и зло связаны между собой неразрывно;
  • вечная борьба между ними никогда не закончится;
  • не всегда легко отличить одно от другого.

В романе он рассказывает о двух эпохах с разницей в 2 тысячи лет, подчёркивая, что противостояние света и тьмы в человеческом обществе существовало всегда и не изменилось за долгий срок.

Автор безжалостно обличает основные людские пороки, первым из которых считает трусость.

Именно она становится причиной трагедии, описанной в этом замечательном романе.

Главные герои

Таковыми в произведении являются Маргарита, Мастер и Воланд. Каждый из них очень яркий, своеобразный, отличается рядом особенностей, которые делают их непохожими на всех остальных персонажей.

Мастер, автор замечательного романа, отвергнутого редакцией и высмеянного литературными критиками, показан умным, образованным и необычайно талантливым человеком. Однако он не смог выдержать краха своей мечты и попал в психиатрическую лечебницу. Его произведение было действительно настоящим шедевром, но именно по этой причине оно «пришлось не ко двору». Бездарные литераторы, неспособные создать что-либо достойное, из чувства зависти разнесли в пух и прах настоящее, талантливое творение под предлогом неуместно и неудачно выбранной темы. И это сломало тонкого, мечтательного и романтичного Мастера.

Его возлюбленная Маргарита, замужняя женщина, красивая, богатая, привыкшая к холе и неге, готова бросить свою беззаботную жизнь в роскошной квартире и обречь себя на нищету в подвале ради любимого человека. Материальные ценности не имели для неё никакого значения.

Она страдала от своей «двойной» жизни, но искреннее чувство, испытываемое ею к Мастеру, было для неё дороже всего.

Воланд, «дух зла», показан в романе неоднозначно. Этот персонаж невольно вызывает симпатию. Он разоблачает нечестных и лживых людей, выворачивая наизнанку тёмные стороны их натуры. И совершает добрые поступки: помогает Маргарите найти своего любимого и соединиться с ним.

Второстепенные персонажи

В романе их очень много. Булгаков описывает их по-разному, некоторых с насмешкой и открытым презрением. Он показывает жадность расчётливость, глупость и напыщенность чиновников и обывателей, обычных граждан, которые в погоне за лишней копейкой напрочь забывают о чести, достоинстве и приличии.

Как в Москве 30-х годов, так и две тысячи лет назад многие люди ради денег готовы были на любые подлые и грязные поступки. Образ Иуды, молодого красавца, предавшего Иешуа — яркое воплощение расчётливости и отсутствия даже зачатков совести. Он, не задумываясь, принял предложение первосвященника Каифы и погубил бродячего философа и проповедника, который стремился внушить людям идею о добре, отзывчивости и искренности.

Жадность показана в романе также и на сеансе чёрной магии. Увидев падающие «деньги», зрители хватали их, как и бесплатные вещи из «магазина» без всякого стеснения. «Что ж… Люди любят деньги, ну, так это всегда было», говорит Булгаков устами Воланда. Однако такое остервенение, с которым они набрасываются на неожиданные «подачки», вызывает настоящее отвращение.

Образ Понтия Пилата, иудейского прокуратора, представлен в романе ярко. Этот жестокий человек, представитель власти, вершитель судеб, после разговора с Иешуа Га-Ноцри кардинально изменил свои взгляды на жизнь. Однако он не спас молодого проповедника, отправив его на страшную смерть. Причиной тому была трусость: прокуратор побоялся защитить человека, посмевшего непочтительно высказаться о римской власти.

Левий Матвей

В Википедии сказано, что этот образ также относится к второстепенным. Он ассоциируется с Матфеем — персонажем из Евангелия. Возненавидев деньги после беседы с Иешуа, Левий решает стать учеником молодого философа и отправляется путешествовать вместе с ним. Он потрясён мудростью и необычайно добрым сердцем Иешуа, который пытается донести до всех мысль о том, что:

  • все люди на свете добрые;
  • чёрствыми и жестокими их делают неудачные и тяжёлые обстоятельства;
  • когда-нибудь непременно настанет царство истины.

Левий ловит каждое слово Иешуа, затаив дыхание. Он постоянно записывает всё, что тот говорит. Для этого всегда носит с собой пергамент. Мысли друга и спутника для него становятся единственным, что имеет значение. Он старается осознать и осмыслить их, хотя это не всегда даётся ему легко. Но, решив посвятить себя распространению учения бродячего философа, он относится к его проповедям как к великим и мудрым советам, которые тот даёт людям.

Отношения с наставником

Сам Иешуа относится к Левию Матвею снисходительно. В диалоге с Понтием Пилатом он рассказывает, что этот человек не всегда правильно понимает и усваивает его мысли и записывает себе не то, что хотел сказать молодой проповедник. Прочтя записи Левия, он был потрясён: его слова были настолько неверно истолкованы, что вовсе не отражали его мыслей и всё, что он хотел сказать. И это, по мнению Иешуа, могло стать причиной путаницы, которая «будет продолжаться очень долго». Он даже просил сжечь этот пергамент. Однако тот не пожелал этого сделать.

Почему же Левий Матвей неверно записывал слова Иешуа? Вряд ли он намеренно стремился исказить смысл речей молодого проповедника. Можно предположить, что причиной тому стал недостаток образования: бывший сборщик податей попросту не мог до конца понять всё то, что учитель пытался донести до него. И, разумеется, был просто не в состоянии правильно истолковывать и излагать его мысли.

Читайте также:
Афоризмы из пьесы На дне - цитаты Сатина, Луки, Бубнова

Также как и обыватели, которые слушали проповеди в Ершалаиме. Неграмотные и недалёкие, они приняли попытку объяснить им то, что настоящая вера не нуждается ни в каких храмах и построениях за подстрекательство уничтожить здание храма в городе.

Иешуа мечтал донести до людей идею добра, всепрощения, любви и понимания. Левий, даже не до конца осознавая всё, что узнавал от него, понимал саму суть учения. И очень хотел стать таким же душевно чистым и искренним человеком. Он изо всех сил старался усвоить уроки своего учителя, который стал его кумиром.

Безуспешные попытки

Когда Иешуа был арестован, Левий пришёл в отчаяние. Его захлестнула бессильная ярость. Он готов был на всё, чтобы спасти друга и облегчить его страдания, но ничего не мог сделать. И, глядя на муки замечательного человека, от которого никто и никогда не видел ни малейшего зла, не задумываясь, пожертвовать собственной жизнью, чтобы избавить его от пытки. Левий решает заколоть Иешуа и с этой целью крадёт нож. Однако и это ему не удаётся. Он становится свидетелем ужасной расправы. И начинает слать проклятия богу, допустившему такое бесчинство.

После казни

Потеряв своего друга, Левий Матвей в ужасном горе поклялся отомстить за него предателю Иуде. Это стало единственным смыслом его дальнейшей жизни.

Учение Иешуа полностью изменило Левия, он сделался другим человеком. Деньги и материальные блага для него потеряли значение. Ему хотелось, чтобы люди услышали всё, что говорил его наставник, и прониклись идеями света и добра. Однако после созерцания всех страданий, которые пришлось вынести его другу, он не смог простить тех, кто отправил его на смерть.

Перед казнью Иешуа сказал, что не винит никого. В его душе не было ни злости, ни обиды, он просто был неспособен на такие чувства. И никакие человеческие злодеяния не поколебали его убеждений и взглядов. Именно это и было главной мыслью проповедей. Даже будучи распятым на столбе, он не изменил своего отношения и продолжал до самой смерти любить людей, независимо от того, какое зло они сотворили с ним. А его друг и спутник Левий:

  • не сумел научиться прощать всех;
  • не пожелал оставить безнаказанным отвратительное предательство Иуды, передавшего Иешуа в руки стражников;
  • не мог не осуждать Понтия Пилата, который не заступился за мирного философа;
  • безграничное страдание вызвало в нём злость и ненависть к палачам.

Измученный угрызениями совести и сознанием огромной потери, Пилат предлагает Левию остаться у него и заняться библиотекой.

Но тот отказывается, обвиняя правителя в смерти друга. Трусость могущественного прокуратора была ему отвратительна, и он не смог скрыть это. «Ты ничего не усвоил из того, чему он тебя учил. Ты жесток, а тот жестоким не был» — сказал ему Пилат. И это было верно. Лишь узнав о том, что прокуратор сам отомстил Иуде за предательство, он немного смягчился и взглянул на него другими глазами.

В конце романа Левий Матвей встречается с Воландом, который обращается с ним презрительно, называя его глупым рабом. Он передаёт послание Иешуа с просьбой позаботиться о судьбе мастера и Маргариты и наградить их покоем. Воланд выражает согласие и велит Левию удалиться. То есть он всё же сумел встретиться со своим другом и кумиром, оказавшись вместе с ним в свете. Этим автор хотел сказать, что Левий Матвей остался преданным и верным последователем Иешуа Га-Ноцри и его учению о добре и милосердии.

Образ и характеристика Левия Матвея в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Писатели обладают особым даром олицетворять в героях какое-то важное явление действительности. Таким образом они завоевывают сердца читателей или крепко запоминаются им. Михаил Булгаков обладал такой способностью. В романе «Мастер и Маргарита» он использовал и выдуманных героев и персонажей библии. Такое сочетание привело познанию человеком истории библейских персонажей и особого внимания к их истории. Одним из таких и оказался Матвей Левий, о котором и пойдет речь.

Левий Матвей стал одним из самых необычных героев второстепенного плана, через него автор показывает зачатки не самых лучших событий. Судьба его складывается следующим образом: бросив собирать налоги он становится учеником философа Иешуа. По описанию в романе лет ему было под сорок и выглядел как оборванный бродяга. Благодаря такому описанию читатель сразу чувствует неприязнь к герою.

Следуя ха своим учителем, он записывает его высказывания с искажением смысла. Его рукописи, так же как и рукопись Мастера не горят. Но они не несут истинного смысла, а лишь искаженную мысль, которую принимают за идею Иешуа. Это и приводит к кровопролитию, о котором предупреждал ученик Понтия Пилата.

Перед читателем предстает человек ограниченного склада ему, не совестного и предающимся своим эмоциям в полной мере. Он близко к сердцу принимает арест и казнь Иешуа. Левий проклинает бога и обращается к дьяволу. Данный поступок является кульминацией всего образа Матвея.

По прибытию к Понтию Пилату отказывается служить ему и от даренных денег, а просит лишь лист чистого пергамента. Пергамент не такая прочная бумага как папирус и не может сохраниться на столетия, чтобы попасть в Евангелие. В современной версии романа Матвей просит за Мастера и Маргариту Воланда от имени Иешуа, но их беседа сложена так, словно они знают друг друга и испытывают неприязнь.

На этот момент Левий уже не на стороне дьявола, совсем забыв о своем давнем обращении к дьяволу, когда после отречения от бога тот откликнулся на его зов. Он уже не желает дьяволу здравствовать на земле и под землей.

Левий Матвей предстает перед читателем непостоянным и ограниченным человеком, который не несет ответственности за свои слова и поступки, чем и приносит несчастья.

Читайте также:
Чистоговорки для детей читать онлайн на нашем сайте

История создания

По преданию Левий Матвей был братом Иакова и сыном Алфея. Он жил в городе Капернаум на побережье Галилейского моря и служил мытарем – собирателем податей. Подати платили жители завоеванных Римской империей земель, пополняя казну. Мытарей ненавидели за их деятельность. На этой должности приходилось притеснять народ, и мытари пользовались служебным положением, отрицая милосердие и проявляя жестокость. Левию Матвею удалось получить неплохое состояние благодаря статусу, но он не потерял человеческий облик и сохранил верность народу.


Левий Матвей

Герой был свидетелей проповедей и чудесных деяний Христа, который проживал некоторое время в его городе. Иисус видел, как слушатель относится к его делам, и оценил готовность мужчины следовать его заветам. Однажды он отвел Левия к морскому берегу, где тот получал подать от прибывающих кораблей, и предложил стать его последователем. Матвей накрыл стол в доме и пригласил гостей, среди которых были мытари и простые грешники. Разделяя с ними трапезу, Христос дал шанс на исповедь. Апостол оставил нажитое имущество и последовал за Иисусом. Вскоре его причислили к двенадцати сопровождающим Иисуса Христа.

Помимо деяний Учителя, Левий Матвей был свидетелем его ареста, смерти и вознесения. После финального события он в числе других учеников нес учение Господа людям. Мужчина написал Евангелие, ставшее первым в перечне рукописей апостолов. Книга передавала палестинцам учение на иврите. Апостол побывал в Сирии, Мидии, Палестине, Персии, Индии и Эфиопии. Молясь о том, чтобы люди приняли истинную веру, он нес ее язычникам и атеистам.


Иисус и двенадцать апостолов

Известно о чуде, сотворенном им после встречи с Господом. Левий Матвей воткнул в землю у храма жезл. На этом месте выросло плодоносящее дерево, и из-под него забил источник. Каждый, кто пил воду здесь, становился добрым и кротким, обретая веру.

Легенда связана с властителем Фульвианом и его семьей. Апостол наставил их на путь истинный, несмотря на неверие и желание убить Левия Матвея. Бог был на стороне ученика и помогал, насылая на воинов тьму, не позволявшую взять мужчину под стражу. Пытаясь схватить апостола, Фульвиан ослеп, и Левий спас его. Решив, что апостол чародей, а не господний посланник, властитель приказал сжечь его. Пламя подготовленного костра не задевало апостола, который беспрестанно молился. Силу Бога подтвердил огненный змей, сформировавшийся из костра и набросившийся на Фульвиана. Взмолившись, он признал силу Господа. Левий простил его и умер.

Обращение людей в веру апостолом Матфеем

После того как апостол покинул Иерусалим, он побывал проповедуя Евангелие в Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии или Индии. Здесь он пытался обратить в веру дикий народ людоедов (антропофагов) со звериными обычаями и нравами. (Акафист апостолу Матфею читают в день смерти его в Эфиопии 16 ноября.) В городе под названием Мирменах, в самом начале своего пребывания в Эфиопии, святой апостол Матфей обратил в христианскую веру несколько человек, назначил епископа и построил небольшой храм. Он все время молился, чтобы все племя обратилось в веру. И вот как-то раз Матфей находился на высокой горе в посте и молитве. К нему в образе юноши явился Бог и передал апостолу жезл, говоря, чтобы Матфей воткнул покрепче жезл у храма. Из посоха должно было вырасти дерево с сочными и вкусными плодами, а из основания дерева должен был появиться источник с прозрачной водой. Каждый, кто отведает плод, должен был стать кротким и добрым, а напившись из источника, обрести веру. Апостол Матфей стал спускаться с горы с жезлом, но одержимые бесами жена и сын владельца города Фульвиана стали препятствовать апостолу, крича, что апостол хочет их погубить. Матфей именем Христовым изгнал бесов. И жена и сын Фульвиана пошли за апостолом, став смиренными.

Новый Завет

Библейские сказания предоставляют минимальные сведения о Левии Матвее. Единственной актуальной информацией является то, что мужчина был мытарем. Это подтверждают Евангелия от самого Матвея, от Луки и от Марка. Написанное им самим Евангелие повествует о встрече с Иисусом. Многие сборщики податей и грешники считали Иисуса своим другом и Учителем.


Образ Левия Матвея

Исследователи Нового Завета сравнивают Левия Матвея с Левием Алфеевым, который тоже числился мытарем. В Евангелии от Марка присутствует небольшой рассказ о нем, а Лука в своем творении описывает призвание героя. Исходя из слов других апостолов, некоторые ученые предполагают, что Левий Алфеев – настоящее имя пророка, а Матвей – прозвище, расшифровывающееся как «Божий дар». Эта версия всегда оспаривалась противниками идеи, например писателем 4 века н.э. Дидимом Слепцом. В Новом Завете упоминаются Матвей и Матфий, поэтому многие расценивают это как транскрипцию имени. Биографии мужчин совпадали, поэтому этот факт можно воспринимать как литературную ошибку.

Христианская традиция постоянно путает Матвея и Матфия, поэтому в различных редакциях одного и того же текста имя героя используется по наитию автора. Ярким примером служит произведение «Деяния Андрея и Матфия».

Конец жизни святого Матфея

Матфея схватили и прибили к земле за руки и за ноги большими гвоздями. По приказу жестокого Фульвиана сверху наложили ветки, хворост, серу, смолу, полагая, что апостол сгорит.

Вместо этого пламя угасло, а святой апостол Матфей, живой и невредимый, славил имя Господа. Присутствовавшие были в ужасе и тоже восхваляли Бога. Все, кроме Фульвиана. По его приказу принесли еще больше веток и хворосту, положили сверху апостола, полили смолой. Фульвиан расставил вокруг предполагаемого костра двенадцать золотых идолов, которым поклонялся. Он хотел с их помощью сжечь Матфея. Но Матфей под пылающим пламенем истово молился, дабы Господь явил свою силу и выставил на смех тех, кто все еще надеялся на идолов. Пламя повернулось к идолам и расплавило их, опалив стоящих поблизости. Затем огненный змей, вырвавшийся из пламени, направился к Фульвиану, который в страхе хотел убежать. Видя бесполезность попыток избежать змея, Фульвиан взмолился Матфею, прося избавить его от гибели. Апостол погасил пламя. Властитель хотел с почестями принять святого Матфея, но апостол в последний раз вознес ко Господу молитву и умер.

Читайте также:
Смысл названия пьесы "Гроза" ℹ образная символика, текст сочинения 10 класс, многозначность названия произведения Островского

«Мастер и Маргарита»

Булгаков неспроста использовал героя Библии в качестве прототипа литературного персонажа. В соответствии с преданием, Матвей написал Евангелие на арамейском языке, считающемся древнейшим.


Писатель Михаил Булгаков

Мужчина был свидетелем пребывания Иисуса на Земле среди смертных. В повествовании Булгакова Иешуа рассказывает Понтию Пилату о бывшем мытаре и его произведении. Иешуа почти предает Левия, хотя и боится его. Он направляет стражей на верный путь. Характеристика Матвея из уст Иешуа представляет апостола как человека, действующего вопреки закону. По его мнению, мужчина бросил государственные деньги, а не собственные. Иешуа также уверен, что записи Матвея не верны.

Иешуа рассказывает все о Левии, подставляя его под удар. Евангелистов он характеризует как людей, неправильно записавших мысли о происходящем. Он не отзывается о Левии Матвее положительно и называет его исключительно спутником, но не учеником. Это формирует отношение Пилата к герою. Он не велит арестовать апостола, но и не доверяет ему статус ученика Иешуа. В его глазах Левий утратил милосердие.


Иешуа и Понтий Пилат

Мастер был уверен в том, что Левий не видел допроса Иешуа, а наблюдал только за казнью. Левий хотел прекратить страдания Учителя и считал убийство единственным возможным способом для этого. Левий Матвей в порыве гнева проклинает Бога, потому что уверен, что истинный Господь не допустил бы гибели такого человека, как Иешуа. Герой уверен, что его предназначение заключается в убийстве Иешуа и в освобождении того от мук. Призвав других богов, отказавшись от собственного Господа, он продемонстрировал отсутствие веры.

Новый Завет гласит, что мужчина добыл у стражников нож, чтобы защитить Учителя. В понимании мастера в действиях Левия нет божественного промысла, и он хочет стать освободителем мученика из понятных человечных побуждений.


Левий Матвей и Воланд в сериале «Мастер и Маргарита»

Во время богохульства апостола начинается гроза, предсказанная Иешуа, и она приносит смерть. Палач вонзает копье в сердце сына Божьего. Мистическим образом воплощаются желания Левия. Он вынашивает идею и о смерти Иуды. Убийство осуществляется руками Афрания с разрешения Понтия Пилата.

Чудо, сотворенное апостолом Матфеем

В городе, возле храма, апостол крепко воткнул жезл, и на глазах у всех произошло чудо.

Как и говорил Матфею Господь, выросло огромное дерево, на дереве появились невиданные плоды, а из подножья дерева стал течь ручей. Люди собирались со всего города, чтобы увидеть это чудо, попробовать плоды и попить воды из ручья. Апостол встал на возвышении и стал говорить проповедь. Все, кто был рядом, уверовали и приняли крещение в воде из источника. Крестились и жена с сыном Фульвиана. Фульвиан же, вначале с почтением и удивлением отнесшийся к деяниям апостола, сильно разгневался, когда понял, что новая вера отрешает народ от идолов. И задумал владелец города убить апостола Матфея.

Экранизации

Роман «Мастер и Маргарита» был неоднократно экранизирован. Первая лента, снятая Анджеем Вайдой в 1972 году, называлась «Пилат и другие». Действие оказалось перенесено в XX век и герои выглядели современно. Даниэль Ольбрыхский исполнил в фильме роль Левия Матвея.


Даниэль Ольбрыхский в образе Левия Матвея

В ленте Александра Петровича того же года выпуска не было библейских мотивов, описывались только события, произошедшие в Москве в тридцатые годы ХХ века. Персонаж Левий Матвей в картине отсутствовал.

Следующим фильмом по сюжету романа стал польский проект Мацея Войтышко. Библейский персонаж отсутствовал и в этой киноверсии литературного произведения


Лев Дуров в образе Левия Матвея

В фильме «Мастер и Маргарита» 1994 года, снятом Юрием Кара, Левия Матвея сыграл актер Лев Дуров. Кинокартина оказалась богатой на актерские работы. Воланда на экране воплотил Валентин Гафт, Бездомного – Сергей Гармаш, а Понтия Пилата – Михаил Ульянов.


Семен Стругачев в роли Левия Матвея

В 2005 году вышла масштабная экранизация «Мастера и Маргариты». Автором проекта стал Владимир Бортко. В образе Воланда предстал Олег Басилашвили, Левия Матвея сыграл Семен Стругачев, а мастера – Александр Галибин.

Как Фульвиан стал Матфеем

Фульвиан велел невредимое тело апостола одеть в дорогие одежды, внести во дворец, но сомнения в вере заставили его приказать сковать железный ковчег для останков и, запаяв его, опустить в море. Властитель решил, что если Бог, спасший от огня апостола, не даст утонуть телу, то тогда он уверует и откажется от идолов. Ночью епископ увидел Матфея, который дал указания, где найти его вынесенные морем на берег мощи. Фульвиан тоже пошел посмотреть на это чудо, и, окончательно убедившись в силе Господа, принял крещение с именем Матфей. Так призвание апостола Матфея Господом в ученики обратило в веру целый народ.

Подвиги апостолов неоценимы для становления христианства. Так и своей жизнью показал пример окружающим апостол Матфей. Икона с его изображением напомнит каждому христианину о стойкости и подвиге во имя Господа. Житие апостола Матфея — это поучительная история для всех.

Цитаты

В книге Левий Матвей выступает в качестве подручного Христа. Он приходит в Обитель Воланда со словами:

«Я к тебе, дух зла и повелитель теней».

Это становится дополнительным подтверждением тому, что перед аудиторией предстает Сатана.


Левий Матвей – иллюстрация к книге «Мастер и Маргарита»

Посланник просит даровать покой мастеру и Маргарите. Заступаясь за героев, он заявляет, что мир они обретут только в аду. В раю для автора романа о Понтии Пилате нет места. На вопрос Воланда о том, почему мастер не может пойти в свет, Левий отвечает:

«Он не заслужил света, он заслужил покой».

Рай в этом восприятии не предполагает покоя для человека, который грешил, но его заслуга в виде написанного романа должна получить вознаграждение. И этим вознаграждением станет покой.

Попытки схватить апостола Матфея

Ночью апостолу явился сам Иисус, ободрил его, сказав, что не оставит в мучениях, которые Матфею предстоит пройти. Когда Фульвиан отправил к храму своих воинов, чтобы те привели Матфея, их окружила тьма, да такая, что они еле-еле смогли найти обратную дорогу. Фульвиан разгневался еще больше и отправил за апостолом гораздо больше воинов. Но и те воины не смогли схватить Матфея, так как небесный свет, осветивший апостола, был настолько ярок, что воины побросав оружие, бежали в ужасе. Тогда Фульвиан сам с сопровождением пришел к храму. Но внезапно ослеп и стал просить Матфея смилостивиться и простить грехи. Апостол перекрестил злого властителя. Тот обрел способность видеть, но решил, что это лишь чародейство Матфея, а не сила Господа. Фульвиан принял решение сжечь апостола.

Читайте также:
Образ дороги в поэме Мертвые души - символический образ

Левий Матвей — характеристика персонажа из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

До встречи с Иешуа

Как известно, Левий Матвей до его знакомства с Га-Ноцри был сборщиком податей. Эта профессия была одной из самых сложных, потому что народ не уважал сборщиков налогов, презирал их и даже считал, что они являются грешниками. Герой привык к злу вокруг себя, поэтому, когда Левий Матвей встречает Иешуа, он «отнесся к нему презрительно» и даже оскорблял его, называя Га-Ноцри собакой. Однако Иешуа сказал ему, что не видит в этом никакого оскорбления. Герою удалось воздействовать своими речами на мировоззрение Левия Матвея. Он «стал смягчаться», бросил свои деньги и отправился путешествовать вместе с Иешуа. Характеристика героя во многом заключена в описании внешности. Писатель несколько раз подчеркивает, что Левий Матвей – нищий. Однако это не поворот судьбы, а добровольное отречение от денег: он «бросил деньги на дорогу» и сказал, что «деньги ему стали ненавистны». Даже на предложение Понтия Пилата работать в библиотеке герой отказывается.

Левий Матвей

В Википедии сказано, что этот образ также относится к второстепенным. Он ассоциируется с Матфеем — персонажем из Евангелия. Возненавидев деньги после беседы с Иешуа, Левий решает стать учеником молодого философа и отправляется путешествовать вместе с ним. Он потрясён мудростью и необычайно добрым сердцем Иешуа, который пытается донести до всех мысль о том, что:

  • все люди на свете добрые;
  • чёрствыми и жестокими их делают неудачные и тяжёлые обстоятельства;
  • когда-нибудь непременно настанет царство истины.

Левий ловит каждое слово Иешуа, затаив дыхание. Он постоянно записывает всё, что тот говорит. Для этого всегда носит с собой пергамент. Мысли друга и спутника для него становятся единственным, что имеет значение. Он старается осознать и осмыслить их, хотя это не всегда даётся ему легко. Но, решив посвятить себя распространению учения бродячего философа, он относится к его проповедям как к великим и мудрым советам, которые тот даёт людям.

Отношения с наставником

Сам Иешуа относится к Левию Матвею снисходительно. В диалоге с Понтием Пилатом он рассказывает, что этот человек не всегда правильно понимает и усваивает его мысли и записывает себе не то, что хотел сказать молодой проповедник. Прочтя записи Левия, он был потрясён: его слова были настолько неверно истолкованы, что вовсе не отражали его мыслей и всё, что он хотел сказать. И это, по мнению Иешуа, могло стать причиной путаницы, которая «будет продолжаться очень долго». Он даже просил сжечь этот пергамент. Однако тот не пожелал этого сделать.

Почему же Левий Матвей неверно записывал слова Иешуа? Вряд ли он намеренно стремился исказить смысл речей молодого проповедника. Можно предположить, что причиной тому стал недостаток образования: бывший сборщик податей попросту не мог до конца понять всё то, что учитель пытался донести до него. И, разумеется, был просто не в состоянии правильно истолковывать и излагать его мысли.

Также как и обыватели, которые слушали проповеди в Ершалаиме. Неграмотные и недалёкие, они приняли попытку объяснить им то, что настоящая вера не нуждается ни в каких храмах и построениях за подстрекательство уничтожить здание храма в городе.

Иешуа мечтал донести до людей идею добра, всепрощения, любви и понимания. Левий, даже не до конца осознавая всё, что узнавал от него, понимал саму суть учения. И очень хотел стать таким же душевно чистым и искренним человеком. Он изо всех сил старался усвоить уроки своего учителя, который стал его кумиром.

Безуспешные попытки

Когда Иешуа был арестован, Левий пришёл в отчаяние. Его захлестнула бессильная ярость. Он готов был на всё, чтобы спасти друга и облегчить его страдания, но ничего не мог сделать. И, глядя на муки замечательного человека, от которого никто и никогда не видел ни малейшего зла, не задумываясь, пожертвовать собственной жизнью, чтобы избавить его от пытки. Левий решает заколоть Иешуа и с этой целью крадёт нож. Однако и это ему не удаётся. Он становится свидетелем ужасной расправы. И начинает слать проклятия богу, допустившему такое бесчинство.

Левий Матвей и его учитель

Левий Матвей называет себя «верным и единственным учеником» Га-Ноцри, его спутником. Персонаж пытается записывать все мысли наставника, но из-за своей необразованности он делал это не совсем правильно. Сам Иешуа Га-Ноцри утверждает, что Левий Матвей неверно записывает за ним: «Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и неправильно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент!

Но он вырвал его у меня из рук и убежал».

Даже Понтий Пилат понимает, что Левий Матвей далек от истины, которую проповедовал Иешуа Га-Ноцри: «Ты, я знаю, считаешь себя учеником Иешуа, но я тебе скажу, что ты не усвоил ничего из того, чему он тебя учил».

Казнь Иешуа оставляет большой след на душе Левия Матвея. Он видит гибель своего учителя своими глазами, после чего снимает тело Иешуа со столбов и участвует в процедуре его погребении. Теперь мечтой героя становится месть Иуде, человеку, который предал Га-Ноцри и стал причиной его казни: «я зарежу Иуду из Кириафа, я этому посвящу остаток жизни…».

Читайте также:
«Таня» 📚 краткое содержание рассказа И.А. Бунина, анализ произведения, характеристика главных героев

Отношения с учителем

Левий Матвей вполне серьезно считает себя единственным и преданным учеником Иешуа. Он повсюду следует за учителем, пытается все его мысли и высказывания подробно записывать, но из-за малообразованности это не совсем правильно получается. Га-Ноцри в одном из эпизодов произведения рассказывает, что его наставник все неверно излагает пером. Он повсюду за ним ходит с пергаментом в руках и что-то пишет.

В один прекрасный момент учитель посмотрел на отметки и пришел в ужас. Все, о чем там шла речь, он даже приблизительно не проповедовал. Он попросил бывшего сборщика податей сжечь пергамент, но тот его выхватил и убежал.

Далее в повествовании четко видно, что Понтий Пилат и тот понимает, что Левию далеко до истины, которую пытался нести людям Иешуа. Он с уверенностью заявляет герою, что он не смог ничего усвоить из того, что ему пытался поведать учитель. Неизгладимый отпечаток в душе Левия Матвея оставила казнь Га-Ноцри. На его глазах произошла гибель великого учителя, тело которого впоследствии ученик снимал своими руками со столбов, присутствовал на церемонии погребения.

С этого момента Матвей преследует единственную цель, которая заключается в мести Иуде.

Этот человек предал учителя, что послужило причиной смерти последнего. Герой заявлял, что зарежет изменника, даже если этому делу придется посвятить остаток жизни.

Значение образа

Образ Левия Матвея восходит к евангельскому образу Матфею, который является автором заметок об Иисусе Христе.

Левий Матвей – персонаж, который является основным носителем христианских мотивов в произведении М. А. Булгакова.

Левий Матвей в повествовании связан почти со всеми главными героями. Являясь учеником Иешуа, он встречается с Понтием Пилатом, принявшим решение казни Га-Ноцри. Левий Матвей общается с Воландом, с Маргаритой. Персонаж является своеобразным двойником Ивана Бездомного, который является учеником Мастера. Все это показывает то, что второстепенный герой Левий Матвей в романе несет большую смысловую нагрузку. Образ не только раскрывает в полной мере образ Иешуа, но и образ Воланда, который убеждает в необходимости злых начал, которые противопоставлены добрым началам.

Левий Матвей также характеризует более полно и образ Понтия Пилата. Эти два героя имеют общие черты: первоначально негативно встретили Иешуа, а затем нашли в нем родственную душу. Понтий Пилат чувствует муки совести, Левий Матвей также винит себя в гибели Иешуа.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Левий Матвей в романе «Мастер и Маргарита», характеризует образ ученика Иешуа Га-Ноцри, показывает то, как повлиял философ на жизнь героя, а также демонстрирует роль героя в романе М. А. Булгакова.

Сочинение на тему Левий Матвей

Большое значение в своём романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков уделил Левию Матвею — самому верному ученику Иешуа. Я говорю, что этот персонаж имел именно большое значение, потому что Иешуа — это прототип Иисуса Христа, со слов которого и была написана Библия, как принято считать. А Иешуа говорит в своей речи к Пилату, что ходит за ним человек и записывает всё, что тот говорит, но только когда Иешуа посмотрел, что именно писал Левий Матвей, то он ужаснулся, потому что всё было там исковеркано, что все мысли об учении его были не такими, какими он их молвил.

Каким же был Левий Матвей, и почему он отрёкся от всего, что было у него в жизни и пошёл за Иешуа бродить и записывать всё, что говорит философ? Прежде всего стоит сказать, что Левий Матвей был бедным человеком лет сорока, работающим сборщиком податей. Из черт его характера можно смело выделить, например, фанатичную увлеченность какой-то идеей, в данном случае — идеей, которую проповедует Иешуа Га-Ноцри. Он действительно отрёкся от своей работы, от возможной семьи, если она у него была, этого читателю не говорят, и пошёл бродить с Иешуа.

Главной мыслью Булгакова было то, что Библия была написана учениками Христа неверно, если даже Христос существовал. В словах Иешуа, предполагаемого Иисуса и звучит фраза о том, что ещё будет много крови, потому что учение его неправильно трактовано учеником его, Левием Матвеем.

Но говорить о злом умысле в данном случае не приходится, ведь Левий Матвей сам неправильно понимал мысли философа, а потому и писал так. Он проникся глубоким уважением к своему учителю, а потому, когда Иешуа ведут на казнь, Левий Матвей хочет оборвать жизнь своего учителя ножом, чтобы тот не мучился распятый на жаре. Это говорит о милосердии Левия. К сожалению, убить Иешуа до казни не получается, поэтому Левий начинает проклинать Бога за то, что тот не дарует смерти Иешуа. По воли случая этими проклятиями Левий будто бы накликает ужасную грозу и дождь, которые и заставляют привести казнь в исполнение. Левий Матвей собирается забрать тело Иешуа со столба, но, увидев двух других преступников, решает снять и их. Это говорит о доброе его душевной и о том, что хотя бы немного, но суть учения он уловил.

Когда Левия Матвея приводят к Пилату и предлагают работу писарем, он говорит, что Пилат сам будет бояться его, не сможет смотреть ему в глаза, потому что убил его учителя, ведь именно из-за трусости Пилата Иешуа умер. Тем самым читатель понимает, что Левий Матвей очень проницательный человек.

Другие сочинения: ← Семплеяров в романе Мастер и Маргарита↑ БулгаковОбраз и характеристика Абадонны в романе Мастер и Маргарита →

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мастер и Маргарита»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мастер и Маргарита»
  • для самых любопытных — Анализ «Мастер и Маргарита» Булгаков
Читайте также:
Последняя любовь - анализ, основная тема и идея, стихотворный размер

Образ и характеристика Ноздрёва — героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Образ Ноздрёва представлен в четвёртой главе поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». С этим помещиком Чичиков случайно встретился в придорожном трактире, когда направлялся от Коробочки к Собакевичу.

Портрет: описание внешности, речь и манеры

Ноздрёву 35 лет. Портрет его напоминает фольклорного добра-молодца. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Зайдя в трактир, Ноздрёв сбросил на стол свой картуз, молодцевато взъерошил рукой свои густые чёрные волосы и, увидев Чичикова, расставил руки и вскричал: «Ба, ба, ба! Какими судьбами? Куда ездил?» Затем сразу, не дождавшись ответа, сказал, что едет с ярмарки с зятем Мижуевым, и начал рассказывать о своих кутежах на ярмарке.

К Чичикову он обращался на «ты», как к старому знакомому, хотя видел его раньше только один раз, называл его «брат», «братец». Речь его восторженная, со многими восклицаниями, он нисколько не сомневается, что его разглагольствования о кутежах интересны Чичикову. Его фамильярность дошла до того, что он назвал Чичикова свинтусом за то, что тот не приехал на ярмарку.

Узнав, что тот едет к Собакевичу, Ноздрёв звонко расхохотался и затем предложил: «Послушай, братец: ну к чёрту Собакевича, поедем ко мне!»

В речи Ноздрёва много бранных слов, жаргонизмов лошадника и картёжника.

Описание усадьбы, деревни и дома

Привезя Чичикова и зятя к себе в гости, Ноздрёв повёл их осматривать свою деревню. Они осмотрели конюшню, пруд, псарню, водяную мельницу, кузницу. Хозяин привёл гостей к самой границе, где оканчивалась его земля. Эта экскурсия показала, что собакам здесь живётся привольно, комфортно. Ноздрёв их очень любит, они заменяют ему семью: жена его умерла, а двумя детьми, за которыми присматривает нянька, помещик совсем не интересуется.

В столовой дома Ноздрёва был ремонт — мужики белили стены. В кабинете гости увидели не книги и бумаги, а множество трубок, сабель, кинжалов, и два ружья. Там была и неисправная шарманка.

Обед у Ноздрёва был невкусный, видно было, что он не составлял главного в его жизни, зато хозяин больше обращал внимание на разнообразные вина.

Характер

Одним определением обозначить характер Ноздрёва трудно, пожалуй, и невозможно. Казалось бы, этот человек имеет замечательные качества — энергию, удаль, но у него они чрезмерны и, главное, бесцельны, поэтому стали пародией на русское богатырство. Понятия чести, совести, человеческого достоинства, а также жизненные цели у Ноздрёва полностью отсутствуют.

Этот помещик в 35 лет остался таким же, как в 18:

  • он непоседа, не может усидеть дома больше дня (поэтому своё хозяйство совершенно запустил, в отличном состоянии у него только псарня);
  • очень общителен, быстро знакомится, начинает говорить новому знакомому «ты» и зачастую, в этот же день подерётся с ним на дружеской пирушке;
  • кутила, «охотник погулять»;
  • буян — ни одно собрание, где он присутствовал, не обходилось без истории: либо его выведут, либо он напьётся, либо «проврётся»;
  • хвастун и враль, причём врёт часто без всякой нужды;
  • любитель карточной игры, шулер;
  • мот, любит менять что угодно на что угодно, но не для того, чтобы что-то выгадать: это происходит из-за «неугомонной юркости и бойкости характера». Над ним нет власти денег и собственности. Если ему удавалось на ярмарке выиграть в карты деньги, он покупал на них всё, что попадалось ему на глаза, но редко свои покупки довозил до дома, так как в этот же день мог проиграть их.

Отношение Ноздрёва к предложению Чичикова

Реакция на просьбу Чичикова перевести умерших крестьян Ноздрёва на его имя, у Ноздрёва была соответствующей его характеру. Он принялся выпытывать у гостя, для чего это ему нужно. Когда тот назвал выдуманные причины, Ноздрёв воскликнул: «Врёшь, врёшь!» — и обозвал его мошенником. Тогда Чичиков предложил купить эти души, на что Ноздрёв назвал его подлецом и не согласился, так как был уверен, что тот хочет купить их дёшево.

Вдохновившись, Ноздрёв стал предлагать Чичикову купить жеребца и в придачу обещал отдать души бесплатно. Чичиков отказался, тогда неутомимый Ноздрёв стал предлагать купить кобылу, затем собак, шарманку. Получив отказы, он назвал Чичикова двуличным человеком и предложил играть на души в карты. Получив и тут отказ, он снова обозвал гостя подлецом, но поужинал с ним вместе, сказав однако, что не хочет желать ему доброй ночи.

Наутро хозяин, как ни в чём не бывало, по-дружески приветствовал гостя и предложил играть на души в шашки. Чичиков, недурно игравший в шашки, согласился. Увидев, что Ноздрёв плутует, Чичиков отказался кончить партию. Дело дошло до того, что хозяин чуть не влепил гостю пощёчину, но тот успел схватить его за руки. Тогда Ноздрёв призвал двух дюжих слуг и исступлённо закричал: «Бейте его!» Он кричал таким голосом, будто призывал солдат взять крепость. Если бы, на счастье Чичикова, в это время не приехал капитан-исправник, он был бы изрядно побит. Капитан-исправник объявил Ноздрёву, что он находится под судом за то, что нанёс помещику Максимову личную обиду розгами в пьяном виде. Мятежный Ноздрёв закричал, что капитан врёт, и Чичиков поскорее вышел вон, «сел в бричку и велел Селифану погонять лошадей во весь дух».

Отношение Чичикова к Ноздрёву

Эти люди познакомились в городе, и Ноздрёв сразу стал говорить Чичикову «ты», хотя тот не подавал никакого повода к такой фамильярности. Встретив помещика в придорожном трактире, Чичиков решил принять его предложение и заехать к нему, так как надеялся выпросить у такого разбитного человека мёртвые души даром.

Когда Ноздрёв принялся в ответ на его просьбу настойчиво предлагать купить всякие не нужные для Чичикова вещи, и только тогда дать в придачу мёртвые души, Чичиков стал досадовать на себя. Он жалел, что предложил ему сомнительную сделку, ведь «Ноздрёв человек-дрянь», он может распустить сплетни. Такое безрассудство Чичикова чуть не стало причиной того, что его чуть не побили дюжие слуги Ноздрёва, разъярённого тем, что он отказался играть в шашки, уличив его в плутовстве. Вся эта история с поездкой к Ноздрёву показала непростительное безрассудство Чичикова, он и сам понял, что заговорив с этим помещиком о своём деле, «поступил неосторожно, как ребёнок, как дурак».

Заключение

Гоголь в повести «Мёртвые души» подчеркнул, что образ Ноздрёва, одного из основных её героев, во многом типичен, так как среди русских людей нередко можно встретить таких разбитных малых. «В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое», многие из них действительно обладают открытой душой. Особенность Ноздрёва состоит в том, что, несмотря на его неугомонный, бойкий характер, у него мёртвая душа, поэтому он превратился в какую-то пародию удалого и боевого доброго молодца.

Читайте также:
В чём трагедия Печорина в романе Лермонтова Герой нашего времени

Характеристика образа Собакевича, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Ноздрёв — образ и характеристика героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Следуя логике названия поэмы Николая Васильевича Гоголя, основной её темой является исследование омертвения души, утраты человеком понимания жизни, как созидательного процесса. Герои поэмы «Мёртвые души» становятся своеобразными иллюстрациями этой мысли. Каждый из них перестаёт быть носителем созидающего человеческого начала, превращается в бессмысленного потребителя, существо, которому не суждено оставить хоть какой-то след на земле. Характеристика образа Ноздрёва прибавляет галерее карикатурных образов необычные краски, поскольку этот герой представляется самым живым, беспокойным, деятельным из них.

Фамилия

Гоголь любит давать персонажам «говорящие» фамилии. Однако фамилия Ноздрёв не носит оценочного характера. Ноздри — выразительная, но не самая приятная деталь человеческого лица. С ними связано представление о нечистоплотности, грубости нрава, бескультурье. Ноздри непроизвольно раздуваются в момент возбуждения, когда человек тяжело, напряжённо дышит. Возможно, тут и скрыта ассоциативная связь. Ноздрёв действительно груб, несдержан, не умеет себя вести и постоянно находится в возбуждённом, взвинченном состоянии.

Внешний вид

Если бы не манеры, внешний вид Ноздрёва производил бы благоприятное впечатление. Среднего роста, крепкого сложения, он движется энергично, проворно, молодцевато. В его жестах чувствуется скрытая сила, но не тяжеловесная и неуклюжая, как у Собакевича, а уверенная и деятельная. Его румяное лицо, с полными щеками и белоснежными зубами излучает здоровье. В нём видно «что-то открытое, прямое, удалое». На фоне неповоротливого Собакевича, расслабленного, ленивого Манилова, а тем более потерявшего человеческий облик Плюшкина этот персонаж выглядит почти положительным. Но на что направлены его энергия и силы, чему служит переизбыток физического здоровья?

Манеры, речь

Особенность манеры общения Ноздрёва — в необыкновенно быстром сближении с любым человеком. С первых минут знакомства и уже навсегда человек становится закадычным другом персонажа, что даёт тому сомнительное право «тыкать» и хамить новому приятелю, свысока похлопывать по плечу и выдумывать про него всякую чушь.

В обществе Ноздрёв на редкость бесцеремонен, и это порождает немало неприятностей. Гоголь называет своего героя «историческим человеком». Где он появляется, там не обходится без скандальной истории. Его бьют, выгоняют за двери, называют шулером, обличают во вранье и клевете. Но жизнерадостность персонажа преодолевает всё. На следующий же день он встречается со вчерашними обидчиками как ни в чём не бывало.

Речь Ноздрёва вполне соответствует его залихватскому поведению. Выражается он всегда эмоционально, сплошными восклицаниями. В доказательство своей правоты часто использует выражения «бьюсь об заклад» или «держу пари». В общем, его речь бессодержательна, хотя и многословна. В ней много эмоций, но нет смысла. В основном герой говорит о себе: своих проигрышах, выигрышах, потерях, находках, покупках, неудачах. Много бранится, много хвастается и, конечно, очень много врёт.

Хозяйство, усадьба, семья

Всё, что имеет Ноздрёв, почти разрушено. Дети заброшены, жена умерла. Хозяйство запущено, мужики живут сами по себе, не ощущая господского присмотра. Беспорядок в доме, наполненном случайными и бесполезными вещами, вполне соответствует беспорядочному образу жизни хозяина.

В поэме Гоголя вещи намного больше говорят о своих владельцах, чем их слова и поступки. Поэтому автор так внимателен к описанию обстановки в домах своих героев. Но в случае с Ноздрёвым дело обстоит несколько иначе. О сущности его натуры свидетельствует не то, что у него есть, а то, что ему представляется. Его дом наполнен призраками несуществующих богатств. В пустых стойлах когда-то стояли великолепные лошади. Старая, слепая собака раньше была замечательной гончей, а щенок непременно станет первоклассным псом. Пистолеты и кинжалы в кабинете сплошь турецкой или английской работы. В пруду водятся гигантские щуки. Враньё Ноздрёва во время прогулки по поместью и усадьбе достигает невиданных размеров. Лес, растущий за границей его владения, помещик не только присваивает себе, но мгновенно изобретает обстоятельства покупки.

Суть персонажа

Ноздрёв вовсе не хочет обмануть собеседника, показаться богаче, значительнее, чем он есть. Герой действительно верит в только что сочинённые им небылицы. Так он рассказывает о своей школьной дружбе с Чичиковым, который из доносчика незаметно превращается в фальшивомонетчика, шпиона, едва ли не в Наполеона. Особенность этого человека состоит в том, что он живёт в своём, каждый раз мгновенно, под влиянием ситуации создаваемом им мире. Его глупое враньё и хулиганство — от избытка сил, энергии, желания, чтобы всё было интересным, увлекательным, необычным, чтобы люди были азартны, смелы, беспечны, щедры душой и деньгами. Удаль, сверхъестественная энергия персонажа могли бы своротить горы, будь они направлены в нужное русло. Суть образа Ноздрёва в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» заключается в том, что весь его огромный потенциал бесполезен и даже вреден при омертвевшей, не сознающей своих желаний душе. Кипучая деятельность героя порождает только пустоту.

Читайте также:
Умом Россию не понять анализ стиха Тютчева: идея, тема и смысл

Характеристика образа Ноздрёва может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Характеристика Ноздрева в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах

Меню статьи:

Помещик Ноздрев из повести Н.В. Гоголя – еще один характерный тип помещиков того времени. Он является собирательным образом, который обличает характерные недостатки и особенности поведения нескольких людей, объединенных схожими чертами личности и характера.

Семья Ноздрева

Ноздрев – один из помещиков города N. На момент повествования ему 35 лет. Он некогда был женатым человеком, но его супружеская жизнь продлилась недолго. Вскоре жена его умерла, повторно Ноздрев не женился, вполне вероятно, потому, что не был предрасположен к семейной жизни. В браке с женой у них родилось двое детей, однако их судьба и воспитание не интересуют Ноздрева – он больше интересуется личностью няни его детей, обладавшей смазливой внешностью, чем самими детьми.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с образом Плюшкина, описанным в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”.

Складывается такое впечатление, что Ноздрева интересует все, кроме его детей он даже к своим собакам относится намного лучше, чем к ним.

Ноздрев не был единственным ребенком в семье – у него есть еще сестра. Известно, что она замужняя женщина. Ее муж – некий господин Мижуев. Он приходится Ноздреву не только родственником, но и лучшим другом. В его компании Ноздрев часто появляется на ярмарках, с ним они вместе заняты кутежами. По словам зятя Ноздрева, его жена совсем не похожа по характеру на своего брата – она милая и хорошая женщина.

Мижуев часто обличает ложь Ноздрева, но все же не выходит из разряда друзей – общая страсть у выпивке и кутежам их роднит и не дает рассориться.

Внешность

Помещик Ноздрев выгодно отличался внешностью в сравнении со всеми остальными помещиками округа N – он был видным и привлекательным мужчиной. У Ноздрева было круглое румяное лицо, щеки его были по-детски полные. Когда Ноздрев заливался смехом, щеки его забавно дрожали. У него были белые, подобно снегу зубы и темные волосы. Лицо Ноздрева выгодно обрамляли черные, как смола, бакенбарды. Время от времени его бакенбарды жестоко страдали в отчаянных схватках с карточными «друзьями», но, после потасовки отрастали все такие же густые.

Тело помещика также было покрыто волосами – на его груди они были такие же густые, как и на голове и больше напоминали бороду.

Рост Ноздрева был средний, а тело его нельзя было назвать атлетическим, но и не было обрюзглым.

Несмотря на его неуравновешенный жизненный график, Ноздрев казался воплощением здоровья – и был человеком «кровь с молоком»: «здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Об особенностях гардероба Ноздрева Гоголь особо не распространяется. Известно, что помещик предпочитал кафтан кавказского кроя, который представлял собой национальную одежду горских народов – архалук. Кроме того, дома он ходит в халате. Обыкновенно халат он носил на голое тело. Одет он был небрежно, поэтому, можно было увидеть без стараний его густо заросшую волосами грудь.

Крестьяне и деревня Ноздрева

Об условиях жизни крестьян и состоянии деревни Николай Васильевич мало что говорит. Исходя из образа жизни самого Ноздрева, можно предположить, что он имеет неплохой доход из своего имения – настолько неплохой, что может позволить себе жить на широкую ногу и не заниматься делами. У Ноздрева есть приказчик – именно он и занимается всеми делами помещика.

Так как Ноздрев очень любил похвалиться всем, чем только мог, тот факт, что он не сделал такого же и по отношению к своей деревне или крестьянам, говорит о том, что не все было так хорошо в его имении, а тот факт, что у него много «мертвых душ» еще раз подтверждает эту мысль.

На нашем сайте мы предлагаем вам узнать характеристику Плюшкина в произведении Н. В. Гоголя “Мертвые души”, проследить за его характером и описанием внешности.

Когда Чичиков приезжает к Ноздреву – тот показывает ему свое хозяйство: сначала помещик показывает своих лошадей. Здесь особо похвастаться не получилось – Ноздрев проиграл некоторых лошадей в карты, поэтому часть стоил была пуста. Среди лошадей Чичикову показали двух кобыл и жеребца невзрачного вида, но, по словам хозяина очень дорогого. Следующей диковинкой в поместье Ноздрева был волк, которого хозяин держал на привязи и кормил сырым мясом.

За волком последовал пруд, с невероятной по размеру рыбой. Чичикову, правда, не удалось посмотреть на эту необычайную рыбу, по Ноздрев уверял, что не для того, чтобы вытащить рыбу из пруда порой требовалось два человека – настолько она была велика.

Самой большой гордостью и слабостью Ноздрева были собаки – разных пород и расцветок. Их у Ноздрева было огромное множество, помещик любил и лелеял их до такой степени, что их можно было приравнять к полноценным родственникам: «Ноздрев был среди их совершенно как отец среди семейства; все они, тут же пустивши вверх хвосты, зовомые у собачеев правилами, полетели прямо навстречу гостям и стали с ними здороваться».

В его имении находится водяная мельница и кузница. Вполне вероятно, что крестьяне Ноздрева умелые работники и мастера, так как помещик хвалится, что ему всегда удается продать свой товар на ярмарке по самой высокой цене.

На этом хозяйство Ноздрева не заканчивалось, но заканчивались поводы для хвастовства – дороги в его поместье были ужасно запущены, поля располагались настолько низко, что вода «чавкала» из грунта:

«Во многих местах ноги их выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь».

Из всех его крепостных читатель может познакомиться только с некоторыми представителями. Больше всего внимания в повествовании уделено повару, который судя по всему не отличался кулинарными умениями – он смешивал совершенно несовместимые ингредиенты, казалось, что в его блюда попадают то, что первое попадает под руку.

В повести можно увидеть скудное описание слуги Порфирия, который под стать своему хозяину носит архалук, однако же, его, кафтан находится в плачевном виде и уже порядком заношенный.

В столовой можно было увидеть его двоих крепостных – они были заняты побелкой комнаты, однако их детального описания внешнего вида и особенностей состояния костюма Гоголь не подает. Известно, что они выполняли свою работу под пение какой-то однообразной и, казалось, бесконечной, песни. Можно предположить, что Ноздрев не отличался авторитарностью по отношению к своим крепостным – его дом не отличался чистотой, а в столовой кроме всеобщего запустения можно было увидеть остатки еды и крошки.

Читайте также:
Характеристика Грушницкого в романе Герой нашего времени

Усадьба Ноздрева

Николай Васильевич не подает наружное описание усадьбы Ноздрева. Внутреннее состояние также не подвергается детальному изображению.

В целом Ноздрев не был хорошим хозяином, он пренебрежительно относился к своей усадьбе и хозяйству, ему нравилось пользоваться плодами, но обеспечивать свое будущее и будущее своих детей не стремился. В его доме чувствовалось отсутствие женской руки – безвкусное оформление дома дополнялось всеобщим беспорядком и мусором.

Ноздреву такое положение вещей не предоставляло неудобства – для него это было привычное дело.

Кабинет Ноздрева был мало похож на классические рабочие кабинеты – здесь не было ни бумаг, ни книг. Да и для помещика это было лишнее – делами его поместья занимался управляющий, а досуг Ноздрев привык проводить за другими видами, например, за карточной игрой. Кабинет Ноздрева был полон разнообразного оружия два ружья, сабли, кинжалы.

Кроме оружия, в кабинете также можно было увидеть коллекцию трубок для курения – разной формы и материала, они окончательно превращали кабинет помещика в мини-музей.

Также в кабинете была шарманка из красного дерева, которую Ноздрев принялся демонстрировать – однако, шарманка не была в идеальном состоянии – время от времени она давала сбой, ее игра была похожа больше на попурри – песни переходили одна в одну не последовательно, после окончании композиции, а играли фрагментарно кусками вперемешку. Шарманка еще некоторое время играла сама по себе, после того, как Ноздрев оставил ее в покое: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться».

Столовая Ноздрева, на момент посещения Чичикова подвергалась ремонтным работам – два крестьянина белили ее, стоя на козлах: «Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены, затягивая какую-то бесконечную песню».

Несмотря на ремонтные работы, заметить халатность в отношении уборки можно было невооруженным взглядом– в столовой можно было заметить крошки и остатки вчерашней еды: «В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щетка не притрагивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна даже была на скатерти».

Судя по тому, как отреагировал сам Ноздрев на такое положение вещей, можно предположить, что ни крошки, ни еда, ни всеобщий мусор в его доме ему не мешали, а точнее он их в упор не замечал. Он был крайне неприхотлив в вопросах обустройства дома.

Характеристика личности

В первую очередь в образе Ноздрева бросается в глаза его желание стать «своим» для человека. Он быстро переходит в общении с человеком на «ты», чем особенно неприятно впечатлил Чичикова, так как, по мнению Павла Ивановича, такой переход был незаслуженный и выходил за рамки этикета, однако Ноздрева это не смущает. Он часто отступает от норм этикета, а вполне вероятно, что о некоторых особенностях и правилах никогда не слышал и даже не подозревает не только то, что он нарушает эти правила, но и то, что такие правила и нормы вообще существуют. Так, например, в его привычки входит очень громко говорить и смеяться. Когда Чичиков совершает сделку с Ноздревым, то с удивлением обнаруживает, как он громко обсуждает нюансы купли-продажи, как будто это было самое обыденное дело.

Пожалуй, такой развязный тон в некой мере связан с его веселым характером и привязанности к выпивке. Ноздрев не упускает возможности похвалиться, какое необычное вино он пробовал, а шампанское, которое обычно подают в доме губернатора, по сравнению с ним просто квас.

Ноздрев любит кутежи и всяческие развлечения (в его понимании одно неотрывно от первого), он не представляет, как можно жить, лишая себя таких хороших вещей и приятного времяпровождения. Ноздрев не понимает, как некоторое помещики могут безвылазно сидеть дома – он не может больше одного дня задержаться в своем поместье – ему скучно и он не знает, чем себя занять.

Ноздрев не ценит своих денег. Он презирает скряг, которые не решаются потратить лишнюю копейку. Вполне вероятно, что такое его отношение к деньгам сформировалось потому, что сам Ноздрев работает крайне мало – только в тех случаях, когда без его вмешательства дело не сможет продвигаться. Он не знает цену, которую ему приходится заплатить за то или иное его развлечение – деньги к нему легко приходят и также легко уходят.

Особой страстью Ноздрева стали карты – он завсегдатай карточного стола. Однако играть честно не в правилах помещика – во время игры он постоянно жульничает и обманывает. Окружающие уже давно прознали такое его отношение к карточной игре, поэтому всегда во время игры с ним внимательны.

Время от времени Ноздрев был замечен в махинациях за карточным столом и тут же подвержен критике и даже побоям с выдиранием волос, в частности его густых бакенбардов. Такое положение вещей не смущает Ноздрева – бакенбарды его быстро отрастают, а обиды забываются раньше, чем заканчивается драка. Спустя день Ноздрев уже готов сесть за стол для игры в карты вместе с недавними спорщиками, как ни в чем не бывало.

Читайте также:
Пейзаж в романе Толстого Война и мир, пример сочинения

В целом же Ноздрев плохой и бесчестный человек. Он часто становится причиной неприятностей и проблем в жизни других людей – Ноздрев с легкостью может расстроить свадьбу и стать причиной отмены сделки. Помещик никогда не видит в своих поступках чего-то дурного или нехорошего. Причиной этому становится его пристрастие к выдумкам и сплетням. Ноздрев часто врет, даже по самым безобидным причинам. «Ноздрев человек-дрянь, Ноздрев может наврать, прибавить, распустить черт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни».

Ноздрев обладает взрывным и несдержанным характером – ему ничего не стоит нагрубить кому-либо или же стать участником драки.

Таким образом, Ноздрев в повести Гоголя показан как невоспитанный человек, который не умеет ценить то, что у него есть. Он плохой хозяин, плохой отец и плохой друг. Ноздрев отдает предпочтение не своим детям, а собакам, которых он холит и лелеет. Ноздрев постоянный участник кутежей, сплетен и ссор.

Образ и характеристика Ноздрева в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя

Самым ярким персонажем в галерее помещиков, с которыми знакомится Чичиков, можно считать Ноздрева.

Образ и характеристика Ноздрева в поэме «Мертвые души» позволяют представить тех помещиков, которые вели разгульный образ жизни.

Внешность героя

Ноздрев – свежий молодец 35 лет. Автор описывает внешность так, как будто любуется помещиком. Но оказывается впоследствии, что только внешний вид останется в персонаже поэмы положительным. Все остальное далеко от идеала. Какие черты привлекают в помещике:

полные щеки с румянцем;

белые, как снег, зубы;

черные, как смоль, усы-бакенбарды.

Автор пишет, что пышные бакенбарды отрастали быстро, после очередной драки и таскания помещика за волосы, они наутро цвели своей густотой, казались лучше прежних.

Ноздреву дан яркий эпитет – кровь с молоком. Здоровье «прыскало с лица его». Лицо удалое, открытое и прямое. Он небрежен в одежде и в поведении, но привлекателен и заметен в любом обществе.

Лицо помещика сразу становится знакомым. Создается впечатление, что его уже когда-то встречал, где-то видел.

Характер персонажа

Герой поэмы сразу сходится с человеком на «ты». Он не принимает ранги, чины. Для него одинаково равны полицейский и прокурор. Для такого уровня общения никто не подает повода, но и оспаривать не хочется, понимая, что можно вызвать злость и споры. Любому легче уступить, чем начать пререкаться. Автор дает такие отрицательные характеристики персонажу:

Ноздрев не понимает ценности дружбы. Он быстро сходится, получает тумака, забывает и снова общается как с лучшим другом. Молодец обладает даром «унюхать» предстоящее мероприятие за несколько сот верст. Он является туда, где его не ждут. Вносит «сумятицу». Решительность характера имела особенность. Помещик никогда не сомневался в своих действиях. Он не мог быть робким и неуверенным. Врал не задумываясь. Ложь не имела границ: у лошадей голубая или розовая шерсть, покупка земли соседних имений.

Личность Ноздрева

О помещике никто не отзывается лестно. Чаще можно услышать только негативные характеристики:

«…родного отца хотел…проиграть в карты…»;

«… Экой скверный барин!».

Помещик не задумывается, как провести день, чем заняться. Он совершает поступки спонтанно, в одну секунду может решиться поехать неизвестно куда.

Ноздрев имел странную страсть гадить ближнему. Причем, чем ближе он начинал общаться с человеком, тем хуже старался ему сделать. Он сочинял небылицы, мешал торговым сделкам, расстраивал свадьбы. Помещик не смог сохранить семью. Его безудержный характер привел к тому, что жена быстро умерла, как живут его дети неизвестно. Есть только сведения о няньке, которой Ноздрев возит с ярмарок подарки.

Автор предупреждает, что характер типа Ноздрева не исчезает, а, наоборот, их становится все больше.

Интересы помещика

Ноздрев не меняет своих интересов. Чем увлекался в 17-18 лет, те же предпочтения остались в 35. Он любит покутить, погулять и порезвиться.

Какие увлечения имеет Помещик:

Игра в карты. Ноздрев не придерживается правил. Для него в игре главное обмануть и выиграть любым способом, чаще нечестным. Он знает множество «грязных» способов игры. Завершением обманных действий Ноздрева были: «поколачивание его сапогами», подергивание его за густые бакенбарды.

Попойки. Ноздрев пьет много, он может это делать без закуски. В пьяном виде помещик смешон и опасен: он смеется без причины, врет самым жестоким образом, лезет в драку. Помещик, находясь чаще в пьяном виде, «…нес полу трезвую речь…». Даже в обычные напитки (чай) он добавлял алкоголя.

Раскладывание карт. Ноздрев мог находиться в квартире две недели без выхода на улицу. Он получал обед в окно, позеленел и исхудал. В чем заключалось его занятие. Он подбирал карты одной талии, с меткой, которая могла помочь ему в игре.

Обмен. Помещик готов обменяться всем: ружье, собака, лошадь. Смысла в обмене не было. Выиграв на ярмарке, Ноздрев быстро накупает всякой ерунды бездумно, берет все, чтобы потом обменять на еще большую нелепость. Проиграть может даже повозку «с коляской и кучером». Домой добирается с каким-нибудь знакомым или приятелем.

Общение с Чичиковым

Павел Иванович удивился обеду у буйного хозяина. Еда не имела смысла у помещика, поэтому все было пригоревшее, недоваренное. Понять, как готовилось блюдо, было сложно. Казалось, повар укладывал в кастрюлю все, что было под рукой. Основное требование обеда – быть горячим. Ноздрев налегает на вина. Они были все разные, просто появлялись на столе и разливались по стаканам: портвейн, го-сотерн, мадера. Но Чичикову показалось, что бутылки были одинаковые, только названия разные. Вкус напитков не соответствовал.

Прислуга не обращала внимания на оформление стола, посуду и чистоту. Все стояло без определенного порядка, как и сам хозяин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: