Либеральные реформы Александра 1 – содержание преобразований

Реформы Александра I: краткое описание, значение, в чем суть

Содержание:

Реформы Александра I сыграли двоякую роль в становлении государства. Некоторые из них способствовали развитию империи, другие вызывали недовольство среди народных масс. Правитель ввел преобразования в различных отраслях жизни страны. Он вступил на престол в 1801 году и оставался у власти двадцать четыре года. За время правления Александра к Российской империи присоединились польские земли, территория Финляндии.

В начале девятнадцатого века реформирование проводилось с особой интенсивностью. Император уделял особое внимание государственному строю, он хотел убрать крепостной строй, облегчить жизнь крестьян. В создании реформ принимали участие сторонники правителя – Новосильцев, Сперанский. Были написаны масштабные программы преобразований, но лишь малая толика была реализована.

Реформы Александра I кратко

Высокий чин давал право соратникам императора принимать участие в реформировании. Основными преобразованиями во время правления Александра считаются:

  1. Ослабление крепостничества. Каждый крестьянин получал некоторые свободы. Выпущен запрет на раздачу казенных крепостных. Земля может быть приобретена крестьянами. Чтобы стать свободным, необходимо выкупить земельный надел. В период пятидесяти лет позволить себе свободу смогло не более двух процентов крепостных. Реформа оказалась не слишком эффективной.
  2. Проведение министерского реформирования. Характеризуется упразднением коллегий, созданных Петром Первым, появлением восьми министерств. Каждое министерство возглавлял соратник правителя.
  3. Планирование Сперанского программы реформ. Он создал масштабную программу, которая касалась различных сфер жизни государства, но большую часть не удалось воплотить в жизнь. Имя деятеля прославило создание Государственного совета как законодательного органа. Он предложил провести корректировку министерской реформы путем создания единого образца министерства. Император самостоятельно назначает министров. Все представители должны лично отвечать перед правителем.
  4. Конституция для Бессарабского государства и Польши. Власть приняла решение дать конституцию польским землям в 1815 году.
  5. Крепостное право и Конституция России. Установление конституционной монархии стало важным шагом для страны. Были сформированы Сенат и Посольская палата, которые были ключевыми органами парламента. Дворянство избирало членов палаты, после чего выбор утверждал государь. Участники Сената подбирались исключительно правителем. Он же полностью отвечал за предложение законов. В России появились наместничества в количестве десяти штук. Вместе с новой Конституцией должна была начаться новая эпоха.
  6. Военные поселения. Эта реформа вызвала отрицательную реакцию у народа. Содержать армию становилось слишком неэкономно, потому был предложен переход к самостоятельному финансированию. Солдаты вынуждены были выполнять крестьянскую работу параллельно военному делу. Военные поселения стали заменой казарм, частей. Они находились в разных концах страны. Порядки здесь можно было назвать тюремными.

Реформы Александра I и их значение

Реформирование позволило реорганизовать часть правительственных, центральных учреждений. Комитет усовершенствовал бюрократическую структуру, она обрела безличность, что было крайне важно для развития государства.

Государственный совет стал постоянным, он заменил хаотичные временные совещания, учрежденные прежней властью. Исполнительный комитет стал более организованным. Государь назначил министров, губернаторов. Процедуру контролировал министр внутренних дел.

Отечественная война, начатая в 1812 году, привела к сворачиванию реформ. Император не успел реализовать преобразования в полном масштабе. Ему также удалось провести реформирование образовательной системы, открыть университеты в крупных городах. Либерализм правителя положительно отразился на культурной сфере, но ему не удалось полностью решить проблему крепостничества в стране.

Либеральные реформы Александра 1

В политике приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе.

11 марта 1801 года в результате государственного переворота был убит Павел 1, а российский престол занял его сын, 24-летний Александр. Молодой император отличался тем, что не разделял взглядов своего отца, и стремился делать все ему наперекор. В частности, в своем вступлении при коронации Александр заявил о том, что он будет править сердцем, как то делала Екатерина Великая. Политические взгляды молодого императора, а также его несогласие с внутренней политикой отца, привели к обширный реформаторской деятельности. Эта деятельность, особенно на начальном этапе, характеризует либеральные реформы Александра 1. Эти реформы относятся к начальными годами правления (1801-1804), а сама реализация всех законопроектов связана с деятельностью Негласного комитета.

Негласный комитет

Вступив на престол, Александр 1 искал соратников, на которых можно было бы положиться при руководстве страной. В результате был создал Негласный комитет, в который вошли доверенные императору людям: Строганов, Чарторыйский, Кочубей, Новосильцев. Это были ближайшие соратники императора, которые стояли во главе всех реформ, которые начали проводиться в Российской Империи. Всего Негласный комитет состоял из 12 человек. Официальная работа его началась в июне 1801 года и продолжалось до мая 1802 года. По начальному замыслу основное направление деятельности Комитета заключалась в ограничения самодержавия, но решено было начать с местных, менее масштабных реформ.

Читайте также:
Восстание Уота Тайлера 1381 года ℹ причины крестьянского движения в Англии, ход основных событий, итоги и последствия, участники, значение в истории

Реформы 1801 года

Первые шаги либеральных реформ императора Александра 1 начались с амнистии всех, кто пострадал при Павле 1. В результате амнистии подверглось 12 тысяч человек. Это был вполне осознанное шаг, который наглядно демонстрировала, что Александр не разделяет взглядов своего отца, и что люди, которые представляют угрозу для Павла, являются друзьями для Александра. Это было кардинальное изменение курса внутренней политики страны. Кроме того в 1801 году либеральные реформы включали в себя следующие направления:

  • Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.
  • Разрешение свободного выезда за границу.
  • Разрешение свободного ввоза из заграницы любой литературы.
  • Ликвидация Тайной экспедиции. Тайная экспедиция это специальный надзорный орган, который занимался политическим и гражданским сыском. Его место фактического занял теперь Сенат.

Эти реформы были проведены 2 апреля 1801 года. Они не носили кардинальных перемен для страны, но лишний раз подчеркивает курс Александра 1, который стремился изменить все, что делал его отец. Кроме того в этом году была проведена еще 1 реформа, согласно которой разрешалось мещанам и крестьянам покупать землю (указ от 12 декабря 1801). Кроме того, дворянам запрещалось подавать объявления в газету о продаже своих крепостных.

Реформа 1802 года

1802 год ознаменовался реформированием органов местной и государственной власти. В частности, Сенат получил особые полномочия, стал высшим судебным органом в стране. Кроме того, Сенат занимался еще и тем, кто контролировал деятельность всех органов местной государственной власти. Одновременно с этими реформами, Александр 1 изменил коллеги, поставив на их место министерства (указ от 8 сентября). Реформы в России 1802 года породили следующие министерства (всего их было создано 8): военное, юстиции, морское, внутренних дел, иностранных дел, народного просвещения, финансов и коммерции. Для координации деятельности министерства был создан Комитет министров, который фактически занимался вопросами управления внутри страны. Все члены Негласного комитета вошли в новое правительство (надобность в Негласном комитете ропала):

  • Кочубей занял пост министра внутренних дел.
  • Строганов стал заместителем министра внутренних дел.
  • Новосильцев получил должность министра юстиции России.
  • Чарторыйский официально числился заместителем министра иностранных дел, хотя на практике был не заместителем, а полноценным руководителем данного министерства.

Реформы 1803 года

Одними из самых значимых являются либеральные реформы Александра 1 в 1803 году. В начале этого года произошло реформирование системы народного просвещения. Молодой император настаивал на том, чтобы образование и науки были доступны для всех слоев населения, включая крестьян и бедноту. Также было увеличено количество университетов, которые дополнительно получили больше независимости.

Однако самое важное событие этого года, а также одна из важнейших реформ царствования Александра 1, произошла 20 февраля 1803 года. В этот день был издан указ о Вольных хлебопашцах. Согласно этому указу крестьяне могли по согласованию с помещиком выкупить свою свободу. В данной статье мы не будем подробно останавливаться на этом указе, поскольку он уже подробно описан на нашем сайте, и вы можете найти этот материал.

Все либеральные реформы с 1801 по 1804 года

Выше мы рассмотрели только основные либеральные реформы, которые проводились в России на начальном этапе правления Александра 1. Этих реформ было гораздо больше, и они оказывали воздействие на все сферы жизнедеятельности государства. В частности, реформаторская деятельность императора затронула следующие направления:

  • Образование. Александр заявил о бесплатном начальном образовании для всех. Что касается самих учебных заведений, то они были разделены на четыре основные категории: церковные школы, уездные школы, гимназии и университеты.
  • Нормы поведения и жизни. Был утвержден первый либеральный цензурный устав.
  • Открытие новых университетов. Были открыты крупные университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Работа университетов контролировалась вновь созданным министерством народного просвещения.
  • Шаги к освобождению крестьян. Впервые были озвученны и четко определены крестьянские повинности, а также возможности для выкупа своей свободы крестьянам у помещиков.

Именно такими были либеральные реформы Александра 1 на начальном этапе его правления. Молодой император с одной стороны пытался показать, что он не разделяет взглядов своего отца но, с другой стороны пытался создать условия для лучшей жизни внутри страны. Можно сколько угодно говорить о причастности Александр к смерти Павла 1, его любви или не любви к России, но его реформаторская деятельность на начальном этапе носила исключительный характер, который был направлен на попытки улучшения жизни в стране.

Основные реформы Александра 1

  • Реформы Александра I
    • Влияние личных качеств Александра I на реформы
  • Первые реформы Александра I
    • Создание министерств
    • Сенат
    • Синод
  • Программы преобразования с участием Сперанского (второй этап реформ)
    • Преобразование Сената
  • Финансовая реформа
  • Реформа образования
  • Крестьянская реформа
  • Проекты конституционных реформ
  • Итоги реформ
Читайте также:
Народничество - причины возникновения, основа движения, значение

Реформы Александра I

Александр I пришёл к власти в 1801 году путём участия в перевороте и убийстве Павла I, пятилетнее правление которого ознаменовалось жестокостью. Вину за гибель отца Александр чувствовал всю жизнь.

Будущий император воспитывался под влиянием Екатерины II, поэтому был образован согласно западному образцу. Его стремлением было создание гуманного общества, Александр поддерживал идеи Французской революции — это и стало предпосылками для большого количества реформ.

Первые шаги во внутренней политике были направлены на возвращение привилегий дворянам и исправление ущерба, нанесённого государству во время правления Павла 1. Выезд за границы страны стал свободным, возобновились международные связи, произошло ослабление цензуры.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Эпоха императора Александра I отметилась либеральной реформаторской деятельностью:

  • создание Негласного комитета — органа, компетентного возражать самодержцу;
  • изменение структуры управления;
  • крестьянская реформа;
  • нововведения в сфере образования;
  • финансовая реформа;
  • предоставление конституционных прав Польше и Бессарабии;
  • создание проекта российской Конституции.

Почти весь период правления Александра был связан с войнами против Наполеона. Внешняя политика государя была направлена на решение проблем с французами. Первая война в 1805 году завершилась поражением России и их соратников под Аустерлицем. В Отечественной войне 1812 года император практически не участвовал, доверив бразды управления компетентным полководцам. После разгрома Бонапарта российская армия продолжила победное шествие до Парижа. Этому способствовали интриганские ходы прусских ставленников при дворе императора. Под их влиянием Александр I приобрёл уверенность в том, что его священной миссией является уничтожение тирании Наполеона в Европе.

Влияние личных качеств Александра I на реформы

В историографии Александр получил название Благословенного. Среди личных качеств императора можно выделить:

  • доброта;
  • весёлый нрав;
  • деликатность;
  • впечатлительность;
  • доброжелательность;
  • нерешительность.

Именно этими качествами Александра I продиктовывались многие его реформы. Положение крестьян его ужасало, поэтому были созданы попытки если не упразднить крепостное право, то хотя бы смягчить его. Вследствие своей впечатлительности, император был подвержен влиянию со стороны. Нерешительность и опасения спровоцировать дворян на новый переворот не дали в полной мере осуществиться всем реформаторским задумкам Александра, которые были направлены на ограничение или уничтожение самодержавия.

Первые реформы Александра I

Для обсуждения и создания реформ Александром I была создана организация, получившая название Негласный комитет. Идея её создания появилась у будущего императора еще в возрасте 15 лет. В его состав вошли ближайшие друзья Александра, разделявшие его либеральные взгляды (граф Кочубей, граф Строганов, Новосильцев, князь Чарторыжский ). Государственного статуса организация не получила, однако, она обладала широкими полномочиями.

Внутренняя политика делилась по направлениям, разработкой каждого из которых занимался один из членов комитета:

  1. Вопрос крестьянства (Новосильцев).
  2. Создание министерств (Чарторыжский).
  3. Реформирование Сената (Строганов).

Создание министерств

Существовавшие на тот момент органы власти — коллегии — изжили себя и требовали реорганизации. Чарторыжский в своём проекте предложил произвести разделение органов власти. Для этого необходимо было сформировать ведомства, наделённые определёнными функциями. Возглавлять каждое из ведомств должно было одно должностное лицо, ответственное за действия всей отрасли.

Итогом работы Негласного комитета стало формирование следующих министерств:

  • иностранных дел;
  • военное;
  • морское;
  • внутренних дел;
  • финансов;
  • юстиции;
  • народного просвещения;
  • коммерции.

Особенностью реформы была подотчетность министров лично императору. Внутри министерства делились на департаменты, департаменты — на отделения, отделения — на столы, возглавляемы столоначальниками.

Данный реформаторский проект Негласного комитета был доведён до конца.

Сенат

Сенат — один из высших органов государственной власти, часто верхняя палата законодательного собрания. В некоторых странах сенатом называют отделения в составе высших судебных инстанций.

Реорганизацию Сената начинала в своё время Екатерина II, эти начинания и продолжил Негласный комитет. Проект включал в себя такие пункты:

  1. Сенат являлся верховной административной единицей, судебные функции входили в его сферу деятельности.
  2. Деятельность Сената ограничивалась только императором.
  3. Председательствовал в Сенате государь.
  4. Указы Сената должны были исполняться всеми.
  5. В Сенат поступали ежегодные отчёты министров о проделанной ими работе.
  6. В случае расхождения постановлений Сената с точками зрения генерал-прокурора или обер-прокурора, обсуждение вопросов продолжалось уже с участием императора.
  7. Если в Сенат попадали дела о лишении дворянства, такие вопросы решались только с участием государя.

Синод

Синод — собрание наиболее влиятельных представителей церкви для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ

Читайте также:
Палеозойская эра ℹ общая характеристика, основные события и продолжительность периода, особенности развития жизни, представители растительного и животного мира, таблица

Преобразования коснулись и Святейшего синода — главного органа церковной власти. Отменены были обязательные ранее собрания, его члены вызывались на заседания выборочно главой Синода. Возглавил его чиновник, получивший звание обер-прокурора, Александр Голицын.

В 1813 году состав Святейшего синода был изменён. Некоторых митрополитов и епископов не устраивали изменения, проводимые Голицыным. В 1817 году, после создания Министерства духовных дел и народного просвещения, Синод стал подведомственным ему и оказался равным в положении с католической коллегией и другими иноверными духовными управлениями.

Программы преобразования с участием Сперанского (второй этап реформ)

Следующий этап реформ времён правления Александра I связывают с именем Михаила Сперанского. Его деятельность начинается с участия в разработке организации министерств, совместно с Негласным комитетом. В 1809 году он разработал проект «Введение к уложению государственных законов». Целью была реорганизация системы государственного управления. Согласно данному плану, в государстве должны были пройти следующие изменения:

  1. Предлагалось разделение власти на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Законодательную власть представляла Государственная Дума, исполнительную — Министерства, судебную — Сенат.
  2. Реорганизация Негласного комитета в Государственный совет, задачей которого являлась разработка законопроектов и передача их в Думу для голосования. После принятия Думой, проекты могли становиться действующими законами. Главой Совета был назначен Сперанский.
  3. Разделение российского общества на классы: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и рабочий народ.
  4. Определялись гражданские права для всех сословий. Политическими правами наделялись два сословия: дворянское и среднее.
  5. У крестьян появлялась возможность выкупить себя и поменять, таким образом, сословие.
  6. Выборы в Государственную Думу состояли из 4 этапов. Первое и второе сословие избирали волостную думу, которой избиралась уездная, члены уездной думы выбирали губернскую. Уже депутаты губернской думы избирали Государственную.
  7. Во главе Государственной Думы стоял Канцлер, которого назначал император.

Преобразование Сената

В 1811 году Сперанским был предложен законопроект по реорганизации Сената — «Уложения Правительствующего Сената». В документе предлагались следующие идеи:

  1. Деление Сената на Правительствующий (функции управления) и Судебный (основной орган государственной судебной власти).
  2. Создание судов территориального значения — губернский, волостных, окружных.
  3. Было высказано предложение о наделении крепостных гражданскими правами.

Из всех предложенных Сперанским идей, была воплощена и доведена до конца одна — создание Государственного Совета. Многие его мысли и начинания были раскритикованы и негативно восприняты дворянством. Поэтому Александр I, опасаясь переворота, не стал претворять в жизнь все реформаторские предложения Сперанского.

Финансовая реформа

В начале правления Александра I, ввиду дефицита бюджета, был произведён дополнительный выпуск ассигнаций (бумажных денег). Что привело к их значительному обесцениванию. Правительство попыталось стабилизировать финансовую ситуацию. В феврале 1810 года ассигнации были объявлены государственным долгом, объем их обращения собирались сократить.

Для проведения финансовой реформы привлекли М. Сперанского и нескольких светил в сфере экономики. Была сформирована комиссия по погашению государственного долга. Средства для денежной реформы находились за счет:

  • приватизации части государственного имущества;
  • выпускались государственные облигации займа с процентом в серебре;
  • сокращались траты в бюджете.

В июне 1810 года вышел Манифест, установивший единственную монетную единицу — серебряный рубль. Чтобы стабилизировать государственные финансы, произошло увеличение налогов и появление новых.

Для денежного притока средств в казну и уменьшения конкуренции для отечественных товаров, были введены большие пошлины на ввоз французских предметов роскоши, импорт некоторых из них был запрещен.

На начало 1810 года доходы государства составляли 105 млн. руб., а расходы — 230 млн. руб. К концу 1811 года, благодаря проведенным финансовым мероприятиям, дефицит бюджета снизился до 6 млн. руб., а доходы составили 300 млн. руб.

Однако, военные затраты в 1812 году потребовали выпуска ассигнаций снова.

К 1814-15 годам курс ассигнаций снизился до 15 копеек серебром за 1 рубль, инфляция достигла пика. С 1818 года ассигнации стали изымать из обращения, однако, это не остановило падение курса. Сложившаяся ситуация сделала невыгодным предоставление кредитов, создание акционерных предприятий, что привело к торможению развития торговых и кредитных отношений в России.

Реформа образования

После создания Министерства народного просвещения, реформам подверглась и образовательная сфера. Были созданы 6 учебных округов:

  • Московский;
  • Виленский;
  • Харьковский;
  • Дерптский;
  • Петербургский;
  • Казанский.

Были открыты университеты в Казани и Харькове. В Петербурге — Педагогический институт.

В 1803 году было произведено реформирование устройства образовательных учреждений, основанное на принципах бессословности:

  1. Приходские училища. Обучение длилось 1 год. Принимались все дети, без различия по сословиям. Велось обучение арифметике, письму, чтению, природоведению , закону Божьему.
  2. Уездные училища. Обучение — 2 года. в таких образовательных заведениях детей готовили к поступлению в гимназию.
  3. Обучение в гимназии составляло 4 года и давало полное среднее образование. Преподавались гуманитарные науки и математика. Велась подготовка к поступлению в университет. Для желающих преподавались: коммерция, технология, 2 иностранных языка.
  4. Университеты принимали в свои ряды студентов всех сословий. К каждому университету прикреплялся свой учебный округ, в котором давалось право организовывать управление учебными заведениями, назначением учителей в училища или гимназии. Главной задаче было подготовить студентов к государственной службе. При университетах существовали учреждения воспитания — благородные пансионы.
Читайте также:
Первая русская революция 1905-1907 гг. ☑ причины и предпосылки, этапы и основные события, задачи и итоги кратко, последствия, участники, список партий в годы революции

Для лиц дворянского происхождения были открыты лицеи, которые давали высшее образование: Царскосельский (1811), Ришельевский (Одесса, 1817), Волынский (Кременец, 1819), Нежинский, Демидовский (Ярославль), Катковский (Москва).

В каждом губернском городе должна была быть гимназия, в каждом уездном — училище.

Данная реформа не могла осуществиться в полном объеме из-за крепостного права. Так как открытие школ для крестьян должно было осуществляться на средства самих помещиков. Как следствие — во многих сёлах и в некоторых городах начальные школы не были открыты.

Крестьянская реформа

Ситуация с крепостным правом глубоко возмущала Александра I, важная часть его реформ была направлена на улучшение положения крестьян. В 1803 году был издан указ о вольных хлебопашцах, который разрешил крестьянам выкупаться вместе с землей по договору с помещиком. Был введен запрет на продажу крепостных на ярмарках и размещение в газетах объявлений о продаже людей.

Желание освободить своих крепостных высказало Прибалтийское дворянство. В этих краях крепостное право было не настолько жестким, как в других губерниях. 4 июня 1816 года Александр I утвердил Положение об эстляндских крестьянах. Согласно указу, крестьяне становились свободными, однако, земли переходили к помещику. Запрещалось свободное передвижение крестьян и выбор сферы деятельности. Данное положение было первым шагом на пути к отмене крепостного права, однако, не принесло ощутимого результата. Многие крестьяне готовы были оставаться подневольными, чтобы не терять землю.

На протяжении всего периода своего правления, император разрабатывал проект об отмене крепостного права. Он лёг в основу законопроекта 1861 года.

Проекты конституционных реформ

После Отечественной войны 1812 года началась активная подготовка конституционных проектов. Первые шаги были сделаны в двух направлениях:

  • 1815 год — предоставлена Конституция Царству Польскому;
  • 1818 год — Бессарабия приобрела автономию на основании конституционного документа «Устав образования Бессарабской области».

Далее началась разработка плана Конституции России во главе с Н. Н. Новосильцевым. Был подготовлен проект «Государственная уставная грамота Российской империи». Его основными пунктами были следующие:

  • Установление в России конституционной монархии.
  • Формирование двухпалатного Парламента — Государственного Сейма (Сенат и Посольская палата).
  • Члены в Посольскую палату избирались дворянскими собраниями и утверждались императором.
  • Депутатов Сената назначал император.
  • Законы предлагались исключительно императором, однако, они должны были в обязательном порядке одобряться сеймом.
  • Предполагалось деление России на 10-12 наемничеств, объединенных на федеративных началах.
  • В наместничествах устанавливалось свое самоуправление, по образцу общероссийского.
  • Устанавливались общегражданские свободы (свобода слова, печати, право на частную собственность).
  • Вопрос крепостного права не поднимался — предполагалось разрабатывать его параллельно с принятием Конституции.

Принятие Конституции задерживалось отсутствием единого мнению по решению крестьянской проблемы. Обсуждение заняло несколько лет и не приняло каких-либо форм по причине нерешительности Александра и яркого противоборства дворянства этой идее. Приближенным ко двору стал П. Аракчеев, с деятельностью которого связан закат реформ, в том числе и конституционных.

Итоги реформ

Делая выводы, можно сказать, что реформаторская деятельность Александра I характеризуется положительными тенденциями. Была создана новая, более совершенная система управления. Особую роль играло учреждение Государственного совета, который был постоянно действующим органом власти, в отличие от собираемых ранее совещаний. Вертикаль исполнительной власти стала более четкой и оформленной. Правление Александра I носило либеральный характер.

Война с Францией прервала этап реформ, многие изменения, запланированные Сперанским, не были доведены до конца. Остались на бумаге: идея разделения власти на 3 ветви, превращение Сената в основной административный орган управления, учреждение конституционной монархии.

Нерешенным остался вопрос крестьянского права, хоть и были сделаны некоторые шаги в этом направлении.

Причинами незавершенности многих реформаторских начинаний во время правления Александра I стали:

  • непоследовательность и нерешительность;
  • неготовность общества к кардинальным изменениям;
  • недостаток людей, способных воплощать реформаторские идеи в административном составе.

Некоторые историки называют преобразования времён Александра I бюрократической революцией. Министры стали основными управляющими в системе и были наделены довольно широкими полномочиями, они были практически не контролируемыми никем. Некоторые важные вопросы могли решаться в ходе беседы императора с министрами, хотя законодательно они обязаны были приниматься Государственным советом.

Читайте также:
Денежные реформы в России в хронологическом порядке, таблица, первые бумажные деньги, деноминация, нуллификация, девальвация, введение новых денежных единиц на различных этапах истории

Реформы Александра I

Особенности реформ Александра I

Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, в первую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников — М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

Основные реформы, осуществлённые при Александре I:

  • Указ «О вольных хлебопашцах»;
  • министерская реформа;
  • подготовка плана реформ М. Сперанским;
  • дарование Конституций Польше и Бесарабии;
  • подготовка проекта российской Конституции и программы отмены крепостного права;
  • учреждение военных поселений.

Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершённость. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем — крестьянского вопроса и демократизации страны.

Дворцовый перворот 1801 г. и свержение Павла, его причины и последсвия

Александр I пришёл к власти в результате дворцового переворота 1801 г., который был осуществлён противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла I от екатерининских порядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведён Александр I — старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жёсткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам — праздности и вседозволенности дворянства — было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.

Деятельность Негласного комитета

Для подготовки реформ в 1801 г. был создан Негласный комитет, в который вошли ближайшие соратники — «молодые друзья» Александра I:

  • Н. Новосильцев;
  • А. Чарторыйский;
  • П. Строганов;
  • В. Кочубей.

Данный комитет в течение 4 лет (1801 — 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, привёдших его на трон, — с другой.

Основным вопросом, которым занимался Негласный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками которой были большинство членов комитета. Однако после длительных колебаний Александр I не решился на проведение такого радикального шага. Вместо этого императором в 1803 г. был издан Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г., который впервые в истории крепостнической России разрешал помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп. Однако данный Указ не решал крестьянской проблемы. Шанс своевременно отменить крепостное право был упущен. Другими реформами Негласного комитета стали:

  • министерская реформа — вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;
  • реформа Сената — Сенат стал судебным органом;
  • реформа образования — было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам.

В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.

Подготовка реформ М. М. Сперанским1809 — 1811 гг. и их провал

В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому — заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии «конституционного» внешнего вида, не меняя её самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвину­ты следующие предложения:

при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;

для этого создать выборный парламент — Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);

Государственную Думу избирать путём всенародных выборов, наделить её законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;

разделить всё население России на три сословия — дворяне, «среднее состояние» (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), «рабочий люд» (крепостные, прислуга);

наделить избирательным правом только дворян и представителей «среднего состояния»;

ввести систему местного самоуправления — в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу — исполнительный орган;

Сенат — высший судебный орган — формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате «народную мудрость»;

Кабинет министров из 8 — 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;

связующим звеном между тремя ветвями власти — Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган — Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы «мостом» между ними и императором;

Читайте также:
Летчики герои Великой Отечественной войны 1941 1945, список

на вершине всей системы власти должен был стоять император — наделённый широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.

Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:

в 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;

в это же время усовершенствована министерская реформа — все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.

Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.

«Записка о древней и новой России» Н. Карамзина

Переломным моментом в ходе реформ стала «Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н. Карамзиным. «Записка» Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной «Записке о древней и новой России» Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия — единственного спасения России.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири — фактически отправлен в почётную ссылку.

Первые конституционные акты Александра I

После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

  • совершенствование национально-государственного устройства;
  • подготовка проекта Конституции России.

В рамках первого направления:

  • Александром I была дарована Конституция Царству Польско­му в 1815 г.;
  • была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ — «Устав образования Бессарабской области».

В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект — Государственная уставная грамота Российской Империи»— содержал следующие основные положения:

  • в России устанавливалась конституционная монархия;
  • учреждался парламент — Государственный Сейм, состоящий из двух палат — Сената и Посольской палаты;
  • Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;
  • Сенат полностью назначался императором;
  • инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом;
  • император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;
  • Россия делилась на 10 — 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;
  • наместничества имели своё самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;
  • закреплялись основополагающие гражданские свободы — свобода слова, печати, право частной собственности;
  • о крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведённая на территории Прибалтики.

  • в 1816 г. императором было издано «Положение об эстляндских крестьянах», согласно которому крестьяне на территории Эстляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;
  • в 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;
  • прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;
  • освобождённые крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить её.

Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства.

П. Аракчеев и «аракчеевщина»

В 1820-е гг. в окружении Александра I взяло верх консерватив­но-карательное направление. Его олицетворением стал П. Аракчеев, начинавший карьеру военным советником Александра и в 1820-е гг. ставший фактически вторым человеком в государстве. Данный период заката реформ получил название «аракчеевщина». Именно в этот период были окончательно сорваны планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Наиболее одиозным решением П. Аракчеева стало создание в России новых ячеек общества — военных поселений. Военные поселения стали попыткой соединить в одном лице и в одном образе жизни крестьянина и солдата:

  • поскольку содержание армии было дорогим для государства, Аракчеев предложил перевести армию на «самофинансирование»;
  • для этих целей солдат (вчерашних крестьян) заставили, одновременно с военной службой, заниматься крестьянским трудом;
  • привычные воинские части и казармы и иные атрибуты жизни солдат в мирное время были заменены особыми общностями — военными поселениями;
  • военные поселения были разбросаны по всей России;
  • в данных поселениях крестьяне часть времени занимались муштрой и военной подготовкой, а часть времени — сельским хозяйством и обычным крестьянским трудом;
  • в военных поселениях царили жёсткая казарменная дисциплина и полутюремные порядки.
Читайте также:
История майских праздников - читать онлайн

Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:

  • отмены крепостного права;
  • принятия Конституции;
  • демократизации страны.

Реформы Александра I

Предпосылки либеральных реформ Александра I

В начале XIX века Россия, будучи одной из самых крупнейших европейских держав, в то же время была промышленно отсталой страной с подавляющим количеством неграмотного населения. Такое плачевное состояние экономики и социальной сферы было обусловлено крепостным правом, которое тормозило развитие капитализма.

Александр I, взошедший на престол в 1801 г., в Манифесте заявил, что будет управлять страной «по законам и по сердцу … августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой».

Однако, на самом деле, Александр I имел серьезные намерения по введению в России конституционной монархии и отмене крепостного права. «Я люб­лю конституционные учреждения и думаю, что всякий порядочный человек должен любить их», – заявлял Александр I.

Александр I отменил многие тиранические для дворянства указы Павла I, привлек к проведению реформ молодых и энергичных представителей молодого поколения родовитой дворянской знати – П.А. Строганова, В.П. Кочубея, А.А. Чарторыйского и Н.Н. Новосильцева, создав так называемый Негласный комитет.

Реформы в области государственного управления

В либеральный период своего правления Александр I провел ряд реформ в политической (административной) сфере.

1801 г. – образован Непременный (постоянный) совет в качестве совещательного органа при императоре. Состав Совета назначался самим императором из числа высших чиновников.

1802 г.Указ о СенатеСенат стал высшим судебно-административным и контролирующим органом, «хранителем законов». Кроме этого, Сенат получил право делать представления императору на те законопроекты, которые противоречили действующему законодательству.

1802 г.изменения в статусе Святейшего Синода, которые усилили контроль светской влас­ти над церковью. Были расширены права обер-прокурора, стоящего во главе Синода: по его инициативе члены Синода (высшие духовные иерархи – митрополиты и архиереи) уже не собирались, как раньше, а вызывались на заседания по его выбору.

1802-1811 гг. – проведена Министерская реформа – создание министерств по европейскому образцу на основе принципа единоначалия вместо устаревших коллегий. Таким образом, министерства стали новой формой исполнительной власти. Во главе министерства стоял министр, который нес личную ответственность только перед императором. Каждый ми­нистр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию.

Мани­фест 8 сентября 1802 г. учредил 8 министерств:

  • военно-сухопутных сил,
  • морских сил,
  • внутренних дел,
  • иностранных дел,
  • юстиции,
  • финансов,
  • коммерции,
  • народного просвещения.

Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами, департаменты – на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения – на столы во главе со столоначальниками.

Для совместного обсуждения дел учреждался Коми­тет министров, в который вошли, как представители старой екатерининской знати (Г.Р. Державин, Н.С. Мордвинов, П.В. Завадовский), так и «моло­дые друзья» Александра I (Новосильцев, Воронцов, Кочубей, Строганов, Чарторыйский), чем преследовалась цель противопоставить новую знать старой.

1811 г. – издается «Общее учреждение министерств», которым была завершена министерская реформа.

«Общее учреждение министерств» установило:

  • точное разграничение функций министерств;
  • единые принципы их организации;
  • общий порядок прохождения в них дел;
  • принцип строгого единоначалия и подчиненности внутри мини­стерских подразделений;
  • отношения министерств к другим органам высшего государственного управления.

Количество министерств увеличилось до 12, упразднено Министерство коммерции, появились новые: Министерство полиции и приравненные к министерствам Государственное казначейство, Главное управление духов­ных дел разных вероисповеданий, Главное управление ревизии государственных счетов и Главное управление путей сообщения. Министры вводились в состав Сената.

Все это мероприятия существенно улучшили систему министерств, созданную в 1802 г., придавав ей стройность.

1810 г. – создание Государственного Совета. Это единственное мероприятие, которое было реализовано на практике из всего конституционного проекта М.М. Сперанского, разработавшего систему центральных и местных учреждений на принципе разделения властей четырех степеней.

Читайте также:
РСДРП (российская социал-демократическая партия) - история

Государственный Совет состоял из Общего собрания и четырех департаментов – законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и пятый департамент – по делам Царства Польского).

Государственный совет не издавал законы, а был совещательным органом.

Задачи Государственного совета:

  • разрабатывать законы,
  • централизовать законодательное дело;
  • обеспечить едино­образие юридических норм,
  • исключить возможность противоречий в законодательных актах.

В таком виде Государственный со­вет существовал до 1906 г.

Социальные и аграрные реформы Александра I

Александр I понимал бедственное положение крестьян, поэтому осознавал важность проведения социальных реформ.

1801 г.Указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами. Указ был направлен на ликвидацию одной из основ феодального строя – монопольного права дворян на землю.

1803 г.Указ о вольных хлебопашцах. Предусматривалось освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семей­ствами по обоюдному согласию крестьян с помещиком. Это была первая попытка ликвидации крепостного права. Однако, практические результаты действия данного Указа (отменен в 1858 г.) были ничтожны – за все время действия освободилось только около 1,5% крестьян.

Причины неудач Указа 1903 г.:

  1. Активное нежелание помещиков давать крестьянам свободу даже за вы­куп.
  2. Крестьянам было не под силу воспользоваться правом выкупа: за 1 душу мужского пола необходимо было уплатить в среднем 400 руб. серебром – это была астрономическая сумма для того времени. Кроме этого, выкуп обставлялся разными кабальными условиями: рассрочкой под высокие про­центы, отработками и пр. В Указе говорилось: «Если крестьянин или целое селение не исполнит своих обязательств, то возвращается помещику с землею и семейством во владение по-прежнему».

1804-1805 гг.аграрная реформа в Лифляндии и Эстляндии. Попытка второго возможного варианта ликвидации крепостного правабезземельное освобождение крестьян. В ее основе лежал все тот же принцип добровольности со стороны помещиков, однако итоги этой реформы были другие: прибалтийское дворянство имело иные взгляды на крепостное право, чем российское дворянство.

1809 г.Указ о запрете помещикам ссы­лать своих крестьян в Сибирь за маловажные поступки.

Иные меры, направленные на улучшение положение крестьянства, принятые в период правления Александра I:

    • запрещалась торговля крестьянами на рынке. При установлении такого факта наказание было как для покупателя, так и для продавца – его крестьянин получал вольную;
    • запрещались публикации в газетах объявлений о продаже крестьян без земли;
    • если крестьянин единожды получал свободу, то он не мог быть вновь укреплен за помещиком;
    • выходцы из плена или из-за границы, а также взятые по рекрутскому набору, получали свободу;
    • вводилась обязанность помещиков кормить крестьян в голодные годы;
    • с дозволения помещика крестьяне получали право торговать, брать векселя, заниматься подрядами;
    • водилась возможность отсрочки для крестьян по оплате податей;
    • жены и дети сосланных в Сибирь крестьян имели право переехать к ним на поселение.

Реформы в области образования и просвещения

Реформы Александра I в области образования считаются одними из самых успешных его преобразований.

1803 г. – принято новое Положение об устройстве учеб­ных заведений.

В основу системы образования были положены принципы:

  • бессословности учебных заведений,
  • бесплатности обучения на низших его ступенях,
  • преемственности учебных про­грамм.

Выделялись ступени образования:

  • Низшая ступень – одноклассное приходское учи­лище,
  • Вторая ступень – уездное училище (3 класса);
  • Третья ступень – губернская гимназия (7 классов);
  • Высшая ступень – университет.

Во главе системы образования стояло Главное управление училищ.

Было образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Однако попечителям принадлежал лишь общий надзор во вверенном ему округе; всеми делами в округе ведал университет через посредство Ученого со­вета.

Были созданы пять университетов:

    • Дерптский (1802 г.)
    • Виленский (1803 г.)
    • Харь­ковский )1804 г.)
    • Казанский (1804 г.)
    • Петербургский Педагогический институт (в дальнейшем – Университет) (1804 г.).

1804 г. – издается Университетский устав, который предоставил университетам значительную автономию:

    • выборность ректора и профессуры,
    • собственный суд,
    • невмешательство высшей администрации в дела университетов,
    • право университетов назначать учителей в гимна­зии и училища своего учебного округа.

Основаны лицеипривилегированные средние учебные заведе­ния:

    • Царскосельский (1811 г.);
    • Ришельевский в Одессе (1817 г.);
    • Нежинский (1820 г.)

1804 г. – издается первый Цензурный Устав – считался на тот период одним из самых либеральных цензурных уставов в Европе.

В Уставе говори­лось, что цензура вводится «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною».

Цензорам рекомендовалось:

    • руководство­ваться «благоразумным снисхождением для сочинителя и не быть придирчивым»;
    • толковать места, имеющие двоякий смысл, «выгод­нейшим для сочинителя образом, нежели его преследовать».
Читайте также:
Партизанское движение в годы ВОВ - определение, история и причины

Значение и неудачи либеральных реформ Александра I

Положительное значение реформ Александра I заключалось в следующем:

  • были заложены основы отмены крепостного права (в т.ч. принципы отмены крепостного права, заложенные в Указе о вольных хлебопашцах 1803 г., использовались при разработке Крестьянской реформы 1861 г.);
  • Государственный совет и учреждения, созданные в результате министерской реформы, показали свою эффективность, и с небольшими изменениями просуществовали до 1917 г.;
  • стала формироваться российская интеллигенция, что предопределило культурный взлет в области литературы и искусства в 1820-50 гг. XIX в.
  • повысился уровень грамотности населения, хотя он все еще значительно уступал показателям большинства европейских государств.

Таким образом, либеральные реформы Александра I можно считать попыткой модернизации России по образцу развитых европейских государств, в первую очередь, Англии и Франции, которые находились в те времена на новом капиталистическом (индустриальном) этапе развития.

Однако, эта попытка была обречена на провал, поскольку основные планировавшиеся реформы – введение в России конституционной монархии и отмена крепостного праване могли быть проведены вместе. Конституция предусматривала введение Парламента, однако, большинство в нем получило бы дворянство, которое выступало категорически против отмены крепостного права.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Реформы Александра I

Краткая биография Александра I

  • 1777,12 декабря — родился. Отец — великий княз Павел Петрович, мать — великая княгиня Мария Феодоровна.

Скоро новый, 24-летний император стал предметом восторженного внимания и обожания. Самая наружность, обращение, появление на улице его, как и обстановка, производили обаятельное действие. В первый раз увидали государя гуляющим в столице пешком, без всякой свиты и без всяких украшений, даже без часов, и приветливо отвечающим на поклоны встречных (Н. Ключевский)

Причины, которые требовали от Александра I реформ

  • крепостное право
  • преобладание произвола над законностью в повседневной жизни
  • нечёткая система управления страной

Реформы Александра Первого. Кратко

Ещё до восшествия Александра на престол вокруг него сплотилась группа «молодых друзей», так же как и он, воспитанных на идеалах Руссо, Локка, Гиббона. Они образовали так называемый негласный комитет, в котором обсуждались планы либерального государственного переустройства России. В комитет входили граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, М. М. Сперанский. В результате работы Александра и его единомышленников

  • 12 декабря 1801 — обнародован указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянам
  • 8 сентября 1802 — учреждены восемь министерств, руководители которых — министры — единолично (а не коллегиально) принимали решения и несли за них персональную ответственность, и создан Комитет министров — совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам государственного значения
  • 8 сентября 1802 — расширены права Сената: объявление его «хранителем законов», высшей судебной инстанцией
  • 20 февраля 1803 — указ «о вольных (свободных) хлебопашцах»: землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп
  • 1803 — принято новое положение «Об устройстве учебных заведений»: единая система школ — 4 ступени: приходские училища (при церкви) — 1 год, уездные (для горожан) — 2 года, губернские гимназии — 4 года, университеты (для дворян)
  • Открыты университеты: в Дерпте (1802 год); в Вильно (1803), в Харькове и Казани (1804).
  • 1804 — принят университетский устав, закрепляющий самоуправление университетов: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов
  • Создание привилегированных лицеев: Демидовского в Ярославле (1805), Царскосельского под Санкт-Петербургом (1811), Ришильевского в Одессе (1817), Нежинского в Нежине (1820).
  • 1804 — издание либерального цензурного устава
  • 1809, 10 марта — указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет публиковать объявления о продаже крестьян
  • 1810, 1 января — — учрежден по предложению М. М. Сперанского Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской империи, просуществовавший до 1917 года
  • 1816 — Указ об освобождении крестьян Эстляндии от крепостной зависимости без земли
  • 1817 — Указ об освобождении крестьян Курляндии от крепостной зависимости без земли
  • 1818 — указ об освобождении крестьян Лифляндии от крепостной зависимости без земли
  • 27 ноября 1815 — введение Конституции в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи

Окончание реформ Александра I

Александр I не довёл свои реформы до логического конца. Находясь между консерваторами и либералами, как между молотом и наковальней, преодолевая недовольство то прогрессистов, то ретроградов, жестокая борьба с Наполеоном подорвали силы императора. После победы над Наполеоном в его действиях чувствуется усталость и непоследовательность: с одной стороны желание конституции, с другой — военные поселения, с одной — возвращение из опалы Сперанского, с другой — возвышение Аракчеева, которого современники называли «проклятым змеем», «извергом», «вреднейшим человеком в России», мистицизм и внезапно проснувшееся религиозное рвение — все эти черты характера и действия свели на нет реформаторскую деятельность царя его первых лет правления.

Ряд перемен в настроении и направлении власти оставался непонятным для управляемого общества; двойственность натуры Александра удивляла окружающих, а способность к быстрым переменам отдаляла от него всех тех, кто хотел быть уверен в своем завтрашнем дне. «Сущий прельститель», Александр в конце дней своих как бы потерял свои чары и стоял очень далеко от всех, кого ранее чаровал ( С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории)

Реформы Александра I: краткое описание, значение, в чем суть

Содержание:

Реформы Александра I сыграли двоякую роль в становлении государства. Некоторые из них способствовали развитию империи, другие вызывали недовольство среди народных масс. Правитель ввел преобразования в различных отраслях жизни страны. Он вступил на престол в 1801 году и оставался у власти двадцать четыре года. За время правления Александра к Российской империи присоединились польские земли, территория Финляндии.

Читайте также:
РСДРП (российская социал-демократическая партия) - история

В начале девятнадцатого века реформирование проводилось с особой интенсивностью. Император уделял особое внимание государственному строю, он хотел убрать крепостной строй, облегчить жизнь крестьян. В создании реформ принимали участие сторонники правителя – Новосильцев, Сперанский. Были написаны масштабные программы преобразований, но лишь малая толика была реализована.

Реформы Александра I кратко

Высокий чин давал право соратникам императора принимать участие в реформировании. Основными преобразованиями во время правления Александра считаются:

  1. Ослабление крепостничества. Каждый крестьянин получал некоторые свободы. Выпущен запрет на раздачу казенных крепостных. Земля может быть приобретена крестьянами. Чтобы стать свободным, необходимо выкупить земельный надел. В период пятидесяти лет позволить себе свободу смогло не более двух процентов крепостных. Реформа оказалась не слишком эффективной.
  2. Проведение министерского реформирования. Характеризуется упразднением коллегий, созданных Петром Первым, появлением восьми министерств. Каждое министерство возглавлял соратник правителя.
  3. Планирование Сперанского программы реформ. Он создал масштабную программу, которая касалась различных сфер жизни государства, но большую часть не удалось воплотить в жизнь. Имя деятеля прославило создание Государственного совета как законодательного органа. Он предложил провести корректировку министерской реформы путем создания единого образца министерства. Император самостоятельно назначает министров. Все представители должны лично отвечать перед правителем.
  4. Конституция для Бессарабского государства и Польши. Власть приняла решение дать конституцию польским землям в 1815 году.
  5. Крепостное право и Конституция России. Установление конституционной монархии стало важным шагом для страны. Были сформированы Сенат и Посольская палата, которые были ключевыми органами парламента. Дворянство избирало членов палаты, после чего выбор утверждал государь. Участники Сената подбирались исключительно правителем. Он же полностью отвечал за предложение законов. В России появились наместничества в количестве десяти штук. Вместе с новой Конституцией должна была начаться новая эпоха.
  6. Военные поселения. Эта реформа вызвала отрицательную реакцию у народа. Содержать армию становилось слишком неэкономно, потому был предложен переход к самостоятельному финансированию. Солдаты вынуждены были выполнять крестьянскую работу параллельно военному делу. Военные поселения стали заменой казарм, частей. Они находились в разных концах страны. Порядки здесь можно было назвать тюремными.

Реформы Александра I и их значение

Реформирование позволило реорганизовать часть правительственных, центральных учреждений. Комитет усовершенствовал бюрократическую структуру, она обрела безличность, что было крайне важно для развития государства.

Государственный совет стал постоянным, он заменил хаотичные временные совещания, учрежденные прежней властью. Исполнительный комитет стал более организованным. Государь назначил министров, губернаторов. Процедуру контролировал министр внутренних дел.

Отечественная война, начатая в 1812 году, привела к сворачиванию реформ. Император не успел реализовать преобразования в полном масштабе. Ему также удалось провести реформирование образовательной системы, открыть университеты в крупных городах. Либерализм правителя положительно отразился на культурной сфере, но ему не удалось полностью решить проблему крепостничества в стране.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: