Аллегория в литературе – определение и значения слова

Что такое Аллегория? Значение слова allegoriya, философский словарь

Многие нередко сталкиваются с вопросом: аллегория – что это? Значение слова аллегория необходимо искать у греков, в переводе с их языка аллегория означает «иносказание». Если давать определение этому понятию, то аллегория – это художественный прием, суть которого — выразить абстрактное понятие через конкретный, очевидный образ.

Наверное, самым распространённым примером аллегории будет служить изображение смерти в виде черепа и костей, или же фигуры в черном одеянии с косой. Образы аллегории широко применялись еще со времен Средневековья и Ренессанса художниками на своих полотнах до самого IX века. В современном же искусстве интересные аллегории используют куда виртуознее для более тонкого, незримого выражения смысла произведения, давая зрителю самому уловить скрытый намёк автора. В этом и заключается роль аллегории.

Примеры аллегории

Эти аллегории более-менее известны:

  • аллегория медицины — змея, обвивающая чашу;
  • аллегория любви — сердце;
  • аллегория надежды — якорь;
  • аллегория веры — крест;
  • аллегория свободы — разорванные цепи;
  • аллегория мира во всём мире — белый голубь.


Аллегория мира — белый голубь

Примеры аллегории в литературе

Но не только художники — мастера по созданию аллегорий. Она также проявляется в образах, которые нам дарят в своём творчестве писатели и поэты.

В стихотворении «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова корабль — это символ духовных терзаний и уединённости:

“Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!”.

А в произведении Евгения Баратынского «На посев леса» весна превратилась в символ свободы, в духовное возрождение, дала надежду:

«Опять весна; опять смеется луг, И весел лес своей младой одеждой, И поселян неутомимый плуг Браздит поля с покорством и надеждой.

Но нет уже весны в душе моей, Но нет уже в душе моей надежды, Уж дольный мир уходит от очей, Пред вечным днем я опускаю вежды…»

Чудеса маскировки

Самым ярким примером аллегоричности повествования является такое явление в литературе, как «Эзопов язык». Эзоп был рабом, но не простым, а наблюдательным и талантливым. Ему хотелось описать и высмеять недостатки и пороки своих хозяев, но делать это в открытую было равносильно самоубийству. Он нашел способ сделать это, придумав свой способ (язык), состоящий полностью из иносказаний, намеков и тайных символов. Это было гениальной «маскировкой» в литературе.
Таким образом, он изображал своих господ в виде животных, наделяя их соответствующими особенностями, характерами, повадками. Эзоп как раз и применил в искусстве метод аллегорий, метафор и других лексических форм в своих рассказах. После него повелось называть иносказательный стиль повествования «Эзоповым языком».

Аллегория и метафора

Аллегория и метафора — оба средства выразительности речи; тропы, часто встречающиеся в литературе и искусстве. Авторы применяют их с целью сотворить красочное, видимое очертание, сформированное в переносном значении.

Метафора — это выражение, которое используется для сравнения, казалось бы, не связанных между собой объектов и действий; это слово или оборот, в переносном значении, сравнение одного с другим, основанное на какой-то общей характеристике (например, серебряные волосы).

Можно сказать, что аллегория — это развёрнутая метафора; это сравнение в более глубоком смысле.

Аллегория, по сравнению с метафорой, может иметь более длинные отрывки сравнения. Аллегория, в которой заменяется предмет или действие, включает в себя больше деталей, чем метафора.

Метафора обычно встречается в литературе, а аллегория — в искусстве в целом (в литературе, живописи, скульптуре и др.), т. е. аллегорию создатели искусства смогли выразить намного шире, чем метафору.

Смотрите также значение Метафоры.

Значение слова Аллегория по словарю Ушакова:

АЛЛЕГОРИЯ (але), аллегории, ж. (греч. allegoria). 1. Иносказание, наглядное, картинное выражение отвлеченных понятий посредством конкретного образа (лит.). Это стихотворение полно аллегорий. 2. только ед. Иносказательность, иносказательный смысл. Во всякой басне заключается какая-н. аллегория. 3. только мн. Туманная, непонятная речь, нелепость (простореч.). Заламливал такие аллегории и экивоки, что, кажись, век бы не добился толку. Гоголь. Ты мне аллегорий не разводи, а говори прямо.

Тропы и аллегория

Аллегория — это один из тропов русского языка.

Троп — это стилистический термин, речевые обороты, в которых автор, чтобы достичь выразительности в своём художественном произведении, использует слово или выражение в переносном значении, сопоставляя смысл одного термина с другим.

Построение тропа автором осуществляется через сравнение двух терминов, которые похожи между собой по каким-либо признакам.

Называя характеристики одного объекта, писатель описывает другой объект, но этим он описывает что-то другое, таким образом он пытается не только определить его, но и сотворить красочное и выразительное изображение.

К тропам относятся:

  • аллегория — абстрактное понятие представляется в явственном изображении; например: аллегория хитрости — лиса, аллегория трусости — заяц;
  • ирония — театральное «переименование» в противоположном смысле того, что автор на самом деле считает, с целью выразить насмешливое отношение; например: «заходите в мои хоромы» (приглашение зайти в очень маленькую квартиру);
  • эпитет — образное определение, ярко описывающее предмет; например: горькая доля;
  • гипербола — преувеличение и усиление описываемого; например: «Мы сто лет не виделись!»;
  • олицетворение — сопоставление с живым существом, одушевление неодушевлённого; например: темнота подкралась;
  • литота — преуменьшение какого-либо качества или свойства описываемого; например: кот наплакал;
  • синекдоха — использование лишь части термина вместо всего, целого и наоборот; например: «Пуще всего береги копейку» («копейка» вместо «денег», из Н. В. Гоголя);
  • метонимия — изменение именования другим, по соприкосновению смысла; например: Москва спит (вместо люди в Москве спят);
  • сравнение — сравнение одного с другим, часто посредством союзов «как», «будто», «словно» и т. д.; например: верен как пёс;
  • метафора — перенесение толкования слова из-за однообразия; например: зеркало озера;
  • перифраз(а) — замещение термина словосочетанием, с его характеристиками; например: чёрное золото (вместо «нефть»).

Узнайте больше о Перифразе.

Ссылки

• Антифразис • Астеизм • Антономасия • Гипербола • Гипофора • Дисфемизм • Ирония • Каламбур • Катахреза • Литота • Мейозис • Метафора • Метонимия • Олицетворение • Пафос • Перифраз • Сарказм • Синекдоха • Сравнение • Эвфемизм • Эпитет

Читайте также:
«Лиса и Тетерев» краткое содержание русской народной сказки для читательского дневника, анализ произведения, характеристика главных героев, основная мысль и смысл

Аллегория в живописи

Художники рассматривают мир выходя за рамки логического, физического и материального. Поэтому мастера искусства вносят различные элементы в свои произведения с намерением создать свои творения со скрытыми сообщениями.

Аллегорические картины скрывают послания только для того, чтобы их усилить, это позволяло художникам создавать сложный мир повествований и играть с миром символов.

Аллегория живописи — картина Матвеева


Картина «Аллегория живописи», А. М. Матвеев, 1725 г., находится в Государственном Русском музее.

Художник Андрей Матвеевич Матвеев (1701–1739) написал в 1725 году картину «Аллегория живописи» и вручил её Екатерине I. Таким образом мастер проявил свои соболезнования относительно смерти Петра I.

Этот русский художник показал императрицу в образе Минервы (богини войны и мудрости). Она находится на облаках и наблюдает за действием, происходящим у мольберта.

Таким образом художник показал скрытый смысл о надежде на развитие русской культуры.

Живопись и скульптура

В изобразительном искусстве художественный прием аллегории получил наибольшее распространение в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения, так как его символизм позволял художникам выражать свое отношение к реальности и политические идеи. Не всегда авторам удавалось добиться желаемого. Несоблюдение меры могло привести к перегруженности символами, из-за чего произведение утрачивало эстетическую ценность, превращаясь в простую абстракцию. В качестве примера можно привести картину под названием «Аллегория» Л. Лотто.

Великие художники Веласкес, Беллини, Боттичелли, Брейгель, Тициан и Рубенс скрывали аллегорические образы в повседневных сценах из жизни. Например, картина «Священная аллегория» Джованни Беллини, на которой отображено католическое видение сущности церкви. Аллегория не чужда и русским художникам. Работа Алексея Венецианова «Весна» наполнена символами обновления и новой жизни, вписанными в бытовую картину, изображающую крестьянскую девушку, ведущую под уздцы лошадей.

Примером аллегории в скульптуре можно считать композицию Этьена Мориса Фальконе «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Ее постамент в виде волны ассоциируется с разбушевавшейся стихией, проявление которой приходилось преодолевать при строительстве города. Вздыбленные кони символизируют петровские реформы, а сам всадник, разящий змею, — преобразователя России, борющегося с ее врагами.

Художественный метод аллегории использовали очень многие русские и зарубежные писатели и художники. Приведенные примеры помогут увидеть аллегорический смысл в их произведениях.

Аллегория в рекламе

В мире рекламы агентства часто отображают своё послание с помощью кричащего изображения. Для достижения этой цели они обычно полагаются на наш интеллект и на использование визуальных аллегорий (которые можно почти мгновенно показать и объяснить).


Подпись: «Когда вы курите, ваш ребёнок курит». Департамент здравоохранения Вермонта, США, Smoke Baby, Агентство KSV (Нью-Йорк), опубликовано в декабре 2012 г.

Иносказания в литературе

Необходимо подробнее поговорить об иносказаниях в литературе. В баснях, сатирических рассказах аллегории достаточно упрощены, сведены к упрощенному восприятию. Благодаря этому, цензура часто воспринимала эти произведения как сказочные или фантазийные. Образы животных в баснях Крылова — это люди, которые живут и совершают определенные поступки, а в конце подвергаются морализации — некоему правильному выводу.

Многие цитаты из басен становились «крылатыми выражениями». Это значит, что они вырывались из контекста всего произведения и использовались в речи как единый смысловой блок. Например «а воз и ныне там…» означает, что дело так и не сделано, хотя попытки были. Интересно, что цитируют их даже те, кто басню и не читал вовсе.

Русский классик Чернышевский писал свой роман «Что делать», находясь в заточении. И ему было необходимо
замаскировать авторскую идею так, чтобы книга вышла за пределы тюрьмы и увидела свет. По своей сути, классик написал пособие в искусстве — инструкцию построения коммунистического общества, революционный роман. Иносказательными в нем были образы героев: Рахметов — революционер. Деятельность героев: созданная Верочкой Лопухиной мастерская являлась прообразом коммуны.
Еще раз о Салтыкове-Щедрине, аллегории в его произведениях были монументальными, являясь, по своей сути, глобальными шифрами социальной действительности и даже морали и этики. Чего стоит один лишь диалог свиньи с правдой! Свинья спрашивает правду о разных вещах, лежа в грязной жиже. Она интересуется, а правда ли есть какие-то солнца? И почему она, свинья, никогда этих солнц не видела? Правда отвечает, мол не видела потому, что и головы никогда не поднимала…

Искусство аллегорий многогранно. Классики литературы создавали аллегории эпические, монументальные, исторически точные. Более просты в этом смысле русские сказки.

Аллегория, что это такое? Примеры в литературе. Аллегория – понятие, примеры из литературы, отличие от метафоры

Определение термина аллегория следует из значения его греческого слова-источника ’αλληγορία. На русский язык оно переводится как иносказание, то есть аллегория – способ сказать, выразить отвлечённое понятие иным путём, не впрямую, а с помощью художественного образа.

Например, образ льва – аллегория силы, царственности, мужества.

Понятие в этом случае конкретно не называется, но передаётся через сопоставление с качествами использованного образа при помощи ассоциаций и намёков.

Из геральдической или басенной роли льва не следует, что любое его изображение или упоминание обязательно аллегорично.

В книге А.Э. Брема о животных лев – это просто представитель фауны, о его повадках и образе жизни рассказывает зоолог.

То же с другими символами. В прямом значении у слова или изображения символический смысл отсутствует.

Аллегория это: в литературе определение

Само значение слова аллегория происходит от слов allegory, allegoria, что обозначает «Иносказание». В истории литературы есть мнение, что первым этот прием придумал и впервые применил Эзоп, древний баснописец, и потому иногда такой прием называют «Язык Эзопа».

Разбирая, что такое аллегория, более подробно, стоит отметить, что это обособление определенных понятий путем конкретных представлений. Яркими примерами будут ситуации, когда авторы олицетворяют какие-то общие понятия, придавая им внешний облик живого существа. При этом внешность и какие-то качества живого существа соответствуют тем понятиям, которые заключены в них. Некоторые виды оружия или предметов стали настоящими символами определенных понятий:

  1. Вооружение, и чаще всего — холодное оружие, стали символами войны и боя. Примером можно привести невероятный Молот Тора (Мьельниер), который подчеркивает в образе скандинавского Бога его пристрастие к военному делу.
  2. Цветы, снег, дождь и другие природные явления — неотъемлемый символ различных времен года, а также способ изображения природных стихий. Отличный пример — в новом мультике «Холодное сердце: Вновь за горизонт», где стихия огня представлена горящей ящерицей, а вода — лошадью из воды океана.
  3. Весы и повязка символизируют с древних времен беспристрастность суда и равновесие в суждениях. Яркий пример такого применения аллегории — это изображение Фемиды, которое сегодня стало настоящим символом правосудия.

  • Коса или клепсидра — неотъемлемый элемент изображений смерти. Хорошо это просматривается в изображениях одного из всадников Апокалипсиса — Смерти. Смерть чаще всего вооружена именно косой, и обычно ее изображают в черном, с бледной кожей, подчеркивая скорбь и тоску.
  • Птицы часто олицетворяют свободу или мир и тишину. Очевидно, что наиболее популярный пример такой аллегории — это голубь мира, который понятен практически во всех странах на этой планете.
  • Читайте также:
    Анализ главы Фаталист в романе Герой нашего времени - значение

    Таким образом аллегории помогают передавать эмоции, чувства, понятия, которые достаточно сложно будет показать, хотя можно описать конкретными характеристиками.

    Аллегория простыми словами — это способ передачи ряда абстрактных понятий путем использования конкретных и понятных образов. Происходит от греч. “allegory”, или по другим источникам — “allegoria”, которое переводится дословно, как «иносказание».

    При этом нет уточнения, когда используется аллегория, что конкретно заложено в образ, поскольку для этого используется тонкая система намеков и ассоциаций. Прямой смысл не искажен, но при этом происходит дополнение переносными значениями и смыслами.

    Чудеса маскировки

    Самым ярким примером аллегоричности повествования является такое явление в литературе, как «Эзопов язык». Эзоп был рабом, но не простым, а наблюдательным и талантливым. Ему хотелось описать и высмеять недостатки и пороки своих хозяев, но делать это в открытую было равносильно самоубийству. Он нашел способ сделать это, придумав свой способ (язык), состоящий полностью из иносказаний, намеков и тайных символов. Это было гениальной «маскировкой» в литературе.

    Таким образом, он изображал своих господ в виде животных, наделяя их соответствующими особенностями, характерами, повадками. Эзоп как раз и применил в искусстве метод аллегорий, метафор и других лексических форм в своих рассказах. После него повелось называть иносказательный стиль повествования «Эзоповым языком».

    Зачем используют аллегории

    Аллегорический способ представления каких-то понятий и абстрактных образов активно используется в основном в литературе. Аллегория — это, простыми словами, способ достичь следующих эффектов:

    1. Наглядное изображение абстрактных и сложных понятий. Это позволяет достаточно быстро и понятно обрисовать сложные и тяжело описываемые понятия, используя понятные и реалистичные образы, которые человек будет ассоциировать с необходимыми понятиями
    2. Выражение личного отношения к определенным понятиям. Автор путем использования аллегории может выразить собственные какие-то эмоции или переживания в отношении изображаемых понятий. Это значит, что аллегории могут наполняться дополнительно какими-то несвойственными характеристиками
    3. Обход цензуры. В современных реалиях, когда цензура достаточно жестко модерирует все произведения искусства, аллегория — пример того, как можно обойти все запреты, и при этом не потерять смысла. Иносказательные выражения очень часто используются в разных ситуациях, и особенно в кино и сериалах, где недопустимо очень многое. Нередко такие приемы применяют в рекламе

    Таким образом, если разбираться, что такое аллегория простыми словами, то можно сделать вывод, что это своеобразный прием в литературе. Аллегорию можно использовать для передачи уникальных образов и впечатлений от автора. В современном мире сложно найти художественное произведение без подобных приемов, которые использовал бы автор.

    Чем отличается аллегория от метафоры

    Часто встает вопрос: какая же разница между метафорой и аллегорией? Как и когда правильно употреблены аллегория или метафора? Давайте разберемся.

    Метафора – это выражение (или слово), употребленное в переносном значении. Например, золотые руки, часы идут.

    Аллегория и метафора схожи между собой тем, что оба эти понятия построены на ассоциациях, то есть проводится параллель между названным объектом и его определением. Однако, аллегория куда глубже и богаче по своему значению и сложности.

    Метафора изображает нам какие-либо события или состояния, например, наступление старости через метафору «пришла осень», невозможность возвратить все вспять — «заросла тропинка», описание притихшего, неподвижного леса – «лес призадумался».

    Метафора – это своего рода сравнение, эффектное, меткое, остро подмеченное, благодаря которому произведение становится живым, выразительным и воображение читателя начинаем работать.

    В свою очередь аллегория может принимать форму целого произведения (это хорошо видно на примере басен и притчей). Используя этот литературный прием, автор иллюстрирует какое-то событие, историю и дает нам понять свое отношение к случившемуся.

    Переносное значение в метафоре умещается в одно слово, а в аллегории оно охватывает целую мысль. Метафорой выступают словосочетания, а примером самых простых и кратких аллегорий служат пословицы («Лучше синица руках, чем журавль в небе»).

    Аллегория: примеры из литературы

    В литературе аллегоричность — это прием, который используется практически во всех жанрах. Но есть в аллегории примеры, когда этот прием становился основой целого жанра. Если рассматривается аллегория, что это такое, и как ее использовать наиболее эффективно, то стоит обратить внимание, в первую очередь, именно на эти жанры:

    • басни;
    • моралитэ;
    • притчи.

    Для примера можно привести басню Крылова «Мартышка и очки», где при создании образа обезьяны использовалась аллегория, что позволило автору передать таким образом образ невежественного человека. Обезьяна элементарно не понимает, зачем нужны очки, и не ценит их пользу, как невежественный человек может ругать совершенно непонятные ему вещи, основываясь лишь на собственных недалеких выводах.

    Аллегория — это также хороший способ подчеркнуть нужные мотивы и образы в других жанрах. Часто пример аллегории можно найти в следующих литературных жанрах:

    • различные рассказы;
    • детские и взрослые сказки;
    • полноценные романы;
    • разнообразные литературные повести.

    Так, примеры аллегории в произведениях позволяют передавать важные социальные, общественные и даже политические мнения и моменты. Джордж Оруэлл в повести «Скотный двор» применил ряд аллегорий, чтобы показать наглядно, как общество под красивыми политическими лозунгами о свободе и равенстве постепенно после революции катится к диктатуре и тоталитарному режиму.

    Философия

    Аллегория – это (примеры в литературе и искусстве описаны выше) троп, который в истории философии первый раз попробовали выделить в период эллинизма. Такие попытки были связаны с желанием пояснить тексты древних авторов (Гомер являлся одним из них). Но форма высказывания не отделялась от содержания, а символ смешивался с самой аллегорией. Троп широко использовался в период средневековья, а во времена Возрождения был распространен в трех направлениях искусства: барокко, классицизме и маньеризме.

    Читайте также:
    "Кортик" 📚 краткое содержание повести А.Н. Рыбакова, характеристика главных героев, жанр, сюжет, основная мысль произведения

    Аллегория и другие приемы в литературе

    Есть подобные приемы в литературных произведениях, но они существенно отличаются от аллегории — это что используется для создания различной образности:

    1. Олицетворение. Представляет собой перенос каких-то понятных человеческих качеств на более отвлеченные понятия или же на неодушевленные предметы. Но это совершенно не означает, что автор будет говорить аллегорически.
    2. Метафора. Это ситуация, когда одно из явлений передается, характеризуется или изображается через другое. Аллегория это простыми понятиями тоже метафора, но она основана не на сходстве явлений и сравнении, а на иносказании и намеках.

    Аллегория: что это такое простыми словами? Это метафорические тропы, позволяющие передавать одно явление или переживание через другое, но при этом отличные от олицетворения, как художественный прием.

    Зачем нужен этот троп

    В литературных произведениях история применения иносказаний восходит к античности. Молва приписывает создание такого способа передачи мыслей Эзопу, который, будучи рабом и не имея возможности выразить негативное мнение прямо, высмеивал в баснях пороки хозяев, прибегая к аллегориям.

    Литераторам иносказание позволяет:

    1. Выразить простым способом сложные для осознания понятия, передавая их с помощью наглядных образов, ассоциативно с ними связанных. В стихотворении А.С. Пушкина «Узник» стремление орла к полёту отражает стремление узника к свободе.
    1. Окрасить ситуацию личным отношением. Представляя в образе Моськи (басня «Слон и Моська») любителей получить незаслуженную репутацию «игрой на публику» в безопасной ситуации, И.А. Крылов вкладывает своё отношение и в описание диких действий собачонки в адрес слона, которому такая мелочь явно не противник, и в оценку этих действий Шавкой («перестань срамиться»), и в реакцию, точнее, отсутствие реакции, со стороны самого «объекта нападения».
    1. Обойти возможные цензурные препоны, завуалировав истинный смысл. Представляя Русь в виде «птицы-тройки» в финале первого тома «Мёртвых душ» и восхищаясь ею, Н.В. Гоголь, однако, переходит к лирическому отступлению прямо после описания мчащейся брички Чичикова. В результате аллегорическое обозначение тройки-Руси окрашивается пониманием, что везёт этот дивный экипаж афериста и жулика. Выразить такую мысль простым языком, впрямую, Гоголю не позволила бы цензура.

    Аллегория — это … и примеры

    Что такое аллегория в литературе? Это метод, который используют авторы с древних времен. Актуально это как в стихах, так и в прозе, и практически не встречаются сегодня произведения без аллегории. Что такое это сложное понятие — можно понять, рассмотрев просто примеры, которые можно найти в литературе.

    Аллегория это в литературе пример иносказательного изображения, и примером можно привести, в первую очередь, именно Крылова, как мастера использовать аллегоричность:

    «…Волк ночью, думая залезть в овчарню,

    Попал на псарню…»

    Тут аллегория — это что-то большее, чем просто образ. Автор показал таким образом замаскированные события 1812 г., когда Наполеон принял решение провести, так называемые, мирные переговоры с правителем России.

    Аллегория в литературе используется и другими авторами. Салтыков-Щедрин писал:

    «…От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестья, ни чести, …, даром занимают место да едят корм…» («Премудрый Пескарь»).

    Если обратить внимание на аллегории, что это и есть в приведенном случае, то можно понять очевидную вещь — маленькие рыбки, о которых идет речь в произведении, олицетворяют собой пассивных людей, которые не имеют стремлений, и не пытаются пробиваться наверх. Так автор аллегорично показывает, что от подобных людей обществу в целом мало проку. Еще один очень хороший пример — пьеса Гоголя “Нос”, где конкретизированной формой “сбежавшего” носа выражается высокое положение героя в обществе, которое он потерял.

    Метафора

    Метафора (от греческого metaphora — перенос) образное усиление качества, свойства, формы либо значения одного предмета или явления при использовании качества, свойства, формы либо значения другого предмета или явления, обладающего данными характеристиками.

    Собачий вой – вой ветра (образное усиление характеристики ветра). Термин «метафора» охарактеризовал и активно применял в своих трудах Аристотель. Перенос смыслового значения с буквального, полученного от природы на переносное, дающее возможность более точного раскрытия литературного образа. В понимании Аристотеля, метафора имеет много общего с преувеличением (гипербола), иносказанием (синекдоха), уподоблением, сравнением.

    Метафорические обороты речи в каждом отдельном случае преследуют одну из целей:

    1. Номинативную (найти название тому, что его еще не имеет),
    2. Характеризующую, предикативную (подбор точных характеристик, используя синонимические возможности языка).

    Что такое Аллегория

    Аллегория — это выражение абстрактного понятия с помощью конкретного понятия; одна или несколько метафор, которые в прямом смысле означают одно, а в переносном значении — другое.

    Примером аллегории можно назвать фигуру женщины с повязкой на глазах, с мечом в одной руке и весами в другой — это аллегория правосудия (представлена как богиня Фемида).

    Когда автор использует аллегорию, он не именует обсуждаемый предмет или концепцию открытым текстом, а описывает в переносном значении, используя некие его/её олицетворяющие символы.

    Таким образом, появляется более детальное отождествление одного предмета другому, используя тонкий (или не очень) намёк. Притом прямой смысл не утрачивается.

    Слово аллегория произошло от греческого αλληγορια (allegoria) — иносказание, т. е. от сочетания άλλος (другой) + -αγόρια (сказать).

    Это слово пишется именно так из-за своего греческого происхождения αλληγορια/allegoria, не алигория или олигория, а именно аллегория.

    Синоним слова аллегория

    • иносказание;
    • персонификация;
    • эзопов(ский) язык;
    • иноречие.

    Примеры аллегории

    Эти аллегории более-менее известны:

    • аллегория медицины — змея, обвивающая чашу;
    • аллегория любви — сердце;
    • аллегория надежды — якорь;
    • аллегория веры — крест;
    • аллегория свободы — разорванные цепи;
    • аллегория мира во всём мире — белый голубь.

    Примеры аллегории в литературе

    Но не только художники — мастера по созданию аллегорий. Она также проявляется в образах, которые нам дарят в своём творчестве писатели и поэты.

    В стихотворении “Парус” Михаила Юрьевича Лермонтова корабль — это символ духовных терзаний и уединённости:

    “Белеет парус одинокой
    В тумане моря голубом.
    Что ищет он в стране далекой?
    Что кинул он в краю родном.

    Играют волны – ветер свищет,
    И мачта гнется и скрыпит.
    Увы, – он счастия не ищет
    И не от счастия бежит!

    Читайте также:
    Мифология Древнего Рима - о возникновении, основные боги и существа

    Под ним струя светлей лазури,
    Над ним луч солнца золотой.
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!”.

    А в произведении Евгения Баратынского “На посев леса” весна превратилась в символ свободы, в духовное возрождение, дала надежду:

    “Опять весна; опять смеется луг,
    И весел лес своей младой одеждой,
    И поселян неутомимый плуг
    Браздит поля с покорством и надеждой.

    Но нет уже весны в душе моей,
    Но нет уже в душе моей надежды,
    Уж дольный мир уходит от очей,
    Пред вечным днем я опускаю вежды. “

    Аллегория и метафора

    Аллегория и метафора — оба средства выразительности речи; тропы, часто встречающиеся в литературе и искусстве. Авторы применяют их с целью сотворить красочное, видимое очертание, сформированное в переносном значении.

    Метафора — это выражение, которое используется для сравнения, казалось бы, не связанных между собой объектов и действий; это слово или оборот, в переносном значении, сравнение одного с другим, основанное на какой-то общей характеристике (например, серебряные волосы).

    Можно сказать, что аллегория — это развёрнутая метафора; это сравнение в более глубоком смысле.

    Аллегория, по сравнению с метафорой, может иметь более длинные отрывки сравнения. Аллегория, в которой заменяется предмет или действие, включает в себя больше деталей, чем метафора.

    Метафора обычно встречается в литературе, а аллегория — в искусстве в целом (в литературе, живописи, скульптуре и др.), т. е. аллегорию создатели искусства смогли выразить намного шире, чем метафору.

    Смотрите также значение Метафоры.

    Тропы и аллегория

    Аллегория — это один из тропов русского языка.

    Троп — это стилистический термин, речевые обороты, в которых автор, чтобы достичь выразительности в своём художественном произведении, использует слово или выражение в переносном значении, сопоставляя смысл одного термина с другим.

    Построение тропа автором осуществляется через сравнение двух терминов, которые похожи между собой по каким-либо признакам.

    Называя характеристики одного объекта, писатель описывает другой объект, но этим он описывает что-то другое, таким образом он пытается не только определить его, но и сотворить красочное и выразительное изображение.

    К тропам относятся:

    • аллегория — абстрактное понятие представляется в явственном изображении; например: аллегория хитрости — лиса, аллегория трусости — заяц;
    • ирония — театральное “переименование” в противоположном смысле того, что автор на самом деле считает, с целью выразить насмешливое отношение; например: “заходите в мои хоромы” (приглашение зайти в очень маленькую квартиру);
    • эпитет — образное определение, ярко описывающее предмет; например: горькая доля;
    • гипербола — преувеличение и усиление описываемого; например: “Мы сто лет не виделись!”;
    • олицетворение — сопоставление с живым существом, одушевление неодушевлённого; например: темнота подкралась;
    • литота — преуменьшение какого-либо качества или свойства описываемого; например: кот наплакал;
    • синекдоха — использование лишь части термина вместо всего, целого и наоборот; например: “Пуще всего береги копейку” (“копейка” вместо “денег”, из Н. В. Гоголя);
    • метонимия — изменение именования другим, по соприкосновению смысла; например: Москва спит (вместо люди в Москве спят);
    • сравнение — сравнение одного с другим, часто посредством союзов “как”, “будто”, “словно” и т. д.; например: верен как пёс;
    • метафора — перенесение толкования слова из-за однообразия; например: зеркало озера;
    • перифраз(а) — замещение термина словосочетанием, с его характеристиками; например: чёрное золото (вместо “нефть”).

    Узнайте больше о Перифразе.

    Аллегория в живописи

    Художники рассматривают мир выходя за рамки логического, физического и материального. Поэтому мастера искусства вносят различные элементы в свои произведения с намерением создать свои творения со скрытыми сообщениями.

    Аллегорические картины скрывают послания только для того, чтобы их усилить, это позволяло художникам создавать сложный мир повествований и играть с миром символов.

    Аллегория живописи — картина Матвеева

    Художник Андрей Матвеевич Матвеев (1701–1739) написал в 1725 году картину “Аллегория живописи” и вручил её Екатерине I. Таким образом мастер проявил свои соболезнования относительно смерти Петра I.

    Этот русский художник показал императрицу в образе Минервы (богини войны и мудрости). Она находится на облаках и наблюдает за действием, происходящим у мольберта.

    Таким образом художник показал скрытый смысл о надежде на развитие русской культуры.

    Аллегория в рекламе

    В мире рекламы агентства часто отображают своё послание с помощью кричащего изображения. Для достижения этой цели они обычно полагаются на наш интеллект и на использование визуальных аллегорий (которые можно почти мгновенно показать и объяснить).

    Эзопов язык

    Это выражение означает, что автор выражает свои мысли используя намёки и аллегории. Он недоговаривает и маскирует свои истинные идеи, автор пытается донести до читателя переносный смысл.

    Название эзопов (или эзоповкий) язык произошло от имени древнегреческого баснописца Эзопа (VI в. до н. э.), который был рабом и не мог говорить свободно на множество тем, что заставило его воспользоваться этой формой произведения.

    Сочинения Салтыкова-Щедрина считаются яркими примерами эзопова языка в русской литературе. Например, в произведении “История одного города” автор говорит о городе Глупове и его жителях — глуповцах.

    Он представляет их бездеятельными лентяями, которые не могут за себя решать и поэтому пытаются найти кого-то, кто будет принимать решения за них и возьмёт ответственность на себя. А на самом деле, при прочтении произведения, читатель понимает, что автор говорит про всю Россию, а не про какой-то отдельный город.

    Смотрите также значения Эпитет, Анафора и Оксюморон.

    Тема мечты и реальности в произведении «Мастер и Маргарита»

    В своем бессмертном литературном творении Михаил Афанасьевич Булгаков поднимает вечные философские проблемы любви и ненависти, добра и зла, вечного и мимолетного. Особое место занимает тема мечты и реальности в произведении «Мастер и Маргарита», ведь именно она придает ощущение мистицизма, благодаря которому роман стал таким популярным.

    1. Мечта и реальность
    2. Определение понятий
    3. Основные тезисы
    4. Аргументы к сочинению
    5. Благородные цели Мастера
    6. Низменность человеческих желаний

    Мечта и реальность

    Тема, описанная Булгаковым, волновала писателей разных поколений. Она масштабна и требует детального рассмотрения. Мечта может предстать перед человеком в двух образах: либо она окрыляет его, воодушевляя на подвиги, либо появляется перед ним в свете настоящей действительности. На том, как личность относится к ней, держится весь план реализации, то есть результат деятельности по осуществлению своего желания. От стремлений и веры человека зависит, добьется он исполнения своей мечты или нет.

    Читайте также:
    Дворянское гнездо - краткое содержание, история создания, анализ

    Определение понятий

    Разбор понятий дает почву для написания сочинения, в котором присутствует как практическая, так и теоретическая часть. Определения обычно представлены во вступлении к художественному тексту:

    1. Мечта — это особый вид воображения, который представляет самостоятельное создание новых желанных образов. Он направлен на будущее, выражает желания человека и, в отличие от творческого воображения, не включён непосредственно в деятельность.
    2. Реальность — это то, что существует вне сознания человека. Субъективную реальность можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо, а также все то, что с этим связано.

    Основные тезисы

    Тема многогранна и включает в себя множество важных деталей. Она реагирует на следующие тематические аспекты:

    1. Роль мечты.
    2. Влияние желаний на качество жизни.
    3. Отношение человека к своим желаниям.
    4. Столкновение мечты с жестокой реальностью.

    Аргументы к сочинению

    Великий роман Булгакова стал одним из тех произведений, что наиболее часто используется в качестве аргументов для итогового сочинения. Направлению, посвященному мечте и реальности, в книге посвящено несколько эпизодов.

    Благородные цели Мастера

    В романе «Мастер и Маргарита» писатель сумел объединить разные временные промежутки: Москву начала XX века и историческую эпоху, отдаленную от нас на две тысячи лет. Воланд, олицетворяющий ад, является критиком человеческих пороков. Его мнение о людях таково: общество ценит только сытую реальность и толстые кошельки. Становится интересно, почему Воланд помогает исполнять желания только некоторым героям, например, Мастеру и Маргарите.

    Воланд понимает Мастера и поддерживает его: он дарит ему все необходимое для осуществления мечты. Благосклонен он и к Маргарите, которая готова пожертвовать всем ради воссоединения с возлюбленным. Король ада решает наградить счастьем только двух героев, поскольку понимает, что мечты этих людей возвышенны и достойны реализации.

    Мастер, главный герой романа, жаждет публикации собственноручно написанного романа. Он совершает все необходимое для того, чтобы претворить в жизнь свои планы: увольняется с работы, покупает помещение для дальнейшего совершенствования собственного творчества. Он ни на секунду не предает мысль о романе и никому не позволяет разрушать его стратегию.

    Члены редакции не сумели оценить стараний молодого писателя, они отвергли творение, желая подчинить роман общепринятым рамкам, на что Мастер не согласился. После этого мечта Мастера в романе «Мастер и Маргарита» сталкивается с суровой реальностью, способной разрушить все планы писателя. Но главный герой не утешается бегством от реальности, он предпочитает добиваться поставленных целей.

    На примере Мастера читателям показан образ истинного творца, который двигается вперед к своей цели. В финале произведения он благополучно заканчивает книгу, после чего его творение увековечивается. Это один из примеров воплощения мечты в реальность в романе «Мастер и Маргарита».

    Автор делает вывод: нужно непременно верить в себя, усердно добиваться поставленных целей. Ведь именно таким способом человек может достигнуть осуществления своих желаний и стремлений.

    Становится понятно, что вера в мечту не всегда приносит результаты. В некоторых случаях намного важнее задуматься о способах реализации своих желаний в жизни. Поступки должны быть рациональными, а каждый шаг — продуманным. Человек, думающий об исполнении своих желаний, должен отличаться решительностью и критически ко всему подходить.

    Низменность человеческих желаний

    Еще одну важную тему, близкую к мечте и реальности, поднимает Булгаков в своем легендарном романе. Автор говорит, что меркантильность и мелочность жителей Москвы достигли пика и окончательно испортили их. Обыватели готовы на все ради получения прибыли, уютного уголка и материальной стабильности. В погоне за лучшей жизнью они потеряли реальную жизнь, в которой находятся. Воланд, один из главных героев, говорит, что люди не меняются. Такое яростное стремление к наживе существовало всегда.

    Во время трюков свиты Воланда в центре города многие дамы с легкостью променяли свои наряды на якобы драгоценные украшения и оказались совершенно нагими перед публикой. В этом эпизоде показаны низменные мотивы человеческих желаний, которые способны довести личность до абсурда.

    Булгаков высмеивает стремление москвичей к материальным благам, воспевает истинные ценности, проповедует высокую духовность.

    Таким способом автор «Мастера и Маргариты» показал столкновение мечты и реального мира. Далеко не всякая мечта способна воодушевить человека, придать ему сил для продвижения вперед. Чтобы прочувствовать ее, нужно и самому быть духовным человеком. Иногда она способна разочаровать индивида, не оправдать его ожиданий. В таком случае он не может решить, стоит ли двигаться дальше по пути ее реализации. Но если душевные стремления человека направлены на что-то хорошее и достойное, то непременно нужно реализовывать свои планы и верить в их осуществление.

    Как писать сочинение “Мечта и реальность” по роману “Мастер и Маргарита”?

    Как написать сочинение “Мечта и реальность” по роману Булгакова “Мастер и Маргарита”? Аргументы?

    Михаил Афанасьевич Булгаков написал роман “Мастер и Маргарита”, в котором очень доступно описал непроходимую пропасть, которая разделяет мечту и реальность.

    При написании сочинения на эту тему нужно описать чем связаны и чем противопоставлены эти два понятия “мечта” и “реальность”.

    Так же, нужно на примере описать как реальность порождает мечту и как мечта человека окрыляет его, а реальность оказывается совсем не такой, о чём человек мечтал.

    Эту тему можно широко раскрыть, описывая Мастера, описывая его мечту (он мечтал написать книгу), его стремления, которые в реальности оказались в плену его мечтаний.

    Главный герой романа Мастер написал книгу и мечтой его жизни было опубликовать её, так как она была его достижением, по крайней мере ему так казалось. Написанию своей книги он посвятил много времени и средств, он даже ушёл с работы. Но мечта так и осталась мечтой, даже Магарыч, которого Мастер считал другом предал его и выселил с подвальчика в котором Мастер проживал и писал свою книгу. Мастер оказался в сумасшедшем доме.

    Выходит, что не стоит безоговорочно верить в свою мечту, теряя разум и совершая безумные поступки, но и не стоит отказываться от своей мечты, пусть в реальности они и не будут такими как ты себе их “нарисовал”. В жизни мечта и реальность ходят рядом, но так далеки друг от друга.

    Читайте также:
    Понтий Пилат - характеристика прокуратора Иудеи в романе Булгакова

    Мечты Мастера в реальности оказались совсем не такими, какими он себе их представлял. Реальность порой бывает жестокой по отношению к мечте, в которой рисуешь себе всё в “красках”, поэтому добиваясь чего-то нужно следовать к своей цели осторожно.

    Тезис.

    Во все времена люди мечтают об одном и том же. Они хотят быть счастливыми, хотят работать и зарабатывать деньги. Они просто хотят жить в нормальных условиях. Но мечтая о личном благополучии нельзя забывать о пользе для общества. Нельзя мечтать о приземленном, забывая о возвышенном.

    Аргументы

    Когда Воланд с помощниками давал свое мистическое представление с разоблачениями в варьете, он большую часть времени занимался изучением московской публики и пришел к выводу, что она – “люди, как люди”. Он не нашел каких-либо различий между людьми в Москве и людьми в других странах и других временах, которых он наблюдал.

    Мне кажется, на мнение Воланда в этом вопросе вполне можно положиться. Потому что кому как не ему не знать человеческую природу, ее страсти и пороки, ее достоинства.

    Люди во все времена и при любом общественном строе прежде всего мечтают о собственном благополучии, они хотят комфортных условий, они мечтают о богатой или по меньшей мере безбедной жизни, они хотят быть красивыми и мечтают, чтобы их любили.

    Но можно мечтать обо всем этом и при этом оставаться человеком, а можно ради исполнения своих желаний преступить законы, в том числе законы человеческой морали.

    Обратим внимание, кого наказывает Воланд во время своего пребывания в Москве – взяточников, рвачей, обманщиков. Тех, кто стремится достичь личного благополучия на чужом горе. А вот настоящих трудяг, людей с возвышенной целью в жизни, Воланд напротив возвышает, как возвысил Маргариту за ее чистую любовь, и как возвысил Мастера за его талант.

    Заключение.

    Мечтая лишь о материальном, человек забывает о своей душе, он заботиться только о теле. А ведь душе также нужна пища, о ней также нужно заботиться ежедневно. Иначе она умрет. А человек лишенный души превращается в эгоиста, равнодушного и жестокого. Такие люди не нужны ни богу, ни дьяволу, таких презирают и отталкивают.

    В философском романе “Мастер и Маргарита” великий мастер слова Булгаков соединил разные времена: времена отдаленные от нас на две тысячи лет и времена постреволюцинной России. Почему именно бес Воланд является оценителем людского и сатанинского, мечты и реальности. Реальность была такова, что в мире по мнению Воланда реальны только проходимцы, пустые и жадные люди, для которых сытая реальность превыше мечты, или мечта таких людей кружится около их кошелька.А настоящую мечту воплощает Мастер, который в жестокой реальности попадает в ад людских взаимоотношений, его предают все, но он остается приверженным своей великой мечте – написать свою книгу, это и есть мечта Мастера вопреки всем и вопреки всему. Воланд на его стороне, и поэтому он щедр по отношению к Мастеру, имеющему мечту, он щедр по отношению к Маргарите и поэтому он решает наделить счастьем только этих двух, у которых самая яркая мечта, отрешенная от реальности.

    Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” является отличным аргументом при написании сочинения по теме “Мечта и реальность”.

    Автор на примере городских жителей показывает их мелочность, ничтожность мечтаний.

    Они алчны и их мечты заканчиваются на том, ч о им нужны деньги и наряды. Получив красивые наряды, только и успев примерить их, вдруг женщины оказываются в нагляже.

    Мечта Мастера более глобальная, она заключается в желании написать книгу, его желанием является то, что он хочет уединения, чтоб все отстали от него и оставили его в покое.

    Его мечта сбылась, он написал книгу, и он оказывается в уединении – в психушке, вот какова его цена за исполнение мечты.

    Направление “Мечта и реальность”, аргументы по произведению М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

    У главного героя произведения мечта – опубликовать свой роман, который он считал достижением всей своей жизни. Для этого он тратит много времени и средств, даже жертвует работой, но идет к своей мечте. Но после того, как он издает отрывок из соей книги, на него обрушивается критика.

    Писатель не может смириться с такой реальностью и принимает решение сжечь роман.

    Таким образом, можно сделать вывод, что мечта не всегда реализуется в ту реальность, которую мы бы хотели видеть, иногда реальность бывает жестока и это надо учитывать.

    В романе Булгаков показывает, какие мелкие мещанские мечты у людей, что их интересуют только деньги и вещи и они хотят получить это прямо сию минуту, не задумываясь о последствиях, что взамен им придётся заплатить. Женщины на представлении Воланда жаждали красивой одежды и получили её, а потом эта одежда исчезла прямо на улице, тем самым эти женщины были опозорены.

    Мастер мечтал, чтобы его оставили в покое, а Маргарита мечтала о встречи с ним и оставаться навсегда с ним и эти их желания были выполнены Воландом. Что Маргарите и Мастеру пришлось заплатить за исполнение их желаний – мы можем прочить в романе только намёки, сделанные автором. Один из этих намёков – это, когда Мастер и Маргарита пришли прощаться с Иванушкой в психлечебницу и когда Мастер появился перед Иванушкой тёмным силуэтом на фоне белой стены, то Иванушка испугался, потому что посмотрел на пол. Далее автор ничего не пишет, что Иванушка не увидел тень Мастера, но, так как Иванушка сразу понял, что Мастер умер, становится понятно, что Мастер стал вампиром. К тому же, Мастер говорил не своим глухим голосом, как вампир Варенуха. Так же и Маргарита после того, как её оживили чувствовала себя очень сильной – стоит задуматься откуда у неё такая энергия и сила появились. Но всё проясняет Иванушка, ведь её тени он тоже не увидел, потому как с уверенностью сказал, что знает кто умер ещё – это женщина. Мастер и Маргарита потеряли не только свои жизни, но и свои души.

    Читайте также:
    Оранжевое горлышко краткое содержание читать по главам

    Вывод один: никогда ничего не просите у тёмных сил, иначе потеряете душу. Реальная плата за исполнение мечты здесь слишком высокая. Мечту нужно самому реализовывать, а не прибегать за помощью к нечистой силе.

    Аргументы по направлению «Мечта и реальность»

    Сборник аргументов из литературы по направлению «Мечта и реальность» для итогового сочинения в 11 классе в 2019/2019 учебном году.

    Основные тезисы:

    • Соотношение мечты и реальности (связь этих понятий, различия между концептами). Внутренние и внешние конфликты, возникающие при столкновении с действительностью.
    • Мечта: недостижимая, «мелкая», великая и т.д.
    • Мечта/желание/цель/фантазия…. Сходство и различия этих концептов.
    • Мечта, ее роль и функция в жизни человека (мобилизующая, демобилизующая и т.д.)
    • Типы мечтателей в литературе. Типы реалистов. Характеристика человека в зависимости от его мечты.
    • Мечта в утопии/антиутопии/фантастике. Антиутопия как жанр, в котором описываются последствия воплощения мечты об идеальном мире. Мечта в реализме, романтизме.

    Аргументы «Мечта и реальность» (проблемы):

    А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

    Только оставаясь верным своей мечте, ее можно воплотить в реальность, что подтверждает А. С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Маша Миронова мечтала быть всегда рядом с Петром Гриневым и выйти за него замуж, но судьба постоянно разлучала ее с любимым. Первым препятствием стала клевета Алексея Швабрина, который сообщил Гриневу старшему, что бесприданница позарилась на богатства семьи Петра и хочет хитростью женить его на себе. Старик в ответ не одобрил брак сына с капитанской дочкой. После захвата Пугачевым Белогороской крепости Марья попадает в плен к Швабрину. Тот морит ее голодом и настаивает принять его предложение выйти замуж, но девушка не соглашается и ждет помощи от Петра. Когда Гринев освобождает Миронову, их снова настигает разлука – молодого офицера осуждают за помощь Пугачеву. Чтобы доказать ложность обвинений, Марья отправляется к самой императрице и спасает Петра от ссылки в Сибирь. Благодаря твердой вере в свою мечту Миронова воплощает ее в реальность: влюбленные становятся счастливыми супругами.

    В этом же романе мы видим, что мечта может и не сбыться, если идти к ней нечестным путем. Швабрин проявил низость, подлость и лицемерие, чтобы заполучить Миронову в жены. Он намерено очернил репутацию девушки перед семьей ее возлюбленного Петра Гринева. Когда молодой офицер, отстаивая честь своей невесты, вызвал Швабрина на дуэль, тот использовал запрещенный прием и серьезно ранил соперника. Алексей продемонстрировал свою продажность при захвате бунтовщиками крепости – перешел на сторону Пугачева, предав товарищей и отечество. Его мечта была близка, как никогда: Марья стала его пленницей. Но и здесь Алексей показал себя человеком без высоких моральных принципов: унижал Миронову, морил голодом, принуждал стать его женой. На помощь девушке вовремя пришел Гринев, освободив ее из лап подлеца. Беспринципность и мерзость поступков Швабрина сделали его мечту недосягаемой.

    Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

    Мечта Родиона Раскольникова была благородной: исключенный из университета за неуплату студент хотел побороть социальную несправедливость, заставив зажиточных горожан поделиться своими богатствами с бедняками. Для этого ему пришлось встать на кривую дорожку: пойти на грабеж и убийство. Его жертвой становится старуха-процентщица, которая, по его мнению, не заслуживала жить: ростовщица обогащались, в то время как множество нищих бедствовали и умирали от голода. Но убийство не стало осуществлением мечты Родиона, а, наоборот, обрекло его на душевные мучения и угрызения совести. Из этого следует, что некоторых, даже благих желаний, стоит избегать, ведь их воплощение может стать бесповоротным нравственным падением и греховностью.

    Несправедливость окружающего мира не стала препятствием для воплощения в реальность мечты Сони Мармеладовой – одной из главных героинь романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Самым большим желанием девушки было возвращение на путь праведный своего возлюбленного Родиона Раскольникова. Соня отправляется за молодым человеком на каторгу и там оказывает ему духовную поддержку, окружает нежностью и заботой. Загрубевшее сердце Родиона со временем смягчается, и он отказывается от своих идей ничтожности всего существующего, начав изучать Библию. Сильная вера во Всевышнего и мечту дают свой результат: Соне удалось «воскресить» возлюбленного к новой жизни и переосмыслению ценностей.

    А. С. Пушкин. «Метель»

    Главная героиня повести А. С. Пушкина «Метель» Марья Гавриловна влюблена в бедного армейского прапорщика и мечтает выйти за Владимира замуж, хотя ее родители против невыгодной партии. Пара решает тайно обвенчаться, но преградой становится разыгравшаяся метель. Из-за непогоды Владимир не успевает в церковь, а Марью по ошибке венчают с незнакомцем. Молодой человек впадает в отчаяние и уходит на войну, где погибает в сражении под Бородино. После смерти отца Марья становится завидной невестой, к которой начинают свататься женихи. Девушка скорбит о Владимире, бережно храня напоминающие о нем вещи. И тут на пути Марьи встречается тот самый «случайный» муж, офицер Бурмин. Между героями зарождается любовь, и они счастливы в браке. Таким образом, иногда реальность может стать лучше мечты.

    Мечта Владимира из повести А. С. Пушкина «Метель» разрушилась, когда он узнал о венчании Марьи с другим мужчиной. Молодой человек падает духом, замыкается в себе, не проявляя попыток объясниться с возлюбленной. В отчаянии он уезжает на войну, где погибает в Бородинском сражении. Владимир не приложил никаких усилий на пути к своей мечте, поэтому ей не суждено было сбыться.

    М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

    Московский писатель Мастер мечтал выпустить главный в своей творческой карьере роман. Ради книги он ушел с работы и весь выигрыш в лотерею потратил на аренду и обустройство подвальчика на Арбате. Но Мастера постигло большое разочарование: опубликованный отрывок «антисоветского» романа о Понтии Пилате был жестоко раскритикован и запрещен для печати. Писатель сжигает рукописи, а после его запирают в психиатрическую больницу. Как видим, некоторые желания могут быть опасными: мечта в реальности привела Мастера к трагической судьбе.

    В противоположность большой несбыточной мечте Булгаков приводит ничтожность желаний трусливых, завистливых и мелочных людей. На представлении в Варьете Воланд высмеивает тщеславие и материализм москвичей, воплощая в реальность их мечтания о статусе и богатстве. Со сцены на зрителей летят пачки купюр, а женщины облачаются в роскошные наряды. Несущественность таких стремлений открывается, когда дорогие одежды растворяются в воздухе, а деньги превращаются в бумажки.

    Читайте также:
    Пьер в плену - анализ эпизода по роману Война и мир, описание

    Куда приводят мечты? Разбираем на основе вебинара по Мастеру и Маргарите

    Л. Н. Толстой. «После бала»

    На балу в доме своей возлюбленной Вареньки Иван Васильевич чувствует себя абсолютно счастливым: рядом с ним прекрасная девушка и ее великодушный отец, готовый на все ради дочери, даже носить самодельные сапоги. В нарядной комнате звучит великолепная музыка, все танцуют и веселятся. Ночь напролет Иван Васильевич наслаждается действом и, покидая дом губернатора, готов любить весь мир. Но утро поразило молодого студента ужасом: отец Вареньки участвует в бесчеловечных истязаниях над беглым солдатом. В то же мгновение мир в душе Ивана Васильевича перевернулся, и он больше не мог представить себя рядом с девушкой, у которой отец-тиран. Его мечта разбилась о жестокую реальность.

    А. П. Чехов. «Ионыч»

    Дмитрий Ионыч Старцев – земский врач в Дялиже. Молодой человек с удовольствием принимает пациентов, ходит пешком на вызовы, так как вначале не имеет даже лошади. При этом глухая провинция гнетет образованного интеллигента – жители села малограмоты и не способны поддержать беседу на серьезные темы. Но вскоре Ионыч начинает втягиваться и привыкать к обстановке. Материальные интересы выходят на первый план: Ионыч обзаводится повозкой с лошадьми, живет в достатке, играет в азартные игры, относясь к врачебной практике чисто как к источнику дохода, не более. Таким образом, Ионыч предает свою мечту, что сулит ему полную духовную деградацию.

    Параллельно в рассказе А. П. Чехова мы видим крах мечты юной Катерины Туркиной, которая видела себя великой пианисткой. Ради карьеры девушка отвергла предложение руки и сердца молодого врача Дмитрия Старцева, о чем после пожалела. Годы, проведенные в столице, не дали результатов, и Котик не стала музыкантшей. Вернувшись домой, девушка осознает, что не имеет должного таланта и пытается напомнить Ионычу о его былых чувствах, но получает отказ. Честолюбие и слепое следование за мечтой приводит к тому, что Туркина остается одна, теряя с годами молодость и красоту.

    И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо»

    Мечту Федора Лаврецкого об идеальной семье с Лизой Калитиной смогла разбить его бывшая жена Варвара Павловна – жадная к деньгам и чужому счастью женщина. Она не считается с чувствами мужа и не собирается уступать его кому-либо. Лаврецкий, разочарованный в женщинах после измены Варвары Павловны, встречает открытую и добрую Лизу, к которой у него зарождаются чувства. Девушка же не хочет быть помехой воссоединению семьи и уходит в монастырь. Лаврецкий смиренно принимает это решение и, чтобы остаться порядочным человеком, отказывается от личного счастья. Таким образом, мечту могут перечеркнуть непреодолимые обстоятельства, созданные подлыми людьми вроде Варвары Павловны.

    А. Н. Островский. «Гроза»

    Выйдя замуж, главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерина мечтает о счастливой супружеской жизни и теплых взаимоотношениях, какие были в ее семье. Но в реальности сталкивается с унижениями и страданиями, которые девушке приходится терпеть от деспотичной свекрови Кабанихи и бесхребетного, во всем потакающего своей матери мужа Тихона. Очередным разочарованием для Катерины стал разбивший ее сердце Борис, который отказался от их любви в угоду своему дядюшке. Мечтательная натура девушки не выдерживает жестокости окружающего мира, и она не видит иного выхода, как покончить жизнь самоубийством. Отсюда вывод: желания, не совпадающие с реальностью, могут привести к трагедии.

    Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, необходимо приложить усилия. А таким людям, как Тихон Кабанов из драмы А. Н. Островского «Гроза», бесхарактерным «маменькиным сынкам», это не дано. Женившись на Катерине, он мечтает о семейном уюте и гармонии, но не может поставить на место свою властную мать, которая постоянно вмешивается в жизнь молодых. Тихон покорно исполняет приказы Кабанихи и не говорит против ни слова, даже в защиту жены, чем вскоре и доводит несчастную супругу до самоубийства. Оплакивая Катерину, он винит во всем мать, хотя сам для воплощения своей мечты не сделал ничего.

    Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»

    Крестьянка Лиза, встретив дворянина Эраста, искренне его полюбила и мечтала стать его женой. Каждое свидание с молодым человеком укрепляло веру девушки в счастливое будущее. Но после случившейся близости в отношениях пары все переменилось. Эраст охладел к Лизе и вскоре уехал на войну. Девушка ждала возлюбленного и случайно увидела его в городе. Встреча оказалась роковой: Эраст признался, что помолвлен с другой, после чего Лиза совершила суицид. Таким образом, слепое следование за своей мечтой может привести к трагедии.

    После встречи с Лизой Эраст решил, что наконец обрел истинное счастье. Девушка поразила молодого человека своей красотой и естественностью, и он поклялся ей в вечной любви. Но слабость его характера не позволила преодолеть сословное неравенство, и Эраст предпочел любви материальные выгоды. Предав свою мечту, он до конца своих дней был несчастным.

    Н. В. Гоголь. «Невский проспект»

    Столкновение мечты с реальностью ярко продемонстрировано в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». Герои произведения – два друга Пирогов и Пискарев. Поручик Пирогов не ставит перед собой высоких целей. Он легко отказывается от своих желаний, если на пути возникают какие-либо препятствия, не переживает в случае неудачи с женщинами. Другое дело возвышенный и утонченный художник Пискарев. Он живет в придуманном им мире, где все люди идеальны и непорочны. Встретив на Невском проспекте девушку легкого поведения, художник считает, что своей любовью сможет вернуть ее на путь праведный. Но, услышав в ответ лишь насмешки, совершает суицид. Разное восприятие реальности приводит к тому, что одни живут на уровне животных инстинктов, другие витают в облаках и не желают объективно оценивать окружающую действительность.

    Аргументы и цитаты помогут написать сочинение по ЕГЭ на тему «Мечты и реальность»

    Аргументы на тему сочинение по ЕГЭ Мечты и реальность

    М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

    Михаил Афанасьевич Булгаков описал пропасть между мечтой и реальностью в своем романе «Мастер и Маргарита». Главный герой мечтал опубликовать книгу – достижение всей своей жизни. Ради ее написания он ушел с работы, потратил много выигранных денег на закупку различных трудов, которые помогли ему в творчестве. Но в итоге он сам же пожалел о том, что так рьяно добивался исполнения своей мечты.

    Читайте также:
    Загадки по русскому языку для школьников

    Критики тут же налетели на опубликованный отрывок, словно стая воронов на труп. Начались оскорбления в печати, гонения на такого «антисоветского» писателя. Да и подвальчик на Арбате, который Мастер оплатил выигрышем в лотерею, счастья не принес: его подставил и выселил Магарыч, прикинувшийся другом. Герой оказывается в сумасшедшем доме, а свой роман он и вовсе сжег. Выходит, человек должен бояться своих желаний, ведь даже представить себе не может, чем они обернутся в реальности.

    Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»

    Ф. М. Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» описал очень опасного мечтателя, которому следовало бы остерегаться своих желаний. Родион Раскольников стремился восстановить попранную социальную справедливость и раздать излишки богатых людей беднякам. Для этого он выбрал первую жертву – ростовщицу Алёну Ивановну. Эта старуха окутывала долговыми сетями десятки честных, но нищих семей.

    Герой убивает ее, а заодно и лишает жизни ее беременную сестрицу, которая оказалась свидетельницей расправы. Но исполнение его мечты оборачивается крахом всех радужных надежд. Украденные деньги никому не помогли, а лишь погубили душевный покой убийцы и вора. Таким образом, некоторых желаний действительно стоит бояться, так как в реальности они способны воплотиться лишь уродством и греховностью.

    Мудрые цитаты

    Мечтатель больше всего ощущал реальность: слишком много раз падал с неба на землю.

    Вы можете также приготовить мармелад из своей мечты, если вы добавите фрукты и сахар.

    Мечты — это половина реальности.

    Если у вас есть воздушные шлюзы, это не означает, что ваша работа была потеряна напрасно: именно так выглядят истинные замки.

    Очевидно, они все еще поддерживаются.

    Единственное, что разрушает мечты, — это компромисс.

    Мечты, о которых вы не сомневаетесь, являются наиболее осуществимыми.

    В мечтах появляются новые идеи … Выполнять мечты — это величайший смысл человеческой жизни …

    Мечта — это город, который существует только до его постройки.

    Сны — это планы, и планы — мечты на бумаге.

    Возможно, тот, кто делает больше всего, мечтает больше, чем другие.

    Если бы не представить себе живую и полную картину будущего, если человек, который не знает, как мечтать, тогда не будет ничего, что сделало бы его скучным строительством, упорным боем, даже принести в жертву свою жизнь на будущее.

    Чтобы наше видение способности видеть внутренний мир нашего соседа, было бы гораздо более судить человека со своими собственными мечтами, а не своими мыслями.

    У человеческого ума есть три ключа, которые открывают все: по числу, букве, заметке.

    Познакомьтесь, подумайте, сон.

    «Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане ,а тот, у которого нет мечты».

    «Никогда нельзя отказываться от мечты! Мечты питают нашу душу, так же как пища питает тело. Сколько бы раз в жизни нам не пришлось пережить крушение и видеть, как разбиваются наши надежды, мы все равно должны продолжать мечтать».

    «Мечтайте о великом. Лишь великие мечты в силах затронуть людские души».

    «Отсутствие мечты губит народ».

    «Для тех, кто мечтает о великом и не сомневается в своем мужестве, найдется место на вершине».

    «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты».

    «Иногда стоит гнаться за мечтой, особенно, если это делает тебя счастливым».

    Цитаты для сочинения по ЕГЭ на тему Мечта и реальность

    Цитаты для итогового сочинения по направлению «Мечта и реальность»
    1. Берегитесь всегда строить воздушные замки, потому что хотя эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются — Отто фон Бисмарк.
    2. Блажен живущий иногда в будущем; блажен живущий в мечтании — Александр Николаевич Радищев.
    3. В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого. (Лев Николаевич Толстой).
    4. Мечтают все: но не одинаково. Те, кто по ночам грезит на пыльных чердаках своего ума, просыпаются днем и обнаруживают, что все это было тщетой; но те, кто мечтает днем, опасные люди, ибо они могут проживать свою мечту с открытыми глазами, воплощая ее. — Из книги «Семь столпов мудрости» — Томас Эдвард Лоуренс.
    5. Реальность подобна погоде – никто не может ее изменить, кроме нее самой — Фэн Цзицай, «Полет души».
    6. Все мы мечтаем о каком-то волшебном саде роз, который находится за горизонтом, вместо того, чтобы наслаждаться розами, которые цветут прямо за нашим окном. (Дейл Карнеги) Мечты выгодно отличаются от реальности роскошью невоплощения. Г. Е. Малкин.
    7. Для юноши луна — обещание всего великого, что ожидает его впереди, для старика же — знак того, что обещанное не исполнилось, напоминание обо всём несбывшемся, обратившемся в прах. (Яльмар Сёдерберг).
    8. Все романтические мечты рассыпались в прах, соприкоснувшись с действительностью, холодом и одиночеством. Эрих Мария Ремарк. Жизнь взаймы.

    Про реальность не многие писали, но великий Эйнштейн подметил: Ваша фантазия – предвестник той жизни, которая становится реальностью. Здесь так же автор советует от мечты переходит к действиям.

    Расскажите, а что вы думаете об этом?

    Лучшие цитаты

    Не жалуйся, что твои мечты не сбылись; заслуживает жалости лишь тот, кто никогда не мечтал. Мария Эбнер-Эшенбах

    Сбылась ли когда-нибудь хоть одна мальчишеская мечта? Сомневаюсь. Взгляните на Брандера Маттьюза. Он хотел стать ковбоем. И кто он сегодня? Всего лишь университетский профессор. Станет ли он когда-нибудь ковбоем? В высшей степени маловероятно. Марк Твен

    Убога мечта, которая может сбыться целиком. Александр Кумор

    Бриллиант — это кусочек угля, которому удалось претворить свои мечты в действительность. Неизвестный автор

    Чем меньше голова, тем больше мечты. Остин О’Малли

    В старости больше тоскуешь о мечтах своей юности, чем о ее счастье. Мария Эбнер-Эшенбах

    Читайте также:
    Понтий Пилат - характеристика прокуратора Иудеи в романе Булгакова

    Даже когда уже не веришь в свои мечты, не можешь с ними расстаться. Этьен Рей

    Когда мы уже больше не можем мечтать, мы умираем. Эмма Голдман

    Сперва мечтают о славе, потом всего лишь надеются на успех, и в конце концов удовлетворяются похвалами своей родни. Этьен Рей

    Мечты о больших маленьких мечтах не зажигают сердце.

    Иоганн Вольфганг фон Гёте

    Я мечтаю стать бумерангом. Они бросили тебя и вернули их тебе в лицо.

    Пространство всегда помогает нам реализовать наши мечты, какими бы глупыми они ни были. Потому что это наши мечты, и мы знаем только, как это стоит мечтать.

    Мечты не сбываются.

    Жаль, когда ваши мечты сбываются для других!

    Если человек уверенно движется к своей мечте и стремится жить той жизнью, которую он задумал, успех придет к нему в самый обычный час и за один раз.

    Лучше сражаться, чтобы исполнить свои мечты и проиграть битву в этой войне, чем если бы вы были побеждены, и вы все еще не знаете, за что боролись.

    Никто не мечтает в руки тех, кто может их уничтожить.

    Даже если вы больше не верите в свои мечты, вы не можете работать с ними.

    Не жалуйтесь, что ваша мечта не сбылась; он заслуживает только того, кто никогда не мечтал.

    Никто не страдает сердцем, когда дело доходит до выяснения его мечты, потому что каждый момент этих поисков — это встреча с Богом и вечностью.

    Каждый сон дается вам вместе с силами, необходимыми для его реализации.

    Однако вам, возможно, придется много работать.

    Только мир мечты вечен.

    Чем больше у вас воспоминаний, тем меньше места осталось для сна.

    Живая борьба … И живы только те, чье сердце посвящено в возвышенный сон.

    Нет ничего более удобного для создания будущего, чем смелая мечта.

    Сегодня утопия, завтра — мясо и кровь.

    Как воплотить мечту в жизнь: план действий

    Чтобы мечты стали реальностью, нужно выполнить следующие пункты:

    • сформировать желание;
    • разрешить себе иметь желаемое;
    • снизить градус важности;
    • визуализировать;
    • действовать.

    Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

    По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

    Рассмотрим все пункты подробно.

    Что значит сформировать желание? Это значит, что нужно определиться со своей мечтой: насколько она важная и значимая. Часто человек загадывает желание, которое ему на самом деле и не нужно. Поэтому перед воплощением мечты в жизнь нужно определить ее истинную ценность.

    Для этого необходимо просто представить себе исполненное желание и проследить свои ощущения от этого события. Если хоть малейший дискомфорт (внутренний) появится, не нужно воплощать мечту в реальность.

    Есть еще один способ определения истинности желания. Представьте, что сегодня последний день вашего пребывания на земле. Как вы отнесетесь к своему желанию в этот день, насколько оно будет важным и необходимым? Вы подумали, для чего необходимо воспоминание о смерти? Именно оно определяет градус важности и значимости наших желаний.

    Переходим к пункту — разрешить себе иметь желаемое. Казалось бы, как можно запрещать себе желаемое? А очень просто: мозг блокирует и всё. Причем, это происходит на подсознательном уровне.

    Именно там появляется анти-желание, которое блокирует осуществление желаемого. Например, человек может сформировать желание иметь просторный дом с участком, а внутри может сидеть критик и убеждать мозг в том, что это неосуществимо.

    Как убрать внутреннего критика? Нужно просто загадать желание и не продумывать пути его реализации. Отдайте всё на усмотрение Вселенной. Как только человек начинает продумывать пути достижения задуманного, так сразу возникают препятствия.

    Внутренний критик оживляется и говорит: это нереально, этого не может быть, это не для меня, у меня не получится и т. д. На вопрос «почему у других тогда получается?» вразумительного ответа нет. Поэтому постарайтесь не блокировать исполнение своих желаний.

    Следующий пункт — снизить градус важности. Как только человек придает своей мечте статус важной, она тут же превращается в труднодостижимую. Потому что срабатывает клише: если что-то очень ценное и значимое, то непременно дорогое и труднодостижимое. Это очень мощная блокировка на пути реализации задуманного. От нее нужно избавляться. Проще относитесь к своей мечте, пусть она не будет очень важной и значимой.

    Еще один подводный камень — внутренний критик. Он непременно станет убеждать, что вам не положено иметь что-то важное и значимое, что вы этого недостойны. Очень многие люди сталкивались с этой проблемой и потом оплакивали свою разбитую мечту. И тут же находили этому оправдание: я не достойна/не достоин.

    Следующий этап — визуализация. Это яркое представление воплощенной мечты, во всех подробностях и деталях. Только представлять нужно правильно: не в будущем времени, а в настоящем. Правильное время приближает материализацию желаемого. Если вы визуализируете в будущем, то результат так и останется в будущем. А если вы визуализируете с привязкой к настоящему времени, то можете получить результат уже завтра.

    Если вы мечтаете о машине, представьте, как вы сидите за рулем и смотрите на мир через окно автомобиля. Представьте, как вставляете ключ в замок зажигания и слышите характерные звуки. Наслаждайтесь этой визуализацией, подсознание отметит ее как положительную и примется за осуществление. Если ему не помешает внутренний критик.

    Когда мечта становится реальностью? Когда к визуализации добавляют действие. Если вы мечтаете о собственном доме, нужно просматривать объявления о продаже недвижимости. Неплохо бы сделать своими руками изображение дома. Можно вырезать из журнала подходящую картинку, наклеить ее на картон и дорисовать то, чего не хватает.

    Ежедневная медитация на картинку (хоть 5 минут в день) будет подпитывать мечту энергией и приближать ее исполнение.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: