«Премудрый пескарь»: сатирическое творчество Салтыкова-Щедрина
Имя Михаила Салтыкова-Щедрина вошло в историю литературы под знаком сатиры. «Премудрый пескарь» – пример такого сатирического творчества русского автора. Салтыков-Щедрин – мастер-сказочник, перу которого принадлежат забавные и поучительные шедевры. Адресаты произведений писателя – взрослые люди, способные понять тонкость слога литератора.
Писатель занимался раскрытием пороков общества. Сегодня это произведение входит в школьную программу. Ученики средней школы анализируют тексты Салтыкова-Щедрина, обладающие мощным дидактическим посылом.
История создания произведения
Дата рождения сказки – зима 1882-го – 1883-го годов. Писатель остро реагировал на общественно-политическую ситуацию конца XIX столетия. История появления анализируемого текста связана с ситуацией, которую наблюдал автор. Приходит 1881 год. В это время участники «Народной воли» совершают покушение на жизнь императора. Александр Второй погибает. После смерти правители усиливается реакция, положение интеллигентов ухудшается, осложняется.
Интеллигенция – это либеральная прослойка общества того времени. В результате, интеллигенты заняли позицию пассивного созерцания, отказываясь рисковать своим положением. Люди не желали попасть в тюрьму или поставить свою жизнь под угрозу. Салтыков-Щедрин придерживался другого мнения. Писатель, однако, не критиковал интеллигентов. «Премудрый пескарь» – плод размышлений автора над этими проблемами.
Политический подтекст текста
Писатель создает анализируемое произведение не с развлекательной целью. Салтыков-Щедрин стремится выразить свои политические и социальные размышления. Автор характеризует главного героя произведения как «просвещенное, умеренно-либеральное» существо. Такое описание не слишком маскирует параллелизм реальной жизни и сюжета сказки.
«Эзопов язык» – типичный басенный прием – раскрывает литературную манеру русского гения. Писатель обращается к гиперболическим образам и гротескным ситуациям. Эти средства позволяют полноценно отобразить неприглядные стороны современного автору общества.
Под рассказом о пескаре литератор скрыл жесткую сатиру на российские реалии. 1882–1883-й годы вошли в историю как грозная реакция. Либеральные реформы погибшего правители заменились на суровую консервативную реакцию Александра Третьего. Новый император активно поощрял цензуру и ограничения свобод. Люди жили в постоянном страхе, боялись сделать необдуманное движение и получить наказание. Именно об этом и пишет Михаил Евграфович. Либерал представляется сатирику человеком-конформистом, социально и политически пассивным существом. Конформизм, приспособленчество возводится таким человеком на пьедестал философии.
Чем вдохновлялся автор?
В центре многих салтыковских творений (в том числе здесь) – грустная судьба жителей Российской империи. Автор обращается к судьбе простых людей, народа. Это протагонист щедринских текстов. Антагонист – угнетатели народа, власти. Писатель признавался, что на создание литературных шедевров его побуждает боль.
Анализируемая сказка, безусловно, переполнена революционными смыслами, опасным, бунтовским содержанием. Автор – решительный, говорит все прямо. В произведении отсутствует недосказанность. Писатель высмеивает робость чувств, гражданскую трусость российских либералов. Интеллигенты превращаются в отрицательных героев, читатель не чувствует к ним жалости. Причина такого отношения кроется в подходе к жизни таких людей: для них главная ценность – самосохранение.
Судьба сказки
Сегодня произведение Салтыкова-Щедрина – это иллюстрация к XIX веку, текст, который изучается в школе. Но в период жизни автора произведение не допускалось к печати цензурой. Целый год салтыковское творение лежало в ящике стола, пока писатель не получил добро на публикацию.
Первый выход произведения в печати произошел в 1883-м году. Сказку напечатала эмигрантская газета под красноречивым названием «Общее дело». Текст вышел в Швейцарии. Писатель сам определил аудиторию своего творения – «дети изрядного возраста». Так автор намекал, что книга затрагивает взрослые, серьезные темы. К слову сказать, на территории Российской империи это издание распространялось участниками уже известной нам «Народной воли». Наконец, в 1884-м году текст выходит и на родине автора – в «Отечественных записках».
Тематика прозы
Мотивы – то, что лучше всего раскрывает специфику тем, которые затрагивает автор в анализируемом тексте. Писатель обращается к вопросам, запрещенным цензурой. Салтыковская сказка, как и басни Крылова, в латентном, завуалированном виде выражает насущные проблемы. Итак, в «Пескаре» литератор раскрывает следующие мотивы:
- аллегорическое изображение общественных пороков;
- размышления о жизни пескаря;
- бездействие главного героя, страхи пескаря.
Салтыковское творение – это многоуровневое произведение. Читатели могут выбрать, как читать текст:
- интерпретируя произведение буквально;
- воспринимая переносные, аллегорические смыслы.
Проблематика произведения
Темы салтыковской сказки тесно связаны с проблемами, которые анализирует автор – в художественной форме:
- воспитание, которое родители дают своим детям;
- влияние воспитания родителей на судьбы детей;
- проблема страха;
- проблема смысла человеческой жизни;
- взаимодействие человека с обществом.
Характеристика действующих лиц текста
Особенность салтыковского произведения – главные герои. Действия сказки происходят в подводном мире, а ключевые персонажи текста – рыбы. Впрочем, в произведении присутствуют и люди – в качестве героев.
Образ пескаря
Начало текста – это рассказ о семье главного героя. В центре повествования – пескарь. Автор изображает героя главой семейства. Пескарь дает детям мудрую науку: проявлять повсеместную осторожность. Пескари – это маленькие рыбешки, которые часто попадают в опасность. Пескарь послушал напутствия родителей. В итоге, рыбка прячется от всего мира.
Герой хочет дожить до преклонных лет, чтобы встретить естественную смерть.
Рыба роет нору, в которой прячется днем. Герой ведет ночной образ жизни: ест ночью, выплывает на прогулку и т. д. Жизнь пескаря – это тотальное одиночество, страх. Впрочем, такой подход к жизни позволил пескарю прожить сто лет и умереть от естественных причин.
Философский смысл сказки
Салтыков-Щедрин в такой, казалось бы, фантасмагорической форме представляет на самом деле вечные вопросы – философские:
- В чем суть жизни?
- Что лучше: короткая жизнь в радости или долгая жизнь в постоянном страхе?
- Правильно ли выбирать долгую жизнь и одиночество вместо жизни в кругу товарищей, родных людей?
О смысле названия прозы
Финал произведения раскрывает истинный смысл названия салтыковской сказки. «Премудрость» героя – это насмешка, ведь на самом деле писатель рассказывает о глупости пескаря. Использование приставки «пре-» отсылает к слову «чересчур», «слишком». Пескарь слишком боится жизни, слишком бережет себя, лишая радости и счастья. Главный герой вместо качества выбирает количество.
Писатель считает: «пескари» – это явление не только рыбьего, но и человеческого мира. Чем занимаются люди-«пескари»? Избегают азартных игр, не пьют спиртного, не употребляют табак, не интересуются женщинами. Жизнь таких людей становится пресной и скучной.
Идея произведения
Содержание текста позволяет ухватить идею произведения. Михаил Евграфович негативно относится к людям, страшащимся риска, живущим бессмысленной жизнью. В центре текста находится следующая мысль: страх перед жизнью – серьезная преграда для счастья и радости, получения удовольствия от существования.
Идея салтыковского произведения окрашивается иронией. Кроме того, идея как бы сплавляется с моралью (как в баснях). Мораль текста выражается в конце сказки. Главный герой умирает, а вместе с ним исчезает и память о нем и его жизни. Таким образом, писатель мастерски передает горечь и боль от никчемного существования.
Композиционные особенности текста
Писатель строит произведение по принципу фольклора. Народные сказки отличаются предельно простой организацией текста. В произведении присутствует традиционное вступление, а сюжетные элементы размещаются согласно логике. Все события излагаются последовательно.
Экспозиция
Вступление знакомит читателей с ключевыми действующими лицами. Писатель подробно останавливается на образе главного героя и семьи пескаря. Автор рассказывает о принципах воспитания среди рыб, о подходе героев к жизни. Читатели формируют первые впечатления о пескаре.
Завязка
В этой части произведения излагаются советы, наставления, которые отец дает своим детям-рыбам. Далее автор повествует о смерти старших пескарей. Маленькие рыбешки вырастают, наследуя науку родителей. Пескарь размышляет над тем, как могла сложиться его жизнь. Литератор приводит разные альтернативы, чтобы сравнить подходы к жизни.
Кульминация
Как таковая, кульминация в тексте отсутствует. Однако писатель вводит кульминационные точки – это сцены, когда пескаря предостерегают другие подводные жители (рак со щукой).
Развязка
Читатель узнает, что пескарь дожил до глубокой старости и умер от естественных причин. Завершение сказки – это риторический вопрос, выражающий философский смысл и центральную идею текста.
Жанровое своеобразие произведения
Для реализации задуманной идеи автор выбирает жанр сатирической сказки. Салтыков-Щедрин – настоящий мастер сатиры. Писатель умело соединяет в своем произведении реальность и фантастику, маскирует образы людей под масками рыб.
Сатира позволяет писателю разоблачать слабости либеральной интеллигенции. Описание характера, качеств рыбы, художественные средства (как слово «премудрый») – все это помогает автору высмеивать интеллигентов. Стоит отметить, что эпитеты и сам образ рыбы намекают на отсутствие у интеллигентов твердого характера. В этом контексте стоит вспомнить поговорку «ни рыба, ни мясо».
Язык салтыковских сказок
Основное средство иронично-сатирического высказывания Салтыкова-Щедрина – «эзопов язык». Писатель совмещает наследие античного автора, находки известных баснописцев и выразительный арсенал фольклора. Народное творчество – безграничный источник аллегорий. Автор использует эти общедоступные, убедительные, прозрачные иносказания для достижения личных целей в литературе.
Михаил Евграфович подробно и глубоко изучил фольклор. Народная сказка открыла автору приемы, подходящие для создания настоящих шедевров в таком жанре литературы. Главная цель писателя – не дать нравоучение, а отобразить собственные социально-политические взгляды.
Особенности сказок писателя
Салтыковская «сказка» – это особый жанр, изобретенный писателем. Автор лаконично, емко, экономно передает основные мотивы и идеи всего своего наследия. Подобный жанр – конспект салтыковского творчества. Так считают критики и исследователи творчества русского автора. Сказки вводят читателей в круг проблем, поднимаемых Михаилом Евграфовичем.
«Медведь на воеводстве» – занимательное произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, однако, его скрытые смыслы следует читать между строк. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
Щедрин – гениален, вотчина писателя – лаконичная, малая форма, позволяющая воплощать философию жизни автора. Фольклорная основа произведений отсылает читателей к своеобразной народной мудрости. Иносказательная форма – форма отображений суровой, горькой, отчаянной действительности. Смех, который вызывает ситуация, описанная автором, – горький.
Герои салтыковских текстов
В центре сюжета салтыковских сказок – животные. Эта особенность роднит басни и сказки. В баснях центральными действующими лицами тоже являются звери. Животные – это воплощение отрицательных образов, констелляция символа угнетателей, мучителей русского народа. Звери в текстах автора проявляют бытовую, рутинную мудрость, разбираются в социальной и политической ситуации. Впрочем, негативная черта таких персонажей – пассивность, страх, трусость, неприспособленность к борьбе за свои же интересы.
«Пескарь» в отзывах критиков
Позиция Б. Я. Бухштаба
Критик называет главного героя щедринского текста «самым типичным» «сказочным обывателем». В образе пескаря воплощается ключевая характеристика обывателей салтыковской эпохи. Автор обрисовывает момент трусливого бегства от жизни, что было характерно для реакции.
Пескарь интересуется исключительно вопросами самосохранения. Великие идеи, стремления – не для героя. Жизнь персонажа проходит в постоянной трусости, дрожи от страха и ужаса. Место существования рыбы – тесная, темная нора в глубинах речного дна. Пескарь боится всех: других подводных жителей, людей… У героя отсутствует семья и друзья. Образ пескаря – это констелляция бесцельной, убогой, никчемной, бесплодной, бессмысленной жизни. Авто презирает трусость, подхалимство, конформизм и лицемерие. В то же время, писатель явно поощряет мужество, стойкость, честность.
Мнение Я. Эльсберга
Писатель создает общественно-политические типажи, которые воплощают собой последствия реакционного времени:
- либеральная трусость;
- покорность угнетателям и властям;
- безыдейное отношение к жизни;
- духовная бедность;
- ограниченное мировоззрение.
В образе главного героя повествования – убогого и трусливого обывателя, который вечно дрожит и ноет – изображен либерал. Конформист отгораживает себя от социума, от общественных и политических проблем. Человек-«пескарь» отказывается от борьбы. Рыба, которая полностью сосредоточилась на спасении своей шкуры, живет пустой жизнью. Такой личности неведомы высокие, страстные чувства, светлые мысли, высшие духовные ценности.
Сказки – это жанр, где наиболее ярко проявился сатирический дар Салтыкова-Щедрина. О чем они рассказывают, можно узнать, ознакомившись с публикацией на нашем сайте
Человек выбирает комфорт и безопасность, а не борьбу за свободу и права.
Критик отмечает злободневность и актуальность салтыковских произведений. Автор не первый раз создает такого яркого и насыщенного смыслами героя. Эльсберг сравнивает пескаря с другими персонажами Салтыкова-Щедрина: вяленой воблой, карасем-идеалистом и т. д. Под сатирическое перо писателя попадали, прежде всего, конформисты и обыватели: работники канцелярий, банков, контор, газет.
Точка зрения А. С. Бушмина
Критик подчеркивает изображение автором малодушия интеллигентов. Речь идет о либералах, которые в реакционное время поддались постыдной панике. Видно, что писатель презирает такую слабовольную позицию интеллигенции, неспособной постоять за свои идеалы. Инстинкт самосохранения заставил таких людей спрятаться в узком мире личных интересов, покинуть активную общественную борьбу.
Содержание и анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
История создания
История написания сказки «Премудрый пескарь» — это череда интересных фактов:
- «Премудрый пескарь» был создан в 1882 году, когда в среде русской интеллигенции царило разочарование от провала реформ и начала эпохи реакции. Российская империя превращалась в полноценное капиталистическое государство, что постепенно превращало общество в серую безликую массу, в которой есть только конкуренция, и нет места жалости и состраданию.
- Создавая эту сказку, Салтыков-Щедрин попытался описать человека нового времени, но прототип пескаря неизвестен.
- Впервые «Премудрый пескарь» был опубликован в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. Ее распространяли в подполье, в России она была вне закона. Но потом сказку приняли в журнал «Отечественные записки», и все русские читатели смогли получить к ней доступ.
- Отсылки на это произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина любил делать Владимир Ленин в своих выступлениях. Он называл пескарями всех тех, кого хотел укорить в трусости.
Направление и жанр
Как ни странно, сказка «Премудрый пескарь» написана в рамках литературного направления реализма. Несмотря на то, что все события, описанные в сказке, носят фантастический характер, через них проглядывают образы реальной действительности. Используя такие слова, как «умеренно-либеральный», автор ясно даёт понять, что его сказка повествует о реальных общественных проблемах. Он не зря адресовал ее «детям изрядного возраста».
Жанр данного произведения можно определить, как сатирическая сказка. Автор использует множество фантастических допущений, повествование наполнено такими свойственными для сказки словами, как «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и другие. В то же время это используется для того, чтобы смягчить жёсткое высмеивание общества, присутствующее в произведении. А смягчить его было необходимо, иначе книгу не напечатали бы в России.
Тема произведения
Чтобы лучше понять авторский замысел, для начала следует охарактеризовать мотивы создания столь необычного произведения. В те годы, когда жил и творил Михаил Евграфович, писателям приходилось доносить свою позицию до публики иносказательно. Из всех, кто работал с аллегорическими образами, наиболее талантливым считался Салтыков-Щедрин.
Сказку о мудрой рыбе вполне можно понять буквально. Сюжет повествует о жителе подводного мира — пискаре. Он всего боялся и предпочёл умереть от старости, а не погибнуть в пасти щуки. Основные темы произведения, на которых строится проблематика:
- влияние воспитания на жизнь подрастающего поколения;
- поиск смысла жизни;
- взаимодействие общества и отдельных личностей;
- выбор между страхом и активностью.
Смысл название можно понять, только если прочесть сказку полностью или хотя бы ознакомиться с пересказом. Пискарь на самом деле был не премудрым, а глупым, и в его лице автор высмеивает либерально настроенных интеллигентов.
Выражения, с помощью которых автор показывает, что речь идёт о людях:
- «за красными девушками не гоняется»;
- «табаку не курит»;
- «вина не пьёт»;
- «в карты не играет».
Во сне герой видит, будто выиграл 200 тысяч, и по этой сцене тоже несложно догадаться, что автор имеет в виду человека. Основная мысль в том, что чрезмерный страх за свою жизнь преграждает путь к истинному счастью. Пискарь не завёл семьи, у него нет детей, за всю жизнь он никому не помог ни делом, ни добрым словом.
Перед смертью глупец понял, что если бы все жили так же, то пискариный род давно бы вымер. Задуматься о том, на самом ли деле герой премудрый, автор предлагает читателям в самом конце произведения.
Суть: о чём сказка?
Основные события сказки «Премудрый пескарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.
Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.
Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.
Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.
Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
Пескарь, сын хороших и заботливых родителей, оставшись один после их смерти, переосмыслил свою жизнь. Будущее его испугало.
Ему виделось, что он слаб и беззащитен, а водный мир вокруг него полон опасностей. Чтобы сохранить свою жизнь, пескарь стал копать себе нору, чтобы прятаться от основных угроз.
Днем он из нее не выбирался, гулял только ночью, из-за чего со временем почти ослеп. Если снаружи мерещилась опасность, то он предпочитал оставаться голодным, чтобы не рисковать. Из-за своего страха пескарь отказался от полноценной жизни, общения и продолжения рода.
Так он прожил в своей норе больше ста лет, дрожа от страха и считая себя премудрым, потому что оказался столь предусмотрительным. При этом другие обитатели водоема не разделяли его мнения о себе, считая дураком и остолопом, который живет отшельником ради сохранения своей никчемной жизни.
Иногда ему снился сон, в котором он выигрывает двести тысяч рублей, перестает дрожать и становится настолько большим и уважаемым, что сам начинает глотать щук. При этом на самом деле он не стремится стать богатым и влиятельным, это всего лишь тайные мечты, воплощенные в снах.
Однако перед смертью пескарю приходят в голову мысли о никчемно прожитой жизни. Анализируя прожитые годы, думая о том, что никого никогда не утешил, не порадовал, не обогрел, он осознает, что если бы другие пескари вели такую же бесполезную жизнь, как и он, то пескарий род быстро бы пресекся.
Умирает он так же, как жил – незаметно для других. По словам автора, он исчез, а скончался в результате естественной смерти или был съеден – никому не интересно, даже автору.
Главные герои и их характеристика
Система образов в сказке «Премудрый пескарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
герои сказки «премудрый пескарь» | характеристика |
премудрый пескарь | маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте. |
обитатели водоёма | представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства. |
Тематика сказки «Премудрый пескарь» продолжает ряд сквозных мотивов в творчестве Салтыкова-Щедрина:
- Неуверенность в себе
– с самого детства пескарю внушали его ничтожность и слабость пере окружающим миром. Даже спустя сто лет, он так и не смог побороть свои комплексы и начать полноценную жизнь. Таков рабский удел людей, зависимых от чужого мнения и общественных пересудов. - Зона комфорта
– пескарь Салтыкова-Щедрина стремится создать вокруг себя недоступное для других пространство, в котором он мог бы спрятаться от жестокости окружающего мира. В итоге его уютная норка превращается в мрачную сырую могилу. - Футлярность
– премудрый пескарь, движимый страхом, добровольно отрезает себя от мира, лишает себя всяких отношений с другими пескарями. Обрекает себя на вечное одиночество ради ощущения ложной безопасности. - Фольклорные мотивы
– в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «жил-был» и просторечия, вроде «шмыгают» Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть типичность и жизненность описываемых событий, а также сказочность произведения.
Проблемы
Проблематика сказки «Премудрый пескарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:
- Трусость
– основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения. - Тщетность жизни
– тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пескарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу. - Иллюзии
– на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе. - Заблуждения
– с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.
Сказка Премудрый пескарь читать
Умные и осторожные родители были у пескаря, всех опасностей сумели избежать и гордились тем, что дожили до глубокой старости. И сынок, вспомнив все предостережения отца и хорошо поразмыслив, решил устроить свою жизнь так, чтобы всех опасностей избежать. Жил он так, чтобы никто его не замечал, ни с кем не водился, никого в гости не приглашал. Дрожал пескарь весь день. И голодать ему приходилось, потому что боялся днем он высунуться из норы. Только ночью выплывал, чтобы сделать моцион. Нору себе он выдолбил такую, чтобы только он один поместиться в ней мог. Не женился он и детей не имел, опасаясь лишних проблем. Умным себя считал пескарь, ведь сумел прожить он больше ста лет и умирал своей смертью. Только жил – дрожал и умирал – дрожал. Старого, никому не нужного и всеми забытого пескаря никто премудрым не называл. Многие, наоборот, считали его глупцом. Когда пришла ему пора умирать, он осознал всю никчемность и бесполезность своей жизни. И умер пескарь своей смертью. Какому хищнику придет в голову глотать старого больного пескаря? Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.
Смысл
Салтыков-Щедрин изобразил в своей сказке типичного либерала-мещанина, которого не интересует ничего, кроме его собственного благополучия. Такого человека не волнует даже его собственная душа и саморазвитие, если его тело пребывает в спокойствии и комфорте. Писатель видел, что вместо того, чтобы бороться с несправедливостью мира, люди пытаются сбежать от неё, запереться в своих крохотных мирках, где нет места тревогам и переживаниям. Но главная мысль сказки «Премудрый пескарь» заключается в том, что так сделать не получится: пока мы прячемся по своим норам, ситуация не меняется, а становится только хуже.
Причину такого поведения писатель видел не только в человеческой слабости, но и в самом общественном устройстве, которое делает людей раздробленными и жестокими по отношению друг к другу. Основная идея сказки «Премудрый пескарь» — это не только высмеивание пескаря, а осуждение всего того, что привело его к пожизненному самозаключению.
Жанр и смысл названия
Жанр сказки давно привлекал беллетристов. Это направление интересно тем, что в иронических и сатирических рамках иносказательности можно провести любые параллели с объективной реальностью и раскрыть множество проблем, используя большое количество эпитетов, но в то же время никого не оскорбляя.
В классическом жанре сказки в сюжете обязательно есть животные, которые наделены умом, смекалкой, человеческим поведением. В этом случае творение Салтыкова-Щедрина своими фантасмагорическими элементами и приемами больше всего вписывает в это направление.
Начинается сказка в лучших традициях — «жил-был». Но главная особенность произведения заключается в том, что оно называется сказкой для взрослых, поскольку писатель иносказательным языком предложил читателю подумать совершенно не над детской проблемой, а о том, как прожить так, чтобы перед смертью не жалеть о бесполезности своей жизни.
В названии также заложен определенный смысл. Автор называет пескаря не интеллектуальным, не умным, а премудрым, в классических традициях сказок (можно вспомнить, к примеру, Василису Премудрую). Однако уже непосредственно в названии угадывается печальная ирония и авторская позиция. Произведение тут же настраивает на размышление о том, можно ли пескаря называть премудрым.
Чему учит?
Эта сказка осуждает инертность и трусость. Автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает человеческую жизнь и ведёт лишь к одиночеству. Вывод из сказки «Премудрый пескарь» — это необходимость признать, что вся мудрость пескаря является всего лишь трусостью.
Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя важность саморазвития, необходимость жить полной жизнью, несмотря на все трудности и неудобства, ведь только тогда жизнь человека обретает ценность. Такова мораль произведения «Премудрый пескарь».
Реакционная эпоха привела к рождению разных способов выражений своих мыслей, автор «Премудрого пескаря» использовал для этого жанр иносказательной сказки, разумеется, сатирического направления. Сказка «Премудрый пескарь» — эпическое сочинение для взрослых. Сатирическая направленность указывает на обличение общественных пороков, их жесткое высмеивание. В короткой по объему сказке, автор раскрыл взаимосвязанные между собой пороки — трусость и бездействие. Для Салтыкова-Щедрина характерно изображать нелицеприятные стороны жизни через гиперболические образы и гротеск.
Критика
«Премудрый пескарь» был встречен довольно положительно. Современники правильно поняли замысел писателя.
Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путём им спастись всё-таки не удастся.
На сегодняшний день эта сказка «Салтыкова-Щедрина» считается классикой русской сатиры, которая отражает направление общественной мысли последней четверти девятнадцатого века.
Антитеза — это единство и борьба противоположностей
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На вооружении писателей есть масса средств, которые позволяют сделать повествование более выразительным и ярким.
Один из самых действенных способов – это антитеза. Сегодня мы как раз и поговорим о том, что это такое, по какому принципы они составляются и по ходу приведем массу примеров из литературы и поэзии.
Определение — что это такое
Этот термин пришел в русский язык из Древней Греции, а само слово «antithesis» переводится как «противопоставление».
Антитеза – это стилистический прием, который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов, свойств или действий. Служит для усиления выразительности речи и более точной передачи мысли и чувств.
Чаще всего в антитезах используют антонимы, то есть слова, которые относятся к одной части речи, но обладают противоположным смыслом. Например, «хороший – плохой», «уходить – приходить», «добро – зло».
Самые простые примеры антитезы можно найти в народных пословицах:
Ученье — свет, а неученье – тьма
Умный научит, дурак наскучит
Тише едешь, дальше будешь
Легко подружиться, тяжело разлучиться
Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет
Антитеза в литературных произведениях может быть представлена несколькими способами:
- Противопоставление двух героев или образов, их еще принято называть антагонистами (см. что такое антагонизм);
- Противопоставление различных предметов, состояний или явлений;
- Противопоставление разных качеств одного героя или предмета;
- Противопоставление свойств двух разных предметов.
Примеры антитез в прозаической литературе
На антитезе построены даже названия некоторых известных произведений:
Война и мир (Толстой)
Принц и нищий (Твен)
Преступление и наказание (Достоевский)
Отцы и дети (Тургенев)
Волки и овцы (Островский)
Ангелы и демоны (Дэн Браун)
Но в этих произведениях противопоставление не только в названиях, но и в содержании. Так, Лев Толстой на протяжении всего романа постоянно сравнивает два полюса – мира и вражды, добра и зла. Это проявляется как в ходе повествования, когда автор чередует сцены мирной жизни и сражений, так и в характере некоторых героев, например, Наполеона и Кутузова или Элен и Наташи.
А вот Достоевский использует другие методы. Он «помещает антитезы» внутрь одного персонажа. Наиболее ярко это проявляется в Раскольникове, который до преступления был хорошим человеком, а потом стал убийцей, а соответственно изменились его идеалы и манеры поведения.
И наконец, у Тургенева в качестве антитезы используется конфликт поколений и их взглядов на жизнь.
Примеры в поэзии
В отличие от прозы противопоставления в поэзии более прямые. Они не прячутся «между строк», их не надо додумывать – все находится на поверхности. Например, Александр Сергеевич Пушкин в «Евгении Онегине» так описывает отношения Онегина и Ленского:
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
А у Лермонтова есть строчки, которые давно стали «крылатыми»:
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
Марина Цветаева нередко использовала антитезы в своих произведениях:
Полюбил богатый — бедную,
Полюбил учёный — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную:
Золотой — полушку медную.
Благодаря резкости сравнения различных предметов, антитеза широко использовалась в поэзии начала XX века.
Например, у Владимира Маяковского. Он строил на этом приеме целые произведения, противопоставляя ценности царского режима и большевиков, правителей и рабочего класса.
Наша сила — правда,
ваша — лаврьи звоны.
Ваша — дым кадильный,
наша — фабрик дым.
Ваша мощь — червонец,
наша — стяг червонный.
Мы возьмём,
займём
и победим.
Это отрывок из стихотворения «Киев». И, как видно, оно носит явно декларативный характер и могло бы служить даже политическим лозунгом или материалом для агитационных программ.
Антитеза в политике
Мы не зря упомянули Маяковского и то, что антитеза может что-то декларировать. Действительно, этот прием частенько используется для создания политических лозунгов. Самый яркий пример, наверное, относится к началу советского периода. Вспомните главные слова «Интернационала»:
Кто был никем, тот станет всем!
А в Манифесте Коммунистической партии можно было встретить такие пример антитезы:
Пролетариям нечего терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.
В современных лозунгах антитеза также широко используется. Достаточно вспомнить популярный призыв перед любыми выборами: «Голосуй или проиграешь».
Антитеза в СМИ и рекламе
Красивые противопоставления очень любят использовать и журналисты. Чаще всего их можно увидеть в заголовках газетных статей:
Блеск и нищета российского футбола
Нищий педагог и богатый дворник
Неблаговидные дела под благовидным предлогом
Грехи праведника
Луч света в темном царстве
Уже давно доказано, что человек, открывая газету или журнал, не читает все подряд, а в первую очередь пробегается глазами по заголовкам.
И ищет ту фразу, которая его зацепит, а уже только потом начинает читать саму статью. И вот антитеза – один из тех приемов, которые помогают завладеть вниманием, чем обязательно пользуются различные СМИ (что это?).
Сопоставление противоположностей часто используют и рекламщики. С помощью этого приема они создают короткие, но запоминающиеся слоганы.
Мы работаем, вы отдыхаете (техника «Indesit»)
В холод — тепло, в жару — прохладу (кондиционеры «Samsung»)
Легко включить, сложно остановиться (безлимитный интернет)
А еще чаще можно встретить слоганы, основанные на противопоставлении «минимум – максимум». Например, «минимум калорий, максимум удовольствия» (Coca-Cola light), «минимум пространства, максимум возможностей» (мобильный телефон), «минимум труда, максимальный эффект» (стиральный порошок).
Вместо заключения
Кстати, благодаря антитезе появился еще один прием – оксюморон (что это?). Так называют устойчивые выражения, в которых используются слова с совершенно противоположными значениями. Например, «горячий лед», «страшно красивая», «живой труп», «горькая радость». Подробнее об этом вы можете прочитать на другой странице нашего сайта.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Никогда до конца не понимала такое понятие, как антитеза. Не думала, что используется не только в литературе, но даже в политике и рекламе.
Антитеза
Антите́за, антитезис (др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение от ἀντί — против + θέσις — тезис) — риторическое противопоставление текста, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом [1] .
Антитеза в литературе [2]
Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Например у Петрарки Ф. имеется сонет (перевод Верховского Ю. Н.), целиком построенный на антитезе:
И мира нет — и нет нигде врагов;
Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;
В пыли влачусь — и в небесах витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов.
У ней в плену неволи я не знаю;
Мной не хотят владеть, а гнёт суров;
Амур не губит и не рвёт оков;
И жизни нет конца и мукам — краю.
Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю;
И жажду гибели — спасти молю;
Себе постыл — и всех других люблю;
Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю;
И смерть и жизнь — с тоскою прокляты;
И этому виной, о донна, — ты!
Описания, характеристики, особенно так называемые сравнительные, часто строятся антитетически.
Например, характеристика Петра Великого в «Стансах» Пушкина А. С.:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник…
Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых членов, антитеза именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью (за что эту фигуру так любили романтики). Многие стилисты поэтому относились к антитезе отрицательно, а с другой стороны, заметно пристрастие к ней у поэтов с риторическим пафосом, как например у Гюго или Маяковского:
Наша сила — правда,
ваша — лаврьи звоны.
Ваша — дым кадильный,
наша — фабрик дым.
Ваша мощь — червонец,
наша — стяг червонный.
Мы возьмём,
займём
и победим.
Симметричность и аналитический характер антитезы делают её весьма уместной в некоторых строгих формах, как, например, в александрийском стихе, с его ясным членением на две части.
Резкая ясность антитезы делает её также весьма пригодной для стиля произведений, которые стремятся к непосредственной убедительности, как, например, в произведениях декларативно-политических, с социальной тенденцией, агитационных или имеющих моралистическую заданность и т. п. Примерами могут служить:
Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.
Кто был никем, тот станет всем!
Антитетическая композиция часто наблюдается в социальных романах и пьесах при контрастном сопоставлении жизни различных классов (например: «Железная пята» Дж. Лондона, «Принц и нищий» Марка Твена и т. п.); антитеза может лежать в основе произведений, рисующих нравственную трагедию (например: «Идиот» Достоевского) и т. п.
В этом социальном ключе приём антитезы весьма своеобразно использовал Некрасов Н. А. в первом стихотворении из цикла «Песни»:
У людей-то для щей — с солонинкою чан,
А у нас-то во щах — таракан, таракан!
У людей кумовья — ребятишек дарят,
А у нас кумовья наш же хлеб приедят!
У людей на уме — погутарить с кумой,
А у нас на уме — не пойти бы с сумой?
В качестве примера использования антитезы в современной поэзии приведём восьмистишие Айдына Ханмагомедова:
Вновь пернатый вожак заскучает о лете
и, скликая, поднимет подруг.
Словно двух разобщённых родителей дети,
то на север они, то на юг.
Им, наверное, нравится жизнь кочевая,
раз ни там не сидится, ни здесь.
Словно есть на земле и чужбина родная,
и чужбинная родина есть.
Константин Кинчев (Мы держим путь в сторону леса):
Твой символ — роза ветров,
Мой — ржавый гвоздь.
Но ради бога давай не выяснять,
Кто из нас гость.
Примечания
- ↑ Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. энцикл., 1966
- ↑Литературная энциклопедия В 11 т. — М.: 1929—1939.
- ↑Айдын Ханмагомедов. Сборник стихов «День памяти». 1991, 36 с.
Ссылки
- Антитеза // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Риторические фигуры | |||||
---|---|---|---|---|---|
Фигуры речи |
Это заготовка статьи по лингвистике. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Фигуры речи | |
Фигуры | Адинатон • Аллюзия • Амплификация • Анадиплосис • Анаколуф • Анафора • Антитеза
• Антитетон • Апокопа • Апострофа • Аттракция • Бессоюзие • Гипербатон • Гомеотелевтон • Градация (Климакс, Антиклимакс) • Дистинкция • Зевгма • Изоколон • Именительный темы • Инверсия • Коррекция • Мезархия • Многопадежность (Полиптотон) • Многосоюзие • Оксюморон • Параллелизм • Парентеза • Парономазия • Парцелляция • Перифраз • Плеоназм • Пролепсис • Ретардация • Риторический вопрос • Риторическое восклицание • Риторическое обращение • Силлепс • Симплока • Солецизм • Тавтология • Точный повтор • Умолчание • Хиазм • Экзергазия • Эллипсис • Эмфаза • Эпифора Условие, необходимое для антитезыСущественное условие, необходимое для того чтобы можно было говорить о таком приеме, как антитеза (примеры которой мы приведем ниже), — это соподчинение общему понятию противоположностей или же некоторая общая точка зрения на них. Необязательно должно быть логически точным такое соподчинение. Например, такие пословицы, как «Мал золотник, да дорог», «Редко, но метко», построены антитетически, хотя понятия, которые противопоставляются в них, нельзя назвать соподчиненными логически так, как, например, «начало» и «конец», «свет» и «тьма». Но в данном контексте они рассматриваются как противоположные потому, что слова «мал» и «редко» берутся со спецификацией значения по отношению к сопоставленными с ними, взятыми в прямом значении словами «дорог» и «метко». Входя в антитезу, тропы могут скрывать еще более ее логическую точность и ясность. Как сделать антитезу выразительной?Усиление выразительности достигается следующими способами:
Антитетические понятия (содержащие противопоставление) могут в совокупности выражать что-то общее, например антитеза в литературе, видно по герою Державина, где он называет себя одновременно царем и рабом, изображает контрастного по Антитетический образ часто играет вспомогательную роль у противопоставляемого, который является главным. Выражаемый предмет характеризуется только одним членом антитезы, где второй имеет чисто служебную функцию: «Для идеальных форм не нужно содержания». Сопоставление может выражать выбор альтернативных решений: «»Делиться или нет?» — подумал калькулятор». Можно использовать фонетическое подобие, например «научит — наскучит». Антитеза может содержать не два, а больше контрастирующих образа, т.е. быть многочленной. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»Сдвиг в общественном сознании в середине 19-го века нашел отражение в романе «Отцы и дети», в котором главный герой противопоставлен всем окружающим. Здесь главным выступает конфликт поколений, причиной которого является привязанность. Противоречия с друзьями вызваны различиями убеждений и бескомпромиссностью. Отстоять свои идеалы и одержать победу над противником становится самоцелью героев. Некоторые из них выглядят смешными из-за их ограниченности. Пытаясь ее преодолеть, они стараются реализовать новые идеи, чтобы самоутвердиться. Тургенев применяет прием антитезы как При этом лучше раскрываются живые образы, их отношения, и развивается сюжет. Таким образом, становится ясно, что такое антитеза в литературе. Произведения классиков наглядно демонстрируют этот Что мы узнали?Антитеза – это литературный прием, в основе которого лежит противопоставление противоположных понятий или явлений. Данная фигура речи выполняет экспрессивную функцию, помогая передать выразительность речи. Антитеза может выражается конкретными словами с противоположным значением, а может выражаться с помощью других средств: один герой противопоставляется другому через описания внешности, поступки и речевые характеристики и др. Антитеза может наблюдаться и внутри одного явления или персонажа, а также может лежать в основе названий художественной литературы. Антитеза из литературы, представленная в лирических стихотворенияхШироко используется данный прием также в различных лирических стихотворениях. У Александра Сергеевича Пушкина это, например, «Элегия», «Поэт и толпа», «Поэт», «Деревня» (пример антитезы в стихах Александра Сергеевича — противопоставление рабства народа и мирного пейзажа), «К Чаадаеву». У Михаила Юрьевича Лермонтова — «Поэт», «Парус», «Сон», «Спор», «Благодарность», «Отчего», «1-е января», «Листок», «К портрету». У Николая Алексеевича Некрасова — «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и другие. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»Заглавие произведения насыщено в смысловом отношении, несмотря на то, что применяется простая антитеза. Мир представлен как антитеза войне. В черновиках автор пытается варьировать это слово, пытаясь найти лучшее решение. В произведении Толстой создает два полюса: добра и зла или мира и вражды. Автор резко противопоставляет персонажи друг другу, где одни являются носителями жизни, а другие — разлада. Во всем романе постоянно появляются сопоставления «неправильное — правильное», «стихийное — разумное», «естественное — показное». Все это проявляется через образы, например Наташи и Элен, Наполеона и Кутузова. Антитеза «ложное — истинное» проявляется в нелепой ситуации дуэли, в которую попал Пьер Безухов. Антитеза. Примеры в художественной литературеАнтитеза — это сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов в художественной речи. Узнаем, что такое антитеза в литературе, какими способами она создается и для чего используется в произведениях художественной литературы. В своем творчестве для усиления образности и выразительности речи писатели применяют специальные средства, которые называются стилистическими фигурами. Фигура представляет собой необычное построение предложения или оборот речи, особое синтаксическое оформление фразы. Одним из образно-выразительных средств речи является антитеза. Греческое слово antithesis буквально значит «противопоставление». Антитеза рождается там, где сочетаются слова, образы, противоположные по смыслу. Что такое антитезаЭта стилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов, эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительности речи. Лексической основой антитезы является присутствие антонимов, что наглядно проявляется в пословицах и поговорках:
Часто эта стилистическая фигура используется в названиях художественных произведений, например:
На использовании антитезы может строиться целое произведение. У поэта Николая Заболоцкого есть философское стихотворение «Лебедь в зоопарке», в котором автор противопоставляет маленький оазис зоопарка, где живет прекрасный белый лебедь, и шумный мегаполис со скрежетом трамваем, визгом шин машин и гулом моста.
На антитезе построено стихотворение С. Есенина «Над окошком месяц, Под окошком ветер»:
Дальний плач тальянки, голос одинокий — Плачет и смеётся песня лиховая. Я и сам когда-то в праздник спозаранку А теперь я милой ничего не значу. Уже в первых строках стихотворения автор противопоставляет ветер и месяц. Звучащая песня смеётся и плачет. Автор вспоминает далекие дни, когда он был счастлив и с тальянкой выходил к милой. Противопоставляется прошлое и настоящее. А теперь он ничего не значит для милой. На тальянке играет другой молодой человек. У гармони голос одинокий и родной, и в то же время бесконечно далекий. Лирический герой смеется и плачет под чужую песню. И снова антитеза — противопоставление своего и чужого. Антитеза может быть многочленной, если она включает несколько антонимических пар:
Примеры антитезы в художественной литературе
Видеоурок «ЕГЭ. Литература. Антитеза»Что такое АнтитезаАнтитеза (от греч. Antithesis/αντιθεση — различие, разница, отличие, контраст) — фигура риторики, выражающая оппозицию идей или слов, противопоставление; это когда два слова, означающие две противоположные вещи, ставятся рядом друг с другом. Например: “в вашем взгляде есть свет, а в вашей душе тьма”. Противоположность, контраст: “из двух сестёр одна — антитезис другой”. Антитеза также называется антитезис или противопоставление. Считается одним из видов тропов. Антитетичность мышления — принятие двух несовместимых и взаимоисключающих концепций одновременно; противоположность; контрастность. Синонимы слова антитеза
Примеры антитезПрисутствие антонимов зачастую является основой антитезы. Примеры антитез в пословицах и поговорках
Примеры из художественной литературы
Основные виды тропов в русском языкеТропы — это словосочетания или отдельные слова, которые используются автором в переносном значении для создания нового образа. Они применяются везде: в художественной литературе, публицистике и устной речи.
Разница между оксимороном и антитезойОксиморон (также называется оксюморон) на греческом означает “интенсивный” + “глупый”. Это фигура речи, что ставит слова с противоположным значением рядом друг с другом, при этом происходит парадокс и усиливается смысл найденного словосочетания. Антитеза противопоставляет (конфронтирует) различные концепции, темы и объекты, добавляя таким образом мощный контраст и акцентируя различие среди них.
Или антитеза в названиях: “Красавица и чудовище” и “Война и мир”. Оксюморон описывает один и тот же предмет, концепцию или действие, но словами, которые не совмещаются между собой. В оксюмороне они не противопоставляются, а сливаются в одно целое и создают новый парадоксальный образ. Например: горячий лёд, правдивая ложь, громкое молчание. Имеется в виду, что оксюморон в примере “горячий лёд” превратился в одно целое (одну концепцию/предмет), а “Красавица и чудовище” является антитезой, так как это две противопоставляемые друг другу идеи (персонажа два, а не один). |