Анна Павловна Шерер – характеристика, описание внешности, атмосфера

Характеристика и образ Анны Павловны Шерер в романе Толстого Война и мир сочинение

Шерер Анна Павловна – одна из тех, кто встречает нас на первых страницах произведения «Война и мир». Сорокалетняя женщина, являющаяся фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны. Хозяйка модного дома. Встречает читателя в своём салоне. Свободно говоря на французском, мило улыбается князю Василию и обсуждает с ним политическую обстановку в мире. Умная, начитанная женщина, следящая за своим имиджем.

Женщина очень преданна и верна своей императрице. По крайней мере, так могло показаться на первый взгляд, ведь она старательно показывала это всем своим видом. Но Шерер ловка и хитра, имеет большое влияние при дворе и падка на дворцовые интриги. Её отношение к человеку зависит от его придворного и светского положения. Но, немного понаблюдав за поведением женщины, можно заметить, что далеко не все её поступки были искренне, не носящие под собой свою собственную выгоду. Шерер всегда беспокоилась о себе и своём положении в обществе. Анна Павловна всем своим видом показывала преданность родине и государю.

Шерер очень болтлива и всегда в курсе последних новостей. Каждого своего гостя она не обделяет какой-нибудь сплетней или свежей новостью.

Можно сказать, что смысл жизни сорокалетней Шерер– успешная жизнь её салона, а остальное, казалось, не таким важным и меркло на фоне её любимого дела. Салон являлся не только её работой, но и особенным для неё занятием.

Очень лицемерная женщина, относящая к людям в зависимости от их положения в обществе. Если в вашем кармане толстая пачка денег и порция власти, то Анна Павловна встретит вас с распростёртыми объятиями и расскажет вам львиную долю последних новостей. Но если у вас отсутствует всё выше сказанное, то не надейтесь на благосклонность Шерер. Собственные мысли не возникают в голове у женщины, всё образовывается благодаря окружающей её обстановке. Совсем неслучайно Толстой показывает две сцены в салоне Анны Павловны. В начале романа, когда об опасности ещё никогда не говорил, и её аромат совсем немного чувствовался в воздухе. И в конце, когда Москва практически пропала. Поведение Шерер в обоих случаях совершенно одинаково. Она всё так же без конца говорит, обсуждает последние новости и треплет о любви к родине.

Анна Павловна, законодательница мод, очень специфическая личность. С одной стороны, она всегда приветлива к тебе и готова поведать всё то, что она знает. Но с другой, сделает она это только если в твоём кармане будут золотые и поддержка светского общества. К обычным людям она никогда не отнесётся с той же улыбкой, что и к знати.

Сочинение Шерер Анна Павловна

В романе Льва Николаевича Толстого соединяются судьбы и жизни людей, разных по характеру, темпераменту, общественному положению. Но все герои претендуют на, более пристальное внимание, чтобы увидеть более обширный сюжет всего этого произведения. В этом сочинении будет идти беседа, об второстепенной героине произведения – Анны Павловны Шерер.

С первых страниц произведения её имя часто попадается читателю на глаза. Анна Павловна была владелицей модного помещения. Совсем не каждый человек имел возможность побывать в ее салоне. Кроме этого, Анна была доверенным лицом императрицы.

Вначале может показаться, что Анна Павловна является одной из наиболее верных фрейлин российской императрицы. Ее высказывания были наполнены любовью к Отчизне. Спустя некоторое время выясняется, что это всего лишь хорошо продуманная роль. Для нее самым важным было её существование, дело которым она занималась, доставляло ей огромную радость. Да и она очень хорошо исполняла роль заботливой хозяйки. Она владела чувством меры, остроумием, которые присущи сливкам общества, сообразительностью и другими очень важными.

О двойственности ее личности показывает то, как она себя ведёт тогда, когда Пьер Безухов приходит в её салон и очень искренне интересуется событиями, которые происходили вокруг, что слишком напрягло женщину. Лишь, когда Пьер покидает салон, она смогла немного расслабиться. Также в произведении, Анна Павловна возникает перед началом великой Бородинской битвы. Шерер с наслаждением сообщала гостям о последних слухах.

Читайте также:
«Ореховая ветка» краткое содержание сказки Л. Толстого для читательского дневника, описание главных героев, основная мысль и тема

Анна Павловна Шерер слишком лукавая и двуличная женщина, она совсем не имеет своей личной точки зрения, уважения, все это становится заметным только тому, кто с ней беседует в данный момент, она хочет сказать то, что приятно услыхать собеседнику. На каждого из своих гостей она сплетничает с другими гостями, все ее патриотичные рассуждения о любви к Родине лживы. Лев Николаевич показывает российскую знать в лице Анны Павловны. Главная роль в победе над французами принадлежит обычным людям. Благодаря его искреннему участию к судьбе Родины, Россия выстояла в войне и одержала победу над своими врагами.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Анны Павловны Шерер в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Проблема крупных городов заключается в отстраненном отношении людей друг к другу, человек перестает быть человеком и становится просто функцией, которая существует вне понимания человечности.

У каждого из нас есть своя любимая вещь. У кого-то это велосипед, у кого-то – компьютер. Моя любимая вещь – книга.

Русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов много и искренне писал о своём народе, о проблемах людей того времени. В его творчестве большую роль играют размышления о прошлом и настоящем России и ее жителей

Если рассмотреть типичного современного подростка, то мы практически всегда стремимся за модой, стремимся оказаться там, где выгодно и интересно, где есть возможность занять какое-то положение

Наверное, нет в целом мире ни одного человека, который бы не любил природу и не восторгался её великолепием. Бытует несколько ошибочное мнение, что человек – самое могущественное существо на всей планете.

Образ Анны Павловны Шерер в романе Льва Толстого «Война и мир»

Персонажи, представленные в одном из самых известных романов Льва Толстого, в полной мере отображают светское общество времен начала XIX столетия. Одним из самых ярких считается образ Анны Павловны Шерер в «Войне и мир». Именно в ее салоне собирались самые «сливки» высшего света, благодаря чему героиня всегда была в курсе последних событий. Отдаваясь своему делу, она давно утратила человеческие качества, перестала быть собой.

  1. Образ героини
  2. Внешность и черты характера
  3. Салон Анны Павловны
  4. Встречи общества у Шерер

Образ героини

Анна Павловна Шерер — владелица модного салона, собирающая в своем заведении представителей светского общества Петербурга. Пожилая дама всю жизнь занималась развитием собственного дела. Учитывая специфику салона, ей приходится постоянно соответствовать гостям из высшего света. Перед каждым человеком всегда остается выбор, каким быть. Анна поставила жизнь на кон ведения собственного бизнеса, поэтому утратила положительные качества, которыми обладала когда-то.

Подстраиваясь под приходящую публику, женщина старательно угождает гостям. Она старается проявлять такт и воспитанность, но от этого складывается впечатление, что общество ее раздражает. Вся вежливость просто напускная, так сказать, для «поддержки марки». Анна Павловна постоянно говорит о своей патриотичности, но и эта черта характера в ней лишь «маска». Наиболее четко это просматривается в описании, когда над Москвой нависает реальная угроза. Но в салоне Анны Павловны Шерер звучат все те же разговоры, светские беседы. Благодаря напускным переживаниям о России, героиня становится любимой фрейлиной императрицы.

Внешность и черты характера

В свои 40 лет владелица модного салона никогда не была замужем. Все потому, что большую часть жизни она посвятила собственному делу, званым вечерам, светским мероприятиям. Второстепенному женскому персонажу Лев Толстой дает следующую характеристику:

  • принадлежит к кругу придворных;
  • всегда сдержанно улыбается, как избалованный ребенок;
  • обладает суховатым телосложением и руками;
  • живая и энергичная дама, преисполненная энтузиазма;
  • хорошо воспитанная придворная, обладающая женской ловкостью и быстротою такта;
  • в свободные дни устраивает светские вечера для встреч со «сливкам общества».

Автор преподносит героиню как человека, умеющего развлечь публику. Постоянных салонных гостей Анна Шерер «угощает» обществом интересных посетителей издалека. Так, в ее доме на званом вечере появляются виконт Мортемар, Борис Друбецкой и другие.

Во время встреч представители высшего света разговаривают о политике, дипломатических отношениях, патриотизме. Владелица салона известна как знатная сводница. Будучи сама старой девой, она сводит Пьера Безухова и Элен Курагину, пытается поженить Марию Болконскую и Анатолия Курагина.

Читайте также:
Мертвые души - краткое содержание по главам, история создания

Салон Анны Павловны

Особого внимания заслуживает анализ дела всей жизни героини — модного салона. Она действительно положила многое ради развития светского места, угождения публике. Только здесь самые важные представители высшего света могут обсудить спокойно свои дела, распространять важные новости, слухи, вершить судьбы людей. Образ салона становится воплощением места зарождения светской фальши и интриг.

Противопоставляет писатель этому месту таких героев, как Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они имеют совершенно разное влияние, занимают различные общественные позиции. Личность Анны Павловны особо негативно раскрывается при общении с этими персонажами. Андрей Болконский в салоне Шерер не особо почитаем. Будучи «почетным» членом общества, он ловит на себе знаки неуважения со стороны хозяйки модного «дома».

Предосудительно героиня относится и к внебрачному сыну екатерининского вельможи. Встречает Пьера Безухова в салоне Шерер небольшим поклоном, который зачастую предназначается представителям низших сословий. Она переживает за свою обитель из-за нового гостя, который может привнести разлад в привычные развлекательные мероприятия (что герою, кстати, удается).

Встречи общества у Шерер

Образ салона и его владелицы является собирательным, отражающим всю суть высшего света. Именно в этом месте происходит завязка сюжета романа. Читать начало произведения стоит особо внимательно, так как автор знакомит читателя с фальшивым миром светского общества, где царит бессмысленность, пафосность, показуха, наигранность. На протяжении всего романа Толстым описывается несколько салонных встреч:

  1. Июнь 1805 года — званый ужин, куда первым приезжает Василий Курагин. Хозяйка салона расспрашивает гостя о здоровье, состоянии дел, детях. Герой говорит о том, что наследники для него — крест. Анна советует Василию женить Анатоля на Марии Болконской. Позднее на вечер приезжают другие гости — Морио, Мортемар, Анна и Борис Друбецкие, Ипполит Курагин и другие. Самая неприятная фигура на ужине — Пьер Безухов, приехавший недавно в Россию. Гость переживает, боится подать себя в плохом свете.
  2. Начало 1806 года — вторая встреча, на которую гости съезжаются ради знакомства с немецким дипломатом. Сейчас Пьер — богатый наследник. Он снова появляется на светском мероприятии. Безухову льстит, что сейчас все встречают его грустными фразами, высказывая почтение из-за недавней кончины отца. Все гости беседуют в «кружках по интересам». Анна Павловна знакомит Пьера с Еленой Курагиной.
  3. Конец 1806 года — званый вечер, где гвоздем программы становится Борис Друбецкой, приехавший из прусской армии. Все время гости беседуют о войне и политике. Внимание с иностранца переключается на Ипполита Курагина, рассказывающего шутку о Наполеоне.
  4. Июль 1812 года — Анна Шерер испытывает трудности, так как у нее появляется конкурентка — молодая Безухова Елена (она уже вышла замуж за Пьера), организовавшая свой салон. Ее заведение пользуется популярностью. Там обсуждаются военные события, вопросы патриотизма.

Последняя встреча датируется августом 1812 года. В день Бородинского сражения владелица салона устроила званый вечер, посвященный прочтению письма. Зачитывать его должен был Владимир Курагин, обладающий талантом оратора.

Планы рушатся, когда все узнают о болезни Елены Безуховой. Злободневные вопросы продолжают обсуждаться, а Шерер умело играет на два фронта, притворяясь равнодушной и милой. В жизни светского общества ничего не меняется, кроме тем для разговоров.

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

По мнению Достоевского, люди, сосуществуя между собой, вынуждены относиться друг к другу с любовью и терпением или уничтожать подобных себе. Образы двойников Раскольникова в романе «Преступление и наказание», преломляясь через его теорию, полностью ее опровергают. Сознание главного героя также раскрывается писателем через образы антиподов, воплощающих лучшие стороны убеждений Родиона.

  1. Герой-двойник Свидригайлов
  2. Образ Лужина
  3. Характеристика Лебезятникова
  4. Антиподы Раскольникова

Герой-двойник Свидригайлов

Еще Лермонтов использовал в своем творчестве двойников как особый художественный прием, который характеризуется тем, что писатель предоставляет читателю своеобразный способ оценки и понимания главного персонажа через характеры и поступки других действующих лиц, имеющих с ним сходные черты. Достоевский решает проблему двойничества в романе, продолжив лермонтовские традиции.

В системе двойников наиболее близки Раскольникову Лужин, Свидригайлов и Лебезятников. Каждый из них представляет отдельное звено теории Раскольникова, но все трое ему противны. Свидригайлов с первых страниц вызывает у читателя неприязнь. Первое, чем похожи герои, — у обоих за плечами преступление. Они убийцы, но не считают это преступлением. В понимании Раскольникова убийство старухи-процентщицы — это польза человечеству, так как, по его мнению, она стала воплощением вселенского зла.

Читайте также:
Госпожа Простакова - характеристика героини в комедии Недоросль

Свидригайлов тоже не собирается каяться в своем проступке, хотя по его вине погибли люди. Встретившись с Раскольниковым, он видит, что они одного поля ягода, однако точной копией себя его признать не может. Родион для него стал в какой-то мере тайной, интересным объектом. Однако и тот, присматриваясь к Свидригайлову, пытается его понять, но в итоге «ничего хорошего» не находит, ведь в нем нет ни совести, ни чести.

Писатель в своем сочинении как бы старается предостеречь героя от ошибок этого господина, иначе придется долго мучиться от угрызений совести. У него, как и у Раскольникова, существует «своего рода теория, что единичное злодейство позволительно». Только он не сомневается и не терзается от мысли, что делает что-то не так:

  1. Этот человек уверен, что имеет право на все.
  2. Он не задумывается над своими поступками, не рассуждает, хороши они или плохи.
  3. Воплощает в жизнь теорию Раскольникова, несколько ее видоизменив.

Факты говорят о его причастности к убийству жены Марфы Петровны, хотя прямых доказательств нет. Кроме того, по рассказам героев-очевидцев, он повинен в смерти крестьянина из его деревни и девочки-подростка. В прошлом Свидригайлов увлекался карточными играми и числился в своих кругах шулером. Подслушав признание Раскольникова в убийстве, подлец Свидригайлов шантажирует его сестру Дуню, желая склонить девушку к разврату. Не получив желаемого, мужчина влюбляется по-настоящему.

Не добившись ответного чувства от любимой женщины, Свидригайлов начинает осознавать, как пуста и никчемна его жизнь.

Чувствуя большую вину перед людьми и Богом, он оказывает помощь семье Мармеладовых и Дуне. Но раскаяние наступает слишком поздно, когда трудно что-то исправить. Не в силах пережить муки совести и принять от судьбы справедливое наказание, он сводит счеты с жизнью.

Образ Лужина

Кроме Свидригайлова непосредственным участником интриги в романе становится Лужин, за которого собирается замуж Дуня, чтобы спасти от бедности мать и брата. В свои 45 лет он «служит в двух местах и уже имеет свой капитал» и думает об открытии адвокатской конторы. Больше всего на свете Лужин любит деньги. Наглый и расчетливый до мелочей, он хочет жениться на бедной и скромной девушке, чтобы она всю жизнь знала свое место и была ему благодарна, «а он-то будет безгранично владычествовать».

Склонный к индивидуализму и придерживаясь теории «разумного эгоизма», Лужин не является сторонником христианской морали и считает ее ненужной для развития прогресса. Он живет «для себя одного», ему «все позволено». Жалость и сострадание ему недоступны. Теории Раскольникова и Лужина похожи в том, что оба стремятся перешагнуть через свое социальное положение, пренебрегая человеческими законами. Но если Лужин делает свои благодеяния по расчету, то у Раскольникова большая часть теории посвящена сверхчеловеку.

Но в результате Родион приходит к раскаянию, отвергая свои прежние выводы о людях, которые на все имеют право, и никчемных «тварей дрожащих». Лужин, в противовес Раскольникову, физически никого не убивает, но теория его провозглашает убийство духовное, что еще страшнее. Однако Петр Петрович способен и на физическое убийство, если это будет нужно для его целей, и сделает это хладнокровно и без раскаяния.

Характеристика Лебезятникова

Образ Лебезятникова Достоевский вводит в роман в качестве карикатуры на героев Чернышевского, беседующих об устройстве российского общества. Этот несколько заносчивый и самоуверенный персонаж служит в министерстве Лужина. Называя себя образованным человеком, он совершенно не владеет иностранными языками, да и на русском изъясняется слабовато. В компании сильных мира сего может льстить без умолку, а с равными себе способен приврать и наговорить кучу пошлостей.

«Скверным мерзавцем» называет этого человека Катерина Ивановна Мармеладова. Андрей Семенович старается создать впечатление сторонника модных в обществе течений, в частности, нигилизма, называет себя пропагандистом прогрессивных идей. Но поскольку эти взгляды ему не принадлежат, «продвижение» идет неважно. Его коньком в разговорах является устройство в обществе новой «коммуны». Он часто говорит о трезвом образе жизни, сам не пьет.

Читайте также:
Полтава - краткое содержание поэмы, история создания, план, сюжет

Для квартирной хозяйки Лебезятников вполне порядочный человек, так как вовремя вносит оплату. Его пропагандистская деятельность «модных» идей заключается в следующем:

  1. Он приносит соседям «вольнодумные» книги.
  2. Не может защитить свои взгляды даже в беседе с Лужиным.
  3. Придерживаясь «прогрессивных» идей, считает, что искусство бесполезно для общества, а брачные отношения устарели и лишают человека свободы.

Говоря об идеальном обществе, он не представляет в нем сострадания и благотворительности. Когда избивает Мармеладову, оправдывает себя тем, что мужчины и женщины должны быть равными и в драке, хотя сам первый ее оскорбил.

Двойником Раскольникова его можно считать, поскольку оба увлечены новыми идеями, под влиянием которых совершают безнравственные поступки.

Антиподы Раскольникова

Антиподом Раскольникова является его друг Дмитрий Разумихин. Он оптимист, общителен и открыт для людей, любит жизнь такой, какая она есть. В его жизни тоже не все хорошо, но этот юноша умеет справляться с неудачами, двигается вперед, борется с нуждой и бедностью, никогда не впадает в отчаяние. Молодой человек учится в университете и надеется на реализацию своих планов.

Раскольников же всегда мрачен, замкнут от взаимодействия с людьми, нужда сделала его злым. По-своему борясь с нищетой, герой считает, что цель оправдывает средства. Если Дмитрий не делит людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», то его друг, подвергаясь постоянным сомнениям, увлекается мыслями о сверхчеловеке.

Герои имеют много общего: молодость, образованность, порядочность и благородство, которые не зависят от происхождения. Однако альтруист Разумихин хочет достичь своей мечты упорным трудом, а Раскольникову ближе легкий путь достижения цели — через преступление.

Антиподом главного героя в романе выступает и Соня Мармеладова, в которой Родион чувствует добрую душу. Девушка тоже совершает преступление, переступая через себя, когда начинает заниматься проституцией. Однако Соня, нарушив моральные нормы, никому ничего не доказывает, а просто спасает семью от голода. Тем не менее девушка считает себя великой грешницей и просит у Бога покаяния. Раскольников же из-за своей безумной теории лишает жизни человека, тем самым убивая в себе личность, поэтому и мучается.

Как двойником, так и антиподом главного героя можно считать следователя Порфирия Петровича, который понимает муки Раскольникова и по-своему ему сочувствует. Хороший психолог, он обладает проницательностью и аналитическим умом, сразу отметив, что Миколка старуху не убивал.

Вопреки своему понятию о честности и порядочности Порфирий Петрович нередко при допросах специально старается запутать людей или представить целый спектакль, играя в нем разные роли. Как и Раскольников, он циничен и не доверяет никому, выступает против бунта.

Двойники и антиподы Раскольникова общаются между собой, реализуют свои планы и убеждения, подводя героя к двойственности выводов. К примеру, мысли о неизбежности какого-то процента жертв ради высокой цели (по Лужину) уживаются в нем с желанием помочь падшей Соне, сделать какое-то благое дело (по Разумихину). Однако борьба «разумного эгоизма» с «единичным добром», которая совершается в душе Раскольникова, отражается в спорах представителей тех и других начал.

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Зеркальное отражение героя

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев. Читая произведение впервые, мы не можем понять всех нюансов и тонкостей содержания. Детективный сюжет полностью захватывает наше воображение. При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение.

Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей. У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя. Познакомимся с ними подробнее.

Читайте также:
Тарас Бульба - краткое содержание, характеристика и описание

Двойники Родиона Раскольникова

Единственный друг

По сюжету повествования первым из двойников героя появляется Дмитрий Разумихин. Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние. Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами. На фоне оптимизма Разумихина апатичность Раскольникова становится ярче и понятнее читателю. «Подлец человек!

Почтенный жених

В зеркальном отражении главного героя, мы заметим ещё одного двойника. Это счастливый избранник Сестры Раскольникова, Пётр Петрович Лужин. Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру. Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе? Лужин, идя к своей цели, руководствуется принципом: «Все средства хороши». Он пользуется бедственным положением Дуни, оговаривает Соню, заботясь лишь о своём благополучии. Раскольников, проверяя свою теорию, действует так же. Образ Петра Петровича Лужина помогает понять эгоистическую сущность идеи главного героя.

Мрачный Свидригайлов

Загадочная фигура Свидригайлова вызывает неприязненное отношение читателя. Это порочный человек, для которого не существует законов нравственности и морали. Он способен на убийство, растление малолетних детей, измену жене и другие гадкие поступки. Но его фраза: «Мы одного поля ягоды», – обращённая к Раскольникову, даёт нам понять, что у героев есть схожие черты. Родион Раскольников так же, как и загадочный господин Свидригайлов, совершает преступление. По его вине гибнут люди, а он не чувствует раскаяния. Подобное поведение роднит его с этим отрицательным персонажем. Фигура Свидригайлова полна противоречий так же, как образ главного героя. Он способен на благородные поступки: помогает осиротевшим детям Мармеладова, даёт деньги Соне Мармеладовой. Но его отвратительная сущность от этого не меняется. Знакомство с ним показывает, к каким страшным последствиям может привести отрицание заповедей христианства и безнаказанность.

Лебезятников Андрей Семёнович

Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.

Мудрый следователь

Порфирия Петровича в какой-то степени тоже можно отнести к двойникам главного героя. Умудрённый опытом человек понимает запутавшегося студента, искренне сочувствует ему. Он сам сумел вовремя остановиться и разобраться в модных современных теориях и теперь пытается спасти Раскольникова: «Станьте солнцем, вас все и увидят! Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем!»

Женские двойники героя

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа. Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат. Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.

Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

Роль двойников в романе

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского помогают разобраться в сложном характере главного героя, рассмотреть отдельно взятые черты характера, будто через увеличительное стекло. Благодаря этому приёму, мы понимаем мотивы поступков и осознаём неотвратимость наказания за совершённое преступление.

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Читайте также:
«Слово о погибели Русской земли» краткое содержание произведения, история исследования времени, анализ, жанр, характеристика

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Читайте также:
Цифры, Бунин: читать онлайн бесплатно

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Двойники Раскольникова в романе “Преступление и наказание” (тема “двойничества”)

Раскольников
(Г. Тараторкин,
фильм 1969 г.)

Тема “двойничества” является одной из важных тем для анализа романа “Преступление и наказание” Достоевского.

Двойники Раскольникова в романе “Преступление и наказание” (тема “двойничества”)

“. у Достоевского, — почти каждый из ведущих героев его романов имеет по нескольку двойников, по-разному его пародирующих: для Раскольникова — Свидригайлов, Лужин, Лебезятников

В каждом из них (то есть из двойников) герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть очиститься и подняться над сами собою). “ (М. М. Бахтин, книга “Проблемы поэтики Достоевского”, 1963 г.)

Если присмотреться, у Раскольникова имеется больше чем три двойника. Многие второстепенные герои романа также могут в каком-то смысле считаться двойниками главного героя.

Ниже представлены материалы о двойниках Раскольникова в романе “Преступление и наказание” Достоевского.

“Тут, как бы вам это выразить, своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!” (Свидригайлов о теории Раскольникова и своей теории, часть 6 глава V)

Господин Петр Петрович Лужин является двойником Раскольникова, потому что он, как и Раскольников, изобретает свои теории, которых потом придерживается. Так, Лужин является автором теории о бедных женах, а также сторонником теории целого кафтана.

Читайте также:
Белая гвардия - краткое содержание романа, история создания

Согласно теории целого кафтана, все в мире должно строиться на личном интересе. Эта теория по сути очень похожа на теорию Раскольникова, которая оправдывает преступления со стороны избранных, “право имеющих”:

“А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать. ” (Раскольников о теории Лужина о “целом кафтане”, часть 2 глава V)

“Он было попробовал ему излагать систему Фурье и теорию Дарвина, но Петр Петрович, особенно в последнее время, начал слушать как-то уж слишком саркастически. ” (Лебезятников излагает свои теории Лужину, часть 5 глава I)

“Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить всё, чему они же иногда самым искренним образом служат.” (о Лебезятникове, часть 5 глава I)

“Потом поймешь. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это всё равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной. ” (РаскольниковСоне, часть 4 глава IV)

“Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки. А старушонку эту черт убил, а не я. ” (Раскольников о себе, часть 5 глава IV)

Потому, потому я окончательно вошь, — прибавил он, скрежеща зубами, — потому что сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал , что скажу себе это уже после того, как убью!” (часть 3 глава VI)

“Я ведь только вошь yбил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.” (часть 5 глава IV)

“Я хотел тебе только одно доказать: что черт-то меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все!” (Раскольников — Соне об убийстве, часть 5 глава IV)

“Пусть, пусть я подлец, она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена.” .(Мармеладов о себе и о жене, часть 1 глава II)

“. такова уже черта моя, а я прирожденный скот!” (Мармеладов о себе, часть 1 глава II)

Я низкий человек, Дуня.” (Раскольников о себе, часть 6 глава VII)

“— Эх, Родион Романыч, не совсем словам верьте; может, и не совсем будет на покой! Ведь это только теория, да еще моя-с, а я вам что за авторитет? Я, может быть, и сам от вас кой-что даже и теперь скрываю-с. Не всё же мне вам так взять да и выложить, хе-хе! Второе дело: как какая выгода? Да известно ли вам, какая вам за это воспоследует сбавка?” (Порфирий о явке с повинной, часть 6 глава II)

Катерина Ивановна

Катерину Ивановну Мармеладову также можно считать двойником Раскольникова. Она, как и сам главный герой, образованна, умна, горяча и горда. Она, как и Раскольников, понимает, что с ее умом и образованием она достойна лучшей жизни:

“. совсем даже не для такой доли и была воспитана, а воспитана была в «благородном, можно даже сказать, в аристократическом полковничьем доме», и уж вовсе не для того готовилась, чтобы самой мести пол и мыть по ночам детские тряпки.” (мысли Катерины Ивановны, часть 5 глава II)

Дуня Раскольникова отчасти тоже является двойником своего брата Родиона Раскольникова. Раскольников переступает черту, то есть совершает преступление, лишая жизни старуху и ее сестру. Дуня же готова “переступить” черту, переступить через себя и выйти замуж не по любви за Лужина ради того, чтобы спасти семью от нищеты. По сути Дуня идет на преступление против самой себя и лишает себя шанса выйти замуж по любви или, если и не по любви, то хотя бы за достойного человека, который бы любил ее.

Кроме того, Дуня и Раскольников могут считаться двойниками и потому, что они очень похожи не только внешне, но и по характеру:

“А знаете, Авдотья Романовна, вы сами ужасно как похожи на вашего брата, даже во всем! — брякнул он вдруг. ” (Разумихин о Дуне, часть 3 глава II)

Это были материалы о двойниках Раскольникова в романе “Преступление и наказание” Достоевского, анализ темы “двойничества” в произведении.

Читайте также:
Стих для 2 лет про новый год: сборник простых стишков для детей и малышей

Сочинение Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского

В романе Ф.М.Достоевского присутствует множество разных героев, которые, казалось бы, совсем не связаны с центральной фигурой произведения – Родионом Раскольниковым. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле каждый персонаж, введенный автором в сюжет романа, способствует более полному раскрытию образа главного героя, поэтому тема двойничества имеет большое значение для понимания сути данного произведения.

Не зря Достоевский дал своему герою столь говорящую фамилию. Личность Раскольникова противоречива, и подобно разобранной мозаике, состоит из различных разбросанных друг от друга частей. У каждой из них есть собственное отражение, заключенное в образе отдельного персонажа.

Дмитрий Разумихин

Единственный друг Родиона Раскольникова является одним из его двойников. С одной стороны, студент представляет собой антипод главного героя. В отличие от него, Разумихин энергичен, общителен и жизнерадостен. С другой стороны, их объединяет молодость, ум, порядочность и благородство. В своих мечтах о светлом будущем они также очень похожи. Только вот пути достижения поставленной цели они выбирают разные: Разумихин непрестанно трудится, чтобы выбраться из нищеты, а Раскольников не в силах ждать, поэтому идет на преступление.

Пётр Петрович Лужин

Избранник сестры Раскольникова отличается безнравственностью и жутким лицемерием: под маской благородства он всячески старается скрыть свою лживую и подлую натуру. В чем же состоит двойничество Лужина и Раскольникова? Их объединяет общий подход к достижению цели – «Все средства хороши». И тот, и другой, по своей сути, являются эгоистами.

Свидригайлов

Данный персонаж являет собой образ порочного человека, безнравственного и аморального. С первых строчек он вызывает у читателя особую неприязнь к своей персоне. Однажды в разговоре с Раскольниковым он произносит такую фразу: «Мы одного поля ягоды», что указывает на непосредственную схожесть этих персонажей. Подобно Свидригайлову главный герой совершает злодеяние и не чувствует при этом раскаяния. Так же как и Раскольников, Свидригайлов характеризуется противоречивым характером. Несмотря на все свои пороки, этот человек способен на благородные поступки. И все же гнилая сущность Свидригайлова никуда не девается, она служит примером того, к чему может прийти человек, отрицающий законы нравственности и морали.

Лебезятников

Андрей Семёнович являет собой образец увлеченности, представленный автором в гротескной форме. Он есть пародия на Раскольникова, одержимого своей идеей. Лебезятников – человек безобидный, добрый и глупый. Он так же, как и Раскольников, осуждает лицемерие и подлость Лужина.

Следователь

Мудрый и талантливый следователь Порфирий Петрович искренне сочувствует главному герою. Он понимает Раскольникова, поскольку сам когда-то чуть было не поддался веянию современных теорий, но сумел вовремя одуматься. Теперь он призывает Раскольникова отказаться от своих идей, убеждает его в бесполезности и пагубности одолевающих его мыслей.

Авдотья Романовна Раскольникова

Автор указывает на ее внешнее сходство с братом, а также говорит о родстве духовном. Гордость, ум и независимость объединяет этих двух людей. Однако, в отличие от брата, Авдотья благодаря этим чертам выбирает правильную дорогу в жизни, умеет разбираться в людях и не совершает серьезных ошибок в своей жизни.

Софья Семёновна Мармеладова

Сонечка Мармеладова – самый важный человек в жизни Раскольникова. Она верит в Бога, отличается благородством и добротой. С Раскольниковым ее сближает факт совершения преступления, в результате которого оба они становятся отверженными для общества. Соня стремится к раскаянию и искуплению вины, в то время как Раскольников убежден в своей правоте. Это их отличает. Благодаря образу Сони Мармеладовой писатель раскрывает суть произведения, показывая бессмысленность и бесчеловечность теории главного героя.

Двойники Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание

Родион Раскольников – молодой человек, бывший студент, совершивший преступление. К этому приводить его бесчеловечная идея, о делении людей на два типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». Но вначале своего пути Раскольников и не подозревал, что есть люди, которые уже живут по его теории. Таких людей мы называем двойниками Раскольникова.

Читайте также:
«Слово о погибели Русской земли» краткое содержание произведения, история исследования времени, анализ, жанр, характеристика

Пётр Петрович Лужин – надворный советник, солидный и богатый человек лет сорока пяти, бывший жених Дуни Раскольниковой. Когда Родион мешает его планам. Лужин «снимает маску», от его солидности не остаётся и следа, зато выходят наружу злость, жадность и бездушие. Для достижения собственных целей он перешагивает через все преграды, считая, что ему всё позволено. Единственный бог Петра Лужина – это деньги. Только их он бережёт, к ним стремится и их считает ценностью. На примере Лужина Раскольников видит всю бесчеловечность самоутверждения за счёт бед других людей.

Аркадий Иванович Свидригайлов предстаёт перед читателем изначально плохим человеком. Вокруг него ходит множество сплетен о том, например, как он бил свою жену, а потом и вовсе отравил её, он виновен в смерти своего лакея и он же пытался сделать Дуню своей любовницей. Из всех этих сплетен правдой является только последняя. На протяжении же всего романа Аркадий Свидригайлов совершает добрые дела: он обеспечивает детей Мармеладовых, готов заплатить Дуне лишь бы она не выходила за Лужина, обещает Раскольникову оплатить его поездку в Америку, чтобы скрыться от полиции. Вся проблема в том, что и добро, и зло Свидригайлов делает только от скуки, не преследуя никаких целей. Поняв, что жить без убеждений и намерений невозможно, а Дуня никогда не полюбит и не простит его, Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством, застреливаясь из револьвера. Его сходство с Раскольниковым в том, что он также считает, что нормы морали существуют только для «тварей дрожащих», «вшей», а не людей. Себя же они считали «право имеющими», а потому и переступали через нравы ради своих каких-то целей.

Следующим двойником Раскольникова является Андрей Лебезятников. О нём узнаём из рассказа Семёна Мармеладова – господин Лебезятников избил его жену Катерину Ивановну. Однако, у Лебезятникова есть совесть и он умеет сочувствовать окружающим. Это читатель видит в сцене с обвинениями Лужина к Соне – Андрей вступается за Мармеладова вместе с Раскольниковым. Сходство Лебезятникова с Раскольниковым в раздвоенной личности, ведь с одной стороны он поступает бесчеловечно для своего морального удовлетворения, но с другой – имеет отзывчивую к несправедливости душу.

Тем не менее, узнавая Лебезятникова, Лужина и Свидригайлова, Раскольников не может принять жизнь «сильных мира сего», продолжая при этом причислять себя к «право имеющим». Ему неприятны люди, живущие по его теории. Сталкивая Раскольникова со своими двойниками, Ф.М. Достоевский опровергает теорию Родиона, вскрывает её антигуманную, аморальную суть. Также такое столкновение помогает лучше увидеть черты как двойников, так и самого Раскольникова.

Также читают:

Картинка к сочинению Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Детство – это возрастной период от младенчества до юности. Главным героем в повести «Детство» оказывается мальчик- Николенька Игнатьев.

Почти все картины, написанные этим художником, олицетворяют уникальность нашей природы и родных просторов, умелой рукой мастера на них запечатлено неподвижное изображение, которое полно льющихся звуков, запахов и движений природы.

Я очень люблю воскресенье, ведь в этот день я с родителями обычно гуляю в парке. Он довольно большой, поэтому ходить там можно часами. Порой мы с родителями неспешно прогуливаемся дорожками парка

Жанровая направленность произведения представляет собой фантастический сатирически-философский роман в стиле путешествия, основной тематикой которого является проявление человеческих моральных принципов.

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» присутствует очень точный и трогательный образ попа, которого встречают главные герои. Они спрашивают у него, как ему живётся на Руси, а поп и начинает свой рассказ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: