Аришка-Трусишка – краткое содержание, основная тема и мысль

Читательский дневник по рассказу В. Бианки «Аришка-трусишка»

Произведения В. Бианки используются в дошкольных учреждениях и начальных классах для воспитания у детей бережного отношения к природе, умения слушать и слышать её. Но у писателя есть небольшие рассказы, которые раскрывают и этические моменты жизни. Например, «Аришка-Трусишка». Для читательского дневника это произведение можно использовать, чтобы учить младших школьников понимать мир природы и оценивать моральную сторону поступков.

Сведения о книге

В настоящее время положение с формированием у ребёнка читательских навыков ухудшается. Одна из проблем — неумение школьников эффективно находить знания, ориентироваться в потоке информации о литературных произведениях. В этом помогут данные о конкретном тексте:

  • Автор: Виталий Валентинович Бианки.
  • Название: «Аришка-Трусишка».
  • Жанр: рассказ.
  • Год написания: 1950 (в 1952 году были внесены изменения).

Персонажи произведения

Действующих лиц в рассказе немного.

Это колхозники, которые живут и работают рядом с девочкой и её мамой, и животные — герои многих историй писателя. Главные в этом рассказе:

  • Аришка — девочка, которая всего боялась, за что её называли Трусишкой.
  • Федора — мать Арины, любящая и заботливая.
  • медвежонок — очень маленький, в первую встречу испугался девочки.

Незнакомые слова

Следует обратить внимание школьников на использование фразеологического оборота «сердце оборвалось» — «человек неожиданно испугался». Кроме того, многие слова, использованные в тексте, современным юным читателям будут непонятны, ведь произведение было создано в середине прошлого века.

Лучший вариант для объяснения таких слов — иллюстрации.

Например:

  • крынка — высокий сосуд из глины для молока;
  • чулан — помещение в доме, кладовая;
  • лукошко — небольшая корзина для сбора ягода и грибов;
  • погреб — холодное помещение под полом для хранения продуктов;
  • колхоз — коллективное хозяйство (историческое слово);
  • колхозники — люди, которые вместе трудились в колхозе и вместе делили заработанное.

Текст в сокращении

Работала в колхозе женщина по имени Федора, а у неё подрастала дочка Арина. Все звали девочку Аришка-Трусишка. Она от мамы ни на шаг не отходила. И работать не давала, и от неё помощи никакой не было.

Попросит мать воды принести, Аришка губы надует и говорит, что боится идти на пруд — там лягушки «прыгучие». Приходится Федоре самой и воду таскать, и стирать. Скажет она дочери, чтобы та бельё на чердаке повесила сушиться, а Аришка не идёт и ворчит, что паук «ползучий» её напугает. И снова мать сама лезет бельё развешивать.

Даже крынку молока из чулана принести у Аришки-Трусишки не допроситься, потому что там мыши «хвостатые», их девочка тоже боится.

Однажды летом колхозники убирали сено на лугу у большого леса. Аришка маме работать мешала, за юбку держалась. В колхозе все знали, что дочурка у Федоры — главная сластёна, к ягодам всегда липнет. Вот мать и придумала, как дочку отвлечь. Сказала, что в лесу на опушке много сладкой малины, можно целое лукошко набрать. Показала девочке полянку и велела далеко в лес не уходить, потому что там могут быть дикие звери.

Работала Федора спокойно, никто ей не мешал. В обед собралась она за дочкой в лес, а та уже сама навстречу идёт. И ягод набрала, и сама вся в малиновом соке измазалась. Удивилась мать, откуда столько ягод у Ариши, а дочка сказала, что забрела в большой малинник за ручьём. Ещё добавила, что никаких зверей она не видела, только маленького медвежонка.

Рассказала девочка, что хотела поиграть с мишкой, но он испугался и на дерево залез. А рядом кто-то ходил, ворчал грубым голосом, но из кустов так и не вышел. Тут Федора испугалась, поняла она, что где-то рядом ходила мать-медведица.

Колхозники услышали это, схватили вилы и кинулись в большой лес. Там и вправду увидели большую медведицу, но она ушла от них и увела другого своего малыша. Того медвежонка, который на дерево залез, люди привели и подарили Аришке.

После того случая прошёл год, медвежонок вырос, но от девочки никуда. Она сама ещё маленькая, в первый класс пошла, но Мишки своего не боится.

Совсем другая стала — матери помогает, сама везде ходит — всем девочкам пример. Аришкой-Трусишкой никто её не называет, а только Аришей с Мишей, не иначе. Вот и думают люди, чего она раньше всего боялась?

План пересказа

Одним из основных навыков в начальной школе является навык работы с текстом. Деление содержания на смысловые части облегчает изложение текста в краткой форме:

  1. Федора и её дочь-трусишка.
  2. Мама отправляет дочурку за малиной.
  3. Встреча девочки с медвежонком.
  4. Ариша и Миша.

Идея сюжета

«Не думай о страхе, так его и не будет». Эта пословица точно выражает смысл рассказа. Маленькие дети часто всего боятся, их пугает неизвестность. По-настоящему опасных ситуаций они иногда не понимают, не умеют видеть их.

Быть осторожными и внимательными, знать, чего нужно бояться, а о чём не стоит беспокоиться — вот что важно для каждого человека, особенно для ребёнка. Эту мысль хотел донести автор до каждого читателя.

Виталий Бианки всегда писал о природе как её защитник. С любовью написан и этот рассказ. Тем не менее, необходима разъяснительная беседа со школьниками о том, что нельзя легкомысленно относится к общению с дикими животными, недопустимо содержать их в неволе.

Об этом важно напомнить ученикам, обсуждая с ними фрагмент произведения о дружбе девочки и медведя.

Отзывы о прочитанном

Аришка боялась того, чего не нужно было пугаться. А настоящую опасность не увидела. Нужно, чтобы человек думал о том, что с ним может случиться. Не думай о страхе, так его и не будет.

Мне жалко, что колхозники привели медвежонка к Аришке. Надо было его отпустить к маме-медведице, которая без него скучала.

Я думаю, сначала Ариша просто ленилась. Маме не помогала, поэтому придумывала, что всего боится.

Читайте также:
Стихи про родителей - трогательные до слез, короткие со смыслом

«Аришка-Трусишка» — краткое содержание рассказа В. Бианки для читательского дневника

Сюжет — краткое содержание

  1. В одной деревеньке жила девочка Аришка, которая боялась всего вокруг.
  2. Однажды Аришка пошла с мамой на покос, а та отправила девочку собирать малину.
  3. Аришка вернулась с малиной и рассказала, что встретила медвежонка.
  4. Колхозники бросились в малинник, спугнули медведицу и поймали медвежонка.
  5. Аришка подружилась с медвежонком, и тот везде бегал за девочкой.
  6. А Аришка перестала всего бояться.

Краткое содержание произведения можно прочитать здесь, там же вы найдете еще один вариант краткого содержания для читательского дневника

Краткое содержание “Аришка-Трусишка” для читательского дневника

ФИО автора: Бианки Виталий Валентинович

Название: «Аришка-Трусишка»

Число страниц: 12. Бианки Виталий Валентинович. «Аришка-Трусишка». Издательство «Детиздат». 2021 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1950 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Пословицы к произведению

У страха глаза велики.

Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Волков бояться, в лес не ходить.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Сюжет

Среди знакомых и родных маленькая девочка Аришка слыла страшной трусихой. Она боялась всего на свете: пауков на чердаке, мышей в чулане, лягушек в пруду. Оттого и матери своей не помогала по хозяйству, потому что боялась всякой живности. Чтобы не оставаться одной в доме, Аришка часто ходила с мамой на работу. Федора была доброй женщиной и не бранила трусливую дочку.

Как-то раз Федора отправилась с колхозниками на покос, а Аришку попросила собрать в лесу малину. Собирая ягоды, девочка увидела маленького медвежонка. Как ни странно, она его не испугалась, хотя и следовало бы. Просто неопытная девочка не знала, что рядом с медвежонком может находиться его мать-медведица.

Федора, услышав рассказ дочери, очень испугалась – медведица опасный зверь. Мужики, взяв с собой вилы и топоры, отправились в лес. Они спугнули медведицу, которая скрылась в лесной чаще, а медвежонка привели в деревню на поводке.

Медвежонка Мишку оставили Аришке, которая к нему очень привязалась, и с тех пор больше никого и ничего не боялась.

«Аришка-Трусишка» — читательский дневник по сказке В. Бианки

Аришка – трусливая девочка-неумеха по прозвищу Трусишка.

Федора – мать Аришки, колхозница, добрая и любящая женщина.

Миша – медвежонок, ставший другом Аришки.

Тема произведения

Как свой страх преодолеть.

Краткое содержание и сюжет

Среди знакомых и родных маленькая девочка Аришка слыла страшной трусихой. Она боялась всего на свете: пауков на чердаке, мышей в чулане, лягушек в водоеме. Оттого и матери своей не помогала по хозяйству, потому что боялась всякой живности. Чтобы не оставаться одной в доме, Аришка часто увязывалась с мамой на работу. Федора была доброй женщиной, и не бранила трусливую дочку.

Как-то раз Федора отправилась с колхозниками на покос, а Аришку попросила собрать в лесу малину. Собирая ягоды, девочка увидела маленького медвежонка. Как ни странно, но она его не испугалась, хотя и следовало бы. Просто неопытная девочка не знала, что рядом с медвежонком может находиться его мать-медведица.

Федора, услышав рассказ дочери, очень испугалась – медведица была опасным зверем. Мужики, взяв с собой вилы и топоры, отправились в лес. Они вспугнули медведицу, которая скрылась в лесной чаще, а медвежонка привели в деревню на поводке.

Медвежонка Мишку оставили Аришке, которая к нему очень привязалась, и с тех пор больше никого и ничего не боялась.

План пересказа

  • Трусливая Аришка.
  • Страх перед лягушками, пауками и мышами.
  • Сбор малины.
  • Медвежонок на дереве.
  • Колхозники прогоняют медведицу и забирают медвежонка.
  • Медвежонок Миша – лучший друг Аришки.
  • Храбрая Аришка с Мишкой.

Основная мысль

Человек сам придумывает себе страхи, от которых же и страдает.

Чему учит

Рассказ учит быть храбрым, отважным, ответственным за все свои поступки. Также он учит тому, что все страхи живут внутри самого человека, и, проявив желание и настойчивость, с ними можно справиться своими силами. Произведение учит любить природу, заботиться о братьях наших меньших.

Отзыв

На протяжении истории видно, как меняется Аришка. Из робкой трусишки она превращается в храбрую девочку, которой удалось побороть свои страхи. Кроме того, она берет на себя ответственность за воспитание и уход за своим новым пушистым другом Мишкой.

Пословицы

  • У страха глаза велики.
  • Волков бояться в лес не ходить.
  • Не думай о страхе, так его и не будет.
  • Смелый там найдет, где робкий потеряет.
  • Смелость города берет.

Что понравилось

Понравилось, как отреагировала Аришка на медвежонка в лесу. Трусишка, которая боялась даже пауков, не оробела при виде дикого зверя, пусть даже и маленького. Хорошо, что она не повстречалась с грозной медведицей, и все закончилось хорошо.

Вывод

Сказка учит быть храбрыми, смелыми, решительными и настойчиво бороться со страхами. Также произведение учит любить природу и братьев меньших, тогда и они ответят взаимностью.

Популярные сегодня пересказы

  • Волшебная лампа Аладдина — краткое содержание сказки
    В персидском городе проживал мальчик по имени Алладин, он был из бедной семьи. Он много бездельничал и то и дело воровал фрукты в чужих садах. А когда Алладину исполнилось пятнадцать лет
  • Человек-амфибия — краткое содержание романа Беляева
    С первых страниц произведения перед нами предстает Бальтазар, который был помощником капитана небольшого корабля Педро Зуриты. Старый индеец только собирался засыпать, как услышал песню.
  • Копи царя Соломона — краткое содержание романа Хаггарда
    Никто не может сказать жил ли на самом деле царь Соломон, но вот то, что есть драгоценности царя никто и никогда не сомневается это точно. Сколько экспедиций было отправлено на поиски
  • Краткое содержание былины Святогор-богатырь
    Былина Святогор-богатырь повествует о сильнейшем богатыре на Руси, жившем на Святых горах. Он мог передвигаться только по каменистой местности, так как земля не могла его удержать. Ростом превышал самые высокие леса
Читайте также:
Я научилась просто, мудро жить анализ - тема, идея стиха Ахматовой

Отзывы для читательского дневника

Сегодня я прочитала интересную книжку-раскраску «Аришка-трусишка». Больше всего мне, конечно, понравилась сама Аришка: она боялась мышей и лягушек, потому что те были ползучими и прыгучими, но не испугалась медвежонка, потому что он показался ей милым. Наверное, она даже не догадывалась, что медведей нужно бояться. А потом она и мышей с лягушками перестала бояться, став настоящей маминой помощницей. Самое замечательное, что её перестали дразнить трусишкой в деревне: теперь её все уважали и звали Аришей с Мишей.

Это очень поучительное и доброе произведение Бианки. Краткое содержание «Аришки-трусишки» для читательского дневника позволит в сокращении узнать историю очень храброй и самоотверженной девочки, но всё же советую познакомиться с этим произведением целиком.

Конечно, у каждого человека есть различные небольшие страхи: например, бояться пауков — это вполне нормально. Но при этом всё равно можно считаться смелым человеком. Такой же была и Аришка: она забрела далеко в лес и не испугалась медведей, а впоследствии медвежонок даже стал её питомцем и другом.

Интересные темы

  • Анализ повести Палата номер 6
    А.П. Чехов пытался показать свое отношение к режиму императора через повесть «Палата номер 6». В ней было показано, как данный режим ущемлял людей, которые представляли интеллигенцию.
  • Денис Григорьев в рассказе Злоумышленник
    Денис Григорьев – это персонаж чеховского рассказа «Злоумышленник» Он был не очень умным человеком, который занимался скручиванием гаек на железнодорожных путях. За этим занятием его и застал
  • Некрасов — Железная дорога
    Отец и Ваня едут в поезде по железной дороге. Они встречаются с рассказчиком, беседуют о строителях дороги. Ваня засыпает, ему сниться сон, что люди, бывшие строителями этой дороги, рассказыв
  • Пантелеев — Фенька
    Л. Пантелеев в произведении под названием «Фенька» рассказывает об одном из простых вечеров, когда он во время чтения книги, обращает внимание на необычные звуки. Шум доносился со стороны ок

Сказки Бианки «Аришка-Трусишка» краткое содержание

В рассказе Бианки «Аришка-Трусишка» читать можно о дочере колхозницы Федоры – маленькой Аришке, которую все село нарекло Аришкой-Трусишкой. На то была причина – девочка боялась всего на свете и ни на шаг не отходила от матери. Бывало, что попросит ее мама принести воды из пруда, а Аришка отказывается идти, потому что боится лягушек. А развесить белье на чердаке девочка не могла, потому что там был огромный паук.
И вот Федора из сказки Бианки «Аришка-Трусишка» вместе с другими крестьянами работает в поле. Аришка не отходит от матери не на шаг и мешает ей. Тогда женщина придумала маленькую хитрость. Она знала, что ее дочка обожает ягоды, а недалеко от покоса, на опушке растет много малины. Федора сказала об этом девочке, но предупредила, чтобы дочка не уходила глубоко в лес. Узнав про малину, девочка с радостью отправилась собирать сладкие ягоды.

Далее в сказке Бианки «Аришка-Трусишка» кратком содержании вы узнаете, как окончился рабочий день Федоры. Женщина была рада, тому, что Аришка целый день собирала ягоды и даже ни разу не позвала ее. Когда настало время полдника, Федора окликнула дочку, и девочка вышла из леса с полным лукошком малины. Женщина спросила ее, где она нашла так много ягод. На что Аришка ответила ей, что нашла большой куст в лесу за ручьем.

Федора удивилась, как дочка не побоялась зайти так далеко, да еще и не заблудилась как главный герой повести Пришвина «Кладовая солнца». Поэтому мама спросила у девочки, не видела ли она в лесу каких-нибудь зверей. На что Аришка ей спокойным голосом ответила, что заметила лишь маленького медвежонка, который испугался ее и залез на дерево. Федора забеспокоилась. Она начала расспрашивать у дочери, не было ли еще кого-нибудь в лесу. Аришка сказала, что слышала, как недалеко от нее в кустах кто-то ходил и сопел. Девочка подумала, что это просто другой мужчина собирал малину, начала звать его, но он не вышел. После этих слов Федора поняла, что это вокруг главной героини рассказа «Аришка-Трусишка» Бианки ходила медведица, которая наблюдала за своим сыном.

Далее сказка Бианки «Аришка-Трусишка» текст рассказывает нам, что как только это услышали другие колхозники, они сразу же взяли вилы и пошли в лес. Медведица ушла от них с другим медвежонком. А того, который испугавшись девочки залез на дерево, мужчины сняли и привели на поводке к девочке.

С тех пор прошел ровно год. Аришка уже пошла в школу, а медвежонок вырос во взрослого медведя. Но он ходит по пятам за девочкой так же, как и она когда-то ходила за мамой. После этой истории никто не называет ее Аришкой-Трусишкой. Все теперь зовут ее Аришей с Мишей. И не напрасно – девочка теперь ничего не боится: ни лягушек на пруду, ни паука на чердаке.

Отзыв

На протяжении истории видно, как меняется Аришка. Из робкой трусишки она превращается в храбрую девочку, которой удалось побороть свои страхи. Кроме того, она берет на себя ответственность за воспитание и уход за своим новым пушистым другом Мишкой.

Рисунок-иллюстрация к сказке Аришка-трусишка.

Бианки “Аришка-Трусишка”: краткое содержание, 5, 6 предложений, что писать?

Аришку, Федорину дочку, все называли трусишкой: уж больно пуглива она была: воды принести не может – в пруду лягушки, а она их боится, белье на чердаке развесить не может – там живет злой паук, даже молока из чулана не в состоянии принести – там, дескать, мыши. Так и жила Аришка-Трусишка, пока однажды не приключилась с ней история.

Читайте также:
Образ России в поэме Мертвые души - краткое описание дворянства

Пошла Аришка малину собирать и увидела маленького медвежонка. Стала Аришка медвежонка ловить, а тот от нее на дерево залез. Когда Аришка рассказала об этом маме, та не на шутку встревожилась, ведь где медвежонок, там и медведица должна быть.

В общем, пошли колхозники в лес, поймали медвежонка и стал он у Аришки жить-поживать. Вымахал в огромного медведя. И больше ничего не боится Аришка. Ее теперь так и называют -Аришка с Мишкой.

В сказке Виталия Бианки идет речь о девочке по имени Аришка, которая с детства была очень пугливым ребенком. Аришка-трусишка боялась всего: лягушек, мышей, пауков и постоянно цеплялась за мамину юбку.

Однажды на работе в поле мама Аришки Федора придумала такую хитрость. Женщина предложила дочери отправиться в соседний лесок собрать малины. На удивление, обычно капризная девочка целый день никого не беспокоила.

Когда же Аришка возвратилась из леса, она радостно заявила, что видела в лесу медвежонка, который от испуга забрался на дерево. Кроме того, рядом в кустах бродил “ворчливый дяденька”.

Федора вместе с другими работниками сразу поняла, какая опасность угрожала девочке, ведь Аришка повстречала в лесу медведицу с медвежонком.

Вскоре односельчане действительно поймали медвежонка. Его подарили Арише, и он вырос в большого, послушного дрессированного медведя.

В деревне над Аришей больше никто не смеялся, ведь девочке удалось справиться со своими прежними страхами.

В рассказе Виталия Бианки “Аришка-Трусишка” читатель знакомится с очень пугливой и слегка ленивой девочкой Ариной. Она по пятам ходит за мамой Федорой и не может помочь ей стирать белье на пруду, ведь там лягушки, развесить белье сушиться на чердаке, ведь там пауки.

В общем, мама девочка не помогает.

Колхозники едут на дальний покос. Федора, что бы дочка не мешала ей работать, отправляет ее в лесок за малиной. Ариша, большая сластена, с радостью идет в малинник.

Возвращается она только к вечеру, вся в малиновом соке и с лукошком ягод. Арина рассказывает, как встретила медвежонка, тот испугался и забрался на дерево. А в кустах кто-то трещал ветками и недовольно шумел.

Все понимают, что в кустах искала медвежонка мама-медведица. Колхозники с вилами бросаются в малинник, но медведица со вторым медвежонком уходит в лес. А медвежонка с дерева приводят на ремне к Арине.

Так медвежонок дома у Арины и остается, и вырастает в огромного медведя. Девочка после того случая в малиннике уже не боится каждого шороха и маме по дому помогает изо всех сил. Федора на дочь-помощницу не нарадуется.

Теперь все зовут девочку Аришей с Мишей, а не Аришкой-Трусишкой.

По рассказу В. Бианки “Армшка-трусишка” можно составить такое краткое содержание для читательского дневника.

Все зовут девочку Аришкой-трусишкой, так как она боится всего на свете:

лягушку в пруду, паука на чердаке, мышей в чулане. Из-за своих страхов она не помогает маме принести воды из пруда, отказывается помочь развешивать белье на чердаке или принести молока из чулана.

Однажды пришлось маме Федоре с колхозниками поехать на покос, и девочка, конечно, увязалась за ней. Мама Федора отправила Аришку в лес за малиной. В малиннике девочка встретила медвежонка,который сам ее испугался и залез на дерево. Вернувшись с ягодами, Аришка рассказала о своей встрече с медвежонком и о том, что кто-то ворчал и возился в кустах. Девочка не знала, что ей грозила настоящая опасность, а не мнимая в виде лягушки или паука. Там была медведица, от встречи с которой девчушке бы не поздоровилось.

Колхозники поймали медвежонка. И теперь Аришка нашла себе друга и перестала бояться всего на свете. Она стала настоящей помощницей маме.

Краткое содержание рассказа Бианки “Аришка-Трусишка”.

  1. Девочка Аришка боялась всего на свете – лягушек, пауков, мышей.
  2. Летом Аришка с мамой были на покосе в лесу и Федора отправила Аришку за малиной
  3. До самого вечера Аришка ни кого не беспокоила, а потом пришла вся в малине
  4. Аришка загнала на дерево маленького медвежонка и звала на помощь кого-то большого, кто бродил в малине, думая, что это колхозник.
  5. Мама Федора сразу поняла, что это была медведица и колхозники побежали в лес с вилами. но медведица ушла.
  6. Медвежонка поймали, подарили Аришке, он за год вырос и все время ходит за Аришкой, а Аришка уже ничего не боится.

Жили-были работница колхоза Федора и её маленькая дочка Арина, которую все называли Аришкой-трусишкой. А все потому, что была она боязливой и мнительной – всего на свете боялась. Поэтому она ходила с матерью на работу, что мешало женщине продуктивно трудиться. Федора и придумала отправить Арину в лес за малиной. Девочка ушла, а мать работала в этот день очень эффективно.

Аришка-трусишка вернулась с целой корзинкой малины и рассказала матери, что в лесу нет зверей, только один маленький мишка на дереве сидит. А еще в кустах кто-то урчал, но снять медвежонка с дерева не помог.

Федора сообразила, что неподалеку от Аришки и мишки находилась медведица и рассказала об этом сельским мужикам. Те бросились в лес и нашли-таки медвежонка, да и доставили его Аришке. Мишка подрастал и привязался к девочке, и Аришке теперь жить веселее стало. Ведь она перестала всего бояться, потому что у неё такой друг и защитник появился.

У одной женщины в колхозе была дочь по имени Арина. Все ее звали Аришка-трусишка. Плюс ко всему Аришка была еще и лентяйкой.

Читайте также:
Чистоговорки для детей читать онлайн на нашем сайте

Федора постоянно на работе, а Аришка все крутится под ногами. И ни о чем ее попросить нельзя. То Аришка пауков боится, то лягушек, то мышей. Так мать сама все дела и делает.

Однажды летом весь колхоз был не сенокосе. Аришка как всегда мешала матери. Тогда Федора послала ее в лес за малиной, на что девочка в миг согласилась.

Поработала Федора и пошла за Аришкой. Видит Аришка сама идет, да еще и с малиной. И в этот раз Аришка ничего не испугалась и даже наоборот. Медвежонок сам от нее на дерево залез.

Федору чуть удар не взял. Ведь медвежонок один не гуляет, а в кустах на самом деле был не мужик, а медведица. Схватили мужики что под руку попалось и привели медвежонка Аришке.

Отныне Аришка и медвежонок вместе. Теперь Аришка ничего не боится.

Короткая сказка Бианки “Аришка-Трусишка” повествует о девочке по имени Аришке, дочери Федоры, которая боялась в начале сказки всего на свете, а затем перестала бояться даже медведей. Краткое содержание можно написать так:

  1. Безуспешные попытки мамы Федоры приобщить Аришку к домашней работе, но девочка боится всего и отказывается.
  2. Маме колхознице нужно работать в поле, она отправляет Аришку в лес собирать малину, чтоб та не мешала, приговаривая далеко не заходить.
  3. Весь день девочки не видно, к вечеру она возвращается вся испачканная малиной и с полным лукошком ягод.
  4. Девочка рассказывает маме о встрече с медвежонком и о том, как то ее испугался и залез на дерево, упоминает о медведице.
  5. Жители прогоняют медведицу и ловят медвежонка и дарят его Аришке.
  6. Аришка теперь ничего не боится, даже своего огромного Мишутку.

В начале сказки все называют девочку Аришка-Трусишка, а затем уже Аришка с Мишкой. Она стала смелой, не боится больше ни лягушек, ни мышей, ни пауков и помогает маме по дому, ходит в школу.

В читательский дневник можно записать следующее:

Рассказ “Аришка-трусишка” Виталия Бианки повествует о маленькой девочке Аришке, дочке колхозницы Федоры, которая всего боялась: то мышей, то паука, то лягушек. Из-за этого страха, девочку в деревне и прозвали Аришкой-трусишкой. Однажды, когда мать работала в поле, Аришка стала собирать малину в лесу, да медвежонка встретила, не испугалась. Медвежонок испугался и залез на дерево. Когда Аришка вернулась и рассказала обо всем матери, пришла очередь матери испугаться, ведь мать-медведиха могла разорвать девочку, оберегая своего медвежонка.

Колхозники пошли в лес, медведица с другим медвежонком скрылась, а тот, что залез на дерево теперь живет у Аришки, только ее теперь трусишкой не зовут, а зовут Аришой с Мишей.

Главная мысль рассказа “Аришка трусишка” – здесь.

Замечательный рассказ В. Бианки написал про Арину – девочку, которая жила со своей мамой и всего боялась. Аришка ходила с ней на работу и женщина не могла нормально трудиться. Чтобы ее дочка не беспокоила она ее решила отправить в лес малины набрать. На удивление девочка согласилась и пошла за малиной. Вернулась она очень возбужденная и стала рассказывать как она встретила медвежонка, который ее испугался и на дерево залез, а в кустах кто-то “урчал”. Федора испугалась за дочку. Колхозники пошли в лес и нашли медвежонка, да подарили девочке. Она сама росла и медведь рос. Так Аришка стала с Мишкой, а не трусишкой.

Лев Николаевич Толстой – это не только великий писатель, но и философ. Родился Толстой Л.Н. в очень богатой аристократической семье. Должен был получить образование в Казанском университете, но не окончил его, так как отправился на войну с Дагестаном и Чечней. Именно тут появились его первые серьезные произведения: “Детство”, “Юность”, “Отрочество”.

После войны, некоторое время путешествовал, в чем был сильно разочарован. Вернулся к себе на Родину, в Ясную поляну, где открыл школу для простых крестьянских детей, и занялся просвятительской деятельностью.

Самыми яркими произведениями Толстого Л.Н. являются – “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”, “Живой труп” и многие другие.

В 1910 году Лев Николаевич в тайне от своей семьи покидает Ясную Поляну, однако по дороге сильно заболевает, и выходит из поезда. В доме у начальника станции Астапово Лев Николаевич доживает свои последние дни.

Фильм снят по мотивам реальных событий, которые произошли на мюнхенской Олимпиаде 70-го года. Правда, создатели фильма добавили и художественный вымысел, а не только показали хронологию тез событий.

В сборной СССР по баскетболу – новый тренер, Владимир Гаранжин, который настолько уверен в своей команде, что обещает завоевать золотые медали на Олимпийских играх.

На самом деле победить американцев в баскетболе совсем не просто, ведь в нашей команде не было негров – прирожденных баскетболистов, да и популярен баскетбол в СССР далеко не так, как в США.

Тренеру пришлось приложить немалые усилия, чтобы достичь обещанного, жизнь каждого члена сборной стала для него такой же важной, как собственная, но в итоге сборная СССР выигрывает у американцев на последних секундах.

Не будем рыскать по интернету и запишем сами краткое содержание этой сказки, которое будет таким:

  • Живет одна семья: дед с бабкой и три их дочери. Две старшие – страшные завистницы и ленивицы, а младшенькая – рукодельница и скромница. Вздумалось как-то деду поехать на ярмарку. Спрашивает он у дочерей – каких гостинчиков им привезти. Старшие шелка и бархата для обновок попросили, а младшенькой и наливного яблочка на серебряном блюдечке достаточным было. На смех ее подняли сестрицы, да Машенька все оно на своем стоит.
  • Привез дед из города подарочки дочерям. Младшая сразу стала яблочко по блюдечку катать, а сестрицы только дивятся тому, какую красоту блюдечко показывает, вся Русь-матушка, как на ладошке, видна. Вздумали они отобрать у Машеньки ее подарочек, начали в лес заманивать.
  • Девушка не чуя беды пошла с ними по ягоды. Пришли девушки в лес, а ягод никак найти не могут. Тогда Маша снова свой подарочек достала и стало видно на блюдечке на какой полянке ягоды искать. Тут уж сестрицы и вовсе не смогли свою зависть и злость усмирить, взяли они палку и убили сестрицу. Под березкой схоронили, яблоко с блюдечком забрали и домой воротились.
  • Дед с бабкой расстроились. Отец велел принести яблоко, чтобы оно показало что с его младшей дочерью стало. Старшие дочки испугались, но перечить отцу не посмели. Да только не показало ничего блюдечко, помертвел подарочек.
  • Тем временем по лесу пастушок ходил, искал овечку от стада отбившуюся. Да заприметил тростиночку, что посреди лазоревых цветов выросла около березоньки. Сделал он себе из травушки дудочку и не успел к губам поднести, как дудочка Машиным голоском запела.
  • Испугался пастушок, в деревню прибежал и стал рассказывать сельчанам, что с ним случилось. Услыхал отец Машин о дудочке, сам решил на ней поиграть. Тут уж дудочка рассказала, как Машу сестрицы убили. Повинились старшие дочки, в ноги отцу упали. А дудочка тем временем снова запела и сказала, чтобы отец за живой водой к царю отправлялся.
  • Дед к царю пришел, о беде своей рассказал. Тот, понятно дело, разрешил из колодца живительной водицы набрать. Взбрызнули водицей Машеньку, та и ожила. Увидал царь какая красавица-дочь у старика и замуж ее за себя позвал. На радостях и по просьбе Маши старших сестриц простили и на волю отпустили. А сказка честным пиром на весь мир завершилась.
Читайте также:
Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза" ℹ характеристика Екатерины Кабановой, описание внешности, детство и жизнь в родительском доме, отношение Кабанихи к Катерине, любовь с Борисом, смерть

Теперь немного о главных героях и злодеях этой сказки:

  • главной героиней выступает младшая дочь Маша, сюда же можно отнести ее отца, который и подарки привез и в конце произведения спас свою дочь, оживив хрустальной водой из царского колодца;
  • злодеек две – это старшие сестрицы, наполненные гневом и завистью по отношению к своей младшей сестре.

Главная тема, чему учит сказка?

  • Не завидовать другому, ибо это чувство разрушает человека и способно довести его до ужасного поступка, что мы увидали на примере старших дочерей.
  • Не хвалиться, не показывать лишний раз свои богатства, дары посторонним, дабы не вызывать у них зависть. Не надо было Машеньке свое яблочко с блюдечком так открыто сестрам показывать, ведь никто не знает когда и почему у человека возникает чувство зависти по отношению к вам, т.е. не надо и самим провоцировать это качество у других.
  • И, конечно, основной лейтмотив сказки – это победа Добра над Злом (злодеяниями), когда по заслугам и вознаграждение приходит главному герою.

Пример отзыва для читательского дневника

  • В сказе про серебряное блюдечко и наливное яблочко мы узнаем о том, как зависть двух старших сестер приводит к гибели их младшенькой сестрицы. Им страсть, как захотелось отнять у нее наливное яблочко с блюдечком, и они лишили ее жизни. Благодаря пастушку и дудочке вся деревня узнала о гибели Маши. Отец сумел достать живой воды и оживить свою дочку. Маша стала царской невестой и простила своих неразумных сестер.

Чистоговорки для развития речи детей

Мелихова Ирина Валерьевна
Чистоговорки для развития речи детей

Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика, “Речевого куба”.

А вообще чистоговорка – это шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.

Основная задача чистоговорок – обучение детей четкому произношению звуков.

А-а-а-шире ротик, детвора.

А-а-а-у меня болит нога.

У-у-у-губы хоботком тяну.

У-у-у-всех детей зову.

И-и-и-ротик к ушкам растяни.

О-о-о-я надел пальто.

Ба-ба-ба – новая труба.

Бу-бу-бу – взяли мы трубу.

Бы-бы-бы – нет трубы.

Бы-бы-бы – иду в лес я по грибы.

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Ву-ву-ву – я сниму сову.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

Гу-гу-гу – Гале помогу.

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Гу-гу-гу – я гуляю на лугу.

Гу-гу-гу – хорошо на берегу.

Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога.

Ги-ги-ги – Машенька, беги.

Ги-ги-ги – за шаром беги.

Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Да-да-да – у меня вода.

Да-да-да – буду строить города.

Да-да-да – горяча вода.

Ды-ды-ды – нет воды.

Ды-ды-ды – на снегу следы.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду.

Ду-ду-ду – я по ягоды иду.

Ду-ду-ду – я по лугу иду.

Ду-ду-ду – в зоопарк иду.

До-до-до – там на дереве гнездо.

Жа-жа-жа – мы видели ежа.

Жи-жи-жи – под кустом живут ежи.

Жи-жи-жи – бегут ежи.

Жу-жу-жу – молока дадим ежу.

Жу-жу-жу – помогу ежу.

Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

За-за-за – в огороде коза.

За-за-за – вот летает стрекоза.

За-за-за – у куклы синие глаза.

Зе-зе-зе – Зоя едет на Козе.

Зу-зу-зу – я яблоко грызу.

Зу-зу-зу – накормлю козу.

Зу-зу-зу – не боюсь козу.

Зы-зы-зы – язык длинный у козы.

Зы-зы-зы – у меня две козы.

Зя-зя-зя – мы видели язя.

Зи-зи-зи – резину привези.

Ай-ай-ай – скоро месяц май.

Уй-уй-уй – ветер, дуй.

Ой-ой-ой – возьми меня с собой.

Ой-ой-ой – скачет заинька косой.

Эй-эй-эй – воды попей.

Ка-ка-ка – бежит река.

Читайте также:
Протест Катерины против тёмного царства в пьесе А.Н. Островского «Гроза» ℹ конфликт и противостояние героини, сила и слабость характера, поступки персонажа

Ко-ко-ко – вижу далеко.

Ку-ку-ку – кукушка на суку.

Ку-ку-ку – взяли дети по совку.

Ак-ак-ак – у реки рыбак.

Ак-ак-ак – расцветает мак.

Ук-ук-ук – а в траве сидит паук.

Ок-ок-ок – на дворе снежок.

Ки-ки-ки – это кубики.

Ки-ки-ки – мы гуляли у реки.

Ла-ла-ла – лопата и пила.

Ла-ла-ла – не забьете мне гола.

Ла-ла-ла – видишь, кружится юла?

Ла-ла-ла – я малинник нашла.

Ло-ло-ло – у меня весло.

Лы-лы-лы – новые котлы.

Лу-лу-лу – купили пилу.

Лу-лу-лу – заведу юлу.

Ал-ал-ал – темный подвал.

Ал-ал-ал – мяч в ворота не попал.

Ал-ал-ал – сказку дедушка читал.

Ол-ол-ол – вымыли пол.

Ол-ол-ол – начинается футбол.

Ул-ул-ул – новый стул.

Ул-ул-ул – ветерок подул.

Ул-ул-ул – зимний лес уснул.

Ил-ил-ил – я полы помыл.

Ил-ил-ил – в барабан я бил.

Алка-алка – у Володи палка.

Олка-олка – у Володи иголка.

Улка-улка – у Володи булка.

Илка-илка – у Володи вилка.

Ля-ля-ля – зеленые поля.

Ли-ли-ли – малину мы несли.

Лю-лю-лю – малину я люблю.

Ле-ле-ле – еду на осле.

Ма-ма-ма-дома я сама.

Ма-ма-ма – буду строить я дома.

Ма – ма – ма – на дворе зима.

Ма – ма – ма – вот пришла зима.

Ма – ма – ма – я поймал сома.

Ум-ум-ум – вот аквариум.

Ом-ом-ом – мы гулять идем.

Ом-ом-ом – это снежный ком.

Ом-ом-ом – слепим снежный дом.

Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

Мы-мы-мы – дождались зимы.

Ми-ми-ми – поем ноту ми.

Ме-ме-ме – дай –ка травки мне.

На-на-на – лампа у окна.

Ну-ну-ну – саночки тяну.

Ан-ан-ан – мне купили барабан.

Ан-ан-ан – сшила мама сарафан.

Ни-ни-ни – звонок, звони.

Ень-ень-ень – теплый день.

Па-па-па – на столе крупа.

Пы-пы-пы – варю кашу из крупы.

Пы-пы-пы – нет крупы.

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп – варю вкусный суп.

Уп-уп-уп – мы ели суп.

Пи-пи-пи – пирожок купи.

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра – во дворе гора.

Ра-ра-ра – в лес идти пора.

Ра-ра-ра – сад полить пора.

Ра-ра-ра – пришла зимняя пора.

Ра-ра-ра – вьюга с самого утра.

Ра-ра-ра – суп варить пора.

Ра-ра-ра – суп снимать пора.

Ры-ры-ры – летят комары.

Ры-ры-ры – прокачусь с горы.

Ры-ры-ры – в камышах живут бобры.

Ры-ры-ры – любит Варечка шары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Ру-ру-ру – взяли дети по ведру.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ар-ар-ар – летит комар.

Ар-ар-ар – рядом синий шар.

Ар-ар-ар – улетает синий шар.

Ар-ар-ар – это красный шар.

Ар-ар-ар – над кастрюлей пар.

Ор-ор-ор – у Ромы топор.

Ур-ур-ур – не гоняй кур.

Ир-ир-ир – мы за мир.

Арка-арка – у Ромы марка.

Орка-орка – крутая горка.

Урка-урка – кошка Мурка.

Ирка-ирка – у Иры дырка.

Ря-ря-ря – синие моря.

Ре-ре-ре – санки на горе.

Рю-рю-рю – репу я варю.

Рю-рю-рю – на ромашку я смотрю.

Рю-рю-рю – тебе песенку дарю.

Ри-ри-ри – горят фонари.

Ри-ри-ри – на рябину посмотри.

Ри-ри-ри – там расселись снегири.

Ри-ри-ри – ты на небо посмотри.

Ри-ри-ри – на мартышек посмотри.

Ри-ри-ри – на меня ты посмотри.

Арь-арь-арь – у меня букварь.

Орь-орь-орь – у Серёжи корь.

Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.

Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.

Са-са-са – в окно летит оса.

Са-са-са – на траве роса.

Са-са-са – у меня коса.

Са-са-са – в сказке были чудеса.

Са-са-са – в норе живет лиса.

Са-са-са – будку сделали для пса.

Су-су-су – не боюсь осу.

Су-су-су – заплету косу.

Су-су-су – наточу косу.

Су-су-су – я гулял вчера в лесу.

Сы-сы-сы – у сома усы.

Сы-сы-сы – есть лисята у лисы.

Сы-сы-сы – нет осы.

Сы-сы-сы – у меня две косы.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ас-ас-ас – я пью квас.

Ас-ас-ас- белка делает запас.

Ос-ос-ос – у собаки нос.

Ос-ос-ос – я укутал шарфом нос.

Ис-ис-ис – я ем рис.

Ус-ус-ус – я ем мусс.

Аска-аска – у Сони маска.

Оска-оска – у Сони соска.

Иска-иска – у Сони миска.

Уска-уска – у Сони блузка.

Ся-ся-ся – мы видели гуся.

Се-се-се – еду на гусе.

Си-си-си – сено принеси.

Ась-ась-ась – плывет карась.

Та-та-та – я везу кота.

Ту-ту-ту – помоги коту.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ты-ты-ты – у куклы белые банты.

Ты-ты-ты – я люблю цветы.

То-то-то – я иду в пальто.

От-от-от – летит в небе самолет.

От-от-от – испугался серый кот.

Тя-тя-тя – у меня дитя.

Ти-ти-ти – со мной не шути.

Ит-ит-ит – каша пшенная кипит.

Ить-ить-ить – я хочу пить.

Те-те-те – чайник на плите.

Ать-ать-ать – я иду гулять.

Еть-еть-еть – я буду петь.

Ха-ха-ха – пышный хвост у петуха.

Ха-ха-ха – испугали петуха.

Ху-ху-ху – ели мы уху.

Ух-ух-ух – ходит по двору петух.

Ух-ух-ух – развалился домик – бух!

Их-их-их – ветерок затих.

Ох-ох-ох – зеленый мох.

Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

Ца-ца-ца – вот идет овца.

Ца-ца-ца – дождик льется без конца.

Цу-цу-цу – не боюсь овцу.

Цы-цы-цы – нет овцы.

Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.

Ец-ец-ец – мы ели огурец.

Ац-ац-ац – у меня матрац.

Ча-ча-ча – дай мне калача.

Чу-чу-чу – я гулять хочу.

Чу-чу-чу – на скакалке я скачу.

Чу-чу-чу – в самолете я лечу.

Чу-чу-чу – стать я летчиком хочу.

Чу-чу-чу – быстро всех домчу.

Чу-чу-чу – я колесами стучу.

Чи-чи-чи – красные кирпичи.

Чо-чо-чо – ох, как горячо!

Читайте также:
Мастер и Маргарита - краткое содержание по главам, анализ героев

Ач-ач-ач – пришел врач.

Ач-ач-ач – подарил мне папа мяч.

Оч-оч-оч – скоро ночь.

Ич-ич-ич – красный кирпич.

Ич-ич-ич – из песка пекут кулич.

Уч-уч-уч – у меня ключ.

Уч-уч-уч – в небе много туч.

Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.

Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.

Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.

Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.

Чок-чок-чок – вдруг упала на бочок.

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Ша-ша-ша – вижу я в воде ерша.

Шу-шу-шу – помогите малышу.

Шу-шу-шу – я траву кошу.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Ши-ши-ши – зашумели камыши.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш – дайте карандаш.

Аш-аш-аш – это котик наш.

Ош-ош-ош – у меня нож.

Иш-иш-иш – у меня малыш.

Уш-уш-уш – теплый душ.

Ашка-ашка-ашка – летит букашка.

Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.

Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.

Щу-щу-щу – я тебя ищу.

Щу-щу-щу – я сома тащу.

Щу-щу-щу – васильки ищу.

Ще-ще-ще – я в плаще.

Щи-щи-щи – мы ели щи.

Щи-щи-щи – осенью нужны плащи.

Щи-щи-щи – паровоз, состав тащи!

Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.

Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.

Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.

Игры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактическая игра для развития речи детей «Определи слово» Авторская дидактическая игра для развития речи детей :”Определи слово”. Цель: учить детей различать близкие по звучанию слова; развивать.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:”Дидактическая игра как средство развития речи детей-“Кто (что) здесь лишнее?”(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра для развития речи детей «Угадай, чего не стало?» Дидактическая игра для развития речи детей :” Угадай, чего не стало?”. Цель игры: учить детей запоминать предметы и их изображения, расположение.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей» Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».Чистоговорки и скороговорки – это уникальное явление языковой культуры.

Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути» Как известно по утверждению Сухомлинского В. А., “ум ребенка находится на кончиках его пальцев”, а с другой стороны, речевое развитие – показатель.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» – заметила в свое время.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Скороговорки и чистоговорки

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

Га-га-га – у меня болит нога.
Ге-ге-ге — болит палец на ноге.
Ги-ги-ги — снять ботинок помоги.

— Гуси, гуси! — Га-га-га!
— Есть хотите? — Да-да-да!

Ду-до-да – гудят провода.
Да-да-да – теплая вода.
Ду-ду-ду – спать я не пойду.
Де-де-де – я не знаю где.
Ди-ди-ди – спокойно посиди.

Жа – жа — жа – залетели два чижа.
Жа — жа — жа – мы видели ежа.
Жа – жа — жа – есть иголки у ежа.
Жа – жа — жа – поймали мы ежа.
Жа – жа — жа – принесли домой ежа.
Жи – жи — жи – здесь живут ежи.
Жу – жу — жу – молоко дали ежу.
Же — ж е — же – дождь прошел уже.
Жо — жо — жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.
Жу – жу — жу – на траве лежу.
Жи – жи — жи – фокус покажи.

За-за-за – приближается гроза.
За-за-за – уходи домой, коза.
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

За-са-за – это стрекоза.
За-са-за – летит стрекоза.
Зы-сы-зы – крылья есть у стрекозы.
Зой-зой-зой – я бегу за стрекозой.
Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу

Ла-ла-ла – вот пила.
Лой-лой-лой – пилим мы пилой.
Лы-лы-лы – нет пилы.
Лу-лу-лу – сломали мы пилу.
Лу-лу-лу – купили новую пилу.

Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул- у нас сломался стул
Оль-оль-оль – мы купили соль.
Лу-ру-лу – дворник взял метлу.
Ла-ра-ла – вот машина.
Ла-ла-ла – вот юла.
Лу-лу-лу – подарили мне юлу
Ла-ла-ла – кружится юла.
Лой-лой-лой – я люблю играть с юлой

Ма-ма-ма – дома я сама.
Му-му-му – молоко кому?
Мо-мо-мо – едим эскимо.
Мы-мы-мы – прочитали мы.
Ми-ми-ми- поем ноту ми.

Ор-ор — вот топор.
Ор-ор – я принес топор.

Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчиков шары.
Ры-ры-ры – у мальчиков шары
Ру-ру-ру – продолжим мы игру.
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ри-ри ри – на ветках снегири.
Ро-ро-ро – у нас новое ведро.
Ро-ло-ро – на полу стоит ведро.
Ра-ла-ра – пол мы мыли из ведра.
Ра-ра-ра – у мышонка есть нора.
Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.
Ра-ра-ра — — весь мусор уберем с утра.
Ро-ро-ро – весь мусор соберем в ведро.
Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.
Ри-ри-ри – на ветках снегири.
Ри-ри-ри – двор уберем – раз-два-три.
Ры-ры-ры – не заметили жары.
Ар-ар-ар – кипит наш самовар.
Ор-ор-ор – созрел красный помидор.
Ор-ор-ор – ядовитый мухомор.
Ор-ор-ор – в бору вырос мухомор.
Ор-ор-ор- нельзя есть мухомор.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.

Читайте также:
Тени сизые смесились анализ стиха Тютчева - сюжет, настроение

Этот РОбот не простой,
Этот РОбот заводной.
РОбот вертит головой,
РОбот топает ногой
Он тогда такой смешной.

Са-са-са – на дворе роса.
Са-са-са – в лесу бывает лиса.
Са-са-са — у меня лиса.
Су-су-су – даю Саше лису.
Са-са-са – у кого лиса?

Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – мы видели осу.
Са-са-са – летит оса.
Са-са-са – прилетела оса.
Су-су-су – мы прогоним осу.
Са-са-са – улетела оса.
Сы-сы-сы – не боимся мы осы.

Со-со-со у Светланы колесо.
Со-со-со – мы сменили колесо.
Су-су-су- было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.
Си-си-си – ты сырочек откуси.
Ся-ся-ся – мы поймали карася.
Ся-ся-ся – Костя ловит карася.

Сы-сы-сы – у Семена нет косы.
Са-са-са – вот коса.
Са-са-са – острая коса.
Сой-сой – траву косили мы косой.

Сы-чи-сы – вот часы.
Сы-чи-сы – идут часы.
Сов-сов-сов – есть стрелки у часов.
Сы-чи-сы – похожи стрелки на часы.

Солнце — Солнце – золотое донце.
Солнце – солнышко – свети.
Солнце – солнышко – гори.

Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты- ты – сметану съели все коты.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Ат-ат-ат – берем с собой самокат.

Уа-уа – в коляске плачет детвора.
Ау-ау – кто потерялся, не пойму.
У-у-у-у – воет волк в лесу.
Ух-ух-ух – накалился наш утюг.
Уч-уч-уч – светит в окно солнца луч.
Ур-ур-ур – кошка нам сказала: «Мур».

Ца-ца-ца – слушай скуку до конца.
Цу-цу-цу – дело близится к концу.
Цы-цы- цы – обрубаем все концы.
Це-це-це – что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец – зиме конец.
Ец-ец – летит скворец.
Ца-ца-ца – мы видели скворца.
Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.
Ца-ца-ца – два кольца.
Цо-цо-цо – умой свое лицо.
Цо-цо-цо – снесла курица яйцо.
Цы-цы-цы – съели огурцы.

Ча-ча-ча – была Таня у врача.
Ча- ча- ча – горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу- молоточком я стучу.
Чи-чи-чи – пышат в печке калачи.
Час-час-час – детвора пустилась в пляс.
Оч-оч-оч – наступила ночь.

ПАУЧОК
Чок-чок – это паучок.
Чок-чок – за печкой паучок.
Чок-чок – ткет паутину паучок.
Чок-чок – ждет добычу паучок.

Камышам пищала мышь:
— Шорох ваш нарушил тишь!
Шепчут шумно камыши:
— Тише, мышка, не шурши!
Шелест твой услышит кошка,
Шла бы к бабушке ты, крошка
Нас ослушаешься,мышка, —
Кошка – цап тебя, глупышка!
В общем, мышь, не шебурши,
Лучше в норку поспеши.
Не послушалась их мышка,
Запищала вновь малышка:
— Для меня, бесстрашной,
кошка –
Что для той же кошки
мошка…
С той поры не слышно
мышки,
Шаловливой хвастунишки
Владимир Кремнев

Ша-ша-ша – мы любим малыша.
Ша-ша- ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша – я сижу у шалаша.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Аш – аш-аш – у Марины карандаш.
Кыш-кыш-кыш- шутит с кошкой мышь.
Ыш-ыш-ыш – боится кошка мышь.
Ыш-ыш-ыш – шуршит под лавкой мышь.
Шей-шей-шей – я боюсь мышей.
Ошка-ошка-ошка – лови мышка кошку.
Ёшь-ёшь-ёшь – шишку себе набьёшь.
Ушка-ушка – вот моя подушка
Ушка-ушка – мягкая подушка.
Ушку-ушку – на кровать кладу подушку.
Ушке-ушке – спать я буду на подушке.

Ща-ща-ща – поймал Вова леща.
Щи-щи-щи – в реке живут лещи.
Ещ-ещ-ещ – лещь рыба, а не вещь.
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ща-ща-ща – ходит щука вокруг леща.
Ща-ща-ща – не поймает хищница леща.
Ща-ща-ща – Саша ходит без плаща.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.
Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.

Ял-ял-ял – кисель полезный, в нем крахмал.
Яр-яр-яр – сделал стол и стул столяр.

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Чистоговорки для развития речи детей

Чистоговорки для развития речи ваших малышей с тематическими карточками для распечатки. При помощи чистоговорок вы сможете выработать четкую дикцию у детей, не прибегая к помощи логопеда, сформируете у ребенка внятную, фразовую и правильную речь.

Звук Б

Ба-ба-ба – во дворе изба.

Ба-ба-ба – на крыше труба.

Читайте также:
Размазня - краткое содержание рассказа Чехова, основная мысль

Бе-бе-бе – кот сидит на трубе.

Би-би-би – сидят под крышей голуби.

Бу-бу-бу – папа смотрит в трубу.

Бу-бу-бу – сидит муха на лбу.

Бы-бы-бы – на пеньке грибы.

Бы-бы-бы – за двором дубы.

Звук В

Ва-ва-ва – есть в лесу трава.

Ва-ва-ва – на деревьях листва.

Ве-ве-ве – я сижу в траве.

Ве-ве-ве – венок на голове.

Ву-ву-ву – я вижу сову.

Вы-вы-вы – не боюсь совы.

Ва-ва-ва – улетай сова!

Ви-ви-ви – деток позови.

Звук Г

Гу-гу-гу – бык пасется на лугу.

Га-га-га – у быка рога.

Ги-ги-ги – ты быстрей беги.

Ги-ги-ги – ноги береги.

Ги-ги-ги – печет мама пироги.

Ге-ге-ге – есть начинка в пироге.

Гу-гу-гу – ждать я больше не могу.

Га-га-га – дай мне мама пирога.

Звук Д

Да-да-да – в колодце вода.

Де-де-де – ведра мои где?

Ду-ду-ду – ведра я найду.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

До-до-до – над колодцем гнездо.

Де-де-де – птенцы в гнезде.

Ди-ди-ди – птенцов не буди.

Ди-ди-ди – тихо иди.

Звук Ж

Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.

Жи-жи-жи – еж, животик покажи!

Жо-жо-жо – стало осенью свежо.

Жу-жу-жу – может холодно ежу?

Жу-жу-жу – я ежу платок свяжу.

Же-же-же – хочет ежик есть уже.

Жу-жу-жу – молока налью ежу.

Жу-жу-жу – спать ежа я уложу.

Жа-жа-жа – утром выпустим ежа.

Жи-жи-жи – еж, ежаток покажи!

Звук З

За-за-за – убежала в лес коза.

За-за-за – надвигается гроза.

Зу-зу-зу – мы идем искать козу.

Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.

Зы-зы-зы – не видать козы!

Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе.

За-за-за – всюду волчьи глаза.

Зу-зу-зу – у реки нашли козу.

Зи-зи-зи – нас теперь домой вези!

Звук К

Ка-ка-ка – мы вчера спасли жука.

Ке-ке-ке – бедный жук тонул в реке.

Ки-ки-ки – неуклюжие жуки!

Ку-ку-ку – не взлететь теперь жуку.

Ка-ка-ка – обсушили мы жука.

Ки-ки-ки – жук расправил крылышки.

Ко-ко-ко – улетел жук далеко.

Ак-ак-ак – не догнать жука никак.

Звук Л

Ла-ла-ла – наша Маша весела.

Лю-лю-лю – дочку я свою люблю.

Ла-ла-ла – Маша папе помогла.

Лу-лу-лу – Маша принесла пилу.

Ул-ул-ул – папа чинит стул.

Лу-лу-лу – папа насорил в углу.

Ли-ли-ли – комната в пыли.

Ла-ла-ла – Маша в доме убрала.

Ла-ла-ла – Маша пылесосила.

Лы-лы-лы – Маша вымыла полы.

Ло-ло-ло – стало в комнате светло.

Звук М

Ме-ме-ме – мы готовимся к зиме.

Ма-ма-ма – шапку я вяжу сама.

Мо-мо-мо – не хотим мы эскимо.

Му-му-му – странно, почему?!

Мы-мы-мы – долго ждали мы зимы.

Ма-ма-ма – вот пришла зима.

Ми-ми-ми – санки, брат, свои возьми.

Му-му-му – на каток тебя возьму.

Ме-ме-ме – очень рады мы зиме!

Звук Н

На-на-на – видел я во сне слона.

Но-но-но – сон похож мой на кино.

Ни-ни-ни – в цирке яркие огни.

Ни-ни-ни – были в цирке мы одни.

Не-не-не – я катался на слоне.

Ну-ну-ну – уши я чесал слону.

Он-он-он – жаль, закончился мой сон.

Ня-ня-ня – папа разбудил меня.

Звук П

Уп-уп-уп – мы варить собрались суп.

Па-па-па – нам нужна крупа.

Пе-пе-пе – мошки завелись в крупе.

Пи-пи-пи – Антон, крупы купи!

Пы-пы-пы – в доме нет крупы.

По-по-по – есть крупа в «Сельпо».

Уп-уп-уп – будет вкусный суп.

Звук Р

Ре-ре-ре – лето на дворе.

Ра-ра-ра – на улице жара.

Ре-ре-ре – встану на заре.

Ру-ру-ру – созову детвору.

Ор-ор-ор – заведу разговор.

Ир-ир-ир – кто будет командир?

Ру-ру-ру – мы придумали игру.

Ры-ры-ры – для игры нужны шары.

Ры-ры-ры – мы идем искать шары.

Ры-ры-ры – пить хотим от жары.

Ри-ри-ри – воды, Петя, набери.

Ро-ро-ро – для воды возьми ведро.

Рю-рю-рю – ведро детям подарю.

Ра-ра-ра – будем пить из ведра.

Ры-ры-ры – Катя принесла шары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Звук С

Су-су-су – были с папой мы в лесу.

Су-су-су – в лесу видели лису.

Са-са-са – испугалась нас лиса.

Се-се-се – рыбу дали мы лисе.

Сы-сы-сы – еще дали колбасы.

Са-са-са – но не стала есть лиса.

Со-со-со – спряталась за колесо.

Си-си-си – лиса, больше не проси!

Си-си-си – лучше ноги уноси.

Звук Т

Ты-ты-ты – я нарвал в саду цветы.

Та-та-та – будет в доме красота.

Ти-ти-ти – как приятно их нести.

Ат-ат-ат – бесподобный аромат!

Ту-ту-ту – прохожу я по мосту.

Те-те-те – страшно мне на высоте.

Та-та-та – вижу под мостом кота.

То-то-то – под котом лежит пальто.

От-от-от – спит в пальто бездомный кот.

Ти-ти-ти – нужно рыбки принести.

От-от-от – пусть поест бездомный кот.

Звук Ф

Фа-фа-фа – город есть такой – Уфа.

Аф-аф-аф – в городе жил старый граф.

Фе-фе-фе – граф спал только на софе.

Аф-аф-аф – был у графа черный шкаф.

Фу-фу-фу – синий фрак висел в шкафу.

Фэ-фэ-фэ – во фраке граф ходил в кафе.

Звук Х

Ох-ох-ох – во дворе переполох.

Ух-ух-ух – летят перья, летит пух.

Ха-ха-ха – два подрались петуха.

Ху-ху-ху – двор в пуху.

Хи-хи-хи – драться любят петухи.

Ах-ах-ах – тихо я сижу в кустах.

Хи-хи-хи – сочиняю я стихи.

Ах-ах-ах – я пишу о петухах.

Звук Ц

Ца-ца-ца – дождь с утра льет без конца.

Це-це-це – гуляла я на улице.

Цо-цо-цо – я запачкала лицо.

Ца-ца-ца – я у папы умница.

Цо-цо-цо – в ванной вымою лицо.

Цу-цу-цу – чистой я приду к отцу.

Цо-цо-цо – съем на ужин я яйцо.

Читайте также:
Стихи к подаркам - читать онлайн прикольные, смешные, шуточные

Цы-цы-цы – и доем все огурцы.

Цу-цу-цу – день приблизился к концу.

Ец-ец-ец – я сегодня молодец!

Звук Ч

Чи-чи-чи – привезли нам кирпичи.

Чу-чу-чу – я построить душ хочу.

Ич-ич-ич – долго мне носить кирпич.

Ча-ча-ча – слишком много кирпича.

Очь-очь-очь – быстро наступила ночь.

Чу-чу-чу – я домой попасть хочу.

Чи-чи-чи – не найду никак ключи.

Ча-ча-ча – срочно мне нужна свеча.

Чи-чи-чи – нужно отыскать ключи.

Чу-чу-чу – в темноте зажгу свечу.

Чо-чо-чо – от свечи мне горячо.

Че-че-че – фитиль яркий на свече.

Чи-чи-чи – я нашел в траве ключи.

Чом-чом-чом – я открою дверь ключом.

Звук Ш

Ша-ша-ша – мы сидим у шалаша.

Ши-ши-ши – шумят рядом камыши.

Шу-шу-шу –я дрова в костер ношу.

Шо-шо-шо – у костра нам хорошо.

Ше-ше-ше – тесно в нашем шалаше.

Ыш-ыш-ыш – плачет в шалаше малыш.

Ша-ша-ша – заберем мы малыша.

Ош-ош-ош – до чего ж малыш хорош.

Шу-шу-шу – будем петь мы малышу.

Аш-аш-аш – сладко спит ребенок наш.

Ши-ши-ши – любят песни малыши.

Звук Щ

Щи-щи-щи – мы вчера доели щи.

Ща-ща-ща – сварит мама нам борща.

Ощ-ощ-ощ – очень вкусный мамин борщ.

Ощ-ощ-ощ – за окном льет сильный дождь.

Ащ-ащ-ащ – дома брат забыл свой плащ.

Ща-ща-ща – брат промок весь без плаща.

Ща-ща-ща – но за то принес леща.

Щё-щё-щё – и ерша принёс ещё.

Щу-щу-щу – полотенце поищу.

Щу-щу-щу – брата в дождь не отпущу.

Ще-ще-ще – ходят под дождем в плаще.

Скачайте во вложениях чистоговорки для развития речи детей в виде картинок-карточек на каждый отельный звук, распечатайте их на цветном принтере, вырежьте по отдельности и приступайте к занятиям. А можете приклеить их скотчем на холодильник (например по одной в день) и ребенок должен целый день повоторять чистоговорки с приклеенной картинки. На следующий день – другая картинка и т.д.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Все для раннего Развития Детей

Страницы

  • Главная страница
  • Дети до 1 года
  • Дети от 1 до 2 лет
  • Дети от 2 до 3 лет
  • Дети от 3 до 4 лет
  • Дети от 4 до 5 лет
  • Дети от 5 до 7 лет
  • Мир Вокруг Нас
  • Здоровье Детей
  • Математика-Логика
  • Азбука-Грамматика
  • Английский для Детей
  • Развивающие КНИГИ
  • Развивающие Игрушки
  • Раскраски
  • Сайт

Чистоговорки – учимся правильно говорить

Коллекция русских скороговорок и Чистоговорок

Упражнения по развитию речи

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.

Чистогооврки с быстрым проговариванием

  • У Сени и Сани сом с усами.
  • Сеня в сени сено вез.
  • У осы не усы, не усищи, а усики.
  • Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
  • Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Восьмой кол вбили в частокол.
  • Топали да топали, дотопали до тополя.
  • Дятел дуб долбил, да не додолбил.
  • В один, Клим, клин колоти.
  • Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.
  • Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
  • Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
  • Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
  • Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
  • Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
  • Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
  • Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
  • Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
  • Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
  • Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
  • Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).

Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:

  • Жутко жуку жить на суку.
  • Ежу на ужин жук нужен.
  • У ужа ужата, у ежа – ежата.
  • Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.
  • По двору, по подворью в добром здоровье.
  • У нас на подворье погода размокропогодилась.
  • Свинья тупорыла весь двор перерыла.
  • Летят пичужки через три пустые избушки.
  • У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.
  • Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
  • На кочке квочка, квочка на кочке.
  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
  • Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.
  • Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.
  • Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: