Читательский дневник по рассказу В. Бианки «Аришка-трусишка»
Произведения В. Бианки используются в дошкольных учреждениях и начальных классах для воспитания у детей бережного отношения к природе, умения слушать и слышать её. Но у писателя есть небольшие рассказы, которые раскрывают и этические моменты жизни. Например, «Аришка-Трусишка». Для читательского дневника это произведение можно использовать, чтобы учить младших школьников понимать мир природы и оценивать моральную сторону поступков.
Сведения о книге
В настоящее время положение с формированием у ребёнка читательских навыков ухудшается. Одна из проблем — неумение школьников эффективно находить знания, ориентироваться в потоке информации о литературных произведениях. В этом помогут данные о конкретном тексте:
- Автор: Виталий Валентинович Бианки.
- Название: «Аришка-Трусишка».
- Жанр: рассказ.
- Год написания: 1950 (в 1952 году были внесены изменения).
Персонажи произведения
Действующих лиц в рассказе немного.
Это колхозники, которые живут и работают рядом с девочкой и её мамой, и животные — герои многих историй писателя. Главные в этом рассказе:
- Аришка — девочка, которая всего боялась, за что её называли Трусишкой.
- Федора — мать Арины, любящая и заботливая.
- медвежонок — очень маленький, в первую встречу испугался девочки.
Незнакомые слова
Следует обратить внимание школьников на использование фразеологического оборота «сердце оборвалось» — «человек неожиданно испугался». Кроме того, многие слова, использованные в тексте, современным юным читателям будут непонятны, ведь произведение было создано в середине прошлого века.
Лучший вариант для объяснения таких слов — иллюстрации.
Например:
- крынка — высокий сосуд из глины для молока;
- чулан — помещение в доме, кладовая;
- лукошко — небольшая корзина для сбора ягода и грибов;
- погреб — холодное помещение под полом для хранения продуктов;
- колхоз — коллективное хозяйство (историческое слово);
- колхозники — люди, которые вместе трудились в колхозе и вместе делили заработанное.
Текст в сокращении
Работала в колхозе женщина по имени Федора, а у неё подрастала дочка Арина. Все звали девочку Аришка-Трусишка. Она от мамы ни на шаг не отходила. И работать не давала, и от неё помощи никакой не было.
Попросит мать воды принести, Аришка губы надует и говорит, что боится идти на пруд — там лягушки «прыгучие». Приходится Федоре самой и воду таскать, и стирать. Скажет она дочери, чтобы та бельё на чердаке повесила сушиться, а Аришка не идёт и ворчит, что паук «ползучий» её напугает. И снова мать сама лезет бельё развешивать.
Даже крынку молока из чулана принести у Аришки-Трусишки не допроситься, потому что там мыши «хвостатые», их девочка тоже боится.
Однажды летом колхозники убирали сено на лугу у большого леса. Аришка маме работать мешала, за юбку держалась. В колхозе все знали, что дочурка у Федоры — главная сластёна, к ягодам всегда липнет. Вот мать и придумала, как дочку отвлечь. Сказала, что в лесу на опушке много сладкой малины, можно целое лукошко набрать. Показала девочке полянку и велела далеко в лес не уходить, потому что там могут быть дикие звери.
Работала Федора спокойно, никто ей не мешал. В обед собралась она за дочкой в лес, а та уже сама навстречу идёт. И ягод набрала, и сама вся в малиновом соке измазалась. Удивилась мать, откуда столько ягод у Ариши, а дочка сказала, что забрела в большой малинник за ручьём. Ещё добавила, что никаких зверей она не видела, только маленького медвежонка.
Рассказала девочка, что хотела поиграть с мишкой, но он испугался и на дерево залез. А рядом кто-то ходил, ворчал грубым голосом, но из кустов так и не вышел. Тут Федора испугалась, поняла она, что где-то рядом ходила мать-медведица.
Колхозники услышали это, схватили вилы и кинулись в большой лес. Там и вправду увидели большую медведицу, но она ушла от них и увела другого своего малыша. Того медвежонка, который на дерево залез, люди привели и подарили Аришке.
После того случая прошёл год, медвежонок вырос, но от девочки никуда. Она сама ещё маленькая, в первый класс пошла, но Мишки своего не боится.
Совсем другая стала — матери помогает, сама везде ходит — всем девочкам пример. Аришкой-Трусишкой никто её не называет, а только Аришей с Мишей, не иначе. Вот и думают люди, чего она раньше всего боялась?
План пересказа
Одним из основных навыков в начальной школе является навык работы с текстом. Деление содержания на смысловые части облегчает изложение текста в краткой форме:
- Федора и её дочь-трусишка.
- Мама отправляет дочурку за малиной.
- Встреча девочки с медвежонком.
- Ариша и Миша.
Идея сюжета
«Не думай о страхе, так его и не будет». Эта пословица точно выражает смысл рассказа. Маленькие дети часто всего боятся, их пугает неизвестность. По-настоящему опасных ситуаций они иногда не понимают, не умеют видеть их.
Быть осторожными и внимательными, знать, чего нужно бояться, а о чём не стоит беспокоиться — вот что важно для каждого человека, особенно для ребёнка. Эту мысль хотел донести автор до каждого читателя.
Виталий Бианки всегда писал о природе как её защитник. С любовью написан и этот рассказ. Тем не менее, необходима разъяснительная беседа со школьниками о том, что нельзя легкомысленно относится к общению с дикими животными, недопустимо содержать их в неволе.
Об этом важно напомнить ученикам, обсуждая с ними фрагмент произведения о дружбе девочки и медведя.
Отзывы о прочитанном
Аришка боялась того, чего не нужно было пугаться. А настоящую опасность не увидела. Нужно, чтобы человек думал о том, что с ним может случиться. Не думай о страхе, так его и не будет.
Мне жалко, что колхозники привели медвежонка к Аришке. Надо было его отпустить к маме-медведице, которая без него скучала.
Я думаю, сначала Ариша просто ленилась. Маме не помогала, поэтому придумывала, что всего боится.
«Аришка-Трусишка» — краткое содержание рассказа В. Бианки для читательского дневника
Сюжет — краткое содержание
- В одной деревеньке жила девочка Аришка, которая боялась всего вокруг.
- Однажды Аришка пошла с мамой на покос, а та отправила девочку собирать малину.
- Аришка вернулась с малиной и рассказала, что встретила медвежонка.
- Колхозники бросились в малинник, спугнули медведицу и поймали медвежонка.
- Аришка подружилась с медвежонком, и тот везде бегал за девочкой.
- А Аришка перестала всего бояться.
Краткое содержание произведения можно прочитать здесь, там же вы найдете еще один вариант краткого содержания для читательского дневника
Краткое содержание “Аришка-Трусишка” для читательского дневника
ФИО автора: Бианки Виталий Валентинович
Название: «Аришка-Трусишка»
Число страниц: 12. Бианки Виталий Валентинович. «Аришка-Трусишка». Издательство «Детиздат». 2021 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1950 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Пословицы к произведению
У страха глаза велики.
Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Волков бояться, в лес не ходить.
Назад к содержанию
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Сюжет
Среди знакомых и родных маленькая девочка Аришка слыла страшной трусихой. Она боялась всего на свете: пауков на чердаке, мышей в чулане, лягушек в пруду. Оттого и матери своей не помогала по хозяйству, потому что боялась всякой живности. Чтобы не оставаться одной в доме, Аришка часто ходила с мамой на работу. Федора была доброй женщиной и не бранила трусливую дочку.
Как-то раз Федора отправилась с колхозниками на покос, а Аришку попросила собрать в лесу малину. Собирая ягоды, девочка увидела маленького медвежонка. Как ни странно, она его не испугалась, хотя и следовало бы. Просто неопытная девочка не знала, что рядом с медвежонком может находиться его мать-медведица.
Федора, услышав рассказ дочери, очень испугалась – медведица опасный зверь. Мужики, взяв с собой вилы и топоры, отправились в лес. Они спугнули медведицу, которая скрылась в лесной чаще, а медвежонка привели в деревню на поводке.
Медвежонка Мишку оставили Аришке, которая к нему очень привязалась, и с тех пор больше никого и ничего не боялась.
«Аришка-Трусишка» — читательский дневник по сказке В. Бианки
Аришка – трусливая девочка-неумеха по прозвищу Трусишка.
Федора – мать Аришки, колхозница, добрая и любящая женщина.
Миша – медвежонок, ставший другом Аришки.
Тема произведения
Как свой страх преодолеть.
Краткое содержание и сюжет
Среди знакомых и родных маленькая девочка Аришка слыла страшной трусихой. Она боялась всего на свете: пауков на чердаке, мышей в чулане, лягушек в водоеме. Оттого и матери своей не помогала по хозяйству, потому что боялась всякой живности. Чтобы не оставаться одной в доме, Аришка часто увязывалась с мамой на работу. Федора была доброй женщиной, и не бранила трусливую дочку.
Как-то раз Федора отправилась с колхозниками на покос, а Аришку попросила собрать в лесу малину. Собирая ягоды, девочка увидела маленького медвежонка. Как ни странно, но она его не испугалась, хотя и следовало бы. Просто неопытная девочка не знала, что рядом с медвежонком может находиться его мать-медведица.
Федора, услышав рассказ дочери, очень испугалась – медведица была опасным зверем. Мужики, взяв с собой вилы и топоры, отправились в лес. Они вспугнули медведицу, которая скрылась в лесной чаще, а медвежонка привели в деревню на поводке.
Медвежонка Мишку оставили Аришке, которая к нему очень привязалась, и с тех пор больше никого и ничего не боялась.
План пересказа
- Трусливая Аришка.
- Страх перед лягушками, пауками и мышами.
- Сбор малины.
- Медвежонок на дереве.
- Колхозники прогоняют медведицу и забирают медвежонка.
- Медвежонок Миша – лучший друг Аришки.
- Храбрая Аришка с Мишкой.
Основная мысль
Человек сам придумывает себе страхи, от которых же и страдает.
Чему учит
Рассказ учит быть храбрым, отважным, ответственным за все свои поступки. Также он учит тому, что все страхи живут внутри самого человека, и, проявив желание и настойчивость, с ними можно справиться своими силами. Произведение учит любить природу, заботиться о братьях наших меньших.
Отзыв
На протяжении истории видно, как меняется Аришка. Из робкой трусишки она превращается в храбрую девочку, которой удалось побороть свои страхи. Кроме того, она берет на себя ответственность за воспитание и уход за своим новым пушистым другом Мишкой.
Пословицы
- У страха глаза велики.
- Волков бояться в лес не ходить.
- Не думай о страхе, так его и не будет.
- Смелый там найдет, где робкий потеряет.
- Смелость города берет.
Что понравилось
Понравилось, как отреагировала Аришка на медвежонка в лесу. Трусишка, которая боялась даже пауков, не оробела при виде дикого зверя, пусть даже и маленького. Хорошо, что она не повстречалась с грозной медведицей, и все закончилось хорошо.
Вывод
Сказка учит быть храбрыми, смелыми, решительными и настойчиво бороться со страхами. Также произведение учит любить природу и братьев меньших, тогда и они ответят взаимностью.
Популярные сегодня пересказы
- Волшебная лампа Аладдина — краткое содержание сказки
В персидском городе проживал мальчик по имени Алладин, он был из бедной семьи. Он много бездельничал и то и дело воровал фрукты в чужих садах. А когда Алладину исполнилось пятнадцать лет - Человек-амфибия — краткое содержание романа Беляева
С первых страниц произведения перед нами предстает Бальтазар, который был помощником капитана небольшого корабля Педро Зуриты. Старый индеец только собирался засыпать, как услышал песню. - Копи царя Соломона — краткое содержание романа Хаггарда
Никто не может сказать жил ли на самом деле царь Соломон, но вот то, что есть драгоценности царя никто и никогда не сомневается это точно. Сколько экспедиций было отправлено на поиски - Краткое содержание былины Святогор-богатырь
Былина Святогор-богатырь повествует о сильнейшем богатыре на Руси, жившем на Святых горах. Он мог передвигаться только по каменистой местности, так как земля не могла его удержать. Ростом превышал самые высокие леса
Отзывы для читательского дневника
Сегодня я прочитала интересную книжку-раскраску «Аришка-трусишка». Больше всего мне, конечно, понравилась сама Аришка: она боялась мышей и лягушек, потому что те были ползучими и прыгучими, но не испугалась медвежонка, потому что он показался ей милым. Наверное, она даже не догадывалась, что медведей нужно бояться. А потом она и мышей с лягушками перестала бояться, став настоящей маминой помощницей. Самое замечательное, что её перестали дразнить трусишкой в деревне: теперь её все уважали и звали Аришей с Мишей.
Это очень поучительное и доброе произведение Бианки. Краткое содержание «Аришки-трусишки» для читательского дневника позволит в сокращении узнать историю очень храброй и самоотверженной девочки, но всё же советую познакомиться с этим произведением целиком.
Конечно, у каждого человека есть различные небольшие страхи: например, бояться пауков — это вполне нормально. Но при этом всё равно можно считаться смелым человеком. Такой же была и Аришка: она забрела далеко в лес и не испугалась медведей, а впоследствии медвежонок даже стал её питомцем и другом.
Интересные темы
- Анализ повести Палата номер 6
А.П. Чехов пытался показать свое отношение к режиму императора через повесть «Палата номер 6». В ней было показано, как данный режим ущемлял людей, которые представляли интеллигенцию. - Денис Григорьев в рассказе Злоумышленник
Денис Григорьев – это персонаж чеховского рассказа «Злоумышленник» Он был не очень умным человеком, который занимался скручиванием гаек на железнодорожных путях. За этим занятием его и застал - Некрасов — Железная дорога
Отец и Ваня едут в поезде по железной дороге. Они встречаются с рассказчиком, беседуют о строителях дороги. Ваня засыпает, ему сниться сон, что люди, бывшие строителями этой дороги, рассказыв - Пантелеев — Фенька
Л. Пантелеев в произведении под названием «Фенька» рассказывает об одном из простых вечеров, когда он во время чтения книги, обращает внимание на необычные звуки. Шум доносился со стороны ок
Сказки Бианки «Аришка-Трусишка» краткое содержание
В рассказе Бианки «Аришка-Трусишка» читать можно о дочере колхозницы Федоры – маленькой Аришке, которую все село нарекло Аришкой-Трусишкой. На то была причина – девочка боялась всего на свете и ни на шаг не отходила от матери. Бывало, что попросит ее мама принести воды из пруда, а Аришка отказывается идти, потому что боится лягушек. А развесить белье на чердаке девочка не могла, потому что там был огромный паук.
И вот Федора из сказки Бианки «Аришка-Трусишка» вместе с другими крестьянами работает в поле. Аришка не отходит от матери не на шаг и мешает ей. Тогда женщина придумала маленькую хитрость. Она знала, что ее дочка обожает ягоды, а недалеко от покоса, на опушке растет много малины. Федора сказала об этом девочке, но предупредила, чтобы дочка не уходила глубоко в лес. Узнав про малину, девочка с радостью отправилась собирать сладкие ягоды.
Далее в сказке Бианки «Аришка-Трусишка» кратком содержании вы узнаете, как окончился рабочий день Федоры. Женщина была рада, тому, что Аришка целый день собирала ягоды и даже ни разу не позвала ее. Когда настало время полдника, Федора окликнула дочку, и девочка вышла из леса с полным лукошком малины. Женщина спросила ее, где она нашла так много ягод. На что Аришка ответила ей, что нашла большой куст в лесу за ручьем.
Федора удивилась, как дочка не побоялась зайти так далеко, да еще и не заблудилась как главный герой повести Пришвина «Кладовая солнца». Поэтому мама спросила у девочки, не видела ли она в лесу каких-нибудь зверей. На что Аришка ей спокойным голосом ответила, что заметила лишь маленького медвежонка, который испугался ее и залез на дерево. Федора забеспокоилась. Она начала расспрашивать у дочери, не было ли еще кого-нибудь в лесу. Аришка сказала, что слышала, как недалеко от нее в кустах кто-то ходил и сопел. Девочка подумала, что это просто другой мужчина собирал малину, начала звать его, но он не вышел. После этих слов Федора поняла, что это вокруг главной героини рассказа «Аришка-Трусишка» Бианки ходила медведица, которая наблюдала за своим сыном.
Далее сказка Бианки «Аришка-Трусишка» текст рассказывает нам, что как только это услышали другие колхозники, они сразу же взяли вилы и пошли в лес. Медведица ушла от них с другим медвежонком. А того, который испугавшись девочки залез на дерево, мужчины сняли и привели на поводке к девочке.
С тех пор прошел ровно год. Аришка уже пошла в школу, а медвежонок вырос во взрослого медведя. Но он ходит по пятам за девочкой так же, как и она когда-то ходила за мамой. После этой истории никто не называет ее Аришкой-Трусишкой. Все теперь зовут ее Аришей с Мишей. И не напрасно – девочка теперь ничего не боится: ни лягушек на пруду, ни паука на чердаке.
Отзыв
На протяжении истории видно, как меняется Аришка. Из робкой трусишки она превращается в храбрую девочку, которой удалось побороть свои страхи. Кроме того, она берет на себя ответственность за воспитание и уход за своим новым пушистым другом Мишкой.
Рисунок-иллюстрация к сказке Аришка-трусишка.
Бианки “Аришка-Трусишка”: краткое содержание, 5, 6 предложений, что писать?
Аришку, Федорину дочку, все называли трусишкой: уж больно пуглива она была: воды принести не может – в пруду лягушки, а она их боится, белье на чердаке развесить не может – там живет злой паук, даже молока из чулана не в состоянии принести – там, дескать, мыши. Так и жила Аришка-Трусишка, пока однажды не приключилась с ней история.
Пошла Аришка малину собирать и увидела маленького медвежонка. Стала Аришка медвежонка ловить, а тот от нее на дерево залез. Когда Аришка рассказала об этом маме, та не на шутку встревожилась, ведь где медвежонок, там и медведица должна быть.
В общем, пошли колхозники в лес, поймали медвежонка и стал он у Аришки жить-поживать. Вымахал в огромного медведя. И больше ничего не боится Аришка. Ее теперь так и называют -Аришка с Мишкой.
В сказке Виталия Бианки идет речь о девочке по имени Аришка, которая с детства была очень пугливым ребенком. Аришка-трусишка боялась всего: лягушек, мышей, пауков и постоянно цеплялась за мамину юбку.
Однажды на работе в поле мама Аришки Федора придумала такую хитрость. Женщина предложила дочери отправиться в соседний лесок собрать малины. На удивление, обычно капризная девочка целый день никого не беспокоила.
Когда же Аришка возвратилась из леса, она радостно заявила, что видела в лесу медвежонка, который от испуга забрался на дерево. Кроме того, рядом в кустах бродил “ворчливый дяденька”.
Федора вместе с другими работниками сразу поняла, какая опасность угрожала девочке, ведь Аришка повстречала в лесу медведицу с медвежонком.
Вскоре односельчане действительно поймали медвежонка. Его подарили Арише, и он вырос в большого, послушного дрессированного медведя.
В деревне над Аришей больше никто не смеялся, ведь девочке удалось справиться со своими прежними страхами.
В рассказе Виталия Бианки “Аришка-Трусишка” читатель знакомится с очень пугливой и слегка ленивой девочкой Ариной. Она по пятам ходит за мамой Федорой и не может помочь ей стирать белье на пруду, ведь там лягушки, развесить белье сушиться на чердаке, ведь там пауки.
В общем, мама девочка не помогает.
Колхозники едут на дальний покос. Федора, что бы дочка не мешала ей работать, отправляет ее в лесок за малиной. Ариша, большая сластена, с радостью идет в малинник.
Возвращается она только к вечеру, вся в малиновом соке и с лукошком ягод. Арина рассказывает, как встретила медвежонка, тот испугался и забрался на дерево. А в кустах кто-то трещал ветками и недовольно шумел.
Все понимают, что в кустах искала медвежонка мама-медведица. Колхозники с вилами бросаются в малинник, но медведица со вторым медвежонком уходит в лес. А медвежонка с дерева приводят на ремне к Арине.
Так медвежонок дома у Арины и остается, и вырастает в огромного медведя. Девочка после того случая в малиннике уже не боится каждого шороха и маме по дому помогает изо всех сил. Федора на дочь-помощницу не нарадуется.
Теперь все зовут девочку Аришей с Мишей, а не Аришкой-Трусишкой.
По рассказу В. Бианки “Армшка-трусишка” можно составить такое краткое содержание для читательского дневника.
Все зовут девочку Аришкой-трусишкой, так как она боится всего на свете:
лягушку в пруду, паука на чердаке, мышей в чулане. Из-за своих страхов она не помогает маме принести воды из пруда, отказывается помочь развешивать белье на чердаке или принести молока из чулана.
Однажды пришлось маме Федоре с колхозниками поехать на покос, и девочка, конечно, увязалась за ней. Мама Федора отправила Аришку в лес за малиной. В малиннике девочка встретила медвежонка,который сам ее испугался и залез на дерево. Вернувшись с ягодами, Аришка рассказала о своей встрече с медвежонком и о том, что кто-то ворчал и возился в кустах. Девочка не знала, что ей грозила настоящая опасность, а не мнимая в виде лягушки или паука. Там была медведица, от встречи с которой девчушке бы не поздоровилось.
Колхозники поймали медвежонка. И теперь Аришка нашла себе друга и перестала бояться всего на свете. Она стала настоящей помощницей маме.
Краткое содержание рассказа Бианки “Аришка-Трусишка”.
- Девочка Аришка боялась всего на свете – лягушек, пауков, мышей.
- Летом Аришка с мамой были на покосе в лесу и Федора отправила Аришку за малиной
- До самого вечера Аришка ни кого не беспокоила, а потом пришла вся в малине
- Аришка загнала на дерево маленького медвежонка и звала на помощь кого-то большого, кто бродил в малине, думая, что это колхозник.
- Мама Федора сразу поняла, что это была медведица и колхозники побежали в лес с вилами. но медведица ушла.
- Медвежонка поймали, подарили Аришке, он за год вырос и все время ходит за Аришкой, а Аришка уже ничего не боится.
Жили-были работница колхоза Федора и её маленькая дочка Арина, которую все называли Аришкой-трусишкой. А все потому, что была она боязливой и мнительной – всего на свете боялась. Поэтому она ходила с матерью на работу, что мешало женщине продуктивно трудиться. Федора и придумала отправить Арину в лес за малиной. Девочка ушла, а мать работала в этот день очень эффективно.
Аришка-трусишка вернулась с целой корзинкой малины и рассказала матери, что в лесу нет зверей, только один маленький мишка на дереве сидит. А еще в кустах кто-то урчал, но снять медвежонка с дерева не помог.
Федора сообразила, что неподалеку от Аришки и мишки находилась медведица и рассказала об этом сельским мужикам. Те бросились в лес и нашли-таки медвежонка, да и доставили его Аришке. Мишка подрастал и привязался к девочке, и Аришке теперь жить веселее стало. Ведь она перестала всего бояться, потому что у неё такой друг и защитник появился.
У одной женщины в колхозе была дочь по имени Арина. Все ее звали Аришка-трусишка. Плюс ко всему Аришка была еще и лентяйкой.
Федора постоянно на работе, а Аришка все крутится под ногами. И ни о чем ее попросить нельзя. То Аришка пауков боится, то лягушек, то мышей. Так мать сама все дела и делает.
Однажды летом весь колхоз был не сенокосе. Аришка как всегда мешала матери. Тогда Федора послала ее в лес за малиной, на что девочка в миг согласилась.
Поработала Федора и пошла за Аришкой. Видит Аришка сама идет, да еще и с малиной. И в этот раз Аришка ничего не испугалась и даже наоборот. Медвежонок сам от нее на дерево залез.
Федору чуть удар не взял. Ведь медвежонок один не гуляет, а в кустах на самом деле был не мужик, а медведица. Схватили мужики что под руку попалось и привели медвежонка Аришке.
Отныне Аришка и медвежонок вместе. Теперь Аришка ничего не боится.
Короткая сказка Бианки “Аришка-Трусишка” повествует о девочке по имени Аришке, дочери Федоры, которая боялась в начале сказки всего на свете, а затем перестала бояться даже медведей. Краткое содержание можно написать так:
- Безуспешные попытки мамы Федоры приобщить Аришку к домашней работе, но девочка боится всего и отказывается.
- Маме колхознице нужно работать в поле, она отправляет Аришку в лес собирать малину, чтоб та не мешала, приговаривая далеко не заходить.
- Весь день девочки не видно, к вечеру она возвращается вся испачканная малиной и с полным лукошком ягод.
- Девочка рассказывает маме о встрече с медвежонком и о том, как то ее испугался и залез на дерево, упоминает о медведице.
- Жители прогоняют медведицу и ловят медвежонка и дарят его Аришке.
- Аришка теперь ничего не боится, даже своего огромного Мишутку.
В начале сказки все называют девочку Аришка-Трусишка, а затем уже Аришка с Мишкой. Она стала смелой, не боится больше ни лягушек, ни мышей, ни пауков и помогает маме по дому, ходит в школу.
В читательский дневник можно записать следующее:
Рассказ “Аришка-трусишка” Виталия Бианки повествует о маленькой девочке Аришке, дочке колхозницы Федоры, которая всего боялась: то мышей, то паука, то лягушек. Из-за этого страха, девочку в деревне и прозвали Аришкой-трусишкой. Однажды, когда мать работала в поле, Аришка стала собирать малину в лесу, да медвежонка встретила, не испугалась. Медвежонок испугался и залез на дерево. Когда Аришка вернулась и рассказала обо всем матери, пришла очередь матери испугаться, ведь мать-медведиха могла разорвать девочку, оберегая своего медвежонка.
Колхозники пошли в лес, медведица с другим медвежонком скрылась, а тот, что залез на дерево теперь живет у Аришки, только ее теперь трусишкой не зовут, а зовут Аришой с Мишей.
Главная мысль рассказа “Аришка трусишка” – здесь.
Замечательный рассказ В. Бианки написал про Арину – девочку, которая жила со своей мамой и всего боялась. Аришка ходила с ней на работу и женщина не могла нормально трудиться. Чтобы ее дочка не беспокоила она ее решила отправить в лес малины набрать. На удивление девочка согласилась и пошла за малиной. Вернулась она очень возбужденная и стала рассказывать как она встретила медвежонка, который ее испугался и на дерево залез, а в кустах кто-то “урчал”. Федора испугалась за дочку. Колхозники пошли в лес и нашли медвежонка, да подарили девочке. Она сама росла и медведь рос. Так Аришка стала с Мишкой, а не трусишкой.
Лев Николаевич Толстой – это не только великий писатель, но и философ. Родился Толстой Л.Н. в очень богатой аристократической семье. Должен был получить образование в Казанском университете, но не окончил его, так как отправился на войну с Дагестаном и Чечней. Именно тут появились его первые серьезные произведения: “Детство”, “Юность”, “Отрочество”.
После войны, некоторое время путешествовал, в чем был сильно разочарован. Вернулся к себе на Родину, в Ясную поляну, где открыл школу для простых крестьянских детей, и занялся просвятительской деятельностью.
Самыми яркими произведениями Толстого Л.Н. являются – “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”, “Живой труп” и многие другие.
В 1910 году Лев Николаевич в тайне от своей семьи покидает Ясную Поляну, однако по дороге сильно заболевает, и выходит из поезда. В доме у начальника станции Астапово Лев Николаевич доживает свои последние дни.
Фильм снят по мотивам реальных событий, которые произошли на мюнхенской Олимпиаде 70-го года. Правда, создатели фильма добавили и художественный вымысел, а не только показали хронологию тез событий.
В сборной СССР по баскетболу – новый тренер, Владимир Гаранжин, который настолько уверен в своей команде, что обещает завоевать золотые медали на Олимпийских играх.
На самом деле победить американцев в баскетболе совсем не просто, ведь в нашей команде не было негров – прирожденных баскетболистов, да и популярен баскетбол в СССР далеко не так, как в США.
Тренеру пришлось приложить немалые усилия, чтобы достичь обещанного, жизнь каждого члена сборной стала для него такой же важной, как собственная, но в итоге сборная СССР выигрывает у американцев на последних секундах.
Не будем рыскать по интернету и запишем сами краткое содержание этой сказки, которое будет таким:
- Живет одна семья: дед с бабкой и три их дочери. Две старшие – страшные завистницы и ленивицы, а младшенькая – рукодельница и скромница. Вздумалось как-то деду поехать на ярмарку. Спрашивает он у дочерей – каких гостинчиков им привезти. Старшие шелка и бархата для обновок попросили, а младшенькой и наливного яблочка на серебряном блюдечке достаточным было. На смех ее подняли сестрицы, да Машенька все оно на своем стоит.
- Привез дед из города подарочки дочерям. Младшая сразу стала яблочко по блюдечку катать, а сестрицы только дивятся тому, какую красоту блюдечко показывает, вся Русь-матушка, как на ладошке, видна. Вздумали они отобрать у Машеньки ее подарочек, начали в лес заманивать.
- Девушка не чуя беды пошла с ними по ягоды. Пришли девушки в лес, а ягод никак найти не могут. Тогда Маша снова свой подарочек достала и стало видно на блюдечке на какой полянке ягоды искать. Тут уж сестрицы и вовсе не смогли свою зависть и злость усмирить, взяли они палку и убили сестрицу. Под березкой схоронили, яблоко с блюдечком забрали и домой воротились.
- Дед с бабкой расстроились. Отец велел принести яблоко, чтобы оно показало что с его младшей дочерью стало. Старшие дочки испугались, но перечить отцу не посмели. Да только не показало ничего блюдечко, помертвел подарочек.
- Тем временем по лесу пастушок ходил, искал овечку от стада отбившуюся. Да заприметил тростиночку, что посреди лазоревых цветов выросла около березоньки. Сделал он себе из травушки дудочку и не успел к губам поднести, как дудочка Машиным голоском запела.
- Испугался пастушок, в деревню прибежал и стал рассказывать сельчанам, что с ним случилось. Услыхал отец Машин о дудочке, сам решил на ней поиграть. Тут уж дудочка рассказала, как Машу сестрицы убили. Повинились старшие дочки, в ноги отцу упали. А дудочка тем временем снова запела и сказала, чтобы отец за живой водой к царю отправлялся.
- Дед к царю пришел, о беде своей рассказал. Тот, понятно дело, разрешил из колодца живительной водицы набрать. Взбрызнули водицей Машеньку, та и ожила. Увидал царь какая красавица-дочь у старика и замуж ее за себя позвал. На радостях и по просьбе Маши старших сестриц простили и на волю отпустили. А сказка честным пиром на весь мир завершилась.
Теперь немного о главных героях и злодеях этой сказки:
- главной героиней выступает младшая дочь Маша, сюда же можно отнести ее отца, который и подарки привез и в конце произведения спас свою дочь, оживив хрустальной водой из царского колодца;
- злодеек две – это старшие сестрицы, наполненные гневом и завистью по отношению к своей младшей сестре.
Главная тема, чему учит сказка?
- Не завидовать другому, ибо это чувство разрушает человека и способно довести его до ужасного поступка, что мы увидали на примере старших дочерей.
- Не хвалиться, не показывать лишний раз свои богатства, дары посторонним, дабы не вызывать у них зависть. Не надо было Машеньке свое яблочко с блюдечком так открыто сестрам показывать, ведь никто не знает когда и почему у человека возникает чувство зависти по отношению к вам, т.е. не надо и самим провоцировать это качество у других.
- И, конечно, основной лейтмотив сказки – это победа Добра над Злом (злодеяниями), когда по заслугам и вознаграждение приходит главному герою.
Пример отзыва для читательского дневника
- В сказе про серебряное блюдечко и наливное яблочко мы узнаем о том, как зависть двух старших сестер приводит к гибели их младшенькой сестрицы. Им страсть, как захотелось отнять у нее наливное яблочко с блюдечком, и они лишили ее жизни. Благодаря пастушку и дудочке вся деревня узнала о гибели Маши. Отец сумел достать живой воды и оживить свою дочку. Маша стала царской невестой и простила своих неразумных сестер.
Чистоговорки для развития речи детей
Мелихова Ирина Валерьевна
Чистоговорки для развития речи детей
Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика, “Речевого куба”.
А вообще чистоговорка – это шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.
Основная задача чистоговорок – обучение детей четкому произношению звуков.
А-а-а-шире ротик, детвора.
А-а-а-у меня болит нога.
У-у-у-губы хоботком тяну.
У-у-у-всех детей зову.
И-и-и-ротик к ушкам растяни.
О-о-о-я надел пальто.
Ба-ба-ба – новая труба.
Бу-бу-бу – взяли мы трубу.
Бы-бы-бы – нет трубы.
Бы-бы-бы – иду в лес я по грибы.
Ва-ва-ва – выросла трава.
Ву-ву-ву – соберу траву.
Ву-ву-ву – я сниму сову.
Вы-вы-вы – нет травы.
Ви-ви-ви – Верочку зови,
Ве-ве-ве – Вера на траве.
Гу-гу-гу – Гале помогу.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Гу-гу-гу – я гуляю на лугу.
Гу-гу-гу – хорошо на берегу.
Га-га-га – зеленые луга.
Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога.
Ги-ги-ги – Машенька, беги.
Ги-ги-ги – за шаром беги.
Ги-ги-ги – мы ели пироги.
Да-да-да – у меня вода.
Да-да-да – буду строить города.
Да-да-да – горяча вода.
Ды-ды-ды – нет воды.
Ды-ды-ды – на снегу следы.
Ду-ду-ду – за водой пойду.
Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду.
Ду-ду-ду – я по ягоды иду.
Ду-ду-ду – я по лугу иду.
Ду-ду-ду – в зоопарк иду.
До-до-до – там на дереве гнездо.
Жа-жа-жа – мы видели ежа.
Жи-жи-жи – под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи – бегут ежи.
Жу-жу-жу – молока дадим ежу.
Жу-жу-жу – помогу ежу.
Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».
За-за-за – в огороде коза.
За-за-за – вот летает стрекоза.
За-за-за – у куклы синие глаза.
Зе-зе-зе – Зоя едет на Козе.
Зу-зу-зу – я яблоко грызу.
Зу-зу-зу – накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – язык длинный у козы.
Зы-зы-зы – у меня две козы.
Зя-зя-зя – мы видели язя.
Зи-зи-зи – резину привези.
Ай-ай-ай – скоро месяц май.
Уй-уй-уй – ветер, дуй.
Ой-ой-ой – возьми меня с собой.
Ой-ой-ой – скачет заинька косой.
Эй-эй-эй – воды попей.
Ка-ка-ка – бежит река.
Ко-ко-ко – вижу далеко.
Ку-ку-ку – кукушка на суку.
Ку-ку-ку – взяли дети по совку.
Ак-ак-ак – у реки рыбак.
Ак-ак-ак – расцветает мак.
Ук-ук-ук – а в траве сидит паук.
Ок-ок-ок – на дворе снежок.
Ки-ки-ки – это кубики.
Ки-ки-ки – мы гуляли у реки.
Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ла-ла-ла – не забьете мне гола.
Ла-ла-ла – видишь, кружится юла?
Ла-ла-ла – я малинник нашла.
Ло-ло-ло – у меня весло.
Лы-лы-лы – новые котлы.
Лу-лу-лу – купили пилу.
Лу-лу-лу – заведу юлу.
Ал-ал-ал – темный подвал.
Ал-ал-ал – мяч в ворота не попал.
Ал-ал-ал – сказку дедушка читал.
Ол-ол-ол – вымыли пол.
Ол-ол-ол – начинается футбол.
Ул-ул-ул – новый стул.
Ул-ул-ул – ветерок подул.
Ул-ул-ул – зимний лес уснул.
Ил-ил-ил – я полы помыл.
Ил-ил-ил – в барабан я бил.
Алка-алка – у Володи палка.
Олка-олка – у Володи иголка.
Улка-улка – у Володи булка.
Илка-илка – у Володи вилка.
Ля-ля-ля – зеленые поля.
Ли-ли-ли – малину мы несли.
Лю-лю-лю – малину я люблю.
Ле-ле-ле – еду на осле.
Ма-ма-ма-дома я сама.
Ма-ма-ма – буду строить я дома.
Ма – ма – ма – на дворе зима.
Ма – ма – ма – вот пришла зима.
Ма – ма – ма – я поймал сома.
Ум-ум-ум – вот аквариум.
Ом-ом-ом – мы гулять идем.
Ом-ом-ом – это снежный ком.
Ом-ом-ом – слепим снежный дом.
Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.
Мы-мы-мы – дождались зимы.
Ми-ми-ми – поем ноту ми.
Ме-ме-ме – дай –ка травки мне.
На-на-на – лампа у окна.
Ну-ну-ну – саночки тяну.
Ан-ан-ан – мне купили барабан.
Ан-ан-ан – сшила мама сарафан.
Ни-ни-ни – звонок, звони.
Ень-ень-ень – теплый день.
Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы – варю кашу из крупы.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп – варю вкусный суп.
Уп-уп-уп – мы ели суп.
Пи-пи-пи – пирожок купи.
Ра-ра-ра – высокая гора.
Ра-ра-ра – во дворе гора.
Ра-ра-ра – в лес идти пора.
Ра-ра-ра – сад полить пора.
Ра-ра-ра – пришла зимняя пора.
Ра-ра-ра – вьюга с самого утра.
Ра-ра-ра – суп варить пора.
Ра-ра-ра – суп снимать пора.
Ры-ры-ры – летят комары.
Ры-ры-ры – прокачусь с горы.
Ры-ры-ры – в камышах живут бобры.
Ры-ры-ры – любит Варечка шары.
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
Ру-ру-ру – взяли дети по ведру.
Ро-ро-ро – новое перо.
Ар-ар-ар – летит комар.
Ар-ар-ар – рядом синий шар.
Ар-ар-ар – улетает синий шар.
Ар-ар-ар – это красный шар.
Ар-ар-ар – над кастрюлей пар.
Ор-ор-ор – у Ромы топор.
Ур-ур-ур – не гоняй кур.
Ир-ир-ир – мы за мир.
Арка-арка – у Ромы марка.
Орка-орка – крутая горка.
Урка-урка – кошка Мурка.
Ирка-ирка – у Иры дырка.
Ря-ря-ря – синие моря.
Ре-ре-ре – санки на горе.
Рю-рю-рю – репу я варю.
Рю-рю-рю – на ромашку я смотрю.
Рю-рю-рю – тебе песенку дарю.
Ри-ри-ри – горят фонари.
Ри-ри-ри – на рябину посмотри.
Ри-ри-ри – там расселись снегири.
Ри-ри-ри – ты на небо посмотри.
Ри-ри-ри – на мартышек посмотри.
Ри-ри-ри – на меня ты посмотри.
Арь-арь-арь – у меня букварь.
Орь-орь-орь – у Серёжи корь.
Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.
Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.
Са-са-са – в окно летит оса.
Са-са-са – на траве роса.
Са-са-са – у меня коса.
Са-са-са – в сказке были чудеса.
Са-са-са – в норе живет лиса.
Са-са-са – будку сделали для пса.
Су-су-су – не боюсь осу.
Су-су-су – заплету косу.
Су-су-су – наточу косу.
Су-су-су – я гулял вчера в лесу.
Сы-сы-сы – у сома усы.
Сы-сы-сы – есть лисята у лисы.
Сы-сы-сы – нет осы.
Сы-сы-сы – у меня две косы.
Со-со-со – у Сони колесо.
Ас-ас-ас – я пью квас.
Ас-ас-ас- белка делает запас.
Ос-ос-ос – у собаки нос.
Ос-ос-ос – я укутал шарфом нос.
Ис-ис-ис – я ем рис.
Ус-ус-ус – я ем мусс.
Аска-аска – у Сони маска.
Оска-оска – у Сони соска.
Иска-иска – у Сони миска.
Уска-уска – у Сони блузка.
Ся-ся-ся – мы видели гуся.
Се-се-се – еду на гусе.
Си-си-си – сено принеси.
Ась-ась-ась – плывет карась.
Та-та-та – я везу кота.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты – у куклы белые банты.
Ты-ты-ты – я люблю цветы.
То-то-то – я иду в пальто.
От-от-от – летит в небе самолет.
От-от-от – испугался серый кот.
Тя-тя-тя – у меня дитя.
Ти-ти-ти – со мной не шути.
Ит-ит-ит – каша пшенная кипит.
Ить-ить-ить – я хочу пить.
Те-те-те – чайник на плите.
Ать-ать-ать – я иду гулять.
Еть-еть-еть – я буду петь.
Ха-ха-ха – пышный хвост у петуха.
Ха-ха-ха – испугали петуха.
Ху-ху-ху – ели мы уху.
Ух-ух-ух – ходит по двору петух.
Ух-ух-ух – развалился домик – бух!
Их-их-их – ветерок затих.
Ох-ох-ох – зеленый мох.
Хи-хи-хи – в поле пели петухи.
Ца-ца-ца – вот идет овца.
Ца-ца-ца – дождик льется без конца.
Цу-цу-цу – не боюсь овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.
Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец – мы ели огурец.
Ац-ац-ац – у меня матрац.
Ча-ча-ча – дай мне калача.
Чу-чу-чу – я гулять хочу.
Чу-чу-чу – на скакалке я скачу.
Чу-чу-чу – в самолете я лечу.
Чу-чу-чу – стать я летчиком хочу.
Чу-чу-чу – быстро всех домчу.
Чу-чу-чу – я колесами стучу.
Чи-чи-чи – красные кирпичи.
Чо-чо-чо – ох, как горячо!
Ач-ач-ач – пришел врач.
Ач-ач-ач – подарил мне папа мяч.
Оч-оч-оч – скоро ночь.
Ич-ич-ич – красный кирпич.
Ич-ич-ич – из песка пекут кулич.
Уч-уч-уч – у меня ключ.
Уч-уч-уч – в небе много туч.
Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.
Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.
Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.
Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.
Чок-чок-чок – вдруг упала на бочок.
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша – вижу я в воде ерша.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Шу-шу-шу – я траву кошу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Ши-ши-ши – зашумели камыши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш – дайте карандаш.
Аш-аш-аш – это котик наш.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Иш-иш-иш – у меня малыш.
Уш-уш-уш – теплый душ.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.
Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.
Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.
Щу-щу-щу – я тебя ищу.
Щу-щу-щу – я сома тащу.
Щу-щу-щу – васильки ищу.
Ще-ще-ще – я в плаще.
Щи-щи-щи – мы ели щи.
Щи-щи-щи – осенью нужны плащи.
Щи-щи-щи – паровоз, состав тащи!
Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.
Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.
Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.
Игры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.
Дидактическая игра для развития речи детей «Определи слово» Авторская дидактическая игра для развития речи детей :”Определи слово”. Цель: учить детей различать близкие по звучанию слова; развивать.
Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:”Дидактическая игра как средство развития речи детей-“Кто (что) здесь лишнее?”(4-6 лет). Цель игры:.
Дидактическая игра для развития речи детей «Угадай, чего не стало?» Дидактическая игра для развития речи детей :” Угадай, чего не стало?”. Цель игры: учить детей запоминать предметы и их изображения, расположение.
Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.
Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.
Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей» Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».Чистоговорки и скороговорки – это уникальное явление языковой культуры.
Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути» Как известно по утверждению Сухомлинского В. А., “ум ребенка находится на кончиках его пальцев”, а с другой стороны, речевое развитие – показатель.
Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» – заметила в свое время.
Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.
Скороговорки и чистоговорки
Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
Га-га-га – у меня болит нога.
Ге-ге-ге — болит палец на ноге.
Ги-ги-ги — снять ботинок помоги.
— Гуси, гуси! — Га-га-га!
— Есть хотите? — Да-да-да!
Ду-до-да – гудят провода.
Да-да-да – теплая вода.
Ду-ду-ду – спать я не пойду.
Де-де-де – я не знаю где.
Ди-ди-ди – спокойно посиди.
Жа – жа — жа – залетели два чижа.
Жа — жа — жа – мы видели ежа.
Жа – жа — жа – есть иголки у ежа.
Жа – жа — жа – поймали мы ежа.
Жа – жа — жа – принесли домой ежа.
Жи – жи — жи – здесь живут ежи.
Жу – жу — жу – молоко дали ежу.
Же — ж е — же – дождь прошел уже.
Жо — жо — жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.
Жу – жу — жу – на траве лежу.
Жи – жи — жи – фокус покажи.
За-за-за – приближается гроза.
За-за-за – уходи домой, коза.
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
За-са-за – это стрекоза.
За-са-за – летит стрекоза.
Зы-сы-зы – крылья есть у стрекозы.
Зой-зой-зой – я бегу за стрекозой.
Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу
Ла-ла-ла – вот пила.
Лой-лой-лой – пилим мы пилой.
Лы-лы-лы – нет пилы.
Лу-лу-лу – сломали мы пилу.
Лу-лу-лу – купили новую пилу.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул- у нас сломался стул
Оль-оль-оль – мы купили соль.
Лу-ру-лу – дворник взял метлу.
Ла-ра-ла – вот машина.
Ла-ла-ла – вот юла.
Лу-лу-лу – подарили мне юлу
Ла-ла-ла – кружится юла.
Лой-лой-лой – я люблю играть с юлой
Ма-ма-ма – дома я сама.
Му-му-му – молоко кому?
Мо-мо-мо – едим эскимо.
Мы-мы-мы – прочитали мы.
Ми-ми-ми- поем ноту ми.
Ор-ор — вот топор.
Ор-ор – я принес топор.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчиков шары.
Ры-ры-ры – у мальчиков шары
Ру-ру-ру – продолжим мы игру.
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ри-ри ри – на ветках снегири.
Ро-ро-ро – у нас новое ведро.
Ро-ло-ро – на полу стоит ведро.
Ра-ла-ра – пол мы мыли из ведра.
Ра-ра-ра – у мышонка есть нора.
Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.
Ра-ра-ра — — весь мусор уберем с утра.
Ро-ро-ро – весь мусор соберем в ведро.
Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.
Ри-ри-ри – на ветках снегири.
Ри-ри-ри – двор уберем – раз-два-три.
Ры-ры-ры – не заметили жары.
Ар-ар-ар – кипит наш самовар.
Ор-ор-ор – созрел красный помидор.
Ор-ор-ор – ядовитый мухомор.
Ор-ор-ор – в бору вырос мухомор.
Ор-ор-ор- нельзя есть мухомор.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
Этот РОбот не простой,
Этот РОбот заводной.
РОбот вертит головой,
РОбот топает ногой
Он тогда такой смешной.
Са-са-са – на дворе роса.
Са-са-са – в лесу бывает лиса.
Са-са-са — у меня лиса.
Су-су-су – даю Саше лису.
Са-са-са – у кого лиса?
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – мы видели осу.
Са-са-са – летит оса.
Са-са-са – прилетела оса.
Су-су-су – мы прогоним осу.
Са-са-са – улетела оса.
Сы-сы-сы – не боимся мы осы.
Со-со-со у Светланы колесо.
Со-со-со – мы сменили колесо.
Су-су-су- было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.
Си-си-си – ты сырочек откуси.
Ся-ся-ся – мы поймали карася.
Ся-ся-ся – Костя ловит карася.
Сы-сы-сы – у Семена нет косы.
Са-са-са – вот коса.
Са-са-са – острая коса.
Сой-сой – траву косили мы косой.
Сы-чи-сы – вот часы.
Сы-чи-сы – идут часы.
Сов-сов-сов – есть стрелки у часов.
Сы-чи-сы – похожи стрелки на часы.
Солнце — Солнце – золотое донце.
Солнце – солнышко – свети.
Солнце – солнышко – гори.
Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты- ты – сметану съели все коты.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Ат-ат-ат – берем с собой самокат.
Уа-уа – в коляске плачет детвора.
Ау-ау – кто потерялся, не пойму.
У-у-у-у – воет волк в лесу.
Ух-ух-ух – накалился наш утюг.
Уч-уч-уч – светит в окно солнца луч.
Ур-ур-ур – кошка нам сказала: «Мур».
Ца-ца-ца – слушай скуку до конца.
Цу-цу-цу – дело близится к концу.
Цы-цы- цы – обрубаем все концы.
Це-це-це – что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец – зиме конец.
Ец-ец – летит скворец.
Ца-ца-ца – мы видели скворца.
Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.
Ца-ца-ца – два кольца.
Цо-цо-цо – умой свое лицо.
Цо-цо-цо – снесла курица яйцо.
Цы-цы-цы – съели огурцы.
Ча-ча-ча – была Таня у врача.
Ча- ча- ча – горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу- молоточком я стучу.
Чи-чи-чи – пышат в печке калачи.
Час-час-час – детвора пустилась в пляс.
Оч-оч-оч – наступила ночь.
ПАУЧОК
Чок-чок – это паучок.
Чок-чок – за печкой паучок.
Чок-чок – ткет паутину паучок.
Чок-чок – ждет добычу паучок.
Камышам пищала мышь:
— Шорох ваш нарушил тишь!
Шепчут шумно камыши:
— Тише, мышка, не шурши!
Шелест твой услышит кошка,
Шла бы к бабушке ты, крошка
Нас ослушаешься,мышка, —
Кошка – цап тебя, глупышка!
В общем, мышь, не шебурши,
Лучше в норку поспеши.
Не послушалась их мышка,
Запищала вновь малышка:
— Для меня, бесстрашной,
кошка –
Что для той же кошки
мошка…
С той поры не слышно
мышки,
Шаловливой хвастунишки
Владимир Кремнев
Ша-ша-ша – мы любим малыша.
Ша-ша- ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша – я сижу у шалаша.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Аш – аш-аш – у Марины карандаш.
Кыш-кыш-кыш- шутит с кошкой мышь.
Ыш-ыш-ыш – боится кошка мышь.
Ыш-ыш-ыш – шуршит под лавкой мышь.
Шей-шей-шей – я боюсь мышей.
Ошка-ошка-ошка – лови мышка кошку.
Ёшь-ёшь-ёшь – шишку себе набьёшь.
Ушка-ушка – вот моя подушка
Ушка-ушка – мягкая подушка.
Ушку-ушку – на кровать кладу подушку.
Ушке-ушке – спать я буду на подушке.
Ща-ща-ща – поймал Вова леща.
Щи-щи-щи – в реке живут лещи.
Ещ-ещ-ещ – лещь рыба, а не вещь.
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ща-ща-ща – ходит щука вокруг леща.
Ща-ща-ща – не поймает хищница леща.
Ща-ща-ща – Саша ходит без плаща.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.
Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.
Ял-ял-ял – кисель полезный, в нем крахмал.
Яр-яр-яр – сделал стол и стул столяр.
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).
Чистоговорки для развития речи детей
Чистоговорки для развития речи ваших малышей с тематическими карточками для распечатки. При помощи чистоговорок вы сможете выработать четкую дикцию у детей, не прибегая к помощи логопеда, сформируете у ребенка внятную, фразовую и правильную речь.
Звук Б
Ба-ба-ба – во дворе изба.
Ба-ба-ба – на крыше труба.
Бе-бе-бе – кот сидит на трубе.
Би-би-би – сидят под крышей голуби.
Бу-бу-бу – папа смотрит в трубу.
Бу-бу-бу – сидит муха на лбу.
Бы-бы-бы – на пеньке грибы.
Бы-бы-бы – за двором дубы.
Звук В
Ва-ва-ва – есть в лесу трава.
Ва-ва-ва – на деревьях листва.
Ве-ве-ве – я сижу в траве.
Ве-ве-ве – венок на голове.
Ву-ву-ву – я вижу сову.
Вы-вы-вы – не боюсь совы.
Ва-ва-ва – улетай сова!
Ви-ви-ви – деток позови.
Звук Г
Гу-гу-гу – бык пасется на лугу.
Га-га-га – у быка рога.
Ги-ги-ги – ты быстрей беги.
Ги-ги-ги – ноги береги.
Ги-ги-ги – печет мама пироги.
Ге-ге-ге – есть начинка в пироге.
Гу-гу-гу – ждать я больше не могу.
Га-га-га – дай мне мама пирога.
Звук Д
Да-да-да – в колодце вода.
Де-де-де – ведра мои где?
Ду-ду-ду – ведра я найду.
Ду-ду-ду – за водой пойду.
До-до-до – над колодцем гнездо.
Де-де-де – птенцы в гнезде.
Ди-ди-ди – птенцов не буди.
Ди-ди-ди – тихо иди.
Звук Ж
Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.
Жи-жи-жи – еж, животик покажи!
Жо-жо-жо – стало осенью свежо.
Жу-жу-жу – может холодно ежу?
Жу-жу-жу – я ежу платок свяжу.
Же-же-же – хочет ежик есть уже.
Жу-жу-жу – молока налью ежу.
Жу-жу-жу – спать ежа я уложу.
Жа-жа-жа – утром выпустим ежа.
Жи-жи-жи – еж, ежаток покажи!
Звук З
За-за-за – убежала в лес коза.
За-за-за – надвигается гроза.
Зу-зу-зу – мы идем искать козу.
Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.
Зы-зы-зы – не видать козы!
Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе.
За-за-за – всюду волчьи глаза.
Зу-зу-зу – у реки нашли козу.
Зи-зи-зи – нас теперь домой вези!
Звук К
Ка-ка-ка – мы вчера спасли жука.
Ке-ке-ке – бедный жук тонул в реке.
Ки-ки-ки – неуклюжие жуки!
Ку-ку-ку – не взлететь теперь жуку.
Ка-ка-ка – обсушили мы жука.
Ки-ки-ки – жук расправил крылышки.
Ко-ко-ко – улетел жук далеко.
Ак-ак-ак – не догнать жука никак.
Звук Л
Ла-ла-ла – наша Маша весела.
Лю-лю-лю – дочку я свою люблю.
Ла-ла-ла – Маша папе помогла.
Лу-лу-лу – Маша принесла пилу.
Ул-ул-ул – папа чинит стул.
Лу-лу-лу – папа насорил в углу.
Ли-ли-ли – комната в пыли.
Ла-ла-ла – Маша в доме убрала.
Ла-ла-ла – Маша пылесосила.
Лы-лы-лы – Маша вымыла полы.
Ло-ло-ло – стало в комнате светло.
Звук М
Ме-ме-ме – мы готовимся к зиме.
Ма-ма-ма – шапку я вяжу сама.
Мо-мо-мо – не хотим мы эскимо.
Му-му-му – странно, почему?!
Мы-мы-мы – долго ждали мы зимы.
Ма-ма-ма – вот пришла зима.
Ми-ми-ми – санки, брат, свои возьми.
Му-му-му – на каток тебя возьму.
Ме-ме-ме – очень рады мы зиме!
Звук Н
На-на-на – видел я во сне слона.
Но-но-но – сон похож мой на кино.
Ни-ни-ни – в цирке яркие огни.
Ни-ни-ни – были в цирке мы одни.
Не-не-не – я катался на слоне.
Ну-ну-ну – уши я чесал слону.
Он-он-он – жаль, закончился мой сон.
Ня-ня-ня – папа разбудил меня.
Звук П
Уп-уп-уп – мы варить собрались суп.
Па-па-па – нам нужна крупа.
Пе-пе-пе – мошки завелись в крупе.
Пи-пи-пи – Антон, крупы купи!
Пы-пы-пы – в доме нет крупы.
По-по-по – есть крупа в «Сельпо».
Уп-уп-уп – будет вкусный суп.
Звук Р
Ре-ре-ре – лето на дворе.
Ра-ра-ра – на улице жара.
Ре-ре-ре – встану на заре.
Ру-ру-ру – созову детвору.
Ор-ор-ор – заведу разговор.
Ир-ир-ир – кто будет командир?
Ру-ру-ру – мы придумали игру.
Ры-ры-ры – для игры нужны шары.
Ры-ры-ры – мы идем искать шары.
Ры-ры-ры – пить хотим от жары.
Ри-ри-ри – воды, Петя, набери.
Ро-ро-ро – для воды возьми ведро.
Рю-рю-рю – ведро детям подарю.
Ра-ра-ра – будем пить из ведра.
Ры-ры-ры – Катя принесла шары.
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
Звук С
Су-су-су – были с папой мы в лесу.
Су-су-су – в лесу видели лису.
Са-са-са – испугалась нас лиса.
Се-се-се – рыбу дали мы лисе.
Сы-сы-сы – еще дали колбасы.
Са-са-са – но не стала есть лиса.
Со-со-со – спряталась за колесо.
Си-си-си – лиса, больше не проси!
Си-си-си – лучше ноги уноси.
Звук Т
Ты-ты-ты – я нарвал в саду цветы.
Та-та-та – будет в доме красота.
Ти-ти-ти – как приятно их нести.
Ат-ат-ат – бесподобный аромат!
Ту-ту-ту – прохожу я по мосту.
Те-те-те – страшно мне на высоте.
Та-та-та – вижу под мостом кота.
То-то-то – под котом лежит пальто.
От-от-от – спит в пальто бездомный кот.
Ти-ти-ти – нужно рыбки принести.
От-от-от – пусть поест бездомный кот.
Звук Ф
Фа-фа-фа – город есть такой – Уфа.
Аф-аф-аф – в городе жил старый граф.
Фе-фе-фе – граф спал только на софе.
Аф-аф-аф – был у графа черный шкаф.
Фу-фу-фу – синий фрак висел в шкафу.
Фэ-фэ-фэ – во фраке граф ходил в кафе.
Звук Х
Ох-ох-ох – во дворе переполох.
Ух-ух-ух – летят перья, летит пух.
Ха-ха-ха – два подрались петуха.
Ху-ху-ху – двор в пуху.
Хи-хи-хи – драться любят петухи.
Ах-ах-ах – тихо я сижу в кустах.
Хи-хи-хи – сочиняю я стихи.
Ах-ах-ах – я пишу о петухах.
Звук Ц
Ца-ца-ца – дождь с утра льет без конца.
Це-це-це – гуляла я на улице.
Цо-цо-цо – я запачкала лицо.
Ца-ца-ца – я у папы умница.
Цо-цо-цо – в ванной вымою лицо.
Цу-цу-цу – чистой я приду к отцу.
Цо-цо-цо – съем на ужин я яйцо.
Цы-цы-цы – и доем все огурцы.
Цу-цу-цу – день приблизился к концу.
Ец-ец-ец – я сегодня молодец!
Звук Ч
Чи-чи-чи – привезли нам кирпичи.
Чу-чу-чу – я построить душ хочу.
Ич-ич-ич – долго мне носить кирпич.
Ча-ча-ча – слишком много кирпича.
Очь-очь-очь – быстро наступила ночь.
Чу-чу-чу – я домой попасть хочу.
Чи-чи-чи – не найду никак ключи.
Ча-ча-ча – срочно мне нужна свеча.
Чи-чи-чи – нужно отыскать ключи.
Чу-чу-чу – в темноте зажгу свечу.
Чо-чо-чо – от свечи мне горячо.
Че-че-че – фитиль яркий на свече.
Чи-чи-чи – я нашел в траве ключи.
Чом-чом-чом – я открою дверь ключом.
Звук Ш
Ша-ша-ша – мы сидим у шалаша.
Ши-ши-ши – шумят рядом камыши.
Шу-шу-шу –я дрова в костер ношу.
Шо-шо-шо – у костра нам хорошо.
Ше-ше-ше – тесно в нашем шалаше.
Ыш-ыш-ыш – плачет в шалаше малыш.
Ша-ша-ша – заберем мы малыша.
Ош-ош-ош – до чего ж малыш хорош.
Шу-шу-шу – будем петь мы малышу.
Аш-аш-аш – сладко спит ребенок наш.
Ши-ши-ши – любят песни малыши.
Звук Щ
Щи-щи-щи – мы вчера доели щи.
Ща-ща-ща – сварит мама нам борща.
Ощ-ощ-ощ – очень вкусный мамин борщ.
Ощ-ощ-ощ – за окном льет сильный дождь.
Ащ-ащ-ащ – дома брат забыл свой плащ.
Ща-ща-ща – брат промок весь без плаща.
Ща-ща-ща – но за то принес леща.
Щё-щё-щё – и ерша принёс ещё.
Щу-щу-щу – полотенце поищу.
Щу-щу-щу – брата в дождь не отпущу.
Ще-ще-ще – ходят под дождем в плаще.
Скачайте во вложениях чистоговорки для развития речи детей в виде картинок-карточек на каждый отельный звук, распечатайте их на цветном принтере, вырежьте по отдельности и приступайте к занятиям. А можете приклеить их скотчем на холодильник (например по одной в день) и ребенок должен целый день повоторять чистоговорки с приклеенной картинки. На следующий день – другая картинка и т.д.
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Все для раннего Развития Детей
Страницы
- Главная страница
- Дети до 1 года
- Дети от 1 до 2 лет
- Дети от 2 до 3 лет
- Дети от 3 до 4 лет
- Дети от 4 до 5 лет
- Дети от 5 до 7 лет
- Мир Вокруг Нас
- Здоровье Детей
- Математика-Логика
- Азбука-Грамматика
- Английский для Детей
- Развивающие КНИГИ
- Развивающие Игрушки
- Раскраски
- Сайт
Чистоговорки – учимся правильно говорить
Коллекция русских скороговорок и Чистоговорок
Упражнения по развитию речи
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).
Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.
Чистогооврки с быстрым проговариванием
- У Сени и Сани сом с усами.
- Сеня в сени сено вез.
- У осы не усы, не усищи, а усики.
- Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
- Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Восьмой кол вбили в частокол.
- Топали да топали, дотопали до тополя.
- Дятел дуб долбил, да не додолбил.
- В один, Клим, клин колоти.
- Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.
- Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
- Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
- Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
- Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
- Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
- Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
- Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
- Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
- Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
- Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
- Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).
Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:
- Жутко жуку жить на суку.
- Ежу на ужин жук нужен.
- У ужа ужата, у ежа – ежата.
- Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.
- По двору, по подворью в добром здоровье.
- У нас на подворье погода размокропогодилась.
- Свинья тупорыла весь двор перерыла.
- Летят пичужки через три пустые избушки.
- У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.
- Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
- На кочке квочка, квочка на кочке.
- Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
- Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.
- Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.
- Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!