“Белые ночи” краткое содержание повести Ф.М. Достоевского, история создания, анализ произведения, характеристика главных героев, жанр, сюжет, основная мысль и проблематика

«Белые ночи» краткое содержание и анализ повести Достоевского Ф. М.

Каждому обязательно нужно изучить книгу «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, краткое содержание которой представлено далее.

Это одно из выдающихся произведений автора, написавшего множество важных и актуальных по своей сути романов и повестей, с каждым из которых следует непременно познакомиться.

Это поможет узнать мотивы действий героев, проанализировать рассказ и сделать анализ конкретного отрывка. Рассмотрим далее произведение в сокращении, историю создания, характеристику героев и дадим небольшой анализ.

  1. О повести «Белые ночи» Ф. М. Достоевского
  2. Главные герои и их характеристика
  3. Второстепенные персонажи
  4. Краткий пересказ
  5. Краткий анализ произведения
  6. Заключение

О повести «Белые ночи» Ф. М. Достоевского

«Белые ночи» легендарное произведение, которое автор написал в 1848 г. (год написания и издания).

Фёдор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Классик русской литературы и один из лучших романистов мирового значения.

Это повесть, которая была создана автором во время дружбы с поэтом А. Плещеевым и общения с другими писателями в литературном кружке. В октябре того же года цензура приняла повесть на публикацию и ее впервые напечатали в 12 номере Отечественных записок.

В последующее время ее многочисленно переделывали под рамки цензуры. Так, были убраны сентиментальные фразы, противоречивые монологи, добавлены пушкинские образы.

Окончательно повесть была отредактирована в 1860 г. На вопрос, сколько страниц осталось после редакции, можно ответить – 20 страниц.

Стоит отметить: сформированный в сюжете образ главного героя автобиографичный. Многие критики утверждают, что создавая мечтателя, Достоевский описывал себя. В эти годы писатель чувствовал себя одиноким и мечтательным, утверждал, что призрачный вид жизни грешен, поскольку направляет человека не в том направлении, далеко от истины. С иной стороны, она подчеркивает ценность настоящей творческой жизни.

В целом, это детище критики называют идиллической утопией о людях и тем, кем они могли бы стать, если бы проявляли все позитивные качества. Но такое невозможно, поэтому мечты остаются грезами и не становятся отражением действительности.

Главные герои и их характеристика

В центре внимания три героя и множество второстепенных персонажей.

Каждый из них раскрывается читателю отчетливо, показывается во всем проявлении, поэтому составить подробную характеристику несложно:

  1. Мечтатель действующий герой произведения. Точный возраст, имя и конкретные сведения об образовании и работе неизвестны, но понятно, что он является молодым петербуржцем, которому примерно 30 лет. Хорошо образован, работает мелким чиновником в каком-то государственном учреждении. Имеет низкое жалование и незначительную должность. Ему ничего не интересно. Все существование построено на мечтах. Он мечтает о лучшей жизни, где все наполнено смыслом, о любви и друзьях.
  2. Настенька абсолютная противоположность мечтателя. Она семнадцатилетняя красавица, имеющая жизнерадостный и бойкий характер. Смотрит на жизнь такой, какая она есть. Живет с бабушкой, но желает уйти из домашнего плена, который ей она устроила. Девушка строит планы, цели и стремительно движется к ним. Так, Настенька встречает молодого парня, нового жильца и влюбляется в него. Все силы устремляет на то, чтобы стать женой. Напор пугает парня и когда девушка съезжает к нему сама, то теряется и уезжает. После такого действия героиня решается стать женой мечтателя, однако любит не петербуржца.
  3. Новый жилец — молодой человек, внешне приятен и интеллигентен. Живет под одной крышей с Настенькой. Ему нравится девушка, но жилец старается выглядеть тактичным. Вначале предлагает ей почитать, затем пару раз зовет Настю с бабушкой на спектакль. После ненавязчивых ухаживаний, Настя переезжает к нему без приглашения. Вскоре герой изъявляет желание отправиться в командировку в столицу на год и обещает сделать ее своей женой, если она дождется. Но по истечении срока ожидания, не желает отвечать на письма.

Второстепенные персонажи

Второстепенными героями картины являются:

  1. Бабушка пожилая, слепая представительница обедневшего дворянского рода. В молодости имела деньги и власть, а теперь питается и живет с внучкой Настенькой за счет сдачи комнат в доме. Мечтает, чтобы внучка выросла высоконравственным и образованным человеком и вышла замуж за порядочного мужчину. Поэтому не пускает ее гулять, не дает ей читать плохую литературу, обучает французскому и учит хорошим манерам.
  2. Господин во фраке законопаченный мужчина средних лет. Способствует знакомству мечтателя с юной девушкой Настенькой, когда та гуляет поздней ночью одна. Он решает с ней познакомиться, но этому мешает мечтатель, который ударяет его палкой.
  3. Матрена служанка мечтателя. Старая дама, не отличающаяся качествами хорошей служанки. Занимается наведением чистоты в доме.
  4. Фекла глухая домработница бабушки.

Краткий пересказ

В центре внимания рассказа одинокий мечтатель. В культурной столице страны в период действия белых ночей главный герой встречается с обаятельной красавицей Настенькой и начинает испытывать к ней чувства.

Она рассказывает о том, что все детство провела рядом с бабушкой, которая не выпускала девочку гулять. Из-за этого девушка была невеселой. Однако все изменилось после приезда постояльца. Через год знакомства парень покинул девушку, но обещал вернуться.

История Настеньки была печальная, поэтому мечтатель пожалел девушку и решил помочь встретиться влюбленным, передав письмо возлюбленному красавицы. При этом сам начал испытывать чувства влюбленности к девушке.

Ее возлюбленный не ответил. Решив, что постоялец ее бросил, Настенька решает его забыть и отвечает чувствам мечтателя, когда тот признается в любви. Но внезапно видит своего бывшего и убегает, написав прощальное письмо.

В свою очередь юноша продолжает любить Настеньку, поскольку она стала самым запоминающимся моментом в его существовании. Осознав, что любовь не возвратится, герой становится одиноким.

Краткий анализ произведения

Повесть «Белые ночи» Достоевского является красивой утопией и мечтой о счастье двух влюбленных людей, честности и бескорыстности намерений и чувств. Это детище в творчестве автора самое поэтичное и романтичное. Благодаря красоте описанных ночей создается невероятная утопическая атмосфера повести.

Читайте также:
Стих для 2 лет про новый год: сборник простых стишков для детей и малышей

Центральной темой произведения является одиночество, поиск смысла существования, любовь и неразделенные чувства, а также жизнь молодых людей, которые существуют в мире иллюзий и нуждаются в невыдуманных чувствах.

По композиции повесть включает в себя пять глав. Четыре главы именованы петербургскими ночами, а конечная утром. По жанру это роман направления сентиментализма, но по структуре повесть.

Названы главы не случайно ночами и утром. Ночью мужчина жил бесплодными мечтами, нереальными чувствами и иллюзорной любовью, а на утро герой будто бы отрезвел, поняв, что потерял свою возлюбленную и ему вновь суждено жить в иллюзорном мире.

На утро исчезает то волшебство, которое происходило с героем ночью. Он вновь становится одиноким и несчастным, но уже с разбитым сердцем. Глава «Утро» является своеобразным эпилогом или аннотацией, которая полна драматизма с надеждами на лучшее будущее.

Интересно, что несмотря на предательство, мечтатель прощает девушку и не чувствует обиды с разочарованием, будто бы благословляя ее на счастье.

Отдельное место в повести занимает городской образ старинных улочек и скверов. Описанию этих красивых мест посвящена большая часть повествования, поэтому город по праву можно даже считать отдельным персонажем. Четких мест не было названо, но аура города передана хорошо.

Заключение

В целом, повесть Достоевского или ее отрывок обязателен для анализа, чтобы сделать последующее школьное и выпускное сочинение. Для лучшего анализа, авторского анализа и составления собственного мнения, ее нужно обязательно читать самостоятельно в оригинале.

В повести, как и в фильме с соответствующим названием, поднимаются актуальные темы и проблемы современного общества, поэтому произведение так ценится и изучается в школе.

Литература

План урока:

История создания повести «Белые ночи»

Повесть «Белые ночи» относится к раннему периоду творчества Федора Михайловича Достоевского. Впервые она была опубликована 27-летним писателем в 12 номере журнала «Отечественные записки» в 1848 г. Критики приняли повесть благосклонно, называли одним из самых поэтических произведений русской литературы, оригинальным по смыслу и совершенно изящным по исполнению. Молодой выпускник инженерного военного училища Федор Достоевский уже к тому времени был известным писателем благодаря своей первой повести «Бедные люди» (1846 г.), ставшей сенсацией в литературном мире.

В произведениях этого периода отразились попытки писателя решить многие актуальные проблемы, волновавшие его современников. Герои произведений Достоевского – бедные люди, сюжеты – о безрадостном существовании и печальной участи «маленького человека». В это время благодаря В. Белинскому Достоевский в его кружке познакомился со многими передовыми русскими литераторами. Молодой писатель был увлечен их революционно-демократическими идеями, но считал, что задачи литературы гораздо глубже,они не должны быть ограничены только проблемами общественного переустройства. Призвание литературы он видел в постижении сложности и изменчивости характера человека, живущего в противоречивом мире, исследовании тайн человеческого сознания. Со временем из-за разногласий с Белинским Достоевский перестанет посещать его кружок.

С 1847 г. Достоевский станет постоянным посетителем «пятниц» М. Петрашевского. В апреле 1849 г. Достоевский вместе с другими членами этого нелегального политического кружка был арестован. Его в числе других петрашевцев приговорили к смертной казни, замененную за несколько минут до исполнения на 4-летнюю каторгу с последующей ссылкой. Долгие годы он будет лишен возможности читать и писать. После каторги и ссылки он полностью откажется от своих революционных воззрений, его произведения будут пронизаны христианскими мотивами. Трагическая биография Достоевского разделила его творчество на два значительных этапа. Повесть «Белые ночи» стала последним значительным произведением раннего периода.

Образы мечтателей, людей особого склада, Достоевским были отражены в нескольких ранних повестях. До появления этих образов состоялась публикация в 1847 г. цикла фельетонов под названием «Петербургская летопись», в которых Достоевский попытался проанализировать причины появления людей такого образа жизни. Он считал, что мечтательность развивается от неудовлетворенности существующей реальностью у слабого человека. Не имея сил бороться, он уходит в придуманный мир своих грез и мечтаний. Достоевский писал, что в характерах, жаждущих деятельности, но «слабых, женственных, нежных» постепенно зарождается мечтательность, и человек превращается в мечтателя, становясь среднего рода странным существом. Окружающая действительность страшит мечтательную натуру, оказывая на нее тяжелое и враждебное влияние, вследствие чего той хочется «забиться в свой заветный уголок», кажущийся «золотым», а в сущности он «запыленный, неопрятный, беспорядочный и грязный». Но мечтатель мнит, что наслаждения, порожденные его фантазией «полнее, роскошнее, любовнее» настоящего житья.

Со временем мечтатель начинает сторониться людей и их интересов. Он становится неспособен к деятельности, негоден для службы, которую не любит. Такие люди «тянут дело свое» без интереса, лишь для заработка, что «хуже безделья». Так незаметно притупляется «талант действительной жизни». Достоевский понимал социальную сущность возникновения мечтательности и не искал ей оправданий. С одной стороны, относился сочувственно к героям-мечтателям, с другой стороны, осуждал их оторванность от реальности. Он показал, что при столкновении мечтаний с реальной жизнью от них не оставалось и следа. Наиболее полно Достоевский раскрыл образ мечтателя в повести «Белые ночи».

Краткое содержание повести «Белые ночи»

Смысл эпиграфа. Особенности композиции и жанра. Художественное своеобразие

У названия есть подзаголовок – «сентиментальный роман». Он указывает на жанр произведения «Белые ночи». На первом плане изображение чувств главного героя, основа сюжета – классический любовный треугольник: герой любит девушку, она любит другого. Для эпиграфа писатель взял строчки стихотворения И. Тургенева «Цветок», несколько изменив их. Смысл эпиграфа отражает главную мысль произведения: четыре ночи героя, которые он провел, прикоснувшись к сердцу любимой, были единственным счастливым мгновением в его жизни.

Главный герой – 26-летний чиновник, уже восемь живущий в столице, снимая маленькую квартиру на набережной Екатерининского канала. Он любит мечтать и гулять по Петербургу. Время событий – это время белых ночей, когда все разъехались по дачам, а ему «некуда и незачем ехать». Хотя герой ни с кем не общается, его охватывает беспокойство на безлюдных улицах вовремя прогулки. Прохожие, которых он привык встречать на улицах, покинули город до осени, и он бродит по городу совсем один, мечтая и любуясь белой ночью.

Читайте также:
Мастер и Маргарита - краткое содержание по главам, анализ героев

В таком взволнованном состоянии он встречает на мосту плачущую девушку, красавицу в желтой шляпке, с отчаяньем смотрящую на воду канала. Это его настораживает, и он обращается к ней. Испугавшись, незнакомка поторопилась уйти, но ей преградил путь подвыпивший прохожий. Молодой человек вступается за девушку, показавшуюся ему «премиленькой брюнеткой», она принимает его предложение проводить ее. Он деликатно утешает ее, не спрашивая о причине слез. Прощаясь, она предлагает дружбу, взяв обещание никогда в нее не влюбляться. Он дает обещание, но уже влюблен. Они договариваются встретиться следующим вечером на мосту.

Встретившись, он узнал, что девушку зовут Настенька. Она просит рассказать нового знакомого свою историю. Юноша ответил, что у него нет истории, он одинок и спасается мечтами от своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка рассказывает немного о себе и своей бабушке, с которой живет. Уже два года подслеповатая бабушка, чтобы контролировать внучку, пристегивает булавкой подол ее платья к своему. Так Настенька и проводила почти все время с бабушкой, за шитьем или читая вслух. Лишь тайком ей удается иногда убежать на волю.

Она поведала, что влюблена, ее избранником стал жилец, который снимал у них комнату. Он давал Настеньке читать книги, однажды пригласил ее с бабушкой в оперу на «Севильского цирюльника». Год назад Настенька, узнав, что постоялец должен уехать, призналась ему в своих чувствах и готова была даже бежать с ним. Ее возлюбленный оказался человеком благородным, но бедным. Он обещал вернуться через год, поправив свои дела, и попросить ее руки у бабушки. Уже минул год, а известий от него не было, хотя по слухам уже как три дня приехал. Настенька просит своего нового друга отнести письмо для любимого к их общим знакомым. Любя Настеньку и желая ей счастья, он соглашается выполнить ее просьбу.

Герой отнес письмо по указанному адресу. Вечером встретился с Настенькой, которая в ожидании была необыкновенно говорливой, веселой и шаловливой. Она была очень признательна за дружбу, не замечая его влюбленного взгляда. Но когда пробили часы на колокольне одиннадцать, и жених так и не объявился, ее радость исчезла. Мечтателю удалось успокоить девушку и уверить в лучшем.

На четвертый вечер мечтатель признается девушке, что ответа от ее жениха так и не было. Настенька пытается доказать себе, что она больше не будет любить человека, обманувшего ее. Герой признается ей в своих чувствах. Растроганная девушка с благодарностью отвечает, что он лучше того, кого она любит, и готова ответить взаимностью. Они начинают мечтать о будущем: он переедет в пустующий мезонин их дома, она со временем полюбит его. В разгар их мечтаний проходящий мимо мужчина окликнул Настеньку по имени. И она, не раздумывая, «порхнула» в объятия того, того ждала. Мечтатель лишь с горечью наблюдал за трогательной внезапной встречей возлюбленных.

Следующим пасмурным дождливым утром незадачливый влюбленный получил письмо. Настенька поделилась радостью о своем скором замужестве, надеясь, что ее жених и мечтатель подружатся. Также просила простить ее и призналась, что его любовь останется для нее «сладким сном, который долго помнишь после пробуждения». Долго перечитывая письмо, мечтатель понял, как «неприветлива и грустна перспектива» его дальнейшей жизни. Но он не укоряет Настеньку, а благодарен ей за те четыре ночи, которые никогда не забудет.

Характеристика Настеньки и главного героя-рассказчика

Образ мечтателя и его рассказ-исповедь

Сентиментальные герои повести «Белые ночи» типичны для раннего творчества Достоевского. Они оба тонко чувствующие натуры, бережно относящиеся к чувствам друг друга. Из их эмоциональных, часто очень взволнованных, по-детски наивных разговоров становится ясно, что для них важны незначительные детали и мелочи, касающиеся вопросов любви, дружбы, будущего. Ничего не известно об их социальном статусе, они и сами не ищут причин во внешнем мире, живут своим внутренним миром. Оба любят мечтать.

Героине повести Настеньке семнадцать лет. Себя она называет девушкой простой, мало еще видевшей и мало учившейся. Но мечтатель считает ее умницей, что ее «красоте не мешает», возможно идеализируя возлюбленную. Она, как и ее новый друг, жила изолированно, но не по собственной воле, а по бабушкиной прихоти. Эта домашняя изоляция сделала из нее тоже мечтательницу, в мечтах ей даже мерещилась свадьба с китайским принцем. Но к своим мечтаниям она относится иронично.

Девушка – внимательный и чуткий собеседник, боится ранить чувства влюбленного в нее человека неосторожной фразой. В собственное чувство она окунается полностью, ее любовь чистая и безграничная, как и у мечтателя. Поэтому, когда она, сомневаясь в возвращении любимого, пытается отречься от своих чувств и построить свое счастье с другим, это выглядит беспомощной и обреченной попыткой самообмана.

Герой повести «Белые ночи» сентиментальный, впечатлительный, добрый человек. Он живет уже 8 лет в Петербурге, но так и не смог завести ни одного друга. Несмотря на свое одиночество, он духовно богат. Мечтатель пытался уйти от реальности, погрузившись в собственный вымышленный мир. Мечты героя – это ответная защитная реакция на монотонность, однообразие, скуку и пошлость окружавшей его жизни, которой он не способен противостоять. В своем воображении он создал фантастический мир, погрузившись в который живет вне времени и пространства. У него даже нет биографии. На просьбу Настеньки рассказать про себя, он удивленно отвечает, что у него нет истории. Не было значимых поступков, событий, знакомств. Его жизнь – это бесконечная история фантазий и грез. Он даже справляет годовщины своих милых ощущений.

Читайте также:
Коровьев - характеристика персонажа в Мастер и Маргарита

Герой осознает, что однажды ему придется столкнуться с реальным миром, и его призрачная жизнь будет разрушена. Он понимает, что его фантазии бессильны перед жестокой реальностью. Для него жизнь представляет собой клубок противоречий, в котором перепутаны добро и зло, и зло порабощает добро. Но все же он тянется к жизни, откликаясь на малейшее участие к своей судьбе со стороны других людей. Благодаря влюбленности в Настеньку в нем вспыхнули новые надежды. Он даже готов отказаться грезить о несбыточном ради маленького реального счастья. Но Настеньку он не смог удержать, она ушла из его жизни так же внезапно, как и появилась. Его счастью не суждено было сбыться. В первом же столкновении с суровой реальной жизнью мечтатель был сломлен. Он замкнулся в себе, окончательно уйдя в мир своих отвлеченных размышлений.

Автор осуждает словами своего героя всех мечтателей, бегущих от пошлости и зла в обществе, неспособных бороться против них. Сам мечтатель говорит, что за один день этой жалкой, но реальной жизни готов отдать «все свои фантастические годы». Но осуществить свое желание он не в состоянии, не проявив достаточной настойчивости для его осуществления. Отчасти в образе мечтателя угадываются автобиографические черты. Писатель восклицает: «И не все ли мы более или менее мечтатели!» О себе уже в зрелые годы Достоевский писал: «И чего я только не перемечтал в своей юности… До того замечтался, что проглядел всю мою молодость».

Образ Петербурга. Авторское отношение к городу

Действие повести происходит в северной столице. Петербург тесно связан с именем Достоевского, там он прожил большую часть своей жизни, хотя не любил столицу империи, называл самым промышленным и угрюмым городом России, «чухонским болотом». Достоевского считали писателем, по страницам произведений которого можно изучать топонимику [1] Петербурга: названия площадей, улиц, зданий, набережных, мостов. Литературные герои его петербургских произведений жили по реальным адресам, ходили по настоящим улицам. Образ Петербурга в повести «Белые ночи» иной, чем в других произведениях Достоевского, где он, как правило, враждебен человеку и является воплощением пороков. Рассказчик-мечтатель любит город, который считает своим другом и собеседником. В этом произведении отсутствуют проблемы внешней городской жизни, город откликается на внутренние переживания героев.

Живущий уединенно мечтатель любил бродить по улицам, считая дома своими единственными друзьями, которые «глядят на него во все окна», делятся проблемами. Одному в мае «прибавят этаж», другому «завтра в починку», третий чуть не сгорел, четвертый изуродовали, перекрасив в «канареечный» цвет. Мечтатель о петербургских зданиях рассказывает, как о живых людях. Он представляет, как они с ним здороваются, желают здоровья. Герой «Белых ночей» рассказывает о местах своих гуляний. Он упоминает о канале (Екатерининский канал), речке Фонтанке, Невском проспекте, Каменном, Крестовском и Аптекарском островах. Жил он в отдаленнейшей части города, в районе Коломны и Сенной площади. В XIX веке эти районы были населены небогатыми людьми, считались местом обитания нищих, пьяниц, мелких преступников.

В самом названии повести «Белые ночи» создается образ величественного города, который славится своими чарующими, полными романтики июньскими ночами. Не случайно действие происходит в это время года, когда все настраивает на романтический и мечтательный лад. К тому же название-оксюморон [2] намекает на некую нереальность и фантастичность событий повести.

Нравственно-философская проблематика повести «Белые ночи». Актуальность повести

В повести «Белые ночи» нашли отражение важнейшие вопросы, волновавшие общество 40-х годов XIX в., а именно противоречия между идеалом и реальностью, мечтой и действительностью. В эти годы мечтатель стал весьма распространенным общественным типом. Эпоха реакционного правления Николая I принуждала смириться с действительностью, порождала стремление исключить себя из общественной жизни. Люди передовых взглядов того времени не могли мириться с подобными проявлениями гражданской пассивности. Белинский еще в 1840 г. записал: «Что такое мечта? Призрак, форма без содержания, порождение расстроенного воображения, праздной головы…». Критик называет современный ему XIX век врагом мечтательности, которая «смешна, пошла и приторна».

Критическое отношение к мечтательности сложилось у Достоевского под влиянием Белинского. Тем не менее, осуждая своих героев за бездеятельность и оторванность от жизни, писатель не прячет своего сочувствия к ним, понимая униженное и забитое положение жертв социальной несправедливости. Добролюбов писал, что в произведениях раннего периода Достоевского слышна «боль о человеке», который понимает, что «не в силах … быть человеком настоящим».

Повесть «Белые ночи» не теряет актуальности и в наше время, являясь неким предостережением об опасности погружения в мир заманчивых, но бесплодных иллюзий, которые рано или поздно рассеиваются. В XX в. подобное явление в психологии получило название «эскапизм».

Волшебный мир фантазий помогает обманчиво забыться, уйти от реальных забот. В этом выдуманном мире человек чувствует себя защищенным от обид, тревог, неудач, потерь. Он перестает беспокоиться об улучшении качества своего реального существования, думать, как решить насущные проблемы. Современные технологии и технический прогресс предоставляют человеку множество способов убежать от реальности и ее трудностей: виртуальное пространство, СМИ, вредные и даже смертоносные зависимости. Иногда слабые люди, погрузившись в иллюзорный мир, уже не в состоянии вернуться к нормальной повседневной жизни, чтобы сделать ее более увлекательной и интересной.

Словарь

1. Топонимика – раздел лексики, занимающийся изучением географических названий, их происхождением и значением

2. Оксюморон – словосочетание из противоречивых по смыслу слов.

В материалах урока использованы кадры из к/ф “Белые ночи”, 1959

Ф.М. Достоевский “Белые ночи”: описание, герои, анализ повести

Повесть “Белые ночи” посвящена А.Н. Плещееву, другу юности Достоевского, и некоторые критики утверждают, что Плещеев стал прототипом главного героя. Некоторые, впрочем, возражают, что образ главного героя – это образ самого молодого Достоевского, и автор неслучайно ведет повествование от первого лица, намекая на автобиографичность.

Читайте также:
Русские женщины кратко читать поэму и основную мысль произведения

История создания


(Обложка первого отдельного издания “Белых ночей” Достоевского, 1865 г.)

Ф.М. Достоевский пишет повесть «Белые ночи» в последние месяцы осени 1847 года, вскоре, уже в 1848 году, произведение издает журнал «Отечественные записки».

Ранее писателя уже интересовала тема «петербургских мечтателей», на эту тему в 1847 году им было написано несколько статей-фельетонов, которые вошли в большой фельетон «Петербургская летопись». Но эти статьи Достоевский публиковал почти анонимно, подписывая фельетоны буквами «Ф.М.». Позже критики установили, что часть материала из фельетона вошло в повесть «Белые ночи» – описание быта героев, их характеристики.

Анализ произведения

Жанровые особенности, композиция, содержание повести

Писатель сопровождает повесть двумя подзаголовками: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя». Оба подзаголовка говорят о принадлежности повести к определенным жанру и литературному течению. Первый – прямо, второй – косвенно, ведь распространенным методом изложения в сентиментальной литературе становится именно дневниковые записи, воспоминания, ретроспективы. Писатель называет повесть романом, также исходя из сентименталистских взглядов. По тем же причинам главный герой повести не имеет имени, автор называет его просто «Мечтателем».

Однако жанрово «Белые ночи» – это, безусловно, не сентиментализм в чистом виде, скорее, «сентиментальный натурализм», ведь и место, и герои вполне реальны, более того, глубоко социальны и относятся к воспетой Достоевским категории «маленьких людей». Но в повести «Белые ночи» есть следы утопичности, ведь герои оказались слишком чистыми, слишком стерильными, честными в своих чувствах.

Эпиграфом к повести послужили стихи И. Тургенева «Цветок», лирический герой которого срывает цветок, мирно растущий в тени деревьев, и прикалывает его к петлице. Тургенев рассуждает: не для минутных удовольствий растут красивые цветы (читай – живут люди), но человек берет их властной рукой, срывает и обрекает на скорую гибель (читай – соблазняет, сначала любит и превозносит, затем оставляет). Достоевский несколько переиначивает утверждение Тургенева, делая из него вопрос: «Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?». То есть, Достоевский приходит к выводу, что иногда прикоснуться к любви, пройти по краю неслучившегося счастья – это и есть вся жизнь, этому единственному воспоминанию можно посвятить себя, как это делает Мечтатель.

Композиционно повесть состоит из 5 глав, 4 главы посвящены ночам в Петербурге, последняя названа «Утро». Построение символично: романтические ночи – стадии последовательной влюбленности главного героя в главную героиню, стадии его развития, и в конце он, нравственно совершенный, стоит на пороге своего утра – прозрения. Он обрел любовь, но неразделенную, посему в утро своего прозрения он уступает свою любовь другому, избавляется от мечтаний и, испытывая реальное чувство, делает реальный поступок.

Утро одновременно и рассеивает пустые надежды, и обрывает череду прекрасных встреч, оно становится началом и концом драмы героя.

Сюжет повести


(Прогулки по Петербургу. Иллюстрация Ильи Глазунова к “Белым ночам” Достоевского)

Сюжет повести: молодой человек, от лица которого ведется рассказ, приехал в Петербург 8 лет назад. Он работает, а в свободное время рассматривает городские пейзажи и мечтает. Однажды он спасает на набережной девушку, которую преследует пьяный. Девушка рассказывает Мечтателю, что она ждет на набережной своего возлюбленного, который собирался приехать за ней ровно год назад, назначив встречу на эти дни. Несколько дней девушка ждет его, но он не приходит, и её начинает охватывать отчаяние.

Мечтатель общается с Настенькой, берет на себя передачу письма её возлюбленному, а сам влюбляется в девушку. Влюбляется и Настенька, и они даже собираются пожениться, как вдруг прежний возлюбленный появляется вновь и уводит Настеньку. Наступает холодное промозглое петербургское утро, Мечтатель чувствует отрезвление и опустошение.

Главные герои

Главным героем повести является Мечтатель – полюбившийся автору образ одинокого человека, полностью изолированного от внешнего мира и живущего в замкнутом круге своих мечтаний.

Мечтатель

Мечтатель – 26-летний житель Петербурга. Он образован, но беден, имеет определенные перспективы, но не имеет житейских желаний. Он где-то служит, но не сходится с коллегами и прочими окружающими – например, женщинами. Его не интересует ни бытовая сторона жизни, ни деньги, ни девушки, он постоянно погружен в призрачные романтические мечты и в периоды контакта с окружающими миром испытывает болезненное ощущение чуждости этому миру. Он сравнивает себя с грязным котенком, не нужным никому в мире и испытывающим ответную обиду и вражду. Впрочем, он не был бы безответен, если бы в нем нуждались – ведь люди ему непротивны, он готов был бы помочь кому-нибудь, способен к сопереживанию.

Мечтатель типичный «маленький человек» (социальное положение, неспособность на поступок, неподвижность, незаметность существования) и «лишний человек» (он сам себя таковым ощущает, презирая лишь себя за свою ненужность).

Настенька

Главная героиня, 17-летняя девушка Настенька, противопоставлена Мечтателю, как активный, действующий персонаж. Несмотря на внешнюю хрупкость и наивность и юный возраст, она сильнее Мечтателя в поиске счастья. Писатель использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «глазки», «ручки», «премиленькая», подчеркивая детскость и непосредственность образа, его игривость, непоседливость, как у ребенка. Повадками ребенок, сердцем это – настоящая женщина: умело пользуется помощью взрослого мужчины, но при этом, явно распознав его чуткую и нерешительную натуру, упорно не замечает его чувств. В критический момент, однако, когда становится понятно, что возлюбленный её бросил, живо ориентируется и наконец замечает эти самые чувства. В момент появления потенциального мужа вновь смотрит на чувства Мечтателя как на дружеское участие. Впрочем, стоит ли винить девушку в переменчивости? В конце концов главного своего счастья она верно ждала целый год, а в том, что едва не переметнулась к Мечтателю, нет неискренности – жизнь одинокой хрупкой девушки в большом и враждебном Петербурге непроста и опасна, ей нужна поддержка и опора.

Читайте также:
Образ России в поэме Мертвые души - краткое описание дворянства

Настенька пишет Мечтателю письмо, в котором благодарит за участие в её истории. Получив письмо, Мечтатель не чувствует грусти – он искренне желает счастья девушке и, повторяя идею эпиграфа, говорит, что целая минута блаженства с Настенькой – это то, чего хватит и на всю жизнь человеческую.

Цитаты

«Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни.» Мечтатель.

«Вот эта-то жизнь и есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем (увы, Настенька!) тускло-прозаичного и обыкновенного.» Мечтатель.

«Я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно; потому что я сама такова.» Настенька

Заключение

Современники Достоевского увидели в повести французские утопические идеи, которыми все они были увлечены. Главным тезисом утопистов 1840-х годов стало стремление к безмолвному подвигу, жертвенности, отказу от любви в пользу других людей. Этим идеям был глубоко предан и Достоевский, поэтому тип описываемой им любви настолько идеален.

Кортик

Часть 1 . Ревск

В то утро Миша Поляков встал очень рано, чтобы вырезать резинку для рогатки из отжившей своё велосипедной камеры дяди Семёна. Во дворе он увидел соседа, матроса Сергея Иваныча Полевого, который что-то прятал под собачьей будкой. Когда сосед ушёл, Миша сунул руку в тайник и вытащил завёрнутый в мягкую ткань морской кортик без ножен. Клинок кортика был трёхгранным, а «вокруг побуревшей костяной рукоятки извивалась бронзовым телом змейка с открытой пастью и загнутым кверху язычком». Рассмотрев кортик, мальчик вернул его на место, но забыть уже не мог. Его интересовало, зачем Полевой прячет это оружие.

За завтраком обнаружилось, что велосипедная камера, непоправимо испорченная, понадобилась дяде Семёну, и Мише пришлось спасаться бегством. Бабушка поймала его только перед обедом. К удивлению Миши, дома его не ругали. Взрослые разговаривали о Валерии Сигизмундовиче Никитском, главаре местной банды, который в прошлом был белым офицером флота. Вечером мальчик долго сидел на крыльце с Полевым, и матрос рассказывал ему о линкоре «Императрица Мария», на котором когда-то служил. Этот линкор взорвался и затонул, но по какой причине произошёл взрыв — никто не знал.

Ночью Миша не мог уснуть. Ему вспоминалась Москва и мама, по которой он скучал. Отец мальчика погиб на царской каторге, мать работала на текстильной фабрике. Жилось им тяжело, поэтому Мишу отправили на каникулы в Ревск, к маминым родителям.

На следующий день Мишу посадили под домашний арест. Мальчику было скучно, и он решил ещё раз посмотреть на кортик. Во дворе двое дровоколов пилили дрова. Миша вытащил кортик и заметил, что на каждой из трёх граней клинка вытеснены клейма в виде волка, скорпиона и лилии. Спрятать кортик мальчику помешали дровоколы, подозрительно интересо­вавшиеся Полевым. Потом во двор вышла бабушка, начала варить варенье, и Мише пришлось спрятать кортик под валик своего дивана.

Ближе к обеду, когда стало совсем скучно, появился рыжий Гена Петров, сын машиниста, лучший друг Миши, и подбил его убежать через окно. Друзья укрылись в Генкином шалаше, устроенном на дереве, откуда был виден весь Ревск. Мальчики ещё оставались в укрытии, когда в город ворвались белые. Через некоторое время Миша пробрался домой. «В столовой шла отчаянная борьба между Полевым и бандитами». Когда матроса скрутили, Никитский стал требовать у него кортик, но Полевой молчал. Обыскав комнату матроса, белогвардейцы повели его к двери, и тут Миша сунул кортик в руку Полевого, а сам кинулся под ноги одному из белогвардейцев. Полевой убежал, а на голову мальчика обрушился удар нагана.

Когда Миша пришёл в себя, рядом была мама: она приехала забрать сына домой. Вагон, отправлявшийся в Москву, должны были прицепить к военному эшелону под командованием Полевого. Миша подбил Генку ехать зайцем в Москву к родной тётке Агриппине Тихоновне, которая жила в одном доме с Поляковыми.

Вскоре к Мише пришёл Полевой и рассказал историю кортика. Он принадлежал офицеру по имени Владимир, который служил на «Императрице Марии». Полевой видел, как Никитский, офицер того же судна, перед самым взрывом убил Владимира из-за кортика. Полевой попытался задержать негодяя, но во время схватки прогремел взрыв. Когда матрос очнулся, у него в руке был кортик, а ножны остались у Никитского. Узнав, что Полевой живёт в Ревске, Никитский явился за кортиком. Зачем он ему нужен, матрос не знал, но отдавать кортик врагу не собирался…

Через два дня поезд отправился в Москву. Генка спрятался в железном ящике под вагоном. Утром Миша обнаружил, что эшелон стоит на запасном пути, а Генку поймали и допрашивают в штабе. Выручил друга Полевой, после чего Гена получил от отца разрешение ехать к тётке.

…Эшелон уже вторую неделю стоял на станции Низковка. Продовольствия не хватало, и ребята решили сходить в ближайший лес за грибами. Дорогу им показали неправильно, поэтому к эшелону друзья возвращались поздно вечером и попросились на ночлег к обходчику. Друзья уже уснули, когда в дом ворвался Никитский. Он хотел заставить обходчика остановить эшелон, который должен был пройти здесь через час. Обходчик отказался. Мальчики выскочили из дома, увидели, что бандиты разбирают пути, и со всех ног побежали к эшелону. Они успели предупредить Полевого.

После боя Полевой попрощался с Мишей, подарил ему кортик и раскрыл его последнюю тайну. Оказалось, что рукоятка с медной змейкой разбирается. Внутри рукоятки хранится тонкая металлическая пластина с шифром. Полевой считал, что ключ от шифра находится в ножнах, которые остались у Никитского. Именно поэтому тот стремится заполучить кортик. У Никитского был помощник, бывший денщик Филин, родом из Ревска. Миша припомнил, что в его московском доме тоже живёт Филин.

Читайте также:
Пьер Безухов - характеристика героя, жена графа, духовные искания

Часть 2 . Двор на Арбате

Прошёл год. Всё это время кортик был надёжно спрятан в шкафу у Миши. Тайну кортика мальчик хранил и часто думал, не является ли его сосед, завскладом Филин, тем самым сообщником бандита Никитского. О прошлом этого Филина знала только Генкина тётка Агриппина Тихоновна, называла его дрянным человеком, но мальчикам ничего не рассказывала. С Генкой Миша дружил по-прежнему. Ещё одним его другом был пианист Слава Эльдаров — бледный, болезненный мальчик, сын певицы и главного инженера фабрики, на которой работали практически все женщины Мишиного дома.

В 1921 году, после голодной зимы, каникулы у Миши начались 15 мая. В первый день каникул мальчик встретил во дворе Борьку Филина по прозвищу Жи́ла. Миша знал, что жадный Борька «торгует на Смоленском рынке папиросами врассыпную да ирисками». Под их домом был обширный подвал, который Жи́ла знал лучше всех. Его любимой забавой было рассказами о покойниках, гробах и подземных ходах заманить кого-нибудь в подвал, оставить в темноте и затаиться, пока жертва не взмолится о помощи.

В тот день Миша решил сыграть такую же злую шутку с самим Жи́лой. Блуждая в темноте по лабиринту подвала, мальчик провалился в какой-то подземный коридор. Обследовать это место Борька ему не дал, но пообещал, что захватит фонарь и приведёт сюда Мишу на следующий день. Утром, однако, обнаружилось, что дворник заколотил вход в подвал по приказу завскладом Филина — его склад примыкал к подвалу. Подозрения Миши усилились.

Тем временем по двору прошёл слух о кружкé пионеров, организованном при Краснопрес­ненской типографии. Ребята решили разузнать, кто такие пионеры, и присоединиться к ним, а пока открыть собственный театральный кружок. В полупод­вальном помещении, где обосновались все кружки дома, Миша нашёл ещё один ход в подвал и уговорил друзей исследовать подземелье. Мальчик считал, что Филин там что-то прячет.

Через ход мальчики проникли в высокое помещение, наполненное деревянными ящиками, действительно напоминающими гробы. На глазах ребят в подвал занесли новые ящики. Потом вместе с Филином туда спустился высокий человек, голос которого был Мише знаком. Завскладом назвал незнакомца Сергеем Ивановичем. Выйдя из подвала, Миша увидел этого человека, но лица его не разглядел. Мальчик начал подозревать, что под незнакомым именем скрывается Никитский.

Мишу назначили администратором театрального кружка. Чтобы добыть денег, он организовал лотерею, призом в которой был его собственный том Гоголя. Жи́ла, как всегда, попытался помешать, и Генка в запале заявил ему, что знает и о подземном ходе, и о ящиках. Он не догадывался, насколько всё это серьёзно, и Мише пришлось показать друзьям кортик. Генка моментально уверился, что шифр кортика скрывает место, где спрятан клад. Друзья решили выследить высокого незнакомца.

Часть 3 . Новые знакомства

Через несколько дней Миша отправился на Смоленский рынок покупать грим и реквизит. Там он встретил Елену и Игоря Фроловых, акробатов, дававших как-то представление в их дворе. Мальчик пригласил их выступить на открытии кружка. Сбор от первого спектакля предназначался голодающим Поволжья. Затем какой-то беспризорник украл у Миши кошелёк. Мальчик догнал его и в драке оторвал оба рукава ветхого пальто, в которое тот был одет. Мише ничего не оставалось, как отвести беспризорника по имени Мишка Коровин к себе домой. Там его накормили обедом, а Мишина мама пришила рукава.

Тем временем Гена, наблюдавший за складом Филина, заметил высокого незнакомца и проводил его до закусочной. Ребята поспешили туда, но незнакомец исчез. Порыскав по окрестным улицам, Миша увидел, как незнакомец и Филин входят в филатели­стический магазин. Войдя вслед за ними, мальчик обнаружил, что заговорщики вышли через заднюю дверь, и сумел подглядеть, как старик-филателист прячет под замок раскрывающийся как веер продолговатый предмет, кольцо и шарик. Это наверняка были ножны от кортика.

Мальчикам необходимо было убедиться, что Филин родом из Ревска. Эту информацию они выведали у Генкиной тётки. Был ли Филин моряком, ребята решили узнать у Борьки.

В тот же день друзья навестили краснопрес­ненских пионеров. Их вожатый-комсомолец пообещал помочь организовать пионерский отряд и на Арбате.

На следующий день, выслеживая Филина, Слава и Генка выдали себя неосторожным поведением. Теперь ни один из друзей не мог зайти в филатели­стический магазин.

Первый спектакль театрального кружка прошёл с успехом, а после спектакля был создан пионерский отряд.

Часть 4 . Отряд № 17

Узнать, служил ли Филин на флоте, ребятам удалось, обманув Борьку-Жи́лу. Друзья сказали ему, что собираются поставить «пьесу из матросской жизни», и попросили достать что-нибудь из форменной одежды. В обмен на Мишин ножик Борька притащил выцветшую ленточку от бескозырки с золотой надписью «Императрица Мария».

Подозрения ребят подтвердились — Филин оказался бывшим денщиком Никитского. Теперь друзья думали, как добыть ножны от кортика. К филатели­сти­ческому магазину мальчики подойти не могли: старик-филателист знал их в лицо и был настороже. План действий ребята составили только к концу августа. У брата и сестры Фроловых, которые теперь работали в цирке, они взяли старую тележку. Укрепив на ней щиты с рекламой кинотеатра, друзья каждый день устанавливали тележку напротив филатели­сти­ческого магазина. Один из них прятался между щитами и следил за стариком и его гостями. Вскоре Миша подслушал, как филателист обсуждает с Филиным сложный шифр, а потом увидел, как старик собирает ножны. Они складывались как веер и закреплялись кольцом. Высокого незнакомца Миша больше не видел, но узнал, что на самом деле его зовут Валерий Сигизмундович.

Преступники передавали друг другу ножны через Борьку, Жи́ла же давно зарился на рекламную тележку. Улучив момент, когда он нёс свёрток с ножнами, мальчики предложили Борьке купить тележку и начали торговаться с ним. Свёрток Жи́ла положил на землю, и беспризорник Коровин, по уговору с ребятами, осторожно извлёк из него ножны. Развернув их дома у Миши, друзья увидели такой же шифр, как и на пластине из кортика.

Читайте также:
Двадцать первое Ночь Понедельник - анализ стихотворения

Часть 5 . Седьмая группа «Б»

Начались занятия в школе. На одном из уроков Миша провинился: учительница нашла на его парте постороннюю книгу о старинном ручном оружии. Директор школы Алексей Иванович заинтере­совался неожиданным увлечением Миши. Знал он и о том, что друзья интересуются шифрами. Мише пришлось всё рассказать директору и показать кортик с ножнами.

Алексей Иваныч соединил две части шифра, и получилась одна надпись, зашифрованная десятизначной литореей. С помощью книги о шифрах он прочёл: «Сим гадом завести часы понеже проследует стрелка полудень башне самой повёрнутой быть». Гадом была змейка на рукоятке кортика. Ею следовало завести какие-то часы. Миша предположил, что часы принадлежали хозяину кортика по имени Владимир. Теперь надо было найти его семью.

Директор познакомил мальчиков с товарищем Свиридовым, человеком в шинели и военной фуражке, который подтвердил сведения, найденные ребятами в библиотеке. Кортик сделал полковой оружейный мастер, живший в XVIII веке. Это мальчики установили по клеймам на клинке и по его длине. Затем в морском сборнике директор нашёл имя , инженера военного флота, который погиб при взрыве на «Императрице Марии». В энциклопедии же нашли сведения об оружейном мастере XVIII века Терентьеве. Выходило, что морской инженер был потомком оружейника, а кортик мог достаться ему в наследство. Ребята скрыли от взрослых только свои догадки о том, что Никитский в Москве, а Филин ему помогает.

Инженер Терентьев мог быть учеником профессора и адмирала Подволоцкого, внучка которого была Мишиной одноклассницей. Взяв у неё адрес, друзья поехали к вдове и дочери адмирала. Владимира Владимировича Терентьева старушка помнила. Выяснилось, что Валерий Никитский был братом его жены. Нашлись и старые письма Терентьева с обратным адресом.

Часть 6 . Домик в Пушкине

Терентьев был родом из Петрограда, но в одном из писем упоминалось Пушкино. Конкретных данных о том, живут ли ещё в Петрограде родственники Терентьева, паспортный стол им не дал. Выяснилось только, что мать инженера живёт где-то под Москвой.

В зимнее воскресенье мальчики отправились в Пушкино. Объехав весь посёлок на лыжах, они ничего не обнаружили и собрались уезжать. На вокзале ребята встретили акробатов. Как оказалось, они тоже жили в Пушкине, по соседству с Марией Гавриловной Терентьевой. Забравшись на чердак их дома, Миша увидел двор Терентьевой и высокого незнакомца, который вышел из её дома. На этот раз мальчик разглядел его лицо. Это был Никитский.

Миша обо всем рассказал Свиридову, который велел «ждать и в Пушкино больше не ездить». Ребята погрузились в свои заботы — начали готовиться к вступлению в комсомол. После собеседования в приёмной комиссии комсомольской ячейки друзья отправились на Петровку к Свиридову. Тот сообщил, что Никитский всё отрицает и «упорно именует себя Сергеем Ивановичем Никольским», а Филин ликвидировал свой склад: его кто-то спугнул.

Свиридов организовал очную ставку между Никитским и Мишей. Мальчик подробно рассказал о налёте на Ревск и предъявил кортик. Затем в кабинет вошла Терентьева и узнала кортик сына. Никитский обманул и её, назвавшись чужим именем и войдя в доверие.

В доме Терентьевых нашлись большие башенные часы, к которым подошла змейка с рукоятки кортика. В футляре часов открылся тайник, наполненный бумагами. Это был подробный список затонувших кораблей с координатами и перечнем сокровищ. Никитского интересовал корабль крымского хана Девлет-Гирея, затонувший в Балаклавской бухте с грузом золота на борту.

Список отправили в организацию «Судоподъём», где работал Полевой, а троих друзей торжественно приняли в комсомол.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

“Кортик”: краткое содержание, главные герои. Какова главная мысль?

Приключенческая повесть “Кортик” написана Анатолием Рыбаковым в 1948 году.

Главные герои: пионер Миша Поляков, его друзья – Генка Петров, Славка Эльдаров, белогвардеец-бандит Никитский.

Краткое содержание. Миша Поляков, приехавший на лето в Ревск, становится обладателем кортика XVIII века без ножен. В его рукоятке зашифровано какое-то послание, но ключ к шифру находится в ножнах. К поискам шифра и ножен и приступают ребята. Но за кортиком охотится и бандит Никитский, у которого и находятся ножны.

Ребятам удаётся завладеть и шифром, и разоблачить Никитского. В зашифрованном письме содержались сведения о затонувших кораблях с ценными грузами.

Главная мысль. Идейная – пионер – всем ребятам пример, он активно борется с контрреволюцией.. Если же отбросить пионерско-комсомольс­ кую направленность, то эта повесть о честности и бесстрашии, умении добиваться поставленных целей.

История начинается с того, как Миша Поляков (главный герой повести), отдыхая у тетки в Ревске, случайно заметил, что его сосед Полевой что-то спрятал под собачью будку. Любопытный Миша решил посмотреть, оказалось что это морской кортик. Полевой рассказал Мише трагическую историю кортика, сообщив, что ножны находились у бывшего морского офицера Никитского. Этот Никитский (сейчас называющий себя другим именем) ради обладания кортиком убил его хозяина – инженера Терентьева.

Далее действие перемещается в Москву, где Миша и его друзья (Генка и Слава) начинают опасное расследование, в конце которого они узнают тайну кортика – он открывает старинные часы, которые, в свою очередь, скрывают тайну, где спрятаны старинные сокровища.

Главная мысль: дружба и умение не сворачивая идти к поставленной цели – важнейшие человеческие качества. Вместе с прямотой и честностью они являются обязательными атрибутами настоящего советского человека, человека, которые ставит общественные блага выше личных.

Читайте также:
Стихи про армию ℹ короткие четверостишия про службу в армии, красивые и трогательные до слез стихотворения про солдат и армейскую жизнь

Мальчик Миша приезжает на каникулы в город Раевск. Будучи любознательным он наблюдает за отставным матросом Сергеем. Миша на его дворе под собачьей будкой находит старый морской кортик. На нем он рассмотрел какую-то надпись и змею. Миша положил кортик на место и никому ничего не рассказал.

Матрос Полевой рассказал, что это кортик одного убитого моряка, которого убил другой моряк по фамилии Никитский. Убийство произошло перед взрывом линкора.

Через несколько дней банда Никитского ворвалась в город и выпытывала у Полевого, где кортик. Как оказывается если совместить рисунок на рукоятке и ножнах, то получится карта по которой можно найти сокровища. Никитскому не хватало только кортика.

По пути домой в Москву Миша приходил в себя. С ним по дороге приключались некоторые приключения. А Никитский все продолжал искать кортик, про который теперь уже знал Миша.

В Москве Миша со своим другом пытались раскрыть секрет кортика. Оба они знали, что в их окружении есть сообщник Никитского.

Через некоторое время мальчикам удается завладеть ножнами от кортика. В доме настоящего хозяина кортика стояли часы, которые открывались рукояткой кортика. В часах была карта с координатами затонувших кораблей на которых перевозили сокровища.

Главных героев в рассказе несколько.

Миша Поляков и его друг Гена.

Офицер Никитский – убийца и белогвардеец.

Гена Петров – сообщник Никитского.

Главная мысль заключается в правом деле и использовании информации во благо. В рассказе показано военное время, где люди выживали как могли и власть могла смениться в любой момент. Автор показывает столь нелегкое время и как многие стояли до конца за свои убеждения. Честность и совесть поставлены в данном рассказе на первый план.

Краткое содержание А. Рыбаков «Кортик»

  1. Основные персонажи
  2. Главные герои
  3. Второстепенные персонажи
  4. Очень краткий пересказ
  5. Краткое содержание по главам
  6. Часть первая: Ревск
  7. Часть вторая: Двор на Арбате
  8. Часть третья: Новые знакомства
  9. Часть четвертая: Отряд 17
  10. Часть пятая седьмая: Группа б
  11. Часть шестая: Домик в Пушкине
  12. Основная идея произведения

Краткое содержание повести «Кортик» по главам для ознакомления с сюжетом за несколько минут. Ознакомьтесь, и будьте в курсе, что это за произведение, кто главные герои, и какова его основная идея.

Повесть Анатолия Рыбакова «Кортик» была закончена автором в 1948 году. Она стала первым произведением трилогии. Ее продолжили «Бронзовая птица» и «Выстрел». Краткое содержание рассказа «Кортик» поможет подготовиться к занятиям и к сдаче экзамена.

Основные персонажи

Сюжет развивается вокруг главных героев. Персонажи второстепенного значения не привлекают к себе излишнего внимания, однако дополняют действие, обеспечивая лучшее восприятие событий и их понимание.

Главные герои

Основным действующим лицом в повести является подросток Мишка. К категории главных героев можно отнести матроса Полевого и главаря банды Никитского.

Второстепенные персонажи

В сюжете произведения много героев, отнесенных к категории второстепенных персонажей. Об одних упоминается редко в книге, а другие постоянно находятся в центре событий, но в «тени» главных героев. К таким персонажам относятся друзья Мишки – Генка и Слава, а также Борька, с которым не удалось подружиться ввиду негативных особенностей его характера. Из взрослых в книге часто упоминается:

  • о Филине, денщике Никитского;
  • о матери Владимира;
  • о директоре школы.

Очень краткий пересказ

Мишу отправили на каникулы к бабушке и дедушке. Они жили в городе Ревск. Мальчик под будкой для собаки находит кортик. Его туда спрятал постоялец.

Особенность находки – шифр и креативная рукоятка, вокруг которой обвилась змея. Чтобы его разгадать, нужны ножны, в котором ключ. Они находятся у бандита, который охотится за кортиком.

Матрос, который изначально спрятал оружие, раскрывает Мише тайну о том, зачем бандиту нужен кортик. Ребятам удается выкрасть его недостающую часть. Разгадать секрет им помогает директор школы.

Оказывается, что змея является ключом к тайнику в часах. В них спрятаны бумаги, в которых информация о координатах расположения затонувших кораблей с ценностями. Никитского арестовывают, а ребят принимают в Комсомол.

Краткое содержание по главам

Краткий пересказ книги по главам призван упростить навигацию по произведению. Читатель сможет ориентироваться, в какой части книги нужно искать развитие определенного сюжета.

Часть первая: Ревск

Главы 1-4

Большое Мишино желание изготовить рогатку подняло его рано утром. Для этого он отрезал кусок резины от камеры велосипеда. Его внимание отвлек сосед, который рылся в собачьей будке. Как только он ушел, мальчик решил проверить, что там делал мужчина, и нашел кортик. Он его рассмотрел и вернул на место

Когда дядя Семен решил продолжить ремонт велосипеда, Миша решил удрать из дома, чтобы ему не попало за то, что он его с утра испортил. К обеду он вернулся домой, но его не заметили, потому что взрослые были заняты разговорами. Однако на следующий день в наказание за провинность мальчику запретили гулять. Он сначала расстроился, а потом вспомнил о своей тайной находке и решил рассмотреть ее.

Ножик был удивительной красоты. Его поверхность была сформирована тремя гранями. На каждой из них было изображение – гравировка. С одной стороны отображался волк, с другой – скорпион, а с третьей лилия.

Мальчик хотел вернуть кортик в собачью будку, но ему помешали прохожие. Ему ничего не оставалось делать, кроме как спрятать его подальше. Более надежного места, чем диван, Миша не нашел. Ему опять стало скучно, и он вылез в окно на улице, к тому же мимо проходил его друг.

Как выглядит кортик

Главы 5-9

Друзья залезли в шалаш, который они ранее возвели на дереве. Из него был хороший обзор. Мальчишки увидели, что в город вошла банда и поторопились вернуться домой. Миша увидел, что бандиты скрутили Полевого, требуя от него кортик. Мальчик незаметно передал оружие матросу. Ему удалось убежать и, вероятнее всего, он отправился в Москву. Мишка решил ехать вслед за ним. Он предложил своему лучшему другу составить компанию и тот согласился.

Читайте также:
Она сидела на полу анализ стиха Тютчева - что хотел сказать автор

По прибытию на место у главного героя получилось встретиться с матросом и узнать скрываемую им тайну. Оказывается, он, когда служил на линкоре, стал свидетелем убийства владельца оружия Владимира. Преступление совершил Никитский. В результате элементы одного оружия оказались у разных людей.

Главы 10-14

Мальчики отправились в лес за грибами. Они загулялись дотемна и попросили обходчика переночевать у него. Как только они легли спать, в дом ворвалась банда с требованием остановить проходящий мимо эшелон. В ответ последовал отказ. Начался разбой. Бандиты поснимали пути.

Полевой решил подарить Мише кортик и раскрыть его тайну. Внутри рукоятки оружия находилась пластина. На ней тоненьким шрифтом были нанесены какие-то иероглифы. Без ножен разгадать их не представлялось возможности.

Матрос также предупредил мальчика о том, чтобы он держался подальше от мужчины с фамилией Филин.

Встреча с Полевым

Часть вторая: Двор на Арбате

Главы 15-19

Прошло много времени, а мальчик все хранил тайну и свое секретное оружие. Он обзавелся новыми друзьями – Сашей и Шуркой. Первый хорошо играл на пианино, а второй был активным участником театрального кружка. Попытки сдружиться с Борькой не увенчались успехом. Пообщавшись с ним непродолжительное время, ребята поняли, что он жадный и подлый.

Мальчишки решили поставить спектакль и поручили решение организационых вопросов Шурке. В здании клуба драм кружка находился подвал, который, судя по рассказам дворника, было поручено заколотить. Мальчишки отыскали вход в него и решили исследовать. Просмотрев все помещение, кроме больших ящиков, они ничего не увидели. Зато стали свидетелями, что в подвал спустился Филин с выскоим мужчиной.

Часть третья: Новые знакомства

Главы 29-33

За складом было установлено наблюдения. Возле него был замечен незнакомый мужчина. Он зашел в лавку, где скупались предметы коллекционирования, через главный вход, а вышел через черный. При этом было замечено, что филателист быстро спрятал какой- то темный предмет. Судя по его размерам и оформлению, это было то, что искали мальчишки.

Высокий незнакомый мужчина беседует со скупщиком коллекционных предметов

Главы 34-41

Между репетициями Миша не терял времени и узнал всю необходимую информацию. Филин действительно имел отношение к городу Ревску. Это удалось вытянуть их Агриппины Тихоновны. Осталось узнать, есть ли в его прошлом матросские следы.

Часть четвертая: Отряд 17

Главы 42-46

Ребята сообщили Борьке о том, что планируют поставить спектакль, имеющий отношение к матросской сфере деятельности и к особенностям жизни матросов. Они попросили мальчика поискать у себя дома одежду и таким образом принять участие в проекте. Не столько этот факт, как подаренный в качестве вознаграждения ножик сыграли свое дело, и Борька принес ленточку, принадлежавшую отцу. На ней была надпись судна, к которому был интерес у мальчишек. Все мероприятие было проведено с хитрой целью получения информации.

Главы 47-53

Филин раньше был матросом. В этом уже никто из ребят не сомневался. Теперь им нужно было добыть ножны от кортика. Вероятнее всего, они находились в лавке, за которой и было организовано наблюдение. У них получилось из свертка выкрасть элемент оружия, когда его передавали между собой бандиты. Когда ребята рассматривали ножны, они развернулись веером и раскрыли перед мальчишками иероглифы, аналогичные тем, которые были на другом оружейном элементе.

Часть пятая седьмая: Группа б

Главы 54-57

Так сложились обстоятельства, что Мишка сблизился со школьным директором и доверил ему свою тайну. Он был грамотный мужчина и помог мальчику разгадать шифр. Это была надпись о том, что гадом на кортике нужно открыть часы. Судя по всему, они должны были принадлежать Владимиру. Несмотря что тайна приоткрылась, все же оставалось много неясностей. Прояснить до конца их можно было через родственников матроса. Поэтому нужно было их найти.

Главы 58-63

Ребята принялись изучать тематическую литературу. В ней они нашли информацию о том, что, вероятнее всего, оружие изготовлено в 18 веке. Пока мальчики читали, директор искал всех матросов с именем Владимир, которые имели отношение к линкору. Он определил, что его фамилия Терентьев. Кортик достался ему в наследство.

Ребята посетили жену профессора, у которого раньше учился Владимир. Она его вспомнили как хорошего и добропорядочного студента. Старушка много чего рассказала.

Часть шестая: Домик в Пушкине

Главы 64-71

Из писем, которые нашла старушка, стало ясно, что мать Владимира проживала в Пушкино. Это возле ее дома был замечен высокий незнакомец. Вскоре ребята узнали, что Никитский задержан, но не признает своей вины. Мишу пригласили посодействовать следствию.

Главы 72-74

Миша рассказал все, что ему было известно о банде. Упомянул об оружие и о том, почему один из его элементов оказался у бандита. Он не забыл и об учиненном разбое на путях.

Когда мальчик показал кортик, Терентьева сразу его узнала и подтвердила, что он принадлежит ее сыну. Она поведала рассказ своего рода. Мужчины участвовали в мероприятиях по подъему суден, которые по тем или иным причинам затонули. На некоторых из них были ценности. Месторасположение таких суден фиксировалось в документе.

Чтобы информацией не завладели бандиты, она была зашифрована. Бумагу спрятали в часы, которые закрывались на замок. А ключ от него был змеей, обвивающей рукоятку кортика. Никитский обманом втерся в доверие к женщине и завладел секретной информацией, с чего и начались все злоключения.

Документ был передан в государственное учреждение, в котором работал Полевой. В основе его деятельности подъем суден со дна морей и рек. А ребят приняли в Комсомол. О дальнейших их приключениях можно прочитать в произведении «Бронзовая птица».

Читайте также:
Азазелло - характеристика героя Мастер и Маргарита, описание

Основная идея произведения

Каждый человек может внести свою долю в правое дело. Чтобы победить, нужно быть добрым, открытым, честным патриотом. Немаловажное влияние на достижение целей имеют друзья, желающие искренне помочь.

В рассказе «Кортик» краткое содержание событий позволяет читателю получить представление о жанре произведения. Оно также нужно для идентификации возрастной категории читателей, которым было бы интересно читать книгу.

«Кортик» — читательский дневник по повести А. Рыбакова

Детективная повесть «Кортик» — первая часть трилогии Анатолия Рыбакова была опубликована в 1948 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Рыбаков Анатолий Наумович
Название произведения: «Кортик»
Жанр: повесть
Год написания: 1948
Издательство: АСТ
Год издания: 2021

Главные герои и их краткая характеристика

Миша Поляков – мальчик-подросток, в руки которого попал загадочный кортик.
Никитский Валерий Сигизмундович – в прошлом белый офицер, предводитель банды.
Сергей Полевой – матрос с линкора «Императрица Мария», передавший Мише кортик.
Генка Петров – лучший друг Миши, переехавший с ним из Ревска в Москву.
Слава Эльдаров – пианист, друг Миши.
Филин – денщик Никитского.
Борька Филин по прозвищу Жила – жестокий, расчетливый мальчик, сын Филина.
Товарищ Свиридов – следователь НКВД.
Мария Гавриловна Терентьева – мать погибшего офицера Владимира Терентьева, владельца кортика.

Время и место действия

Действие повести происходит во время Гражданской войны (1921 год) в вымышленном городе Ревске.

Краткое содержание и сюжет

Миша Поляков с мамой во время гражданской войны живет у родичей в небольшом городке на Украине. Неожиданно становится участником опастного случая поиска кортика бывшим морским офицером, преследующим матроса линкора «Императрица Мария», взорванного на рейде Севастополя в 1916 году. Матрос прячет кортик и сам пытается открыть его тайну.

В кортике и ножнах зашифрован текст, раскрыть который можно только имея и кортик и ножны.
Кортик- у матроса, ножны- у офицера. Идет война и матрос доверяет кортик Мише Полевому, который перебирается в Москву. С ними в Москву, едет к тетке и дружок Миши Генка, хвастун и задира, но смелый и добрый паренёк.
Здесь в их компании появляется Славка- третий друг, которого за интеллигентность и любовь к книгам во дворе обзывают «буржуем».

Мальчики продолжают свои поиски в Москве и находят денщика морского офицера с потопленного линкора, там же объявляется и Никитский, морской офицер, убивший своего друга ради обладания кортиком. Мальчики хитростью уводят ножны у сына денщика Никитского и с помощью знатока тайнописи становятся обладателями тайны клада старого мастера оружейника времен Императрицы Анны Иоановны.

Они находят дом в котором находится клад, но там же находится и Никитский. Чекисты следят за мальчиками и арестовывают Никитского, находят клад, завещанный на строительство флота России. В финале повести ребят принимают в комсомольцы.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Миша Поляков, приехавший на лето в Ревск, становится обладателем кортика XVIII века без ножен. В его рукоятке зашифровано какое-то послание, но ключ к шифру находится в ножнах. К поискам шифра и ножен и приступают ребята. Но за кортиком охотится и бандит Никитский, у которого и находятся ножны. Ребятам удаётся завладеть и шифром, и разоблачить Никитского. В зашифрованном письме содержались сведения о затонувших кораблях с ценными грузами.

План пересказа

1) Поиски кортика
2) Зашифрованный текст
3) Миша оберегает кортик
4) Переезд в Москву
5) Никитский и денщик
6) Заполучение ножен
7) Клад
8) Арестованный Никитский
9) Найденный клад завещанный на строительство флота России

Основная мысль

Дружба и умение не сворачивая идти к поставленной цели — важнейшие человеческие качества.

Чему учит

Повесть Рыбакова учит тому, что даже в сложные жизненные моменты следует оставаться человеком и не идти на поводу у низких чувств и желаний.

Отзыв и что понравилось

Книга написана легким увлекательным языком, очень легко читается. Честность и совесть поставлены в данном рассказе на первый план. Благодаря храбрости и решимости Мишка добился справедливости и не позволил злодеям наживаться, ведь став богатыми, они бы еще больше бесчинствовали.

Вывод и мое мнение

Поучительная повесть «Кортик» учит юных читателей тому, что нельзя жалеть сил в борьбе с подлыми людьми и закрывать глаза на происки преступного мира. Автор рекомендует молодому поколению воспитывать в себе патриотизм, честность и смелость.

Пословицы

  • Честность всего дороже.
  • Пионер — всем ребятам пример
  • Смелость города берет.
  • За правое дело стой смело.

Понравившиеся цитаты из текста

«Незаметный, но огромный живой мир копошится кругом.»

«Первыми он поставил два тома энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Это самые ценные книги. Если иметь все восемьдесят два тома, то и в школу ходить не надо: выучил весь словарь, вот и получил высшее образование. За Брокгаузом становятся: «Мир приключений» в двух томах, собрание сочинений Н. В. Гоголя в одном томе, Толстой – «Детство, отрочество и юность», Марк Твен – «Приключения Тома Сойера».»

«– Я уверена, что вы ищете клад, – сказала Лена. Мальчики удивились.
– Почему ты так думаешь?
– У людей, которые ищут клад, ужасно глупый вид.»

«– Самых важных законов два, – наставительно произнес Миша. – Во-первых: «Пионер верен делу рабочего класса», и, во-вторых: «Пионер смел, настойчив и никогда не падает духом».»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: