Бесприданница – краткое содержание по действиям и явлениям пьесы

Бесприданница

Большой вымышленный город на Волге — Бряхимов. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров («из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огромным состоянием», как сказано о нем в ремарке) и Вожеватов («очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец), заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за бедного чиновника Карандышева. Вожеватов объясняет скромный брак желанием Ларисы, пережившей сильнейшее увлечение «блестящим барином» Паратовым, который вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал. После скандала, когда очередной жених за растрату был арестован прямо в доме Огудаловых, Лариса и объявила, что выйдет замуж за первого, кто посватается, а Карандышев — давний и неудачливый поклонник — «и тут как тут». Вожеватов сообщает, что ждёт Паратова, который продал ему свой пароход «Ласточка», чем вызывает радостное оживление владельца кофейни. К пристани поскакала лучшая в городе четверня с хозяином на козлах и цыганами в парадной одежде.

Появляются Огудаловы с Карандышевым. Огудалову угощают чаем, Карандышев важничает и, как равный, обращается к Кнурову с приглашением на обед. Огудалова поясняет, что обед в честь Ларисы, и она присоединяется к приглашению. Карандышев выговаривает Ларисе за фамильярность с Вожеватовым, несколько раз осудительно упоминает дом Огудаловых, чем обижает Ларису. Разговор заходит о Паратове, к которому Карандышев относится с завистливым недоброжелательством, а Лариса — с восторгом. Она возмущена попытками жениха сравнить себя с Паратовым, заявляет: «Сергей Сергеич — идеал мужчины». Во время разговора раздаются пушечные выстрелы, Лариса пугается, но Карандышев объясняет: «Какой-нибудь купец-самодур слезает со своей баржи», между тем из разговора Вожеватова и Кнурова известно, что пальба — в честь приезда Паратова. Лариса с женихом уходят.

Появляется Паратов в сопровождении провинциального актёра Аркадия Счастливцева, которого Паратов зовёт Робинзоном, поскольку снял его с необитаемого острова, куда Робинзона высадили за дебош. На вопрос Кнурова, не жаль ли ему продать «Ласточку», Паратов отвечает: «Что такое „жаль“, этого я не знаю. найду выгоду, так все продам, что угодно», и вслед за этим сообщает, что женится на невесте с золотыми приисками, приехал проститься с холостяцкой волей. Паратов приглашает на мужской пикник за Волгу, делает ресторатору богатый заказ и зовёт пока к себе отобедать. Кнуров и Вожеватов с сожалением отказываются, сообщая, что обедают у жениха Ларисы.

Второе действие происходит в доме Огудаловых, главная примета гостиной — рояль с гитарой на нем. Приезжает Кнуров и упрекает Огудалову, что она отдаёт Ларису за бедного человека, предрекает, что Лариса не вынесет жалкой полумещанской жизни и, вероятно, вернётся к матери. Тогда им потребуется солидный и богатый «друг» и предлагает себя в такие «друзья». После этого он просит Огудалову, не скупясь, заказать Ларисе приданое и подвенечный туалет, а счета прислать ему. И уходит. Появляется Лариса, говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Огудалова рисует деревенскую жизнь в мрачных красках. Лариса наигрывает на гитаре и напевает романс «Не искушай меня без нужды», но гитара расстроена. Увидев в окно содержателя хора цыгана Илью, она зовёт его наладить гитару. Илья рассказывает, что барин приезжает, какого «весь год ждали», и убегает на зов других цыган, сообщивших о приезде долгожданного клиента. Огудалова беспокоится: не поторопились ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию? Появляется Карандышев, которого Лариса просит как можно скорее уехать в деревню. Но он не хочет спешить, чтобы «повеличаться» (выражение Огудаловой) Ларисой, удовлетворить своё самолюбие, которое так долго страдало от пренебрежения им, Карандышевым. Лариса упрекает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только надеется полюбить. Карандышев бранит город за внимание к развратному, промотавшемуся кутиле, приезд которого всех свёл с ума: рестораторов и половых, извозчиков, цыган и горожан вообще, и на вопрос, кто же это, раздражённо бросает: «Ваш Сергей Сергеич Паратов» и, выглянув в окно, говорит, что он приехал к Огудаловым. Испуганная Лариса вместе с женихом уходит в другие покои.

Огудалова ласково и фамильярно принимает Паратова, спрашивает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынужден жениться на невесте с полумиллионным приданым. Огудалова зовёт Ларису, между ней и Паратовым происходит объяснение наедине. Паратов упрекает Ларису, что она скоро его забыла, Лариса признается, что продолжает любить его и выходит замуж, чтобы избавиться от унижений перед «невозможными женихами». Самолюбие Паратова удовлетворено. Огудалова знакомит его с Карандышевым, между ними происходит ссора, поскольку Паратов стремится задеть и унизить жениха Ларисы. Огудалова улаживает скандал и заставляет Карандышева пригласить на обед и Паратова. Появляется Вожеватов в сопровождении Робинзона, выдаваемого за англичанина, и знакомит его с присутствующими, в том числе и с Паратовым, который сам недавно уступил ему Робинзона. Вожеватов и Паратов сговариваются повеселиться на обеде у Карандышева.

Третье действие — в кабинете Карандышева, убранном бедно и безвкусно, но с большими претензиями. На сцене тётка Карандышева, смешно жалующаяся на убытки от обеда. Появляется Лариса с матерью. Они обсуждают ужасный обед, унизительное непонимание Карандышевым своего положения. Огудалова говорит, что гости нарочно подпаивают Карандышева и смеются над ним. После ухода женщин появляются Кнуров, Паратов и Вожеватов, жалуясь на дрянной обед и ужасные вина и радуясь, что Робинзон, способный пить что угодно, помог подпоить Карандышева. Появляется Карандышев, который важничает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посылают за коньяком. В это время цыган Илья сообщает, что все готово для поездки за Волгу. Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису, Паратов берётся её уговорить. Появившуюся Ларису просят спеть, но Карандышев пытается ей запретить, тогда Лариса поёт «Не искушай». Гости в восторге, Карандышев, собираясь сказать давно заготовленный тост, уходит за шампанским, остальные оставляют Паратова наедине с Ларисой. Он кружит ей голову, говоря, что ещё несколько таких мгновений, и он бросит все, чтобы стать её рабом. Лариса соглашается поехать на пикник в надежде вернуть Паратова. Появившийся Карандышев произносит тост за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разбирать людей» и потому выбрала его. Карандышева посылают ещё за вином. Вернувшись, он узнает об отъезде Ларисы на пикник, понимает, наконец, что над ним посмеялись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает.

Читайте также:
Загадки по русскому языку для школьников

Четвёртое действие снова в кофейной. Робинзон, не взятый на пикник, из беседы со слугой узнает, что видели Карандышева с пистолетом. Тот появляется и расспрашивает Робинзона, где его товарищи. Робинзон отделывается от него, объяснив, что это были случайные знакомые. Карандышев уходит. Появляются вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов, полагающие, что «драма начинается». Оба понимают, что Паратов дал Ларисе серьёзные обещания, которые не намерен выполнять, а потому она скомпрометирована и положение её безвыходное. Теперь может осуществиться их мечта поехать с Ларисой в Париж на выставку. Чтобы не мешать друг другу, они решают бросить монету. Жребий выпадает Кнурову, и Вожеватов даёт слово устраниться.

Появляется Лариса с Паратовым. Паратов благодарит Ларису за удовольствие, но она хочет услышать, что теперь стала его женой. Паратов отвечает, что не может порвать с богатой невестой из-за страстного увлечения Ларисой, и поручает Робинзону отвезти её домой. Лариса отказывается. Появляются Вожеватов и Кнуров, Лариса бросается к Вожеватову с просьбой о сочувствии и совете, но тот решительно уклоняется, оставляя её с Кнуровым, который предлагает Ларисе совместную поездку в Париж и содержание на всю жизнь. Лариса молчит, и Кнуров уходит, прося её подумать. В отчаянии Лариса подходит к обрыву, мечтая умереть, но не решается покончить с собой и восклицает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь. » Появляется Карандышев, Лариса пытается прогнать его, говорит о своём презрении. Он упрекает её, рассказывает, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали её в орлянку, как вещь. Лариса потрясена и, подхватывая его слова, говорит: «Уж если быть вещью, так дорогой, очень дорогой». Она просит прислать к ней Кнурова. Карандышев пытается её остановить, кричит, что прощает её и увезёт из города, но Лариса отвергает это предложение и хочет уйти. Его словам о любви к ней она не верит. Взбешённый и униженный Карандышев стреляет в неё. Умирающая Лариса с благодарностью принимает этот выстрел, кладёт револьвер около себя и говорит сбежавшимся на выстрел, что никто не виноват: «Это я сама». За сценой слышно цыганское пение. Паратов кричит: «Велите замолчать!», но Лариса не хочет этого и умирает под громкий цыганский хор со словами: «. вы все хорошие люди. я вас всех. всех люблю».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

«Бесприданница», краткое содержание по действиям пьесы Островского

Действие I

Действие происходит в большом приволжском городе Бряхимове. На высоком берегу Волги находится кофейня. Буфетчик Гаврило и его слуга Иван готовятся к приему постоянных посетителей – купцов Мокия Парменыча Кнурова и Василия Данилыча Вожеватова. Они славятся тем, что каждое утро гуляют «для моциону», а потом пьют особенный чай – шампанское. Его нужно разливать из чайника в стаканы с блюдечками, чтобы люди не сказали, что, дескать, «ни свет ни заря – шампанское пьют».

Появившиеся особы начинают завтракать, обсуждая последние новости. Василий Данилыч сообщает, что покупает у Сергея Сергеича Паратова его самый известный пароход «Ласточку». Также Вожеватов говорит о том, что Харита Игнатьевна Огудалова, вдова, которая одна поднимала трех дочерей, теперь выдает замуж младшую – Ларису Дмитриевну. Мужчины предполагают, что ее может постичь такая же судьба, как первых двух сестер.

Старшая дочь была выдана за кавказского князя, который не довез ее даже до Кавказа, а зарезал по дороге от ревности. А средняя вышла якобы за иностранца, но он «оказался совсем не иностранец, а шулер». И вот теперь осталась последняя дочь Лариса – красавица, играет на гитаре и поет романсы. В доме бывает много молодых людей, готовых слушать ее песни и расточать комплименты, но не готовых взять замуж Ларису Дмитриевну, потому что она бесприданница.

Мать, Харита Игнатьевна, еще молодая и интересная женщина, и сама не прочь устроить свою женскую судьбу, только ей надо выдать замуж последнюю дочь. Год назад Сергей Сергеевич Паратов, богатый судохозяин, поездил к Огудаловым, всех женихов отбил, но так и не женился, ведь, по его словам, во всем всегда ищет выгоду. Лариса его очень любила, «чуть не умерла с горя, бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила». После были еще двое женихов: «старик какой-то с подагрой да разбогатевший управляющий князя, вечно пьяный». Вот тогда-то и сказала матери Лариса, что выйдет замуж за первого встречного. Им оказался Юлий Капитоныч Карандышев.

Читайте также:
Пейзаж в романе Толстого Война и мир, пример сочинения

В это время к кофейне подходят Огудаловы вместе с будущим женихом Ларисы. Карандышев приглашает всех присутствующих на обед, который он дает в честь Ларисы Дмитриевны. Кнуров считает такое приглашение оскорбительным от бедного чиновника, но Харита Игнатьевна объясняет, что обед в честь дня рождения Ларисы, и просит обязательно приехать. Кнуров обещает.

Карандышев упрекает Ларису в излишней фамильярности с Василием Данилычем, говорит, что пора ей отвыкать от прежнего образа жизни, который он называет табором. В это время на пристани раздается выстрел из пушки. Лариса вспоминает, что так всегда встречали Паратова, говорит, что по-прежнему любит его, но он никогда не вернется. Это в самом деле Паратов, и его едут встречать все слуги вместе с цыганами.

Чуть позже он появляется в кофейне и представляет купцам своего нового друга, артиста Аркадия Счастливцева. Паратов прозвал его Робинзоном, так как спас с пустого острова, куда он был высажен со своим собутыльником с корабля капитаном, по требованию пассажиров. А еще Сергей Сергеич сообщает, что женится на богатой девушке, а в приданое берет золотые прииски, вот поэтому продал и баржи, и свою любимую «Ласточку». Купцы сообщают, что и Лариса тоже выходит замуж. Паратов вспоминает, что чуть не женился на ней, и собирается вечером заехать к «тетеньке», как всегда называл он Хариту Игнатьевну.

Действие II

Вожеватов дарит Ларисе на день рождения брошь, которую мать тут же перепродает Кнурову за 700 рублей. Немолодой женатый купец укоряет Хариту Игнатьевну за то, что она отдает свою последнюю дочь за небогатого чиновника. Он говорит, что Лариса Дмитриевна со своей красотой «зачахнет», потому что «создана для блеску», и предполагает, что когда-нибудь она сбежит от недостойного мужа. Вот тогда понадобится участие богатого и солидного друга, предлагая в качестве такового себя. А пока он велит матери невесты приобрести для венчания все самое лучшее и обещает оплатить.

Появляется Лариса, берет гитару и напевает романс. Она делится с матерью мечтами: как поедет с женихом в деревню, будет собирать грибы и ягоды. Но Огудалова резонно замечает, что Заболотье не Италия: как бы не разочаровалась Лариса в своем женихе. Девушка в окно зовет Илью, чтобы он настроил ей гитару, а тот сообщает, что приехал «барин». Мать с дочерью пока не догадываются, что приехал Паратов.

Появившемуся Карандышеву Лариса говорит, чтобы они скорее уехали в деревню, но Юлий Капитоныч заявляет, что собирается устроить венчание здесь, чтобы не сказали, будто бы они прячутся: ведь он, бедный чиновник, не пара красавице Ларисе. Для этой цели он и устраивает обед, где хочет поднять тост за невесту, которая отнеслась к нему не так, как все остальные. Это и будет его маленькой местью за те насмешки, которые ему пришлось сносить.

Появившийся Паратов сообщает «тетеньке», что выгодно женится, а Ларису упрекает в том, что она быстро забыла его и выходит замуж. Она невольно признается, что все еще любит Паратова. Удовлетворив свое самолюбие этим ответом, «блестящий барин» затевает ссору с Карандышевым и требует извинения, пообещав наказать. Появившиеся гости разряжают обстановку. Будущему жениху приходится пригласить и Паратова, и тот намерен «потешиться» над ним за обедом, так как не прощает обид.

Действие III

Обед у Карандышева. Дешевое вино в бутылках из-под дорогого, сигары из табака низкого сорта. Купцы, особенно Кнуров, оскорблены тем, что пригласили на званый обед, а есть нечего. Он собирается уезжать в клуб, чтобы наконец пообедать. Их возмущает, что сам хозяин уже напился. Паратов раскрывает тайну, что так и было задумано: он подговорил Робинзона напоить Карандышева, ведь сам купец такое «бургонское» точно пить не будет.

Гости сговариваются уехать с цыганами за Волгу, но понимают, что без Ларисы «прогулка будет не весела». Вожеватов даже готов одарить всех гребцов по рублю серебром. Они договариваются окончательно напоить Карандышева и уехать. Робинзона брать не хотят: он уже свою роль сыграл, а теперь будет мешать. Вожеватов обещает ему, что они с утра уедут в Париж, а сейчас ему надо выспаться и отдохнуть.

Харита Игнатьевна укоряет будущего зятя, что он так сильно напился, но тот заявляет: он у себя дома и может делать что хочет. Тогда она просит Паратова не издеваться над Юлием Капитонычем. Тот обещает примириться, выпив с ним «брудершафт». Но говорит, что будет пить только коньяк и только из стаканов. После этого Карандышев становится совсем пьяным.

Паратов просит Ларису Дмитриевну спеть, но она отказывается, ведь ей стыдно за поведение своего «жениха». Пьяный Карандышев говорит, что запрещает ей петь. Это оскорбляет Ларису – она соглашается исполнить романс «Не искушай меня без нужды». Цыган Илья подыгрывает ей и подпевает вторым голосом. А Паратов сидит, запустив руки в волосы. После все восхищаются пением Ларисы и оставляют ее наедине с Сергеем Сергеичем.

Он признается, что во время ее пения проклинал себя за то, что «потерял такое сокровище». Говорит, что «еще несколько таких минут» и он бросит все расчеты – тогда никакая сила не вырвет его у Ларисы, «разве что вместе с жизнью». Паратов говорит, что они сейчас всей компанией уезжают за Волгу, и зовет ее вместе со всеми. Лариса растеряна: как же можно ей уйти с обеда будущего жениха, но потом решается. Тем более что Карандышев осуществляет свою «месть»: говорит тост, в котором заявляет, что Лариса Дмитриевна умеет ценить и выбирать людей, что она «отличает золото от мишуры», именно поэтому и выбрала в женихи его.

Читайте также:
Тема природы в лирике Тютчева - особенности и своеобразие

Паратов предлагает выпить «за счастливейшего из смертных», и, пока Карандышев ходит за очередной бутылкой вина, все покидают дом через заднюю калитку. Лариса на прощание говорит матери, что той либо радоваться за дочь, либо искать ее в Волге. Карандышев понимает, что гости над ним посмеялись, и, оскорбленный таким обманом, собирается мстить каждому. Он берет пистолет и уходит.

Действие IV

В кофейне обиженный Робинзон берет за счет Вожеватова бутылку дорого вина. Иван замечает Карандышева с пистолетом, который пристает к Робинзону с вопросом, где его друзья. Тот отвечает, что, очевидно, гуляли на Волге, поэтому брошенный жених отправляется на пристань.

Появляются цыгане, следом Кнуров и Вожеватов. Они обсуждают судьбу Ларисы Дмитриевны, которая бросила своего жениха, потому что в очередной раз поверила Паратову, а он-то уж точно не променяет ее на «миллионную невесту». Считая, что должны принять участие в дальнейшей судьбе Ларисы, почтенные купцы разыгрывают в «орлянку», кому взять ее в содержанки и поехать с ней на выставку в Париж.

Сама же Лариса в это время объясняется с Паратовым. Он предлагает ей поехать домой, но героиня просит ответить, жена она ему или нет. «Блестящий барин» говорит, что он обручен. Лариса потрясена, а Паратов говорит, что так поддался влечению страсти, что забыл о своих «оковах». Лариса гонит его прочь. Улучив момент, Кнуров делает ей предложение стать содержанкой, ведь другого предложить не может, так как женат. Лариса хочет умереть, но ей не хватает решимости броситься с крутого берега.

Появляется Карандышев, но он противен ей. Жених готов простить ей все, признается в любви, но Лариса говорит, что она «вещь», и просит позвать Кнурова, который выиграл ее в «орлянку». В запальчивости Карандышев стреляет в Ларису, и она с нежностью благодарит его «за благодеяние», а всем прибежавшим на шум выстрела говорит, что это она сама. Умирает Лариса под громкие песни цыган, признаваясь в любви всем и прощая их.

«Бесприданница» — краткое содержание пьесы А. Островского

Драма в четырех действиях

Действие первое

В большой город Бряхимов на Волге прибывает Сергей Сергеевич Паратов — блестящий барин, судовладелец. Купцы Кнуров и Вожеватов обсуждают его приезд. Потом переходят к обсуждению семьи Огудаловых: Харита Игнатьевна выдала замуж двух дочерей: одну муж, кавказский князь, зарезал из ревности; у другой муж оказался шулером. Теперь младшую, Ларису Дмитриевну, собираются выдать замуж за ничтожного чиновника Карандышева. Лучшей партии не подобрать — у семьи «нет средств». На устройство вечеров для холостых молодых людей ловкая Харита Игнатьевна берет деньги с богатых купцов. Купцы относятся к Ларисе, как к игрушке: хорошо бы с ней развлечься, но только не жениться! Кнуров женат, а Вожеватову нужна солидная партия — с приданым. Из разговора становится ясно, что Лариса была влюблена в Паратова.

Лариса беседует с Карандышевым. Ему хочется похвастаться перед «избранным обществом» своей женитьбой на красивой девушке. Он даже приглашает к себе «лучших людей» на обед. Лариса уговаривает его ехать в деревню. Она опасается, что в ней вновь вспыхнет чувство к блестящему барину — Паратову.

Сергей Сергеевич прибывает в город — в честь этого палят из пушки. Он объявляет Кнурову и Вожеватову, что выгодно женится — берет в приданое золотые прииски. Он цинично говорит, что для него «ничего заветного нет: найду выгоду, так продам, что угодно». С собой Паратов привез бродячего шута — провинциального актера Робинзона.

Действие второе

Мать Ларисы понимает, что готовящийся брак — дело непрочное. За спиной дочери она вытягивает из богатых купцов деньги на подарки к свадьбе, вполне допуская, что настанет время — и Лариса, оставив мужа, станет любовницей одного из них. В гости к Огудаловым является приходит Паратов. Он играет чувствами девушки: собираясь сам «приходит на деньгах», не говорит ей этого, но вынуждает признаться, что она все равно его любит.

Стычка между Паратовым и Карандышевым. Паратов задумывает потешиться над женихом Ларисы.

Действие третье

Карандышев и его тетка Ефросинья Потаповна созвали почетных гостей к себе на обед. Однако продукты закупили дешевые. Особенно оскандалились с вином: наклейки от дорогого, по совету лавочника, наклеили на дешевое — сэкономили! Гости (Кнуров, Паратов и Вожеватов) жалуются друг другу, что ничего не могли есть на этом обеде. Пил один Робинзон (жених всерьез принимает его за англичанина) и споил Карандышева (по наущению Паратова). Да и шут-актеришка жалуется, что он не пьян, а отравлен.

Лариса по просьбе гостей поет, несмотря на сопротивление Карандышева, который ведет себя как чванный собственник. В Паратове вспыхивают прежние чувства. Он уговаривает Ларису ехать со всей компанией кататься на пароходе, забыв о женихе. Та соглашается. Она поверила, что Паратов действительно ее любит.

Карандышев понимает, что невеста сбежала от него с купцами. Он произносит речь: «Разве людей казнят за то, что они смешны?»

Действие четвертое

Берег Волги. Кофейная. Низкая чугунная решетка.

Кнуров и Вожеватов осознают, что после этой рискованной «прогулки» Ларисе уже нет ходу назад. Они разыгрывают ее, как вещь, «в орлянку» — кто поедет с молодой и красивой женщиной в Париж. В ее согласии никто не сомневается. Выигрывает Кнуров.

Читайте также:
Стихи о неизвестном солдате - сборник о погибших в ВОВ

Лариса спрашивает Паратова: «Я — жена ваша или нет?» Тот признается ей, что обручен. Лариса бросается за утешением к Васе — Вожеватову,

который отказывает ей даже в сочувствии (он связан «честным купеческим словом»). Кнуров предлагает ей ехать с ним в Париж на выставку. Он обещает ей такое «громадное содержание», что все злые языки должны умолкнуть.

Лариса хочет броситься в Волгу. К ней подходит разыскивающий ее Карандышев. От Робинзона он узнает о том, что его невесту разыграли «в орлянку». «Вы — вещь!» — бросает он упрек Ларисе. В отчаянии Лариса заявляет, что уж если быть вещью — то очень дорогой. Она решает, что лучше ехать в Париж с Кнуровым, чем жить с таким ничтожеством, как Карандышев.

Взбешенный жених стреляет в Ларису из пистолета со словами: «Так не доставайся же ты никому!»

«Ах! Благодарю вас!» — произносит Лариса. Она поднимает пистолет и кладет его на стол. Девушка заявляет подбежавшим людям, что она сама покончила с собой. «Вам надо жить, а мне надо… умереть…»

Комментарий. Эта пьеса — яркий протест против власти денег в обществе. Ларису окружают люди, готовые или покупать, или продаваться. Она растет в атмосфере продажности — мать ее, озабоченная, как бы пристроить дочерей, беззастенчиво берет деньги у купцов, не задумываясь о морали и не внушая никаких моральных принципов дочери. Купцы Кнуров и Вожеватов изначально относятся к Ларисе как к вещи и особенно ясно проявляют это в финале пьесы, когда разыгрывают ее «в орлянку». Паратов, в которого страстно влюблена Лариса, может только позабавиться с ней. Он сломал жизнь девушки, но не поступился своей целью стать владельцем золотых приисков. Бесчестный человек, он не счел необходимым отказаться от жестокой забавы. Не любит Ларису и Карандышев — ему важно возвыситься над окружающими, имея такую завидную жену, как Лариса. В невыносимой «рыночной» обстановке Лариса все-таки сохраняет одухотворенность, искренность, способность любить — именно поэтому она доверяет Паратову и спрашивает его: «Я — жена ваша. » Она пытается сохранить свои честь и достоинство, именно поэтому уговаривает Карандышева уехать в деревню, не рисковать своим хрупким счастьем. «Если быть вещью, то… очень дорогой!» — это не рациональный вывод, а, скорее, возглас отчаяния. Смерть для Ларисы — единственный достойный выход. Именно поэтому героиня благодарит убийцу за выстрел.

Был ли иной путь у Катерины? – сочинение-рассуждение (Островский Гроза)

У Островского существует огромное количество разных произведений. Но одним из популярных из них является произведение «Гроза». Одной из главных героинь является Екатерина. С детства родители старались сделать все для того чтобы она была обделена всем что необходимо ребенку. Кроме этого они постоянно окружали ее любовью и теплотой.

Но все изменилось с того времени как она встретила Тихона и вошла в его семью. Здесь все оказалось совсем не так как было у нее. И это она поняла практически сразу же. Если родители ее никогда не ругались, то здесь все постоянно ругаются, обзывают друг друга и унижают.

Конечно, она не любила Тихона, но уйти от него не могла. А вот настоящей ее любовью был Борис. Вот только он за нее сражаться не стал и выбрал совсем другой путь. Легче всего ему было просто сбежать в другой город и начать жить совсем другой жизнью. Он всегда со всем соглашался и у него не было своего мнения или решения той или иной проблемы.

Это сейчас можно спокойно и легко уйти от своего мужа и не зависеть больше от него. А вот раньше прежде, чем разойтись с мужем, нужно было заполнить огромное количество разных документов. И это заняло бы у нее много времени. Кроме этого ее могли оскорбить, а также и унизить высокопоставленные люди. И это могли пережить не все. Екатерина верила, что все союзы и браки заключаются сначала на небесах, а потом уже на земле.

И для того чтобы всего этого избежать она хотела сначала хотела пойти в монахини, но потом передумала. Кроме этого ее родители научили разным молитвам, про которые она не забывала и сейчас. Вот только монахини не должны были быть женатыми, и пока они не развелись, их не брали в монастырь. А это значит, что ее бы заставили вернуться к мужу, а этого она меньше всего хотела. И опять двери для нее закрыты.

У нее был еще один вариант, который ей никак не нравился. Она могла бы жить и терпеть унижения не только со стороны мужа, но еще и стороны свекрови, которой явно не нравился выбор сына. И чтобы Екатерина не делала, ей все не нравилось. Конечно, муж поддерживал свою мать и полностью с ней был согласен. И если бы девушка осталась и терпела все это, то в будущем сошла просто с ума.

После этого можно сделать вывод о том, что Екатерине действительно не было выхода и единственным правильным выходом является просто уйти из этого мира, что и сделала наша главная героиня. Из этого можно сделать вывод, что характер у девушки действительно был, и она была сильной женщиной.

Читайте также:
Душевная драма Катерины Кабановой в пьесе А.Н. Островского "Гроза" ℹ значение образа героини в произведении, причины страданий девушки и последствия внутренней борьбы

Сочинение 2

В своей пьесе «Гроза» Александр Николаевич Островский постарался раскрыть проблему семейных отношений, и ему это удалось. Уж очень все реалистично, пьеса переполнена драматизмом.

Главной героиней произведения является Катерина – глубоко верующая девушка, ее вера неподдельна, в душе разгорается теплым огоньком. Ее свекровь, мать Тихона, хоть и ходила в церковь, но должного смысла в это не вкладывала, слишком все было наигранно. Катерина, находясь под постоянным натиском жестокосердной Кабанихи, не могла ей перечить, молча терпела все колкие слова, замечания, которые летели в сторону безвольной девушки. Тихону было не до жены, ему хотелось вольных гуляний, потому как тоже страдал от излишнего властолюбия матери. Он пытался защитить свою супругу, так как любил ее, но смелости не хватило – противостоять тотальному контролю, выглядел беспомощным.

Но что уж говорить о Катерине? Каково ей было справляться в одиночку с несправедливыми укорами свекрови? Старшая Кабанова все держала в своих руках, вводя в мрак светлую душу Катерины. Девушка очень устала от постоянных обвинений, острых взглядов своей свекрови. Единственная ее отрада – Борис Григорьевич, воспылала к нему любовью, как только впервые его увидела. Он также горячо ее любил, прятал чувства в душе, чтобы не заподозрили окружающие. Но ноги его не слушали, постоянно вели к дому Кабановых, хотел увидеть свою возлюбленную. И вот Варвара, с которой Катерина делилась переживаниями, решила двум любящим сердцам помочь – устроила им встречу, влюбленные признались друг другу в чувствах, и провели вместе десять дней. По приезду супруга Катерина не смогла сохранить в себе эту тайну, и рассказала Тихону о том, что в первую же ночь, в его отсутствие, покинула дом и позволила себе смотреть на другого мужчину. За этим последовала трагедия. Девушка не могла жить в постоянном осуждении свекрови, Тихон готов был Катерину простить, но снова боялся пойти против матери. Однажды, не выдержав напора резких слов, страдалица бежит к Волге и сбрасывается насмерть в реку.

Могла ли она поступить иначе? Безусловно, могла. Другое дело, что ее довели до уныния и крайнего отчаяния, она решила прекратить свои земные страдания, но подвергла себя – вечным. Да, свекровь буквально съедала ее, не давала спокойной жизни, но это несравнимо с вечной гибелью, которая следует после страшного греха – самоубийства. Катерина могла вымолить прощение у Господа, так как Он видит внутреннюю степень покаяния каждого. Господь знал ее чистый образ жизни, насколько сокрушалось и каялось ее хрупкое сердце. Иконам она молилась с благоговением, это подметил ее возлюбленный Борис Григорьевич, Господь принял бы ее слезы и несомненно очистил бы ее грех.

Нет такого греха, который Всевышний не может простить, но если человек сам себя лишает жизни, спасти его от гиены огненной уже не удастся. Не нужно прибегать к самому страшному, чтобы не упасть в ров, где не бывает ни одного луча света.

Был ли иной путь у Катерины?

Популярные сочинения

Нравственность — это человеческое качество, которое позволяет ему быть внутренне цельным, делать осознанный выбор и совершать осмысленные поступки. Нравственный человек внутренне ощущает

Здравствуйте, как человек из будущего, я хочу задать Вам несколько вопросов о мыслях, высказанных Вами во время нахождения в Москве.

Я родился и вырос в Краснодарском крае. Кубань славится плодородной землёй и курортами на побережье Чёрного и Азовского морей. В нашем крае многоликая и красивая природа.

Сочинение Был ли иной путь у Катерины? (Гроза Островского)

«Гроза» – одна из самых известных пьес А. Н. Островского. Популярность произведения обусловлена тем, что автору удалось создать совершенно новый женский образ в русской литературе. Катерина – главная героиня «Грозы» отличается своей внутренней силой и глубиной. Девушка стала олицетворением протеста против патриархальной системы – «лучом света в темном царстве». Но ее «света» не хватило для победы над этим душным и затхлым миром, поэтому все заканчивается самоубийством Катерины. С момента написания пьесы прошло более 150 лет, но до сих пор открытым остается вопрос о том, был ли у Катерины иной путь?

На самом деле в «Грозе» могли быть представлены различные выходы из сложившейся ситуации. Но подходили ли они Катерине? Многие из современных людей не понимают, почему героиня не воспользовалась самым простым, по их мнению, выходом – разводом. Но в обществе того времени браки были церковными, и как считалось, заключались «на небесах», поэтому разводы были очень редки и допускались, в основном, только в дворянских семьях, представители остальных сословий должны были прожить друг с другом всю жизнь до самой смерти.

Катерина могла бы попробовать развестись, но ничего кроме унижений это, скорее всего, не принесло бы. Самый счастливый исход – побег девушки с Борисом. Но ее любимый оказался не принцем, а лишь слабохарактерным эгоистом, оставившим Катерину одну разбираться со всеми проблемами. Еще одним благополучным путем для героини мог стать монастырь. Она могла бы посвятить свою жизнь служению Богу, так как была очень религиозной, но замужних женщин в монастыри не брали, поэтому ее обязательно вернули бы к Тихону.

Самый вероятный вариант развития событий – продолжение жизни Катерины с мужем. Но этот вариант был бы настолько труден для девушки, что вскоре она все равно бы свела счеты с жизнью. Слабохарактерный муж, издевательства Кабанихи и соседей, узнавших об ее неверности, постепенно довели бы девушку до «грани», кроме того, Катерина не смогла бы жить с Тихоном, помня о своей измене и о своей потерянной любви.

Читайте также:
Аришка-Трусишка - краткое содержание, основная тема и мысль

Итак, смерть Катерины стала, на мой взгляд, единственным выходом из ситуации. Остальные варианты были не осуществимы или все равно бы привели к гибели героини. Самоубийство девушки стало закономерностью, она не смогла бы примириться с положением дел, принять свою измену, предательство возлюбленного. Катерина приняла решение, которое не требовало компромиссов с окружающим миром и совестью и показалось ей правильным.

Вариант 2

Катерина – одна из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Это молодая девушка, выросшая в любви и почитании Бога. Детство её было беззаботно и счастливо. Однако девушка была выдана за Тихона Кабанова, сына своенравной овдовевшей купеческой жены Кабанихи, которого она так и не смогла полюбить.

Катерина оказывается в городе Калинове. Хоть он и стоит на прекрасной реке Волге, почти никто не замечает её красоты. В городе царят “разврат и пьянство”, люди делятся на несчастных бедных и корыстных богатых, у купеческих домов стоят высокие заборы, за которыми купцы “семью тиранят”, стремятся “ограбить сирот”.

Обстановка города Калинова с его “жестокими нравами”, по словам жителя города – учёного Кулигина, уклад в семье Кабановых, при котором сын не смеет ни в чём перечить матери-тирану, – всё это чуждо свободолюбивой Катерине. И даже вера хоть сколько-нибудь не сможет объединить Катерину с новым окружением, потому что вера их совсем иная, не чистая, не светлая, но демонстративная и на страхе построенная.

Из безысходности Катерина решается на отчаянный шаг – она совершает самоубийство, зная при этом о греховности своего поступка.

Был ли шанс “лучу света в тёмном царстве”, как назвал Катерину критик Н. А. Добролюбов, оставаться жить, оставаться светить и дальше?

Я считаю, что иного выбора у Катерины не было.

Катерина нуждалась в поддержке и опоре и, казалось бы, могла бы найти всё это в своей любви, в Борисе. Но он не смог ей помочь, как и все прочие жители города, включая подругу Варвару, любящего Тихона и сострадающего Кулигина. Город и его жители погрязли в безнравственности и безнадёжности. И тайные встречи с любимым Борисом, с последней надеждой противоречат морали, и тяжело даются самой Катерины, совсем не облегчая её участь.

Катерина кончает жизнь самоубийством: она бросается в Волгу. Я думаю, что при всех обстоятельствах, характере Катерины, этот поступок был для неё лучшим исходом, потому что она не смогла бы и дальше жить “из-под неволи”, в грехе и при нелюбимом муже. Самоубийство – это самое последнее, что может совершить с собой человек, но Тихон после смерти жены говорит, что завидует ей. Этот факт ещё больше усугубляет и без того печальную картину, нарисованную Островским.

В драме раскрывается тема одного из самых страшных грехов – самоубийства. Однако читатель по прочтении пьесы может внутри себя оправдать героев, живущих в жёстких рамках всестороннего контроля.

Был ли иной путь у Катерины?

Несколько интересных сочинений

Михаил Афанасьевич Булгаков подарил миру русской литературы хорошее наследие. Его романы, повести, рассказы читаются большим количеством людей даже сегодня. В своем творчестве Булгаков любил высмеивать власть, абсурдность советского строя

Рассказчик – человек, который нам и поведал эти замечательные истории. Рассказчик очень мягкий, скромный, очень доброжелательный человек, любящий красоту природы

Творчество Льва Николаевича является величайшей ценностью в мировой литературе. Его редкий писательский дар позволяет провести читателя через радость и горе, через любовь и предательство, через войну и мир и в мельчайших деталях показать

Рассказ Лескова «Тупейный художник» датирован 19 февраля 1883 года. Это знаковая дата, имеющая свой подтекст. Дело в том, что это время, когда был подписан указ об освобождении крепостных.

Для многих читателей герой непонятен, но ему свойственны не только отрицательные черты, но и положительные. В первой главе Печорин ведет себя низко, бессердечно, забавляется с жизнями других.

Был ли иной путь у Катерины? (по драме А. Н. Островского «Гроза»)

Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана по личным впечатлениям драматурга после путешест­вия по верхней Волге, куда он отправился по поруче­нию Морского министерства для сбора сведений об экономическом состоянии края и особенностях быта местного населения. Основная тема пьесы — столкно­вение между старыми традициями и новыми веяния­ми, между стремлениями к свободе и теми обществен­ными и семейно-бытовыми порядками, которые гос­подствовали в предреформенной России. Но, кроме общей темы, произведение раскрывает и ряд частных тем, в числе которых — семейно-бытовой уклад купеческо-мещанской среды и положение женщины в этой среде.

Бесправность женщины в семье мы видим на при­мере Катерины, главной героини пьесы. Катерина вы­росла в патриархальной, религиозной, любящей се­мье. О своем детстве она вспоминает: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, рабо­тать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу но ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, жития разные, либо стихи поют. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!»

Читайте также:
Вот уж вечер Роса - анализ, особенности работы писателя

Выйдя замуж за Тихона, она попадает в чужую се­мью, где совсем другая атмосфера: «Да здесь все как будто из-под неволи». Н. Добролюбов пишет в статье «Луч света в темном царстве»: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не до­вольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидаю­щий, любящий, идеальный», но «убитая дневной ра­ботой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах. », ее энергии требуется иной выход.

Катя — духовно богатая, поэтически возвышенная натура, тонко чувствующая, немного экзальтирован­ная. Полюбив Бориса, Катерина пугается силы и глу­бины своего чувства. Будучи воспитана в религиоз­ных традициях, героиня понимает, что это большой грех — замужней женщине любить другого мужчину. Автор показывает душевные страдания своей герои­ни, она пытается бороться со своим чувством: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. ». Возможно, если бы Варвара не устроила встречу Катерины с Борисом, измены бы и не случилось, ведь как героиня пытается сама себя отговорить от свидания: «Что она делает-то? Что она только придумывает. Вот погибель-то? Вот она! Бро­сить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не на­шли никогда». Но «чувство любви к человеку, жела­ние найти родственный отзыв в другом сердце, по­требность нежных наслаждений. » сильнее женщины: «Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь. »

Не в силах противостоять любви, Катерина изме­няет мужу с Борисом. Сознание своей вины тяжким грузом ложится на ее душу, хотя даже Варвара, сест­ра Тихона, учит ее жизни: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»

Измена Катерины — это жажда свободы и счастья. Ведь замуж ее отдали рано, как подмечает Варя: «Молоду замуж-то тебя отдали, погулять-то в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». В страсти к Борису «заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления. к нему вле­чет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей беззапретной свободы».

Она не идет на нравственные компромиссы, как Варвара («только бы шито да крыто было»). Ведь Ка­терина могла бы и дальше встречаться с Борисом втайне от мужа. Но она испытывает отвращение ко лжи и обману и терзается чувством вины. На мой взгляд, даже не столько перед мужем, свекровью, сколько перед Богом, так как ее понятия о морали ре­лигиозно окрашены.

Я считаю, что самоубийство Катерины — не столь­ко побег от деспотизма свекрови и способ избежать позора, косых взглядов горожан, сколько спонтанное решение, выход, который Катерина неожиданно от­крыла для себя. Это видно из ее монолога: «Куда те­перь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в моги­лу — все равно. Да, что домой, что в могилу. что в мо­гилу! В могиле лучше. А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то? Что поют? Не разберешь. Умереть бы теперь. Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама. а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться. Руки крест-накрест складывают. в гробу! Да, так. я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой на­сильно. Ах, скорей, скорей! Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Из монолога видно, что и мысль о побеге возникает, но отметается как неудачная. А будущая жизнь в доме Кабановых видится бессмысленной, лишенной радости. Муж, хоть и жалеет ее, не может защитить от нападок матери; Борис не смог (или не захотел) за­брать Катерину с собой. Возможно, если бы у героини были дети, она не приняла бы такого страшного реше­ния. Но тогда, наверное, и не случилось бы измены. «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это. »

Но, с другой стороны, с самого начала в разговоре с Варварой в речи Катерины появляются мысли о смер­ти. Возможно, Катерина покончила бы жизнь само­убийством, даже если бы и не случилось измены. Сама жизнь в доме свекрови была тягостной. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Она не думает о том, что смерть — это тоже грех, возможно, даже более тяжкий, чем измена. После признания в измене положение в доме становится еще более тягостным, настолько, что и смерти Катерина уже не боится. Смерть ей представляется избавлени­ем от ее беспросветной жизни: «В могиле лучше. Под деревцом могилушка. как хорошо. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит. весной на ней травка вы­растет, мягкая такая. птицы прилетят на дерево, бу­дут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жел­тенькие, красненькие, голубенькие. всякие. Так тихо! Так хорошо. »

Читайте также:
Анатоль Курагин - характеристика князя в романе Война и мир

В поведении Катерины есть и слабые, и сильные стороны. Но Катерину нельзя ни осуждать, ни опла­кивать, перед ее мужеством можно только прекло­няться как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.

«Был ли иной путь у Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?»

Одной из самых впечатляющих книг А.Н. Островского стала пьеса «Гроза». Это произведение по праву может называться шедевром русской классической литературы. Любой ученик, читавший это произведение, знает, насколько оно печально. Но, несмотря на невероятно трагичный финал, пьесу относят к жанру драмы, а не трагедии. Этому есть объяснение. Необходимо заглянуть во внутренний мир главной героини пьесы и ответить на вопрос: «а был ли у нее иной путь, кроме самоубийства?»

Катерина – необычайно добрая и нежная девушка. Она росла в семье, где с детства героиню всячески окружали заботой и ласкою. Катерина росла в родительском доме, словно птичка на воле: делала, что и когда хотела, наделенная свободой и доверием со стороны родных. Героиня была по-настоящему счастлива, но все изменилось с ее замужеством. Попав в новый дом своего мужа Тихона, Катерине пришлось встретиться с жестокостью, алчностью и деспотичностью своей свекрови. Кабаниха была главой семейства, всех членов которого она держала в строгости и подчинении себе. Катерина, привыкшая к любви и атмосфере взаимопонимания, поникла и потеряла интерес к жизни.

Девушка изрядно нуждалась в любви, но от мужа Тихона ей не удавалось ее получить. Она жаждала защиты от злобной Кабанихи, но и тут Тихон ничем не мог помочь девушке, не имея сил и храбрости противостоять своей матери. Катерина, прибывающая в таких чуждых ей условиях, изо дня в день мечтала о воле, новой жизни. Ей хотелось стать птицей и улететь с этого дома, где нет места ни любви, ни заботе, ни счастью.

Улететь она, конечно, не могла. И тогда она встретила, как девушке тогда казалось, свое спасение в связи на стороне. Но и тут Катерину ждало глубокое разочарование, а вместе с ним и стыд, и упреки всего дома. И тогда девушка решилась наложить на себя руки. И нельзя сказать, что эта смерть была трагична для самой Катерины. Напротив, смерть стала лишь ее избавлением от зла и мрака, царившего в доме Кабанихи. Пожалуй, только так героиня смогла обрести желаемую ею свободу.

У Катерины не было иного выхода. Девушка была не способной потратить свою жизнь на пребывание в несчастье. Уйдя из жизни, Катерина получило то, что хотела. Потому эта пьеса может расцениваться не более, чем как драма. Катерина получила не трагичный, а, пожалуй, счастливый финал.

Популярные сочинения

  • Возможна ли дружба в интернете сочинение
    В Интернете дружба также возможна, как в детском лагере, например. Ты можешь себя хорошим другом показывать, а в настоящей жизни оказаться другим. Встретились после лета в городе
  • Сочинение Память о близких
    Человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его. Так говорил Чингиз Айматов. Сложно не согласиться с этими словами, ведь это действительно так. Пока жива память об определенном человеке
  • Анализ романа «Бедные люди» Достоевский (9 класс)
    Произведение является первым серьезным сочинением писателя, в котором в качестве прототипов он использует наблюдения в отношении своих приятелей, знакомых.

Вариант 2

Катерина – одна из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Это молодая девушка, выросшая в любви и почитании Бога. Детство её было беззаботно и счастливо. Однако девушка была выдана за Тихона Кабанова, сына своенравной овдовевшей купеческой жены Кабанихи, которого она так и не смогла полюбить.

Катерина оказывается в городе Калинове. Хоть он и стоит на прекрасной реке Волге, почти никто не замечает её красоты. В городе царят «разврат и пьянство», люди делятся на несчастных бедных и корыстных богатых, у купеческих домов стоят высокие заборы, за которыми купцы «семью тиранят», стремятся «ограбить сирот».

Обстановка города Калинова с его «жестокими нравами», по словам жителя города – учёного Кулигина, уклад в семье Кабановых, при котором сын не смеет ни в чём перечить матери-тирану, – всё это чуждо свободолюбивой Катерине. И даже вера хоть сколько-нибудь не сможет объединить Катерину с новым окружением, потому что вера их совсем иная, не чистая, не светлая, но демонстративная и на страхе построенная.

Из безысходности Катерина решается на отчаянный шаг – она совершает самоубийство, зная при этом о греховности своего поступка.

Был ли шанс «лучу света в тёмном царстве», как назвал Катерину критик Н. А. Добролюбов, оставаться жить, оставаться светить и дальше?

Я считаю, что иного выбора у Катерины не было.

Катерина нуждалась в поддержке и опоре и, казалось бы, могла бы найти всё это в своей любви, в Борисе. Но он не смог ей помочь, как и все прочие жители города, включая подругу Варвару, любящего Тихона и сострадающего Кулигина. Город и его жители погрязли в безнравственности и безнадёжности. И тайные встречи с любимым Борисом, с последней надеждой противоречат морали, и тяжело даются самой Катерины, совсем не облегчая её участь.

Читайте также:
Футуризм - определение, история и причины возникновения

Катерина кончает жизнь самоубийством: она бросается в Волгу. Я думаю, что при всех обстоятельствах, характере Катерины, этот поступок был для неё лучшим исходом, потому что она не смогла бы и дальше жить «из-под неволи», в грехе и при нелюбимом муже. Самоубийство – это самое последнее, что может совершить с собой человек, но Тихон после смерти жены говорит, что завидует ей. Этот факт ещё больше усугубляет и без того печальную картину, нарисованную Островским.

В драме раскрывается тема одного из самых страшных грехов – самоубийства. Однако читатель по прочтении пьесы может внутри себя оправдать героев, живущих в жёстких рамках всестороннего контроля.

Другие сочинения: ← Чацкий победитель или побежденный?↑ ОстровскийЛюбовь в пьесе Гроза →

Шанс на побег

Основываясь на личности героини, а также совершённых ей поступках, можно выделить главные причины её поступка:

  • у неё не было возможности развестись, ей грозило длительное пребывание в немилости у Кабанихи;
  • натура девушки была свободной, не терпела угнетения, но и не могла выдержать лжи;
  • окружение неспособно оценить широту души главной героини и никак не поддерживает её.

Исходя только из этого, уже видно, что если не покончить с жизнью, максимум остаётся: отправиться в бега, но в странствиях купеческой дочке делать нечего. Она не привыкла к бродяжничеству. Был ли иной выход у Катерины в те времена — вряд ли, поэтому она решает отправиться в иной мир, где, по её мнению, будет нечто замечательное: счастье, которому никто не станет мешать.

В самой пьесе неоднократно сравнивается личность героини с образом птицы. Она сама утверждает, что «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». Семья Кабанихи для неё стала противоположностью. Там у неё вышло найти лишь одну клетку, и это важно указать в эссе.

Почему-то не повезло и с любовником, которого даже и оправдать толком нечем. Попытка довериться Борису — это шанс на спасение. Трагично здесь то, что её избранник тоже оказался безвольным, бросает её и уезжает, посоветовав смириться с нынешним положением.

Когда остаётся выбор — погибнуть или вернуться к Кабанихе, девушка признаётся, что ей всё едино. Первое даже предпочтительней, так как это своеобразная победа над тем, что она должна сделать, отказ от неминуемого порицания и несправедливых наказаний.

Общественное значение пьесы

Прежде чем приступить к написанию сочинения «Был ли иной путь у Катерины», будет нелишним узнать причины успеха этого произведения. «Гроза» была написана в 1859 году, когда вся Россия находилась в ожидании крестьянской реформы. Поэтому общество приняло ее с восторгом: пьеса была поставлена огромное количество раз на подмостках всех театров России.

Островский создал новый тип героини, которая стала олицетворением борьбы против старых порядков. Ее поступок выглядел в глазах общества как начало нового периода. Все восприняли пьесу не как личную драму, а как общественную. Некоторые просили Островского исключить из числа персонажей Кабаниху, потому что в ее образе они нашли схожесть с царем. «Гроза» удивила читателей силой и глубиной своей драматической истории, обличением купеческих нравов и бросила им вызов.

Дальнейшая жизнь с Тихоном

Конечно, в сочинении «Был ли иной путь у Катерины» нельзя не рассмотреть вариант ее дальнейшей жизни в доме Кабановых. Да, молодая женщина могла попытаться продолжать жить с нелюбимым мужем. Но долго ли бы она выдержала постоянные упреки и издевательства свекрови? К тому же, познав настоящую любовь с Борисом, женщина такого склада, как Катерина, уже не могла бы жить с Тихоном.

Вот и получается, что броситься в Волгу — было единственным выходом для бедной женщины. Она не могла больше жить в деспотическом обществе, и самоубийство стало для нее спасением.

Это лишь некоторые мысли для сочинения «Был ли иной путь у Катерины в пьесе «Гроза», кратко мы оговорили возможные варианты финала.

Чужая семья

Доверие к опыту родителей — это одно из губительных решений, если не основное. Катерине казалось, что её собственная семья не может ошибиться, поэтому она вышла за Тихона, но постепенно поняла свою ошибку.

Дом Кабанихи оказался жестоким местом, где сама хозяйка выступала в роли тирана. Главная героиня испытывала двойственное чувство. С одной стороны, она привыкла слушаться, соблюдать приличия и традиции, но с другой стороны её свободолюбивая натура постоянно противилась этому.

Она пыталась найти утешения у мужа, но тот был слабым и безвольным человеком. Это и послужило предпосылкой для будущей измены. Не видя других вариантов, девушка согласилась на свидание с Борисом, а потом стала мучаться угрызениями совести.

Ещё одно решение, подталкивающее к финалу, — это публичное признание. Девушка, не умеющая скрывать свои мысли и поступки, получила порицание от Кабанихи. А значит, она ещё и заслужит соответствующее наказание. После раскаяния Екатерина понимает, что она свободна и не желает возвращаться в «тёмное царство».

Был ли иной путь у Катерины?

Пьеса «Гроза», которая была написана Островским в 1859 году, одна из самых популярных у автора. Такой успех произведения совсем неудивителен. В драме был описан совершенно новый женский образ, который отличался силой и глубиной.

Героиня словно бы олицетворяла собой протест против душного и затхлого мира, где царствовал патриархальный уклад, по законам которого жила практически вся тогдашняя Русь. На самом деле, вряд ли поступки Катерины можно назвать сознательным протестом.

Читайте также:
Алька краткое содержание рассказа Ф. Абрамова - читать онлайн

Все дело в том, что «темное царство» (как называл это мир Добролюбов) любое движение души рассматривает в качестве брошенного вызова. Силы оказались неравны, и в итоге все кончилось самоубийством главной героини. Но смерть в пьесе стало началом бессмертия Катерины.

Пьеса, как и 150 лет, вызывает живой отклик у читателей, и одним из самых обсуждаемых остается вопрос – был ли иной путь у Катерины? ­

Если проанализировать ситуацию, в которой оказалась героиня, то можно рассмотреть сразу несколько путей выхода из нее.­­ ­Путь, о котором мечтала сама Катерина, связан с ее любимым – Борисом.

Для нее такой выход из ситуации был бы просто сказкой. Но из Бориса вышел плохой принц, и эта сказка не сбылась – слишком слабохарактерным и эгоистичным оказался ее избранник.

В Сибирь он уезжает без нее, что окончательно сломило Катерину.­ ­

Еще один вариант — это уйти от Тихона.

Данный путь кажется вполне естественным людям современным, но в те времена получение развода сопровождалось большим количеством бюрократических издержек, и Катерине пришлось бы перенести все возможные унижения.

Для нее спасением мог бы стать религиозный путь. Она стала бы монахиней и посвятила бы себя и всю свою жизнь Богу, с которым были связаны все счастливые моменты детства. Но замужнюю женщину никогда бы не взяли в монастырь. Если бы узнали, что она замужем, то обязательно вернули бы супругу.­ ­

Четвертый вариант — это путь, при котором все оставалось бы, как было. Она также бы жила с Тихоном и свекровью, выслушивая каждодневные оскорбления и упреки от последней. Но в этом случае свободолюбивая и чувствительная Катерина просто бы в скором времени сошла бы с ума, тем более при отсутствии поддержки слабохарактерного мужа.­ ­

Итак, рассмотрев все возможные варианты, можно сделать вывод, что смерть Катерины была закономерна, и она являлась для девушки единственно возможным выходом.­ Но это решение говорит, скорее не о слабости, а о силе ее личности. Она не стала искать компромиссов с окружающим миром и со своей совестью, а поступила так, как подсказывало ее сердце.

  • см. также:Все сочинения по произведению Гроза, Островский
  • Характеристики главных героев произведения Гроза, Островский
  • Краткое содержание Гроза, Островский
  • Краткая биография Александра Островского

Возможные варианты развития сюжета

Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона — не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.

Что можно еще написать в сочинении «Был ли иной путь у Катерины в «Грозе»? Другой вариант — это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно. Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли. Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.

Третий вариант — уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.

Четвертый, самый страшный — это избавиться от мужа и свекрови. Но такой поступок Катерина не смогла бы пойти: у нее слишком чистая, светлая душа, она очень набожная, поэтому не стала бы женщина нарушать заповеди.

В сочинении «Был ли иной путь у Катерины» можно упомянуть, что связь можно было скрыть — Варвара посоветовала ей хитрить. Но это противоречило бы принципам молодой женщины — она не смогла бы никого обманывать.

Вернуться в дом родителей тоже не представлялось возможным: ее бы нашли и вернули с позором обратно. Неужели для бедной женщины был только тот выход, который приготовил Островский?

Краткое содержание

В сочинении «Был ли иной путь у Катерины в пьесе «Гроза» стоит напомнить о самом сюжете произведения, чтобы лучше провести анализ развития других вариантов истории. В одном городе, который находится на Волге, жило семейство Кабановых: Марфа Игнатьевна, Тихон, Катерина и Варвара. Кабаниха была деспотичной женщиной, командовала сыном Тихоном и унижала невестку Катерину. Кабанов всегда слушался маменьку, по-своему любил жену, но никогда не заступался за нее. Часто он выпивал вместе с богатым купцом, которого звали Савел Прокофьич Дикой. Купец имел такой же крутой нрав, как и Кабаниха.

Катерина была честной девушкой, очень набожной, старалась во всем угодить свекрови, но ей тяжело было среди них. Она не могла находиться в таком деспотическом, «домостроевском» обществе. К Дикому приезжает племянник Борис — образованный молодой человек. Он и Катерина влюбляются друг в друга. Но женщина не могла обманывать мужа и во всем ему созналась. Бориса Дикой отправляет из города, а Катерина, понимая, что больше не может так жить, кончает жизнь самоубийством. Конечно, многим читателям жаль девушку. Поэтому и было включено сочинение «Был ли иной путь у Катерины в пьесе «Гроза» в школьную программу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: