Чичиков в гостях у Коробочки – анализ эпизода Мертвые души, описание

План-конспект урока: “Чичиков в гостях у Коробочки”
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Технологическая карта урока-исследования с указанием формируемых на уроке УУД. Цель урока – проследить по тексту 3 главы поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души” особенности характера героини, ее привязанности, вкусы, выявить новые черты характера Чичикова.

Скачать:

Вложение Размер
chichikov_u_korobochki.docx 26.03 КБ
chichikov_u_korobochki.pptx 1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО Марканичева Елена Владимировна

Тема: Чичиков в гостях у Коробочки

Тип урока: урок-исследование

– содержательные: проследить по тексту главы 3 особенности характера героини, ее образ жизни, привязанности, вкусы; выявить новые черты характера Чичикова.

– деятельностные: развитие умения и навыков в работе с текстом, привитие бережного отношения к слову, умение работать со справочниками, умение аргументировать свой ответ, развитие любознательность, закрепление терминов, знакомство с архаизмами, воспитание интереса к предмету

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: текст поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», рабочие тетради, интерактивная доска, презентация.

  1. Слова – архаизмы: пестрядевый, пестрядь – грубая, пестрая ткань; (льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая)

Салоп – женское верхнее одеяние;

Коллежская секретарша – супруга или вдова чиновника 10 класса;

Заседатель – выборный член суда;

Ассигнации – бумажная деньга, 3,5 рубля ассигнациями = 1 рублю серебром

Пенька – прядильные волокна из стебля конопли.

Структура и ход урока

1. Сообщение темы, целей урока; планируемые результаты. Обращение к значениям слов, записанных на доске.

2. Чтение эпиграфа

Зачем автор рассказал о Коробочке?

В ряду помещиков она единственная женщина. Нам ничего неизвестно о её прошлом, семье. Доживает свой век в «порядочной глуши» одинокая вдова коллежского секретаря, хлопочет по хозяйству. Что же «истинно русского, коренного в этом персонаже?

Подготовка к уроку, организация рабочего места.

Размышляют над смыслом эпиграфа.

Регулятивные УУД (далее РУУД): целеполагание, саморегуляция

РУУД: принятие и сохранение учебной задачи

Коммуникативные УУД (далее КУУД): формулирование собственного мнения

Чичиков в пути. Чтение отрывка из главы 3 под музыкальное сопровождение (гром, шум ливня)

Эмоционально настраивает учащихся.

Итак, Н.В.Гоголь «Мертвые души». Закройте глаза, попробуйте представить, увидеть Павла Ивановича Чичикова, который, расставшись с Маниловым, в своей бричке едет по столбовой дороге к Собакевичу.

Двое подготовленных учащихся читают отрывок. Остальные слушают.

Познавательные УУД (далее ПУУД): восприятие текста.

КУУД: соблюдение правил речевого поведения

Основные черты характера Коробочки.

Реализация домашнего задания по исследованию текста 3 главы поэмы «Мертвые души»

Какой прием был оказан Чичикову? Какая черта проявляется по отношению к гостю?

Какой прием использует Гоголь для создания образов помещиков?

2. Учитель обращает внимание учащихся на кластер (слайды № 3, 4), отражающий предметы исследования: портрет, хозяйство, речь, торг, обед, и на обобщающую таблицу «Основные черты Коробочки»

3. Исследование текста

Слово для выступления группам учащихся.

Обратить внимание на предметно-бытовые детали текста, которые помогают сделать вывод о характере Коробочки.

4. Вывод. По отношению к гостю, вещам, хозяйству мы определили основные черты характера Коробочки: гостеприимство, бережливость, но в то же время замкнутость, недоверчивость, боязливость, мелочная хлопотливость, глупость.

-А что же обозначает фамилия Коробочка?

Платье Чичикова высушено и вычищено.

– перины взбиты, взобраться можно было, лишь подставив стул.

– предложено даже почесать ему на ночь пятки.(Гостеприимство)

Гоголь использует прием создания характера персонажа через портрет и окружающую его обстановку (комната, усадьба, хозяйство).

Переносят таблицу в тетрадь.

1 группа. Два портрета Коробочки (цитаты)

Вывод группы : Портрет сливается с характером. Коробочка бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате старенькие, зеркала старинные. Нежданный гость застал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом образе жизни.

2 группа. Хозяйство (вид из окна, цитирование)

Вывод: сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле – самые значимые детали, они говорят о том, что у Коробочки до всего доходят руки, ничего не пропадает в ее хлопотливом хозяйстве.

В фольклорной традиции птицы, которые упоминает автор, описывая хозяйство Коробочки (индюки, куры, сороки, воробьи) символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость.

Метонимический перенос Гоголя – чучело на длинном шесте в чепце хозяйки – пародия, двойник Коробочки. Это усиливает бессмыслицу бережливости одинокой вдовы, которая копит неизвестно для кого и не видит дальше своего носа.

3 группа. Деревня Коробочки.

« За огородами следовали крестьянские избы, которые …показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились… Чичиков заметил, где запасную почти новую телегу, а где и две».

(Описание деревни Коробочки говорит само за себя, она всех приучила к порядку, хорошая, бережливая хозяйка).

4 группа . Речь Коробочки

Заполняют первые три строки таблицы.

Учащиеся размышляют над вопросом, отвечают. (Коробочка – копилочка, слова-синонимы. Она копит, складывает. Крохоборная, скупая, живет в скорлупе.

Другой синоним Коробочки – пестрядевый мешочек

ПУУД: выделение необходимой информации из текста, произвольное построение речевого высказывания.

КУУД: сотрудничество с учителем

ПУУД: подготовленное высказывание в устной форме; анализ, умение доказывать , делать выводы, восприятие текста художественного произведения.

КУУД: активность в решении познавательных задач, построение монологического высказывания,

Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, соблюдение правил общения.

РУУД: оценка правильности выполнения задания.

Личностные УУД: работа в группе, развитие познавательных интересов

ПУУД: восприятие текста, анализ услышанного и прочитанного.

ЛУУД: моральная оценка героя

Просмотр фрагмента кинофильма «Мертвые души» (реж. М.Швейцер)

Вопросы к просмотренному фрагменту.

– Как в фильме создается образ Коробочки?

– Какие качества героини проявились в сцене торга?

– После беседы с Коробочкой Чичиков был весь в поту, как в реке: все, что было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро.

Чем же уморила Коробочка Чичикова?

– Каким в этой сцене видим Чичикова? Что нового открылось в этом персонаже?

Смотрят кинофрагмент. После просмотра отмечают, что в фильме создано внешнее сходство с героиней, фоном даются звуки: мычание коров, пение петуха (символично для образа Коробочки)

Делают выводы: Коробочка уморила Чичикова своей бестолковостью, подозрительностью, скупостью, упрямством.

Заполняют строку в таблице «общечеловеческий тип» – дубинноголовая, закоснелый, ограниченный человек.

Обращаются к презентации (слайд 8-9 )

Характеризуют Чичикова: он не церемонится с собеседницей, т.к. она небогата. Чичиков разный. Слащаво-обходительный с Маниловым, грубый с бестолковой Коробочкой, легко может обмануть, пообещав заехать еще раз.)

ПУУД: развитие мыслительных операций: сравнение текста и его экранизации, анализ.

ЛУУД: воспитание интереса к отечественному кино.

КУУД: умение выразить мысль в соответствии с задачей.

ПУУД: построение суждения об объекте.

ЛУУД: моральная оценка героя

Сделка, наконец, совершена. Коробочка решила задобрить сердитого Чичикова и пригласила его закусить.

Обращается к слайду № 10.

– Какая черта характера при угощении проявляется?

Читают отрывок из текста главы, вынесенного на слайд.

Подготовленный учащийся выступает с сообщением о значении архаизмов, называющих блюда: пряглы, скородумки, шанежки, припек, сняток и др. (Использование словаря В.И.Даля)

ПУУД: поиск необходимой информации в словаре, построение речевого высказывания, развитие творческого воображения.

КУУД: умение выразить мысль в соответствии с задачей.

Обратимся снова к эпиграфу урока.

Итак, Гоголь, знакомя нас с помещицей Коробочкой, обращает внимание на истинно русские, коренные свойства наши. С одной стороны,- это гостеприимство, хлебосольство, бережливость, а с другой стороны, – это мелочная хлопотливость, дубинноголовость, упрямство, подозрительность и тупость.

Давайте заполним последнюю строку таблицы:

почему Коробочка «мертвая душа»

Вы правы. Не случайно, прощаясь с Коробочкой, Гоголь восклицает: «Коробочка ли, Манилов ли, хозяйственная жизнь или не хозяйственная – мимо них».

Обращение к слайду 12, иллюстрирующему авторскую позицию.

Размышляют над вопросом, обращаются к описанию часов:

«Понатужась всеми силами» часы прохрипели, значит, время ползет, как змея, «со страшным шипением», стрелки ходят – бродят по замкнутому кругу мимо «нарисованных цветов». И ничего не меняется в усадьбе Коробочки.

Звуковой образ бьющих часов подчеркивает, что проходят десятилетия, а старушечий быт остается неизменным, она ничем не интересуется, живет в глуши, в ее жизни нет никаких событий, она примитивна, скучна, поэтому Коробочка духовно мертва, ее можно назвать «мертвой душой»

РУУД: осознание учащимся того, что усвоено.

ЛУУД: соотнесение своей части работы с общим замыслом.

ПУУД: обобщение, систематизация

Комментарий домашнего задания.

Подготовить характеристики Ноздрева, Собакевича, Плюшкина , используя план таблицы (задания по группам)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Чичиков в гостях у Коробочки

Чем более я обдумывал мое сочинение, тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши. Н.В.Гоголь

помещик речь Кластер

Основные черты Коробочки Отношение к гостю Портрет, отношение к вещам, Отношение к хозяйству, имению Отношение к покупке «мертвых душ» Общечеловеческий тип Почему «мертвая душа»?

«…женщина пожилых лет…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…»

– А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся…- возразила старуха,…открыла рот и смотрела на него почти со страхом… Мертвые в хозяйстве! Эк куда хватили! Воробьев разве пугать по ночам в вашем огороде , что ли! – С нами крестная сила! Какие ты страсти говоришь! – проговорила старуха, крестясь

«Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки , шанишки , пряглы , блины, лепёшки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом припекой со сняточкой , и невесть чего не было».

Основные черты Коробочки Отношение к гостю Отношение к вещам, портрет Отношение к хозяйству, имению Отношение к покупке «мертвых душ» Общечеловеческий тип Почему «мертвая душа»? Гостеприимство Бережливость Заботливость, любовь к порядку Скупость, бестолковость, подозрительность « Дубиноголовая », закоснелый, ограниченный человек Примитивна, скучна. Духовно мертва

Чичиков в гостях у Коробочки — анализ эпизода поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

В третьей главе поэмы «Мёртвые души» рассказывается, как встретились Чичиков и Коробочка. Когда герой побывал у Манилова и совершил довольно выгодную сделку, он решил поехать к Собакевичу, но в темноте сбился с дороги. Так он оказался у дома пожилой женщины, с которой начал вести беседу о покупке необычного товара. Настасья Петровна — второй по счёту продавец неживых крестьян.

Знакомство героев

В гостях у Коробочки Чичиков оказывается случайно, когда едет от Манилова, чтобы нанести визит Собакевичу. В ночное время его возничий сбивается с пути. Так как на улице стоит ужасная погода, холод, Чичиков решается попросить пристанище на ночь в незнакомом поместье. Сначала его встречает служанка помещицы, между ними происходит диалог, в ходе которого герой называет свое положение в обществе. Служанка докладывает своей хозяйке, что приехал дворянин, и только после этого его пускают в дом.

Гостя гостеприимно встречает помещица — Настасья Петровна Коробочка. Она предлагает чай, еду Чичикову, от которых, тот отказывается, так как устал. Тогда его укладывают спать. Днем за обедом герой и помещица ведут разговор, в ходе которого выясняется, что у хозяйки есть 80 крепостных.



Новая черта Чичикова

Встреча Чичикова с Коробочкой имеет большое значение не только для демонстрирования типичного образа помещика, но и для раскрытия образа главного героя. Н. В. Гоголь отмечает, что с Коробочкой Чичиков общается не так, как общался с Маниловым, с ней он «не церемонился». В лирическом отступлении автор иронично подчеркивает, что люди общаются с теми, у кого двести душ, совершенно не так, как с теми, у кого этих душ триста. И именно от количества крестьян зависит манера общения.

Чичиков в гостях у Коробочки ведет себя раскрепощенно, потому что у героини меньше восьмидесяти душ.

Усадьба и дом помещицы

Личность Коробочки хорошо характеризует ее отношение к своему дому и поместью.

Усадьба описана практичной, ухоженной, все в ней находится на своих местах в определенной последовательности, всему есть свое применение. Внешне она не выглядит привлекательной, так как на постройках отсутствуют декоративные украшения. Поместье охраняют верные собаки, которые стали вести себя агрессивно, когда приехал Чичиков. Они не дают первым встречным людям попасть в дом.

Жилище полно различных старых предметов, поэтому его можно сравнить с коробочкой или шкатулкой.

Внутри мрачно, неуютно. Как описывает автор, там находятся старая мебель, на стенах картины, написанные маслом, зеркала, на которых прикреплены безделицы, часы, издающие неприятные звуки. Ремонт был сделан давным-давно. Все предметы в доме как будто застыли. Встретиться с новыми вещами там невозможно. Несмотря на порядок и чистоту, в помещениях летают мухи. Этим описанием дома Гоголь подчеркивает застой внутреннего мира Коробочки.

Описание усадьбы

В ночи перед путниками появилось «что-то похожее на крышу»: сам дом воспринимается как ящик, у которого первым делом бросается в глаза крышка. Символика напрашивается самая мрачная.

Комната, где ночевал Чичиков, оклеена старыми полосатыми обоями, с зеркалами и картинками птиц – куриное царство, где только два петуха (два мужских портрета – Кутузов и обладатель мундира павловских времен). В ней идут часы – шипящие как клубок гадюк и натужно хрипящие, когда приходит пора бить.

В маленьком дворе усадьбы копошится всяческая домашняя живность, целые тучи ворон перелетают от одного фруктового дерева на другое. А пасут это стадо несколько чучел с растопыренными пальцами (все в помещицу – будто норовят схватить что-то, на одном даже хозяйский ночной чепец).

Крестьянские домики поставлены врассыпную, без четких улиц: мир языческого хаоса, неодухотворенная сама себя стихийно организующая материя. Но Чичиков замечает признаки материального довольства: старый тес на крышах заменен новым, дома справные, ворота крепкие, в некоторых дворах – новые телеги.

Отношение Настасьи Петровны к крепостным

Несмотря на то что Коробочка управляет своим хозяйством единолично, все у нее находится в полном порядке.

У крепостных крестьян, принадлежащих ей имеются:

  1. Крепкие отремонтированные избы, которые построены вразброс.
  2. Во дворах этих домов есть ворота, запасные телеги. Это свидетельствует, что помещица заботится о своих крестьянах, следит за их избами.

В деревне живут крепкие бабы и мужики. Все заняты своим делом, никто бесполезно не проводит свое время, не слоняется без дела.

По тому, как Коробочка отзывается о своих крепостных, видно, что она жалеет их. Даже те мертвые души, что она продает Чичикову, она помнит всех по именам. Для нее они все как живые.

План характеристики

План, по которому проводится анализ помещиков — персонажей произведения «Мертвые души», включает в себя так или иначе следующие пункты:

  • первое впечатление, которое производит герой;
  • характерные особенности этого персонажа;
  • речь и манера поведения;
  • отношение героя к хозяйству;
  • отношение к другим людям;
  • цели в жизни;
  • выводы.

Попробуем проанализировать по этому плану образ такой героини, как Коробочка («Мертвые души»). Характеристика наша начнется с первого впечатления, которое героиня произвела на Чичикова. В произведении посвящена созданию образа Коробочки третья глава.

Покупка мертвых душ

Наиболее значительным эпизодом в третьей главе поэмы становится сцена, где Чичиков покупает мертвые души у Коробочки.

Когда герой предлагает купить у помещицы крестьян, которые уже умерли, она долго не может понять, как такое возможно. Настасья Петровна живет вдали от города, занимается своим хозяйством, поэтому она не знает, что происходит за пределами ее усадьбы. Она приходит в недоумение, когда главный герой говорит ей, что покойников не надо откапывать из земли, так как вся процедура купли-продажи происходит на бумаге, и не верит ему.

Чичиков, видя, что объяснить Коробочке свой план непросто, предлагает ей 15 рублей. Только после этого помещица начинает думать, насколько выгодно ей это будет и как бы не продешевить, чтобы не потерпеть убытков. Так как она долго не решается на сделку, Чичиков вынужден предложить купить у нее продукты (сало, крупу и другое). Только тогда ему удается уговорить помещицу на продажу мертвых душ.

Несмотря на то что торговля сильно утомила Чичикова, в целом его посещение старухи можно назвать удачным.

В этом эпизоде Н. В. Гоголь показывает, что помещица готова продать все, что может принести ей прибыль.

Анализ последовательности «помещичьих» глав

Чичиков встречался с помещиками в определённом порядке. Первым, кого он посетил, был Манилов. Затем Павел Иванович случайно попал к Коробочке. После этого состоялись встречи с Ноздрёвым, Собакевичем и Плюшкиным. Такова верная последовательность всех, у кого гостил Чичиков. Исследователи творчества Гоголя считают, что порядок выбран намеренно. Писатель хотел показать, что каждый помещик был «мертвее» предыдущего.

Есть и те, кто придерживается другой точки зрения. Некоторые литературоведы полагают, что Плюшкин замыкает череду продавцов мёртвых душ, так как в его характере ещё сохранилась живость. Гоголь хотел подчеркнуть инаковость этого персонажа, причём это можно понять и по описанию встречи. Автор надеялся на «спасение» героя, а заодно и на возрождение Руси.

Образ старухи

Коробочка Настасья Петровна — женщина преклонного возраста, вдова. У нее отсутствует внешнее обаяние, но подкупает к себе ее внимательное отношение к главному герою. Когда он уставший попадает к ней в усадьбу, она не только предлагает ему погостить у нее, но и выражает готовность почесать ему пятки.

Помещица носит странные одежды, а на шее у нее подвязаны какие-то тряпки.

Автор мало пишет о семье персонажа. Из поэмы известно лишь, что она вдова, у нее есть сестра в Москве, которую помещица иногда посещает. Есть ли у Настасьи Петровны дети, неизвестно.

Она страдает различными заболеваниями, которые лечит народными средствами. Об этом она рассказывает Чичикову. Читать старуха не любит. Как пишет Гоголь, у нее есть лишь одна любимая книга — псалтырь.

Сочинение на тему «Визит Чичикова к помещице Коробочке»

Великолепна комедия Н.В. Гоголя «Мертвые души», в которой автор смог не только точно подметить, но и прекрасно описать образ жизни, обычаи и традиции, помещичьи нравы крепостной России того времени, когда жил Гоголь. Автор очень метко и точно описывает самые разные типы помещиков, используя литературный прием с говорящими фамилиями.

Целая галерея помещиков предстает перед читателями: Собакевич, Ноздрев, Манилов, Плюшкин и, конечно же, Коробочка. Все эти помещики — это обобщенные образы той жизни, которая отражала произвол. Ведь хозяйство у этих гоголевских героев приходит в упадок, а личность каждого из них переживает деградацию, в том числе и нравственную.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

После выхода из печати гоголевской поэмы многие в обществе были недовольны содержанием книги «Мертвые души», посчитав, что автор уж слишком исказил правду. Но сам писатель утверждал, что его поэма произвела столько шума и вызвала столько негодования лишь только потому, что его насмешки и правда смогла задеть за живое, коснулась порядка тех вещей, которые все давно уже и так видят каждый день перед своими глазами. Но гоголевская поэма помогла увидеть все это, и такое положение вещей и ничтожество вызвало лишь только отвращение.

Одна из глав поэмы посвящена визиту главного героя к помещице Коробочке. В этой третьей главе он дает ее подробное описание этой женщины. Автор указывает на то, что это была женщина пожилого возраста, предстающая перед читателями и главным героем в странном спальном чепце, который был одет ею наспех. На шее у женщины была какая-то фланель. Она относилась к тем помещицам, которые вечно плачут, что у них нет денег, ссылаясь на то, что были неурожаи и убытки, а сами в это время набивают свои разноцветные мешочки деньгами.

Автор не случайно дает своей героине такую фамилию, которая является метафорой. Она прекрасно отражает характер героини: недоверчивость, суеверность, бережливость, которая иногда переходит границы, боязнь, что обманут и дадут меньше денежную сумму, чем нужно было бы получить. И даже имя героини автор дает не просто и не случайно. Настасьей Петровной звали медведицу в детской сказке, поэтому и доме ее, особенно комната, чем-то напоминает некий такой «медвежий угол».

В хозяйстве гоголевской Коробочки огромное количество птицы: индеек и кур было бесчисленное множество. Но фольклор указывает на то, что любая птица указывает на глупость и хлопотливость, которая не имеет никакого смысла. Если внимательно присмотреться к тем вещам, которые есть в доме у Настасьи Петровны, имеют двойное значение: они указывают на необычную красоту героини и дают представления о ее характере и развлечениях. Так, у героини довольно ограниченный круг развлечений: штопанье и вышивание, стряпня и карточные гадания.

Смысл жизни гоголевской героини заключается в том, чтобы копить деньги и все вещи, которые попадали ей в руки. Стоит внимательно прочитать тот, как она угощает Чичикова, который случайно попадает к ней. Она кормит его мучными угощениями, так как это дешевле, чем накормить мясными блюдами. Коробочка не старается показать, что она читает или стремиться к каким-то другим культурным занятиям, как это делает Манилов. Ее это совсем не интересует, она не умеет мечтать и фантазировать. А если она и пытается мечтать о чем-либо или у нее возникают какие-то желания, то они все касаются лишь только хозяйства.

Коробочка совершенно не воспринимает крепостных крестьян за людей и воспринимает их только лишь только как товар. Поэтому предложение Чичикова ее нисколько не удивляет, ведь ей совершенно без разницы, каких крестьян покупает заезжий барин: мертвых или живых, ведь они уже для нее неодушевленные предметы. Хотя она мелком и бросает, что раньше ей никогда не пригодилось совершать подобные сделки.

Гоголевская героиня бережет каждую копеечку, понимая и зная ей цену. Поэтому так сильно она переживает и боится, что может продешевить в этой странной сделке с Чичиковым. И все, что говорит главный герой, не может пробить «броню дубиноголовности» Коробочки, как-то пробиться через ее жадность. Она не сразу соглашается на предложение Чичиков, она не воспринимает, так как желает узнать цены других купцов на этот товар, ведь барин может ее обмануть и тогда она понесет убыток. Но Коробочка не теряется даже в этом торговле и пытается подсунуть главному герою вместо мертвых крестьян пеньку или мед, который у нее хранится давно и не пользуется спросом. Но зато она прекрасно знает цены на эти продукты.

Автор показывает в этом свое образе тип человека, который ограничен и внутренне мертвый. И чтобы еще больше показать ничтожность Коробочки автор дает ей отрицательную черту характера — деловитость в торговле. Любого человека она воспринимает, прежде всего, как покупателя, который может у нее что-то приобрести. Чтобы увидеть внутренний мир гоголевской героини, достаточно рассмотреть ее небольшой домик и большой двор. Можно отметить, что они аккуратные и крепкие, но вот только кругом мухи, которые подчеркивают мертвый мир Коробочки. И дом, и двор, и мухи — это символы, которые показывают читателю внутренний мир Коробочки.

Но вместе с тем писатель показывает читателю, что она сама ведет хозяйство и домики крепостных крестьян были не такими убогими и бедными, как у других помещиков, а скорее показывали и некоторое «довольство» его обитателей. Но все-таки Коробочка решается на эту сделку, так как она боязливая и суеверная женщина, а Чичиков этим воспользовался и обещал на нее наложить проклятье, да такое, что к ней явится сам черт. Но сразу же после того, как главный герой покидает ее дом, Коробочка тоже уезжает в город, чтобы навестить справки о том, не продешевила ли она. Ведь сомнения очень сильно мучили ее. Интересна и форма ее кареты, в которой она едет в город. Писатель иронично сравнивает ее с арбузом.

И это тоже символ, отражающий ее характер и образ жизни помещицы. Гоголевская героиня ничтожна и бедна по своему разуму и духу, она не может увидеть что-то, кроме того, что касается ее хозяйства. Ничего больше на свете не интересует и не волнует ее. Художественные детали помогают автору полнее раскрыть характер и внутренний мир героини: вид всего имения, вещи, интерьеры и все остальное прочее говорят о ней больше, чем ее поступки. И поэтому Коробочка — это яркая представительница того уклада жизни общества, который существовал в России и которому придавалось большое значение. На первое место в этом обществе ставилось благополучие, а не ум и прекрасный внутренний мир.

Особенности характера

Основными чертами характера Коробочки являются:

  • узколобость, упертость, зацикленность на своих решениях;
  • бережное отношение к окружающим предметам;
  • чистоплотность и аккуратность;
  • глупость и необразованность, которые проявлялись в отрицании всего современного и нового;
  • прямолинейность.

Характер Коробочки сложен и противоречив. С одной стороны, она грамотно ведет хозяйство и проявляет заботу о своих крестьянах. Это положительные черты, которые делают ее привлекательной. С другой стороны, автор показывает героиню, как бережливую, очень любящую деньги, жадную помещицу. Она копит деньги, не имея никакой определенной цели,. Наследников, которым она могла бы завещать свои сбережения, у нее нет.

В поступках людей Настасья Петровна выискивает что-то плохое, после чего она уже не способна увидеть в них хорошего. Ее упрямство становится главным препятствием, чтобы принять своевременно правильное решение. Мнение других лиц во внимание не принимается.

Любимые занятия

Бабушка – особа богомольная, однако не прочь погадать после вечерней молитвы. Любит пожаловаться на жизнь: Чичикову наутро рапортует о бессоннице и ломоте в ноге, сетует на неурожаи, потери ценных работников, «неавантажную» из-за неурожая муку.

Вся целиком в хозяйстве: гостеприимно приютить именно дворянина, продать что-то, выпросить гербовой бумаги на всякий случай, вкусно угостить полезного человека – использует любые возможности увеличить достаток.

Отличается трепетным отношением к вещам: мелкие предметы и бумаги закладываются за рамы зеркал – так что взгляд «залипает» на стенах. Видит и замечает все привычное и устоявшееся, а «новое и небывалое» вводит ее разум в состояние ступора.

Чичиков у Коробочки — анализ эпизода поэмы Мертвые души Гоголя сочинение

Среди помещиков, с которыми познакомился Чичиков в поисках своего особенного товара, оказалась одна женщина. Прежде Чичиков ничего не слышал о помещице Коробочке и в гости к ней не собирался. Судьба сама привела его в незнакомое поместье, где он встретился с пожилой хозяйкой.

Хозяйство Коробочки произвело на Чичикова благоприятное впечатление. Крестьянские избы крепкие, обнесены заборами, во дворах имеются запасные телеги. Заметно, что за состоянием домов здесь следят, вовремя заменяют прохудившиеся доски новыми. Старая помещица справляется с хозяйством успешнее, чем Манилов или Плюшкин. Имение Коробочки нельзя назвать крупным. В нем восемьдесят душ, но всех своих крестьян хозяйка знает по именам. Крепостные Коробочки в изобилии производят мед, пеньку, сало, птичьи перья, а хозяйка выгодно сбывает все это заезжим купцам.

Настасья Петровна хоть и оборотистая хозяйка, но по умственному развитию значительно отстает от других помещиков. Коробочка целиком погрузилась в мелочное хозяйствование. Скудоумие помещицы выражается в отсутствии у нее духовной жизни. Ее интересуют только цены на пеньку. Душевную пустоту хозяйка заполняет чревоугодием: стол перед ней ломится от всевозможных блинов, пирожков и лепешек.

Настасья Петровна долго не решается переписать на Чичикова свои мертвые души в первую очередь из боязни продешевить, но еще больше из практических соображений – вдруг самой на что-нибудь пригодятся. В подобном развороте мысли кроется подлинная сущность «дубинноголовой» помещицы. Она распоряжается хозяйством глупо и недальновидно. Торопится получить копеечную выгоду, но даже с копейками не умеет управляться: раскладывает их по мешочкам и отправляет в комод на вечное хранение.

Торгуясь с Чичиковым, Коробочка поверила, что предмет продажи какой-то чрезвычайно ходовой товар. Однако мировоззрение помещицы узко и убого. Она привыкла существовать по раз и навсегда установленному порядку, все непривычное настораживает ее. Коммерция Чичикова напугала и взбудоражила Коробочку. Сбитая с толку женщина высказала Чичикову свои сомнения и опасения, чем вызвала его негодование. Едва сдерживаясь, Чичиков терпеливо втолковывал старухе, что мертвые души – это прах, от которого нет никакой пользы.

Однако не стоит Чичикову сердиться на Коробочку, замечает автор. Иной раз, такие узколобые Коробочки встречаются даже среди государственных мужей, хоть и выглядят при этом почтенно.

2 вариант

«Мертвые души» Гоголя ‒ поэма, высмеивающая крепостной строй в России и помещиков, которые пытаются жить в изменившемся мире, опираясь на старые традиции. Своим названием поэма обязана афере главного героя. Чичиков пытается выкупить у помещиков «мертвые души» ‒ умерших или сбежавших крепостных, и продать их за большие деньги как реально существующих. Однако во время путешествия ему встречаются души, по-настоящему мертвые ‒ это невежественные, глупые, потерявшие всяческий человеческий облик помещики.

Как многие персонажи поэмы, помещица Коробочка имеет говорящую фамилию. Самая главная ее страсть ‒ накопления. При этом отложенные деньги Коробочка не использует, так как никаких целей для сбережений у нее нет.

Чичиков попадает к Коробочке сразу после Манилова, и поначалу помещица выглядит на его фоне более выгодно. Манилов ленив, не интересуется своим поместьем и жизнью крепостных. Коробочка, наоборот, очень хозяйственная, знает своих крепостных по именам, и они у нее не голодают.

Но в дальнейшем становится заметно, насколько сильна над помещицей власть денег. Коробочка, желая накопить побольше, торгует всем, чем только возможно ‒ пенькой и медом, зерном, салом, даже птичьими перьями. И торговать крестьянами она не стесняется. Любая вещь может стать товаром в ее глазах.

«Мертвые души» ‒ необычный товар в глазах помещицы, но это значит только то, что с ним важно не продешевить. Коробочка сначала даже не понимает, что хочет от нее Чичиков, но ради денег готова эти «души» хоть из-под земли достать. Разобравшись в вопросе, она становится неуступчивой. А вдруг Чичиков хочет ее обмануть, и за такой товар можно выручить больше денег?

Чичиков, уверившись, что в бумагах помещица ничего не смыслит, и объяснить свой план ему будет непросто, предлагает заплатить сразу 15 рублей. Тогда Коробочка понимает, что дело выгодное, и отказывается продавать «души». Ведь ей необходимо сравнить цены на товар и убедиться, что нет более выгодного предложения.

Только согласившись дополнительно на покупку разных хозяйственных продуктов, Чичиков получает согласие Коробочки. От помещицы он уезжает совершенно вымотанный и в «поту как в реке». Впоследствии Коробочка появляется на страницах поэмы еще раз ‒ она приезжает в город, чтобы узнать о ценах на мертвые души.

Эпизод встречи Чичикова с Коробочкой не только обличает мелочность помещицы и ее страсть к ненужному накопительству, но и раскрывает характер главного героя. В отличие от Манилова, с помещицей он ведет себя более раскрепощенно, позволяет себе повышать голос и использовать резкие выражения. В лирическом отступлении автор замечает, что люди ведут себя с теми, у кого две сотни душ, совершенно иначе, чем с теми, у кого таких душ триста. А ведь у Коробочки не более 80 крепостных.

“Выскочка” Пришвин – какое краткое содержание для читательского дневника?

“Выскочка” Пришвин – какое краткое содержание для читательского дневника?

Для читательского дневника предлагаю краткое содержание для рассказа “Выскочка” в восемь предложений – все они пронумерованы:

1 У охотников появилась лайка по кличке Вьюшка.

2 Лайка Вьюшка прекрасный сторож.

3 Обед для лайки Вьюшки – две сахарные косточки.

4 Нахальные сороки похитили сахарную косточку у Вьюшки.

5 Сорока по прозвищу Выскочка пытается похитить у Вьюшки вторую сахарную косточку.

6 Вьюшка перехитрила Выскочку и схватила её за хвост.

7 Выскочка осталась без своего красивого длинного хвоста.

7 Сороки стрекотали на Выскочкой, ведь она своей нерасторопностью опозорила сорочий род.

Для тех, кто не читал рассказ предлагаю более подробное краткое содержание рассказа “Выскочка”:

В рассказе Михаила Пришвина история о том, как собака Вьюшка перехитрила нахальную сороку.

Вьюшка получила две косточки, одну она начала грызть, а вторая лежала рядом. Сороки из нового выводка утащили одну косточку и быстро ее обгрызли, задумали нахалки утащить и вторую кость у собаки. Шесть сорок решили вместе похитить лакомство у собаки и только одна решила действовать сама. Она уже ухватилась за кость, но бдительная Вьюшка схватила нахальную сороку за хвост, косточка выпала, сорока вырвалась и улетела, вот только весь хвост остался в собачьей пасти. Теперь сорока-выскочка осталась без хвоста, стала она не птицей, а шариком с головой, позором для всего сорочьего племени.

Рассказ Михаила Пришвина “Выскочка” краткое содержание для читательского дневника: мы нашу охотничью собаку Бия, но это имя вскоре преобразовалось в Вьюшку, собака была добрая. Однажды ей дали 2 косточки, она принялась одну грызть, а вторая лежала рядом. Семь молодых сорок украли сначала одну кость у Вьюшки, склевали ее, а потом прилетели за второй. Шесть умных сорок стали окружать Вьюшку с костью, а седьмая – глупая Выскочка подлетела близко к Вьюшке и схватила кость. Вьюшка цапнула Выскочку за хвост, та выронила кость и осталась без своего сорочьего хвоста. Сидит Выскочка без хвоста на ветке и на сороку-то уже не похожа – срам какой сороке без хвоста быть.

Краткое содержание для читательского дневника в нескольких предложениях:

  • Собака Вьюшка, отличный сторож в доме хозяев, Вьюшка была смешной (ушки, как рожки, хвостик калачиком и маленькие, крохотные зубки).
  • Наглые сороки напали на Вьюшку, для того, чтобы украсть у неё косточки, но Вьюшка разгадала хитрый замысел сорок.
  • У наглой сороки не вышло обхитрить Вьюшку и собака успевает ухватить одну чёрную сороку за хвост.
  • Сорока поплатилась своим хвостом, хвост остался в острых зубах Вьюшки, теперь она была похожа на круглый шарик с чёрной головкой.
  • Опозоренная сорока взлетела с остальными сороками на дерево, где ещё очень долго галдела.

Для читательского дневника можно записать краткое содержание рассказа “Выскочка” в 5-6 предложений:

1). Охотничья собака Вьюшка получила две косточки, одну она ест, а другая лежит рядом.

2). Сороки утащили у собаки одну кость и думали забрать вторую.

3). Пока птицы обдумывали план действий, Выскочка решили действовать в одиночку.

4). Выскочка почти уже схватила кость, как вдруг Вьюшка уцепилась за ее хвост.

5). Сороки срамили Выскочку.

В рассказе Пришвина мы знакомимся с собакой по кличке Вьюшка, с которой произошла интересная история. Однажды Вьюшка обзавелась двумя косточками и как только она решила их съесть, налетела стая сорок. Птицы были опытные и действовали хитро: подлетали все вместе, отвлекая Вьюшку, а затем одна из них воровала кость.

Но на этот раз все получилось по-другому, поскольку одна из сорок решила отличиться. Действуя в одиночку, она подскочила к собаке, пытаясь раздобыть косточку. Вьюшка оказалась хитрее: она сделала вид, что смотрит на других птиц. В это время глупая сорока приблизилась и схватила кость, и тут вдруг собака вцепилась в её пышный хвост. Сорока от неожиданности выронила добычу и взлетела, но уже без хвоста.

Выскочка-сорока получила по заслугам и была осмеяна своими собратьями за свой неказистый вид.

«Выскочка» Пришвин читательский дневник

Пришвин «Выскочка» читательский дневник по рассказу поможет записать кратко какой жанр, главная мысль, краткое содержание, кто главные герои, чему учит произведение, какой план рассказа для пересказа, сколько страниц всего, и какие пословицы подходят. Чем понравилось произведение и почему оно так называется также можно записать в читательский дневник.

  1. Пришвин «Выскочка» читательский дневник 4 класс
  2. Главные герои «Выскочка»
  3. Характеристика героев
  4. План рассказа «Выскочка»
  5. Пришвин «Выскочка» краткое содержание для читательского дневника
  6. Основная мысль рассказа «Выскочка»
  7. Чему учит рассказ «Выскочка»?
  8. Отзыв на рассказ Пришвина «Выскочка»
  9. Пословицы к рассказу «Выскочка»
  10. Рисунки и иллюстрации к рассказу «Выскочка»

Пришвин «Выскочка» читательский дневник 4 класс

Жанр: рассказы о животных

Главные герои «Выскочка»

  • Вьюшка — охотничья собака-лайка. Хитрая, расчетливая, осторожная.
  • Выскочка — наглая сорока.
Характеристика героев

Вьюшка — очень веселая собака, лайка, с хвостиком колечком, с острыми ушками, похожими на рожки. Ее имя произошло от названия реки, где она родилась — Бия. Но потом трансформировалось в Бьюшку, и далее во Вьюшку. Она Вьюшка была добродушной собакой, но когда сорока пыталась украсть у нее вторую косточку, то она решила проучить наглую птицу. Собака проявила хитрость и выдержку.

Выскочка — это самоуверенная и наглая сорока, которая думала, что она хитрее и умнее всех. Она хотела нагло отобрать вторую кость у собаки, словно позабыв, что собака крупнее и сильнее во много раз. Это говорит о глупости Выскочки. Выскочка вызывает раздражение и смех. Она лезет вперед всех и поэтому автор неслучайно называет ее Выскочкой.

Выскочка рассчитывала на свою скорость, думала, что пока собака не смотрит успеет схватить кость и улететь, но не тут-то было.

Автор с любовью и уважением описывает собаку. Выскочка описана с юмором и насмешкой. Писатель осуждает действия сороки и нисколько не жалеет её, когда сорока лишилась хвоста. Наглость должна быть наказуема.

План рассказа «Выскочка»
  1. Бия становится Вьюшкой;
  2. Наглые сороки.
  3. Похищение косточки.
  4. Выскочка против Вьюшки;
  5. Хитрость Вьюшки.
  6. Потерянный хвост;
  7. Негодование сорок.
Пришвин «Выскочка» краткое содержание для читательского дневника

1 У охотников появилась лайка по кличке Вьюшка.
2 Вьюшка была прекрасным сторожем.
3 На обед Вьюшке дали две сахарные косточки.
4 Нахальные сороки похитили сахарную косточку у Вьюшки.
5 Сорока по прозвищу Выскочка пытается похитить у Вьюшки вторую сахарную косточку.
6 Вьюшка перехитрила Выскочку и схватила её за хвост.
7 Выскочка осталась без своего красивого длинного хвоста.
8 Сороки осуждали Выскочку, ведь она своей нерасторопностью опозорила сорочий род.

Основная мысль рассказа «Выскочка»

Главная мысль в том, что за плохие поступки ты всегда будешь наказан.

Основная идея рассказа в том, что нельзя отделяться от коллектива, ни к чему хорошему это не приведёт.

Чему учит рассказ «Выскочка»?

Рассказ учит нас быть честными и не воровать, ведь расплата может настигнуть в самый неудобный момент. Рассказ учит тому, что не стоит быть наглым и выделятся от коллектива. Цели можно достичь если думать сообща и действовать.

Отзыв на рассказ Пришвина «Выскочка»

Мне понравился этот рассказ и особенно то наказание, которое ждало Выскочку. То, что она лишилась хвоста, мне кажется очень правильным, ведь нельзя наглеть сверх всякой меры. Автору удалось показать, как опасно бывает отделяться от коллектива и не слушать умных советов.

Этот рассказ интересен наблюдениями за характером и поведением обычных животных. Читать его интересно и познавательно.

Пословицы к рассказу «Выскочка»
  • В семье не без урода.
  • Всякой наглости есть предел.
  • Поспешишь — людей насмешишь.
  • Голова без ума, что фонарь без огня.
  • В лихости и наглости ни проку, ни зависти.
  • Залетела ворона в высокие хоромы.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Выскочка»

Почему Пришвин назвал рассказ «Выскочка»? Рассказ назван по имени главной героини, сороки, которая считала себя самой умной и хитрой.

«Выскочка» — читательский дневник по рассказу М. Пришвина

Рассказ «Выскочка» Михаила Пришвина впервые был опубликован в 1940 году в журнале «Мурзилка».

Описание книги для читательского дневника

Автор: Михаил Михайлович Пришвин
Название произведения: «Выскочка»
Жанр: рассказ
Год написания: 1940
Издательство: Малыш
Год издания: 1985

Главные герои и их краткая характеристика

Вьюшка. Собака-лайка. Хитрая, расчетливая, осторожная.
Выскочка. Наглая сорока, глупая, бесшабашная.

Краткое содержание и сюжет

Жила у нас охотничья собака — лайка, которая приехала к нам с берегов Бии, реки в Сибири. И звали мы ее сперва по названию реки — Бия, Бийка. Потом стали ласково называют Биюшкой, ну а затем стала она просто Вьюшкой.

На охоту мы Вьюшку брали редко, она все больше в сторожах ходила. И вот однажды, досталось Вьюшке две косточки от обеда. Она сразу свой хвост колечком распрямила и как полено опустило. Это у нее было знаком бдительности, ведь на кости в природе много охотников.

Пошла Вьюшка на травку и занялась косточками. И тут откуда не возьмись сороки. Пока Вьюшка на одну сороку отвлеклась, вторая уже косточку утащила. Унесли сороки кость и быстро ее обклевали. А было их семь штук, совсем взрослые и хитрые.

Но и в сорочьей семье оказалось не без урода, и нашлась среди них одна глупая сорока Выскочка Вместо того, чтобы как все товарки, вести правильное наступление, полукругом, эта сорока пошла дуром. Она рассчитывала, что Вьюшка бросится на нее и забудет про кость.

Вьюшка сразу поняла что к чему и выпустила кость, а сама стала коситься на остальных сорок, которые наступали правильным полукругом.

Этот момент Выскочка и выбрала для атаки, она бросилась на кость и даже успела ее схватить, но тут челюсти Вьюшки сомкнулись на ее хвосте.

Выскочка вырвалась, но ее драгоценный хвост остался в зубах Вьюшки. Бесхвостая Вьюшка села на ближайшее дерево, а другие сороки принялись рядом стрекотать. И видно было, что нет для сороки большего срама, чем без хвоста остаться.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Жила у нас охотничья собака по имени Вьюшка. Достались ей как-то две косточки. Но сороки изловчились и одну кость украли. Им показалось мало и они захотели украсть вторую. Выскочка полезла дуром и Вьюшка оторвала ей хвост. Другие сороки стали стыдить Выскочку.

План пересказа

  • Наша красавица Вьюшка
  • Защита костей
  • Сороки-воровки
  • Сорока-выскочка
  • Попытка воровства
  • Лишение хвоста
  • Стыд и срам.

Основная мысль

Не надо считать себя умнее всех и отделяться от коллектива.

Чему учит

Рассказ учит быть осторожным, заботиться о сохранности своего имущества, проявлять хитрость и смекалку. Учит действовать сообща, координировать свои действия, чтобы вместе достичь успеха. Учит не действовать нахрапом, без подготовки.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот рассказ и особенно то наказание, которое ждало Выскочку. То, что она лишилась хвоста, мне кажется очень правильным, ведь нельзя наглеть сверх всякой меры.

Вывод и мое мнение

Михаил Пришвин наглядно показывает читателю, что воровство никогда не заканчивается хорошо. Преступник будет пойман и беспощадно наказан.

Пословицы

  • В семье не без урода.
  • Всякой наглости есть предел.
  • Одна пчела не много меда натаскает.
  • Поспешишь — людей насмешишь.
  • Голова без ума, что фонарь без огня.

Ответы на вопросы к рассказу

1. Почему Пришвин назвал рассказ «Выскочка»?

Рассказ назван по имени главной героини, сороки, которая считала себя самой умной и хитрой.

2. Как писатель описывает Вьюшку, её поведение и повадки? Откуда у собаки появилась такая кличка?

Писатель называл Вьюшку весёлой собакой, которая всем нравится. Он описывал её повадки с любовью и уважением.

Кличка собаки была сперва Бия, по имени реки, на берегах которой она родилась. Но люди сперва ласково звали собаку Бьюшка, а потом переделали кличку во Вьюшка.

3. Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?

Вьюшке дали две косточки. Она собиралась плотно перекусить, но наглые сороки, действуя сообща, украли одну кость. Вторую косточку хотела утащить Выскочка, но Вьюшка была начеку и сумела обхитрить сороку.

Вьюшка показала себя умной и хитрой собакой, умеющей разобраться с наглыми воришками.

4. Что ты узнал о Выскочке? Какой чувство вызвала у тебя сорока? Случайно ли писатель так назвал её?

Выскочка считала себя умнее и хитрее всех. Она был очень наглой. Она не слушала остальных сорок, которые предостерегали её от поспешности. Она действовала рискованно.

Выскочка вызывает у меня негативные чувства: досаду, презрение, неуважение.

Писатель правильно назвал её Выскочкой, потому что она норовила вылезти вперёд всех.

5. На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему?

Выскочка рассчитывала на свою ловкость и изворотливость. Этот момент охоты Выскочки на кость и является кульминацией рассказа.

Мы ещё не знаем, удастся ли сороке её план, или собака отстоит свою кость. Мы в напряжении и с нетерпением ждём развязки.

6. Как рассказчик относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием? Объясни.

Собака Вьюшка вызывает у рассказчика любовь и нежность. Она его друг, весёлая собака, верный сторож.

Выскочка описана с юмором и насмешкой. Автор осуждает действия сороки и нисколько не жалеет её, когда сорока лишилась хвоста. Наглость должна быть наказуема.

7. Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом? Придумай другой конец. Запиши план рассказа.

Рассказ закончился победой Вьюшки. Наглая сорока получила урок, который долго не забудет. Она стала посмешищем для подруг.

Это логичный конец. Нельзя одиночке добиться успеха там, где нужны усилия всего коллектива.

Другой конец к рассказу

Выскочка решила действовать на свой страх и риск. Но Вьюшка понимала, чего хочет добиться сорока и притворно расслабилась. Она выпустила кость и повернула голову к остальным сорокам. Собака ждала нападения Выскочки, собираясь хорошенько наказать её.

Оставшиеся сороки заволновались. Выскочка была одной из них, и хоть вела себя плохо, но они не хотели, чтобы она попалась на зуб собаке.

Видя, что Вьюшка собирается броситься на Выскочку, сороки взлетели и бросились к месту схватки. Они закружили над головой собаки и попытались отвлечь её крыльями и криками.

Выскочка бросилась к кости и успела схватить её. Вьюшка рванулась к ней, но летающие перед глазами сороки сделали своё дело. Они отвлекли собаку на какие-то мгновения и дали возможность Выскочке улизнуть с добычей.

Правда потом, в своём тесном кругу, сороки устроили Выскочке выволочку, и хорошенько её потрепали. Но свой хвост сорока сохранила.

Краткое содержание произведения «Выскочка» для читательского дневника (+ отзыв)

Сюжет — краткое содержание

Очень хорошей и веселой собакой была Вьюшка, любившая получать вкусные косточки.

Сороки тоже любили косточки и, увидев, что Вьюшка получила две косточки, попытались отобрать их.

Сороки напали стаей и пока часть их отвлекала внимание собаки, остальные успели утащить кость.

Одна из сорок, Выскочка, решила захватить вторую кость сама, понадеявшись на свою быстроту и наглость.

Она стала подкрадываться к собаке, которая претворялась, что не замечает новой угрозы.

Выскочка схватила кость, но Вьюшка схватила сороку за хвост и сорока без хвоста стала всеобщим посмешищем.

Популярные сегодня пересказы

  • Весенняя ночь — краткое содержание рассказа Белова
    Произведение по жанровой направленности представляется собой лирическую новеллу, основной темой которой является изображение окружающей природы в период просыпания после долгой зимы.
  • Пётр Петрович Каратаев — краткое содержание Тургенев
    Осенней порой, лет пять назад, я ждал весь день в почтовом доме за недостачей лошади. Я глядел с холодным взглядом в окно и наблюдал, как неожиданно стала у дороги небольшая телега. В здание зашел мужчина
  • Дом у дороги — краткое содержание поэмы Твардовского
    Произведение под названием «Дом у дороги» написано известнейшим русским писателем Твардовским. Эта поэма по праву признается критиками одним из лучших творений автора. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.
  • Бабка — краткое содержание рассказа Осеевой
    Борькина бабка была женщиной тучной, широкой. Отец мальчика постоянно ворчал, что она заполняет собой всё свободное пространство в доме и что следовало бы её определить в инвалидный дом.

Пословицы к произведению

Поперед батьки в пекло не лезь.

Всякой наглости есть предел.

В семье не без урода.

Голова без ума, что фонарь без огня.

Поспешишь — людей насмешишь.

Другие читательские дневники

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Рассказа «Выскочка» краткое содержание

В рассказе М. Пришвина «Выскочка» читать можно о истории, которая приключилась с охотничьей собакой лайкой. Ее привезли с берегов реки Бии, поэтому назвали Бией. Но затем кличка преобразилась в Бьюшку, а затем и вовсе в Вьюшку. На охоту собака ходила редко, но сторожем была отменным. Ее ушки-рожки, белые как чеснок зубки и хвост колечком, как в рассказе Андреева «Кусака», нравились всем.
И вот один раз Вьюшке досталось сразу две косточки. Она сразу опустила хвост поленом, что означало крайнюю настороженность. Ведь на целых две косточки в природе много охотников. Грызть их она пошла на травку. Тут откуда не возьмись две сороки. Пока Вьюшка повернула голову к одной, вторая схватила одну косточку и улетела. А дело было осенью. Все семь сорок выводка, которые держались вместе, быстро оклевали одну косточку и решили отнять у Вьюшки и вторую.

Но как говорит пословица в «Выскочке» Пришвина «В семье не без урода». Шесть сорок пошли в наступление правильным полукольцом, а одна с заскоком в голове поскакала прямо на Вьюшку. Шесть сорок застрекотали Выскочки по сорочьи: «Скачи назад ко всем», но та лишь прострекотала что-то типа: «Скачите как надо, а я – как сама захочу». Расчет Выскочки был на то, что собака кинется на нее, а она извернется и унесет косточку. Но Вьюшка все поняла. Она даже отвернула голову от Выскочки в сторону шести наступающих сорок.

Вот в этот момент Выскочка схватила кость. Она даже успела развернуться и ударить крыльями по земле. Но всего за мгновение до успешного исхода, Вьюшка схватила ее за хвост. Кость выпала. Сорока вырвалась, но ее хвост остался как кинжалы торчать из пасти лайки. Блестящая воровка яиц без хвоста выглядит ужасно. Как пестрый шарик с головой. Выскочка села на ближайшее дерево, а к ней присоединились все ее сородичи. И по их стрекотанию было понятно, что сорока без хвоста — это большой срам.

Короткий пересказ «Лисичкин хлеб»

Краткое содержание «Лисичкин хлеб» Пришвин:

Повествование рассказа ведется от лица автора. Вернувшись на закате дня, он с удовольствием демонстрирует маленькой Зиночке разные дары природы, принесенные из леса.

Девочка с большим интересом слушает занимательные истории о птицах – тетереве и рябчике: о месте их обитания, добыче пищи, особенностях поведения, знакомится с настоящими лесными ягодами и грибами.

Она слушает любопытную историю о появлении трещины на дереве от топора, о том, как обычная смола раненого растения заживляет его рану. Узнает, что происходит это восстановление благодаря целебным свойствам ароматного вещества.

Среди разложенных листиков и корешков растений особое внимание Зины привлек кусок обычного черного хлеба. На самом деле рассказчик оставил его несъеденным во время очередной прогулки по лесу, но дал другое объяснение своей слушательнице о том, что богатый продукт не простой, а принадлежит лисе.

Девочка уже знала о многообразии трав и цветов с необычными названиями, такими как заячья капуста, кукушкины слезы. Но огромное любопытство у нее вызвал рассказ охотника о существовании такого лисичкиного хлеба.

Не подозревая о хитрости, придуманной собеседником, она с большим аппетитом съела весь хлеб, считая его необыкновенным, приятнее обычного по вкусу. После внимательного осмотра куска поверила, что у нее в руках чудесный подарок от лесного животного – лисички.

С тех пор, считая этот продукт особенным, в отличие от белого хлеба, она съедала его всегда, когда мужчина приносил его из леса.

Главная мысль:

Рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» учит каждого быть наблюдательным, бережливым ценителем природы, извлекая тем самым пользу для себя так, как это сделал главный герой произведения. Он нашел оригинальный подход в воспитательном процессе. Чтобы вызвать аппетит у ребенка, проявил находчивость, придумав забавную историю благодаря своим знаниям и особенностям мира природы.

Это интересно: Рассказ «Теплый хлеб» Паустовского был написан в 1954 году, когда в людской памяти еще были живы воспоминания об ужасах войны. Это чудесная сказка, которая учит любви, милосердии и всепрощении. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Теплый хлеб» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Выскочка

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Биюшку, Биюшку все стали называть Вьюшкой.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, — известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.

Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! — и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной — хвать! Другая сорока с другой стороны хвать! — и унесла косточку.

Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собирались отнять у собаки вторую.

Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

— Тра-та-та-та-та! — застрекотали все сороки.

Это у них значило:

— Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!

— Тра-ля-ля-ля-ля! — ответила Выскочка.

Это у нее значило:

— Скачите как надо, а я — как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя — скок и подумают — наступали шесть умных сорок.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы. И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила её за хвост и кость выпала…

Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.

Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост.

Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут ему в зад длинную соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, — гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут — сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

Читательский дневник по рассказу «Выскочка» Пришвина

Сюжет. Сорочья семья хитростью крадет у собаки лайки Вьюшки кость. Идут за второй костью, но все портит сорока Выскочка. Она лезет одна напролом: сороки остаются без косточки, а она – без хвоста. Поделом!

Отзыв. Рассказ из жизни природы. Случай обыкновенный, но юмор автора делает его интересным и поучительным. У сороки «говорящее» имя: Выскочка. Значит, никого не слушает, хочет все получить без труда, делать все по-своему. Точно по пословице «в семье не без урода»: сама по глупости теряет хвост, а семья из-за нее – еду. Ей урок на всю жизнь. И Вьюшке тоже: не зевать, когда рядом сороки-воровки. Рассказ учит быть терпеливыми, послушными, сплоченными, находчивыми. Слушать старших и им помогать.

«Лисичкин хлеб» очень краткое содержание

М. Пришвин «Лисичкин хлеб» краткое содержание для читательского дневника:

Автор постоянно бывает в лесу, и всегда возвращается оттуда с богатой добычей. Возвращаясь, он показывал дочери свои находки: грибы и ягоды, различные чудесные травки и корешки, приносит птиц и мелких животных. Обо всем он подробно рассказывает девочке, желая показать ей богатство и щедрость родной природы.

А однажды под листиком заячьей капусты Зиночка нашла кусочек черного хлеба, отец захватил его с собой в лес, но не съел. Мужчина поведал дочке, что это хлеб, который называется лисичкин и бывает он только в лесу.

И Зина с наслаждением съела этот ломоть. Раньше она не любила кушать хлеб даже и белый, а черный из леса съедала весь до крошечки. Она объясняла это тем, что у лисички хлеб намного вкуснее.

Вывод:

Своим рассказом автор призывает нас любить и уважать природу, ценить все то, что она нам дает, а не только бездумно пользоваться ее дарами. И девочка, которая раньше не любила белые булки, стала есть простой черный хлеб, потому что это дар лисички и принесен он из леса.

Рассказ Михаила Пришвина «Ёж» написан в 1935 году. Краткое содержание «Еж» Пришвин для читательского дневника, которое можно прочитать на нашем сайте, повествует об удивительной дружбе человека с маленьким зверьком.

Читайте также:
Эпилог Преступление и наказание кратко о самой сути
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: