Cочинение на тему героизм к ОГЭ/ЕГЭ по русскому

Сочинение на тему «Героизм»

Способность человека совершать поступок, понимая, что ценой может быть жизнь, называют героизмом. Синонимом является самоотверженность. Такие качества проявляются у людей в тяжёлой ситуации. Например, во время войны народ массово проявлял героизм, защищая свою родину, семьи. Помните, Александр Матросов грудью закрыл амбразуру стреляющего пулемёта, чтобы сохранить жизни товарищей. Таких примеров очень много. А самоотверженный труд народа в тылу. Не доедая, без отдыха люди трудились, помогая фронту. Всё для фронта, всё для победы. Даже дети трудились наравне со взрослыми.

В мирное время тоже есть место героизму. И порой человек совершает героический поступок, просто поддавшись порыву, не задумываясь. Тонул ребёнок, и проходящий мимо парень спас его. Загорелся дом, и мальчик восьми лет спас свою маленькую сестру. Разбив окно, вылез сам и помог сестрёнке. Часто в теле и радиопередачах рассказывают и награждают таких героев. Я думаю, что героический поступок может совершить любой человек. Что-то толкает людей на помощь попавшему в беду. Видно это заложено в подсознании человека. Конечно любой, но не каждый. Бывают и трусы, равнодушные люди. Но таких людей меньшинство.

Есть немало профессий, в которых подвиги совершают каждый день: это врачи, спасатели, пожарные. Такие люди, честно и добросовестно выполняющие свою работу, тоже своего рода герои. Их ценят и награждают. Люди помнят и чтят своих героев. Особо отличившимся ставят памятники. Героизм многолик, но в сути своей един. В его основе этика коллектива, который оценивает поступки, поднимая их до героических.

Нужны ли в жизни герои? Однозначно, да. Такие поступки делают жизнь ярче, являются примером для подражания. «Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь» (А. Н. Толстой).

Сочинение на тему «Героизм» (2 вариант)

Люди часто слышат о героизме. Нам рассказывают об этом на телевидении, радио, особенно в некоторые праздники, мы читаем об этом в литературе, видим памятники и даже мемориал в честь героев. Но понимаем ли мы в полной мере, что такое героизм? Совершать подвиги, жертвовать собой ради других, не прося ничего взамен – в традиционном понимании это и есть героизм. А герои – это люди, которые всё это совершают. Достаточно вспомнить, какие ужасы пришлось пройти тем, кто пережил войну, сколько боли и страдания перенесли эти люди, не оставив свою родину врагам. Они отважно воевали ради будущего своей страны. Бесконечно можно восхищаться их волей и героизмом. Мысли о том, что дома их ждут дети, жёны, и другие близкие им люди, заставляли их остаться там и придавали волю к победе. Они переживали и боль, и слёзы, и горе, и усталость, и самое главное – нечеловеческий страх и ужас. И всё это они должны были преодолеть, идя в бой на врага. Какую невиданную храбрость проявляли партизаны, отвлекая на себя врагов, выводя технику из строя, нарушая их работу, взрывая мосты, танки, сбивая вражеские самолеты.

Однако героями могут быть не только военные, но и простые люди. Если спросить обычного человека, как он себе представляет героя, то многие вспомнят каких-либо героев из фильмов или комиксов. Но если задуматься, героизм намного ближе к нам, чем мы себе представляем. Героями мы можем назвать и обычных людей, которые работают по своей профессии. Эти профессии кажутся нам привычными. Мы привыкли, что врач и пожарный – это такие же профессии, как и остальные. Но если задуматься, то эти люди каждый день спасают наши жизни. И этих людей также можно назвать героями. Или, например, обычные люди, которые бросаются на помощь тонущему человеку или вытаскивают из пожара людей…

Я думаю, что героические поступки может совершать не каждый. Для этого нужно быть сильным духом, искренне любить людей и быть готовым пойти ради спасения других на всё.

Сочинение-рассуждение: Что такое героизм?

ОГЭ Русский язык. Подготовка к выполнению задания 9.3. Образцы сочинений-рассуждений на тему «Что такое героизм ?». Цитаты из пособия «ОГЭ. Русский язык. 600 экзаменационных сочинений на «отлично» / Г. Т. Егораева. — М. : Издательство Экзамен» использованы в учебных целях. При постоянном использовании пособия необходимо купить эту книгу (переход по ссылке в интернет-магазин).

9.3. Сочинение-рассуждение на тему:
Что такое героизм?

9.3. Как Вы понимаете значение слова ГЕРОИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое героизм?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Читайте также:
Краткое содержание Поход Аркадия Гайдара - читать бесплатно онлайн

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1

Героизм — это поведение человека, который, не задумываясь, жертвует собой ради других людей. Как правило, героями становятся в каких-то критических ситуациях.

Великая Отечественная война дала миру множество примеров героического поведения. О них рассказывается и в тексте А. Приставкина.

Дедушка Пешеходов всех солдат считает своими героическими сыновьями: ведь они «в Сталинграде стояли до последнего дыхания» (предл. 19), «грудью упали на вражескую амбразуру» (предл. 21).

Героем можно назвать и летчика Виктора Талалихина, совершившего ночной таран в небе и уничтожившего вражеский самолет.

История победы нашей страны в той войне никогда не была бы написана без примеров подобного героизма.

Вариант 2

Героизм в моем понимании — это ситуация, когда человек рискует или жертвует своей жизнью ради чего-то, например, спасения людей, страны. Во все времена люди помнят имена своих героев, потому что их подвиги восхищают, рождают в душах лучшие чувства.

Именно поэтому мальчишки из текста А. Приставкина так увлеченно слушали рассказы дедушки Пешеходова. Он приводил примеры героического поведения сыновей Семена и Василия: «…на Курской дуге задержали «тигров» и «фердинандов» (предл. 28), «грудью упали на вражескую амбразуру» (предл. 21). Всех солдат, воевавших против фашистов, старик считал своими сыновьями.

Героические поступки совершаются не только на войне, но и в наше мирное время. Девятнадцатилетний матрос эсминца «Быстрый» Тихоокеанского флота Алдар Цыденжапов во время пожара ценой своей жизни спас экипаж миноносца, за что был удостоен звания Героя России посмертно.

Героизм — это проявление лучших человеческих качеств, поэтому мы гордимся теми, кто в сложнейших жизненных ситуациях делает осознанный выбор в пользу Родины или окружающих.

Вариант 3

Я считаю, что героизм невозможен без самопожертвования, отваги, любви к другим людям. Ведь именно ради других совершают подвиги герои. Героизм — это самоотверженность.

О бесстрашии и силе духа героев рассказывается и в тексте А. Приставкина. Дедушка Пешеходов приводит много примеров героического поведения своих сыновей (предл. 19, 21, 28). Для него родными людьми стали все, кто защищал страну от врагов (предл. 41-42).

И мне тоже известны примеры из биографий героев Великой Отечественной войны. Трижды Герой Советского Союза летчик Иван Кожедуб сбил 62 вражеских самолета!

Без героев не было бы победы в той войне. И мы, потомки, гордимся ими.

Вариант 4

Героизм — это проявление мужества, отваги, способность жертвовать собою ради других. Героизм проявляется, как правило, в экстремальных условиях, в моменты беды.

Семен и Василий в рассказе А. Приставкина — сыновья старого фронтовика. Они погибли, как и тысячи других солдат, которых дедушка Пешеходов тоже считает своими детьми. Поэтому Василий и Семен в рассказах фронтовика предстают былинными героями (предл. 21, 22, 27, 28, 30, 31).

Таким же храбрым человеком я считаю и юного Марата Ка-зея. Во время войны он подрывал эшелоны, ходил в разведку, а когда оказался в кольце немцев, подорвал себя вместе с ними.

Думаю, героизм предполагает готовность в самый сложный момент жизни принять ответственность на себя.

ОГЭ Русский язык. Подготовка к выполнению задания 9.3. Образцы написания сочинения-рассуждения на тему «Что такое героизм ?». Автор текста: Г. Т. Егораева.

Запомни!

Проблема героизма

(1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

− В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

(13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

Читайте также:
Тарас Бульба - характеристика героя повести, черты характера

(15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

(18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом. (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

(20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

(23)− Немцы! − обмер Долговушин.

(24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

(25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

(28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

(29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

(31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

(38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

(41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

(46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

(56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

(63)− Вот те и вышло правей.

(64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

(65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

(70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях. »

(73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

[1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.

Читайте также:
Образ Бэлы в романе Герой нашего времени - характеристика героини

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 – Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий + 0 баллов

В комментарии допущена грубая фактическая ошибка, связанная с понимаем проблемы исходного текста. Вы, Дарина, совершенно его не поняли. Пономарев не помогал сбегать Долговушину! Старшина наоборот решил перевоспитать трусливого бойца. Обратите внимание на следующий фрагмент.

(15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

K3 – Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Вы излагаете весьма очевидную мысль.

Точка зрения автора,по моему мнению ,выражена очень чётко:Люди проявляют себя по-разному,кто-то готов жертвовать собой,а кто-то думает лишь только о своей “шкуре”.

K4 – Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Ввиду потери балла за К3 обнулен К4.

K5 – Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Истинный героизм-это в первую очередь самопожертвование на войне,когда человек готов пожертвовать своей жизнью ради другого несмотря на положение происходящее на войне,так же здесь присутствует:величие человека и его духовная сила.А ложный героизм обсолютная противоположность истинном,сюда входят,подлые поступки совершенные на войне,в зачастую-это не правда в совершенных действиях,ради славы и статуса.
После чего, сбежавший остался живым и начал долаживать не правду Назарову,чтобы утвердиться.

K6 – Точность и выразительность речи + 0 баллов.

K7 – Соблюдение орфографических норм: + 0 баллов.

Сочинение написано безграмотно!

Истинный героизм-это в первую очередь самопожертвование на войне,когда человек готов пожертвовать своей жизнью ради другого несмотря на положение происходящее на войне,так же здесь присутствует:величие человека и его духовная сила.
А ложный героизм обсолютная противоположность истинном,сюда входят,подлые поступки совершенные на войне,в зачастую-это не правда в совершенных действиях,ради славы и статуса.
После чего, сбежавший остался живым и начал долаживать не правду Назарову,чтобы утвердиться.
После чего, сбежавший остался живым и начал долаживать не правду Назарову,чтобы утвердиться.Рассказывал оперестрелке,о том,что был храбрым на войне, и помогал умерающему Пономарёву.
Точка зрения автора,по моему мнению ,выражена очень чётко: Люди проявляют себя по-разному,кто-то готов жертвовать собой,а кто-то думает лишь только о своей “шкуре”.
Я в полне согласна с точкой зрения автора,что на войне люди проявляют себя по-разному.
Связи с этим,бойцы не знали,что делать,так как ни одного приказа не поступало,тогда они начали действовать в рассыпную и покидать поле боя.
Рассказывал оперестрелке,о том,что был храбрым на войне, и помогал умерающему Пономарёву.

K8 – Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Истинный героизм-это в первую очередь самопожертвование на войне,когда человек готов пожертвовать своей жизнью ради другого несмотря на положение происходящее на войне ,так же здесь присутствует:величие человека и его духовная сила.
А ложный героизм обсолютная противоположность истинном,сюда входят,подлые поступки совершенные на войне ,в зачастую-это не правда в совершенных действиях,ради славы и статуса.
Автор, с одной стороны рассказывает нам о трусости и ложном героизме героя Долговушина.
После чего, сбежавший остался живым и начал долаживать не правду Назарову,чтобы утвердиться.Рассказывал оперестрелке,о том,что был храбрым на войне, и помогал умерающему Пономарёву.
Назаров, после его услышанного вранья, позвонил командиру батареи и Долговушин занял тихую, хлебную должность картера.
С другой стороны Бакланов сообщает об истинном героизме Пономарёва.
На войне он жертвует собой, ради трусливого человека,который забоялся смерти.
Старшина увидел,что Долговушин пытается сбежать с поля боя и помогает ему в этом,говорит куда конкретно следовать,после чего,получает удар по голове и погибает.
А Долговушин, тем временем опустился под скат.Это говорит нам, о самопожертвовании Пономарёва и о его храбрых поступках.
Немедля , с батареи послышались звуки стрельбы прямиком по французам,при этом у него был приказ отступать, но он решил самостоятельно разобраться в этом положении и помочь раненым.Когда всё утихло, Тушин явился к Багратиону,но он не услышал от него никаких благодарностей,а лишь последовали упрёки и замечания,до тех пор пока не вмешался Андрей Болконский,сказав,что Тушин улучшил положение батареи и был смелым на войне.Но , Багратион не сказал ничего,а лишь молча посмотрел на него и попросил уйти.
Тушин является положительным героем,так как жертвовал собой , ради солдат и батареи.
Автор стремился показать нам о двух сторонах:псевдогеройства и о настроящем героизме.

K9 – Соблюдение грамматических норм: +0 баллов.

Читайте также:
Футуризм - определение, история и причины возникновения
Истинный героизм-это в первую очередь самопожертвование на войне,когда человек готов пожертвовать своей жизнью ради другого несмотря на положение происходящее на войне,так же здесь присутствует :величие человека и его духовная сила.
А ложный героизм обсолютная противоположность истинном, сюда входят,подлые поступки совершенные на войне,в зачастую-это не правда в совершенных действиях,ради славы и статуса.
В побеге ему помог старшина Пономарёв, вскоре заплатил своей жизнью ради труса.
После чего, сбежавший остался живым и начал долаживать не правду Назарову,чтобы утвердиться.
После чего, сбежавший остался живым и начал долаживать не правду Назарову,чтобы утвердиться.Рассказывал оперестрелке,о том,что был храбрым на войне, и помогал умерающему Пономарёву.
.На войне он жертвует собой, ради трусливого человека,который забоялся смерти.Старшина увидел ,что Долговушин пытается сбежать с поля боя и помогает ему в этом,говорит куда конкретно следовать,после чего,получает удар по голове и погибает.
Автор стремился показать нам о двух сторонах:псевдогеройства и о настроящем героизме.

K10 – Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Истинный героизм-это в первую очередь самопожертвование на войне,когда человек готов пожертвовать своей жизнью ради другого несмотря на положение происходящее на войне,так же здесь присутствует:величие человека и его духовная сила.
Именно эту проблему поднимает в тексте Г.Бакланов.
А ложный героизм обсолютная противоположность истинном,сюда входят,подлые поступки совершенные на войне,в зачастую-это не правда в совершенных действиях,ради славы и статуса.
Автор, с одной стороны рассказывает нам о трусости и ложном героизме героя Долговушина.
Назаров,после его услышанного вранья,позвонил командиру батареи и Долговушин занял тихую, хлебную должность картера.
Назаров,после его услышанного вранья,позвонил командиру батареи и Долговушин занял тихую, хлебную должность картера.Он добился того,чего хотел с помощью обмана и полости.
С другой стороны Бакланов сообщает об истинном героизме Пономарёва.
На войне он жертвует собой, ради трусливого человека,который забоялся смерти.
Точка зрения автора,по моему мнению ,выражена очень чётко:Люди проявляют себя по-разному,кто-то готов жертвовать собой,а кто-то думает лишь только о своей ” шкуре “.

K11 – Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 – Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует сократить объем сочинения, усилить работу над анализом текста, построением комментария, речевым оформлением эссе. Вам всерьез нужно заняться повышением уровня грамотности!

Тема воспитания в комедии Недоросль Фонвизина (проблемы воспитания и образования)

Название комедии «Недоросль» указывает на то, что тема воспитания в этом произведении является основной. Петр Первый в 1714 году издал указ, по которому дворяне без образования не могли ни работать, ни заключать брак. Слово «недоросль» стало нарицательным для ленивых и не хотящих получать знания людей. Фонвизин критиковал существующую систему образования и считал, что она требует реформ.

Проблема Митрофана в большей степени не в нём самом, а в его семье и в воспитании. Дети смотрят на родителей, близкое окружение и копируют их поведение. Госпожа Простакова негативно относится к письменности, а её брат Скотинин считает чтение скучным. Господин Простаков слабохарактерный, во всём соглашается с женой из-за чувства страха, даже если она не права. Отсутствие образования в семье Простаковых проявляется не только в отсутствии знаний, но и в невоспитанности. Госпожа Простакова применяет физическое насилие по отношениям к своим слугам. Она издевается над подчинёнными, но я считаю, что этим она позорит в первую очередь саму себя и дворянскую фамилию. Её доминирующие черты характера – грубость, жадность и жестокость. Скотинин же гордится своими плохими манерами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Митрофан не только хочет учиться, но и не уважает родителей.

Госпожа и Господин Простаковы искренне любят Митрофана, желают ему только лучшего, но из-за отсутствия хорошего образования не могут отличить хороших преподавателей и плохих. Ведь Вральман (бывший конюх), а Кутейкин (не окончивший семинарию) не были профессиональными учителями. А Митрофан понимая, как его любят родители, использовал их доброту, чтобы лениться.

Фонвизин в своём произведении размышлял о кризисе воспитания в России. Чтобы ребёнок был воспитан, то у него должны быть хорошая семья. Какую семью можно назвать хорошей? В той, которой супруги уважают друг друга, помогают нуждающимся и добиваются успеха только честным путём. Эти мысли можно найти в диалоге Софьи и Стародума.

Таким образом, подобные «митрофаны» появляются из-за отсутствия образованности, культурности и от чрезмерной родительской опеки.

Вопросы о проблемах воспитания и образования – это главные составляющие элементы комедии. Их до сих пор можно считать актуальными, ведь, сколько существует человечество, столько и глупость. Даже сейчас, когда общество достигло технического прогресса, нас окружают много необразованных людей.

Читайте также:
Дуня Раскольникова - характеристика героини Преступление и наказание

2 вариант

Исходя из названия произведения становится понятно основной тематической направленностью комедии является проблема воспитания и образования молодого поколения.

Комедия является произведением классицизма, в котором структура персонажей выстраивается исходя из разделения героев на положительных, просвещенных, умных людей, и отрицательных, невоспитанных персонажей. К первой группе героев писатель относит образы разумных персонажей в качестве Стародума, Правдина, Софьи, Милона. Ко второй группе образов произведения автор причисляет семейство Простаковых в лице главы семьи, его супруги и сына Митрофанушки, а также Скотинина.

На примере второй группы героев писатель раскрывает традиционное существование дворянского общества, стремящегося лишь к личному достатку и удовлетворению личных интересов, не считающего основной жизненной ценностей положения в виде праведности, чести и образованности. Все это прослеживается в поведении и жизни семьи Простаковых, старшее поколение которого не имеет хорошего образования и должного воспитания и, соответственно, точно также растит собственного ребенка.

Противоположностью данным героям изображаются воспитанные персонажи в лице Правдина, являющегося справедливым, разумным человеком, Софьи, кроткой, робкой девушки, Милона, отличающегося честностью и благородством, а также мудрого Стародума. Все эти герои имеют отличное образование и обладают добродетельностью, пытаюсь достичь в жизни большего с целью дальнейшего просвещения своего государства.

Писатель описывает происходящие события с использованием юмора, утверждая в основе произведения необходимость получения молодыми людьми должного образования в качестве правильного будущего жизненного существования. Автор подчеркивает невозможность овладения знаниями при помощи педагогов, которыми выступают необразованные люди, как бывший конюх Вральман либо Кутейкин, неспособный закончить образование в семинарии.

В вопросе семейного воспитания писатель затрагивает тему о важности обучения ребенка истинным человеческим качествам в виде доброты, милосердия, сострадания, помощи, которые полностью отсутствуют в изображенном семействе Простаковых, презирающих окружающих жадных и злых личностей.

Поднимая в комедии тему воспитания и образования писатель раскрывает острую социальную проблему развития молодежи, разрешение которой необходимо для дальнейшего существования государства.

Сочинение 3

Чтобы показать собственное видение проблем воспитания и образования в обществе, каждый писатель по-своему показывает это в произведениях, наделяя героев яркими чертами, необходимыми для того, чтобы читатель мог сделать правильный вывод для себя. Для этого он создает ситуации, познакомившись с которыми, мы может проанализировать положительные и отрицательные стороны происходящего.

Герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в отношении содержания вопросов образования и воспитания разделились на две противоборствующие стороны: это те, кто не видит смысла в обучении, и те, кто любым способом стремится к собственному развитию. Каждый эпизод произведения содержит подтверждение этому.

Появление на страницах комедии сына госпожи Простаковой – Митрофанушки – говорит о многом. Описание ценностей и смысла существования шестнадцатилетнего юноши укладывается в несколько слов: «Не хочу учиться, хочу жениться». Его времяпровождение характеризуется ленью, отсутствием интереса к познанию. Слепая любовь матери приносит вред сыну тем, что поддерживает его в нежелании учиться: «коли ученье так опасно…, так перестань». Посещение им уроков – это лишь вынужденное исполнение указа царя. Однако даже его учителями оказываются бывший кучер и отставной солдат.

Крепостной портной Тришка так же, как и его хозяйка не знает, что такое процесс обучения, поэтому отказывается шить ее сыну кафтан, объясняя это тем, что «не учился портяжному ремеслу».

Д. И. Фонвизин семье Простаковых дает характеристику образа «злонравных невежд». Это малообразованные люди. Отсутствие знаний не пугает их. Так, например, хозяйка считает, что достаточно уметь считать деньги. Не умея навыков чтения, она не может даже прочесть письмо, адресованное Софье. Подобное мнение она внушает и окружающим. Она готова бы дать сыну образование лишь для того, чтобы следовать моде.

Эти герои, у которых отсутствует культура, страдает воспитание, нет грамотности, выглядят жалкими, их действия и решения выглядят нелепыми. А на первое место выходят жадность, зависть, жестокость. Низкий уровень образованности приводит к драматическому финалу.

Понятие воспитанного человека не знакомо семье Простаковых и их близкому окружению. Потому они не понимают Софью, Стародума, Правдина, которые старались дать понять, что неискренность в отношении к гостям или близким будет всегда раскрыта, а слепая любовь хозяйки к сыну и жадность не приведут к добру.

По мнению Стародуба, в них не было благонравия, тех манер, той культуры и ума, без которых сложно занимать в обществе интеллигентных людей достойное место.

Ироничное отношение автора к отрицательным героям произведения помогает раскрыть не один порок общества. Он показывает последствия действий невоспитанного человека и отсутствия стремления к образованности, а симпатия к положительным героям поясняется их верными жизненными принципами. Главная мысль, которую автор передал героям – стремление не к наживе, а духовным ценностям и доброте.

Читайте также:
"Белолобый" краткое содержание рассказа А.П. Чехова для читательского дневника, анализ произведения, описание главных героев, основная мысль и тема, жанр

Образование и воспитание в комедии Недоросль

Фонвизин Денис Иванович – известный в своё время писатель, которого многие люди читают и до сих пор. Его комедия «Недоросль» – то, что невозможно «перерасти». Проблемы, затронутые в ней, были, будут и есть сейчас. Одна из главных тем этого произведения – тема воспитания и образования и того, как они влияют на человека.

Фонвизин считал, что образование – это то, что должно быть у каждого уважающего себя человека. Однако, образование – это не только учителя и родители, дающие ребёнку в руки книжку и заставляющие его читать, но ещё и самообразование, которое идёт с человеком рука об руку на протяжении всей его жизни. Простакова не ратует за воспитание, но она хочет женить своего сына, а сама выйти в свет, и поэтому нанимает ему учителей. Тем не менее, женщина не проявляет никакого интереса к обучению, не помогает Митрофану. Его учителя даже не были проверены на умение обучать, они не образованны сами, но хотят денег, поэтому «занимаются» с мальчиком.

В отличие от Митрофана и его матери, Стародум и Софья относятся к образованию серьёзно, они считают, что образование в первую очередь происходит для себя, человек должен расширять свой кругозор, учиться нравственности, моральным нормам. Стародум учит Софью, даёт ей наставления как более опытный человек, а она его покорно слушает, понимает и усваивает то, что он ей говорит.

Что касается воспитание, так и в этой сфере судьбы и мнения персонажей разделились на два лагеря. Плохо относясь к образованию, Простакова привила такою же модель поведения и своему сыну, она стала единственным учителем, у которого он действительно учился. К сожалению, все эти «уроки» были дурными, ведь госпожа являлась злым тираном. Чему она могла научить сына? Врать, лениться, никого не уважать и далее по списку. Плоды воспитания созревают в конце, когда Митрофан отказывается от своей матери – это результат дурного воспитания.

Софья – девушка, которая была воспитана хорошо, она, в отличие от Митрофана, являлась нравственным человеком и уважала людей. Точка зрения её, Стародума и Правдина одна – воспитание – это важная часть человеческой личности, поэтому воспитывать детей нужно в нравственных идеалах, в соответствии с честью и достоинством.

Образование и воспитания, по мнению Фонвизина, – два важнейших столпа, на которых стоит сформированный человек, личность. Проблемы воспитания и образования писатель вывел на примере двух противоположностей – двух семей, которые имели совершенно разные точки зрения. Денис Иванович показал, что хорошие воспитание и образование приведёт к счастью и хорошей жизни, а дурные – лишь к проблемам и краху всего, как в случае с Простаковой.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема воспитания в комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

Недостатки окружающего мира стали для человека нормой. Большинство людей привыкли к клубку лжи и грязи. Чехов в своём рассказе напоминает читателю о вещах, которые проявляются в повседневной жизни

Сказка Андерсена – очень поучительная и добрая сказка о могущественной силе живой музыки. Настоящее искусство обладает большой силой над злом. Прекрасное способно исцелить человека. Главная тема заключается в том,

19 июля 1893 года в Грузии появился на свет русский поэт Владимир Владимирович Маяковский. В семье Владимира Константиновича и Александры Алексеевны Павленко

Произведение писательницы, высмеивающее очень распространенные черты характера, с тонким юмором обрушивается на человеческое самодовольство и особенности поведения, раздражающие многих, но не осуждаемые обществом.

Исаак Ильич Левитан – известный русский художник конца 19 века, который работал в жанре пейзаж. В то время его работы были очень востребованы обществом.

Сочинение: Проблема воспитания и образования в комедии «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

(593 слова) В восемнадцатом веке Денис Иванович Фонвизин создал одно из самых известных произведений отечественной литературы – комедию «Недоросль». Известно, что во время своего пребывания во Франции писатель изучал философию и юриспруденцию. Кроме того, за границей ему посчастливилось познакомиться с громкими театральным постановками того времени. Именно после этого у автора и возник замысел создания своего произведения. Над своим трудом Денис Иванович работал на протяжении трёх лет. А в 1782 году книга была закончена. Не секрет, что писатель был сторонником необходимости просвещения. Поэтому центральными проблемами, поднятыми в пьесе, являются проблемы воспитания и образования. Рассмотрим поподробнее, как они раскрываются в комедии.

Читайте также:
Преступление и наказание - краткое содержание по главам и частям

По мнению Дениса Ивановича Фонвизина, каждый человек без исключения должен быть образованным. Образование должно включать в себя не только занятия с преподавателями, но и постоянное желание развиваться и служить Родине на своем поприще. Но более всего важно нравственное совершенствование. Автор выражает свое мнение устами Стародума:

Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума.

Читатель замечает, что Митрофанушка не становится образованным, несмотря на то, что он занимается с педагогами. Почему? Персонаж сам не желает становиться умным. У него нет нравственного воспитания, которое позволило бы ему понять необходимость просвещения. Глупость героя менее страшна, чем его злонравие.

Кроме того, причина неудачного образования Митрофана состоит в том, что его педагоги сами не являются просвещенными людьми. Главный герой учится у тех, кто сам не имеет никакого представления об образовании. Они не способны дать какие-то знания человеку. В итоге, домашнее обучение не даёт никаких положительных результатов. Учителей, в первую очередь, интересовала плата родителей. Только Цыфиркин, отставной солдат, преподает предмет честно, в меру умений, но отказывается от платы, потому что его ученик не преуспел. Однако его положительный нравственный пример меркнет на фоне других персонажей произведения, которые окружают Митрофана и подают негативный пример.

Проблема образования порождает конфликт между персонажами. Ведь каждый герой имеет собственное мнение по поводу образования молодого поколения. По мнению госпожи Простаковой, накопление знаний нужно, чтобы выбиться в свет. Именно эта причина и заставила госпожу нанять педагогов своему сыну. Таким образом, образование в семье Простаковых — это лишь внешнее проявление ума, формальность. А вот для Стародума и Правдина оно заключается в расширении кругозора, развитии, воспитании нравственных качеств. Читатель видит, как внимательно Софья слушает наставления Стародума. Девушка им соответствует, ведь для положительных героев просвещение — это внутреннее состояние, которое нужно самой личности.

Госпожа Простакова считала образование формальностью, поэтому весьма не удивительно, что Митрофан также равнодушно относится к учебе. Внешняя образованность скрывала полную безграмотность и незнание элементарных правил поведения — такова была цель героини. Именно Простакова являлась главным воспитателем Митрофанушки. Отец персонажа совершенно им не занимался, а наставления госпожи Простаковой никак не поспособствовали развитию в главном герое достойных человеческих качеств. Образ госпожи Простаковой олицетворяет собой самодурство и тиранию. Властный характер героини способствует тому, что близкие люди все время ей лгут. В конце произведения читатель замечает, что у Митрофана отсутствуют элементарные понятия о воспитании. Он без зазрения совести отказывается от собственной матери, несмотря на то, что она его сильно любила.

Можно заметить, что в комедии все персонажи высказываются по поводу проблемы воспитания. Взгляды Скотинина и Простаковой о том, что люди должны стремиться лишь к богатству и чинам любыми средствами, противопоставляются мнению Правдина и Стародума, которые считают, что человек должен быть воспитан в духе чести и высокой морали. Поэтому одни герои похищают человека ради денег, а другие добиваются успеха честными методами. И, конечно, преступники наказываются, а положительные герои получают счастливый финал.

Семья Простаковых символизирует собирательный образ необразованного и невоспитанного дворянского сословия в отдаленных регионах. Денис Фонвизин не просто показал общественный поток, но и продемонстрировал пути решения данной проблемы. Такой способ можно проследить в методах Стародума. Ведь он живет по законам чести и нравственности.

Проблемы воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина

В комедии «Недоросль» Фонвизин затрагивает не только социальную и политическую сферу, автор также раскрывает проблему воспитания и образования. В России 18 века недорослем называли молодого человека – дворянина, который не имел тяги к учебе и саморазвитию.

Еще во время правления Петра Великого был принят указ. Согласно последнему обучение дворянских детей мужского пола до 20 лет было обязательным. Необходимо было заставить ребенка получить образование, в противном случае он не сможет завести семью и принести благо Родине.

Проблема воспитания и образования тесно сплетены друг с другом. И на первое, и на второе влияет в первую очередь семейный уклад и окружение. Семейство Простаковых не грамотно и не образованно. Ни один член этой семьи не сможет прочитать даже строчки, ведь это им и не особо нужно. Они все как на подбор – невежи и грубияны.

Читайте также:
«Огурцы» краткое содержание рассказа Н. Носова для читательского дневника, анализ произведения, характеристика главных героев, основная мысль и тема

Простакова – одна из главных героинь комедии. Женщина пылает безумной любовью к сыну – Митрофану, и желает для него только самого лучшего. Для нее не важны способы достижения этой цели. А Простаков – не обладает собственным мнением и во всем слушает супругу, но это его не заботит.

Любимый родителями Митрофан не получает необходимого образования. Его реплика «Не хочу учиться, хочу жениться» характеризует отношение молодого человека к учебе, но указ правителя все же приходится соблюдать. Родители во всем потакают отпрыску: «…коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань».

У юного дворянина мотивация для получения образования полностью отсутствует. Он не видит необходимости учиться. Когда наступает время уроков, сыну Простаковых сразу же становится плохо, и мама разрешает ему пропустить занятия. Митрофан понимает, что за прогул его не поругают, ведь родители слишком любят единственного ребенка, чтобы отчитывать за такую мелочь.

Сын довольно своеобразно относится к отцу и матери. Митрофан не пылает к ним ни любовью, ни благодарностью. Его воспитали приминать все старания родителей как должное.

«Вот и злонравия достойные плоды» – этим изречением Стародума заканчивается пьеса. В комедии этому герою отведена роль резонера, то есть автор через него доносится авторская точка зрения. Последняя заключается в следующем: любовь с жилкой бесчеловечности не сможет сделать счастливыми ни родителей, ни их отпрысков.

Фонвизин убежден, что, если у человека добрая сердце и душа, то он останется человеком при любых обстоятельствах: «Прямую цену уму дает благонравие. Без него и умный человек чудовище».

Сочинение 2

Центральной фигурой произведения, вокруг которой разворачивается вся комедия, является сын типичного русского дворянина — Митрофанушка. Мальчик олицетворяет собой распространённый образ подростка, принадлежащего к высшему сословию. Жизнь Митрофана наполнена бездельем и ленью. Подросток создаёт видимость какой-либо деятельности, делает вид что учится. А на самом деле его не интересует ничего и занят он ни чем.

Львиную долю своих пороков Митрофан перенял у родной мамы. Простакова не только ухитрилась взрастить в себе все дворянские пороки, но и успешно передать их сыну. Жадность, наглость, невежество, деспотичность и неблагодарность — всё это черты её характера. Не уметь писать и читать — это славная традиция её семьи, признак истинного дворянства. Зачем человеку высокого происхождения быть грамотным? Ведь, при ненадобности, можно подчинённому дать поручение прочитать необходимое письмо. Подобный ход мыслей не чужд и её брату, дяде Митрофана — Простакову.

Получение подростком достойного образования, в доме Простаковых, является всего лишь фикцией, формальностью. Учителя наняты семьёй не для обогащения головы Митрофанушки знаниями, а для соблюдения сложившейся моды на получение образования. Кутейкин пытается обучить мальчика искусству словесности. Математик Цыфиркин учит арифметике. Они оба честно стараются привить Митрофану любовь к наукам. А учитель французского, Вральман, напротив, полностью потакает капризам нерадивого ученика. Свои действия он объясняет тем, что много учиться якобы крайне вредно для неокрепшего ума.

У Митрофана есть няня Еремеевна, которая когда-то была его кормилицей. В её основные обязанности входит защищать воспитанника от всех ударов судьбы и следить за своевременным питанием Митрофанушки. Несмотря на то что Еремеевна много лет самозабвенно служит семейству Простаковых, она неизменно получает от них регулярные выговоры и побои. Благодарность несвойственна обитателям дома Простаковых.

Свое эффективное решение проблемы воспитания автор озвучивает словами Стародума, считающего что хорошее воспитание является неотъемлемым атрибутом благополучного государства. Стародум жёстко делит всех людей на добропорядочных и порочных. Он выступает за строгость и борьбу с дурными наклонностями. В конце пьесы бессовестные помещики получают заслуженные наказания, а Митрофан поступает на службу в армию.

Тема образования и воспитания

На протяжении всей нашей жизни, в социальном обществе происходит стычка между поколением старым и новым. Это всегда было есть и будет. Ф.И. Фонвизин, на примере героев своей пьесы, очень хорошо показывает эту проблему поколений. Противостояние между давно устаревшими устоями и совершенно новыми идеями просвещения.

Скотин и Простаков непосредственные приверженцы старого, так как такой «фундамент воспитания» в них заложен родителями. Их система моральных координат кардинально сбита: насилие по отношение к крепостным, неактуальность обучения, ужасное отношение даже к своим родителям, а также ценность денег, стоящая превыше всего остального. Все эти «замечательные» качества, впитал Митрофан от своей матери – госпоже Простаковой.

За свои шестнадцать лет существования, Митрофанушка не научился ни чему полезному. Учителя, нанятые заботливой мамой, были лишь в качестве массовки. Просто так было заведено государством. Простакова чрезмерно любит своего сына и готова пойти на абсолютно любые действия, ради своего чада. Эта любовь и является одной из проблем воспитания. Взращиваясь в среде постоянных поощрений, но без наказаний, Митрофан не видит ценности в тех вещах, которые делает для него мать. Он принимает все как должное.

Читайте также:
Корсар краткое содержание поэмы Джорджа Байрона - читать онлайн

Отец парня – господин Простаков. Самый настоящий подкаблучник, во всем потакающий своей супруги. Он не имеет даже малейшего мнения при тех или иных решениях, а ведь когда-то глава семейства был хорошим мужиком. Но его брак полностью перестроил его сформировавшийся уклад. Данную черту, как губка, впитал в себя Митрофанушка. Теперь он тоже человек без собственного «я».

А как можно получить качественное воспитание, когда тебя окружают жестокие, не признающие прелестей образования, жадные до ужаса невежды? Он тривиален. Мальчуган просто впитал в себя все эти качества и теперь он полноценный Простаков.

У медали всегда две стороны. Софья диаметрально противоположный человек. Она имеет хорошее образование, любит литературу и поэзию, стремиться к добродетели. Девушка очень уважительно относится к мнению Стародума, а он в свою очередь относится к ней как к равному.

Произведение прозрачно демонстрирует своему читателю две стороны воспитания человека. Эта проблема актуальна во все времена. Данной пьесой Д.И. Фонвизин жирно подчеркнул проблему воспитания подрастающих, идущих на смену своим родителям, детей. Комедия «Недоросль» позволяет сделать конечный вывод: очень важно правильно воспитать ребенка с самого раннего его периода жизни. Заложить положительные черты и верную систему ценностей.

Вариант №4

Фонвизина считали тем автором, который желает рассказать читателям поучительную историю. Своими творческими работами Фонвизин пытается показать интересные вещи, которые пригодятся людям.

Давайте рассмотрим вопросы: какая распространённая тема обозначена в творчестве Фонвизина? Почему в произведении «Недоросль» недостаток образования считают основной идеей? Какие трудности будет испытывать будущее поколение? Что отмечают в характере персонажей комедии «Недоросль»? Что считают основной ценностью персонажи в произведении «Недоросль»? Что отразил и раскрыл автор в произведении?

Отмечают, что самой распространённой темой считают воспитание и образование будущего поколения. В его время роль образования в жизни человека принижали. В результате автор считал, что новое поколение не будет подготовлено, которое не думает над ситуацией, а делающие чужие приказы. Ярким примером считают произведение «Недоросль».

В произведении «Недоросль» недостаток образования считают основной идеей. В нём автор отражает общество в его время, его невежественность, рассматривает алчность и злость в обществе. Какие трудности испытает будущее поколение, поэтому автор решает написать данное произведение, обозначая данные темы на передовых позициях. Повествование рассказывает о небольшой семье, в которой есть добрые отношения. Находясь в обществе, они не широко мыслят, поэтому закрыты в привычном мире. Однако они не могут найти выход из ситуации.

Проблемы с воспитанием отмечают во всём произведении, которые зафиксированы в характерах персонажей. Сначала наблюдаем семейство, в котором нет воспитания и культуры. Основной идеей считаются деньги. Желание обладать этими благами затуманивает разу, поэтому они стремятся получить деньги и выгоду. Эти люди не желают совершенствовать интеллект, пытаются обучать новое поколение этим взглядам на жизнь. В результате получается, что они начинают повторять образ жизни своих родителей.

Читатели увидели, что автор раскрыл сложную тему в произведении, используя образы разных персонажей. Даже конкретные примеры не помогли донести до читателя конкретные мысли, которые изменили сознание людей.

Искренне рекомендую использовать эти данные для написания школьного сочинения на тему: «Образование и воспитанность в комедии «Недоросль»». Чтобы учащиеся смогли лучше понять суть произведения.

Проблемы воспитания и образования в комедии Недоросль

Популярные сочинения

В основе заглавия басни известного русского писателя Ивана Андреевича Крылова «Листы и корни» лежит противопоставление двух сфер. Одна из них — это показная внешность, другая — внутренние силы.

Главная героиня повести А. И. Куприна Олеся – загадочная молодая девушка, которая живёт с бабушкой в лесной глуши. Она отличается от деревенских жительниц необыкновенной притягательной внешностью.

Зима – потрясающее время года, со своей собственной уникальной атмосферой праздника и предвкушение чего-то величественного, того же выпадения снега к примеру

Проблема воспитания в комедии «Недоросль»

Комедия «Недоросль» была написана в переходный для России период – во времена правления Екатерины ІІ. Старые, феодальные устои и нормы были уже непригодны для нового общества, но искусственно поддерживались консервативным дворянством, которое не было готово к отказу от отживших себя ценностей и перенять идеалы просвещения. Наиболее ярко это видно при анализе проблемы воспитания в комедии «Недоросль».

Читайте также:
Композиция романа Герой нашего времени - жанр, структура

В произведении тема воспитания занимает центральное место и связана с основным конфликтом пьесы, который представляет собой противостояние между новыми идеями просвещения и устаревшими крепостническими устоями. Простакова и Скотинин являются непосредственными носителями последних, так как переняли их с воспитанием от своих родителей. Жестокость по отношению к крепостным, жадность, чрезмерная ценность вещей и денег, отрицание учености, плохое отношение даже к родным – все это «впитывает» в себя и Митрофан, становясь «достойным» сыном своей матери.

Рассматривая воспитательную проблематику комедии «Недоросль» более углубленно, становится понятно, что Фонвизин создал не строго каноничную классицистическую комедию, где герой должен быть либо строго положительным, либо строго отрицательным. Простакова, несмотря на свою жадность, хитрость и грубость, остается любящею матерью, готовой на все ради своего сына. Однако именно чрезмерная опека приводит к плачевным результатам – избалованным Митрофан, которого воспитывали одними «пряниками», не ценит усердий своей матери. При этом трагичность ситуации состоит в том, что сама Простакова, воспитанная по правилам «Домостроя» (вспомним ее возмущение, что девицы теперь умеют читать), просто не может понять, где ошиблась. Возможно, ее судьба сложилась бы по-иному, выйди она замуж за образованного человека, рядом с которым ее практичность была направлена в добродетельное русло. Однако отец Митрофана, Простаков, предстает как безвольный, во всем согласный со своей более активной женой, персонаж. Эту же пассивность мы видим и у юноши, когда тот во всем соглашается сначала с матерью, затем с Правдиным, когда тот собирается забрать его с собой.

Полной противоположностью глупому, грубому Митрофану является Софья. Девушка много читает, внимательно слушает наставления Стародума, стремится к добродетельной жизни. В отличие от Митрофана, для которого жениться – это новое развлечение, девушка воспринимает брак серьезно. Кроме того, Софья не противится решению Стародума выдать ее за достойного человека, который он выберет ей сам, то есть мнение родителя для нее является авторитетным, чего не скажешь о Митрофане.

Ярче всего в комедии Фонвизина «Недоросль» проблема воспитания раскрывается при сравнении педагогичных идей Стародума и Простаковой. В пьесе они противопоставлены не только как положительный и отрицательные персонажи-зеркальщики, но и как носители диаметрально противоположных идей. Стародум относится к Софье как к взрослому человеку, ведет с ней беседы на равных, наставляет к добродетели и необходимости образования. Простакова же обращается с Митрофаном не как с состоявшимся 16-летним юношей, а как с маленьким ребенком, которому учение на самом деле не нужно (она же без него хорошо прожила), ведь все блага он и так получит не собственным трудом, а по наследству. Особенно в пьесе интересен момент, что, поддавшись моде, женщина приглашает сыну учителей, но по причине собственно невежества не видит их некомпетентности (как например, в случае с Вральманом) и до конца не понимает, как это может пригодиться в жизни (сцена, где Простакова по-своему решала задачи Цыфиркина).

Обнажая всю отсталость устаревших норм воспитания, Фонвизин не просто осмеивает ситуацию, а подталкивает к возможному решению этой проблемы. Так, червоточина кроется не только в семейной педагогике, где от поколения к поколению передаются отмирающие, неприемлемые в новом обществе идеи. Фонвизин приводит тому ряд связанных с общероссийской проблемой воспитания аргументов. «Недоросль» – это зеркало социальной жизни всей России, которая боится избавиться от старого и открыться к новому. Поэтому в пьесе и появляются гипертрофированные формы воплощения просветительских идей – учителя, которые не закончили семинарию или вовсе не имеют отношения к образованию, портные, которые не имеют понятия, как шить, и молодые люди, которые делают вид, что учатся, потому что это общепринято.

Для Фонвизина, как личности Просвещения, было важно, чтобы читатель или зритель комедии перенял его идеи и поддержал новый шаг развития российского общества. Однако ценность «Недоросля» как значительной вехи в русской литературе состоит в его вневременных идеях – высказанные автором наставления не теряют актуальности и в наши дни, помогая воспитывать сильную, образованную, умную и высокоморальную личность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: