Денисов Василий Федорович – характеристика и образ героя в романе

Характеристика Василия Денисова в романе «Война и мир» Льва Толстого

Внешний вид

Выходец из дворянской семьи, командир эскадрона гусар в 1805 году имел молодцеватые черты лица, хотя было ему далеко за 30 лет. Черные пышные усы являлись любимым достоянием офицера. Глаза, цвета угля, блестели, излучая романтическую натуру мужчины. Красный нос свидетельствовал о винных излияниях.

Денисов был маленького роста, отличался картавостью, плохо выговаривал букву р, но много шутил. Веселую улыбку украшал ряд белых зубов.

Будучи азартным человеком, он всегда ходил без денег. Товарищи считали Ваську лихим рубакой, умелым наездником. Эскадрон любил своего командира, считалось везением служить под его началом. Когда у Ростова украли кошелек, Денисов прилагал все усилия, хотел сохранить честь.

Прекрасный танцор вызывал восхищение друзей, отплясывая мазурку в Польше. Гостя в Отрадном, Василий перебирает короткими пальцами клавиши музыкального инструмента, пытается самостоятельно придумать мелодию. Стихи «Волшебница» офицер сочинил, осталось создать музыку, получиться любовная песня.

В кругу дам, солдат перевоплощался в галантного кавалера, часто удивляя Николая.

Характер

Показательно отношение к Василию не только его товарищей-офицеров, но и подчинённых. Служить под его началом считалось большой удачей. Денисова любили окружающие за его лёгкий нрав и добродушие. Офицер был человеком мягкосердечным, однако, вспыльчивым и увлекающимся. Он имел привычку спускать всё жалование на карточные игры, гуляния и выпивку. Влюбился в Наташу Ростову, когда ей было пятнадцать лет, сделал ей предложение и достаточно тяжело пережил отказ. Увидев, что его солдаты голодают, отбивает обоз с провиантом и в порыве ярости избивает Телянина, которого считает вором — за это Василия отдают под суд. Однако даже после несправедливого приговора Денисов продолжает верно служить своей стране. Он уходит в партизаны, храбро сражается и наносит немалый урон противнику в бою, но проявляет милосердие к французам, попавшим в плен.

С возрастом герой становится спокойнее и рассудительнее. Он вернул себе расположение государя и дослужился до звания генерала.

Переход через Энс

Денисов стал первым командиром Николая Ростова. Между мужчинами завязались добрые дружественные отношения после военной операции на мосту речки Энс. Русские войска отступали. Командование трудно договаривалось между собой. Солдаты успешно перешли на другой берег. Для обороны отступления оставили эскадрон Денисова. Когда французы приблизились почти на расстояние выстрела, поступила команда сжечь мост.

Николаю Ростову пришлось впервые выполнять приказ под вражескими пулями. Парень допустил много ошибок, забыл солому для розжига, бежал не туда, куда надо, во время операции ему было страшно. Денисов поддержал новобранца, поздравил с боевым крещением. Ротмистр успокоил:

Молодцами г’аботали! А г’абота сквег’ная! Атака — любезное дело, г’убай в песи, а тут, чог’т знает что, бьют как в мишень.

Денисов — командир партизанского отряда

Во время Отечественной войны отважный кавалерист возглавил отряд партизан. Умело руководя воинами, бежавшими из вражеского плена, и простыми мужиками, Василий донимает французские войска тактикой «мелких уколов». Денисов верен правилу: щадить врагов, попавших в плен (в отличие от циника Долохова).

Отряд Денисова вместе с казаками Долохова разгромил французов, и освободил пленников, среди которых был Пьер Безухов. Однако командир партизан стал свидетелем трагического события — погиб Петя Ростов (Денисов был так потрясён, что, по словам автора, партизаны услышали его рыдания — «звуки, похожие на собачий лай»).

Наташа Ростова

Храбрый воин имел романтическую душу, глубоко верил в жизнеутверждающую силу любви:

Мы спим, пока не любим. Мы дети пг’аха… а полюбил – и ты бог, ты чист, как в пег’вый день созданья…

После Аустерлицкого сражения Николай Ростов пригласил товарища домой. Денисов влюбился в юную графиню, не мог оторвать от нее своего взгляда. Взрослый мужчина постоянно думал о Наташе. Девочка уговорила героя танцевать на домашнем балу, кавалер постоянно находился рядом. Лев Толстой любуется мужественным кавалеристом: маленький рост нивелируется, когда Денисов скачет на коне или ведет женщину в танце.

Добрый вояка неугомонно восхвалял грацию партнерши брату Николаю. Пребывая в любовном бреду, Василий сделал Ростовой предложение. Старая графиня, считавшая Наташу маленьким ребенком, дала категорический отрицательный ответ, возмущенная дерзким поступком опытного офицера. Долгие годы герой будет страдать от неразделенной любви.

Кто такой «Денисов»

Авторитетный журнал Nature опубликовал статью немецких генетиков в соавторстве с сибирскими археологами: анализ ДНК из фаланги пальца подростка, жившего на Алтае в пещере Денисова 30–48 тысяч лет назад. Сравнение с ДНК двух видов homo, неандертальца и современного человека, живших в то время, показало: пальчик принадлежал существу, предки которого, скорее всего, расстались с нашими предками 1 миллион лет назад (предки же неандертальца и сапиенса расстались 500 тысяч лет назад). Они должны были покинуть Африку и расселиться в Сибири в рамках особой волны миграции — между миграцией из Африки питекантропа (homo erectus, 1,9 миллиона лет назад) и миграцией нашего общего предка с неандертальцем (homo heildelbergensis, 500 тысяч лет назад). Словом, впервые с XIX века открыт новый вид из рода homo.

Читайте также:
Как неожиданно и ярко - анализ стихотворения Тютчева, мысль и тема

Пещера Денисова на Алтае – давний объект исследований; в ней находят множество костей древних животных, человека же нашли впервые

В СМИ уже появляются заголовки: Немецкие ученые: «Денисов» — новый вид человека,

а также заявления:
Таким образом, на Алтае жили три разновидности людей: человек разумный, неандерталец и «Денисов»… Структура его ДНК на 50% отличается от генетического кода как современного человека, там и неандертальца.
На самом деле, новое название виду не присвоили, потому что пока нет уверенности, что это отдельный вид (об этом ниже), а если и так, то это будет чинное латинское название из двух слов: «homo + что-нибудь еще». А увидев, что структура ДНК на 50% отличается от нашей, можно сразу бросать читать — для этого «Денисов» должен был бы быть грибом!

На сайте Nature.com размещен квалифицированный пересказ научной статьи, вызвавшей такой резонанс в научном мире. Авторы и комментаторы говорят, что для точного ответа — действительно ли это новый вид? — нужен будет еще один трудоемкий анализ. Вся каверза в том, что ДНК для уже проведенного исследования была извлечена не из ядер в клетках этого ископаемого образца. Да-да, гены присутствуют не только в ядре клетки — есть и еще одно удивительное место: митохондрии. Это своего рода энергетические станции клетки, такие пузырьки, производящие из пищи некое универсальное топливо (молекулы АТФ), которым пользуются все клеточные «машины».

Митохондрии уникальны тем, что у них есть свой геном. Вся клетка живет, пользуясь геномом из ядра, а митохондрия — своим собственным. Это потому, что митохондрии когда-то были симбионтами — полезными бактериями, поселявшимися в теле наших одноклеточных предков; вот поэтому у них своя ДНК. Эта маленькая молекула (геном в ядре составляет 3 миллиарда «букв», а в митохондрии — около 16 тысяч «букв») наследуется строго по материнской линии: митохондрий много в яйцеклетке, а сперматозоиды дают в наследство свой генетический материал лишь из ядра. Зародыш растет, клетки делятся — и митохондрии вместе с ними. Получается взрослый «Денисов», и в ядрах всех его клеток — ДНК от обоих родителей, а в митохондриях — строго от мамы. Если «Денисов» — девочка, то он передаст эти митохондрии дальше.

Вот эту митохондриальную ДНК и проанализировали немцы, получив из Новосибирска ископаемый образец. «Я просто поверить не мог», — говорит автор, генетик из Института Макса Планка Сванте Пээбо (кстати, именно он первым получил полный геном неандертальца в 2008 году); пользуясь компьютерной программой, он сравнил «денисовские» последовательности с неандертальцем и сапиенсом. «ДНК из этих митохондрий четко дает особый, третий класс». Различие с сапиенсом — 385 «букв» (разница между сапиенсом и неандертальцем — 202 «буквы»).

Эволюционный биолог профессор Еске Виллерслев из Копенгагена комментирует для Nature: «Эти данные пока не дают нам новый вид; надо ждать генома из ядра». Как же геном из ядра может опровергнуть выделение «Денисова» в новый вид? Вот представьте себе, что вы — митохондриальная ДНК. Вы передаетесь от мамы к дочке и все время по чуть-чуть меняетесь. Ваш сосед по клетке — ядерная ДНК — тоже передается и тоже меняется, каким-то своим темпом. Вы всегда переезжаете из поколения в поколение вместе. Может ли быть так, что вы сильно изменились, а ваш сосед — нет? То есть может ли оказаться, что, несмотря на крайнюю необычность митохондриальной ДНК, ядерная ДНК у «Денисова», как, например, у неандертальца, и сам он окажется неандертальцем?

Оказывается, может. Одно из возможных объяснений дал мне профессор Михаил Гельфанд (замдиректора Института проблем передачи информации РАН) — крупнейший специалист по геномике. Я написал ему в ЖЖ, может ли так быть? Он ответил: «Да, дело может быть в интрогрессии». Интрогрессия — это когда, например, долинные лягушки получают в свою семью пришелицу с гор и ее митохондриальный геном надолго оставляет в популяции след, а ядерный — быстро растворяется чужими генами при спаривании; митохондрии ведь передаются без изменений, помните?

«Это с кем же должна была согрешить прабабушка «Денисова», чтобы его митохондриальная ДНК была такой особенной?!» — спросил я, сделав школьную ошибку.

«Homo erectus (питекантроп), ясное дело. Там, кажется, недалеко (они жили в Азии. — Прим. И. К.). Впрочем, прабабушке согрешить, как вы понимаете, не помогло бы — прадедушкины митохондрии не наследуются. А вот завести прабабушку-питекантропа в племени — вариант», — ответил великий и ужасный Гельфанд.

Я парировал: «Недалеко — это в пространстве, а не во времени. Питекантропы вымерли задолго до «Денисова» — 1 миллион лет назад!»

Тут вклинился еще какой-то посетитель блога Гельфанда, наверное, тоже биолог: «Мама «Денисова» была мышкой!» Я не растерялся: «И ее трахали всем племенем — когда? Когда племя еще само было с хвостами и ушками на макушке, или уже сапиенсами?»

Читайте также:
Милон - характеристика героя в комедии Недоросль, черты, образ

Молчание было мне ответом; мне кажется, я победил, и «Денисов» просто не имеет быть право пустышкой; это ужасно волнующая новость, без дураков. Вы только себе представьте: это же целая особая цивилизация! Я дозвонился в Новосибирск — русскому соавтору исследования Михаилу Шунькову — замдиректора Института археологии и этнологии РАН. Мне хотелось узнать, есть ли какие-то указания на необычность этого нового homo:

— Что еще нашли — кроме пальца?

— Орудия, кости убитых животных.

— Есть ли предметы, которые позволяют сказать, что в чем-то эти люди были необычны?

— Да, есть уникальные каменные украшения — таких больше нигде не находят.

Я воодушевился: «Есть ли шанс, что новые данные впрыснут в исследования энергию — деньги, людские ресурсы? Скоро ли вы найдете полный скелет, еще какие-то артефакты?»

Ответ, надо сказать, заставил меня вспомнить наши частые дискуссии о российской науке в этом блоге: «Мы планируем работать так, как и раньше работали. У нас достаточно ресурсов, ускоряться ни к чему, мы работаем в оптимальном режиме».

Что-то мне подсказывает, что геном «Денисова» мы получим раньше, чем его полный скелет; тогда мы получим и точный ответ на вопрос, был ли он особым видом. Но без скелета мы не узнаем, в чем именно его особенность: геном — это просто последовательность «букв», по которой мы пока что, увы, не можем восстановить даже разрез глаз.

Опала

Отбыв отпуск, Денисов возвращается в полк, находит солдат оголодавшими, отчаяние, гнев охватывают душу офицера. Отступать приходится территорией немецких деревень, разоренных войной. Солдат надо обеспечить едой, гибнут подчиненные, истощенные отсутствием пищи. Командир совершает вопиющий поступок, приказывает отбить часть провианта у русских пехотинцев.

Денисова вызывает руководство провиантской части, предстоит объяснение. Судьба отвернулась от храброго гусара, он попадает в кабинет заядлого врага Телятина. Между мужчинами происходит предсказуемый скандал. Денисову не пристало пресмыкаться перед вором, корыстной тыльной крысой, сидящей «чтобы класть в карман»! Василий в состоянии аффекта избивает Телятина. Теперь командиру грозит суд.

Бюрократическая машина намотала гордость героя на свою шестерню. Денисов ложиться в госпиталь. Ранение, по его мнению, пустяковое, но надо переждать бурю. Попытка избежать наказания не удалась. Император лично отклонил прошение о помиловании.

Ежели бы я был разбойник, я бы просил милости, а то я сужусь за то, что вывожу на чистую воду разбойников. Пускай судят, я никого не боюсь; я честно служил царю и отечеству и не крал!»

Описание героя

Писатель создал этого второстепенного персонажа по образу реально живущего человека. Так, исследуя историю, читатель с лёгкостью сможет заметить большое сходство Василия с руководителем партизанского отряда, героем Отечественной войны 1812 года, — Денисом Давыдовым.

«Война и мир» отличается продуманными до мелочей портретами действующих лиц. Каждый герой в произведении наделён исключительными качествами, в том числе и капитан Денисов:

  • аккуратный;
  • любит играть в карты;
  • романтик;
  • хороший танцор;
  • умеет прекрасно петь и играть на клавикордах;
  • в свободное время сочиняет стихи;
  • отличается особой честностью;
  • патриот;
  • добродушный;
  • жалостливый.

Перечисленные черты характера создают перед читателем образ милого и достойного человека, хорошо относящегося к своим подчинённым и пленённым врагам.

Командир эскадрона гусар имел дворянское происхождение. У него было несколько молодцеватое лицо. На вид ему было чуть больше 30 лет. Пышные ухоженные чёрные усы представляли для него гордость. Всегда романтично настроенный и не отказывающийся от выпивки, он отличался постоянно красным носом и блестящими, озорными глазами.

Очень весёлый и извечно картавящий, невысокого роста и азартный Денисов представал для своих подчинённых самым любимым командиром.

Гораздо сильнее читатель проникается к этому герою, встретив его в нескольких показательных эпизодах.

Партизанская война

Несправедливость государственной власти сломала храброго кавалериста. Однако свои нравственные идеалы Василий не изменил. Денисов возглавил партизанский отряд, продолжал защищать отечество, истребляя вражескую армию. Мужчина вмести с народом, поднял дубину гнева, умело руководил простыми мужиками. Отряд насчитывал 200 человек крестьян, бежавших из плена солдат и офицеров.

Командир отличался тем, что не убивал пленных французских солдат. Сила психологизма героя отражается в эпизоде гибели юного Пети Ростова, командир завыл воем дикого зверя. Отряд насчитывал 200 человек крестьян, бежавших из плена солдат и офицеров. После войны Денисов восстановился в звании. На ужине у Ростовых в 1820 году Денисов присутствует, как отставной генерал, осуждающий положение государственных дел в России.

Сочинение на тему Василий Денисов

Василий Денисов у Толстого – это олицетворение партизана, ведущего народную войну против армии Наполеона.

Это гусарский офицер, выглядящий, как и было принято в этом виде кавалерии. У Денисова блестящие глаза и большие черные усы, подтянутый лихой общий внешний вид.

Читайте также:
Старый дед и внучек - анализ, персонажи, основная мысль, тема

Интересы и умения также свойственны типичному гусару. Василий Денисов показан бесстрашным наездником, веселым человеком, любящим застолье и карты. По происхождению он дворянин, поэтому изображен типичным представителем своего сословия. Командир эскадрона хорошо танцует, пишет стихи. Искренняя любовь к Наташе Ростовой также говорит в пользу героя.

Аристократические манеры и утонченные вкусы Денисова прекрасно сочетаются с личной храбростью и умением руководить людьми. Он поддержал необстрелянного Николая Ростова, наделавшего много ошибок в первом серьезном бою, и искренне сожалел о гибели его брата Пети.

Образ Василия Денисова используется автором и для того, чтобы показать недостатки и бесчеловечность государственной машины Российской империи, к которой великий писатель относился весьма скептически. Войну, по мнению Толстого, выиграл народ, а не власть. Денисов, яркий его представитель, весьма симпатичный автору романа, сталкивается с бюрократией. Толстой ставит своего героя в положение, когда тот, несомненно, оказывается прав, несмотря на совершенное должностное преступление. Командир обязан обеспечить питание своих подчиненных, поэтому изъятие Денисовым продовольствия у своей же пехотной части, правильный и смелый поступок, когда в разграбленных немецких деревнях взять ничего невозможно. Дальнейшее развитие событий также выставляет героя в благоприятном свете. Вызванный для дачи объяснений по поводу самоуправства, боевой офицер бьет тылового вора, своего врага Телятина. Император Александр I, к которому писатель относился более чем прохладно, отклоняет прошение Денисова о помиловании.

Василий Денисов после этого командует партизанским отрядом из крестьян и военных, бежавших из плена. Сражаясь вместе со своим народом, он не хуже, чем в составе регулярной армии исполняет свой долг. Гусарский офицер не только вносит вклад в победу над врагом, но и проявляет свои прекрасные личные качества, когда, например, не убивает захваченных пленных.

В образе Василия Денисов Толстой не только вывел реальных партизанских офицеров, таких как Денис Давыдов, но и показал народный характер войны. Писатель хорошо видел, что патриотизм был присущ представителям разных сословий и дворяне, начинавшие говорить по-французски раньше, чем по-русски, сражались также доблестно, как и крестьяне. Изгнание наполеоновских войск из страны было общенародным делом, социальные и сословные различия отступали на задний план.

Василий Денисов («Война и мир»)

Василий Денисов — персонаж романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Автор с симпатией описывает веселого и храброго человека, отличившегося в 1812 году партизанскими подвигами. Денисов – бывалый офицер, сражавшийся в нескольких войнах, но он сохранил доброе сердце и даже некоторую сентиментальность.

Прототип

Несложно догадаться о том, кто был «предшественником» Денисова. Достаточно присмотреться к фамилии и имени персонажа, и сразу бросится в глаза своеобразная анаграмма, связанная со знаменитым партизаном, поэтом и другом Пушкина — Денисом Васильевичем Давыдовым (Толстой превратил имя в фамилию, а отчество — в имя). Как и персонаж романа, Давыдов славился жёстким характером и неприязнью к разномастным подхалимам. Денис Васильевич был мужчиной маленького роста, однако во время бальных танцев этого не замечали (любовь к танцам и верховой езде перешла к Василию Денисову).

Наконец, персонаж унаследовал от «предшественника» успех среди дам (у героя Отечественной войны Давыдова было много поклонниц).

Знакомство с персонажем

Впервые читатель узнаёт о Денисове, когда Толстой описывает войну 1805 года, а именно участие Николая Ростова в этой войне. Отчаянный рубака, азартный человек, любящий играть в карты и постоянно остающийся без денег, стал первым начальником Ростова. Между ними началась дружба после операции на мосту через реку Энс. Николаю было страшно с непривычки, и он не смог поджечь мост. Однако ротмистр Денисов поддержал юнкера и успокоил его, объяснив, что куда веселее атаковать врага, нежели отступать от его атаки.

Чуть позже в полку случилась неприятность: кто-то украл кошелёк с деньгами. Николай Ростов узнал, что вором оказался Телятин – на редкость скользкая личность (таких персонажей можно смело назвать подлыми трусами). Денисов отказывается судить вора, опасаясь очернить доброе имя полка. Это была серьёзная ошибка, и через два года вояка дорого заплатил за оплошность.

Неразделённая любовь

После сражения под Аустерлицем Николай Ростов решил, что вернётся домой вместе с боевым товарищем. И в доме Ростовых Денисов, романтик в душе, впервые узнал силу такой эмоции, как любовь. Лихой гусар полюбил сестру Николая Наташу, и охотно танцевал с ней на домашнем балу.

Любовь так вскружила голову Василию Денисову, что он сделал юной графине предложение. Однако мать Наташи, узнав об этом, была возмущена, и отважный вояка «получил от ворот поворот». Неразделённая любовь мучила персонажа долгие годы, однако он не думал о мести (в отличие от Долохова, которого неразделённая любовь к Соне озлобила и толкнула к дурным поступкам).

Читайте также:
История создания романа Герой нашего времени - кратко

Ссора с Телятиным

Недаром говорят, что беда редко приходит в одиночку. Как будто мало было Денисову неразделённой любви, так ещё возвращение в полк обернулось для него новой напастью. Солдаты голодают, и чтобы решить проблему, нужно срочно отбить еду у пехоты — поступок нехороший, но выбора не было.

Главные провиантмейстеры были недовольны, и офицера вызвали к начальству. Прибыв к начальникам, лихой рубака увидел того самого человека, которого два года назад отказались судить за воровство — Телятина. Теперь же отвратительный корыстолюбец сполна «отблагодарил» тех, кто попытался сохранить доброе имя полка: Телятин стал главным провиантмейстером и преспокойно заботился о том, чтобы набить свой карман деньгами (в стиле одного из «военных афоризмов» Козьмы Пруткова — «пусть команда моя слабосильна, зато в кармане моём обильно»).

Случилось то, что и должно было случиться: вспыхнул скандал. Взбешённый Денисов избил мерзавца, и это обернулось новой напастью – офицеру грозил суд. Рубака лёг в госпиталь, а затем попросил Николая Ростова, дабы он лично встретился с императором Александром Павловичем. Однако император отказался помиловать честного офицера (впервые показав себя «слабым и лукавым правителем»).

Денисов — командир партизанского отряда

Во время Отечественной войны отважный кавалерист возглавил отряд партизан. Умело руководя воинами, бежавшими из вражеского плена, и простыми мужиками, Василий донимает французские войска тактикой «мелких уколов». Денисов верен правилу: щадить врагов, попавших в плен (в отличие от циника Долохова).

Отряд Денисова вместе с казаками Долохова разгромил французов, и освободил пленников, среди которых был Пьер Безухов. Однако командир партизан стал свидетелем трагического события — погиб Петя Ростов (Денисов был так потрясён, что, по словам автора, партизаны услышали его рыдания — «звуки, похожие на собачий лай»).

Заключение

Л. Н. Толстой придавал большое значение образу Денисова в романе «Война и мир». Для автора этот персонаж воплощает дух народной войны. В Денисове сочетаются черты, которые Толстой ценил выше всего: мужество, искренность, отсутствие фальшивого позерства, непоказной патриотизм. Храбрость и хладнокровие в бою сочетаются в нем с отсутствием цинизма и жестокости.

«Бедная Лиза» Н. М. Карамзин Кратко

Николай Михайлович Карамзин
Повесть «Бедная Лиза» Краткое содержание

«Бедная Лиза» — это история несчастной любви крестьянки и молодого дворянина. Душевные метания на фоне повседневного быта, описанные рукой Николая Михайловича Карамзина стали образцом сентиментализма в русской литературе XIX века и серьёзно повлияли её на дальнейшее развитие.

Краткий пересказ повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Крестьянка Лиза наполовину сирота: отец её умер, а мать очень слаба. Юной девушке приходится много трудиться, чтобы содержать себя и матушку. Летом Лиза зарабатывала деньги, продавая цветы и ягоды на улице Москвы. Однажды возле неё остановился обеспеченный молодой человек Эраст и пожелал купить её ландыши за сумму многим большую, чем девушка просила. Лиза отказывалась, но барин сказал, что впредь он будет скупать все её цветы. А спустя день Эраст посетил дом бедных крестьянок. Так начались неравные в социальном плане отношения.

Через некоторое время к Лизе посватался зажиточный крестьянин. Её матушка умоляла дать согласие, но Эраст был категорически против этой свадьбы. Он клялся, что женится на девушке сам, невзирая на социальные отличия. И Лиза поверила.

Спустя пару месяцев Эраста призвали на военную службу. Влюблённые тяжело расставались, но после планировали соединиться навсегда. Однако позднее Лиза встретила Эраста в городе, и он сообщил ей о своей скорой свадьбе на дворянке, обеспеченной до неприличия даме в годах.

Эраст женился не по любви, а из-за того, что лишился всего своего состояния, играя в карты с сослуживцами. Лиза не смогла пережить позора и утопилась. Её мама была не в силах пережить смерть дочери и тоже вскоре скончалась. А Эрасту остаётся всю оставшуюся жизнь страдать от угрызений совести.

Список и краткая характеристика героев повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Основные персонажи:

  • Лиза — милое, доброе и трудолюбивое создание. Девушке всего 17-ть, но она одна обеспечивает жизнь и себе и больной матери. Характер у Лизы покладистый, она верна своему слову и, если уж полюбила, то один раз и на всю жизнь.
  • Эраст — молодой дворянин, влюбившийся в бедную девушку. Он был добр с Лизой и не лгал о своих чувствах, но ещё он был слаб и малознаком с чувством ответственности за свои поступки. По глупости спустив своё состояние, юноша находит «лёгкий» выход из сложившегося положения. О чувствах своей бедной возлюбленной он не думает.

Второстепенные персонажи:

  • Мать Лизы — простая, старая и больная крестьянка, которая мечтает пока жива успеть выдать дочку замуж за надёжного человека.
  • Рассказчик — человек ведущий повествование и сочувствующий его героям.

Краткое содержание повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» подробно по плану

Повествование ведёт рассказчик, который делится с читателем историей, о которой размышляет, когда приходит на гору близ Симонова монастыря.

Читайте также:
"Выстрел" 📚 краткое содержание повести А.С. Пушкина, история создания, анализ произведения, смысл названия, тема, характеристика главных героев, жанр

1. Знакомство с Лизой и её матушкой

Рядом с монастырём находится разрушенный домик, в котором 30 лет назад жили две бедные крестьянки — 17-летняя Лиза и её больная мать. После кончины главы семейства все тяготы по обеспечению семьи легли на плечи хрупкой Лизы, которой на тот момент было лишь 15 лет. Эта красивая юная девушка трудилась, не жалея себя, но умудрилась сохранить в своём сердце доброту и веру в людей.

2. Встреча Эраста с Лизой

В качестве одной из подработок Лиза собирала и продавала ландыши. Как-то раз возле неё остановился красивый молодой человек. Лиза предложила ему цветы, а он пожелал заплатить за них больше, чем она просила. Девушка скромно отказывалась и тогда, очарованный ею, дворянин захотел стать её единственным покупателем и выведал адрес прекрасной продавщицы цветов.

Лиза ждала Эраста на следующий день дома, но он всё не приходил. Когда девушка отвлеклась на работу с пряжей, она заметила, что у её убогой лачуги появился Эраст. Дворянин вёл беседу с её мамой. После его отъезда старая женщина сказала, что за такого мужчину она бы с радостью отдала свою единственную дочь замуж. Однако Лиза считала такой брак невозможным. Ведь они с Эрастом принадлежат разным сословиям.

3. Признание в любви

Эраст по характеру был ветреным и непостоянным молодым человеком. Он тяготел к разгульной жизни и привык сорить деньгами. Однако встреча с прекрасной Лизой переменила его: он был покорён и уверен, что эта девушка и есть его единственная.

На рассвете после тревожного сна Лиза вышла на берег реки и увидела плывущего в лодке Эраста. Он тоже заметил девушку и поспешил к ней навстречу. Эраст целовал ей руки и признавался в любви. Не помня себя от счастья, Лиза ответила ему взаимностью.

После этого утра молодые люди не расставались. Их встречи были невинны и искренни. Эраст остыл к светской жизни и видел себя лишь рядом с Лизой до конца своих дней. И в мыслях у него не было обидеть или разочаровать свою возлюбленную.

4. Переломный момент в отношениях влюблённых

На очередную встречу Лиза пришла расстроенной. Оказалось, к ней сватается богатый крестьянин. Мать желает этого союза, не зная как горячо влюблена её дочь в Эраста. Дворянин успокоил девушку, пообещав жениться на ней. В этот день влюблённые впервые стали близки.

После близости что-то «сломалось» в этих чистых отношениях. Эраст стал терять интерес к Лизе, а она, напротив, всё больше привязывалась к нему. Встречи становились реже и однажды Эраст сообщил, что уходит на войну. Разлучаясь, влюблённые плакали.

5. Последняя встреча Эраста и Лизы

Спустя два месяца Лиза увидела Эраста в карете на улице Москвы. Она ужасно скучала всё это время и бросилась к любимому на шею. Но Эраст не был счастлив увидеть её. Он холодно сообщил девушке о своей скорой свадьбе, пояснив, что жениться его вынуждают обстоятельства. На прощанье он дал Лизе сто рублей и пожелал ей обрести счастье.

Эраст не стал героем военных сражений и за время службы проиграл все свои деньги. Скорая свадьба на обеспеченной вдове сулила ему вновь богатство и беззаботную жизнь. А бедная Лиза теперь не знала, что ей делать. Не помня себя, она пришла на то самое место на берегу реки, где проходили их встречи полные любви. Деньги, что дал девушке Эраст, она отдала соседской девчонке, попросив отнести своей матушке. А после бросилась в воду и утонула.

Мать Лизы не пережила потерю дочери. Эраст не смог жить счастливо, узнав о судьбе Лизы и её мамы. Он винил в случившемся себя. Перед смертью Эраст поделился этой грустной историей с рассказчиком.

История создания повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Свою сентиментальную повесть «Бедная Лиза» Н.М. Карамзин написал и опубликовал в «Московском журнале» в 1792 году. А в 1796 году она уже вышла отдельной книгой. Идею сюжета повести писатель позаимствовал из любовной литературы Европы. «Бедная Лиза» была очень хороша принята читателями. Автору удалось задеть «самые болезненные струны» русской души, ведь вместо счастливого конца «со свадьбой и бубенцами», читатель столкнулся с самоубийством прекрасной героини, то есть с горькой правдой жизни без прикрас.

«Бедная Лиза»: краткое содержание и анализ произведения

Буктрейлер к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»: YouTube / MyBook

Повесть « Бедная Лиза», краткое содержание которой знакомо каждому школьнику, — первое творение в жанре сентиментализма. Оригинальный сюжет, неожиданные повороты, трагичность сделали произведение Карамзина настоящим прорывом в русской литературе.

Читайте также:
Рудин - краткое содержание романа Тургенева, история создания

«Бедная Лиза»: краткое содержание

«Бедная Лиза» — это лирическая, полная чувственности и мелодраматизма история о неравной любви. После первой публикации в 1792 году повесть принесла молодому писателю Карамзину неслыханную славу, возвысив его до вершин литературного Олимпа России. Краткое содержание «Бедной Лизы» позволяет понять, что растрогало читателей.

События «Бедной Лизы» разворачиваются на живописной территории Подмосковья, вокруг Симонова монастыря. Автор максимально детально и художественно описывает каждую мелочь, характерную для этой местности, благодаря чему достигает реалистичности повествования:

  • Краткое содержание «Бедная Лиза»: начало истории

Полусирота Лизавета живет со стареющей матерью в непростых бытовых условиях. Когда-то в семье водились деньги, но после смерти отца род обнищал. Болезнь матери стала еще одним ударом для Лизы. Привлекательная девушка работает, не покладая рук:

  1. Красавица занималась всем хозяйством.
  2. Ткала тяжелые холсты.
  3. Вязала чулки и носки.
  4. Занималась сбором и продажей цветов.
  5. Не боялась тяжелого физического труда.

Повесть «Бедная Лиза» выстраивает перед читателем образ невинной, непорочной, милой девушки, которая оказалась в сложных житейских обстоятельствах.

Буктрейлер к повести Карамзина: YouTube / MyBook

  • Завязка сюжета.

Весной Лиза собирала первые ландыши и выносила на продажу скромные букеты. Там, на рынке, ее заметил молодой аристократ Эраст. Он прельстился обаятельной красотой девушки и купил у нее букет, дав за него вдвое больше денег. Более того, дворянин пообещал покупать у нее по букету ежедневно, чтобы она работала только на него.

На следующее утро красавица ждала Эраста со свежими букетами, но мужчина не пришел. Надежды девушки разбились. Аристократ прибыл домой к Лизавете вечером, уверив ее мать, сердобольную старушку, что сможет самостоятельно забирать букеты, и для этого Лизе больше не нужно ездить на рынок.

Повесть «Бедная Лиза», краткое содержание которой в общих чертах описывает зарождение любви Эраста и Лизы, ценна описанием эмоций героев: первого очарования, глубокой влюбленности и разочарования в любимом.

  • Развитие событий.

Повесть «Бедная Лиза», сюжет которой строится на симпатии главных героев, пленяет читателей сентиментализмом. Лиза — обездоленная красавица-крестьянка, а Эраст — титулованный дворянин, отличающийся ветренностью. У мужчины доброе сердце, но при этом он безотвественный, к тому же карточный игрок.

Лизавета пленила аристократа непорочной красотой, непритязательностью и возвышенностью. Она казалась непостижимым идеалом, парящим над безнравственными придворными дамами. Каждый вечер Эраст и Лиза встречались в тени вековых дубов возле реки, вели долгие беседы и наслаждались обществом друг друга.

Но жизнь не стояла на месте и спустя несколько месяцев к Лизе стал свататься сын богатого крестьянина. Сердце девушки было глухо к его чувствам, но мать красавицы считала молодца отличной партией.

Эраст уверял девушку, что обязательно женится на ней, невзирая на ее статус и положение в обществе, но после смерти матери. Это окончательно растопило сердце Лизы, она отдалась Эрасту.

  • Переломный момент.

Почему автор именует героиню бедная Лиза? Кратко это объясняется так: молодой повеса добился от девушки того, что хотел, пленил ее душу и тело, опорочил , ославил ее, оставил с разбитым сердцем.

Девушка перестала быть для него недостижимым идеалом чистоты. Встречи влюбленных стали более редкими, и однажды Эраст объявил возлюбленной об отбытии на армейскую службу.

Как гимн сентиментализму писал повесть Карамзин. «Бедная Лиза» — история трагической любви и погибели молодой, чистой душой, доверчивой девушки.

После разлуки влюбленные долго не виделись, но однажды случайно Лиза заметила карету возлюбленного у двора одной знатной особы. На радостях она упала в объятия некогда любимого человека, но была тот час отвергнута. Дворянин женился на состоятельной старой вдове, поскольку свои деньги он проиграл в карты.

Девушка не смогла выдержать предательства и утопилась в реке. Ее мать скончалась от страшной вести. В финале повествования Эраст несчастен, поскольку на нем лежала печать убийцы и обманщика.

Теперь легко восстановите в памяти сюжет повести «Бедная Лиза». О чем произведение есть понимание, пришла пора узнать о его художественных особенностях.

«Бедная Лиза»: анализ произведения

Краткое изложение сюжета произведения позволяет провести детальный анализ характеров, понять замысел автора и основную идею.

  • Замысел Карамзина и история создания повести.

«Бедная Лиза», история создания которой окутана тайной, — знаковое в истории русской литературы творение. Одни исследователи предполагают, что сюжет построен на реальных событиях, которые Карамзину пересказали очевидцы. Другие критики утверждают, что все — художественный вымысел. Правду не удалось узнать и по сей день.

Произведение написано в 1792 году, тогда же его опубликовал журнал, который возглавлял Карамзин. Повесть — первая проба пера в жанре русского сентиментализма.

Буктрейлер к «Бедная Лиза»: YouTube / MyBook

  • Жанр произведения.

Произведение «Бедная Лиза», жанр которого относят к сентиментально-реалистической повести, новаторское из-за неожиданного трагического финала, масштабности и психологической достоверности изображения персонажей. До Карамзина в обиходе были многотомные романы с сотнями страниц описаний окружающего мира и минимумом передачи переживаний главных героев.

Читайте также:
Герой нашего времени - краткое содержание по главам и частям романа

Карамзин изменил правила, сделав акцент на психологическом раскрытии образов, что стало настоящей революцией в писательстве того времени. Кроме того, его повествование было лаконичным и насыщенным.

  • Тема и конфликт повести.

Повесть «Бедная Лиза», анализ которой представлен ниже, освещает актуальные конфликты:

  1. Социальная дифференциация и неравенство.
  2. Жизни в деревне и большом городе.
  3. Извечный конфликт разума и чувств.

Тема маленького человека тонкой линией проходит по сюжету, поднимая вопросы нравственности, ответственности и, конечно же, любви.

  • «Бедная Лиза»: персонажи.

Главная героиня Лизавета — символ чистоты и непорочности, доверчивости и верховенства чувств над разумом. Ее история трагична, но душа девушки чиста.

Эраст («Бедная Лиза») символизирует безрассудство, глупость и душевную черствость. Несоответствие слов делу укрепляет негативное впечатление от персонажа, а его поступок остается тяжелым бременем на его совести.

Автор акцентирует внимание на том, что отношения влюбленных должны быть выше социальных условностей, а открытость души — не всегда приоритет в большом и жестоком мире.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Краткое содержание «Бедная Лиза»

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 10600.

В основе повести «Бедная Лиза» Карамзина – история несчастной любви крестьянки к дворянину. Произведение, написанное и изданное в 1792 году, повлияло на дальнейшее развитие русской литературы: здесь впервые «действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта». Повесть стала образцом сентиментализма: образы героев повести и авторской позиции неоднозначны, чувство является высшей ценностью, раскрывается в первую очередь внутренний мир простого человека.

Повесть «Бедная Лиза» изучается в курсе литературы 9 класса. С целью ознакомления с сюжетом и героями произведения предлагаем прочитать краткое содержание «Бедной Лизы».

Главные герои

  • Лиза – девушка-крестьянка, самозабвенно любит Эраста. Душевно богатая, открытая, чувствительная натура.
  • Эраст – дворянин. Добр, но слаб характером, не способен думать о последствиях своих поступков.

Другие персонажи

  • Рассказчик – сентиментальный человек, сопереживает своим героям. Любит «те предметы, которые трогают сердце и заставляют проливать слезы нежной скорби» .
  • Мать Лизы – простая крестьянка, мечтает о счастливом замужестве дочери.

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых занятых –

для самых любопытных –

для самых крутых –

Краткое содержание

Рассказчик, от лица которого ведется повествование, прекрасно знает окрестности Москвы. Наиболее любимое им место – гора, где расположен Симонов монастырь. Отсюда открывается изумительной красоты вид на Москву.

Чаще других влекут автора к монастырю мысли о горькой участи «бедной Лизы» .

По соседству с монастырем, стоит, разрушаясь, пустая лачуга. Лет тридцать назад жили в ней Лиза с матерью. После смерти отца, зажиточного крестьянина, жена его и дочь жили бедно. Вдова горевала о смерти мужа, слабела с каждым днем и не могла работать. Лиза, которой в год смерти отца было всего пятнадцать, «не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь» . Она ткала холсты, вязала, собирала ягоды, цветы и продавала все это в Москве.

Как-то раз героиня, как обычно, пришла в город – продавать ландыши. На одной из улиц она встретила молодого человека приятной внешности и предложила ему купить цветы. Вместо пяти копеек, которые просила Лиза, молодой человек хотел отдать рубль за «ландыши, сорванные руками прекрасной девушки» , но Лиза не взяла лишних денег. Тогда он сказал девушке, что хотел бы всегда быть единственным ее покупателем. Незнакомец спросил Лизу, где она живет, и девушка ответила.

Придя домой, Лиза рассказала матери о встрече.

На следующий день, насобирав лучших ландышей, Лиза отправилась в Москву, но так и не встретила вчерашнего незнакомца.

Вечером, с грустью сидя за пряжей, девушка неожиданно увидела под окном недавнего знакомого (его звали Эраст) и очень обрадовалась. Старушка-мать рассказала ему о своем горе и «о милых свойствах» своей дочери. Матери очень понравился Эраст, и она мечтала, чтобы жених Лизы был именно таким. Однако Лиза возразила, что это невозможно: ведь он «барин» , а они – крестьяне.

Эраст, дворянин по происхождению, «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным» , жаждал только развлечений. Красота и естественность Лизы настолько поразили его, что молодой человек решил: он обрел свое счастье.

Лиза беспокойно спала ночью: образ Эраста тревожил и волновал воображение. Еще до восхода солнца девушка пошла на берег Москвы-реки и, присев на траву, наблюдала за просыпающейся природой. Неожиданно тишину утра нарушил звук весел, и Лиза увидела Эраста, плывущего в лодке.

Через мгновенье молодой человек выпрыгнул из лодки, подбежал к Лизе, взял ее за руки, поцеловал и признался в любви. Восхитительной музыкой отозвалось это признание в душе девушки – и Эраст услышал от нее, что тоже любим. Молодой человек поклялся Лизе в вечной любви.

Читайте также:
Как хорошо ты, о море ночное - анализ стихотворения Тютчева

С тех пор каждый вечер встречались Лиза и Эраст, говорили о любви своей, целовались, «чисты и непорочны были их объятия» . Девушка вызывала у Эраста восхищение, и все былые светские забавы казались ничтожными. Он был уверен, что никогда не сможет причинить зла своей возлюбленной «пастушке» .

По просьбе Лизы Эраст часто бывал в гостях у матери ее, та всегда радовалась приходу молодого человека.

Свидания молодых людей продолжались. Однажды Лиза пришла к любимому в слезах. Оказалось, на ней хочет жениться сын богатого крестьянина, и мать Лизы этому рада, ведь она не знает, что у дочери есть «милый друг» .

Эраст сказал, что дорожит счастьем возлюбленной, и после смерти матери они будут жить вместе, «как в раю» . После таких слов Лиза бросилась в объятья Эраста – «и в сей час надлежало погибнуть непорочности» , герои стали близки.

Они по-прежнему встречались, но «как все переменилось!» . Любовь платоническая сменилась чувствами, которые не были новыми для Эраста. Лиза же любимым «только жила и дышала» . Эраст стал приходить реже, и однажды не появлялся несколько дней, а придя наконец на свидание, сказал, что должен проститься на время: идет война, он на службе, и полк его выступает в поход. В день расставания, прощаясь с Эрастом, Лиза «прощалась с душою cвоею» . Оба они плакали.

Дни разлуки наполнились для Лизы горечью и тоской. Прошло почти два месяца, девушка отправилась в Москву за розовой водой для матери. Идя по улице, она обратила внимание на богатую карету и увидела в ней Эраста. В воротах дома, куда въехала карета, Лиза подошла к Эрасту и обняла его. Он был холоден, объяснил Лизе, что помолвлен: жизненные обстоятельства вынуждают его жениться. Просил забыть о нем, говорил, что любил Лизу и любит, желает ей добра. Положив в карман девушки сто рублей, он приказал слуге «проводить ее со двора» .

Эраст действительно был в армии, но вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое состояние. Чтобы поправить дела, молодой человек решил жениться на давно влюбленной в него богатой вдове.

«Я погибла!» – только об этом могла думать Лиза, идя куда глаза глядят после встречи с любимым. Очнулась она, оказавшись на берегу пруда, где часто виделись они с Эрастом. Воспоминания о счастливом времени «потрясло ее душу» . Увидев соседскую дочь Анюту, девушка передала ей для матери деньги и свои извинения. Сама же бросилась в воды пруда и утонула. Мать, не выдержав смерти любимой дочери, умерла. Эраст, узнав о кончине Лизы, винил в ее гибели себя – счастья в жизни он так и не нашел. Незадолго до смерти Эраста с ним познакомился рассказчик, и тот поведал ему свою историю.

Заключение

В своем произведении Карамзин провозгласил вневременную идею: любой человек, независимо от происхождения и положения в обществе, достоин любви, уважения и сострадания. Эта гуманистическая позиция автора заслуживает внимания и в современной жизни.

Краткий пересказ «Бедной Лизы» – лишь первый шаг к знакомству с повестью. Полный текст позволит постичь глубину замысла автора и оценить красоту и лаконичность языка произведения.

Тест по рассказу

Тест поможет оценить ваш уровень знания краткого содержания:

Повесть Бедная Лиза Карамзина: краткое содержание и история создания

Многие помнят Н.М. Карамзина по его историческим работам. Но и для литературы он сделал немало. Именно его стараниями получил развитие сентиментальный роман, в котором описываются не просто обычные люди, но их чувства, страдания, переживания. Сентиментализм сблизил простых людей и богачей как чувствующих, думающих и испытывающих одинаковые эмоции и потребности. В то время, в каком году была написана «Бедная Лиза», а именно в 1792, до освобождения крестьян было еще далеко, и их существование казалось чем-то непонятным и диким. Сентиментализм же вывел их в полноправные чувствующие герои….

  1. История создания
  2. Краткое содержание
  3. Главные герои
  4. Реакция читателей
  5. Вывод

История создания

Сам автор называл повесть «сказкой весьма незамысловатой», используя не традиционную ранее историю любви бедной сироты крестьянки и разорившегося, но светского юноши.

Важно! Он же ввел моду на малоизвестные имена – Эраст и Елизавета. Практически не используемые имена быстро стали нарицательными, определяющими характер человека.

Именно эта простая внешне и незамысловатая полностью выдуманная история любви и смерти породила целый ряд подражателей. А пруд даже был местом паломничества для несчастных влюбленных.

Бедная Лиза

Краткое содержание

Несложно запомнить, о чем повесть. Ведь ее сюжет не отличается насыщенностью или перипетиями. Аннотация к повести позволяет узнать главные события. Сам Карамзин краткое содержание передал бы так:

  1. Оставшись без отца, Лиза начала помогать обедневшей матери, продавая цветы и ягоды.
  2. Эраст, покоренный ее красотою и свежестью, предлагает ей продавать товар только ему и потом вообще просит не выходить на улицу, а отдавать ему товар из дома. Этот богатый, но ветреный дворянин влюбляется в Лизу. Они начинают проводить вечера наедине.
  3. Вскоре к Лизавете сватается зажиточный сосед, но Эраст утешает ее, обещая сам жениться. Происходит близость, и Эраст теряет интерес к погубленной им девушке. Вскоре юноша уезжает на службу. Лизавета ждет и боится. Но случайно они встречаются на улице, и Лизавета бросается ему на шею.
  4. Эраст сообщает, что помолвлен с другой, и приказывает слуге дать ей денег и вывести со двора. Лизавета, передав деньги матушке, бросается в пруд. Мать ее умирает от удара.
  5. Эраст разорен проигрышем в карты и принужден жениться на богатой вдове. Он не находит счастья в жизни и винит себя.
Читайте также:
Железная дорога - анализ, история создания, композиция, тема

В город продавать цветы

Главные герои

Понятно, что характеристика одного из героев повести «Бедная Лиза» будет недостаточной. Их надо оценивать вместе, во влиянии друг на друга.

Несмотря на новизну и оригинальность сюжета, образ Эраста в повести «Бедная Лиза» не нов, не спасает и малоизвестное имя. Богатый и скучающий дворянин, уставший от доступных и жеманных красавиц. Он ищет ярких ощущений и находит невинную и чистую девушку. Ее образ удивляет его, манит и даже пробуждает любовь. Но первая же близость превращает ангела в обычную земную девушку. Он сразу вспоминает, что она бедна, необразованна, и уже ее репутация погублена. Он бежит от ответственности, от преступления.

Бежит он в привычные увлечения – карты и гулянья, что приводит к разорению. Но он не желает терять свои привычки и жить с любимой трудовой жизнью. Эраст продает свою молодость и свободу за богатство вдовы. Хотя пару месяцев назад он отговаривал любимую от удачного брака.

Встреча с любимой после разлуки лишь утомляет его, мешает. Он цинично бросает ей деньги и заставляет слугу вывести несчастную. Этот жест показывает глубину падения и всю его жестокость.

А вот образ главной героини повести Карамзина отличается свежестью и новизной. Она бедна, работает для выживания матери и при этом нежна и красива. Отличительные ее черты – чувствительность и народность. В повести Карамзина бедная Лиза – типичная героиня из деревни, поэтичная и с нежным сердцем. Именно ее чувства и эмоции заменяют ей воспитание, нравственность и нормы общества.

Автор, щедро наделяя бедную девушку добротой и любовью, словно подчеркивает, что таким женщинам присуща естественная нравственность, не требующая ограничений и поучений. Она готова жить ради любимых, трудиться и сохранять радость.

Важно! Жизнь уже испытывала ее на прочность, и она достойно выдержала испытание. За ее образом, честным, красивым, нежным, забывается, что она бедная, необразованная крестьянка. Что она работает руками и торгует, чем Бог послал. Это следует помнить, когда становится известна новость о разорении Эраста. Лиза не боится бедности.

Сцена, описывающая, как умерла бедная девушка, полна отчаяния и трагизма. Верующей и любящей девушке несомненно понятно, что самоубийство – страшный грех. Понимает она и то, что мать не проживет без ее помощи. Но боль от предательства и осознание, что она опозорена, слишком тяжело ею переживается. Лиза трезво смотрела на жизнь и честно говорила Эрасту, что бедна, что не пара ему и что мать нашла ей достойного жениха, пусть и нелюбимого.

Но юноша убедил в своей любви и совершил непоправимое преступление – забрал ее честь. То, что для него стало рядовым скучным событием, оказалось для бедной Лизы концом света и началом новой жизни одновременно. Ее нежнейшая и чистая душа окунулась в грязь, а новая встреча показала, что любимый оценил ее поступок как распущенность.

Важно! Тот, кто написал повесть Бедная Лиза, осознавал, что поднимает целый пласт проблем и в частности тему ответственности богатых скучающих дворянчиков перед несчастными бедными девушками, чьи судьбы и жизни разбиваются от скуки, которая позже нашла свой отклик в творчестве Толстого, Бунина и прочих. Сцена возле пруда

Реакция читателей

Публика встретила повесть неоднозначно. Женщины сострадали и совершали паломничество к пруду, ставшему последним пристанищем несчастной девушки. Некоторые критики-мужчины стыдили автора и обвиняли в излишней чувствительности, в обильных слезах, которые льются постоянно, в картинности персонажей.

На самом деле за внешней приторностью и слезливостью, упреками в которых полна каждая критическая статья, кроется истинный смысл, понятый внимательными читателями. Автор сталкивает не только два характера, но два мира:

  • Искреннее, чувствительное, до боли наивное крестьянство с его трогательными и глупенькими, но настоящими девушками.
  • Добродушное, увлекающееся, щедрое дворянство с изнеженными и капризными мужчинами.

Одну закаляют трудности жизни, другого эти же трудности ломают и пугают.

Это интересно! Примеры мужества в литературе и жизни: сочинение Смелость и трусость

Жанр произведения

Сам Карамзин описал свое произведение как сентиментальную сказку, но оно получило статус сентиментальная повесть, так как в нем есть герои, действующие в длительном времени, полноценная завязка, развитие и развязка. Герои проживают не отдельные эпизоды, а значительную часть своей жизни.

Читайте также:
Краткое содержание романа Анна Каренина - история создания

Бедная ЛИЗА. Николай Карамзин

Пересказ Карамзин Н. М. «Бедная Лиза»

Вывод

Итак, вопрос: «Бедная Лиза» – это повесть или рассказ, решен давно и однозначно. Аннотация к книге дает точный ответ.

Краткая история создания повести «Бедная Лиза»

Николая Михайловича Карамзина считают основоположником русского сентиментализма, а повесть «Бедная Лиза» стала основой сентиментальной прозы.

Карамзин в 1789 – 1790 годах путешествовал по Европе. Там он изучает литературу, историю. На западе уже существует немало произведений в стиле сентиментализма. Новое направление затягивает литератора. Он считает, что русскому читателю тоже не чужды чувства сострадания, нежности, влюблённости. Сюжет для «Бедной Лизы» писатель почерпнул во время своих путешествий.

После скитаний по Европе, Николай Михайлович написал «Письма русского путешественника», они имели успех и так литератор начал свою писательскую деятельность. Карамзин стал редактором и начал выпускать «Московский журнал». В этом же журнале впервые была опубликована «Бедная Лиза» в 1792 году. К концу 18 века русская литература становилась более доступной и понятной для читателей и во многом благодаря Карамзину. Он отходит от старославянского языка, используя более упрощённый слог, отходит от нравоучений, от традиций и морали. Писатель не осуждает своих героев, а скорее оправдывает их поступки.

Несмотря на то, что основу для сюжета Карамзин позаимствовал из европейских повестей, он много работал над сюжетом и главные герои совсем не похожи на иностранцев. Автор описывает Московские пейзажи и деревню близ столицы.

На смену привычному классическому направлению с идеями разумности и поучения, по образцу французских писателей Карамзин вносит в русскую литературу культ чувствительности и сопереживания.
Сам Николай Михайлович называл повесть «сказкой весьма незамысловатой» и «печальной былью», используя не характерную ранее для традиционного русского классицизма историю любви бедной сироты из крестьянской семьи и мужчины дворянского рода.

Лиза — простая крестьянская девушка. После смерти отца они с матерью обеднели. Чтобы хоть как то заработать, Лиза ткала, вязала, весной собирала цветы, а летом ягоды. Все свои труды она продавала в городе. В очередной раз продавая цветы, она встретила Эраста. Дворянин был очарован девушкой. Она была не только красива, но и скромна, чиста и невинна. Сначала он отказался от всех городских развлечений и предпочёл общение с Лизой. Девушка влюбилась в воспитанного и статного молодого человека и потеряла голову. Её любовь так же чиста и искренна, как и она сама. Сначала она не представляла возможным этот союз, потому что они из разных кругов. Но молодой человек уверяет, что ему совсем не важно её происхождение. Эраста забрал её невинность и со временем она перестала быть для него столь прекрасной, чистой и непорочной. Он прощается с Лизой и отправляется на войну. Девушка тоскует и живёт днём встречи с любимым. Спустя время она в Москве, но тот даёт ей денег и отвергает. Дворянин промотал всё свое состояние, проигрался в карты и теперь вынужден жениться на богатой вдове. Лиза убитая горем и отвергнутая возлюбленным не может вынести своего стыда и топиться в пруду. Эраст очень сожалеет о судьбе девушки, и считает себя виновным в её смерти.

Карамзин открывает перед читателями необычную, для своего времени, проблематику, заставляя задуматься над многими вещами: о различии городской и деревенской жизни, о людях и их поступках, о чувствах и отношениях. Поднимает вопросы нравственности и чести.

Новые герои сентиментализма отличаются прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. Трагический финал произведения стал новизной в русской литературе, он не был свойственен для привычного классицизма со счастливым концом. Для более яркого выражения героев автор использует гротеск(преувеличение). Деревня близка к природе, именно на её фоне Лиза ещё более чиста и невинна. А Город же, как противоположность – это алчность и пороки. Он поглощает и коверкает чистые души людей.

У читателей произведение вызвало неоднозначную реакцию. Несомненно была и волна критики и осуждения. Многих смутило возвышение и идеализация крестьянства. Хотя, для многих образованных дам Лиза стала предметом подражания. В 18 веке в произведениях был строгий канон, литература была библейской и житейской. А повесть Карамзина перевернула представление о литературе, позволила сопереживать и прочувствовать эмоции героев. Повесть имела большой успех, и через 4 года её напечатали отдельной книгой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: