Добро и зло в романе Война и мир – проблема раскрытия темы

Доброта и жестокость в романе «Война и мир»

Добросердечные люди все же, бывает, проявляют жестокость к тем, кто их окружает, а иногда и к самим себе. Это может проявляться в агрессии действий, совершаемых ими, но действия эти совершаются неспроста, им находятся основания. Однако сложно определить, могут ли эти основания явиться оправданием жестокости, ведь не каждый может с ней справиться. Доброта и жестокость в романе «Война и мир» раскрываются благодаря автору произведения, Л. Н. Толстому, на эту тему написано много сочинений.

  1. Доброта — слабость это или сила
  2. Как не стать жестоким от испытаний
  3. Возможно ли научить быть добрым
  4. Добро побеждает зло
  5. Жестокость — это душевная слабость

Доброта — слабость это или сила

В произведении образцом чуткости является княжна Марья Болконская. Она кроткая, деятельная и очень милосердная девушка, что проявляется в каждом ее действии. Она бескорыстно любит всю свою семью и всегда горит желанием помогать бедным крестьянам, которые в этом нуждаются.

Ее отец, князь Николай Болконский, сильно отличается от своей дочери в этом плане:

  • он очень жесток, всегда угрюм и многого требует;
  • жестокость для князя является стержнем его характера, а доброта — его слабость;
  • он проявляет грубость, агрессию и категоричность, воюя со старческой немощностью, которая, как он считает, заключается в такте, милосердии, обходительности;
  • князь без уважения относится к своей дочери и постоянно ее ругает, даже по мелочам.

Однако истинная причина его постоянного недовольства кроется в том, что он не желает мириться с добротой Марьи и пытается ей противостоять. Он отстаивает свой выбор быть другим по отношению к окружающим, и его раздражает, что в этом его дочь на него отнюдь не похожа.

Но жизнь все разложила по полочкам: герой осознал, как сильно он ошибался, когда действительно стал тем самым нуждающимся в помощи и поддержке человеком, превратился в немощного старика.

У Марьи совсем не осталось защиты, она вынуждена была сама заботиться и о племяннике, и об отце, а также решать вопросы с крестьянами, которые постоянно бунтовали. Она мужественно преодолевала все свои страхи, взяв полную ответственность на свои хрупкие женские плечи, в то время как престарелый князь ничего не мог изменить своей жестокостью.

Крестьяне боялись князя и не любили его, они стали вести себя ужасно, когда поняли, что князь больше не будет кричать на них, когда он слег. Николай Ростов помог бедной женщине в трудную минуту справиться с ее задачами — таким образом в романе проявляется добродетель.

Именно доброта и осуществляет истинную силу характера, а жестокость является проявлением слабости.

Как не стать жестоким от испытаний

Пьер Безухов является персонажем, которому пришлось пережить сложную судьбу, но он не остался равнодушным и продолжал быть добрым человеком, даже несмотря на все те испытания, которые уготовила ему жизнь:

  1. Он потерял отца.
  2. Его предали жена и друг.
  3. Он попал на войну и в плен.

Тем не менее лучшие черты характера он пронес через всю свою жизнь и через все свои обиды. Он продолжал оставаться добрым, немного наивным и способным сочувствовать и быть милосердным. Он не понимал зла, которое совершили по отношению к нему другие люди. Он легко всех прощал и отпускал негатив, который скапливался вокруг него.

Даже несмотря на то, что его жена ему изменяла, и не раз, он смог наладить с ней отношения. Пьер смог простить Долохова за то, что тот был соблазнителем Элен. Он не держал обиды на Курагина, из-за которого чуть не остался без титула и наследства. Кроме того, что Пьер сам являлся таким человеком, он пытался научить своих друзей быть такими же, искренне желал им счастья и благополучия.

Например, он объяснял Андрею, что тот должен простить Наташу за побег с Анатолем, который у них не удался, но Андрей так и не смог этого сделать. Когда князь уже был на смертном одре, он пожалел об этом, но было поздно.

Перед своим уходом из жизни он всё же простил Наташу и умер без груза в душе. Умение прощать всегда было и будет необходимым условием добродетели, так как без этого умения человек остается без положительных черт характера, они просто теряют свою ценность.

Возможно ли научить быть добрым

В семье Ростовых — прекрасная атмосфера любви и понимания, из-за чего Наташе не свойственно быть жестоким человеком, не обладающим милосердием. Она никогда не сможет быть такой, какой была Элен Курагина. Даже когда Наташа совершает ошибки, она делает это не со зла, просто так требует ее молодая душа.

Несмотря на то что у самой Наташи ничего нет, она находит что отдать нуждающимся, тем, кто абсолютно всего лишился из-за войны. Девушка всячески пытается помочь им хоть как-то наладить жизнь. Только добрый человек, не имея ничего сам, сможет придумать, как помочь другим. Причина того, что Наташа обладала этой чертой характера, кроется не в том, откуда она, ведь среди дворян таких людей встретить сложно.

Ее воспитание идет от семьи, к ней относились с нежностью и заботой, объясняли, какой должна быть девушка и вообще — человек. Отец Наташи с детства подавал детям хороший пример: это видно в отрывке, где он находит деньги, чтобы выплатить долг сына, который проиграл в карты. Если бы эти деньги не были отданы, сын бы потерял честь, но отец спас ее.

А также Ростовы содержали племянницу Соню, хотя они были бедные, но понимали, что больше некому ей помочь. Именно поэтому Наташа смогла пронести эту доброту и милосердие во взрослую жизнь.

Это значит, что если родители хотят чему-то обучить своего ребенка, им нужно самим вести себя подобным образом, чтобы у ребенка был яркий пример для подражания.

Добро побеждает зло

Война — это место, где сталкивается не только оружие, но и интересы людей, которые воюют. Именно на поле битвы каждый человек показывает свой настоящий характер, а также то, добрый он или жестокий. Часто бывает так, что проявляется доброта на войне. Аргументов тому достаточно.

Читайте также:
Математические загадки в стихах и прозе для детей

Платон Каратаев является пленным солдатом, но страдает только от нехватки материальных благ, потому что его душа наполнена лучшими человеческими качествами, он добродушный, милосердный человек. Платон делит последнюю картошку с Пьером Безуховым, чтобы тот почувствовал, как вкусна жизнь, ведь граф не узнал этого в течение жизни ни на одном бале или приеме. Каратаев считал жестокость «ненужной вещью», которая является причиной всех конфликтов и войн, возникающих в мире.

Он думает, что миром управляет добро и все бойцы — добрые люди, но не любой может это в себе раскрыть. Как это ни странно, но даже в плену Платон сохраняет в себе любовь к животным и людям. Благодаря его поддержке Безухов остался жив. Каратаев смог противостоять всему хаосу, который происходил вокруг, всей буре крови и смерти. Он победил, и благодаря его усилиям Пьер не только остался жив, но и обзавелся семьей. Он всю жизнь помнил доброту и жизненную мудрость Платона. Только благодаря доброте могут зарасти любые раны.

Жестокость — это душевная слабость

Анатоль Курагин — жестокий человек, относящийся равнодушно ко всем, кто его окружает. От него не веет никаким добром, у него холодное сердце. Он тратил большие суммы на то, чтобы где-то развлечься, и вел разгульный, ужасный и неприемлемый для мужчины образ жизни. Анатоль компрометировал семью, и из-за его действий отец оказывался в тяжелом финансовом положении. Курагин никогда не задумывался о том, что принесут его поступки, и о том, какая ответственность его может ждать за это. Возможная причина всему этому — неправильное воспитание.

Он был готов принимать участие в интригах, которые плел его отец. Он искал, как бы оказаться в более выгодном положении, но не мог до конца завершить ни одно дело. Он был увлечен Наташей Ростовой и даже осмелился украсть эту девушку, зная, какой позор он ей нанесет. Однако жениться он не мог никаким образом, ведь он уже состоял в браке, о чем Наташе предпочел не говорить.

К счастью для Наташи, Соня смогла предотвратить это похищение, так как рассказала обо всем ее родителям.

Анатоль даже не извинился ни перед Наташей, ни перед ее семьей: он совершенно не раскаивался в своем проступке, точнее, в том, что ему вообще могло прийти это в голову. Чтобы не нести ответственности за свою подлость, он просто уехал из города. Однако один плюс у героя все же есть: в нем нет ложной доброты.

Жестокость Анатоля является его проблемой, проявлением слабости, так как он старается все делать втайне, чтобы его гадкие поступки оставались незамеченными, возможно, в глубине души он чувствует стыд за это и понимает, что поступает неправильно. На его примере можно сделать вывод о том, что жестокость является уделом трусливых людей, которые не хотят нести ответственности.

Добро и зло в «Войне и мире», как в одном из самых известных произведений классической литературы, проявляется по-разному, но точно понятен главный тезис: доброта — черта сильных людей, а жестокость — это слабость, которая проявляется только у трусов, и ее ничем нельзя полноценно оправдать.

Тема добра и зла в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Положительные герои в романе

Положительные герои в войне и мире показаны глобально. Друг от друга их отличает восприятие мира, характер и поведение. К «добру» эпопеи можно отнести:

  • Наталья Ростова — молодая графиня 16 лет.
  • Княжна Марья Болконская — девушка верующая, тихая и спокойная, ее глаза извергают тепло и свет.
  • Граф Николай Ростов — муж Марии Болконской и брат Наташи Ростовой.
  • Кутузов Михаил Илларионович — полководец и главнокомандующий русской армии.

Наталья Болконская (Ростова)

Доброта Наташи Ростовой отличает ее от многих действующих лиц произведения, которых много в романе. С самого первого взгляда в глаза бросается ее детская простота, невинность, порядочность и хорошее воспитание. Девушка притягивает взгляд читателя своей честностью, открытостью, желанием жить ради других, своими добрыми поступками: помогает отдавать подводы раненым в бою. Она так же демонстрирует нам неподдельную любовь, несмотря на последующую измену.

Сердце Наташи наполнено любовью, чистыми и искренними чувствами, именно поэтому героиня так тяжело переносит утрату любимого мужчины. Смерть возлюбленного пагубно влияет на девушку, но не лишает человечности и милосердия. В эпилоге романа, писатель показывает нам замужество героини. Именно в браке и семейной жизни барышня находит свое истинное счастье. Она носит, рожает, кормит и воспитывает трёх дочерей и сыночка. С этого момента Наталья становится идеалом любящей жены и матери. Смыслом своей жизни теперь графиня видит свою семью: мужа и детей.

Марья Болконская

Душа героини многозначительно разнится с внешним обликом. В первую очередь свое милосердие девушка проявляет по отношению к своей семье: полностью отдает себя отцу и брату. Невзирая на строгость графа Болконского, главы семейства, она любит его, относится с большим трепетом и уважением. Героине несвойственны такие качества, как: жестокость, расчётливость, девушка не умеет обманывать. Замужество с Николаем Ростовым даёт Марье надежду на личное счастье. Брак позволил девушке совершенствоваться морально и духовно. Марья не просто является эталоном доброты, она также учит порядочности, добродушию окружающих.

Читайте также:
Сентиментализм в литературе - основные темы и идеи, герои и характеры

Николай Ростов

Молодой человек очень добр и честен, вспыльчив, отчасти ведёт себя как ребенок. Проявление этого происходит не только во внешности парня, но и в поведении. Он никогда не лукавит, искренне любит своих родных и близких.

Николай так же пользуется уважением среди общества за свои удивительные таланты в музыке и танцах. Окружающие удивлялись его грации в танцах, просили исполнить что-нибудь с Натальей. Марью Болконскую граф полюбил за красивый внутренний мир, что говорит о его искренних намерениях к пассии. Бесспорно, парень также допускал ошибки, совершал глупые поступки, но он вовремя осознавал это и исправлял.

Кутузов Михаил Илларионович

Взору является человек добрый, внимательный, и главное — спокойный, неторопливый. Внешность деятеля прекрасно демонстрирует это, одет как обычный солдат, на военных советах и в бою остаётся самим собой.

В аргумент доброты на войне можно привести способность Кутузова к состраданию. Именно это качество роднит полководца с другими участникам и войны.

Доброта — слабость это или сила

В произведении образцом чуткости является княжна Марья Болконская. Она кроткая, деятельная и очень милосердная девушка, что проявляется в каждом ее действии. Она бескорыстно любит всю свою семью и всегда горит желанием помогать бедным крестьянам, которые в этом нуждаются.

Ее отец, князь Николай Болконский, сильно отличается от своей дочери в этом плане:

  • он очень жесток, всегда угрюм и многого требует;
  • жестокость для князя является стержнем его характера, а доброта — его слабость;
  • он проявляет грубость, агрессию и категоричность, воюя со старческой немощностью, которая, как он считает, заключается в такте, милосердии, обходительности;
  • князь без уважения относится к своей дочери и постоянно ее ругает, даже по мелочам.

Однако истинная причина его постоянного недовольства кроется в том, что он не желает мириться с добротой Марьи и пытается ей противостоять. Он отстаивает свой выбор быть другим по отношению к окружающим, и его раздражает, что в этом его дочь на него отнюдь не похожа.

Но жизнь все разложила по полочкам: герой осознал, как сильно он ошибался, когда действительно стал тем самым нуждающимся в помощи и поддержке человеком, превратился в немощного старика.

У Марьи совсем не осталось защиты, она вынуждена была сама заботиться и о племяннике, и об отце, а также решать вопросы с крестьянами, которые постоянно бунтовали. Она мужественно преодолевала все свои страхи, взяв полную ответственность на свои хрупкие женские плечи, в то время как престарелый князь ничего не мог изменить своей жестокостью.

Крестьяне боялись князя и не любили его, они стали вести себя ужасно, когда поняли, что князь больше не будет кричать на них, когда он слег. Николай Ростов помог бедной женщине в трудную минуту справиться с ее задачами — таким образом в романе проявляется добродетель.

Именно доброта и осуществляет истинную силу характера, а жестокость является проявлением слабости.

Отрицательные герои в эпопее

Вопреки всему хорошему, среди пятисот действующих лиц произведения. Больше половины из них являются отрицательными:

  • Княгиня Элен Курагина — образ притворной особы.
  • Анатоль Курагин — брат Элен.
  • Наполеон Бонапарт — генерал французской армии.

Элен Курагина

Героиня предстает полным антиподом Наташи Ростовой. Несмотря на то что изначально молодая особа появляется перед читателями мудрой, образованной, таковой она не является. Толстой упоминает ее однообразную улыбку и античную красоту тела. Она напоминает очерствелую статую, безумно красивую внешне, но абсолютно пустую внутри.

Элен эгоистична, самолюбива, вступает в отношения с Пьером Безуховым из корыстных побуждений. Она никогда никого не любила и не полюбит, сердце девушки мертво. На примере Курагиной Толстой желает показать, насколько обманчива бывает внешность. Вопреки безупречной внешности, внутри она особо уродлива. Бессердечная, меркантильная и эгоистичная Элен не заслуживает уважения и заботы, в конце произведения это её убивает.

Анатоль Курагин

Для описания героя автор употребляет такие слова как «дурень» и «болван». Поступки Анатоля оправдывают эти слова: большую часть своего времени он проводит на кутежах и пьянках. Твердых принципов жизни у молодого князя нет, он не заботится о своем прошлом и ничего не делает для будущего, живя исключительно настоящим. Даже будучи женатым на польке, Курагин вступает в новые близкие отношения с девушками, выбирая себе богатую спутницу. Это доказывает, что он оказывается таким же меркантильным, как сестра Элен.

Анатоль и Элен абсолютно одинаковы в своих жизненных принципах, где отсутствуют нравственные ценности. Они не созданы для семьи, у них нет и не будет детей. Невзирая на все плохие черты характера, парень чист совестью, считает себя хорошим, искренним и безукоризненным человеком. Ему не присуще сострадание и самоанализ, Анатолий готов идти к своей цели по головам, переступая через чувства окружающих.

Наполеон Бонапарт

Главная проблема полководца — самовлюблённость. Она проявляется в том, что Бонапарт считает себя выше и лучше других участников войны, потому относится к ним с пренебрежением. Исходя из этого, можно сказать, что Наполеон — человек бездушный, эгоистичный и неспособный на эмпатию и помощь.

Главнокомандующий никогда не пожертвует своим комфортом ради другого человека, даже если раненым окажется солдат своей армии.

Итоговый анализ сочинения

Подводя итоги, можно сказать, что добро и зло в войне и мире присутствует в совершенно разном соотношении. Злость, эгоизм и равнодушие куда превосходят милосердие, доброту и честность. Так происходит и в современном мире.

Автор уверен, что в наше время люди стали забывать про уважение, эмпатию и заботу. Нередко, из-за плохого окружения человек с чутким сердцем и чистой душой становится жестоким по отношению к другим и даже к самому себе. Каждому человеку на этой земле необходимо начать с себя: изменить свое поведение, характер и взгляды на жизнь. Если каждый из нас сумеет изменить себя: руководствуясь только идеалами доброты, на планете полностью иссякнут войны, во вселенной воцарит согласие, безмятежность и добро.

Читайте также:
Трилогия о Кроше краткое содержание читать онлайн по частям

Эпопея «Война и мир», несомненно, является лучшим примером противопоставления добра и зла. Автор показывает нам два состояния человеческой души, «война» — это злость, гнев, безразличие к окружающим, самолюбие, «мир» — это доброта души, искусство уважения и понимания, любовь, способность на самопожертвование.

В произведении сталкиваются два типа людей, для которых совершать злые поступки вполне естественно и те, кто готовы сделать все, чтобы творить добрые деяния.

Добро и зло в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»

Да здравствует весь мир!

Если поставить вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Льва Толстого, то, видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Таковы две стороны единой и постоянной мысли писателя.

В эпопее оказались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России — народный и антинародный. В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям тысяча восемьсот двенадцатого года, главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Преуспевают лишь ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел свое место в жизни, в героическом общенародном действии.

Князь Андрей — этот рыцарь без страха и упрека — в итоге мучительных духовных исканий присоединяется к народу, потому что он отказался от прежних своих мечтаний о командной наполеоновской роли по отношению к народу. Он пришел к пониманию того, что история делается тут, на поле боя. Он говорит Пьеру: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду». Эпоха 1812 года разрушила преграды между князем Андреем и людьми. Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости.

Автор пишет о герое: «Он был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили». Подобно этому, Пьера солдаты назовут «наш барин». Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в настоящем, большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем в себе «мое» и «общее». И он пришел к пониманию того, что возможность такого действия — только в единении с народом. Участие князя Андрея в народной войне сломало его аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему.

У Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородинских главах возникает особенно острое сознание того, что они — солдаты, ополченцы, народ, — только они и являются истинными выразителями действия. Пьер восхищается их величием и самопожертвованием. «Солдатом быть, просто солдатом!» — думал Пьер, засыпая». В «Войне и мире» речь идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами непосредственно отвечающие за развитие действия, творящие ее (эпоху), становятся из «маленьких» людей большими людьми. Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского сражения. Обо всех людях можно будет — после народной победы — сказать то, что Наташа говорит о Пьере: все они, вся Россия «из моральной бани» вышла! Пьер — главный герой «Войны и мира», это доказывается и всем его положением в романе. Именно над Пьером восходит звезда 1812 года, предвещая и необычайные беды, и необычайное счастье. Его счастье, его торжество неотрывно от торжества народного.

С образом этой звезды сливается и образ Наташи Ростовой. По мнению Толстого, Наташа — сама жизнь. Натура Наташи не терпит остановки, пустоты, незаполненности жизни. Она всегда чувствует в себе — всех. Пьер говорит княжне Марье о своей любви к Наташе: «Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю жизнь и люблю так, что без нее не могу представить жизнь». Толстой подчеркивает душевное родство Наташи и Пьера, их общие качества: жадность к жизни, страстность, любовь к красивому, простодушную доверчивость. Роль образа Наташи в «Войне и мире» велика. Она — сама душа радостного человеческого общения, в ней сочетается жажда настоящей, полной жизни для себя с желанием такой же жизни для всех; душа ее открыта для всего мира. Я написала лишь о трех характерах, которые, несомненно, выражают главную мысль Толстого.

Путь Пьера и князя Андрея — это путь ошибок, заблуждений, но все же путь обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь — путь утрат, когда он не смог отстоять в эпизоде с Телегиным свою правоту, когда Телегин украл кошелек у Ростова, «у своего брата украл», но это не только не мешает, но как бы помогает ему делать карьеру. Эти эпизоды задевают душу Николая Ростова. Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он лжет и что среди павлоградцев нет воров, то у Николая были слезы на глазах и он говорил: «Я виноват». Хотя Ростов был прав. Потом тильзитские главы, торжество переговоров между императорами — все это странно воспринимает Николай Ростов. В душе Николая Ростова поднимается бунт, возникают «странные мысли». Но этот бунт заканчивается полной его человеческой капитуляцией, когда он кричит на офицеров, осуждающих этот союз: «Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать». Этими словами завершается духовная эволюция Николая Ростова. И этот герой отрезал себе путь к Бородино, будет из него верный аракчеевский рубака, «коль прикажут».

Читайте также:
«Палата номер 6» анализ и краткое содержание повести А.П. Чехова, характеристика главных героев, основной смысл произведения, проблематика

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://ilib.ru/

Информация о работе «Добро и зло в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 5035 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого Война и мир

… его часть, и, следовательно, любой человек, поступающий соответственно своему собственному, субъективному понятию о добре, будет приближаться к нравственному идеалу. Вопросы о добре и зле – вечные вопросы философии – не могли не найти отражения в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», раскрывающем нашему взору целую эпоху, целое поколение людей начала девятнадцатого века. Однако Л.Н.Толстой, …

Лев Николаевич Толстой

… труда, превращающее человека в придаток машины. Он отрицает научно-технический прогресс, направленный на увеличение роскоши и удовольствий, на умножение материальных потребностей, а следовательно, на развращение человека. Толстой проповедует возврат к более органичным формам жизни, призывает к отказу от излишеств цивилизации, уже угрожающей гибелью духовным основам жизни. Учение Толстого о семье …

Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века

… гнезда», «Войны и мира», «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман «Евгений Онегин», Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества», и что в «Онегине» Пушкин «решился …

Нравственные и философские изыскания Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»

… Долохову удается стать своим человеком в среде людей-масок, но его не принимают в свою среду Ростовы, вынесшие ему приговор устами Наташи. В чем же человек по мысли Толстого, может найти утешение? Весь роман “Война и мир” — это гимн человеческому единению. Всякий раз после описания разрушительных начал, таящихся в светском обществе, Толстой обращается к характерам, стремящимся к единению. Толстой …

Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Л. Н. Толстой в своем произведении «Война и мир» затрагивает множество важных социальных проблем. Семья и воспитание — одни из них. Это ключевые сюжетные линии в книге, где представлены проблемы отцов и детей, их взаимоотношения, быт и традиции. Действующие лица преодолевают различные испытания, разочарования в жизни, ищут смысл, счастье и любовь. В романе «Война и мир» мысль семейная представлена автором как основа всего русского общества, морали и нравственности.

  1. Ценности и характерные черты героев
  2. Семья Ростовых
  3. Чета Болконских
  4. Лицемерные Курагины
  5. Примеры сочинений
  6. Первый вариант
  7. Другой образец

Ценности и характерные черты героев

В произведении представлены 3 совершенно разных семейства: Ростовы, Курагины, Болконские. Первая семья — идеал семейной жизни, по мнению Толстого. Писатель показывает, что с помощью взаимоотношений можно увидеть настоящую суть человека, его убеждения и моральные принципы.

Семья Ростовых

Ростовы — образец для подражания, эталон. Автор считает, что достичь счастья можно с помощью взаимопонимания и уважения в семье. Главное в семейных ценностях — любовь, понимание и добро между людьми. Члены этой семьи строят свои отношения на помощи ближнему, благородстве, заботе, внимательности. Дом этих людей всегда полон гостями и угощениями. Ростовы никогда не отказывают другим в помощи и приюте. Они воспитали Соню, оставшуюся без родителей, как родную дочь. Дети между собой добры, не знают соперничества. Главный семейный принцип — любовь и поддержка.

Родители очень искренни между собой, внимательны к детям. Они не ругают их, а только поддерживают в трудную минуту. Ярким примером является эпизод, когда Николай Ростов проиграл в карты крупную сумму. Он сразу пришел к отцу, рассказал о содеянном и не услышал и доли упрека. Родители помогли сыну и заплатили за него, несмотря на то что им пришлось заложить дом.

Своих детей Ростовы учат любви, уважению, состраданию, благородству и сопереживанию. Качества, присущие этой семье:

  • искренность;
  • доброта;
  • гармония;
  • отзывчивость;
  • милосердие;
  • патриотизм;
  • взаимоуважение;
  • отсутствие авторитарности родителей.

Наташа Ростова взяла все самое лучшее от своих родителей. Она обладает качествами, которые должны быть у человека: воспитанность, благородство, добро. Девушка хотела сделать весь мир счастливым, увлекалась литературой, творчеством, музыкой, говорила не только на русском языке. Жажда жизни Наташи вдохновляла людей. Она отличалась от девиц светского общества, так как была чиста и невинна, не знала фальши, лживости и лицемерия.

Ростовы — портрет идеальной семьи, достойной уважения. Они живут сердцем, а не разумом.

Чета Болконских

Жизнь аристократов Болконских наполнена самыми разнообразными событиями. Отец семейства был упрям, бестактен, груб. Детям не уделял должного внимания. Но несмотря на такое поведение Андрей и Марья уважали своего отца, жили по установленным порядкам старого князя.

Княжна Марья немного его побаивалась, но при этом сильно любила родителя. Девушке присущи следующие черты:

  • благородство;
  • патриотизм;
  • доброта;
  • простодушие;
  • сострадание;
  • сопереживание;
  • милосердие;
  • послушание;
  • набожность.

Андрей — умный молодой человек с богатым внутренним миром. Он проживает жизнь, наполненную печалью, страданиями и переживаниями. Все эти события стали фундаментом формирования его личности и становления характера.

Отношения в семействе Болконских были сложными и натянутыми. Тяжелая обстановка тяготила детей.

Андрей Болконский имеет следующие качества:

  • сильная воля;
  • здравый ум;
  • твердость намерений;
  • рассудительность;
  • истинный патриотизм;
  • самообладание.

Герой был верен своему слову, всегда доводил начатое до конца. Это настоящий воин, готовый отдать свою жизнь ради Отечества.

В своей семье Андрей вел себя отрешенно. Он оставил беременную жену и ушел на войну. Девушка умерла во время родов, но ребенок остался жив. Его назвали Николенька. Мальчик воспитывался со своей теткой Марьей, получал любовь и заботу, вырос хорошим человеком.

Читайте также:
Робинзон Крузо - краткое содержание по главам, характеристика

Чуть позже Андрей осознал, что был неправ по отношению к жене. Он искал славы и званий, но разочаровался в них. Со своим отцом молодой князь был очень схож по духу. У них были одинаковые ценности и взгляды. Андрей прислушивался к родителю.

Для этой семьи честь и достоинство — самые важные качества. Они очень требовательны к себе, этого же требуют и от окружающих. Роскошь и аристократическое происхождение не сделали их высокомерными людьми. Болконские решали судьбы крестьян, помогая им. Фальшь, лицемерие, обман отсутствует в их доме. Семья живет разумом, а не сердцем.

Лицемерные Курагины

В семье Курагиных бытуют несколько иные представления о семейной жизни. В их доме и возле них царит подлость, порок и обман. Они не уважают ни себя, ни других людей. Счастье и любовь представляются в их понимании совсем иначе, чем Болконским и Ростовым.

Князь Василий очень плохо отзывается о своих детях. Всего у него было 2 сына и дочь. Про мальчиков говорит, что «один дурак покойный, а второй беспокойный». Этот персонаж признается, что в нем нет родительской любви. Для него важно поскорее пристроить детей, чтоб не заботиться о них. Отец семейства стремится от людей получать то, что ему нужно. Его не заботят чувства окружающих. Личная выгода — вот принцип этой семьи.

Князь своим примером показал детям, как нужно жить. Соответственно, они не знают, что может быть иначе. Дочь Курагин отдал замуж за Пьера Безухова, когда тот стал наследником большого состояния. Брак оказался неудачным. Элен была коварной, лживой, пошлой изменницей. Между ней и Пьером не было никаких чувств. Да к тому же у нее была непонятная связь с братом.

Анатоль Курагин — мерзавец и интриган, соблазнивший Наташу Ростову. Он был уже женат, но несмотря на это подговорил девушку на побег, обманув ее. Таким поступком Курагин разбил счастье Андрея Болконского и Натальи Ростовой.

Конец жизни этой семьи печален. Анатоль был в бою, где получил сильное ранение, Элен погибла во время войны.

Другие семейства обрели счастье и любовь, дома Болконских и Ростовых объединились, а Курагины получили только печаль и горе.

Примеры сочинений

В романе появляются новые семьи: Безухов Пьер и Наташа Ростова, Марья Болконская и Николай Ростов. Старые семьи преобразовались. Эти союзы стали спасением для этих людей. Они обрели смысл жизни, покой и счастье.

Первый вариант

Произведение «Война и мир» затрагивает многие острые проблемы общества, которые актуальны до сих пор. Ключевое место занимают отношения в семье, родственные связи.

Мысль семейная — самая главная линия романа. Автор подчеркивает, что весь народ состоит из семей и людей, которые сохраняют культуру, самобытность и уникальность русской души.

В книге читатель понимает, что Ростовы преподносятся писателем как идеал настоящей семьи. Они добры, отзывчивы и милосердны.

Болконские выступают основными защитниками Отечества, патриотами. Служение Родине, достоинство и честь — суть жизни Николая и Андрея Болконских. Старый князь чтит спартанские традиции, в людях ценит это же. Он считает государственные интересы важнее семейных, поэтому благословляет сына, когда тот уходит на войну, оставляя беременную жену.

Николай Болконский считал, что есть 2 источника людских пороков — суеверие и праздность. Но также есть 2 добродетели — деятельность и ум.

Курагины — полная противоположность этим семьям. Их девиз — цель оправдывает средства. Эту семью интересует только личная выгода. Они алчные, циничные, злобные и лживые люди. Им не присущ патриотизм, ведут праздный образ жизни и ни о чем не думают.

Автор с помощью своих героев показывает читателю, что в семье важны такие качества, как любовь, гармония, взаимопонимание, уважение. Семейная мысль в романе Толстого стала основополагающей. Она показывает основу государства в виде отдельно взятых семейств.

Другой образец

Толстой в своем произведении описывает события двух войн: 1805 и 1812 годов. Но помимо них, он раскрыл тему любви и семьи.

Писатель повествует о тяжелой доле многих людей, которая выпала на жизнь общества в тот период. Война разрушала города, чьи-то дома, забирала жизни. В такие моменты важна поддержка людей, особенно семьи.

Страшные военные действия и события того времени повлияли на жизнь людей, становление их характеров. Примером может стать семья Болконских. Андрею пришлось оставить свою беременную супругу и уйти на войну. Долг звал его. Для этой семьи честь и достоинство были превыше всего, поэтому они ставили отечественные ценности важнее личных.

Автор хотел показать, что в тяжелые времена люди должны объединяться, помогать друг другу, заботиться, несмотря на звания и знатное происхождение. Он показал своим читателям пример Наташи Ростовой, которая предложила отдать их вещи раненым солдатам, разместить в доме.

В семье Ростовых писатель хотел воплотить самые лучшие качества человечества. Он показал их как семейный идеал, на который нужно равняться. С помощью этих героев читатель понимает, что счастливые семейные отношения строятся на дружбе, любви, взаимопонимании, уважении. Родственные узы особенно важны в тяжелые времена. Поддержка просто необходима в период войны, без нее никуда.

В своем сочинении на тему: «Семейная и народная мысль» я проанализировал 3 семьи: Курагиных, Ростовых, Болконских. Они разные между собой, имеют свои характерные черты. Ростовы — образец для подражания, показывают, какой должна быть настоящая семья. Болконские — люди слова, чести, долга и достоинства. Они дают понимание, каково должно быть отношение к Отечеству, учат любви к Родине и патриотизму. Курагины — это антипример. Эти люди — полная противоположность здоровых отношений в семье. Они показывают читателю, как не нужно делать.

Читайте также:
Оранжевое горлышко краткое содержание читать по главам

Считаю, что тема сочинения актуальна и в наши дни. Становление новой ячейки общества — самое важное событие в государстве, потому что из семей формируется весь российский народ. Каким он будет, зависит от того, какие качества прививаются именно в семье.

Идеальная семья в понимании Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир»).

Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”, которая выражалась в раздумьях о типах семей. Писатель считал, что семья основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе.” По мнению Толстого, семья – это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья – это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения.

1.Каков толстовский идеал семьи? Это патриархальная семья, с ее святой добротою, с заботой младших и старших друг о друге, с умением больше отдавать, чем брать, со взаимоотношениями, построенными на добре и правде. По мнению Толстого, семью делает семьей постоянная работа души всех членов семьи.

2. Все семьи разные, но духовную общность людей писатель обозначает словом «порода».Мать –синоним мира у Толстого ,ее духовный камертон. Главное , без чего не может быть настоящей семьи-это искренность. Толстой считает: «Нет красоты там, где нет правды».

3.В романе мы видим семьи Ростовых и Болконских.

А).Семья Ростовых — идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом.Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни.

Родители воспитывали своих детей, отдавая им всю свою любовь, Они могут понять, простить и помочь. Например, когда Николенька Ростов проиграл Долохову огромную сумму денег, то не услышал ни слова упрека от своего отца и смог заплатить карточный долг.

Б).Дети этой семьи вобрали в себя все лучшие качества “ростовской породы”. Наташа — олицетворение сердечной чуткости, поэтичности, музыкальности и интуитивности. Она умеет по-детски радоваться жизни и людям. Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.

В). В отличие от Ростовых, Болконскиеживут разумом, а не сердцем. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. На первый взгляд, отношения в этой семье складываются трудно, лишены сердечности. Однако внутренне эти люди близки друг другу. Они не склонны к проявлению своих чувств.

Г).Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служилого ( дворянства, преданного тому, кому “присягал”. Понятие чести и долга офицера для него были на первом месте. Он служил при Екатерине II, участвовал в походах Суворова. Главными добродетелями он считал ум и деятельность, а пороками — лень и праздность. Жизнь Николая Андреевича Болконского — непрерывная деятельность. Он либо пишет мемуары о былых походах, либо управляет имением. Князь Андрей Болконский очень уважает и чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести. “Твоя дорога— дорога чести”,— говорит он сыну. И князь Андрей выполняет напутствие отца и во время кампании 1806 года, в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, и во время войны 1812 года.

Марья Болконская очень любит своего отца и брата. Она готова отдать всю себя ради родных ей людей. Княжна Марья полностью подчиняется воле отца. Его слово для нее — закон. На первый взгляд, она кажется слабой и нерешительной, но в нужную минуту она проявляет твердость воли и силу духа.

Д). Это очень разные семьи, но в них, как и в любых замечательных семьях, много общего.И Ростовы, и Болконские — патриоты, их чувства особенно ярко проявились во время Отечественной войны 1812 года. Они выражают народный дух войны. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало позора отступления русских войск и сдачи Смоленска. Марья Болконская отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. Ростовы отдают свои подводы раненным на Бородинском поле солдатам и платят самым дорогим — гибелью Пети.

4. Именно на примере этих семей Толстой рисует свой семейный идеал. Для любимых героев Толстого характерны :

-постоянная работа души;

-естественность;

-искренняя любовь ;

-авторитет родителей;

-бережное отношение к родным;

-патриархальный жизненный уклад;

-гостеприимство;

-ощущение того, что именно дом, семья- опора в тяжелые минуты жизни;

-«детскость души»;

– близость к народу.

Именно по этим качествам мы узнаем идеальные, с точки зрения писателя, семьи.

5.В эпилоге романа показано еще две семьи, удивительным образом соединившие любимые семьи Толстого. Это семья Безуховых (Пьер и Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых — Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых доброту и нежность, высокую духовность, а у Николая проявляется душевная доброта в отношениях с самыми близкими людьми.

« Все люди как реки, у каждого свой исток: родной дом, семья , ее традиции..» – так считал Толстой. Поэтому такое большое значение придавал Толстой вопросу о семье. Именно поэтому «мысль семейная» в романе «война и мир» была важна для него не менее, чем «мысль народная»

Читайте также:
Господа Головлевы - краткое содержание романа, история создания

2. Тема одиночества как ведущий мотив творчества М.Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

1.Именно поэтому одиночество – центральная тема его поэзии.

А). Лирический герой Лермонтова – это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Он не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

Б). Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.

Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.

В). Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:

Любить. но кого же. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей – лицемерами, оклеветавшими его.

Г). В стихотворении “Утес” Лермонтов иносказательно рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.

В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

Д). Лирический герой — изгнанник не только общества, но и своей родины, при этом его отношение к отчизне двояко: безотчётно любя свою родину, он тем не менее безраздельно одинок в ней. Так, в стихотворении «Тучи» Лермонтов сначала сопоставляет своего лирического героя с тучами («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники. »), а потом противопоставляет его им («чужды вам страсти и чужды страданья»). Поэт показывает тучи «вечными странниками» — это вечное странничество нередко несёт в себе оттенок скитальчества, характерной чертой лермонтовского героя становится бесприютность.

Понятие родины связано у Лермонтова прежде всего с понятием народа, труда, с природой («Родина»), однако лирический герой, свободный и гордый человек, не может жить в «стране рабов, стране господ», он не приемлет Россию безропотную, покорную, в которой царят произвол и беззаконие («Прощай, немытая Россия. »).

2. Как воспринимает лирический герой Лермонтова свое одиночество?:

А) В некоторых случаях обреченность на одиночество навевает грустное, печальное настроение. Лирический герой Лермонтова и хотел бы «подать руку» кому-нибудь, кто его поймет и избавит от одиночества, да некому .В таких произведениях, как «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» и др., одиночество выступает как вечный удел всех созданий и прежде всего — человека.Э моциональный мотив таких стихотворений — тоска, осознание трагизма жизни.

Б) Однако чаще одиночество воспринимается лирическим героем Лермонтова как знак избранничества. Именно это чувство можно назвать гордым одиночеством. Лирический герой Лермонтова одинок потому, что он выше людей, которые не только не хотят, но и не могут понять его. В светской толпе, вообще в человеческом обществе нет никого, кто был бы достоин поэта. Он одинок потому, что он — необыкновенный человек, и таким одиночеством действительно можно гордиться. Эта мысль проходит через такие стихотворения, как «Нет, я не Байрон, я другой…», «Смерть поэта», «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Парус».

Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.

Тема семьи в романе Война и мир Толстого сочинение

Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” – это одно из великих произведений в русской литературе. Благодаря ему читатель учится таким прекрасным качествам, как доброта, справедливость, честность, и другие. Тема семьи – одна из самых выдающихся тем в романе. В нём ясно видны настоящие семейные ценности. Каждый человек вырос в своих обстоятельствах, поэтому и представление о семье у каждого свое. Для кого-то это тёплый, уютный дом, где всегда пахнет чем-то вкусным, где всегда ждут домой. А для других семья – это место, где не принято выражать свои чувства, нет поддержки, уважения, и даже любви. А бывает, что вообще родители ничему хорошему своих детей не учат. И когда они вырастают, им трудно меняться, трудно любить. Потому что в детстве они не видели родительской любви, им не прививали хорошие качества. Всё эти три примера семьи описываются в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”.

Читайте также:
Бедная Лиза - краткое содержание повести, история создания

Курагины. В этой семье ярко видны лицемерие, обман, фальш. Глава семьи – Василий Курагин – постоянно стремится к обогащению. Он очень эгоистичный и жадный человек. Своих детей он обучает этим же качествам. Свою дочь Элен он выдаёт замуж за богатого человека Пьера. Своего сына Анатоля он сватает с Марьей Болконской. И не случайно. Ведь она – обеспеченная скромная княгиня. В сердце Василия нет искренней любви к своим детям. По поведению Элен и Анатоля видно, что их воспитанию уделялось мало времени.

Болконские. Эта семья отличается от Курагиных. В отличии от Василия, Николай Болконский хорошо воспитывал своих детей, Марью и Андрея. Но в какой-то степени им все равно не хватало отцовской любви. В семье не было принято проявлять свои чувства. Василий как-то равнодушно принял будущего супруга своей дочери. Сыну Андрею он не помогает по службе, потому что хотел, чтобы тот всего в жизни добивался сам.

Ростовы. Эта семья самая образцовая. В ней царит любовь и уважение, а также взаимопонимание. Наталья, Николай и Пётр вырастают порядочными людьми. Илья Ростов, глава семьи, много времени проводит со своими детьми, всегда их поддерживает и помогает им. Это пример настоящей, крепкой семьи.

Сравнивая эти семьи, хочется всегда в пример ставить семью Ростовых, и учится на ошибках Курагиных. Потому что именно такой должна быть настоящая семья, в которой от жизни получаешь только радость и удовлетворение. По мнению писателя, семья должна быть крепкой основой общества, и её никогда не сломают никакие испытания.

2 вариант

Семья для Льва Толстого – это не только почва для формирования человеческой души, но и критерий для фундамента общества. Он показывает в романе такие семьи: Ростовы, Болконские и Курагины. Ростовы все очень добрые, а Наташа – плод любви. Они обожают друг друга, но в итоге, так, как отец все им позволял, их семья на грани разорения. Здесь все готовы прийти на помощь. В этой семье царит гармония, понимание и поддержка. Именно эта семья для Льва Толстого была примером для подражания и он показал собственные представление о настоящей русской семье. Только Вера, эгоистична, меркантильна, выйдя замуж, с мужем думают только как разбогатеть. Как она сама говорила, что она рада, что не имеет всех этих нежностей. Но все же эта семья одна из образцовых семей русской нации.

В отличие от Ростовых, Болконские немного отличаются. В этом доме царит мужское воспитание, так как они живут без матери. Они воспитаны строго и там нет таких приятностей. Все сильны духом. Андрей на протяжении всего романа прошел духовною эволюцию, где Марья просто ждёт семейного счастья, как по сценарию. Но все же они унаследовали лучшие качества своего отца. Дети умеют любить по-настоящему людей, видя только лучшие качества. Когда сын Николая шел на войну, он хотел, чтобы дед воспитал внука, так как зал, что это будет все по чести и справедливости и сын будет даже лучше чем он сам.

Насчёт третьей семьи Курагиных. Они совсем непохожи на предыдущие. Василий, отец, глава семьи – прогнившая и черствая натура, которая только прячется за хорошим поведением. Но он знает, с кем дружит, за кого сватает детей. Ему важна только материальная выгода. Их идеал – вульгарность, разврат, деньги. Толстой презирает Курагиных, они просто “светская чернь”. Это как мерзкую жабу одеть в лучшие наряды. Их можно сравнить так. Все с этой семье не умеют любить без выгоды, сопереживать, заботится не только о себе, но и об других.

В конце хочу сказать, что же все-таки тема семьи значит в романе “Война и мир”. Одна из главных тем, которая пронизывает весь роман. Семья является главным критерием, чтобы быть счастливым. Весь смысл раскрывается в истории Андрея Болконского. Он понял, для того, чтобы быть счастливым нужно иметь любящую семью, людей которые окружают и любят тебя. Воспитание влияет на всю будущею жизнь, но все-таки кем быть решает сам человек. Сам писатель донес эту информацию к нам, что семья это главное, что в нас есть и мы должны беречь, уважать ее.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема семьи в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Н.В. Гоголь — это не только великий писатель и драматург, но и литературный новатор. Под его пером появились оригинальные произведения, отличающиеся от всего, что было до.

На протяжении своей творческой карьеры Антон Павлович Чехов, писал на животрепещущие темы для народа, темы у него настолько жизненные, что от них не куда не деться, а преодолеть их необходимо.

Принято считать, что образ женщины в литературных произведениях всегда должен быть красивым и привлекательным, и в большинстве случаев это действительно было так. Однако, существуют и романы

В наше время от многообразия профессий голова идет кругом. Поэтому найти свое призвание в жизни становится еще сложнее. При таком стремительном развитии общества многие профессии перестают существовать

Читайте также:
Варвара ℹ характеристика героини из пьесы А.Н. Островского "Гроза", описание образа, внешности и характера, отношения с братом Тихоном и окружающими, девиз жизни

В силу определенных денежных обстоятельств, Достоевский принял решение заключить соглашение с издательством, согласно которому, роман «Игрок» должен был быть написанным за рекордно короткие сроки.

Сочинение: Тема семьи в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

(670 слов) Лев Николаевич Толстой является одним из самых ярких писателей «золотого века» в русской литературе. Его произведения остаются актуальными и в наше время, ведь в них автор затрагивает важные и вечные темы. Одной из них является тема семьи. Для самого писателя семья представляет высшую ценность. Именно поэтому положительные герои Толстого не бывают одинокими. Рассмотрим поподробнее, как раскрывается тема семьи в роман-эпопее «Война и мир». Автор сосредоточил свое повествование вокруг трех семей — Ростовых, Болконских и Курагиных. Чтобы понять, какие качества он выше всего ставит в социальных институтах, нужно охарактеризовать оба семейства.

Илья Андреевич — глава семьи Ростовых. Человек с доброй и щедрой душой, который обожает свою супругу и детей. Также герой отличается своей душевной простотой, из-за чего он не способен вести хозяйство. Так, большая семья оказывается на грани разорения. Однако добрая душа Ростова не позволяет ему в чем-то отказать домочадцам. Герой ведёт роскошный образ жизни и безотказно оплачивает долги своего сына. Основной принцип этой семьи — дети должны почитать родителей, а родители должны уважать детей. Читателю нетрудно заметить, насколько отзывчивой и доброй является семья Ростовых. Ведь члены этой семьи всегда готовы протянуть руку помощи. Неудивительно, что у них много друзей. Именно эти люди вырастили и воспитали настоящих патриотов своей страны — Петю, Николая, Наташу. Верные своим убеждениям Ростовы достойны подражания. Безусловно, уважения заслуживает поистине благородный поступок Наташи Ростовой, когда главная героиня уговорила родителей увезти из осажденной Москвы не ценности, а раненых солдат. Ведь для Ростовых доброта превыше всего. Они готовы даже остаться без гроша в кармане, но при этом совершить благородный поступок. Наташа Ростова вообще является одной из самых любимых героинь писателя. Ведь это девушка с естественной и открытой душой. По мнению Толстого, героиня воплощает в себе идеал русской женщины. И главную роль в ее формировании сыграли родители. Таким образом, именно Ростовы олицетворяют представление автора об идеальной семье. Благодаря ее описанию, читатель понимает, насколько важен этот социальный институт в жизни каждого человека.

Семья Болконских несколько отличается от семьи Ростовых. Мужчины в этом роду служат на военном поприще, а каждая женщина является талантливой и одухотворенной личностью. Болконские — это сильные люди, наделенные умом и волей. Глава этой семьи — Николай Андреевич, человек с достаточно резким характером. Однако и жестоким его назвать нельзя. Он строг, но справедлив. Николая почитают, уважают и даже немного побаиваются его собственные дети. Герой высоко ставит умных и образованных людей, поэтому он всеми силами пытается привить детям эти качества. Андрей Болконский унаследовал от отца прекрасные качества: ум, благородство, гордость, решительность. На долю этого персонажа выпало немало испытаний и трудностей, которые привели к его духовному преображению. В конце своей жизни Болконский все же понял свое истинное предназначение и смысл жизни. Именно тогда герой осознал, что счастливым можно стать только тогда, когда с тобой рядом находятся родные и близкие люди. Сестра Болконского, Марья, будучи внешне непривлекательной, отличается прекрасной душой. Она верит в Бога и выполняет все его заветы: помогает бедным, сносит без ропота все обиды, держит себя скромно и все свое сердце отдает любви. Автор показывает, как эта хрупкая и романтичная девушка терпит все грубости отца, не переставая его искреннее любить. Она приносит в жертву семье свои желания и потребности и не просит ничего взамен. Таким образом, дети Николая унаследовала от него самые лучшие качества, но не переняли грубость и властность своего отца. Марья и Андрей Болконские способны развиваться духовно, потому что они способны на искреннюю и чистую любовь.

Семья Курагиных является полной противоположностью двух рассмотренных семей. Князь Василий отличается алчной и лицемерной натурой. Для героя важнее всего деньги, власть и общественное положение. Он не любит семью и постоянно жалуется на детей, которые дорого ему обходятся. Но дети лишь являются точной копией отца. Ипполит, Анатоль и Элен, будучи внешне привлекательными людьми, являются пустыми и бесцельными внутренне. Они поглощены жаждой наживы, роскоши, признания, поэтому не имеют никаких духовных ценностей. В их доме мать завидует дочери, а сын разоряет отца. По мнению писателя, эта семья символизирует мир «светской черни». А Толстому до глубины души были неприятны такие люди.

Можно утверждать, что тема семьи является одной из главных тем знаменитого произведения Льва Толстого. Автор мастерски показал, как воспитание героев влияет на их дальнейшее мироощущение, отношение к людям и духовным ценностям.

Тема семьи в романе «Война и мир»

Вступление

Лев Толстой – один из величайших прозаиков 19 века, «золотого века» русской литературы. Его произведения вот уже два столетия читают во всем мире, потому что эти поразительно живые и яркие словесные полотна не просто занимают читателя, а заставляют задуматься над многими важными для человека вопросами – и дают ответы на некоторые из них. Яркий тому пример – вершина творчества писателя, роман-эпопея «Война и мир», в котором Толстой затрагивает животрепещущие для всякого мыслящего человека темы. Тема семьи в романе «Война и мир» Толстого очень важна, как и для самого автора. Именно поэтому герои Толстого практически не бывают одинокими.

В тексте полнее всего раскрываются устройство и взаимоотношения трех совершенно разных семей: Ростовых, Болконских и Курагиных – из которых первые две в большинстве своем соответствуют мнению самого автора по этому вопросу.

Читайте также:
Математические загадки в стихах и прозе для детей

Ростовы, или великая сила любви

Глава большой семьи Ростовых, Илья Андреевич – московский дворянин, человек очень добрый, щедрый и доверчивый, обожает жену и детей. Ввиду крайней душевной простоты он совершенно не умеет вести хозяйство, поэтому семья находится на грани разорения. Но Ростов-старший не может ни в чем отказать домочадцам: ведет роскошную жизнь, оплачивает долги сына.

Ростовы очень добры, всегда готовы прийти на помощь, искренны и отзывчивы, поэтому у них много друзей. Неудивительно, что именно в этой семье вырос настоящий патриот Родины Петя Ростов. Семье Ростовых совершенно не присуща авторитарность: здесь дети уважают родителей, а родители – детей. Именно поэтому Наташа смогла уговорить родителей вывезти из осажденной Москвы не ценные вещи, а раненных солдат. Ростовы предпочли остаться без гроша в кармане, а не преступить законы чести, совести и сострадания. В образах семьи Ростовых Толстой воплотил собственные представления об идеальном родовом гнезде, о нерушимой связи настоящей русской семьи. Это ли не лучшая иллюстрация, могущая показать, насколько велика роль семьи в «Войне и мире»?

«Плод» такой любви, такого высокоморального воспитания прекрасен – это Наташа Ростова. Она вобрала в себя лучшие качества родителей: от отца взяла доброту и широту натуры, желание осчастливить весь мир, а от матери – заботливость и хозяйственность. Одно из самых важных качеств Наташи – естественность. Она не способна играть роль, жить по светским законам, ее поведение не зависит от мнения окружающих. Это девушка с раскрытой нараспашку душой, экстраверт, способный целиком и полностью отдаваться любви ко всем людям вообще и ко своей второй половинке. Она – идеал женщины с точки зрения Толстого. И этот идеал воспитала идеальная семья.

Другой представитель младшего поколения семьи Ростовых, Николай, не отличается ни глубиной ума, ни широтой души, однако это простой, честный и порядочный молодой человек.

«Гадкий утенок» семьи Ростовых, Вера, выбрала для себя совсем другой путь – путь эгоизма. Выйдя замуж за Берга, она создала семью, не похожую ни на Ростовых, ни на Болконских. Эта ячейка общества основана на внешнем лоске и жажде обогащения. Такая семья, по мнению Толстого, не может стать фундаментом общества. Почему?

Болконские: долг, честь и разум

Семья Болконских, служивых дворян, несколько отличается. Каждый из членов этого рода – примечательная личность, талантливая, цельная и одухотворенная. Это семья сильных людей. Глава семьи, князь Николай, – человек крайне резкого и неуживчивого характера, но не жестокий. Поэтому его уважают и побаиваются даже собственные дети. Больше всего старый князь ценит умных и деятельных людей, и поэтому пытается воспитать в дочери такие качества. Андрею Болконскому от отца достались благородство, острота ума, гордость и независимость. Сын и отец Болконские – разносторонне образованные, умные и сильные духом люди. Андрей – один из самых сложных персонажей романа. С первых глав эпопеи и до конца своей жизни этот персонах проходит сложнейшую духовную эволюцию, пытаясь постичь смысл жизни и найти свое призвание. Тема семьи в «Войне и мире» во всей полноте раскрывается в конце жизни Андрея, когда он все-таки понимает, что счастливым может стать только семьянин, окруженный дорогими сердцу людьми.

Сестра Андрея, княжна Марья Болконская, показана в романе как абсолютно цельный физически, психологически и нравственно человек. Девушка, не отличающаяся физической красотой, живет в постоянном ожидании тихого семейного счастья. Это наполненная любовью и заботой лодка, ждущая терпеливого и умелого капитана. Эта умнейшая, романтичная и крайне религиозная девушка покорно сносит все грубости отца, ни на миг не переставая любить его сильно и искренне.

Таим образом, младшее поколение семьи Болконских унаследовало все лучшие качества старого князя, оставив без внимания лишь его грубость, властность и нетерпимость. Поэтому Андрей и Марья способны по-настоящему любить людей, а значит, способны развиваться как личности, подниматься по духовной лестнице – к идеалу, к свету, к Богу. Поэтому война и мир семьи Болконских так сложны для понимания большинства их современников, поэтому ни Мария, ни Андрей не любят светскую жизнь.

Курагины, или мерзость пустого эгоизма

Семья Курагиных прямо противоположна двум предыдущим родам. Глава семьи, князь Василий, за внешним лоском прячет прогнившую натуру алчного, насквозь фальшивого грубияна. Для него главное – это деньги и общественное положение. Его дети, Элен, Анатоль и Ипполит, ничем не уступают отцу: внешне привлекательные, поверхностно умные и успешные в обществе молодые люди на деле – пустые, хоть и красивые, сосуды. За собственными эгоизмом и жаждой наживы они не видят духовного мира – или не желают видеть. В общем, семья Курагиных – это мерзкие жабы, одетые в кружева и обвешанные драгоценностями; они сидят в грязном болоте и довольно квакают, не видя прекрасного бесконечного неба над головой. Для Толстого эта семья – олицетворение мира «светской черни», который сам автор презирал всей душой.

Выводы

Заканчивая сочинение «Тема семьи в романе война и мир», я хочу отметить, что эта тема – одна из основных в тексте. Эта нить пронизывает судьбы почти всех героев произведения. Читатель может в действии наблюдать причинно-следственную связь между воспитанием, атмосферой в родительском доме, дальнейшей судьбой повзрослевшего человека – и влиянием его на мир.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: