Дон Кихот краткое содержание романа Мигеля де Сервантеса

Краткое содержание романа «Дон Кихот»

Сюжетная линия данного произведения строится вокруг одного испанского идальго. Круглосуточное чтение исторических романов о приключениях рыцарей доводят его до сумасшествия. Он решает уподобиться им, становясь странствующим рыцарем, миссия которого спасать и защищать угнетенных. Краткое содержание романа Мигеля Сервантеса «Дон Кихот» по главам и частям унесет читателя в мир отважных приключений и забавных ситуаций, происходящих на каждом шагу с главным героем и его верным оруженосцем.

Главные герои

  • Дон Кихот – странствующий рыцарь.
  • Санчо Пансо – оруженосец. Помощник Дон Кихота.

Второстепенные персонажи

  • Дульсинея Тобосская – воображаемая возлюбленная Дон Кихота, ради которой свершались подвиги.
  • Антония – племянница Дон Кихота.
  • Ключница – ведет домашнее хозяйство в доме рыцаря.
  • Священник
  • Цирюльник
  • Самсон Карраско – автор книги о Дон Кихоте.

Часть первая

Глава 1

Дошло до того, что Алонсо совсем обезумел, перестав отличать реальность от вымысла. Свихнувшись окончательно, его посетила совершенно дикая идея, стать странствующим рыцарем. Кое-какие доспехи были найдены в чулане. Шлем соорудил сам, из шишака. Верным конем стала старая кляча со звучным именем Росинант. Дамой сердца, ради которой будут свершаться подвиги становится Альдонса Лоренсо, переименованная в Дульсинею Тобосскую, уроженку Тобосо. В эту девушку Алонсо был когда-то влюблен. Назвав себя Дон Кихотом и посчитав, что он полностью готов к великим подвигам, герой решает поутру отправиться в дорогу навстречу приключениям.

Глава 2

Глава 3

Одному из погонщиков мулов вздумалось напоить скотину. Для этого надо было снять доспехи с корыта, охранявшиеся Дон Кихотом. Проигнорировав угрозы, погонщик просто отшвырнул их в сторону за что получил удар копьем. Хозяину надоел безумный гость до чертиков. Треснув его по затылку и ткнув по спине мечом, трактирщик проводит обряд и выпроваживает гостя за порог.

Глава 4

Главы 5-6

Богатая библиотека героя была уничтожена подчистую, кроме парочки безобидных с точки зрения священника изданий. Их было решено пощадить.

Главы 7-10

Подъезжая к поляне, Дон Кихот принял ветряные мельницы за великанов, вступив с ними в бой. Благоразумный Санчо пытался его отговорить, но после того, как его назвали трусом, решил не вмешиваться. Вонзив копье в крыло мельницы, Дон Кихот не ожидал, насколько сильным окажется ветер. Сильный порыв развернул крыло. Копье разлетелось в щепки. Всадник свалился на землю с коня. Санчо подбежал к хозяину, убедиться жив он или нет. Помог ему взгромоздиться на лошадь и они двинулись в путь.

По пути им попались монахи, которых воспаленное воображение Дон Кихота нарисовало бандитами с большой дороги, а даму в карете, следовавшую за ними он принял за заложницу. Все доводы иноков ни к чему не привели. Снова сражение. Монахи повержены. Санчо не растерялся, бросился грабить лежащих на земле людей, ведь добыча должна принадлежать тому, кто победил.

Погонщики наблюдая эту картину, решили разобраться с наглецом. Они избивают Санчо до полуобморочного состояния. Дон Кихот обращается к сеньоре с просьбой сообщить его любимой о его подвиге. Слуги дамы очнулись. Видя, что к госпоже пристает незнакомый господин, кидаются в бой.

В битве с бискайцем Дон Кихот получает ранение. Самому бискайцу грозила смерть. Дамы из кареты пообещали выполнить любую просьбу господина, лишь бы их слугу оставили живым. Несчастный должен отыскать Дульсинею в городе и сказать, что его послал Дон Кихот, а дальше пусть она делает с ним что хочет.

Рана на ухе Дон Кихота кровит. Между Санчо и его господином ведется занимательная беседа. Алонсо травит очередную байку о чудодейственном бальзаме, рецепт ему известен. Санчо, как всегда, во всем ищущий выгоду предлагает торговать им. Деньги не помешают, но Дон Кихот против такого способа заработка. Путешественники решили перекусить и подумать, где провести ночь. На улице темнело, а они без крыши над головой.

Глава 11

Глава 12

Главы 13-15

Перед погребением Хризостома читают его рукопись, где он излил бумаге всю душу, страдая от безответной любви.

Дон Кихот и Санчо отправляются в лес на поиски Марселы. Росинант очень подвел хозяина, когда вспомнил молодость и помчался к кобылицам в чужой табун. Незваному гостю были не рады. Дон Кихоту пришлось спасать скакуна от кобыл и разозлившихся погонщиков, исхлеставших его дубинами. В этой битве рыцарь проиграл. Его с помощником так отдубасили, что они еле ноги унесли. Судьба привела их на постоялый двор, который по ошибке был вновь принят за замок.

Глава 16

Главы 17-20

Следующая битва была со стадом баранов, ошибочно принятых за вражеское войско. Бедные животные еле спаслись. Пастухи увидев, что на их баранов напали, ринулись в атаку, закидав Дон Кихота камнями.

Ночь преподнесла еще один сюрприз. Попавшаяся навстречу похоронная процессия показалась в темноте привидениями. На этот раз обошлось без драки, что опечалило рыцаря, ведь подвиг не состоялся. Из-за жалкого вида своего хозяина, Санчо дает ему прозвище Рыцарь Печального Образа.

Внимание путников привлек сильный шум воды. Они никак не могли определить, с какой стороны может находиться источник. Громкие удары, раздавшиеся поблизости напугали их. Это были сукновальные молоты. Санчо предвидя дальнейшие действия хозяина, спутывает задние ноги его коню, не давая ему сойти с места.

Главы 21-25

Следующей в списке подвигов становится миссия по спасению каторжников, идущих на галеры, но вместо ожидаемой благодарности за спасение они избивают своего спасителя за то, что он попросил передать от него привет своей Дульсинее.

Пока герои спали, был похищен осел Санчо. Обнаружив пропажу, оруженосец зарыдал так громко, что разбудил своими воплями Дон Кихота. Потеря была сполна возмещена найденным по близости чемоданом с золотыми монетками и книгой, которую рыцарь решил оставить себе, а деньги по доброте душевной отдал оруженосцу. От козопаса они узнают, кто хозяин оставленных вещей. Им оказывается полусумасшедший парень, страдающий от несчастной любви.

Рыцарь пишет два письма, Дульсинее и племяннице и просит Санчо доставить их до адресата. На радостях, что скоро увидит дом родной, оруженосец забывает о просьбе хозяина.

Главы 26-30

Священник переодевается в девушку, а цирюльника наряжает в слугу, но потом передумывает и они меняются ролями. Санчо приводит их в лес, где должен скрываться Дон Кихот, но вместо него путники натыкаются на Карденьо, поющего грустную песню. Новый знакомый делится историей своей любви.

Читайте также:
Тема родины в творчестве Маяковского - патриотические произведения

Его душевные излияния были прерваны печальным голосом, раздавшимся неподалеку. Его хозяйкой оказалась Доротея, прекрасное создание в мужском платье. Она рассказывает грустную историю своей жизни.

Мужчины делятся с ней своим хитроумным планом и уговаривают помочь им в этом деле. Доротея соглашается. Девушка переодевается в наряд принцессы и заманивает Дон Кихота в ловушку, притворившись что нуждается в его заступничестве. Отказать даме в помощи он не мог.

Санчо находит своего осла. Верхом на нем восседал каторжник, освобожденный Дон Кихотом.

Главы 31-35

Путники возвращаются на постоялый двор, где решили заночевать. В полудреме Дон Кихоту мерещатся враги. Размахивая мечом он попадает в мешки с вином, ошибочно приняв их за великанов. Хозяин двора был в гневе от увиденной картины. Он готов был убить своего постояльца, если бы не священник, вовремя остановивший его и объяснивший, что имеют дело с сумасшедшим.

Главы 36-40

Главы 41-46

Дон Кихот обрадовавшись, что все проблемы решены, обвинения сняты, вознамерился продолжить путь, но не тут-то было. Для него уже была уготована клетка из палок, сколоченная на скорую руку цирюльником и пастором, решившим доставить больного по месту жительства, в родную деревню.

Главы 47-52

Первым делом по приезду домой, оруженосец обрадовал жену радостной новостью. Скоро он должен стать графом или губернатором. Это уж как получится. Женщина не особо поверила в россказни супруга, но спорить не стала. Единственное о чем ее попросил Санчо, держать язык за зубами и особо не распространяться по поводу его предстоящего повышения.

Ключница с племянницей взяли на себя все заботы о рыцаре. Они ухаживали за ним, как за маленьким ребенком, не спуская с него глаз и предугадывая просьбы больного. Вид у рыцаря был жалкий. Слезы наворачивались на глаза, когда родные смотрели на него. Священники попросил не выпускать дядюшку из поля зрения, вдруг опять надумает отправиться на подвиги.

Часть вторая

Главы 1-10

Следующим визитером стал Санчо. Он требовал свои права на обещанный остров. Оруженосец заинтриговал безумца новостью о том, что совсем недавно в свет вышла книга, повествующая об их приключениях. Дон Кихот требует привести к нему бакалавра.

Бакалавр развеивает все сомнения. Он подтверждает, что такая книга и правда есть и пользуется большой популярностью среди читателей. В разговоре они корректируют некоторые моменты из своих путешествий, чтобы не вводить читателя в заблуждение. Воспоминания разбередили раненую душу героя. Ему вновь захотелось навстречу подвигам и приключениям.

Ключница первая заподозрила неладное. Она поняла, что хозяин задумал отправиться в третий поход. Все попытки остановить это безумие оказалась тщетны. Перед походом рыцарь решил получить благословение из уст любимой. Вместе с Санчо они отправляются к Дульсинее, но вот беда, никто из них не знал точно ее адрес.

Дон Кихот признается, что никогда не видел Дульсинею. Влюбился в нее по слухам и рассказам о ее красоте. Санчо решил воспользоваться ситуацией на свое усмотрение. Он выдает за прекрасную принцессу обычную крестьянскую девку. Рыцарь разочарован. Вместо красавицы его муза оказалась дурнушкой.

Главы 11-15

Дон Кихот знакомится с рыцарем Зеркал, страдающего от несчастной любви. Новый знакомый хвастается, что готов на все, даже одолеть самого Дон Кихота. Такое хвастовство и наглая ложь вывели Дона из равновесия. Он вызывает нахала на поединок.

В драке выясняется правда. Рыцарь Зеркал не кто иной, как автор книги о Дон Кихоте. Парень таким образом хотел вернуть чудака домой. Пока Дон Кихот наслаждался лаврами победителя, Самсон Карраско затаил обиду за поражение. Подлечив раны у местного костоправа, Самсон продолжает преследовать Дон Кихота, чтобы при случае отомстить старику.

Главы 16-21

Внимание путников привлекла повозка со львами. Вот где шанс проявить себя. Рыцарь приказывает погонщику открыть клетку с хищниками. Он уже представляет, как вступает в схватку и выходит из нее победителем. Львы, глядя на ополоумевшего старика, передумали выходить из клетки. Дон Кихот после этого случая стал называть себя Рыцарем Львов.

К полудню все добрались до имения Рыцаря Зеленого Плаща. Такое прозвище дал Диего Дон Кихот. Несколько дней герои наслаждались оказанным гостеприимством. Пили вино, ели от души. После такой вольготной жизни покидать богатый дом им совсем не хотелось.

Следующим приключением становится случай на свадьбе прекрасной Китерии и ее жениха Камачо. Влюбленный в девушку Басильо вонзает у всех на глазах себе в грудь кинжал. Как выяснилось позже, все было изначально подстроено Китерией и Басильо, чтобы сорвать свадьбу. Камачо был не в обиде. Не нужна ему такая жена, любящая другого.

Главы 22- 26

На постоялом дворе, где остановились Санчо и Дон появляется интересная личность в компании обезьянки-прорицательницы, предсказывающей будущее.

На представлении театра марионеток, Рыцарь Львов вновь отличился, порубив всех кукол, приняв их за настоящих воинов. Театру был нанесен непоправимый ущерб. Пришлось возмещать убытки.

Главы 27-35

Внимание путников привлекли громкие голоса. На луге собралась толпа народа. Причина столпотворения соколиная охота с участием важных персон, герцога и герцогини. Наслышанные о подвигах Дон Кихота его приглашают в летний дворец погостить, где все вдоволь над ним понатешились.

Главы 36-41

Главы 42-59

Ночью Санчо разбудили крики о том, что на остров напали неприятели. Его упаковывают в неподъемные латы. В них он и шагу сделать не может. Санчо падает. Вокруг раздавались крики, лязг оружия. После этого он услышал, что враг повержен. Его поздравляют с победой, но Санчо всеобщего ликования не разделял. Сев на осла, он уезжает из замка, отказавшись от должности.

Дон Кихоту надоела праздная жизнь у герцога. Он соскучился по своему оруженосцу. Поблагодарив герцога за гостеприимство, рыцарь отправляется в путь. Услышав жалобные крики осла и Санчо, доносившиеся из ямы, он понимает, что друг в беде. На помощь пришел герцог. Совместными усилиями им удалось вытащить Санчо на поверхность вместе с ослом. Дон Кихот направляется в Барселону, где должен состояться рыцарский турнир.

Читайте также:
"Белые ночи" краткое содержание повести Ф.М. Достоевского, история создания, анализ произведения, характеристика главных героев, жанр, сюжет, основная мысль и проблематика

Главы 60-74

Все хорошенько обдумав, Дон Кихот понимает, что пора возвращаться домой. Это было правильным решением. Подустал он от всех приключений. Измотали его подвиги, подорвали здоровье. По дороге рыцарь заболел лихорадкой. До него доходит насколько жалок его конь, эта старая кляча с громким прозвищем Росинант, а его доспехи, ведь они совсем никчемные.

Перед смертью он признает, что его существование было лишено смысла. Он потратил столько времени на то, что ему было совсем не нужно, упустив для себя что-то важное, главное. Он преследовал призрак и был явным посмешищем для всех. Теперь он снова Алонсо. Нет больше Дон Кихота. В завещании, он отписал все имущество и имение родной племяннице и настоятельно просил никогда не выходить замуж за рыцаря, тем более, странствующего. Умер тихо, без мучений. Так, как будто просто уснул.

Сервантес — Дон Кихот:
Краткое содержание

Часть первая

Главы 1-3

В Ламанчском селе жил себе один крепкий сухопарый идальго лет пятидесяти, чье имущество состояло из копья, щита, хромающей на все четыре ноги клячи и борзой собаки. При нем жили ключница, расторопный слуга и юная племянница Антония. Дни напролет он взахлеб читал рыцарские романы и больше ничем не занимался. В конце концов, мозг его порядком усох, а рассудок помутился.
Тогда-то его и осенила счастливая мысль «сделаться странствующим рыцарем», совершать подвиги и обессмертить свое имя. Себя идальго Кехана нарек Дон Кихотом Ламанчским, свою клячу – Росинантом. В дамы сердца выбрал деревенскую девушку из Тобосо – Альдонсу Лоренсо. Ей, чьи брови как «радуги небесные», тоже досталось звучное имя: Дульсинея Тобосская.

Не медля, он отправился в путь, без гроша в кармане, переживая лишь о том, что еще не был «посвящен в рыцари». Посчитав постоялый двор замком, он всех порядком насмешил, да еще ел и пил, не снимая шлема. Посвятить себя в рыцари он удостоил хозяина двора. Тот посоветовал идальго прихватить деньжат перед странствием, и уверил, что рыцари из романов совершали подвиги с тугим кошельком.

Доспехи будущего рыцаря ждали условленного часа на водопойном корыте, и их посмел передвинуть погонщик мулов. За что и заслужил удар копьем. Наконец, хозяин двора торжественно отвесил идальго подзатыльник, огрел его шпагой по спине, и на том завершил обряд.

Главы 4-6

Новоиспеченный рыцарь поворотил домой, чтобы взять впрок денег, сорочек и обзавестись оруженосцем. По дороге Дон Кихот заступился за плачущего пастушка, которого избивал «дюжий сельчанин». Но как только важный заступник исчез за поворотом, сельчанин продолжил избиение.

От встречных купцов рыцарь потребовал признаний, что его Дульсинея Тобосская – прекраснейшая из женщин, однако купцы вздумали потешаться над Дон Кихотом. Он кинулся на них с копьем, в ответ купцы навешали ему тумаков.

Ему помог добраться до дома знакомый земледелец. Священник и цирюльник, два его приятеля, чтобы выбить рыцарскую дурь из головы идальго, сожгли почти все его книги.

Главы 7-20

Однако угомонить идальго оказалось им не под силу. Дон Кихот тайком нашел себе единомышленника, хлебопашца Санчо Пансу, человека с мозгами явно «набекрень», пообещал, что быть тому губернатором острова, который они когда-нибудь обязательно завоюют. Новоиспеченный оруженосец последовал за своим рыцарем на осле.

Вскоре представился случай совершить первый подвиг: избавить мир от исполинов. За великанов сошли ветряные мельницы. Когда рыцарь ринулся на мельницу с копьем, одно крыло ее предательски повернулось и сбросило всадника на земле вместе с поломанным оружием.

Приметив карету, Дон Кихот подозревает, что в ней перевозят похищенных принцесс. Он «освобождает» сопротивляющихся путешественниц, и повергает в пыль их слугу-бискайца.

На постоялом дворе (для Дон Кихота – в замке) среди ночи он столкнулся с дочерью хозяина, крадущейся на свидание к погонщику мулов. Рыцарь принял ее за прекрасную даму, спешащую на встречу к нему самому. В поднявшейся суматохе и рыцаря, и его верного оруженосца нещадно поколотили. Санчо досталось дополнительное унижение: его подбрасывали в воздух на одеяле, как какую-то собаку во время карнавала.

В дороге пришлось Дон Кихоту одному сразиться с целым войском. Точнее, со стадом баранов. Однако пастухи не оценили его рвение и забросали рыцаря камнями. После этой бесславной битвы Санчо Панса нарек своего приунывшего господина Рыцарем Печального Образа.

Однажды оба всю ночь прислушивались к зловещему стуку, воображая, что их окружили враги. Утром стало ясно, что грохот исходил от обычных сукновальных молотов.

Главы 21-31

Под дождем спешил по своим делам цирюльник с водруженным на голову медным тазом. Дон Кихот принял таз за легендарный шлем Мамбрина. Вскоре «шлем» стал добычей рыцаря. Окрыленный успехом, он освободил по дороге отпетых каторжников, которых гнали на галеры. В благодарность он приказал им явиться к Дульсинее и передать ей от него привет. Однако у каторжников были свои планы, и они пребольно избили Дон Кихота.

Один из каторжников украл ослика Санчо Пансы. Впрочем, странствующую пару утешила находка сундука с деньгами и книгой стихов. Их владельцем был один безнадежно влюбленный юноша Карденьо. Рыцарь отправил оруженосца за ослом в свой дом. Там его встретили все те же благоразумные священник и цирюльник. Рыцарь забыл снабдить оруженосца письмами (одно – к Дульсинее), и тот передал их содержание на словах, в виде явной околесицы.

Священник, желая выманить рыцаря, предавшегося «покаянию» и самому высокому безумию, велел Санчо сказать своему господину, что его зовет к себе Дульсинея. Но тот ответил, что еще не овеял свое имя славой, чтобы возвращаться. Выманить рыцаря удалось только с помощью Доротеи, замешанной в истории с юношей Карденьо. Под видом принцессы она вывела Дон Кихота из леса.

Встретился путникам и каторжник на украденном ослике. После чего животное вернулось к своему законному хозяину. В пути увиделись они и с пастушком, за которого заступался в свое время рыцарь. Тот выбранил Дон Кихота, помощь которого пошла не впрок.

Главы 32-46

В ночную пору на постоялом дворе Дон Кихот сражался против бурдюка с вином. О нем поползли слухи по округе как о безумце. Вся компания стала свидетелем романтических и анекдотических историй, случившихся во время ночлега. Среди постояльцев оказался и обиженный Дон Кихотом цирюльник. За свой таз он получил от ламанчского священника плату. Пришлось задобрить деньгами и стражу, искавшую рыцаря по обвинению в освобождении каторжников. Священник уверил стражников, что толку в аресте сумасшедшего нет.

Читайте также:
Акмеизм - определение в литературе, особенности, принципы

Главы 47-52

В родное село строптивца хотели доставить в клетке, но он пообещал вести себя смирно. Впрочем, слово свое Дон Кихот не сдержал. Уже вскоре он внес смуту среди верующих, попытавшись отнять у них статую Святой Девы. Он принял статую за даму, плененную врагами.

Дон Кихота передали в руки племянницы и ключницы, а Санчо поплелся домой, все еще надеясь, что его мечта стать «графом или губернатором острова» сбудется.

Часть вторая

Главы 1-11

Спустя месяц священник и цирюльник нашли, что Дон Кихот оправился от помешательства и тяги к приключениям. Однако первое же упоминание рыцарства пробудило в Дон Кихоте жажду к новым подвигам. А все предыдущие подвиги уже были описаны в весьма популярной книге «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Эту новость рыцарь узнал от Санчо, а тот, в свою очередь, от Самсона Карраско, сына соседа. Он-то и посоветовал Дон Кихоту отправиться на некий рыцарский турнир, который ожидался в Сарагосе.

По пути Дон Кихот вознамерился испросить благословения от обожаемой Дульсинеи. Вместе с Санчо они плутали в поисках дома красавицы, а после оказалось, что Дон Кихот «влюбился в нее только по слухам». Выходило, что видел ее только Санчо, когда был послан передать письмо. Теперь же ему пришлось врать, чтобы не ворошить путаницу с письмами. Чтобы успокоить своего господина, оруженосец выдал за Дульсинею крестьянку на ослице. Она нагрубила рыцарю и его слуге, преклонивших перед ней колени. И рыцарь, взглянув на нее, вообразил, что без чародейства тут не обошлось: предполагаемая Дульсинея оказалась дурнушкой.

Главы 12-21

Во время привала Дон Кихот знакомится с хвастуном Рыцарем Зеркал. Тот уверял, что ему нипочем даже знаменитый Дон Кихот. Задетый в лучших чувствах рыцарь вызвал его на поединок и едва не умертвил. Бой прервал оруженосец Рыцаря Зеркал, объявивший, что его господин – всего лишь сосед Самсон Карраско. Таким оригинальным образом он рассчитывал вернуть неугомонного чудака домой. И в этом случае Дон Кихот заподозрил колдовство, а потому с пути своего не свернул. Компанию ему составил идальго Диего де Миранда.

В пути им встретились люди, перевозившие в клетке львов. Дон Кихот загорелся желанием одолеть диких зверей и велел отворить клетку. Это было исполнено, но львы не пожелали сражаться. Ничуть не разочарованный Дон Кихот присвоил себе новое прозвище: Рыцарь Львов, и последовал дальше.

В одном селе они присутствовали на свадьбе Китерии Прекрасной и Камачо Богатого. Церемонию прервал юноша Басильо Бедный, влюбленный в девушку. Он прилюдно ударил себя в грудь мечом, и в качестве последнего желания попросил Китерию хоть ненадолго стать его женой. Гости уговорили девушку венчаться. После чего Басильо оказался жив-здоров. Все было подстроено с согласия Китерии. Камачо уступил невесту сопернику.

Главы 22-41

В Дон Кихоте взыграл исследовательский дух: он решил спуститься в пещеру Монтесиноса. Когда веревка закончилась, рыцаря начали тащить обратно. Сперва казалось, что рыцарь остался на дне пещеры, настолько легко было тянуть веревку. Когда же Дон Кихота вытянули, он, в полуобморочном состоянии, рассказал о виденных чудесах, явлениях героев романов и самой незабвенной Дульсинеи.

На постоялом дворе Дон Кихот разгромил раешный театр одного «предсказателя», на удивление слишком много знавшего о рыцаре. Им оказался каторжник Хинес де Пасамонте, тот самый, что украл ослика Санчо.

Затем последовало происшествие на реке, когда севших в ладью путешественников чуть было не утянуло в водоворот. За разбитую лодку пришлось заплатить мукомолам. Наконец, они присоединились к соколиной охоте герцогской супружеской четы.

Герцогиня объявила, что читала книгу о столь выдающемся рыцаре. Постепенно стало ясно, что супруги потешаются над Дон Кихотом. Они затеяли представление по снятию чар с Дульсинеи. Избавителем красавицы должен был выступить Санчо. Ему нужно было всего лишь получить более трех тысяч ударов плетью по заду. Его заверили, что получение ударов можно растянуть во времени, и что в награду за мучения он получит-таки заветный остров.

Главы 42-59

Герцоги отослали Санчо губернатором в один городок, который выдали за Баратарию, его остров. Он стал там и судьей, и военачальником, но в этом качестве совсем не преуспел. Санчо понял, что управление – не его стезя, и вернулся к рыцарю.

Дон Кихот заскучав в замке, жаждет продолжить путь.

Главы 60-74

На постоялом дворе рыцарь узнал, что о нем написана еще одна книга, на сей раз анонимного автора, и что она изобилует глупостями и нелепицами. Даже турнир в Сарагосе описан как уже свершившийся. Оклеветано и светлое чувство рыцаря к Дульсинее: в книге сказано, что Дон Кихот ее разлюбил. Рыцарь решает, что в Сарагосу идти уже не стоит, и отправляется в Барселону.

В дороге они терпят нападение разбойников. Однако их предводитель наслышан о Дон Кихоте и отпускает рыцаря.

В Барселоне Дон Кихот бьется с неким Рыцарем Белой Луны. Под этой личиной скрывается все тот же Самсон Карраско, желавший вразумить чудака и вернуть его в родной дом. Побежденному Дон Кихоту он выставляет условие: немедленно вернуться домой и оставаться в селе целый год. Делать нечего, оба путешественника отправились в обратный путь.

Герцоги, уже порядком помешанные на розыгрышах, вновь заманили путников к себе. И опять Санчо пришлось страдать за очередную красавицу. А ведь он еще не в полной мере принял удары за Дульсинею. Находчивый оруженосец в темноте вместо себя со стонами сечет деревья. Его греет мысль об обещанном денежном вознаграждении от Дон Кихота.

В родном селе Дон Кихот как будто опомнился. Он отказался от рыцарства и решил стать пастухом. Своему примеру он призвал последовать и Санчо, и священника. Осуществлению этих планов помешала болезнь бывшего рыцаря. На смертном одре он вернул себе имя Алонсо Кихано, проклял рыцарские романы, пожалел, что впустую растратил столько лет. Скончался он «так спокойно, и так по-христиански», как не умирал ни один из прославленных рыцарей.

Читайте также:
Функциональные стили речи русского языка ☑ классификация и особенности, примеры применения в разных сферах жизни

Читательский дневник по роману «Дон Кихот» Сервантеса

Сюжет

Немолодой идальго из ламанчского села живет в мире фантазий о рыцарских временах. Начитавшись романов, он меняет себе имя на Дон Кихот, избирает оруженосца из крестьян Санчо Пансу и отправляется совершать подвиги во имя прекрасной Дульсинеи Тобосской (на самом деле – крестьянской девушки). Трактирщик посвящает его в рыцари, а среди его первых подвигов – проигранные битвы с ветряными мельницами и стадом баранов (и пастухами). После стычки на постоялом дворе он получает от Санчо титул Рыцаря Печального Образа. Сам Санчо надеется в этом путешествии стать правителем какого-нибудь острова. «Освобожденные» им каторжники избивают незадачливого рыцаря. За эту историю Дон Кихота хотели даже арестовать.

Друзья идальго, священник и цирюльник (а после – и сосед Самсон Карраско) пытаются образумить «рыцаря», возвратить его домой. В возвращении героя домой больше преуспел Самсон: он прикидывался рыцарем, уверял, что подвиги Дон Кихота описаны в книгах. Наконец, победив Дон Кихота в поединке, он вынудил того ехать в село. Там Дон Кихот разболелся и раскаялся в своих заблуждениях. Он разочаровался в романах и умер в покое и мире, что редко бывает с рыцарями из книг.

Отзыв

Пародия на популярные рыцарские романы. Итог средневековой героической страницы в истории Испании. Тема безумия героя и самого мира, социального неравенства, лукавства и несправедливости, романтической любви. Столкновение разных миров – господ и слуг, хозяев жизни и тех, кто трудом добывает себе пропитание. В прозаическую эпоху рыцарь становится смешным. Контраст современной жизни и идеалов. Несовпадение мечты и реальности, поиск собственной миссии в жизни.

Краткое содержание «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

  1. Основные персонажи
  2. Главные герои
  3. Краткое содержание романа по частям и главам
  4. Часть первая
  5. Часть вторая
  6. В чем заключается основная идея

«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — самый известный роман Мигеля де Сервантеса Сааведра, классика испанской и мировой литературы. Произведение является одним из определяющих для европейской литературы и повествует о обнищавшем рыцаре, Алонсо Кихано и его паже, Санчо Пансо. Данная статья — краткое содержание «Дон Кихота», в ней будут обозначены основные и второстепенные персонажи, а также приведен краткий анализ художественной идеи произведения.

Основные персонажи

В романе действует галерея персонажей, которых можно разделить на основных и второстепенных. Ниже будет подробно рассказано об обеих категориях.

Главные герои

Роман и балет «Дон Кихот», краткое содержание которых приведено ниже, подразумевает двух основных персонажей:

  1. Алонсо Кихано, он же Дон Кихот Ламанчский. Престарелый дворянин, который под влиянием романов становится странствующим рыцарем. Главное действующее лицо романа.
  2. Санчо Пансо. Оруженосец Дона Кихота. До событий романа — обычный хлебопашец из родной деревни Алонсо. Стал пажем идальго после того, как тот уговорил его отправиться в путешествие.

По хожу сюжета встречаются другие действующие лица, с которыми связаны похождения Дона Кихота и Санчо Пансо:

  • Дульсинея Тобосская. Воображаемая прекрасная дама, которой рыцарь клянется в вечной любви и совершает в честь нее подвиги. Дон Кихот никогда не видел женщину и влюбился в нее «по слухам». В романе фигурирует как целиком и полностью выдуманный персонаж.
  • Племянница Алонсо Кихано, Антония. Ухаживает за дядей, когда того возвращают в деревню в конце первой части романа.
  • Ключница, помогает Антонии присматривать за дядей.
  • Самсон Карраско, он же Рыцарь Луны. Автор книги о похождениях Дона Кихота, который притворяется рыцарем, чтобы вернуть сумасшедшего дворянина обратно домой во второй части романа.
  • Священник — падре из родной деревни Дона Кихота, который стремится вернуть дворянина домой в первой части романа, придумывая план с участием Санчо Пансо.
  • Цирюльник. Еще один житель деревни Алонсо Кихано, который становится его жертвой. Рыцарь отбирает у того таз, приняв его за шлем. Принимает участие в плане священника.
  • Диего. Странствующий рыцарь, который присоединяется к компании во второй части.
  • Герцог и герцогиня. Знатные особы, которые прочитали роман о похождениях странствующего рыцаря. Во второй части романа они встречают Алонсо и Санчо Пансо. Разыгрывают пажа, даруя ему остров.

Краткое содержание романа по частям и главам

Ниже представлен сюжет романа «Дон Кихот», краткое содержание по главам. Роман состоит из двух частей. Первая состоит из 52 глав, вторая — из 74.

Часть первая

Ниже представлено краткое содержание 1 тома романа «Дон Кихот».

Первые главы повествуют об Алонсо Кихано, обедневшем аристократе, который решает стать рыцарем в результате помутнения рассудка. Дворянин берет себя имя Дон Кихот Ламанчский, снаряжает коня, которого именует Росинантом и облачается в доспехи. Помимо этого, Алонсо выбрал себе даму сердца — Дульсинею Тобосскую.

Путешествие приводит его на постоялый двор, где хозяин шутливо посвящает его в рыцари. Хозяин таврены настаивает, что рыцарю необходимы деньги и помогает идальго заработать, поставив того охранять свои доспехи. Однако тот воспринимает задание слишком буквально и отгоняет людей от корыта с водой для мулов. По дороге домой, куда он возвращается за деньгами, Дон Кихот встречается с сельчанином, который избивает провинившегося пастуха за потерю овец. Рыцарь вступается за мальчика, которого избивают еще сильнее после его отъезда. Далее он повстречал купцов, которых попытался убедить в том, что его дама сердца — самая красивая женщина в мире, потому как принял их за рыцарей.

Подвергнувшись избиению, Дон Кихот возвращается домой, где семья и слуги, видя плачевное состояние старого дворянина, избавляется от рыцарских романов.

Это не останавливает рыцаря, и он отправляется в новый поход, взял с собой местного хлебопашца по имени Санчо Панса в качестве оруженосца. На пути им встречаются мельницы, представляющиеся странствующему рыцарю великанами, которых нужно победить.

Как и стадо баранов, на которых дуэт героев натыкается дальше. Местные пастухи, заметив бой Дона Кихота с животными, закидывают его камнями.

После этого рыцарь готовит отвар из масла, соли, вина и розмарина, которым оба путешественника отравляются. Отвар был нужен, чтобы вылечить первое ранение, которое было получено в схватке с иноками, сопровождающими карету с дамой, которых идальго принял за разбойников. Рыцарь также лишается шлема. Проблема с едой решается, когда Санчо Пансо и Дон Кихот набредают на похоронную процессию, где им удается украсть немного припасов.

Читайте также:
Евгений Онегин цитаты о любви главных героев романа А.С. Пушкина

Алонсо был удручен этими событиями и получил прозвище от своего оруженосца — Рыцарь Печального Образа.

Персонажи ночуют в таверне, где не могут расплатиться с хозяином. Они становятся участниками драки, лишаясь всех своих запасов.

Следующие десять глав повествуют о том, как рыцарь отбирает у цирюльника таз, принимая его за шлем и освобождают каторжников, которые избивают рыцаря за настойчивость, когда тот пытается убедить их передать привет Дульсинее Тобосской. После этого происходит кража осла, из-за чего рыцарь посылает оруженосца в родную деревню с двумя письмами, в которых содержится просьба прислать принадлежащих ему ослов и послание даме сердца. Перед этим героям везет, и они находят в горах сумку с деньгами, все они отдаются пажу на обратную дорогу.

По пути Санчо замечает, что забыл оба письма. В родном селе решают, что помешавшегося дворянина необходимо вернуть домой. Для этого сельчане просят передать Алонсо через Санчо Пансо послание якобы от Дульсинеи, суля ему за это награду.

Однако дворянин, по прибытию оруженосца назад, настаивает на том, что не вернется в родные края, пока не совершит подвиг, достойный прекрасной дамы. Тогда на помощь приходит девушка Доротея, которая представляется попавшей в беду принцессой. Рыцарь «спасает» Доротею, по пути обратно компания встречает человека, который украл осла и возвращает животное.

Далее они останавливаются на постоялом дворе, где ночью старому дворянину мерещится нападение врагов. После погрома, по округе разносится слух, что Алонсо Кихано сошел с ума. В это же время в таверну прибывает цирюльник, у которого был отобран «шлем». Священник, который повстречался оруженосцу по пути домой и который разработал план возвращения сумасшедшего домой, предотвращает скандал и возмещает стоимость таза. Он также помогает героям откупиться от стражи, которая хотела схватить Дона Кихота за освобождение каторжников.

Сельчанам все же удается посадить Рыцаря Печального Образа в клетку и увезти домой, где за ним будет приглядывать семья. Санчо Пансо также возвращается в родные края, к жене, где хвастается тем, что скоро займет высокий пост в награду за возвращение дворянина домой. На этом заканчивается первая часть романа.

Часть вторая

Вторая часть начинается в доме семьи Алонсо Кихано, где за ним ухаживают племянница и ключница. Дворянин якобы выздоравливает, однако священник, посетивший больного, замечает, что рыцарский бред продолжается. Далее его навещает Санчо Панса, который рассказывает Алонсо о том, что по мотивам его приключений вышла книга. Дон Кихот воспринимает это как знак того, что нужно продолжать путешествие, чему безуспешно пытается помешать его семья.

Перед путешествием идальго решил заручиться благословением Дульсинеи и попросил оруженосца отвезти его в замок прекрасной дамы. Санчо, как и сам рыцарь, никогда не видел ее вживую, но находит выход из ситуации, выдавая за принцессу обычную деревенскую девушку. Особенности ее поведения (а она обругала и самого Санчо, и Рыцаря Печального Образа) он объясняет происками злого колдуна.

После этого компания продолжает путь и встречается с другим персонажем — Рыцарем Зеркала, который якобы поклялся одолеть всех странствующих рыцарей ради прекрасной дамы, в том числе и самого идальго. Дон Кихот вызывает того на поединок, далее оказывается, что рыцарь — автор той самой книги и его спектакль — очередная попытка вернуть помешавшегося аристократа домой. Ситуация снова объясняется происками колдуна, того самого, который «заколдовал» Дульсинею. Самсон Карраско, который притворялся рыцарем, отказывается от идеи вылечить старика и теперь одержим местью. Он преследует персонажей.

Далее герои встречают другого рыцаря, дона Диего, владеющего соседним поместьем, вместе с которым и продолжают путь. Им встречается повозка со львами, которую Алонсо требует отварить, чтобы продемонстрировать храбрость. Животные не выходят из клетки, и странствующий рыцарь присваивает себе титул Рыцаря Львов.

После этого компания попадает на свадьбу, которая срывается визитом юноши, утверждающего, что не может жить без невесты и ранит себя кинжалом. Он объясняет священнику, что согласен исповедоваться только в том случае, если виновница торжества отдаст ему свою руку. После этого выясняется, что это был заранее отрепетированный план, чтобы избавиться от жениха.

Далее путешественники натыкаются на пещеру, которую рыцарь решает исследовать. Его спускают туда на веревке, а после обратного подъема идальго, пребывающий в состоянии обморока, заявляет, что видел там множество странных вещей. Персонажи оказываются на представлении кукольного театра, где старый дворянин принимает кукол за врагов. Осознав, с кем он на самом деле сражался, идальго снова объясняет это происками злого колдуна, якобы тот превратил опасных воинов в игрушки.

Далее их путь лежит вдоль реки, где они замечают лодку, на которую Алонсо решает сесть, чтобы отправиться в дальнее плаванье, на помощь знатным особам и за колдуном, который якобы повинен в их бедах. Лодка попадает в водоворот и разбивается, после чего путешественники вынуждены заплатить хозяевам компенсацию.

В дальнейшем герои встречают герцогов, которые прочли книгу об идальго Доне Кихоте и исполнились уважением. Однако они быстро начинают понимать, что дворянин — обычный сумасшедший.

После этого они встречают колдуна, который утверждает, что знает способ «расколдовать» даму сердца. Для этого оруженосец должен выдержать множество ударов плетью, на что он сначала не соглашается. Однако его подкупает возможность получить остров за самоотверженный поступок от тех самых знатных особ. Розыгрыши продолжаются: герцог и его жена убеждают идальго в том, что фрейлины дворца заколдованы и разрушить проклятие можно только сев на деревянного коня, который якобы умеет летать.

Герцог и герцогиня, видя, что их шутки воспринимаются серьезно, решают все же одарить пажа островом, заранее предупреждая слуг о том, как следует себя вести. Санчо пребывает на остров, где его снова разыгрывают. Новоиспеченному губернатору подают обеда, запрещая есть самые лучшие блюда, а ночью происходит нападение на остров заговорщиков, которые также оказываются частью шутки герцога и герцогини. Паж решает, что должность губернатора не предназначена для него и возвращается обратно, встречая идальго. Тот устал от праздной жизни в гостях у знатных особ и желает продолжить путешествие. Персонажи отправляются в Барселону.

Читайте также:
Смысл названия поэмы Гоголя Мёртвые души - основная тема, суть

По дороге на них нападают разбойники, однако предводитель спасает их от грабежа, узнав в Доне Кихоте того самого рыцаря из романов. Он лично провожает компанию в Барселону, где Рыцарь Печального Образа терпит поражение от автора той самой книги, который уже ранее притворялся рыцарем. Самсон Карраско требует, чтобы Алосно вернулся в родную деревню и находился там, пока его сумасшествие не вылечится. Удрученный Дон Кихот возвращается к семье, после чего умирает, оставив завещание, где передает все свое наследство племяннице при условии, что та никогда не выйдет замуж за странствующего рыцаря.

Перед смертью дворянин прозревает и понимает, что все это время был безумен, а все его усилия — напрасны. Санчо Пансо оплакивает странствующего рыцаря на смертном одре. На этом роман заканчивается, если пересказывать «Дон Кихот» очень кратко.

В чем заключается основная идея

Конфликт «Дона Кихота» Мигеля де Сервантеса, краткое содержание которого было приведено выше, построен на противопоставлении реального и идеального. Алонсо Кихано, он же Дон Кихот, существует в воображаемом мире, который имеет мало общего с окружающей его реальностью. Дульсинея оказывается простой деревенской девушкой, великаны — мельницами, подвиги странствующего рыцаря — безумием. Текст задумывался как пародия на галантные рыцарские романы с гротесковым искажением традиционных для жанра образов. Роман имеет и другой пласт — во многом это сатира на нарождающееся буржуазное общество, в котором идеалы чести и подвига замещаются жаждой наживы.

Краткий анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева по плану

1. История создания

Стихотворение «Весенние воды» было написано в 1830 году. Ф. И. Тютчев в тот момент находился в Германии и встречал весну. Поэт часто бывал за границей, но всегда тяготел по родине.

Находясь в Германии, он испытывал тоску по России. В это время года он искал сходства между европейской и русской весной.

Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания в 1832 году в журнале «Телескоп».

2. Литературное направление

Стихотворение «Весенние воды» написано в период романтизма.

3. Род

По роду произведение относится к лирике.

4. Жанр

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики.

5. Проблематика

Ф.И. Тютчев в стихотворении «Весенние воды» показывает свою любовь к природе и всему окружающему миру. Текст проникнут переживаниями, связанными с наступлением весны.

Поэт не ставил перед собой задачи поднять какую-то проблему. Не найти здесь и философских размышлений о жизни, родине, времени.

6. Тема

Главная тема произведения – пробуждение природы с наступлением весны.

Описывая происходящие процессы, связанные с переменой времени года, Тютчев подмечает признаки того, что весна уже на пороге.

Зима еще не сдает свои права: снег в полях лежит, но тая, превращается бурный ручей. Талой водой ознаменована первая песня весны.

7. Идея

Идея стихотворения заключается в том, чтобы показать связь между природой и человеком.

Весна – это олицетворение любви, радости и вдохновения. Она не просто украшает внешний вид улиц, лесов и городов, но и преображает внутренний мир человека. Внутри всё цветет, поднимается настроение.

Размышляя о цепочке «человек – природа», автор приходит к вопросу о смысле жизни. Человек – это неотъемлемая часть природы. Он подчиняется её законам. Следовательно, смысл жизни заключается в самой жизни, сне, пробуждении, радости и печали.

8. Пафос

Стихотворение проникнуто радостью и восторгом.

Долгожданная весна вот-вот придет. Она принесет не только особое состояние души, но и навеет ощущения грядущих перемен. Мысль о том, что зима идёт на спад пробуждает лирического героя от зимней спячки.

Любые изменения климата всегда отражаются на настроении человека. Предчувствие весны, тепла, солнечного света рождает в сердце радостное настроение.

9. Система образов

В стихотворении один образ – это весна. Её «гонцы» доносят людям признаки смены времени года.

Образ весны олицетворяет возрождение души, пробуждение внутренних сил человека. Картина весны воссоздает черты молодой девушки.

10. Центральные персонажи

Ф.И. Тютчев в третьей строфе стихотворения вводит группу персонажей. Это «хоровод… майских дней». Они поддержат и укрепят власть весны.

Но им еще предстоит появиться, а пока, описывая природные процессы, поэт рисует месяц март.

11. Лирический герой

Лирический герой – человек с душой тонкой организации. Почувствовав изменения в природе, он переживает каждый момент. Лирическое «я» будто оживает вместе с окружающей его действительностью, на тонких струнах предвещает теплые дни.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения «Весенние воды» поделен на две части. Каждая из частей характеризует настроение автора в начале и конце поэтического текста.

Первая часть начинается с описания не пробудившейся земли, которая еще находится под покровом снега.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

В ночное время температура воздуха охладевает, оттого и зима не отступает. Днем теплое солнце прогревает землю, снег медленно тает и образует ручьи.

Вторая часть стихотворения посвящена описанию майских дней. Ведь именно в мае приходит настоящая весна. Лирический герой наполняется внутренней жизненной силой, вдохновением. То же самое происходит с природой.

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!…

13. Композиция

Композиция одночастная с последовательно развивающимся повествованием (линейная). В основе лежит одна музыкальная тема – приход весны. Творчеству Тютчева свойственна композиция из трех строф.

В первой строфе поэт знакомит читателя с первыми признаками весны: таяние льдов и снегов, первые ручьи, которые торжественно «шумят» и «гласят». Среди разнообразных предвестников весны Ф.И. Тютчев выбрал именно весенние ручьи.

Во второй строфе журчание ручьев сливается в один голос «Весна идет!». Приход весны подобен шествию волшебной королевы, о которой её гонцы гласят во все концы земли.

В третьей строфе поэт говорит о конкретном месяце, когда весна окончательно сменит зиму – май. Все, что было до этого – это ранняя весна с еще лежащими снегами, заморозками и ветрами. Майские дни будут радовать цветением яблонь и цветов во всем своем великолепии.

Читайте также:
«Летят мои кони» 📚 краткое содержание повести Б. Васильева, анализ, главные герои и их характеристика, жанр произведения, проблемы

14. Художественное своеобразие произведения

Звукопись в тексте стихотворения делает описание более динамичным. В первой строфе делается акцент на аллитерации на буквы: «б» – задается ритмичность, подвижность и активность ручьев; «ш» – создается атмосфера шума воды.

Также в первой строфе повторяется 6 раз звук «у», а звуки «б» и «г» в том же количестве подчеркивают движение воды. Ассонанс же на букву «о» во второй строфе передает говор и крик весенних ручьев.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

Рифма используется перекрестная (АБАБ) мужская (ударение падает на последний слог в строке).

Текст произведения – это три катрена (четверостишия).

16. Средства художественной выразительности

Картину ранней весны украшает обилие эпитетов. Поэт прибегает к следующим эпитетам: «румяный, светлый хоровод», «сонный берег», «тихих, тёплых майских дней».

Особую роль играет олицетворение. Образ весны становится одушевленным за счет глаголов в словосочетаниях: «ручьи гласят», «майские дни толпятся».

Эпитет в сочетании с олицетворением «румяный хоровод» создает образ веселого девичьего, людского хоровода.

Смысловую нагрузку несут сложные метафоры «воды уж весной шумят», «бегут и будят сонный брег», «бегут и блещут, и гласят», «они гласят во все концы». Все метафоры соединяются в единую канву произведения и дополняют друг друга новыми подробностями. Расширяясь, они становятся информативными и создают цельный образ весны.

17. Значение произведения

В творчестве Ф.И. Тютчева пейзажная лирика занимает особое место. Однако среди всех произведений во главе угла стоит именно стихотворение «Весенние воды».

Расцвет не только природы, но и жизненных сил в «Весенних водах» связан с посетившим его творческим вдохновением и надеждами на светлое будущее.

Поэт настолько сильно чувствовал любые изменения в природе, что мог легко и непринужденно передать их в своих стихотворениях. Он смог проникнуться очарованием весеннего настроения, будучи на чужбине, где весна всё та же.

18. Актуальность

Стихотворение актуально по сей день. Каждый из нас чувствует прилив радости и воодушевления с наступлением весны.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это стихотворение, ведь оно не только о весне, но и о предчувствии чего-то приятно, чудесного, свежего, каких-то невероятных перемен. Благодаря этому произведению неизбежно улучшается настроение.

20. Чему учит

Стихотворение учит внимательно относиться к природе и ее переменам. Так хорошо замечать прекрасные моменты, которые происходят вокруг нас. Ловить прекрасное в привычных вещах очень важно, ведь это делает нашу жизнь ярче и насыщеннее.

«Весенние воды» — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенние воды.
История создания – написано это произведение в 1830 году в Германии, где Тютчев встретил весну и поразился тому, как всё похоже на его родную Россию.

Тема – пробуждение природы с приходом весны. Стихотворение относится к пейзажной лирике.

Композиция – все три строфы объединены общей идеей, композиция одночастная, последовательно развивающаяся.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, тёплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.

Метафоры – “воды уж весной шумят”, воды – “гонцы весны”.

Олицетворения – “воды бегут”, “весна идёт”, “дни толпятся”.

Анализ произведения «Весенние воды»

Одно из основных, ключевых мест в лирике автора занимает именно пейзажная тематика. Это совсем неудивительно, так как Федор весьма любил окружающую природу и восхищался ее красотами. Так любить окружающий мир способен не каждый. Ярким представителем стихов на пейзажную тематику является шедевр, получивший название «Весенние воды». При проведении тщательного анализа произведения, сразу же становится понятно, что автор весьма чувственно относится к окружающему мира, в особенности к наступлению весенней поры года.
Во многих произведениях, написанных ранее, Федор Иванович отмечал, что зимний период для него максимально близок и нравится больше всего. Это не помешало автору красочно описать смену поры года, описать изначальное весеннее время. Создано произведение «Весенние воды» во время нахождения поэта на территории Германии. В это время он был под впечатлением от окружающего его мира, но все же смог описать особенности природы именно своей родины. В стихотворении присутствует очаровывающее настроение весны, которое свойственно ассоциациям со всего мира.

Только проведя тщательный анализ произведения, можно понять, что в стихотворении «Весенние воды» максимально точно передается атмосфера весеннего периода года. С самых первых строк читателю становится ясно, что описывается первый весенний месяц – март. Здесь сомневаться не приходится – на поле еще лежит снег, в ночное время зима по-прежнему злится и показывает свои проказы, а в дневное время с каждым днем все теплее и теплее греет солнце. Под солнечными лучами снег постепенно тает и превращается в веселые и журчащие ручейки, которые оповещают всех о приходе весенней поры года.

В произведении «Весенние воды» Ф. И. Тютчев максимально удачно использовал приемы аллитерации, поэтому стихотворение получилось максимально живым и по-особенному насыщенным.

История создания

Тютчев довольно часто ездил за границу, однако долгое пребывание за пределами родины всегда вызывало у него тоску. В 1830 году он находился в Германии, где и встретил первые весенние дни. Сильно скучая по России, он находит утешение в том сходстве, которое имеют европейская и русская весна. Этому времени года он посвящает стихотворение “Весенние воды”.

Обладая способностью тонко чувствовать природу и подмечать малейшие перемены, которые с ней происходят, поэт создал настоящую поэтическую картину, на которой смена времён года предстает во всей своей первозданности. Способность выразить словами всё то, о чём шепчут вода и ветер, позволила Тютчеву создать настоящий шедевр. Несмотря на то, что он очень любил зиму и расставался с ней всегда с грустью, поэт не смог устоять перед юным напором весны.

Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания – в 1832 году в журнале “Телескоп”.

Читайте также:
Сочинение про Новый год ✒ описание и история новогоднего праздника, рассуждения о красивых семейных традициях и обычаях в России

Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева

Ф. Тютчев был преданным поклонником русской природы. Основная часть его творчества посвящена родному пейзажу. Стихотворение «Весенние воды» было написано Тютчевым еще в молодости (1830 г.), но оно сразу же стало очень популярным и прославило имя начинающего поэта. Оно было создано за границей. Несмотря на то, что Тютчев утверждал о значительном сходстве весны в Европе и России, это свидетельствует об огромной любви поэта к своей родине и удивительной способности по памяти описывать ее красоту.

Тютчев использует характерную для его творчества композицию из трех строф. В первой дается описание первых признаков приближающейся весны. Зима еще не отступила («белеет снег»), но в природе уже заметны значительные изменения. Они связаны с неуклонным таянием снега и выражаются в появлении первых ручьев, которые сопровождаются совершенно новыми торжествующими звуками («шумят», «гласят»). «Весенние воды» выводят природу из длительной спячки и символизируют возрождение жизненных сил.

Тютчев использует олицетворение в описании весенних ручьев. Они превращаются в одушевленные существа, которые «бегут» и «будят» весь необъятный мир. Во второй строфе этот прием усиливается благодаря введению прямой речи. Звуки ручьев сливаются в один ликующий призыв: «Весна идет!». Они выступают в роли главных глашатаев весны, призванных оповестить природу о скором чудесном преображении. Шествие весны можно сравнить с появлением волшебной королевы, гонцы которой повсюду распространяют радостное известие о ее приходе.

В третьей строфе появляется еще одна волшебная группа персонажей, являющихся спутниками весны, которые призваны поддержать и укрепить ее власть. «Хоровод… майских дней» следует за своей королевой. Ранняя весна еще ограничена остатками зимнего могущества: снегом, ночными заморозками, холодными ветрами. Только в мае зима окончательно уступит свои права, и природа расцветет во всем своем великолепии.

Благодаря большому количеству глаголов стихотворение очень динамично, точно передает ощущение стремительности талых вод. Эмоциональность подчеркнута рефреном «весна идет».

Стихотворение «Весенние воды» создает в душе радостное и светлое настроение. Первые ручьи символизируют расцвет не только природы, но и человеческих жизненных сил. Они связаны с творческим вдохновением и надеждами на счастливое будущее.

Данное стихотворение – прекрасный образец пейзажной лирики. Основная идея стихотворения – пробуждение природы с приходом весны, которому радуется всё.

Описывая происходящие в окружающем мире перемены, Тютчев зорко подмечает все признаки, возвещающие приход весенних дней. Так, несмотря на то, что снег в полях ещё лежит, он стремительно превращается в воду, растекающуюся бурными ручьями. Талые воды – это самая первая песня весны, под которую все и вся пробуждается от зимней сонливости. Очень скоро молодая весна придёт и окончательно прогонит холода до следующей зимы.

Главная мысль произведения заключается в том, что уже одно только предчувствие весны, предчувствие тепла и обновления вызывает в сердце человека радость.

Образы и символы

Центральным образом в данном стихотворении является весенняя пора. Она торопится сменить зиму, как наше детство сменяется юностью, а юность зрелостью и т.д. Снег, от которого еще не проснулись «сонные поля», символизирует начало марта – времени, когда природа находится в ожидании, что весна займет господствующее место.

Гонцы молодой весны — это реки и ручьи, они «кричат» о приходе новой поры, «бегут», символизируя стремительность, и приносят некую радость обновления:

Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!

Композиция

Стих состоит из трёх строф и имеет одночастную композицию.

В первой строфе поэт показывает картину пробуждения природы, первым признаком которого является таяние снега. Он ещё лежит на полях, но уже начал таять – и собираться в ручьи, которые показывают людям, что ждать тепла осталось недолго. Они приносят надежду и радость всему миру, пробуждая в том числе человеческие души.

Во второй строфе создаётся образ ручьев как глашатаев весны – она выслала их вперёд, чтобы всё услышали благую весть о её скором приходё. Лиричёский гёрой слышит их голоса и радуётся тому, как громко они рассказывают о прёдстоящём врёмени возрождения.

И третья строфа – это очень яркое предчувствие того, что скоро на смену холодам придёт май с его прекрасными теплыми днями. И дней этих будет много – они “толпятся” за весной целым хороводом.

Весна по сути своей беспокойна, как и молодость, это всегда непоседливость, которая вызывает восторг и вместе с тем лёгкую грусть у людей зрелых, которые понимают, что никогда больше не будут вот так нестись стремительно, быть довольным просто от счастья жить. Используя такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб, поэт передаёт ощущение движения, журчания воды, радостные эмоции, которые буквально витают в воздухе. Перекрёстная рифма способствует усилению этих ощущений.

Темы и настроение

Главной темой данного произведения можно назвать взаимоотношения человека и природы. Читая «Весенние воды», понимаешь, насколько тонко Ф. Тютчев чувствует красоту природных явлений. Еще одна тема, затрагиваемая в данном стихотворении – быстротечность жизни. Природа не стоит на месте. Как и в человеческом организме, в ней постоянно происходят изменения. В данном произведении весна сменяет зиму стремительно, на бегу; так же быстро проносятся мгновения нашего бытия.

Поэт указывает на непрерывную связь человеческой души с натурой, связывая эмоциональные изменения человека с имениями природы. В данном стихотворении автор передает настроение лирического героя через приход весны. Как природа просыпается после холодных снежных и, порой, мрачных зимних дней, так и в человеческой душе в трудные времена возникают надежда и силы на радостное и светлое будущее.

Средства выразительности

Произведение очень динамично, что достигается использованием множества глаголов, которые описывают бег весенних вод, стремительный и неудержимый. Тютчев использует достаточно классические средства выразительности:

  • Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, тёплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.
  • Метафоры – “воды уж весной шумят”, воды – “гонцы весны”.
  • Олицетворения – “воды бегут”, “весна идёт”, “дни толпятся”.

Метафоры очень выразительны, а эпитеты – максимально точные, использованные не для поэтических “красивостей”, а как словесные “мазки” на холсте. Сравнение природы и мира людей, достигнутое через олицетворения, также очень точное.

Особенности природы в стихотворении «Весенние воды»

Автор прямым текстом указывает, что вот-вот весна возьмет господство. И ему весьма знакома данная пора года, которая отличается капризностью. Он прекрасно понимает, что настоящие теплые дни придут только в мае, именно об этом он и повествует читателю.

Читайте также:
Протест Катерины против тёмного царства в пьесе А.Н. Островского «Гроза» ℹ конфликт и противостояние героини, сила и слабость характера, поступки персонажа

Первая часть стихотворения «Весенние воды» имеет большое количество глаголов, которые олицетворяют определенное действие и быструю смену окружающих событий. Во второй части произведения имеется множество прилагательных, которые максимально точно передают читателю особенности весенней поры года и ее смены.

Тщательный анализ произведения дает понять, что автором в сюжете используются специфические отождествления, которые связывают неживые объекты окружающей природы и человеческие особенности. К примеру, весеннее время сравнивается с молодой девушкой, а теплые деньки в мае – это ее дети.

Стихотворение имеет большое количество метафор, которые позволяют создать ассоциацию весны и исключительного человеческого настроения. Федор Иванович дает читателю понять, что постепенно приходит чистая и уже обновленная пора года, после долгой и мучительной спячки просыпается природа. Данные события сравнимы с особенностями жизнедеятельности человека – здесь зарождается надежда, что в скором времени начнется новая жизнь, возникнут счастливые события, радость, а также новые волнующие ощущения.

В стихотворении «Весенние воды» Федор Иванович Тютчев описывает наблюдения за окружающим его миром именно в данную пору года. Он сравнивает это время с уходящей молодостью, которая покинула лирического героя безвозмездно и обратно уже ничего не вернуть. Автору остается только наблюдать за тем, как постепенно обновляется молодая весна, в спешке сменяющая зиму, она желает стать полноправной хозяйкой всего окружающего пространства.

Весеннее время способно практически полностью изменить мир, сделать его максимально красивым и чистым. Именно весна ассоциируется с ранней юностью, простой беспечностью, а также по-особенному чистой заново возникшей жизнью. В качестве гонцов, оповещающих о приходе тепла и уюта, выступают ручейки, которые указывают как на перемены в природе, так и на изменения в душе практически каждого человека.

Выразительные средства

В своем произведении «Весенние воды» Федор Иванович использовал разнообразные тропы. Некоторые из них:

  1. Один из важнейших аспектов пейзажной лирики — эпитеты, создающие уникальные природные картины в произведениях. В стихотворении Федора Ивановича использованы следующие тропы — «сонный берег», «румяный хоровод».
  2. В произведении также имеются и метафоры: «ручьи являются гонцами весны» .
  3. Звукопись — добавляет динамику стихотворению. В первой строфе присутствует аллитерация на букву «б» создает чувство подвижности, активности ручейков; на букву «ш» — позволяет передать звук воды. Посредством использования во второй части ассонанса на букву «о» автор помогает читателям услышать крик ручейков, их неумолкаемый говор.
  4. Также в произведении особое значение отводится олицетворению. В строках стихотворения будто оживает облик весны — «хоровод майских деньков».

Федор Иванович написал «Весенние воды», находясь в заграничной поездке. Воспоминания Тютчева о Родине вылились в невероятные поэтические строки. Анализ произведения позволит читателям лучше познакомиться с ним.

«Весенние воды» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – эпитеты, метафоры, сравнение, идея

Стихотворение “Весенние воды” Тютчев написал во время заграничной поездки. Он вспоминал о Родине, и чувства к ней вылились в прекрасные поэтические строки. Краткий анализ “Весенние воды” по плану содержит всю необходимую информацию об этом произведении. Его можно использовать на уроке литературы в 5 классе как основной материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенние воды.

История создания – написано это произведение в 1830 году в Германии, где Тютчев встретил весну и поразился тому, как все похоже на его родную Россию.

Тема – пробуждение природы с приходом весны.

Композиция – все три строфы объединены общей идеей, композиция одночастная с последовательно развивающимся повествованием.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты“сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, теплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.

Метафоры – “воды уж весной шумят”, “воды – гонцы весны”.

Олицетворения“воды бегут”, “весна идет”, “дни толпятся”.

История создания

Тютчев довольно часто ездил за границу, однако долгое пребывание за пределами родины всегда вызывало у него тоску. В 1830 году он находился в Германии, где и встретил первые весенние дни. Сильно скучая по России, он находит утешение в том сходстве, которое имеют европейская и русская весна. Этому времени года он посвящает стихотворение “Весенние воды”.

Обладая способностью тонко чувствовать природу и подмечать малейшие перемены, которые с ней происходят, поэт создал настоящую поэтическую картину, на которой смена времен года предстает во всей своей первозданности. Способность выразить словами все то, о чем шепчут вода и ветер, позволила Тютчеву создать настоящий шедевр. Несмотря на то, что он очень любил зиму и расставался с ней всегда с грустью, поэт не смог устоять перед юным напором весны.

Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания – в 1832 году в журнале “Телескоп”.

Основная идея стиха – пробуждение природы с приходом весны, которому радуется все. Описывая происходящие в окружающем мире процессы, Тютчев зорко подмечает все признаки, возвещающие приход весенних дней. Так, несмотря на то, что снег в полях еще лежит, он стремительно превращается в воду, растекающуюся бурными ручьями. Талые воды – это самая первая песня весны, под которую все и вся пробуждается от зимней сонливости. Очень скоро молодая весна придет и окончательно прогонит холода до следующей зимы.

Главная мысль произведения заключается в том, что уже одно только предчувствие весны, предчувствие тепла и обновления, вызывает в сердце человека радость.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф и имеет одночастную композицию.

В первой строфе поэт показывает картину пробуждения природы, первый признаком которого является таяние снега. Он еще лежит на полях, но уже начал таять – и собираться в ручьи, которые показывают людям, что ждать тепла осталось недолго. Они приносят надежду и радость всему миру, пробуждая в том числе человеческие души.

Во второй строфе создается образ ручьев как глашатаев весны – она выслала их вперед, чтобы все услышали благую весть о ее скором приходе. Лирический герой слышит их голоса и радуется тому, как громко они рассказывают о предстоящем времени возрождения.

Читайте также:
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в Тарас Бульба

И третья строфа – это очень яркое предчувствие того, что скоро на смену холодам придет май с его прекрасными теплыми днями. И дней этих будет много – они “толпятся” за весной целым хороводом.

Весна по сути своей беспокойна, как и молодость, это всегда непоседливость, которая вызывает восторг и вместе с тем легкую грусть у людей зрелых, которые понимают, что никогда больше не будут вот так нестись сломя голову просто от счастья жить.

Определить жанр этого произведения несложно, поскольку это замечательный образец пейзажной лирики, которую так любил Тютчев.

Используя такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб, поэт передает ощущение движения, журчания воды, радостные эмоции, которые буквально видают в воздухе. Перекрестная рифма способствует усилению этих ощущений.

Средства выразительности

Произведение очень динамично, что достигается использованием множества глаголов, которые описывают бег весенних вод, стремительный и неудержимый. Тютчев использует достаточно классические средства выразительности:

  • Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, теплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.
  • Метафоры – “воды уж весной шумят”, “воды – гонцы весны”.
  • Олицетворения – “воды бегут”, “весна идет”, “дни толпятся”.

Метафоры очень выразительны, а эпитеты – максимально точные, использованные не для поэтических “красивостей”, а как словесные “мазки” на холсте. Сравнение природы и мира людей, достигнутое через олицетворения, также очень точное.

Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 60.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 60.

Стихотворение “Весенние воды” Тютчев написал во время заграничной поездки. Он вспоминал о Родине, и чувства к ней вылились в прекрасные поэтические строки. Краткий анализ “Весенние воды” по плану содержит всю необходимую информацию об этом произведении. Его можно использовать на уроке литературы в 5 классе как основной материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенние воды.

История создания – написано это произведение в 1830 году в Германии, где Тютчев встретил весну и поразился тому, как всё похоже на его родную Россию.

Тема – пробуждение природы с приходом весны. Стихотворение относится к пейзажной лирике.

Композиция – все три строфы объединены общей идеей, композиция одночастная, последовательно развивающаяся.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты“сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, тёплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.

Метафоры – “воды уж весной шумят”, воды – “гонцы весны”.

Олицетворения“воды бегут”, “весна идёт”, “дни толпятся”.

История создания

Тютчев довольно часто ездил за границу, однако долгое пребывание за пределами родины всегда вызывало у него тоску. В 1830 году он находился в Германии, где и встретил первые весенние дни. Сильно скучая по России, он находит утешение в том сходстве, которое имеют европейская и русская весна. Этому времени года он посвящает стихотворение “Весенние воды”.

Обладая способностью тонко чувствовать природу и подмечать малейшие перемены, которые с ней происходят, поэт создал настоящую поэтическую картину, на которой смена времён года предстает во всей своей первозданности. Способность выразить словами всё то, о чём шепчут вода и ветер, позволила Тютчеву создать настоящий шедевр. Несмотря на то, что он очень любил зиму и расставался с ней всегда с грустью, поэт не смог устоять перед юным напором весны.

Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания – в 1832 году в журнале “Телескоп”.

Данное стихотворение – прекрасный образец пейзажной лирики.
Основная идея стихотворения – пробуждение природы с приходом весны, которому радуется всё.

Главная мысль произведения заключается в том, что уже одно только предчувствие весны, предчувствие тепла и обновления вызывает в сердце человека радость.

Композиция

Стих состоит из трёх строф и имеет одночастную композицию.

В первой строфе поэт показывает картину пробуждения природы, первым признаком которого является таяние снега. Он ещё лежит на полях, но уже начал таять – и собираться в ручьи, которые показывают людям, что ждать тепла осталось недолго. Они приносят надежду и радость всему миру, пробуждая в том числе человеческие души.

Во второй строфе создаётся образ ручьев как глашатаев весны – она выслала их вперёд, чтобы всё услышали благую весть о её скором приходё. Лиричёский гёрой слышит их голоса и радуётся тому, как громко они рассказывают о прёдстоящём врёмени возрождения.

И третья строфа – это очень яркое предчувствие того, что скоро на смену холодам придёт май с его прекрасными теплыми днями. И дней этих будет много – они “толпятся” за весной целым хороводом.

Весна по сути своей беспокойна, как и молодость, это всегда непоседливость, которая вызывает восторг и вместе с тем лёгкую грусть у людей зрелых, которые понимают, что никогда больше не будут вот так нестись стремительно, быть довольным просто от счастья жить.
Используя такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб, поэт передаёт ощущение движения, журчания воды, радостные эмоции, которые буквально витают в воздухе. Перекрёстная рифма способствует усилению этих ощущений.

Определить жанр этого произведения несложно, поскольку это замечательный образец лирического стихотворения, поскольку в нём очень ярко эмоциональное начало. Главное в нём – передать мысли, чувства лирического героя.

Средства выразительности

Произведение очень динамично, что достигается использованием множества глаголов, которые описывают бег весенних вод, стремительный и неудержимый. Тютчев использует достаточно классические средства выразительности:

  • Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, тёплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.
  • Метафоры – “воды уж весной шумят”, воды – “гонцы весны”.
  • Олицетворения – “воды бегут”, “весна идёт”, “дни толпятся”.

Метафоры очень выразительны, а эпитеты – максимально точные, использованные не для поэтических “красивостей”, а как словесные “мазки” на холсте. Сравнение природы и мира людей, достигнутое через олицетворения, также очень точное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: