Дуня Раскольникова – характеристика героини Преступление и наказание

Характеристика Дуни Раскольниковой, образ, описание (Авдотья Романовна) | “Преступление и наказание”

Дуня Раскольникова
(актриса В. Федорова,
фильм 1969 г.)

Дуня Раскольникова, она же Авдотья Романовна Раскольникова, является одним из ярких второстепенных персонажей романа “Преступление и наказание”.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Дуни в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера Авдотьи Романовны Раскольниковой.

Смотрите: Все материалы по “Преступлению и наказанию”

Характеристика Дуни Раскольниковой в романе “Преступление и наказание”, образ, описание (Авдотья Романовна)

Дуня, или Авдотья Романовна Раскольникова, является младшей сестрой главного героя романа Родиона Раскольникова.

Дуня во многом похожа на своего брата Родиона:

“А знаете, Авдотья Романовна, вы сами ужасно как похожи на вашего брата, даже во всем. ” (Разумихин о Дуне, часть 3 глава II)

“Ведь вам уже двадцатый год был тогда, как последний-то раз мы виделись: характер-то ваш я уже понял.” (о событиях, происходивших 2-3 года назад, часть 1 глава IV)

“Авдотья Романовна, в сущности, ведь нищая . одним словом, живет трудами рук своих, что у ней на содержании и мать, и вы. ” (часть 6 глава IV)

“. заметил, что обстановка обеих женщин до крайности бедная.” (часть 3 глава II)

“Тяжело за двести рублей всю жизнь в гувернантках по губерниям шляться. ” (часть 1 глава IV)

“. Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности.

Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем.

Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, — единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность.

Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое, вдумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный. ” (часть 3 глава I)

“Заметив еще при входе, как ослепительно хороша собою Авдотья Романовна. ” (часть 3 глава I)

“Однако, какая восхитительная девочка эта Авдотья Романовна! — заметил Зосимов, чуть не облизываясь. ” (часть 3 глава I)

“. господи! Одиннадцатый час! — вскрикнула она, взглянув на свои великолепные золотые часы с эмалью, висевшие у ней на шее на тоненькой венецианской цепочке и ужасно не гармонировавшие с остальным нарядом. «Женихов подарок», — подумал Разумихин. .” (часть 3 глава II)

“. красота и образование Авдотьи Романовны поразили его. ” (часть 4 глава III)

“Черт возьми, зачем же она так хороша?” (часть 6 глава IV)

У Дуни большие черные сверкающие глаза — гордые и в то же время иногда очень добрые:

“. глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые.” (часть 3 глава I)

“. с сверкающими, как огонь, большими черными глазами. ” (часть 5 глава V)

“Одета она была в какое-то темненькое из легкой материи платье, а на шее был повязан белый прозрачный шарфик. По многим признакам Разумихин тотчас же заметил, что обстановка обеих женщин до крайности бедная. Будь Авдотья Романовна одета как королева, то, кажется, он бы ее совсем не боялся; теперь же, может, именно потому, что она так бедно одета и что он заметил всю эту скаредную обстановку. ” (часть 3 глава II)

“. Дунечка тоже оделась. Перчатки на ней были не только заношенные, но даже изодранные, что заметил Разумихин, а между тем эта явная бедность костюма даже придавала обеим дамам вид какого-то особенного достоинства, что всегда бывает с теми, кто умеет носить бедное платье.” (часть 3 глава II)

“. красота и образование Авдотьи Романовны поразили его. ” (часть 4 глава III)

“Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна. “ (часть 1 глава III)

” . явилась девушка гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше его. ” (часть 4 глава III)

“Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости. ” (часть 1 глава III)

“Это девушка твердая. ” (мать о ней, часть 1 глава III)

“Гордячка!” (брат о ней, часть 3 глава III)

“Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная. ” (часть 3 глава I)

“Авдотья Романовна целомудренна ужасно, неслыханно и невиданно. (Заметьте себе, я вам сообщаю это о вашей сестре как факт. Она целомудренна, может быть, до болезни, несмотря на весь свой широкий ум, и это ей повредит.). ” (часть 6 глава IV)

“. вы источник доброты, чистоты, разума и… совершенства! Дайте вашу руку, дайте…” (часть 3 часть I)

“Нечего и говорить, что вы храбрая девушка. ” (Свидригайлов о ней, часть 6 глава V)

“. Авдотья Романовна хоть и не пугливого была характера. ” (часть 3 глава I)

“Ты знаешь характер сестры твоей, Родя. Это девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем. Конечно, ни с ее, ни с его стороны особенной любви тут нет, но Дуня, кроме того что девушка умная, — в то же время и существо благородное, как ангел, и за долг поставит себе составить счастье мужа, который в свою очередь стал бы заботиться о ее счастии. ” (часть 1 глава III)

“. сестра моя скорее в н***гры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает и с которым ей нечего делать, — навеки, из одной своей личной выгоды. ” (брат о ней, часть 1 глава IV)

“Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст. ” (брат о ней, часть 1 глава IV)

“. чтобы ты знал, как любит тебя Дуня и какое у нее бесценное сердце. ” (часть 1 глава III)

“. существо благородное, как ангел. ” (часть 1 глава III)

“Люби Дуню, свою сестру, Родя; люби так, как она тебя любит, и знай, что она тебя беспредельно, больше себя самой любит. Она ангел. ” (часть 1 глава III)

“. я выхожу за Петра Петровича. потому что из двух зол выбираю меньшее. ” (Дуня о браке с Лужиным, часть 3 глава III)

“Если я погублю кого, так только себя одну… Я еще никого не зарезала. ” (Дуня о браке с Лужиным, часть 3 глава III)

“Ты не можешь уважать Лужина: я видел его и говорил с ним. Стало быть, продаешь себя за деньги, и, стало быть, во всяком случае поступаешь низко, и я рад, что ты, по крайней мере, краснеть можешь!” (Раскольников о браке с Лужиным, часть 3 глава III)

“. я польстилась на его деньги, но, клянусь, брат, — я и не воображала, чтоб это был такой недостойный человек. Если б я разглядела его раньше, я бы ни на что не польстилась! Не вини меня, брат. ” (часть 4 глава III)

Это был цитатный образ и характеристика Дуни в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера Авдотьи Романовны Раскольниковой.

Читайте также:
Конфликт поколений в драме А.Н. Островского «Гроза» ℹ проблема взаимоотношений в пьесе, примеры споров, аргументы на тему разногласий из литературного произведения

Дуня Раскольникова

Дуня Раскольникова. Актриса В. Фёдорова. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Авдотья Романовна (Дуня) – младшая сестра главного героя Родиона Раскольникова. В романе ей отведена роль второстепенного персонажа, но от этого ее образ не утрачивает своей значимости. Это молодая провинциальная девушка из малообеспеченной семьи, которая из желания помочь брату вынуждена терпеть унижения и домогательства со стороны стареющего развратника Свидригайлова. Пройдя через все испытания, героиня в финале обретает заслуженное счастье.

Образ Дуни появился в одной из работ Достоевского еще до выхода «Преступления и наказания». В журнале «Время» была напечатана заметка о девушке-гувернантке, не побоявшейся дать отпор похотливому богачу. Ее стойкость так впечатлила писателя, что он взял этот образ за основу при описании характера Дуни. Внешние черты героини, а также имя писатель позаимствовал у своей близкой знакомой Авдотьи Яковлевны Панаевой, с которой его связывала большая взаимная симпатия.

Описание героя

Внешность

Авдотье Романовне двадцать два года. Природа одарила ее прекрасной внешностью: «высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, – что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности». В чертах ее лица угадывалась схожесть с братом, «но ее даже можно было назвать красавицей». У Дуни были темно-русые волосы и большие черные сверкающие глаза, в которых наряду с гордостью прослеживались мягкость и доброта. Несмотря на бледность, «лицо ее сияло свежестью и здоровьем». Ее небольшой рот имел одну характерную особенность: «нижняя губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, – единственная неправильность в этом прекрасном лице». Выражение лица девушки чаще было серьезным и задумчивым, «зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный!»

Происхождение, статус

Дуня родилась в семье мелкого чиновника, принадлежавшего к мещанскому сословию. Глава семейства рано ушел из жизни, оставив вдову с двумя маленькими детьми. На момент развития событий старший брат Дуни Родион живет в Петербурге. Из-за отсутствия средств он вынужден оставить учебу в университете. Мать и сестра, проживающие в Рязанской губернии, как могут помогают Родиону, стараясь регулярно переводить ему небольшие денежные суммы. Пенсии матери ни на что не хватает, поэтому женщина занимается подработкой. Дуня, образованная и воспитанная девушка, вынуждена работать гувернанткой в богатой семье, чтобы хоть как-то облегчить положение матери и брата.

Читайте также:
Милон - характеристика героя в комедии Недоросль, черты, образ
Дуня и Свидригайлов

Кадр из фильма «Преступление и наказание». 1969

Положение Дуни в семье Свидригайловых усугубляется преследованиями и домогательствами со стороны хозяина дома, Аркадия Ивановича. Однако уже скоро Свидригайлову становится понятно, что перед ним не слабая и зависимая личность, а недоступная и гордая девушка, готовая пожертвовать многим, но не своей честью.

Дуня для Свидригайлова в своем роде спасательный круг, за который он пытается ухватиться в поиске любви и чистых отношений. Ему, словно воздуха, не хватает ее взаимности: «Воздуху, воздуху надобно». Сравнивая ее с женщинами, с которыми он имел отношения, герой понимает, насколько никчемна его прошлая жизнь. Дуня покоряет его своей чистотой и искренностью. Одолеваемый страстями, Свидригайлов предлагает ей бежать вместе с ним за границу.

Сама девушка не испытывает к Свидригайлову ничего, кроме жалости. Понимая, что он уже давно духовный мертвец, она не готова принести себя в жертву этому человеку. Несмотря на его преследования, она остается непреклонной. Пиком в их отношениях становится попытка Свидригайлова овладеть Дуней, после чего она стреляет в него из револьвера.

Дуня и Лужин

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Художник Д. Шмаринов

Отношения Дуни с господином Лужиным складываются иначе, чем со Свидригайловым. Жена ему нужна для утверждения своего положения. Но Петр Петрович не готов жениться на красивой пустышке, он мечтает о девушке благонравной, добродетельной и образованной. Только такая сможет «удивительно скрасить его дорогу, привлечь к нему, создать ореол». Поэтому он ищет девушку из бедной семьи, «запуганную» и преданную, которая бы «всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному». Иначе говоря, Лужину нужна рабыня, которая бы служила ему в знак благодарности.

Дуня высоко ценит себя, но состояние ее семьи настолько плачевно, что не оставляет ей выбора. Поэтому она принимает ухаживания Петра Петровича. До некоторых пор она считает его неплохим человеком, пока не раскрывается его истинное лицо. После его клеветы на Соню Мармеладову и Родиона она больше не в силах терпеть его рядом с собой. Она признается, что готова была выйти замуж «за деньги», но не готова стать женой непорядочного скупердяя. Она отказывается от бессмысленного самопожертвования и разрывает отношения с Лужиным.

Дуня и Разумихин

Кадр из фильма «Преступление и наказание». 2007. Дуня — актриса Е. Васильева

Свое счастье Дуня находит в союзе с прекрасным человеком, другом Родиона, Дмитрием Прокофьевичем Разумихиным. Это мужественный, жизнерадостный, искренний и смышленый молодой человек. Он уже доказал свою преданность в дружбе с Раскольниковым глубокой привязанностью и заботой о нем. Его с первой встречи покоряет красота Авдотьи Романовны: «Понятно, что горячий, откровенный, простоватый, честный, сильный как богатырь и пьяный Разумихин, никогда не видавший ничего подобного, с первого взгляда потерял голову» Чем лучше он узнает ее, тем больше восхищается ее чистотой, нравственностью и жертвенностью. Даже ее простые и недорогие наряды он считает идеальными, а саму Дуню – настоящей королевой.

Читайте также:
Самодуры в пьесе А.Н. Островского «Гроза» ℹ описание образов, основные черты проявления, проблематика, значение произведения

Описывая любовь Разумихина к Дуне, Достоевский почти не касается ее ответного чувства по отношению к этому герою. И, хотя подробности этой истории опущены, хочется верить, что Авдотье Романовне также необходим этот человек, и она испытывает к нему любовь и уважение.

Через два месяца отношений молодые люди поженились. Свадьба прошла тихо и немного грустно. Гостями были Порфирий Петрович и Зосимов. Разумихин поклялся Дуне и Пульхерии Александровне, что отныне они всегда будут под его защитой. Дуня не могла не верить обещаниям этого человека, так как была убеждена в его порядочности и верности своему слову.

Роль героя в произведении

Судьбу Дуни нельзя назвать легкой. Ситуации, которые ей пришлось пережить, требовали большой силы воли и мужества. Но Дуня справилась, и остается только восхищаться несгибаемостью ее характера. Если бы не стальной стержень, который оказался внутри этой хрупкой девушки, неизвестно, как бы сложилась ее дальнейшая жизнь. В итоге судьба подарила ей любимого человека, оградив от похотливых развратников и скупых подлецов.

Благородный образ Авдотьи Романовны возрождает в людях веру в то, что никакие деньги или трудности не способны подавить в человеке веру в Бога и любовь к своим близким. Главное, добровольно не попасться в ловушку тех многочисленных соблазнов, которые, словно сети, расставлены циничными игроками.

  1. Наседкин Н.Н. Достоевский: Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003. — (Русские писатели).
  2. Терлецкий А.Д. Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX — начало XX вв. — М.: Московский лицей, 1997.
  3. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. — М.: Олимп, 2002.
  4. Пишем сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Грамотей, 2007.
  5. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Эпизод «Аустерлицкое сражение. Князь Андрей и небо». ТЕКСТ, комментарий.

ТЕКСТ.

Том I, часть 3, глава XVI.

— Ребята, вперед! — крикнул он детски пронзительно.

«Вот оно!» — думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него. Несколько солдат упало.

— Ура! — закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.

И действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его. Унтер-офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся от тяжести в руках князя Андрея знамя, но тотчас же был убит. Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном. Впереди себя он видел наших артиллеристов, из которых одни дрались, другие бросали пушки и бежали к нему навстречу; он видел и французских пехотных солдат, которые хватали артиллерийских лошадей и поворачивали пушки. Князь Андрей с батальоном уже был в двадцати шагах от орудий. Он слышал над собою неперестававший свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты. Но он не смотрел на них; он вглядывался только в то, что происходило впереди его — на батарее. Он ясно видел уже одну фигуру рыжего артиллериста с сбитым набок кивером, тянущего с одной стороны банник, тогда как французский солдат тянул банник к себе за другую сторону. Князь Андрей видел уже ясно растерянное и вместе озлобленное выражение лиц этих двух людей, видимо, не понимавших того, что они делали.

«Что они делают? — думал князь Андрей, глядя на них. — Зачем не бежит рыжий артиллерист, когда у него нет оружия? Зачем не колет его француз? Не успеет добежать, как француз вспомнит о ружье и заколет его».

Читайте также:
«Кондуит и Швамбрания» краткое содержание книги Льва Кассиля, анализ произведения, главные герои повести

Действительно, другой француз, с ружьем наперевес, подбежал к борющимся, и участь рыжего артиллериста, все еще не понимавшего того, что ожидает его, и с торжеством выдернувшего банник, должна была решиться. Но князь Андрей не видал, чем это кончилось. Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно, потому что боль эта развлекала его и мешала ему видеть то, на что он смотрел.

«Что это? я падаю! у меня ноги подкашиваются», — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал.

Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались, совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!

КОММЕНТАРИЙ.

В романе «Война и мир» автор показал путь исканий одного из главных героев – Андрея Болконского.

В начале произведения мы видим героя, уставшего от света с его вечными интригами. Он мечтает изменить жизнь – мечтает о славе. Именно подвиг на войне, по его мнению, поможет ему осуществить мечту.

В Аустерлицком сражении Андрей показал себя храбрым, мужественным офицером, со знаменем в руках ведущим за собой солдат. Однако он был ранен. Лёжа на снегу, глядя на вечное небо, герой изменил свои взгляды на жизнь ( в главе XIX будет показано, каким Андрей увидел Наполеона , тот показался ему совершенно другим: «Он знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь.»)

Небо с его медленно плывущими облаками словно помогло ему понять, что все его мечты такие суетные, что всё, чем он жил, о чём мечтал, – пустой обман: «Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его».

Князь Андрей понял, что только небо вечно, всё остальное преходяще. Он благодарил Бога за тишину и успокоение, которые он испытал.

Данный эпизод очень важен в романе, ведь именно с момента ранения, открытия вечности неба Андрей изменился. Для него ценностью стала семья, а не карьера, слава. Он захочет этой иной жизни, которая казалась ему такой прекрасной, «потому что он так иначе понимал ее теперь».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Подвиг Андрея Болконского в Аустерлицком сражении: описание в цитатах

Андрей Болконский
(актер Вячеслав Тихонов)

Князь Андрей Болконский является одним из главных героев знаменитого романа “Война и мир” Толстого.

Князь Андрей оказывается участником Аустерлицкого сражения и в ходе этой битвы совершает подвиг, рискуя своей жизнью.

Читайте также:
Бог солнца в Египте - Амон Ра, миф и описание древнеегипетского бога

В этой статье представлено описание подвига Болконского в Аустерлицком сражении в цитатах из романа “Война и мир”.

Смотрите:

Подвиг Андрея Болконского в Аустерлицком сражении: описание в цитатах

Битва под Аустерлицем – одно из сражений Русско-австро-французской войны, произошедшее в 1805 г. В этом сражении русско-австрийская армия терпит поражение от французской армии императора Наполеона.

В период, когда происходит Аустерлицкое сражение, Андрей Болконский служит адъютантом (помощником) главнокомандующего Кутузова:

“У нее брат, вот что недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова.” (о Болконском, том 1 часть 1 глава I)

“Ступайте, мой милый, посмотрите, прошла ли через деревню третья дивизия. Велите ей остановиться и ждать моего приказа.” (Кутузов – Болконскому, том 1 часть 3 глава XV)

“Приказав от имени главнокомандующего исполнить упущенное, князь Андрей поскакал назад.” (том 1 часть 3 глава XV)

“Смешанные, все увеличивающиеся толпы бежали назад к тому месту, где пять минут тому назад войска проходили мимо императоров. Не только трудно было остановить эту толпу, но невозможно было самим не податься назад вместе с толпой.

— Раны не здесь, а вот где! — сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих. — Остановите их! — крикнул он и в то же время, вероятно убедясь, что невозможно было их остановить, ударил лошадь и поехал вправо.

Вновь нахлынувшая толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад. Войска бежали такой густой толпой, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться.” (том 1 часть 3 глава XVI)

“. Повыше стояла русская пехота, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад по одному направлению с бегущими.”

“Французы атаковали батарею и, увидав Кутузова, выстрелили по нем. С этим залпом полковой командир схватился за ногу; упало несколько солдат, и подпрапорщик, стоявший с знаменем, выпустил его из рук; знамя зашаталось и упало, задержавшись на ружьях соседних солдат. Солдаты без команды стали стрелять.” (том 1 часть 3 глава XVI)

“. князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.

— Ребята, вперед! — крикнул он детски-пронзительно.

“Вот оно!” думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Несколько солдат упало.

— Ура! — закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.

Действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком “ура!” побежал вперед и обогнал его. Унтер-офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся от тяжести в руках князя Андрея знамя, но тотчас же был убит. Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном.” (том 1 часть 3 глава XVI)

“Но князь Андрей не видал, чем это кончилось. Как бы со всего размаха крепкой палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову.

“Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются”, подумал он и упал на спину.” (том 1 часть 3 глава XVI)

Тем временем Аустерлицкое сражение подходит к концу, французская армия под управлением Наполеона выходит победителем в этой битве:

“В пятом часу вечера сражение было проиграно на всех пунктах.” (том 1 часть 3 глава XVIII)

“. отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).”

“— А! он жив, — сказал Наполеон. — Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и свезти на перевязочный пункт!” (том 1 часть 3 глава XIX)

“Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь.” (о Болконском, том 1 часть 3 глава XIX)

“— Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, — сказал другой офицер.” (том 1 часть 3 глава XIX)

“Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.” (том 1 часть 3 глава XIX)

“Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных. Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё-таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где-нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести.” (том 2 часть 1 глава VII)

“Князь Андрей, после Аустерлицкой кампании, твердо решил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война, и все должны были служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения.” (том 2 часть 2 глава VIII)

“После Аустерлица! – мрачно сказал князь Андрей. – Нет; покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду.” (том 2 часть 2 глава XI)

Это было описание подвига Болконского в Аустерлицком сражении в цитатах из романа “Война и мир” Льва Толстого.

Читайте также:
Учителя Митрофана - описание образов, их роли в комедии Фонвизина

Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» – сочинение-рассуждение

Осенью 1805 года в сражении под Шенграбеном победили русские войска. Победа была неожиданной и легкой в силу сложившихся обстоятельств, поэтому Третья коалиция, ведущая войну с Наполеоном, окрылилась успехом. Императоры России и Австрии решили дать французской армии очередной урок под городом Аустерлицем, недооценив противника. Лев Толстой описывает Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» на основе изученных документов, диспозиций войск и фактов, найденных во многочисленных исторических источниках.

Рассвет перед битвой

В бой выступали с первыми лучами солнца, чтобы успеть поубивать друг друга до темноты. Ночью не видно было кто свои, а кто солдаты противника. Первым зашевелился левый фланг русской армии, его по диспозиции направляли разбить правый фланг французов и отбросить их в Богемские горы. Жгли костры, чтобы уничтожить все, что нельзя было нести с собой, дабы не оставить врагу стратегические ценности в случае поражения.

Солдаты чувствовали скорое выступление, угадывали приближение сигнала по молчаливым австрийским колонновожатым, мелькающим среди русского войска. Колонны двинулись, каждый солдат не знал, куда он направляется, но шел привычным шагом в толпе тысячей ног своего полка. Туман был очень густой, а дым выедал глаза. Не видно было ни той местности, откуда все выступали, ни тех окрестностей, куда приближались.

Те, кто шли в середине, спрашивали, что там видно по краям, но никто ничего не видел перед собою в десяти шагах вперед. Все передавали друг другу, что со всех сторон, даже сзади идут русские колоны. Новость успокаивала, потому каждому было приятно, что вся армия идет туда, куда направляется он. Лев Толстой со свойственным ему гуманизмом раскрывает простые человеческие чувства людей, которые идут туманным рассветом убивать и быть убитыми, как требует воинский долг.

Утреннее сражение

Долго шли маршем солдаты в молочном тумане. Потом почувствовали беспорядок в своих рядах. Хорошо, что причину суеты можно было списать на немцев: австрийское командование решило, что между центром и правым флангом большое расстояние. Свободное пространство надо заполнить австрийской кавалерией с левого фланга. Вся кавалерия по приказу высшего начальства свернула резко влево.

Генералы ссорились, дух войска падал, а Наполеон наблюдал за противником сверху. Императору хорошо было видно противника, который копошился внизу, как слепой котенок. К девятому часу утра то там, то там слышно было первые выстрелы. Русским солдатам не видно было, куда надо стрелять и где перемещается враг, вот упорядоченная стрельба завязалась над речкой Гольдбах.

Приказы не поступали своевременно, потому что адъютанты долго блуждали с ними в густой утренней мгле. Беспорядочно и расстроенно начали сражение три первых колонны. Четвертая колонна во главе с Кутузовым оставалась на высоте. Через пару часов, когда русские солдаты уже устали и ослабели, а солнце полностью осветило долину, Наполеон отдал приказ к наступлению в направлении Праценских высот.

Ранение Андрея Болконского

Князь Андрей начинал Аустерлицкое сражение рядом с генералом Кутузовым, он с завистью смотрел в долину. Там в холодной молочной тьме слышались выстрелы, а на противоположных склонах угадывалась неприятельская армия. Михаил Илларионович со свитой стоял на краю деревни и нервничал, он подозревал, что колонна не успеет выстроиться в нужном порядке, пройдя деревню, но подъехавший генерал настаивал, что французы еще далеко по диспозиции.

Читайте также:
Как хорошо ты, о море ночное - анализ стихотворения Тютчева

Кутузов послал князя к командиру в третью дивизию с приказом приготовиться к бою. Адъютант Болконский исполнил поручение командующего. Полевой командир третей дивизии очень удивился, ему не верилось, что неприятель так близко. Боевому начальству казалось, что впереди имеются другие колонны солдат, которые первыми встретят неприятеля. Наладив упущение, адъютант вернулся обратно.

Встреча Кутузова с Александром I

Командующий выжидал, по-старчески, зевая. Вдруг с тыла послышалось приветствие полков по всей линии наступавшей русской армии. Скоро эскадрон всадников в разноцветных формах можно было различить. В направлении из Працена следовали императоры России и Австрии, окруженные своей свитой.

Фигура Кутузова преобразилась, он застыл, поклонившись перед монархом. Теперь это был верноподданный его величества, не рассуждающий и уповающий на волю государя. Михаил Илларионович переигрывал, салютуя молодому императору. Болконский подумал, что царь красив, у него прекрасные серые глаза с выражением возрастной невинности. Александр велел начинать сражение, хотя командующий всячески старался подождать, пока полностью рассеется туман.

Полковое знамя

Когда русское командование в силу погодных условий смогло рассмотреть и оценить расположение армии, оказалось, что противник находится в двух верстах, а не в десяти, как предполагал Александр по своей неопытности. Андрей успел заметить, что враги наступают в пятистах метрах от самого Кутузова, хотел предупредить апшеронскую колонну, но по рядам пробежала паника молниеносно.

Еще пять минут назад по тому месту проходили стройные колонны перед императорами коалиции, теперь бежали толпы перепуганных солдат. Масса отступавших не выпускала попавшего в нее и хаотично захватила Кутузова. Все происходило очень быстро. На спуске горы еще отстреливалась артиллерия, но французы были слишком близко.

Рядом стояла пехота в нерешительности, вдруг по ней открыли огонь, и солдаты без приказа начали отстреливаться. Раненый прапорщик уронил знамя. С криком «Урааааа!» князь Болконский подхватил упавшее полотнище, ни на миг не сомневаясь, что батальон последует за своим знаменем. Нельзя было сдавать французам пушки, потому что они сразу же повернут их против бегущих и обратят их в кровавое месиво.

За орудия уже кипел рукопашный бой, когда Андрей почувствовал удар по голове. Он не успел увидеть, чем закончился бой. Небо. Только синие небеса, не вызывающие никаких чувств и мыслей, как символ бесконечности разверзлись над ним. Наступила тишина и покой.

Поражение русской армии

К вечеру французские генералы говорили об окончании сражения на всех направлениях. Враг завладел более, чем сотней орудий. Корпус генерала Пржебышевского сложил оружие, другие колоны бежали хаотичными толпами.

У деревни Аугеста осталась горстка от солдат Дохтурова и Ланжерона. Вечером можно было услышать разрывы снарядов, впущенных из пушек, так французы расстреливали отступавшие военные части.

Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир»

Роль императоров в Аустерлицком сражении

История человечества состоит из побед и поражений в войнах. В романе «Война и мир» Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Благодаря российским войскам была выиграна битва при Шенграбене, и это придало сил и воодушевления государям России и Австрии. Ослепленные победами, занятые в основном самолюбованием, проводя военные смотры и балы, эти два человека привели свои армии к поражению при Аустерлице. Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» Толстой стало решающим в войне «трех императоров». Толстой показывает двух императоров сначала напыщенными и самодовольными, а после поражения растерянными и несчастными людьми.

Наполеон сумел обхитрить и разбить русско-австрийскую армию. Императоры бежали с поля боя, а после окончания битвы император Франц решил покориться Наполеону на его условиях.

Кутузов и Вейротер – кто виноват в поражении?

Основную роль в ведении этой войны взяли на себя австрийские военачальники, тем более что бои велись на территории Австрии. И сражение возле городка Аустерлиц в романе «Война и мир» тоже было продумано и спланировано австрийским генералом Вейротером. Принять в расчет мнение Кутузова или кого-нибудь еще, Вейротер не считал нужным.

Читайте также:
Отрочество - краткое содержание по главам, характеристика героев

Военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет, а выставку тщеславий, все споры велись не с целью достигнуть лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой: «…было очевидно, что цель… возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле».

Сделав несколько бесполезных попыток изменить ситуацию, Кутузов проспал все время, пока длился совет. Толстой явственно дает понять, насколько Кутузову претит вся эта напыщенность и самодовольство, старый генерал прекрасно понимает, что сражение будет проиграно.

Князь Болконский, видя все это вдруг явственно осознает, что весь этот показушный совет – лишь для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции генералов обеих армий. «Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» думает Андрей Болконский. Но, как истинный сын своего отца, Болконский не может унизиться до того, чтобы отказаться принять участие в сражении, пусть даже наверняка зная, что оно будет проиграно.

Анализ сражения

Почему же сражение было проиграно, и отчего Кутузов пытался предотвратить эту атаку на французов? Опытный военный, он не был ослеплен небольшими победами над французской армией, и поэтому мог реально оценить противника. Кутузов прекрасно понимал, что Наполеон – умный стратег. Он был прекрасно осведомлен о численности российско-австрийских войск, и знал, что она превышает количество французских солдат. Поэтому было понятно – Бонапарт постарается предпринять какие-либо действия, чтобы обманом заманить неприятеля в ловушку. Именно поэтому Кутузов пытался оттянуть время, чтобы сориентироваться и понять, что задумал французский император.

Даже во время сражения, встретившись с царем, Кутузов медлит, и посылает солдат в атаку только после приказания российского императора.

В описании Аустерлицкого сражения в «Войне и мире» Толстой показывая поле боя с двух противоположных сторон, как бы противопоставляет императоров Наполеона, Александра и Франца.

Над обеими армиями одно и то же «…ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана». Но при этом французские войска идут в бой уверенно и с воодушевлением, а среди российско-австрийской армии вовсю идут внутренние трения и споры. От этого солдаты тоже чувствуют неуверенность и смятение. Включая описание природы в рассказ об Аустерлицкой войне в романе, Толстой словно описывает декорации в театре военных действий. Голубое небо Аустерлица, под которым бились и умирали люди, солнце, освещающее поле боя и солдат, уходящих в туман, чтобы стать обычным пушечным мясом в игре императорских амбиций.

Андрей Болконский

Для Андрея Болконского Аустерлицкое сражение – возможность показать себя, проявить все свои лучшие качества. Как Николай Ростов перед Шенграбенской битвой мечтал совершить подвиг, но, в момент опасности вдруг осознал, что его могут убить, так же и Болконский перед сражением думает о смерти. И удивление Ростова: «Убить меня? Меня, кого так любят все!» очень похоже на недоумение Болконского: «Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?».

Но при этом результат этих мыслей у Ростова и Болконского разный. Если Ростов бежит в кусты, то Болконский готов идти навстречу опасности, чтобы «…наконец показать все то, что я могу сделать». Болконский тщеславен, так же как его отец, и его сын в будущем, но это тщеславие идет не от пустого бахвальства, а от благородства души. Он мечтает не о наградах, а о славе, о людской любви.

И в минуты его размышлений о грядущих подвигах Толстой словно опускает его на землю. Князь вдруг слышит глупую шутку солдат:
«Тит, а Тит?»
— Ну, — отвечал старик.
— Тит, ступай молотить, — говорил шутник.
— Тьфу, ну те к черту, — раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».

Те люди, ради любви которых Болконский готов идти на подвиги, даже не подозревают о его мечтах и размышлениях, они живут обычной походной жизнью и шутят свои глупые шутки.

Героическое поведение Андрея Болконского при Аустерлицком сражении Толстой описывает обыденными словами, без прикрас и пафоса. Тяжесть знамени, которое так сложно удерживать, что Болконский бежал «волоча его за древко», описание ранения, когда словно «… со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову». Нет ничего высокопарного и героического в описании его подвига, но именно это и создает ощущение того, что героизм – это проявление душевного порыва в обыденности военных действий.

Читайте также:
Шенграбенское сражение в романе Толстого Война и Мир

Князь Болконский не мог поступить как-то по-другому, хотя он прекрасно понимал, что итог битвы при Аустерлице был предрешен.

Словно подчеркивая суетность всего происходящего, Толстой снова возвращается к небу над Аустерлицем, которое теперь видит над собой Андрей Болконский. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались… совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу. »

Заключение

Подводя итог и проведя краткий анализ описания битвы под Аустерлицем, сочинение на тему Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» мне бы хотелось закончить цитатой из романа, которая очень четко отражает суть всех военных действий: «Как в часах результат сложного движения бесчисленных различных колес и блоков есть только медленное и уравномеренное движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих движений этих ста шестидесяти тысяч русских и французов — всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга этих людей — был только проигрыш Аустерлицкого сражения, так называемого сражения трех императоров, то есть медленное передвижение всемирно-исторической стрелки на циферблате истории человечества».

Чтобы не происходило в этом мире, все это лишь движение стрелки на часах…

Сочинение Аустерлицкое сражение в романе Война и мир (анализ)

Завершающим эпизодом первого тома романа «Война и мир» является Аустерлицкое сражение. Все сражения описанные в произведении — пиковые точки повествования, в них эпохальные события переплетаются с личными трагедиями и переживаниями героев, жизнь граничит со смертью, а высокопоставленные личности принимают участие в судьбах простых солдат.

Битва под Аустерлицем была проиграна заранее и все это понимали. Багратион даже не явился на военный совет, предшествующий баталиям, так как считал его бесполезным. Но большинство генералов были пропитаны ложными надеждами на победу и воодушевили всю армию на веру в нее. Это сражение оказалось переломным моментом и в судьбе Андрея Болконского. Всю свою жизнь он восхищался Наполеоном и мечтал повторить его подвиг, когда полководец спас армию на Аркольском мосту. Во время атаки князь Андрей поднимает знамя, ведя солдат за собой, но при этом получает тяжелое ранение.

В то мгновение, когда жизнь героя находится на грани смерти, автор проверяет истинны ли идеалы Болконского. Когда человек находится на волосок от смерти, все ложное сразу отсеивается, остается только важное и вечное. Наблюдая величие природы и «бескрайнее небо Аустерлица» Андрей переосмысливает всю свою жизнь, его убеждения больше не кажутся безупречными, он сам не понимает, как не замечал раньше этого высокого безграничного неба. Все остальное кажется ему пустым и ничтожным.

В то время Наполеон был примером для подражания многих молодых солдат, которые хотели быть такими же отважными и смелыми как он. Они романтизировали подвиги Бонопарта, не осознавая, что за ними стояли тысячи человеческих жизней. Многие из них даже не могли подумать, что когда-нибудь встретятся с кумиром и для них такой случай был бы счастьем, но только не для Болконского. Тогда его отношение к императору резко изменилось, он казался ему маленьким и не таким значимым, как момент единения его души с природой в ту минуту.

Можно сказать, что в этой битве произошло перерождение души князя Андрея. Всего его идеалы развеялись, как прах, он увидел жизнь с другой стороны. Но само ранение Болконского никак не повлияло на ход битвы, этим Толстой хотел показать, что один человек никак не мог повлиять на ход сражения и на его исход. А сколько таких историй сопровождало всю войну, можно только догадываться.

Читайте также:
Образ Печорина в романе Герой нашего времени, портрет, происхождение

Описание Аустерлицкого сражения — играет важную роль в концепции романа, оно помогает многим героям осознать настоящий ужас войны и изменить свое отношение в военным действиям и к собственным жизням.

Анализ Аустерлицкого сражения в романе Толстого Война и мир

Аустерлицкое сражение несло большие надежды на победу над Наполеоном. Но оказалось всё наоборот. Наполеон показал себя талантливым полководцем, разбил две армии – русскую и австрийскую.

Аустерлиц расположен на территории Австрии. Поэтому, австрийские военачальники взяли главное руководство битвой в свои руки. Русской армии отводилась второстепенная роль. Мнение Кутузова никто не слушал и всерьёз не воспринимал.

Военный совет перед битвой совсем не был похож на военный совет в Филях, а скорее напоминал базар тщеславных ворон. Они наперебой высказывали своё мнение, тешили свою самолюбие и амбиции, пытались самоутвердиться за счёт других. Кутузова даже слушать не стали. И он просто спал тихонько в уголочке. Князь Андрей Болконский сразу понял, что это сражение будет проиграно. Но честь русского офицера не позволила ему покинуть поле боя.

А вот зря они Кутузова слушать не стали. Он, может быть, единственный, реально оценивал противника. Наполеон был умный военачальник. Его разведка не дремала, а собирала данные о численности противника, его диспозиции. Численность двух армий была больше численности армии Наполеона, поэтому, ему надо было придумать какую-то военную хитрость и заманить противника в ловушку. Поэтому Кутузов и выжидал. Он пытался понять, что же предпримет Наполеон.

Он сам не посылает солдат на верную гибель. Ждёт, когда приказ о начале атаки отдаст лично император. И он отдаёт его. Русские солдаты гибнут ни за что, они – простые пешки в императорской игре. Не зря это сражение получило название «сражение трёх императоров». Солдатам не объяснили куда наступать и зачем. А отсутствие информации всегда порождает панику. Поэтому, было достаточно испуганного крика: «Обошли!», и армия пустилась в паническое отступление. И Кутузов был не в силах противостоять этому хаосу.

И героический поступок Андрея Болконского был бессмыслен. Даже знамя не подняло солдат в атаку. Причём, оно оказалось очень тяжёлым. Болконский хотел повторить аналогичный поступок Наполеона, увенчавшийся в своё время успехом. Но в данных обстоятельствах поступок Болконского был более показушным и бессмысленным, если не сказать глупым.

Вот к чему приводит отсутствие взаимопонимания между людьми, наделёнными такой высокой властью. Дух русской армии был практически на нуле. А без воодушевляющей идеи, без силы духа людей любое мероприятие обречено на провал.

Также читают:

Картинка к сочинению Аустерлицкое сражение в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

В русском искусстве есть большое количество художников, которые работали в жанре пейзаж. Особое внимание хотелось бы уделить талантливому мастеру своего дела Саврасову Алексею Кондратьевичу.

Картины Айвазовского всегда завораживали как ценителей искусства, так и обычных посетителей музеев и выставок. Не стала исключением и его картина «Черное море». При осмотре картины можно прочувствовать буйство стихии

Александр Исаевич Солженицын в своём рассказе Матрёнин двор затрагивает проблемы наличия нравственности и духовности, как у каждого человека, так и у всего народа в целом. Автор

Комаровский – это один из персонажей романа Пастернака, Доктор Живаго. По профессии он адвокат, он сильно прогрессирует в своей работе. Благодаря своему удачному положению, он переманивает к себе в совместное сожительство молодую девушку

«Белая гвардия» – это одно из важнейших произведений в творчестве М. Булгакова. Это исторический роман, повествующий о тяжелых, трагических событиях, связанных с революцией

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: