Двадцать первое Ночь Понедельник – анализ стихотворения

Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» Ахматовой

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Двадцать первое. Ночь. Понедельник..
История создания – произведение написано в 1917 году, который был неспокойным для Ахматовой одновременно и в личном плане, и в общественном.

Тема стихотворения – разочарование в любви.

Композиция – линейная, от первой строфы и до третьей мысль развивается последовательно.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест.

Эпитет – “любовные песни”.

Метафора – “и почиет на них тишина“.

«Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой

Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» было написано Анной Ахматовой в 1917 году — году, неспокойном для всей России. И личная жизнь поэтессы тоже была расшатанной: всё больше сложностей возникало в отношениях с мужем, и, несмотря на успех первых сборников, посещали сомнения в собственном даровании.

Стихотворение начинается с коротких, рубленых фраз, будто телеграмма. Просто констатация времени и места. И затем — длинная и более мягкая строка: «очертанья столицы во мгле». Как будто Ахматова в разговоре с кем-то (или в начале письма) назвала дату, своим чутким слухом уловила стихотворный ритм, подошла к окну — и дальнейшие слова стали выплёскиваться сами собой. Именно такое впечатление возникает после прочтения первого четверостишия, и даже брезжится смутное отражение поэтессы в тёмном оконном стекле.

«Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле.» Это — разговор женщины с самой собой, ещё молодой (Анне Андреевне было только двадцать восемь), но уже столкнувшейся с драмой.

И вторая строфа вся пронизана разочарованием. Бездельнику, выдумавшему любовь, «все поверили, так и живут». И вера эта, и поступки, с ней связанные, — бессмысленная сказка, по мнению лирической героини. Наподобие той, в которую верили люди несколько веков назад, про трёх китов и черепаху. И поэтому следующая строфа, кроме печали, проникнута ещё и торжеством.

«Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина» — слово «иным» вполне могло быть изначально «избранным», если бы позволил размер. По крайней мере, смысл вкладывается именно такой. «И почиет на них тишина» — как благо, как свобода от иллюзий. В этом месте голос лирической героини звучит наиболее твёрдо и уверенно. Но две последние строчки рождают другое ощущение: как будто их произносит совсем молоденькая девушка, потерявшая какой-то ориентир, забывшая что-то важное. «Я на это наткнулась случайно, И с тех пор всё как будто больна.» Что это, если не сожаление? Если не понимание того, что утраченная иллюзия, та самая открывшаяся «тайна» забрала главную радость жизни? Недаром эти последние слова отделены от спокойных, уверенных строчек многоточием. И торжествующая правота сменяется тихой печалью.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом — размером, наиболее подходящим к размышлениям и лирике. Лиричностью проникнуто всё произведение, несмотря на подчёркнутое отсутствие изобразительно-выразительных средств. Высокопарная метафора «и почиет на них тишина» кажется чужеродным элементом, словами, принадлежащими не лирической героине, а той холодной и разочарованной женщине, которой она представляется. Но истинный, мягкий и печальный голос, звучащий в последних словах, разом опрокидывает громоздкие конструкции во славу разочарования и оставляет у читателя впечатление утраты и жажды любви.

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью…», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
  • «Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Родная земля», анализ стихотворения, сочинение
  • «Вечером», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Гость», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
  • «Уединение», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой
  • «Рыбак», анализ стихотворения Анны Ахматовой

По произведению: «Двадцать первое Ночь Понедельник»

По писателю: Ахматова Анна Андреевна

История создания

1917 год был очень сложным для Ахматовой. Не только из-за революции, которая сотрясала всю Россию, но и по личным причинам: разлад с мужем становился всё очевиднее и всё глубже. К тому же поэтесса начинает испытывать сомнения в том, что она действительно талантлива – и это несмотря на то, что сборники её стихов были очень хорошо приняты и критиками, и публикой. История создания произведения связана с сильными переживаниями, особенно личного характера.

Ахматова предчувствовала, что её брак не просто дал трещину – он распадается. Она была разочарована в себе из-за того, что позволила чувствам к Николаю Гумилеву полностью завладеть её сердцем, которое в итоге оказалось разбитым. Она была действительно разочарована в отношениях и относилась в любви без прежнего трепета.

Стихотворение впервые напечатано в том же году в знаковом для Анны Андреевны сборнике “Белая стая”, где она предстает в новой для себя поэтической ипостаси.

Роль Б Энрепа в жизни Ахматовой

Первая встреча двух творческих людей была спонтанной (1914 год), но Анне Борис понравился, Энреп ответил взаимно, и поэтесса подарила ему кольцо, которое носилось получателем на цепочке довольно долго, что говорит о ценности подарка и отношении к дарителю. Позже Ахматова сама скажет про Бориса:

Семь дней любви и вечная разлука.

Но эти слова сказаны позже, после следующей встречи, которая произошла в 2021 году. После неё глубину отношений подчёркивает тот факт, что ряд стихотворений поэтессы посвящён Борису. Он был отдушиной на финальной стадии неудачного брака, о глубине близости судить не берёмся, но Энреп оставил заметный след не только в сердце, но и в творчестве Анны Ивановны. Даже после «семи дней любви» переписка Анны и Бориса продолжалась очень долго.

Тема произведения достаточно проста. Оно посвящено разочарованию в любви – этом прекрасном чувстве, которое лирическая героиня пережила сполна, и при этом оно сделало её несчастной. Именно поэтому она говорит о любви с такой иронией, отрекается от нее, считает, что само её существование – это сказка, сочинённая каким-то бездельником.

Читайте также:
Cочинение дети герои - пример текста

При этом читателя не оставляет ощущение, что за всеми холодными фразами, сказанными будто в сердцах, на самом деле скрывается печаль по утраченному чувству и желание любить и, конечно, быть любимой в ответ.

Композиция

Линейно развивающаяся композиция стихотворения даёт возможность читателю проникнуть в душевный мир лирической героини. В первой строфе она как будто очерчивает время действия, показывая, насколько глубока её задумчивость. Создается впечатление, что женщина просто разговаривает сама с собой, убеждает себя в том, что любви на самом деле не существует. Представить такую картину несложно.

Вторая строфа также полна разочарования: ведь все верят в выдумку о любви и живут с ней, переживают из-за несуществующего и несущественного чувства.

В третьей строфе открывается главная мысль, что у самой лирической героини утраченная иллюзия забрала радость жизнь, забрала возможность просто жить. При этом она говорит о том, что прозрение, подобное тому, что посетило её, доступно не всем. И становится понятно, что сама лирическая героиня с удовольствием бы от него отказалась.

Трёхстопный анапест придаёт поэтическим строкам форму размышления.

Кратко о «Белой стае» в творчестве А. Ахматовой

Можно задать вопрос: почему такое странное название у третьего сборника поэтессы? Белый — это невинный, чистый, а также цвет Святого Духа, который спустился на грешную землю в виде голубя. Также этот цвет — символ смерти.

Образ птиц — это свобода, отсюда и стая, которая оторвалась от земли, на все смотрит отрешенно. Чистая свобода и смерть чувств — это и есть тема произведения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…». Анализ стихотворения показывает, как лирическая героиня отделилась от «стаи», чтобы ночью одной предаться конкретному размышлению: нужна ли любовь? Стихотворение без заголовка. Это говорит о том, что поэт опасается, что название может рассматриваться как отдельный текст и давать дополнительный смысл, который не требуется автору.

Средства выразительности

Ахматова сделала этот стих нарочито простым, по сути, использовав только два изобразительно-выразительных средства: эпитет – “любовные песни”, сравнение – “как будто больна” и метафору – “и почиет на них тишина”. Интересно, что такая скупость не делает произведение менее лиричным – более того, именно она помогает подчеркнуть смятенное состояние души разочарованной женщины. Ей не до высоких фраз.

При этом эпитет “любовные песни” играет очень важную роль – именно он показывает, насколько иронично теперь мировосприятие лирической героини, которая раньше и сама с удовольствием писала такие песни.

Вариант 3

Стихотворение представляет собой одну из составных частей поэтического сборника автора под названием «Белая стая» и отличается автобиографичностью, связанной с личными переживаниями поэтессы.

Основной тематикой лирического произведения являются авторские размышления о любовных разочарованиях, приводящих к переосмыслению человеческих ценностей.

Структурная композиция представляет собой линейную форму, в которой мыслительное развитие сюжетной линии осуществляется последовательно, позволяя понять и проникнуться душевным миром лирической героини. Первая строфа показывает задумчивую глубину состояния женщины, создавая ощущение мысленного диалога самой с собой, во второй строфе усиливаются ноты разочарования, вызванного любовным чувством, а третья строфа посвящена раскрытия главного мотива стихотворения, заключающегося в утрате жизненных иллюзий, лишивших лирическую героиню радости бытия и надежды на счастливое будущее.

В качестве стихотворного размера произведения поэтессой выбирается трехстопный анапест, выражающий авторский замысел в виде мыслительных размышлений посредством своеобразной звуковой ритмики.

Среди немногочисленных средств художественной выразительности, применяемых в стихотворении, выделяются изобразительные эпитеты и метафоры, которые, несмотря на их скупое использование, подчеркивают душевные страдания лирической героини в виде смятений и разочарования, демонстрируя ненужность высокопарных фраз и слов. При этом автором намеренно выбирается простое изложение выбранной тематики в целях описания душевного безразличия страдающей и разочарованной женщины.

Отличительной особенностью стихотворения является применение своеобразного оборота речи в форме парцелляций, заключающихся в интонационном разделении стихотворного содержания на небольшие отрывки, звучащие в качестве самостоятельных выражений, которые создают впечатление об некоем посланном обрывке письма, изложенном в четком и сжатом виде.

Анализ стихотворения Двадцать первое. Ночь. Понедельник по плану

Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» Ахматовой

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Двадцать первое. Ночь. Понедельник..
История создания – произведение написано в 1917 году, который был неспокойным для Ахматовой одновременно и в личном плане, и в общественном.

Тема стихотворения – разочарование в любви.

Композиция – линейная, от первой строфы и до третьей мысль развивается последовательно.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест.

Эпитет – “любовные песни”.

Метафора – “и почиет на них тишина“.

История создания

1917 год был очень сложным для Ахматовой. Не только из-за революции, которая сотрясала всю Россию, но и по личным причинам: разлад с мужем становился всё очевиднее и всё глубже. К тому же поэтесса начинает испытывать сомнения в том, что она действительно талантлива – и это несмотря на то, что сборники её стихов были очень хорошо приняты и критиками, и публикой. История создания произведения связана с сильными переживаниями, особенно личного характера.

Ахматова предчувствовала, что её брак не просто дал трещину – он распадается. Она была разочарована в себе из-за того, что позволила чувствам к Николаю Гумилеву полностью завладеть её сердцем, которое в итоге оказалось разбитым. Она была действительно разочарована в отношениях и относилась в любви без прежнего трепета.

Стихотворение впервые напечатано в том же году в знаковом для Анны Андреевны сборнике “Белая стая”, где она предстает в новой для себя поэтической ипостаси.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Передо мной на столе лежит книга Анны Андреевны Ахматовой «Белая стая». Наугад открываю ее. Читаю: «Двадцать первое. Ночь. Понедельник».
Коротко и четко, поэтому необычно. Дочитываю до конца, понимаю, что это стихотворение о любви. Но как-то оно не похоже на другие произведения поэтессы, в которых переплетаются радость и трагедия, бури и пустыни любви. А здесь:

Читайте также:
Cочинение на тему героизм к ОГЭ/ЕГЭ по русскому

Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле.

В чем дело? Почему такая резкая перемена? Я думаю, ответить на эти вопросы поможет история создания произведения. Стихотворение написано в тысяча девятьсот семнадцатом году, в один из самых тяжелых периодов в жизни страны и каждого человека в отдельности. Неопределенность была не только в экономике, политике, но и в душах. Поэтому основное поэтическое ощущение А.А. Ахматовой тех лет – ощущение надвигающейся катастрофы, как бы «конца мира». Оно становится, пожалуй, главным и даже определяющим в лирике данного периода. Добавлю к этому еще поиски нового смысла жизни, и сразу все становится ясным. Читая стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» нельзя не почувствовать, что мотив неустойчивости слишком неукоснительно и резко проходит через него и что, следовательно, неустойчива сама жизнь, окружающая человека.

Данное стихотворение невелико по объему, всего двенадцать строк. Но в нем вся жизнь, полная горя и страданий, приведших к отрицанию любви. Здесь (впрочем, как и во многих ее стихах) мы видим лишь окончание драмы. На мой взгляд, данное произведение является отражением реальной жизненной истории, которая была трагичной. Ведь, в конечном счете, лирика – это прежде всего биография.

Композиция стихотворения несколько необычна, служит для раскрытия основной мысли, идеи. Первые восемь строк – отрицание любви, и вдруг в конце – противоречие, как будто снята маска:

Но иным открывается тайна…

Есть она, эта великая тайна, эта сладкая боль, в которой даже самой себе не признается героиня. Имя ей – любовь.

Лирическая героиня А.А. Ахматовой через отрицание любви предстает именно такой, как многие, которые:

Ждут свиданий, боятся разлуки И любовные песни поют.

Важное значение в этом стихотворении для создания картины имеет синтаксис. Вначале назывные предложения, как наброски к большому полотну:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле.

Почти конкретное время, почти конкретное место. Сухо и сдержанно.

Затем калейдоскоп, созданный однородными сказуемыми («ждут», «боятся», «поют»), раскрывает сложность чувства: от отрицания к утверждению. Тональность тоже меняется.

Несмотря на изменение настроения в стихотворении, оно лишено суетности. В нем, как и в большинстве ахматовских произведений, минимум выразительных средств. Олицетворение («…почиет на них тишина…»), антитеза («Ждут свиданий, боятся разлуки…»), разностилевая лексика («бездельник», «почиет»), лишь дорисовывают картину, набросанную вначале.

Мне кажется, что стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» похоже на беглую запись в дневнике или даже на часть странички из него, не имеющей ни начала, ни конца. Наверное, А.А. Ахматова пыталась таким образом дать читателю возможность самому додумать то, что происходило с героиней. И, может быть, взгляд на чужую трагедию поможет многим избежать своей.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Тема произведения достаточно проста. Оно посвящено разочарованию в любви – этом прекрасном чувстве, которое лирическая героиня пережила сполна, и при этом оно сделало её несчастной. Именно поэтому она говорит о любви с такой иронией, отрекается от нее, считает, что само её существование – это сказка, сочинённая каким-то бездельником.

При этом читателя не оставляет ощущение, что за всеми холодными фразами, сказанными будто в сердцах, на самом деле скрывается печаль по утраченному чувству и желание любить и, конечно, быть любимой в ответ.

ПРОГУЛКА

Перо задело о верх экипажа. Я поглядела в глаза его. Томилось сердце, не зная даже Причины горя своего.

Безветрен вечер и грустью скован Под сводом облачных небес, И словно тушью нарисован В альбоме старом Булонский лес.

Бензина запах и сирени, Насторожившийся покой… Он снова тронул мои колени Почти не дрогнувшей рукой.

Я не любви твоей прошу. Она теперь в надежном месте… Поверь, что я твоей невесте Ревнивых писем не пишу. Но мудрые прими советы: Дай ей читать мои стихи, Дай ей хранить мои портреты — Ведь так любезны женихи! А этим дурочкам нужней Сознанье полное победы, Чем дружбы светлые беседы И память первых нежных дней… Когда же счастия гроши Ты проживешь с подругой милой И для пресыщенной души Все станет сразу так постыло — В мою торжественную ночь Не приходи. Тебя не знаю. И чем могла б тебе помочь? От счастья я не исцеляю.

Есть в близости людей заветная черта

Есть в близости людей заветная черта, Ее не перейти влюбленности и страсти,— Пусть в жуткой тишине сливаются уста, И сердце рвется от любви на части.

И дружба здесь бессильна, и года Высокого и огненного счастья, Когда душа свободна и чужда Медлительной истоме сладострастья.

Стремящиеся к ней безумны, а ее Достигшие — поражены тоскою… Теперь ты понял, отчего мое Не бьется сердце под твоей рукою.

Я знаю, Ты моя награда

Я знаю, Ты моя награда За годы боли и труда, За то, что я земным отрадам Не предавалась никогда, За то, что я не говорила Возлюбленному: «Ты любим». За то, что всем я не простила, Ты будешь ангелом моим…

Ты всегда таинственный и новый

Ты всегда таинственный и новый, Я тебе послушней с каждым днем. Но любовь твоя, о друг суровый, Испытание железом и огнем.

Запрещаешь петь и улыбаться, А молиться запретил давно. Только б мне с тобою не расстаться, Остальное все равно!

Так, земле и небесам чужая, Я живу и больше не пою, Словно ты у ада и у рая Отнял душу вольную мою.

Как белый камень в глубине колодца,

Как белый камень в глубине колодца, Лежит во мне одно воспоминанье, Я не могу и не хочу бороться: Оно — мученье и оно страданье.

Мне кажется, что тот, кто близко взглянет В мои глаза его увидит сразу. Печальней и задумчивее станет Внимающего скорбному рассказу.

Я ведаю, что боги превращали Людей в предметы, не убив сознанья, Чтоб вечно жили дивные печали. Ты превращен в мое воспоминанье.

Читайте также:
"Тихий дон" краткое содержание 📚 романа по главам, характеристика главных героев, анализ сюжета, где происходит действие, жанр

Еще весна таинственная млела

Еще весна таинственная млела, Блуждал прозрачный ветер по горам И озеро глубокое синело — Крестителя нерукотворный храм.

Ты был испуган нашей первой встречей, А я уже молилась о второй, — И вот сегодня снова жаркий вечер… Как низко солнце стало над горой…

Ты не со мной, но это не разлука, Мне каждый миг — торжественная весть. Я знаю, что в тебе такая мука, Что ты не можешь слова произнесть.

Сказал, что у меня соперниц нет

Сказал, что у меня соперниц нет. Я для него не женщина земная, А солнца зимнего утешный свет И песня дикая родного края. Когда умру, не станет он грустить, Не крикнет, обезумевши: «Воскресни!» Но вдруг поймет, что невозможно жить Без солнца телу и душе без песни. …А что теперь?

Настоящую нежность не спутаешь

Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви, Как я знаю эти упорные Несытые взгляды твои!

Ты письмо мое, Милый, не комкай.

Ты письмо мое, Милый, не комкай. До конца его, друг, прочти. Надоело мне быть незнакомкой, Быть чужой на Твоем пути.

Не гляди так, не хмурься гневно. Я любимая, я Твоя. Не пастушка, не королевна И уже не монашенка я —

В этом сером, будничном платье, На стоптанных каблуках… Но, как прежде жгуче объятье, Тот же страх в огромных глазах.

Ты письмо мое, милый, не комкай, Не плачь о заветной лжи, Ты его в Твоей бедной котомке На самое дно положи.

Ты к морю пришел, где увидел меня

Ты к морю пришел, где увидел меня, Где, нежность тая, полюбила и я.

Там тени обоих: твоя и моя, Тоскуют теперь, грусть любви затая.

И волны на берег плывут, как тогда, Им нас не забыть, не забыть никогда.

И лодка плывет, презирая века, Туда, где в залив попадает река.

И этому нет и не будет конца, Как бегу извечному солнца-гонца.

А! это снова ты. Не отроком влюбленным

А! это снова ты. Не отроком влюбленным, Но мужем дерзостным, суровым, непреклонным Ты в этот дом вошел и на меня глядишь. Страшна моей душе предгрозовая тишь. Ты спрашиваешь, что я сделала с тобою, Врученным мне навек любовью и судьбою. Я предала тебя. И это повторять — О, если бы ты мог когда-нибудь устать! Так мертвый говорит, убийцы сон тревожа, Так ангел смерти ждет у рокового ложа. Прости меня теперь. Учил прощать Господь. В недуге горестном моя томится плоть, А вольный дух уже почиет безмятежно. Я помню только сад, сквозной, осенний, нежный, И крики журавлей, и черные поля… О, как была с тобой мне сладостна земля!

Марина Цветаева. Стихи о любви
Вероника Тушнова. Стихи о любви

Композиция

Линейно развивающаяся композиция стихотворения даёт возможность читателю проникнуть в душевный мир лирической героини. В первой строфе она как будто очерчивает время действия, показывая, насколько глубока её задумчивость. Создается впечатление, что женщина просто разговаривает сама с собой, убеждает себя в том, что любви на самом деле не существует. Представить такую картину несложно.

Вторая строфа также полна разочарования: ведь все верят в выдумку о любви и живут с ней, переживают из-за несуществующего и несущественного чувства.

В третьей строфе открывается главная мысль, что у самой лирической героини утраченная иллюзия забрала радость жизнь, забрала возможность просто жить. При этом она говорит о том, что прозрение, подобное тому, что посетило её, доступно не всем. И становится понятно, что сама лирическая героиня с удовольствием бы от него отказалась.

Трёхстопный анапест придаёт поэтическим строкам форму размышления.

«Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» А.Ахматова

Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, боятся разлуки И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина… Я на это наткнулась случайно И с тех пор все как будто больна.

Анализ стихотворения Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»

В 1917 году свет увидел третий сборник Ахматовой «Белая стая», считающийся наиболее значительным из ее дореволюционных книг. Критики-современники практически оставили без внимания издание. Дело в том, что вышло оно в период для России трудный. Согласно поздним воспоминаниям Анны Андреевны, первый напечатанный тираж никак не мог попасть из Петербурга в Москву. Тем не менее, некоторое количество отзывов книга все-таки получила. Большинство критиков отметили стилевое отличие «Белой стаи» от «Вечера» (1912) и «Четок» (1914). Слонимский считал, что стихотворения, вошедшие в третий сборник Ахматовой, отмечены новым углубленным мировосприятием, обусловленным победой духовного начала над чувственным, в крайней степени женственным. По мнению Мочульского, в «Белой стае» поэтесса становится более сильной, строгой, суровой. В ее творчестве появляется образ Родины, слышится эхо войны. Пожалуй, главная особенность сборника – полифония, о которой писали многие исследователи ахматовской лирики.

Небольшое стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», датированное 1917 годом, входит в сборник «Белая стая». На его примере четко видно, какие изменения претерпел мотив любви в поэзии Анны Андреевны. Первое четверостишие начинается с парцелляции — речевого приема, представляющего собой интонационное деление высказывания на отрезки, которые графически обозначаются как самостоятельные предложения. Использование этого тропа позволяет Ахматовой добиться большей эмоциональности, выразительности, яркости. Создается впечатление, что начальная строка стихотворения — отрывок из телеграммы. Все кратко, все по делу — только обозначение времени, ничего лишнего, никаких подробностей.

Поначалу кажется, что к любви лирическая героиня стихотворения относится с явной иронией. По ее словам, факт существования этого чувства на земле сочинил какой-то бездельник. Остальные люди ему поверили — то ли от ленности, то ли от скуки. В «Белой стае» лирическая героиня уже не с таким трепетом относится к любви. Исчезло волнение, порождаемое первым чувством. Не стало той девушки, что сжимала руки под темной вуалью, надевала на правую руку перчатку с левой руки, бежала за бесконечно обожаемым мужчиной до ворот, обещала умереть, если он уйдет. Пережитые любовные драмы навсегда изменили ее, сделали спокойней и мудрее. Впрочем, не стоит думать, что она отказалась от самого прекрасного чувства на земле. Скорее, лирическая героиня полностью переосмыслила его. Любовь осознается ей как тайна, доступная только избранным людям. Постижение истины приносит им покой («почиет на них тишина»). Героине стихотворения случайно посчастливилось попасть в круг тех «иных». Любовь как болезнь, любовь как тайна — вот то новое восприятие, которое открывается читателям в третьем сборнике Ахматовой.

Читайте также:
Мечта и реальность в романе Мастер и Маргарита, примеры и аргументы

На книгу «Белая стая» повлияли не только трагические события, происходившие в России, но и отношения Анны Андреевны с русским художником-монументалистом и литератором Борисом Анрепом, который большую часть жизни провел в Великобритании. Поэтесса познакомилась с ним в 1914 году. До отъезда Анрепа из Российской империи влюбленные часто виделись. Ахматова посвятила Борису Васильевичу порядка тридцати стихотворений, значительная часть из них вошла в сборник «Белая стая». Последняя встреча Анны Андреевны с Анрепом состоялась в 1965 году, в Париже, после чествования поэтессы в Оксфорде. Борис Васильевич потом вспоминал, что образ когда-то любимой женщины показался ему столь же юным, свежим и очаровательным, как и в 1917 году.

Средства выразительности

Ахматова сделала этот стих нарочито простым, по сути, использовав только два изобразительно-выразительных средства: эпитет – “любовные песни”, сравнение – “как будто больна” и метафору – “и почиет на них тишина”. Интересно, что такая скупость не делает произведение менее лиричным – более того, именно она помогает подчеркнуть смятенное состояние души разочарованной женщины. Ей не до высоких фраз.

При этом эпитет “любовные песни” играет очень важную роль – именно он показывает, насколько иронично теперь мировосприятие лирической героини, которая раньше и сама с удовольствием писала такие песни.

Стихотворение и анализ «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки

Все поверили, так и живут:

Ждут свиданий, боятся разлуки

И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,

И почиет на них тишина…

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все как будто больна.

Краткое содержание

М. Спейн. Прекрасная и одинокая. 2002

В этом замечательном произведении А.А. Ахматова рассказывает читателям о том, как она разочаровалась в любви. Это упоительное чувство лирическая героиня (поэтесса) смогла прочувствовать сполна, из-за любви она стала глубоко несчастной. Героиня повествует о любви с заметной иронией, будто бы даже мысль о существовании этого чувства она считает несбыточной сказкой, которую когда-то придумали «бездельники».

В этом небольшом произведении всего лишь двенадцать строчек. Но эти строки настолько семантически объёмны, что вмещают в себя жизнь женщины, полную переживаний, горестей и различных страданий. Всё это приводит героиню к горестному отрицанию самого факта существования любви.

История создания

Согласно биографии Анны Ахматовой, 1917 год выдался для неё весьма непростым. Причина этого кроется не только в революции, сотрясающей Россию, но и в событиях личной жизни: у Анны Андреевны случился серьёзный разлад с супругом, практически необратимый. Ко всему прочему, Ахматова всё чаще стала сомневаться в своём поэтическом даровании. Необоснованные сомнения терзали поэтессу, несмотря даже на тот объективный факт, что сборники её произведений отлично принимались не только читательской аудиторией, но и литературными критиками. Таким образом, справедливо сделать вывод о том, что история появления данного стихотворения имеет прямую связь с личными переживаниями поэтессы.

Ахматову не отпускала горькая уверенность, что её брачный союз с Николаем Гумилёвым распадается на глазах. Женщина глубоко разочаровалась в самой себе за то, что позволила любовному чувству к мужу всецело завладеть её сердцем. И теперь сердце это оказалось разбито вдребезги. Ахматова к моменту написания стихотворения полностью разочаровалась в любви и стала относиться к ней без былого трепета.

Первая публикация произведения случилась в год написания на страницах поэтического сборника Ахматовой «Белая стая». Данный сборник стихов был знаковым для поэтессы: в нём она предстаёт перед читателями в абсолютно непривычной для себя поэтической ипостаси.

Жанр, направление, размер

Перед нами яркий образец лирического стиха, в котором автор повествует о собственных переживаниях и чувствах, вкладывая в уста лирической героини горькие слова. Героиня ещё слишком молода, поэтому ей не довелось пережить горькое разочарование в самом главном для любой женщины чувстве – чувстве любви.

Произведение написано в рамках литературного направления «акмеизм», в котором провозглашаются тематическая предметность, материальность и лексическая точность. Поэтический размер – трёхстопный анапест. Данный размер помогает поэтессе придать поэтическому повествованию особую форму размышления.

Композиция

Композиционное построение стиха линейное. Подобная композиция позволяет читателям проникать в душевные «чертоги» романтической героини:

  1. Первая строфа – в ней очерчиваются конкретные понятия: время действия и эмоциональное состояние героини. Поэтесса ведёт внутренний диалог, убеждая себя в мысли о том, что любви не существует: это чувство придумали люди.
  2. Вторая строфа – в ней отражено «море» разочарования по поводу того, что «бездельники», придумав любовь, сами же поверили в неё, и с тех пор страдают от собственной фантазии.
  3. Третья строфа – в ней раскрывается ключевая идея всего произведения: у поэтессы утраченная иллюзия любви отняла возможность «просто жить», радуясь факту своего существования. Лирическая героиня повествует о том, что прозрение о нереальности любви, внезапно посетившее её, доступно далеко не всем. Героиня бы гораздо раньше отказалась от своей придуманной любви, далёкой от реальности.
Образы и символы

Вся образная палитра, представленная Ахматовой в произведении, проста и незатейлива. Именно в этом и заключена особенность ахматовского стиля, способного наполнить глубоким смыслом и яркими эмоциями любой образ. Особого читательского внимания заслуживают два образа:

  • образ лирической героини – центральный. Героиня полностью соответствует поэтессе. На глазах у читателей осуществляется любопытная трансформация неопытной молодой девушки, верящей в любовь, в мудрую, опытную женщину. Героиня не теряет веру в искренность любви, но ей удаётся полностью переосмыслить собственное отношение к любовной страсти. Произведение напоминает дневниковую беглую запись, словно бы вырванную из общего контекста. Возникает впечатление, что у стихотворения отсутствуют начало и конец. Таким образом автор позволяет читателям самостоятельно додумать, что же случилось с главной героиней;
  • образ любви – центральный. Лирическая героиня воспринимает любовное чувство, как тайну, что может быть доступна лишь узкому кругу избранных лиц. Постижение любовной истины доставляет людям покой, поэтому героиня говорит: «… почиет на них тишина». Ей довелось оказаться в этом избранном узком кругу «иных». Теперь поэтесса знает, что любовь подобна либо неизлечимой болезни, либо страшной тайне, открывающейся всегда внезапно.
Читайте также:
Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита - анализ, описание
Темы и настроение

Основной темой этого замечательного произведения является разочарование в любви, которое романтическая героиня переживает горько и глубоко. Это разочарование делает женщину несчастной. Лирическая героиня рассуждает о любви с небольшой долей иронии: она отрекается от любовной страсти, считая её мифом и сказкой, которую когда-то придумали наивные «бездельники». Настроенческий пафос стихотворения пронизан эмоциями горькой печали по поводу утраченной любви и одновременным желанием не только любить, но и быть любимой.

Основная идея

Ахматова стремится донести до читателей важную мысль о том, что любовь – это синоним разочарования, которое наступит непременно. Поэтому, погружаясь в «океан» любви, никогда не стоит растворяться в нём без остатка. Следует знать: любовь придумали «бездельники», а значит, это чувство несовершенно.

Средства выразительности

В произведении представлена не большая палитра средств выразительности. Но это не лишает стихотворные строки лиричности, а наоборот, демонстрирует душевное смятение женщины, для которой вместе с разочарованием в любви рухнул весь мир. Именно поэтому Ахматова сделала стихотворение нарочито простым, использовав лишь два выразительных средства:

  • эпитет – «любовные песни»;
  • метафора – «… и почиет на них тишина».

Конкурсное сочинение на тему «Юные герои нашего времени»

Невозможно всегда быть героем,

но всегда можно оставаться человеком.

Слово «герой» пришло к нам из Древней Греции, оно переводится как «защитник», «хранитель» и этимологически связано с именем богини Геры, покровительницы брака и обетов. В латинском языке это понятие означает «хранить целое», в авестийском «бдить». Герой мифологический, как правило, сын смертной матери и бессмертного отца, как, например, Геракл. Родившись на земле и пройдя множество испытаний, он возвращается к своему божественному отцу, окончательно преодолевая свою смертную земную природу и указывая тем самым путь всему человечеству.

Сегодня мы употребляем слово «герой» в различных смыслах, далёких от начального. Герои труда и войны, герои книжные, театральные и кинематографические… Но в любом случае понятие это хоть и изменилось, но не устарело. Ведь в герое собирается то лучшее и ценное, к чему мы стремимся сами. И по тому, какие у нас герои, можно судить и о нас самих, о тех ценностях, которые нам важны и дороги.

О многих примерах подвига мы узнаем из книг, из военных сводок и рассказов ветеранов. Это, например, подвиг Николая Францевича Гастелло, который был командиром эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка и выполнял 26 июня 1941 года задание, во время чего его бомбардировщик был подбит и загорелся. Тогда он направил горящий самолет на противника. Также это Поляков Сергей Николаевич. Он совершил 42 боевых вылета, нанося точные удары по врагам, уничтожил 42 и повредил 35 самолетов. И таких примеров очень много. Пионеры-герои, Виктор Васильевич Палалихин, Иван Никитович Кожедуб, Алексей Петрович Маресьев, Александр Матвеевич Матросов, среди них есть и женщины: Зоя Космодемьянская, Алия Молдагулова. О героях, защищавших нашу Родину, мы будем помнить всегда.
Казалось бы сейчас мирное время, и подвигу в нашей жизни нет места, но это не так. Нередко, включая телевизор и слушая последние известия, я слышу о людях, совершивших подвиги сегодня, сейчас. Не так давно я услышала историю про мальчика, который посмертно был награждён орденом Мужества.
Эти события произошли 28 ноября 2008 года. Мальчик семи лет Женя Табаков спас свою старшую сестру. Девочка открыла дверь преступнику, представившемуся почтальоном. Он кричал на детей, пригрозил им ножом и набросился на девочку со словами: ” Гони деньги!”. Мальчик схватил нож и вонзил его в спину преступнику, но тот еще больше разозлился и нанес Жене смертельные удары тем же ножом. Яна – так звали сестру – кинулась к соседям, стуча в дверь, она умоляла вызвать милицию. Разбойник сбежал, но вскоре его нашли. Это был Сергей Кияшко. Позднее рецидивист покончил с собой в одиночной камере, а маленький мальчик Женя умер от восьми колотых ран.
Женя вступился за сестру, не задумываясь. Он действовал смело и мужественно, а ведь ему было всего 7 лет. Это яркий пример того, что и в современном мире не перевелись отважные и решительные люди, и не важно, какого они возраста.

Такие юные герои – это наши ориентиры в жизни! Их немало среди нас.

Из статьи, опубликованной в газете «Аргументы и факты», я узнала о героическом поступке, который совершила юная Юлия Агаджанова из Адыгеи. Вечером 26 октября 2011 года около десяти часов тридцати минут возник пожар на улице Новой в посёлке Северном. Загорелся 4-х квартирный жилой дом. Юлию Агаджанову, ученицу 10 «С» класса школы № 2 города Майкопа, как почти что всех жителей посёлка, занимали обычные домашние заботы.

– В тот вечер мы у соседей рассматривали фотографии на цифровом фотоаппарате, – рассказывает Юлия. – Когда услышали крик о помощи, выбежали на улицу. Увидев пожар, я в первую очередь позвонила в службу «01» и вызвала пожарных. В доме по улице Новая 4/3, который был объят пламенем, проживает моя знакомая Романова Ирина, у которой трое детей. Поэтому я сразу же поспешила на помощь. Сначала я не поняла, в чём дело. Но когда увидела горящее окно квартиры Романовых, побежала к ним в дом выяснить, где дети. Двухлетнюю Анжелу я вынесла на руках, двое других, шестилетняя Руслана и восьмилетняя Анна, побежали за мной.

Читайте также:
Невский проспект - краткое содержание, история создания, анализ

Девочка до приезда пожарных помогала выносить из огня вещи. И это не единственный случай, когда юные герои спасают людей во время пожара.

Пожар в частном жилом доме в поселке Ясашная Алапаевского района произошел 16 марта 2010 года. Горели надворные постройки, потом огонь перекинулся на кровлю. В это время шестеро ребят возвращались домой из школы. Увидев, что происходит, они поспешили на помощь хозяевам, начали выносить ценные вещи и бытовую технику. Внезапно хозяйка, в панике покинувшая дом, вспомнила, что в горящем здании находится ее 73-летний муж, который спит в дальней комнате. Не растерявшись, ребята бросились обратно в полыхающий дом, разбудили спящего и вытащили его на улицу. Школьникам, которые спасли пенсионера на пожаре, вручили путевку в «Орленок» на Всероссийский слет «Юных пожарных» от Свердловского областного отделения ВДПО.

Как сообщает пресс-служба Свердловского областного отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, школьники Иван Двоеглазов и Иван Кочегаров получили по мобильному телефону и награде «За доблесть и отвагу на пожаре, а медали «За содействие в борьбе с пожарами» — остальные отличившиеся мальчишки.

В Тулуне хрупкая четырнадцатилетняя девочка совершила подвиг. Спасла ребенка. Мальчик купался в заброшенном карьере вместе с дедушкой. И вдруг они начали тонуть.
Если б не Олеся – быть трагедии. В тот день она с подружками отдыхала на берегу заброшенного карьера. И хотя купаться здесь официально запрещено – в жаркий день как удержаться?
– Поплыла, потом – оборачиваюсь, смотрю – мальчик тонет, и дедушка тоже тонет. Я испугалась за мальчика, схватила его и поплыла обратно, – рассказывает жительница г. Тулуна Олеся Пушмина.

Кстати, свидетелями происшествия стали десятки отдыхающих. Но никто из них не бросился в воду. Олеся Пушмина спасала тонущих в одиночку. Говорит, о том, что ей грозит опасность, даже и не думала.
– А когда я тащила его, мне было тяжело. Дедушка держал его, а мальчик за меня держался. И на меня залазил. Но я не растерялась, сориентировалась, набрала воздуха и вынырнула.
Сотрудники местного МЧС сейчас готовят документы, для того чтобы представить Олесю к правительственной награде. Считают, что она достойна медали «За спасение утопающих».

Подвиг всегда связан со смелостью. Даже в мирные дни, не проявив смелости, мужества, отваги, подвига не совершишь.

Так кто же он, современный юный герой? Это человек, который совершает геройский подвиг, то есть смертельно рискует своей жизнью во имя многих жизней. В такие минуты он не думает о себе. Таких людей надо ценить и возвышать, потому что их не так много.

Я надеюсь, что души людей в наше время не будут “черстветь”, а героев наша страна будет помнить!

Сочинение “Дети – герои тыла в года войны”

В сочинении рассказывается о трудовом героизме детей в годы войны.

Скачать:

Вложение Размер
deti-geroi_tyla_v_gody_voyny.docx 375.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43

Из одного металла льют

ученица 8а класса

Жуковская Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Годы Великой Отечественной войны – это страшное, беспощадное время. Сколько людей погибло на фронте? Сколько было замучено в концлагерях? Сколько умерло от голода? Это неисчислимое количество жертв. Война не щадила никого. Все перед ней были равны: взрослые, дети, старики. И все шли воевать, не жалея своих сил и своей жизни, все бесстрашно рвались в бой за Родину.

Но и в тылу никому не было легко : велась не менее героическая работа по производству необходимых боеприпасов, военной техники, вещей и продовольствия для армии. Жизнь проходила под девизом: «Всё для фронта! Всё для победы!» Люди ничего не жалели для своих защитников, все помогали, как могли.

Основные события Великой Отечественной войны разворачивались на фронтах, но и те, кто оставался в тылу, тоже оказались на фронте, только трудовом. К станкам на заводах встали женщины и подростки, они же заменили мужчин в деревнях. И в тылу тоже гибли люди, если не от снарядов, то от голода, холода, неимоверной усталости. Именно благодаря самоотверженности рабочих и колхозников армия имела вооружение и продовольствие, что несомненно способствовало победе.

Война не детское занятие, но юные граждане сердцем ощущали происходящее на их родной земле, и они не могли оставаться в стороне от разыгравшейся трагедии. Взрослые ушли на фронт, и дети взяли на себя их обязанности. В те страшные, горестные годы мальчишки и девчонки быстро взрослели. Юные граждане старались ни в чём не уступать взрослым.

Неимоверно тяжёлая работа легла на хрупкие детские плечи. Подростки буквально жили на заводах, не отходя сутками от станка. И спать ложились тут же, в цеху. Питались в тылу плохо, пайковой нормы хватало только, чтобы выжить. Но изможденные ребята сами не хотели оставлять работу, потому что понимали, как важен их труд. Понимали еще и то, что заменить их некем…

Сотни тысяч малолетних тружеников тыла ковали победу в цехах и на полях. Не все они прославились, потому что считали свой трудовой подвиг самым обычным делом. Но имена некоторых подростков становились известны всей стране вместе с именами героев-фронтовиков. И сегодня мы понимаем, что обязаны им жизнью не меньше, чем солдатам.

Вспомним тех героев, которые помогали ковать победу в тылу. А. Карамышева – юная стахановка Свердловского оборонного завода. Она перевыполняла суточную норму в три раза. Каждый новый изготовленный ею патрон приближал долгожданную победу. Её коллега, выпускница ремесленного училища Л. Кучко, стала работать на сборке миномётов. Она также перевыполняла норму в три раза. Лёша Елов –электросварщик, ученик ремесленного училища. Он работал в танковом цехе Горьковского автомобильного завода. Завод прекратил выпуск легковых автомобилей и наладил производство танков, броневиков и боеприпасов. Лёша был самым молодым его рабочим.

Не было ни одного предприятия, на котором бы не трудились дети и подростки. Но к работе на заводе не сводилась помощь юных патриотов. Дети в своих школьных мастерских клеили конверты и пакеты для упаковки вещей, отправляемых на фронт. Они навещали родителей фронтовиков и радовали их весточкой от сына, отправляли посылки с подарками незнакомому бойцу. Подарки были и необычными. Пионер Миша Сальников из Красноярского края, например, вырастил в подарок Красной Армии лошадь и передал её в одну из артиллерийских частей.

Военные госпитали были особо важны для юных патриотов. Они оказывали разнообразную помощь раненым, но чаще всего выступали перед ними с концертами художественной самодеятельности. Лина Орлова, одиннадцатилетняя беломорская школьница, за активную работу в госпитале награждена медалью «За боевые заслуги». Свои первые шаги в сценическом искусстве делали перед ранеными теперь известные артисты театра и кино Олег Табаков и Евгений Леонов, народная артистка СССР Людмила Зыкина. В годы войны ей пришлось рано идти работать на завод, а вечерами Люда училась в школе и успевала помогать в госпитале.

Это лишь несколько имён юных патриотов, благодаря которым к нам пришла Победа. Ведь таких, как эти ребята, было очень много. Они пережили страшную трагедию в таком юном возрасте! Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от бомбёжек и потери родных и близких. А еще все дети войны очень хотели учиться! Они садились за парты еще не восстановленных школ, писали на газетной бумаге , читали обгоревшие учебники… Это и есть настоящие герои, на которых можно равняться.

О жизни и работе подростков в тылу написаны книги и сняты кинофильмы. Например, о повседневных делах ребят в Великую Отечественную войну рассказывается в книге Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки». Подростки заводского поселка работают как взрослые, при этом сохраняя свою мечту о будущей жизни. Помогает им выдержать тяготы военного времени не только мечта, вера в победу, но и крепкая дружба, романтическая игра в страну Синегорию. По этой повести было поставлено два фильма. Первый называется «Синегория», он был снят в 1946 году. А кинофильм «Мальчишки» появился позже, в 1978 году. Чтобы проникнуться атмосферой военного времени, нужно обязательно посмотреть эти фильмы и прочитать замечательную повесть Л.А.Кассиля.

Наше поколение, как и поколение наших родителей, не переживало обстрелов, голода, потерь, которые принесла стране Великая Отечественная война. Но когда мы смотрим документальные фильмы, читаем книги и слышим рассказы ветеранов о той трагедии, комок подкатывается к горлу, душат слезы… Понимая, что это всё было по- настоящему, что все эти муки переживала каждая семья, каждый человек в нашей стране, думаешь лишь о том, чтобы было мирное небо над головой. Если бы не трудились самоотверженно обычные люди- герои, последующие поколения никогда бы не узнали счастья мирной жизни.

Спасибо, спасибо всем, кто воевал, кто трудился в это ужасное время. Спасибо за всё! Об этом нам не нужно забывать, чтобы военная трагедия больше никогда не повторялась. Поэт-фронтовик А. Твардовский написал:

Эссе “Юные герои нашего времени”

Недавно я прочитала интервью с известным писателем Владимиром Войновичем. На вопрос «Сегодня в России кого можно было бы назвать героем?» он ответил: «Герои появляются только тогда, когда в них есть необходимость. Сейчас действительность пока что не требует от нас героических усилий, поэтому очень хорошо, что их нет». Я не совсем согласна с уважаемым писателем. Хотя, наверное, в годы Великой Отечественной войны необходимость в героях была, и тогда появились молодогвардейцы (они были чуть старше нас), Лиза Чайкина, Зоя Космодемьянская, Саша Чекалин и многие другие.

А то, что сейчас их нет, на мой взгляд, не совсем так. Слушаю новости, читаю газеты, вхожу в интернет и понимаю, что рядом со мной живут замечательные подростки, готовые пожертвовать собой ради спасения других. Да, среди нас есть юные герои. Однако не многие знают о них, потому что сейчас нет той «героизации» подвигов, столь необходимой, например, в военное время, когда ценность человеческой жизни уступает сохранению независимости народа. Но, тем не менее, каждый год дети совершают поступки, достойные настоящего человека, не стремясь при этом к славе.

Например, десятилетний иркутянин Денис Суров, отдыхая на море, спас двухлетнего ребенка. На каникулах мальчик вместе с мамой отдыхал в Адлере. Утром пошел на море. И вдруг увидел, что в воду упал двухлетний ребенок. Глубина в этом месте- почти два метра. Но Денис не побоялся и прыгнул вслед за малышом, вытащил его из воды. За проявленную смелость и находчивость сотрудники МЧС России по Иркутской области вручили Денису Сурову грамоту. «Я увидел, что он тонет. Ну, я и прыгнул сразу за ним. Ну, гордость есть чуть-чуть, что спас его»,- говорил Денис. Мальчик не считает, что совершил геройский поступок.

Или, в городке Комаричи в Брянской области появился свой герой. Это двенадцатилетний Владислав Смольницкий. Мальчик помог вывести из горящего дома 94-летнюю Ульяну Попкову. В тот момент огонь уже добрался до порога комнаты. Подросток отвел старушку в безопасное место. После этого побежал в пожарную часть, что в километре от дома. Когда приехала пожарная бригада, огнем был охвачен весь дом. Пожарные успели вовремя и не дали пламени перейти на другие постройки.

«Все мои родные говорят, что я герой, но я не чувствую себя героем, считаю, что каждый ребенок мог бы так поступить»,- отвечал Владислав на вопросы журналистов.
А может быть они не герои, а просто порядочные люди? Ведь подвиг от нравственного поступка отличить непросто. Константин Симонов, автор замечательных стихов и книг о войне, в год двадцатипятилетия Великой Победы беседовал с корреспондентом «Комсомольской правды» и говорил о том, что такое подвиг. Он считает, что подвиг- это больше чем поступок, это преодоление себя, когда человек сознательно идет на риск, иногда на смерть ради какой- либо благородной цели.

Но ведь и наши герои не думали об опасности, когда спасали детей и пожилых на пожаре, тащили их из холодной проруби, когда заступались за друзей и знакомых в жестокой драке. С другой стороны, как можно жить дальше, зная, что ты прошел мимо горящего дома, откуда раздается плач детей, или уйти, когда тонет человек. Это уже нравственность. Что в моем понимании нравственность? В словаре русского языка определение этого понятия очень скупо: «Правила поведения в обществе; духовные и душевные качества». Я бы еще сказала, какие это качества: честь, совесть, порядочность, милосердие.

Многое зависит от самого человека. Только нравственный человек может совершить героический поступок. Между понятиями «нравственный поступок» и «подвиг» очень тонкая грань. Первый шаг к нравственному поступку- сострадание, понимание чужого горя. «Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой»,- говорил А.А. Лиханов, детский и юношеский писатель, директор Научно-исследовательского института детства.

Часто детям несчастье кажется чем- то далеким, нереальным. Но как же наши герои не испугались, внезапно столкнувшись с болью и страданиями, как не отступили перед лицом опасности? В этот момент у ребят проявилось стремление протянуть руку помощи ближнему, бескорыстно, не рассуждая, не взвешивая все «за» и «против», не думая в данный момент о себе. Это и есть, я думаю, нравственность высшая, определяющая героизм.
Далеко не каждый откликнется на чужое несчастье, подвергая свою размеренную жизнь риску.

Хотелось бы рассказать, как хрупкая и почти ещё ребёнок, четырнадцатилетняя Олеся Пушнина спасла человека. В тот день она с подружками отдыхала на берегу заброшенного карьера. Буквально в двух метрах от берега начал тонуть пожилой мужчина и едва не утянул под воду восьмилетнего внука. Олеся вытащила ребенка, но мужчину спасти не удалось.
Кстати, свидетелями происшествия стали десятки отдыхающих. Но никто из них не бросился в воду. Олеся Пушмина спасала тонущих в одиночку. О том, что ей грозила опасность, она даже и не думала.

Некоторые полагают, что, если подросток переведет через дорогу слепого, поможет донести тяжелую сумку пожилому человеку до дома или уступит место в общественном транспорте, он уже герой. Это далеко не так. В данном случае речь идет о хороших манерах. Каждый уважающий себя подросток должен поступать подобным образом, не считая свои действия великой заслугой. Из- за такого общественного мнения о «героях» в наше время многие забыли об истинных духовных ценностях.

Нравственность закладывается в семье. Если с детства ты прошел школу воспитания добрых чувств, научился сострадать, тогда посредством кропотливой работы над собой и при помощи близких можно превратить свою душу из пустой породы в драгоценный камень. Если каждый поступок, даже самый маленький, и, казалось бы, ничего не значащий, совершается искренне и с любовью в сердце, тогда у тебя есть все шансы стать настоящим человеком и достойным гражданином. Тогда ты не пройдешь мимо чужой беды, не ответишь безразличием на просьбу о помощи. Именно такую цель надо ставить в жизни.

Я склоняюсь перед юными героями. Они пример мужества и благородства для сегодняшнего поколения. Люди нуждаются в героях во все времена и при любой обстановке в мире. Ведь в жизни всегда есть место подвигу! Не правда ли?

Дети герои и их подвиги

Дети герои войны и их подвиги – это материал, достойный не одной книги. Великая Отечественная война показала, что наши люди не останавливаются ни перед чем, когда нужно защищать свою Родину.

Дети герои и их подвиги – вот главная тема данной статьи. Любителям истории будет наверняка интересно, а подлинные патриоты испытают восторг и восхищение от того, как столь юные дети могли идти на такие подвиги.

Итак, перед вами дети герои и их подвиги.

Зина Портнова

Зина Портнова родилась в Ленинграде. После седьмого класса, летом 1941 г., она приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там ее и застала Великая Отечественная война. Белоруссию заняли фашисты.

В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», а Зину избрали членом ее комитета.

Девочка, работавшая посудомойкой в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу, приготовленную на обед.

В результате диверсии погибло около сотни гитлеровцев. Желая доказать свою непричастность, девочка попробовала отравленный суп и лишь чудом осталась жива.

Но однажды во время исполнения задания Зину опознали и задержали, как участницу подполья. При попытке бегства Зине прострелили ноги. Началась череда зверских пыток.

Несмотря на ужасные страдания, девочка не предавала своих, и эта стойкость бесила палачей ещё больше. На последнем допросе в тюрьме гестапо в городе Полоцке гитлеровцы выкололи ей глаза и отрезали уши.

Ранним утром в январе 1944 г. искалеченную, но не сломленную Зину расстреляли. Ее бабушка погибла под немецкими бомбами.

Подвиг Зины Портновой стал символом стойкости советских детей перед лицом немецко-фашистских захватчиков.

Шура Кобер и Витя Хоменко

Шура Кобер – поэтичный и мечтательный юноша, очень любил игру на скрипке и серьезно занимался музыкой.

А озорной Витя Хоменко мечтал стать моряком. Мало кто из его ровесников прыгал, как он, с самого верха вышки в Яхт-клубе, переплывал реку по несколько раз подряд. Учился он тоже хорошо. Но особенно удавался мальчику немецкий язык.

Когда их город, Николаев, что на юге Украины, заняли оккупанты, Витя устроился в гестаповскую столовую. Он усердно мыл посуду и любезно обслуживал офицеров, а потом доносил до партизан услышанные им ценные сведения.

Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы передать в Москву секретные документы. Добирались пешком, тайком в немецких эшелонах, на лодках и вплавь… Возвращались на самолете с радисткой Лидией Бриткиной.

Их парашюты опустились в ночь на 9 октября 1942 г. в десятках километров от Николаева. Одновременно были сброшены парашюты с взрывчаткой, оружием и радиопередатчиком.

Витя сразу же направился к своим в штаб, а Шура и Лида поспешно прятали груз и другие улики. Но один из парашютов отнесло далеко в сторону, и наутро его обнаружили гитлеровцы.

Началось расследование, а в штаб партизан был внедрен провокатор-предатель. Холодной ноябрьской ночью мальчиков арестовали.

После десяти дней безуспешных допросов и пыток они были повешены на Базарной площади.

Вася Курка

Пленный офицер вермахта на допросе показал: немецкому командованию известно, что «среди советских частей генерала Гречко имеется некий сверхснайпер, снайпер-ас, у которого тело чуть ли не срослось с винтовкой».

Это был шестнадцатилетний Вася Курка, уничтоживший прицельным огнем 179 врагов, из которых около 80 немецких офицеров.

Щуплый светловолосый мальчишка прибыл в свой полк, когда шли суровые бои за Донецкий бассейн. Отправленный в тыл, Курка брался за любую работу, а в апреле 1942-го Вася упросил командование полка, чтобы ему было позволено стать курсантом школы снайперов.

Он открыл свой боевой счет 9 мая, и начал путь одного из самых результативных советских стрелков.

В итоге Вася Курка стал командиром стрелкового взвода, обладателем орденов Красного Знамени и Красной Звезды, медали «За оборону Кавказа» и именной снайперской винтовки.

Ас лично подготовил 59 снайперов, которые уничтожили свыше 600 оккупантов. Кроме того, Василий Курка успешно ходил в разведку.

Маленький рост, сообразительность и железная выдержка позволяли ему пробираться там, где, казалось бы, пройти было просто невозможно.

В январе 1945 г. Василий Курка, находящийся в траншее, погиб, получив ранение в голову.

Надя Богданова

Гитлеровцы её дважды казнили, а боевые друзья долгие годы считали погибшей. Это краткая история подвига Нади Богдановой.

В это трудно поверить, но когда Надя стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, а затем приносила в отряд ценнейшие сведения.

В первый раз её схватили в 1941 г., когда вместе с Ваней Звонцовым она вывесила красный флаг в оккупированном врагом Витебске.

Когда Богданову схватили, ее били шомполами, пытали, а когда привели ко рву расстреливать, сил у неё уже не оставалось – она, опередив на мгновение пулю, упала в ров.

Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой. Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду, но она не раскрыла врагам никаких сведений.

Считая разведчицу мёртвой, фашисты, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её в снегу. Умирающую девочку подобрали и выходили местные жители. Но воевать ей было уже нельзя, она практически потеряла способность видеть.

По окончании войны Надя несколько лет пролежала в Одесском госпитале, где академик В.П. Филатов возвращал ей зрение.

Володя Дубинин

Мальчику было 14 лет, когда грянула Отечественная война. Его отец добровольцем ушел на флот, а Володя остался с матерью в Керчи – городе в восточном Крыму.

Когда город захватили фашистские войска, они с партизанами ушли в Старокарантинские подземные каменоломни, а фашисты стали блокировать все найденные входы из катакомб, заливая их цементом.

Только дети могли пролезть в остающиеся узкие щели, чтобы принести командованию сведения о враге извне. Володя был самым маленьким по физическим параметрам, и вскоре настало время, когда выходить из каменоломен мог только он один.

В декабре 1941 г. немцы решили затопить каменоломни вместе с находящимися внутри людьми.

Володя Дубинин сумел раздобыть эту информацию и вовремя предупредить товарищей о грозящей им опасности. Случилось это буквально за несколько часов до начала карательной операции.

Спешно соорудив плотины, бойцы перекрыли вход воде, находясь в ней уже по пояс.

Погиб Володя Дубинин, подорвавшись на сети минных полей, которыми немцы окружили каменоломни.

Петя Клыпа

Когда началась война, Пете Клыпе шел пятнадцатый год. 21 июня 1941 г. Петя вместе с другом смотрел кино в брестской крепости. Вечером они решили переночевать в казармах, а наутро собирались отправиться на рыбалку.

Штурм крепости начался 22 июня в третьем часу ночи. Вскочившего с постели Петю взрывом отбросило на стену. Придя в себя, мальчик тут же схватился за винтовку и стал помогать старшим.

В последующие дни обороны Петя, рискуя жизнью, ходил в разведку, таскал боеприпасы и медицинские препараты для раненых.

Позже Пете с товарищами удалось переплыть реку под перекрестным огнем немцев, но их взяли в плен. Его загнали в колонну военнопленных, которую уводили за Буг.

Через некоторое время рядом с колонной появилась машина с операторами немецкой кинохроники.

Они начали снимать понурых, окровавленных пленных солдат, как вдруг шедший в колонне мальчишка погрозил кулаком прямо в объектив камеры. Конвоиры избили Петю Клыпу до полусмерти.

Позже молодежь погрузили в вагоны и отправили на принудительные работы в Германию. Так Петя Клыпа стал батраком у немецкого крестьянина в Эльзасе. Из неволи его освободили в 1945 г.

Марат Казей

Он был в 13-летнем возрасте, когда умерла его мать, а они с сестрой пошли в партизанский отряд. Маму, Анну Казей, немцы повесили в Минске за то, что она прятала у себя раненых партизан и лечила их.

Сестру Марата, Ариадну, пришлось эвакуировать – девочка отморозила обе ноги, когда партизанский отряд выходил из окружения. Ноги ампутировали.

Однако мальчик отказался от эвакуации и остался в строю, чтобы мстить за убитую мать, за искалеченную сестру, за поруганную Родину.

В мае 1944 г. уже вовсю готовилась операция «Багратион», которая принесла Белоруссии свободу от гитлеровского ига. Но Марату не суждено было этого увидеть.

11 мая у деревни Хоромицкие разведгруппу партизан обнаружили фашисты. Напарник Марата погиб сразу, а сам он вступил в бой. Немцы взяли его в «кольцо», рассчитывая захватить юного партизана живым.

Когда кончились патроны, мальчик подорвал себя гранатой, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.

Аркадий Каманин

Он был самым молодым лётчиком Второй мировой войны. Начав путь с механика на авиационном заводе, в 1941 г. (когда ему было всего 14 лет) он начал летать, наотрез отказавшись отправляться в тыл.

Перед глазами у мальчика был пример отца – известного летчика и Героя Советского Союза военачальника Н. П. Каманина.

Аркадия, самого младшего из пилотов, получившего прозвище «Летунок», берегли, как могли. Но война есть война, и генерал Каманин отдавал приказы сержанту Каманину, отправляя его в полёты, каждый из которых мог оказаться последним.

Мальчик летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам.

Первую награду подростку вручили в 15 лет – это был орден Красной Звезды. Аркадий спас пилота штурмовика Ил-2, разбившегося на нейтральной полосе.

Немцы готовили вылазку, намереваясь взять в плен лётчиков, однако советские пехотинцы прикрыли Аркадия огнём. Позднее его наградили также орденом Красного Знамени.

Мальчик умер в 18 лет от менингита. За свою короткую жизнь он совершил более 650 вылетов и налетал 283 часа.

Вилор Чекмак

Вилор Чекмак встретил войну в Севастополе в 1941 г., окончив всего 8 классов. Он хорошо учился, имел художественные и музыкальные способности, мечтал стать художником.

Вместе со своим другом Володей Снежинским он активно участвовал в разных творческих конкурсах. Также известно, что Вилор очень любил книгу «Три мушкетера».

Когда началась война, старший товарищ Вилора, уходивший на фронт, оставил ему овчарку по кличке Ральф. В августе 1941 г. с этой овчаркой Вилор, несмотря на врожденное заболевание сердца, ушел в партизанский отряд и стал разведчиком.

Погиб Вилор Чекмак в районе деревни Алсу под Севастополем. 10 ноября 1941 г. он был в дозоре.

Заметив приближающихся к партизанскому отряду фашистов, подросток выстрелом из ракетницы предупредил свой отряд об опасности, а сам в одиночку принял бой с наступавшими немцами.

Вилор дрался до последнего патрона. Когда стрелять было уже нечем, он максимально близко подпустил солдат к себе и подорвался гранатой.

После войны день рождения Вилора стал Днём юных защитников Севастополя.

Иван Герасимов-Фёдоров

Едва ли не в каждом эшелоне с войсками, движущимися на фронт, регулярно вылавливали зайцев-мальчишек, стремившихся на войну, чтобы отомстить за родных.

Так на станции Повадино обнаружился 14-летний Иван Герасимов. Отец его, Фёдор Герасимович, погиб на фронте, дом сгорел, а вместе с ним – его мать и три сестры.

В октябре в очередной раз пришло распоряжение во исполнение приказа Сталина всех подростков отправить в тыл для определения в училища.

В 5:30 утра 14 октября немцы начали артподготовку, и вопрос эвакуации Ивана на восток отложился. Первую атаку отбили, затем – авианалёт, потом двинулись вперёд немецкие танки. Орудия оказались отрезаны друг от друга.

Ваня в одиночку выпустил по танкам два последних снаряда. На глазах комиссара дивизиона Филимонова ему раздробило локоть левой руки. И тогда в сторону немцев полетели гранаты.

Осколком очередного снаряда Ивану оторвало кисть правой руки. Оставшимся в живых показалось, что он погиб.

Однако когда немецкие танки пошли в обход позиции артиллеристов, Иван Герасимов встал, выбрался из ровика, прижимая культей правой руки к груди противотанковую гранату, выдернул зубами чеку и лёг под гусеницу головного танка, погибнув героической смертью.

Валя Котик

Валентин родился 11 февраля 1930 г. на Украине в крестьянской семье. Стремительный гитлеровский блицкриг лета 1941 г. – и вот Валя с семьей, жившие в городе Шепетовка, уже на оккупированной территории.

Осенью отчаянный мальчишка, устроив засаду у дороги, гранатой подорвал машину с гитлеровцами, уничтожив нескольких солдат и командира отряда полевой жандармерии.

Когда над семьей Вали нависла угроза ареста, он с матерью и братом убежал в лес, став бойцом партизанского отряда имени Кармелюка.

В октябре 1943 г. Валя, находившийся в дозоре, напоролся на карателей, готовившихся атаковать партизанскую базу.

Мальчика скрутили, но решив, что тринадцатилетний ребенок не представляет угрозы, оставили под охраной здесь же на опушке леса.

Каратели двинулись дальше, но Вале удалось вырваться, сорвать с пояса конвоира гранату и бросить ее в сторону врагов. Взрыв убил на месте двоих карателей, а поднятый шум не дал застать партизан врасплох.

Сам Валя был ранен, но выжил и продолжил воевать до самой смерти – 17 февраля 1944 г.

Валя Котик погиб в возрасте 14 лет от немецкой пули.

Лара Михеенко

В начале лета 1941 г. Лара поехала на летние каникулы в деревню Печенёво к дяде. Здесь ее и застала война. Как многие ее сверстницы, юная Лара начала вести опасную партизанскую жизнь.

С августа 1943 г. отряд, в котором находилась Лара, активно участвовал в «рельсовой войне». Уже опытная разведчица, Лариса собирала сведения об охране мостов и возможностях их минирования.

Благодаря Ларе в одной из операций кроме моста был выведен из строя еще и проходивший по нему вражеский эшелон: девочка смогла подобраться к мосту, где зажгла огнепроводный шнур прямо перед приближающимся поездом.

Глубокой осенью 1943 г. Лариса с двумя партизанами пошла в деревню Игнатово на разведку. Они тайно остановились в доме проверенного человека. Пока партизаны общались с хозяйкой дома, Лариса оставалась снаружи для наблюдения.

Как выяснится позже, их предал кто-то из местных жителей. Внезапно появились немцы, и Лара успела предупредить об этом друзей.

Но силы были не равны – в бою были убиты оба партизана, а Ларису схватили, чтобы повести на допрос. В пальто у девочки оставалась ручная граната, которую она бросила в фашистов. Однако граната не взорвалась.

4 ноября 1943 г. Лариса Дорофеевна Михеенко после жестокого допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, была расстреляна.

Теперь вы знаете о наиболее ярких подвигах детей героев Великой Отечественной войны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: