Двойники Раскольникова в Преступлении и наказании – роль героев

Двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов – сочинение

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой, бывший студент Родион Раскольников, на практике проверяет свою теорию, утверждающую право убийства одних другими. Совершив убийство, он испытывает нравственные муки. Чтобы развенчать теорию Раскольникова и показать ее бесчеловечность, Достоевский вводит его двойников – Лужина и Свидригайлова.

В восприятии Раскольникова Лужин – торжествующее зло. Именно против лужиных и направлен бунт Раскольникова. Петр Петрович – делец. Он щегольски одевается, следит за своим внешним видом, наедине любуется своим лицом в зеркале и вообще доволен собой и уверен в себе. Всё хорошо, но что-то неуловимое делает лицо этого героя неприятным и отталкивающим. Самодовольство, самоуверенность и пошлость – вот преобладающие краски в описании Лужина.

Доказательством безнравственности Лужина служит то, что он решил жениться на Дуне, сестре Раскольникова, чтобы впоследствии ею помыкать. Или история с подброшенными Соне на поминках ста рублями, чтобы обвинить ее в воровстве. При первом же появлении Лужин излагает теорию «разумного эгоизма». Главные слова здесь – «расчет», «наука», «эгоизм». И Раскольников понимает, что Лужин ему идейно близок. Сущность его «экономической теории» чем-то напоминает теорию Раскольникова: и в том, и в другом случае разрешено «резать». Паучья расчетливость «делового человека» вызывает в Раскольникове отвращение, которое тем больше, чем яснее видит он свое сходство с Лужиным. У Лужина нет христианских критериев добра и зла.

Аркадий Иванович Свидригайлов – умный, наблюдательный, но жестокий, непорядочный, циничный человек. Свидригайлов тоже имеет свою «теорию». Он исповедует жизненную позицию «всё дозволено». Он виновник смерти жены Марфы Петровны, преследовал Дуню, из-за него погибла дворовая девочка. Отсюда и мысль о самоубийстве.

С Раскольниковым их сближает неограниченное своеволие, крайний индивидуализм, необузданность эгоистических желаний и цинизм. Свидригайлов не заметил, как переступил нравственный закон. Свидригайлова убивает то, что спасет Раскольникова, – любовь. В нем проснулась совесть. На его примере Достоевский показывает один из возможных путей Раскольникова. Перед уходом из жизни Свидригайлов помогает Сонечке, сиротам Мармеладовым.

Введя в роман психологических «двойников» Раскольникова, Достоевский развивает мысль о несостоятельности его теории.

Сочинение 2

Читающие «Преступление и наказание» впервые, не замечают всех тонкостей произведения. Казалось бы, зачем автор создал того или иного героя, ведь его история никак не связана с судьбой Раскольникова? Но каждый персонаж по-своему важен. Все действующие лица со своими характерами и особенностями помогают раскрыть личность главного героя – Родиона Раскольникова.

Образ мрачного Раскольникова является центром произведения. Неслучайно у героя столь говорящая фамилия – молодой человек весьма противоречив, его личностные качества словно разрозненные кусочки мозаики. Каждый персонаж в романе олицетворяет какой-то из этих кусочков. Кого можно назвать двойниками главного героя?

Дмитрий Разумихин – активный, жизнерадостный, стойко сносящий любые испытания, единственный друг главного героя. Родион же – полная противоположность. Он апатичен и не умеет справляться с проблемами. Оптимизм Разумихина остро контрастирует с мрачностью Раскольникова. У друзей есть и сходства. Молодые и благородные, они мечтают о светлом будущем. Но у героев разные пути достижения цели. Разумихин трудится, пытаясь выбраться из нищеты, а Раскольников ради идеи совершает убийство.

Петр Петрович Лужин – подлый лицемер под маской благородства. Сходство его с главным героем в том, что на пути к цели оба не брезгуют ничем. Образ Лужина оттеняет эгоистичность Раскольникова.

Свидригайлов – человек, лишенный нравственности, способный на все, на любые ужасные поступки, вплоть до убийства. Родион совершает преступление и нисколько не раскаивается. Оба героя полны противоречий, каждый из них способен на благородные поступки, но это не умаляет их вины за совершенные деяния.

Лебезятников Андрей Семёнович – глупый, но добрый безобидный человек, не выносит подлостей и словно становится карикатурой на Раскольникова, который одержим своей теорией.

Следователь Порфирий Петрович – в какой-то мере относится к двойникам Раскольникова. Он тоже был молод и одержим модными тогда теориями, но вовремя остановился, и теперь понимает студента, сошедшего с пути, сочувствует ему и старается помочь.

Среди женских образов романа тоже есть двойники Раскольникова. Например, его сестра, внешне похожа на него, родственная душа главного героя. Автор в описании Авдотьи Романовны обращает внимание на ее ум, гордость и независимость. Но, в отличие от Раскольникова, девушка становится на правильный путь и не совершает ужасных ошибок.

И, конечно, Соня Мармеладова. Она добрая, верующая, но, как и Раскольников, она является преступницей, отверженной. Но, в отличие от Родиона, Соня раскаивается и жаждет искупить вину. Образ Сони развенчивает ужасную теорию Раскольникова.

Двойники позволяют раскрыть сложную личность Родиона Раскольникова, каждая черта характера раскрывается в ком-то из героев. Благодаря такому приему приходит понимание совершенных поступков и неизбежного наказания за совершенное преступление.

Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание

Достоевский написал огромное количество разных произведений. Но одним из лучших является роман «Преступление и наказание». Там главным героем является Раскольников. В нем переплетаются сразу несколько характеров. Он может быть жестоким, решительным, а также сострадать и понимать других людей. Его нельзя определить плохой это герой или хороший. И для того чтобы это понять автор вводит несколько его двойников.

Читайте также:
Размазня - краткое содержание рассказа Чехова, основная мысль

Одним из выразительных и очень сильно похожим на Раскольникова является Лужин. Он влюблен в сестру главного героя Дуню. Он показывает к чему может привести жизнь. За все время своего существования он ни разу не признал того что человек может быть бескорыстным или благородным. Он просто в это не верил. Но зато на сто процентов он был уверен в том, что каждый человек может и готов сделать все для того чтобы получить выгоду и как можно больше. Он старается заботиться и любить только себя, а до окружающих ему дела вовсе нет.

Еще одним двойником Раскольникова является Свидригайлов. Он является дворянином. Он может быть спокойным и добрым, но вместе с тем еще он может быть злым и циничным. И хотя автор его описывает таким, но тем не менее, когда Катерине и Сонечке нужны были деньги, он делает все для того чтобы им помочь. Кроме этого немного погодя он стал задумываться над тем, действительно ли он может быть таким злым, как кажется.

Еще одним двойником нашего главного героя является Порфирий Петрович. Именно ему удается вывести и доказать вину главного героя. Он делает все для того чтобы Раскольников признался во всем, а также и покаялся во всех своих грехах, которые успел сотворить. И когда Порфирий это делал с Раскольниковым, то сам стал вспоминать о своих грехах, и ему также захотелось в них признаться.

После прочтения произведения можно увидеть, что двойников Раскольникова здесь имеется очень много. Они имеются практически в каждом из героев романа. Автору удалось подчеркнуть в своем романе все ценности человеческой жизни и доказать людям, что их ни в коем случае не нужно терять или менять на что-либо другое. Также он заставляет каждого человека взглянуть на тех людей, которые находятся рядом с ним и оценить кто действительно нужен ему, а без кого ему будет жить намного лучше.

Вариант 4

Главный герой Достоевского в романе «Преступление и наказание» не единственный, кем овладела мысль о возможности использовать других людей для достижения своих целей. Лучше или хуже они Раскольникова, можно проследить по тому, как они пришли к этой идее и как осуществляют её своих действиях.

Явными двойниками Родиона Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов. А следователь Порфирий Петрович признаётся, что идеей сверхчеловека, которому всё дозволено, переболел и он в юности, но отрёкся от неё и встал на путь прямо противоположный – борьбы с преступниками.

Ведь за каждым преступлением стоит человек, решивший, что он имеет право поступать как ему заблагорассудится и не ограничивать себя рамками выработанных человечеством законов и нравственных устоев.

При этом Раскольников, как умный и наблюдательный человек, видит себя со своей «умственной теорией» отражённым и в Лужине, и в Свидригайлове, как в кривых зеркалах.

Лужин представляет, образно говоря, выпуклое зеркало. Он как человек во сто крат хуже главного героя и является законченным подлецом и нравственным уродом.

Те выводы, к которым Родион Раскольников пришёл ценой изматывающих душу размышлений о судьбах человечества и его вождей, сочинив при этом целую теорию о крови по совести, Лужин имел готовыми, как паук, не сомневающийся в том, что имеет право заполучить жертву в хитро сплетённую паутину.

Как он распорядится ею – всё зависит от ближайших задач. Например, Дуню, сестру Родиона, он рассчитывал использовать как средство для вхождения в общество. Такая жена из бедного сословия ничего не будет ему стоить, но её красота и образованность принесут дивиденды. А ещё слаще Лужину было представлять, как безраздельно он будет владычествовать над беззащитной женщиной.

Соню Мармеладову он планировал сделать средством для мщения Раскольникову за несостоявшееся сватовство. Цинично подбросив ей деньги и объявив воровкой, он готов был походя растоптать человеческое достоинство невинной девушки.

Ни на секунду в душе Петра Лужина не возникло сомнений, сожалений по поводу личного права выбирать жертвы для своих целей. Это ли не теория Раскольникова в действии?

В Аркадия Свидригайлова главный герой может смотреться как в своё отражение в зеркале с вогнутой, уходящей вглубь перспективой. На его дне отражено то, что уже состоялось.

Если Раскольников только размышляет, имеет ли он право убить человека и после этого нормально существовать, то Свидригайлов «проверил» это на деле, и не один раз. На его совести забитый до смерти работник, повесившаяся девочка, смерть жены Марфы Петровны. Главному герою Аркадий Иванович внушает, что они одного поля ягоды. Только моральные страдания Раскольникова ему не ведомы.

Читайте также:
Узник анализ стиха Пушкина - тема, основная мысль, размер

Казалось бы, безнаказанный господин продолжает наслаждаться жизнью, посещает рестораны. Но что стало с его душой? Ему мерещатся призраки его жертв, за ним с того света «приходит» Марфа Петровна. Он боится оставаться один и по сути психически болен.

Его надежда на спасение – соединить жизнь с чистым существом, у которого душа не затуманена греховными помыслами. Такую душу он нашёл в Дуне Раскольниковой. Но ответить на его чувство девушка не может. Глубина нравственного падения так безнадёжна, что возврата в мир нормальных человеческих отношений у Свидригайлова нет. Остаётся только пустить пулю в лоб.

Таким образом, Раскольников и его двойники убеждают, что к жизни нужно относиться очень ответственно. Стремление вложить её в рамки какой-то теории несостоятельны и неразумны. За заблуждения и ошибки человек несёт ответственность и получает уроки ценой не только личных испытаний и наказаний, но страданий близких ему людей.

Сочинение на тему Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова

Произведение Достоевского считаются одним из популярнейших в современном мире. Данные герои считаются одними из второстепенных героев литературного произведения «Преступление и наказание». Но тем не менее обоих героев считаются двойниками главного героя Родиона Раскольникова. Так чем же схожи эти герои?

У каждого из этих героев существуют собственные теории, которые раскрываются в ходе нарастания сюжета. В их теориях есть множество сходств. Например, теория о том, что идеальных людей не существует.

Далее подробно рассмотрим теорию Раскольникова о людях. Теория заключается в том, что люди готовы на все, при этом им не важны жертвы, на которые необходимо пойти для того чтобы добиться успеха в жизни. Именно благодаря этой теории Родиону пришлось решиться на страшное преступление в своей жизни. Далее рассмотрим теорию Лужина. Ее можно назвать экономической. Суть теории состоит в пропаганде индивидуализма, ее можно считать безобидной, так как она несет за собой различных преступлений. В ходе развития сюжета, читатель начинает понимать, что данная теория не очень хороша, как кажется вначале. Герой оправдывает страшные последствия, говоря, что это проявление индивидуализма.

Теория второго героя не менее интересная, чем теория Раскольникова и Лужина. Она также как и предыдущая оправдывает страшные поступки, но в данном случае это не проявление индивидуализма. Теория полностью оправдывает тех, кто совершал страшные поступки во имя своей цели. Три теории действительно имеют множество общего, но они все также имеют различные отличия, которые не оправдывают главных героев литературного произведения. Наверное, именно отсюда вывод о том, что Родион Раскольников не виновен. Но он по своим личным побуждениям совершил убийство, и теперь должен ответить за свой поступок.

Также этих героев литературного произведения называют дойниками, потому что они совершают подобные преступления и пытаются оправдать себя и свои поступки. Именно Раскольникова, Лужина и Свидригайлова называют главными подлецами всего произведения. Потому что один наклеветал на бедную девушку Соню. Девушка не брала 100 рублей, но герой обвинил ее. А вот Свидигайлова подозревают в жесточайшем преступлении. Ест большая вероятность, что он отравил свою же жену. Эти все поступки объединяют этих героев.

Двойники Раскольникова

Популярные сочинения

Когда мы говорим о творчестве, то не всегда понимаем, что считается настоящим искусством. Важно уметь различать его с творчеством и ремеслом. Настоящее искусство исходит искреннее и исходит от души человека

Что такое добро? Это то, что мы все несем в себе, наша естественная реакция защиты и заботы о ком-то. Это в нас, но мы не можем осознать это, пока мы не дадим ему возможность проявиться

Многие мечтают стать успешными, зарабатывать деньги, иметь шикарный дом, крутую машину, дачу. Богатые могут путешествовать по миру и легко содержать семью

«Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Урок-исследование помогает — выяснить, кто такие «двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя.

Скачать:

Вложение Размер
dvoyniki_raskolnikova_v_romane_f.m._dostoevskogo_prestuplenie_i_nakazanie.docx 23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 10-ом классе.

Тема: «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  • Закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения;
  • выяснить, кто такие «двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя;
  • подвести к осмыслению главного конфликта романа- конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;
  • расширить представление учащихся о героях романа;
  • добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,- мир «погибших и погибающих»;
  • воспитать такие духовно-нравственные качества, как чувство сострадания к «униженным и оскорбленным», милосердие;
  • развитие критического мышления учащихся, интереса к исследовательской работе.
  • Развивающие:
  • Формировать логическое мышление путем сопоставления героев;
  • Развивать речь учащихся;
  • Развивать творческое мышление.
  • Образовательные:
  • Формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты);
  • Формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами);
  • Подготовка к ЕГЭ и итоговому сочинению по литературе.
  • Воспитательные:
  • Расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям литературы, к киноискусству;
  • Формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.).
  • Оборудование урока:
  • Портрет писателя;
  • Словари русского языка;
  • Выставка произведений писателя;
  • Методические пособия и критические издания;
  • Мультимедиопроектор, презентация к уроку.
  • Дети на уроке работают в группах:
  • 1группа – литературоведы;
  • 2 группа – критики;
  • 3 группа – лингвисты.

2.Просмотр видеоклипа «Добро пожаловать в Петербург Достоевского».

Вступительное слово учителя.

Говорить мы сегодня будем о Федоре Михайловиче Достоевском и его творчестве. Мы пытаемся понять, чему же учит нас Достоевский, что может дать нам, современным людям, писатель, живший в 19 веке. Быть может мысли и выводы, к которым он приходит, сегодня неактуальны? Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Вместе с тем, его книги просты и понятны, если читать их с неравнодушным сердцем. Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы должны задать себе вопросы: для чего и как мы живем? Что может позволить себе человек? Где границы человеческой свободы? Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь самим к себе. И мы начинаем слышать собственную душу.

В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” исследователи насчитывают около 90 персонажей. На предыдущих уроках мы сосредоточились в основном на одном из них – Родионе Романовиче Раскольникове. А какова же роль других героев, окружающих бывшего студента?

3.Реализация домашнего задания:

* Повторение раннее изученного материала по творчеству Ф.М. Достоевского. Выполнение теста. Работа по карточкам.

(Учащиеся выполняют тест, карточки с самопроверкой и комментариями)

* Сообщение-конспект «В чем смысл теории Раскольникова?»

( 1 ученик читает конспект по заданной теме)

4. Работа по новой теме урока:

Итак, главный герой бессмертного романа Ф. Достоевского – Родион Раскольников – личность с многогранным характером. Проблемы общества в романе и человеческих взаимоотношений рассматриваются сквозь призму судьбы главного героя. А помогают более полно раскрыть душевные метания Раскольникова так называемые двойники героя.

4 группа находит в толковом словаре значение слова «двойник», читает вслух. Учащиеся записывают в тетради.

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим.

Кто, по вашему мнению, относится к двойникам Раскольникова?

Ответ: Лужин и Свидригайлов.

Давайте познакомимся с этими персонажами поближе, попытаемся проанализировать их поступки, жизненные цели и сравним их с Раскольниковым. Попытаемся понять, чем они похожи и почему их называют «двойниками» главного героя. Предлагаю начать с портрета.

Давайте вспомним, что же есть портрет в литературе.

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Найдите в произведении портрет Лужина и зачитайте его вслух.

«Это был господин немолодых лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивал взглядами: „Куда ж это я попал?…“ …Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: все это было даже к лицу Петру Петровичу. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон… Даже волосы… расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин».

Дополнительное сообщение учащегося об образе Лужина.

Ну вот мы и познакомились с Лужиным. Давайте ответим на следующие вопросы.

-В связи с чем появляется в романе Лужин?

-Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?

-Почему появление Лужина в романе затянуто?

-Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?

-Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?

-Что у Лужина общего с Раскольниковым, а в чем их различия?

-Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?

Анализ эпизода, видеофрагмента.

Найдите в произведении портрет Свидригайлова и зачитайте его вслух.

Глазами автора в начале романа:

Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

Глазами Раскольникова ближе к концу романа:

Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…

Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер. С одной стороны, он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нём как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничном. С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Говорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший, вкусивший и знающий цену себе и людям. Несколько суеверен, возможно, стал таковым в последнее время жизни, после смерти жены, которую, как считают многие, он отравил и дух которой является к нему.

Дополнительное сообщение учащегося об образе Свидригайлова.

– В чем сложность и противоречивость этого образа?

– Почему появление Свидригайлова связано с Лужиным?

– Что мы узнаем о его прошлом?

– Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?

– Чем привлекает Свидригайлов Раскольникова?

– Как объяснить его отношение к Дуне и детям Мармеладова?

– Почему он кончает жизнь самоубийством?

-Что у Лужина общего с Раскольниковым, а в чем их различия?

-Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?

Анализ эпизода, видеофрагмента.

Почему Лужин и Свидригайлов являются двойниками Раскольникова? (Критические статьи)

Лексический повтор

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 206.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 206.

Каждый автор стремится сделать свой текст максимально выразительным. Для этой цели используются различные средства художественной выразительности речи, и одно из них – лексический повтор.

Изобразительное средство или ошибка?

Лексический повтор – это повторение одного и того же или однокоренного слова, а то и нескольких слов. Это может быть специально примененным приемом. Но нередко бывает просто ошибкой и объясняется не стремлением подчеркнуть какую-то мысль особо, а невнимательностью, недостаточным словарным запасом и другими причинами, не имеющими отношения к выразительности текста.

Неоправданный, ошибочный лексический повтор называется «тавтология».

Чтобы различить ошибку и изобразительный прием, давайте определим, с какой целью лексический повтор может быть использован.

Лексический повтор в литературе

Примеры лексического повтора мы встретим во многих произведениях художественной литературы. Чаще всего, применяя его, автор преследует одну из двух целей.

Лексический повтор придает и стихам, и прозе дополнительный ритм, призванный передать движение или монотонность. Например, в первом стихотворении из цикла А. А. Блока «На поле Куликовом» автор многократно использует лексический повтор: «Летит, летит степная кобылица», «Идут, идут испуганные тучи» и т.д. В комплексе с рядами однородных сказуемых это создает ощущения долгого движения по степи.

Очень часто лексический прием призван подчеркнуть, выделить особо какую-то мысль. Например, в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» мы во многих главах встречаем одни и те же строчки:

Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
В данном случае автор явно хотел подчеркнуть важную, на его взгляд, мысль.

Виды лексического повтора

Выделяют целый ряд видов лексического повтора в литературном произведении. Остановимся на наиболее важных из них.

Рефрен – это повторение одной или нескольких строк на протяжении всего произведения.

В песнях роль рефрена нередко выполняет припев.

В приведенном выше примере из «Василия Теркина» строки про «бой не ради славы» как раз являются рефреном.

Анафора – в переводе на русский язык означает «единоначатие». Иными словами, несколько стихотворных строк или предложений начинаются одним и тем же словом (или словами). Примером может служить знаменитая песня Б. Ш. Окуджавы:

Пока земля еще вертится,

Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
Чего у него нет…

Ошибка

Ели же повтор не выполняет никакой функции, то его следует избегать. Для этой цели слово надо заменять синонимами, контекстными синонимами или личными местоимениями.

Рассмотрим пример: «Смелый человек совершает смелые поступки. Но смелые поступки не всегда делают его героем.» В этом отрывке первый повтор можно было бы даже счесть изобразительным средством, но третье слово «смелый» нас убеждает: автор сочинения просто не умеет избегать тавтологии. Давайте заменим одно из слов синонимом, а другое – местоимением (в данном случае – указательным): «Смелый человек совершает храбрые поступки. Но эти поступки не всегда делают его героем». А еще лучше (так как позволит избежать и необоснованного повторения слова «поступки») употребить слово «они»: «Но они не всегда делают его героем».

Что мы узнали?

Лексический повтор – это повторение одного и того же слова или группы слов. Лексический повтор может использоваться в литературе для придания экспрессивности, иллюзии движения, для того чтобы подчеркнуть важную мысль. С этой целью авторы применяют рефрены, анафоры, эпифоры и т.д. Если повтор не является оправданным (не выполняет никакой функции), он становится ошибкой и его следует избегать, заменяя часть слов синонимами или местоимениями.

Лексический повтор

Лексический повтор — это фигу­ра речи, сти­ли­сти­че­ский при­ем повто­ре­ния клю­че­во­го сло­ва в одном пред­ло­же­нии или в смеж­ных предложениях.

Узнаем, что такое лек­си­че­ский повтор в лите­ра­ту­ре. Приведем при­ме­ры. Узнаем, с какой целью авто­ры исполь­зу­ют лек­си­че­ский повтор в сво­их произведениях.

Что такое повтор?

Повтор — это широ­кое поня­тие, кото­рое вклю­ча­ет раз­но­об­раз­ные повто­ры в тек­сте произведения.

Чтобы най­ти отклик у чита­те­ля, создать образ­ную кар­ти­ну мира, авто­ры при­бе­га­ют к повто­ру. Прием повто­ра очень вос­тре­бо­ван в арсе­на­ле худо­же­ствен­ных средств писателя.

Весь сад в дожде! Весь дождь в саду!
Погибнут дождь и сад друг в друге,
Оставив мне решать судьбу
Зимы, явив­шей­ся на юге.

С помо­щью повто­ра зву­ков, эле­мен­тов сло­ва, отдель­ных слов, син­так­си­че­ских кон­струк­ций дости­га­ет­ся выра­зи­тель­ность, эмо­ци­о­наль­ность худо­же­ствен­но­го текста.

Виды повтора

Этот сти­ли­сти­че­ский при­ем осу­ществ­ля­ет­ся на раз­ных уров­нях тек­ста и сло­ва как еди­ни­цы речи. В лите­ра­ту­ре раз­ли­ча­ют несколь­ко видов повтора:

  • фоне­ти­че­ский (повтор оди­на­ко­вых глас­ных и согласных);
  • мор­фем­ный (повтор мор­фем и частей слова);
  • лек­си­че­ский (повтор слова);
  • син­так­си­че­ский (исполь­зо­ва­ние оди­на­ко­вых или одно­тип­ных син­так­си­че­ских конструкций).

Если в поэ­ти­че­ской стро­ке повто­ря­ют­ся одни и те же глас­ные зву­ки, то в нем исполь­зу­ют­ся ассо­нанс. Повторение соглас­ных зву­ков — это алли­те­ра­ция.

Наиболее часто исполь­зу­ют­ся повто­ры лек­си­че­ских средств языка:

  • ана­фо­ра
  • эпи­фо­ра
  • сим­пло­ка
  • ана­ди­пло­сис

Все эти сти­ли­сти­че­ские при­е­мы объ­еди­ня­ют­ся одним тер­ми­ном — «лек­си­че­ский повтор».

1. Анафора, или еди­но­на­ча­лие, состо­ит в повто­ре началь­ных частей сло­ва, мор­фем, отдель­ных слов и групп слов. Вот как исполь­зу­ет ана­фо­ру поэт А. Фет в сти­хо­тво­ре­нии «Первый ландыш»:

О пер­вый лан­дыш! Из-под снега
Ты про­сишь сол­неч­ных лучей,
Какая неза­бвен­ная нега
В души­стой чисто­те твоей!
Как пер­вый луч весен­ний ярок!
Как ие в нем нис­хо­дят сны!
Как ты пле­ни­те­лен подарок
Воспламеняющей весны.

Анафора может быть лек­си­че­ской, то есть выра­жа­ет­ся в повто­ре одно­го и того же сло­ва в нача­ле строки:

Здесь лапы у елей дро­жат на весу,
Здесь пти­цы щебе­чут тревожно —
Живешь в закол­до­ван­ном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.

2. Эпифора воз­ни­ка­ет там, где автор повто­ря­ет конеч­ные сло­ва или выра­же­ния на гра­ни­це смеж­ных строк, предложений

Я меч­тою ловил ухо­дя­щие тени ,
Уходящие тени пога­сав­ше­го дня,
Я на баш­ню всхо­дил, и дро­жа­ли сту­пе­ни ,
И дро­жа­ли сту­пе­ни под ногой у меня.

3. Сочетанием ана­фо­ры и эпи­фо­ры явля­ет­ся сим­пло­ка. Симплока — это слож­ный сти­ли­сти­че­ский при­ем, кото­рый выра­жа­ет­ся в одно­вре­мен­ном исполь­зо­ва­нии ана­фо­ры и эпи­фо­ры в пре­де­лах одно­го и того же отрез­ка тек­ста. При сим­пло­ке повто­ря­ют­ся началь­ные и конеч­ные сло­ва в сосед­них фра­зах или смеж­ных сти­хо­твор­ных строках:

В мире горы есть и доли­ны есть,
В мире хоры есть и низи­ны есть,
В мире море есть и лави­ны есть,
В мире боги есть и боги­ни есть.

4. Анадиплосис (греч. «удво­е­ние») — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра, заклю­ча­ю­ща­я­ся в повто­ре заклю­чи­тель­ной части сти­хо­твор­но­го тек­ста в нача­ле сле­ду­ю­ще­го. Анадиплосис обра­зу­ет смыс­ло­вую цепоч­ку, свя­зан­ных и после­до­ва­тель­но раз­вер­ты­ва­ю­щих друг дру­га частей тек­ста. Такой при­ем поз­во­ля­ет пока­зать внеш­нее тече­ние собы­тий, их замед­лен­ность и причинно-следственную обусловленность.

Придет оно, боль­шое, как глоток, —
Глоток воды во вре­мя зноя летнего.

Разные виды повто­ра широ­ко исполь­зу­ют­ся худож­ни­ка­ми сло­ва для при­да­ния тек­сту экс­прес­сив­ной выразительности.

Лексический повтор как средство выразительности

Повтор слов в худо­же­ствен­ном тек­сте упо­треб­ля­ет­ся с раз­ной целью:

1. для обо­зна­че­ния боль­шо­го коли­че­ства предметов

2. для уси­ле­ния при­зна­ка, сте­пе­ни каче­ства или действия

Туда ведет длин­ная, длин­ная дорога…

3. для ука­за­ния на дли­тель­ность действия

В тот год осен­няя погода
Стояла дол­го на дворе,
Зимы жда­ла, жда­ла природа,
Снег выпал толь­ко в январе

Автор при­бе­га­ют к лек­си­че­ско­му повто­ру, если хочет выде­лить важ­ное с его точ­ки зре­ния сло­во для более точ­но­го выра­же­ния мыс­ли или для при­да­ния ей боль­шей выра­зи­тель­но­сти и экс­прес­сив­ной окраски.

Сельский букет сто­ял на круг­лом сто­ле. Лет десять назад такой букет не поста­ви­ли бы на стол (Ю. Тынянов).

Благодаря повто­ре­нию сло­ва фик­си­ру­ет­ся вни­ма­ние чита­те­ля имен­но на нём. Этот при­ем спо­соб­ству­ет уси­ле­нию его смыс­ло­вой и эмо­ци­о­наль­ной роли в тексте.

С помо­щью лек­си­че­ско­го повто­ра повест­во­ва­ние ста­но­вит­ся эмо­ци­о­наль­но напряженным.

На бата­рее
Нету сна­ря­дов уже.
Надо быстрее
На вираже!
Парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!

Поэт под­чер­ки­ва­ет зна­чи­мое для смыс­ла стро­ки сло­во, застав­ля­ет чита­те­ля заост­рить вни­ма­ние на его смыс­ло­вом напол­не­нии, созда­ет ритм, осо­бую пуль­са­цию строки.

Итак, в тек­сте лек­си­че­ский повтор высту­па­ет как средство

  • созда­ния выра­зи­тель­но­сти речи;
  • акту­аль­но­сти важ­но­го с точ­ки зре­ния авто­ра смыс­ла, кото­рый выра­жа­ет­ся подтекстно;
  • цеп­ной меж­фра­зо­вой свя­зи в тек­сте.

Есть урок , кото­рый идет не сорок пять минут, а всю жизнь. Этот урок про­хо­дит и в клас­се, и в поле, и дома, и в лесу. Я назвал этот урок седь­мым пото­му, что в шко­ле обыч­но быва­ет не боль­ше шести уро­ков. Не удив­ляй­тесь, если я ска­жу, что учи­те­лем на этом уро­ке может быть и бере­за воз­ле ваше дома, и бабуш­ка. и вы сами (В. Песков)

Следует отли­чать лек­си­че­ский повтор как сти­ли­сти­че­скую фигу­ру от рече­вых оши­бок в виде тав­то­ло­гии и плео­назма. Тавтология высту­па­ет как необос­но­ван­ное упо­треб­ле­ние близ­ких по смыс­лу слов (сов­мест­ное сотруд­ни­че­ство). Плеоназм состо­ит в оши­боч­ном дуб­ли­ро­ва­нии смыс­ла слов в сло­во­со­че­та­нии (под­прыг­нуть вверх).

Примеры

В сне зем­ном мы тени , тени …
Жизнь — игра теней,
Ряд дале­ких отражений
Вечно свет­лых дней.

Владимир Соловьёв (1853 — 1900)

Ясно сего­дня на серд­це, на свете!
Песням при­ро­ды в соглас­ном привете
Внемлю я чут­кой душой.
Внемлю раз­ду­мью и шепо­ту бора,
Речи без­молв­ной небес­но­го взора,
Плеску реки голубой.

Вячеслав Иванов (1866-1949)

Белый празд­ник — рож­да­ет­ся пред­веч­ное Слово,
белый празд­ник идет, и снова —
вме­сто елоч­ной, вос­ко­вой свечи,
бро­дят белых про­жек­то­ров лучи,
мер­ца­ют сизые сталь­ные мечи
вме­сто елоч­ной, вос­ко­вой свечи.

Зинаида Гиппиус (1869 — 1945)

Красные зори,
Красный восход,
Красные речи у Красных ворот
И крас­ный на пло­ща­ди Красной народ.

Николай Осеев ( 1889 — 1963)

Когда уми­ра­ют кони — дышат,
Когда уми­ра­ют тра­вы — сохнут,
Когда уми­ра­ют солн­ца — они гаснут,
Когда уми­ра­ют люди — поют песни.

Велимир Хлебников ( 1885 — 1922).

Видеоурок

Что такое лексический повтор. Примеры предложений с лексическим повтором

Лексический повтор – это намеренное повторение одних и тех же слов, одной и той же речевой конструкции в обозримой части текста. Слово при этом повторяется в одинаковой форме.

С помощью этого стилистического приема автор выделяет ключевое слово, важнейшую мысль, на которую хочет обратить внимание. Лексический повтор повышает экспрессивность – эмоциональность текста.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

Предложения с лексическими повторами – как исправить ошибку

Если повтор не выполняет никакой стилистической функции, то он не оправдан и становится ошибкой.

Повтора можно избежать, заменив часть слов в предложении с лексическим повтором синонимами или местоимениями. Вместо «Мы приехали домой, а скоро домой пришла мама» – «Мы приехали домой, а скоро туда же пришла мама».

Иногда можно просто опустить повторяющиеся слова без потери смысла: «Мы приехали домой, а скоро пришла мама».

Виды лексических повторов. Лексический повтор, анафора и эпифора

Рефрен – это повторение одной или нескольких строк на протяжении всего произведения. Припев в песне – это рефрен. Другой пример: в стихотворении Игоря Северянина рефреном повторяется строчка «Как хороши, как свежи были розы» – аллюзия к произведению Ивана Метлева.

В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы…
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут – уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Частным случаем лексического повтора является лексическая анафора – повторение определенных слов в начале нескольких предложений, стихотворных строк, строф и т.п.

Другой случай – лексическая эпифора, повторение слов в конце предложений, строк и т.п.

Анафора и эпифора не всегда относятся к лексическим повторам. Повторяться могут не только слова, но и звуки, грамматические конструкции, ритм.

Симплока – это сочетание анафоры и эпифоры, то есть лексический повтор в начале и в конце отрезков речи с вариацией середины. Например: Во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла.

Анадиплосис – прием, при котором конец первой части отрезка повторяется в начале следующей части.

Я на башню всходил, и дрожали ступени.
И дрожали ступени под ногой у меня.

Лексический повтор, тавтология и плеоназм

Лексический повтор не стоит путать с тавтологией (необоснованным повторением близких по смыслу слов – масло масляное) и плеоназмом (намеренным или ошибочным дублированием смысла – поднялись вверх, путь-дороженька).

При лексическом повторе автор сознательно дублирует одни и те же слова, привлекая к ним дополнительное внимание.

Примеры предложений с лексическим повтором из русской литературы

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой.
М.Ю. Лермонтов

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река –
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
Ф.И. Тютчев

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что Господь ни пошлет!
Н.А. Некрасов

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
А.А. Блок

Не для меня придет весна,
Не для меня Дон разольётся,
Там сердце девичье забьется
С восторгом чувств – не для меня.

Не для меня цветут сады,
В долине роща расцветает,
Там соловей весну встречает,
Он будет петь не для меня.
А. Молчанов

Вы слышите: грохочет барабан.
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, туман, туман
А прошлое ясней, ясней, ясней.
Б.Ш. Окуджава

И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно.
А.Т. Твардовский

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
К.М. Симонов

Не волнуйся,
Не плачь,
Не трудись,
Сил иссякших и сердца не мучай.
Ты жива,
Ты во мне,
Ты в груди,
Как опора,
Как друг и как случай.
Б.Л. Пастернак

Лексический повтор

Title: Лексический повтор — это… (примеры)
Description: Узнаем, что такое лексический повтор в литературе, какие виды повторов используют авторы, с какой целью употребляется лексический повтор в произведении.

  • Что такое повтор?
  • Виды повто­ра
  • Лексический повтор как сред­ство выра­зи­тель­но­сти
  • Примеры
  • Видеоурок

Лексический повтор — это фигу­ра речи, сти­ли­сти­че­ский при­ем повто­ре­ния клю­че­во­го сло­ва в одном пред­ло­же­нии или в смеж­ных пред­ло­же­ни­ях.

Узнаем, что такое лек­си­че­ский повтор в лите­ра­ту­ре. Приведем при­ме­ры. Узнаем, с какой целью авто­ры исполь­зу­ют лек­си­че­ский повтор в сво­их про­из­ве­де­ни­ях.

Что такое повтор?

Повтор — это широ­кое поня­тие, кото­рое вклю­ча­ет раз­но­об­раз­ные повто­ры в тек­сте про­из­ве­де­ния.ОпределениеПовтор — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра, кото­рая состо­ит в наме­рен­ном повто­ре­нии оди­на­ко­вых эле­мен­тов тек­ста.

Чтобы най­ти отклик у чита­те­ля, создать образ­ную кар­ти­ну мира, авто­ры при­бе­га­ют к повто­ру. Прием повто­ра очень вос­тре­бо­ван в арсе­на­ле худо­же­ствен­ных средств писа­те­ля.

Весь сад в дожде! Весь дождь в саду!
Погибнут дождь и сад друг в дру­ге,
Оставив мне решать судь­бу
Зимы, явив­шей­ся на юге.

С помо­щью повто­ра зву­ков, эле­мен­тов сло­ва, отдель­ных слов, син­так­си­че­ских кон­струк­ций дости­га­ет­ся выра­зи­тель­ность, эмо­ци­о­наль­ность худо­же­ствен­но­го тек­ста.

Виды повтора

Этот сти­ли­сти­че­ский при­ем осу­ществ­ля­ет­ся на раз­ных уров­нях тек­ста и сло­ва как еди­ни­цы речи. В лите­ра­ту­ре раз­ли­ча­ют несколь­ко видов повто­ра:

  • фоне­ти­че­ский (повтор оди­на­ко­вых глас­ных и соглас­ных);
  • мор­фем­ный (повтор мор­фем и частей сло­ва);
  • лек­си­че­ский (повтор сло­ва);
  • син­так­си­че­ский (исполь­зо­ва­ние оди­на­ко­вых или одно­тип­ных син­так­си­че­ских кон­струк­ций).

Если в поэ­ти­че­ской стро­ке повто­ря­ют­ся одни и те же глас­ные зву­ки, то в нем исполь­зу­ют­ся ассо­нанс. Повторение соглас­ных зву­ков — это алли­те­ра­ция.

Наиболее часто исполь­зу­ют­ся повто­ры лек­си­че­ских средств язы­ка:

  • ана­фо­ра
  • эпи­фо­ра
  • сим­пло­ка
  • ана­ди­пло­сис

Все эти сти­ли­сти­че­ские при­е­мы объ­еди­ня­ют­ся одним тер­ми­ном — «лек­си­че­ский повтор».

1. Анафора, или еди­но­на­ча­лие, состо­ит в повто­ре началь­ных частей сло­ва, мор­фем, отдель­ных слов и групп слов. Вот как исполь­зу­ет ана­фо­ру поэт А. Фет в сти­хо­тво­ре­нии «Первый лан­дыш»:

О пер­вый лан­дыш! Из-под сне­га
Ты про­сишь сол­неч­ных лучей,
Какая неза­бвен­ная нега
В души­стой чисто­те тво­ей!
Как пер­вый луч весен­ний ярок!
Какие в нем нис­хо­дят сны!
Как ты пле­ни­те­лен пода­рок
Воспламеняющей вес­ны.

Анафора может быть лек­си­че­ской, то есть выра­жа­ет­ся в повто­ре одно­го и того же сло­ва в нача­ле стро­ки:

Здесь лапы у елей дро­жат на весу,
Здесь пти­цы щебе­чут тре­вож­но —
Живешь в закол­до­ван­ном диком лесу,
Откуда уйти невоз­мож­но.

2. Эпифора воз­ни­ка­ет там, где автор повто­ря­ет конеч­ные сло­ва или выра­же­ния на гра­ни­це смеж­ных строк, пред­ло­же­ний

Я меч­тою ловил ухо­дя­щие тени,
Уходящие тени пога­сав­ше­го дня,
Я на баш­ню всхо­дил, и дро­жа­ли сту­пе­ни,
И дро­жа­ли сту­пе­ни под ногой у меня.

3. Сочетанием ана­фо­ры и эпи­фо­ры явля­ет­ся сим­пло­ка. Симплока — это слож­ный сти­ли­сти­че­ский при­ем, кото­рый выра­жа­ет­ся в одно­вре­мен­ном исполь­зо­ва­нии ана­фо­ры и эпи­фо­ры в пре­де­лах одно­го и того же отрез­ка тек­ста. При сим­пло­ке повто­ря­ют­ся началь­ные и конеч­ные сло­ва в сосед­них фра­зах или смеж­ных сти­хо­твор­ных стро­ках:

В мире горы есть и доли­ны есть,
В мире хоры есть и низи­ны есть,
В мире море есть и лави­ны есть,
В мире боги есть и боги­ни есть.

4. Анадиплосис (греч. «удво­е­ние») — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра, заклю­ча­ю­ща­я­ся в повто­ре заклю­чи­тель­ной части сти­хо­твор­но­го тек­ста в нача­ле сле­ду­ю­ще­го. Анадиплосис обра­зу­ет смыс­ло­вую цепоч­ку, свя­зан­ных и после­до­ва­тель­но раз­вер­ты­ва­ю­щих друг дру­га частей тек­ста. Такой при­ем поз­во­ля­ет пока­зать внеш­нее тече­ние собы­тий, их замед­лен­ность и причинно-следственную обу­слов­лен­ность.

Придет оно, боль­шое, как гло­ток, —
Глоток воды во вре­мя зноя лет­не­го.

Разные виды повто­ра широ­ко исполь­зу­ют­ся худож­ни­ка­ми сло­ва для при­да­ния тек­сту экс­прес­сив­ной выра­зи­тель­но­сти.

Виды лексического повтора

Выделяют целый ряд видов лексического повтора в литературном произведении. Остановимся на наиболее важных из них.

Рефрен – это повторение одной или нескольких строк на протяжении всего произведения.

В песнях роль рефрена нередко выполняет припев.

В приведенном выше примере из «Василия Теркина» строки про «бой не ради славы» как раз являются рефреном.

Анафора – в переводе на русский язык означает «единоначатие». Иными словами, несколько стихотворных строк или предложений начинаются одним и тем же словом (или словами). Примером может служить знаменитая песня Б. Ш. Окуджавы:

Пока земля еще вертится,

Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
Чего у него нет…

Виды лексического повтора

Существует несколько видов лексического повтора:

  • анафора (повторение начала фразы, четверостишья);
  • эпифора (повторение конца фразы, четверостишья);
  • многосоюзие (повторяется один и тот же союз);
  • рефрен (повторяется целая строфа или одно слово, как «припев»);
  • анадиплосис (конец одной фразы повторяется в начале следующей);
  • симплока (фразы одинаково начинаются и заканчиваются, меняется только середина).

Ошибка

Ели же повтор не выполняет никакой функции, то его следует избегать. Для этой цели слово надо заменять синонимами, контекстными синонимами или личными местоимениями.

Рассмотрим пример: «Смелый человек совершает смелые поступки. Но смелые поступки не всегда делают его героем.» В этом отрывке первый повтор можно было бы даже счесть изобразительным средством, но третье слово «смелый» нас убеждает: автор сочинения просто не умеет избегать тавтологии. Давайте заменим одно из слов синонимом, а другое – местоимением (в данном случае – указательным): «Смелый человек совершает храбрые поступки. Но эти поступки не всегда делают его героем». А еще лучше (так как позволит избежать и необоснованного повторения слова «поступки») употребить слово «они»: «Но они не всегда делают его героем».

Лексический повтор и анафора — в чём разница?

Анафора — это разновидность лексического повтора. Анафора — это приём, когда в начале каждой строки стихотворения (абзаца или предложения) повторяются одни и те же звуки или слова.

Лексический повтор — это повтор слов или словосочетаний. Имеется в виду, что существует несколько видов повтора, в том числе и анафора.

Узнайте больше про Анафору.

Лексический повтор и параллелизм

Синтаксический параллелизм — это фигура речи, где несколько частей внутри одного предложения (или несколько предложений) имеют одинаковую структуру. Лексический повтор — это сознательное повторение словосочетания, слова или какого-то элемента текста.

Узнайте больше про Синтаксический параллелизм.

Лексический повтор в литературе

Примеры лексического повтора мы встретим во многих произведениях художественной литературы. Чаще всего, применяя его, автор преследует одну из двух целей.

Лексический повтор придает и стихам, и прозе дополнительный ритм, призванный передать движение или монотонность. Например, в первом стихотворении из цикла А. А. Блока «На поле Куликовом» автор многократно использует лексический повтор: «Летит, летит степная кобылица», «Идут, идут испуганные тучи» и т.д. В комплексе с рядами однородных сказуемых это создает ощущения долгого движения по степи.

Очень часто лексический прием призван подчеркнуть, выделить особо какую-то мысль. Например, в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» мы во многих главах встречаем одни и те же строчки:

Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
В данном случае автор явно хотел подчеркнуть важную, на его взгляд, мысль.

Что такое повторы в литературе?

Автор повторяет фрагменты (элементы, слова или даже словосочетания), таким образом он придаёт им особое значение, усиливает их роль в произведении, заостряет на них внимание читателя.

Лексический повтор как средство выразительности

Повтор слов в худо­же­ствен­ном тек­сте упо­треб­ля­ет­ся с раз­ной целью:

1. для обо­зна­че­ния боль­шо­го коли­че­ства пред­ме­тов

2. для уси­ле­ния при­зна­ка, сте­пе­ни каче­ства или дей­ствия

Туда ведет длин­ная, длин­ная доро­га…

3. для ука­за­ния на дли­тель­ность дей­ствия

В тот год осен­няя пого­да
Стояла дол­го на дво­ре,
Зимы жда­ла, жда­ла при­ро­да,
Снег выпал толь­ко в янва­ре

Автор при­бе­га­ют к лек­си­че­ско­му повто­ру, если хочет выде­лить важ­ное с его точ­ки зре­ния сло­во для более точ­но­го выра­же­ния мыс­ли или для при­да­ния ей боль­шей выра­зи­тель­но­сти и экс­прес­сив­ной окрас­ки.

Сельский букет сто­ял на круг­лом сто­ле. Лет десять назад такой букет не поста­ви­ли бы на стол (Ю. Тынянов).

Благодаря повто­ре­нию сло­ва фик­си­ру­ет­ся вни­ма­ние чита­те­ля имен­но на нём. Этот при­ем спо­соб­ству­ет уси­ле­нию его смыс­ло­вой и эмо­ци­о­наль­ной роли в тек­сте.

С помо­щью лек­си­че­ско­го повто­ра повест­во­ва­ние ста­но­вит­ся эмо­ци­о­наль­но напря­жен­ным.

На бата­рее
Нету сна­ря­дов уже.
Надо быст­рее
На вира­же!
Парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!

Поэт под­чер­ки­ва­ет зна­чи­мое для смыс­ла стро­ки сло­во, застав­ля­ет чита­те­ля заост­рить вни­ма­ние на его смыс­ло­вом напол­не­нии, созда­ет ритм, осо­бую пуль­са­цию стро­ки.

Итак, в тек­сте лек­си­че­ский повтор высту­па­ет как сред­ство

  • созда­ния выра­зи­тель­но­сти речи;
  • акту­аль­но­сти важ­но­го с точ­ки зре­ния авто­ра смыс­ла, кото­рый выра­жа­ет­ся под­текст­но;
  • цеп­ной меж­фра­зо­вой свя­зи в тек­сте.

Есть урок, кото­рый идет не сорок пять минут, а всю жизнь. Этот урок про­хо­дит и в клас­се, и в поле, и дома, и в лесу. Я назвал этот урок седь­мым пото­му, что в шко­ле обыч­но быва­ет не боль­ше шести уро­ков. Не удив­ляй­тесь, если я ска­жу, что учи­те­лем на этом уро­ке может быть и бере­за воз­ле ваше дома, и бабуш­ка. и вы сами (В. Песков)

Следует отли­чать лек­си­че­ский повтор как сти­ли­сти­че­скую фигу­ру от рече­вых оши­бок в виде тав­то­ло­гии и плео­назма. Тавтология высту­па­ет как необос­но­ван­ное упо­треб­ле­ние близ­ких по смыс­лу слов (сов­мест­ное сотруд­ни­че­ство). Плеоназм состо­ит в оши­боч­ном дуб­ли­ро­ва­нии смыс­ла слов в сло­во­со­че­та­нии (под­прыг­нуть вверх).

Лексические средства выразительности

Лексическое значение слова — это то, какой у слова смысл или понятие, значение. К лексическим средствам выразительности относятся такие фигуры речи, как:

  • лексический повтор;
  • метафора;
  • аллегория;
  • гипербола;
  • сравнение;
  • ирония.

Синтаксические средства выразительности

Это фигуры речи, расстановка акцентов через построение словосочетаний. К ним относятся такие фигуры речи, как например:

  • анафора;
  • эпифора;
  • оксюморон;
  • синтаксический параллелизм.

Узнайте подробнее про:

  • Фольклор;
  • Эпифору;
  • Метафору;
  • Аллегорию;
  • Оксюморон;
  • Гиперболу (в риторике);
  • Иронию;
  • Средства выразительности.

Примеры

В сне зем­ном мы тени, тени…
Жизнь — игра теней,
Ряд дале­ких отра­же­ний
Вечно свет­лых дней.

Владимир Соловьёв (1853 — 1900)

Ясно сего­дня на серд­це, на све­те!
Песням при­ро­ды в соглас­ном при­ве­те
Внемлю я чут­кой душой.
Внемлю раз­ду­мью и шепо­ту бора,
Речи без­молв­ной небес­но­го взо­ра,
Плеску реки голу­бой.

Вячеслав Иванов (1866-1949)

Белый празд­ник — рож­да­ет­ся пред­веч­ное Слово,
белый празд­ник идет, и сно­ва —
вме­сто елоч­ной, вос­ко­вой све­чи,
бро­дят белых про­жек­то­ров лучи,
мер­ца­ют сизые сталь­ные мечи
вме­сто елоч­ной, вос­ко­вой све­чи.

Зинаида Гиппиус (1869 — 1945)

Красные зори,
Красный вос­ход,
Красные речи у Красных ворот
И крас­ный на пло­ща­ди Красной народ.

Николай Осеев ( 1889 — 1963)

Когда уми­ра­ют кони — дышат,
Когда уми­ра­ют тра­вы — сох­нут,
Когда уми­ра­ют солн­ца — они гас­нут,
Когда уми­ра­ют люди — поют пес­ни.

Велимир Хлебников ( 1885 — 1922).

Видеоурок

Видео: повтор слов в предлжениях — анафора, лексический повтор, аллитерация

Конкурс – Лексические повторы

Уважаемые авторы Стихи.ру! Приглашаем вас на конкурс «Лексические повторы».

Обычно повторение значимых слов в стихах выглядит удручающе: как будто автор не смог или поленился подобрать синонимы или описательные обороты. Но есть и другие случаи, когда лексическое повторение является намеренным приёмом, усиливающим художественное впечатление.

«Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту»

Лексические повторы бывают разные, но в этом конкурсе нас интересует четыре их вида, а именно:

* А Н А’ Ф О Р А (от греч. anaphora – вынесение) – повторение начала параллельных элементов (обычно строк или фраз)

НА ЗАРЕ ты ее не буди,
НА ЗАРЕ она сладко так спит.
(А.Фет)

ИМЯ ТВОЕ — птица в руке,
ИМЯ ТВОЕ — льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
ИМЯ ТВОЕ — пять букв.
(М.Цветаева)

* Э П И’ Ф О Р А – повторение концовки

Милый друг, и в этом ТИХОМ ДОМЕ
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в ТИХОМ ДОМЕ
Возле мирного огня!
(А. Блок).

Но почему аборигены СЪЕЛИ КУКА?
За что? Неясно, МОЛЧИТ НАУКА.
Мне представляется совсем простая штука –
Хотели кушать и СЪЕЛИ КУКА.

Есть вариант, что ихний вождь Большая Бука,
Кричал, что очень вкусный кок на судне Кука.
Ошибка вышла, вот о чем МОЛЧИТ НАУКА,
Хотели кока, а СЪЕЛИ КУКА.
(В.Высоцкий)

* Есть ещё С И’ М П Л О’ К А , но с ней дело обстоит сложнее. Неизвестно даже, какое правильное ударении в этом слове – употребляются оба. Но главное – среди литературоведов нет единого мнения по поводу того, что это такое. Одни считают симплокой совмещение анафоры и эпифоры:

ВО ПОЛЕ березка СТОЯЛА
ВО ПОЛЕ кудрявая СТОЯЛА.
(народная песня)

Другие считают, что это, наоборот, повторение середины при переменных начале и конце:

Чтоб жить не в жертву дома дырам,
чтоб мог в родне отныне стать
отец, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, миром,
землей, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, мать.
(В.Маяковский)

* А Н А Д И’ П Л О З И С – (анадиплосис, эпанастрофа) (рус. возвращение, подхват): повторение последнего слова или словосочетания в начале следующего предложения (стиха)

О, весна БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ –
БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
(А.Блок)

Я мечтою ловил УХОДЯЩИЕ ТЕНИ,
УХОДЯЩИЕ ТЕНИ погасавшего дня,
Я на башню всходил, И ДРОЖАЛИ СТУПЕНИ,
И ДРОЖАЛИ СТУПЕНИ под ногой у меня.
(К.Бальмонт)

Разные виды лексических повторов могут сочетаться в одном стихотворении:

Анафора и эпифора:

НАД НАМИ гремят трубачи молодые,
НАД НАМИ восходит созвездья чужие,
НАД НАМИ чужие знамена шумят…
ЧУТЬ ветер,
ЧУТЬ север –
Срывайтесь ЗА НИМИ,
Неситесь ЗА НИМИ,
Гонитесь ЗА НИМИ,
Катитесь в полях,
Запевайте в степях!
(Э.Багрицкий)

Анафора, эпифора, симплока и анадиплосис:

ГОЛОЛЕД на Земле, ГОЛОЛЕД –
ЦЕЛЫЙ ГОД НАПРОЛЕТ ГОЛОЛЕД.
ГОЛОЛЕД, ГОЛОЛЕД, ГОЛОЛЕД –
ЦЕЛЫЙ ГОД НАПРОЛЕТ, ЦЕЛЫЙ ГОД.
(В.Высоцкий)

ЗАДАНИЕ КОНКУРСА: написать или найти готовое стихотворение с такими ЛЕКСИЧЕСКИМИ ПОВТОРАМИ, как АНАФОРА, ЭПИФОРА, СИМПЛОКА, АНАДИПЛОЗИС – по отдельности или в любых сочетаниях.

Для того, чтобы стихотворение отвечало условиям конкурса, должны быть повторены только ЗНАЧИМЫЕ СЛОВА. Повтор одних только союзов, предлогов, местоимений, междометий и т.п. выполнением задания не считается.

От одного автора принимается ОДНО стихотворение.

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР: любой

ТЕМА, ЖАНР – любые.

ОБЪЁМ: от 12 строк. Верхний предел не ограничен, но в разумных пределах.

НЕ ПРИНИМАЮТСЯ стихотворения, не соответствующие заданию конкурса,
а также – оскорбительного, “чернушного”, грубо-эротического содержания,с нецензурными выражениями и т.п.

ЗАЯВКА оформляется в рецензиях этого поста следующим образом:
– ИМЯ автора
– НАЗВАНИЕ стихотворения
– ССЫЛКА на стихотворение, опубликованное на сайте Stihi.ru, ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Тексты без ссылок не принимаются.

Если вы желаете получить советы, рекомендации от участников проекта, узнать их мнения о вашем стихотворении, ставьте пометку “СОВЕТЫ”.
ВСЕ отзывы и рекомендации даются на страницах клуба “ДИАЛОГ” или, по желанию, ТОЛЬКО на авторской странице.

В ТЕМАХ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАЯВОК И ГОЛОСОВАНИЯ ЗАПРЕЩАЮТСЯ любые комментарии стихов других авторов и прочие высказывания относительно данного конкурса.

ПОДАВ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, что ознакомились
с “Правилами проведения и участия в конкурсах площадки” – http://stihi.ru/2012/02/12/12233.

ВНИМАНИЕ!
Заявки принимаются до 25-30 стихотворений.
Внеконкурсные стихи не принимаются.
Большая просьба от ведущей: пожалуйста, не затрудняйте приём стихотворений авторской разбивкой строк! Пусть это будут именно четверостишия.

ГОЛОСОВАНИЕ “народное”, БЕЗ ОЦЕНОК. Вам предстоит выбрать треть стихотворений. Одному, наиболее понравившемуся, можно поставить плюс, что даёт ему дополнительный балл.

Призовой фонд конкурса – 2100 стихобаллов (с/б):
1 место – 800 с/б, 2 место – 700 с/б, 3 место – 600 с/б.

Если одну из ступеней пьедестала займут 2 и более авторов, баллы делятся.

Участие в конкурсе бесплатное. Однако мы с благодарностью примем любую спонсорскую помощь на развитие площадки “Гуси-Лебеди” (на логин – gusilebedi1).

ПРИМЕЧАНИЕ:
Чтобы о наших конкурсах узнало как можно больше читателей, просьба ко ВСЕМ АВТОРАМ – при подаче своей заявки на конкурсы ТМ “Гуси-Лебеди” нажимать на кнопочку “ПОНРАВИЛОСЬ”, а также указывать ссылку на данный конкурс (см. вверху над анонсом) при публикации стихов на своей страничке.
Спасибо!

Жду ваших стихотворений.

С уважением,
ведущая конкурса Лана Степанова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: