Эпические жанры литературы ℹ определение, виды, свойства и особенности, основные черты и признаки, повествовательные формы и примеры произведений

Что такое эпос и какие жанры эпических произведений существуют

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Эпические произведения сопровождают нас всю жизнь.

Мы думаем, что всё эпическое огромно и размашисто, но на самом деле даже маленькая детская сказка – осколок эпоса.

Какими жанрами представлен этот род литературы и как они менялись в течение времени – попробуем разобраться.

Эпос — это.

Эпос – это один из трёх (наряду с лирикой и драмой) родов литературы, описывающий масштабные исторические и социальные события, разворачивающиеся на протяжённом пространстве или времени.

Традиционно эпические жанры делят на:

  1. — крупные (эпопея, роман-эпопея, сага);
  2. — средние (роман, повесть);
  3. — малые (новелла, эссе, рассказ, очерк, этюд).

Отдельно принято говорить о фольклорном эпосе, «прадедушкой» которого считается древний миф. Он имеет богатую историю, которая уходит корнями в детство человечества.

Когда появился и как развивался эпос

Изначально миф повествовал о сотворении мира, разделении на свет и тьму, землю и небо, о происхождении человека и всех живых существ. Трудно сказать, сколько тысячелетий отдаляет нас от эпохи складывания первых мифов. Предположительно они зародились около 3000 лет до н.э.

Объясняя космогонию вещей (порядок мироустройства), люди создавали образы богов-прародителей, титанов, героев, чудовищ и приписывали им свойства стихийных явлений. Позже миф продолжил трактовать историю мировых событий через систему героических образов (Геракл, Ясон, Осирис, Рама), от которой повели свой род смертные.

На рубеже новой эры мифологические образы стали сливаться с реальным историческим материалом, появились воинские повести, саги, героические предания о славных воинах древности, предводителях народов.

Например, многочисленные сказания об Александре Македонском, источником которых стал греческий роман «Александрия» (несохранившийся первоисточник, предположительно, был написан в I-II вв до н.э.) «разбрелись» по многим уголкам мира, оставшись и в древнерусской литературе.

Позже в средневековой Европе появился цикл романов о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. На Руси после её христианизации стали популярны воинские повести и былины, героем которых выступают князь Владимир и витязи его дружины.

Духовная литература монастырей обогатила русский эпос сначала переводными, а затем и собственно авторскими сочинениями о вере и её хранителях (притчи, жития святых), об устройстве жизни на земле (сборники поучений «Измарагд», «Домострой» и другие).

Затем появились первые эпические произведения светской литературы: «хожения», жизнеописания и «житейские повести». Например, знаменитое сочинение путешественника и купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» можно считать первым опытом русскоязычного романа-путешествия или путевого очерка.

В литературу 18 века вошли более привычные современному читателю жанры: роман и повесть. Через сто лет к ним присоединились новелла, очерк, рассказ.

Наконец, в ХХ веке система эпических жанров приобрела общеевропейский вид, оставив на память о нашей исторической самобытности лишь позаимствованный из фольклора жанр сказа.

Пока развивалась официальная литература, народные сказители продолжали бережно хранить культурный код мифа. Некогда единое знание о мире, словно гигантское зеркало, разбилось на множество кусочков и превратилось в сказки.

Гипотеза (что это такое?) о родстве всех сказок народов мира и общности «бродячих сюжетов» приводит нас к этой мысли. В сказке сохранились образы богов, мифологических персонажей, сакральных стихий (воды и огня). Именно сказку (особенно волшебную) следует изучать как первоисточник сюжетов и образов «взрослой» авторской литературы.

Помимо сказки, фольклор произвёл более простые, приближенные к повседневной жизни жанры: быличку, «страшную повесть» (в ХХ веке она получила у детей именование «страшилка»), байку, побасенку, анекдот.

Получается, что роман «Война и мир» Л.Н.Толстого и народная быличка «Самоглядное зеркало» — кровные родственники. Просто один из них зрелый и большой, а другой – наивный и крошечный.

Признаки эпоса

Отличительными особенностями эпических произведений считаются следующие:

  1. Изложение событий от третьего лица и связанная с этим особая роль рассказчика.
  2. Повествование затрагивает судьбы сразу нескольких персонажей (иногда целых семей, родов, поколений).
  3. Большая протяжённость во времени (от 3-5 лет до нескольких столетий).
  4. Масштабный охват художественного пространства (действие происходит одновременно или последовательно в деревне, маленьком городе, столице, заграницей).
  5. В отличие от лирики, эпос настроен на объективную, а не субъективную картину. Он стремится показать героев с разных сторон, но не допускает передачи от первого лица, прямой авторской речи.
  6. Эпос работает с несколькими сюжетными линиями одновременно.

Эпос неторопливо и обстоятельно рассказывает, медленно раскрывая перед нами страницы личной и общественной истории: сцены битв, описания свадеб и похорон, судьбоносные решения монархов, частные разговоры простых людей о смысле бытия и существовании Бога.

Читайте также:
Мещерская сторона - краткое содержание повести, описание героев

Жанры эпоса

К крупным жанрам эпоса относят эпопею и роман, а также сагу.

Самым крупным эпическим жанром принято считать эпопею (или собственно эпос). Она описывает жизнь нескольких поколений, разворачивается на территории одного или нескольких государств, охватывает множество столетий. В северной Европе (на Скандинавском полуострове) такое масштабное повествование получило название саги.

В этом жанре написаны сказания о королях, самым известным из которых можно назвать сагу «Хеймскрингла» («Круг земной») Снорри Стурлусона. В 19 веке это жанровое обозначение использовал англичанин Дж.Голсуорси, автор знаменитой «Саги о Форсайтах».

Роман менее масштабен по охвату пространства и времени, зато более вариативен в способах освещения разнообразной проблематики. Классические примеры соединения романа и эпопеи из школьной программы:

  1. — «Война и мир» Л.Н.Толстого;
  2. — «Тихий Дон» М.А.Шолохова.

Роман может быть огромным, как многотомная «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, или компактным, как «Брисбен» Е.Водолазкина.

Средняя форма эпоса – повесть – закрепилась в русской литературе как лидирующий жанр в эпоху становления реализма (что это?), во второй четверти 19 века. С тех пор этот жанр обрёл множество разновидностей и модификаций.

К примеру, можно вспомнить «Повести Белкина» А.С.Пушкина, «Петербургские повести» Н.В.Гоголя или «Повесть о Сонечке» М.И.Цветаевой.

Среди малых жанров эпоса в России наиболее популярен рассказ. В нём идёт речь об одном или нескольких героях, события разворачиваются в краткий срок и недалеко друг от друга, фабула (что это?) проста и лаконична. В последнее время набирают популярность самые малые жанры эпоса: этюды, краткие рассказы, эссе.

Заключение

Время велеречивых преданий уходит в прошлое, жизнь требует краткости и быстроты, но нестареющий эпос, как полноводная река, продолжает вливать в литературу молодые живительные ручейки.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Жанры эпоса наиболее разнообразны, поверхностными их уж точно не назовешь. Лирика и драма, при всем их изяществе, это скорее для развлечения. Но это уже от предпочтений зависит.

А я рассказы люблю, потому как, пока дочитаешь, не успеет наскучить, а Тихий Дон вообще нудный роман и чего Шолохову Нобелевскую премию за него вручили.

Так выходит, что любое литературное произведение — это эпос, а я раньше считал, что это отдельный вид, наряду с романом, повестью, рассказом.

Основные эпические жанры

Эпос делится на народный и авторский. Причем народный эпос был предтечей авторского эпоса. Такие примеры эпических жанров как роман, эпопея, повесть, рассказ, очерк, новелла, сказка и поэма, ода и фэнтези в совокупности представляют собой весь массив художественной литературы.

Эпос делится на народный и авторский. Причем народный эпос был предтечей авторского эпоса. Такие примеры эпических жанров как роман, эпопея, повесть, рассказ, очерк, новелла, сказка и поэма, ода и фэнтези в совокупности представляют собой весь массив художественной литературы. Во всех эпических жанрах тип повествования может быть разным. В зависимости от чьего лица ведется описание – автора (рассказ ведется от третьего лица) или персонифицированного персонажа (рассказ ведется от первого лица), или от лица какого-то конкретного рассказчика. Когда описание ведется от первого лица, тоже возможны варианты – рассказчик может быть один, их может быть несколько или это может быть условный рассказчик, не принимавший участия в описываемых событиях.

Особенности эпических жанров

Если повествование ведется от третьего лица, то предполагается некоторая отстраненность, созерцательность в описании событий. Если же от первого или нескольких лиц, то возникает несколько различных взглядов на трактуемые события и личная заинтересованность героев (такие произведения называют авторскими). Характерные особенности эпического жанра – это сюжет (предполагающий последовательную смену событий), время (в эпическом жанре оно полагает наличие определенной дистанции между описываемыми событиями и временем описания) и пространство. Трехмерность пространства подтверждается описанием портретов героев, интерьеров и пейзажей. Особенности эпического жанра характеризуют способность последнего включать в себя элементы как лирики (лирические отступления), так и драмы (монологи, диалоги). Эпические жанры как бы перекликаются между собой.

Формы эпических жанров

Существуют три структурные формы эпоса – большая, средняя и малая. Некоторые литературоведы опускают среднюю форму, относя повесть к большой, в которую входят роман и эпопея. Существует понятие роман-эпопея. Друг от друга они отличаются формой повествования и сюжета. В зависимости от вопросов, поставленных на рассмотрение в романе, он может относиться к историческому, фантастическому, авантюрному, психологическому, утопическому и социальному. И это тоже особенности эпического жанра. Количество и глобальность тем и вопросов, ответы на которые может дать эта литературная форма, позволило Белинскому сравнить роман с эпосом частной жизни.

Читайте также:
Мне голос был - анализ, лирическая героиня, жанр произведения

К средней форме относится повесть, а рассказ, новелла, очерк, сказка, притча и даже анекдот составляют малую эпическую форму. То есть основные эпические жанры – это роман, повесть и рассказ, которые литературная критика характеризует как, соответственно, «главу, листок и строку из книги жизни».

Составляющие эпических жанров

Эпическая поэма представляет собой стихотворный (бывает и прозаический – «Мертвые души») жанр, сюжет которого, как правило, посвящен воспеванию национального духа и традиций народа. Сам термин «роман» произошел от названия языка, на котором выходили в свет первые печатные произведения – романский (Рим или Рома, где произведения издавались на латыни). Особенностей у романа может быть очень много – жанровые, композиционные, художественно-стилистические, языковые и сюжетные. И каждая из них дает право отнести произведение к какой-то конкретной группе. Есть социальный роман, нравоописательный, культурно-исторический, психологический, приключенческий, экспериментальный. Есть авантюрный роман, есть английский, французский, русский. В основном же роман – это крупное, художественное, чаще всего прозаическое произведение, написанное по определенным канонам и правилам.

Средняя форма художественного эпоса

Особенности этического жанра «повесть» заключаются не только в объеме произведения, хотя ее и называют «малым романом». В повести гораздо меньше происшествий. Чаще всего она посвящена одному центральному событию. Рассказ – прозаическое небольшое произведение повествовательного характера, описывающее какой-нибудь конкретный случай из жизни. От сказки он отличается реалистичностью окраски. По мнению некоторых литературоведов рассказом может называться произведение, в котором присутствует единство времени, действия, события, места и персонажа. Это все говорит о том, что в рассказе, как правило, описывается один эпизод, происходящий с одним героем, в конкретное время. Четко прописанных определений этого жанра нет. Поэтому многие считают, что рассказ – это русское название новеллы, которая впервые была упомянута в западной литературе еще в XIII веке и представляла собой небольшую жанровую зарисовку.

Как литературный жанр новеллу утвердил Боккаччо в XIV веке. Это говорит о том, что новелла гораздо старше рассказа по возрасту. Даже А. Пушкин и Н. Гоголь некоторые рассказы относили к повестям. То есть более или менее четкое понятие, определяющее, что же такое «рассказ», возникло в русской литературе в XVIII веке. Но явных границ между рассказом и новеллой нет, разве что последняя в самом своем начале напоминала скорее анекдот, то есть короткую смешную жизненную зарисовку. Некоторые черты, присущие ей в средневековье, новелла сохранила до наших дней.

Представители малой формы художественного эпоса

Рассказ часто путают с очерком по тем же причинам – отсутствие четкой формулировки, предполагающей наличие правил написания. Тем более что возникли они почти одновременно. Очерк – короткое описание единичного явления. В наше время это скорее документальный рассказ о реальном событии. В самом названии присутствует указание на краткость – очертить. Чаще всего очерки публикуются в периодических изданиях – газетах и журналах. Из-за массовости явления следует отметить такой жанр, как «фэнтези», набирающий популярность в последнее время. Появился он в 20-х годах прошлого века в Америке. Родоначальником его считается Лавкрафт. Фэнтези – это разновидность фантастического жанра, не имеющий под собой никакой научной привязки и полностью состоящий из вымысла.

Представители «лирической прозы»

Как отмечалось выше, к трем литературным родам в наше время добавился четвертый, представляющий собой выделившиеся в самостоятельную группу такие лиро-эпические жанры литературы, как поэма, баллада, песня. Особенности этого литературного рода заключаются в объединении сюжетной линии с описанием переживаний повествователя (так называемое лирическое «я»). В названии этого рода заключена его сущность – объединение в одно целое элементов лирики и эпоса. Такие сочетания встречались в литературе со времен античности, но в самостоятельную группу эти произведения выделились во времена, когда резко стал проявляться интерес к личности рассказчика – в эпоху сентиментализма и романтизма. Лиро-эпические жанры называют иногда «лирической прозой». Все виды, жанры и другие литературные подразделения, дополняя друг друга, обеспечивают существование и преемственность литературного процесса.

Еще по теме эпоса – тут.

05.03.2016, 20286 просмотров.

Эпические жанры литературы — признаки, черты и примеры произведений

В литературе, как и в других видах искусства, есть своя классификация. Все литературные произведения можно разделить на три типа: эпос, лирика и драма.

Читайте также:
«Кондуит и Швамбрания» краткое содержание книги Льва Кассиля, анализ произведения, главные герои повести

Эпические произведения представляют собой массив художественной литературы. К ним относятся такие жанры как: сказка, притча, басня, очерк, рассказ, новелла, повесть, роман, роман-эпопея.

Сказка (имеется в виду литературная) – прозаическое (реже стихотворное) произведение, которое имеет в своей основе народную сказку и опирается на фольклорные традиции. В ней видно яркое противопоставление добра и зла, частые повторы, вымышленный сюжет. Ярким примером являются сказки А.С. Пушкина.

Притча – малый эпический жанр, емкое повествовательное произведение, в котором присутствует нравственное или религиозное поучение, в виде аллегории. Многие писатели вставляли в свои произведения притчи, чтобы глубже раскрыть характер своих героев. Например А.С. Пушкин в «Капитанской дочке».

Басня – еще один малый эпический жанр, который содержит в себе нравоучение. Но в отличии от притчи в ней сюжет имеет концовку. В басне нет характеристики и описания элементов, которые могут затянуть повествование. Чаще всего басня состоит из двух частей: собственно событие, повествование и нравоучение, мораль.

Очерк – прозаическое произведение, отличительной особенностью которого является ярко выраженная роль авторского «я». Сюжет не играет особой роли, на первый план выходят авторские размышления. Повествование обычно ведется от первого лица. Яркий пример очерка – «Записки охотника» И.С. Тургенева.

Новелла – разновидность рассказа. Отличается быстрым развитием событий и непредсказуемой развязкой. В новелле нет психологизма, и используется нейтральный стиль изложения. Главным элементом является роковой случай, роль судьбы выходит на передний план. В качестве примера можно привести ранние новеллы Леонида Леонова.

Рассказ – прозаическое произведение малого размера, в котором изображается короткий промежуток времени с небольшим количеством героев. В центре сюжета событие, которое произошло с главным героем. Писатели часто прибегают к этому жанру, можно выделить И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.И. Куприна и др.

Повесть – прозаическое произведение, занимающее промежуточное положение по объему между рассказом и романом. Чаще всего в повести события описываются в хронологическом порядке, большое внимание уделяется описанию героев. Делается акцент на их внутренние переживания. Часто повесть строится как биография, например «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого.

Роман – большое по объему эпическое произведение, в котором задействованы целые группы героев: главные, второстепенные и эпизодические. Сюжет строится на нескольких сюжетных линиях и охватывает большой промежуток времени. Ярким примером является роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова.

Роман-эпопея – это масштабное произведение, в котором затрагивается судьба целого народа. Сюжет строится на переплетении частной жизни героев и картин общественной жизни. В отдельных судьбах героев отражается целая эпоха народной жизни. Массовые сцены сменяются домашней частной жизнью, создается обобщенная историческая картина. В русской литературе известны два таких произведения – это «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

Определение и характеристика

В литературе выделяют несколько родов, которые исторически сложились на основе формальных и содержательных свойств литературного творчества. Работы писателей разделяют на лирические, эпические (эпос) и драматургические жанры. Также выделяют промежуточные лиро-эпические формы.

Эпос как род литературы отличается повествованием об исторических событиях от третьего лица. Различные эпические формы обычно охватывают продолжительный период прошлого. Творческие труды в этих жанрах характеризуются пространственной протяжённостью и событийной насыщенностью. Главный признак эпоса — объективность повествования.

Произведения изображают как частную жизнь определённых личностей, так и общественные явления. Авторы эпических жанров раскрывают человеческие характеры в процессе действия сюжета. В их трудах также можно увидеть отношение писателя к главным героям и миру, который они описывают с помощью конкретных художественных приёмов. Эпические формы разделяют на основные 3 группы:

  • крупные;
  • средние;
  • малые.

Большинству произведений характерна прозаическая форма. Кроме того, к эпическим жанрам относят фольклор: сказки, притчи и т. д.

Произведения в формах эпоса могут отличаться как большим, так и малым текстовым объёмом. Их разделяют на связанные по смыслу части. Однако эта особенность относится только к крупным и средним жанрам. Композиция включает завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Сюжетная линия может быть любой. Сюжет эпического сочинения строится по замыслу писателя и нередко удивляет неожиданной концовкой.

Что такое литературный жанр?

Представляется, что в начале повествования о жанрах эпических произведений будет целесообразным разобраться в понятии литературного жанра как такового. Слово «жанр» происходит от французского genre, взятого из латинского, где есть слово genus, оба они означают «вид, род».

Что касается литературного жанра, то им являются такие группы произведений литературы, которые складываются исторически и объединены совокупностью ряда свойств. Такие свойства носят характер как содержательных, так и формальных. Этим они отличаются от литературных форм, которые выделяются только на основании формальных признаков. Часто жанр путают с видом литературы, что является неправильным.

Читайте также:
«Мать» 📚 краткое содержание книги Максима Горького, характеристика главных героев романа, основная идея и тема произведения, сюжет

Теперь перейдем к непосредственному рассмотрению вопроса о том, что это – эпический жанр.

Крупные и средние жанры

Крупные формы эпоса отличаются богатым социально-историческим фоном. Произведения обычно пишут в несколько томов. Творчество раскрывает частную жизнь нескольких поколений людей. В литературе выделяют два крупных жанра эпоса:

  1. Эпопея. В произведении описывается жизнь народа или социальной группы. Сюжетная линия характеризуется ключевыми историческими событиями, которые кардинально меняют судьбу главных героев. Автор рассказывает о частных жизненных историях, умело сцепляет эпизоды со сценами из жизни персонажей, тщательно прорисовывает их характеры и мышление. На такое способны только настоящие мастера, поэтому в жанре эпопеи существует мало выдающихся работ. Известным примером эпоса в произведениях крупной формы является «Война и мир» Л. Н. Толстого.
  2. Роман. Жанр рассматривает конкретный период или жизнь определённой личности. Роман отличается продолжительным описанием множества значимых событий, несколькими сюжетными линиями и различными группами героев, которые могут быть главными, второстепенными и эпизодическими. В произведениях раскрываются важные для общества проблемы. Романы отличаются по структуре, проблематике и эпохе. Среди известных произведений следует выделить труды «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Обломов» И. А. Гончарова.

К средней форме эпоса относится повесть. Произведения этого жанра не имеют определённого текстового объёма и занимают промежуточную позицию между крупным и малым эпосом. В повести автор уделяет больше внимания описанию героев, их психологическому состоянию и месту действия, а не движению сюжета.

В произведениях изображается естественное течение жизни. Сюжет отличается хроникальной формой: эпизоды нередко следуют друг за другом без связи между собой. Примеры повестей: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Степь» А. П. Чехова, «Деревня» И. А. Бунина.

Особенности

Для эпоса характерно повествование, воспроизведение различных действий, которые разворачиваются во времени и пространстве.

Эпос, по сравнению с другими родами литературы, владеет самыми широкими способностями в изображении времени и пространства.

Произведения эпоса не ограничиваются объемом, количеством сюжетных линий и персонажей.

Для эпического повествования характерен образ повествователя, коим может быть либо сам автор, либо вымышленный образ рассказчика. Повествователь иллюстрирует картины прошлого, часто совмещая их с собственными размышлениями.

Для эпоса характерно как описание действий и подробностей, касающихся персонажей, места и времени действия, так и диалогические и монологические высказывания.

Эпические произведения используют различные изобразительные средства: портрет, характеристика, поступки, жест, мимика, интерьер, пейзаж и др.

Малые формы

С малыми жанрами эпоса учащиеся знакомятся в 5 классе. Примеры эпических произведений: «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Тёмные аллеи» И. А. Бунина. Произведения в краткой форме отличаются сжатым объёмом, одной сюжетной линией и ограниченным количеством героев. Список малых жанров эпоса:

  1. Рассказ. Сочинения в этом жанре характеризуются малым числом персонажей и кратковременными событиями, которые описываются автором. Основа рассказа — изображение определённой сцены или явления. В этом жанре писали А. С. Пушкин, М. Горький, А. И. Куприн, Н. В. Гоголь и др.
  2. Новелла. Выступает разновидностью рассказа. Произведения характеризуются острыми сюжетами и неожиданной развязкой. Совокупность рассказов называется новеллистикой. Новелле характерны краткость, нейтральный стиль изложения и отсутствие психологизма. Новеллист уделяет мало внимания описанию персонажей. В произведениях главным является случай, который на какое-то время сводит героев и затем разлучает их. Популярные авторы новелл — Эдгар Алан По, Стефан Цвейг.
  3. Очерк. Для этого жанра сюжет не имеет большого значения. Автор обычно рассказывает о каких-то событиях от первого лица. Этот приём позволяет отразить в произведении собственные размышления, а также провести сравнения и аналогии. Очерки часто причисляют к научному или публицистическому стилю, однако им характерна художественная образность. Произведения в этом жанре публиковали А. С. Пушкин, В. Г. Короленко, Н. Г. Помяловский.

Малые эпические жанры легко читаются. В такой форме часто начинают писать будущие авторы романов и повестей. Небольшие рассказы и очерки помогают писателям осмыслить определённые проблемы, для которых они позже применяют более сложную трактовку в продолжительном повествовательном произведении.

Характерные черты этих жанров

Если повествование ведется от третьего лица, то предполагается некоторая отстраненность, созерцательность в описании событий. Если же от первого или нескольких лиц, то возникает несколько различных взглядов на трактуемые события и личная заинтересованность героев (такие произведения называют авторскими).

Читайте также:
Футуризм - определение, история и причины возникновения

Характерные особенности эпического жанра – это сюжет (предполагающий последовательную смену событий), время (в эпическом жанре оно полагает наличие определенной дистанции между описываемыми событиями и временем описания) и пространство. Трехмерность пространства подтверждается описанием портретов героев, интерьеров и пейзажей.

Особенности эпического жанра характеризуют способность последнего включать в себя элементы как лирики (лирические отступления), так и драмы (монологи, диалоги). Эпические жанры как бы перекликаются между собой.

Примеры фольклора

Среди фольклорных жанров встречаются сочинения, которые могут быть не только в прозаической, но и в стихотворной форме, например, литературные сказки. Такие произведения основаны на традициях народных сказаний. Эпический жанр опирается на традиции фольклорных сказок. Он характеризуется одной сюжетной линией, вымышленными героями и сюжетами, изображением борьбы добра со злом и описанием народных обычаев.

Другой фольклорный жанр — притча. Эта форма отличается небольшим объёмом и поучительным характером. В произведении рассказывается о нравственном или религиозном поучении, которое основано на обобщении и применении аллегорий. Некоторые авторы вставляют притчу в крупные работы, чтобы наполнить их глубоким смыслом. Небольшие эпизоды могут служить размышлением писателя на тему душевный состояния или возрождения человека.

Былина выступает фольклорной эпической песней, в основе которой лежит героическое событие или интересный эпизод из русской истории. При написании произведений авторы часто используют тоническое стихосложение с двумя — четырьмя ударениями. Былины обычно описывают русских богатырей, их жизнь, стремления и героические поступки. Произведения характеризуются чувством свободы и независимым духом общества.

Басни тоже относятся к фольклорным жанрам эпоса. Для произведений характерны аллегорический смысл и сформулированный моральный вывод. Именно законченностью сюжетной линии басня отличается от притчи, с которой её часто путают. Для жанра свойственны единство действия, сжатое изложение и отсутствие детального описания героев или явлений, которое тормозит развитие сюжета. Обычно басня начинается с рассказа об определённом событии и заканчивается нравоучением. Иногда поучительная часть предшествует сюжету.

Понятие эпоса

Эпос – род литературы, наряду с лирикой и драмой. Он охватывает бытие в его пространственно-временной протяженности, пластической объемности и сюжетности. Согласно «Поэтике» Аристотеля, в отличие от драмы и лирики, эпос в момент повествования объективен и беспристрастен.

Возникновение эпоса обусловлено историческими обстоятельствами. Ряд ученых считает, что героический эпос возник в китайской и древнееврейской культурах. Обычно зарождение эпоса связывают со сложением плачей и панегириков, близких героическому восприятию. Великие деяния, увековеченные в них, являются основой повествования героических поэтов. Как правило, плачи и панегирики слагаются в том же размере и стиле, что и героический эпос. В составе эпических поэм панегирики и плачи сохраняются в качестве украшения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Эпос как литературный род 410 руб.
  • Реферат Эпос как литературный род 240 руб.
  • Контрольная работа Эпос как литературный род 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Эпические жанры делятся на:

  • Малые – новелла, очерк, рассказ;
  • Средние – повесть;
  • Крупные – роман, эпопея, эпическая поэма.

Кроме них, к роду эпоса относятся и фольклорные жанры, такие как былина, сказка, историческая песня.

Лиро-эпический род литературы

Иногда в произведения эпических жанров писатели добавляют лирические черты. В случае с повестью основную часть дополняют предисловием (прологом) и послесловием (эпилогом). В них автор высказывает своё мнение о сложившихся обстоятельствах или разъясняет моменты, которые могли ввести читателя в заблуждение. Примеры лиро-эпических жанров:

  1. Баллада. Представляет сюжетный рассказ фантастического, сатирического, исторического, мифического или легендарного характера в поэтической форме. Балладу также относят к фольклору. Она строится на основе диалога героев. Сюжету несвойственно самостоятельное значение, однако изложение ярко окрашено лирическими приёмами. Произведения характеризуются наличием повторов (рефренов) и строгим ритмом. В балладах могут содержаться признаки, характерные для других жанров.
  2. Поэма. Крупное или среднее по объёму многочастотное стихотворение принадлежит конкретному автору. Сочинение отличается повествовательным или лирическим сюжетом. Произведение может быть романтического, героического, сатирического или критического характера.
  3. Стихотворение в прозе. Лирическое произведение в прозаической форме отличается небольшим объёмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием ритмической организации. Такое стихотворение выражает чувства, переживания и впечатления героя.

В разных жанрах эпоса авторы могут использовать любые художественные средства. Хоть большинство трудов охватывает глобальные проблемы общества, эпические произведения способствуют глубокому проникновению во внутренний мир человека. Литературные работы в жанре эпоса играют немаловажную роль в формировании навыков речи у учащихся.

Составляющие эпических жанров


Эпическая поэма представляет собой стихотворный (бывает и прозаический – «Мертвые души») жанр, сюжет которого, как правило, посвящен воспеванию национального духа и традиций народа.
Сам термин «роман» произошел от названия языка, на котором выходили в свет первые печатные произведения – романский (Рим или Рома, где произведения издавались на латыни). Особенностей у романа может быть очень много – жанровые, композиционные, художественно-стилистические, языковые и сюжетные. И каждая из них дает право отнести произведение к какой-то конкретной группе. Есть социальный роман, нравоописательный, культурно-исторический, психологический, приключенческий, экспериментальный. Есть авантюрный роман, есть английский, французский, русский. В основном же роман – это крупное, художественное, чаще всего прозаическое произведение, написанное по определенным канонам и правилам.

Читайте также:
Подвиги Геракла краткое содержание древнегреческих мифов

Дуэль Печорина и Грушницкого

Роман «Герой нашего времени» является многоплановым произведением, состоящим из нескольких сюжетных линий. Одна из них — глава, посвященная знакомству Печорина с княжной Мери. Печорин в этой главе является главным героем и одновременно рассказчиком. Центральные герои главы — княжна Мери Лиговская, Грушницкий, Вера.

Участники дуэли

Драгунский капитан, которому Лермонтов не дает никакого имени, занимает далеко не последнее место в развитии сюжета этой главы романа. Это человек низкой души и низких поступков, недостойный называть себя дворянином. Этот человек, обозленный на Печорина за то, что тот унизил его перед пьяными приятелями, решил свести с ним счеты чужими руками. Возможно, лишив капитана имени, Лермонтов подчеркивает отношение к нему, как к чему-то низкому, может быть, даже неодушевленному.

Это он, капитан, подбил малодушного Грушницкого спровоцировать ссору и хотел избавиться от врага чужими руками. Так поступают только ничтожные, жалкие людишки. К счастью Печорина, он случайно подслушал разговор капитана с Грушницким и узнал о замысле заговорщиков.

Примечательно, что второго секунданта Грушницкого, которого почти не было ни видно, ни слышно, Лермонтов назвал по имени-отчеству Иваном Игнатьевичем.

Дуэли были запрещены, и Печорин думал не только о заговоре вчерашнего друга, но и о том, чтобы секунданты не понесли наказания, в случае гибели дуэлянтов. Этот факт говорит все-таки о благородстве Печорина.

Сцена дуэли

Сцена дуэли является кульминацией романа. Именно здесь конфликт характеров Печорина и Грушницкого в паре с капитаном достигает максимального накала. Сюжет держит в напряжении читателя до конца эпизода, когда Печорин сделал свой роковой для Грушницкого выстрел.

Печорин воспользовался своим правом выбора места, где должна была состояться дуэль. Это был небольшой треугольный выступ в скале, площадка, размером не превышавшая шести шагов. Дуэлянты стояли на самом краю площадки. Малейшее ранение, малейший толчок в грудь и раненный улетал в пропасть.

Правда, Григорий Александрович нашел точку опоры даже на этом пятачке. Он уперся ногой о камень и немного подался вперед. Наблюдая за тем, как в Грушницком борются чувства: страх, совесть, нерешительность Печорин до последней минуты надеялся, что Грушницкий поступит как человек благородный, и откажется стрелять в безоружного. Но, видя, как тот целится в него, понял, что великодушия ждать не приходится, и дал себе слово, что не пощадит Грушницкого, если останется в живых.

Печорин был уверен в себе, он знал, что хорошо и метко стреляет. Он также был зол на Грушницкого, и уверен в своей правоте. А значит, рука не дрогнет. Когда Грушницкий выстрелил, Печорин, скорее, интуитивно сделал несколько шагов подальше от обрыва. Он нарочито громко и спокойно попросил Вернера проверить свой пистолет. В планы капитана это не входило, он попытался воспротивиться, ссылаясь на правила. Тогда Печорин предложил капитану стреляться на таких же условиях, и капитан сник.

Тем более что чувствовавший свою вину Грушницкий не поддержал капитана, и потребовал, чтобы пистолет был проверен и заряжен. В последнюю минуту Печорин предлагает Грушницкому извиниться. Но тот чувствовал себя униженным и раздавленным окончательно. Он заявил: я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

После таких слов Печорину ничего не оставалось, как выстрелить в упор.

В сцене дуэли ощущается накал сюжета. Этому способствует природа, скалы, живо описано душевное состояние героев – Печорина, Грушницкого, Вернера. Доктор Вернер близко к сердцу принимал происходящее. Он был готов в любой момент прекратить дуэль. Слова Печорина «Может быть, я хочу быть убит…» слегка охладили пыл Вернера, он ничего не сказал, но в глубине души переживал за своего друга.

Читайте также:
«Поздний час» 📚 анализ рассказа Ивана Бунина, краткое содержание произведения, основная тема, главный смысл

Заключение. В чем заключена интрига?

В романе есть скрытая интрига. Да, Печорин слышал разговор Грушницкого и компании, где они решили испытать Печорина на храбрость, придравшись к чему-нибудь. И Печорин был уверен в том, что этот вызов был провокацией. Но, Печорин не знал, что друзья, ловившие его в темноте, действительно не видели, из чьей комнаты выбрался Печорин. Ведь о его отношениях с Верой не знал никто, зато все знали, что Григорий Александрович волочился за княжной Мери.

Поэтому, Печорин, требовавший от Грушницкого извинений, был убежден, что тот умышленно оклеветал юную барышню, а Грушницкий с капитаном были убеждены в том, что Печорин уходил от Мери, и считали его обманщиком. Каждый при этом чувствовал собственную правоту. Возможно, если бы ревность не застилала бы глаза Грушницкому, а злость — Печорину, если бы приятели нашли в себе силы объясниться, то и дуэли никакой бы не было.

Анализ дуэли Печорина и Грушницкого (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Автор: Guru · 24.09.2018

Как много жизней унесли дуэли! Ущемлённая честь обязательно требовала вмешательства оружия, а горячее молодое сердце вторило ей. Чья-то честь торжествовала, а противник получал пулю или удар шпаги. Тема сатисфакции коснулась и героев великолепного романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Поединок Печорина и Грушницкого не мог иметь иного исхода как смерть. Чтобы понять причину такой развязки, стоит обратиться к истории взаимоотношений героев романа.

Краткая характеристика героев

  1. Итак, Печорин Григорий Александрович – центральная ось романа, которая держит на себе весь сюжет. Он — личность неординарная, горделивая, самолюбивая, и в то же время мы видим его как потерявшегося человека, человека без цели и места в мире. Задача жизни героя – понять, кто он есть и зачем существует.
  2. Грушницкий – это человек с пылкой душой, но со слабым и трусливым характером. Он способен на красивую речь, чтобы покорить дам, готов размахивать шашкой в сражении. Но не это делает его слабым. Наш герой слаб из-за того, что не умеет признавать свою неправоту. Он — некая ущемлённая личность, которая старается прикрыть свою слабину фарсом и обольщением.

История их дружбы

Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств. Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе. Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.

Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.

Причина дуэли

Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа. Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник. Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.

За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.

Подготовка поединка

Грушницкий продолжает мстить, используя даже вызов на дуэль, и замышляет подлость. Ещё больше он может опозорить Печорина, дав незаряженный пистолет. Но судьба не на стороне героя, и гнусный умысел раскрыт.

Стоит отметить душевное состояние Григория перед дуэлью. Герой понимает, что может умереть, не исполнив цель жизни. Настроению Печорина вторит природа.

Описание дуэли

Перейдём к самой дуэли. В ходе неё Григорий даёт оппоненту шанс исправиться. Этим жестом он намекает, что не желает смерти противника. Но глупое чванство мешает Грушницкому это понять, ведь он убеждён, что его спасёт подлость. Тогда Печорин требует заряженный пистолет, и противники стреляют на равных.

Всё заканчивается смертью Грушницкого, такой глупой и страшной.

Смысл эпизода и его роль в романе

Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина. Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.

Читайте также:
Характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита

Как же дуэль раскрыла характер героя? Она показала его хладнокровие и равнодушное отношение к окружению. Даже за честь Мери он вступается потому, что охраняет свои скелеты в шкафу, а именно роман с замужней гостьей Лиговских. Григорий оказался на их территории в поздний час на глазах у Грушницкого, но не потому, что шел к Мери. Он покидал покои Веры. Поединок стал отличным средством избавления от ненужных догадок, которые могли бы поставить на кон репутацию самого Печорина. Значит, его можно назвать расчетливым эгоистом и лицемером, ведь он заботится лишь о внешнем соблюдении приличий. Также героя можно охарактеризовать такими качествами, как мстительность и жестокость. Он убил человека за то, что тот попытался его обмануть и не признал этого. Об этом поступке он ни капли не сожалел.

Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.

Дуэль Печорина и Грушницкого в романе “Герой нашего времени”: конфликт, причина дуэли

Меню статьи:

Дуэли стали причиной многих бед и несчастий не одной семьи. Порой причинами для такого непритязательного решения конфликтов ставали самые банальные вещи.

Так как пагубное влияние дуэлей было очевидно, то такой способ разрешения конфликтов был вскоре запрещен, но это не мешало время от времени прибегать к подобному способу выяснения отношений.

Развитие отношений между Грушницким и Печориным вскоре зашло в тупик и, по мнению Грушницкого, единственным путем разрешения конфликта могла быть исключительно дуэль.

Знакомство Печорина и Грушницкого

Впервые Грушницкий и Печорин встречаются в полку К. на Кавказе. Первый из них при этом находится в звании прапорщика, а второй – в звании юнкера. Спустя некоторое время Печорин отправляется в Пятигорск, где вновь встречается с Грушницким. Как оказалось, юнкер находится здесь на лечении – во время военной службы он получил ранение и вынужден был отправиться сюда на реабилитацию. Их встреча была душевной и милой: «Мы встретились старыми приятелями. Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах».

Предлагаем ознакомиться с характером Печорина в романе Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”

Печорин в Пятигорске проводит много времени с давним знакомым. Их отношения выглядят дружескими.

Особенности взаимоотношений Печорина и Грушницкого

Несмотря на видимое приятельство и дружеские отношения, говорить об истинных дружеских чувствах не приходится как со стороны Грушницкого, так и со стороны Печорина.

Печорин не верит в истинность дружбы, он считает, что описываемое чувство бескорыстной и преданной дружбы – это утопия. Для Печорина нет друзей. Люди, с которыми у него возникают приятные отношения в общении, он называет приятелями.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием повести “Княжна Мэри”, которая принадлежит перу Михаила Юрьевича Лермонтова.

Со стороны Грушницкого ситуация еще хуже. Он, в отличие от Печорина, считает, что истинная дружба возможна и реальна, но дружбы по отношению к Печорину не испытывает. Юнкер был выходцем из небогатых дворян, поэтому его жизненный путь часто страдал от недостатка финансов. Так, например, он не мог получить высококачественного образования, жить в свое удовольствие, предаваясь развлечениям и так далее. Грушницкий завидует Печорину. Его дружба показная и не соответствует действительности.

Печорин обладает проницательным характером – он способен увидеть не только достоинства Грушницкого, но и его негативные качества характера. Со временем Грушницкий понимает, что Печорин знает больше, чем ему нужно было бы, поэтому постепенно между ними развивается неприязнь и вражда.

Причина и повод к дуэли

Печорин уже давно догадывался, что сложные отношения между ним и Грушницким добром не кончатся – рано или поздно они столкнутся, и этот конфликт невозможно будет решить мирным путем. Повод для такого конфликта не заставил себя долго ждать. Причиной конфликта стала влюбленность. В Пятигорске Печорин и Грушницкий знакомятся с княжной Мери. Вскоре Печорин становится частым гостем у девушки, что приносит немало горестей и злости Грушницкому, который влюблен в девушку и намеревается на ней жениться. Однако Печорин, благодаря своему шарму и привлекательности постепенно все больше и больше начинает занимать сердце девушки.

В скором времени Мари уже совсем позабыла о Грушницком и была полна надежды на удачное развитие их отношений с молодым поручиком.

Огорченный Грушницкий решается отмстить девушке и ее новому возлюбленному – Печорину. Грушницкий распускает слухи о том, что между Мари и Печориным существует любовная связь. В то время, такие сплетни могли бы сослужить плохую службу для молодой девушки – окружающие могли бы всерьез подумать, что Мари ведет распутную жизнь и престали бы ее рассматривать в качестве, возможно, будущей жены, а значит, Мари бы осталась старой девой.

Читайте также:
Максим Максимыч - характеристика героя, описание образа

После того, как Печорин узнает об этих сплетнях, от решается вызвать Грушницкого на дуэль и таким образом защитить и свою честь, и честь княжны Мари. У молодого юнкера еще был шанс предотвратить дуэль – ему нужно было признаться, что его рассказы о распущенности Мари – выдумка и фикция, но гордый Грушницкий не решается это сделать.

Дуэль

Ложными сплетнями подлость Грушницкого не закончилась, он решает опозорить Печорина на дуэли и положить ему незаряженный пистолет. Печорин, который случайным образом узнает о коварных планах Грушницкого, не оставляет события плыть по течению и обдумывает план по предотвращению такой несправедливости по отношению к себе.

Когда в следующий раз бывшие приятели снова встречаются друг с другом, (это происходит уже на месте проведения дуэли), то Печорин повторно предлагает Грушницкому отказаться от поединка и обналичить правду по отношению к Печорину и Мари, но и в этот раз Грушницкий отвечает отказом.

Понимая, что обоим им не выйти живыми из поединка, он показывает истинное отношение к Печорину. Бывший приятель утверждает, что ненавидит Печорина и трагедии в их взаимоотношениях избежать никоим образом нельзя – если они разойдутся сейчас мирно, то Грушницкий не покинет попыток лишить Печорина жизни, на крайний случай, он подстережет и нападет на поручика ночью в темноте. Понимая, что дуэль может быть лучшим вариантом окончания их взаимоотношений, Печорин требует предоставить ему полноценное ружье – обескураженному Грушницкому ничего другого не остается, как выполнить это требование. Печорин также меняет место дуэли – теперь дуэлянты должны были стреляться на краю обрыва – таким образом, смерть одного из противников была бы неизбежна – даже при незначительном ранении человек бы упал вниз, чем спровоцировал свою смерть. После выстрела Грушницкий получает ранение и погибает.

Последствия дуэли

Так как дуэли были запрещены, то Печорин должен был понести наказание за участие в незаконном действии, если бы об этом инциденте стало бы известно общественности. Так как дуэль закончилась смертельным исходом для Грушницкого, то огласка была вполне ожидаемым действием. Так и случилось. После обнародования информации о дуэли Печорин, получает свое наказание – его переводят по службе в некую крепость N. Именно здесь Печорин знакомиться с Максимом Максимовичем и Беллой.

Для новых знакомых Печорина взаимоотношения с дуэлянтом стали губительны – он привнес в их жизнь кардинальные изменения, причем не самые положительные.

Таким образом, Печорин, хоть и выглядит откровенным негодяем в отношении многих вещей, все же имеет благородные черты характера. Так, например, он несколько раз призывает решить возникший конфликт мирным путем, делает он это не из-за страха или личной робости, а потому, что не видит веских причин устраивать трагедию. Кроме того, Печорин готов отвечать за свои поступки и слова – он человек слова, в то время как Грушницкий привык действовать исподтишка и боится признавать свою неправоту.

Анализ причин и событий дуэли Печорина и Грушницкого

Анализ эпизода дуэли Печорина и Грушницкого, а также предшествующих ей событий и последствий поможет читателю лучше понять роман «Герой нашего времени», написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. В качестве главного приёма, применяемого в описании конфликта и его причин, автор использовал психологизм. Анализ отрывка помогает понять причины противостояния и характеры героев.

  1. Характеристика героев и предпосылки конфликта
  2. Момент вызова
  3. Причины разногласий
  4. Анализ дуэли

Характеристика героев и предпосылки конфликта

Главный герой романа Лермонтова был человеком неоднозначным. Его сложно назвать хорошим или плохим. Печорину были присущи следующие качества:

  1. Разбирался в психологии человека, но вместо того, чтобы помогать людям, играл с ними в игры.
  2. Умел анализировать. Этот дар он также использовал не по назначению. Он мог совершать великие открытия, но чувствовал, что его знания никому не нужны.
  3. Не зависел от мнения окружающих.
  4. Храбрость и бесстрашие.
  5. Очень себя любил и был эгоистом.
Читайте также:
«Мать» 📚 краткое содержание книги Максима Горького, характеристика главных героев романа, основная идея и тема произведения, сюжет

Печорин и сам прекрасно понимал, что вызывает о себе противоречивые мнения. На самом деле этому есть логическое объяснение. Под влиянием различных жизненных обстоятельств его личность неоднократно менялась и впоследствии стало невозможно отличить, когда он настоящий, а когда нет.

У Печорина был друг Грушницкий, его можно кратко описать следующим образом:

  1. Человеком он был милым и забавным.
  2. Плохо разбирался в людях.
  3. Был слабохарактерным.
  4. У него романтичная душа.
  5. Очень любил острить и произносить громкие речи.

Отношения персонажей были настолько сложными, что в итоге между бывшими друзьями состоялась дуэль.

Момент вызова

Печорину было известно, что Грушницкий хочет пошутить над ним на дуэли. Герой не стал дожидаться, когда бывший друг вызовет его на поединок, и решил бросить вызов сам. В этот момент Грушницкий активно распускал в обществе слух, что по ночам главный герой захаживал к княжне Мери.

Услышав это, Печорин потребовал клеветника опровергнуть свои слова. Поняв, что бывший друг даже и не собирается этого делать, принял решение вызвать его на дуэль.

Причины разногласий

Причина дуэли Печорина и Грушницкого — натянутые отношения между героями произведения.

Они никогда не уважали и не любили друг друга, несмотря на то что дружили. Печорин знал: всё это может повлечь за собой трагичные последствия и говорил, что в скором времени им придётся встретиться на дуэли. А также он понимал, что одному из них не повезёт.

Отношения между мужчинами сильно накалились, так как главный герой насквозь видел своего друга и понимал, какой он на самом деле человек. Печорин всячески пытался задеть его самолюбие и даже начал оказывать знаки внимания княжне Мэри, зная, как её любит Грушницкий.

В тот момент накал отношений между друзьями стал ещё сильнее и внутренние недовольства начали выходить наружу.

Анализ дуэли

Сцену дуэли в романе можно прочитать в главе «Княжна Мери». Важно постараться разобраться в поведении героев в момент поединка. Грушницкий шёл на него с уверенностью, зная, что в пистолете соперника не будет патронов. Он хотел всего лишь проучить Печорина. Тому же было прекрасно известно о намерениях вражеской шайки.

Перед началом дуэли Грушницкий побледнел и стал сильно переживать. Как потом писал в своём дневнике главный герой — лицо его ежеминутно менялось.

Печорин повёл себя благородно. Так как ему было известно о предательстве соперника, он вновь предлагает Грушницкому забрать свои слова обратно, чтобы избавить себя от участия в дуэли. Этот поступок говорит, что главный герой не хотел смерти бывшего друга, а всего лишь пытался добиться справедливости.

Услышав о намерении стреляться, Печорин до последнего старался показать, что ему известно о преступном замысле. Как потом отметил доктор Вернер, пульс его в этот момент зашкаливал, но на лице не было ни единого признака переживания.

Главный герой обозначил свои условия — стреляться на краю площадки. Этим он поставил соперника в затруднительное положение. У Грушницкого было право выбора — убить или всё-таки извиниться за клевету и прекратить дуэль. Он не хотел убивать и долго не мог решиться на выстрел, но побоялся, что секундант и все остальные начнут его презирать и всё-таки решил стрелять. Печорин в этот момент внимательно наблюдал за соперником и пытался разглядеть в нём хоть каплю раскаяния, а оказалось, что ничего, кроме скрывающейся улыбки, он там не увидел.

Главный герой вновь спросил противника, не желает ли он остановить поединок и извиниться, а после попросил доктора перезарядить его оружие, тем самым показал, что ему прекрасно известно о злом замысле. Герой снова предлагает сопернику извиниться, напоминая, что когда-то они дружили. В итоге герой всё-таки выстрелил, после того как услышал «что на земле им вдвоём нет места».

Краткий анализ дуэли Печорина и Грушницкого, рассказ о предпосылках и самом эпизоде, поможет лучше разобраться в содержании романа и написать по этой теме хорошее сочинение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: