Эпитет – определение, роль в русском языке, сравнение с метафорой

Чем метафора отличается от эпитета

Метафора явля­ет­ся скры­тым срав­не­ни­ем, чем отли­ча­ет­ся от эпи­те­та — образ­но­го опре­де­ле­ния пред­ме­та или явле­ния.

Метафора и эпи­тет явля­ют­ся тро­па­ми худо­же­ствен­но­го сти­ля речи. Эти образ­ные сред­ства дела­ют речь выра­зи­тель­ной и яркой. Оба тро­па воз­ни­ка­ют на уровне ассо­ци­а­тив­ных свя­зей меж­ду при­зна­ка­ми, состо­я­ни­ем или дей­ствий явле­ний и пред­ме­тов, и-за чего ино­гда быва­ет затруд­ни­тель­но опре­де­лить отли­чие мета­фо­ры от эпи­те­та. Чтобы выяс­нить, чем отли­ча­ет­ся мета­фо­ра от эпи­те­те, вспом­ним основ­ные чер­ты инте­ре­су­ю­щих нас худо­же­ствен­ных средств язы­ка.

Метафора — средство речевой выразительности

Метафора воз­ни­ка­ет как пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та на дру­гой на осно­ве сход­ства зри­тель­ных и слу­хо­вых вос­при­я­тий, эмоционально-психологических и вку­со­вых пред­став­ле­ний, внут­рен­них и внеш­них осо­бен­но­стей пред­ме­та или явле­ния (раз­ме­ра, фор­мы, рас­по­ло­же­ния в про­стран­стве, функ­ции и пр.).

Этот вид тро­па осно­вы­ва­ет­ся на сопо­став­ле­нии ново­го пред­ме­та с уже извест­ным, нахож­де­нии точек сопри­кос­но­ве­ния в чем-либо и выде­ле­нии их общих при­зна­ков, напри­мер:

  • чело­век шеп­чет — шепот волн,
  • бесе­да с дру­гом — бесе­да птиц,
  • синее море — море радо­сти,
  • плач ребен­ка — плач серд­ца.

Эпитет — образное определение

Ни одно худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние не состо­ит­ся без опре­де­ле­ний, обо­зна­ча­ю­щих пред­ме­ты или явле­ния дей­стви­тель­но­сти. В про­из­ве­де­ни­ях лите­ра­ту­ры опре­де­ле­ния суще­ству­ют осо­бен­ные, кото­рые не толь­ко назы­ва­ют при­знак пред­ме­та, но и выра­жа­ют эмо­ци­о­наль­ное, образ­ное вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти худож­ни­ком сло­ва. Такие образ­ные опре­де­ле­ния назы­ва­ют­ся эпи­те­та­ми.

Понаблюдаем, как мастер­ски исполь­зу­ет эпи­те­ты поэт А. К. Толстой:

Вновь рас­тво­ри­лась дверь на влаж­ное крыль­цо,
В полу­ден­ных лучах сле­ды недав­ней сту­жи
Дымятся. Теплый ветер пове­ял нам в лицо
И мор­щит на полях сине­ю­щие лужи.

Эпитеты помо­га­ют создать образ­ную кар­ти­ну мира. Автор через приз­му сво­е­го эмо­ци­о­наль­но­го вос­при­я­тия смог рас­цве­тить её крас­ка­ми слов-эпитетов и сде­лал яркой и выра­зи­тель­ной.

Отличие метафоры от эпитета

1. Метафора — это образ­ное скры­тое срав­не­ние, кото­рое мож­но пре­вра­тить в срав­ни­тель­ный обо­рот, напри­мер:

Пчела из кельи вос­ко­вой
Летит за данью поле­вой.

Поэт упо­тре­бил мета­фо­ру, в кото­рой улей подо­бен келье, сде­лан­ной из вос­ка:

улей — келья из вос­ка.

Эпитет — это худо­же­ствен­ное опре­де­ле­ние, кото­рое невоз­мож­но транс­фор­ми­ро­вать в срав­ни­тель­ный обо­рот.

2. Эпитет харак­те­ри­зу­ет кон­крет­ный пред­мет ино­гда с неожи­дан­ной сто­ро­ны. В мета­фо­ре не суще­ству­ет такой кон­кре­ти­ки. Метафора воз­ни­ка­ет в резуль­та­те ассо­ци­а­тив­ной свя­зи меж­ду дву­мя пред­ме­та­ми, в резуль­та­те чего воз­ни­ка­ет на осно­ве их подо­бия поэ­ти­че­ский образ.

3. Эпитеты обыч­но выра­жа­ют­ся при­ла­га­тель­ны­ми, существительными-приложениями, наре­чи­ем, обо­зна­ча­ю­щим образ дей­ствия.

Метафора пред­став­ля­ет собой обо­рот речи, состо­я­щий из слов раз­ных частей речи. Метафора быва­ет раз­вер­ну­той, в соста­ве кото­рой исполь­зу­ют­ся эпи­те­ты как её состав­ля­ю­щая часть, напри­мер, чита­ем у В. В. Маяковского:

Парадом раз­вер­нув
моих стра­ниц вой­ска,
Я про­хо­жу
по стро­чеч­но­му фрон­ту.
Стихи сто­ят
свинцово-тяжёло,
гото­вые и к смер­ти
и к бес­смерт­ной сла­ве.

Поэт упо­доб­ля­ет свою поэ­зию гроз­но­му ору­жию, а виды её и худо­же­ствен­ные сред­ства — ору­жию раз­но­го рода войск. Метафору допол­ня­ют эпи­те­ты, созда­вая всю пол­но­ту ярко­го поэ­ти­че­ско­го обра­за.

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.
статья по русскому языку (10 класс) по теме

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.

Скачать:

Вложение Размер
tropy.docx 30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.

Троп — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы широко используются в литературных произведениях, ораторском искусстве и в повседневной речи.

Основные виды тропов: Эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.

Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).

Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии, так и в прозе.

Эпитеты могут быть выражены разными частями речи (матушка-Волга, ветер-бродяга, очи светлые, сыра земля). Эпитеты — очень распространённое в литературе понятие, без них невозможно представить ни одного художественного произведения.

Под нами с грохотом чугунным
Мосты мгновенные гремят. (А. А. Фет)

Метафора («перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.

В метафоре можно выделить 4 «элемента»:

Категория или контекст,

Объект внутри конкретной категории,

Процесс, каким этот объект осуществляет функцию,

Приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.

В лексикологии — смысловая связь между значениями одного полисемантического слова, основанная на наличии сходства (структурного, внешнего, функционального).

Метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова.

В современной теории метафоры принято различать диафору (резкую, контрастную метафору) и эпифору (привычную, стертую метафору).

Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: «Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав».

Реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим. Модель: «Я вышел из себя и вошёл в автобус».

Ваня сущий вьюн; Это не кот, а бандит (М.А. Булгаков);

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым. (С. А. Есенин)

Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

В сравнении выделяют: сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения, сравнительный признак). Одной из отличительных черт сравнения, является упоминание об обоих сравниваемых предметах, при этом общий признак упоминается далеко не всегда Сравнение следует отличать от метафоры.

Сравнения характерны для фольклора.

Известны разные виды сравнений:

Сравнения в виде сравнительного оборота, образованного при помощи союзов как, будто, словно, точно: «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт». Бессоюзные сравнения — в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом — моя крепость». Сравнения, образованные при помощи существительного в творительном падеже: «он ходит гоголем». Отрицающие сравнения: «Попытка — не пытка».

Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье (А.С. Пушкин);

Под ним струя светлей лазури (М.Ю. Лермонтов);

Метони́мия («переименование»,«имя») — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.

Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают: метонимия основана на замене слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот) а метафора — «по сходству». Частным случаем метонимии является синекдоха.

Пример: «Все флаги в гости будут к нам», где «флаги» означают «страны» (часть заменяет целое). Смысл метонимии в том, что она выделяет в явлении свойство, которое по своему характеру может замещать остальные. Таким образом, метонимия по существу отличается от метафоры, с одной стороны, большей реальной взаимосвязью замещающих членов, а с другой — большей ограничительностью, устранением тех черт, которые не заметны в данном явлении непосредственно. Как и метафора, метонимия присуща языку вообще (ср., например, слово «проводка», значение которого метонимически распространено с действия на его результат), но особенное значение имеет в художественно-литературном творчестве.

В ранней советской литературе попытку максимального использования метонимии и теоретически и практически дали конструктивисты, выдвинувшие принцип так называемой «локальности» (мотивировку словесных средств темой произведения, то есть ограничение их реальной зависимостью от темы). Однако эта попытка не была достаточно обоснована, поскольку выдвижение метонимии в ущерб метафоре незакономерно: это два различных пути установления связи между явлениями, не исключающие, а дополняющие друг друга.

Общеязыковая, общепоэтическая, общегазетная, индивидуально-авторская, индивидуально-творческая.

«Я три тарелки съел»

«Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и тут»

Сине́кдоха — троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется:

Единственное число вместо множественного: «Всё спит — и человек, и зверь, и птица». (Гоголь);

Множественное число вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны». (Пушкин);

Часть вместо целого: «Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства». (Герцен);

Родовое название вместо видового: «Ну что ж, садись, светило». (Маяковский) (вместо: солнце);

Видовое название вместо родового: «Пуще всего береги копейку». (Гоголь) (вместо: деньги).

Гипе́рбола («переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Например: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».

Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъёма, равно как и романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией.

Фразеологизмы и крылатые выражения

«быстрый как молния», «молниеносный»

«многочисленный как песок на берегу моря»

«мы не виделись уже сто лет!»

У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.

— Н. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Миллион козацких шапок высыпал вдруг на площадь. …

…за одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец.

— Н. Гоголь. Тарас Бульба

О нашей встрече — что там говорить,
Я ждал её, как ждут стихийных бедствий,
Но мы с тобою сразу стали жить,
Не опасаясь пагубных последствий!

Литóта, лито́тес (простота, малость, умеренность) — троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения.

Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой. В литоте на основании какого-либо общего признака сопоставляются два разнородных явления, но этот признак представлен в явлении-средстве сопоставления в значительно меньшей степени, нежели в явлении-объекте сопоставления.

Например: «Лошадь величиной с кошку», «Жизнь человека — один миг» и т. п.

Многие литоты являются фразеологизмами или идиомами: «черепашьи темпы», «рукой подать», «денег кот наплакал», «небо показалось с овчинку».

Литота есть в народных и литературных сказках: «Мальчик-с-пальчик», «мужичок-с-ноготок» «девочка-дюймовочка».

Литотой (иначе: антенантиозис или антенантиоз) также называется стилистическая фигура нарочитого смягчения выражения путём замены слова или выражения, содержащего утверждение какого-то признака, выражением, отрицающим противоположный признак. То есть предмет или понятие определяется через отрицание противоположного. Например: «умен» — «не глуп», «согласен» — «не возражаю», «холодный» — «не тёплый», «низкий» — «невысокий», «известный» — «небезызвестный», «опасный» — «небезопасный», «хорошо» — «неплохо». В этом значении литота есть одна из форм эвфемизма (нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений.).

…а любовь к жене охладеет в нём

Ирония («насмешка») — троп, при том смысл, с точки зрения должного, скрыт или противоречит (противопоставляется) `смыслу` явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…» Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.

Прямая ирония — способ принизить, придать отрицательный или смешной характер описываемому явлению.

Антиирония противоположна прямой иронии и позволяет представить объект антииронии недооценённым.

Самоирония — ирония, направленная на собственную персону. В самоиронии и антииронии отрицательные высказывания могут подразумевать обратный (положительный) подтекст. Пример: «Где уж нам, дуракам, чай пить».

Сократова ирония — форма самоиронии, построенная таким образом, что объект, к которому она обращена, как бы самостоятельно приходит к закономерным логическим выводам и находит скрытый смысл иронического высказывания, следуя посылкам «не знающего истины» субъекта.

Ироническое мировоззрение — состояние души, позволяющее не принимать на веру расхожие утверждения и стереотипы, и не относиться слишком серьёзно к различным «общепризнанным ценностям».

“Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!” (И. А. Крылов)

Аллего́рия (сказание) — художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

Как троп, аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение.

Пример: правосудие — Фемида (женщина с весами).

Грустит соловей у поверженной розы,
надрывно поёт над цветком.
Но льёт и садовое пугало слёзы,
любившее розу тайком.

— Айдын Ханмагомедов. Две любви

Аллегория — художественное обособление посторонних понятий, с помощью конкретных представлений. Религия, любовь, душа, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются от поступков и следствий того, что соответствует заключённому в этих понятиях обособлению, например, обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времён года — с помощью соответствующих им цветов, плодов или же занятий, беспристрастность — посредством весов и повязки на глазах, смерть — посредством клепсидры и косы.

То с трепетным смаком,
то друга в объятьях душа,
как лилия с маком,
целуется с сердцем душа.

— Айдын Ханмагомедов. Поцелуйный каламбур.

Олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось,
Мочалами ноги изопутаны.

Олицетворение было распространено в поэзии разных эпох и народов, от фольклорной лирики до стихотворных произведений поэтов-романтиков, от прециозной поэзии до творчества ОБЭРИУтов.

В стилистике и поэтике, перифра́з (перефра́з, перифра́за; «описательное выражение», «иносказание», «высказывание») — это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»).

В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат». Различают логические перифразы («автор „Мёртвых душ“») и образные перифразы («солнце русской поэзии»).

Нередко перифраз используется для описательного выражения «низких» или «запретных» понятий («нечистый» вместо «чёрт», «обойтись посредством носового платка» вместо «высморкаться»). В этих случаях перифраз является одновременно эвфемизмом.

2. Григорьев В. П. Троп // Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.

3. Петровский М. Троп // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2 т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 2. П—Я. — Стб. 984—986.

5. Николаев А. И. Лексические средства выразительности // Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. — Иваново: ЛИСТОС, 2011. — С. 121—139.

6. Панов М. И. Тропы // Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской. М.: Флинта; Наука, 1998.

7. Топоров В. Н. Тропы // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок помогает сформировать у учащихся умение различать такие средства художественной выразительности, как савнение, метафора, метонимия, синекдоха; способствует развитию навыка работы с художественным.

Урок по литература.

Презентация к уроку на тему: Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения.

Материалы к урокам развития речи.

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему “Средства художественной выразительности”. Разработан в соответствии ФГОС. Материал расширяет представление о языке как о .

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Цель: актуализация знаний о сравнении и его видах.Задачи: 1. Ознакомиться с разными видами сравнений.2. Научиться различать разные виды сравнений.3. Закрепить полученные знания путем создания творческ.

Положительные и отрицательные герои комедии “недоросль”: описание персонажей (таблица)

Характеристика героев в комедии “Недоросль” (таблица)

Как и было принято в классицизме, герои комедии “Недоросль” четко делятся на отрицательных и положительных.

Однако наиболее запоминающимися, яркими являются все же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, ее брат Тарас Скотинин и сам Митрофан.

Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов.

Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонерами, отражающими авторскую позицию. Образованные, наделенные только положительными чертами, они являются идеальными — не могут творить беззакония, им чужда ложь и жестокость.

Охарактеризуем подробнее каждого из персонажей:

Герои Характеристика Речь персонажа
Отрицательные персонажи
Госпожа Простакова Центральный отрицательный персонаж, представительница крепостного дворянства. Изображена необразованной, невежественной и злобной бабой, которой принадлежит вся власть в семье: “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Она убеждена в том, что образование излишне и даже вредно: “Без науки люди живут и жили”. Двуличная особа: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, даже агрессивно, а к людям, от которых зависит ее положение, пытается подольститься. Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. “Презлойфурией, которой адский нрав делает несчастье целого дома” называет ее Правдин. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства — сын Митрофанушка, “друг сердешный”, “душенька”. Поэтому в финале ее даже жаль, ведь и он отворачивается от нее. Тришке – “скот”, “мошенник”, “воровская харя”, “болван”; Еремеевне – “бестия”, “каналья”, “собачья дочь”.Стародуму – “благодетель”.”Что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не сможем”.”Плуты, воры, мошенники! Всех велю прибить до смерти.”
Скотинин Еще один резко отрицательный персонаж, обладатель скотоподобной фамилии, самовлюбленный и жестокий. Единственная страсть — свиньи и все, что с ними связано, придает его образу некое подобие животного. “Я от роду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки”.”Люблю свиней…””В деревеньках ваших водятся ли свинки?”” Я и своих поросят завести хочу”.”…как чорта изломаю… будь я свиной сын…””Эко счастье привалило”.”Я бы те… за ноги, да об угол”, “Ах ты чушка проклятая!” – Митрофану.”Да вишь как развизжалась” – о сестре.
Митрофан Недоросль шестнадцати лет, сын провинциальных помещиков. Его имя “говорящее”, ведь Митрофан в переводе с греческого – “похожий на мать”. Такой же двуличный: тиран по отношению к домашним, униженно просит прощения у Стародума в финале. Обладает несомненной хитростью. Например, сон, где “матушка бьет батюшку”. Воспитание зависит от быта, среды, условий формирования человека. Митрофан, выросший в невежественной семье, сам невежественен, глуп и ленив. Митрофанушка — не только полный невежда, питающий отвращение к учению, но и эгоист, для него не существует ничего значимого, кроме собственных интересов. “Невежда без души — зверь”, по словам Стародума. Грубый и жестокий по отношению к крепостным, учителям, няньке, отцу. “Он хотя и шестнадцати лет, достиг уже до последней степени своего совершенства и далее не пойдет”, – говорит о нем Софья. “Чушка проклятая”, как называет его дядя, – конечный итог деградации дворянства при уродующем душу воспитании. Исторически “недорослем” считался молодой дворянин, не получивший от учителя письменного удостоверения о выучке. Его не принимали на службу, не разрешалось вступать в брак. Образ “недоросля”, благодаря комедии, стал нарицательным: обычно так говорят о глупых и невежественных людях. Еремеевне – “старая хрычовка”; дяде – “Убирайся, дядюшка; проваливай”; “гарнизонная крыса” – учителю Цыфиркину..”Пострел их побери и с Еремеевной” – об учителях.”Не хочу учиться, хочу жениться”.”Все к чорту!”
Простаков Человек безвольный и слабый. О нем точно нельзя сказать, что он “глава семьи”. Во всем подчиняется супруге и боится ее. Предпочитает не иметь своего мнения — сцена с шитьем кафтана: “При твоих глазах мои ничего не видят”. Неграмотный “бесхребетный подкаблучник”, в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, “как надлежит родителю”. “Он смирен”, – говорит о нем Правдин.
Положительные персонажи
Правдин Государственный чиновник, направленный для проверки положения в имении Простаковых. Произвол, по его мнению, является непростительным пороком. Тирания заслуживает наказания. Поэтому правда восторжествует и имение у жестокой и деспотичной Простаковой будет отобрано в пользу государства. “Из подвига сердца моего неоставляю замечать злонравных невежд, которые, имея над людьмисвоими… власть, употребляют ее во зло бесчеловечно”.”Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается…особливое старание о воспитании”.
Софья Племянница Стародума. Приличная, добрая, умная девушка. В переводе с греческого имя ее “мудрость”. Честная и образованная. “Бог дал тебе всеприятности твоего пола,… сердце честного человека”, – говорит ей Стародум. “Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть… Нельзя не любить правил добродетели… Они – способы ксчастью”.”Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных”.
Стародум Дядя и опекун Софьи. Выполняет роль резонера, высказывающего мысли автора. Его имя говорит, что он воспитан в эпоху Петра и придерживается ее идеалов, когда при дворе служили верно и честно, не лебезя перед “сильными мира сего”. И свое состояние и положение он честно заслужил: был на военной службе, служил и при дворе. Обладает прямодушием и нетерпением к несправедливости. Человек, наделенный властью, по его мнению, не должен ни в коей мере нарушать права других людей. “Просвещение возвышает одну добродетельную душу”.”Наличные деньги не наличные достоинства”.”Начинаются чины — перестает искренность”.”Имей сердце, имей душу – и будешь человек во всякое время”.”Достоинство сердца неразделимо”.”Главная цель всех знаний человеческих – благонравие”.
Милон Красавец-офицер, жених Софьи. Несмотря на молодость, уже принимал участие в военных действиях, где геройски себя проявил. Скромен. “Молодой человек больших достоинств”, “вся публика считает его честным и достойным человеком”, по словам Стародума. “Я влюблен, и имею счастье быть любим”.”Я полагаю истиннуюнеустрашимость в душе, а не в сердце…”
Второстепенные персонажи
Цыфиркин В прошлом солдат, поэтому дорожит понятиями долга и чести: “За службу деньги брал, а по-пустому не бирал и не возьму”.Грубоватый, но прямолинейный и честный. “Праздно жить не люблю”, – говорит он. “Прямым добрым человеком” назван Стародумом. “Здешни господа добры командеры!”, “здесь беглый огонь в суткисряду часа по три”.”Здравствовать сто лет, да двадцать, да еще пятнадцать, несчетны годы”.
Кутейкин Недоучившийся семинарист с “говорящей” фамилией: кутья – обрядовая каша, обязательное святочное и поминальное блюдо. Человек, несомненно, хитроватый, о чем свидетельствует выбор текста при обучении Митрофана: “Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков”, “сиречь животина, скот”. Жаден к деньгам, старается не упустить своего. Церковно-славянская лексика: “тьма кромешная”, “горе мне грешному”, “звах бых”, “приидох”, “убояся бездны премудрости”.
Вральман Немец Адам Адамович – бывший кучер Стародума. Человек — проходимец, о чем и говорит его фамилия, выдает себя за ученого, который может научить “по-французски и всем наукам”, а сам мешает другим учителям. Обладатель лакейской души, старается понравиться Простаковой, нахваливая Митрофана. Сам невежественен и бескультурен. “Умарить хотят репенка!””Шиучи с стешними хоспотами, касалосьмне, што я фсе с лошатками”.
Еремеевна Нянька Митрофана. Искренне служит в доме Простаковых, любит своего воспитанника Митрофана, но вознаграждена за свою службу так: “По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день”. “… я б с ним поломалась…я б и клыков беречьне стала”.”…как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно”.

(Пока оценок нет)
Loading…

Внутренний мир сочинение 15.3.

Характеристика героев в комедии “Недоросль” (таблица)

Categories: Сочинения на свободную тему

Недоросль: положительные и отрицательные герои. Герои комедии Недоросль Фонвизина

В 1782 году закончил работу над лучшим своим произведением – комедией «Недоросль» – Д. И. Фонвизин.

Написанная в соответствии с традициями классицизма, она тем не менее стала новаторской для своего времени.

Краткая характеристика героев в комедии «Недоросль» Фонвизина

Фонвизин в своем произведении попытался отобразить порочные нравы провинциального дворянства того времени. Отдельной темой, на которой автор постарался заострить внимание читателя является проблема воспитания молодого поколения. Образ и характеристика главных героев комедии «Недоросль» поможет понять, кто является положительным, а кто отрицательным персонажем. Каждый из них по-своему индивидуален. Многое можно понять, прочитав их имена и фамилии. Глядя на них видишь, какими показателями характера они наделены и что из себя представляют.

Простакова

Дворянка по происхождению. Мать Митрофанушки. Не любит людей и супруга. При любом удобном случае дает мужу понять, что он никто в доме. Женщина командир. Необразованна. Невоспитанна. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. Злая, грубая баба. Души не чает в единственном сыне. Питает страсть к деньгам. Ради наживы и выгоды пойдет по головам. Хитра и коварна. Именно она придумала план, как обвести вокруг пальца сиротку и женить на ней сынка. Будущее Митрофана для Простаковой на первом месте. Все для него любимого, но сам сынок вряд ли в состоянии оценить по достоинству всепоглощающую материнскую любовь и заботу.

Простаков

Муж Простаковой. Полностью соответствует фамилии. Этакий простачок. Подкаблучник. Пассивный, безвольный мужчина. Привык, что в доме всем рулит жена. Всегда старается угодить ей, иначе можно попасть под горячую руку супруги, а она у нее тяжелая. Самому не раз приходилось получать оплеухи от женушки. Любит сына. В душе гордится единственным наследником. Правда, непонятно, какие могут быть причины для гордости, если сын, кроме презрения ничего вызывать не может.

Митрофан

Главный герой комедии. Сын Простаковых. Недоросль. Подросток шестнадцати лет от роду. Маменькин сынок. Привыкший, что мамаша и ее окружение выполняют любое желание по щелчку пальца, и не дай бог, кто ослушается юного господина. Избалованный, эгоистичный юноша. Любит деньги. Не уважает старших. Никчемный молодой человек. Учеба для него тяжкий труд. Не по зубам ему гранит науки. Ленив. Зато предложение жениться вызвало у парня неподдельный интерес. Вот бы такое рвение да в нужное русло. Невежественен и глуп.

Скотинин

Брат Простаковой. Дворянин. Любит свиней и деньги. Невежественен. Груб. Необразован. Из-за приданого готов был взять в жены Софью, не питая к ней чувств. Невоспитанный, неотесанный мужик. Копия своей сестры.

Софья

Сирота. Дворянка по происхождению. Племянница Стародума, которую под свое крыло взяли Простаковы. Юное, чистое создание. Богатая наследница, что послужило поводом для стычки между хозяйским сыном и Скотининым. Получила хорошее образование. Честна, порядочна. Доброй души человек. Отличается отзывчивостью. Верная. Любит своего жениха Милона. Готова бороться за свою любовь до последнего.

Стародум

Дядя Софьи. Опекун девушки, вынужден был покинуть племянницу на длительное время, чтобы улучшить положение и встать на ноги для ее блага. Хороший наставник. Дает правильные советы. Сильная, авторитетная личность. Мудрый, рассудительный. Добрый. Все нажитое заработал честным трудом. Прямолинеен.

Милон

Жених Софьи. Честный, порядочный парень. Военный. Искренне любит Софью. Высокоморален. Образован. Скромен. Честь и отвага для него не пустые слова. Достойная партия для любой девушки.

Правдин

Государственный служащий. Чиновник. Честный, порядочный человек. Занимается тем, что подвергает наказанию помещиков, отличающихся жестокостью по отношению к крепостным.

Цыфиркин, Кутейкин, Вральман

Горе преподаватели хозяйского сына. Ни один не получил должного образования. Все они из бывших простых работяг.

Вральман работал кучером. Немец. Учит Митрофана иностранному языку. Хитрый, льстивый. Способен на подлость и обман.

Кутейкин обучает недоросля грамоте. Дьячок. Учитель из него никакой. Расчетлив. Труслив.

Цыфиркин. Из бывших военных. Преподает арифметику. Добрый, честный мужчина. Как учитель ничего из себя не представляет.

Еремеевна

Няня Митрофана. Обычная крестьянка. Женщина верно и преданно, как собака, служит хозяйке на протяжении жизни. Терпеливо сносит оскорбления, рукоприкладство, не выражая недовольства. Получает мизерную зарплату, но попросить поднять жалованье у нее не хватит духа, не в ее это характере. Принимает жизнь такой, какая есть.

Тришка

Крепостной крестьянин. Портной при дворе. Не имеет профессионального швейного образования. Неглуп. Может постоять за себя и огрызнуться в ответ на замечания хозяйки. Отличается рассудительностью.

«Недоросль» главные герои

Комедия «Недоросль» была создана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. Центральной проблемой произведения выступает порицание дворянского воспитания тех времен. Пьеса содержит признаки классического стиля. Типичной литературным приемом является употребление говорящих имен и фамилий, которые четко отражают характер персонажа. Название пьесы отражает суть указа Петра I, где и оговаривалась невозможность дворян, не имеющих образования, служить и жениться. Актуальность проблематики произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ.

Характеристики героев «Недоросль»

Главные герои

Митрофанушка

В образе Митрофана, автор высмеивает грубость, невежество и застой российского дворянства. Главному герою шестнадцать лет от роду, живет он с родителями. Митрофан единственный ребенок в семье. Он абсолютно необразован. Все только хвалят Митрофанушку за отсутствие стремления к учебе.
Персонаж предстает перед читателем как избалованный и не уважающий других молодой человек. Он не уважает собственного отца, льстит и пользуется расположением матери.

Стародум

В “Недоросле” герой Стародум – это дядя и опекун Софьи. Его имя указывает на поколение придворных людей, которые несли свою службу честно и без заискивания перед «сильными мира сего». Он говорит словами автора. Персонаж характеризуется искренним прямодушием и отрицанием всякой несправедливости. Человек, обладающий полномочиями и властью не должен пренебрегать правами других людей – вот основной моральный принцип героя. Положительный герой, который выступает выразителем авторского замысла.

Простакова

Узловой отрицательный герой. Показана как необразованная и невежественная баба. Она концентрирует в своих руках власть в семье. Единственный человек, к которому она питает добрые чувства — ее сын. Основной характеристикой ее образа является безумное, и даже животное чувство любви к сыну. Она уверена в том, что все, что хорошо Митрофану – выгодно, а остальное – плохо. По ее мнению способ, которым достигается желаемое, не имеет особой важности, главное – результат.

Правдин

Государственный служащий, который отправлен с целью проверки истинного положения дел в имении Простаковых. Человек порядочный и честный. Он отмечает все признаки произвола и самодурства. Дело Простаковых заботит его не только как дело государственной важности. Герой желает пресечь помещичий произвол. Правда возьмет верх и имение у жестокой и деспотичной жены будет изъято.

Второстепенные персонажи

Няня Еремеевна

Образ Еремеевны, няни Митрофана олицетворяет пагубное влияние крепостного права на дворовых слуг. Еремеевна сорок лет служит Простаковым — Скотининым. Она самоотверженно предана хозяевам, привязана к их дому как рабыня. У няни чрезвычайно выработано чувство долга. Она переживает за Митрофана, хотя и многое терпит от него.

Скотинин

Второй крайне отрицательный персонаж, из перечня образов. Фамилия и единственная страсть — свиньи говорят сами за себя. Эти черты придают образу некоторое сходство с животным. Он вырос в семье, которой было чуждо просвещение и моральные ценности. Персонаж характеризуется некоторой отсталостью, хотя и обладает сообразительностью от природы.

Комедию можно считать собранием анекдотичных ситуаций и рассказов той поры, которые отражают уровень невежества дворянского сословия. Список героев представлен как противопоставление светлого темному. Анализ положительных персонажей не дает ярких эмоций, но выражает авторскую позицию. Основные конфликты отражают борьбу здравого смысла с невежеством. Перечень характеристик действующих лиц пьесы не утратил своей актуальности и в наши дни. Проблематика произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ. Особенностями произведения является то, что благодаря собирательному образу героя, читатель может представить себе трагичность и комичность ситуации.

Краткая характеристика главных героев пьесы Фонвизина «Недоросль»

Денис Иванович Фонвизин написал комедию «Недоросль» в лучших традициях классицизма. С учетом классицистических канонов действующие лица четко делятся на положительных и отрицательных, а их фамилии лаконично отображают основные черты персонажей. Характеристика главных героев пьесы «Недоросль» пригодится для заполнения читательского дневника и при подготовке учащихся 8 класса к уроку русской литературы.

  1. Краткое содержание
  2. Главные герои
  3. Господин и госпожа Простаковы
  4. Митрофанушка и Скотинин
  5. Софья, Стародум и Милон
  6. Основная идея

Краткое содержание

Действие происходит в старинном поместье. Его владельцы, госпожа и господин Простаковы, а также их сын Митрофан, проживают беззаботной жизнью провинциальных помещиков. Еще в усадьбе живет сирота Софья. Ее госпожа поселила у себя в доме, но, как оказалось, не из-за сочувствия, а из-за будущего наследства, которым девушка может свободно распоряжаться после смерти своего опекуна. Софью планируют выдать замуж за брата Простаковой Скотинина.

Планы хозяйки поместья были нарушены, когда юная леди получила весточку от своего дяди Стародума, который до этого времени считался погибшим. Оказалось, что этот человек жив, здоров и едет в гости к племяннице. Он пишет о состоянии в 10 тыс. рублей ежегодного дохода, которое отдает в наследство своей родственнице. После этого письма Простакова начинает обхаживать Софью, которую до того не жаловала, поскольку теперь решила сосватать ее своему сыну Митрофанушке, а Скотинина оставить с пустыми руками.

Стародум был честным и благородным человеком, он желал Софье только добра. У его племянницы уже был кавалер — офицер Милон. Этот молодой человек как раз проходил со своими солдатами мимо деревни. Стародум был знаком с офицером и благословил молодых людей на брачный союз.

В приступе отчаяния Простакова хочет похитить Софью и насильно женить ее на Митрофанушке. Но и в этом случае хитрая госпожа потерпела поражение — Милон успел спасти свою любимую в ночь похищения.

Простакову простили и не стали судить, но ее имение, давно вызывавшее подозрения, передали под государственную опеку. Все разъехались, даже Митрофан бросил мать, поскольку ее не любил, как и никого другого на свете.

Главные герои

В «Недоросле» все действующие лица четко разделены на плохих и хороших персонажей. Отрицательных действующих лиц можно охарактеризовать как представителей «старого» дворянства. К ним относятся:

  1. Госпожа Простакова — хозяйка поместья.
  2. Господин Простаков — ее супруг.
  3. Скотинин — брат Простаковых.
  4. Митрофан — недоросль, сын Простаковых.

Положительные главные персонажи — это поколение «новой» эпохи. Отличительная характеристика этих героев в «Недоросле» — любовь, добродушие, тяга к образованию:

  1. Софья — сиротка, проживает у Простаковых.
  2. Стародум — ее дядюшка.
  3. Правдин — чиновник, который приехал контролировать дела в усадьбе Простаковых.
  4. Милон — офицер, любимый молодой человек Софьи.

Список второстепенных героев составляют наемные работники и прислуга. К этим действующим персонажам относятся:

  1. Цыфиркин — преподаватель математики.
  2. Кутейкин — учитель, бывший семинарист.
  3. Вральман — бывший извозчик, выдает себя за преподавателя.
  4. Еремеевна — няня Митрофанушки.

Господин и госпожа Простаковы

При описании Простаковой нужно сказать, что она является самым ярким негативным героем и наиболее выдающимся персонажем в произведении. Это хозяйка усадьбы, тираничная госпожа, которая полностью подавила слабовольного мужа. Она принимает все важные решения и устанавливает барские порядки.

При этом женщина невежественна, у нее нет хороших манер, она постоянно грубит своим крестьянам. Простакова, как и остальные члены ее семьи, необразованная и ненавидит науку. Образованием Митрофана мать занимается лишь из-за того, что так требуется в светском обществе, однако истинной ценности знаний она не осознает.

Кроме невежества она отличается лживостью, жесткостью, завистью и лицемерием. Единственный человек, которого она обожает, — ее сынок Митрофан. Но слепая нелепая любовь лишь испортила отпрыска. Простакова превратила сына в свою копию в мужском обличии.

При анализе образа господина Простакова становится видно, что он является формальным владельцем усадьбы Простаковых. В действительности всем заведует его властная супруга, которую он сильно боится и не может ей противоречить. Он давно потерял свое достоинство и не имеет своего мнения. Этот человек даже не может сказать, хороший или плохой кафтан, который пошил портной Тришка для Митрофанушки, поскольку боится произнести вслух не то, что ждет его жена.

Митрофанушка и Скотинин

Митрофан — сын Простаковых. В семье его ласково зовут Митрофанушкой. Молодому человеку уже давно начинать взрослую жизнь, однако он не готов к ней. Этот персонаж избалован любовью своей матери, он капризен, жесток к прислуге и преподавателям. Невзирая на продолжительные занятия с учителями, молодой барин беспросветно глуп, он не показывает какого-то стремления к науке и познаниям.

Самое страшное качество Митрофана заключается в том, что он ужасный эгоист. Его ничто не интересует, кроме своих интересов. Юный Митрофан абсолютно не воспринимал материнскую заботу, не признавал собственного дядю. Отношение недоросля к Скотинину можно определить всего по одной его цитате: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я даже не знаю, за что ты на меня вскинулся». Вполне логичным результатом невежественного обращения в доме является окончание пьесы, когда сын оттолкнул свою мать.

Скотинин — брат госпожи Простаковой. Он объединяет эгоизм, ограниченность, невежество, жестокость и жадность. Персонаж питает большую страсть к свиньям и даже сам похож на какой-то скот, на что указывает его «говорящая» фамилия. У этого героя отсутствуют понятия о родственных связях, любви и искренней привязанности. Описывая, насколько хорошо будет жить его будущая супруга, он говорит только о том, что сможет выделить ей лучшую светелку.

Софья, Стародум и Милон

Софья является положительной главной героиней в пьесе. Это образованная, добродушная, робкая и сострадательная девушка. У нее были лучшие учителя, она имеет пытливый ум и жаждет новых знаний. Даже в ужасной атмосфере, царящей в усадьбе Простаковых, Софья не уподобляется ее владельцам, она ведет образ жизни, который ей больше по нраву — много читает, раздумывает, с любым человеком вежлива и приветлива.

Стародум — дядюшка и опекун главной героини. Он стал голосом автора в произведении. Его речи довольно афористичны, он часто думает о жизни, добре, уме, законе, власти, обществе, семье, любви, а также о других важных темах. Он очень мудрый и благородный. Стародум плохо относится к Простаковым и им подобным, не позволяет себе опуститься до грубости и ярко выраженной критики. Его сарказм недалекие «родственники» не могут распознать.

Милон — офицер, возлюбленный главной героини. Это образ защитника и идеального супруга. Он справедлив, не может смириться с подлостью и лживостью Простаковых. Милон смелый как в бою, так и в речах. Этот герой лишен тщеславия и меркантильной расчетливости.

Все «суженые» Софьи рассматривали только ее состояние, офицер же ни разу не сказал, что его будущая жена богата. Он по-настоящему любил девушку еще перед тем, как дядя ей завещал огромное наследство, поэтому в своем выборе юноша руководствовался не доходом невесты, а своими чувствами к ней.

Основная идея

Денис Иванович был человеком эпохи Просвещения, он не воспринимал жестокость, невежливость и грубость. Писатель верил в то, что человек с рождения является чистым листом, поэтому лишь воспитание и качественное образование сделают его высоконравственным, умным и добрым, только так он принесет пользу России.

Воспевание идей гуманизма — основная мысль «Недоросля». Человек, который повинуется зову добра и здравого рассудка, и есть настоящий дворянин.

Если людей воспитают, как в семье Простаковых, то они не смогут выйти за узкие рамки ограниченности и не поймут всей красоты мира, где живут. Они не будут работать на благо общества.

В конце своего произведения Фонвизин описал торжество «возмездия»: Простакова потеряла имение и уважение любимого Митрофанушки, который был воспитан с учетом ее физических и духовных идеалов. Это плата за грубость и невежество.

Еще материалы по теме:

Положительные и отрицательные герои комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Каждый герой комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” сыграл определенную роль в обнажении, высмеивании общественных недостатков, связанных с воспитанием, образованием людей. Через отношение героев друг к другу в разных ситуациях автор поднимает насущные вопросы того времени, раскрывает основную мысль произведения.

Отрицательные герои

Все члены семьи Простаковых являются сторонниками одной идеи – обогащения за счет труда других. Самый простой способ и для госпожи, и для ее брата – удачная женитьба. Поэтому они заслуженно отнесены Милоном к категории “недостойных людей”. Автор относит их к отрицательным героям.

Хозяйка – властная женщина. На первый план выступает жажда наживы любым способом, несмотря на подлые поступки. Она оставляет крестьян без имущества, но даже на этом не останавливается. Ее цель существования – поиск выгоды. На протяжении всей комедии Простаковой движет корысть и лесть. Общая характеристика помещицы сводится к тому, что из “бранчивой” она становится “ласковой до самой низости” в случае, если видит в чем-либо выгоду. Отсутствие образования в некоторой степени радует ее, так как это могло бы помешать заработку денег. Возможности зарабатывать взятками, по ее мнению, ничего не должно мешать, даже обучение грамоте.

Отличаясь меньшей жестокостью по отношению к окружающим, но не меньшим желанием жить вольготно, прикладывая минимум усилий для создания собственного капитала, является сын помещицы – Митрофан. Его характеристика со стороны матери не соответствует истинным качествам подростка: “то-то умное дитя, то-то разумное”. Бесцельная натура, лишь изредка соглашающаяся на уговоры матери заняться наукой, не приспособленная к самостоятельности. Лень и грубость – основные отрицательные характеристики героя. Неуважительное отношение к кормилице – яркий показатель невоспитанности, отсутствия жалости к близким людям.

Полная зависимость господина Простакова от своей жены подчеркивает его неспособность принимать решение в любом жизненном вопросе, слабость. Он находится под влиянием супруги, которая подавляет его волю. Отсутствие желания сопротивляться, безынициативность – качества, за счет которых он дополняет свою жену. Даже любовь к сыну больше похожа на нежелание понять, каков он на самом деле. Ему свойственна боязнь смотреть правде в глаза.

Брат помещицы – Тарас Скотинин. По характеру близок к описанию сестры. Он также порой ведет себя агрессивно, ленив, хотя и имеет определенную цель. Он желает за счет женитьбы на Софье завладеть ее хозяйством. Не интересуется образованием, в грамоте видит скуку. Образ Тараса вобрал в себя признаки некоторых людей того поколения. Он равнодушен к родственным и любовным связям, чувствам, связанным с ними. Имея ограниченные понятия в отношении семейных уз, для него все сводится лишь к обустройству дома, управлению хозяйством, оставляя без внимания интеллектуальный рост. Вражда и соперничество героев между собой лишь подчеркивают их глупость и незанятость.

Положительные герои

Особое внимание автор уделяет положительным героям комедии. Софья – пример для многих девушек в воспитании, порядочности. Она не изменяет своим качествам. Отзывчивость, утонченность привлекают внимание. Ее внутренний мир остается светлым даже среди озлобленных, нелюбящих ее людей. Имея влечение к чтению, девушка с интересом занимается самообразованием. Горячее сердце требует взаимности в любви, радуется всему хорошему, излучая доброту и терпение. На фоне семьи Простаковых она сохраняет человеческий облик. Представляет полную противоположность, помогая разоблачить истинную сущность отрицательных героев произведения.

Участвуя в комических ситуациях, Стародум порой старается посмотреть на всех со стороны, не переставая удивляться бесчеловечности и невежеству этой семьи. Его опыт и мудрость, накопленные и преумноженные с годами, выливаются в поучительный монолог. На каждую проблему у него свое мнение. Размышляя о богатстве, Стародум считает правильным лишь честность и отсутствие подлости. Заработав состояние “без подлой выслуги”, он передает его Софье. Ценит отцовское воспитание, которое, прежде всего, было направлено на душу человека.

Жизнь научила его обдумывать поступки, быть сдержанным и рассудительным человеком. Он разбирается в людях. Фальшь Простаковых разоблачает с первой минуты, не находя в них и доли благонравия. Степенность, приличие пожилого человека противопоставляются неумению помещиков вести себя в обществе в силу своей невоспитанности и необразованности.

Милон разделяет взгляды Стародума. Он является образованным молодым офицером. Воспитанность и справедливость делают его достойной кандидатурой на место мужа Софьи. Возмущению Милона нет предела, когда узнает о тех условиях, куда попала его возлюбленная. Милон – образец лучших качеств, которые необходимы не только храброму воину, но и разумному собеседнику и любящему мужу.

За счет разделения героев произведения на положительных и отрицательных, автор высмеивает жадность, невежество и необразованность, наказывая героев за подлые поступки.

Также читают:

Картинка к сочинению Положительные и отрицательные герои комедии Недоросль Фонвизина

Популярные сегодня темы

День рождения – самый мой любимый праздник. Каждый год, я стараюсь его отметить так, чтобы было что вспомнить. Еще, я очень люблю получать подарки.

На мой взгляд, Тарас Бульба представляет собой одно из наиболее патриотических произведений русской литературы. Гоголю удалось создать такие образы, которые воодушевляют и дают весьма содержательное понимание разумного отношения к себе и родине.

Понятие «забота» сопровождает нас с самого детства. О нас заботятся родители, дедушки и бабушки. Когда мы взрослеем, то понимаем, что и сами должны заботиться о других. Так забота входит в нашу жизнь.

Рассказ «Крыжовник», написанный Антоном Павловичем Чеховым, впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898 году. Произведение входит в «маленькую трилогию» и, как и другие рассказы данного цикла

Жанровая направленность произведения представляется в качестве литературной авторской сказки. Главным героем сказки становится двенадцатилетний мальчик по имени Яков, являющийся сыном сапожника и торговки овощами на рынке.

Читайте также:
Размышления у парадного подъезда - анализ, история, тема и смысл
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: